Меню Рубрики

Потери полезных ископаемых при их добыче

Продолжение темы предыдущего поста

Промышленные запасы (ПЗ) — к промышленным запасам относятся балансовые запасы месторождения за вычетом проектных общекарьерных потерь.

Примечание: В нормативных источниках термин однозначно не определен. В одних случаях под промышленными запасами подразумеваются балансовые запасы за вычетом общекарьерных потерь, установленных проектом, в других – за вычетом всех видов потерь при разработке месторождения, предусмотренных проектом. В каждом конкретном случае рекомендуется детально раскрывать содержание данного термина применительно к конкретной проектной документации.

Погашенные (погашаемые) балансовые запасы (Б) — сумма добытой (извлеченной) части балансовых запасов и фактически потерянных при добыче. Уравнение баланса запасов: Погашаемые запасы полезного ископаемого равны сумме добытых запасов ПИ и фактически потерянных при добыче запасов ПИ:
Б = Д б.з. + П б.з.

Извлечение полезного ископаемого из недр — характеризуется коэффициентом извлечения полезных ископаемых из недр при добыче:
Ки = 1 – Кп, (доли единицы)

Засорение полезного ископаемого (примешивание) — вовлечение в добываемую руду некондиционных руд и пустых пород, не включенных в контуры подсчета балансовых запасов. Характеризуется коэффициентом засорения, равным отношению количества примешиваемых вмещающих пород (В), засоривших полезное ископаемое, к количеству добытой рудной (горной) массы (Д): Р = В / Д (доли единицы)

Разубоживание полезного ископаемого — потеря качества (ухудшение качества) полезного ископаемого в процессе добычи. Выражается в снижении содержания полезного компонента или полезной составляющей в добытом полезном ископаемом по сравнению с содержанием их в массиве полезного ископаемого (в балансовых запасах) вследствие примешивания к нему пустых пород или некондиционного полезного ископаемого, а также потерь части полезного компонента или полезной составляющей (в виде потерь обогащенной мелочи, в результате выщелачивания полезного компонента и т.п.).
Характеризуется коэффициентом разубоживания (коэффициентом потерь качества), равным разности между содержанием полезного компонента в погашенных балансовых запасах (с) и в добытой рудной массе (а), отнесенной к содержанию полезного компонента в погашенных балансовых запасах:
р = (с — а) / с
Разубоживание, вызванное только засорением (примешиванием в руду вмещающих пород, выражается отношением количества примешанных пород (В) к добытой рудной массе (Др.м.), выраженное в процентах:
Р = (В / Д р.м.) х100 (%)
Примечание: При отсутствии полезного компонента во вмещающих породах и потерь балансовой руды, коэффициенты засорения и разубоживания численно равны.

Зольность (А) — Отношение массы негорючего остатка (золы), получаемой после выжигания горючей части топлива, к массе исходного топлива. Выражается в процентах.

Коэффициент изменения качества при добыче — отношение содержания полезного компонента в добытом полезном ископаемом (а) и в погашенных балансовых запасах (с):
Кк = а / с
При разработке угольных месторождений: Кк = (100 – Ад) / (100 – Аб)
При разработке сланцевых месторождений: Кк = Тд / Тб

Списание запасов — при разработке месторождений ПИ списанию с государственного баланса запасов ПИ и с учета организации по добыче ПИ в установленном порядке подлежат запасы участка недр, предоставленного в установленном порядке в пользование организации по добыче ПИ, включая ранее утвержденные или прошедшие государственную экспертизу, дополнительно поставленные на учет организации при уточнении границ горного отвода или в результате последующих ГРР и разработке месторождения. Учтенные балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих ПИ и содержащиеся в них ПК подлежат списанию в случаях:
а) добычи (извлечения из недр) и направления потребителям или на переработку;
б) потерь в процессе добычи, в том числе оставления в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлечения из недр и направления в породные отвалы, а также потерь при транспортировке, погрузке, разгрузке и в местах хранения;
в) утраты промышленного значения;
г) неподтверждения при последующих ГРР и разработке месторождения ПИ, в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания запасов ПИ;
д) исключения из категории балансовых и (или) забалансовых в границах горного отвода в результате переутверждения запасов ПИ;
е) изъятия у организации по добыче ПИ в установленном порядке при лицензировании пользования недрами участка недр или его части.

Примечание: Порядок списания запасов, указанных в п.п. в, г, д и е определяется соответствующими нормативными документами и настоящими Методическими рекомендациями не рассматривается.
Списание забалансовых запасов при вовлечении их в добычу осуществляется только в объеме непосредственно добытой части запасов.

Запасы, списываемые в результате добычи и потерь при добыче (погашаемые/погашенные балансовые запасы) — списание запасов ПИ, добытых и потерянных в процессе добычи, осуществляется раздельно по каждой выемочной единице. В случаях, когда прямое определение потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных ПИ определяется условно с учетом установленного для данной выемочной единице норматива потерь и количества добытых из нее ПИ. Окончательное количество потерянных ПИ, в том числе сверхнормативных, по выемочной единице определяется после ее полной отработки и оформления акта на погашение выемочной единицы.

Извлекаемые запасы полезного ископаемого (ИЗ) — промышленные запасы за вычетом эксплуатационных потерь:
ИЗ = ПЗ – П

Эксплуатационные запасы руды (ЭЗ) — промышленные запасы с учетом эксплуатационных потерь и разубоживания:
ЭЗ = ПЗ – П + В

Производственная мощность предприятия — устанавливается как по балансовым запасам полезного ископаемого, так и по эксплуатационным запасам рудной массы.

Товарная продукция горнодобывающего предприятия — добытая рудная масса. Уравнения баланса рудной массы (товарной руды):
Д р.м. = Б – П + В
Д р.м. = Б – Кп х Б + Д т.р. х Р
Д р.м. = Б (1 – Кп) / (1-Р)

Нормируемые виды потерь полезных ископаемых при добыче — устанавливаются в соответствии с Типовыми методические указания по определению, нормированию, учёту и экономической оценке потерь твёрдых полезных ископаемых при их добыче (ТМУ). Единой классификацией потерь твердых полезных ископаемых при разработке месторождений [19].

