Меню Рубрики

Полезные ископаемые проект 4 класс

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Читайте также:  Корень солодки сироп полезные свойства и противопоказания

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Нам стало интересно какие полезные ископаемые добывают в недрах нашей страны и как они применяются? Поэтому мы решили создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека, воспользовавшись коллекцией полезных ископаемых.

Вложение Размер
Проект по географии 353.5 КБ
Презентация к проекту 2.33 МБ

Частное общеобразовательное учреждение

Школа-интернат № 18 среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

ПРОЕКТ: «Полезные ископаемые.

Руководитель: учитель географии

Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Нам стало интересно какие полезные ископаемые добывают в недрах нашей страны и как они применяются? Поэтому мы решили создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека, воспользовавшись коллекцией полезных ископаемых.

Цель проекта : создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека.

1. Подобрать материал в источниках информации.

2. Изучить свойства горных пород.

3. Выявить, какие виды промышленных изделий можно получить, используя изменённые свойства горных пород.

4. Создать буклет «Полезные ископаемые. Что это?»

Объект проекта: горные породы и минералы.

Предмет проекта: изменённые свойства горных пород

  1. Работа с литературой.
  2. Поиск в интернете.
  3. Работа с коллекцией полезных ископаемых.

Проектным продуктом является буклет «Полезные ископаемые. Что это?

  1. Изучение литературы по опыту создания буклета.
  2. Определение разделов буклета.
  1. Создание буклета.
  2. Выпуск буклета.
  3. Апробация составления коллекции с использованием буклета.

1. Выявление ошибок, недочетов в работе.

План действий по созданию буклета (октябрь 2015-январь 2016 гг.)

Выявление разделов буклета

Сбор информации о свойствах горных пород (Приложение № 1)

Составление описания видов промышленных изделий, которые можно получить, используя изменённые свойства горных пород

Описание видов промышленных изделий

Апробация составления коллекции минералов и полезных ископаемых

После завершения проекта мы сможем:

  1. Рассказать о полезных ископаемых.
  2. Составлять коллекции минералов и полезных ископаемых.
  3. Осуществлять сбор необходимой информации и выпускать буклеты.

Работая над проектом, мы познакомились со свойствами полезных ископаемых, добычей их и применением. Работа над проектом расширяет знания об окружающей природе и ее охране, о труде людей, учит работать с информационными источниками, вести наблюдения. Благодаря созданному буклету, мы надеемся вызвать желание у одноклассников и учащихся начальной школы узнать больше о нашей прекрасной Родине. Считаем, что цель достигнута.

Подготовка проекта включала в себя сбор материалов по теме работы. Проведение проекта заняло несколько месяцев (октябрь-январь).

В результате работы создан буклет «Полезные ископаемые. Что это?»

Над проектом работали 3-е обучающихся.

Список используемой литературы и источников:

Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2014 г.

www.priroda.perm.ru/mineral/ispmsr/vidytpi/ · 27 КБ

slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00060/79000.htm · 14 КБ

www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pPurlntuxy; · 26 КБ

Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые добывают в недрах страны на данный момент? Всем известно, что в настоящее время уже на территории РФ обнаружено более 20 000 месторождение различных видов. Страна имеет крупные месторождения угля, золота, алюминиевого сырья, олова, платины, вольфрама, графита, никеля и других видов ископаемых. В данной статье мы с вами подробно рассмотрим, какие есть полезные ископаемые в России и их виды. Конечно, преобладающими полезными ископаемыми является твердые, которые располагаются практически на всей территории страны Большинство горных пород —твёрдые тела. Их основные свойства: постоянная форма, прочность .

Многих интересует, какие полезные ископаемые в России стоят на первом месте в мире по подтвержденным общим запасам – это железняк – (264млрд т.). Залежи железной руды отличаются большой глубиной залегания, а также усиленной прочностью и сложным минеральным составом, который имеет в своем содержании 16-32% железа. Месторождения в основном сосредоточены в Европейской части страны. Одним из крупнейших бассейнов в мире считается – Курская магнитная аномалия. Российские месторождения представлены всеми генетическими типами и характеризуются промышленным содержанием титана, железа и ванадия, а также низким содержанием фосфора и серы. Магматические месторождения расположены на Урале, в Карелии, Горном Алтае, в Забайкалье и восточных Саянах.

