Меню Рубрики

Примеры полезной и бесполезной информации в информатике

УРОК «Информация и ее свойства».

Важнейшими сущностями окружающего нас мира (абстрактными понятиями) являются вещество, энергия и информация. Вещество – это все, что нас окружает (вода, земля, воздух …). Энергия – это то, что приводит наш мир в движение. Вещество и энергия изучаются на таких предметах как физика, биология, химия и др.

Задачами же предмета «Информатика» является изучение «третьего кита» — ИНФОРМАЦИИ.

Информация – это настолько глубокое и общее понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается разный смысл в технике, науке. и в жизни.

— А что вы понимаете под информацией?

— А теперь подумайте, почему явление одно, а называют ее разными словами? Наверно потому, что до сих пор не могут определит, что же такое информация.

— Давайте понаблюдаем то, что мы видим за окном. Что вы сказать о природе? (Наступила осень.)

Но почему вы решили, что наступила осень? (Листья желтые, по холодало, постоянно накрапывает дождь.)

Но ведь нигде не написано, что это признаки осени. (Но мы знаем, что все это означает: наступила осень.)

Поэтому и получается, что, то знание, которое мы извлекаем из о кружающей действительности и есть информация.

Информация — это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности.

Термин информация происходит от латинского слова informatio , которое означает пояснение, изложение .

Для того чтобы обладать информацией, необходимо извлекать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей.

Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями.

Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Даже один и тот же человек, читая одну и ту же книгу, может каждый раз извлекать разную информацию.

Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями. Не вся информация может стать знаниями человека, часть может быть утеряна, а часть обогащена имеющимися знаниями человека.

Знания можно сохранять на бумаге (в тетради, книге и т. д.), тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями.

Предметное содержание информации позволяет уяснить ее основные свойства:

Объективность информации — Информация – это отображение окружающего мира, а он существует независимо от нашего сознания, знаний и мыслей о нем.

Информация достоверна , если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

1) Пропущено занятие, подруга говорит, что ничего не задано.

2) Скачали информацию в Интернете

Информация полна , если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

1) Пропущено занятие, подруга говорит, что задан только параграф и забывает про задачи.

2) На улице 20 0 С (не понятно + или -)

Актуальность (своевременность) – важность, необходимость для данного времени. Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях.

1) Предупреждение накануне о контрольной работе

2) Прогноз погоды на завтра актуальнее прогноза на вчера

Полезность (ценность) зависит от потребностей конкретных людей и от тех задач, которые можно решать с помощью полученной информации.

1) В расписании уроков указаны занятия для всех классов, для вас ценна информация лишь о ваших уроках

2) Просмотрен документальный фильм про Петра 1. На уроке информатике он ценности не имеет, но на уроке истории — имеет.

Понятность . Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

1) Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …».

2) Объяснять материал на китайском языке.

В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:

q На следующий день учительница вывесила правильные решения всех задач…

q Идет контрольная работа по математике. Вы попросили у соседа решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но . на японском языке.

q Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”

ь достоверной, но неактуальной информации;

ь актуальной, но недостоверной информации;

ь полной, достоверной, но бесполезной информации;

источник

Система связи. Формы представления информации. Преобразование информационных сообщений.

Сигнал является материальным носителем информации, которая передается от источника к потребителю.

С течением времени выделяют 2 типа сигнала:

Сигнал называется непрерывный если его параметры будут принимать любые значения в пределах интервала.(речь, изображение и т.д.)

Сигнал называется дискретным если его параметры может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала.

Дискретности могут быть записаны дискретным и конечным множеством значений параметров множества z.

Дискретные сигналы можно обозначить т.е. приписать каждому из конечного числа возможные значения сигнала в виде знака, который будет отличать данный сигнал от другого.

Знак – элемент некоторого конечного множества отличных друг от друга сущностей. Совокупность знаков используемых для представления информации посредством дискретных сигналов называется набором знаков. Набор знаков в котором установлен порядок их следования называется алфавитом.

Преобразование сигнала:

непрерывный → дискретный(N→D), данный тип преобразования характеризуется дискретизацией непрерывного сигнала и осуществляется по средству двух операций, развертка по времени квантование по величине сигнала. С математической точки зрения это замена описывающей сигнал непрерывной функции от времени (z(t))на некотором отрезке, конечным множеством.

Развертка по времени состоят в том, что наблюдая за значением величины z производится в определенные моменты времени.

Квантование по величине это отображение вещественных значений параметра сигнала, конечное множество чисел, кратной некоторой постоянной величине шагу квантования ∆z.

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

— графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

— звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г.; ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

— текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

— числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

— видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

— Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.

Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация может искажаться (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта, и, таким образом, перестать быть объективной.

— Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

— Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

— Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

— Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

— Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 4265 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Думаю, что нет смысла рассказывать о том, как много в наших головах бесполезной информации. Почти треть от всего, что мы знаем — никогда не понадобится. Ну, что же, давайте дополним это ещё 40 бесполезными, но интересными фактами.

