Меню Рубрики

Рабочая тетрадь полезные привычки 2 класс

Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи: Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

Программа « Полезные привычки»

авторы: Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова и Л.С. Колесова под редакцией О.Л. Романовой.

Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи: Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  • Учить детей эффективно общаться.

• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Главные принципы программы

  • Двумя неразрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетентности.
  • «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Так как профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества.
  • «Полезные привычки» содержат материалы для детей, учителей и родителей одновременно, так как желательно, чтобы в школе и дома детям говорили о табаке и алкоголе одно и то же. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей. ( сразу надо отметить, что целью программы не является перевоспитание родителей, в сферу профессиональных интересов и компетенции учителя не входит вторжение в частную жизнь семей. Мы стараемся говорить о том, как должно быть, а не обсуждать то , что в действительности происходит в семьях)
  • «Полезные привычки» являются современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).
  • профилактическая программа, реализуемая в ОУ, ориентирована на особенности организации учебного процесса;
  • занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них исключают задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего;
  • возможны формы реализации содержания программ посредством воспитательных мероприятий: на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность.
  • работать по профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший специальное обучение по работе с данной категорией программ.

Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали.
Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.

Программа состоит из 33 уроков в год

Программа обеспечена УМК , включающим:

Рабочие тетради для детей

Методические пособия для учителей (сборник программ, методические рекомендации по проведению уроков, оценка эффективности, диагностический инструментарий, теоретический материал по проблеме употребления ПАВ)

Методология превентивного обучения отличается от традиционной

необходимостью использования методов обучения в группе.

Обучение в группе означает, что дети учатся: (1) обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; (2) говорить и слушать; (3) принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения, формирует установки здорового образа жизни.

Кооперативное обучение — это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу [9]. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Для успеха любого обучения очень важна психологическая атмосфера. Ее создают: (1) следование правилам поведения, принципам и планам уроков; (2) отсутствие оценочного отношения друг к другу; (3) использование методов обучения в группе.

Правила. Для достижения положительной психологической атмосферы на уроках по превентивному обучению вводятся правила поведения. Правил, как минимум, четыре: (1) внимательно слушай говорящего; (2) не критикуй одноклассника, что бы он ни сказал; (3) если не хочешь говорить, то можешь промолчать; (4) относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

Особенностью превентивного обучения является использование интерактивных методов обучения:

Особенностью программы является обязательная оценка эффективности превентивного обучения. Она позволяет

  • определить, на сколько выполнены поставленные цели и задачи,
  • помогает учителю оглянуться назад и осмыслить свои достижения,
  • проанализировать слабые и сильные стороны выполненной работы,
  • осознать, как его работа повлияла на детей и проблемы школы,
  • позволяет в будущем использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.

Виды оценки эффективности . Это:

1. Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения призвана ответить на вопрос: «Изменилась ли группа детей в результате выполнения поставленных профилактической программой задач?» Ее методы — измерение, а затем сравнение одних и тех же показателей (знаний, установок, поведения детей) до начала и после завершения превентивного обучения.

2.Оценка процесса внедрения профилактической программы (служит для отслеживания качества ее внедрения. отвечает на вопрос: «Осуществлялись ли все необходимые профилактические мероприятия так, как это написано в программе?»

3. Оценка влияния превентивного обучения на коллектив школы отвечает на вопрос:

«Какое влияние оказала проведенная профилактическая программа на систему школьного обучения, в которую была включена?»

Инструментами оценка эффективности служат

  • Беседа
  • Наблюдение
  • Интервью
  • Фокусная группа
  • Вопросники

Диагностический инструментарий, включающий различные вопросники, тесты, диагностики, позволяющие отследить

  • Формирование навыка преодоления стресса, управления эмоциями,
  • Адекватное восприятие общечеловеческих ценностей,
  • Социальный статус и уровень сплоченности коллектива,
  • Уровень социально-психологической адаптации ребенка к школе,
  • Формирование адекватной самооценки,
  • Уровень информированности о проблеме употребления ПАВ,
  • Установки ребенка по отношению к употреблению ПАВ

Тематическое планирование по программе «Полезные привычки» 2 класс ( 34 ч)

источник

Изобразительное искусство 2 класс [7]
Математика 2 класс [50]
ОБЖ 2 класс [1]
Русский язык 2 класс [63]
Физкультура 2 класс [10]
Для учителя 2 класс [44]
—>Показано материалов : 1-15 —>Страницы : 1 2 3 »

