Меню Рубрики

Разгадайте ребусы в которых зашифрованы названия полезных ископаемых

Развитие познавательной активности на уроках познания мира по теме «Полезные ископаемые»

Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, — он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В. А. Сухомлинский

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках познания мира.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать различные методические и дидактические приёмы в своей работе. Всю работу я провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые приёмы, работа со словарями и схемами, включаю в урок загадки, сказки, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших школьников.

Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.

Остановлюсь на некоторых видах учебных игр Кроссворды . Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

В школе не лежит без дела:

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

5. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком, расцветает от спички.

1. Если встретишь на дороге,

А сделаешь миску или вазу – Она понадобится сразу.

7. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

Ответы: по горизонтали – 1– гранит, 3– мел, 4– песок, 5– газ, 6– нефть, 8– руда; по вертикали – 1– глина, 2– известняк, 7– торф, 9– уголь.

2. Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.

Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.

Ребус — это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

Песок известняк газ уголь

Найди полезные ископаемые

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи. (Руда).

Красивы станут и заметны. ( Гранит).

Отгадайте, что же это. (Нефть)

6. Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Сам он — удобрение. (Известняк)

8. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

9. В воде родится, А воды боится. ( соль)

Дидактические игры природоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.

а) Словесная дидактическая игра 1. Игра «Да – нет» ( + или -) Ответь на мои вопросы и ставь “+”, если “Да” и “–” , если “Нет”.

1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (+)

2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (-)

3. Известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (-)

4. Каменный уголь применяют в качестве топлива. (+)

5. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (+)

6. Из нефти получают бензин.( +)

7. Песок и глина плотные горные породы? (-)

8. Гранит – горючее полезное ископаемое? (-)

9. Нефть залегает на поверхности земли? (-)

10. Из песка делают стекло? (+)

11. Наш организм может обходиться без соли? (-)

12. Горючесть- основное свойство природного газа? (+)

13. Гранит и мрамор хорошо полируются? (+)

14. Железо относится к группе черных металлов. (+)

15. Черные металлы выплавляют из железной руды. (+)

16. Цветные металлы притягиваются магнитом. (-)

17. Для получения алюминия добывают боксит. (+)

18. У металлов плохая теплопроводность. (-)

19. Все металлы обладают блеском. (+)

1. Горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата, бывает серого или темно-красного цвета. ( гранит) 2. Полезное ископаемое, хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета. ( нефть) 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.( каменный уголь) 4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. ( железная руда) 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. ( песок) 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. ( глина)

7. Это полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков ( известняк) 8. Это полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? ( природный газ) . 9. Гранит добывают в ( горах)

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, — это…..( полезные ископаемые ) . Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называется …….. ( месторождениями. ) Наша страна богата различными полезными ископаемыми.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Они необходимы в …………( строительстве ), например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: ………………………….. ( каменный уголь, нефть, природный газ.)
Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные …….. ( металлы). Из некоторых солей изготовляют удобрения. А каменную ……. (соль) человек использует для приготовления пищи.

5. Топографический диктант .

2. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого

3. Подпиши полезные ископаемые

1. Железо 2. Песок 3. Мрамор 4. Гранит 5. Нефть 6. Известняк

1.Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 2. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо».

3 . Образуется при разрушении гранита и кварца.

4. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?
5. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор.

6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. ( Нефть.)

Сюжетно-ролевые игры. Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. При изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» — шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как творческую задачу.

Шарады , в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом — слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились слова — названия полезных ископаемых.

ТИГР + НА = полезное ископаемое ( гранит)

СТЕНКИ + ВЯЗ = полезное ископаемое ( известняк)

ТЕНЬ + Ф = полезное ископаемое ( нефть)
ГОЛ + Ь + У = полезное ископаемое ( уголь)

Отгадайте рассказ-загадку, о каком полезном ископаемом говорится.
Каменный уголь
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Что это за полезное ископаемое?
По каким свойствам ты узнал каменный уголь? ( Каменный уголь чёрного цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий. Основное его свойство-горючесть. каменным углём отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства. На карте обозначается чёрным квадратом. )
Гранит
Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
О каком полезном ископаемом идёт речь?
Какими свойствами отличается гранит? ( Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата.)
Нефть “Я образовалась много миллионов лет назад из остатков растений и животных. Скучно и грустно мне жилось глубоко под землей, пока не освободили меня из заточения люди. У меня резкий запах, я густая маслянистая жидкость. Я теперь приношу много пользы”.

