Меню Рубрики

Полезные навыки 6 класс программа

Программа «Полезные навыки»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Ключевская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской Области»

Директор МКОУ «Ключевская СОШ»

Приказ № ___ от «___»________2014

Программа внеурочной деятельности

Срок реализации программы: 3 года

Руководитель: Игнатченко Алла Сергеевна

Рассмотрена на методическом объединении Принята на педагогическом совете

от «___» ______2014 год от «___» 2014 год

Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.

Программа “Полезные навыки” направлена на профилактику табакокурения, употребления алкоголя и суицида.

Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность занятий.

В программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом и последнем уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей “группу риска”.

Программа “Полезные навыки” включают в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.

Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ.

Роль учителя в проведении занятий по программе “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики.

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ. Будущая жизнь любого ребёнка во многом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире, как общается с людьми, как формируется его мировоззрение.

Эта программа поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье . Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение в разных жизненных ситуациях, преодолевать стресс и тревогу.

В каждом разделе предусмотрены кроме бесед, различные ролевые игры, чтение и обсуждение литературы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций.

Программа разработана на основе авторской программы Земовой И.В. педагога-психолога МОУ «Городской психологический Оздоровительно-образовательный центр»

Цель программы: овладение обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

— предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;

— формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;

— формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.

Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – кружок.

Кружок рассчитан на 2 часа в неделю, предназначен для обучающихся 11-14 лет.

Каждое занятие состоит из теоретических и практических заданий. Учащиеся получают творческие задания в конце каждого занятия. На последующих занятиях происходит обсуждение их выполнения.

Количество часов: программа рассчитана на 1 год (72 ч). Распределение занятий на теоретические и практические достаточно условно, при необходимости теоретические и практические занятия объединяются.

источник

Данная программа составлена для уч-ся 6 класса, рассчитана на 1 час в неделю (33 в году). В ланировании представлены следующие темы- Здоровье, безопасное поведениеи т.д.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОГУРАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Полезные навыки.Я люблю тебя жизнь!»____

наименование учебного предмета (курса)

Количество часов, в неделю 1

Общее количество часов на 2016-17 учебный год-33

Учитель____Рубанова М.А._____________________( Ф.И.О)

Раздел 1 «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса».

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Раздел 2 «Содержание учебного предмета, курса»

Здоровье — это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я. Здоровое питание. Вредные привычки- причина нездоровья. Профилактика употребления ПАВ. Наркотиков, ингалянтов.Гигиена тела. Профилактика вирусных заболеваний. Преодоление стрессов. Ни дня без спорта. Оказание первой помощи

Тема 2: «Соблюдай безопасность!» 7 часов

Опасные ситуации . Соблюдение ПДД дело очень важное. Тревожность. Давление на личность. Манипулирование. Запугивание. Безопасность в сети Интернет. Что такое экстремизм? Как преодолеть страх. Самое ценное-это жизнь!

Тема 3.»Радость человеческого общения» 9 часов

Общение с одноклассниками-легко или сложно? Дружба мальчиков и девочек. Общение со взрослыми.

Как решить проблемы в общении/разрешить конфликт. Культура общения. Чувства и поступки. Положительные и отрицательные эмоции. Как преодолеть стеснение. Правда и ложь

Тема 4. Культура поведения. 8 часов

Культура поведения. Культура в одежде. Научись говорить правильно. Вредные жесты и слова-паразиты. Самооценка личности. Как вести себя в гостях. Поведение за столом. Как вести себя в православном храме. Как вести себя с незнакомыми людьми. Толерантность. Как организовать свое свободное время. Кругозор школьника

Раздел 4 «Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы».

источник

Программа факультатива «Полезные навыки» для учащихся 6-8 классов включает в себя три модуля: «Вышивают все», «Моделирование одежды», «Готовим с увлечением». Обучение по данным направлениям является продолжением и развитием приобретённых учащимися программных знаний предмета «Технология. Обслуживающий труд.» основной общеобразовательной школы, позволяет включить обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды. Программе присуща развивающая функция. В основе обучения учащихся используется современная деятельностная образовательная технология — проект.

Цель программы: подготовить школьников к реалиям жизни, помочь им сформировать жизненные навыки, необходимые в повседневности.

— совершенствование практических умений и навыков ведения домашнего хозяйства;

— воспитание уважения к народным традициям и обычаям.

— развитие творческой инициативы.

Основное внимание в программе сосредоточено на знаниях, умениях, компетенциях, которые позволят обучающимся успешно адаптироваться к условиям, в которых они окажутся после завершения образования и позволят эффективно жить в условиях современного социума.

В ходе обучения в зависимости от уровня подготовки учащихся предполагается организация самостоятельной работы учащихся. Учащимся могут быть предложены различные темы для разработки проектов. Выполнение творческих проектов помогает лучше усвоить учебный материал, способствует организации совместного досуга детей и родителей, т.к. практические работы, предполагающие большую затрату времени, можно выполнить и дома. Появляются возможности для общения в кругу семьи на качественно новом уровне: формируется чувство общности, взаимоуважение и доверие, возрождение духовных ценностей и семейных традиций.

Для оценивания достигнутых результатов используются Таблица успешности освоения курса «Полезные навыки» для педагога и Дневник самооценивания «Я знаю, как это сделать» для учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся.

— правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

— историю возникновения рукоделия вышивки шелковыми лентами;

— технологию вышивки шелковыми лентами; правила ухода за изделиями с вышивкой;

— технику безопасности при работе на швейной машине;

— виды ручных и машинных швов и строчек;

— основы моделирования одежды;

— правила обработки изделия и различных деталей;

— правила безопасной работы при работе с кухонными инструментами, приспособлениями, оборудованием;

— правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов;

— виды и правила кулинарной обработки пищевых продуктов, условия их хранения;

— правила сервировки стола и поведения за столом.

— соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

— уметь пользоваться специальными инструментами для вышивки лентами;

Читайте также:  Полезны ли таблетки противозачаточные

— вышивать шелковыми лентами, используя в работе технологические карты;

— выполнять эскизы и переносить их на ткань или изделие;

— оформлять вышивкой готовые изделия;

— соблюдать технику безопасности при работе на швейной машине;

— выполнять виды ручных и машинных швов и строчек;

— моделировать одежду из основы;

— выполнять обработку изделия и деталей;

— правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов;

— соблюдать правила безопасной работы при работе с кухонными инструментами, приспособлениями, оборудованием;

— владеть способами первичной и тепловой обработки продуктов;

— находить нужный рецепт кулинарного блюда, составлять технологическую карту его приготовления с учетом особенностей первичной и тепловой обработки продуктов;

— самостоятельно готовить блюда в соответствии с технологической картой или кулинарным рецептом;

— сервировать стол различного назначения: к завтраку, обеду, ужину, семейному празднику;

— владеть кулинарной этикой и правилами этикета;

— разрабатывать индивидуальные и коллективные творческие проекты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

— внутренняя позиция на уровне уважительного отношения к семье, ориентации на содержательные моменты семейного уюта и принятия образца «хорошего семьянина»;

— широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных современных источников информации;

— проектировать свою деятельность;

— принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях;

— ориентироваться на разнообразие способов решения задач, применять знания на практике, мыслить нестандартно;

— работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию.

Тема 1. История в ышивки шелковыми лентами. Презентация изделий. (1 ч).

Вышивка шелковыми лентами в отделке современной одежды и элементов быта. Создание объемных композиций, для украшения одежды, аксессуаров, элементов быта. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы.

Тема 2. Законы и правила композиции в рукоделии. Правила ухода за готовыми изделиями. (1 ч).

Подбор цветовой гаммы. Расположение узора на изделии. Правила ухода за готовыми изделиями, выполненными в технике вышивки шелковыми лентами: стирка, влажно-тепловая обработка, сушка.

Тема 3. Подготовительные операции (2 ч).

Составление эскиза и перенос его на ткань или изделие. Способы использования в работе различных материалов и инструментов.

Тема 4. Технология вышивки шелковыми лентами (5 ч). Разновидность и техника выполнения стежков. Виды швов. Отличие вышивки шелковыми лентами от других видов вышивки. Сочетание вышивки шелковыми лентами с вышивкой бисером, крестиком и гладью.

Тема 5. Оформление вышивкой готовых изделий (5 ч). Оформление вышивкой футболок, маек, сумок, принадлежностей домашнего обихода (скатерти, прихватки и др.).

Тема 6. Выполнение творческих проектов (2 ч).

Выбор темы, определение проблемы. Описание проекта. Практическое выполнение проекта.

Тема 7. Защита творческих проектов (1 ч).

Примерное тематическое планирование

История в ышивки шелковыми лентами. Презентация изделий, вышитых шелковыми лентами.

Законы и правила композиции. Правила ухода за готовыми изделиями.

Технология вышивки шелковыми лентами.

Оформление вышивкой готовых изделий.

Выполнение творческих проектов.

Защита творческих проектов.

7 класс «Моделирование одежды»

Тема 1. Вводное занятие. История конструирования и моделирования (1 ч).

Из истории конструирования и моделирования. Особенности моделирования одежды для кукол. Презентация.

Тема 2. Виды ручных работ (2 ч).

Правила выполнения ручных работ. Приемы выполнения прямых строчек, соединительных строчек, строчек для обработки среза вручную, строчек для подшивания края изделия.

Тема 3. Техника выполнения машинных швов и строчек (2 ч).

Техника выполнения машинных швов: стачного, двойного, запошивочного, накладного. Технология обработки срезов. Правила безопасной работы .

Тема 4. Подготовительные работы (2 ч).

Снятие мерок, построение чертежа изделия. Принципы моделирования нового изделия из основы.

Тема 5. Белье для куклы. Моделирование ночной сорочки из основы (2 ч).

Белье для куклы: трусы, рубашка, ночная сорочка. Рекомендуемые ткани. Нормы расхода ткани на изделие. Лекала и их применение. Моделирование из основы. Раскладка лекал на ткани, обмеловка и раскрой.

Тема 6. Рабочая одежда. Фартук для куклы (2 ч).

Виды рабочей одежды, ее назначение. Фартук для куклы. Рекомендуемые ткани. Норма расхода ткани на фартук, Раскладка лекал на ткани и раскрой по готовым лекалам. Последовательность и приемы технологической обработки фартука.

Тема 7. Брюки для куклы (2 ч).

Рекомендации по выбору ткани, моделирования фасона и оформления брюк. Нормы расхода ткани. Раскладка лекал на ткани, раскрой. Последовательность и приемы технологической обработки брюк.

Назначение нарядной одежды. Платье с отделкой для куклы. Моделирование из основы. Рекомендации по выбору ткани, фасона и оформления. Норма расхода ткани на платье. Раскрой по готовым лекалам. Последовательность и приемы технологической обработки платья.

Тема 9. Защита творческих проектов (1 ч).

Примерное тематическое планирование

источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Верхняя Елюзань
ПРИНЯТО
на педагогическом
совете
Протокол №__
от «___»
______2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР
______Исляева М.Р.
«___»
_________2018г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУСОШ
с.Верхняя Елюзань
______ Тачукова М.Я.
Приказ от
__.___.2018г. № _____
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Полезные навыки»
( социальное направление)
6 класс
Педагог: Измаилова Г.Р.

2017­2018 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Полезные навыки»для 6 класса
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования на основе требований к результатам
основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ СОШ с.Верхняя Елюзань
Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
у
мотивации на соблюдение
обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
правил здорового образа жизни, культуры здоровья
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение
следующих результатов образования:
 личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно­смысловые установки,
отражающие их индивидуально­личностные позиции, социальные компетентности,
личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
 метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по социальному
направлению «Полезные навыки» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
результатами
программы
Метапредметными
по
социальному направлению «Полезные навыки» ­ является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
деятельности
внеурочной
1 Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятиях.
 Средством формирования
действий
образовательных достижений (учебных успехов).
этих
служит
технология
оценивания
2. Познавательные УУД:
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную
литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.