—>Сортировать по : Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам

Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. и др. / Под ред. Ковалёвой Г.С., Логиновой О. Б.
В книге представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений.
Подробнее

Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе. В сборнике опубликовано измененное содержание образования по предметам, впервые даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курсов, приводятся примеры планируемых результатов освоения программ по предметам; впервые в программах предлагаются формы внеучебной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность и т. п.
Подробнее

В пособии описываются планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам начальной школы, планируемые результаты освоения двух междисциплинарных программ – программы формирования универсальных учебных действий и программы по работе с информацией; даются примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов.
Подробнее

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Подробнее

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Выпуск издания осуществлён в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения».
Подробнее

УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. Виноградова Н.Ф.)
Сборник содержит программы внеурочной деятельности по всем направлениям, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Подробнее


«Перспектива» Петерсон Л. Г., Железникова О. А.

Концепция учебно-методического комплекта «Перспектива» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Подробнее

Т. А. Волжанина и др.
В пособии дается анализ особенностей совместной работы образовательного учреждения и семьи. Данное пособие поможет учителю провести родительское собрание так, чтобы оно из пустой формальности превратилось в запоминающуюся встречу педагога и родителей.
Подробнее

Смешное и грустное на школьной сцене. Овдиенко Г. Г., Цыплакова Л. Н.
Все представленные в сборнике произведения успешно опробованы на школьной сцене. Легкость восприятия текстов, занимательность сюжетов, узнаваемость образов привлекают зрительскую аудиторию и вызывают у школьников желание играть на сцене, работать над ролью. Пьесы, сценки, розыгрыши могут пополнить репертуар школьных драматических кружков, а также могут быть сыграны учащимися отдельных классов.
Подробнее

Главная цель сборника — всестороннее отражение способов и форм организации детского досуга в любой период лагерной смены для детей разного возраста. Содержит готовые сценарии и фактический материал для организации мероприятий.
Подробнее

В книгу включены материалы, необходимые для организации системной работы с родителями, в том числе разработки и методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний различной тематики в средней школе, материалы для бесед, аналитическая информация о состоянии воспитания детей школьного возраста в российской семье начала века.
Подробнее

Внеклассные мероприятия для начальной школы. Доброхотова Ю. А.
В сборнике представлены сценарии разнообразных по тематике внеклассных мероприятий для детей младших классов, юмористические сюжеты к Дню учителя и дню 8 Марта, которые могут быть поставлены с участием старшеклассников.
Подробнее

и пути их устранения. Методическое пособие. Круглова Н. Ф.
Предлагаемое вниманию школьных психологов, учителей, родителей пособие направлено на оказание помощи по определению действительных причин, вызывающих затруднения в учебе у младших подростков, а также пути их устранения.
Подробнее

источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Основная общеобразовательная школа № 14»

Рассмотрено Утверждено «Утверждаю»

методическим объединением педагогическим советом школы Директор МОУ «ООШ № 14»

учителей начальных классов. Протокол № ____ ____________Стеренчук Т.А.

Протокол № 1 от «___» августа 2011 года «___» августа 2011 года

по курсу «Полезные привычки»

Составитель: учитель начальных

Силина Ирина Вячеславовна

Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы. Составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными

сотрудниками « Project HOPE ».

Рабочая программа предусматривает использование:

Полезные привычки.: Рабочая тетрадь для 3 класса. / Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.

Полезные привычки.: Пособие для учителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.

Полезные расчёты, или как оценивать эффективность превентивного обучения.: Методические рекомендации для учителя./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.

Полезные привычки.: Материалы для родителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.

Программа «Полезные привычки» придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
В изложенной Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной приказом Минобразования России от 28.02.200г. № 619, большое внимание уделено роли и значению первичной профилактики.
Целями первичной профилактической деятельности профилактик злоупотребления ПАВ в образовательной являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам.
«Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее

внедрение впрактику должно инициировать:

потребность у детей в здоровом образе жизни;

создание системы профилактики в образовательном учреждении;

разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

Читайте также:  Кагор для чего полезен

формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Цель программы: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

Учить детей эффективно общаться.

Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.

Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.

Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.

Основные компоненты работы:

Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей егшо полноте.

Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

источник

Рабочая программа «Полезные привычки»

Данная рабочая программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной Л. И.Ивановой (издательство Москва «Просвещение 2012г) соответствует требованиям ФГОС и реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности.

Программа рекомендована Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами второго поколения и учебным планом образовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 16 часов в год : 8 часов в 1 классе и 8 часов во 2 классе.

Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни».

Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрасом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача — предупреждение приобщения к наркотикам.

Для учителей начальной школы «Полезные привычки» послужат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Цель программы «Полезные привычки» — овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.

Учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

Учить детей эффективно общаться.

Помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.

2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Программа призвана воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих;

-расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья;

-сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна — как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки.

Превентивное обучение служит средством для сокращения спроса.

Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. “Здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.

Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции.

Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях:

Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.

Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика.

Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения.

Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению.

«Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья.

Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста.

Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ.

Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще.

Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества.

3.Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Содержание курса по базисному учебному плану составляет 8 часов в 1 классе и 8 часов во 2 классе по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени оставляет 16 часов, 1 час в неделю.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета .

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность гражданственности и патриотизма –осознание себя как члена общества, народа,представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

5 .Требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Личностные : активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

регулятивные – планировать собственную деятельность, анализировать и объективно оценивать свои поступки и слова, управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач, отбирать источники информации среди предложенных, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний;

коммуникативные – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты : после завершения курса обучающиеся смогут объяснить в доступной для них форме вред курения, смогут отказаться от вредной привычки сами и повлиять на выбор сверстников. Используя компьютер, смогут подготовить презентацию или небольшой доклад о вреде курения, о пользе здорового образа жизни, о приоритетном значении спорта в жизни каждого человека.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

— что такое уникальность человека;

— разнообразие чувств человека;

— важность здоровья для нормального функционирования организма человека;

— виды лекарств и их действия на организм;

— влияние здоровья на успешность учебно-воспитательного процесса;

— что такое здоровый образ жизни;

— значение режима дня, его важность и необходимость;

— правила содержания своей комнаты;

— способы самообслуживания и самоконтроля;

— мероприятия по закаливанию;

— комплексы расслабляющих упражнений.

-кто такие “пассивные курильщики”

— комплексы утренней гимнастики;

— приемы вербального и невербального общения;

— негативное значение алкоголя и табака на организм;

— значение витаминов для организма;

— способы оказания медицинской помощи при травмах.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

— составлять алгоритм принятия решения;

— аргументировать принятое решение;

— вести здоровый образ жизни;

— составлять и придерживаться режима дня;

— правильно организовывать свой досуг;

— содержать в порядке свои вещи, рабочее место, комнату;

— играть в игры на свежем воздухе;

— использовать упражнения для снятия усталости глаз, шеи, позвоночника.

— регулярно делать утреннюю зарядку;

— соблюдать правила личной гигиены;

— противостоять вредным привычкам;

— иметь опрятный внешний вид;

— защитить себя от простуды, травм;

6. Содержание учебного предмета.

1. В здоровом теле — здоровый дух.

Характерной особенностью этого раздела является усвоение детьми понятий “здоровье” и “здоровый образ жизни” и применение их на практике.

Данный раздел позволяет усвоить детям ценность здоровья, способы его укрепления, знакомит с понятием “режима дня”, его особенностями, практической направленностью и реальной пользой для здоровья, помогает ребёнку составить свой режим дня и придерживаться его в дальнейшем.

Дети также знакомятся со способами закаливания, активного отдыха. Важное значение имеет усвоение детьми комплексов физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме рабочего дня (гимнастика до уроков, динамические паузы, разучивание упражнений для снятия напряжения и усталости глаз, шеи, позвоночника). Происходит переосмысление значения уроков физической культуры, как одного из важнейших способов укрепления здоровья.

Главным аспектом этого раздела является формирование у детей сознательного желания быть здоровым. Необходимо, чтобы дети уяснили, что заботиться о своём здоровье, прежде всего, должен сам человек.

В данном разделе дети переходят к овладению навыками оказания первой медицинской помощи себе и окружающим при травмах (ранениях, ожогах, обморожениях, ушибах, электротравмах). Дети усваивают механизм оказания первой медицинской помощи, а главное, причины возникновения травм и способы избегания таковых.

Читайте также:  Полезная трава 11 букв сканворд

В этом разделе главное значение принадлежит разработке и применению детьми комплексов упражнений для утренней зарядки, как способа повышения работоспособности.

