Меню Рубрики

Программа общественно полезный труд

ГБОУ «Трубчевская школа-интернат»

Адаптированная рабочая программа:
общественно полезный производительный труд 2 класс
для детей с ОВЗ

(Образовательная область «Технология»)

учитель: Вишнякова Елена Александровна

Пояснительная записка
общественно полезный производительный труд 2 класс
Программа по предмету «Общественно полезный производительный труд» (ОППТ) определяет содержание обучения детей с ОВЗ по зрению. Данная программа составлена с учетом состояния зрительных возможностей, познавательной активности, интересов, личностных особенностей. Лечебно-педагогический подход к работе с детьми предполагает различные виды занятий, каждое из которых имеет большое значение для реабилитации ребенка. Как показывает опыт, занятия общественно полезным трудом оказываются достаточно эффективным средств оптимизации развития и социализации учащихся.
Проблемы в двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной сферах (например, повышенная или пониженная чувствительность) также часто становятся препятствиями при формировании и развитии трудовой деятельности у детей с ОВЗ по зрению
Наиболее специфичным для коррекционной школы методом воспитания чувства долга и ответственности служит приучение школьников к трудовой деятельности. Систематическое участие школьников в общественно полезном труде (ОПТ), детальная мотивированная оценка его результатов приучат к выполнению порученного задания.
Цель программы:
Сформировать первичные навыки социально — бытовых видов трудовой деятельности и воспитание учащихся к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений,
В программе поставлены следующие задачи:
1. Дать определённую систему знаний по тому или иному виду труда (профессии);
2. Формирование соответствующих профессионально — трудовых умений и навыков;
3. Воспитание нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение воспитанников коррекционной школы в производительный труд;
4. Коррекция недостатков на основе трудовой деятельности.
Коррекционная задача связана с проблемой и задачами школы, которая направлена, на подготовку ученика к самостоятельной жизни, к труду, на решение общесоциальных умений и навыков после окончания специального учреждения.
Воспитание правильного отношения к труду у детей с ОВЗ возможно только при систематической организации его собственной трудовой деятельности в семье, в школе, в интернате, при показе конкретных образцов правильного отношения к совершенно конкретным видам труда (труд по самообслуживанию, труд в мастерской, в подсобном хозяйстве, труд при обучении). Виды общественно производительного труда подбирать нужно в соответствии с психофизическими возможностями детей, при обязательном обсуждении с врачом показаний и противопоказаний для каждого ученика, с учётом потребности школы и ближайшего производственного окружения.
Учебный план коррекционной школы в первом, втором и третьем классах отводит по два часа в неделю в урочное время на общественно — полезный, производительный труд.
ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ:
В результате изучения общественно-полезного труда ученик в зависимости от изучаемого раздела должен приобрести:
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ.
— положительное отношение к труду и людям труда;
— бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
-формирование коммуникативных и межличностных отношений м/у учениками класса и классами;
-бережное отношение к оборудованию, к инструментам, материалам;
-уход за комнатными растениями и за растениями пришкольного участка;
-соблюдать санитарно – гигиенические нормы рабочего помещения;
-выполнять уличные работы по благоустройству территории;
-соблюдать технику безопасности при выполнении общественно полезных работ.
Данная программа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности при выполнении трудовых заданий, подготавливает учащихся к профессиональному труду в школьных мастерских, а также оказывает психолого-педагогическую поддержку в трудовой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Общественно полезный производительный труд является составной частью учебно-воспитательного процесса, действенным средством воспитания и развития учащихся, который в себя включает следующие виды деятельности:
принимать посильное участие в уборке классных комнат, игровых, медицинского кабинета, уходе за комнатными растениями, в дежурстве по классу и школе;
заниматься простейшим ремонтом книг (обрезать и подклеивать страницы, оклеивать корешки);
изготавливать закладки для книг;

участвовать в работе «Книжкиной больницы», «Мастерской Деда Мороза», «Мастер Самоделкин» и т.д. Игровая форма деятельности младших школьников – полезна, так как позволяет сделать обыденный труд увлекательным, продлить его во времени;
принимать участие в охране природы, благоустройстве школьного двора;
выращивать рассаду, лук.
собирать природный материал для уроков труда;
в уборке пришкольной территории.
Программа предусматривает преемственность в общетрудовой деятельности учеников младших и старших классов (генеральная уборка территории школы, оформление школы и зала к празднику, сезонная работа на школьном огороде и т.д.).
Приобретённые трудовые навыки в младшем звене будут совершенствоваться в среднем и старшем звене.

Учебно-тематический план 2 класс

1
Сбор природного материала
1

4
Уход за комнатными растениями
8

5
Генеральная и влажная уборка в классе
10

6
Изготовление поделок к конкурсам и праздникам
9

Литература.
Ковалёва Е.А. Задачи обучения учащихся вспомогательных школ сельскохозяйственному труду в связи с переходом на новые программы // Дефектология. — 1986. — №4.
Мирский С.Л. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательных школ в новых экономических условиях // Дефектология. — 1994. — №4.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учит. и студ. дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа — Пресс, 1994.

Тематическое планирование по образовательной области 2 класс ОПТ.

Тема
Дата по плану
Дата по факту
Примечание.
Вид
Контроля

3
Уход за комнатными растениями (рыхление почвы, полив).

5
Сбор природного материала для поделок..

6
Изготовление закладок для книг.

7
Генеральная уборка в классе.

8
Изготовление поделок к осеннему празднику.

9
Уход за комнатными растениями (рыхление почвы, полив).

10
Влажная уборка в классе.

11
Книжкина больница(мелкий ремонт учебников и книг).