 Самостоятельно выполнять задания в рабочей тетради.
3. Коммуникативные УУД:
 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи.
 Слушать и понимать речь других.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Содержание программы
«Полезные навыки»
6 класс
Введение в курс. Формы и методы работы в группе, цели изучения данного курса. Упражнения
на групповое сплочение. (1 час)
Пре­тест. Проверка начальных знаний по данному курсу (1 час)
Я и мои поступки. Положительный образ Я. Образ Я – система представлений о самом себе.
(1 час)
Самооценка и самовоспитание. Самовоспитание – развитие личности ребенка и выполнение
защитных функций в неблагоприятных условиях социальной среды. (1 час)
Уверенность – моя визитка. Как преодолеть стеснительность. Навыки уверенного поведения.
Общение. Выполнение заданий рабочей тетради. Анкетирование (1 час)
Ответственность. Ответственность – качество личности, определяющее социальную зрелость
подростка. Эгоизм. Принятие решений. Выполнение заданий рабочей тетради. Упражнения
«Осознание мотива», «Благодарность без слов». Игра «Волшебный магазин» (2 часа)
Что такое психоактивное вещество? Информация. ПАВ – это вещество, влияющее на работу
мозга. Наркотики – запрещенные законом ПАВ. Ингалянты – аэрозоли, чистящие вещества и
бензин, пары которых вдыхают. Выполнение заданий рабочей тетради. (2 часа)
Соблюдай безопасность! Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Инструкции –
правила безопасного использования чего­либо. Принятие решений. Тест «Большая пятерка
качеств личности» (2 часа).
Учитесь властвовать собой. Методы снятия стресса. Как вести себя в конфликтной ситуации.
Тест «Конфликтный ли ты человек?». Игра «Взгляд». (1 час)
Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Эффект – последствие действия или
поступка. Альтернатива – выбор из нескольких возможных действий или поступков.
Передозировка – отравление ПАВ, иногда приводящее к смерти. Принятие решений.
Видеофильм «Каждый рассвет, он единственный» (2 часа)
Давление, влияние, ситуации… Доверие – уверенность, или вера в то, что тебе говорят
правду. Убеждать – уговаривать, заставлять поверить. Общение. Тест «Мои волевые
качества».
(2 часа)
Мое здоровье. Информация. Физическое здоровье – это сильное, крепкое тело человека.
Умственное здоровье – это ум и сила духа человека. Социальное здоровье – это благополучие
человека и умение ладить с окружающими. наркоман – человек, употребляющий наркотики
или больной наркоманией. Выполнение заданий рабочей тетради. Анкета для выявления
отношения к ЗОЖ (
Темперамент и характер. Темперамент­совокупность индивидуальных особенностей
личности. Типы темперамента. Интроверт, экстраверт. Тест – опросник Айзенка. (1 час)
Правда и ложь о наркотиках. Миф – недостоверная информация, заблуждение, выдумка.
Выполнение заданий рабочей тетради. Методика «Изучение потребности в поисках
впечатлений». (1 час)
2 часа).

Как начать разговор? Как поддержать и завершать разговор? Общение. Правила общения.
Методика изучения потребности в общении. Как поддержать и завершать разговор? (2 час)
Манипулирование.
Манипулирование – это получение чего­либо хитростью.
Манипулирование и давление. Принятие решений. Ролевые игры «Манипуляция», «Бункер»
(2 часа)
Вперед к здоровью. Употребление ПАВ ­ безответственное поведение, опасное для здоровья и
жизни человека. Принятие решений. (1 час)
Стресс. Что такое стресс, основные закономерности протекания стрессовых реакций,
воздействие стрессов и их последствия, возможность преодолевать стрессы. Упражнения
«Списки», «Воздушный шар». (1 час)
Мы вместе или нет? Что такое сплоченность? Игра­проблематизация. Упражнение
«Подъемный кран», игра «Счет» (2 часа)
Формирование зависимости. Зависимые состояния. Что такое зависимость, почему она
возникает. Упражнения «Мои привычки», «Поводырь». (1 час)
Воздействие наркотиков на организм, последствия употребления. Упражнения «Разговор с
телом», «Полет­падение». Методика Д.Амирхан, модификация А.Г.Грецова. (1 час)
Влияние наркотиков на личность. Психологические изменения, происходящие под
воздействием ПАВ, воздействие зависимых состояний на личность. Упражнения «Похвала»,
«Хорошо­плохо», «Доверие». (1 час)
Умей сказать: «Нет!» Отказ. Возможность отказа от ПАВ, умение находить помощь и
поддержку в сложных ситуациях. Упражнения «Решения», «Путаница». Методика «Семь
качеств личности» (1 час).
Алкоголь. Распространенность алкоголизма и потенциальная опасность употребления
алкоголя. Конкурс «Плакат». (1 час)
Курение. Влияние курения на физическое и психическое здоровье, умение противостоять
рекламе. Ролевые игры. Тест «Локус контроля» (3 часа)
Возможность добиваться состояния психического комфорта без употребления ПАВ.
Личностные качества, помогающие преодолевать сложные ситуации, возможность
контролировать свое состояние. Упражнения «Волшебник», «Цвет», «Общий рисунок». Тест
«Мое отношение к ПАВ» (3часа)
Тематическое планирование
№ п.п Тема занятий
1
Введение в курс
2 Пре­тест
3
4
Я и мои поступки
Самооценка и самовоспитание
5 Уверенность­моя визитка.
6 Ответственность
7 Что такое психоактивное вещество?
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

8
Соблюдай безопасность!
9 Учитесь властвовать собой.
10 Кто и почему употребляет психоактивные вещества?
11 Давление, влияние, ситуации…
12 Мое здоровье.
13 Умение жить среди людей.
14 Темперамент и характер.
15 Правда и ложь о наркотиках.
16 Как начать разговор?
17 Как поддержать и завершать разговор?
18 Манипулирование
19 Вперед к здоровью
20 Стресс
21 Мы вместе или нет?
22 Я и наркотики: мое отношение к проблеме наркомании.
23 Формирование зависимости
24 Воздействие наркотиков на организм
25 Влияние наркотиков на личность
26 Умей сказать: «Нет!»
27 Алкоголизм
28 Курение
29 Воздействие курения на организм
30 Воздействие курения на организм
31 Соблюдай безопасность!
32 Соблюдай безопасность!
33 Мы вместе или нет?
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34 Возможность добиваться состояния психологического комфорта
3
Возможность добиваться состояния психологического комфорта
5
1
1