Дети знакомятся с важностью и обоснованностью выполнения правил личной гигиены, режима и культуры питания. А также узнают, как противостоять простудным заболеваниям, рассматривают механизм возникновения простуд и способы их предупреждения.

В этом разделе детям даётся понятие “полезная привычка”, как способ сохранения и укрепления здоровья. Дети должны усвоить, что существуют не только вредные привычки, но и полезные, такие как: доброе, участливое отношение к людям, животным.

Дети учатся взаимопониманию, уважению, умению дружить. Они знакомятся с понятием “хобби”, как увлечением, полезным занятием на досуге, направленным на развитие познавательного интереса ребёнка, формирование умения общаться.

Очень важным аспектом данного раздела является привычка соблюдения правил дорожного движения, которая убережёт ребёнка от дорожно-транспортных происшествий, представляющих реальную угрозу не только для здоровья, но и для жизни ребёнка.

Не менее важный аспект — это привычка бережно относиться к природе. Экологическое воспитание детей очень полезно в современных экологически-неблагоприятных условиях жизни. На занятиях разбираются экологические задачи, находятся пути их решения, доказывается правильность выбора, так как экология является одним из основных факторов, влияющих на здоровье человека.

В данном разделе дети под руководством учителя выявляют вредные привычки, разрушающие здоровье людей (курение, алкоголизм, наркомания и т. д.)

Важность этого раздела заключается в том, что дети узнают, в чём состоит реальный вред определённой вредной привычки для здоровья, а главное, как противостоять ей. Ребёнок учится осознанно делать выбор в условиях, когда окружающие подталкивают его к приобретению той или иной вредной привычки. Формируются приоритеты в выборе окружения и образа жизни.

Таким образом, практические занятия по программе “Я и моё здоровье” благотворно влияют на сознание ребёнка, формируют адекватное восприятие окружающего мира, учат серьёзно заботиться о своём здоровье.

источник

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Школьная профилактическая программа

Авторы: Л. Колесова, О. Романова

Данная программа внедряется в Моу «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №1» с 2007 года

Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других

психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы. Составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными сотрудниками «Проекта ХОУП».

Программа «Полезные привычки» придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения

Целями первичной профилактической деятельностипрофилактики злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

 потребность у детей в здоровом образе жизни;

 создание системы профилактики в образовательном учреждении;

 разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

 формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

 взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемомразличных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивныхвеществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятогожителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующихтенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

хсоздание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

• Учить детей эффективно общаться.

• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

• Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

• Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.

• Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.

• Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.

Основные компоненты работы:

• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей егшо полноте.

• Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:

Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности

Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения

Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного

обучения и планы уроков с 1 по 4 классы.

Планов уроков в «Полезных привычках» — 32. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков,

разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.

3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»

В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно поо мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.

Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.

Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.

Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.

Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:

• Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать

• правила здорового образа жизни.

• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и

• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к

• одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.

Квалификационная характеристика воспитанника

о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ

о факторах, влияющих на здоровье человека

признаки здорового человека

источники влияния и давления

безопасные интересные способы проведения времени

Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними

Принимать рациональные решения

Анализировать собственные качества

Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.

Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления

Преодоления стресса, тревоги

Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ

Преодоления жизненных трудностей в целом

Самовыражения через увлечения, развивающие личность

источник

Раздел Школьному психологу
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор Тураханова Т.С.
Дата 13.10.2015
Формат doc
Изображения Нет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Педагог-психолог высшей категории

Тураханова Тамара Степановна

Пояснительная записка к программе курса «Полезные привычки»

Учебно — тематический план дополнительной образовательной программы «Полезные привычки» 1 класс

Читайте также:  Корень укропа полезные свойства и противопоказания

Содержание программы 1 класс

Учебно — тематический план дополнительной образовательной программы «Полезные привычки» 2 класс

Содержание программы 2 класс

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

к программе курса «Полезные привычки»

Данная программа «Полезные привычки» направлена на формирование навыков здорового образа жизни и первичную профилактику курения а так же употребления алкоголя среди младших школьников.

