Меню Рубрики

Полезные навыки 5 класс программа

Профилактическая программа «Полезные привычки» (1-4 классы) «Полезные навыки» (5-8 классы) «Полезный выбор» (9 классы)

«Полезные привычки» (1-4 классы)

«Полезные навыки» (5-8 классы)

Данная программа внедряется в КГБОУ «Канская общеобразовательная школа» с 1 сентября 2016 года.

Школьная программа по профилактике – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы.

Программа «Полезные привычки» придерживается концепции ранней профилактики аддитивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.

Целями первичной профилактической деятельности профилактики являются:

изменение ценностного отношения детей, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;

сдерживание вовлечения детей на совершение общественно – опасного деяния, правонарушения, преступления за счет пропаганды здорового образа жизни;

формирование антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждение приобщения к употреблению широко распространенных табачных изделий и алкоголя. Их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность совершения общественно – опасного деяния, правонарушения, преступления.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

потребность у детей в здоровом образе жизни;

создание системы профилактики в образовательном учреждении;

разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения;

формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства;

взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:

неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);

дефекты умственного, физического развития;

недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);

неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся с ОВЗ. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди обучающихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.

2. Основные цели и задачи программы.

Цель программы — формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, девиантного поведения обучающихся с ОВЗ.

1). Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних имеющих ОВЗ;

2). Создание условий по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

3). Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

4). Анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;

5). Систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;

6). Формирование здорового образа жизни;

7).Оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;

8). Организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;

9). Становление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;

10). Отработка навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;

11). Разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением физического и психического развития;

12). Привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности;

13). Включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;

14). Содействие профессиональной ориентации и получению специальности;

15). Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.

3. Принципы программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

— соблюдение интересов ребёнка;

— рекомендательный характер оказания помощи.

4. Основные направления деятельности:

1) диагностическая работа: проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

2) коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

3) консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

4) информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

5) профилактическая работа направлена на выработку навыков общения в коллективе; по формированию навыков самоподготовки; пропаганды здорового образа жизни данной категории детей и окружающих их участников учебно- воспитательного процесса.

5. Характеристика содержания.

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке с ОВЗ на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя предметника, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра.

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении и в общении.

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении и в общении;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения, воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы);

— проведение тематических выступлений для родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Профилактическая работа включает:

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых профилактических занятий, внеклассных мероприятий необходимых для пропаганды здорового образа жизни;

— консультирование специалистами педагогов и родителей по вопросам формирования у детей с ОВЗ навыков сохранения здоровья;

— мероприятия по формированию навыков общения в коллективе; по формированию навыков самоподготовки;

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

1). Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

2). Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т. д.

3). Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.

Основные компоненты работы:

1). Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

2). Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.

3). Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

— социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

— психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

— образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Для каждой возрастной ступени разработаны темы, разделенные на 4 блока.

Нужные и ненужные тебе лекарства.

Учусь делать здоровый выбор.

«Что значит – быть здоровым? » с просмотром видеороликов.

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

О чем говорят выразительные движения.

Опасные и безопасные ситуации.

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

3 класс – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»

Учусь настаивать на своем.

Когда на меня оказывают давление.

4 класс – «Информация о ПАВ»

источник

Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Полезные навыки» для обучающихся 5 класса разработана на основе сборника образовательных профилактических программ, разработанной Государственным бюджетным образовательным учреждением «Центр профилактики, реабилитации и коррекции», составители – М.Н. Галстян, Т.П. Аксютич и др. Иркутск 2013 г., в соответствии с Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Направление внеурочной деятельности: «социальное»

Казакова Лариса Владимировна

первой квалификационной категории.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Полезные навыки» для обучающихся 5 класса МКОУ «Боровская СОШ» разработана на основе сборника образовательных профилактических программ, разработанной Государственным бюджетным образовательным учреждением «Центр профилактики, реабилитации и коррекции», составители – М.Н. Галстян, Т.П. Аксютич и др. Иркутск 2013 г., в соответствии с Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Боровская СОШ», положения «О рабочих программах МКОУ «Боровская СОШ».

Отличием рабочей программы является увеличение количества часов на изучение курса на 5 часов, которые в программе отведены на раздел «Практикум общения».

Направление – социальное, внеурочная деятельность «Полезные навыки», функции — формирование, сохранение и укрепление здоровья подростков.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Программа предусматривает решение следующих задач:

Оптимизация и стимулирование положительных поведенческих проявлений у подростков.

Создание у подростков мотивов на изменение отклонений и нарушений личностного развития, разрешение трудностей саморазвития.

Формирование негативного отношения к ПАВ у подростков.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Превентивное обучение предполагает: предоставление школьникам научно
обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ, формирование
отрицательного отношения к употреблению ПАВ и формирование поведенческих
навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.

Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки
эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для
здоровья поступков в ситуациях группового давления.

Умение детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, способствовать отношениям взаимной помощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья, программа может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основными условиями организации программы являются:

интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у подростков знаний, умений и навыков, имеющих у них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;

целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних — семьи, школы, ближайшего окружения;

системность: профилактика ПАВ рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения обучающихся;

комплексность: задачи формирования у подростков негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной среде профилактического пространства;

безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на подростков для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;

возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПАВ.