Заполни схему

Отрывок из рассказа «В Чёрном городе». Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала, твердела, а немного погодя, по ней можно уже было ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы уменьшить трение её частей. Внутри машины горел керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару. И керосин тоже получили из нефти. Высоко над нашими головами пролетел самолёт. По улице прошёл автобус. Моторы самолёта и автобуса работали на бензине. Мимо нас пробежал мальчик, играя в мяч. В магазине открылась дверь, и оттуда запахло духами. И бензин, и резиновый мяч, и духи, и шины автобусов, и мыло, и ещё много других нужных вещей изготавливают из нефти.

1. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

( Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.)

2. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

( На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.)

3. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?» Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.

Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?

( Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор.)

4. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

(Так как добывается из-под земли.)

5. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

Читайте также:  Чем полезны лесные опята

(От минералов, входящих в ее состав)

6. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

(Так как песок хорошо пропускает воду.)

7. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

(Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.)

8. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

(Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

9. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему? Почему глинистые почвы долго не просыхают?

(Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.)

10. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?

(Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.)

11. Почему песок незаменим в стекольном производстве? (Благодаря присутствию кварца.)

12. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?

( Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.)

13. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?

(Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.)

14. Почему гранит оставляет на стекле царапину? (Так как он тверже стекла.)

15. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

(В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина)

16. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых? ( Так как многие из них не возобновляются.)

Мультимедийные презентации. Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является создание мультимедийной презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными. Изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в тоже время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

источник

1. Назовите фамилии известных людей (минералогов) в честь которых названы следующие минералы

Георгий Глебович Леммлейн (1901—1962) — известный минералог и кристаллограф; в 1964 г. в Эрмитаж поступила завещанная им коллекция из 265 античных гемм; в его честь назван минерал леммлейнит.

Георгий Алексеевич Крутов (1902. 04. 24—1989) — профессор каф. минералогии Московского ун-та; исследователь м-ний Ni — Co-вых руд; в его честь назван минерал крутовит.

Моисей Давидович Дорфман родился 1908. 02. 06, известный минералог, старейший сотрудник Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН, исследователь геологии и минералогии Хибинского массива, автор 165 печатных работ, в том числе трех монографий, посвященных Хибинскому и Хан-Богдинскому (Монголия) массивам. В его честь назван минерал дорфманит.

Гуго Штрунц \ Hugo Strunz , родился 1910. 02.24 крупнейший немецкий минералог, автор «Минералогических таблиц», переведенных на русский язык. В его честь назван минерал штрунцит.

Михаил Федорович Коробицын (1928—1996) — минералог-любитель, коллекционер; в его честь назван минерал коробицынит

Григорий Николаевич Вертушков (1909. 01. 30-1994. 11. 17), ученик К. К. Матвеева, заведывал каф. минералогии Уральского горного института с 1947 по 1977 год; в его честь назван минерал вертушковит.

Барстоу Р.У. (1947-1982) — английский коллекционер минералов; в его честь назван минерал барстоуит.

Бабкин П.В. (1929—1977) — русский геолог; в его честь назван минерал бабкинит.

Виктор Иванович Степанов (7.01.1924-1988), минералог-энциклопедист, знаток камня, собравший крупнейшую в истории России минералогическую коллекцию (ныне в собрании Минералогического музея им.А.Е. Ферсмана РАН). В его честь назван минерал вистепит.

Пол Десотелс \ Desautels Paul Ernst (1920. 09. 24 — 1991 г.), С 1957 г. в течение 25 лет он был куратором коллекции драгоценных камней и минералов музея Смитсонианского института в Вашингтоне. В его честь назван минерал десотельсит.

Вячеслав Джураевич Дусматов (1936 — 2004), минералог, один из первых исследователей массива в Таджикистане; в его честь назван минерал дусматовит, открытый в этом массиве.

