Меню Рубрики

Презентация познание мира 4 класс полезные ископаемые

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

расширение общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи урока закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

развивать в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Результаты обучения научиться классифицировать полезные ископаемые по группам;

знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Источники заданий Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye. Задания классификация полезных ископаемых на группы;

работа с физической картой Казахстана;

развитие ассоциативного мышления;

обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

закрепление-составление карты горючих полезных ископаемых Казахстана;

Записи по уроку 1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:

рудные ископаемые — алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.

горючие ископаемые — каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.

нерудные ископаемые — соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.

— Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).

Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.

— На какие группы можно разбить полезные ископаемые?

(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).

— Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.

2. Актуализация знаний. Кластер.

— Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

— Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)

Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.

— Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).

— Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).

6. Работа с новым материалом.

— Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева — это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.

1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

— К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).

— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые

(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).

— Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефтью, газом, солью).

— Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.

7. Работа с текстом. Инсерт.

Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.

— Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).

— Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).

8. Работа с тестами. Обобщение.

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) Врачи Б) Строители В) Геологи

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) Песок, глина Б) Гранит, торф В) Каменный уголь, поваренная соль

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) Оловянная и медная руды Б) Каменный уголь, природный газ В) Графит, сера

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

А) Природный газ, нефть Б) Мрамор, гранит В) Золото

5. Зачем люди собирают металлолом?

А) Очищается территория от мусора Б) Так сохраняются запасы руды В) Люди участвуют в соревнованиях

6. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

А) Содержащие руду Б) Нерудные ископаемые В) Горючие ископаемые

Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы. (Слайды).

9. Творческая работа. Синквейн.

— Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом, о котором был текст.

Залучший синквей команды награждают друг друга смайликами.

10. Комментирование оценок.

Выставление оценок за урок.

— О чём сегодня мы говорили на уроке?

Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.

источник

Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме:
Полезные ископаемые: Кладовые земли , 4 класс, УМК «Гармония» (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК «Гармония» по теме «Полезные ископаемые: Кладовые земли».

Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.

НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»

НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»

Полезные ископаемые — горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода

Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи

Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк

Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ

Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото

Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты

Работа шахтёров по добыче угля

К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют «самоцветы», относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.

Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина

Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники

Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод

Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке

Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»

СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)

Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » — больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.

Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты. Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.

Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка. Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров. Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».

Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!

Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».

В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека

Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик

Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка

источник

Открытый урок на тему «Полезные ископаемые»

Автор: Тогызбаева А.Х. -преподаватель начальных классов, средняя школа имени Ш.Уалиханова

  • Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры , химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива ). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые .

Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

Горючие полезные ископаемые

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А оловянная и медная руды

Б каменный уголь, природный газ

4. Какие полезные ископаемые добывают с помощью буровых установок?

5. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

  • В
  • А
  • Б
  • А
  • В

источник

Презентация содержит богатый литературный, исторический, иллюстративный материал к уроку по теме «Полезные ископаемые».

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела. Пробегает по доске — Оставляет белый след. Потолок наш тоже белый, Ведь и он побелен .

В серых скалах её вырубали, Из морей и озёр добывали, Чтоб потом положить по щепотке В миски, плошки, горшки, сковородки. Рис и рыба, фасоль и салат Сразу стали вкусней во сто крат!

Становлюсь собой в плену огня. Не было бы в мире без меня Ни велосипедов, ни коньков, Ни автомобилей, ни станков.

Подготовила: учитель биологии

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Цель для учащихся:осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых.

Читайте также:  Беседа на тему овощи и фрукты полезные продукты

Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знают: обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека

1- Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

2- Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

3- Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

4- Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

5- Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

6- Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

7- Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

8- Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

9- Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?

классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.

2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.

3. Работать по контурной карте.

4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота.

Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики.

По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»

1 — Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

2 — Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

3 — А как отвечает нам природа?

4 — Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

Название и местонахождение

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

5. Нефть: глубоко под землей

Название и местонахождение

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Твердый, белого или серого цвета

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

5. Нефть: глубоко под землей

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Гранит – горная порода, состоящая из зерен

нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум.

От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из-под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их.