Реализация программы осуществляется за счет формирования у обучающихся негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности физического, психологического и социального здоровья.

Ценностные ориентиры содержания курса:

мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни;

— формирование потребности сохранения физического и психического здоровья, как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Программа полностью соответствует возрастным особенностям обучающихся 5 класса.

Описание места и роли учебного предмета в учебном плане

Внеурочная деятельность «Полезные навыки» реализуется согласно Плана внеурочной деятельности ООО МКОУ «Боровская СОШ», рабочая программа рассчитана на 17 часов в 5 классе, из расчета — 1 занятие в неделю (17 учебных недель) в первом полугодии 2015 – 2016 учебного года.

Читайте также:  Полезные советы битва замков

Формы организации учебной деятельности

источник

Рабочая программа (5 класс) на тему:
Программа профилактики употребления ПАВ среди обучающихся «Полезные навыки»

Профилактика в школе является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и формирования здорового образа жизни в обществе.

Данная программа, как одна из форм организации внеурочной деятельности учащихся, входит в профилактическую программу «Территория надежды», разработанную и реализуемую в МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся «Полезные навыки»

Профилактика в школе является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и формирования здорового образа жизни в обществе.

Данная программа, как одна из форм организации внеурочной деятельности учащихся, входит в профилактическую программу «Территория надежды», разработанную и реализуемую в МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Хороля Н.Г., педагог-психолог МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Обучающиеся 5 класса Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель клуба

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Педагоги, организующие внеурочную деятельность.

Перспективы расширения географии продукта

Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы).

Идея Программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Цель: создать условия для овладения учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению психоактивных веществ.

  • Оптимизация и стимулирование положительных поведенческих проявлений у подростков.
  • Создание у подростков мотивов на изменение отклонений и нарушений личностного развития, разрешение трудностей саморазвития.
  • Формирование негативного отношения к ПАВ у подростков.

Научно-методические основы разработки Программы

Документы, положенные в основу Программы развития:

  1. Закон РФ «Об образовании», Закон ЯНАО «Об образовании», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
  3. Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010
  4. Устав МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
  5. Программа развития МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (2010-2015 гг.)
  6. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Утверждена Министерством образования и науки РФ 05.09.2011 года)

А Реализация программы осуществляется за счет формирования у обучающихся негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально- значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Результатом работы по программе данного курса можно считать сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях, а также:

  • изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, связанных с риском употребления ПАВ;
  • изменения в динамике численности обучающихся, употребляющих ПАВ.

Но основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, а в дальнейшем в социуме.

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации потребителями

В настоящее время в России наиболее остро стоит проблема злоупотребления среди населения алкоголем, наркотическими и токсическими средствами, табачными изделиями. По данным Центра социологических исследований, в 2010 году в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); алкогольные напитки (включая пиво) — 50,5 % несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн.человек); курят табачные изделия 45,6% (12,3 млн.человек). Анализ анкетирования по школе на выявление вредных привычек показывает, что пробовали курить — 33% от опрошенных среди учащихся 5- 9 классов, а пробовали алкоголесодержащие напитки — 51% и это еще не все учащиеся так откровенно говорят об этом.

Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации является система образования. Профилактика в школе является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и формирования здорового образа жизни в обществе.

Цель профилактики в образовательной среде — деятельность, направленная на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся. Профилактика должна быть позитивной направленности, акцент ставится на получение знаний, умений и навыков нормативного функционирования личности в обществе. Проводя позитивную профилактику, следует обращать внимание на работу с системой ценностей, традиций культуры и семьи учащихся с использованием проектных, интерактивных и тренинговых технологий.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по профилактике употребления ПАВ являются:

  1. Закон РФ «Об образовании», Закон ЯНАО «Об образовании», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
  3. Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010
  4. Устав МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
  5. Программа развития МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (2010-2015 гг.)
  6. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Утверждена Министерством образования и науки РФ 05.09.2011 года)

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.

Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья подростков, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.

Основными условиями организации программы являются:

  • интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у подростков знаний, умений и навыков, имеющих у них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;
  • целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних — семьи, школы, ближайшего окружения;
  • системность: профилактика ПАВ рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения учащихся;
  • комплексность: задачи формирования у подростков негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной среде профилактического пространства;
  • безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на подростков для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;
  • возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПАВ.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели : овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • Оптимизация и стимулирование положительных поведенческих проявлений у подростков.
  • Создание у подростков мотивов на изменение отклонений и нарушений личностного развития, разрешение трудностей саморазвития.
  • Формирование негативного отношения к ПАВ у подростков.

Реализация программы осуществляется за счет формирования у обучающихся негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» предназначена для обучающихся 5 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, все занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 35-40 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном кабинете психологической разгрузки. Курс может вести как школьный психолог, так и любой другой педагог, прошедший подготовку и повышение квалификации по превентивному образованию.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям подростков.

