Меню Рубрики

Презентация полезные ископаемые 4 класс планета знаний

Открытый урок на тему «Полезные ископаемые»

Автор: Тогызбаева А.Х. -преподаватель начальных классов, средняя школа имени Ш.Уалиханова

  • Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры , химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива ). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые .

Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

Горючие полезные ископаемые

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А оловянная и медная руды

Б каменный уголь, природный газ

4. Какие полезные ископаемые добывают с помощью буровых установок?

5. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

  • В
  • А
  • Б
  • А
  • В

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда

НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется

слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется

ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах

ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

Буровая платформа для добычи нефти.

ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме:
Полезные ископаемые: Кладовые земли , 4 класс, УМК «Гармония» (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК «Гармония» по теме «Полезные ископаемые: Кладовые земли».

Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.

НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»

НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»

Полезные ископаемые — горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода

Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи

Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк

Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ

Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото

Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты

Работа шахтёров по добыче угля

К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют «самоцветы», относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.

Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина

Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники

Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод

Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке

Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»

СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)

Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » — больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.

Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты. Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.

Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка. Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров. Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».

Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!

Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».

В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека

Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик

Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка

источник

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

Читайте также:  Полезные ископаемые условные знаки 4 класс

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

Презентация для школьников на тему «Полезные ископаемые» по окружающему миру. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

МОУ Новоюгинская СОШ Учительначальных классовГорохова Ирина Владимировна

Цель урока: Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Обучать установлению взаимосвязи природы с жизнью человека на примере полезных ископаемых. Расширять кругозор учащихся по родному краю. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней. Оборудование Физическая карта России, карта Томской области, коллекции полезных ископаемых, картины»Добыча полезных ископаемых», раздаточный материал.

Проверка домашнего задания. Сообщение нового материала. Физкультминутка. Практическая работа. Обсуждение изученного материала. Обобщение. Итог урока.

Тест «Поверхность и водоёмы нашего края» Углубление в земной поверхности, имеющие крутые осыпающиеся склоны, называется… а) балка; б) холм; в) овраг Возвышенность, имеющую вершину высотой 300м, называют… а) холм; б) гора; в) плоскогорье Хранилища воды называют… а) низменности; б) водоёмы; в) плато К естественным водоёмам относятся… а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, пруд Горы, созданные людьми, называют… а) холмы; б)плоскогорье; в)терриконы

Какие океаны омывают Россию? а)Индийский, Тихий, Атлантический; б)Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический; в)Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический. Водоёмы-это… а)хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды; б)место обитания животных и растений; в)украшение Земли. С водоёмами связана жизнь следующих животных: а)утки, лебеди, цапли; б)трясогузки,совы, кукушки; в)орлы, аисты, кедровки.

Карточка №1 Карточка №2 Заполните таблицу: Заполните схему реки:

2.Водный поток, имеющий исток и устье. 5.Огромное пространство солёной воды на Земле. 6.Постоянный природный водный поток. По вертикали: 1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 3.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 4 Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами.7.Выход подземных вод на поверхность. Разгадайте кроссворд: По горизонтали:

О водоёмах много знаете вы, Ответы достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны. Любые клады на карте найдёте вы. Работа в группах: 1 группа: Знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (стр.160-162 учебника) 2 группа: Изучает свойства иприменение торфа, угля, нефти и природного газа (стр.163-167 учебника.) 3группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды (стр.164-165 учебника.)

Название Условное обозначение Свойства Способы добычи Значение и применение Месторождения на территории края

Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

-Где применяются полезные ископаемые, о которых вы нам рассказали? -Найдите на карте России месторождения этих ископаемых.(Условные обозначения записываются в тетради.) -Сегодня вы много узнали о подземных богатствах, об их применении.Сейчас заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые». Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на: рудные и нерудные.Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда.) — А на какие ещё две подгруппы делятся полезные ископаемые, как вы думаете? (На строительные и горючие.)-

источник

Документы в архиве:

Название документа багатства недр 4класс.doc

Тема: Полезные ископаемые — богатства недр

Цель: ознакомление учащихся с объектами природы своей местности

Показать значение добычи и использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей;

Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд);

Учить сравнивать, обобщать, делать выводы;

Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых

Учебник «Окружающий мир». Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 4 класс, 2014 года, УМК «Планета знаний»; Рабочая тетрадь к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир», 4 класс, 2014г.; физическая карта России, карта Хабаровского края, коллекция полезных ископаемых: каменный уголь, торф, нефть, руды металлов; лупы, компас, гвозди; ЦОР «Календарь погоды»; презентация «Полезный ископаемые- богатства недр»

Послушаем синоптика о погоде : ЦОР Календарь погоды

Мы ведём репортаж с урока «Окружающего мира» в 4 классе

Булгинской средней школы с.Булгин.

Мы проводили исследования полезных ископаемых Хабаровского края и Охотского района.

— Ребята, вы конечно любите приключенческие книги, фильмы, где герои ищут таинственные клады, спрятанные пиратами в глубоких подземельях.

— Давно нет на земле пиратов, но люди по-прежнему ищут подземные сокровища.

-Об искателях кладов написал в своём стихотворении «Геологи» поэт Степан Щипачёв: слад №2

Ничего на свете нет богаче

Недр земных, что нам принадлежат.

С сотворенья мира, не иначе,

Эти клады под землёй лежат

-Если мы посмотрим на карту полезных ископаемых Хабаровского края, то увидим на ней настоящие россыпи квадратов, треугольников и кружочков.

Давайте вместе попробуем разобраться в загадке «Где что лежит»

Выбери правильное утверждение

Полезные ископаемые- это всё, что находится в земле

Полезное ископаемые- это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли

Полезные ископаемые- это всё, что служит человеку

Горные породы, из которых получают металлы, называются:

Медь, алюминий, железо, олово

Из железной руды получают:

III . Построение проекта выхода из затруднения — слайд № 5

Тема урока «Полезные ископаемые- богатства недр»

IV . Реализация построенного проекта

Наш Хабаровский край является частью великого рудного пояса, который расположен в западной части Охотского моря вдоль Тихого океана. Титанические силы Земли, смявшие её покров в грандиозные каменные складки, вынесли из глубинных недр и обнажили для человека ископаемые сокровища. По разнообразию и запасам минерального сырья наш регион относится к числу богатейших районов страны.

Чем богаче страна полезными ископаемыми, тем больше возможностей для её экономического развития, а значит , повышение уровня жизни населения. Вот почему так важно знать о свойствах важнейших полезных ископаемых и их использовании .

Бесконечно разнообразны сокровища наших гор и долин. Как в драгоценной шкатулке лежат в недрах Земли уголь и железная руда, золото и оловянная руда, редкие металлы, голубая яшма и горный хрусталь. Целые горы сложены мрамором разных цветов. Глыбы гранита и базальта. Во многих районах в неограниченном количестве – песок и гравий.

Какие полезные ископаемые вы знаете? (строительные)

*А как человек использует эти полезные ископаемые?

Для самых разных нужд человека необходимо топливо.

*Какие виды топлива вы знаете?

*Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами)

*Почему сейчас не отапливают дровами? (истреблялись леса, дрова не могли выделить большое количество тепла)

*Что сейчас человек использует вместо дров?

Горючие полезные ископаемые

Исследование свойств каменного угля (по группам)

*На столах у вас лежат образцы полезных ископаемых. Я предлагаю вам исследовать свойства каменного угля с помощью карточки — инструкции

Цвет и блеск _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Легче или тяжелее воды _______________

Полезные свойства ____________________

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём

3.Опусти в воду, плавает ли в воде

4.Какое свойство применяют

5.Подготовь сообщение о данной породе

*Какая группа будет рассказывать о свойствах каменного угля?

В Хабаровском крае много залежей каменного угля, некоторые выходят прямо на поверхность, даже шахты рыть не надо.