источник

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОДВИНСКА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24»
РАССМОТРЕНО:
ШПО классных руководителей
МБОУ «СОШ № 24»
руководитель
________________/_____________/
«___» _________________2015 год УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «СОШ № 24»
______________________/______________/
«___» _________________2015 год
Рабочая программа спецкурса
«Полезные навыки» (превентивное обучение)
5 — 7 классы
Учитель: Т.В., Новгородова,
преподаватель-организатор ОБЖ,
высшая квалификационная категория
Северодвинск, 2015
Пояснительная записка к программе «Полезные навыки», 5 — 7 классы
К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Абсолютное большинство учащихся 5-7 классов не курят и не пьют. Однако возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, алкоголем и наркотиками, постоянно снижается. К сожалению, та же закономерность верна и для учеников средней школы из группы высокого риска, пытающихся нюхать ингалянты (растворители, клей, бензин), курить не только табак, но и марихуану и злоупотреблять транквилизаторами.
В настоящее время, в связи с распространенностью употребления подростками ПАВ и доступностью не только табака и алкоголя, но и наркотиков, запрос школы, родителей, общественности на превентивное образование становится все более настойчивым. Всем становится понятным, что разговор о наркотиках не следует считать темой лекций для старшеклассников. Объективная информация о наркотиках, формирование навыков сопротивления давлению подростковой группы, предлагающей попробовать их, должны стать задачей превентивного обучения в школе до момента, когда подросткам предложат попробовать наркотики. Учебное пособие для 5-7 классов средней школы «Полезные навыки» является дополнением к учебникам по ОБЖ и позволяет начать разговор о наркотиках с подростками. Превентивное (профилактическое) обучение – это новая область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Превентивное обучение особенно важно для детей школьного возраста, ведь профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употребляет ПАВ. Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.
Программа «Полезные навыки» создана в помощь учителям средней школы. Она предназначена для того, чтобы дать в руки учителю научно обоснованные и простые в использовании, эффективные и практически значимые материалы для обучения школьников в области охраны здоровья. Программа «Полезные привычки», «Полезные навыки» и «Полезный выбор» — это триединая программа превентивного обучения, базирующаяся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей. Расписание «Полезных навыков» спиральное. Оно продолжает, дополняет и развивает профилактическую работу, начатую в начальной школе «Полезными привычками». Структурно программа состоит из 3 блоков: «Полезные привычки» для учащихся 1-4 классов, «Полезные навыки» для учащихся 5-7, 8-9 классов и «Полезный выбор» для учащихся 10-11 классов.
Рабочая программа спецкурса «Полезные навыки» создана на основе программы превентивного обучения «Полезные навыки», разработанной в рамках проекта «Создание учебных материалов для школьной профилактики употребления ингалянтов и наркотиков подростками» Международной некоммерческой организацией Project HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения (допущена Министерством образования РФ). В учебном плане школы на реализацию спецкурса отведено 17 часов в полугодие из расчёта 1 час в неделю. Работа по программе предполагает цикл из 17 занятий, включённых в основное расписание школы, продолжительностью 45 минут каждое (в 7 классе – 30 минут классного часа). Все занятия объединены общей тематикой и направлены на достижение конкретных целей, значимых и принимаемых участниками группы. Каждое занятие состоит из теоретических и практических заданий. Учащиеся получают творческие задания в конце каждого занятия. На последующих занятиях происходит обсуждение их выполнения.
Цель программы: дать обучающимся объективные, соответствующе возрасту знания по вопросам ЗОЖ, способствовать формированию правильных установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, предупредить употребление ингалянтов и наркотиков подростками.Задачи:
предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках и других ПАВ
способствовать активизации знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с ПАВ
расширить представление школьников об опасности и безопасности, показать связь опасности и риска
научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению, делать правильный выбор и принимать ответственные решения
развивать стремление детей к желанию понимать окружающих, анализировать свои отношения с ними и эффективно общаться
оказать помощь родителям в предупреждении приобщения обучающихся к табаку и алкоголю.
Методы обучения: кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-энергизаторы. Для эффективного использования данного курса важна роль учителя, положительная психологическая атмосфера и групповые методы обучения. Курс без оценочный. Главное — предоставить детям на занятиях равные возможности, поскольку изучаемые вопросы одинаково важны для всех, независимо от способностей и академической успеваемости. На занятиях по превентивному обучению нужно спрашивать всех учащихся и выслушивать всех в равной мере. Для ответственного отношения к здоровью необходимо формирование реалистичной самооценки.
УМК программы. «Полезные навыки» включают материалы для учителей, рабочие тетради учащихся 5-7 классов, брошюру для родителей и сборник тестов. Материалы для учителей содержат описание концепции «Полезных навыков», теории, методологии превентивного обучения и планы занятий по 28 темам для 5-7 классов. В 5 классе «Полезные навыки» содержат планы двенадцати занятий, в 6 и 7 классах — по восемь планов занятий. Для каждого класса разработаны занятия по формированию личностной и социальной компетенции, посвященные образу Я, принятию решений и общению. В 5 классе четыре занятия посвящены ингалянтам и понятию о ПАВ. В 6 и 7 классах отведено четыре занятия представлению о наркотиках и марихуане. Рабочие тетради для учеников 5, 6 и 7 классов обеспечивают необходимый минимум информации о ПАВ и позволяют учащимся начать работу над собой. Каждое занятие в рабочих тетрадях включает название, словарь, несколько заданий и выводы. Рабочие тетради могут быть использованы только вместе с материалами для учителя. Материалы для родителей «127 полезных советов, или Как уберечь детей от наркотиков» призваны расширить арсенал конструктивных родительских идей по воспитанию подростков.
Структурно рабочая программа курса состоит из следующих разделов:
пояснительная записка
требования к знаниям и умениям обучающегося
учебно — тематический план
содержание учебной программы
календарно — тематическое планирование курса
Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся:
Обучающиеся должны знать: о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ; о факторах, влияющих на здоровье человека; признаки здорового человека; источники влияния и давления; безопасные способы организации досуга.
Обучающиеся должны уметь: делать правильный выбор; понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними; принимать рациональные решения, анализировать собственные качества.
Обучающиеся должны обладать навыками: сопротивления давлению и развития личностной и социальной компетентности; эффективного общения, взаимодействия с людьми; неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления; самоконтроля, самооценки, преодоления стресса и тревоги; ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ; преодоления жизненных трудностей в целом; самовыражения через увлечения, развивающие личность.
Информационно-методическое обеспечение:
Альтшулер В.Б. Вредные привычки – угроза здоровью. – М., Знание, 1989
Гаевая В.В. За здоровый образ жизни: элективный курс. – Волгоград: Учитель,2009
Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград: Издательство «Панорама»,2006
Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994
Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2007
Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых.- Санкт-Петербург, Питер, 1997
Кинчер Дж. Книга о тебе. — Санкт-Петербург, Питер, 1997
Селевко Г.К., Соловьёва О.Ю. Найди свой путь: учебное пособие для предпрофильного обучения.–М.: ООО «ИМЦ Арсенал образования», 2008
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде алкоголя и никотина. – Просвещение, 1988
Видеоматериалы:
«Чрезвычайные приключения Юли и Ромы», «Сам себе МЧС», «Азбука здоровья» (из серии м/ф «Смешарики»), «Уроки осторожности тётушки Совы», «Право на жизнь» (учебный видеофильм).
Сайт: spas-extreme.ru(Детский портал безопасности МЧС России)
Учебно-тематический план программы «Полезные навыки», 5 класс

