Меню Рубрики

Превентивная программа 1 класс полезные привычки

Программы превентивного образования «Полезные привычки, навыки, выбор» как профилактика употребления психоактивных веществ в образовательном учреждении

Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.

Учебные пособия “Полезные привычки” (1-4-е кл.), “Полезные навыки” (5-9-е кл.) и “Полезный выбор” (10-11-е кл.) – это современные программы превентивного обучения, включающие элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной, являющиеся универсальной (первичной) профилактикой употребления ПАВ детьми и подростками. Поэтому их целью является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, наркотиков и др. ПАВ.

Данные программы создавались группой российских специалистов (под руководством кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по инициативе Международной некоммерческой организации Project HOPE. Апробация программ осуществлялась в школах г. Москвы в течение 1997 – 2000 гг., а с 2001 г. – в гимназии №6 г. Архангельска. В 2000 г. программы “Полезные привычки”, в 2001 г. “Полезные навыки”, а в 2003 г. “Полезный выбор” были утверждены Федеральным Экспертным Советом Министерства Образования РФ и получили гриф “Допущено Министерством Образования РФ”.

Программа “Полезные привычки” направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача следующих программ – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции.

Программы “Полезные привычки, навыки, выбор” ведутся с 1-го по 11-й класс, имеют полное методическое оснащение и сопровождение, включающее:

  • пособие для учителя (с поурочными разработками);
  • рабочую тетрадь для учащегося;
  • комплекс пре– и пост– тестов (мониторинг для оценки эффективности ежегодного курса);
  • книгу для родителей.

Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность уроков.

В программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест) уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей “группу риска”.

Программы “Полезные привычки, навыки, выбор” включают в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.

Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели программы достигнут, если будут введены с первого класса. В этом случае реализуются главные принципы программ: “системность” и “спиральность”, т.к. параллельно с ростом, развитием, увеличением объёма школьных знаний ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся ежегодно, расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются на протяжении с 1-го по 9-й класс, что обеспечит здоровый выбор в 10-11-м классе.

Количество часов, отведённых для реализации программ, составляет в 1-4-х классах и 6-11-х классах – 8 часов в год, а в 5-м классе – 12 часов в год. Опыт внедрения программ показал целесообразность их поэтапного введения.

Однако, возможно одновременное введение данных программ на ступенях 1-4-х, 5-7-х, 8-9-х классов, при условии изучения материала предыдущих ступеней за счёт увеличения часов: на ступени 1-4-х кл. на 1-2 часа в год, 5-7-х кл. на 3-4 часа в год, 8-9-х кл. на 4 часа в год, в зависимости от уровня развития и подготовленности учащихся.

Существует несколько вариантов определения места данных программ в учебно-воспитательном процессе ОУ. Первый вариант, предложенный Министерством Образования РФ, внести отдельным предметом в рамках

вариативности БУП за счёт часов школьного компонента (обязательные занятия по выбору, факультативы и т.д.). Второй вариант внедрения программ – это изучение в рамках учебного предмета (биология, ОБЖ, естествознание и др.), а также спецкурсов и факультативов, связанных со здоровьесберегающими технологиями (психология общения, и др.). Третий вариант (преимущественно для инновационных ОУ) – введение программ “Полезные привычки, навыки, выбор” через классные часы.

Учитывая опыт внедрения данных программ в нашей гимназии, оптимальная частота проведения уроков – это 1 раз в месяц. Если программы реализуются в рамках других предметов и спецкурсов, то допускается ведение блоками, исходя из содержания основного предмета.

Роль учителя в проведении уроков по программам “Полезные привычки” и “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Методы превентивного обучения не исчерпываются традиционными, применяемыми в каждой школе и хорошо известными учителю, поэтому обязательным условием является обучение педагога на семинаре-тренинге для работы на всех ступенях по данным программам. Это может быть педагог-психолог, социальный педагог, педагог-предметник (биология, ОБЖ), учитель начальных классов, зам. директора по охране труда и здоровья участников образовательного процесса, учитель, интересующийся проблемой здорового образа жизни.

Учитывая опыт ведения программ “Полезные привычки, навыки, выбор”, необходимо отметить, что более эффективно для школы и учащихся проведение уроков одним педагогом с 1-го по 11-й класс.

Результаты мониторинга по оценке эффективности обучения по программам “Полезные привычки, навыки, выбор”, проведённого в МОУ “Общеобразовательная гимназия № 6”, свидетельствуют о несомненных улучшениях в знаниях учащихся в сравнении с началом и окончанием курса. Качественный показатель увеличился в среднем на 57%, а количественный – на 60%.

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.

источник

программа «Полезные привычки» для работы с несовершеннолетними. Теоретическую основу данной программы составляет современные научные представления о факторах риска.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Табарсукская средняя общеобразовательная школа

для работы с несовершеннолетними

Курение, употребление алкоголя, приобщение подростков и молодежи к наркотикам, ВИЧ- инфекция стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все большее количество семей сталкивается с проблемой детского алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфицирования. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение социально-негативных заболеваний – важная задача школы. Существует несколько подходов к школьной профилактике или превентивному обучению. Традиционными подходами считается информационный, нравственный, эмоциональный и организация досуга. Более современные подходы – это так называемые «психологические прививки», направленные на формирование навыков сопротивления давлению и развитие личностной и социальной компетентности. Потребность педагогической общественности в программах профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) и распространения ВИЧ/СПИДа с использованием современных подходов может быть удовлетворена за счет внедрения превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, — «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», «Все цвета, кроме черного», и программы утвержденной областным экспертным советом – «Я и моя будущая семья».