Самая большая угольная «кочегарка» края находится на ю-в

* Буреинский каменноугольный бассейн

*Хабаровский район (бурый уголь)- очень глубоко залегает, на глубине150м , поэтому его не добывают

*Комсомольский район (бурый уголь)

*Охотский район (бурый уголь) – используется для местных кочегарок

Каменный уголь исследовал Ромашов Сергей . Слово исследователю – слайд № 6, № 7, № 8

Читайте также:  Грецкий орех полезные свойства с медом

Бурый уголь- горючее полезное ископаемое. Материалом для образования бурого угля послужили лиственные деревья и торфяные растения, которые постепенно разлагались под водой без доступа воздуха под слоем глины и песка. Первой стадией истлевания после торфа является бурый уголь. Дальнейшее разложение завершается превращением в каменный уголь и антрацит и даже графит.

На глубине в 1километр из 20-метрового слоя торфа получается пласт бурого угля толщиной в 4 метра. На глубине в 3 километра слой торфа превратится в пласт каменного угля толщиной в 2 метра. На большей глубине от 6 км , 20 метровый слой торфа становится пластом антрацита толщиной в 1,5 метра. Чем глубже находится торф, тем качественнее будет уголь.

Как топливо бурый уголь в России и многих странах употребляется значительно меньше, чем каменный уголь. Однако из-за низкой стоимости и маленьких котельных он более популярен и занимает около 80%. У нас в Охотском районе используют бурый уголь, который здесь и добывают.

Добыча угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведётся открытым и закрытым способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты у нас в России до 1200 метров.

Учитель . Различают несколько видов каменного угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Самый молодой уголь- бурый, а самый древний- антрацит, который образовался более 200млн лет назад. Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым ценным.

Исследование свойств торфа (карточка инструкция) слайд № 9

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Легче или тяжелее воды _______________

Полезные свойства ________________________

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Опусти в воду, плавает ли в воде

3.Какое свойство применяют

4.Подготовь сообщение о данном полезном ископаемом

Какая группа расскажет об исследовании торфа ( опыт горения торфа)

Вывод : уголь сгорает почти полностью и выделяет при горении больше тепла, поэтому уголь более ценное топливо, чем торф.

6.Торф исследовал Тен Ваня–демонстрация пособий у доски

Торф образуется из отмирающих корней болотных растений- пушицы, осоки, мха сфагнума, которые опускаются на дно болот. На болотах высокая влажность и недостаток воздуха. В таких условиях растительные остатки полностью не разлагаются и накапливаются по 1мм в год на дне болот. Постепенно слои спрессовываются и получается бурое вещество- торф. Высохший торф хорошо горит.

Используют торф в качестве удобрения на полях, в теплицах и парниках. Из торфа изготавливают: воск, парафин, органические красители, уксусную кислоту, смазочные масла, активированный уголь. Торф хорошо впитывает влагу, поэтому его используют для подстилки животным.

В старину торф называли «горючей землёй». Петр 1 в 1703 году издал указ: «искать всемерно торф, чтобы было подспорье дровам». В 1920 году в Подмосковье была построена Шатурская электростанция, которая до сих пор работает на торфе. Таких электростанций сейчас в России около 80

Учитель .*Месторождения торфа находятся вдоль реки Амур и на Охотском побережье

Нефть исследовала Крупницкая Саша – слайд-№ 10, 11 демонстрация пособия

Нефть- одно из горючих полезных ископаемых, которое широко используется в наше время. Слово «нафата» в переводе с арабского означает «извергать». Действительно при бурении скважин нефть вырывается из недр земли фонтанами чёрной маслянистой горючей жидкости. Одни учёные утверждают, что нефть образовалась из остатков древних растений и останков животных, другие – из минеральных веществ. Известна нефть с древних времён. Её ещё называли горным маслом. Использовали нефть для обмазки днищ лодок, для освещения жилища и улиц, из неё делали лекарства. Бензин, керосин, соляр, парафин, вазелин, дизельное топливо, мазут- это продукты переработки нефти.

Из нефти делают пластмассы и синтетические волокна. Также используют нефть в парфюмерной и косметической промышленности для изготовления мазей, кремов и в бумажной промышленности . Двадцатый век иногда называют веком нефти.

