Меню Рубрики

Презентация полезные ископаемые 4 класс

Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме:
Полезные ископаемые: Кладовые земли , 4 класс, УМК «Гармония» (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК «Гармония» по теме «Полезные ископаемые: Кладовые земли».

Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.

НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»

НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»

Полезные ископаемые — горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода

Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи

Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк

Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ

Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото

Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты

Работа шахтёров по добыче угля

К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют «самоцветы», относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.

Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина

Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники

Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод

Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке

Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»

СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)

Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » — больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.

Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты. Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.

Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка. Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров. Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».

Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!

Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».

В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека

Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик

Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда

НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется

слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется

ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах

ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

Буровая платформа для добычи нефти.

ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

Читайте также:  Хлеб или сухари что полезнее

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

Полезные ископаемые
Подготовил ученик начальных классов Лопатин Дмитрий 4В класса №38 школы

Природный газ
Природный газ — газы, способные гореть; встречаются в пустотах горных пород, образуя иногда большие газовые скопления. Большинство промышленных газовых месторождений связано с нефтяными, однако встречаются и самостоятельные месторождения. Запасы природных газов достигают иногда сотен миллиардов кубометров. Наиболее богаты залежами природных газов Россия, Украина, Саудовская Аравия. Природный газ — самое дешевое и удобное топливо.

Золото
Золото — мягкий ковкий металл желтого цвета, тяжелый, на воздухе не окисляется. В природе встречается главным образом в чистом виде (самородки). Самый крупный самородок, весом в 69,7 кг, был найден в Австралии. Золото встречается и в виде россыпи — это результат выветривания и размыва месторождения, когда крупинки золота освобождаются и уносятся в реки, образуя россыпи. Золото используют при производстве точных приборов и различных украшений. В России золото залегает на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Канаде, Южной Африке, Австралии. Так как в природе золото встречается в небольших количествах и добыча его связана с большими затратами, то оно и считается драгоценным металлом.

Алмаз
Алмаз — самый твердый из всех минералов. По составу он — чистый углерод. Встречается в россыпях и в виде вкраплений в изверженных породах. Алмазы бывают бесцветные, но встречаются и окрашенные в различные цвета. Ограненный алмаз называется бриллиантом. Его вес принято измерять в каратах (1 карат = 0,2 г). Самый крупный алмаз найден в Южной Африке: он весил более 3000 карат. Большинство алмазов добывается в Африке (98% от добычи в капиталистическом мире). В России крупные месторождения алмазов расположены в Якутии. Прозрачные кристаллы используются для изготовления драгоценных камней. До 1430 года бриллианты считались обычными драгоценными камнями. Законодательницей моды на них стала француженка Агнесса Сорель. Непрозрачные алмазы благодаря своей твердости используются в промышленности для резания и гравировки, а также для шлифовки стекла и камня.

Платина
Платина (от испанского plata — серебро) — драгоценный металл от белого до серо-стального цвета. Отличается тугоплавкостью, стойкостью к химическим воздействиям и электропроводностью. Добывается главным образом в россыпях. Используется для изготовления химической посуды, в электротехнике, ювелирном и зубоврачебном деле. В России платина добывается на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Южной Африке.

Драгоценные камни
Драгоценные камни (самоцветы) — минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью, прозрачностью. Они подразделяются на две группы: камни, идущие на огранку, и поделочные. К первой группе относятся алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аметист, аквамарин. Ко второй группе — малахит, яшма, горный хрусталь. Все драгоценные камни, как правило, имеют магматическое происхождение. Однако жемчуг, янтарь, коралл — минералы органического происхождения. Драгоценные камни применяются в ювелирном деле и в технических целях. В России драгоценные камни добываются в основном на Урале, а за рубежом — в Бразилии, Индии, на острове Мадагаскар.