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения Это горючее полезное ископаемое

3 задание: 1.Назовите горючие полезные ископаемые:

4 задание: Укажите рудное полезное

5.Какое полезное ископаемое используют

при производстве кирпичей?

Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?

7. задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

8.Укажите общее свойство для каменного

угля, нефти, природного газа:

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда

В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб.

-Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?

-Чем опасна нефтяная пленка?

Нефть используют и в тяжелой и в легкой промышленности, и в качестве топлива, и в качестве элемента того или иного продукта. Даже если вы узнаете, что самый привычный для вас продукт содержит в себе нефть, это не значит, что он чем-то опасен или что он будет пахнуть бензином.

Дело в том, что сырая нефть подвергается сначала первичной, затем вторичной обработке.

Первичная обработка нефти

В результате первичной обработки нефти получают различные виды топлива и мазут.

Для удобства расположим все эти элементы на картинке.

резина и каучуки (синтетические)

полиэтиллен (пакеты и прочее)

ткани (синтетика, например, полиэстер)

Помимо всего перечисленного из нефти делают различные смазочные материалы:

гидравлическое и электроизоляционное масла

И это еще не все. В процессе переработки нефти образуются еще несколько полезных материалов и веществ, которые активно используют в промышленности. Среди таких веществ, например:

гудрон (он используется при строительстве дорог)

кокс (находит применение в металлургии)

сера (идет для производства серной кислоты)

Взять, к примеру, досуг любого человека и с какими продуктами он сталкивается во время своего досуга. На производство CD и DVD-дисков уходит более 40 млрд литров нефти в год. В каждом диске и его коробке содержится до 1 литра нефти.

Важно знать, что около 625 миллионов дисков ежегодно выбрасываются. И снова производится до 40 млрд новых.

Диван, на котором вы спите или смотрите телевизор, содержит в себе до 60 литров нефти. Материал, который содержится в любом диване, полиуретан, делают из сырой нефти. Этот материал позволяет изолировать детали софы от влаги.

Перейдем к рабочим часам. В каждом компьютере содержится до 11 литров нефти: 9 литров в корпусе и клавиатуре, 2 литра в мониторе.

В мире моды тоже не обходятся без “черного золота”. При производстве 40 % всего текстиля, нефть активно используется в составе материалов. Особенно это касается функциональной немнущейся одежды.

Функциональная одежда — одежда для занятий какими-либо видами спорта либо специальная одежда для людей различных профессий. Она делается из синтетических материалов. Нефть в этой одежде присутствует в огромных количествах.

Вы все носите такую одежду: это горнолыжные костюмы, термобелье, флисовые кофты, все пуховики с синтетическим наполнителем, искусственные шубы, искусственные ткани, например, полиэстер.

Для производства нейлоновых колготок также активно применяются продукты нефтехимии.

Даже производство косметики не обходится без использования нефти. В мыло, например, добавляют продукты вторичной нефтепереработки, получаемые путем переработки сырой нефти. К таким же продуктам относятся помада, парфюм, вазелин и парафин. Из парафина, помимо свечей, делают и цветные парафиновые карандаши.

Сотовые телефоны изготовлены из материалов, 40 % которых получаются из продуктов нефтехимии.

Даже медицина не обошла нефтяную промышленность стороной. Одно из самых популярных лекарств — аспирин тоже имеет в своем составе нефть.

Жевательная резинка. Имея в своем составе полиэтиленовые и парафиновые смолы, лакомство также частично состоит из нефти.

Как мы видим, нефть — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. С помощью нее мы получаем тепло, водим машины, запускаем самолеты и подводные лодки, почти все синтетические продукты в наше время имеют компоненты нефти в своем составе (возьмите, к примеру, пластик, все моющие средства, краски и даже некоторые лекарства).

Наша жизнь без нефти? Пока это кажется невозможным. Ежегодно, например, Германия тратит 18 миллионов тонн нефти на производство синтетических тканей.

источник

Открытый урок. 4 класс. 2012 г.

Тема: Полезные ископаемые. Закрепление.