Нефть легче воды. Это свойство нефти приводит к большим бедствиям. При аварии судов, перевозящих нефть, она растекается тонкой плёнкой, покрывая огромные пространства воды и причиняя большой ущерб растениям и животным морей и океанов. Особенно страдают птицы. Оказавшаяся в воде нефть может воспламениться.

Учитель. *Нефть занимает особое место в экономике, потому что очень широко применяется в промышленности. Её называют «чёрным золотом» , так как от цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире.

Нефть нашли в Охотском районе, на Шантарских островах и в Сахалинском заливе

Природный газ — слайд № 12 – Зачитать по учебнику на с. 46 природный газ и найти свойства природного газа .

Раньше природный газ, который выходил из земных трещин и горел, считали «священным огнём» и строили храмы около тех мест, где он горел. Сегодня свойство природного газа гореть без дыма и давать при этом много тепла делает его эффективным горючим материалом. Природный газ сопутствует месторождениям нефти.

* К нам природный газ и нефть по трубам перекачивают с Сахалинской области

Работа в печатной тетради на с.18 № 30. Заполнить в таблице горючие полезные ископаемые

Руды чёрных и цветных металлов -слайд № 14

Хабаровский край богат различными полезными ископаемыми. Особенно много в крае рудных полезных ископаемых: железная руда и руды цветных металлов

Знакомства с рудными породами (коллекция)

Записать названия руд в таблицу ( печатная тетрадь)

Исследование железной руды по группам. Сейчас мы исследуем железную руду

*Провести исследовательскую работу с помощью карточки инструкции

Цвет и блеск _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Легче или тяжелее воды _______________

Плотное или рыхлое ___________________

Полезные свойства _____________________________

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём

3.Опусти в воду, плавает ли в воде

4.Подготовь сообщение о данной породе

Какая группа расскажет о своём исследовании

Из красного и бурого железняка выплавляют железо, чугун и сталь (показ металлов)

Опыт с компасом (магнитный железняк отклонил стрелку компаса)

Что вызвало отклонение стрелки? (магнит, эта руда богатая, в ней много железа)

Месторождения железной руды – в Тугуро- Чумиканском районе

Из цветных руд получают медь, алюминий, свинец, серебро, золото и другие металлы. Эти металлы называют цветными потому, что они имеют разнообразную окраску. В природе металлы могут встречаться и в чистом виде. Среди горных пород можно найти чистое золото, серебро, медь. Ну а сейчас юные исследователи расскажут о своих исследованиях: какие полезные ископаемые есть в нашем Охотском районе слайд № 15, 16

Базальт исследовал Алексейцев Сергей – слайд № 17

Базальт- это наиболее распространённый природный камень возникший после извержения вулкана. Базальт имеет чёрный, дымчатый, тёмно-серый или зеленовато-чёрный цвет. Основу его состава образует полевой шпат. Базальты покрывают дно океанов и большие пространства суши.

Из него можно лить тёмное стекло, трубы, изоляторы.

Данный минерал используется в качестве строительного камня.

Виды базальта отличаются друг от друга. Самой известной торговой маркой является разновидность под названием «базальтина». Это материал итальянского происхождения. Его прочность сравнима с прочностью гранита.

Другая разновидность- азиатская. Её отличает тёмно- серая окраска. Его широко используют в дизайнерских и архитектурных целях.

Мавританский зелёный базальт имеет насыщенный тёмно- зелёный оттенок

Сумеречный базальт привозят из Китая. Он имеет дымчато- серый или чёрный цвет. Его признают самым крепким и износо – морозостойким среди всех разновидностей данного минерала.

Месторождения базальта у нас в стране расположены в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Нефрит исследовала Ким Лиза – слайд № 18

Нефрит- замечательная особенность этой породы в её вязкости. Обломки нефрита очень сложно расколоть на куски. Прочность нефрита можно сравнить с хорошими сортами стали. Он в 2 раза прочнее стали.

Цвет разнообразный- от белого до желтоватого, травянистого, изумрудного, болотного, до почти чёрного. Встречается голубой и красный нефрит, но он редок и очень ценен. Окраска зависит от содержания железа и примесей хрома и марганца.