Ненормируемые потери полезных ископаемых при добыче — потери, связанные с отклонениями от проекта, нарушениями технологии ведения горных работ, всязанные с аварийными ситуациями и т.п. Погашаются (списываются) по актам в установленном порядке.

Нормативные потери полезного ископаемого при добыче — потери полезного ископаемого при добыче, уровень которых при современном состоянии горной техники и технологии технически неизбежен или экономически обусловлен для конкретных горно-геологических условий разработки месторождения.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 342 НК РФ) [2].
Нормативные потери определяются путём технико-экономических расчётов для каждой выемочной единицы, вовлечённой в отработку в отчётном году, в соответствии с установленными требованиями по нормированию потерь и разубоживания при добыче.

Нормативы потерь полезного ископаемого при добыче (нормативы эксплуатационных потерь) — часть балансовых запасов полезных ископаемых, извлечение которых согласно технико-экономическому обоснованию постоянных кондиций, техническому проекту разработки месторождения и безопасному ведению очистных работ по технико-экономическим расчетам нецелесообразно в современных экономических условиях.
Нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов ПИ [3].
Примечание. Нормативы потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г. №921) [2, 3].

Фактические потери полезного ископаемого при добыче — часть балансовых запасов полезного ископаемого на отработанном в отчётном периоде участке месторождения, не извлеченная из недр при разведке месторождения, а также добытая и направленная в породные отвалы, оставленная (потерянная) в местах складирования, погрузки и на транспортных путях горного предприятия, определённые маркшейдерской и геологической службами горного предприятия прямым методом по месту образования потерь или косвенным (расчётным) методом.

Сверхнормативные потери полезного ископаемого при добыче — разность между фактическими величинами потерь и нормативными показателями в соответствии с отраслевыми инструкциями по учету и нормированию потерь твердых полезных ископаемых, а также фактически допущенные за весь период работ по добыче полезных ископаемых.
Сверхнормативные потери в целом по объекту определяется суммированием сверхнормативных потерь по выемочным единицам. Уменьшение величины сверхнормативных потерь за счёт снижения потерь против нормы в отдельных выемочных единицах не допускается.
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь [3].

Потери полезного компонента (металла) при добыче — количество полезного компонента, содержащегося в потерянном полезном ископаемом. Характеризуются коэффициентом потерь полезного компонента Пк, выражающемся отношением количества потерянного полезного компонента (П х Сп) к количеству полезного компонента в погашенных балансовых запасах [17]:
П к = (П x Сп) / (Б x С),
где: Сп — содержание полезного компонента в потерянных запасах;
С — содержание полезного компонента в погашенных запасах.

Коэффициент извлечения полезного компонента из недр — характеризуется коэффициентом извлечения полезного компонента из недр — отношением количества полезного компонента в добытом полезном ископаемом (Д х а) к количеству полезного компонента в погашаемых балансовых запасах (Б х с) [19]:
К н = (Д х а) / (Б х С),
где: а — содержание полезного компонента в добытом полезном ископаемом;
С — содержание полезного компонента в погашенных запасах.

Первичная переработка полезных ископаемых — под первичной переработкой ПИ подразумеваются операции по переработке получаемого из недр минерального сырья по технологическим схемам, под которыми понимаются проектные решения, предусмотренные технологической частью проекта предприятия по переработке минерального сырья, определяющие последовательность процессов и операций по обогащению и переделу добытых ПИ. Технические требования по охране недр при первичной переработке минерального сырья установлены Правилами охраны недр при переработке минерального сырья.
Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья.
Технические решения проектной документации включают и обеспечивают рациональное, комплексное извлечение содержащихся в минеральном сырье полезных компонентов с учетом требований по охране недр и окружающей среды.

Норматив потерь при первичной переработке (норматив «технологических» потерь) — нормативы потерь полезного компонента при первичной переработке устанавливаются для каждого компонента утвержденных запасов месторождения и предусмотренных к извлечению в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами и техническим проектом. При переработке добытого ПИ по технологическим сортам норматив потерь определяется по каждому технологическому сорту. Пересчет нормативов потерь при переработке осуществляется только при значительном изменении качества исходного сырья. Нормативы потерь ПИ и содержащихся в них полезных компонентов при переработке подлежат согласованию с органами государственного горного надзора для всех технологических переделов предприятий по переработке минерального сырья.
Максимально допустимое содержание основных и попутных полезных компонентов в отходах переработки (нормативы потерь) обосновывается и уточняется проектной документацией и устанавливается не выше минимального промышленного содержания основных и попутных компонентов в балансовых запасах разрабатываемого месторождения. Объемы основных и попутных компонентов, потерянные в отчетном периоде с отходами переработки, превышающие установленные нормативы потерь, относятся в сверхнормативные потери.
Пересчет нормативов потерь в соответствии с параметрами качества исходного минерального сырья при изменении его качества в пределах одного и того же вида (сорта) не производится. При значительном изменении качества сырья, приводящем к изменению вида (сорта), а также при существенном изменении экономических условий переработки (изменение конъюнктуры цен на продукцию переработки, ее себестоимости и др.) производится перерасчет нормативов потерь в соответствии с технико-экономическим обоснованием.
Нормированию подлежат потери на всех стадиях переработки. Механические виды потерь, включая потери при транспортировании до потребителя, не нормируются и относятся к сверхнормативным потерям.
Сверхнормативные потери при переработке определяются как разность между фактическими и нормативными значениями потерь по полезным компонентам и технологическим сортам.

Потери полезного компонента при переработке полезных ископаемых («технологические потери») — потери при переработке (обогащении) – относительная величина, характеризующая недоизвлечение полезного компонента в конечный продукт переработки (обогащения) полезного ископаемого [6].
Потери полезного компонента, содержащегося в добытых полезных ископаемых, образующиеся при промывке (обогащении) добытой горной массы, руды, песков (потерянных при первичной переработке добытых ПИ).
В эксплуатационные потери ПИ при добыче и в погашаемые балансовые запасы не включаются.
К нормативным потерям полезных компонентов при переработке относятся потери, уровень которых при современном состоянии техники и технологии технически неизбежен или экономически обусловлен для конкретных горно-геологических условий разработки месторождения.
Характеризуются так называемыми «технологическими потерями», представляющими собой долю полезного компонента, распределенного в отходах переработки (отвалах, хвостах).
Определяется как отношение количества потерянного компонента к его содержанию в добытом минеральном сырье (рудной массе, поступившей на переработку), выраженное в процентах (так называемое «извлечение в хвосты»):
ε хв = ( γ х β) х 100% / α, %,
где: α – содержание полезного компонента в минеральном сырье, поступившем на первичную переработку;
β – содержание полезного компонента в хвостах (г/т; %);
γ – выход хвостов, %.