Теоретическую основу данных программ составляют современные научные представления о факторах риска приобщения несовершеннолетних к употреблению ПАВ, заражения ВИЧ и защитных факторов, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям социального окружения. В рамках этих программ реализуются принципы позитивной профилактики, ориентированные на потенциал здоровья, освоение ресурсов психики и личности, на поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии. Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании физически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Стимуляция личностного роста и развития психики позволяет успешно справляться со многими возрастными трудностями.

Обучение школьников по программам «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» предполагает:

  1. Предоставление учащимся научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ и ВИЧ/СПИДе;
  2. Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
  3. Обучение навыкам ответственного безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационного принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления;
  4. Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).

Учебные пособия «Полезные привычки», «полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» созданы авторским коллективом российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю. Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной) и построены с учетом двух принципов: преемственности и спирали – профилактическая работа, начатая в начальной школе, продолжается и дополняется в средней ступени, затем в старшей ступени. По мере обучения с 1-11 класс повторяющиеся темы усложняются и развиваются, а поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.

Сквозная учебная программа «Полезные привычки, навыки, выбор» охватывают учащихся с 1-11 класс и посвящена профилактики употребления ПАВ детьми и подростками. Программа включает в себя 92 урока. 50 из них направлены на формирование личностной и социальной компетентности (ЛСК), связанных с развитием таких основных жизненных навыков, как общение, самопознание, управление эмоциями и стрессом, принятием решений, критическое мышление и креативность. Оставшиеся 42 урока программы формируют специфические жизненные навыки, способствующие выработки критического отношения к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, инфекциям, передающимся половым путем, ВИЧ- инфекции, насилию. В случаи, если учитель поставил своей целью формирование личностной и социальной компетентности учащихся вне конкретного профилактического контекста, он может ограничится 50 базовыми уроками, направленными на формирование основных жизненных навыков.

Учебно-методическим комплектом обеспечены также федеральная программа «Все цвета, кроме черного» для учащихся 2-11 классов и областная программа «Я и моя будущая семья» для старшеклассников (9-11 классы).

источник

Педагог-организатор ФГКОУ Кызылское президентское кадетское училище

Пословицы и поговорки: За напрасный труд никто спасибо не скажет.


Пояснительная записка

Программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ «Полезные привычки» составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанных сотрудниками «Проекта ХОУП» соответствует требованиям ФГОС, направлена на реализацию здоровьесберегающего компонента ООП НОО и ориентирована на учащихся 1-4 классов.

Программа «Полезные привычки» придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения детской среде, провозглашенной Всемирной организацией здравоохранения.

Целями первичной профилактической деятельности профилактики злоупотребления ПАВ являются:

  • изменение ценностного отношения детей к ПАВ;
  • формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
  • сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни;
  • формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача — предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы. Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

  • потребность у детей в здоровом образе жизни;
  • создание системы профилактики в образовательном учреждении;
  • разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,
  • формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,
  • взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют «комплексным социо- психофизиологическим расстройством». Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности — техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Цель программы:

Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  • Учить детей эффективно общаться.
  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
  • Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Принципы работы по профилактической программе

«Полезные привычки»:

  • Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.
  • Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это — тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.
  • Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.
  • Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.

Основные компоненты работы:

  • Потребностно-мотивационный — обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
  • Аксиологический — предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей егшо полноте.
  • Образовательный — обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

  • социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
  • психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
  • образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение — это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. В этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Основное содержание

Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:

  • Пособие для учителей
  • Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности
  • Материалы для родителей
  • Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения
  • Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы уроков с 1 по 4 классы.

Планов уроков в «Полезных привычках» — 40. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом и 8 уроков, по 2 урока на каждой параллели, для выполнения Пре-теста и Пост-теста.

2 блок — «Я и другие».

3 блок — «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению».

4 блок — «Информация о ПАВ».

В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.

Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.

Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.

Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:

  • Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать
  • Правила здорового образа жизни.
  • Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.
  • Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
  • Дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Квалификационная характеристика воспитанника

Обучающиеся должны знать:

  • о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ;
  • о факторах, влияющих на здоровье человека;
  • признаки здорового человека;
  • источники влияния и давления;
  • безопасные интересные способы проведения времени.
  • Делать здоровый выбор;
  • Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
  • Принимать рациональные решения;
  • Анализировать собственные качества.

Обладать навыками:

  • Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности;
  • Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления;
  • Самоконтроля, самооценки;
  • Преодоления стресса, тревоги;
  • Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;
  • Преодоления жизненных трудностей в целом;
  • Самовыражения через увлечения, развивающие личность.

В ходе изучения программы у учащихся формируются:

Личностные УУД:

  • Самоопределение — личностное, жизненное самоопределение;
  • Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем,

что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен

задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и

уметь находить ответ на него;

  • Нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического

оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный

выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания

образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на

основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,

схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших

моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и

Оценка эффективности работы по программе:

Для выявления эффективности, работы по программе «Полезные привычки», в брошюре приведены готовые вопросники (Пре-тесты и Пост-тесты для 1-4 классов). Они позволяют провести оценку эффективности превентивного обучения первого вида, т. е. оценить изменения в знаниях детей в результате проведенной работы. Вопросники для Пре-тестов и Пост-тестов различаются. Пре-тест (опрос учащихся до начала профилактического обучения на каждой параллели) вопросники с надписью «Пре-тест», а Пост-тест (опроса после завершения изучения курса превентивного обучения на каждой параллели) вопросники с надписью «Пост-тест». Для проведения каждого из опросов требуется от 15 до 30 минут, в зависимости от того, насколько бегло дети читают и с какой скоростью пишут. Возможно, что проведение Пре-теста займет немного больше времени и вызовет у детей больше вопросов, чем проведение Пост-теста.