п/п Тема занятия Количество часов Примечания
Всего Из них Теория Практика 1 Введение в курс «Полезные навыки» 1 1 — 2 Что такое психоактивное вещество? (часть 1) 2 1 — 3 Что такое психоактивное вещество? (часть 2) — 1 4 Соблюдай безопасность! (часть 1) 2 1 5 Соблюдай безопасность! (часть 2) — 1 6 Кто и почему употребляет психоактивные вещества? (часть 1) 2 1 — 7 Кто и почему употребляет психоактивные вещества? (часть 2) — 1 8 Давление, влияние, ситуации…(часть1) 3 1 — 9 Давление, влияние, ситуации…(часть2) — 1 10 Давление, влияние, ситуации…(часть3) 1 — 11 Ингалянты (часть1) 3 1 — 12 Ингалянты (часть2) — 1 13 Ингалянты (часть 3) 1 — 14 Мое здоровье (часть1) 3 1 — 15 Мое здоровье (часть2) — 1 16 Мое здоровье (часть3) — 1 17 Заключительное занятие — игра «Идём к здоровью!» 1 1 — Итого: 17 10 7 Содержание программы «Полезные навыки», 5 класс
Тема: Введение в курс «Полезные навыки». Довести до сведения обучающихся требования к занятиям, дать общую характеристику курса и структуры рабочей тетради, провести пре-тест.
Тема: Что такое психоактивное вещество? ПАВ — это природные или синтетические химические вещества, которые, влияя на работу мозга, изменяют состояние человека. ПАВ обладают свойством вызывать привыкание (зависимость). В обыденной жизни мы ежедневно употребляем кофе или чай. В чае и кофе содержится ПАВ: кофеин. Табак и алкоголь также содержат ПАВ. Это никотин и этанол соответственно. В медицине широко применяются лекарства, являющиеся ПАВ. К ним относятся болеутоляющие, в том числе наркотики, транквилизаторы, снотворные средства, некоторые средства от кашля. В спорте ПАВ используются в качестве допинга. К ПАВ, называемым ингалянтами, относятся бензин, летучие растворители, клеи и другие средства бытовой химии. Некоторые подростки вдыхают пары ингалянтов для достижения эффекта, сходного с наркотическим опьянением. Запрещенные законом для производства, транспортировки, хранения, продажи и употребления ПАВ в нашей стране называются наркотиками. К наиболее известным наркотикам относятся кокаин, героин, марихуана.
Тема: Соблюдай безопасность! Расширить представления детей об опасности и безопасности. Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Различные лекарства, средства бытовой химии, алкогольные напитки и сигареты могут оказаться практически в каждом доме, в каждой семье. Поэтому дети должны знать правила безопасного обращения с ПАВ, встречающими в быту. Дети должны сначала прочитать предостерегающие надписи, рекомендации по использованию, меры предосторожности и другие инструкции, а затем строго им следовать.
Тема: Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Иногда употребление ПАВ веществ абсолютно оправдано (приемлемо). Это, прежде всего, относится к лекарствам, назначаемым врачом больным. Также в нашей культуре приемлемым считается умеренное употребление алкоголя взрослыми. В этих ситуациях употребление ПАВ имеет положительные последствия или, как минимум, не имеет отрицательных. В большинстве случаев целью немедицинского (неприемлемого, неоправданного) употребления ПАВ является попытка изменить настроение, регулировать эмоции, чувства, состояния. На практике желаемые состояния достигаются далеко не всегда, и более того, если и достигаются, то являются кратковременными. Одновременно нарастают долговременные и, безусловно, отрицательные последствия немедицинского употребления ПАВ. Поскольку попытка регуляции настроений, чувств, состояний с помощью ПАВ в долговременной перспективе неэффективна и опасна для здоровья, следует изыскивать альтернативы употреблению ПАВ.
Тема: Давление, влияния, ситуации. Под словом давление понимается принуждение, насилие над чьей-нибудь волей или убеждениями. Интуитивно люди чувствуют, когда на них давят, и сопротивляются давлению. То, насколько сопротивление давлению успешно, зависит от конкретного человека. Поэтому у детей следует формировать навык сопротивления давлению. Говоря с детьми о давлении, важно подчеркнуть несколько моментов. Давление может принимать разные формы. Например, оно может осуществляться в виде доброжелательных уговоров, увещеваний, льстивых предложений, а не только грубого физического насилия, шантажа или угроз. Давление может оказываться на детей воспитывающими их взрослыми. Хотя формально давление в этом случае остается таковым, родители и учителя обычно не желают ребенку зла. При наличии любви или уважительного отношения к личности ребенка они избегают грубого давления. Желательно, чтобы дети поняли разницу в давлении, исходящем от разных по степени близости и ответственности за них людей. Дети с низкой самооценкой обычно с большим трудом сопротивляются давлению. Поэтому воспитание самоуважения, уверенности в себе и своих правах является необходимым дополнением формирования у детей навыков сопротивления давлению. В целом, хотя давлению необходимо сопротивляться, в каждой конкретной ситуации детям следует принять во внимание то, в какой форме оно оказывается и кто его оказывает.
Тема: Ингалянты. Рискованное поведение — это нормальное поведение подросткового возраста. Некоторые подростки занимаются рискованными видами спорта. Другие совершают рискованные поступки на отдыхе, в свободное время — с друзьями. Ученики должны понять, что, рискуя, они берут на себя ответственность за возможные последствия. Ингалянты, а именно: бензин, летучие растворители, клеи и другие средства бытовой химии употребляют преимущественно неблагополучные и бездомные дети и подростки. Цель вдыхания паров ингалянтов -достижение эффекта, сходного с наркотическим опьянением. Но, в отличие от наркотиков, ингалянты стоят недорого. Хотя вероятность того, что при обычных обстоятельствах школьники будут употреблять ингалянты, невелика, нельзя исключить, что кто- то предложит им попробовать. Ученики должны усвоить, что попытка попробовать ингалянты является ничем не оправданным риском для здоровья и даже жизни. Зная это, они должны подумать и отказаться.
Тема: Мое здоровье. Здоровье — это сложное понятие, включающее три элемента: физическое здоровье, психическое или умственное здоровье и социальное здоровье или социальное благополучие. Поддержанию и сохранения здоровья человека способствуют или препятствуют различные факторы. Это, прежде всего, сам человек. От его поведения (например, соблюдения гигиенических норм и занятий спортом), образа мыслей (например, умения сопротивляться стрессу) и привычек (например, курения или злоупотребления алкоголем) во многом зависит его здоровье. Внешние факторы среды также могут сказываться на здоровье человека. Это наличие качественных продуктов питания, бытовые условия, чистота питьевой воды и воздуха, особенности местной экологии и производственной деятельности, плотность населения. В силах каждого человека поставить перед собой цель сохранения здоровья и избегать вредных привычек, наносящих ему ущерб. Физическое здоровье — это сильное, крепкое тело человека. Умственное здоровье — это ум и сила духа человека. Социальное здоровье — это благополучие человека и умение ладить с окружающими. Наркоман — человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией.
Тема: Заключительное занятие – игра «Идём к здоровью!» Подводятся итоги, проводится пост-тест.