В её основу положена концепция профилактики зависимости Бандуры и теории отклоняющегося поведения Джессора. Это теории, описывающие взаимодействие познавательных и эмоциональных, социальных и личностных факторов употребления психоактивных веществ. Программа основывается на принципах превентивного (профилактического) обучения, которое включает в себя:

    Сочетание знаний и навыков ответственного поведения в отношении здоровья с формированием здоровых установок и привычек;

    Формирование положительного «образа Я» ребенка;

    Навыков принятия ответственных решений и эффективного общения;

    Навыков сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников

    Принципы неспецифической профилактики, направлены на формирование у младших школьников таких духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск приобщения к курению и алкоголю , а следовательно, возникновению наркотических и алкогольных зависимостей к минимуму.

    Актуальность данной программы состоит в том, что проблема распространения наркотической и алкогольной зависимостей среди подростков и молодежи в современной России не только остается чрезвычайно актуальной — с каждым годом она все более обостряется. Возрастной порог первой пробы наркотиков и алкоголя резко снижается. Уже нередки случаи, когда свою первую сигарету и алкоголь дети начинают употреблять в начальной школе. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики зависимости от ПАВ к активным действиям.

    Цель программы. Овладение учащимися начальной школы объективными, соответствующими возрасту знаниями, а так же формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров и навыков здорового образа жизни.

    Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению;

    Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;

    Развивать навыки социального общения и здорового образа жизни.

    Формировать духовно-нравственные ценности

    Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю

    Отличительные особенности данной программы в том, что она способствует актуализации в детях доброго начала, формированию способности сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала. Программа рассчитана на учащихся начальной школы , что является новым аспектом профилактической работы, т.к. традиционно работа велась среди подростков, которые уже курили , а так же на их родителей ( цикл лекций по профилактике зависимости ПАВ).

    Возраст детей, участвующих в реализации программы:

    Учащиеся 1 — 2 классов (7-10 лет). Состав группы постоянный, набор свободный, 15-25 человек.

    Программа рассчитана на два года.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин, 34 часа в год.

    Каждое занятие включает в себя несколько обязательных этапов:

      Основным методом работы является работа в малых группах, в ходе которой создаются условия для личностного преобразования участников в контексте происходящих с ними нравственных изменений. В программе используются игры-энергизаторы, беседы, дискуссии, мини- рассказы, работа по алгоритму формирования навыка, психогимнастические упражнения.

      Информирование (расширение кругозора по вопросам, связанным с табакокурением и опасными для здоровья привычками) ;

      Ролевое проигрывание ( моделирование);

      Работа по алгоритму формирования навыка.

      Формирование системы нравственных ценностей, которые способствуют уменьшению риска приобщения к табаку и алкоголю.

      Развитие навыков ответственного поведения в отношении здоровья

      Снижение вероятности приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ среди учащихся;

      Формирование первичных навыков здорового образа жизни.

      деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

      Форма оценки эффективности программы: Используется два вида оценки эффективности:

        Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения;

        Оценка процесса внедрения профилактической программы;

        Инструменты оценки эффективности программы:

          Проводится как на индивидуальном уровне (обучающийся), так и на групповом (класс)

            Написание коротких писем.( на заключительных занятиях)

            Тестирование.( в начале и в конце курса).

            Ответы на вопросы в конце занятия.

            Учебно — тематический план

            дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»

            I. Я — неповторимый человек

            дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»

            Какие эмоции мы переживаем

            Как правильно выражать свои эмоции

            Правила безопасного поведения

            Традиции здорового образа жизни

            Культура моей страны. Праздники (осень- зима)

            Праздник Новый год и Рождество

            Поступки человека и его отношения с людьми

            Что такое здоровый образ жизни

            Полезные и вредные продукты

            Как можно укрепить свое здоровье

            Нужные и ненужные тебе лекарства

            Культура моей страны. Праздники.(весна-лето)

            Папа, мама, я- дружная семья.

            Готовим праздник для друзей. « Я выбираю здоровье»

            Содержание программы. 1класс (34 занятия)

            Тема 1. Я — неповторимый человек (4 ч.)

            Установка: уникальность — это ценность

            Я — неповторимый человек. Способы общения. Что такое общение. Способы общения между людьми.

            Цель: показать уникальность каждого ученика

            1. сравнить признаки людей, находя сходства и различия

            2. объяснить что такое «уникальность»

            Понятия: Уникальность, ценность, заботливое отношение к себе и другим, как к ценности.

            Тема 2. Культура моей страны (7 ч.)

