Меню Рубрики

Полезные ископаемые раскраска для детей

Презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме:
Презентация «Самое полезное ископаемое»

Презентация к НОД «Формирование целостной картины мира»

Самое полезное ископаемое Автор работы : Новоселова М.А, воспитатель МДОУ«Золотая рыбка -3» д. Юмас

Планета Земля, на которой ты живешь, таит в своих недрах настоящие Сокровища . В ее темной глубине залегают железная руда, уголь, серебро, золото и многие другие полезные ископаемые .

Одно из земных сокровищ – нефть. Люди называют эту маслянистую жидкость «черным золотом». Но ее удивительные качества открылись людям не сразу, а путем долгих поисков , в течении долгих столетий. Как же образовалась нефть? Ученые считают, что давным-давно на нашей планете резко изменился климат, из-за чего многие растения и животные погибли. Их останки были засыпаны толстым слоем морского ила. Со временем они превратились в нефть.

Много веков назад на ближнем Востоке были обнаружены темные пятна на зеркальной глади озер . В тех местах было так много нефти, что она просачивалась на поверхность из глубин земли. Люди собирали нефть и смолили ею бока кораблей. Суда становились крепкими и надежными.

В Древней Греции нефть приспособили для военных действий. Хитроумные греки к стрелам вместо наконечников привязывали смоченную в нефти паклю. Такими огненными стрелами поджигали паруса вражеских кораблей.

Изобретательные китайцы первыми догадались добывать нефть при помощи бурения. Пустые бамбуковые стволы, вращая, постепенно погружали в грунт, черная жидкость медленно поднималась по ним наверх. Таким способом нефти, конечно добывали мало.

Позже люди научились находить и добывать нефть в большом количестве. Везде, где были открыты месторождения «черного золота» возводили нефтяные вышки , Которые «качали» драгоценную жидкость из-под земли.

В России первые буровые установки появились в середине 19 века. Добытую нефть перевозили на верблюдах, а позже в железных бочках, в железнодорожных цистернах, в кораблях -танкерах.

Несколько позже придумали быстрый способ передвижения нефти по нефтепроводу.

С годами люди все больше находили применений нефти : нефть способна обогревать и давать свет… Керосиновый обогреватель Керосиновая лампа Керосиновый фонарь

Со временем люди поняли, что нефть способна не только обогревать и давать свет, но и приводить в действие различные механизмы. Благодаря бензину, который был получен из нефти, по улицам помчались автомобили.

Первые самолеты – их называли «летающими этажерками»- могли продержаться в воздухе недолго, летали медленно и низко. Ученые создали специальный авиационный бензин. Самолеты стали подниматься выше облаков, летать в дальние города и страны.

Нефть нашла и другое применение . Когда в семье кто-то заболевает, ему требуется лекарство. Мы идем в аптеку и покупаем нужное средство для борьбы с болезнью. Оказывается, многие лекарства делают тоже из нефти, так же как и упаковку для них- все эти баночки, скляночки, коробочки….

Посмотри на витрины магазинов – горы пластмассовых игрушек, школьные линейки, Авторучки, обложки для дневников и тетрадей. А ведь пластмасса своим Рождением тоже обязана нефти. Как и автомобильные покрышки, асфальтовое Покрытие дорог, резиновые шланги , одежда из синтетических материалов, обувь, Пластиковые бутылки — всего не перечислишь…

Россия обладает огромными запасами нефти. Особенно богатым на Месторождение «черного золота» оказался северный район нашей родины – Югорский край. Местные жители часто наблюдали радужные пятна на поверхности озер. Сейчас здесь ведется основная добыча нефти.

К сожалению, нефть, приносящая пользу человеку, может навредить живой природе. Утечка нефти приводит к экологической катастрофе- гибнут животные, птицы… Люди бросают все силы на устранение последствий разлива нефти. Птицам, попавшим в нефтяное пятно, трудно выжить. Тогда на помощь пернатым друзьям приходят ученые –экологи. Они устраивают птахам баню, моют, чистят их.