Читайте также:  Чем полезно банан для организма

СОГЛАСОВАНО
на методическом совете
протокол № __
от ___.___. 20___ года Календарно – тематическое планирование
спецкурса «Полезные навыки» (превентивное обучение)
5 класс
Преподаватель-организатор ОБЖ
Новгородова Т. В.,
высшая квалификационная категория
Количество часов в неделю – 1
Северодвинск,
2015
Календарно – тематическое планирование программы «Полезные навыки», 5 класс
Дата №
п/п Тема Основные
понятия Часы
(теория/практика) Домашнее
задание
5а 5 б 5 в 5 г 1 Введение в курс «Полезные навыки» Пре-тест1 (1/-) На занятия носить клей, фломастеры/ карандаши
2 Что такое психоактивное вещество? (часть 1) Психоактивное вещество (ПАВ) 2 (1/1) Задание 1 в рабочей тетради
3 Что такое психоактивное вещество? (часть 2) Наркотики,
ингалянты Вырезки рекламы, лозунгов, иллюстрации по теме
4 Соблюдай безопасность! (часть 1) Инструкции 2 (1/1) Принести инструкции
5 Соблюдай безопасность! (часть 2) Риск Нет
6 Кто и почему употребляет ПАВ? (часть 1) Эффект,
альтернатива 2 (1/1) Нет
7 Кто и почему употребляет ПАВ? (часть 2) Передозировка 8 Давление, влияние, ситуации…(часть1) Доверие, убеждать 3 (2/1) Продумать ситуации давления (СМИ), сделать видеозапись (по желанию)
9 Давление, влияние, ситуации…(часть2) Дилер 10 Давление, влияние, ситуации…(часть3) Наркоман Нет
11 Ингалянты (часть1) Снижение риска 3 (2/1) Проверить, правильно ли хранятся препараты бытовой химии в семье
12 Ингалянты (часть2) — 13 Ингалянты (часть 3) — Нет
14 Мое здоровье (часть1) Физическое здоровье 3 (1/2) Подобрать вырезки из газет и журналов, на которых изображены здоровые и нездоровые люди, предметы, явления
15 Мое здоровье (часть2) Умственное здоровье 16 Мое здоровье (часть3) Социальное здоровье 17 Заключительное занятие – игра «Идём к здоровью!» Пост-тест 1 (1/-) Нет
Итого: 17 (10/7) Учебно-тематический план программы «Полезные навыки», 6 класс