Извлечение полезного компонента при переработке — извлечение при переработке (обогащении) зависит от исходной концентрации полезного компонента, концентрации полезного компонента в полученном продукте переработки (β) и его выхода ( γ). Выражается в процентах [6]:
ε = ( γ х β) х 100% / α, %,
где: а – исходная концентрация полезного компонента;
β – концентрация полезного компонента в полученном продукте переработки
(г/т; %);
γ – выход продукта переработки, %.

Читайте также:  Льняное масло чем полезное

Примечание: Потери и извлечение полезного компонента при первичной переработке (обогащении) связаны выражением:
ε хв = ( 100 — ε ) , %,
где ε – извлечение полезного компонента в продукт переработки.

Общее примечание относительно нормирования потерь полезных ископаемых при добыче и потерь полезных компонентов при первичной переработке.
Нормирование потерь полезных ископаемых при добыче осуществляется в отношении балансовых запасов полезного ископаемого, числящихся на государственном балансе запасов.
Нормирование потерь полезных компонентов при первичной переработке осуществляется в отношении объемов рудной массы, поступившей на переработку.

Общее примечание относительно нормирования потерь полезных ископаемых при добыче и потерь полезных компонентов при первичной переработке.
Нормирование потерь полезных ископаемых при добыче осуществляется в отношении балансовых запасов полезного ископаемого, числящихся на государственном балансе запасов.
Нормирование потерь полезных компонентов при первичной переработке осуществляется в отношении объемов рудной массы, поступившей на переработку.
В соответствии с вышесказанным, объединение (суммирование) указанных показателей в один показатель является недопустимым.

Основные нормативно-методические документы на основе которые выполнялась подборка терминов и определений
1. Закон Российской Федерации «О недрах» от 12.02.1992 г. №2395-1.
2. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых. 05.08.2000г. №117-ФЗ.
1. Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г. N 921. (с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 05.02.2007 г. №76, от 07.11.2008 г. №833 и от 23.07.2009 г. №605).
2. Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. Постановление Правительства РФ от 03.03.2010 г. N 118.
3. Об утверждении правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства. Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 г. №899 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.2006 №755, от 14.09.2009 №736).
4. Горная энциклопедия. М. Изд-во «Советская энциклопедия. 1984.
5. Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОК 032-2002). Введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 г. №503-ст. Дата введения 2003-01-01.
6. Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. МПР РФ, ФГУ ГКЗ. Приказ МПР РФ от 11.12.2006 № 278.
7. Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса. Приказ Минприроды РФ от 14.07.2009 N 207 (ред. от 19.05.2010).
8. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определению нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Приказ Минприроды России от 22.07.2009 N 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 2009 г. № 15086).
9. Положение о порядке учёта запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списание с баланса запасов. Приказ МПР России от 09.07.1997 г. №122.
10. Порядок предоставления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации. Постановление Правительства РФ от 28.02.1996 г. №215.
11. Охрана недр и геолого-маркшейдерский контроль. Сборник документов. Серия 07. Выпуск 4. Государственная статистическая отчетность. М. ЗАО «Научно-тенический центр исследований проблем промышленной безопасности. 2010.
12. Инструкция о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых (РД 07-203-98). Постановления Госгортехнадзора России от 17.09.97 N 28, МПР России от 18.07.97 N 121-1.
13. Методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов месторождений твердых полезных ископаемых (кроме углей и горючих сланцев). Москва, 2007. ФГУ «ГКЗ». Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.
14. Методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов месторождений твердых полезных ископаемых. Угли и горючие сланцы. Москва, 2007. ФГУ «ГКЗ». Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.
15. Методические рекомендации по составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов металлических и неметаллических полезных ископаемых. ФГУ «ГКЗ» Москва, 2007. (Рекомендованы к использованию протоколом МПР России от 03.04.2007 №11-17/0044-пр).
16. Методические рекомендации по комплексному изучению месторождений и подсчету запасов попутных полезных ископаемых и компонентов. ФГУ «ГКЗ». Москва, 2007. (Рекомендованы к использованию протоколом МПР России от 03.04.2007 №11-17/0044-пр).
17. Типовые методические указания по определению, нормированию, учёту и экономической оценке потерь твёрдых полезных ископаемых при их добыче (ТМУ). Единая классификация потерь твердых полезных ископаемых при разработке месторождений. Академия наук СССР. Госгортехнадзор СССР.1972. (Утверждены Госгортехнадзором СССР, 28.03.1972 г.).
18. Отраслевая инструкция по определению, учету и нормированию потерь руды при разработке железорудных, марганцевых и хромитовых месторождений на предприятиях Министерства черной металлургии СССР. Министерство черной металлургии СССР. Главруда. ВИОГЕМ. 1975 г. (согласовано c Госгортехнадзором) (на основе ТМУ 1972 г.).
19. Отраслевая инструкция по определению, нормированию и учёту потерь и разубоживания руды и песков на рудниках и приисках Министерства цветной металлургии СССР. Минцветмет СССР. 1975 г. (согласовано c Госгортехнадзором) (на основе ТМУ 1972 г.).
20. Отраслевая инструкция по определению и учёту потерь нерудных строительных материалов при добыче. Министерство промышленности строительных материалов СССР, ВНИИнеруд. Тольятти, 1974г. (согласовано Госгортехнадзором) (на основе ТМУ 1972 г.).
21. Отраслевая инструкция по определению и учету количественных и качественных потерь полезных ископаемых при добыче на предприятиях Министерства химической промышленности. Государственный научно-исследовательский институт горнохимического сырья (на основе ТМУ 1972 г.).
22. Отраслевая инструкция по учёту балансовых и расчёту промышленных запасов, определению, нормированию, учёту и экономической оценке потерь угля (сланца) при добыче. Министерство угольной промышленности СССР. 1974г. (согласовано Госгортехнадзором) (на основе ТМУ 1972 г.).
23. Инструкция по расчёту промышленных запасов, определению и учёту потерь угля (сланца) в недрах при добыче. Минтопэнерго РФ. Москва. 1996 г. (согласовано с Госгортехнадзором России 01.03.1996 г.)
24. Методические указания по нормированию, определению и учёту потерь и разубоживания золотосодержащей руды (песков) при добыче. Утверждены Госгортехнадзором России, 02.03.1993 г.
25. Сборник нормативных документов по охране недр. ИПКОН РАН. 2000 г.
26. Сборник инструктивных материалов по охране и рациональному использованию полезных ископаемых. Министерство цветной металлургии. М. Недра.1977 г.
27. Сборник нормативно-методических документов по геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых. ГКЗ МПР РФ. 1998 г.
28. Рекомендации по количественному обоснованию рациональной полноты извлечения запасов месторождений твердых полезных ископаемых. ФГУ «ГКЗ» (при участии НП «НАЭН»). М. 2007 г. Разработаны по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и рекомендованы к использованию протоколом МПР России от 12.12.2007 №11-17/0144-пр).
29. Правила охраны недр (ПБ 07-601-03). Постановление Госгортехнадзора России от 06.06.03 N 71. (зарегистрировано Минюстом России 18.06.03, рег. N 4718).
30. Правила охраны недр при переработке минерального сырья (ПБ 07-600-03). Постановление Госгортехнадзора России от 06.06.03 N 70. (зарегистрировано Минюстом России 18.06.03, рег. N 4701).
31. Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ (РД 07-330-99). Постановление Госгортехнадзора России от 24.11.99 N 85. (зарегистрировано Минюстом России 10.12.99, рег. N 2000).
32. Положение о порядке согласования органами Госгортехнадзора России проектной документации на пользование участками недр (РД 07-488-02). Постановление Госгортехнадзора России от 02.08.02 N 49. (зарегистрировано Минюстом России 19.08.02, рег. N 3707). Отменено приказом Минприроды России от 29.06.2009 г. N 173 «О признании не подлежащим применению постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 2 августа 2002 г. N 49» в целях упорядочения нормативно-правовой базы.
33. Межотраслевая инструкция по определению и контролю добычи и вскрыши на карьерах. Госгортехнадзор СССР, 10.08.76.
34. Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами Постановление Госгортехнадзора России от 10.12.1998 г.№76 (РД 07-261-98). Согласовано Минфином, Минэкономики, МПР и МНС России.
35. Инструкция по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 г. N 74.
36. Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с расчетом нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой системой и технологией разработки месторождения и порядком уточнения нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ. Распоряжение МПР РФ от 5.02.2003 №42-р.
37. Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и Порядка ее заполнения. Приказ Минфина России от 29.12.2006 № 185н.
38. Методические рекомендации по применению главы 26 «налог на добычу полезных ископаемых» НК.РФ. Утратили силу согласно приказа ФНС России от 26.09.2006 г. №САЭ-3-21/623.
39. Федеральный закон от 26.03.98 №41-ФЗ. О драгоценных металлах и драгоценных камнях.
40. Типовые методические указания по определению, учёту, экономической оценке и нормированию потерь твёрдых полезных и содержащихся в них компонентов при переработке минерального сырья (ТМУ 1987 г.). АН СССР. Госгортехнадзор СССР. 1987 г.