12
Мелкий ремонт верхней одежды.(пришивание пуговиц , петелек)

13
Уход за комнатными растения (рыхление почвы, полив, обрезка пожелтевших листьев).

14
Изготовление новогодних игрушек..

15
Изготовление новогодних игрушек. Оформление класса.

16
Изготовление новогодних открыток..

17
Влажная уборка в классе

18
Уход за комнатными растениями(рыхление почвы, полив).

20
Книжкина больница(мелкий ремонт учебников и книг).

21
Изготовление поздравительных открыток к 23 февраля

22
Изготовление поздравительных открыток к 8 марта

23
Изготовление поделок на конкурс « Подарок для мамы.»

24
Изготовление поделок на конкурс

26
Генеральная уборка в классе (мытье подоконников, парт, панелей, шкафов)

27
Подготовка почвы, посадка лука.

28
Изготовление работ к общешкольной выставке « Наши таланты».

29
Генеральная уборка в классе.

30
Уход за посевным материалом.

31
Книжкина больница (мелкий ремонт учебников и книг).

33
Пересадка комнатных цветов.

34
Генеральная уборка в классе.

13 LINK «http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/10/06/obshchestvenno-poleznyy-proizvoditelnyy-trud» 1513 LINK «http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/10/06/obshchestvenno-poleznyy-proizvoditelnyy-trud» 15

  • file
    Размер файла: 103 kB Загрузок: 12

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛАИШЕВСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Г.ЛАИШЕВО ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГБОУ Лаишевская школа-интернат

учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Общественно-полезный производительный труд , 4 класс

Учитель начальных классов

Рабочая программа по курсу « Общественно-полезный производительный труд » в классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Данная рабочая программа по предмету « Общественно-полезный производительный труд » 4 класс, составлена на основании следующих документов:

— Законы РФ и РТ «Об образовании»

— Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования

(Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)

— Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, авторы А.К. Аксенова, Т.И. Бугаева, И.А. Буравлева, А.А. Дмитриев, С.В. Комаров, Н.Б. Матвеева, М.Н. Перова, М.Ю. Рау, И.Г. Старкова, М.Б. Ульянцева, А.М. Щербакова, Э.В. Якубовская Научный руководитель проекта – канд. Психолог. Наук, проф. И.М. Бгажнокова, С-П., филиал издательства «Просвещение», 2008 г.

— Учебного плана ГБОУ Лаишевская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2018 – 2019 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 29 августа 2018 года).

Программа рассчитана на 70 часов 2 часа в неделю

Наиболее специфичным для коррекционной школы методом воспитания чувства долга и ответственности служит приучение школьников к трудовой деятельности. Систематическое участие школьников в общественно полезном труде (ОПТ), детальная мотивированная оценка его результатов приучат к выполнению порученного задания.

Сформировать первичные навыки социально- бытовых видов трудовой деятельности и воспитание учащихся к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений,

В программе поставлены следующие задачи:

1. Дать определённую систему знаний по тому или иному виду труда (профессии);

2. Формирование соответствующих профессионально — трудовых умений и навыков;

3. Воспитание нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение воспитанников коррекционной школы в производительный труд;

4. Коррекция недостатков на основе трудовой деятельности.

Коррекционная задача связана с проблемой и задачами школы, которая направлена, на подготовку ученика к самостоятельной жизни, к труду, на решение общесоциальных умений и навыков после окончания специального учреждения.

Воспитание правильного отношения к труду у детей с ОВЗ возможно только при систематической организации его собственной трудовой деятельности в семье, в школе, в интернате, при показе конкретных образцов правильного отношения к совершенно конкретным видам труда (труд по самообслуживанию, труд в мастерской, в подсобном хозяйстве, труд при обучении). Виды общественно производительного труда подбирать нужно в соответствии с психофизическими возможностями детей, при обязательном обсуждении с врачом показаний и противопоказаний для каждого ученика, с учётом потребности школы и ближайшего производственного окружения.

Учебный план коррекционной школы в первом, втором и третьем классах отводит по два часа в неделю в урочное время на общественно — полезный, производительный труд. Общественно полезный производительный труд является составной частью учебно-воспитательного процесса, действенным средством воспитания и развития учащихся, который в себя включает следующие виды деятельности:

принимать посильное участие в уборке классных комнат, игровых, медицинского кабинета, уходе за комнатными растениями уход за животными в живом уголке, дежурстве по классу и школе;

заниматься простейшим ремонтом книг (обрезать и подклеивать страницы, оклеивать корешки);

изготавливать закладки для книг;

распускать бракованные трикотажные вещи и сматывать нитки в клубки т.д.

участвовать в работе «Книжкиной больницы», «Мастерской Деда Мороза», «Мастер Самоделкин» и т.д. Игровая форма деятельности младших школьников – полезна, так как позволяет сделать обыденный труд увлекательным, продлить его во времени;

принимать участие в охране природы, благоустройстве школьного двора;

работать на школьном учебно-опытном участке;

собирать природный материал для уроков труда;

выращивать цветочную рассаду (лук, зелень петрушки и укропа).

участвовать в расчистке дорожек, в уборке пришкольной территории.

Программа предусматривает преемственность в общетрудовой деятельности учеников младших и старших классов (генеральная уборка территории школы, оформление школы и зала к празднику, сезонная работа на школьном огороде и т.д.).

Приобретённые трудовые навыки в младшем звене будут совершенствоваться в среднем и старшем звене.

— положительное отношение к труду и людям труда;

— бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

-формирование коммуникативных и межличностных отношений м/у учениками класса и классами;

-бережное отношение к оборудованию, к инструментам, материалам;

-уход за комнатными растениями и за растениями пришкольного участка;

-соблюдать санитарно – гигиенические нормы рабочего помещения;

-выполнять уличные работы по благоустройству территории;

-соблюдать технику безопасности при выполнении общественно полезных работ.

