Меню Рубрики

Рассказ о полезных ископаемых 2 класс

География для самых маленьких. Полезные ископаемые
Занимались по Доману с первого месяца жизни дочки и до четырех лет

источник

Задай свой вопрос по этому материалу!

По­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это бо­гат­ства, ко­то­рые до­бы­ва­ют­ся из недр Земли или ее по­верх­но­сти. Жизнь в со­вре­мен­ном мире невоз­мож­на без по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Неко­то­рые по­лез­ные ис­ко­па­е­мые ис­поль­зу­ют­ся в стро­и­тель­стве:

Дру­гие ис­поль­зу­ют­ся как топ­ли­во:

Из ру­до­со­дер­жа­щих ис­ко­па­е­мых вы­плав­ля­ют ме­талл:

Гео­ло­ги – изу­ча­ют по­лез­ные ис­ко­па­е­мые и разыс­ки­ва­ют их ме­сто­рож­де­ния.

Ме­сто­рож­де­ния – это места, где в глу­би­нах Земли и на ее по­верх­но­сти за­ле­га­ют по­лез­ные ис­ко­па­е­мые.

Неред­ко гео­ло­ги про­во­дят много ме­ся­цев вдали от дома, в горах, в тайге или в пу­стыне. У них есть слож­ная ап­па­ра­ту­ра, ко­то­рая по­мо­га­ет им в их по­ис­ках и даже сним­ки Земли, сде­лан­ные из кос­мо­са.

По­лез­ные ис­ко­па­е­мые до­бы­ва­ют по-раз­но­му: одни в от­кры­тых кот­ло­ва­нах – ка­рье­рах, дру­гие – в шах­тах, глу­бо­ких ко­лод­цах, а для того чтобы из­влечь из Земли нефть или газ, люди стро­ят бу­ро­вые уста­нов­ки и бурят глу­бо­кие сква­жи­ны.

Чтобы из­го­то­вить стек­ло и сде­лать ста­кан, нужен спе­ци­аль­ный песок. Песок – по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы суп был со­ле­ным, нужна соль, соль — тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы сде­лать та­рел­ку для супа, нужна осо­бая белая глина – ка­о­лин, и она тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое.

И ма­лень­кая чай­ная ложка, и огром­ный са­мо­лет сде­ла­ны из ме­тал­ла. Их вы­плав­ля­ют из руд, вся­кая руда – по­лез­ное ис­ко­па­е­мое.

Очень ин­те­рес­ные, хотя и ма­ло­за­мет­ные для нас объ­ек­ты при­ро­ды – камни. Когда мы го­во­рим «камни», мы имеем в виду гор­ные по­ро­ды и ми­не­ра­лы. Ми­не­ра­лы – это при­род­ные ве­ще­ства, а гор­ные по­ро­ды – это при­род­ные со­еди­не­ния ми­не­ра­лов. Одни из них ис­поль­зу­ют в стро­и­тель­стве, из дру­гих де­ла­ют укра­ше­ния.

Рас­смот­рим по­лез­ное ис­ко­па­е­мое гра­нит.

Гра­нит – очень креп­кий и кра­си­вый ка­мень. За­ле­га­ет гра­нит глу­бо­ко в земле и на по­верх­но­сти, где он встре­ча­ет­ся в виде целых гор. Он бы­ва­ет се­ро­го, ро­зо­во­го и крас­но­го цвета. Гра­нит – это гор­ная по­ро­да, со­сто­я­щая из зерен несколь­ких ми­не­ра­лов, в ос­нов­ном это по­ле­вой шпат, кварц и слюда. Цвет­ные зерна – это по­ле­вой шпат, по­лу­про­зрач­ные свер­ка­ю­щие – кварц, чер­ные – слюда. Зерно по ла­ты­ни – грано, от­сю­да и на­зва­ние – гра­нит.

Слюда – ми­не­рал, со­сто­я­щий из пла­стин, ко­то­рые легко от­де­ля­ют­ся друг от друга, они тем­ные, но про­зрач­ные и бле­стят. Слюда вхо­дит в со­став гра­ни­та и неко­то­рых дру­гих гор­ных пород.