1. Сердце белого кита размером с фольксваген Жук.
2. В 18 веке солдаты, воевавшие против армий Фридриха, принесли тараканов в Москву и в Петербург. До этого тараканов не было.
3. В Кении расходы на взятки составляют одну треть домашнего бюджета.
4. Резиновый подлокотник эскалатора в метро двигается с другой скоростью для того, чтобы пассажир не уснул на эскалаторе.
5. Пипидастры — мохнатые разноцветные штуки, которыми красиво размахивают девушки из группы поддержки спортивных команд.
6. Только женщины и лошади имеют девственную плеву.
7. Самки голубей не могут окладывать яйца в одиночестве. Им обязательно для этого нужно видеть голубя. В неволе их можно обмануть с помощью зеркала.
8. За границей все уверены, что Чебурашка – это ОНА.
9. Акулы могут представлять опасность даже до своего рождения. Так, ученый Стюарт Спрингер был укушен эмбрионом в то время, когда он исследовал внутренности беременной акулы.
10. Чтобы освободиться из челюстей крокодила, надавите большими пальцами на его глазные яблоки. Он немедленно вас отпустит

11. Язык хамелеона вдвое длиннее его тела
12. Майкла Джордана на втором курсе колледжа не взяли в баскетбольную команду из-за маленького роста
13. В городе Крескилл в Нью Джерси все коты и кошки должны носить 3 колокольчика, чтобы птицы всегда знали об их расположении.
14. Бегун способен со старта опередить гоночную машину в первые 10 метров.
15. Прыщи можно вывести смесью из размолотых таблеток любого антибиотика, аспирина и супрастина (по одной), с добавлением капли воды.
16. Колибри — единственная птица, которая может летать задом наперед.
17. Гигантские ящерицы Комодо нападают даже на оленя и кабана.
18. Каждого четвертого американца показывали по телевизору.
19. Половина мужчин не моют руки после посещения туалета.
20. Если желтую канарейку кормить красным перцем, цвет ее перьев станет ярко-оранжевым.
21. Для точного поддержания баланса и аэродинамических свойств орел, при выпадении пера из одного крыла теряет такое же перо из другого крыла.
22. Если наполнить чайную ложку веществом, из которого состоят нейтронные звезды, то ее вес будет = примерно 110 млн тн.
23. Чтобы расколоть орех, достаточно положить его в горячую воду на 48 часов.
24. Между плитами пирамиды Хеопса невозможно просунуть лезвие.
25. В Финляндии существует чемпионат по перетаскиванию жен. Победитель получает кол-во пива, эквивалентное весу супруги
26. Орлы спариваются в полете
27. Водители убивают больше оленей, чем охотники
28. Некоторые виды ленточных червей при отсутствии еды поедают сами себя. При этом они могут съесть до 95% своего тела
29. Более чем 70 процентов населения планеты никогда не слышали звонка телефона. В Африке только один из 40 человек имеет телефон.
30. Еще никто не смог приручить Африканского слона. Только Индийский слон поддается дрессировке.
31. Крыса может упасть с пятиэтажного здания без каких-либо повреждений.
32. Даже маленькая капля алкоголя, помещенная на скорпиона, сводит его с ума. Скорпион жалит себя до смерти
33. Самый распространенный язык – китайский. А второй по распространенности — испанский. Английскому же достается почетная бронза
34. Средняя продолжительность жизни японских женщин составляет 84 года; в то время как продолжительность жизни женщин в Ботсване составляет лишь 39 лет.
35. Однополые сексуальные отношения запрещены законом более чем в 70 странах. В девяти, включая Афганистан, Иран и Саудовскую Аравию, они караются смертью.
36. На Северном полюсе нет пингвинов, вопреки распространенному стереотипу.
37. В молодости во время крайней нужды Пабло Пикассо сжигал свои собственные творения, чтобы согреться
38. Полностью нагруженному танкеру, идущему на средней скорости, необходимо около двенадцати минут для полной остановки.
39. Все современные реактивные самолеты способны преодолеть скорость звука
40. Cамая молодежная страна мира — Йемен.

источник

Одно из основных понятий в информатике – информация. На сегодняшний момент нет единого определения данного понятия. Но зато четко выделены основные свойства информации – достоверность, полнота, актуальность, полезность, объективность и другие. Именно они определяют качество информации и характеризуют ее. Все перечисленные нами свойства являются сугубо субъективными и зависят от требований человека к той или иной информации.

Читайте также:  Чем полезна калина протертая с сахаром

Информация – довольно абстрактное понятие, не имеющее точного, фиксированного определения. Происходит термин от латинского informatio, что переводится на русский языка как сведения или разъяснения.

Понятие «информатика» имеет множество значений, которые проявляются в контексте. На сегодняшний день ученые не разработали единого определения для данного термина. Так, В. Шнейдеров отмечает, что известно более 400 определений, которые функционируют в различных сферах знаний.

Понятие информатики можно сузить, дав следующие определения – сведения или данные, представленные в любом виде – устном, письменном, электронном, знаковом; совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе; сохраненные и распространенные данные.

Понятием информации оперируют различные науки, такие как теория информации, кибернетика, семиотика, теория массовой коммуникации, информатика, экономика. Каждая из них выбирает именно ту формулировку, которая наиболее точно описывает применение информации в данной области знаний.

