Меню Рубрики

Разбор слова по составу полезный

Состав слова особенно часто просят разобрать учеников средней школы. Ведь благодаря таким занятиям ребята намного лучше усваивают материал словообразования и правописание различных выражений. Но, несмотря на легкость данной задачи, школьники не всегда выполняют ее правильно. С чем это связано? Об этом мы расскажем далее.

В филологической науке разбор слова по составу называют «морфемным анализом». Считается, что это самая сложная аналитическая работа, которую следует осуществлять с лексическими единицами нашего родного языка. Но если придерживаться определенного алгоритма, данную процедуру можно провести очень легко, быстро и верно.

Как известно, все слова в русском языке состоят из окончания и основы. В последнюю часть входят: суффикс, корень и приставка. Обычно их называют морфемами.

«Морфема» с греческого языка переводится как «форма». То есть это — значимая и минимальная часть слова, которая не может расчленяться на более мелкие единицы.

Морфема обладает грамматическим значением и грамматической формой. Она способна передавать совершенно разные типы значений, а именно:

  • Лексическое. Его носителем выступает корневая морфема.
  • Грамматическое. Его носителем выступают служебные морфемы.
  • Словообразовательное. Такое значение вносится аффиксами.

Следует также отметить, что помимо материально выраженных, в русском языке встречаются и нулевые морфемы, которые также обладают грамматическим значением. Приведем пример: в слове «дом» не выражено материальное окончание, а в слове «нёс» — суффикс и окончание прошедшего времени.

Как было сказано выше, в состав слова входят: приставка, корень, основа, суффикс и окончание. Чтобы понять, как верно найти данные части, следует дать определение каждому из них:

  • Окончанием называют изменяемую часть слова. Как правило, оно образует формы, а также служит связующим звеном в различных словосочетаниях и предложениях. Однако следует отметить, что окончание может быть и нулевым.
  • Основа – это часть того или иного слова без окончания.
  • Корнем называют главную и самую значимую часть слова. Обычно в нем отражается общее лексическое значение всех существующих однокоренных слов.
  • Приставка также является значимой частью слова. Как правило, она стоит перед корнем. Приставка необходима для образования новых слов.
  • Суффиксом называют значимую часть слова. Обычно он стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов.

Состав слова разбирается согласно определенному алгоритму. При этом необходимо использовать специальные графические обозначения. Рассмотрим основные этапы данного анализа более подробно:

  1. Специалисты отмечают, что в русском языке существуют совершенно разные способы разбора слова по составу. Однако все они сходятся в одном: сначала следует найти и выделить окончание. Для того чтобы это сделать, разбираемое слово необходимо изменить по падежам, роду, числам или лицам. Таким образом, однокоренные формы довольно легко помогут вам определить окончание.
  2. После определения окончания путем обведения его в прямоугольную или квадратную рамку требуется выделить основу. Как правило, ее подчеркивают прямой чертой, а по бокам ставят небольшие палочки, словно «закрывая» отрезок.
  3. После основы требуется найти корень. Для того чтобы его определить, необходимо подобрать несколько однокоренных слов. Данный процесс не является трудоемким, особенно если форма хорошо знакомая и не очень длинная. Однако в некоторых случаях у учеников все же возникают сложности на данном этапе. Как правило, это случается тогда, когда разбираемое слово малоизвестное или слишком длинное. В таких ситуациях специалисты предлагают сначала выделить суффиксы и приставки, и только в самом конце обозначить корень. Кстати, данная морфема выделяется при помощи дуги, которая ставится сверху.

Теперь вам известен порядок разбора слова по составу. Попробуем применить представленный алгоритм на практике. Для этого используем три разных слова: «подснежник», «повторение» и «помогать».

  1. Разберем состав слова «подснежник»:
  • Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово по падежам и числам: «подснежника», «подснежнику», «подснежники» и поч. Как видите, данное слово имеет нулевое окончание.
  • Основой является все слово целиком.
  • Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «снег» («г» и «ж» — чередующиеся согласные), «снежный» и проч. Таким образом, корнем выступает следующая часть – «снеж».
  • Определяем приставку. Слово «подснежник» — это имя существительное, которое буквально обозначает «под снегом». То есть приставкой будет «под».
  • Определяем суффикс. Это самое сложное. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов, которые помогут нам понять, как именно оно образовалось: «снег», «подснежный», «подснежника», «подснежник». Из этого примера видно, что данное слово имеет два суффикса «н» и «ик».

    2. Разберем состав слова «повторение»:

    • Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово по падежам: «повторения», «повторению», «повторении». Как видите, данное слово имеет окончание «е».
    • Основой является следующая часть слова – «повторени».
    • Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «повторять, «вторить» и пр. Таким образом, корнем выступает следующая часть «втор».
    • Определяем приставку. Слово «повторение» — это имя существительное. Его приставкой будет «по».
    • Определяем суффикс. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов: «повторять», «повторить», «повтор», «повторению». Из этого примера видно, что данное слово имеет один суффикс «ени».

    3. Разберем состав слова «помогать»:

    • Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово, однако «помогать» — это начальная форма глагола. В некоторых учебниках утверждают, что оно имеет нулевое окончание, хотя большинство учителей рекомендуют заключать в рамку следующую часть – «ть».
    • Основой является все слово или «помога».
    • Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «помогла, «помогли», «помог», «может» («г» и «ж» — чередующиеся согласные) и проч. Таким образом, корнем выступает следующая часть – «мог».
    • Определяем приставку. Слово «повторение» — это неопределенный глагол. Его приставкой будет «по».
    • Определяем суффикс. В начальной форме глагола суффиксом обычно выступает гласная перед «ть». В данном случае это буква «а».

    Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы самостоятельно определить составы слова. Ответы на вопросы, которые могут возникнуть в процессе такого разбора, можно легко найти, обратившись в школьный учебник или к своему учителю.

    источник

    На этом уроке вы познакомитесь со способом действия при разборе слова по составу. Узнаете, что нужно учитывать, чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу. Потренируетесь в разборе слов по составу.

