Меню Рубрики

Проект по окружающему миру 4 класс полезные ископаемые

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:
Урок- проект по окружающему миру в 4 классе «Полезные ископаемые».

Урок проводится с целью проверки знаний,умений и навыков, полученных учащимися в ходе изучения темы .Для разработки данной темы использован проектный метод.В ходе занимательной игры- путешествия учащимися был закреплён изученный материал.Тема рассчитана на 5 уроков. Данный урок является завершающим.

(презентация проекта учащихся 4 Г класса).

Тема урока: « Наши подземные богатства»

Образовательная – повторить и закрепить знания о полезных ископаемых России и нашего края;

Методическая – научить учащихся использовать проектный метод; прививать навыки самостоятельного подбора, анализа, систематизации, обобщения материала.

Воспитательная – показать необходимость охраны полезных ископаемых России и Самарской области, прививать бережное отношение к природе, активизировать желание детей к изучению родного края, формировать чувство гордости за родной край.

Карта Самарской области с месторождениями полезных ископаемых,

Коллекция полезных ископаемых,

Макет представителей древнего мира фауны,

Янтарные бусы, малахитовая шкатулка,

Плакат с названием команды, девиза и цели.

Бейджики с названием команды,

1.Организационный момент ( 1- 2 минуты)

1) Представление команды, ведущих, экскурсовода по карте.

3. Рефлексия « Куда исчезли древние растения и животные?» ( 3 мин.)

Урок- презентация « Полезные ископаемые» проводится с целью проверки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в ходе изучения данной темы по программе общеобразовательной школы « Окружающий мир» (учебник « Мир вокруг нас», 4 класс, автор А. А. Плешаков)

Для разработки данной темы использован проектный метод. В ходе занимательной игры- путешествия учащимися был закреплён изученный материал и проверен уровень усвоения пройденного материала.

Тема « Полезные ископаемые» рассчитана на 5 этапов.

На первом этапе перед учащимися был поставлен проблемный вопрос « Куда исчезли древние животные и растения?»

На втором этапе – исследовательском, дети разбились на 5 команд по 5 человек. Ребята собирали информацию: загадки, тексты, рисунки, стихи для данного урока.

На третьем, конструктивном этапе, учащиеся создавали документы, разрабатывали эскизы, выбирали материал.

Четвёртый этап — технологический. Изготавливали детали проекта.

Пятый этап – заключительный. Защита проекта в виде урока – презентации.

Представители от каждой команды были разбиты на 3 группы:

  1. ведущие – 2 гнома,
  2. помощники – 15 человек,
  3. команда -8 человек.

Ведущие – гномы задавали вопросы команде. После ответов команды помощники обобщали и давали полный ответ на поставленные вопросы. Зрителями являлись дети из других классов, учителя, родители, приглашённые на урок.

Урок помогает ученику через игру, большое количество наглядности усвоить и закрепить полученную информацию.

Проектный метод прививает навыки самостоятельного подбора, анализа, систематизации, обобщения материала. Ценность метода в том, что активное участие в подготовке к уроку – презентации принимают родители. В процессе подготовки к уроку учащиеся реализовали навыки работы с компьютером. Все этапы работы с материалом носили творческий характер.

Методическая разработка данного урока адресована учителям, работающим в начальной школе по программе: А.А. Плешаков « Мир вокруг нас».

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов в год. Урок, к которому прилагаются данные рекомендации, был дан в 4 классе в ходе изучения темы « Наши подземные богатства».

Методический материал адресован учителю в качестве помощи в подборе и систематизации материала по теме «Наши подземные богатства».

Данная разработка урока содержит пояснительную записку, описание хода урока, приложения в виде текстов, рисунков, кроссворда, списка литературы, которым может пользоваться учитель для подготовки.

Данная методическая разработка опробована в ходе преподавания учебного курса « Окружающий мир» в 2012 году в МБУ СОШ №70 учителем Юриной М.Б.

Список литературы, использованной в ходе подготовки к уроку- презентации.