Данная программа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности при выполнении трудовых заданий, подготавливает учащихся к профессиональному труду в школьных мастерских, а также оказывает психолого-педагогическую поддержку в трудовой деятельности.

В результате изучения учебных курсов «Общественно полезный труд» и «Производительный труд» учащиеся должны знать/ могут знать:

1. Правила санитарии по содержанию помещения.

3. Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений.

4. Правила обращения с моющими средствами.

5. Многообразие однолетних и многолетних цветковых растений, произрастающих в открытом грунте.

6. Правила техники безопасности

1. Подметать мусор, удалять пыль, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия.

2. Собирать мусор и выносить его в установленное место.

3. Соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении.

4. Выращивать однолетние и многолетние цветы.

5. Ухаживать за комнатными растениями

Содержание учебного материала

Программа включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности,

необходимых для достижения учащимися целей обучения.

Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.

Каждый из предложенных модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим

единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.

Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.

Данный модуль направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить учащихся жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива. Необходимо прививать навыки поведения за столом. Соблюдение личной гигиены.

Занятия в этом модуле проходят первыми, поэтому к ним необходимо готовиться очень тщательно.

Формы занятий: практическое выполнение изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе, просмотр компьютерных презентаций «Мойдодыр»;

Основные методы — по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные;

в зависимости от основных дидактических задач — методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся — объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного процесса:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.

Им соответствуют такие приемы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский.

Большое внимание в этом модуле уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.

Форм подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.

Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.

На территории нашего школьного двора произрастают цветочно-декоративные растения. В школе есть свой пришкольный участок.

Основная задача модуля «Растения в доме» состоит в том, чтобы ученикам дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения

выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растениях.

Основной задачей этого модуля является привитие интереса к выращиванию растений и дать для этого необходимые знания. Модуль также направлен на развитие чувств уч-ся: чувства прекрасного, любви к живому

растению, к своей школе, к своей малой Родине. В рамках модуля необходимо дать уч-ся теоретические и практические навыки о частях растений, их размножении путём черенкования, листом, делением куста и т. д. Данный модуль также даёт практические умения в данной области. Изучение этого раздела предполагает большое кол-во экскурсий в природу.

практические работы, объяснения учителя, экскурсии по школьному двору, конкурсы;

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса демонстрация и иллюстрация, в этом блоке удачно сочетаются с практическими методами обучения.

Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями, черенкование, посадка луковиц и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Комнатные растения, черенки растений, луковицы тюльпанов, гиацинтов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;

Формы подведения итогов: выращивание растений из черенков, семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.

Планируемые результаты по курсу:

— дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять

обязанности внутри классного коллектива;

— прививать навыки поведения за столом, соблюдение личной гигиены;

— развитие творческих способностей уч-ся, фантазии;

— привитие интереса к выращиванию растений и иметь для этого необходимые знания, развитие чувств уч-ся: чувства

прекрасного, любви к живому растению, к своей школе, к своей малой Родине.

Учебно — тематический план

Читайте также:  Перга или мед что полезнее

Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.

Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.

источник

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Заместитель директора по УЧ

«____» ________________2014 год

по учебному курсу «Общественно-полезный производительный труд» в 3 классе

учителя начальных классов

Созоновой Анжелики Юрьевны

Сформировать первичные навыки социально- бытовых видов трудовой деятельности и воспитание учащихся к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений,

В программе поставлены следующие задачи:

1. Дать определённую систему знаний по тому или иному виду труда (профессии);

2. Формирование соответствующих профессионально — трудовых умений и навыков;

3. Воспитание нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение воспитанников коррекционной школы в производительный труд;

4. Коррекция недостатков на основе трудовой деятельности.

Коррекционная задача связана с проблемой и задачами школы, которая направлена, на подготовку ученика к самостоятельной жизни, к труду, на решение общесоциальных умений и навыков после окончания специального учреждения.

Воспитание правильного отношения к труду у детей с ОВЗ возможно только при систематической организации его собственной трудовой деятельности в семье, в школе, в интернате, при показе конкретных образцов правильного отношения к совершенно конкретным видам труда (труд по самообслуживанию, труд в мастерской, в подсобном хозяйстве, труд при обучении). Виды общественно производительного труда подбирать нужно в соответствии с психофизическими возможностями детей, при обязательном обсуждении с врачом показаний и противопоказаний для каждого ученика, с учётом потребности школы и ближайшего производственного окружения.

Учебный план коррекционной школы в первом, втором и третьем классах отводит по два часа в неделю в урочное время на общественно — полезный, производительный труд. Общественно полезный производительный труд является составной частью учебно-воспитательного процесса, действенным средством воспитания и развития учащихся, который в себя включает следующие виды деятельности:

принимать посильное участие в уборке классных комнат, игровых, медицинского кабинета, уходе за комнатными растениями уход за животными в живом уголке, дежурстве по классу и школе;

заниматься простейшим ремонтом книг (обрезать и подклеивать страницы, оклеивать корешки);

изготавливать закладки для книг;

распускать бракованные трикотажные вещи и сматывать нитки в клубки т.д.

участвовать в работе «Книжкиной больницы», «Мастерской Деда Мороза», «Мастер Самоделкин» и т.д. Игровая форма деятельности младших школьников – полезна, так как позволяет сделать обыденный труд увлекательным, продлить его во времени;

принимать участие в охране природы, благоустройстве школьного двора;

работать на школьном учебно-опытном участке;

собирать природный материал для уроков труда;

выращивать цветочную рассаду (лук, зелень петрушки и укропа).