источник

«. 12. Для настоящих Методических указаний под потерями полезных ископаемых при добыче понимается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченная из недр при разработке месторождения, полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на транспортных путях горного производства, для случаев добычи нефти и газа потери при подготовке извлеченной из недр нефти и газа, а в особых случаях, предусмотренных подпунктами б), в) и е) пункта 8 настоящих Методических указаний, также потери при первичной переработке минерального сырья. «

«Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ 10.12.1998 N 76, N РД-07-261-98) (дата введения 01.07.1999)

  • добыча полезных ископаемых — добы́ча поле́зных ископа́емых процесс извлечения твёрдых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр Земли с помощью технических средств. В процессе добычи извлекают ценные.

2.5.2. Налог на добычу полезных ископаемых Обычно этот налог пишут сокращенно – НДПИ. Предприниматели обязаны уплачивать НДПИ в соответствии со статьей 334 НК РФ, при условии, что они признаются пользователями недр.Плательщики НДПИ должны становиться на учет в налоговой

Налог на добычу полезных ископаемых Недра в границах территории Российской Федерации, включая содержащиеся в них полезные ископаемые, являются государственной собственностью. Участки недр нельзя продавать, но их можно передавать в пользование. Налог на добычу

108. Налог на добычу полезных ископаемых Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.Особенности постановки на учет

53. Налог на добычу полезных ископаемых Налогоплательщики. Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.Объект налогообложения. Представляет собой полезные ископаемые, добытые

18.7. Налог на добычу полезных ископаемых Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.Налогоплательщики подлежат

2.5.2. Налог на добычу полезных ископаемых Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с

Необходимость полезных ископаемых Инерция не означает топтание на месте. Маловероятно, что темпы добычи нефти поспеют за развитием самолетостроения и производства автомобилей и поездов. По мере снижения объемов добычи нефти из известных нам месторождений мы начнем

Поиски полезных ископаемых под землей Прошли многие столетия с тех пор, как люди начали использовать для поисков камней и минералов «притягательную стрелу». Совершенствовались и сами инструменты поиска, сейчас они называются индикаторами. Самым популярным из них стала

Рождение полезных ископаемых Если магма взорвалась, ищи алмазы Мир полезных ископаемых удивительно разнообразен. Это природный газ, вязкая нефть, твердые руды, сверкающие драгоценные камни, кипящие воды гейзеров, сыпучий песок, похожий на сметану сапропель и многое,

источник

Под потерями понимается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченная из недр при разработке месторождения, полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на транспортных путях горного производства, а также потери при первичной переработке минерального сырья. Потери драгоценных металлов и драгоценных камней при их первичной переработке отнесены к потерям при добыче [74].