    1. Измени слово по числам или по команде одного-двух вопросов, выдели изменяемую часть – окончание. Отметь основу слова (это часть слова без окончания).

    2. Объясни значение слова с помощью слова-родственника, подбери ещё одно-два однокоренных, выдели их общую часть – корень.

    3. Определи и укажи часть слова перед корнем – приставку, постарайся объяснить её работу.

    4. Определи и укажи часть слова после корня перед окончанием – суффикс, подумай о его работе.

    5. Проверь, все ли части слова выделены.

    Укажем состав имени существительного подставка.

    1. Изменю слово по числам: подставки – подставка (изменилось -а, это окончание). Основа подставк-

    2. Объясню значение слова: подставка – подставляют, ставят под что-то; подставить. Корень –став.

    4. -к- – суффикс (называет существительное со значением действия) (см. Рис. 1).

    Разберём по составу имя прилагательное радостный.

    1. радостныйрадостная, радостные (изменилось -ый, это окончание)

    2. радостный – полный радости, радуюсь, рад

    3. суффиксы -ост-, -н- (см. Рис. 2)

    Укажем состав глагола подумаем.

    1. подумаем – подумаю (изменилось -ем, это окончание)

    2. однокоренные слова – дума, раздумье, думать

    Составьте и запишите слова по схемам с корнем -мор-.

    Вам помогут приставка при-, суффикс -ск-.

    Море, морской, приморский, приморье.

    1. Основа может состоять только из корня: мор-е.
    2. В основу может входить, кроме корня, суффикс: мор-ск-ой.
    3. В основу могут входить, кроме корня, приставка и суффикс: при-мор-ск-ий.
    4. В основу может входить, кроме корня, приставка: при-морь-е.

    Разберём слово по составу. Затем среди пар слов найдём слово с таким же строением.

    1. сахарок – листок, мешок

    Разберём слова по составу.

    Окончание нулевое, изменим слова: нет сахарка, листка, мешка, появилось окончание -а.

    Основа сахарок-, листок-, мешок-.

    Сахарок – маленький сахар, корень -сахар-, листок – маленький лист, корень -лист-, мешок – корень -мешок-.

    Суффикс -ок- у слов сахарок, листок (см. Рис. 4).

    2. местный – красный, лимонный

    Разберём слова по составу.

    Окончание -ый, изменим слова: местная, красная, лимонная, изменилось -ый.

    Основа местн-, красн-, лимонн-.

    Местный – относящийся к определённому месту, корень -мест-, красный – краснота, краснеть, корень -красн-, лимонная – имеющая отношение к лимону, корень -лимон-.

    Суффикс -н- у слов местный, лимонный (см. Рис. 5).

    3. пододеяльник – подорожник, подстаканник

    Разберём слова по составу.

    Окончание нулевое, изменим слова: пододеяльники, подорожники, подстаканники, появилось окончание -и.

    Основапододеяльник-, подорожник-, подстаканник-.

    Пододеяльник – специальный чехол, надеваемый на одеяло, корень -одеял-. Подорожник – луговая трава, обычно растущая у дороги, корень -дорог-. Подстаканник – подставка с ручкой, в которую вставляется стакан, корень -стакан-.

    Приставка под- у слов пододеяльник и подстаканник, приставка по- у слова подорожник.

    Суффикс -ник- у всех слов (см. Рис. 6).

    4. берёзоньки – огоньки, глазоньки

    Разберём слова по составу.

    Окончание -и, изменим слова: берёзонькам, огонькам, глазонькам, изменилось -и.

    Основа берёзоньк-, огоньк-, глазоньк-.

    Берёзоньки – ласково называют берёзы, корень -берёз-. Огоньки – маленькие огни, корень -огонь -, -огн-, в корне есть беглый гласный. Глазоньки – ласково называют глаза, корень -глаз-.

    Суффикс -оньк- у слов берёзоньки, глазоньки, у слова огоньки суффикс -к (см. Рис. 7).

    Под каждой схемой подпишем подходящее слово.

    Рука, ручка, ручной, поручни, безрукий.

    Это однокоренные слова, одинаковая часть -рук-, -руч-, в корне есть чередование согласных к-ч.

    Рука – окончание -а, изменим слово по числам: рука – руки, изменилось -а. 2 схема.

    Ручка – окончание -а, изменим слово по числам: ручка – ручки, суффикс -к. 1 схема.

    Ручной – окончание -ой, изменим слово: ручная, ручные, суффикс -н-. 1 схема.

    Поручни – окончание -и, изменим слово: поручням, приставка -по, суффикс -н-. 4 схема.

    Безрукий – окончание -ий, изменим слово: безрукая, приставка -без. 3 схема (см. Рис. 8).

    На первый взгляд в них есть одинаковые части.

    Чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу, нужно учитывать значение слова и значение части слова.

    Окончание нулевое, основа лётчик-, мячик-.

    В существительном мячик выделяем суффикс -ик-, который придаёт слову значение «маленький» (мячик – это маленький мяч).

    А существительное лётчик не имеет значения «маленький». В этом слове другой суффикс -чик-. Существительное обозначает профессию человека. Такое значение придаёт суффикс -чик- (см. Рис. 9).

    Окончание нулевое, основа дружок-, урок-.

    В существительном дружок выделяем суффикс -ок-, который имеет уменьшительно-ласкательное значение (друг – дружок).

    А существительное урок не имеет такого значения, потому что в нём нет такого суффикса. Корень -урок- (родственное слово урочный) (см. Рис. 10).

    Побегу – окончание -у, изменим слово: побегут. Основа побег-.

    Победа – окончание -а, изменим слово: победы. Основа побед-.

    В глаголе побегу приставка по- указывает на начало движения. Корень -бег-.

    В существительном победа нет такой приставки, корень -побед- (однокоренные слова: победить, победитель) (см. Рис. 11).

    Сделаю – сделаем, окончание -ю. Основа сдела-.