Далее мы рассмотрим не только виды информации и операции над ней, но и ее основные качественные характеристики. Весьма подробно будут рассмотрены свойства информации, полнота. Примеры для каждой из характеристик будут весьма просты и понятны, что поможет вникнуть в суть каждого из них.

В зависимости от критериев, информацию можно классифицировать по способу восприятия, области возникновения и форме представления, назначению.

В зависимости от способа восприятия выделяют информацию визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную и вкусовую.

По области возникновения — элементарную, биологическую и социальную.

По форме представления и фиксации – текстовую, числовую, графическую, звуковую, машинную.

По предназначению – массовую, специальную, личную, социальную, статистическую.

Это далеко не полный перечень классификаций, на самом деле их куда больше. Мы привели лишь основные.

Над информацией, вне зависимости от ее вида, можно выполнять различные операции. Рассмотрим основные из них:

  1. Сбор или накопление информации с целью обеспечения ее полноты, достоверности и актуальности.
  2. Фильтрация – отсеивание лишней информации. К примеру, достоверность и полнота информации – это одни из основных ее свойств. Если полученная информация не соответствует им, она может считаться лишней и уничтожаться.
  3. Защита информации – предотвращение утраты, модификации, несанкционированного использования полученных данных.
  4. Преобразование – изменение способа предоставления данных. К примеру, текст представляется в виде таблицы или схемы, озвучивается.

Как и любой другой объект, информация имеет свои особенности и свойства. Так, главные свойства — это достоверность, адекватность, объективность, доступность, точность, полнота информации. Именно они указывают на качество полученных данных, степень их соответствия потребностям той или иной группы людей.

Далее разберем каждое из них более подробно и приведем доступные и понятные примеры.

Объективность информации – независимость данных от чьего-либо мнения или сознания, методов получения. Чем она объективна, тем более достоверна.

К примеру, графическая информация, зафиксированная с помощью снимка, более объективна, чем нарисованная художником. Или же уточнение погоды на улице. Так, информация о том, что на улице тепло – субъективна, а вот данные о том, что градусник показывает 24 градуса тепла, уже объективны.

На данное свойство влияет тот факт, пропущены ли данные через субъективное восприятие человека или же нет, были ли это факты или допущения.

Полнота информации – это показатель, который указывает на меру достаточности полученных данных для решения той или иной задачи. Он весьма относителен, так как оценивается по тому, насколько данная информация может помочь при решении той или иной проблемы. Если информации достаточно для принятия правильного решения – она полная. Если нет, то ее использование не принесет ожидаемого эффекта.

Чем полнее полученные данные, тем больше доступно человеку методов для решения проблемы, тем быстрее он сможет подобрать правильный и решить свою проблему. Неполная же информация может привести к ошибочным решениям, выводам.

Рассмотрим, в какой ситуации может быть важна полнота информации. Примеры могут быть следующими. По телевизору показали прогноз погоды, но сказали лишь то, что температура на улице днем будет +25. При этом диктор не сказала, будет ли солнечно или пасмурно, будет ли дождь. Такая информация недостоверна. На ее основании зритель может принять решение не брать с собой зонт и в итоге попасть под дождь.

Второй пример: студентам было сказано, что во вторник будет экзамен, но предмет не был назван. Таких данных также недостаточно для решения задачи.

В целях полноты информации нужно собрать как можно больше данных и, отфильтровав их, получить в итоге наиболее полные сведения, которые можно использовать для решения поставленных задач.

Достоверность информации – ее верность, соответствие действительности, фактам.

Достоверная информация строится на фактах, объективных сведениях. Полнота и достоверность информации взаимосвязаны между собой, так как неполная информация может быть недостоверной. К примеру, при умалчивании некоторых фактов информации не соответствует действительности. Связано это с критериями достоверности:

— отсутствие искаженных, ложных и неполных данных.

— разборчивость речи (способа фиксации).

Причины недостоверности информации, которые можно выделить как наиболее часто встречаемые: искажение, как преднамеренное (изначально неверное толкование, искажение из-за помех), так и намеренное – дезинформация, ошибки в фиксации данных, утаивание важных деталей.

Актуальность информации – степень соответствия полученной информации данному времени, вовремя полученная информация.

К примеру, возьмем все тот же прогноз погоды. На завтра или на будущую неделю он будет актуален для нас, так как поможет подобрать подходящую одежду, возможно, скорректировать свои планы. В то же время прогноз вчерашний или недельной давности для нас неактуален, так как не несет никакой ценности, так как эта информация получена несвоевременно, не соответствует интересующему нас времени.

Но следует помнить и о том, что, в зависимости от целей, неактуальная для одних людей информация может быть актуальна для других. Так, при раскрытии преступления в некоторых ситуациях состояние погоды в день кражи или убийства может иметь ключевое значение.

Так, свойства информации – полнота, актуальность и достоверность — важны при решении проблемы.

Информация должна привносить что-то новое в понимание сущности или объекта. Считается, что под ней стоит подразумевать только те данные, которые могут принести пользу человеку, дать сведения о чем-то новом.