Цели: создать условия для продуктивного повторения и закрепления знаний по рудным и нерудным полезным ископаемым; проверить уровень усвоения знаний по данной теме; способствовать развитию умения анализировать информацию, выделять главное, соотносить информацию, сравнивать, классифицировать по признакам, делать выводы, доказывать; содействовать воспитанию коммуникационных навыков.

Организация ситуации успеха.

Над какой темой мы работали на протяжении нескольких уроков?

Что такое полезные ископаемые?

Сегодня заключительный урок по данной теме. В связи с этим , какие цели поставим на урок?

повторить всё о полезных ископаемых;

закрепить знания о свойствах, о применении, умение находить месторождения на карте, обозначать условными значками;

узнать что-то новое о полезных ископаемых;

проверить уровень усвоения знаний по теме.

Моделирование. (схема №1 – слайд № 1)

Цель: активизация знаний о видах полезных ископаемых.

На какие 2 вида можно разделить все полезные ископаемые?

На какие 2 вида делятся нерудные полезные ископаемые?

Какие горные породы называются рудными?

Какие горные породы называются нерудными?

Какие горные породы называются горючими?

Бывают руды каких металлов?

Нерудные полезные ископаемые по состоянию бывают какими?

Горючие полезные ископаемые по состоянию бывают какими?

Конкретизация. (схема № 2 – слайд № 2)

Какие вы знаете полезные ископаемые? Чтобы ответить на данный вопрос выполните следующее задание.

Цель: закрепить знания о свойствах; способствовать развитию умения анализировать информацию, соотносить, классифицировать по признакам, доказывать.

— по свойствам определить полезные ископаемы, классифицировать их по группам. Доказать.

Твёрдый тяжёлый камень, обладающий магнитными свойствами

Мягкий металл красноватого или розоватого цвета, хорошо проводит электрический ток

Лёгкий металл серебристо-белого цвета, хорошо гнётся и проводит электрический ток

Серовато-белый тяжёлый металл, легко куётся

Мягкая пластичная горная порода

Выходит из-под земли попутно с нефтью

Камень не имеет блеска, легко крошится, выделяет мало тепла, оставляет много золы

Маслянистая жидкость, хорошо горит, выделяет много тепла, не оставляет пепла

Твёрдый камень чёрного цвета, имеет металлический блеск, хорошо горит

Осадочная горная порода, из которой получают удобрения

Голубовато-серый металл, устойчив к воздействию воды и воздуха, не ржавеет

Пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин

Твёрдая и плотная горная порода, которая образовалась на дне древнейших высохших морей и океанов

Пористый прочный камень, белого, сероватого или желтоватого цвета, легко пилится и обрабатывается

Рыхлая горная порода, образовавшаяся при разрушении гранита, входит в состав стекла и кирпича

Выброс на интерактивную доску от групп.

Как на карте обозначаются месторождения полезных ископаемых?

Соотнесите условный значок с названием полезного ископаемого. (индивидуально на карточках) Взаимопроверка в группе.

Цель: совершенствовать умение находить месторождения на карте, обозначать условными значками.

вытянуть название 2-х полезных ископаемых, вспомнить крупные месторождения и показать на интерактивной доске, перетаскивая условный значок в нужную область РК.

Цель: способствовать развитию умения анализировать информацию, выделять главное.

Только ли польза от полезных ископаемых? Есть ли вред и какой? Обсудите в группе.

Читайте также:  Как приготовить треску вкусно и полезно в духовке

Что необходимо делать, чтобы вред был минимальным?

На столах информация, проанализируйте её и скажите, что нового вы узнали о полезных ископаемых?

Какие знания повторили? Какие умения закрепили?

Что нового узнали о полезных ископаемых?

Контроль и оценка. (индивидуально-самостоятельно)

Цель: проверить уровень усвоения знаний о применении и использовании полезных ископаемых человеком. Самопроверка по ключу. Самооценка.

1. Вёдра, тазы, ванны изготавливают из:

А) цинка Б) свинца В) бронзы

2. Из меди, латуни, алюминия изготавливают:

А) пули и дробь Б) проволоку В) крышки для люков

3. Сплавы, какого металла используют в авиации и ракетостроении?