Запасы полезных ископаемых, не извлеченные из недр при разработке месторождения по причинам утраты промышленного значения, неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения, а также заключенные в предохранительных целиках, предусмотренных техническими проектами для охраны зданий, сооружений и природных объектов, в согласованных с органами Госгортехнадзора охранных целиках у геологических нарушений и водных объектов, в случае их своевременного списания в установленном порядке с учета организации по добыче полезных ископаемых в потери при добыче не включаются.

Потери при добыче минерального сырья подразделяются на нормативные и сверхнормативные.

К нормативным потерям полезных ископаемых при добыче относятся потери, технологически связанные с принятой схемой и системой разработки месторождения согласно утвержденному техническому проекту. Расчетная величина нормативных потерь определяется в процентах от величины погашаемых запасов.

Читайте также:  Почему полезно играть в компьютерные игры

Нормативные потери устанавливаются в планах развития горных работ по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку и т.п.) на год и согласовываются в установленном порядке с органами Госгортехнадзора. Объем фактических потерь определяется маркшейдерской, геологической и технологической службами предприятий не менее одного раза в год.

Объемы нормативных (проектных) потерь, заключенные в предохранительных целиках, предусмотренных в технических проектах для охраны зданий, сооружений, природных объектов, магистральных нефтегазопроводов, продуктопроводов, железных дорог и других объектов от вредного влияния горных работ, в охранных целиках у геологических нарушений и подземных водных объектов, согласованные с органами Госгортехнадзора, при расчете платежей за право пользования недрами не учитываются. Оплате подлежат только объемы добытого полезного ископаемого из этих целиков.

Сверхнормативные потери определяются как разность между фактическими и нормативными (плановыми) потерями, установленными в планах развития горных работ по каждой выемочной единице.

На предприятиях, где ведется прямое определение объемов потерь и добытых полезных ископаемых, плата за право на добычу полезных ископаемых и за сверхнормативные потери производится с учетом фактически допущенных потерь.

При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных и нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений (прорывы трубопроводов, открытое фонтанирование, неисправность и негерметичность промыслового и резервуарного оборудования).

Потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти в пределах, установленных Минэнерго по согласованию с Госгортехнадзором (процент утилизации), относятся к нормативным потерям. Потери попутного (растворенного) газа сверх установленного предела (процента утилизации) относятся к сверхнормативным потерям.

Извлекаемые из недр природный и попутный нефтяной газы, закачиваемые обратно в пласт для поддержания пластового давления и осуществления сайклинга — процесса для повышения конденсатоот- дачи, а также газлифта, являются рабочими технологическими агентами, и их соответствующие объемы к потерям не относятся.

Платежи за сверхнормативные потери осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Размер платежей за сверхнормативные потери при добыче увеличивается в два раза по сравнению с нормативными отчислениями.

Под потерями при переработке понимается часть полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, потерянных при первичной переработке добытых полезных ископаемых. Потери при переработке, за исключением случаев добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также при особых способах добычи подлежат специальному нормированию и в потери при добыче не включаются.

За сверхнормативные потери при переработке, за исключением случаев их включения в потери при добыче, штрафные санкции не установлены. Лица, виновные в нарушении требований охраны недр и допущении сверхнормативных потерь при переработке, подлежат административной или уголовной ответственности !в соответствии с действующим законодательством.

Основы налогообложения и система платности недропользования. 2.

Налоги и сборы при пользовании недрами в НК РФ. 3.

Налог на добычу полезных ископаемых. 4.

Акциз на минеральное сырье. 5.

Платежи за право пользования недрами. 6.

Разовые платежи при пользовании недрами. 7.

Регулярные платежи при пользовании недрами. 8.

Налоги и платежи в режиме раздела продукции. 9.

Особенности таможенного налогообложения минеральных ресурсов. 10. Потери при добыче полезных ископаемых.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых

источник

Если организация занимается добычей полезных ископаемых, она является плательщиком НДПИ. Порядок исчисления и уплаты данного налога регулируется гл. 26 НК РФ (ст. 334 – 346). Так, размеры налоговых ставок установлены ст. 342 НК РФ. В пункте 1 этой статьи перечислены случаи, когда налогообложение производится по нулевой ставке: например, при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь этих ископаемых (пп. 1). Разберемся, при каких обстоятельствах можно воспользоваться данной льготой и в каком порядке утверждаются нормативы потерь.

Об утверждении нормативов потерь…

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ нормативными признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Такой порядок [1] утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 (далее – Правила). До недавнего времени Правила применялись при добыче твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и углеводородного сырья и не распространялись на добычу подземных (минеральных, промышленных, термальных) вод, что вызывало определенные трудности при налогообложении (об этом мы писали в рубрике «Обзор новостей» прошлого номера журнала, стр. 7). Этот пробел в правовом регулировании был устранен благодаря изменениям, внесенным в Правила Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 82, вступившим в силу с 21.02.2012. При этом изменился и сам порядок утверждения нормативов потерь.

… при добыче твердых полезных ископаемых и подземных вод

Ранее нормативы потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) утверждались Федеральным агентством по недропользованию (Роснедрами), а нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых – органами государственной власти субъектов РФ и включались в состав проектной документации. В течение 10 дней сведения об утвержденных нормативах потерь направлялись данными органами в налоговую инспекцию. В таком же порядке производилось уточнение нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ).

Теперь нормативы потерь при добыче твердых полезных ископаемых, а также подземных вод должны утверждаться недропользователями в составе проектной документации. Нормативы потерь рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ. Извещение налоговиков об утвержденных нормативах – также забота недропользователя. Сведения о нормативах потерь вместе с протоколом согласования проектной документации представляются в территориальный орган ФНС по месту постановки на учет в 10-дневный срок со дня их утверждения.

Проектная документация утверждается недропользователем только после ее согласования с комиссией, созданной Роснедрами или их соответствующим территориальным органом. Рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией в течение 30 дней со дня представления материалов недропользователем. Этот срок может быть увеличен (максимум на 30 дней) в случае рассмотрения проектной документации по уникальным и крупным месторождениям полезных ископаемых. О принятом комиссией решении недропользователь должен быть извещен в течение семи дней [2] .

… при добыче углеводородного сырья

В этом случае нормативы потерь также рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь. Для этого используются принятые схема и технология разработки месторождения, проект обустройства месторождения или план пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии). Нормативы ежегодно утверждаются Минэнерго (причем теперь без согласования с Роснедрами). Именно Минэнерго направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление ФНС по субъекту РФ в течение 10 дней с момента их утверждения.