Измененные свойства горных пород, их использование.

Из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.

Гравий, песок — используют в строительстве дорожных покрытий.

Из известняка и других горных пород производят цемент. А из цемента с водой и песком делают бетон, из которого изготавливают бетонные плиты, необходимые в строительстве.

Горная порода, состоящая из мелко перетёртых камней— глина , из которой можно лепить и строить. Глиняные изделия после обжига приобретают прочность. Кирпич, древние сосуды, современная керамика, фаянсовые изделия—это всё глина!

При нагревании минеральные вещества плавятся. Расплавив песок, люди получили стекло.

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи.

Не трудно обнаружить гранитный утес, залежи торфа или соляное озеро. Иногда полезные ископаемые залегают у поверхности земли. Но чаще скрыты глубоко под землей. Геологам приходится бурить глубокие скважины и извлекать из них образцы пород, по которым и выявляют месторождения полезных ископаемых.

Железные руды —средний и южный Урал, север Иркутской области, Кольский полуостров;

каменный уголь— север Урала, остров Сахалин, Кемеровская область (юг р.Оби);

Нефть —Кавказ, Тюменская область (Обь около впадения Иртыша), слева от среднего Урала (Башкирия) и север Урала по р.Печоре, остров Сахалин (северная часть);

Природный газ — север Тюменской области, Обская губа, среднее течение Волги;

Апатиты —Кольский полуостров, фосфориты – Московская область;

Поваренная соль —низовья Волги, озера Эльтон и Баскунчак, Иркутская область (Усолье-Сибирское)

Золото — север Иркутской области (Бодайбо, по р.Витим), Урал, Дальний Восток

Используя свойства горных пород и минералов люди научились выделять из них нужные вещества. Такие как поваренная соль, природные красители, уже готовы к употреблению. Другие перерабатывают на заводах.

источник

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:
Урок- проект по окружающему миру в 4 классе «Полезные ископаемые».

Урок проводится с целью проверки знаний,умений и навыков, полученных учащимися в ходе изучения темы .Для разработки данной темы использован проектный метод.В ходе занимательной игры- путешествия учащимися был закреплён изученный материал.Тема рассчитана на 5 уроков. Данный урок является завершающим.

(презентация проекта учащихся 4 Г класса).

Тема урока: « Наши подземные богатства»

Образовательная – повторить и закрепить знания о полезных ископаемых России и нашего края;

Методическая – научить учащихся использовать проектный метод; прививать навыки самостоятельного подбора, анализа, систематизации, обобщения материала.

Воспитательная – показать необходимость охраны полезных ископаемых России и Самарской области, прививать бережное отношение к природе, активизировать желание детей к изучению родного края, формировать чувство гордости за родной край.

Читайте также:  Полезен ли массаж простаты при аденоме

Карта Самарской области с месторождениями полезных ископаемых,

Коллекция полезных ископаемых,

Макет представителей древнего мира фауны,

Янтарные бусы, малахитовая шкатулка,

Плакат с названием команды, девиза и цели.

Бейджики с названием команды,

1.Организационный момент ( 1- 2 минуты)

1) Представление команды, ведущих, экскурсовода по карте.

3. Рефлексия « Куда исчезли древние растения и животные?» ( 3 мин.)

Урок- презентация « Полезные ископаемые» проводится с целью проверки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в ходе изучения данной темы по программе общеобразовательной школы « Окружающий мир» (учебник « Мир вокруг нас», 4 класс, автор А. А. Плешаков)

Для разработки данной темы использован проектный метод. В ходе занимательной игры- путешествия учащимися был закреплён изученный материал и проверен уровень усвоения пройденного материала.

Тема « Полезные ископаемые» рассчитана на 5 этапов.

На первом этапе перед учащимися был поставлен проблемный вопрос « Куда исчезли древние животные и растения?»

На втором этапе – исследовательском, дети разбились на 5 команд по 5 человек. Ребята собирали информацию: загадки, тексты, рисунки, стихи для данного урока.

На третьем, конструктивном этапе, учащиеся создавали документы, разрабатывали эскизы, выбирали материал.

Четвёртый этап — технологический. Изготавливали детали проекта.

Пятый этап – заключительный. Защита проекта в виде урока – презентации.

Представители от каждой команды были разбиты на 3 группы:

  1. ведущие – 2 гнома,
  2. помощники – 15 человек,
  3. команда -8 человек.