Особенности процедуры опроса. Отсутствие подсказок и каких-либо пояснений

со стороны учителя в ходе опроса является важным условием его проведения.

Зачитывать вслух только то, что написано в инструкции, и предлагать детям самостоятельно заполнить вопросники. До обучения некоторые иностранные слова могут быть непонятны детям. Они приведены в словарях после инструкций для учеников. В случае необходимости нужно прочитать детям слова из словаря.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

источник

МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»

Петуховский район Курганская область

учитель начальных классов

Целями первичной профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении интегрировано на уроках физической культуры. Программа предназначена для учащихся 1- 4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.

Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя четыре основных блока, рассчитанных на 32 часа, 1 раз в месяц по 8 часов в год:

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

 потребность у детей в здоровом образе жизни;

 создание системы профилактики в образовательном учреждении;

 разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

 формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

 взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социально-психофизиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

• Учить детей эффективно общаться.

• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

• Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

• Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.

• Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.

• Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.

Основные компоненты работы:

• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.

• Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:

Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности

Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения

Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы уроков с 1 по 4 классы.

Планов уроков в «Полезных привычках» — 32. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.

3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»

В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.

Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.

Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.

Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.

Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:

• Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.

• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.

• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.

Квалификационная характеристика воспитанника

о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ

о факторах, влияющих на здоровье человека

признаки здорового человека

источники влияния и давления

безопасные интересные способы проведения времени

Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними

Принимать рациональные решения

Анализировать собственные качества

Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.

Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления

Преодоления стресса, тревоги

Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ

Преодоления жизненных трудностей в целом

Самовыражения через увлечения, развивающие личность

источник

Программа «Полезные привычки»

Научные рекомендации Романова Ольга Львовна – директор

Института профилактики наркомании

при Международной ассоциации по

борьбе с наркоманией и наркобизнесом,

Творческая группа Мурашова Людмила Георгиевна —

председатель Комитета по делам семьи

Хасанова Зумара Миргасимовна –

Психологической помощи паселению

Лунева Ольга Александровна –

психолог Центра психологической

Лошкарев Анатолий Никитович –

Чебыкина Галина Романовна –

психолог Центра психологической

1.1. Обоснование актуальности темы.

Актуальность современной профилактической программы обусловлена необходимостью поиска новых эффективных подходов к воспитанию и образованию подрастающего поколения в измененных социально – экономических условиях.

А именно, возникла острая необходимость:

В формировании навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих индивиду противостоять приобщению к потреблению психоактивных веществ (ПАВ) в соответствии с возрастом.

В содействии развитию альтернативных потреблению ПАВ видов деятельности учащихся, особенно в сфере проведения досуга.

В формировании единого для всех социальных институтов, занимающихся обучением и воспитанием детей и подростков, подхода к предупреждению приобщения к потреблению ПАВ.

А также, в снабжении учащихся объективной научной информацией о зависимостях от ПАВ в соответствии с возрастом.

Современная научная профилактика формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития (от запугивания до информирования). Эти стадии развития оказались не только не эффективными, но и потенциально опасными, так как возбуждали любопытство детей. Для того, чтобы быть эффективными, профилактическая программа должна «работать» с потенциальными мотивами потребления ПАВ и обеспечить учащихся необходимыми навыками сопротивления социальному давлению. И как следствие этой работы – сокращение спроса на ПАВ у населения в целом, а особенно среди подрастающего поколения.

Теоретической основой современной профилактики являются социальные науки (педагогика, социальная психология, медицина). Принципиальными понятиями профилактики являются факторы риска и защитные факторы.

Факторами риска называют компоненты жизни, окружающие ребенка вне зависимости от степени благополучия его семьи или персонального здоровья.

К факторам риска относятся:

Семья (дисфункциональные семьи, демографические особенности семьи);

Школа (климат школы, уровень требований и т.д.);

Подростковая среда, к которой принадлежит ребенок;

Общество (политика, экономика, образование, нравственность и т.д.);

Чем большее количество факторов риска действует на ребенка, тем выше риск, что у него сформируется отклоняющееся поведение, в том числе аддиктивное.

Защитными факторами называют естественные ресурсы личности ребенка, а также факторы позитивно влияющие на его воспитание в семье, школе, среде сверстников, в обществе.

Поведенческая программа профилактики поэтому имеет вид уроков, посвященных формированию такого поведения детей, которое препятствует действию фактров риска и способствует действию защитных факторов.

Современная профилактическая программа актуальна еще и тем, что это общепризнанный наиболее дешевый подход к решению задачи злоупотребления ПАВ на популяционном уровне в условиях развивающейся эпидемии. Поэтому первичная профилактика зависимостей у детей и подростков – превентивное образование – стала фокусом международных усилий, одним из главных аспектов межведомственных интересов, точкой приложения всех здоровых сил общества на государственном уровне и общественных организаций.

Профилактику следует отличать от интервенции и лечения подростков, которые приобщились к употреблению наркотиков. Профилактика предполагает работу со здоровыми детьми начальной и средней школ, а также с детьми дошкольных учреждений, которые не являются потребителями ПАВ.

1.2. Цели и задачи первичной профилактической программы

Главная цель программы – развитие личностных и социальных навыков у детей и подростков и, как следствие этого, наркогенного иммунитета.

Дети обучаются широкому ряду личностных и социальных навыков в целях повышения социальной компетентности.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о ПАВ;

Способствовать построению адекватной Я-концепции;

Развивать навыки самоуважения;

Научить навыкам анлиза чувств и преодоления стресса;

Развивать навыки эффективного общения;

Способствовать осознанию детьми и подростками своих ценностей;

Формировать навык принятия обоснованных решений;

Формировать навыки постановки и достижения цели;

Способствовать развитию умения говорить «НЕТ», т.е. противостоять давлению извне.