Нефрит используют в качестве поделочного камня и как уникальный материал для изготовления ювелирных и декоративно- художественных изделий.

Люди использовали его как камень для изготовления очень прочного оружия и орудий труда, позже- в качестве предметов и украшений.

14 . Золото исследовал Арбузов Саша – слайд № 19

Чистое золото- мягкий металл жёлтого цвета.

Люди добывают золото с незапамятных времён. С золотом человечество столкнулось уже в V веке до нашей эры в самородном состоянии.

В России до петровских времён золото не добывалось. Оно ввозилось в обмен на товары. Первое открытие запасов золота было сделано в 1732 году в Архангельской губернии. Была обнаружена золотая жила.

В России существует около 16 золотодобывающих компаний. Лидером добычи золота в России является компания «Полюс Золото», на которую приходится около 20% рынка.

Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы. Золото издавна использовалось многими народами в качестве денег. Но золотые монеты утвердились только к XIX веку.

Самым крупным потребителем золота является ювелирная промышленность. Ювелирные изделия изготавливают не из чистого золота, а из сплавов с другими металлами для его прочности и стойкости.

Золото добывают в Охотском районе на Хакандже, Юрьевское месторождение и Озёрное.

Также золото добывают в Аяно- Майском районе, в Николаевском районе разрабатывается. В Хабаровском крае более 500 россыпных месторождений, из них 200 уже разработали

16. Горный хрусталь исследовала Логвина Настя –слайд № 20

Горный хрусталь- минерал. Бесцветная прозрачная разновидность кварца. Красивый декоративно- коллекционный камень, используется для украшения интерьеров. Горный хрусталь применяется в радиотехнике для получения ультразвуковых колебаний. Изготавливают из него линзы. Окрашенные кристаллы горного хрусталя применяются как полудрагоценные камни. Горный хрусталь используется для изготовления ювелирных изделий и предметов роскоши.

В Оружейной палате Московского Кремля находятся различные сосуды из горного хрусталя: самовар Петра I , выточенный из цельного куска горного хрусталя, бочонок, перечница, кружка, чаши и т.д.Коллекция посуды из горного хрусталя имеется в Музее истории искусства в Вене. В Американском музее истории в Нью- Йорке имеется печать русской работы в виде Атласа, держащего на плечах земной шар.

В России XVIII — XIX веках из горного хрусталя вырезали табакерки, пуговицы, печатки. Церковную утварь.

Сердолик исследовала Конищева Ира – слайд № 21

Сердолик- минерал, цвета от жёлтого до красного

Название минерала связано с окраской камня, сердолик от древнерусского означает «обликом как сердце».

Используется в изготовлении ювелирных изделий. Сравнительно недорогой поделочный камень. Из него изготовляют бусы, амулеты, статуэтки, шкатулки.

Современные исследования показали, что камень красноватого цвета успокаивает нервную систему, улучшать кровообращение и укреплять иммунитет.

Месторождением сердолика богата и Россия- лучшие месторождения сердолика находятся на Дальнем Востоке, в том числе и в Охотском районе

21.Агат исследовала Перкова Саша – слайд № 22

Агат- минерал- разновидность халцедона. Разновидности агата: голубой, чёрный, звёздчатый, дисковой, деревянистый, бастионный, глазковый и т.д.

Месторождения встречаются в извержениях и в осадочных породах. В Охотском районе также есть этот минерал.

Ценный поделочный и полудрагоценный камень широко используется в ювелирном деле и как материал для художественной резьбы. Применяется в точном приборостроении.

С древних времён использовался для изготовления украшений, печатей, сосудов и для вырезания изображений.

Подведём итог нашего урока, используя карточки на столах:

источник

Презентация содержит богатый литературный, исторический, иллюстративный материал к уроку по теме «Полезные ископаемые».

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела. Пробегает по доске — Оставляет белый след. Потолок наш тоже белый, Ведь и он побелен .

В серых скалах её вырубали, Из морей и озёр добывали, Чтоб потом положить по щепотке В миски, плошки, горшки, сковородки. Рис и рыба, фасоль и салат Сразу стали вкусней во сто крат!