  1. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» Москва, «Просвещение», 2011г.
  2. Детская энциклопедия « Наша планета Земля», издательство «Дом Пилигрим», 1998г.
  3. И.Р.Учайкина, Н.П. Лопухов, В.В.Воронин « География Самарской области»,г. Самара, 2002г.
  4. В.В.Шнырёв и др. «Атлас Самарской области», Роскартография, 1999г.
  5. И.Р.Учайкина « Люби и изучай свой край», г. Самара, 1999г.
  6. М.Г.Ракитина «. Природоведение».Дидактические материалы, г Москва, 2002г.
  7. Интернет- ресурсы.
  1. Куда исчезли древние растения и животные?
  2. Какое богатство нельзя восстановить?

« Всё ли то золото, что блестит?»

Учитель. – Сегодня у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Конечно, мы с вами не сможем сравниться с великими путешественниками, такими как: Колумб, Магеллан, Крузенштерн, Дежнёв и другими. Но проникнуть в тайны родного края, побывать в подземелье можно попробовать. Сверять свой путь мы будем с маршрутной картой, она перед вами на стенде. И, судя по карте, нам предстоит пройти 8 отрезков пути. Только тот, кто доберётся до финиша, узнает: « Всё ли то золото, что блестит?» Чтобы нам не было трудно в пути, на помощь спешат гномы. ( Гномы вбегают с песней « Страна Тра- ля-ля- фалия….»)

1 гном. Здравствуйте, ребята! Собрались в путешествие? Не

торопитесь! Сначала надо проверить, готовы ли вы? Есть ли у вас название команды, девиз и цель?

( Командир и команда отвечают.)

Члены команды « Путешественники»

Члены команды: « Люби и изучай свой край.

Член команды: Узнать, куда исчезли древние животные и растения?

1 гном : — Погодите, погодите, не торопитесь, сами всё узнаете!

И вот ваше первое задание. ( Указкой показывает на маршрутную карту)

Первый пункт « Загадки». За каждый правильный ответ, фишка. А загадывать загадки вам будут мои помощники.

Отгадайте, что же это? ( нефть)

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расположен даже. (песок)

А без неё мало едят. ( соль)

Делать краски и эмали. ( уголь)

2 гном . – С первым пунктом вы справились, переходим ко второму пункту. Попробуйте за одну минуту найти на карте Усолье. Объясните, почему это место так назвали?

Читайте также:  Чем полезно глотать сперму

— А теперь послушайте моих помощников.

5 помощник . Около Жигулей есть село Усолье. Почему оно так называется? Уже во времена Ивана Грозного существовал соляной промысел в районе речки Усолки. Отсюда и произошло название села Усолье ( у соли). Каждый из нас ежегодно употребляет около 8 кг соли.

2 гном . – Ну что, ребята, я считаю, вы угадали правильно, вот вам фишка и в путь!

1 гном . – Пора бы перекусить! Вопрос: можно ли есть камни? Одна минута на размышление.

— Какие вы догадливые! Но это ещё не приз. А приз будет, когда вы, прослушав информацию, сможете ответить, что нового узнали из рассказа помощников?

6 помощник. Существуют ли съедобные камни? В качестве продуктов питания довольно часто используется глина. На севере Дальневосточного края существуют залежи особой белой глины, которую местные жители часто едят как самостоятельное блюдо или вместе с оленьим молоком. Обычно её называют «земляной сметаной». А в некоторых районах Австралии и Африки считается изысканными лакомствами определённые виды белых, зеленоватых и голубых глин. Их подают в особо торжественных случаях наиболее важным гостям.

2 гном. — Судя по маршрутному листу, существуют ещё и солнечные камни. У вас есть какие- нибудь предположения на этот счёт?

— Да, вы правы! А вот как об этом расскажут мои помощники.

7 помощник. Янтарь — необычный камень. Он представляет собой окаменевшую смолу древнейших хвойных растений. Поэтому природный янтарь имеет характерную форму капель, натёков, сосулек. Нередко в янтаре можно увидеть жуков, мух или муравьёв. Как они попали в глубину « солнечного камня»? По, видимому, насекомые привлечённые блеском текущей смолы, садились на неё и прилипали. Более мелкие из них тонули в смоле и постепенно покрывались новыми её слоями, а более крупным иногда всё- таки удавалось вырваться на свободу. В этом случае в янтаре навеки оставались отпечатки их крыльев.

1 гном. – Вы видели когда — нибудь золото? А кто из вас держал в руках «жидкое золото»? А вот посмотрите! ( нефть в пробирке)

Я приглашаю на сцену настоящих знатоков нефти!