А) алюминия Б) свинца В) железа

4. Пластмассу, краски, лекарства получают из:

А) фосфоритов Б) мела и мрамора В) нефти и каменного угля

5. В строительстве для облицовки зданий используют:

А) гранит Б) ракушечник В) известняк

Какой вид работы был интересен? Почему?

Что вызвало трудность? По какой причине?

Что для себя нового взяли с урока?

Сравните. Что общего? Какая тема будет на следующем уроке?

Д/з: изучить информацию. (с. 37-38, Познание мира. Алматыкітап баспасы. 2011 )

Построить модель основных понятий. (3 уровень)

Нарисовать схему круговорота воды в природе. (2 уровень)

Ответить на вопросы. (1 уровень)

Урок окончен. Спасибо за урок.

Разработала и провела учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №7» г. Аксу

Микушина Галина Яковлевна

Выбранный для просмотра документ ū

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые рудные нерудные чёрные цветные рыхлые плотные жидкие газообразные твёрдые минералы горючие Горные породы, из которых получают металл Горные породы, которые используют в том виде, в котором они находятся в природе Полезные ископаемые, которые горят и выделяют тепло

чёрные рудные цветные минералы рыхлые плотные горючие жидкие твёрдые газообразные железная руда медь алюминий свинец цинк каменный уголь бурый уголь нефть газ фосфориты известняк ракушечник поваренная соль песок глина

Урок окончен. Спасибо за урок!

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Цель урока: закреплять знания учащихся о полезных ископаемых

— познакомить с нерудными полезными ископаемыми Казахстана;

— развивать умение работать с текстом, находить информацию, анализировать ее;

— воспитание бережного отношения к природным ископаемым

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: учебник, презентация, карточки с тестовыми вопросами.

А) Игра «Закончи предложение»

Образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства называется -…….

— Какие полезные ископаемые вы знаете?

— На какие группы их можно разбить?

Заполни схему недостающими данными:

— Что мы относим к рудным полезным ископаемым?

-Какая группа полезных ископаемым нами еще не изучена?

3. Сообщение темы и цели урока

Нерудные полезные ископаемые Казахстана.

Асбест. Освоение асбестовых месторождений связано с магматическими породами. Самые крупные месторождения находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Кара­гандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы асбеста залегают в рудных месторождениях Богетсай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Фосфориты. Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место в мире после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов (Чулактау, Аксай, Жанатас). По качеству и мощности эти месторождения не имеют себе равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.

Соль. На территории Казахстана сосредоточены огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов (соляных куполов) превышает 2 км. В некоторых пластах наряду с поваренной солью находятся калийные и другие соли. Кроме того, во многих соленых озерах Прикаспийской низменности, Западно-Сибирской равнины и других районов республики образуется самосадочная соль.

Казахстан богат также и строительными материалами — известняками, мергелем, мелом, мрамором, гипсом, огне­упорными глинами, кварцевыми песками, минеральными красками. Их месторождения встречаются во многих рай­онах республики.

Полезные ископаемые имеют огромное значение для народного хозяйства. Многие месторождения расположены близко друг к другу (железо — марганец, железо-каменный уголь, известняки-огнеупорные глины), что дает возможность их комплексной разработки. Неглубокое залегание полезных ископаемых позволяет вести разработку открытым способом. Значительная часть разведанных месторождений в Казахстане уже используется. На их базе построены многие заводы.

В Казахстане сосредоточены все виды ресурсов минерального сырья. Однако запасы нефти, угля, железной руды и др. минералов небезграничны. Запасы их по мере освоения истощаются. Использование старых и освоение новых месторождений полезных ископаемых оказывает влияние на состояние и других природных ресурсов (почвенный по­кров, подземные и поверхностные воды, леса, посевные площади, воздух и т.д.). Поэтому исчерпаемые ресурсы необходимо использовать рационально, комплексно и эффективно. В природе химические элементы в чистом виде практически не встречаются. Например, в структуре многих месторождений железа содержится фосфор, сера, редкие металлы. Вместе с основной рудой следует извлекать и дополнительные компоненты. Необходимо, чтобы запасы основных и смешанных полезных ископаемых из недр извлекались по возможности полнее, при добыче сырья, его пере­возке и переработке уменьшались потери. Следует эффективнее использовать продукты переработки сырья, осваивать безотходные технологии.