    Однокоренные слова: дело, поделка. Корень -дел-, приставка с-, суффикс -а-.

    Смешу – смешим, окончание -у. Основа смеш-.

    Смешу – вызываю смех, корень -смеш-, -смех-, в корне есть чередование согласных х//ш (см. Рис. 12).

    Листики – листика, окончание -и. Основа листик-.

    Листики – это маленькие листы. Корень -лист-, суффикс -ик-.

    Ластики – ластикам, окончание -и. Основа ластик-.

    В этом существительном нет суффикса -ик-, корень -ластик- (однокоренное слово ластиковый) (см. Рис. 13).

    Ухожу – уходим, окончание -у. Основа ухож-.

    Ухо – уха, окончание -о, основа ух-.

    В глаголе ухожу выделяем приставку у-, которая имеет значение «удаляться». Корень -хож- (родственные слова: ход, ходьба, чередование д//ж в корне).

    В существительном ухо нет приставки у-. Однокоренные слова: ушастый, ушки, корень -ух-, -уш-, чередование х//ш (см. Рис. 14).

    Попробуйте самостоятельно разобрать слова по составу: касса, рассада, рассольник, рассказ.

    Чем одно слово отличается от других?

    В словах рассказ, рассада и рассольник последняя буква приставки и первая буква корня одинаковые.

    Удвоенные согласные на стыке приставки и корня

    В слове кассаудвоенные согласные в корне (см. Рис. 15).

    На уроке вы познакомились со способом действия при разборе слова по составу.

    Список литературы

    1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
    2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
    3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
    4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
    5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
    6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Домашнее задание

    1. Выбирайте из справочного бюро подходящие по смыслу слова и вписывайте. Покажите строение однокоренных слов.
      …девочка
      …торт
      …платки
      …коты
      …болезнь
      …пляж
      …обезьяны
      …перья
      Справочное бюро: глазная, глазастая; песочный, песчаный; носатые, носовые; пуховые, пушистые.
    2. Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

      источник

      Разбор слова по составу ( морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

      Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт-, типа дощатый – брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква к в производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то – ч (после согласного корня).

      Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса, т.е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт-, прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.

      Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

      Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

      Окончание – это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Значение окончания чисто грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

      В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:

      1. наречия,
      2. деепричастия,
      3. сравнительная степень прилагательного,
      4. некоторые существительные (пальто, шоссе),
      5. некоторые прилагательные (беж, мини),
      6. некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их).

      Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в доме. Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.

      Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:

      1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. – сад_, снег_;
      2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. – радость_, мышь_;
      3. им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен_, обижен_, снят_;
      4. им.п. некоторых числительных: двенадцать_, шесть_, один_;
      5. род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок_ (чулк-и), семей_, (се[м ‘ й а]);
      6. им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов_ (ср. Зевсова), сестрин_ (сестрина), рыбий_ (ры[б ‘ й а ]).
      7. ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел_ , разговаривал_ , находился_, приходил_ бы, заблудился_ бы.

      Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень_) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож_ и рожь_).

      Основа – часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль_, бол[и]), а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь), основа прерывается окончанием: захотелось, оканчивающихся.

      Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания). Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.

      Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов. Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:

      1. форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а ), занес^бы (ср. занес-л-а бы);
      2. ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий -> синь, синий -> син- ев -а);
      3. им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать -> бег^, бегать -> бег-отн-я).

      Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности. У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например, -тель- суффикс лица (читатель), -к- суффикс предмета (терка), -ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность), -ний- суффикс действия (горение), -ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка).

      Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка) и действия (пилка дров).

      Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных. Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).

      Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:

      1. суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) – шел, пила; -й- (настоящее время) – чита[йу]т, летай;
      2. суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и-: гнать, темнеть, служить;
      3. видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва-: украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;
      4. суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им-: тонущий, купивший, забытый;
      5. суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши-: спеша, летя, прочитав, пригнувшись.

      Приставка – значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать – указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение).

      Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср.омонимичный корень в двух группах слов: вода – подводник – водяной и водитель – подвода – водить). В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования. Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать).

      Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес) и более корней (водовоз, лесоруб).

      • собирался
        нулевое окончание указывает на форму глагола прошедшего времени, ед.ч., м.р.
        основа – собирался
        ся – суффикс возвратных глаголов,
        л – суффикс глаголов прошедшего времени,
        а – суффикс глагольной основы,
        со- приставка, имеет значение объединения
        корень -бир-; возможно чередование бир//бер//бр.
      • отобранного
        окончание -ого – указывает на форму причастия ед.ч. м.р.
        основа – отобранн
        нн – суффикс страдательного причастия прош.вр.
        а – суффикс глагольной основы,
        ото – приставка со значением отделения,
        корень бр- возможно чередование бр//бер//бир.
      • обижает
        окончание -ет – указывает на форму глагола наст.вр., 3 л.,ед.ч.,
        основа – обижай
        й – суффикс глаголов настоящего вр.
        а – суффикс глагольной основы несов.в. (ср. обидеть)
        корень обиж – возможно чередование обиж//обид.

      источник

      Существует чёткое правило, которое надо выполнять, чтобы сделать разбор слова по составу без ошибок. Для этого надо строго следовать порядку разбора, не пропуская ни одного шага, и помнить об указанных ниже особых и трудных случаях.

      Алгоритм разбора слова по составу — пошаговая последовательность. Она помогает правильно выполнить работу. Используемый приём сравнения развивает логическое мышление.

      Обязательная поэтапность разбора любого слова по составу:

      1. Выделение окончания
      2. Определение основы
      3. Подбор однокоренных слов, выделение корня.
      4. В последнюю очередь выделение приставок и суффиксов

      Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.

      Образовывать форму слова необходимо, чтобы не ошибиться в трудных случаях: сравним слова «коров» и «столов». В первом слове окончание нулевое, а –ов — часть корня («корова»), во втором — -ов окончание.

      Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания. Всё слово — основа.

      Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.

      Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы

      Общая часть — корень — польз- . Приставка бес- стоит перед корнем, после него — суффикс –н.

      Парашютист — человек, спускающийся с парашютом

      Состав слова: корень, суффикс -ист и нулевое окончание.

      Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.

      «Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.

      1. Изменяем форму слова: настенная. Окончание –ый.
      2. Основа настенн-.
      3. Подбираем однокоренные слова: стена, пристенок. Находим корень: -стен-
      4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставку на-, суффикс –н-.
      5. Доказываем наличие этих морфем в других словах: на-поль-н-ый, на-столь-н-ый.
      1. Изменяем форму слова: сползают. Окончание –ет.
      2. Основа сполза-.
      3. Подбираем однокоренные слова: ползёт, заползал, ползание. Находим корень: -полз-
      4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку с-, суффикс –а-.
      5. Доказываем наличие этих морфем в других словах: с-бивают, с-пис-а-ть, прочит-а-ть.
      1. Изменяем форму слова: запеваю. Окончание –ет.
      2. Основа запева-.
      3. Подбираем однокоренные слова: петь, пение, запевала. Находим корень: -пе-
      4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставку за-, суффикс –ва-.
      1. Изменяем форму слова: повторяли. Окончание –а.
      2. Основа повторя-.
      3. Подбираем однокоренные слова: вторить, второй. Находим корень: -втор-
      4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку по-, суффикс –я-.

      Разбор слова Преподаватель

      1. Изменяем форму слова: преподавателю. Окончание нулевое.
      2. Основа преподаватель.
      3. Подбираем однокоренные слова: преподавать, подавать, давать (знания), дать. Находим корень: -да-.
      4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставки пре-, по-, суффикс –ва-.
      1. Это наречие. Неизменяемое слово. У неизменяемых слов вообще нет окончания.
      2. Основа всё слово вверху.
      3. Подбираем однокоренные слова: наверху, верховный, верх. Находим корень: -верх-.
      4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку в-, суффикс –у.

      Разбор слова Разноцветный

      1. Изменяем форму слова: разноцветное. Окончание -ый.
      2. Основа разноцветн-.
      3. Подбираем однокоренные слова: разный, разница, различие, цветной, цвет. Находим два корня: разн-, -цвет-. Это сложное прилагательное.
      4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим соединительную гласную –о-, суффикс –н-.

      Изучение состава слова играет значительную роль при формировании орфографической зоркости.
      Дети начинают понимать и запоминают: все части слова неизменны в написании и не зависят от произношения.

      Проводя анализ слов, школьники не всегда обращают внимание на лексическое значение разбираемого слова. Это часто приводит к ошибкам, особенно при выделении суффиксов.

      • слова оканчиваются на -чик-, –щик-, -ист, -ушк.

      В словах с такими суффиксами подбор однокоренных слов обязателен. (Мяч-ик — мяч, ключ-ик— ключ, рез-чик — резать, ящик, хрящ-ик — хрящ, камен-щик — камень; аист, лист; ушко, нес-ушк-а).

      Анализируя состав слова «каменщик», находим существительное, от которого оно образовано: камень; «плащик» — это небольшой плащ. Соответственно видим в словах суффиксы –щик, -ик.

      Необходимо обучить детей разграничению понятий «оканчивается на…» и «окончание». Слово «автобус» оканчивается на –бус (-ус, -с), но окончание нулевое.

      Непонимание разницы в значениях приводит к частым ошибкам при морфемном анализе глаголов в неопределённой форме.

      в учебных пособиях разных авторов рассматриваются или как суффикс, или как окончание. В любом случае предшествующий гласный в эту часть слова не входит.

      Рассмотрим –ть как окончание неопределённой формы. Слово «ускорять» оканчивается на –ять (это важно при определении спряжения глагола), здесь –я- — суффикс и окончание –ть. «Побороть» оканчивается на –оть: -о- — суффикс, окончание –ть.

      Умение разбирать последовательно слово по составу приобретается при постоянной работе по алгоритму. Нарушение последовательности или игнорирование приводит к ошибкам. Внимание к слову — основа успеха.

      источник

      Начинать его нужно с определения части речи, к которой относится разбираемое слово. Это нужно для того, чтобы узнать, изменяется оно или нет, если изменяется – выделяем основу и окончание, если нет, то оно целиком входит в основу, а окончание отсутствует (нулевое).

      Если у нас глагол, прилагательное, существительное и т. д., то есть изменяемые слова, то тогда подбором однокоренных слов, сопоставлением разных его форм мы обозначаем вначале окончание и основу, затем вычленяем все значимые и соединительные морфемы, которые имеются. Иначе, у нас неизменяемое слово (деепричастие, наречие, служебная часть речи и т. д.), тогда мы обозначаем его как основу и опять же подбором однокоренных находим, из каких морфем оно состоит.

      гонщик – существительное, изменяемое (гонщика, гонщику), следовательно, имеет нулевое окончание и основу гонщик. Оно образовано от слова гонять при помощи суффикса –щик, обозначающего человека по роду его деятельности (ср. барабанщик, сварщик и т. д.).

      метро является неизменяемым, следовательно, у него нулевое окончание, всё слово является основой и корнем.

      Знание части речи разбираемого слова может помочь нам выделить суффиксы различных форм: быстр- ее – суффикс сравнительной степени, чита- ть – суффикс инфинитива, уеха- вш -ий – суффикс действительного причастия прошедшего времени и т. д.

      Полный морфемный разбор слова выполняется по плану:

      • определяем часть речи, выделяем окончание (если есть) и основу;
      • выделяем формообразующие суффиксы (если есть);
      • определяем, как образовано, то есть выявляем «обратную» словообразовательную цепочку, чтобы дойти до корня;
      • обозначаем морфемы (приставки, суффиксы, соединительные гласные, если они есть, и в последнюю очередь обозначаем корень).

      Наполнивший – действительное причастие, особая форма глагола наполнить; изменяется (наполнившая, наполнившие); окончание -ий, основа причастия наполнивш-.