Поскольку источником формирования убеждения является яркое эмоциональное переживание, при передаче информации следует использовать методические средства, позволяющие наиболее эффективно воздействовать на эмоциональную сферу подростков: самотестирование, игры, психологические упражнения, творческие этюды, а также различный иллюстративный материал.

Для реализации программы предлагаются следующие методы:

  • словесность;
  • наглядность;
  • проблемная ситуация;
  • игровые моменты.

Психологические игры и упражнения

«Здравствуй, это я!», «Правила нашей группы», «Ассоциации», «Светский прием», «Благодарность без слов», «Волшебный магазин», «Осознание мотива», «Благодарность без слов», «Сломанные квадраты», «Триада», «Цвет», «Воздушный шар», «Чувства», «Марионетка», «Табу», «Шахматы».

Самооценка и самовоспитание. Ответственность. Что такое психоактивное вещество? Учитесь властвовать собой. Умение жить среди людей. Правда и ложь о наркотиках. Как начать разговор? Как поддержать и завершать разговор? Воздействие ПАВ и их влияние на организм человека.

Анкеты «Изучение мнения по проблемам зависимостей». Анкета «Отношение к курению». Тест «Моя самооценка». Анкета на выявление навыков уверенного поведения. Тест «Большая пятерка качеств личности». Тест «Конфликтный ли ты человек?» Тест «Мои волевые качества». Анкета для выявления отношения учащихся к ЗОЖ. Методика «Изучение потребности в поисках впечатлений». Методика изучения потребности в общении. Тест «Стратегии поведения в конфликте». Тест «Защитные механизмы личности». Методика Д.Амирхан, модификация А.Г.Грецова. Психогеометрический тест. Методика «Семь качеств личности». Тест «Локус контроля».

Ролевые игры «Времена года», «Манипулятор», «Бункер», «Закури!», «Волшебник»

Просмотр тематических видеофильмов

Видеофильмы «Каждый рассвет, он единственный», «Жизнь? Расследование».

Конкурсы рисунков, плакатов.

Участие в общешкольных и районных конкурсах рисунков, плакатов по пропаганде ЗОЖ.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих технологий.

Основными технологиями профилактики также являются интерактивные, тренинговые и проектные технологии.

К интерактивным технологиям относятся: дискуссии, ролевые игры, работа в малых группах, способствующие развитию коммуникативных навыков, выявлению личностных позиций к проблеме.

Тренинговые технологии развивают навыки ассертивного поведения и психической саморегуляции, прививают умение выбирать эффективные способы решения проблемных ситуаций, противодействовать ситуациям, связанным с манипуляциями личностью или принуждением к употреблению ПАВ.

Использование проектных технологий позволяет выработать социальные инициативы, направленные на формирование и развитие ресурсов личности и социокультурной образовательно-воспитательной и семейной среды.

Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению « Полезные навыки » предназначена для обучающихся 5 классов, в возрасте от 11 до 12 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (37 часов в год). Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности физического, психологического и социального здоровья.

Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся средней школы.

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 5 классе: предполагает приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению « Полезные навыки » — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Самостоятельно выполнять задания в рабочей тетради.
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Введение в курс. Формы и методы работы в группе, цели изучения данного курса. Упражнения на групповое сплочение. (1 час)

Пре-тест. Проверка начальных знаний по данному курсу (1 час)

Я и мои поступки. Положительный образ Я. Образ Я – система представлений о самом себе. (1 час)

Самооценка и самовоспитание. Самовоспитание – развитие личности ребенка и выполнение защитных функций в неблагоприятных условиях социальной среды. (1 час)

Уверенность – моя визитка. Как преодолеть стеснительность. Навыки уверенного поведения. Общение. Выполнение заданий рабочей тетради. Анкетирование (1 час)

Ответственность. Ответственность – качество личности, определяющее социальную зрелость подростка. Эгоизм. Принятие решений. Выполнение заданий рабочей тетради. Упражнения «Осознание мотива», «Благодарность без слов». Игра «Волшебный магазин» (2 часа)

Что такое психоактивное вещество? Информация. ПАВ – это вещество, влияющее на работу мозга. Наркотики – запрещенные законом ПАВ. Ингалянты – аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают. Выполнение заданий рабочей тетради. (2 часа)

Соблюдай безопасность! Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Инструкции – правила безопасного использования чего-либо. Принятие решений. Тест «Большая пятерка качеств личности» (2 часа).

Учитесь властвовать собой. Методы снятия стресса. Как вести себя в конфликтной ситуации. Тест «Конфликтный ли ты человек?». Игра «Взгляд». (1 час)

Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Эффект – последствие действия или поступка. Альтернатива – выбор из нескольких возможных действий или поступков. Передозировка – отравление ПАВ, иногда приводящее к смерти. Принятие решений. Видеофильм «Каждый рассвет, он единственный» (2 часа)

Давление, влияние, ситуации… Доверие – уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду. Убеждать – уговаривать, заставлять поверить. Общение. Тест «Мои волевые качества».

Мое здоровье. Информация. Физическое здоровье – это сильное, крепкое тело человека. Умственное здоровье – это ум и сила духа человека. Социальное здоровье – это благополучие человека и умение ладить с окружающими. наркоман – человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией. Выполнение заданий рабочей тетради. Анкета для выявления отношения к ЗОЖ ( 2 часа).