п/п Тема занятия Количество часов Примечания
Всего Из них Теория Практика 1 Вводное занятия 1 1 — 2 Тревожность (часть 1) 2 1 — 3 Тревожность (часть 2) — 1 4 Преодоление тревожности (часть 1) 2 1 — 5 Преодоление тревожности (часть 2) — 1 6 Как начать разговор? (часть 1) 2 1 — 7 Как начать разговор? (часть 2) — 1 8 Как поддерживать и завершать разговор? (часть 1) 2 1 — 9 Как поддерживать и завершать разговор? (часть 2) — 1 10 Манипулирование (часть 1) 2 1 — 11 Манипулирование (часть2) — 1 12 Манипулирование и давление (часть 1) 2 1 — 13 Манипулирование и давление (часть 2) — 1 14 Наркотики (часть 1) 3 1 — 15 Наркотики (часть 2) 1 — 16 Наркотики (часть 3) 1 — 17 Заключительное занятие 1 1 — Итого: 17 11 6 Содержание программы «Полезные навыки», 6 класс
Тема: Вводное занятие. Довести до сведения обучающихся требования к занятиям, дать общую характеристику курса и структуры рабочей тетради, провести пре-тест.
Темы: Тревожность. Преодоление тревожности. Современное общество предъявляет к детям требования, соответствовать которым детям нелегко. Большие объемы информации, напряженный ритм жизни, жесткие конкурентные отношения между людьми создают экстремальные условия для развития и обучения. Большинство школьников вынуждены переживать эмоциональные состояния тревоги, возникающие в процессе обучения (например, повторяющиеся экзамены даже у самых маленьких учеников), в результате чего у них формируется склонность к частому переживанию тревоги или тревожность.
По мнению специалистов, тревожность, характерная для больных и некоторых здоровых людей, перенесших психические травмы, всегда является отражением неблагополучия личности. Тревожность — характерный признак подростков с отклоняющимся поведением, в том числе злоупотребляющих табаком, алкоголем, наркотиками. Поэтому формирование навыков преодоления тревожности и правильного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу, является важным разделом превентивного обучения. Тревожность — это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.
Темы: Как начать разговор? Как поддерживать и завершать разговор? Исследованиями установлено, что приобщение подростков к употреблению ПАВ нередко связано с дефицитом навыка общения. В то же время умение эффективно общаться, вступать в контакты и дружить является мощным защитным фактором личности ребенка, позволяющим избежать множества опасных ситуаций. Поэтому обучение школьников эффективному общению — важная задача превентивного обучения. Общение осуществляется в двух формах: вербальной, или словесной (слова, тон, громкость голоса), и невербальной, или без слов (мимика, жесты и другие выразительные движения). Для того, чтобы общение было эффективным, следует соблюдать ряд условий. Это прежде всего соответствие, или, как иногда говорят, совпадение, слов и выразительных движений говорящего. Другими условиями эффективного общения являются неагрессивное отстаивание своего мнения и конструктивная или созидательная, критика «Полезные навыки» для шестого класса знакомят учащихся с двумя новыми условиями эффективного общения: вежливость в момент установления контакта и уточняющие вопросы для поддержания беседы. Обучая детей навыкам эффективного общения, следует последовательно отработать навыки начала беседы, поддержания разговора и завершения беседы.
Темы: Манипулирование. Манипулирование и давление. Известны четыре вида поведения людей: агрессивное, пассивное, манипулирование переговоры. Под агрессивным поведением имеются в виду враждебные, наступательно-, захватнические действия с применением силы, оскорбительные высказывания и вызывающие поступки. Пассивное поведение — это ничегонеделание, несамостоятельность, безучастность и вялость. Проделки и мошенничество, различные способы получения желаемого с помощи хитрости называются манипулированием. Переговоры, целью которых является неагрессивное отстаивание своих прав и реализация своих потребностей с учетом прав и потребно партнера, являются наиболее продуктивной формой поведения. Как и любому другому навыку, умению договариваться следует учиться. Особенно трудно договариваться людям с низкой самооценкой. Поэтому люди, не умеющие неагрессивно отстаивать свои права и потребности или договариваться, нередко становятся объектами агрессии или манипулирования, то есть различных форм давления. Уроки 5 и 6 для шестого класса продолжают знакомство учеников с различными видами поведения. Употребление ПАВ подростками часто начинается под давлением сверстников. Умение школьников распознавать давление в форме манипулирования и сопротивляться ему является защитным фактором, предупреждающим употребление ПАВ.
Тема: Наркотики. Запрещенные законом для производства, транспортировки, хранения, продажи и употребления ПАВ в нашей стране называются наркотиками. Такое разделение наркотиков на группы связано со способом их действия на центральную нервную систему. Психостимуляторы возбуждают нервную систему. Депрессанты — тормозят активность нервных клеток. Отсутствие достоверной информации о наркотиках является одним из важнейших факторов риска. Поэтому своевременное и грамотное информирование школьников — необходимый элемент превентивного обучения.
Специалисты выделяют несколько групп наркотиков: опиаты (героин, метадон, кодеин, морфин, опиум), марихуана, психостимуляторы, или возбуждающие препараты (кокаин, крэк, эфедрон, перветин, экстази, амфетамин), галлюциногены (ЛСД, мескалин), психодепрессанты, или успокоительные, снотворные препараты (лекарстава, являющиеся барбитуратами, например фенобарбитал; бензодиазепинами, например тазепам).Тема: Заключительное занятие. Подводятся итоги, проводится пост-тест.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОДВИНСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24»
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ № 24»
________________/_____________/
«___» _________________2015 год УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «СОШ № 24»
______________________/_____________/
«___» _________________2015 год
Календарно – тематическое планирование
спецкурса «Полезные навыки» (превентивное обучение)
6 класс
Учитель Новгородова Т. В.,
высшая квалификационная категория
Количество часов в неделю – 1
Северодвинск, 2015
Календарно – тематическое планирование программы «Полезные навыки», 6 класс
Дата №
п/п Тема Основные
понятия Часы
(теория/практика) Домашнее
задание
6 а 6б 6в 1 Вводное занятие Пре-тест1 (1/-) На занятия носить клей, фломастеры/ карандаши
2 Тревожность (часть 1) Тревожность 2 (1/1) Спросить у родителей, как они преодолевают тревожность
3 Тревожность (часть 2) — 4 Преодоление тревожности (часть 1) Расслабление 2 (1/1) Принести музыку для расслабления, плакат «Ситуации, вызывающие тревожность»
5 Преодоление тревожности (часть 2) Релаксация 6 Как начать разговор? (часть 1) — 2 (1/1) Нет
7 Как начать разговор? (часть 2) — 8 Как поддерживать и завершать разговор? -1 — 2 (1/1) 9 Как поддерживать и завершать разговор? -2 — 10 Манипулирование (часть 1) Манипулирование 2 (1/1) Нет
11 Манипулирование (часть2) — 12 Манипулирование и давление (часть 1) — 2 (1/1) Нет
13 Манипулирование и давление (часть 2) — 14 Наркотики (часть 1) Привыкание 3 (3/-) Нет
15 Наркотики (часть 2) — Подготовить большой лист бумаги с надписью «Наркотики»
16 Наркотики (часть 3) — 17 Заключительное занятие Пост-тест 1 (1/-) Нет
Итого: 17 (10/7)
Учебно-тематический план программы «Полезные навыки», 7 класс