Мир был бы совсем другим, если бы люди не сумели открыть полезные свойства нефти. Мир без машин, самолетов и теплоходов, без необходимых нам каждый день вещей. Благодаря нефти жизнь современного человека окружена комфортом. Но надо помнить, Что ее запасы не бесконечны. Необходимо бережно относиться к земным Богатствам, чтобы ими могли пользоваться и следующие поколения.

Источники: Книжка-раскраска «Самое полезное ископаемое» Бушуева Н., г . Ханты-Мансийск, 2008 г. Иллюстрации, использованные в презентации, из интернет ресурсов. г

источник

Надежда Укачкова
Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли»

педагог дополнительного образования Укачкова Надежда Васильевна

методист Терёхина Алена Александровна

Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми и природными ресурсами Хакасии.

Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых, формирование понятия «полезные ископаемые».

• Закрепить умение классифицировать и сравнивать полезные ископаемые по форме, размеру, назначению, применению в промышленности, в искусстве и быту.

• Учить пользоваться картой и условными обозначениями полезных ископаемых.

• Углубить знания детей о месторождениях Республики Хакасии.

• Развивать зрительную память, внимание.

Вид: настольная игра

Методические рекомендации: Принимают участие в игре 1-2 ребенка продолжительность 10-15 минут.

Общий вид дидактической игры

Данная дидактическая игра состоит:

1. Фотоальбомы — карточки брошюрованные на картонной основе, содержащие информацию о полезном ископаемом: добыча, признаки, применение в промышленности, искусстве и быту.

2. Приложения — а) карточки и фишки картонные с изображением полезных ископаемых, б) карта полезных ископаемых Хакасии в) карточки «Геологи»

Варианты дидактических игр

Данное пособие позволит наглядно и доходчиво знакомить детей с различными видами полезных ископаемых, используя различные методы обучения, такие как наглядный, проблемный, соревновательный.

Вариант №1 (наглядный метод обучения)

«Найди где применяется», «Какое состояние?» или «Что лишнее?»

Цель: Обогащение знаний детей о полезных ископаемых.

Задача: Классифицировать основные виды полезных ископаемых по применению и состоянию.

Вопросы: Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? Какие виды топлива знаешь? Как получают металлы? Где их используют?

Правило: Альбомы и карточки классифицируются и расставляются в соответствии с принадлежностью к определенным видам ископаемых по применению (рудные, нерудные, топливо, минеральные воды) или состоянию (жидкие, твердые, газообразные).

Вариант №2 (проблемный метод обучения)

«Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»

Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых Республики Хакасия

Задачи: Учить пользоваться картой и условными обозначениями природных ресурсов. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать память, внимание.

Вопросы: Какие полезные ископаемые добываемые в Хакасии знаешь? Какие полезные ископаемые Хакасии используются в творчестве или применяются в производстве изобразительных материалов?

Правило: Указать месторождения полезных ископаемых либо найти природное сырье для творчества на карте Хакасии.

Вариант №3 (соревновательный метод обучения)

Правило игры: Участвуют 2 человека и более. За каждым закреплен персонаж «Геолог». Задача каждого играющего быстро и правильно указать на карте Хакасии месторождения полезных ископаемых отмеченных фишками с условными обозначениями, назвать природное вещество и в случае правильного определения заменить фишку с условным обозначением на фишку с изображением полезного ископаемого. Выигрывает тот ребенок, персонаж которого открыл больше месторождений и имеет большее количество открытых фишек.

Данная дидактическая игра оснащена элементами самоконтроля – изнаночные стороны альбомов содержат информацию о полезных ископаемых (внешний вид, название, условный знак).

Дети в игре развивают навыки самопроверки, взаимопроверки и коррекции знаний.

Усвоение играющими правил игры и следование им содействуют воспитанию самостоятельности.

Дидактические игры по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми Якутии Проводя образовательную деятельность по ознакомлению детей с полезными ископаемыми Якутии, появилась необходимость использовать дидактические.

Знакомство старших дошкольников с полезными ископаемыми Якутии Знакомство старших дошкольников с полезными ископаемыми Якутии Цель: — Разнообразить знание детей о родном крае; — Разработана система.