Учащиеся самостоятельно обрабатывают материал учебника, конспектируют, отвечают на вопросы

Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении темы «Полезные ископаемые»

Тестовые задания по теме «Полезные ископаемые»

1. Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются:

источник

Полезные ископаемые
Подготовил ученик начальных классов Лопатин Дмитрий 4В класса №38 школы

Природный газ
Природный газ — газы, способные гореть; встречаются в пустотах горных пород, образуя иногда большие газовые скопления. Большинство промышленных газовых месторождений связано с нефтяными, однако встречаются и самостоятельные месторождения. Запасы природных газов достигают иногда сотен миллиардов кубометров. Наиболее богаты залежами природных газов Россия, Украина, Саудовская Аравия. Природный газ — самое дешевое и удобное топливо.

Золото
Золото — мягкий ковкий металл желтого цвета, тяжелый, на воздухе не окисляется. В природе встречается главным образом в чистом виде (самородки). Самый крупный самородок, весом в 69,7 кг, был найден в Австралии. Золото встречается и в виде россыпи — это результат выветривания и размыва месторождения, когда крупинки золота освобождаются и уносятся в реки, образуя россыпи. Золото используют при производстве точных приборов и различных украшений. В России золото залегает на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Канаде, Южной Африке, Австралии. Так как в природе золото встречается в небольших количествах и добыча его связана с большими затратами, то оно и считается драгоценным металлом.

Алмаз
Алмаз — самый твердый из всех минералов. По составу он — чистый углерод. Встречается в россыпях и в виде вкраплений в изверженных породах. Алмазы бывают бесцветные, но встречаются и окрашенные в различные цвета. Ограненный алмаз называется бриллиантом. Его вес принято измерять в каратах (1 карат = 0,2 г). Самый крупный алмаз найден в Южной Африке: он весил более 3000 карат. Большинство алмазов добывается в Африке (98% от добычи в капиталистическом мире). В России крупные месторождения алмазов расположены в Якутии. Прозрачные кристаллы используются для изготовления драгоценных камней. До 1430 года бриллианты считались обычными драгоценными камнями. Законодательницей моды на них стала француженка Агнесса Сорель. Непрозрачные алмазы благодаря своей твердости используются в промышленности для резания и гравировки, а также для шлифовки стекла и камня.

Платина
Платина (от испанского plata — серебро) — драгоценный металл от белого до серо-стального цвета. Отличается тугоплавкостью, стойкостью к химическим воздействиям и электропроводностью. Добывается главным образом в россыпях. Используется для изготовления химической посуды, в электротехнике, ювелирном и зубоврачебном деле. В России платина добывается на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Южной Африке.

Драгоценные камни
Драгоценные камни (самоцветы) — минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью, прозрачностью. Они подразделяются на две группы: камни, идущие на огранку, и поделочные. К первой группе относятся алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аметист, аквамарин. Ко второй группе — малахит, яшма, горный хрусталь. Все драгоценные камни, как правило, имеют магматическое происхождение. Однако жемчуг, янтарь, коралл — минералы органического происхождения. Драгоценные камни применяются в ювелирном деле и в технических целях. В России драгоценные камни добываются в основном на Урале, а за рубежом — в Бразилии, Индии, на острове Мадагаскар.

нефть
Нефть — горючая маслянистая жидкость, обычно темного цвета, залегает среди пористых осадочных пород, пропитывая пески и известняки. Она состоит из разнообразных углеводородов. Большинство ученых предполагают, что нефть — продукт изменения органических остатков. Нефть широко используется как высококачественное топливо (теплотворная способность ее 11000 ккал/кг), сырье для получения бензина, керосина, парафина, смазочных масел, также она является сырьем для химической промышленности. В России нефть добывается в Северо —Кавказком бассейне (почти 2/3 всей добычи России), на Северном Кавказе, в Поволжье, на севере острова Сахалин. За рубежом: в странах Персидского залива, Алжире, Ливии, Индонезии, Венесуэле, США, Мексике и других странах.