Читайте также:  Утром полезно ли бегать

Темперамент и характер. Темперамент-совокупность индивидуальных особенностей личности. Типы темперамента. Интроверт, экстраверт. Тест – опросник Айзенка. (1 час)

Правда и ложь о наркотиках. Миф – недостоверная информация, заблуждение, выдумка. Выполнение заданий рабочей тетради. Методика «Изучение потребности в поисках впечатлений». (1 час)

Как начать разговор? Как поддержать и завершать разговор? Общение. Правила общения. Методика изучения потребности в общении. Как поддержать и завершать разговор? (2 час)

Манипулирование. Манипулирование – это получение чего-либо хитростью. Манипулирование и давление. Принятие решений. Ролевые игры «Манипуляция», «Бункер» (2 часа)

Вперед к здоровью. Употребление ПАВ — безответственное поведение, опасное для здоровья и жизни человека. Принятие решений. (1 час)

Стресс. Что такое стресс, основные закономерности протекания стрессовых реакций, воздействие стрессов и их последствия, возможность преодолевать стрессы. Упражнения «Списки», «Воздушный шар». (1 час)

Мы вместе или нет? Что такое сплоченность? Игра-проблематизация. Упражнение «Подъемный кран», игра «Счет» (1 час)

Формирование зависимости. Зависимые состояния. Что такое зависимость, почему она возникает. Упражнения «Мои привычки», «Поводырь». (1 час)

Воздействие наркотиков на организм, последствия употребления. Упражнения «Разговор с телом», «Полет-падение». Методика Д.Амирхан, модификация А.Г.Грецова. (1 час)

Влияние наркотиков на личность. Психологические изменения, происходящие под воздействием ПАВ, воздействие зависимых состояний на личность. Упражнения «Похвала», «Хорошо-плохо», «Доверие». (1 час)

Умей сказать: «Нет!» Отказ. Возможность отказа от ПАВ, умение находить помощь и поддержку в сложных ситуациях. Упражнения «Решения», «Путаница». Методика «Семь качеств личности» (1 час).

Алкоголь. Распространенность алкоголизма и потенциальная опасность употребления алкоголя. Конкурс «Плакат». (1 час)

Курение. Влияние курения на физическое и психическое здоровье, умение противостоять рекламе. Ролевые игры. Тест «Локус контроля» (2 часа)

Возможность добиваться состояния психического комфорта без употребления ПАВ. Личностные качества, помогающие преодолевать сложные ситуации, возможность контролировать свое состояние. Упражнения «Волшебник», «Цвет», «Общий рисунок». Тест «Мое отношение к ПАВ» (1 час)

Содержание календарно – тематического планирования (1года обучения)

Виды деятельности воспитанников

Психологические игры на сплочение.

Упражнения «Здравствуй, это я!», «Правила нашей группы», «Ассоциации»

Знать правила группового общения

Анкета «Изучение мнения по проблемам зависимостей», «Отношение к курению»

Изучить отношение учащихся к ЗОЖ, их мнение по проблемам зависимостей.

Беседа, тренинговые упражнения, проигрывание проблемной ситуации.

Упражнения «Светский прием», «Благодарность без слов», «Волшебный магазин»

Уметь оценивать себя и причины своих поступков

Самооценка и самовоспитание

Беседа, тренинговые упражнения, тестирование.

Уметь адекватно себя оценивать

Анкета на выявление навыков уверенного поведения. Игра-проблематизация «Уверенный ли ты человек?»

Знать и оценить у себя навыки уверенного поведения

Беседа, тренинговые упражнения.

Упражнения «Осознание мотива», «Благодарность без слов», игра «Волшебный магазин».

Уметь принять ответственность за свои поступки и поведение.

Что такое психоактивное вещество?

Беседа, тренинговые упражнения.

Знать что такое психоактивное вещество.

Беседа, тренинговые упражнения, разыгрывание проблемной ситуации.

Рабочая тетрадь. Тест «Большая пятерка качеств личности»

Знать правила безопасного поведения в отношении ПАВ.

Учитесь властвовать собой.

Беседа, тренинговые упражнения

Тест «Конфликтный ли ты человек?». Игра «Взгляд».

Уметь реально оценивать себя и других. Знать методы снятия стресса.

Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

Беседа, тренинговые упражнения, обсуждение учебного фильма.

Рабочая тетрадь. Видеофильм «Каждый рассвет, он единственный»

Знать объективную информацию о ПАВ

Давление, влияние, ситуации…

Беседа, разыгрывание проблемной ситуации, тренинговые упражнения.

Тест «Мои волевые качества»

Уметь противостоять давлению группы, сверстников, СМИ.

Беседа, психологические упражнения

Анкета для выявления отношения учащихся к ЗОЖ.

Знать основные составляющие здоровья.

Беседа, тренинговые упражнения, разыгрывание и обсуждение конфликтных ситуаций.

Игры «Сломанные квадраты», «Триада»

Знать моральные и правовые нормы в обществе.

Знать свой тип темперамента.

Правда и ложь о наркотиках.