нефть
Нефть — горючая маслянистая жидкость, обычно темного цвета, залегает среди пористых осадочных пород, пропитывая пески и известняки. Она состоит из разнообразных углеводородов. Большинство ученых предполагают, что нефть — продукт изменения органических остатков. Нефть широко используется как высококачественное топливо (теплотворная способность ее 11000 ккал/кг), сырье для получения бензина, керосина, парафина, смазочных масел, также она является сырьем для химической промышленности. В России нефть добывается в Северо —Кавказком бассейне (почти 2/3 всей добычи России), на Северном Кавказе, в Поволжье, на севере острова Сахалин. За рубежом: в странах Персидского залива, Алжире, Ливии, Индонезии, Венесуэле, США, Мексике и других странах.

Асфальт
Асфальт (смола) — хрупкая смолистая горная порода бурого или черного цвета, представляющая собой смесь углеводородов. Асфальт легко плавится, горит коптящим пламенем, является продуктом изменения некоторых видов нефти, из которых улетучилась часть веществ. Асфальт часто пронизывает песчаники, известняки, мергель. Применяется как строительный материал для покрытия дорог, в электротехнике и резиновой промышленности, для приготовления лаков и смесей для гидроизоляции. Основные месторождения асфальта в России — район г. Ухта, за рубежом — в Венесуэле, во Франции, Иордании, Израиле.

Мрамор
Мрамор — кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате метаморфизма известняков. Он бывает различного цвета. Применяется мрамор как строительный материал для облицовки стен, в архитектуре и скульптуре. В России много его месторождений на Урале и Кавказе. За рубежом наибольшей известностью пользуется мрамор, добываемый в Италии.

Бурый угоь
Бурый уголь— ископаемый уголь, содержащий до 78% углерода. Залегает пластами среди осадочных пород, образуется из растительных остатков. В буром угле обычно встречается в виде примеси глинистое вещество, отчего повышается его зольность. Он может самовозгораться. Теплотворная способность его ниже, чем у каменного угля (6000 ккал/кг), но тем не менее его используют как топливо или как сырье для получения горючего топлива и других химических продуктов. Разновидность бурого угля с ясно видимым строением остатков древесины называется лигнитом. Он чаще всего встречается в отложениях молодых геологических систем. Практически весь лигнит поступает на тепловые электростанции. В России бурый уголь добывается в следующих бассейнах: Подмосковном, Челябинском, Канско-Ачинском, Ленском. За рубежом добыча ведется в Германии, Чехии (Остравско — Карвинский бассейн).

Калийные соли
Калийные соли — осадочные горные породы, состоящие из минералов, содержащих калий, — сильвина, каинита и другие. Самые распространенные калийные соли — карналитовая, каинитовая. Наиболее крупное месторождение в России — Соликамское (Урал). Калийные соли используются для производства калийных удобрений. Добыча этих солей ведется на западе Украины, в Казахстане, Беларуси, Германии, Польше, Франции, США, Канаде и во многих других странах мира.

Нефелины
Нефелины (название происходит от греческого «нефеле», что означает облако) — минералы сложного состава, серого или зеленого цветов, содержащие значительное количество алюминия. Входят в состав изверженных пород. В России нефелины добывают на Кольском полуострове и в Восточной Сибири. Алюминий, получаемый из этих руд, — мягкий металл, дает прочные сплавы, широко применяется в машиностроении, а также в производстве товаров домашнего обихода.

Железные руды
Железные руды — природные минеральные скопления, содержащие железо. Они разнообразны по минералогическому составу, количеству в них железа и различным примесям. Примеси могут быть ценными (марганцевый хром, кобальт, никель) и вредными (сера, фосфор, мышьяк). Главными железными рудами являются бурый железняк, красный железняк, магнитный железняк.

источник

Открытый урок на тему «Полезные ископаемые»

Автор: Тогызбаева А.Х. -преподаватель начальных классов, средняя школа имени Ш.Уалиханова

  • Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры , химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива ). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые .

Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

Горючие полезные ископаемые

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А оловянная и медная руды

Б каменный уголь, природный газ

4. Какие полезные ископаемые добывают с помощью буровых установок?

5. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

  • В
  • А
  • Б
  • А
  • В

источник

Урок окружающего мира в 4 классе МОУ Новоюгинская СОШУчитель начальных классов Горохова Ирина Владимировна

Тема урока: «Полезные ископаемые» Цель урока: Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Задачи Обучать установлению взаимосвязи природы с жизнью человека на примере полезных ископаемых.Расширять кругозор учащихся по родному краю.Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней. ОборудованиеФизическая карта России, карта Томской области, коллекции полезных ископаемых, картины»Добыча полезных ископаемых», раздаточный материал.