участвовать в расчистке дорожек, в уборке пришкольной территории.

Программа предусматривает преемственность в общетрудовой деятельности учеников младших и старших классов (генеральная уборка территории школы, оформление школы и зала к празднику, сезонная работа на школьном огороде и т.д.).

Приобретённые трудовые навыки в младшем звене будут совершенствоваться в среднем и старшем звене.

— положительное отношение к труду и людям труда;

— бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

-формирование коммуникативных и межличностных отношений м/у учениками класса и классами;

-бережное отношение к оборудованию, к инструментам, материалам;

-уход за комнатными растениями и за растениями пришкольного участка;

-соблюдать санитарно – гигиенические нормы рабочего помещения;

-выполнять уличные работы по благоустройству территории;

-соблюдать технику безопасности при выполнении общественно полезных работ.

Данная программа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности при выполнении трудовых заданий, подготавливает учащихся к профессиональному труду в школьных мастерских, а также оказывает психолого-педагогическую поддержку в трудовой деятельности.

источник

Рабочая программа (2 класс) по теме:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезный труд» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезный труд» 2-а класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

на заседании школьного МО

рук. МО _______/Кузьменко И.А.

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1

по внеурочной деятельности

«Общественно полезный труд»

Квалификационная категория: первая

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Поурочное календарное планирование ……………………………….8

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……11

Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа рассчитана на детей 8 летнего возраста.

Цель Программы : развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Решаемые задачи : воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно — распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, поездки в музеи .

«Труд лечит, а лень портит человека»

Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.

В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослы­ми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• разнообразие освоенных задач.

2 . Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

• умение структурировать знания;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

• синтез, как составление целого из частей;

• выдвижение гипотез и их обоснование;

В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:

  1. Мои поручения в классе и дома (5 ч.)

Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.

  1. Вводное занятие. Режим дня школьника.
  2. Организация дежурства в классе.
  3. Генеральная уборка в классе.
  4. Мои поручения дома.

1.5. Составить свой режим дня.

Основная задача этого блока состоит в том, чтобы ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений.

2.1. Комнатные растения в доме.

2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.

2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)

2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)

Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.

  1. Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
  2. Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
  3. Изготовление закладок для книг.
  4. Изготовление книжных обложек.

Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.

  1. Изготовление елочных игрушек.
  2. Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
  3. Проведение подвижных игр для дошкольников.
  4. Мероприятие, посвященное дню Книги.
  1. Берегите птиц (6 ч.)

Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.

  1. Зимующие и перелетные птицы.
  2. Какую пользу приносят птицы.
  3. Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
  4. Экскурсия в березовую рощу.
  5. Рисунок птицы.
  1. Школьный двор — лучший двор (5ч.)

Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью

  1. Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
  2. Уборка территории школьного двора.
  3. Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.
  4. Уход за многолетними растениями на территории школы.

источник

Рабочая программа (1 класс) по теме:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Общественно-полезный труд» 1 – е класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Общественно-полезный труд» 1 – е класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

на заседании школьного МО

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1

Квалификационная категория: первая

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………….3-4
  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета ………………….5
  2. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
  1. Перечень учебно-методических средств обучения ………………………..6
  1. Календарно-тематический поурочный план …………………………………..7-12
  2. Лист корректировки рабочей программы………………………………………13

Чтобы появились дружные ростки нужно потрудиться…

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу ОПТ для 1 класса Е составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
  2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
  3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
  4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
  5. Приказа о внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
  6. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
  7. Плана внеурочной деятельности МБОУ « СОШ № 1» на 2012-2013 учебный год.

Предлагаемая программа курса по ОПТ разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Она дополняет и расширяет интегрированные курсы «Технология» и «Окружающий мир».

Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.

Общественно полезный труд — составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.

Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы, класса, охраны природы, самообслуживания.

Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы, требовать от них известного напряжения в достижении цели.

Общественно полезная трудовая деятельность организуется во внеурочное время, но должна быть тесно связана с уроками трудового обучения и другими предметами.

Программа рассчитана на 66 часов, с проведением занятий два часа в неделю.

Программа «Росток» включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки младших школьников к труду и строится по модульному принципу , благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.

Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций , сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.

Каждый из предложенных модулей , как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.

Программы «Росток» может включать различные модули в соответствии с местными условиями каждого региона.

Мы предлагаем наиболее приемлемые модули для условий нашего региона:

Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (6 ч.)

Модуль 2. Работа с природным материалом (14 ч.)

Модуль 3. Обработка бумаги и картона (10 ч.)

Модуль 4. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (3 ч.)

Календарно — тематическое планирование составлено с учётом сезонных изменений и практические занятия идут соответственно им. Поэтому модули идут не последовательно друг за другом, параллельно.

Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.

  1. воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;
  2. формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
  3. формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
  4. развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
  5. развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;
  6. экологизация быта и семейных традиций.

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.

В конце учебного года с целью проверки усвоения детьми программного материала проводится тестирование на итоговом занятии.

Программа вводится за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность. Рассчитана на учащихся 1 класса (33 часа в год, 1 час в неделю).

1.1 Планируемые результаты по курсу внеурочной деятельности

— дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива;

Читайте также:  Специи полезные для женщин

— прививать навыки поведения за столом, соблюдение личной гигиены;

— развитие творческих способностей уч-ся, фантазии;

— изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина;

— привитие интереса к выращиванию растений и иметь для этого необходимые знания, развитие чувств уч-ся: чувства прекрасного, любви к живому растению, к своей школе, к своей малой Родине.