Ведущие – гномы задавали вопросы команде. После ответов команды помощники обобщали и давали полный ответ на поставленные вопросы. Зрителями являлись дети из других классов, учителя, родители, приглашённые на урок.

Урок помогает ученику через игру, большое количество наглядности усвоить и закрепить полученную информацию.

Проектный метод прививает навыки самостоятельного подбора, анализа, систематизации, обобщения материала. Ценность метода в том, что активное участие в подготовке к уроку – презентации принимают родители. В процессе подготовки к уроку учащиеся реализовали навыки работы с компьютером. Все этапы работы с материалом носили творческий характер.

Методическая разработка данного урока адресована учителям, работающим в начальной школе по программе: А.А. Плешаков « Мир вокруг нас».

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов в год. Урок, к которому прилагаются данные рекомендации, был дан в 4 классе в ходе изучения темы « Наши подземные богатства».

Методический материал адресован учителю в качестве помощи в подборе и систематизации материала по теме «Наши подземные богатства».

Данная разработка урока содержит пояснительную записку, описание хода урока, приложения в виде текстов, рисунков, кроссворда, списка литературы, которым может пользоваться учитель для подготовки.

Данная методическая разработка опробована в ходе преподавания учебного курса « Окружающий мир» в 2012 году в МБУ СОШ №70 учителем Юриной М.Б.

Список литературы, использованной в ходе подготовки к уроку- презентации.

  1. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» Москва, «Просвещение», 2011г.
  2. Детская энциклопедия « Наша планета Земля», издательство «Дом Пилигрим», 1998г.
  3. И.Р.Учайкина, Н.П. Лопухов, В.В.Воронин « География Самарской области»,г. Самара, 2002г.
  4. В.В.Шнырёв и др. «Атлас Самарской области», Роскартография, 1999г.
  5. И.Р.Учайкина « Люби и изучай свой край», г. Самара, 1999г.
  6. М.Г.Ракитина «. Природоведение».Дидактические материалы, г Москва, 2002г.
  7. Интернет- ресурсы.
  1. Куда исчезли древние растения и животные?
  2. Какое богатство нельзя восстановить?

« Всё ли то золото, что блестит?»

Учитель. – Сегодня у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Конечно, мы с вами не сможем сравниться с великими путешественниками, такими как: Колумб, Магеллан, Крузенштерн, Дежнёв и другими. Но проникнуть в тайны родного края, побывать в подземелье можно попробовать. Сверять свой путь мы будем с маршрутной картой, она перед вами на стенде. И, судя по карте, нам предстоит пройти 8 отрезков пути. Только тот, кто доберётся до финиша, узнает: « Всё ли то золото, что блестит?» Чтобы нам не было трудно в пути, на помощь спешат гномы. ( Гномы вбегают с песней « Страна Тра- ля-ля- фалия….»)

1 гном. Здравствуйте, ребята! Собрались в путешествие? Не

торопитесь! Сначала надо проверить, готовы ли вы? Есть ли у вас название команды, девиз и цель?

( Командир и команда отвечают.)

Члены команды « Путешественники»

Члены команды: « Люби и изучай свой край.

Член команды: Узнать, куда исчезли древние животные и растения?

1 гном : — Погодите, погодите, не торопитесь, сами всё узнаете!

И вот ваше первое задание. ( Указкой показывает на маршрутную карту)

Первый пункт « Загадки». За каждый правильный ответ, фишка. А загадывать загадки вам будут мои помощники.

Отгадайте, что же это? ( нефть)

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расположен даже. (песок)

А без неё мало едят. ( соль)

Делать краски и эмали. ( уголь)

2 гном . – С первым пунктом вы справились, переходим ко второму пункту. Попробуйте за одну минуту найти на карте Усолье. Объясните, почему это место так назвали?

— А теперь послушайте моих помощников.

5 помощник . Около Жигулей есть село Усолье. Почему оно так называется? Уже во времена Ивана Грозного существовал соляной промысел в районе речки Усолки. Отсюда и произошло название села Усолье ( у соли). Каждый из нас ежегодно употребляет около 8 кг соли.

2 гном . – Ну что, ребята, я считаю, вы угадали правильно, вот вам фишка и в путь!

1 гном . – Пора бы перекусить! Вопрос: можно ли есть камни? Одна минута на размышление.