Ход урока Проверка домашнего задания.Сообщение нового материала.Физкультминутка.Практическая работа.Обсуждение изученного материала.Обобщение.Итог урока.

Проверка домашнего задания Тест «Поверхность и водоёмы нашего края»Углубление в земной поверхности, имеющие крутые осыпающиеся склоны, называется… а) балка; б) холм; в) овраг Возвышенность, имеющую вершину высотой 300м, называют… а) холм; б) гора; в) плоскогорье Хранилища воды называют… а) низменности; б) водоёмы; в) платоК естественным водоёмам относятся… а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, прудГоры, созданные людьми, называют…а) холмы; б)плоскогорье; в)терриконы

Какие океаны омывают Россию? а) Индийский, Тихий, Атлантический; б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический; в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.Водоёмы-это… а)хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды; б)место обитания животных и растений; в)украшение Земли.С водоёмами связана жизнь следующих животных: а)утки, лебеди, цапли; б)трясогузки,совы, кукушки; в)орлы, аисты, кедровки.

Индивидуальная работа по карточкам Карточка №1 Заполните схему реки:Карточка №2 Заполните таблицу:

Карточка №3 Разгадайте кроссворд:По горизонтали:2.Водный поток, имеющий исток и устье.5.Огромное пространство солёной воды на Земле. 6.Постоянный природный водный поток. По вертикали: 1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 3.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 4 Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами.7.Выход подземных вод на поверхность.

Работа над новой темой О водоёмах много знаете вы, Ответы достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны. Любые клады на карте найдёте вы. Работа в группах:1 группа: Знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (стр.160-162 учебника)2 группа: Изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (стр.163-167 учебника.)3группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды (стр.164-165 учебника.)

Карточка – «помогайка»: НазваниеУсловное обозначениеСвойстваСпособы добычиЗначение и применениеМесторождения на территории края

Физкультминутка Поднимает руки класс – это раз,Повернулась голова – это два,Руки вниз, вперёд смотри – это три.Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Обсуждение изученного материала -Где применяются полезные ископаемые, о которых вы нам рассказали?-Найдите на карте России месторождения этих ископаемых.(Условные обозначения записываются в тетради.)-Сегодня вы много узнали о подземных богатствах, об их применении.Сейчас заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые».Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на: рудные и нерудные.Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда.)- А на какие ещё две подгруппы делятся полезные ископаемые, как вы думаете? (На строительные и горючие.)-

источник

Презентация для школьников на тему «Полезные ископаемые» по окружающему миру. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

МОУ Новоюгинская СОШ Учительначальных классовГорохова Ирина Владимировна

Цель урока: Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Обучать установлению взаимосвязи природы с жизнью человека на примере полезных ископаемых. Расширять кругозор учащихся по родному краю. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней. Оборудование Физическая карта России, карта Томской области, коллекции полезных ископаемых, картины»Добыча полезных ископаемых», раздаточный материал.

Проверка домашнего задания. Сообщение нового материала. Физкультминутка. Практическая работа. Обсуждение изученного материала. Обобщение. Итог урока.

Тест «Поверхность и водоёмы нашего края» Углубление в земной поверхности, имеющие крутые осыпающиеся склоны, называется… а) балка; б) холм; в) овраг Возвышенность, имеющую вершину высотой 300м, называют… а) холм; б) гора; в) плоскогорье Хранилища воды называют… а) низменности; б) водоёмы; в) плато К естественным водоёмам относятся… а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, пруд Горы, созданные людьми, называют… а) холмы; б)плоскогорье; в)терриконы

Читайте также:  Полезна ли геркулесовая каша быстрого приготовления

Какие океаны омывают Россию? а)Индийский, Тихий, Атлантический; б)Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический; в)Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический. Водоёмы-это… а)хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды; б)место обитания животных и растений; в)украшение Земли. С водоёмами связана жизнь следующих животных: а)утки, лебеди, цапли; б)трясогузки,совы, кукушки; в)орлы, аисты, кедровки.