п/п Тема занятия Количество часов Примечания
Всего Из них Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 — 2 Я и мои поступки(часть 1) 2 1 — 3 Я и мои поступки (часть 2) — 1 4 Самооценка и самовоспитание (часть 1) 2 1 — 5 Самооценка и самовоспитание (часть 2) — 1 6 Как преодолеть стеснительность (часть 1) 2 1 — 7 Как преодолеть стеснительность (часть 2) — 1 8 Ответственность (часть 1) 3 1 — 9 Ответственность (часть 2) — 1 10 Ответственность (часть 3) — 1 12 Что такое марихуана? (часть 1) 1 1 — 13 Правда и ложь о марихуане (часть 1) 1 1 — 14 Вперед к здоровью (часть 1) 3 1 — 15 Вперед к здоровью (часть 2) — 1 16 Вперед к здоровью (часть 3) — 1 17 Заключительное занятие 1 1 — Итого: 17 10 7 Содержание программы «Полезные навыки», 7 класс
Тема: Вводное занятие. Довести до сведения обучающихся требования к занятиям, дать общую характеристику курса и структуры рабочей тетради, провести пре-тест.
Тема: Я и мои поступки. Образ Я — система представлений человека о самом себе. На основе образа Я он строит взаимодействие с окружающими и формирует отношение к самому себе. Образ Я включает три компонента: (1) когнитивный компонент — знание своих качеств, способностей, особенностей внешности; (2) эмоциональный компонент — отношение к себе, прежде всего самоуважение (3) оценочный компонент — самооценка. Образ Я ребенка складывается в общения с окружающими, или, иными словами, определяется опытом социального взаимодействия. Положительный образ Я — важное условие превентивного обучения, необходимое воспитания уверенного в себе, здорового человека. Образ Я — это мое представление о себе.
Тема: Самооценка и самовоспитание. Специалисты считают самооценку ядром образа Я. От того, является ли самооценка реалистичной, завышенной или заниженной, напрямую зависит поведение человека, отношение к окружающим, восприятие себя. Самооценка наглядно проявляется в требовательности учеников к себе, критическом настроении по отношению к окружающим, восприятии собственных и чужих успехов и неудач. Реалистическая самооценка, т.е. умение видеть свои недостатки и достоинства и желать усилить достоинства и исправить недостатки, является главной предпосылкой самовоспитания. Самовоспитание, или последовательная работа над собой, в соответствии с сознательно поставленной целью способствует развитию личности ребенка и выполняет защитные функции в неблагоприятных условиях социальной среды.
Тема: Как преодолевать стеснительность. Интерес к лицам противоположного пола возникает у детей задолго до начала полового созревания. Как показывают исследования, практика употребления алкоголя и наркотиков с целью преодоления психологических барьеров в общении с лицами противоположного получила широкое распространение в подростковой среде. Одной из причин этого я стеснительность, выражающаяся в неумении говорить комплименты и выбирать виды совместной деятельности, интересные подросткам обоего пола.
Темы: Ответственность. Вперед, к здоровью. Под термином «ответственность» понимается необходимость, обязанность отвечать за решения, действия и поступки. Развитие личности ребенка предполагает формирование сознательного чувства ответственности как результата усвоения предъявляемых к требований. Ответственность — качество личности, определяющее социальную зрелость подростка. Говоря с детьми об ответственности, следует обратить внимание на следующее. Человек ответственность за свои решения, действия, поступки перед самим собой и перед теми, перед кем он отчитывается. Человек также ответствен за себя перед самим собой и за кого-то ещё в случае, если берет на себя за этого человека ответственность. Ответственность — необходимость или обязанность отвечать за свои поступки. Эгоизм — предпочтение личных интересов интересам других людей
Темы: Что такое марихуана? Правда и ложь о марихуане. Марихуана является широко известным и распространенным наркотиком. Специалисты называют ее наркотиком-воротами, так как именно с нее подростки начинают употребление запрещенных ПАВ. По статистике 60% из числа тех, кто попробовал марихуану, в дальнейшем употребляют и другие наркотики. Регулярное курение марихуаны приводит к зависимости (привыканию) и различным заболеваниям.
Тема: Заключительное занятие. Подводятся итоги, проводится пост-тест.

Читайте также:  Полезно ли мужское семя для женщин

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОДВИНСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24»
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ № 24»
________________/____________/
«___» _________________2015 год УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «СОШ № 24»
______________________/___________/
«___» _________________2015 год
Календарно – тематическое планирование
спецкурса «Полезные навыки» (превентивное обучение)
7 класс
Учитель Новгородова Т. В.,
высшая квалификационная категория
Количество часов в неделю – 1
Северодвинск, 2015

Календарно – тематическое планирование программы «Полезные навыки», 7 класс
Дата №
п/п Тема Основные понятия Часы
(теория/практика) Домашнее
задание
7а 7б 7в 1 Вводное занятие Пре-тест1 (1/-) На занятия носить клей, фломастеры/ карандаши
2 Я и мои поступки(часть 1) Образ Я – это моё представление о себе 2 (1/1) Подумать и записать в тетрадь несколько описаний самих себя
3 Я и мои поступки (часть 2) 4 Самооценка и самовоспитание (часть 1) Самооценка 2(1/1) Начать работу над проектом по самовоспитанию
5 Самооценка и самовоспитание (часть 2) Самовоспитание 6 Как преодолеть стеснительность (часть 1) Комплимент 2(1/1) Подготовить плакаты «Комплименты», «Список интересных дел»
7 Как преодолеть стеснительность (часть 2) — 8 Ответственность (часть 1) Ответственность 3(1/2) Назвать примеры ответственных и безответственных поступков
9 Ответственность (часть 2) Эгоизм 10 Ответственность (часть 3) — 12 Что такое марихуана? (часть 1) Мариухана — наркотик 1(1/-) Подготовиться к работе по группам: врачи, полицейские, актёры и художники о марихуане
13 Правда и ложь о марихуане (часть 1) Миф 1(1/-) 14 Вперед к здоровью (часть 1) — 3(1/2) Нет
15 Вперед к здоровью (часть 2) — Нет
16 Вперед к здоровью (часть 3) — Нет
17 Заключительное занятие Пост-тест 1(1/-) Нет
Итого: 17 (10/7)

  • File35
    «Полезные навыки», 5-7
    Размер файла: 86 kB Загрузок: 31

источник

Источники:
  • http://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-no-122.html
  • http://infourok.ru/avtorskaya_programma_poleznye_navyki_dlya_6-8_klassov-118424.htm
  • http://znanio.ru/media/rabochaya_programma_po_vneurochnoj_deyatelnosti_poleznye_navyki-263369/292572
  • http://educontest.net/ru/362373/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87/