источник

1 Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» педагогическим советом Директор Протокол 10 БМАОУ СОШ 10 от «29» августа 2016 г. Н.А.Гусева Приказ 52 от 29 августа 2016 г. Рабочая программа учебного курса «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд» для 5-11 классов Составитель: учитель БМАОУ СОШ 10 г. Берёзовского Волкова Надежда Сергеевна, первая квалификационная категория п. Монетный уч. год

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 3. Содержание учебного предмета, курса. 4. Тематическое планирование.

3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по сельскохозяйственному и общественно-полезному труду (ОПТ) составлена для 5-11 классов на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Кальней В. А. «Трудовое обучение в сельской школе. Сельский дом и семья» — М.: Просвещение, 2006 с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе. Программа «Сельскохозяйственный и ОПТ» предназначена для трудового обучения в сельской школе учащихся 5-11 классов в объеме 61 час. Эта программа является продолжением программы, реализуемой в 1-11 классах по учебному курсу «Технология». Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Базовыми для программы по направлению «Сельскохозяйственный и ОПТ» являются разделы «Растениеводство» и «Общественно-полезный труд». Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями. Для реализации обязательного минимума содержания по разделам «Растениеводство» и «ОПТ» в школе есть необходимая учебно-материальная база для организации практической деятельности школьников: школьный учебно-опытный участок, кабинеты биологии и необходимый набор ручных инструментов для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с биологией и химией. Изучение курса «Сельскохозяйственный и ОПТ» в БМАОУ СОШ 10 направлено на достижение следующих целей: освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

4 овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. В процессе трудового обучения должны решаться следующие задачи: ознакомления с профессиями овощевода и цветовода; нравственное, эстетическое и физическое воспитание; воспитание у школьников трудолюбия, бережливости, аккуратности, предприимчивости, ответственного отношения к труду, уважения к людям труда, бережного, экономного отношения к общественной собственности и природе, ответственности за результат своей деятельности; формирование основ трудовой культуры, первоначальных знаний и умений, необходимых для вовлечения школьников в общественно полезный труд; развитие творческих способностей в сочетании с готовностью к исполнительской деятельности. привитие навыков безопасных приемов труда, работы с растениями, сельскохозяйственным инвентарем; Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности; приведение примеров, подбор аргументов; формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

5 выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию природных объектов, материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми потребительскими свойствами; умениями ориентироваться мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения приусадебного хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда. Программой предусмотрено проведение летних практических работ: 5 класс — 20; 6 класс — 25; 7 класс — 25; 8 класс — 30; 10 класс 40. Оценка достижений обучающихся по курсу «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд» в БМАОУ СОШ 10 осуществляется по следующей системе: зачет/незачет Основные критерии оценки трудовой деятельности учащихся: правильное, качественное и в полном объеме выполнение задания; осознанное выполнение задания; трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль; положительное отношение к общественно полезному труду; экономное расходование материалов, соблюдение правил сохранности инструментов, приспособлений; соблюдение правил безопасности труда и. личной гигиены.

6 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате освоения учебного курса «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд» выпускник научится: РАЗДЕЛ «РАСТЕНИЕВОДСТВО» понимать полный технологический цикл получения 2-3-х видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего регион; разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней. РАЗДЕЛ «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД» понимать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ по самообслуживанию в школе, благоустройству пришкольного участка, ремонте книг; производить влажную уборку в помещении, выполнять правила личной гигиены, выполнять несложные работы по благоустройству и поддержанию порядка в здании школы и на пришкольном участке, производить мелкий ремонт книг. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для благоустройства и поддержания порядка в доме и во дворе. РАЗДЕЛ «ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА» понимать агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона, правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ по благоустройству в школе и пришкольного участка, ремонте книг; разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; производить влажную уборку в помещении, выполнять правила личной гигиены, выполнять несложные работы по благоустройству и поддержанию порядка в здании школы и на пришкольном участке, производить мелкий ремонт книг;

7 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней, благоустройства и поддержания порядка в доме и во дворе.

8 3. Содержание учебного предмета, курса. Раздел «Растениеводство» (26 часов) 5 класс Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур Осенние работы (2 час) Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов. Практические работы. Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц. Варианты объектов труда. Свекла, морковь, капуста, картофель, календула, астры, нарциссы, тюльпаны, чеснок. Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур Весенние работы (2 часа) Основные теоретические сведения Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений. Практические работы. Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.

9 Варианты объектов труда. Редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, петрушка, календула, настурция, космея. 6 класс Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур (1 час) Осенние работы Технология подготовки хранилищ к закладке урожая и поддержания в них микроклимата, причины потерь сельхозпродукции при хранении и способы их устранения. Правила безопасного труда при работе в овощехранилищах. Особенности агротехники двулетних овощных культур, районированные сорта, их характеристики. Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Типы почв, понятие о плодородии. Способы повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии. Профессии, связанные с выращиванием растений и охраной почв. Практические работы. Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных культур, клубней и луковиц многолетних растений. Осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов почв пришкольного или приусадебного участка. Варианты объектов труда. Редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, капуста, картофель. Выращивание плодовых и ягодных культур (1 час) Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений, районированные сорта и их характеристики. Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве. Технологии выращивания ягодных кустарников и земляники. Практические работы. Уход за ягодными кустарниками, оценка состояния кустарников, выбраковка, подготовка к зиме, подготовка участка под плантацию земляники, осенние посадки розеток земляники. Варианты объектов труда. Земляника. Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур (1 час) Весенние работы Биологические и хозяйственные особенности,- районированные сорта основных овощных и цветочно-декоративных культур региона. Понятие о севообороте. Технология выращивания двулетних овощных культур на семена. Способы размножения многолетних цветочных растений. Растительные препараты для борьбы с болезнями и вредителями. Правила безопасного труда при работе со средствами защиты растений.