В целом далеко не все ученые признают данное свойство обязательным для информации. Свойство новизны информация приобретает в том случае, если это данные о каких-либо новых исследованиях, явлениях, событиях, произошедших в мире. К примеру, информация о результатах выборов обладает новизной, но лишь в течение короткого промежутка времени.

Полезность, или ценность информации оценивается по отношению к нуждам тем или иным ее потребителей, задачам, которые можно решить с ее помощью. Полезная информация – самая ценная.

К примеру, для людей с аллергией ценны данные о составе того или иного продукта. Для брокера или банкира – состояние экономики в данный момент времени. Достоверность, актуальность, полнота информации – это залог ее полезности, гарантия того, что с ее помощью человек может решить поставленную перед ним задачу максимально быстро.

Адекватность – соответствие информации ожидаемому содержимому, соответствие отображаемому объекту или явлению. В целом адекватность – понятие, схожее с объективностью информации и ее достоверностью.

Можно привести следующий пример адекватности информации. На вопрос, какого цвета листья, человек отвечает – зеленого. Если ответ будет синего, черного, листья круглые и т. д., то полученная информация не может считаться адекватной. Таким образом, адекватность информации – ее правильный, достоверный ответ на поставленный вопрос.

Доступность – возможность получать ту или иную информацию, совершать над ней ряд операций, к которым относится ее чтение, изменение и копирование ее, использование для решения задач, получения новых данных.

Основные примеры доступности информации при полноте ее содержимого – научные монографии, исследования, изложенные в книгах данные, информация о состоянии окружающей среды.

В какой-то мере можно говорить о доступности политической и экономической информации для общества в целом, но вот говорить о ее полноте при этом далеко не всегда разумно.

Еще одним ярким примером доступности информации может стать книга, написанная на родном для человека языке. А вот если она напечатана на иностранном языке, незнакомом человеку, то о доступности содержащейся в ней информации уже нельзя говорить.

До сих пор нет единого определения для термина информация. Каждая область знаний, каждый ученый разрабатывает свое понятие для данного термина. Если говорить в общем, то информация – это какие-либо сведения, обладающие рядом определенных свойств.

А полнота информации – это одно из основных ее свойств. Наряду с ней также выделяют актуальность, достоверность, доступность, объективность, полезность. Данные свойства носят весьма субъективный, в некоторых случаях даже условный характер.

источник

Некоторое представление о разнообразии видов информации может дать следующее определение информации, приведенное в Советском энциклопедическом словаре: “Информация – это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму”.

В приведенном определении выделены четыре вида информации:

  • социальная (человек – человек);
  • техническая (человек – автомат, автомат – автомат);
  • биологическая (информация в животном и растительном мире);
  • генетическая (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).

    Можно предложить и другие варианты классификации информации:

  • по способам и формам получения (восприятия) информации;
  • по характеру носителя информации;
  • по характеру источников информации;
  • по сфере применения информации;
  • по общественному значению.

    Конкретный исследователь выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает.

    Все знания об окружающем мире мы получаем с помощью наших органов чувств. Насколько мы им можем доверять? За долгие годы ученые придумали и построили много обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограниченны возможности нашего глаза.

    При взгляде на рис. 1 кажется, что вертикальная линия длиннее горизонтальной, хотя в действительности обе они имеют равную длину. На рис. 2 обе горизонтальные линии имеют одинаковую длину. Точкой А на рис. 3 помечена середина горизонтального отрезка. Иллюзия неравенства его правой и левой частей создается стрелками на концах. Как ни трудно в это поверить диагональ АВ на рис. 4 равна диагонали АС, равны также и окружности в центре левой фигур, представленные на рис. 5.

    Вкусовые, слуховые и тактильные ощущения также могут порождать иллюзии: сладкий напиток, пока его пьешь, начинает казаться менее сладким; если опустить руку сначала в ледяную воду, а потом сразу в теплую, то она покажется горячее, чем на самом деле: если в течение нескольких минут подержать в руках тяжелый предмет, то после этого другой, более легкий предмет покажется нам почти невесомым.

    Информация нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения.

    Рассмотрим свойства информации, т.е. качественные признаки.

    Объективность информации. Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.

      Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 220С” — объективную (если термометр исправен).

    Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.

    Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
    Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
    Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

    Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

    • Преднамеренное искажение (дезинформация);
    • Искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
    • Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
  • Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
    • Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.
  • Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.

    Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

    Полезность или бесполезность (ценность) информации.

    Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

    Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

    С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.

    Опорный конспект для ученика.

    1. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
      Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
    2. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
    3. Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.
    4. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
    5. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
    • достоверной, но необъективной информации;
    • объективной, но недостоверной информации;
    • полной, достоверной, но бесполезной информации;
    • неактуальной информации;
    • актуальной, но непонятной информации.
    Читайте также:  Чем полезен томатный сок со сметаной

    В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:

    • Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но . на японском языке.
    • На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.
    • Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”

    Какими свойствами может обладать информация о будущем (предсказания, гадания, пророчества)?

    Приведите пример одновременно необъективной, недостоверной, неполной, неактуальной, бесполезной, непонятной информации.

    Поговорку “Ты, парень, срубил дерево не по плечу” можно трактовать как:

    • срубить — срубил, а унести не смог;
    • завоевал женщину, которую не удержать;
    • пробился к месту, которое не по способностям. Какие свойства информации здесь проявляются?