Карточка №1 Карточка №2 Заполните таблицу: Заполните схему реки:

2.Водный поток, имеющий исток и устье. 5.Огромное пространство солёной воды на Земле. 6.Постоянный природный водный поток. По вертикали: 1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 3.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 4 Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами.7.Выход подземных вод на поверхность. Разгадайте кроссворд: По горизонтали:

О водоёмах много знаете вы, Ответы достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны. Любые клады на карте найдёте вы. Работа в группах: 1 группа: Знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (стр.160-162 учебника) 2 группа: Изучает свойства иприменение торфа, угля, нефти и природного газа (стр.163-167 учебника.) 3группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды (стр.164-165 учебника.)

Название Условное обозначение Свойства Способы добычи Значение и применение Месторождения на территории края

Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

-Где применяются полезные ископаемые, о которых вы нам рассказали? -Найдите на карте России месторождения этих ископаемых.(Условные обозначения записываются в тетради.) -Сегодня вы много узнали о подземных богатствах, об их применении.Сейчас заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые». Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на: рудные и нерудные.Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда.) — А на какие ещё две подгруппы делятся полезные ископаемые, как вы думаете? (На строительные и горючие.)-

источник

Презентация содержит богатый литературный, исторический, иллюстративный материал к уроку по теме «Полезные ископаемые».

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела. Пробегает по доске — Оставляет белый след. Потолок наш тоже белый, Ведь и он побелен .

В серых скалах её вырубали, Из морей и озёр добывали, Чтоб потом положить по щепотке В миски, плошки, горшки, сковородки. Рис и рыба, фасоль и салат Сразу стали вкусней во сто крат!

Становлюсь собой в плену огня. Не было бы в мире без меня Ни велосипедов, ни коньков, Ни автомобилей, ни станков.

Подготовила: учитель биологии

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Цель для учащихся:осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых.

Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знают: обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека

1- Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

2- Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

3- Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

4- Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

5- Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

6- Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

7- Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

8- Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

9- Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?

классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.

2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.

3. Работать по контурной карте.

4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота.

Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики.

По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»

1 — Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

2 — Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

3 — А как отвечает нам природа?

4 — Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

Название и местонахождение

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

5. Нефть: глубоко под землей

Название и местонахождение

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Твердый, белого или серого цвета

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

5. Нефть: глубоко под землей

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Гранит – горная порода, состоящая из зерен

нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум.

От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из-под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их.

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения Это горючее полезное ископаемое

3 задание: 1.Назовите горючие полезные ископаемые:

4 задание: Укажите рудное полезное

5.Какое полезное ископаемое используют

при производстве кирпичей?

Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?

7. задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

8.Укажите общее свойство для каменного

угля, нефти, природного газа:

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда

В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб.

-Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?

-Чем опасна нефтяная пленка?

Нефть используют и в тяжелой и в легкой промышленности, и в качестве топлива, и в качестве элемента того или иного продукта. Даже если вы узнаете, что самый привычный для вас продукт содержит в себе нефть, это не значит, что он чем-то опасен или что он будет пахнуть бензином.

Дело в том, что сырая нефть подвергается сначала первичной, затем вторичной обработке.

Первичная обработка нефти

В результате первичной обработки нефти получают различные виды топлива и мазут.

Для удобства расположим все эти элементы на картинке.

резина и каучуки (синтетические)

полиэтиллен (пакеты и прочее)

ткани (синтетика, например, полиэстер)

Помимо всего перечисленного из нефти делают различные смазочные материалы:

гидравлическое и электроизоляционное масла

И это еще не все. В процессе переработки нефти образуются еще несколько полезных материалов и веществ, которые активно используют в промышленности. Среди таких веществ, например:

гудрон (он используется при строительстве дорог)

кокс (находит применение в металлургии)

сера (идет для производства серной кислоты)

Взять, к примеру, досуг любого человека и с какими продуктами он сталкивается во время своего досуга. На производство CD и DVD-дисков уходит более 40 млрд литров нефти в год. В каждом диске и его коробке содержится до 1 литра нефти.