      Наполнивший – действительное причастие прошедшего времени глагола наполнить, образованное от основы наполни— при помощи формообразующего суффикса –вш-: наполни-вш-ий.

      Наполнить (сделать полным) образовано от полный с помощью приставки на- и суффикса – и -; полный является непроизводным. В слове наполнивший можно выделить приставку на- и суффикс –и-: на-полн-и-вш-ий.

      Корень слова – -полн-: на-полн-и-вш-ий.

      В школьном обучении широко распространён графический морфемный разбор, который представляет собой выделение всех входящих в морфемный состав слова частей при помощи специальных символов.

      Рассмотрим ещё два примера морфемного разбора, чтобы проиллюстрировать важность определения части речи в самом начале разбора.

      Оно может быть кратким прилагательным, а может быть наречием. Поэтому морфемное деление будет различным.

      В предложении Это умозаключение (каково?) просто для восприятия слово просто является кратким прилагательным, следовательно, имеет окончание -О (прост-а, прост-ы) и основу прост-, которая является нечленимой, это корень слова.

      В предложении Говорил он (как?) очень просто мы видим уже наречие. Так как наречие является неизменяемой частью речи, то у него не может быть окончания, поэтому получается просто – это основа, в которой выделяется суффикс наречия -О (образовано от прилагательного прост-ая, прост-ой, прост-ое) и корень прост-.

      Другой пример морфемного разбора иного рода. Разберём по составу прилагательное розовый. Здесь окончание -ЫЙ выделяется в любом случае, а вот дальнейшее деление на морфемы зависит от значения прилагательного.

      Если, к примеру, розовое варенье, розовый куст, то это прилагательное напрямую относится к слову роза и имеет основу розов-, делимую на суффикс -ов- и корень роз- (роз-ов-ый).

      Если же речь идет о цвете, розовое платье, розовый закат, – то перед нами уже не относительное, а качественное прилагательное, имеющее неделимую основу розов-; это корень слова (розов-ый).

      • отработка умения производить морфемный разбор;
      • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
      • воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.
      • познавательные: анализ слов с целью выделения значимых составных частей, рефлексия деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
      • регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
      • коммуникативные: умение выразить мысль, умение слушать и слышать друг друга;
      • личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.
      1. Организационный момент.
      2. Орфографическая разминка (стр. 38).

      два ученика выполняют на доске по одной части:

      После проверки правописания учащимся предлагается поработать в парах: определить, по какому принципу эти слова объединены в две группы, и рассказать об этом в форме небольшого связного текста. (Первая группа – заимствованные, словарные слова; можно вспомнить сведения об их происхождении из материалов предыдущего урока; по словосочетаниям второй группы можно повторить теоретический материал и обобщить его).

      С помощью проблемных вопросов (Что общего между словообразовательным и морфемным разбором? В чём разница между ними? Зачем нам нужно уметь разбирать слово по составу?) подвести учащихся к гипотезе о том, что умение выделять морфемы помогает правильно определять способы словообразования, грамотно говорить и писать.

    3. Формулировка темы, целеполагание, планирование работы на уроке (цель – научиться разбирать слова по составу; для этого нужно повторить последовательность разбора по составу, потренироваться, проверить свои умения).
    4. Повторение порядка морфемного разбора: разбор по составу слова прибрежный (на доске) с комментированием всех действий; проверка правильности по учебнику – чтение плана морфемного разбора на стр. 39.
    5. Выполнение морфемного разбора из упр. 64 (по 1 примеру на доске, с комментированием всех действий). Можно предварительно прочитать Советы помощника на стр. 40.
    6. Игра «Слова замаскировались» (по книге Татьяны Рик «Игры на уроках русского языка»).

      Из словаря сбежали слова, надо их найти и вернуть на место. Известны их приметы. («Приметы» распечатаны на карточках, учащиеся могут работать в парах, индивидуально, затем представить результат своей работы классу; можно первые две-три карточки разобрать вместе, чтобы все поняли принцип поисков «сбежавшего слова». При необходимости ученики объясняют лексическое значение найденного слова, в случае затруднения обращаются к толковому словарю).

      источник

      При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчёркивается основа.

      После этого основа слова разбивается на морфемы.

      Как мы уже говорили, возможны два противоположных подхода к морфемному членению основы: формально-структурный и формально-смысловой.

      Суть формально-структурного морфемного разбора состоит в том, что в основе в первую очередь выделяется корень как общая часть родственных слов. Затем то, что идёт до корня, учеником должно быть осознано как приставка (приставки) в соответствии с представлениями ученика о том, встречались ли ему подобные элементы в других словах. Аналогично с суффиксами. Иначе говоря, главным при разборе становится эффект узнаваемости учеником морфем, внешнее сходство каких-то частей разных слов. И это способно привести к массовым ошибкам, причина которых — игнорирование того факта, что морфема является значимой языковой единицей. Отсутствие работы по определению значения морфем приводит в ошибкам двух типов, имеющих разную природу:

      Ошибки в определении корня слова связаны с неразличением синхронного морфемного и исторического (этимологического) состава слова. Причём комплекс 2 неразличение современного и исторического морфемного состава слов берёт за установку, помогающую иногда в определении правильности написания, что вполне соответствует общей орфографико-пунктуационной направленности курса и учебника в целом. Так, в учебнике по теории в качестве иллюстративного материала приведён такой пример морфемного разбора слова искусство (ис-кус-ств-о). Очевидно, что такой подход не может способствовать корректному выделению корня в современной структуре слова и приводит к выделению в основе незначимых сегментов.

      Ошибки в выделении приставок и суффиксов связаны с алгоритмом морфемного членения — с представлением большинства учащихся о слове как о веренице морфем, которые должны быть «опознаны» как уже встречавшиеся в других словах. Крайнее выражение разборов такого рода — случаи типа клю-чик (ср.: лёт-чик), я-щик (обой-щик). Но и при правильно определённом корне очень часто приходится сталкиваться с неправильным определением количества и состава приставок и суффиксов, если этих морфем в слове больше двух. Это связано, во-первых, с алгоритмом морфемного членения и, во-вторых, с тем, что в учебниках слова, имеющие более одной приставки и/или суффикса, практически не приводятся.