    Опыт практической работы показывает, что обычно обсуждение темы “Свойства информации” проходит заинтересованно и вызывает живой интерес учащихся. Примеры приводятся самые разнообразные, подчас неожиданные. Задачи 10—14 являются одновременно и вопросами-заданиями, и подсказками. Так, пример 11 ,а является ответом на задания 10,в и 10,д, 11,6 — ответом на задание 10,г, в таком же отношении находятся задачи 12 и 13.

    Задача 14 — пример неполноты информации, которая встречается в обыденной жизни повсеместно. Фраза, вырванная из текста без сопутствующего ей контекста, без связи с конкретной ситуацией может трактоваться неоднозначно. При обсуждении этой задачи стоит заострить внимание учащихся на том, что именно неполнота информации чаще всего бывает причиной принятия неверного решения. Пословица “Полуправда хуже лжи” отражает ситуацию. Подобным примером является и задача 11,в. В процессе обсуждения целесообразно затронуть вопрос о том, почему так важно давать точные определения изучаемым или описываемым явлениям в науке, почему нельзя ограничиваться “интуитивными” или “общеизвестными” трактовками понятий.

    1. Приведите примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах.
    2. Приведите пример, в котором числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.
    3. Назовите виды информации, которые являются основными для человека, животных, компьютера.
    4. В следующем примере определите свойства встречающейся информации:

    Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”

  • Выучить опорный конспект.
  • источник

    Приведите примеры ситуаций, в которых информация

    а) создаётся; д) копируется; и) передаётся;
    б) обрабатывается; е) воспринимается; к) разрушается;
    в) запоминается; ж) измеряется; л) ищется;
    г) делится на части; з) принимается; м) упрощается.

    Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

    а) создаётся;Написание нового текста для песни. Сочинение стиха.

    б) обрабатывается; Преобразование информации из одного вида в другой.

    в) запоминается;Ученик учит стих.

    г) делится на части;Книга делится на части, а части делятся на главы.

    д) копируется;Списывание домашнего задания.

    Е) воспринимается;

    ж) измеряется; Информацию можно измерить страницами, символами, битами, килобайтами и так далее.

    з) принимается;Прочитать информацию в журнале или газете. Услышать по радио.

    и) передаётся;Публикация информации в Интернете. Передавать информацию, разговаривая по телефону.

    к) разрушается;Удаление несохраненной информации.

    л) ищется;Искать в словаре перевод иностранного слова, в телефонном справочнике — номер телефона, в железнодорожном расписании — время отправления поезда, в учебнике математики — нужную формулу, на схеме метро — маршрут движения, в библиотечном каталоге — сведения о нужной книге.

    м) упрощается;Основная информация, без подробностей.

    12. Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?

    Средства обработки информации — это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер — универсальная машина для обработки информации. Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.

    13. Приведите примеры информации:

    А) достоверной и недостоверной;

    Б) полной и неполной;

    В) ценной и малоценной;

    Г) своевременной и несвоевременной;

    Д) понятной и непонятной;

    Е) доступной и недоступной для усвоения;

    Ж) краткой и пространной.

    а) достоверной и недостоверной;Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

    Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

    Примеры: Достоверная: 2х2=4. Недостоверная: 2х2=5

    б) полной и неполной;Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

    Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

    Примеры: Неполная: Я вышла на улицу. Полная: Я вышла на площадку перед домом в шесть часов вечера.

    в) ценной и малоценной;Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

    Примеры: Ценной: 21.12 — День зимнего солнцестояния! Это самый короткий день в году, после которого солнца будет все больше. Малоценной: 42 миллиона посетителей зашло в VK за сутки.

    г) своевременной и несвоевременной;Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

    Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

    Примеры: Своевременной: Начинается дождь. Несвоевременной: Вчера была распродажа в Икее.

    д) понятной и непонятной;Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

    Примеры: Понятная: Я люблю КНИТУ. Непонятная: Gustung-gusto ko ang aking unibersidad, at gusto kong pag-aralan doon

    е) доступной и недоступной для усвоения;Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

    Примеры: Доступная: Информация, опубликованная в Интернете. Недоступная: Информация в мыслях.

    ж) краткой и пространной.Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

    Примеры: Краткой: Морфо аматонте – бабочка. Пространственной: Морфо аматонте (лат. Morpho amathonte) – бабочка из семейства Nymphalidae, относится к подсемейству Морфид. Отдельные авторы рассматривают её как подвид Morpho menelaus.

    Назовите системы сбора и обработки информации в теле человека.

    Живые организмы и растения обрабатывают информацию с помощью своих органов и систем.

    Живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т. д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает ее в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.

    Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 5440 | Нарушение авторских прав

    источник

    Информация(от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — любые сведения и данные, отражающие свойства объектов в природных, социальных и технических системах и передаваемые звуковым, графическим (в т. ч. письменным) или иным способом без применения или с применением технических средств.

    Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

    Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

    Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

    Тактильная — воспринимаемая тактильнымирецепторами.

    Обонятельная — воспринимаемая обонятельнымирецепторами.

    Вкусовая — воспринимаемая вкусовымирецепторами.