1.3.Возрастные категории обучающихся.

Начало антинаркотического обучения специалисты относят к дошкольному и младшему школьному возрасту.

Это обусловлено рядом причин:

Усвоенные в период детства ценности, установки, модели поведения во многом определяют поступки взрослого человека.

Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит ознакомление детей с общепринятыми традициями табакокурения, потребления алкоголя, формирующие табачные и проалкогольные установки.

В дошкольном возрасте становится возможным целенаправленное обучение детей. Ребенок впервые становится способен к поведению, подчиненному определенным, однозначным правилам и нормам.

Поэтому на первых ступенях программы преследуется цель – помочь детям в овладении объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

1.4. Методы профилактического обучения.

Для успешного проведения программы по профилактическому обучению учителю необходимо научиться не совсем обычным для традиционной школы формам работы, на которые расчитаны современные профилактические программы.

Методы, использующиеся в рамках программы, следующие:

Группы обучения во взаимодействии (работа в малых группах)

Все перечисленные методы обучения предназначены для поддержания интереса учеников и их учебной и познавательной мотивации.

На профилактических уроках предложенные методы составляют целостную структуру, задача которой – создать в классе безопасную и благоприятную для обучения каждого ученика атмосферу.

Две модели профилактического урока:

70% времени урока учитель говорит сам 75% времени идут на поощрение и

причем больше времени он тратит на похвалу, обратную связь, организацию

поддержание дисциплины, лекции, общения учеников и помощь им.

инструкции, вопросы ученикам. 5% уходит на дисциплину, 7% — на

Только 30%времени тратится на инструкции, 2% — на лекции, т.е.

поощрение инициативы, организацию количество времени, в течение

общения школьников и помощь которого говорит учитель,

ученикам. уменьшается до 25%. Ученики

Традиционная структура общения в становятся ответственными друг

классе является причиной соревнования за друга. Ответственность за

учеников между собой, а не поведение и достижения учеников

взаимодействия. делится между учениками и учителем.

По данным статистики около 80% детей Вывод: Это становится возможным

имеют положительную самооценку, при использовании методов

когда начинают учиться. К концу современной профилактической

начальной школы только 20% учащихся программы.

положительно относятся к себе.

1.5. Предполагаемые результаты

Внедрение в школах поведенческой программы последнего поколения, органично сочетающей информирование подростков о ПАВ с формированием социальной и личностной компетентности в целях противостояния давлению извне;

Учителей специальной подготовкой, методологией, разработками по профилактической программе и методическими пособиями;

Наиболее полный и ранний охват детско-подростковой популяции, начиная с пяти лет;

Преемственность обучения по профилактической программе (обучение начинается с первого класса и продолжается до девятого класса);

Обновление содержания образования и официально рассматривать превентивное образование в школе столь же непреложной обязанностью учителя, как и обучение;

Непрерывное повышение квалификации специалистов, работающих по профилактической программе «Линия Жизни»;

Создание школ с благоприятным климатом, свободных от ПАВ;

Развитие альтернативных потреблению ПАВ видов деятельности для детей и подростков;

Обеспечение социальной адаптации личности, ее полноценной творческой реализации и социализации;

Формирование личностной и социальной перспективы молодых людей, свободной от употребления ПАВ;

Объединение усилий всех социализирующих детей и подростков институтов общества для наиболее эффективного решения проблемы наркомании в городе.

1.6. Прогноз возможных негативных последствий

Возникновение внутрисемейных конфликтов на почве изменения ценностных ориентаций учащихся. Компенсируются через организацию превентивного образования родителей и индивидуальной работы.

Трудности, связанные с необходимостью перестройки учащихся и учителей с привычного стиля поведения на уроке на новый, предполагающий активность, открытость в высказываниях и обсуждении реальных жизненных проблем, выражении чувств, умении эффективно общатьсяи принимать решения, быть лидером. Компенсируется засчет интенсификации подготовки учителей к работе по превентивному обучению и дальнейшего обучения современным программам.

Данный курс основан на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», т.е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо расматривать в контексте понятия «здоровье в целом».

Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Нам важно знать, как наш организм должен функционировать, чтобы мы могли определить: здоровы мы или с нами что-то неладно.

Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается то, как мы получаем информацию, знание того, где можно получить нужную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Необходимо умение извлекать знания из самых разнообразных источников и пользоваться ими с тем, чтобы принимать решения, касающиеся своего организма.

Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме, понятной для других. Необходимо уверенное владение целым рядом эмоций.

Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими. Необходимо развивать в себе навыки, которые помогли бы в общении со всеми этими людьми.

Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаем себя в качестве личности, как развивается наше «Я» («Я» – это часть личности, которой необходимо развитие осознания себя как личности и чувства самореализации), чего мы стремимся достичь, и что каждый день понимаем под успехом. Каждый человек самореализуется по-своему, и способ самореализации зависит от того, что мы ценим, и чего хотим добиться на благо себя и общества. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей работе или карьере, другие – в семье, третьи – в работе на благо других. Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения.

Духовный аспект здоровья отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные пять аспектов здоровья, и составить свое отношение к ним.

В целом важен каждый из аспектов здоровья. Каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до детей и подростков принципы здорового образа жизни.

2.2. Программа «Полезные привычки»

Программа «Полезные привычки» для работы с детьми начальной школы.

Школьная профилактическая программа предоставлена О.Л.Романовой – координатором Project HOPE («Проект НАДЕЖДА»), город Москва.