Становлюсь собой в плену огня. Не было бы в мире без меня Ни велосипедов, ни коньков, Ни автомобилей, ни станков.

Подготовила: учитель биологии

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Цель для учащихся:осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых.

Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знают: обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека

1- Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

2- Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

Читайте также:  Чем полезны семена перца сладкого болгарского

3- Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

4- Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

5- Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

6- Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

7- Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

8- Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

9- Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?

классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.

2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.

3. Работать по контурной карте.

4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота.

Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики.

По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»

1 — Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

2 — Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

3 — А как отвечает нам природа?

4 — Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

Название и местонахождение

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

5. Нефть: глубоко под землей

Название и местонахождение

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Твердый, белого или серого цвета

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

5. Нефть: глубоко под землей

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Гранит – горная порода, состоящая из зерен

нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум.

От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из-под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их.

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения Это горючее полезное ископаемое

3 задание: 1.Назовите горючие полезные ископаемые:

4 задание: Укажите рудное полезное

5.Какое полезное ископаемое используют

при производстве кирпичей?

Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?

7. задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

8.Укажите общее свойство для каменного

угля, нефти, природного газа:

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда

В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб.

-Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?

-Чем опасна нефтяная пленка?

Нефть используют и в тяжелой и в легкой промышленности, и в качестве топлива, и в качестве элемента того или иного продукта. Даже если вы узнаете, что самый привычный для вас продукт содержит в себе нефть, это не значит, что он чем-то опасен или что он будет пахнуть бензином.

Дело в том, что сырая нефть подвергается сначала первичной, затем вторичной обработке.

Первичная обработка нефти

В результате первичной обработки нефти получают различные виды топлива и мазут.

Для удобства расположим все эти элементы на картинке.

резина и каучуки (синтетические)

полиэтиллен (пакеты и прочее)

ткани (синтетика, например, полиэстер)

Помимо всего перечисленного из нефти делают различные смазочные материалы:

гидравлическое и электроизоляционное масла

И это еще не все. В процессе переработки нефти образуются еще несколько полезных материалов и веществ, которые активно используют в промышленности. Среди таких веществ, например:

гудрон (он используется при строительстве дорог)

кокс (находит применение в металлургии)

сера (идет для производства серной кислоты)

Взять, к примеру, досуг любого человека и с какими продуктами он сталкивается во время своего досуга. На производство CD и DVD-дисков уходит более 40 млрд литров нефти в год. В каждом диске и его коробке содержится до 1 литра нефти.

Важно знать, что около 625 миллионов дисков ежегодно выбрасываются. И снова производится до 40 млрд новых.

Диван, на котором вы спите или смотрите телевизор, содержит в себе до 60 литров нефти. Материал, который содержится в любом диване, полиуретан, делают из сырой нефти. Этот материал позволяет изолировать детали софы от влаги.

Перейдем к рабочим часам. В каждом компьютере содержится до 11 литров нефти: 9 литров в корпусе и клавиатуре, 2 литра в мониторе.

В мире моды тоже не обходятся без “черного золота”. При производстве 40 % всего текстиля, нефть активно используется в составе материалов. Особенно это касается функциональной немнущейся одежды.

Функциональная одежда — одежда для занятий какими-либо видами спорта либо специальная одежда для людей различных профессий. Она делается из синтетических материалов. Нефть в этой одежде присутствует в огромных количествах.

Вы все носите такую одежду: это горнолыжные костюмы, термобелье, флисовые кофты, все пуховики с синтетическим наполнителем, искусственные шубы, искусственные ткани, например, полиэстер.

Для производства нейлоновых колготок также активно применяются продукты нефтехимии.

Даже производство косметики не обходится без использования нефти. В мыло, например, добавляют продукты вторичной нефтепереработки, получаемые путем переработки сырой нефти. К таким же продуктам относятся помада, парфюм, вазелин и парафин. Из парафина, помимо свечей, делают и цветные парафиновые карандаши.

Сотовые телефоны изготовлены из материалов, 40 % которых получаются из продуктов нефтехимии.