— Какие вы догадливые! Но это ещё не приз. А приз будет, когда вы, прослушав информацию, сможете ответить, что нового узнали из рассказа помощников?

6 помощник. Существуют ли съедобные камни? В качестве продуктов питания довольно часто используется глина. На севере Дальневосточного края существуют залежи особой белой глины, которую местные жители часто едят как самостоятельное блюдо или вместе с оленьим молоком. Обычно её называют «земляной сметаной». А в некоторых районах Австралии и Африки считается изысканными лакомствами определённые виды белых, зеленоватых и голубых глин. Их подают в особо торжественных случаях наиболее важным гостям.

2 гном. — Судя по маршрутному листу, существуют ещё и солнечные камни. У вас есть какие- нибудь предположения на этот счёт?

— Да, вы правы! А вот как об этом расскажут мои помощники.

7 помощник. Янтарь — необычный камень. Он представляет собой окаменевшую смолу древнейших хвойных растений. Поэтому природный янтарь имеет характерную форму капель, натёков, сосулек. Нередко в янтаре можно увидеть жуков, мух или муравьёв. Как они попали в глубину « солнечного камня»? По, видимому, насекомые привлечённые блеском текущей смолы, садились на неё и прилипали. Более мелкие из них тонули в смоле и постепенно покрывались новыми её слоями, а более крупным иногда всё- таки удавалось вырваться на свободу. В этом случае в янтаре навеки оставались отпечатки их крыльев.

1 гном. – Вы видели когда — нибудь золото? А кто из вас держал в руках «жидкое золото»? А вот посмотрите! ( нефть в пробирке)

Я приглашаю на сцену настоящих знатоков нефти!

Как только не называют нефть: жидкий огонь, горючая вода, земляное масло. Но самое распространённое и наиболее точное определение этого полезного ископаемого – «чёрное золото». Нефть — один из ценнейших даров Земли, основной и наиболее эффективный источник энергии, без которого немыслимо развитие современной промышленности.

Главное богатство подземных кладовых Самарской области – это нефть. Нефть добывается почти на всей её территории и по трубопроводам перекачивается на перерабатывающие заводы. С 1936 года в области открыто 350 нефтяных месторождений, из которых добыто около миллиарда тонн «чёрного золота».

Читайте также:  Полезные ископаемые архейской эры

2 гном. – Вы уже догадались, что мы ведём речь о полезных ископаемых. А каким образом полезные ископаемые могут быть связаны с водными процедурами, с водой? И опять слово знатокам.

8 помощник. Жили когда — то в древнем море – океане маленькие рачки, улитки в собственном домике- раковинке. И когда они умирали, их раковины падали на дно моря. И так тысячи лет без перерыва сыпался ракушечный дождь: скелеты разных морских существ, панцири рачков.

9 помощник. Шли годы, столетия, тысячелетия. Там, где когда – то было морское дно, возникла суша. Поверхность нашей планеты то поднималась, то опускалась, собиралась в огромные складки- горы. И сегодня мы можем путешествовать по горам, которые состоят из белого камня – известняка. Если положить крупинку известняка под микроскоп, то можно увидеть в нём обломки ракушек.

1 гном. Все из вас любят отгадывать кроссворды, ребусы. И вот такая шифровка пришла к нам из далёкого прошлого. Попробуйте расшифровать! Сдаётесь? Тогда слушайте!

10 помощник. Он может быть бурым или чёрным, блестящим или матовым. Его основу составляют остатки погибших древнейших деревьев и растений, которые разлагаясь, превращаются в рыхлый торф. Торф, покрытый последующими наслоениями погибших растений, оказывается в недрах Земли, а там под действием высокого давления и температуры превращается в твёрдый плотный уголь.

2 гном. – Ну, что друзья, мы с вами подобрались к разгадке, куда же исчезли динозавры? Соберитесь в кружок, вытяните руки с заработанными фишками. Одна минута на размышление. Есть ли у вас ответ?

— Да, действительно, вы правы. Послушайте помощников.

11 помощник. Много миллионов лет назад земля не была такой, какой мы видим её теперь. Густые леса покрывали в то время большие пространства суши. Болотистые берега, покрытые лесом, медленно опускались. Море наступало на сушу, и деревья скрывались под водой. Многие миллионы лет лежали там останки древних растений, животных. На них оседал морской песок, глина покрывала их толстым слоем. Всё глубже скрывались под слоями песка, глины остатки первобытных лесов, животных. Из них – то и образовались полезные ископаемые.