Для каждого класса начальной школы спланировано по восемь уроков. В случае систематического профилактического обучения ученик, начавший программу в превом классе и завершивший ее в четвертом классе (пятом классе по программе 1 – 3), получит 32 профилактических урока. При планировании авторы опирались на известные, получившие широкое распространение в системе государственных образовательных школ развитых стран планы.

Для каждого из четырех классов при планировании последовательно повторялись, развиваясь с учетом возраста детей, четыре основных раздела, как и в программе «Солнечный лучик»:

Раздел 1 – «Положительный образ Я».

Раздел 3 – «Принятие решений».

Раздел 4 – «Информация о ПАВ».

В каждом из разделов для каждого класса предусмотрены два занятия. Например, в первом классе формированию адекватного «Образа Я» посвящены уроки, назыающиеся «Я – уникальный человек» и «Культура и Я». Во втором классе уроки этого раздела называются «Вкусы и увлечения» и «Учусь находить новых друзей и интересные занятия». В третьем классе это уроки «Мой характер» и «Учусь оценивать себя сам». Завершается формирование образа Я в четвертом классе уроками «Самоуважение» и «Привычки».

темы уроков с 1 по 4 (5 кл.)

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

источник

2 Превентивная программа «ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ» Курс для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя Авторский коллектив: Т. Б. Гречаная, Л. Ю. Иванова, Л. С. Колесникова. Под редакцией О.Л. Романовой. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Тип программы: модернизированная. Общее количество часов 72 часа, из них: 1 класс-18 часов 2 класс-18 часов 3 класс-18 часов 4 класс-18 часов Углублённый курс Общее количество часов 144 часа, из них: 1 класс-36 часов 2 класс-36 часов 3 класс-36 часов 4 класс-36 часов 2

3 Введение Концепция модернизации российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования — развитие природных способностей ребенка. Программа «Полезные привычки» разработана для обучающихся начальной школы и направлена на предупреждение употребления детьми табака и алкоголя. Пояснительная записка Актуальность программы Очень важно правильно наметить подходящее время для начала профилактики в школе. Профилактика, осуществляемая до приобщения детей к психоактивным веществам, снижает вероятность приобщения, равно как и переход от проб табака и алкоголя к экспериментированию с запрещенными психоактивными веществами и другим формам отклоняющегося поведения Материалы по превентивному обучению «Полезные привычки» создавались группой авторов: Т.Б. Гречаной, Л.Ю. Ивановой и Л.С. Колесовой. Общее руководство коллективом и редактирование «Полезных привычек» осуществлялось О.Л. Романовой в 1997 году. Международная некоммерческая организация Project HOPE начала трехлетний проект «Школьная программа по профилактике употребления табака и алкоголя». Средства на ее осуществление предоставила коммерческая компания SmithKline Beecham (Великобритания). Позднее с текстом «Полезных привычек» работал постоянный консультант лондонских школ по превентивному образованию г-н Блейн Стотхард, рекомендованный Министерством образования Великобритании и приглашенный Project HOPE. «Полезные привычки» были внедрены в некоторых школах Санкт Петербурга, Екатеринбурга, Волгограда, Новосибирска, Московской области, Тюменской области и Республики Хакасия. Позднее к проекту присоединились новые города: Орел, Череповец, Мурманск Дубна, Владивосток и др. В 2000 году «Полезные привычки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Употребление табака и алкоголя — широко распространенное явление. Мы ежедневно сталкиваемся с ним в средствах массовой информации и в обыденной жизни. По сравнению с традиционными табаком и алкоголем, употребление подростками и молодежью наркотиков — относительно новое социальное явление, которое еще предстоит научиться преодолевать. За последние годы рост употребления табака и алкоголя детьми и подростками происходит очень интенсивно. Достаточно сказать, что более половины пятнадцатилетних московских школьников хотя бы раз в жизни напивались до состояния опьянения, а треть курит. Хорошо известно, насколько вредным и опасным как для отдельного человека, так и для общества в целом является употребление табака, алкоголя и наркотиков. Девять из десяти больных раком легких курили. Аварии и насилие, связанные с употреблением алкоголя, являются главной причиной смертности подростков и молодежи. Основным каналом заражения СПИДом в нашей стране стало внутривенное введение наркотиков, а преступления, связанные с наркотиками, не менее опасны и прибыльны, чем нелегальная торговля оружием. Вид программы модифицированная. Миссия программы: создание условий для личностного роста обучающихся, формирования у них здоровых установок, позволяющих противостоять употреблению психоактивных веществ. Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и 3