источник

География для самых маленьких. Полезные ископаемые
Занимались по Доману с первого месяца жизни дочки и до четырех лет

источник

Презентация для детей дошкольного возраста на тему: «Полезные ископаемые».

Данная презентация подготовлена для детей старшего дошкольного возраста. Представляет собой загадки и картинки-отгадки по данной теме. данная презентация предполагает лучшее запоминаие материала по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для детей дошкольного возраста на тему: «Полезные ископаемые». »

«Полезные ископаемые» (загадки).

Подземные богатства земли.

  • горные породы и минералы человек использует в хозяйстве;
  • места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями ;
  • полезные ископаемые бывают твердые, газообразные и жидкие.
Читайте также:  Категории запасов полезных ископаемых с1 с2

  • Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников. Большая часть древних кристаллических щитов сложена из гранитов, отчего верхняя часть земной коры получила название гранитного слоя земли. Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников. Свойства: зернистый, твердый, прочный.

  • Известняк бывает белого, серого или желтого цвета.
  • Если капнуть на него каплю кислоты – шипит, выделяя газ.
  • Основной областью применения известняка уже очень давно считается строительство.

Чтоб сделать миску или вазу –

  • Глина широко применяется при строительстве. Кирпич делают из глины.
  • Кроме того, из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.
  • Глина – осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород.

  • Каменный уголь черного цвета, твердый, но хрупкий.
  • В зависимости от свойств, каменный уголь применяется как бытовое, энергетическое топливо, а также как сырье для химической и металлургической промышленности.
  • Вещества, извлеченные из угля, используют в производстве красок, пластмассы, лекарств и др.

  • Железная руда черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.
  • Обладает сильными магнитными свойствам.
  • Используется везде.
  • Железные руды идут на выплавку стали.

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

  • Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц, различного цвета (желтый, белый, черный, красноватый и др.). Он образуется в результате разрушения горных пород под воздействием солнца, воды, ветра. Даже кирпич не сделаешь без песка. Песок имеет вид крупинок, он сыпучий.

  • Золото в народе принято называть «благородным металлом».
  • Частицы золота представляют собой мелкие неправильные зерна, чешуйки, пластинки.
  • Из золота делают посуду, ювелирные украшения, предметы интерьера, применяется в косметологии, стоматологии, электронике, а также в химической промышленности.

  • Нефть — это маслянистая жидкость тёмного цвета с характерным запахом. Аромат нефти придают сопутствующий ей сероводород, остатки растительных и животных организмов.
  • Нефть – не только основная составляющая топлива для автомобилей и реактивных самолетов.
  • Продукты, получаемые после переработки нефти, помогают создать те предметы, которые ежедневно используются людьми во всем мире :

— пищевые контейнеры, пластиковые мешки;

  • В косметологии (подводка для глаз и помада);
  • панели солнечных батарей, немнущаяся одежда, жевательная резинка, цветные парафиновые карандаши, аспирин и много других полезных вещей изготавливаются при помощи нефти.

По трубе к нам в дом спешит,

  • Природный газ – ценнейшее полезное ископаемое, которое часто называют «голубым золотом».
  • Природный газ – самое популярное топливо для элетростанций, а также очень ценное химическое сырье.
  • Природный газ из газовых месторождений и отправляют по трубам в города, для работы на электростанциях, заводах и наших с вами кухнях.
  • Природный газ бывает различного происхождения. Между прочим, и те атмосферные газы, которыми мы с вами дышим, тоже входят в группу природных газов.

Стали топливом и удобрением .

Торф рассыпчатый и мягкий, как земля.

Торф используется для удобрения почвы .

Кроме того, торф является высоко энергетическим бытовым топливом (каминное, гриль топливо).

В медицине, биохимии, промышленности в качестве абсорбентов, фильтрующих элементов, газопоглотителей разного рода, используются активные угли.