10 Практические работы. Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, составление перечня овощных и цветочно-декоративных культур для выращивания, разработка плана их размещения, составление схем севооборотов, подготовка посевного материала и семенников двулетних растений, подготовка почвы, внесение удобрений, посевы и посадки овощей, посадка корнеклубней георгин, черенкование флокса, размножение растений делением куста, луковицами, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, подкормка растений, зашита от болезней и вредителей. Варианты объектов труда. Зеленные культуры, капуста, свекла, морковь, петрушка, георгины, флоксы, гладиолусы, пионы. Выращивание плодовых и ягодных культур (1 час) Основные теоретические сведения Технология размножения ягодных кустарников черенками, отводками. Вредители и болезни ягодных кустарников и земляники. Основные виды минеральных удобрений, правила их внесения. Правила безопасного труда при работе с удобрениями и средствами защиты растений. Охрана окружающей среды от возможных последствий применения удобрений и средств защиты растений. Профессии, связанные с выращиванием растений и их защитой. Практические работы. Визуальная оценка пораженности кустарников и необходимости в проведении мероприятий по борьбе с болезнями и вредителями, выбор способов защиты растений. Уход за ягодными кустарниками, оценка состояния кустарников, выбраковка, подготовка к лету, подготовка участка под плантацию земляники, весенние посадки розеток земляники. Варианты объектов труда. Земляника. 7 класс Выращивание плодовых и ягодных культур (2 час) Осенние работы Основные виды и сорта ягодных и плодовых растений своего региона, их классификация. Технология выращивания ягодных кустарников. Строение плодового дерева. Правила безопасного труда при уходе за плодовыми деревьями. Профессии, связанные с выращиванием плодовых растений. Практические работы. Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников, уход и подготовка к зиме, влагозарядный полив. Варианты объектов труда. Земляника. Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте (2 часа) Весенние работы

11 Технология рассадного способа выращивания растений, ее значение в регионе. Оборудование для выращивания рассады: рассадные ящики, питательные кубики, торфоперегнойные горшочки, кассеты, лампы и экраны для досвечивания, парники, пленочные укрытия. Практические работы. Выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и посев семян, уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый грунт, пленочное укрытие, теплицу; подкормка. Варианты объектов труда. Свекла, томаты, сладкий перец, сельдерей, астры. 8 класс Выращивание плодовых и ягодных культур Осенние работы (2 часа) Технология выращивания основных видов плодовых растений своего региона, районированные сорта. Способы размножения плодовых растений. Правила сбора и требования к условиям хранения плодов и ягод. Правила безопасного труда при закладке сада и внесении удобрений. Профессии, связанные с выращиванием плодовых и ягодных культур. Практические работы Сбор и закладка на хранение урожая плодов. Первичная переработка плодовой продукции. Варианты объектов труда. Свекла, томаты, картофель, капуста. Выращивание растений в защищенном грунте. Весенние работы (2 часа) Технология выращивания растений в защищенном грунте, виды укрывных материалов, требования к микроклимату и способы его поддержания. Защита растений от болезней и вредителей, ее экологический и экономический аспект. Правила безопасного труда в сооружениях защищенного грунта. Профессии, связанные с выращиванием растений в защищенном грунте. Практическая деятельность. Выбор видов защищенного грунта для учебно-опытного участка и личного подсобного хозяйства, устройство сооружений защищенного грунта (парников, теплиц, тоннельных укрытий), выбор культур для выращивания в защищенном грунте, составление почвосмесеи, посев и посадка, уход за растениями; выбор удобрений, приготовление растворов, подкормка растений. Варианты объектов труда Зеленные культуры, огурцы, томаты, перец, лук. 9 класс Выращивание растений в защищенном грунте. Весенние работы (2 часа)

12 Технология выращивания растений в защищенном грунте, виды укрывных материалов, требования к микроклимату и способы его поддержания. Защита растений от болезней и вредителей, ее экологический экономический аспект. Правила безопасного труда в сооружениях защищенного грунта. Профессии, связанные с выращиванием растений в защищенном грунте. Практическая деятельность. Выбор видов защищенного грунта для учебно-опытного участка и личного подсобного хозяйства, устройство сооружений защищенного грунта (парников, теплиц, тоннельных укрытий), выбор культур для выращивания в защищенном грунте, составление почвосмесей, посев и посадка, уход за растениями; выбор удобрений, приготовление растворов, подкормка растений. Варианты объектов труда Зеленные культуры, огурцы, томаты, перец, лук. Охрана и улучшение почв (1 час) Экологический и экономический аспект обработки почвы и применения удобрений, мероприятия по охране почв и повышению плодородия. Составление почвенных карт. Основные элементы питания растений, простые методы агрохимического анализа. Растения- индикаторы кислотности почвы. Профессии, связанные с охраной и улучшением почв. Практическая деятельность. Взятие почвенных проб, определение кислотности почвы на пришкольном и приусадебном участке (совместно с учителем биологии), ознакомление с почвенными картами, составление плана внесения удобрений или извести по данным почвенных карт, определение нормы внесения под конкретные культуры, расчет необходимого общего количества и планируемых затрат, разработка плана почвоохранных мероприятий на учебно-опытном участке, оценка культуры применения минеральных удобрений в нашем поселке. Варианты объектов труда. Известь, образцы почвенных карт, реактивы и оборудование для определения кислотности почвы. 10класс Охрана и улучшение почв (2 часа) Экологический и экономический аспект обработки почвы и применения удобрений, мероприятия по охране почв и повышению плодородия. Составление почвенных карт. Основные элементы питания растений, простые методы агрохимического анализа. Растения- индикаторы кислотности почвы. Профессии, связанные с охраной и улучшением почв. Практическая деятельность. Взятие почвенных проб, определение кислотности почвы на пришкольном и приусадебном участке (совместно с учителем биологии),