Важно знать, что около 625 миллионов дисков ежегодно выбрасываются. И снова производится до 40 млрд новых.

Диван, на котором вы спите или смотрите телевизор, содержит в себе до 60 литров нефти. Материал, который содержится в любом диване, полиуретан, делают из сырой нефти. Этот материал позволяет изолировать детали софы от влаги.

Перейдем к рабочим часам. В каждом компьютере содержится до 11 литров нефти: 9 литров в корпусе и клавиатуре, 2 литра в мониторе.

В мире моды тоже не обходятся без “черного золота”. При производстве 40 % всего текстиля, нефть активно используется в составе материалов. Особенно это касается функциональной немнущейся одежды.

Функциональная одежда — одежда для занятий какими-либо видами спорта либо специальная одежда для людей различных профессий. Она делается из синтетических материалов. Нефть в этой одежде присутствует в огромных количествах.

Вы все носите такую одежду: это горнолыжные костюмы, термобелье, флисовые кофты, все пуховики с синтетическим наполнителем, искусственные шубы, искусственные ткани, например, полиэстер.

Для производства нейлоновых колготок также активно применяются продукты нефтехимии.

Даже производство косметики не обходится без использования нефти. В мыло, например, добавляют продукты вторичной нефтепереработки, получаемые путем переработки сырой нефти. К таким же продуктам относятся помада, парфюм, вазелин и парафин. Из парафина, помимо свечей, делают и цветные парафиновые карандаши.

Сотовые телефоны изготовлены из материалов, 40 % которых получаются из продуктов нефтехимии.

Даже медицина не обошла нефтяную промышленность стороной. Одно из самых популярных лекарств — аспирин тоже имеет в своем составе нефть.

Жевательная резинка. Имея в своем составе полиэтиленовые и парафиновые смолы, лакомство также частично состоит из нефти.

Как мы видим, нефть — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. С помощью нее мы получаем тепло, водим машины, запускаем самолеты и подводные лодки, почти все синтетические продукты в наше время имеют компоненты нефти в своем составе (возьмите, к примеру, пластик, все моющие средства, краски и даже некоторые лекарства).

Наша жизнь без нефти? Пока это кажется невозможным. Ежегодно, например, Германия тратит 18 миллионов тонн нефти на производство синтетических тканей.

источник

Презентацию на тему Полезные ископаемые можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : География. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 34 слайда.

МБОУ Подозёрская средняя школа

Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс Учитель: Щавелева Ольга Александровна

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны.

Грани́т (итал.granito, — зерно) —состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников.

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.

Читайте также:  Мтс россия полезные номера

Известня́к — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.

Песок – рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц. Образуется из кварца. Благодаря кварцу, песок используется в изготовлении стекла.

Миллионы тонн песка используются в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички.

Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте: что же это?

Нефть (греч. ναφθα — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи.

Эта гора железной руды будет использована в производстве стали.

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.

ГЛИНА, пластичная осадочная горная порода, состоящая в основном из глинистых минералов. Разновидности глины выделяют по преобладанию того или иного глинистого минерала. Применяется для изготовления грубокерамических изделий (посуды, кирпича и др.)

Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением.

ТОРФ (нем. Torf), горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Содержит 50-60% углерода. Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Мировые запасы торфа ок. 500 млрд. т (1990), в т. ч. св. 186 млрд. т. в России.

источник

В древней легенде говорится: «…Веками лился лунный свет на землю. Земля впитала его, как впитывает дождевую влагу. Свет сливался под землёю в ручейки, заполнял пустоты и, застывая, превращался в тяжёлые слитки. Так в земле зарождалось…»

О каком полезном ископаемом идёт речь?

Ложечку из этого полезного ископаемого принято дарить младенцу «на зубок».

Это ценный металл. Из него делают украшения.

Ответ: «… Так в земле зарождалось серебро».

Серебро обладает свойством убивать микробы.

В 11 – 13 веках в Греции серебро ценили выше золота.

Самый большой самородок серебра был обнаружен в 1477 году в Германии. Вес его был 20 тонн!