По­ле­вой шпат – это самый рас­про­стра­нен­ный ми­не­рал зем­ной по­верх­но­сти. Из­вест­но много его раз­но­вид­но­стей. Чаще всего они не про­зрач­ные, неко­то­рые из них ис­поль­зу­ют­ся для из­го­тов­ле­ния укра­ше­ний.

Кварц – ми­не­рал, ко­то­рый вхо­дит в со­став гра­ни­та, но часто встре­ча­ет­ся и сам по себе. Про­зрач­ный, бес­цвет­ный кварц на­зы­ва­ют гор­ным хру­ста­лем. Мно­гим из­ве­стен про­зрач­ный фи­о­ле­то­вый кварц, он на­зы­ва­ет аме­тист. Все эти камни ис­поль­зу­ют­ся с дав­них пор для из­го­тов­ле­ния укра­ше­ний.

Гра­нит – очень проч­ный ка­мень, по­это­му его ис­поль­зу­ют в стро­и­тель­стве. Из него стро­ят фун­да­мен­ты домов, на­бе­реж­ные, по­ста­мен­ты па­мят­ни­ков. Гра­нит хо­ро­шо шли­фу­ет­ся и по­ли­ру­ет­ся. Его ис­поль­зу­ют для об­ли­цов­ки стен зда­ний и стан­ций метро.

Если вни­ма­тель­но рас­смот­реть най­ден­ный у моря или в горах ка­му­шек, мы можем за­ме­тить, что часто он бы­ва­ет раз­но­цвет­ным, в по­ло­соч­ку, пят­ни­стым или с раз­во­да­ми. Это про­ис­хо­дит по­то­му, что най­ден­ный ка­му­шек со­сто­ит из ми­не­ра­лов, на ко­то­рых оста­ви­ли следы есте­ствен­ные при­род­ные про­цес­сы.

Ми­не­ра­лы от­ли­ча­ют­ся весом, цве­том и твер­до­стью. Из них, как из кир­пи­чи­ков, со­сто­ит мир нежи­вой при­ро­ды – и боль­шие ва­лу­ны, и мел­кий песок.

Кра­си­вые по­де­лоч­ные дра­го­цен­ные камни – агат, сап­фир, гра­нат – это тоже ми­не­ра­лы.

Ми­не­ра­лом также яв­ля­ет­ся обыч­ная соль, ко­то­рую мы упо­треб­ля­ем в пищу. Гео­ло­ги на­зы­ва­ют ее галит.

Ми­не­ра­лы и гор­ные по­ро­ды об­ра­зу­ют нежи­вую при­ро­ду. Гор­ные по­ро­ды со­став­ля­ют толщи Земли. Из-за на­зва­ния может по­ка­зать­ся, что гор­ные по­ро­ды можно встре­тить в горах. Это не со­всем так. Гор­ные по­ро­ды есть по­всю­ду, толь­ко они скры­ты от наших глаз слоем земли. Гор­ные по­ро­ды мы можем уви­деть на об­ры­ви­стых скло­нах овра­гов или по бе­ре­гам рек.

По­лез­ные ис­ко­па­е­мые – клад нашей Земли, по­это­му, как любой дру­гой клад, их нужно бе­речь и охра­нять.

источник

Человек издавна использует богатства природы – горные породы и минералы. Их называют полезными ископа́емыми.

Скопления полезных ископаемых называются месторожде́ниями. Полезные ископаемые делят на три группы: твёрдые, жидкие и газообразные.

Твёрдые полезные ископаемые

Торф – ископаемое бурого или серого цвета.

Мох сфа́гнум и водные растения отмирают и оседают на дне болот. Постепенно на дне скапливается толстый слой полусгнивших остатков растений. Они слёживаются, уплотняются, и со временем из них образуется торф.

Сухой торф хорошо горит и используется как топливо. В медицине торф используется при изготовлении лекарств.

Ка́менный уголь – твёрдое вещество чёрного цвета. Каменный уголь образовался из остатков древних растений, которые оседали на дне водоёмов. Постепенно их заносило илом, песком, и они превращались в торф. В недрах земли под большим давлением торф со временем превращался в каменный уголь.

На кусочках каменного угля встречаются отпечатки листьев, стеблей, корней растений, что и доказывает происхождение этого полезного ископаемого.