Асфальт
Асфальт (смола) — хрупкая смолистая горная порода бурого или черного цвета, представляющая собой смесь углеводородов. Асфальт легко плавится, горит коптящим пламенем, является продуктом изменения некоторых видов нефти, из которых улетучилась часть веществ. Асфальт часто пронизывает песчаники, известняки, мергель. Применяется как строительный материал для покрытия дорог, в электротехнике и резиновой промышленности, для приготовления лаков и смесей для гидроизоляции. Основные месторождения асфальта в России — район г. Ухта, за рубежом — в Венесуэле, во Франции, Иордании, Израиле.

Мрамор
Мрамор — кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате метаморфизма известняков. Он бывает различного цвета. Применяется мрамор как строительный материал для облицовки стен, в архитектуре и скульптуре. В России много его месторождений на Урале и Кавказе. За рубежом наибольшей известностью пользуется мрамор, добываемый в Италии.

Бурый угоь
Бурый уголь— ископаемый уголь, содержащий до 78% углерода. Залегает пластами среди осадочных пород, образуется из растительных остатков. В буром угле обычно встречается в виде примеси глинистое вещество, отчего повышается его зольность. Он может самовозгораться. Теплотворная способность его ниже, чем у каменного угля (6000 ккал/кг), но тем не менее его используют как топливо или как сырье для получения горючего топлива и других химических продуктов. Разновидность бурого угля с ясно видимым строением остатков древесины называется лигнитом. Он чаще всего встречается в отложениях молодых геологических систем. Практически весь лигнит поступает на тепловые электростанции. В России бурый уголь добывается в следующих бассейнах: Подмосковном, Челябинском, Канско-Ачинском, Ленском. За рубежом добыча ведется в Германии, Чехии (Остравско — Карвинский бассейн).

Калийные соли
Калийные соли — осадочные горные породы, состоящие из минералов, содержащих калий, — сильвина, каинита и другие. Самые распространенные калийные соли — карналитовая, каинитовая. Наиболее крупное месторождение в России — Соликамское (Урал). Калийные соли используются для производства калийных удобрений. Добыча этих солей ведется на западе Украины, в Казахстане, Беларуси, Германии, Польше, Франции, США, Канаде и во многих других странах мира.

Нефелины
Нефелины (название происходит от греческого «нефеле», что означает облако) — минералы сложного состава, серого или зеленого цветов, содержащие значительное количество алюминия. Входят в состав изверженных пород. В России нефелины добывают на Кольском полуострове и в Восточной Сибири. Алюминий, получаемый из этих руд, — мягкий металл, дает прочные сплавы, широко применяется в машиностроении, а также в производстве товаров домашнего обихода.

Читайте также:  Чем полезна вытяжка из артишока

Железные руды
Железные руды — природные минеральные скопления, содержащие железо. Они разнообразны по минералогическому составу, количеству в них железа и различным примесям. Примеси могут быть ценными (марганцевый хром, кобальт, никель) и вредными (сера, фосфор, мышьяк). Главными железными рудами являются бурый железняк, красный железняк, магнитный железняк.

источник

урок в 4 классе Тема Нерудные полезные ископаемые.docx — Урок познание мира в 4 классе на тему: Нерудные полезные ископаемые

Тема: Нерудные полезные ископаемые
Цель обучения: Уметь объяснять свойства и признаки нерудных
полезных ископаемых.
Ожидаемый результат:
А. Ученик знает свойства, признаки, назначение, месторождение нерудных полезных
ископаемых.
В. Ученик умеет объяснить свойства, признаки, назначение, месторождение нерудных
полезных ископаемых;
С. Ученик умеет определять сходства и различия нерудных полезных ископаемых;
Ход урока
1.Орг.момент.
Психологический настрой
В школу мы пришли учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно
Слушаем внимательно
Какие правила работы в группе вы знаете?
2.проверка домашнего задания.
Мозговой штурм .
Просмотр презентации « Полезные ископаемые»
­ Что называется полезными ископаемыми?
­Как их добывают?
­Какие полезные ископаемые относятся к горючим?
­Какое самое главное их свойство?
Работа в группах
Дети подготавливают и дают характеристику горючему полезному ископаемому по
плану:
Название
Внешний вид
Основное свойство