В Россию до 18 века серебро ввозилось только из-за рубежа.

Первое собственное серебро было добыто на Нерчинских рудниках в Забайкалье в 1740 году.

Добывают серебро на Алтае, на Дальнем Востоке.

С середины 20 века серебро нашло очень широкое применение в промышленности и перестало быть металлом, из которого чеканили монеты.

Ковши и братины из серебра с золочением. 16 век. Москва.

Евангелие в серебряном окладе с золочением. Конец 15 века. Москва.

Лётчик Михаил Сургутанов обслуживал геологическую экспедицию в Казахстане. Во время одного из полётов он заметил нечто, о чём сразу же доложил начальнику экспедиции. Благодаря этому сообщению было найдено богатое месторождение. Лётчик получил Государственную премию.

Что заметил лётчик, и месторождение какого полезного ископаемого было обнаружено?

Это связано с показанием приборов в кабине самолёта.

Это полезное ископаемое служит человеку тысячи лет.

Ответ: Лётчик обнаружил отклонение стрелки компаса. Так было открыто богатое месторождение железной руды.

Железо было известно человеку несколько тысяч лет назад. Но в полную силу служит ему лишь немногим более ста лет.

В чистом виде (без примесей) железо в природе не встречается, его можно получить только в лабораторных условиях.

Железо поддаётся любой обработке – его можно ковать, вытягивать в проволоку, штамповать, резать и плавить.

«Дороже всех богатств тебе дана

И это разум. Не сравняться с ним

Рубинам и алмазам дорогим.»

  • Играют две команды, отвечая на вопросы по очереди.
  • Команда внимательно слушает вопрос. На обсуждение 10 секунд.
  • Если ответ верный, команда получает 3 балла, если нет – 0 баллов.
  • К вопросам есть две подсказки. Если команда воспользовалась одной подсказкой и дала верный ответ –2 балла, двумя – 1 балл.
  • Если одна команда даёт неверный ответ, другая команда имеет право ответить на этот вопрос и получить дополнительные баллы.

В древней легенде говорится: «…Веками лился лунный свет на землю. Земля впитала его, как впитывает дождевую влагу. Свет сливался под землёю в ручейки, заполнял

  • Серебро обладает свойством убивать микробы.
  • В 11 – 13 веках в Греции серебро ценили выше золота.
  • Самый большой самородок серебра был обнаружен в 1477 году в Германии. Вес его был 20 тонн!
  • В Россию до 18 века серебро ввозилось только из-за рубежа.

  • Первое собственное серебро было добыто на Нерчинских рудниках в Забайкалье в 1740 году.
  • Добывают серебро на Алтае, на Дальнем Востоке.
  • С середины 20 века серебро нашло очень широкое применение в промышленности и перестало быть металлом, из которого чеканили монеты.

Ковши и братины из серебра с золочением. 16 век. Москва.

Евангелие в серебряном окладе с золочением. Конец 15 века. Москва.

Лётчик Михаил Сургутанов обслуживал геологическую экспедицию в Казахстане. Во время одного из полётов он заметил нечто, о чём сразу же доложил начальнику экспедиции. Благодаря этому сообщению было найдено богатое месторождение. Лётчик получил Государственную премию.

Что заметил лётчик, и месторождение какого полезного ископаемого было обнаружено?

Это связано с показанием приборов в кабине самолёта.

Это полезное ископаемое служит человеку тысячи лет.

Ответ: Лётчик обнаружил отклонение стрелки компаса . Так было открыто богатое месторождение железной руды .

  • Железо было известно человеку несколько тысяч лет назад. Но в полную силу служит ему лишь немногим более ста лет.
  • В чистом виде (без примесей) железо в природе не встречается, его можно получить только в лабораторных условиях.
  • Железо поддаётся любой обработке – его можно ковать, вытягивать в проволоку, штамповать, резать и плавить.

  • Железо обрело настоящее бессмертие, когда люди научились вновь переплавлять старый металл.
  • Самые распространённые сплавы железа с углеродом – чугун и сталь.