  • В глубокой древности соль добывалась сжиганием некоторых растений в кострах; образовывавшуюся золу использовали в качестве приправы. Для повышения выхода соли их дополнительно обливали солёной морской водой
  • Поваренная соль используется в промышленности для получения соды, хлора, соляной кислоты, гидроксида натрия и металлического натрия
  • В приготовлении пищи соль употребляется как важная приправа. Соль имеет хорошо знакомый каждому человеку характерный вкус, без которого пища кажется пресной.

  • Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического происхождения.
  • Мел появился из остатков микроскопических животных, живших в глубинах мелового моря.
  • Мел — необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.
  • Мел применяют в резиновой, бумажной, в сахарной промышленности — для очистки свекловичного сока, для производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), в стекольной промышленности, для производства спичек.
  • Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в школах). При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище.

Молодцы! Вы отгадали все загадки!

  • А теперь попробуйте ответить на вопросы:
  • Что такое полезные ископаемые?
  • Почему их называют «подземными богатствами земли»?
  • Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
  • Зачем добывают полезные ископаемые?
  • Какими бывают полезные ископаемые?
  • Можно ли построить здание без кирпича, бетона?

Список использованных источников:

  • Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • http://tvorus.wordpress.com/2009/06/22//.
  • http ://kostanaj.all.biz/izvestnyak-g296646//.
  • http://www.liveinternet.ru/users/galinaras/post283731840// .
  • http://kemerovo.freeadsin.ru/ru-i-offer-i-id-i-754354-i-ugoli-v-meshkah-ugoli-kamennyj.html//.
  • http://xakac.info/news/200908032144// .
  • http://pesok-sheben63.ru// .
  • http://lotos.mypage.ru/rjavaya_reka.html// .
  • http://health-library/rational-nutrition/salt-and-health/ /.
  • http://blog.kob.spb.su/2010/10/20/763// .
  • http://bibo.kz/prikolnie-statusi/677144-vremya-eto-pesok-zhizn-eto-voda-slova-eto-veter-ostorozhnee-.html// .
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/03/03/mel-poleznoe-iskopaemoe-bryanskoy-oblasti// .
  • http://x-mineral.ru/poleznye-iskopaemye/izvestnyak.html/// .

источник

Надежда Укачкова
Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли»

педагог дополнительного образования Укачкова Надежда Васильевна

методист Терёхина Алена Александровна

Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми и природными ресурсами Хакасии.

Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых, формирование понятия «полезные ископаемые».

• Закрепить умение классифицировать и сравнивать полезные ископаемые по форме, размеру, назначению, применению в промышленности, в искусстве и быту.

• Учить пользоваться картой и условными обозначениями полезных ископаемых.

• Углубить знания детей о месторождениях Республики Хакасии.

• Развивать зрительную память, внимание.

Вид: настольная игра

Методические рекомендации: Принимают участие в игре 1-2 ребенка продолжительность 10-15 минут.

Общий вид дидактической игры

Данная дидактическая игра состоит:

1. Фотоальбомы — карточки брошюрованные на картонной основе, содержащие информацию о полезном ископаемом: добыча, признаки, применение в промышленности, искусстве и быту.

2. Приложения — а) карточки и фишки картонные с изображением полезных ископаемых, б) карта полезных ископаемых Хакасии в) карточки «Геологи»

Варианты дидактических игр

Данное пособие позволит наглядно и доходчиво знакомить детей с различными видами полезных ископаемых, используя различные методы обучения, такие как наглядный, проблемный, соревновательный.

Вариант №1 (наглядный метод обучения)

«Найди где применяется», «Какое состояние?» или «Что лишнее?»

Цель: Обогащение знаний детей о полезных ископаемых.

Задача: Классифицировать основные виды полезных ископаемых по применению и состоянию.

Вопросы: Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? Какие виды топлива знаешь? Как получают металлы? Где их используют?

Правило: Альбомы и карточки классифицируются и расставляются в соответствии с принадлежностью к определенным видам ископаемых по применению (рудные, нерудные, топливо, минеральные воды) или состоянию (жидкие, твердые, газообразные).

Вариант №2 (проблемный метод обучения)

«Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»

Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых Республики Хакасия

Задачи: Учить пользоваться картой и условными обозначениями природных ресурсов. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать память, внимание.