Даже медицина не обошла нефтяную промышленность стороной. Одно из самых популярных лекарств — аспирин тоже имеет в своем составе нефть.

Жевательная резинка. Имея в своем составе полиэтиленовые и парафиновые смолы, лакомство также частично состоит из нефти.

Как мы видим, нефть — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. С помощью нее мы получаем тепло, водим машины, запускаем самолеты и подводные лодки, почти все синтетические продукты в наше время имеют компоненты нефти в своем составе (возьмите, к примеру, пластик, все моющие средства, краски и даже некоторые лекарства).

Наша жизнь без нефти? Пока это кажется невозможным. Ежегодно, например, Германия тратит 18 миллионов тонн нефти на производство синтетических тканей.

источник

Урок окружающего мира в 4 классе МОУ Новоюгинская СОШУчитель начальных классов Горохова Ирина Владимировна

Тема урока: «Полезные ископаемые» Цель урока: Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Задачи Обучать установлению взаимосвязи природы с жизнью человека на примере полезных ископаемых.Расширять кругозор учащихся по родному краю.Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней. ОборудованиеФизическая карта России, карта Томской области, коллекции полезных ископаемых, картины»Добыча полезных ископаемых», раздаточный материал.

Ход урока Проверка домашнего задания.Сообщение нового материала.Физкультминутка.Практическая работа.Обсуждение изученного материала.Обобщение.Итог урока.

Проверка домашнего задания Тест «Поверхность и водоёмы нашего края»Углубление в земной поверхности, имеющие крутые осыпающиеся склоны, называется… а) балка; б) холм; в) овраг Возвышенность, имеющую вершину высотой 300м, называют… а) холм; б) гора; в) плоскогорье Хранилища воды называют… а) низменности; б) водоёмы; в) платоК естественным водоёмам относятся… а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, прудГоры, созданные людьми, называют…а) холмы; б)плоскогорье; в)терриконы

Какие океаны омывают Россию? а) Индийский, Тихий, Атлантический; б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический; в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.Водоёмы-это… а)хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды; б)место обитания животных и растений; в)украшение Земли.С водоёмами связана жизнь следующих животных: а)утки, лебеди, цапли; б)трясогузки,совы, кукушки; в)орлы, аисты, кедровки.

Индивидуальная работа по карточкам Карточка №1 Заполните схему реки:Карточка №2 Заполните таблицу:

Карточка №3 Разгадайте кроссворд:По горизонтали:2.Водный поток, имеющий исток и устье.5.Огромное пространство солёной воды на Земле. 6.Постоянный природный водный поток. По вертикали: 1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 3.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 4 Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами.7.Выход подземных вод на поверхность.

Работа над новой темой О водоёмах много знаете вы, Ответы достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны. Любые клады на карте найдёте вы. Работа в группах:1 группа: Знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (стр.160-162 учебника)2 группа: Изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (стр.163-167 учебника.)3группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды (стр.164-165 учебника.)

Карточка – «помогайка»: НазваниеУсловное обозначениеСвойстваСпособы добычиЗначение и применениеМесторождения на территории края

Физкультминутка Поднимает руки класс – это раз,Повернулась голова – это два,Руки вниз, вперёд смотри – это три.Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Обсуждение изученного материала -Где применяются полезные ископаемые, о которых вы нам рассказали?-Найдите на карте России месторождения этих ископаемых.(Условные обозначения записываются в тетради.)-Сегодня вы много узнали о подземных богатствах, об их применении.Сейчас заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые».Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на: рудные и нерудные.Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда.)- А на какие ещё две подгруппы делятся полезные ископаемые, как вы думаете? (На строительные и горючие.)-

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-poleznie-iskopaemie-klass-874801.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/11/29/poleznye-iskopaemye-kladovye-zemli-4-klass-umk
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/529485/
  • http://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/poleznye-iskopaemye-4-klass
  • http://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_okruzhayuschemu_miru_na_temu_quotpoleznye_iskopaemye-_nedra-31334.htm
  • http://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-poznaniie-mira-v-4-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaie.html
  • http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/poleznye-iskopaemye6.html