Рабочая тетрадь. Методика «Изучение потребности в поисках впечатлений».

Знать объективную информацию о наркотиках.

Уметь отличать ложные представления о наркотиках

Дискуссия, психологические игры, тестирование.

Рабочая тетрадь. Методика изучения потребности в общении.

Знать правила общения, уметь применять их в повседневной жизни.

Как поддержать и завершать разговор?

Дискуссия, психологические игры, тестирование.

Тест «Стратегии поведения в конфликте»

Знать правила общения, уметь применять их в повседневной жизни.

Ролевая игра «Манипуляция», ролевая игра «Бункер»

Уметь противостоять манипулированию и давлению со стороны сверстников, взрослых.

Рабочая тетрадь. Тест «Защитные механизмы личности».

Опрос, моделирование эмоционально значимой стрессовой ситуации

Упражнение «Цвет», «Воздушный шар»

Знать понятия: эустресс, дистресс.

Упражнение «Подъемный кран», игра «Счет»

Уметь действовать сообща, высказывать свое мнение.

Я и наркотики: мое отношение к проблеме наркомании.

Тренинговые упражнения. Методика незаконченных предложений.

Упражнения «Чувства», «Марионетка», «Табу», «Шахматы».

Уметь осознавать собственное отношение к проблеме зависимости.

Психологические игры, показ учебного фильма, обсуждение

Упражнения «Мои привычки», «Охмурение», «Привычки».

Видеофильм «Жизнь? Расследование»

Знать об опасности формирования зависимости.

Воздействие наркотиков на организм

Беседа, психологические игры.

Упражнения «Разговор с телом», «Полет-падение»,.

Методика Д.Амирхан, модификация А.Г.Грецова

Знать последствия приема наркотиков для организма.

Влияние наркотиков на личность

Беседа, психологические игры.

Упражнение «Похвала», «Хорошо-плохо», «Доверие».

Знать о влиянии ПАВ на личность человека.

Упражнение «Ценности», «Путаница».

Методика «Семь качеств личности»

Выработка ответственного отношения к тем решениям, которые нужно принять в жизни.

Беседа, обсуждение ситуации, использование отрывка из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» (глава 12)

Групповая деятельность, работа в парах

Рекламные ролики, презентация «Алкоголь: правда/ложь».

Уметь критично относиться к рекламной информации.

Беседа, , анализ собранной информации, подготовка экспертов.

Презентация «Курить-здоровью вредить», тренинговые упражнения.

Уметь критично относиться к рекламной информации.

Воздействие курения на организм

Ролевые игры «Закури!», «Не курите!»

Приобретение опыта поведения в часто встречающихся ситуациях, ведущих к вовлечению в курение.

Возможность добиваться состояния психологического комфорта

Психологические игры, саморефлексия.

Тест « Мое отношение к ПАВ» (итоговая диагностика)

Знать приемы достижения комфортного состояния без употребления ПАВ.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» обучающиеся должны знать :

  • что такое ПАВ;
  • объективную информацию о ПАВ;
  • как необходимо себя вести в обществе, с подростками, с противоположным полом;
  • принципы принятия ответственных решений;
  • способы сопротивления давлению СМИ и сверстников.
  • принимать ответственные решения;
  • сопротивляться давлению СМИ и сверстников;
  • вести себя в обществе, со сверстниками;
  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением ПАВ;
  • применять коммуникативные навыки;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в образовательной среде

Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в школе. Определение эффективности осуществляется в ходе оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними. Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:

диагностики — определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;

отбора – выявление эффективных мероприятияй, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ;

коррекции – внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;

прогноза – определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.

Подобная организация учета оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, связанных с риском употребления ПАВ, изменения в динамике численности обучающихся, употребляющих ПАВ.

Для оценки эффективности проводится итоговое тестирование «Мое отношение к ПАВ», анкетирование «Изучение мнения по проблемам зависимостей».

Для реализации программы «Полезные навыки» необходима материально-техническая база.

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Персональный компьютер с принтером.
  • Аудио/видеомагнитофон.
  • CD/DVD-проигрыватели.
  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • Проектор для демонстрации слайдов.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран. Размер не менее 150 х 150 см
  • CD-диски «Звуки природы», «Водная стихия»
  • набор учебных видеофильмов по профилактике ПАВ

Программы компьютерной обработки психологических тестов:

  • «Диагностика школьной адаптации»
  • «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста»
  • «Невербальные тесты интеллекта»
  • «Тест Амтхауэра»
  • «Тест Кэттелла»