4 навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Задачи: 1. Предоставить ученикам объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний детей путём обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем. 2. Учить школьников лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. 3. Учить школьников эффективно общаться. 4. Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. 5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся 1-4 классов к табаку и алкоголю. Теоретические основы Употребление психоактивных веществ рассматривается огромным количеством теорий концепций. Полностью объяснить это сложное явление каждая из них в отдельности не в состоянии. Подробное рассмотрение комплекса концепций приводит к заключению, что употребление психоактивных веществ вызывается множеством факторов, среди которых главный просто отсутствует. Поэтому в последние десятилетия появились теории, описывающие взаимодействие познавательных и эмоциональных, социальных и личностных факторов употребления психоактивных веществ. Две признанные теории создали базу для разработки эффективных профилактических программ. Это теория Бандуры и теория отклоняющегося поведения Джессора. Теория Бандуры. Суть теории состоит в том, что дети учатся тому, как себя вести, через подражание и положительное подкрепление приемлемого поведения. Если ребенок видит известных, преуспевающих людей, употребляющих психоактивные вещества, будь то герои на экране телевизора или окружающие его люди, он им подражает. Наблюдая за группой подростков, употребляющих психоактивные вещества, ребенок вырабатывает убеждение, что это нормальное поведение. Иногда дети считают, что такое «нормальное поведение» не только приемлемо, но и необходимо для того, чтобы стать популярным или сексуально привлекательным, казаться красивым, взрослым, опытным. Теория Бандуры придает большое значение саморегуляции и самоконтролю. Это вызвано тем, что восприимчивость к социальным влияниям зависит от знаний, установок, убеждений ребенка, его представлений о собственном будущем. Дети, перед которыми стоят серьезные жизненные цели, не совместимые с употреблением табака и алкоголя, скорее всего, не будут курить и пить. Восприимчивость к социальным влияниям связана также с низкой самооценкой, неуверенностью в себе и неудовлетворенностью собой, повышенной потребностью в социальном одобрении, неумением контролировать себя и настаивать на своем, стремлением казаться старше. Опираясь на эти факты, ученые считают, что сопротивляемость социальным влияниям может быть воспитана, а целью воспитания является формирование психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям. Теория Джессора. Теория отклоняющегося поведения учитывает не только социальные и психологические факторы, но и взаимодействие физиологических и генетических факторов, а также факторов окружающей среды. Отклоняющееся поведение подросткового возраста это употребление психоактивных веществ, ранняя половая жизнь, мелкие правонарушения, прогулы школьных занятий. Отклоняющееся поведение является таковым только в рамках определенной системы ценностей и предполагает ответную реакцию окружающих, пытающихся остановить его. Эта реакция может быть неформальной (неодобрение) или формальной и суровой (тюремное заключение). Часто критерием отклоняющегося поведения служит возраст. То, что допустимо в среде взрослых, 4

5 рассматривается как отклонение у детей: Например, употребление алкоголя, курение, сексуальная активность. Отклоняющееся поведение выполняет необходимые некоторым подросткам функции. Например, оно может стать средством преодоления неуспеха (мнимого или реального) скуки, тревоги, социальной изоляции, низкой самооценки, а может привести к успеху принятию группой сверстников. Для тех, кто плохо учится, отклоняющееся поведение способ достижения некоторого социального статуса. Курение, употребление алкоголя и других психоактивных веществ позволяет казаться интересным и независимым. Наибольшей опасности отклоняющегося поведения подвергаются дети, не обладающие навыками преодоления стресса, тревожные, не умеющие справляться с различными социальными ситуациями. Затруднения в межличностных отношениях и связанный с ними психологический дискомфорт порождают отклонения в поведении. Было бы наивным считать, что в этих обстоятельствах достаточно объяснения того, насколько вредны психоактивные вещества для здоровья. Для ребенка, озабоченного проблемами межличностного взаимодействия, не умеющего эффективно общаться, преодолевать тревогу и стресс, знания о вреде табака или алкоголя бесполезны. Различные виды отклоняющегося поведения это части одного целого или симптомы одного синдрома. Они не только взаимосвязаны, но и происходят от одних и тех же причин. Поэтому профилактика, учитывающая причины отклоняющегося поведения, устраняет необходимость создания большого количества узконаправленных программ, посвященных его отдельным формам. Она создает возможность предупреждения всех отклонений одновременно, практична и эффективна. Ключевые понятия Психоактивные вещества это природные и синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека. Некоторые психоактивные вещества используются в медицине для лечения больных. Важно помнить, что психоактивное вещество кофеин содержится в чае и кофе, а также в шоколаде. В алкогольных напитках содержится другое психоактивное вещество этанол. К психоактивным веществам относятся снотворные лекарства и некоторые препараты для похудения. В целом сами по себе психоактивные вещества не являются ни хорошими, ни плохими. Важно, кто, как и с какой целью их использует. Зависимость от психоактивных веществ этим понятием обозначается состояние человека, когда он постоянно, не контролируя себя, употребляет какое-либо психоактивное вещество и не может остановиться. В случае если человек с зависимостью прекращает употребление психоактивного вещества, возникает синдром отмены, или абстинентный синдром. Абстинентный синдром болезненное состояние лишения организма привычного психоактивного вещества. Профилактика система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. Превентивное, или профилактическое, обучение сочетание овладения детьми знаниями с формированием здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья. Превентивное обучение предполагает формирование положительного образа Я ребенка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников и некоторых других навыков личностной и социальной компетентности. Образ Я система представлений ребенка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе. Образ Я складывается в общении и взаимодействии детей и определяется их социальным опытом. Положительный образ Я — важное условие превентивного обучения, необходимое для воспитания уверенного в себе и здорового человека. Принятие решений последовательность действий, ведущих к достижению цели. Принятие решений необходимый жизненный навык, регулирующий целенаправленное поведение. Усвоение детьми шагов рационального процесса принятия решений позволяет принимать ответственные решения о табаке и алкоголе, избегать опасных ситуаций. Простейшая последовательность шагов принятия решения для детей: (1) остановись и подумай; (2) представь последствия нескольких возможных вариантов поведения; (3) взвесь «за» и «против» каждого из вариантов; (4) выбери один из них и сделай то, что решил; (5) подумай о том, что получилось, и похвали себя. Перечисленные шаги рационального принятия решений с небольшими стилистическими изменениями в формулировках используются для формирования навыков самоконтроля, умения отказываться и обходить опасности. 5