Как только не называют нефть: жидкий огонь, горючая вода, земляное масло. Но самое распространённое и наиболее точное определение этого полезного ископаемого – «чёрное золото». Нефть — один из ценнейших даров Земли, основной и наиболее эффективный источник энергии, без которого немыслимо развитие современной промышленности.

Главное богатство подземных кладовых Самарской области – это нефть. Нефть добывается почти на всей её территории и по трубопроводам перекачивается на перерабатывающие заводы. С 1936 года в области открыто 350 нефтяных месторождений, из которых добыто около миллиарда тонн «чёрного золота».

2 гном. – Вы уже догадались, что мы ведём речь о полезных ископаемых. А каким образом полезные ископаемые могут быть связаны с водными процедурами, с водой? И опять слово знатокам.

8 помощник. Жили когда — то в древнем море – океане маленькие рачки, улитки в собственном домике- раковинке. И когда они умирали, их раковины падали на дно моря. И так тысячи лет без перерыва сыпался ракушечный дождь: скелеты разных морских существ, панцири рачков.

9 помощник. Шли годы, столетия, тысячелетия. Там, где когда – то было морское дно, возникла суша. Поверхность нашей планеты то поднималась, то опускалась, собиралась в огромные складки- горы. И сегодня мы можем путешествовать по горам, которые состоят из белого камня – известняка. Если положить крупинку известняка под микроскоп, то можно увидеть в нём обломки ракушек.

1 гном. Все из вас любят отгадывать кроссворды, ребусы. И вот такая шифровка пришла к нам из далёкого прошлого. Попробуйте расшифровать! Сдаётесь? Тогда слушайте!

10 помощник. Он может быть бурым или чёрным, блестящим или матовым. Его основу составляют остатки погибших древнейших деревьев и растений, которые разлагаясь, превращаются в рыхлый торф. Торф, покрытый последующими наслоениями погибших растений, оказывается в недрах Земли, а там под действием высокого давления и температуры превращается в твёрдый плотный уголь.

2 гном. – Ну, что друзья, мы с вами подобрались к разгадке, куда же исчезли динозавры? Соберитесь в кружок, вытяните руки с заработанными фишками. Одна минута на размышление. Есть ли у вас ответ?

— Да, действительно, вы правы. Послушайте помощников.

11 помощник. Много миллионов лет назад земля не была такой, какой мы видим её теперь. Густые леса покрывали в то время большие пространства суши. Болотистые берега, покрытые лесом, медленно опускались. Море наступало на сушу, и деревья скрывались под водой. Многие миллионы лет лежали там останки древних растений, животных. На них оседал морской песок, глина покрывала их толстым слоем. Всё глубже скрывались под слоями песка, глины остатки первобытных лесов, животных. Из них – то и образовались полезные ископаемые.

1 гном. Ну, что, ребята, цель свою вы достигли и теперь знаете:

1) Куда исчезли древние животные и растения.

2) Какие полезные ископаемые находятся на территории нашей области.

А самый главный вопрос остался неразгаданным: « Всё ли то золото, что блестит?»

Есть ли ответ на этот вопрос? ( Ответы команды)

-Мне понравилось наше путешествие. Жаль, что остальным ученикам не удалось попутешествовать с нами.

2 гном. – Не переживайте, для всех остальных учеников составлен буклет, прочитав который они узнают:

1. Загадки о полезных ископаемых.

3. Существуют ли съедобные камни?

4. Почему янтарь — солнечный камень?

5. Какое золото называют «чёрным»?
6. Куда исчезли древние животные и растения?

Читайте также:  Как приготовить полезно тыкву

И так, ребята, будьте любознательными! Любите и изучайте свой край!

Давайте с вами послушаем замечательное стихотворение В. Алфёрова о нашем родном крае.

12 помощник. « Люблю заволжские просторы»

Люблю заволжские просторы,

В сторонке тихой и родной.

И россыпь трели соловьиной,

И скромный посвист снегиря…

Люблю пунцовый куст рябины

Чуть внятный шёпот камыша.

Встречать с ружьём у шалаша.

Где бегал в детстве босиком.

И в каждой маленькой травинке

1 гном. – А что же мы будем делать с фишками? Предлагаю заменить их на сладкий приз.