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Грецов А.Г. «Тренинг общения для подростков» — СПб.: Питер, 2009
  2. Полезные тесты или как оценить эффективность превентивного образования в средней школе. Методические рекомендации для учителей. О.Л. Романова. – М., 2010.
  3. «Не будь зависим», ежемесячный журнал, 2012
  4. «Уберечь детей от наркотиков», ежемесячный журнал, 2012
  1. Полезные навыки 5 класс. Рабочая тетрадь.
  2. Грецов А.Г., Азбель А.А. «Узнай себя. Психологические тесты для подростков».- СПб.: Питер, 2006
  1. Анн Л.Ф. «Психологический тренинг с подростками» — СПб.: Питер, 2009
  2. Александров Л. А., Александрова В. Ю. «Курение и его профилактика в школе».- М.: 2006
  3. Березин С. В. «Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков» — . Самара, 2005.
  4. Казанская В.Г. «Подросток. Трудности взросления:книга для психологов, педагогов, родителей». – СПб.: Питер, 2009
  5. Легальные и нелегальные наркотики/Под, ред. В. А. Анашева. Спб.: ИМАТОН, 2006.
  6. Лисецкий К. С. «Психология межличностного конфликта в школьном возрасте». — Самара, 2005.
  7. Макеева А.Г. , Лысенко И. А.» Долго ли до беды ? Педагогическая профилактика детского наркотизма».- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  8. Пахальян В.Э. «Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст». – СПб.:Питер, 2009
  9. Потемкин Г. А., Моравски Я. «Спасибо, нет!» — М.: АМИТИ, 2004
  10. Практикум по социально-психологическому тренингу – Под. ред. Б. Д. Парыгина. Спб., 2007.
  11. Романова О. Л «Учебное пособие для средней школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков «Полезные навыки». -М., 2001
  12. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. «Психология саморазвития». М.: Интерфакс, 1995.
  13. Чарлтон Э. «Основные принципы обучения здоровому образу жизни» — М., 2010
  14. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. «Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» — М., ВАКО, 2007
  15. http://www.cap.ru/home
  16. http://www.gym1-gcheb.edu.cap.ru
  17. http://festival.1september.ru
  18. http://s12015.edu35.ru
  19. http://nsportal.ru/
  20. http://www.kidantidrug.org
  21. http://pages.marsu.ru/iac/resurs/newline/profilakt.html

Анкета «Изучение установок к ЗОЖ»

  1. Как ты проводишь свободное время? а) читаю книги, б) смотрю телевизор, в) гуляю с другом; г) занимаюсь спортом, д)хожу на кружок;

2. Слышал ли ты что – нибудь о табаке? А) да б) нет

3. Каковы источники твоих знаний о табаке и алкоголе? А) от родителей; б) от учителей; в)от друзей; г) от радио, ТВ, из газеты; д) по собственному опыту д) из других источников.

4. Как влияют алкоголь и табак на здоровье человека? а) улучшают б) ухудшают, в) не влияют, г) не знаю.
5. Знаешь ли ты, что употребление лекарств без назначения врача и разрешения взрослых может привести к отравлению или другим последствиям, вредным для здоровья? а) да б) нет в)не знаю

6. Как ты считаешь, сможешь ли ты, когда вырастешь, обходиться без употребления вредных веществ?

7. В ситуации, которая кажется безвыходной, я: а) обращаюсь к друзьям, б) обращаюсь к родителям в)обращаюсь к воспитателям г) сам ищу выход д) исправляю свою тактику

8. Сталкивался ли кто-нибудь из вашей семьи с проблемами алкоголя? а) да б) нет.

9. Ситуацию в своей семье я могу оценить как а) благополучную б) нормальную в) неблагополучную

10. Можете ли вы в трудных ситуациях рассчитывать на помощь специалистов (воспитателя, классного руководителя, психолога)? а) да б) нет в) не знаю.

11. Если ваше мнение не соответствует мнению компании, то обычно вы а) соглашаетесь с мнением группы; б) отстаиваете свою точку зрения; в) уходите из компании.

12. Нужно ли лечить пристрастие к табаку? А)да Б) нет

13 .Может ли употребление пива привести к формированию алкогольной зависимости? А)да б) нет

14. Как по – твоему, курение влияет на здоровье? А)замедляет рост, б) желтеют зубы, в) запах изо рта

г) разрушаются легкие д) ухудшается память е) изнашивается сердце ж) не влияет на здоровье з) не знаю

15. Ошибаются ли подростки, если а) совершают кражу б) провоцируют конфликт или драку в) употребляют алкогольные напитки г) курят сигареты д)применяют нецензурные выражения в своей речи.

Курение успокаивает нервы

Курение делает людей менее активными и менее энергичными

Курение – это напрасная трата денег

Курение-это слишком дорогая привычка

Курение способствует похудению

Курение – это интересное времяпровождение

Курение-это опасно для здоровья

В курении есть особый шик

Курение – это напрасная трата времени

Курение делает подростков более интересными

У курильщиков зубы становятся желтыми

Курение дает возможность собраться с мыслями

Курение-это приятные ощущения

От курильщиков плохо пахнет

Курение – это для неудачников

Курение позволяет людям чувствовать себя более комфортно среди других людей

Курение повышает собственную значимость в глазах других

Курение ухудшает показатели в спорте

Курение позволяет скоротать время ожидания

Курение повышает авторитет среди товарищей

Курение ухудшает внимание и память

Курение препятствует достижениям в жизни

Курение — это символ преуспевания в делах и жизни

Курить – это модно и современно

Мне нравится реклама курения

Если родители не курят, то и мне нечего начинать

Мне нравятся рекламные ролики и щиты против курения

Курят многие люди и с их здоровьем ничего не происходит

Если родители курят, то и мне можно начать курить

Я уже взрослый и могу попробовать курить

От табака становишься зависимым и несвободным

я бы значительно возвысился бы в глазах сверстников, если бы начал курить

Лучше никогда не пробовать курить

Я не стану по-настоящему взрослым. Если не отведаю вкус табака

Я выглядел(а) бы довольно смешным(ой), если бы закурил(а) только ради того, чтобы произвести впечатление на сверстников (сверстниц)

Методика исследования ситуативной и личностной тревожности

Методика, предложенная ч. Д. Спилбергером, а на русском языке адаптированная Ю. Л. Ханиным, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как ситуативное состояние.