  • Учёные научились производить такие сорта железа, которые не боятся ни ржавчины, ни огня, ни кислоты.
  • Железо встречается не только в руде. Тонкие его прожилки можно обнаружить в камнях – например в граните. Железо имеется и в воде. Оно — обязательная частица всего живого.
  • В организме взрослого человека содержится около четырёх граммов железа.

Ни один минерал не связан так тесно с культурой, бытом и историей России. Издавна Москву называли белокаменной . Из белого камня построены соборы, стоящие уже более пяти веков. Оказывается, «белый камень» — это не просто указание на цвет строительного материала, так на Руси называли полезное ископаемое . Какое?

Это полезное ископаемое очень прочное, но его можно пилить обычной пилой.

Это полезное ископаемое осадочного происхождения.

  • Церковь Покрова на Нерли построена из белого камня – известняка — в 1165 году!

М. В. Ломоносов, внёсший большой вклад в изучение полезных ископаемых, был ещё и блестящим переводчиком. Вот перевод стихотворения одного из римских поэтов:

« В тени лесов гуляя, муравей

В прилипчивой смоле завяз ногой своей.

Хотя он у людей был в жизнь свою презренный,

По смерти в … у них стал драгоценный».

Вам надо назвать пропущенное слово – полезное ископаемое .

На Руси это полезное ископаемое называли камень-алатырь.

Это полезное ископаемое называют застывшими слезами деревьев.

Только пятая часть всего добытого янтаря идёт на изготовление украшений.

Из янтаря делают лаки, по прочности и блеску превосходящие все остальные. Музыкальные инструменты прославленных мастеров покрыты янтарным лаком.

Янтарь применяют в медицине, в парфюмерии, производстве красителей, для обработки семян растений и т. д.

На Руси жемчуг начали добывать более тысячи лет назад. Наибольшего рассвета жемчужный промысел достиг в 16-17 веках. Организацией промысла занимались, в основном, монастыри, расположенные по берегам северных рек. Наиболее ценились жемчужины, которые получили название « скатный жемчуг».

Чем эти жемчужины отличались от остальных?

Родственные слова: с кат ываться, кат иться.

Эти жемчужины отличались по форме.

Ответ: жемчужины правильной формы без выступов и наростов называли скатным жемчугом, так как они легче других могли скатываться по наклонной плоскости.

  • Размер речного жемчуга 2-3 мм в диаметре. Отдельные жемчужины достигают размера 10 мм.
  • Самая крупная в мире жемчужина обнаружена в раковине гигантского морского моллюска. Она имела диаметр 16,5 см и вес 6 кг 400 г .
  • На Руси рукодельницы использовали жемчуг в художественном шитье.

Митра, расшитая жемчугом. 1674 г., Москва

  • По легенде, невеста Садко — Любава, завидев жениха, бросилась ему навстречу. Украшавшее девушку жемчужное ожерелье рассыпалось. Из каждой жемчужинки выросли цветы – маргаритки! («Маргарита» переводится как «жемчужина»)
  • В настоящее время более 90% всего жемчуга (90 жемчужин из 100) выращивается искусственно.

«Камень этот разрывается на тонкие листы, а потом из него делают окна».

О каком полезном ископаемом поведал путешественник?

Этот минерал входит в состав гранита.

В Иркутской области добывают это полезное ископаемое.

  • Русскую листовую слюду вывозили в страны Европы. Там она получила название «мусковит» (от «Муска» — Москва).
  • Пластины слюды вставлялись в окошки карет царской семьи и знатных вельмож.
  • Слюда хорошо переносит высокую температуру, поэтому её долго использовали для изготовления фонарей.
  • Использовали слюду и для покрытия икон.
  • В настоящее время слюду используют в приборостроении.

Однажды к римскому императору пришел незнакомец и преподнес ему чашу из серебристого и очень легкого металла. “Из чего ты ее сделал?”,- спросил император. “Из глины”, — ответил умелец. Удивился император, ведь глина встречается повсюду, и приказал казнить умельца, чтобы это неожиданное изобретение не обесценило драгоценные металлы его казны.

Из какого металла была сделана чаша? И что за “глина”, из которой этот металл получили?