Об уточнении утвержденных нормативов потерь

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (речь идет о нормативах, утвержденных в составе проектной документации) могут быть уточнены в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, разработка которого планируется в предстоящем году. Обратите внимание: по-прежнему не производится уточнение нормативов, утвержденных для месторождений, срок разработки которых не превышает пяти лет.

Уточненные нормативы также подлежат утверждению недропользователем. Если их величина не превышает нормативов, включенных в состав проектной документации, утверждение данных нормативов производится ежегодно без каких-либо согласований. В том случае, если уточненные нормативы по величине превышают нормативы, утвержденные в составе проектной документации, недропользователи утверждают их только после согласования:

а) с органами государственной власти субъектов РФ (в отношении нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых) – в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ;

б) с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) или ее территориальным органом (в отношении нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод) – в порядке, установленном Правилами. Решение о согласовании нормативов потерь указанный орган принимает на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:

  • копии лицензий на право пользования недрами. Если копии лицензий не будут представлены, указанная служба самостоятельно запросит их в Роснедрах;
  • копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения № 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче», 11-шрп «Сведения о потерях угля (сланца) в недрах» и 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» за предыдущий период;
  • копии утвержденных нормативов потерь за предыдущий период;
  • копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь;
  • пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;
  • сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемом периоде по выемочным единицам;
  • графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).

На рассмотрение заявления и приложенных к нему документов Росприроднадзору отводится 30 дней. По результатам их рассмотрения должно быть принято решение о согласовании или мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь, которое направляется недропользователю в течение пяти дней со дня его принятия. Причинами вынесения отрицательного решения являются:

  • представление документов не в полном объеме;
  • недостоверность представленной информации;
  • отсутствие у заявителя лицензии на право пользования недрами;
  • неверно произведенные расчеты нормативов потерь.

Сведения об утвержденных после уточнения нормативах потерь с письмом, подтверждающим их согласование (когда таковое должно проводиться), направляются недропользователем в налоговый орган по месту учета. Срок также составляет 10 дней после утверждения.

Заметим: Росприроднадзор обязан проинформировать ФНС о выявленных случаях нарушения недропользователями Правил.

В каких случаях можно воспользоваться налоговой льготой?

Напомним: нормативными признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче в пределах нормативов потерь. Понятие фактических потерь приведено в ст. 339 НК РФ, в которой прописан порядок определения количества добытого полезного ископаемого. Согласно п. 1 данной статьи это количество определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объекта прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено указанной статьей. При этом косвенный метод используется только в том случае, если отсутствует возможность применения прямого метода.

При прямом методе количество добытого полезного ископаемого рассчитывается с учетом фактических потерь полезного ископаемого (п. 3 ст. 339 НК РФ). Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между его расчетным количеством, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

Означает ли это, что нулевая ставка по НДПИ в части нормативных потерь может применяться только в случае расчета количества добытых полезных ископаемых прямым методом? Финансисты в свое время ответили так: положениями ст. 339 НК РФ не установлено, при каком методе учета количества добытого полезного ископаемого возможно применение данной нормы. Следовательно, применение нулевой ставки в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого (письма от 22.05.2007 № 03-06-06-01/21, от 19.02.2007 № 03-06-06-01/7).

Однако, как показывает практика, налоговые органы придерживаются другой позиции, которая в ряде случаев нашла поддержку и у судей. Так, в Постановлении от 06.07.2010 по делу № А29-3421/2009 [3] ФАС ВВО указал: учет фактических потерь полезного ископаемого при определении количества добытого полезного ископаемого косвенным методом нормами гл. 26 НК РФ не предусмотрен. При использовании косвенного метода фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Кстати, именно на этом настаивает Минэкономразвития: фактические потери учитываются только при прямом методе. При косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье (Письмо от 07.11.2006 № 16542-КА/Д07).

Арбитры выяснили: в спорном периоде общество определяло количество добытой нефти, которая является объектом обложения НДПИ, расчетным путем, по данным о содержании нефти в извлекаемой из недр нефтесодержащей жидкости, то есть фактически применялся косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого. В связи с этим было признано обоснованным доначисление налоговым органом НДПИ из-за неправомерного применения налогоплательщиком ставки 0% к величине нормативных потерь (как части фактических потерь).

Общество при определении количества добытой нефти использовало косвенный метод, поэтому применение нулевой ставки в части нормативных потерь полезных ископаемых в данном случае неправомерно. Судьи согласились с таким выводом налоговиков (см. Постановление ФАС ВВО от 24.09.2010 № А29-13698/2009).

В другом деле суд этого же округа отклонил довод общества о том, что применение нулевой ставки по НДПИ в части нормативных потерь возможно при учете количества добытого полезного ископаемого как прямым, так и косвенным методом. Такой подход основан на неверном толковании налогового законодательства (Постановление от 19.07.2011 по делу № А29-11750/2009).

В то же время судьи других округов заступились за налогоплательщиков. Положения ст. 342 НК РФ не исключают возможности применения налоговой ставки 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых при использовании налогоплательщиком косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого. Поэтому применение нулевой ставки в части нормативных потерь полезных ископаемых правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого (Постановление ФАС ЗСО от 17.09.2009 № Ф04-5633/2009(19823-А75-43)). Доводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки 0% в связи с тем, что количество добытого полезного ископаемого должно определяться косвенным методом, предусмотренным п. 8 ст. 339 НК РФ, являются незаконными и необоснованными (Постановление ФАС МО от 24.02.2011 № КА-А40/643-11).