      Формально-структурный подход к морфемному членению слова не является исключительно принадлежностью школьной практики. Аналогичный подход осуществлён в ряде научных изданий, например в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой, где утверждается, что «морфемный анализ мало зависит от словообразовательного, так как обычно при членении слова используется сопоставительный метод, при котором практически не учитывается, что от чего образуется».

      Формально-структурному подходу противопоставлен подход формально-смысловой (формально-семантический). Главная установка данного подхода и алгоритм морфемного разбора выходят из трудов Г. О. Винокура и состоят в неразрывности морфемного членения и словообразовательного разбора. О том, что этот подход является целесообразным и даже единственно возможным, писали многие учёные и методисты на протяжении многих десятилетий.

      Подход учебных комплексов к вопросу о принципах и алгоритме морфемного членения различен: учебные комплексы 1 и 3 предлагают формально-смысловой подход к морфемному членению слова (комплекс 3 в большей степени, чем комплекс 1), комплекс 2 — формально-структурный.

      Алгоритм морфемного разбора основы состоит в построении словообразовательной цепочки «наоборот»: со слова как бы «снимаются» приставки и суффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь. При разборе постоянно необходимо соотнесение значения производного и значения его производящего; производящая основа в современном русском языке — основа мотивирующая. Если между значением производного и значением производящего (в нашем представлении) слова нет отношения мотивированности, производящее выбрано неверно.

      Таким образом, порядок разбора слова по составу таков:

      1) выделить окончание, формообразующий суффикс (если они есть в слове),

      2) выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,

      3) выделить в основе слова приставку и / или суффикс через построение словообразовательной цепочки,

      4) выделить в слове корень.

      плотничал — форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л—, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).

      Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать — «быть плотником»; разница между основой плотничаи плотник — суффикс -а—, в основах представлено чередование к / ч.

      Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник /плотнич — корень.

      Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л— со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а— со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.

      источник

      В школе часто задают выполнить морфемный разбор слова: найти основу, корень, суффикс, окончание Существуют онлайн-сервисы для морфемного разбора.

      Я проверила их корректность и выбрала лучший.

      Сервис Удобство Полный ли словарь Адрес
      МорфемОнлайн 5 5 http://morphemeonline.ru
      СоставСлова 4 4 http://sostavslova.ru
      ВикиСлово 4 4 http://wikislovo.ru/
      Ударение 3 3 http://udarenieru.ru/index.php?word=on
      СловОнлайн 3 2 http://slovonline.ru

      Самый лучший сервис, два следующих просто копируют результаты из него в сокращенном виде.

        Красиво и полно представлены результаты разбора по составу. Нет рекламы. Есть шпаргалка по разбору слова по составу – теория описана кратко и просто. Современный и полный словарь слов.

      По поводу полноты словаря: это единственный сайт, на котором слово «онлайн» представлено аж в трех лексических значениях, и все значения прояснены. И соответственно разобрано слово тоже в трех вариантах. На большинстве сайтов этого слова либо нет, либо дано только одно значения. Не считая сайтов-копий, которые я поставила на 2-е и 3-е место соответственно. Но если честно, нет ни единой причины предпочитать другие сайты этому.

      Для того, чтобы выбрать ответ, надо только определить часть речи и лексическое значение. Ведь одно и то же слово может быть сразу несколькими частями речи в зависимости от контекста.

      Существительное:

      Урезанная копия morphemeonline, где не объясняется лексическое значение слова «онлайн». Кроме того, есть реклама. Как я уже сказала, ни единой причины использовать этот сайт по сравнению с предыдущим нет.

      Результат работы сервиса СоставСлова

      Но не пугайтесь, если не понимаете разницу, в школьных домашних заданиях слова для разбора обычно попроще. Этот пример приведен для того, чтоб вы поняли преимущества первого сайта.

      Как видите, скриншот даже не вмещает все три разбора из-за наличия рекламы.

      Тоже урезанная копия morphemeonline, где не объясняется лексическое значение. Кроме того, урезано описание морфем – только картинка.

      Но в этом сервисе, как и во всех, кроме самого первого, больше минусов, чем плюсов. Один из них реклама.

      Словарь не полностью представлен, найдено только одно значение слова «онлайн». Разбор слова по составу представлен некрасиво, описание с сокращениями, нет картинок.

      Как видите, найдено только одно основное значение слова:

      Результат работы сервиса Ударение

      Очень ограниченный словарь, слово «онлайн» не найдено вообще. Разбор по составу представлен некрасиво. Есть реклама, интерфейс устаревший неудобный.

      Ужасный интерфейс СловОнлайн

      Трудно пользоваться, при поиске надо не забыть выбрать «Разбор по составу (Морфемный)» и потом щелкнуть найденное слово. Тут много словарей, но устаревших, так как наше слово в них все равно не найдено.

      И напоследок разъясню разницу между морфемным и морфологическим разбором слова.

      Морфемный разбор – это разбор по составу, тут ручкой отмечают корень, суффикс, окончание.

      Что такое морфемный разбор слова

      А при морфологическом разборе ручкой ничего не отмечают, это просто определение склонения, рода и других (зависит от слова) характеристик части речи.

      Что такое морфологический разбор слова

      источник

      Задай свой вопрос по этому материалу!

      1. Из­ме­ни слово по чис­лам или по ко­ман­де од­но­го-двух во­про­сов, вы­де­ли из­ме­ня­е­мую часть – окон­ча­ние. От­меть ос­но­ву слова (это часть слова без окон­ча­ния).

      2. Объ­яс­ни зна­че­ние слова с по­мо­щью сло­ва-род­ствен­ни­ка, под­бе­ри ещё од­но-два од­но­ко­рен­ных, вы­де­ли их общую часть – ко­рень.