  • В 19 веке алюминий стоил чуть дешевле золота и шёл только на ювелирные украшения.
  • Фольга, в которую заворачивают ваши любимые шоколадки и конфеты, тоже сделана из алюминия.

Противогаз был изобретён около ста лет назад. Благодаря этому изобретению спасены жизни миллионов людей.

Какое полезное ископаемое используется в противогазе, задерживая вредные соединения?

Это же вещество используется в фильтрах для очистки воды.

При расстройстве желудка применяется лекарство из этого же вещества.

Ответ: это уголь (активированный)

  • Самый толстый угольный пласт находится в Канаде – 450 метров! Пласты Челябинского угольного бассейна – до 250 метров.
  • Одна из самых глубоких шахт (почти 1,5 км) находится в Донецком Бассейне.
  • Учёные научились из угля получать искусственную нефть.
  • Нагревая антрацит, можно получить графит, а нагревая под большим давлением (не пробуйте сами!) графит, можно получить алмаз.

Знаменитый путешественник 13 века Марко Поло писал: «К северу от Армении есть большой колодец с маслом, которым можно навьючить много верблюдов. Это масло употребляется не для еды, а только вместо мази при кожных заболеваниях у людей и скота, равно как и при других недугах».

Чудесное масло, о котором говорил путешественник – это …

  • Первое месторождение нефти в нашей стране открыто в 1864 году в районе Иркутского острога.
  • На Руси нефть называли «земляным дёгтем» и использовали прежде всего, как лекарство и для смазки колёс телеги.
  • Нефть как лекарственное средство успешно используется и в настоящее время. Особенно знаменита лечебными свойствами каспийская нефть.

  • Из нефти в Англии вырабатывается превосходная бумага. Она во много раз прочнее обычной, чрезвычайно устойчива к воздействию света, едких веществ и бактерий.
  • Возраст добываемой сейчас нефти – около миллиона лет. Самая древняя нефть обнаружена в Австралии – 1,5 млрд. лет. Нефть, найденная в селе Марково Иркутской области значительно моложе. Ей «от роду» всего 600 тысяч лет. Она не чёрная, а светлая!

  • Из нефти можно получить до миллиона различных соединений!
  • На севере, у реки Печора, залегает тяжёлая нефть. Она не может течь по трубам, её добывают в шахтах. Добыча эта обходится очень дорого, но тяжёлая нефть имеет одно ценное свойство: продукты её переработки не замерзают при очень низких температурах. Используют для работы на Крайнем Севере, в экспедициях в Антарктиду.

Это кристаллическое полезное ископаемое используется при производстве стекла, при выплавке металлов, в мыловарении, для очистки сточных вод, для производства бумаги, в пищевой промышленности. Мы им пользуемся каждый день . Человек и большинство живых организмов не могут обойтись без этого полезного ископаемого. Что это?

Это полезное ископаемое растворимо в воде.

Это полезное ископаемое съедобно.

Ответ: это поваренная соль .

  • Для поддержания здоровья человек должен потреблять 4-8 граммов соли в день. Но это не значит, что мы должны обильно солить пищу. В натуральных пищевых продуктах содержится достаточное количество соли. Избыток соли также вреден, как и недостаток!

  • Пласты соли, лежащие под землёй могут быть толщиной до полутора километров!

Назови эти самоцветы, добываемые в Иркутской области.

  • На территории Прибайкалья нефрит известен ещё с каменного века. Древние люди делали из него наконечники для стрел, рыболовные крючки, ножи. Саянский нефрит очень ценится в мире.
  • Месторождение чароита открыто в 1977 году.
  • Саянский лазурит использовался для отделки Екатерининского дворца в Царском Селе.

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-poleznie-iskopaemie-klass-874801.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/529485/
  • http://topslide.ru/okruzhajushhij-mir/polieznyie-iskopaiemyie
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-polieznyie-iskopaiemyie-4-klass
  • http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/poleznye-iskopaemye6.html
  • http://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/poleznye-iskopaemye-4-klass
  • http://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-poznaniie-mira-v-4-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaie.html
  • http://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-geografii/808-poleznye-iskopaemye.html
  • http://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-okruzhayushchemu-miru-poleznye-iskopaemye.html