            Установка: употребление табака и алкоголя — это нездоровый образ жизни

            Культура моей страны. Праздники. Моя любимая книга

            Цель: показать уникальность культуры и древние корни здорового образа жизни

            1. напомнить о богатстве родной культуры;

            2. показать связь культуры семьи с культурой народа;

            Понятия: культура, традиция, здоровье.

            Установка: эмоции и чувства можно регулировать

            Чувства. О чем говорят чувства. Эмоции человека. Какие эмоции мы переживаем. Как можно выражать эмоции

            Цель: дать представление о различных чувствах людей и возможности управления ими, показать способы предупреждения и преодоления отрицательных чувств

            1.привлечь внимание к факту многообразия чувств

            2. объяснить, что неприятных чувств можно избежать

            3. показать связь чувств с желаниями, ожиданиями, последствиями поступков

            4. объяснить, что для преодоления неприятных чувств есть специальные приемы

            Понятия: чувства, эмоции, желания, ожидания, поступки, правила

            Тема 4. Множество решений (11 ч.)

            Установка: решения следует принимать осознанно

            Принятие решений. Поступки человека и его отношения с людьми. Мир вокруг нас. Вредные и полезные привычки

            Цель: показать многообразие принимаемых людьми решений

            1. показать связь поступков и решений

            2. объяснить шаги принятия решений

            Понятия: импульсивный поступок, решение, альтернативы решений, последствия действий

            Установка: здоровье зависит от ответственного поведения

            Значение здоровья для жизни человека. Связь успешности обучения, труда со здоровьем. Активность. Бодрость. Утренняя гимнастика. Сопротивляемость организма заболеваниям. Ответственное поведение в отношении здоровья

            Цель: способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности

            1. показать факторы влияющие на здоровье

            2. дать представление о признаках здорового человека

            3. объяснить понятие ответственного поведения в отношении здоровья

            Понятия: здоровье, ответственное поведение

            К концу 1 класса учащиеся должны знать:

            — что такое уникальность человека;

            — разнообразие чувств человека;

            — важность здоровья для нормального функционирования организма человека;

            — виды лекарств и их действия на организм;

            — влияние здоровья на успешность учебно-воспитательного процесса;

            — что такое здоровый образ жизни;

            — значение режима дня, его важность и необходимость;

            — способы самообслуживания и самоконтроля;

            — комплексы расслабляющих упражнений.

            -кто такие «пассивные курильщики»

            К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

            — составлять алгоритм принятия решения;

            — аргументировать принятое решение;

            — вести здоровый образ жизни;

            — составлять и придерживаться режима дня;

            — правильно организовывать свой досуг;

            — содержать в порядке свои вещи, рабочее место, комнату;

            — использовать упражнения для снятия усталости глаз, шеи, позвоночника.

            Учебно — тематический план

            дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»

            IV. Опасные и безопасные ситуации

            V. Учусь принимать решения

            дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»

            Толерантность. Жизнь с болезнью

            Зависимость от психоактивных веществ

            Формирование навыков общения и эмпатии

            Понятие группового давления, принятие собственного решения

            Умение противостоять групповому давлению

            Навыки выражения и отстаивания собственного мнения

            Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я

            Самооценка и отношение к другому

            Принятие себя и другого как личности

            Эмоции. Эмоциональные состояния и способы эмоционального удовлетворения

            Выражение негативных эмоций

            Понятие стресса и проблеморазрешающее поведение

            Трудные жизненные ситуации

            Представление о жизненных идеалах

            Содержание программы. 2 класс (34 занятия)

            Тема 1. Вкусы и увлечения (6 ч.)

            Установка: полезные увлечения укрепляют здоровье

            Мир чувств. Счастье. Любовь. Толерантность.

            Цель: показать разнообразие вкусов и увлечений

            1. дать возможность рассказать о собственных увлечениях и вкусах

            2. перечислить здоровые увлечения

            Понятия: вкусы, увлечения, последствия увлечений

            Тема 2. Интересные занятия (5 ч.)

            Установка: следует выбирать друзей со здоровыми увлечениями

            Я и моя жизнь. Семья, род, культура.

            Цель: показать, что у одноклассников можно многому научиться

            1.дать возможность узнать что-то новое об одноклассниках

            2. помочь найти друзей по интересам

            Понятия: интересы, увлечения

            Тема 3. Учусь понимать людей (7 ч.)