      3. Опре­де­ли и укажи часть слова перед кор­нем – при­став­ку, по­ста­рай­ся объ­яс­нить её ра­бо­ту.

      4. Опре­де­ли и укажи часть слова после корня перед окон­ча­ни­ем – суф­фикс, по­ду­май о его ра­бо­те.

      5. Про­верь, все ли части слова вы­де­ле­ны.

      Ука­жем со­став имени су­ще­стви­тель­но­го под­став­ка.

      1. Из­ме­ню слово по чис­лам: под­ставки – под­ставка (из­ме­ни­лось -а, это окон­ча­ние). Ос­но­ва под­ставк-

      2. Объ­яс­ню зна­че­ние слова: под­став­ка – под­став­ля­ют, ста­вят под что-то; под­ста­вить. Ко­рень –став.

      4. -к- – суф­фикс (на­зы­ва­ет су­ще­стви­тель­ное со зна­че­ни­ем дей­ствия) (см. Рис. 1).

      Раз­бе­рём по со­ста­ву имя при­ла­га­тель­ное ра­дост­ный.

      1. ра­достныйра­достная, ра­достные (из­ме­ни­лось -ый, это окон­ча­ние)

      2. ра­дост­ный – пол­ный ра­до­сти, ра­ду­юсь, рад

      3. суф­фик­сы -ост-, -н- (см. Рис. 2)

      Ука­жем со­став гла­го­ла по­ду­ма­ем.

      1. по­ду­маем – по­ду­маю (из­ме­ни­лось -ем, это окон­ча­ние)

      2. од­но­ко­рен­ные слова – дума, раз­ду­мье, ду­мать

      Со­ставь­те и за­пи­ши­те слова по схе­мам с кор­нем -мор-.

      Вам по­мо­гут при­став­ка при-, суф­фикс -ск-.

      Море, мор­ской, при­мор­ский, при­мо­рье.

      1. Ос­но­ва может со­сто­ять толь­ко из корня: мор-е.
      2. В ос­но­ву может вхо­дить, кроме корня, суф­фикс: мор-ск-ой.
      3. В ос­но­ву могут вхо­дить, кроме корня, при­став­ка и суф­фикс: при-мор-ск-ий.
      4. В ос­но­ву может вхо­дить, кроме корня, при­став­ка: при-морь-е.

      Раз­бе­рём слово по со­ста­ву. Затем среди пар слов най­дём слово с таким же стро­е­ни­ем.

      1. са­ха­рок – ли­сток, мешок

      Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

      Окон­ча­ние ну­ле­вое, из­ме­ним слова: нет са­харка, листка, мешка, по­яви­лось окон­ча­ние -а.

      Ос­но­ва са­ха­рок-, ли­сток-, ме­шок-.

      Са­ха­рок – ма­лень­кий сахар, ко­рень -са­хар-, ли­сток – ма­лень­кий лист, ко­рень -лист-, мешок – ко­рень -ме­шок-.

      Суф­фикс -ок- у слов са­ха­рок, ли­сток (см. Рис. 4).

      2. мест­ный – крас­ный, ли­мон­ный

      Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

      Окон­ча­ние -ый, из­ме­ним слова: местная, красная, ли­монная, из­ме­ни­лось -ый.

      Ос­но­ва местн-, красн-, ли­монн-.

      Мест­ный – от­но­ся­щий­ся к опре­де­лён­но­му месту, ко­рень -мест-, крас­ный – крас­но­та, крас­неть, ко­рень -красн-, ли­мон­ная – име­ю­щая от­но­ше­ние к ли­мо­ну, ко­рень -ли­мон-.

      Суф­фикс -н- у слов мест­ный, ли­мон­ный (см. Рис. 5).

      3. под­оде­яль­ник – по­до­рож­ник, под­ста­кан­ник

      Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

      Окон­ча­ние ну­ле­вое, из­ме­ним слова: под­оде­яль­ники, по­до­рож­ники, под­ста­кан­ники, по­яви­лось окон­ча­ние -и.

      Ос­но­ва­под­оде­яль­ник-, по­до­рож­ник-, под­ста­кан­ник-.

      Под­оде­яль­ник – спе­ци­аль­ный чехол, на­де­ва­е­мый на оде­я­ло, ко­рень -оде­ял-. По­до­рож­ник – лу­го­вая трава, обыч­но рас­ту­щая у до­ро­ги, ко­рень -до­рог-. Под­ста­кан­ник – под­став­ка с руч­кой, в ко­то­рую встав­ля­ет­ся ста­кан, ко­рень -ста­кан-.

      При­став­ка под- у слов под­оде­яль­ник и под­ста­кан­ник, при­став­ка по- у слова по­до­рож­ник.

      Суф­фикс -ник- у всех слов (см. Рис. 6).

      4. бе­рё­зонь­ки – огонь­ки, гла­зонь­ки

      Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

      Окон­ча­ние -и, из­ме­ним слова: бе­рё­зонькам, огонькам, гла­зонькам, из­ме­ни­лось -и.

      Ос­но­ва бе­рё­зоньк-, огоньк-, гла­зоньк-.

      Бе­рё­зонь­ки – лас­ко­во на­зы­ва­ют бе­рё­зы, ко­рень -бе­рёз-. Огонь­ки – ма­лень­кие огни, ко­рень -огонь -, -огн-, в корне есть бег­лый глас­ный. Гла­зонь­ки – лас­ко­во на­зы­ва­ют глаза, ко­рень -глаз-.

      Суф­фикс -оньк- у слов бе­рё­зонь­ки, гла­зонь­ки, у слова огонь­ки суф­фикс -к (см. Рис. 7).

      Под каж­дой схе­мой под­пи­шем под­хо­дя­щее слово.

      Рука, ручка, руч­ной, по­руч­ни, без­ру­кий.

      Это од­но­ко­рен­ные слова, оди­на­ко­вая часть -рук-, -руч-, в корне есть че­ре­до­ва­ние со­глас­ных к-ч.