Читайте также:  Печень жареная чем полезна

В пользу того, что расчет количества добытого полезного ископаемого косвенным методом не исключает возможности применения нулевой ставки в отношении фактических потерь в пределах нормативов, высказался и Президиум ВАС в Постановлении от 15.11.2011 № 7838/11. Высший арбитр отметил: правила определения количества добытого полезного ископаемого с учетом фактических потерь и налогообложения части этих потерь, находящихся в пределах утвержденных нормативов, по нулевой ставке направлены на обеспечение методами налогового регулирования принципа рационального недропользования, закрепленного в п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». В соответствии с этим пунктом недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Налогоплательщики, применяющие прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, имеют возможность непосредственно замерять добытое полезное ископаемое, определять фактические потери и облагать налогом часть из них (в пределах утвержденного норматива) по нулевой ставке. Что касается налогоплательщиков, применяющих косвенный метод, то положения Налогового кодекса не содержат прямого указания на возможность применения ими ставки 0%. Однако последние не должны по причинам, от них не зависящим, в нарушение принципа равного положения всех налогоплательщиков перед налоговым законодательством находиться в худшем положении по сравнению с налогоплательщиками, использующими прямой метод определения объема добытого полезного ископаемого. Поэтому оставшиеся в недрах полезные ископаемые в пределах утвержденного норматива потерь не должны учитываться при определении налоговой базы по НДПИ не только налогоплательщиками, применяющими прямой метод, но и налогоплательщиками, использующими косвенный метод. Необходимо помнить: возможность применения в отношении фактических потерь в пределах установленных нормативов налоговой ставки 0% появляется только в том случае, если эти потери включены в объем добытого полезного ископаемого, определенного косвенным методом.

В том деле, которое дошло до Президиума ВАС, суды не выяснили, суммировалось ли обществом при определении налоговой базы по НДПИ количество соли, оставшееся в недрах (в пределах утвержденного норматива потерь), с объемом рассола, замеренного при выходе из скважины, и умножалось ли все количество на коэффициент 0,310, поэтому дело было направлено на новое рассмотрение. Арбитры подчеркнули: исследование указанного вопроса имеет существенное значение для правильного рассмотрения спора. Если количество не извлеченной из недр соли (в пределах утвержденного норматива потерь) не включалось в объем рассола, выкачиваемого из скважин, и общество не учитывало в налоговой базе неизвлеченную соль, в налоговой декларации по данному налогу может быть ошибочно отражено количество соли, облагаемое налогом по ставке 0%.

Что делать, если нормативы не утверждены?

В пункте 4 Правил зафиксировано: при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь. Своя норма есть и в Налоговом кодексе: если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов применяются нормативы, утвержденные ранее в установленном порядке. В отношении вновь разрабатываемых месторождений в такой ситуации используются нормативы, установленные техническим проектом (абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). Таким образом, требования Правил противоречат нормам НК РФ. Большей юридической силой, естественно, обладает Налоговый кодекс. Следовательно, в отсутствие утвержденных нормативов на соответствующий период при определении фактических потерь полезного ископаемого следует учитывать нормативы потерь, утвержденные ранее (Постановление ФАС ВСО от 06.12.2011 по делу № А78-2/2011), причем, как подчеркнули финансисты, последние из утвержденных ранее в установленном порядке. Кроме того, необходимо учитывать, что вновь утверждаемые нормативы потерь действуют с момента их утверждения. Перерасчет по НДПИ при утверждении новых нормативов потерь законодательством не предусмотрен (Письмо Минфина РФ от 22.05.2007 № 03-06-06-01/21).

Кстати, указанный абзац был введен Федеральным законом от 27.07.2006 № 151-ФЗ (опубликован в «Российской газете», № 165, 29.07.2006) и его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2006. В связи с этим в 2006 году налогоплательщики в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке нормативов потерь до появления обозначенных изменений не могли применить нормативы потерь полезных ископаемых для исчисления налоговой базы по НДПИ. Однако затем у них появилась возможность представить уточненные декларации, пересчитав налоговые показатели с учетом ранее утвержденных нормативов. При этом предусмотренный п. 7 ст. 78 НК РФ [4] трехлетний срок для обращения с заявлением о зачете (возврате) переплаты по налогу истек 28.08.2009. Это связано с тем, что об излишней уплате налога налогоплательщик в любом случае не мог узнать ранее 29.07.2006, когда был официально опубликован Федеральный закон № 151-ФЗ (Постановление ФАС МО от 07.07.2010 № КА-А40/6852-10).

При добыче полезных ископаемых их фактические потери в пределах утвержденных нормативов облагаются НДПИ с применением нулевой ставки. Причем эта ставка применяется не только в том случае, когда расчет количества добытых полезных ископаемых осуществляется прямым методом, но и при использовании косвенного метода. Правда, в последнем случае нужны доказательства того, что потери учтены в объеме добытого полезного ископаемого. Что касается нормативов потерь, то порядок их утверждения претерпел существенные изменения, о чем подробно рассказано в статье.

[1] Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

[2] Данный порядок согласования прописан в положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118.

[3] Определением ВАС РФ от 21.10.2010 № ВАС-14168/10 отказано в передаче указанного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

[4] Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

источник

ПОТЕРИ полезного ископаемого (а. mineral losses; н. Mineralienverluste; ф. pertes du mineral utile; и. perdidas de minerales) — часть балансовых запасов твёрдых полезных ископаемых, не извлечённая при разработке месторождения или утраченная в процессе добычи и переработки.

Потери при добыче — относительная величина, характеризующая недоизвлечение балансовых запасов в процессе разработки месторождений. Причины допускаемых потерь разнообразны: недостаточно полное и качественное проведение геологоразведочных работ, ведущее к неточному определению геологических характеристик, несоответствие запроектированных методов и параметров добычи полезных ископаемых условиям разработки месторождений, несвоевременная или неполная подготовка запасов к добыче, нерациональная выборочная выемка участков, несоответствие применяемых машин и механизмов для выемки полезных ископаемых горно-геологическим условиям эксплуатации, отсутствие научно обоснованных нормативов потерь, достоверных методов их учёта и контроля и пр. Различают потери общешахтные (общерудничные, общекарьерные, общеприисковые) и эксплуатационные. Количество потерь исчисляется в единицах массы или объёма и в процентах: общешахтных — от общих балансовых запасов шахты (рудника, прииска), эксплуатационных — по отношению к погашаемым балансовым запасам. В многокомпонентных рудах потери учитываются по всем полезным компонентам, имеющим промышленное значение. Потери определяются замерами в натуре или по маркшейдерским планам и разрезам при достоверном оконтуривании и опробовании залежей или очистных участков. При невозможности применения прямых методов используются косвенные: сопоставление количества полезных ископаемых в погашенных балансовых запасах и добытой рудной массы.