Каменный уголь хорошо горит и при горении выделяет много тепла. Его используют для отопления помещений. Из него получают краски, спирт, бензин, резину.

Известня́к – твёрдое вещество белого или светло-серого цвета.

Остатки скелетов, панцирей, раковин древних живых организмов веками оседали на дне морей, уплотнялись и образовывали слои известняка.

Люди давно научились использовать известняк в строительстве. Из него получают известь и готовят раствор для скрепления кирпичей.

Рудные полезные ископаемые

Рудные полезные ископаемые также относятся к твёрдым полезным ископаемым. Они одни из наиболее ценных в этой группе.

На металлурги́ческих заводах из железной руды получают чугун и сталь. Их главная составная часть – железо. Из чугуна изготавливают тяжёлые детали машин. Из стали делают строительные инструменты, металлическую посуду, детали автомобилей.

Чугун, сталь выплавляют из таких руд, как магнитный железняк, красный железняк и бурый железняк.

Медь извлекают из руды – медного колчеда́на. Эту красивую руду легко узнать по желтоватому цвету и металлическому блеску.

Медь – мягкий металл, поэтому мало применяется в чистом виде. А сплавы меди с другими металлами человек использует широко (например, лату́нь, бронза).

Лёгкий серебристый металл алюминий получают из руды – бокси́та. Алюминий широко применяется при сооружении зданий, в производстве самолётов и кораблей.

Жидкие полезные ископаемые

Нефть – горючая тёмно-бурая жидкость с резким запахом.

Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы поднять её на поверхность, бурят скважины и устанавливают специальные насосы, которыми выкачивают нефть.

Из нефти получают топливо для автомобилей, самолётов и ракет, делают резину, пластмассы и различные краски.

Газообра́зные полезные ископаемые

Природный газ – летучее вещество. Он залегает глубоко в земле. Для добычи газа бурят скважины. От них проводят трубы, по которым газ перекачивают в специальные хранилища. Оттуда газ попадает на заводы, где его перерабатывают и получают резину и пластмассы.

Природный газ хорошо горит и даёт много тепла. Его используют в быту для отопления помещений, в котельных и на электроста́нциях.

Запасы полезных ископаемых не безграничны. С каждым годом в недрах земли остаётся всё меньше каменного угля, руды, нефти и других ископаемых. Человек должен бережно относиться к этим богатствам и экономно их расходовать.

Полезными ископаемыми называют горные породы и минералы, используемые в народном хозяйстве. Их делят на твёрдые, жидкие и газообразные.

Вопросы и задания

1. Что называют полезными ископаемыми?

2. На какие три группы делятся полезные ископаемые?

Какое утверждение верно?

а) Торф – негорючее полезное ископаемое;

б) каменный уголь образовался из остатков древних растений;

в) нефть – газообразное полезное ископаемое.

Выбери правильный ответ.

Древние греки использовали нефть для приготовления «греческого огня» – огненной жидкости. С её помощью они защищали свои города и корабли от нападения врагов.

Египтяне использовали нефть для бальзамирования тел.

источник

На этом уроке мы с вами узнаем, что такое полезные ископаемые, как их добывают и для чего используют. Кроме того мы подробнее рассмотрим гранит как полезное ископаемое. А также познакомимся с понятиями минерал и горная порода.

Тема: Природа

Урок: Кладовые Земли

Полезные ископаемые – это богатства, которые добываются из недр Земли или ее поверхности. Жизнь в современном мире невозможна без полезных ископаемых. Некоторые полезные ископаемые используются в строительстве:

Читайте также:  Полезно ли пить натощак воду с медом

Другие используются как топливо:

Из рудосодержащих ископаемых выплавляют металл:

Геологи – изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.

Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пустыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках и даже снимки Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, соль — тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин, и она тоже полезное ископаемое.

И маленькая чайная ложка, и огромный самолет сделаны из металла. Их выплавляют из руд, всякая руда – полезное ископаемое.

Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы – камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы. Минералы – это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Рассмотрим полезное ископаемое гранит.

Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле и на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета. Гранит – это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов, в основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие – кварц, черные – слюда. Зерно по латыни – грано, отсюда и название – гранит.

Слюда – минерал, состоящий из пластин, которые легко отделяются друг от друга, они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Полевой шпат – это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они не прозрачные, некоторые из них используются для изготовления украшений.

Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Прозрачный, бесцветный кварц называют горным хрусталем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц, он называет аметист. Все эти камни используются с давних пор для изготовления украшений.

Гранит – очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется. Его используют для облицовки стен зданий и станций метро.

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камушек, мы можем заметить, что часто он бывает разноцветным, в полосочку, пятнистым или с разводами. Это происходит потому, что найденный камушек состоит из минералов, на которых оставили следы естественные природные процессы.

Минералы отличаются весом, цветом и твердостью. Из них, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы – и большие валуны, и мелкий песок.

Красивые поделочные драгоценные камни – агат, сапфир, гранат – это тоже минералы.

Минералом также является обычная соль, которую мы употребляем в пищу. Геологи называют ее галит.

Минералы и горные породы образуют неживую природу. Горные породы составляют толщи Земли. Из-за названия может показаться, что горные породы можно встретить в горах. Это не совсем так. Горные породы есть повсюду, только они скрыты от наших глаз слоем земли. Горные породы мы можем увидеть на обрывистых склонах оврагов или по берегам рек.

Полезные ископаемые – клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. с. 34-37, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 16 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Узнай, какие полезные ископаемые, минералы добываются в твоем регионе.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цветов), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Слово «гранит» происходит от слова «гранум» – в переводе «зерно», то есть гранит состоит из отдельных зёрен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. Очень прочный. Хорошо полируется.
Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Особая разновидность известняка – мел, самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
Осадочная горная порода органического происхождения, состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1 тонны нефти расходуется 2–3 тонны каменного угля; например, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также в качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Образуется при разрушении различных горных пород, например гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий: кирпича, черепицы, посуды. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства.
Производство цемента.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств.
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Читайте также:  Полезные масла для здоровья человека

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый; жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Песок представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Используется в строительстве.

Железная руда – чёрного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые вышки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.
Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось чёрного золота?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля – ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он – практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам – авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам – дизельное топливо, кораблям – мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски – значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино у нас тоже не было бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они – продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии – вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей – все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть – это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир – это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

источник

Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф).

Показать их применение в жизни человека.

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;

Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;

Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

— Доброе утро! Солнцу и птицам,

-Доброе утро! улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро, длится до вечера!

Воспитатель: Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.

Как вы думаете в виде чего?

Ответы детей.

Воспитатель: В виде полезных ископаемых.

Воспитатель: Почему полезных?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему ископаемых?

Ответы детей.

Воспитатель: Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?

Строителям – надежный друг:

Гранит — полезное ископаемое. Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.

Наиболее распространена черная разновидность.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют гранит?

Ответы детей.

Воспитатель: Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.

Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу. Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени: даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.

В школе не лежит без дела:

Воспитатель: Конечно же это мел. Его называют – Известняк.

Известняки чаще всего бывают следующих цветов: белый, серый, желтый, розовый, «персиковый», серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют известняк?

Ответы детей.

Воспитатель: Известняк — важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень

Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Воспитатель: Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют песок?

Ответы детей.

Воспитатель: Применение природного песка – широчайшее!

Воспитатель: Глина является очень распространённой горной породой.

Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют глину?

Ответы детей.

Воспитатель: Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.

Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур. Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве: для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.

Читайте также:  Чем полезен сушеный имбирь в сахаре

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют уголь?

Ответы детей.

Воспитатель: Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.

Отдельно – я не так вкусна

И в пище — каждому нужна. (соль)

Воспитатель: Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют соль?

Ответы детей.

Воспитатель: Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.

Воспитатель: Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют железную руду?

Ответы детей.

Воспитатель: Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.

Воспитатель: Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют газ?

Ответы детей.

Воспитатель: Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.

Воспитатель: Нефть — это важное полезное ископаемое. Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют нефть?

Ответы детей.

Воспитатель: Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых, которые человек добывает в горах и недрах земли. А у меня к вам вопрос: а точно ли они полезны?

Ответы детей

-Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.

-Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.

Воспитатель: Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?

Ответы детей.

Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.

Итог занятия:

Ребята, наше занятие подошло к концу. Вот вы придете, сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?

Рассказы детей.