источник

Что такое полезные ископаемые?

Кто ищет месторождения полезных ископаемых?

Виды полезных ископаемых, месторождения и их применение.

Загадки о полезных ископаемых.

Охрана полезных ископаемых

Полезные ископаемые это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

М есторождения природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, а при больших площадях распространения – бассейны .

Поиском месторождений занимаются геологи .

Геология это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)

В России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых . В недрах земли выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти , природного газа , каменного угля , руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов .

Отдельные виды полезных ископаемых

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности,

Кузнецкий, Печерский, Южно – Якутский, Канско — Ачинский угольные бассейны

Применяется в мире химической и нефтехимической промышленности, для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс , ПАВ , моющих средств , пластификаторов , присадок , красителей ,

Западно-Сибирское, Тимано-Печорское, Волго-Уральское, Прикаспийское, Северо-Кавказско-Мангышлак, Енисейско-Анабарское, Лено-Тунгусское, Лено-Вилюйское

Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин ( газотопливная система автомобиля ), котельных , ТЭЦ и др. Сейчас он используется в химической промышленности как исходное сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс. В XIX веке природный газ использовался в первых светофорах и для освещения (применялись газовые лампы )

, Охотское и нефтегазоносные области: Балтийская, Анадырская, восточно-камчатская.

Используется в химической промышленности

Волжский, Тимано-Печорский, Вичегодский сланцевые бассейны.

Используется комплексно как топливо , удобрение , теплоизоляционный материал и др. Торф также является важным газоносным материалом .

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Используются при производстве чугунов и сталей

Курская магнитная аномалия

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала, для изготовления памятников и гранитного щебня

Карелия, Емельяновское месторождение

Применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур .

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство , для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Загадки о полезных ископаемых:
1.Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое , из чего был сделан горшочек?

Глина.
2.Бела, кристаллическая, твердая порода,
применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.
Мрамор.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо».
Железо.
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом»
каменного угля.
Торф.
5. Образуется при разрушении гранита и кварца.
Песок.

6. С итальянского языка название этого ископаемого
переводится как «зернистый»?
Гранит.
7. Без него не может обойтись учитель на уроке.
Мел.
8. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности —
мел, мрамор.
Известняк.
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой.
Нефть.

Охрана полезных ископаемых

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них

образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад.

Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.

Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Если относиться к добыче полезных ископаемых не по – хозяйски, то они могут совсем исчезнуть!

источник

Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.

Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены) .

Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

Песок и глина — очень распространенные полезные ископаемые. Мы знаем, что они образуются при разрушении твердых пород, например, гранита.

Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла, только не желтый, а белый.

Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью. Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали твердыми. Их называют керамическими изделиями. Добывают глину в карьерах.

Читайте также:  Медвежонок кеша и его полезные дела

Это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа.

Он используется как топливо в жилых домах. Для этого его спрессовали в небольшие бруски — брикеты. На фермах торф служит подстилкой для животных. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.

Торф еще и хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.

Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля — горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Добывают уголь в шахтах и карьерах. А перевозят в вагонах по железной дороге.

Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад, глубоко под землей.

Нефть — густая маслянистая жидкость темного цвета. У неё резкий запах. Попадая в воду, она растекается тонкой пленкой по её поверхности. Нефть горюча.

Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин) , смазочные масла, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления ткани.

Нефть добывают из скважин. Бурят их очень глубоко и строят буровые установки. Сейчас наша страна экспортирует нефть во многие страны мира.

По мнению ученых, природный газ, как и нефть, образовались из остатков растений и животных, которые когда — то жили на планете.

Газ бесцветный, легкий, горит голубым пламенем, мы это видим дома, когда он горит в газовой плите.

Природный газ очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.

источник

Презентация для 4 класса по окружающему миру. тема: «Полезные ископаемые». Автор учебника -Плешаков, программа «Школа России»

Что называют полезными ископаемыми?