Вопросы: Какие полезные ископаемые добываемые в Хакасии знаешь? Какие полезные ископаемые Хакасии используются в творчестве или применяются в производстве изобразительных материалов?

Правило: Указать месторождения полезных ископаемых либо найти природное сырье для творчества на карте Хакасии.

Вариант №3 (соревновательный метод обучения)

Правило игры: Участвуют 2 человека и более. За каждым закреплен персонаж «Геолог». Задача каждого играющего быстро и правильно указать на карте Хакасии месторождения полезных ископаемых отмеченных фишками с условными обозначениями, назвать природное вещество и в случае правильного определения заменить фишку с условным обозначением на фишку с изображением полезного ископаемого. Выигрывает тот ребенок, персонаж которого открыл больше месторождений и имеет большее количество открытых фишек.

Данная дидактическая игра оснащена элементами самоконтроля – изнаночные стороны альбомов содержат информацию о полезных ископаемых (внешний вид, название, условный знак).

Дети в игре развивают навыки самопроверки, взаимопроверки и коррекции знаний.

Усвоение играющими правил игры и следование им содействуют воспитанию самостоятельности.

Дидактические игры по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми Якутии Проводя образовательную деятельность по ознакомлению детей с полезными ископаемыми Якутии, появилась необходимость использовать дидактические.

Знакомство старших дошкольников с полезными ископаемыми Якутии Знакомство старших дошкольников с полезными ископаемыми Якутии Цель: — Разнообразить знание детей о родном крае; — Разработана система.

Читайте также:  Полезен ли сухой корм для собак

источник

Развитие познавательной активности на уроках познания мира по теме «Полезные ископаемые»

Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, — он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В. А. Сухомлинский

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках познания мира.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать различные методические и дидактические приёмы в своей работе. Всю работу я провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые приёмы, работа со словарями и схемами, включаю в урок загадки, сказки, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших школьников.

Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.

Остановлюсь на некоторых видах учебных игр Кроссворды . Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

В школе не лежит без дела:

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

5. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком, расцветает от спички.

1. Если встретишь на дороге,

А сделаешь миску или вазу – Она понадобится сразу.

7. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

Ответы: по горизонтали – 1– гранит, 3– мел, 4– песок, 5– газ, 6– нефть, 8– руда; по вертикали – 1– глина, 2– известняк, 7– торф, 9– уголь.

2. Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.

Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.

Ребус — это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

Песок известняк газ уголь

Найди полезные ископаемые

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи. (Руда).

Красивы станут и заметны. ( Гранит).

Отгадайте, что же это. (Нефть)

6. Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Сам он — удобрение. (Известняк)

8. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

9. В воде родится, А воды боится. ( соль)

Дидактические игры природоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.

а) Словесная дидактическая игра 1. Игра «Да – нет» ( + или -) Ответь на мои вопросы и ставь “+”, если “Да” и “–” , если “Нет”.

1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (+)

2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (-)

3. Известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (-)

4. Каменный уголь применяют в качестве топлива. (+)

5. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (+)

6. Из нефти получают бензин.( +)

7. Песок и глина плотные горные породы? (-)

8. Гранит – горючее полезное ископаемое? (-)

9. Нефть залегает на поверхности земли? (-)

10. Из песка делают стекло? (+)

11. Наш организм может обходиться без соли? (-)

12. Горючесть- основное свойство природного газа? (+)

13. Гранит и мрамор хорошо полируются? (+)

14. Железо относится к группе черных металлов. (+)

15. Черные металлы выплавляют из железной руды. (+)

16. Цветные металлы притягиваются магнитом. (-)

17. Для получения алюминия добывают боксит. (+)

18. У металлов плохая теплопроводность. (-)

19. Все металлы обладают блеском. (+)

1. Горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата, бывает серого или темно-красного цвета. ( гранит) 2. Полезное ископаемое, хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета. ( нефть) 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.( каменный уголь) 4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. ( железная руда) 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. ( песок) 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. ( глина)

7. Это полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков ( известняк) 8. Это полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? ( природный газ) . 9. Гранит добывают в ( горах)

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, — это…..( полезные ископаемые ) . Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называется …….. ( месторождениями. ) Наша страна богата различными полезными ископаемыми.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Они необходимы в …………( строительстве ), например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: ………………………….. ( каменный уголь, нефть, природный газ.)
Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные …….. ( металлы). Из некоторых солей изготовляют удобрения. А каменную ……. (соль) человек использует для приготовления пищи.