Читайте также:  Чем полезен морской климат

13 ознакомление с почвенными картами, составление плана внесения удобрений или извести по данным почвенных карт, определение нормы внесения под конкретные культуры, расчет необходимого общего количества и планируемых затрат, разработка плана почвоохранных мероприятий на учебно-опытном участке, оценка культуры применения минеральных удобрений в нашем поселке. Варианты объектов труда. Известь, образцы почвенных карт, реактивы и оборудование для определения кислотности почвы. Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке и в ЛПХ (2 часа) Организация и планирование производства сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве или на школьном учебно-опытном участке для удовлетворения потребностей семьи, школьной столовой. Практические работы. Составление плана размещения культур на участке, определение примерного объема производства продукции и расчет площади под культуры с учетом потребностей семьи, определение планируемого дохода, прибыли. Варианты объектов труда. Справочная литература по нормам потребления продуктов питания, урожайности ведущих сельскохозяйственных культур региона. 11 класс Охрана и улучшение почв (1 часа) Экологический и экономический аспект обработки почвы и применения удобрений, мероприятия по охране почв и повышению плодородия. Составление почвенных карт. Основные элементы питания растений, простые методы агрохимического анализа. Растения- индикаторы кислотности почвы. Профессии, связанные с охраной и улучшением почв. Практическая деятельность. Взятие почвенных проб, определение кислотности почвы на пришкольном и приусадебном участке (совместно с учителем биологии), ознакомление с почвенными картами, составление плана внесения удобрений или извести по данным почвенных карт, определение нормы внесения под конкретные культуры, расчет необходимого общего количества и планируемых затрат, разработка плана почвоохранных мероприятий на учебно-опытном участке, оценка культуры применения минеральных удобрений в нашем поселке. Варианты объектов труда. Известь, образцы почвенных карт, реактивы и оборудование для определения кислотности почвы. Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке и в ЛПХ (2 часа)

14 Организация и планирование производства сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве или на школьном учебно-опытном участке для удовлетворения потребностей семьи, школьной столовой. Практические работы. Составление плана размещения культур на участке, определение примерного объема производства продукции и расчет площади под культуры с учетом потребностей семьи, определение планируемого дохода, прибыли. Варианты объектов труда. Справочная литература по нормам потребления продуктов питания, урожайности ведущих сельскохозяйственных культур региона. Раздел «Общественно-полезный труд» (35 часов) 5-11 классы Самообслуживание в школе. Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей, раздача тетрадей, дидактических материалов, соблюдение чистоты и порядка в школе. Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли с листьев. Благоустройство школьного двора, аллей, дворов по месту жительства, памятников (разбивка газонов, клумб, цветников, посадка и посев однолетних и многолетних цветов, декоративных кустарников и уход за ними). Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки. Раздел «Летняя трудовая практика» (140 часов) Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей. Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли с листьев. Благоустройство школьного двора, аллей, дворов по месту жительства, памятников (разбивка газонов, клумб, цветников, посадка и посев однолетних и многолетних цветов, декоративных кустарников и уход за ними). Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки. Выбор культур для посевов и посадок на учебно-опытном участке, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.

15 4. Тематическое планирование Учебник: 1. Правдюк В.Н., Самородский П.С, Симоненко В.Д. и др. / Под ред. Симоненко В.Д. Технология 5 класс 2. Правдюк В.Н., Самородский П.С, Симоненко В.Д. и др. / Под ред. Симоненко В.Д. Технология 7 класс 3. Правдюк В.Н., Самородский П.С, Симоненко В.Д. и др. / Под ред. Симоненко В.Д. Технология 8 класс 4. Правдюк В.Н., Самородский П.С, Симоненко В.Д. и др. / Под ред. Симоненко В.Д. Технология 9 класс 5. Очинин О.П., Матяш Н.В., Симоненко В.Д. / Под ред. Симоненко В.Д. Технология (базовый уровень) класс Разделы и темы Кол-во часов по классам 5 кл 6 кл 7 кл 8кл 9кл кл РАСТЕНИЕВОДСТВО Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур Выращивание плодовых и ягодных культур Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте Охрана и улучшение почв Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке и в личном приусадебном участке (ЛПУ) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД итого ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА

16 урока 5 класс Тема урока 1 Инструктаж по ТБ. Уборка и учет урожая 2 Подготовка урожая к хранению, сбор семян. 3 Основные направления растениеводства. 4 Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей 5 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 6 Соблюдение чистоты и порядка в школе. 7 Благоустройство школьного двора 8 Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке 9 Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки. ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА 10 Выбор инструментов 11 Определение качества семян, 12 Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов 13 Выбор культур для весенних посевов и посадок 14 Разметка и поделка гряд в соответствии с планом 15 Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. 16 Благоустройство школьного двора 17 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 18 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 19 Проведение наблюдений за развитием растений. 20 Благоустройство школьного двора 21 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 22 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 23 Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, 24 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 25 Подкормка растений 26 Проведение наблюдений за развитием растений. 27 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 28 Благоустройство школьного двора 29 Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей.