    Текстовая— передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

    Числовая— в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

    Графическая— в виде изображений, предметов, графиков.

    Звуковая— устная или в виде записи и передачи лексем языка.

    Массовая— содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей частисоциума.

    Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

    Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

    Личная(приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

    Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.

    Достоверная — информация, полученная без искажений.

    Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.

    Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.

    Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

    Информация обладает следующими свойствами:

    Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация обладает свойством устаревать, т. е. переста­ет отражать истинное положение дел.

    Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия ре­шений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие ре­шений или может повлечь ошибки.

    Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления.

    Ценность информации зависит от того, насколько она важна для реше­ния задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.

    Только своевременно полученная информация может принести ожидае­мую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка.

    Если ценная и своевременная информация выражена непонятным обра­зом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

    Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприя­тия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школь­ных учебниках и научных изданиях.

    Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, всевозмож­ных инструкциях.

    Количество информацииможно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений. Это позволяет количественно измерять информацию. Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несет полученное сообщение: N = 2 i (формула Хартли). Иногда записывается иначе. Так как наступление каждого из N возможных событий имеет одинаковую вероятностьp = 1 / N, тоN = 1 / pи формула имеет вид I = log2 (1/p) = — log2 p

    где pi — вероятность появления в сообщении i-го символа алфавита.Удобнее в качестве меры количества информации пользоваться не значением hi , а средним значением количества информации, приходящейся на один символ алфавита H = S pihi= — S pilog2pi

    Значение Н достигает максимума при равновероятных событиях, то есть при равенстве всех pipi = 1 / N

    В этом случае формула Шеннона превращается в формулу Хартли.

    За единицу количества информациипринимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица названабитом.

    Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей — байт, причем:

    1 байт = 8 битов = 2 3 битов.

    В информатике система образования кратных единиц измерения несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10 n , где n = 3, 6, 9 и т. д., что соответствует десятичным приставкам «Кило» (10 3 ), «Мега» (10 6 ), «Гига» (10 9 ) и т. д.

    В компьютере информация кодируется с помощью двоичной знаковой системы, и поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2 n

    Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

    1 килобайт (Кбайт) = 2 10 байт = 1024 байт;

    1 мегабайт (Мбайт) = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт;

    1 гигабайт (Гбайт) = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт.

    Количество информации в сообщении.Сообщение состоит из последовательности знаков, каждый из которых несет определенное количество информации.

    Если знаки несут одинаковое количество информации, то количество информации Icв сообщении можно подсчитать, умножив количество информации Iз, которое несет один знак, на длину кода (количество знаков в сообщении) К:

    Так, каждая цифра двоичного компьютерного кода несет информацию в 1 бит. Следовательно, две цифры несут информацию в 2 бита, три цифры — в 3 бита и т. д. Количество информации в битах равно количеству цифр двоичного компьютерного кода

    Двоичный компьютерный код

    Информацио́нная энтропи́я — мера неопределённости или непредсказуемости информации, неопределённость появления какого-либо символапервичного алфавита. При отсутствии информационных потерь численно равна количеству информации на символ передаваемого сообщения.

    Энтропия — это количество информации, приходящейся на одно элементарное сообщение источника, вырабатывающего статистически независимые сообщения.

    Энтропия стала использоваться как мера полезной информации в процессах передачи сигналов по проводам. Под информацией Шеннон понимал сигналы нужные, полезные для получателя. Неполезные сигналы, с точки зрения Шеннона, это шум, помехи. Если сигнал на выходе канала связи является точной копией сигнала на входе то, с точки зрения теории информации, это означает отсутствие энтропии. Отсутствие шума означает максимум информации. Взаимосвязь энтропии и информации нашло отражение в формуле: H + Y = 1

    Читайте также:  Чем полезен печень трески

    где Н – энтропия, Y– информация. Этот вывод количественно был обоснован Бриллюэном .

    где Н – энтропия Шеннона, Pi— вероятность некоторого события.

    Информационная двоичная энтропия для независимых случайных событий свозможными состояниями (отдо,— функция вероятности) рассчитывается по формуле:

    Эта величина также называется средней энтропией сообщения. Величина называется частной энтропией, характеризующей только-e состояние.

    Таким образом, энтропия события является суммой с противоположным знаком всех произведений относительных частот появления события, умноженных на их жедвоичные логарифмы. Это определение для дискретных случайных событий можно расширить для функции распределениявероятностей.

    Энтропия является количеством, определённым в контексте вероятностной модели для источника данных. Например, кидание монеты имеет энтропию:

    битна одно кидание (при условии его независимости), а количество возможных состояний равно:возможных состояния (значения) («орёл» и «решка»).

    У источника, который генерирует строку, состоящую только из букв «А», энтропия равна нулю: , а количество возможных состояний равно:возможное состояние (значение) («А») и от основания логарифма не зависит. Это тоже информация, которую тоже надо учитывать. Примеромзапоминающих устройствв которых используются разряды с энтропией равной нулю, но с количеством информации равным 1 возможному состоянию, т.е. не равным нулю, являются разряды данных записанных вПЗУ, в которых каждый разряд имеет только одно возможное состояние.