5. Топографический диктант .

2. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого

3. Подпиши полезные ископаемые

1. Железо 2. Песок 3. Мрамор 4. Гранит 5. Нефть 6. Известняк

1.Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 2. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо».

3 . Образуется при разрушении гранита и кварца.

4. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?
5. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор.

6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. ( Нефть.)

Сюжетно-ролевые игры. Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. При изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» — шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как творческую задачу.

Читайте также:  Чем полезны лисички грибы

Шарады , в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом — слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились слова — названия полезных ископаемых.

ТИГР + НА = полезное ископаемое ( гранит)

СТЕНКИ + ВЯЗ = полезное ископаемое ( известняк)

ТЕНЬ + Ф = полезное ископаемое ( нефть)
ГОЛ + Ь + У = полезное ископаемое ( уголь)

Отгадайте рассказ-загадку, о каком полезном ископаемом говорится.
Каменный уголь
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Что это за полезное ископаемое?
По каким свойствам ты узнал каменный уголь? ( Каменный уголь чёрного цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий. Основное его свойство-горючесть. каменным углём отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства. На карте обозначается чёрным квадратом. )
Гранит
Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
О каком полезном ископаемом идёт речь?
Какими свойствами отличается гранит? ( Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата.)
Нефть “Я образовалась много миллионов лет назад из остатков растений и животных. Скучно и грустно мне жилось глубоко под землей, пока не освободили меня из заточения люди. У меня резкий запах, я густая маслянистая жидкость. Я теперь приношу много пользы”.

Заполни схему

Отрывок из рассказа «В Чёрном городе». Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала, твердела, а немного погодя, по ней можно уже было ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы уменьшить трение её частей. Внутри машины горел керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару. И керосин тоже получили из нефти. Высоко над нашими головами пролетел самолёт. По улице прошёл автобус. Моторы самолёта и автобуса работали на бензине. Мимо нас пробежал мальчик, играя в мяч. В магазине открылась дверь, и оттуда запахло духами. И бензин, и резиновый мяч, и духи, и шины автобусов, и мыло, и ещё много других нужных вещей изготавливают из нефти.

1. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

( Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.)

2. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

( На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.)

3. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?» Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.

Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?

( Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор.)

4. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

(Так как добывается из-под земли.)

5. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

(От минералов, входящих в ее состав)

6. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

(Так как песок хорошо пропускает воду.)

7. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

(Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.)

8. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

(Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

9. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему? Почему глинистые почвы долго не просыхают?

(Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.)

10. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?

(Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.)

11. Почему песок незаменим в стекольном производстве? (Благодаря присутствию кварца.)

12. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?

( Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.)

13. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?

(Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.)

14. Почему гранит оставляет на стекле царапину? (Так как он тверже стекла.)

15. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

(В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина)

16. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых? ( Так как многие из них не возобновляются.)

Мультимедийные презентации. Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является создание мультимедийной презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными. Изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в тоже время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

источник

Источники:
  • http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-po-oznakomleniyu-starshih-doshkolnikov-s-poleznymi-iskopaemymi-dary-zemli.html
  • http://club.umnitsa.ru/forum/geografiya-dlya-samykh-malenkikh-poleznye-iskopaemye
  • http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/presentacii/priezientatsiia-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-na-tiemu-polieznyie-iskopaiemyie
  • http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-po-oznakomleniyu-starshih-doshkolnikov-s-poleznymi-iskopaemymi-dary-zemli.html
  • http://infourok.ru/metodicheskiy-material-poleznie-iskopaemie-837683.html