17 урока 6 класс Тема урока 1 Инструктаж по ТБ Уход и подготовка к зиме 2 Отбор посадочного материала 3 Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей 4 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 5 Соблюдение чистоты и порядка в школе. 6 Благоустройство школьного двора 7 Самообслуживание в школе. 8 Технология размножения ягодных кустарников черенками, отводками 9 Планирование весенних работ на учебно-опытном участке ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА 10 Выбор инструментов 11 Выбор культур для весенних посевов и посадок 12 Определение качества семян 13 Подготовка семян к посеву 14 Выбор способа подготовки почвы 15 Внесение удобрений (компост) 16 Благоустройство школьного двора 17 Разметка и поделка гряд в соответствии с планом 18 Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов 19 Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. 20 Благоустройство школьного двора 21 Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки. 22 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 23 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 24 Проведение наблюдений за развитием растений. 25 Благоустройство школьного двора 26 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 27 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 28 Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, 29 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 30 Проведение наблюдений за развитием растений. 31 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 32 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 33 Благоустройство школьного двора

18 34 Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей. урока 7 класс Тема урока 1 Инструктаж по ТБ Уход и подготовка к зиме 2 Отбор посадочных материалов 3 Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей 4 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 5 Соблюдение чистоты и порядка в школе. 6 Оборудование для выращивания рассады 7 Выбор культур для выращивания рассадным способом 8 Самообслуживание в школе. 9 Благоустройство школьного двора ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА 10 Выбор инструментов 11 Выбор культур для весенних посевов и посадок 12 Определение качества семян 13 Подготовка семян к посеву 14 Выбор способа подготовки почвы 15 Внесение удобрений (компост) 16 Благоустройство школьного двора 17 Разметка и поделка гряд в соответствии с планом 18 Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов 19 Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. 20 Благоустройство школьного двора 21 Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки. 22 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 23 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 24 Проведение наблюдений за развитием растений. 25 Благоустройство школьного двора 26 Подкормка растений 27 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 28 Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, 29 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 30 Проведение наблюдений за развитием растений. 31 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка

19 32 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 33 Благоустройство школьного двора 34 Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей. урока 8 класс Тема урока 1 Инструктаж по ТБ. Технология выращивания основных видов плодовых растений своего региона. 2 Способы размножения плодовых растений 3 Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей 4 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 5 Выбор культур для выращивания рассадным способом 6 Технология рассадного способа выращивания растений 7 Соблюдение чистоты и порядка в школе. 8 Благоустройство школьного двора 9 Самообслуживание в школе. ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА 10 Выбор инструментов 11 Выбор культур для весенних посевов и посадок 12 Определение качества семян 13 Подготовка семян к посеву 14 Выбор способа подготовки почвы 15 Внесение удобрений (компост) 16 Благоустройство школьного двора 17 Разметка и поделка гряд в соответствии с планом 18 Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов 19 Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. 20 Благоустройство школьного двора 21 Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки. 22 Подкормка растений 23 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 24 Проведение наблюдений за развитием растений. 25 Благоустройство школьного двора 26 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 27 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли

20 28 Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков 29 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 30 Проведение наблюдений за развитием растений. 31 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 32 Благоустройство школьного двора 33 Подкормка растений 34 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 35 Проведение наблюдений за развитием растений. 36 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 37 Благоустройство школьного двора 38 Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки 39 Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей. урока 9 класс Тема урока 1 Инструктаж по ТБ. Взятие почвенных проб, определение кислотности почвы. 2 Составление почвенных карт 3 Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей 4 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 5 Соблюдение чистоты и порядка в школе. 6 Благоустройство школьного двора 7 Самообслуживание в школе. 8 Защита растений от болезней и вредителей, ее экологический экономический аспект. урока 10 класс Тема урока 1 Инструктаж по ТБ. Благоустройство школьного двора 2 Взятие почвенных проб, определение кислотности почвы 3 Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей 4 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 5 Соблюдение чистоты и порядка в школе.

21 6 Благоустройство школьного двора 7 Самообслуживание в школе. 8 Организация и планирование производства сельскохозяйственной продукции 9 Составление плана размещения культур на участке ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА 10 Выбор инструментов 11 Выбор культур для весенних посевов и посадок 12 Определение качества семян 13 Подготовка семян к посеву 14 Выбор способа подготовки почвы 15 Внесение удобрений (компост) 16 Благоустройство школьного двора 17 Разметка и поделка гряд в соответствии с планом 18 Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов 19 Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. 20 Благоустройство школьного двора 21 Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки. 22 Подкормка растений 23 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 24 Проведение наблюдений за развитием растений. 25 Благоустройство школьного двора 26 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 27 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 28 Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков 29 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 30 Проведение наблюдений за развитием растений. 31 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 32 Благоустройство школьного двора 33 Подкормка растений 34 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 35 Проведение наблюдений за развитием растений. 36 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 37 Благоустройство школьного двора 38 Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки 39 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 40 Проведение наблюдений за развитием растений. 41 Благоустройство школьного двора

22 42 Подкормка растений 43 Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка 44 Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков 45 Проведение наблюдений за развитием растений. 46 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 47 Благоустройство школьного двора 48 Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки 49 Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей. урока 11 класс Тема урока 1 Инструктаж по ТБ. Взятие почвенных проб, определение кислотности почвы. 2 Ознакомление с почвенными картами 3 Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей 4 Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли 5 Соблюдение чистоты и порядка в школе. 6 Благоустройство школьного двора 7 Самообслуживание в школе. 8 Определение примерного объема производства продукции и расчет площади под культуры

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/rabochaya-programma-po-obschestvenno-poleznomu-trudu-3297961.html
  • http://www.metod-kopilka.ru/rabochaya_programma__po_uchebnomu_kursu__obschestvenno-poleznyy_proizvoditelnyy_trud_v_3_klasse-19879.htm
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/09/09/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/01/17/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-obshchestvenno
  • http://docplayer.ru/57394605-Rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-selskohozyaystvennyy-i-obshchestvenno-poleznyy-trud-dlya-5-11-klassov.html