    Некоторые биты данных могут не нести информации. Например, структуры данных часто хранят избыточную информацию, или имеют идентичные секции независимо от информации в структуре данных.

    Количество энтропии не всегда выражается целым числом битов.

    Неотрицательность: .

    Ограниченность: Если все элементов изравновероятны,.

    Если независимы, то.

    Энтропия — выпуклая вверх функция распределения вероятностей элементов.

    Если имеют одинаковое распределение вероятностей элементов, то.

    Алфавит может иметь вероятностное распределение далекое от равномерного. Если исходный алфавит содержитсимволов, тогда его можно сравнить с «оптимизированным алфавитом», вероятностное распределение которого равномерное. Соотношение энтропии исходного и оптимизированного алфавита — это эффективность исходного алфавита, которая может быть выражена в процентах. Эффективность исходного алфавита ссимволами может быть также определена как его-арная энтропия.

    Энтропия ограничивает максимально возможное сжатие без потерь (или почти без потерь), которое может быть реализовано при использовании теоретически — типичного набораили, на практике, —кодирования Хаффмана,кодирования Лемпеля — Зива — Велчаилиарифметического кодирования.

    источник

    Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомлённость) — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

    В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, и невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия (так же, в геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия). Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

    Слово «информация» происходит от лат. informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информации рассматривалось ещё античными философами.

    До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. В XX веке вопросами теории информации стали заниматься кибернетика и информатика.

    Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

    • Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
    • Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
    • Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
    • Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
    • Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
    • Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
    • Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
    • Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
    • Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
    • Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
    • Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
    • Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
    • Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
    • Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
    • Достоверная — информация, полученная без искажений.
    • Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
    • Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
    • Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

    Традиционализм субъективного постоянно доминировал в ранних философских определениях информации, как категории, понятия, свойства материального мира. Информация существует независимо от нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула. Информация нематериальна, как и все свойства материи. Информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция, и др. что есть основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности в её распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности. Информация — свойство материи и отражает её свойства (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия.

    С материальной точки зрения информация — это порядок следования объектов материального мира. Например, порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией. Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией. Порядок следования музыкальных нот является музыкальной информацией. Порядок следования генов в ДНК является наследственной информацией. Порядок следования битов в ЭВМ является компьютерной информацией и т. д. и т. п. Для осуществления информационного обмена требуется наличие необходимых и достаточных условий.

    1. Наличие не менее двух различных объектов материального или нематериального мира.
    2. Наличие у объектов общего свойства, позволяющего идентифицировать объекты в качестве носителя информации.
    3. Наличие у объектов специфического свойства, позволяющего различать объекты друг от друга.
    4. Наличие свойства пространства, позволяющее определить порядок следования объектов. Например, расположение письменной информации на бумаге — это специфическое свойство бумаги, позволяющее располагать буквы слева направо и сверху вниз.

    Наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, общества животных, роботов и т. д.

    Различные объекты (буквы, символы, картинки, звуки, слова, предложения, ноты и тп.) взятые по одному разу образуют базис информации. Информационное сообщение строится путем выбора из базиса копий объектов и расположение этих объектов в пространстве в определенном порядке. Длина информационного сообщения определяется как количество копий объектов базиса и всегда выражается целым числом. Необходимо различать длину информационного сообщения, которое всегда измеряется целым числом, и количество знаний, содержащегося в информационном сообщении, которое измеряется в неизвестной единице измерения.

    С математической точки зрения информация — это последовательность целых чисел, которые записаны в вектор. Числа — это номер объекта в базисе информации. Вектор называется инвариантом информации, так как он не зависит от физической природы объектов базиса. Одно и то же информационное сообщение может быть выражено буквами, словами, предложениями, файлами, картинками, нотами, песнями, видеоклипами, любой комбинацией всех ранее названных. Чем бы мы ни выражали информацию — изменяется только базис, а не инвариант.

    Предметом изучения науки информатика являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи. А сама информация, зафиксированная в данных, её содержательный смысл интересны пользователям информационных систем, являющимся специалистами различных наук и областей деятельности: медика интересует медицинская информация, геолога — геологическая, предпринимателя — коммерческая и т. п. (в том числе специалиста по информатике интересует информация по вопросам работы с данными).

    Работа с информацией связана с преобразованиями и всегда подтверждает её материальную природу:

    • запись — формирование структуры материи и модуляции потоков путём взаимодействия инструмента с носителем;
    • хранение — стабильность структуры (квазистатика) и модуляции (квазидинамика);
    • чтение (изучение) — взаимодействие зонда (инструмента, преобразователя, детектора) с субстратом или потоком материи.

    Системология рассматривает информацию через связь с другими основаниями: I=S/F[MvRvT], где: I — информация; S — системность мироздания; F — функциональная связь; M — материя; v — (v подчёркнутое) знак великого объединения (системности, единства оснований); R — пространство; T — Время.

    Объекты материального мира находятся в состоянии непрерывного изменения, которое характеризуется обменом энергией объекта с окружающей средой. Изменение состояния одного объекта всегда приводит к изменению состояния некоторого другого объекта окружающей среды. Это явление вне зависимости от того, как, какие именно состояния и каких именно объектов изменились, может рассматриваться как передача сигнала от одного объекта другому. Изменение состояния объекта при передаче ему сигнала называется регистрацией сигнала.