Для оценки полноты извлечения запасов из недр применяются коэффициент извлечения полезного ископаемого и полезного компонента. Коэффициент извлечения полезных ископаемых выражает отношение количества добытого полезного ископаемого вместе с примешанной к нему породой к количеству погашенных балансовых запасов. Величина эта изменяется от 0,4 до 1,2 и более; при разработке тонких жил системами с валовой выемкой — до 3 и более. Коэффициент извлечения полезного компонента из недр выражает отношение количества полезного компонента, извлечённого из недр, к количеству полезного компонента, которое было заключено в подсчитанных балансовых запасах. Коэффициент извлечения из недр полезного компонента — обобщённый показатель.

В процессе ведения добычных работ при установлении причин неполного извлечения балансовых запасов пользуются показателем потерь полезных ископаемых В отраслях горнодобывающей промышленности потери балансовых запасов колеблются от 2-3 до 40-50% и даже более в зависимости от применяемых способов и систем разработки, ценности сырья, горно-геологических и иных условий эксплуатации месторождений твёрдых полезных ископаемых Наименьшие потери присущи открытому способу разработки (3-6%). При подземной добыче эксплуатационные потери составляют в среднем 12-18%. Наилучшие результаты по определению потерь дают прямые методы, когда количество потерянного полезного ископаемого оценивается непосредственно в горных выработках, в транспортных средствах. Однако в отдельных случаях применяются косвенные методы, основанные на расчётах. Точность этих методов невысокая.

Достоверный и надёжный учёт потерь базируется на обоснованной классификации. В СССР действует единая классификация потерь при разработке месторождений (табл. 1), которая позволяет выявить потери по стадиям производственного процесса, способам и системам разработки, по отдельным выемочным участкам месторождения и изыскивать меры борьбы с ними; ориентирует горное производство на использование прямых методов учёта потерь; создаёт основу для экономической оценки последствий потерь и определения их рационального уровня. Рациональная величина потерь или извлечения запасов из недр устанавливается на основе сопоставления ценности конечной продукции, полученной из израсходованных запасов полезных ископаемых, т.е. добытых и потерянных при эксплуатации, а также приведённых суммарных затрат на получение данной продукции. В качестве критерия оценки принимается максимальный экономический эффект, получаемый народным хозяйством от реализации продукции. Нормативы потерь рассчитываются на отдельную выемочную единицу, т.е. минимально допустимый участок месторождения, имеющий относительно однородные геологические, технологические и другие параметры разработки. Нормативы потерь или извлечения из недр могут быть проектными, установленными на стадии проектирования, текущими, определёнными на действующем предприятии при существующих технико-экономических показателях его работы, и перспективными (прогнозными), учитывающими научно-технический прогресс в области техники и технологии добычи и переработки, потребность и обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами и другие факторы.

Потери при обогащении — относительная величина, характеризующая недоизвлечение ценного компонента в конечный продукт обогащения полезных ископаемых. Потери ценного компонента рассчитывают как разность (100-е)%, где е — извлечение ценного компонента в концентрат. Величина потерь минералов, извлекаемых в процессе обогащения, от 5 до 50%. Наиболее существенны потери сопутствующих компонентов. При некомплексной переработке минерального сырья величина потерь неизвлекаемых компонентов может достигать 100%. Отсутствие отработанных промышленных технологических процессов извлечения полезных компонентов из бедных сростков, шламов и пульпы с находящимися в ней в растворённом виде металлами является причиной значительных потерь цветных, редких и драгоценных металлов при обогащении руд.

Различают технологические и механические потери, которые определяются при технологическом и товарном балансах. Величина потерь зависит от состава, строения и свойств полезных ископаемых и применяемого метода обогащения (табл. 2). Однако основные потери обусловлены минералогическим составом и физико-химическими свойствами полезных ископаемых. В первую очередь к ним относятся потери с тонкими и крупными классами обогащаемой руды. Значительные потери наблюдаются при наличии в полезных ископаемых несколько минералов одного элемента. Обогащение таких полезных ископаемых всегда сопровождается повышенными потерями, т.к. разные минералы требуют различных методов обогащения, они могут извлекаться одним методом, но с различной эффективностью. Применение же комбинированных схем экономически оправдано лишь тогда, когда доля тех или иных минералов извлекаемого компонента в полезных ископаемых значительна.

Недоизвлечение полезных компонентов может быть связано с недостаточным уровнем технологической и производственной дисциплины, неритмичностью снабжения фабрики полезных ископаемых и резкими колебаниями его состава, недостатком и низким качеством запасных частей оборудования. При безотходной технологии степень потерь компонентов характеризует состояние использования сырья, содержание ценных компонентов в отвальных отходах. В процессах переработки полезных ископаемых и, в частности, обогащения, образующих сложную систему взаимосвязанных и взаимовлияющих технологических процессов, строго выделить место образования потерь невозможно. В общем случае это положение применимо ко всем производственным процессам с непрерывной технологией, характеризующимся наличием промпродуктов в схеме, циркуляционных потоков и т.п. Например, операции рудоподготовки (дробления, измельчения, классификации) принципиально не подлежат оценке с точки зрения потерь (прямые механические потери в виде просыпей, смывов и т.п. в данном случае не рассматриваются). Концентрат определённой стадии обогащения, например флотационной или гравитационной, являющийся промпродуктом, характеризует потери (через извлечение) не полностью, т.к. весь он или часть его поступает в виде циркулирующих потоков в измельчение и другие процессы, изменяя тем самым состояние всех технологических процессов. Кроме того, везде, где в процессе обогащения включён этап транспортировки, возможны потери.

При рассмотрении взаимосвязанных звеньев технологической цепи: добыча (разработка месторождения) — обогащение — металлургический передел (в общем случае предприятие, использующее продукцию обогатительных фабрик) — возможна классификация потерь и отходов по переделам. Сложная связь существует между потерями при обогащении и снижением качества руды в результате разубоживания вмещающими породами, а также материалами закладки выработанного пространства.

источник

Источники:
  • http://slovar.wikireading.ru/1721236
  • http://uchebnik.online/ekologicheskoe-pravo-rf/poteri-pri-dobyiche-poleznyih-35926.html
  • http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a48/438250.html
  • http://www.mining-enc.ru/p/poteri