Где и как добывают?
Что из него изготавливают?
Актуализация знаний.
Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки
Загадки
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать и играть.
(Песок)
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
(Соль)
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Этот мастер белый­белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (мел)
Я ­ твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень.
Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог(известняк)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
­Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные
ископаемые)
Ребята посмотрите на доску
презентации «Полезные ископаемые» ( нерудных полезных ископаемых)

что увидели в данном видео?
Перечислите…
Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим
разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на
некоторых нерудных полезных ископаемых.
­ Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).
­ Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое
самое важное для человека?
3.Работа над темой урока.
­ Работать мы будем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская
лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это
ископаемое самое важное.
Задание: прочитайте на листочках информацию про нерудных полезных ископаемых
гзаполните таблицу­ подсказку. Она пригодится вам для ответа.
название
использование
свойства
состав
№1. «Песок».
Я состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе,
можно встретить на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до
пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый,
красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой
продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я
образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и
другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я

незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в
литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок
широко применяем в строительстве.
№2. «Глина»
Я ­ твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета.
Используюсь в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают
кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, и из меня лепят
посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я ­
осадочная порода. Как и песок, образуюсь в результате выветривания различных
горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.
№3. «Известняк»
Я ­ твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень.
Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая
нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления
строительных растворов.
Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо
знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный
камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для
украшений зданий.
Образовался известняк из остатков крошечных и более крупных морских организмов.
Чаще всего это камень белого или светло­серого цвета, состоящий из мелких частичек,
скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его
поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
№4 «Гранит»
Я ­ очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное
свойство. Меня можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из
гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно­красного
цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек
любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц,
памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из­за того
что хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро;
делают памятники. Я состаю из кварца, слюды и полевого шпата.
Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит
состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые
являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти

составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных
регионах, в глубинах земли.
­ Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное
полезное ископаемое самое важное? (они все важны)
­ Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать
еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю
пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.
Прием «Чтение с пометками»
Что узнали нового?
Что вы считаете нужным узнать?
Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести
разметку текста
­ это я знал
+это новое для меня
! этим я удивлен
4.Работа в группах
Ребята сейчас узнаем кто слушал внимательно про другие нерудные полезные
ископаемые
Вам нужно будет составить три вопроса по своему полезному ископаемому
Метод « Ты­мне, я­ тебе»
1группа­«Песок».
2группа­«Глина»
3группа­«Известняк»
4группа­ Гранит
5.Рефлексия
Лесенка успеха
Верхняя все понимаю
Средняя понимаю но нужно ещё по работать
Нижняя­плохо понимаю новый материал
6.Д.З
Напишите рассказ, почему человек должен бережно охранять природные богатства.

источник

Краткосрочный план урока познания мира 4 класс

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

-дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Казахстана.

-развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой полезных ископаемых

-воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Тип урока: комбинированный

Форма организации: индивидуально-групповая.

Методы: иллюстративный, проблемный.

Ресурсы: учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица, стикеры,

Дети стоят в кругу, закрывают глаза. По команде должны с закрытыми глазами перестроиться в «квадрат».

Дети выполняют задание закрыв глаза

Новые подходы в преподавании и

Деление на группы по цветным жетонам

Определение критериев оценивания

Крепится таблица с критериями оценок

У каждого лист оценивания

Опрос – тест д\з разноуровневые задания

Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)

Без неё не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?( нефть)

Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)

Из него медали льют И за подвиг, и за труд.И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)

О чем сегодня мы на уроке будем говорить?