Анализ занятия воспитателем

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что хлеб расскажет о себе?» Конспект занятий по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. «Что хлеб расскажет о себе» Программное содержание:.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Дружный хоровод» Цель занятия : расширять представление детей о национальной культуре народов России, совершенствовать знания о национальных костюмах,их.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звёзды-сёстры Солнца» Тема: «Звёзды – сёстры Солнца». Цель: Расширить кругозор детей, представления о Вселенной, дать понятие, что такое звёзды, вызвать интерес.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство со скульптурой» Воспитатели: Бондаренко А. А. и Попова С. А. Программные задачи: продолжать знакомить детей с различными жанрами скульптуры, с материалами.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с кубанской хатой» «Знакомство с кубанской хатой» Цель: формировать первичные представления о малой Родине и представлений о социокультурных ценностях кубанского.

Конспект НОД по познавательному развитию «Сердце и кровеносная система» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Созвездие» Конспект непосредственно.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Спасаем Василису» Тема: Спасаем Василису Прекрасную Группа старшая Оборудование для детей: формата А4 красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Новые приключения Колобка» Цель: развитие познавательной сферы детей. Задачи: — развитие внимания и наблюдательности; — развитие зрительной памяти; — совершенствование.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Программное содержание:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Для чего нужны витамины» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Для чего нужны витамины» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная.

источник

Полезные ископаемые 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые Презентацию подготовила Сковородина Елена Павловна, учитель начальных классов Кыштовской средней общеобразовательной школы №1

Полезные ископаемые – это горные породы, которые человек использует в хозяйстве. Твёрдые Жидкое – нефть Газообразное – природный газ

Месторождения – места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые Изучают, отыскивают месторождения ГЕОЛОГИ

Железная руда Железной рудой называются природные минеральные образования, которые содержат железо в больших количествах. Железные руды различаются по минеральному составу, содержанию железа, полезных и вредных примесей, условиям образования и промышленным свойствам. Железные руды разделяют на богатые (более 50% железа), рядовые (50-25%) и бедные (менее 25% железа). Некоторые химические элементы (помимо железа) могут извлекаться из руды и использоваться для других целей.

Бакчарское железорудное месторождение Это месторождение является одним из крупнейших месторождений железной руды в России и мире. Оно находится на территории Томской области в междуречье рек Андорма и Икса. Месторождение было открыто случайно при разведке нефтяных месторождений в 1960-х годах. Бакчаровское железорудное месторождение занимает площадь в 16 тысяч км². Железорудные образования находятся на глубине от 190 до 220 метров. Содержание железа в обогащённой руде достигает 95-97 %. Запасы железной руды на данной территории оцениваются в 28,7 миллиардов тонн. В настоящее время внедряются новые технологии разработки месторождений. Добычу руды предполагается вести не карьерным способом, а с помощью скважинной гидродобычи.

Каменный уголь Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300—350 миллионов лет тому назад.

Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр.

Нефть Нефть— горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах; на сегодня — одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Добыча нефти и природного газа ведется на северо-западе Новосибирской области. Крупнейшее в области месторождение нефти – Верх-Тарское месторождение (60% запасов нефти в общеобластном масштабе). Данное месторождение подготовлено к эксплуатации, наряду с Малоичским. Прочие месторождения региона – Восточно-Тарское, Ракитинское, Тай -Дасское, Восточно-Межовское и Восточное, законсервированы. В области разведаны 7,2 млрд. тонн запасов торфа, но работы по добыче торфа в силу больших затрат в основном не ведутся.

Гранит Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников и на гранитный щебень.

источник

Источники:
  • http://www.kursoteka.ru/course/4224/lesson/14137/unit/34353
  • http://litra.info/book/okruzhayushchy-mir-2-klass/page-20.html
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/2-klass/okruzhayuschiy-mir-2-klass/kladovye-zemli
  • http://volzsky-klass.ru/o-poleznyx-iskopaemyx-doklad-referat-3-klass/
  • http://www.maam.ru/detskijsad/primernyi-konspekt-zanjatija-po-poznavatelnomu-razvitiyu-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-poleznye-iskopaemye.html
  • http://uslide.ru/nachalnaya-shkola/22472-poleznie-iskopaemie-klass.html