Это горные породы, добываемые из недр или с поверхности Земли и используемые человеком

Происхождение горных пород

Из остатков древних растений и животных, осевшего на дно водоёмов ила

Из магмы после извержений вулканов, под действием высокой температуры и давления

Горючие полезные ископаемые

  • Используют для отопления жилищ
  • Для получения электроэнергии на теплоэлектростанциях
  • В изготовлении красок, смол, пластмасс
  • Горючий
  • Чёрного цвета
  • Тонет в воде
  • Твёрдый
  • Хрупкий

  • Горючий
  • Тёмно-бурый
  • Рыхлый
  • Хорошо впитывает воду
  • Горючее для работы небольших электростанций
  • Удобрение
  • Подстилки для скота

  • Бензин, керосин, дизельное топливо
  • Пластмассы и синтетические волокна
  • Горючая маслянистая жидкость
  • Чёрный цвет
  • Легче воды

Часто сопутствует добыче нефти

резину, искусственные волокна

  • Руды чёрных металлов: красный и бурый железняк
  • Руды цветных металлов:Медь

  • Быстро нагреваются и хорошо проводят тепло
  • Обладают электропроводностью
  • Некоторые обладают магнитными свойствами
  • Прочные, пластичные
  • Долговечные
  • Строительство
  • Провода
  • Рельсы
  • Компасы и магниты
  • Машиностроение, самолётостроение, кораблестроение

Топливо для атомных электростанций

  • Мягкий пластичный металл желтоватого цвета
  • Блеск, который сохраняется долгое время, не тускнея

Полезные ископаемые, применяемые в строительстве

  • Гранит
  • Мрамор
  • Песок
  • Глина
  • Гипс
  • Известняк

фундаменты больших зданий, станции метро, набережные, памятники

  • Серого цвета, иногда с красноватым оттенком
  • Очень твёрдый и прочный материал

Санкт-Петербург. Набережная Невы

  • Прочный
  • Хорошо полируется
  • Разнообразные оттенки цветов и узоры прожилок
  • Украшение стен, полов зданий, станций метро

  • Рыхлый
  • Сыпучий
  • Не растворим в воде
  • Строительство дорог
  • Приготовление цемента и бетона
  • Белый кварцевый песок используют для изготовления стекла

Песчаный карьер в Подмосковье

  • Красного, белого, серо-голубого цвета
  • Мокрая глина – вязкая и пластичная
  • После прокаливания – твёрдая и хрупкая

  • Производство кирпичей, строительство
  • Гончарное дело

  • Мягкий минерал белого или желтоватого цвета
  • Кристаллы гипса напоминают пластинки, иголочки или лепестки

  • Строительство и архитектура
  • Скульптура
  • Медицина

  • Чёрный
  • Мягкий
  • Легко оставляет след на бумаге
  • Грифели карандашей
  • В деталях приборов и машин

  • Цвет зелёный, синий, красный
  • Кристаллы апатита – шестигранники
  • После специальной обработки похож на драгоценный камень

  • Из него изготавливают ценные удобрения
  • Используют в ювелирном деле

отрасль науки и техники, занимающаяся добычей полезных ископаемых

скопления полезных ископаемых

Способы добычи полезных ископаемых:

Открытым способом в карьерах

Разработка месторождения известняка

Ружеальский каменный каньон – добыча мрамора

Солёное озеро Баскунчак в Астраханской области

Добыча каменного угля. Урал

Добыча руды открытым способом в карьере

Строительство нефтепроводов и газопроводов

Полезные ископаемые Нижегородской области

  • Торф
  • Фосфориты
  • Железные руды
  • Кварцевые пески
  • Глины
  • Титан-циркониевые руды «чёрные пески»

Исчерпаемы ли запасы полезных ископаемых?

Запасы Земли не бесконечны !

-Бережного и экономного использования полезных ископаемых

-Полной выработки месторождений

-Контроля за полной и эфективной переработкой добытого

-Создания искусственных материалов, которые могли бы заменить естественные

Тысячи лет вода растворяет в горных породах минералы и уносит их прочь

Столбики из натёков капель воды с крупицами минералов, «растущие» снизу вверх

Каменные сосульки, «растущие» со сводов пещеры вниз

От чего зависит цвет сталактитов и сталагмитов?

От минералов, из которых они состоят

  • Насекомые, черви, пауки
  • Протеи – хвостатые земноводные
  • Летучие мыши

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/proekt-po-okruzhayuschemu-miru-poleznie-iskopaemie-klass-828403.html
  • http://znanija.com/task/25606948
  • http://multiurok.ru/files/polieznyie-iskopaiemyie-2.html