6. Определение уровня знаний

-У вас на столах лежат карточки , вы должны заполнить то, что вы знаете на данный момент

Учащиеся самостоятельно выбирают карточки с тестами

Учащиеся формулируют цель урока

Учащиеся заполняют карточки

Новые подходы в преподавании и

Обучение критическому мышлению(2)

-Какие материалы люди используют для строительства?

-Какие виды топлива ты знаешь?

-Как получают металлы? Где их используют?

-Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых?

— Ещё больше узнать о полезных ископаемых вы сможете изучив раздел «Полезные ископаемые»

Учащиеся отвечают на вопросы

Обучение критическому мышлению(2)

Выступление групп, оценивание «5 пальцами»

Лучшая работа записывается в тетрадях всеми учащимися

Соединить стрелками определения на доске

Полезные ископаемые- Природные богатства, которые люди добывают из-под земли или на ее поверхности, используют в хозяйстве

Месторождения – скопление полезных ископаемых в земле

Руда – Горные породы, содержащие металлы и их соединения

Металлы — Получают на металлургических заводах путем выплавки из руд

Каждая группа читает текст и составляют кластер –схему, или опорный конспект

Новые подходы в преподавании и

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями(6)

Обучение критическому мышлению(2)

К названию полезного ископаемого нарисовать условный знак в тетраде

Обучение критическому мышлению(2)

— Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

— Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

— А как отвечает нам природа?

— Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

13. Сообщение учащихся о природных богатствах нашей страны

14. Подведение итогов урока.

Вывешивается таблица, по которой дети подводят итог:

15 Заполнение таблицы и листов самооценивания

16. Рефлексия по лестнице успеха

— Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?

— На стикерах напишите, что вы узнали на уроке, что постараетесь запомнить.

Учащиеся заполняют листы самооценивания, и таблицы.

Обучение критическому мышлению(2)

Работа с одарёнными детьми

17. Дома: Прочитать текст «Что такое полезные ископаемые». Ответить на вопросы, поработать по карте.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Перед проведением урока я расставила парты в группы, чтобы сэкономить время для организации самой работы. Часто роль ведущего приходилось брать на себя, чтобы избегать конфликтных ситуаций в группах. У детей в виду возрастных особенностей ещё слабо развита саморегуляция, умение контролировать время.

Для достижения целей я поставила ряд задач: учить самостоятельно добывать знания, развивать внимание, критическое мышление, учить отстаивать свою точку зрения; развивать элементы саморегулируемого обучения ,научиться оценивать результаты работы у себя и в других группах; воспитывать умение общаться в группах, способствовать воспитанию правовой культуры, развивать чувство справедливости.

Ключевыми идеями урока были: использование новых подходов (диалогическое обучение) в обучении для развития умения распределять, сравнивать, анализировать, делать выводы; применять полученные знания на практике; развивать навык общения в группе, умение анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников; вовлечение в собственное обучение через оценивание своих результатов.

В начале урока дети разделились на группы по геометрическим фигуркам. Получилось четыре группы по четыре человека. Работа в группе позволяет детям взаимообучаться через диалог. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уро­ке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

Данный урок проводится с использованием элементов Кембриджской программы идеи семи модулей. Работа проводится в группах, где учащиеся самостоятельно получают знания по теме, составляя при этом опорный конспект.Каждая группа проводит защиту свего постера.

На уроке имеет место формативное оценивание, рефлексия на стикерах.

Считаю, что поставленных целей на уроке я достигла.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/11/29/poleznye-iskopaemye-kladovye-zemli-4-klass-umk
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-polieznyie-iskopaiemyie-4-klass
  • http://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-poznaniie-mira-v-4-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaie.html
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-poznaniyu-mira-na-temu-poleznie-iskopaemie-klass-1006584.html
  • http://tak-to-ent.net/load/253-1-0-12906
  • http://topslide.ru/okruzhajushhij-mir/polieznyie-iskopaiemyie
  • http://znanio.ru/media/urok_poznanie_mira_v_4_klasse_na_temu_nerudnye_poleznye_iskopaemye-319824/355089
  • http://www.metod-kopilka.ru/urok_po_poznaniyu_mira_dlya_4_klassa_poleznye_iskopaemye-2144.htm