      Рука – окон­ча­ние -а, из­ме­ним слово по чис­лам: рука – руки, из­ме­ни­лось -а. 2 схема.

      Ручка – окон­ча­ние -а, из­ме­ним слово по чис­лам: ручка – ручки, суф­фикс -к. 1 схема.

      Руч­ной – окон­ча­ние -ой, из­ме­ним слово: руч­ная, руч­ные, суф­фикс -н-. 1 схема.

      По­руч­ни – окон­ча­ние -и, из­ме­ним слово: по­руч­ням, при­став­ка -по, суф­фикс -н-. 4 схема.

      Без­ру­кий – окон­ча­ние -ий, из­ме­ним слово: без­ру­кая, при­став­ка -без. 3 схема (см. Рис. 8).

      На пер­вый взгляд в них есть оди­на­ко­вые части.

      Чтобы не де­лать оши­бок в раз­бо­ре слова по со­ста­ву, нужно учи­ты­вать зна­че­ние слова и зна­че­ние части слова.

      Окон­ча­ние ну­ле­вое, ос­но­ва лёт­чик-, мя­чик-.

      В су­ще­стви­тель­ном мячик вы­де­ля­ем суф­фикс -ик-, ко­то­рый при­да­ёт слову зна­че­ние «ма­лень­кий» (мячик – это ма­лень­кий мяч).

      А су­ще­стви­тель­ное лёт­чик не имеет зна­че­ния «ма­лень­кий». В этом слове дру­гой суф­фикс -чик-. Су­ще­стви­тель­ное обо­зна­ча­ет про­фес­сию че­ло­ве­ка. Такое зна­че­ние при­да­ёт суф­фикс -чик- (см. Рис. 9).

      Окон­ча­ние ну­ле­вое, ос­но­ва дру­жок-, урок-.

      В су­ще­стви­тель­ном дру­жок вы­де­ля­ем суф­фикс -ок-, ко­то­рый имеет умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ное зна­че­ние (друг – дру­жок).

      А су­ще­стви­тель­ное урок не имеет та­ко­го зна­че­ния, по­то­му что в нём нет та­ко­го суф­фик­са. Ко­рень -урок- (род­ствен­ное словоуроч­ный) (см. Рис. 10).

      По­бе­гу – окон­ча­ние -у, из­ме­ним слово: по­бе­гут. Ос­но­ва по­бег-.

      По­бе­да – окон­ча­ние -а, из­ме­ним слово: по­бе­ды. Ос­но­ва по­бед-.

      В гла­го­ле по­бе­гу при­став­ка по- ука­зы­ва­ет на на­ча­ло дви­же­ния. Ко­рень -бег-.

      В су­ще­стви­тель­ном по­бе­да нет такой при­став­ки, ко­рень -по­бед- (од­но­ко­рен­ные слова: по­бе­дить, по­бе­ди­тель) (см. Рис. 11).

      Сделаю – сделаем, окон­ча­ние -ю. Ос­но­ва сде­ла-.

      Од­но­ко­рен­ные слова: дело, по­дел­ка. Ко­рень -дел-, при­став­ка с-, суф­фикс -а-.

      Смешу – смешим, окон­ча­ние -у. Ос­но­ва смеш-.

      Смешу – вы­зы­ваю смех, ко­рень -смеш-, -смех-, в корне есть че­ре­до­ва­ние со­глас­ных х//ш (см. Рис. 12).

      Ли­стики – ли­стика, окон­ча­ние -и. Ос­но­ва ли­стик-.

      Ли­сти­ки – это ма­лень­кие листы. Ко­рень -лист-, суф­фикс -ик-.

      Ла­стики – ла­стикам, окон­ча­ние -и. Ос­но­ва ла­стик-.

      В этом су­ще­стви­тель­ном нет суф­фик­са -ик-, ко­рень -ла­стик- (од­но­ко­рен­ное слово ла­сти­ко­вый) (см. Рис. 13).

      Ухожу – уходим, окон­ча­ние -у. Ос­но­ва ухож-.

      Ухо – уха, окон­ча­ние -о, ос­но­ва ух-.

      В гла­го­ле ухожу вы­де­ля­ем при­став­ку у-, ко­то­рая имеет зна­че­ние «уда­лять­ся». Ко­рень -хож- (род­ствен­ные слова: ход, ходь­ба, че­ре­до­ва­ние д//ж в корне).

      В су­ще­стви­тель­ном ухо нет при­став­ки у-. Од­но­ко­рен­ные слова: уша­стый, ушки, ко­рень -ух-, -уш-, че­ре­до­ва­ние х//ш (см. Рис. 14).

      По­про­буй­те са­мо­сто­я­тель­но разо­брать слова по со­ста­ву: касса, рас­са­да, рас­соль­ник, рас­сказ.

      Чем одно слово от­ли­ча­ет­ся от дру­гих?

      В сло­вах рас­сказ, рас­са­да и рас­соль­ник по­след­няя буква при­став­ки и пер­вая буква корня оди­на­ко­вые.

      Удво­ен­ные со­глас­ные на стыке при­став­ки и корня

      В слове кассаудво­ен­ные со­глас­ные в корне (см. Рис. 15).

      На уроке вы по­зна­ко­ми­лись со спо­со­бом дей­ствия при раз­бо­ре слова по со­ста­ву.

      источник

Источники:
  • http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/razbor-slova-po-sostavu
  • http://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/languages/russian/morfologiya-slovoobrazovanie-leksika-stilistika/plan-razbora-slova-po-sostavu-morfemnogo-analiza/
  • http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/kak-razobrat-slovo-po-sostavu.html
  • http://olgadyachenko.ru/morfemnyj-razbor-slova-primery.html
  • http://ibrain.kz/russkiy-yazyk/morfemnyy-razbor-razbor-slova-po-sostavu
  • http://itlang.ru/razbor-slova-po-sostavu-online/
  • http://www.kursoteka.ru/course/3626/lesson/12224/unit/30143