    Сигнал или последовательность сигналов образуют сообщение, которое может быть воспринято получателем в том или ином виде, а также в том или ином объёме. Информация в физике есть термин, качественно обобщающий понятия «сигнал» и «сообщение». Если сигналы и сообщения можно исчислять количественно, то можно сказать, что сигналы и сообщения являются единицами измерения объёма информации.

    Одно и то же сообщение (сигнал) разными системами интерпретируется по-своему. Например, последовательно длинный и два коротких звуковых (а тем более в символьном кодировании -..) сигнала в терминологии азбуки Морзе — это буква Д (или D), в терминологии БИОС от фирмы AWARD — неисправность видеокарты.

    В математике теория информации (математическая теория связи) — раздел прикладной математики, определяющий понятие информации, её свойства и устанавливающий предельные соотношения для систем передачи данных. Основные разделы теории информации — кодирование источника (сжимающее кодирование) и канальное (помехоустойчивое) кодирование. Математика является больше чем научной дисциплиной. Она создает единый язык всей Науки.

    Предметом исследований математики являются абстрактные объекты: число, функция, вектор, множество, и другие. При этом большинство из них вводится акcиоматически (аксиома), то есть без всякой связи с другими понятиями и без какого-либо определения.

    Информация не входит в число предметов исследования математики. Тем не менее, слово «информация» употребляется в математических терминах — собственная информация и взаимная информация, относящихся к абстрактной (математической) части теории информации. Однако, в математической теории понятие «информация» связано с исключительно абстрактными объектами — случайными величинами, в то время как в современной теории информации это понятие рассматривается значительно шире — как свойство материальных объектов.

    Связь между этими двумя одинаковыми терминами несомненна. Именно математический аппарат случайных чисел использовал автор теории информации Клод Шеннон. Сам он подразумевает под термином «информация» нечто фундаментальное (нередуцируемое). В теории Шеннона интуитивно полагается, что информация имеет содержание. Информация уменьшает общую неопределённость и информационную энтропию. Количество информации доступно измерению. Однако он предостерегает исследователей от механического переноса понятий из его теории в другие области науки.

    «Поиск путей применения теории информации в других областях науки не сводится к тривиальному переносу терминов из одной области науки в другую. Этот поиск осуществляется в длительном процессе выдвижения новых гипотез и их экспериментальной проверке.» К. Шеннон.

    Правовое определение понятия «информация» дано в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 2): «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

    Федеральный закон № 149-ФЗ определяет и закрепляет права на защиту информации и информационную безопасность граждан и организаций в ЭВМ и в информационных системах, а также вопросы информационной безопасности граждан, организаций, общества и государства.

    В теории управления (кибернетике), предметом исследования которой являются основные законы управления, то есть развития систем управления, информацией называются сообщения, получаемые системой из внешнего мира при адаптивном управлении (приспособлении, самосохранении системы управления).

    Основоположник кибернетики Норберт Винер говорил об информации так:

    Н. Винер Кибернетика, или управление и связь в животном и машине; или Кибернетика и общество

    Эта мысль Винера дает прямое указание на объективность информации, то есть её существование в природе независимо от сознания (восприятия) человека.

    Объективную информацию современная кибернетика определяет как объективное свойство материальных объектов и явлений порождать многообразие состояний, которые посредством фундаментальных взаимодействий материи передаются от одного объекта (процесса) другому, и запечатлеваются в его структуре.

    Материальная система в кибернетике рассматривается как множество объектов, которые сами по себе могут находиться в различных состояниях, но состояние каждого из них определяется состояниями других объектов системы. В природе множество состояний системы представляет собой информацию, сами состояния представляют собой первичный код, или код источника. Таким образом, каждая материальная система является источником информации.

    Субъективную (семантическую) информацию кибернетика определяет как смысл или содержание сообщения. (см. там же) Информация — это характеристика объекта.

    Дезинформацией (также дезинформированием) называется один из способов манипулирования информацией, как то введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, или полной, но не в нужной области, искажения контекста, искажения части информации.

    Цель такого воздействия всегда одна — оппонент должен поступить так, как это необходимо манипулятору. Поступок объекта, против которого направлена дезинформация, может заключаться в принятии нужного манипулятору решения или в отказе от принятия невыгодного для манипулятора решения. Но в любом случае конечная цель — это действие, которое будет предпринято.

    Copyright © Галеон сайт багетной мастерской
    г. Москва, Проспект Мира 102, стр. 34
    метро » Алексеевская», «Рижская»

    источник

    Источники:
    • http://studopedia.su/15_64039_vidi-i-svoystva-informatsii-obyazatelno-primeri.html
    • http://gogol.livejournal.com/810492.html
    • http://fb.ru/article/272863/polnota-informatsii---eto-chto-oznachaet
    • http://msk.edu.ua/ivk/Informatika/Uch_posobiya/Informaciya/Inf/2.html
    • http://lektsii.org/13-34827.html
    • http://studfiles.net/preview/4289458/
    • http://www.baget1.ru/information/information.php