Данная методика включает инструкцию и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 — для оценки уровня личностной тревожности. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент . Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Меня волнуют возможные неудачи

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я не чувствую скованности, напряжения

Я слишком возбужден, и мне не по себе

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно . Над вопросами также не следует долго задумываться.

у меня бывает приподнятое настроение

Я легко могу расстроиться

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Читайте также:  Чем полезны проростки маша

Я чувствую прилив сил, желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я все принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

Всякие Пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я неуравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, – в 3 балла; если вы не совсем согласны – в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно доставлять людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные высказывания) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т. д.

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки;

от 24 до 33 единиц – средний уровень;

от 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;

от 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Тест на определение конфликтности человека с учета ведущего полушария

В тесте использованы диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека.

  1. Переплетите пальцы рук и заметьте, какой палец оказывается сверху.
  2. Прицельтесь, выбрав мишень, и определите, какой глаз у Вас ведущий.
  3. Переплетите на груди руки («наполеоновская поза») и заметьте, какая рука окажется сверху.
  4. Проверьте, какая рука при аплодировании оказывается сверху.

ПППП . Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами. Не сторонники разрешения конфликтов любой ценой. Сначала обдумывают действия, потом принимают решения. Проявляют недостаток гибкости.

ПППЛ. Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от прежней позиции. Могут быстро принимать решения. Достаточно гибки, но не всегда последовательны. Очень находчивы в погашении конфликта.

ППЛП. Не любят конфликтовать, но не избегают конфликтов. Входят в них охотно. Ведут себя свободно, находчиво. Прибегают к юмору, находят нестандартные пути разрешения конфликтных ситуаций. Не всегда доводят задуманное до конца.

ППЛЛ. Избегают конфликтов. Но если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Решения принимают после серьезного обдумывания или совета с посредниками и близкими. Обидчивы, в определенной мере злопамятны. Никогда не выступают инициаторами столкновений. Готовы идти на уступки. Внешняя мягкость сочетается с внутренней твердостью.

ПЛПЛ. Очень заметное неприятие конфликтов. Постоянное стремление выйти из него. Попытки загладить, стушевать конфликт. Выход из конфликта могут осуществлять за счет отказа от собственных требований. Решения принимают, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям. Для них лучше не входить в конфликт, чем выходить из него. Выходят чаще всего с потерями собственных интересов, не находят способы оправдать свои действия. Стремятся принимать решения после обсуждения ситуации с кем-либо из опытных доверенных друзей или родственников.

ПЛПП. Готовы идти на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо подсчитывают свои возможности. В разрешении конфликта не всегда считаются со средствами. Не отказываются от компромиссов. Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают при условии доминирования своих интересов. В конфликте чувствуют себя уверенно, комфортно. Иногда могут сами спровоцировать конфликт, но не столько потому, что не могут без него обходиться, сколько в целях самоутверждения.

ПЛЛП. Не любят конфликтов. Легкий характер. Склонны преувеличивать свои и недооценивать чужие возможности. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Много друзей. Эмоционально реагируют на события, но принимают достаточно обдуманные решения. Стремятся доводить их до конца, но не исключают компромиссов, возможно и за счет отказа от некоторых требований. Не всегда цель соизмеряют со средствами достижения. Находят неожиданные решения. Действуют гибко, но последовательно. К советам прислушиваются.

ПЛЛЛ Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают собственные возможности, но в случае неудачи не отступают. Не склонны к компромиссам. Действуют в конфликте обдуманно, последовательно Конфликт прекращают только при условии выполнения своих требований. Не всегда средства соизмеряют с целями. Излюбленный прием – «психологическая атака». Действуют по собственной инициативе, не очень любят советоваться, прислушиваться к чужим советам.

ЛППП. Конфликтов избегают, чувствуют себя в конфликтных ситуациях неуверенно. Проявляют большую гибкость в их разрешении. Достижение целей соотносят с реальными средствами. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части своих интересов. Решение принимают скорее эмоционально, чем после серьезного обдумывания. Склонны выслушивать советы, но не всегда им следуют. Имеется тенденция преувеличивать собственные возможности.

ЛППЛ. Избегают конфликтов. Но в тех случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держать твердо, не очень склонны к компромиссам, К помощи посредников могут обращаться, но решение принимают самостоятельно. Вопросы самоутверждения – на втором плане. На первом плане – интересы дела.

ЛПЛП. Считают конфликты неизбежными, смело идут на их решение. В конфликтах твердо добиваются поставленных задач. При достижении целей не считаются со средствами. Иногда большое значение придают несущественным, второстепенным сторонам конфликта. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач. Могут создавать видимость уступок, но внутренняя позиция остается неизменной. Преобладает рациональная сторона. Скрытны, не склонны обращаться за советами, хотя помощь со стороны не исключают.