1 гном. Ну, что, ребята, цель свою вы достигли и теперь знаете:

1) Куда исчезли древние животные и растения.

2) Какие полезные ископаемые находятся на территории нашей области.

А самый главный вопрос остался неразгаданным: « Всё ли то золото, что блестит?»

Есть ли ответ на этот вопрос? ( Ответы команды)

-Мне понравилось наше путешествие. Жаль, что остальным ученикам не удалось попутешествовать с нами.

2 гном. – Не переживайте, для всех остальных учеников составлен буклет, прочитав который они узнают:

1. Загадки о полезных ископаемых.

3. Существуют ли съедобные камни?

4. Почему янтарь — солнечный камень?

5. Какое золото называют «чёрным»?
6. Куда исчезли древние животные и растения?

И так, ребята, будьте любознательными! Любите и изучайте свой край!

Давайте с вами послушаем замечательное стихотворение В. Алфёрова о нашем родном крае.

12 помощник. « Люблю заволжские просторы»

Люблю заволжские просторы,

В сторонке тихой и родной.

И россыпь трели соловьиной,

И скромный посвист снегиря…

Люблю пунцовый куст рябины

Чуть внятный шёпот камыша.

Встречать с ружьём у шалаша.

Где бегал в детстве босиком.

И в каждой маленькой травинке

1 гном. – А что же мы будем делать с фишками? Предлагаю заменить их на сладкий приз.

источник

Что такое полезные ископаемые?

Кто ищет месторождения полезных ископаемых?

Виды полезных ископаемых, месторождения и их применение.

Загадки о полезных ископаемых.

Охрана полезных ископаемых

Полезные ископаемые это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

М есторождения природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, а при больших площадях распространения – бассейны .

Поиском месторождений занимаются геологи .

Геология это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)

В России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых . В недрах земли выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти , природного газа , каменного угля , руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов .

Отдельные виды полезных ископаемых

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности,

Кузнецкий, Печерский, Южно – Якутский, Канско — Ачинский угольные бассейны

Применяется в мире химической и нефтехимической промышленности, для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс , ПАВ , моющих средств , пластификаторов , присадок , красителей ,

Западно-Сибирское, Тимано-Печорское, Волго-Уральское, Прикаспийское, Северо-Кавказско-Мангышлак, Енисейско-Анабарское, Лено-Тунгусское, Лено-Вилюйское

Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин ( газотопливная система автомобиля ), котельных , ТЭЦ и др. Сейчас он используется в химической промышленности как исходное сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс. В XIX веке природный газ использовался в первых светофорах и для освещения (применялись газовые лампы )

, Охотское и нефтегазоносные области: Балтийская, Анадырская, восточно-камчатская.

Используется в химической промышленности

Волжский, Тимано-Печорский, Вичегодский сланцевые бассейны.

Используется комплексно как топливо , удобрение , теплоизоляционный материал и др. Торф также является важным газоносным материалом .

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Используются при производстве чугунов и сталей

Курская магнитная аномалия

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала, для изготовления памятников и гранитного щебня

Карелия, Емельяновское месторождение

Применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур .

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство , для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Загадки о полезных ископаемых:
1.Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое , из чего был сделан горшочек?

Глина.
2.Бела, кристаллическая, твердая порода,
применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.
Мрамор.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо».
Железо.
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом»
каменного угля.
Торф.
5. Образуется при разрушении гранита и кварца.
Песок.

6. С итальянского языка название этого ископаемого
переводится как «зернистый»?
Гранит.
7. Без него не может обойтись учитель на уроке.
Мел.
8. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности —
мел, мрамор.
Известняк.
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой.
Нефть.

Охрана полезных ископаемых

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них

образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад.

Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.

Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Если относиться к добыче полезных ископаемых не по – хозяйски, то они могут совсем исчезнуть!

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/04/06/proekt-poleznye-iskopaemye-chto-eto
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/09/22/urok-proekt-po-okruzhayushchemu-miru-v-4-klasse
  • http://infourok.ru/proekt-po-okruzhayuschemu-miru-poleznie-iskopaemie-klass-828403.html