            Установка: следует быть внимательным к людям

            Общение и дружба. Ты не один. Формирование навыков общения. Самооценка и отношение к другому. Принятие себя.

            Цель: познакомить с вербальными и выразительными движениями как невербальными средствами общения. Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения

            1. привлечь внимание к совпадению/несовпадению вербальны и невербальных компонетов сообщения

            2. показать важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания сообщения Понятия: компоненты общения, понимать человека

            Тема 4. Опасные и безопасные ситуации (7 ч.)

            Установка: следует соблюдать осторожность в опасных ситуациях

            Здоровье. Зависимость от психоактивных веществ. Умение противостоять групповому давлению.

            Цель: обсудить опасные и безопасные ситуации

            1.обсудить безопасные ситуации

            2. обсудить опасные ситуации

            Понятия: опасная и безопасная ситуация, принятие решения в опасной ситуации

            Тема 5. Учусь принимать решения (9 ч.)

            Установка: принимать решения в опасной ситуации необходимо рационально

            Преодоление проблем. Кризис и выход из него. Цели и смысл. Свобода. Выбор.

            Цель: способствовать рациональному принятию решений

            1. обсудить разные варианты решения проблемных ситуаций и их последствий

            2. обсудить опасные для здоровья ситуации

            3. обсудить опасные ситуации, связанные с табаком

            Понятия: альтернативные решения, последствия поступков для здоровья

            К концу 2 класса учащиеся должны знать:

            — комплексы расслабляющей гимнастики;

            — правила поведения в малых группах;

            — приемы вербального и невербального общения;

            — негативное значение алкоголя и табака на организм;

            — значение положительных эмоций на здоровье человека;

            — причины возникновения конфликтов;

            — способы избегания трудных ситуаций.

            К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

            — соблюдать правила поведения в обществе;

            — противостоять вредным привычкам;

            — иметь опрятный внешний вид;

            — уметь отстаивать свое мнение.

            Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

            Материалы по превентивному обучению «Полезные привычки» создавались при участии большого количества людей, слаженно работавших вместе. В ответ на запрос Московского комитета образования о разработке учебных материалов по превентивному обучению для начальных школ Северного административного округа г. Москвы в 1997 году Международная некоммерческая организация Project HOPE начала трехлетний проект «Школьная программа по профилактике употребления табака и алкоголя».

            Планы уроков для учителей разработаны группой авторов: Т.Б. Гречаной, Л.Ю. Ивановой иЛ.С. Колесовой. В соответствии с предложениями авторов художником В.В. Исайчевой создавались иллюстрации для ученических рабочих тетрадей. Общее руководство коллективом и редактирование «Полезных привычек» осуществлялось О.Л. Романовой.

            Осенью 1999 года вышло второе, исправленное и дополненное, издание «Полезных

            привычек». Его иллюстрировал художник А.Р. Аешин. Рассказы для детей написал детский писатель О.Ф. Кургузов.

            В 2000 году «Полезные привычки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

            Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы уроков с 1 по 4 классы. Методы превентивного обучения сочетают традиционные приемы, хорошо известные учителю и методы работы в группе, применяемые реже. Освоение методов обучения в группе позволит учителю сделать уроки более качественными и интересными для детей, авторы пособия попытались обеспечить учителей необходимым минимумом методических советов.

            В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась боле полно по мере развития учеников, соответствовала возрастающему объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностям класса. В качестве дополнения возможно включение в уроки видео- и аудиоматериалов, имеющихся в данной школе или материалов, которые учитель считает важными для своих учеников. Для учеников с высоким уровнем академической подготовки может быть расширена информационная часть учебных материалов.

            Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учителем.

            1 . «Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя». Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова

            2. « Уроки общения в начальной школе». Пособие для учителя. Е.А. Сорокоумова. АО « Мэрил» 2005год.

            3. « Профессия-школьник» . Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. БитяноваМ.Р.,

            Азарова Т.В. Земских Т.В. Генезис. Москва 2001г.

            источник

            Источники:
            • http://detskieradosti.ru/load/318
            • http://www.metod-kopilka.ru/rabochaya_programma_kursa_poleznye_privychki-20495.htm
            • http://infourok.ru/rabochaya-programma-poleznie-privichki-klass-1076394.html
            • http://gigabaza.ru/doc/73802.html
            • http://for-teacher.ru/edu/shkolnomu_psihologu/doc-98uv1x3.html