ЛПЛЛ. Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Руководствуются не всегда существенными моментами Конфликтность прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Линию поведения ведут искусно тщательно все просчитывают. Не склонны к компромиссам независимо от удовлетворения собственных интересов. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций. Нередко интересы дела не могут отделить от внутренней психологической позиции.

ЛЛПП. Избегают конфликтов. Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных интересов, но последовательно защищают интересы других. Цель всегда стремятся сочетать с соответствующими средствами. Наиболее сильная их сторона – стремление предупредить конфликты или погасить в зародыше.

ЛЛПЛ. Стремятся избежать конфликта, хотя не умеют предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям конфликтующих сторон, если противник оказывается сильным. Однако по отношению к более слабому проявляют неуступчивость. Не могут правильно рассчитать свои силы, склонны преувеличивать силы противника. Неспособны плести нить интриги. Охотно прислушиваются к советам других, следуют их рекомендациях. Имеют склонность скрывать наличие конфликтной ситуации, искренне веря в её отсутствие. Недостаточно принципиальны.

ЛЛЛП. Конфликтов не избегают, хотя редко являются их инициаторами. Слабо продумывают линию поведения в решении конфликтов, больше руководствуются эмоциями. В конфликтах действуют смело, решительно, но допускают опрометчивые решения. Склонны к компромиссам. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Нередко выступают инициаторами компромисса. Глубоко переживают нежелательные последствия конфликтов.

ЛЛЛЛ. Конфликтов избегают. Отличаются большой способностью предупреждать их. Однако, принимая участие в конфликтах, умеют произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Умеют использовать слабости противной стороны. Хорошо просчитывают возможные последствия конфликта и умеют вовремя скорректировать свое поведение. Упрямы, скрытны.

Опросник Басса –Дарки, адаптированный Г.А. Цукерман

  1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
  2. Иногда я раздражаюсь настолько что могу бросить какой-нибудь предмет.
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
  5. Мне кажется, что судьба ко мне не справедлива.
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
  7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
  9. Мне кажется, что я могу ударить человека.
  10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
  11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.
  12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
  13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
  14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  15. Я требую, что люди уважали мои права.
  16. иногда мне на ум приходя мысли, которых я стыжусь.
  17. Я знаю людей, которые могут довести меня до драки.
  18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
  19. Иногда я могу взорваться как пороховая бочка.
  20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
  21. есть люди, к которым я испытываю ненависть.
  22. Довольно много людей мне завидует
  23. если я злюсь, я могу выругаться.
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
  25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
  26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
  27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
  28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
  29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  30. иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что я о нем думаю.
  32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
  33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
  34. в споре я часто повышаю голос.
  35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
  36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
  37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
  38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
  39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
  40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Изучение структуры межличностных отношений

в ученическом коллективе (социометрия).

Детям задаются следующие вопросы:

  1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
  2. С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?
  3. Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в международной дискуссии с членами молодежных организаций других стран.
  4. С кем из одноклассников ты хотел бы готовиться к контрольной работе?

Методика «Ценностные ориентации».

СПИСОК А (терминальные ценности):

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства 9переживание прекрасного в природе и искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь(отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей и способностей);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельность);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

СПИСОК Б (инструментальные ценности):

  • аккуратность(чистоплотность, умение содержать в порядке вещи. Порядок в делах);
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • исполнительность (дисциплинированность);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  • ответственность (чувство долга, умение держать слово);
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  • смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
  • твердая воля ( умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • честность (правдивость, искренность);
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  • чуткость (заботливость)
  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.
  3. Я беспокоюсь о своем будущем.
  4. Многие меня ненавидят.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупцом.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.
  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
  14. Я слишком скромен.
  15. Моя жизнь бесполезна.
  16. Многие неправильного мнения обо мне.
  17. Мне не с кем поделиться моими мыслями.
  18. Люди ждут от меня очень многого.
  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  20. Я слегка смущаюсь.
  21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  22. Я не чувствую себя в безопасности.
  23. Я часто понапрасну волнуюсь.
  24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
  25. Я чувствую себя скованным.
  26. Я чувствую, что люди говорят за моей спиной.
  27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я .
  28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  30. Как жаль, что я не так общителен.
  31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
  32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Темы профилактической программы «Все цвета, кроме черного» направлены на развитие у подростков познава­тельных интересов, способности эффективно строить взаимо­отношения с окружающими (в том числе соп.

Появление программы вызвано проблемой ухудшения здоровья подрастающего поколения. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прог.

Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков, комплекс мероприятий для учителей, педагогов — психологов, социальных педагогов.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановл.

Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любой школы во все времена.В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в госуд.

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.Целью программы .

Анкета для родителей «Профилактика употребления ПАВ среди детей в семье&quot.

источник

Источники:
  • http://kopilkaurokov.ru/biologiya/planirovanie/rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-polieznyie-navyki-5-klass
  • http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/01/18/programma-profilaktiki-upotrebleniya-pav-sredi