6 Условия проведения занятий: 1. Кабинет, в котором созданы условия для организации групповой работы: Возможность перемещать стулья. Столы для рисования. Удобная мебель. Ковёр для упражнений на полу. Большое количество бумаги для рисования, коллажей, краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей и другие канцелярские принадлежности. 2. Наличие рабочих тетрадей для обучающихся и методических пособий для ведущего. Принципы: Неразрывность обучения и воспитания как элементов школьного образования в области охраны здоровья являются. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Воспитание детей в области охраны здоровья это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетентности. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях: — вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и, самоанализу; — вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика; — вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные употреблению табака и алкоголя модели поведения; — вероятность приобщения в группе снижается, если дети обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению. Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали. Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются. Методология превентивного обучения отличается от традиционной необходимостью использования методов обучения в группе. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей. Авторы «Полезных привычек» придерживались следующих представлений об алкоголе: (1) каждый взрослый сам решает, сколько алкоголя, когда и как употреблять; (2) родители должны помнить: независимо от их желания, поведение родителей является образцом для подражания; (3) дети должны знать, что употребление даже малых доз алкоголя является для них вредным и опасным. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Этому есть несколько причин. Во-первых, профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества. Во-вторых, приобщение к любым психоактивным веществам начинается с алкоголя и табака. Именно алкоголь и табак являются веществами-воротами приобщения. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления психоактивных веществ вообще. Программа рассчитана на четыре года, желательно начинать реализацию с 1-го класса. Для каждой возрастной ступени предлагаются занятия, разделённые на четыре блока. Первые три блока посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей, а четвёртый — информации о табаке и алкоголе, доступной ученикам по возрасту. Темы повторяются для каждого года преподавания: каждая рассматривается всё более полно по мере развития учеников, соответствует возрасту и объёму их знаний, уровню личностной и социальной компетенции. Основные методы работы Положительная психологическая атмосфера: следование правилам («Внимательно слушай говорящего», «Не критикуй», «Если не 6

7 хочешь говорить, то можешь промолчать», «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе»); отсутствие оценочного отношения». Методы работы в группе: мозговой штурм; групповая дискуссия; ролевое моделирование; упражнения — энергизаторы. Модель традиционного занятия 0 этап — знакомство и выработка правил. 1 этап — упражнение — энергизатор. 2 этап — мозговой штурм по теме урока. 3 этап — мини-лекция, ролевая игра. 4 этап — работа в малых группах. 5 этап — практический опыт. 6 этап — упражнение — энергизатор. Учебное пособие по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы «Полезные привычки» включают: пособие для учителей, рабочие тетради для учеников, материалы для родителей, методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения. Этапы реализации программы Этапы реализации: программа не требует предварительной подготовки, анализ результативности проводится непосредственно во время занятий обучающихся. Сроки реализации: программа рассчитана на четыре года. Возраст детей: 7 10 лет, обучающиеся 1-4-х классов. Количество человек в группе: не более 12 человек. Особенности отбора детей: программа не требует специального отбора детей, участвуют все обучающиеся класса. Продолжительность занятия: 40 минут. Количество занятий в неделю, в год: предлагаемая рабочая программа рассчитана на 18 часов с периодичностью проведения занятий 1 раз в неделю; углубленный курс 36 часов, 2 раза в неделю. Содержание обучения Тематическое планирование программы Тема Углублённый курс Количество часов Количество часов Всего Из них Всего Из них Теория Практика Теория Практика I год обучения 1. Я неповторимый человек Культура моей страны и Я Чувства О чём говорят чувства Множество решений Решения и здоровье Нужные и ненужные тебе лекарства Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор II год обучения 9 Вкусы и увлечения

8 10 Учусь находить новых друзей и интересные занятия 11 О чём говорят выразительные движения Учусь понимать людей Опасные и безопасные ситуации Учусь принимать правильные решения в опасных ситуациях 15 Реклама табака и алкоголя Правда об алкоголе III год обучения 17 Мой характер Учусь оценивать себя Учусь взаимодействовать Учусь настаивать на своём Я становлюсь увереннее Когда на меня оказывают давление Курение (часть 1) Курение (часть 2) IV год обучения 25 Самоуважение Привычки Дружба (часть 1) Дружба (часть 2) Учусь сопротивляться давлению Учусь говорить «нет» И снова алкоголь Алкоголь в компании Всего Содержание программы по годам обучения Первый год обучения Цель — создание условий для личностной и социальной компетенции обучающихся. Задачи: 1. Формировать положительное отношение детей к себе. 2. Воспитывать национальную толерантность учеников. 3. Развивать рефлексию обучающихся. 4. Формировать ответственное отношение к собственному здоровью. Тематическое планирование первый год обучения Тема Основное содержание Углублённый курс Количество часов Количество часов 1 Я неповторимый человек 2 Культура моей страны и Я Положительный образ Я. Уникальность. Неповторимость. Уникальность культуры народов. Древние корни здорового образа жизни. Теория Практика Теория Практика

9 3 Чувства Общение. Чувства людей. Возможность управлять чувствами. Неприятных чувств можно избежать. 4 О чём говорят чувства Общение. Предупреждение и преодоление неприятных чувств. 5 Множество решений Принятие решений. Многообразие решений. 6 Решения и здоровье Принятие решений. Здоровье как ценность. 7 Нужные и «Лекарство», «яд». Правила о ненужные тебе лекарствах. лекарства 8 Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор Пассивное курение. Вред пассивного курения Итого Второй год обучения Цель — создание условий для личностной и социальной компетенции обучающихся. Задачи: 1. Формировать положительное отношение детей к себе. 2. Развивать рефлексию обучающихся. 3. Формировать ответственное отношение к собственному здоровью. 4. Развивать коммуникативные навыки школьников. 5. Учить принимать рациональные решения. Тематическое планирование второй год обучения Тема Основное содержание Углублённый курс Количество часов Количество часов 1 Вкусы и увлечения Положительный образ Я. Разнообразие вкусов и увлечений. 2 Учусь находить новых друзей и Положительный образ Я. Друзья по интересам. Теория Практика Теория Практика 9

10 интересные занятия 3 О чём говорят выразительные движения 4 Учусь понимать людей 5 Опасные и безопасные ситуации 6 Учусь принимать правильные решения в опасных ситуациях 7 Реклама табака и алкоголя Общение. Невербальное общение. Общение. Совпадение вербальных и невербальных компонентов общения. Ситуации опасные и безопасные. Принятие решений. Принятие решений. Рациональные решения Рекламные приёмы. 8 Правда об алкоголе Действие алкоголя на организм Итого Третий год обучения Цель — создание условий для личностной и социальной компетенции обучающихся. Задачи: 1. Формировать положительное отношение детей к себе. 2. Развивать рефлексию обучающихся. 3. Формировать ответственное отношение к собственному здоровью. 4. Развивать коммуникативные навыки школьников. 5. Учить сопротивляться психологическому давлению. Тематическое планирование третий год обучения Тема Основное содержание Углублённый курс Количество часов Количество часов Теория Практика Теория Практика 1 Мой характер Положительный образ Я. Анализ собственных качеств. 2 Учусь оценивать Положительный образ Я. я Самооценка. 3 Учусь Общение. имодействовать 1 0

11 4 Учусь настаивать на Отстаивание своих интересов ём в неагрессивной форме. 5 Я становлюсь Принятие решений. реннее 6 Когда на меня Давление одна из форм зывают давление влияния на людей. 7 Курение (часть 1) Влияние табака на организм человека. 8 Курение (часть 2) Вредное влияние табака на организм человека Итого Четвёртый год обучения Цель — информирование обучающихся о табаке и алкоголе в соответствии с возрастом. Задачи: 1. Формировать положительное отношение детей к себе. 2. Развивать рефлексию обучающихся. 3. Формировать ответственное отношение к собственному здоровью. 4. Развивать коммуникативные навыки школьников. 5. Учить сопротивляться психологическому давлению. Тематическое планирование четвёртый год обучения Тема Основное содержание Углублённый курс Количество часов Количество часов Теория Практик Теория Практик 1 Самоуважение Положительный образ Я. Самоуважение. 2 Привычки Положительный образ Я. Анализ своих привычек. 3 Дружба (часть 1) Общение. Дружба. 4 Дружба (часть 2) Общение. Дружба. Влияние друзей друг на друга. 5 Учусь Принятие решений. Давление сопротивляться давлению и способы сопротивления давлению. 6 Учусь говорить Принятие решений. Отказ в «нет» опасной ситуации. 7 И снова алкоголь Алкоголь и его реклама Алкоголь в компании Мотивы употребления алкоголя в компании Итого 0 18 Предполагаемый результат 1. Получение учениками объективной, соответствующей возрасту информации о вреде курения, алкоголя, наркотиков. 2. Школьники научатся (в меру возрастных возможностей) самооценке и самоконтролю. 3. Участники получат навыки эффективного общения. 4. Ученики осознают ценность здоровья и свою ответственность за него. 1 1

12 5. Отдалённая цель и результат — не употребление психоактивных веществ в подростковом возрасте слушателями курса. Форма представления результата Результат представляется в форме аналитической справки по результатам контроля. Осуществляется мониторинг результативности. Диагностика Критерии оценки эффективности программы 1. Изменения в знаниях обучающихся в нужном направлении. 2. Отношение детей к занятиям. Формы, методы, методики диагностики Групповое тестирование до обучения (пре — тест) и после обучения (пост — тест) по вопросникам. Авторами курса разработаны вопросники для 1 класса, который представляет собой 10 картинок, изображающие здоровые и нездоровые занятия, детям предлагается раскрасить разными цветами здоровые и нездоровые занятия. Вопросники для 2-4 классов совпадают по форме, но разные по содержанию. Они включают 7-8 вопросов, предполагающих один правильный ответ. В диагностические материалы включён вопрос об отношении обучающихся к занятиям. Механизм оценки полученных результатов Сравнение результатов тестирование до обучения (пре — тест) и после обучения (пост — тест) по вопросникам. Повышение правильных ответов на 30% и более является свидетельством эффективности программы. Положительное отношение 90% детей к занятиям также является доказательством эффективности программы. Форма оценки результатов Устная похвала деятельности группы и каждого обучающегося. Результаты освоения программы Ожидаемый результат Не употребление психоактивных веществ в подростковом возрасте слушателями курса. Условия реализации программы Учебно методическое обеспечение пособие для учителей «Полезные привычки», рабочие тетради для учеников «Полезные привычки», материалы для родителей, методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения «Полезные расчёты, или как оценить эффективность превентивного обучения». Материально-техническое обеспечение 1. Кабинет, в котором созданы условия для организации групповой работы: Возможность перемещать стулья. Столы для рисования. Удобная мебель. Ковёр для упражнений на полу. 2. Большое количество бумаги для рисования, коллажей, краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей и другие канцелярские принадлежности. 3. Магнитофон, музыкальные записи. 1 2

13 Список литературы 1.Алиева М. А., Гришанович Т.В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей. — СПб., Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. — М., Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. — М.: Педагогическое общество России,

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/02/24/obshcheobrazovatelnaya-preventivnaya-programma
  • http://e-svetlakova.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=167:-q-q&catid=46:2013-02-18-01-27-39&Itemid=65
  • http://infourok.ru/programma-poleznie-privichki-klass-824032.html
  • http://textarchive.ru/c-1919813.html
  • http://docplayer.ru/46678438-Preventivnaya-programma-poleznye-privychki.html
Читайте также:  Полезные продукты для правильного питания