Николай Павлович Юшкин, (родился 1936 г., 20 мая) — академик, минералог (активно занимается проблемами биоминералогии!), директор Института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН (Сыктывкар); под его руководством последние 20 лет ведется работа по созданию фундаментального обобщения по минералогии Урала; в его честь назван минерал юшкинит.

2. Составьте название минералов и горных пород

b) Первое слово пословицы о том, что рост не влияет на способности + междометие (удивление) + местоимение в английском языке

c) Глагол связка в английском языке (ед.число) + высокое развитие интеллекта + корень от названия полезного ископаемого добываемого на Урале

d) Шаг малыша + первая буква кириллицы

f) Часть пищевода птиц — «Б» + настольная игра

g) Часть состязания + медвежье лакомство без окончания

h) Предлог из двух букв + нота + имя английской принцессы без окончания

j) Крик гуся + единица измерения жидкости без буквы Р

k) Заведение, директором которого был Никулин + местоимение мужского рода

l) Синоним слова «долина» + Единица измерения сопротивления + местоимение в английском языке

источник

В ребусах зашифрованы названия химических элементов.

Ребус № 1

Первое слово ВЕНИК, т.к. стоят впереди две запятые, то убираем две первые буквы, получилось НИК.

Второе слово ЕЛЬ.

«Складываем» оба слога НИК-ЕЛЬ, получился НИКЕЛЬ.

Первое слово ВАЗА, одна запятая впереди и одна сзади, убираем по букве впереди слова и сзади, получается АЗ.

Второе слово КОТ, одна запятая впереди, убираем первую букву, получается ОТ.

«Складываем» получившиеся слоги АЗ-ОТ, получается АЗОТ.

Первое слово МЫШЬ.

Второе слово ЯК.

«Складываем» оба слова МЫШЬ-ЯК, получается МЫШЬЯК.

Слово в ребусе ЗАБОР, две запятые спереди, означают, что необходимо убрать две первые буквы, получается БОР.

Слово МЕДВЕДЬ, зачеркнуто ДВЕ, значит убираем из слова, получается МЕДЬ.

Первое слово ЦИРК, запятая сзади, значит убираем последнюю букву, получилось ЦИР.

Второе слово КОНИ (т.к. много), и прибавляем Й.

Складываем, получившиеся слоги и слова ЦИР-КОНИ-Й, получилось ЦИРКОНИЙ.

Слово, загаданное в ребусе БАРАН, сзади две запятых, значит убираем две последние буквы, получается БАР и прибавляем ИЙ, получается БАРИЙ.

Первое слово СЕМЬ, две запятых сзади, значит убираем две последние буквы, получается СЕ.

Второе слово РАК, одна запятая сзади, получается РА.

«Складываем» слоги СЕ-РА, получается СЕРА.

Первое слово ВИЛКА, убираем 1 букву и меняем буквы в порядке 3, 4, 2, 1, получается КАЛИ. Прибавляем Й.

Получается КАЛИЙ.

К букве Г прибавляются ЕЛИ + Й.

«Складываем» все буквы и слова, получается: Г + ЕЛИ + Й = ГЕЛИЙ

Из слова ЦИРК отнимаем две последние буквы, получается ЦИ и прибавляем НК.

Получилось ЦИНК.

Слово на ребусе ПАЛЬЦЫ, убираем первую букву, получилось АЛЬЦЫ и меняем Ы на ИЙ.

«Складываем» результат, получается К + АЛЬЦ + ИЙ = КАЛЬЦИЙ

К словосочетанию ЗО прибавляем ЛОТО, получается: ЗО + ЛОТО = ЗОЛОТО

На картинке изображен КРЕМ + НИЙ = КРЕМНИЙ

У слова МАГНИТ, отнимаем последнюю букву Т, т.к. есть запятая.

«Складываем» МАГНИ + ИЙ = МАГНИЙ

К словосочетанию СЕ «прибавляем», загаданное слово РЕБРО, получается: СЕ + РЕБРО = СЕРЕБРО

Ребус 2/2

Первое слово ПАРТА, убираем две первые буквы и одну последнюю, получилось РТ.

Второе слово ГУСЬ, убираем первую букву и меняем С на Т, получается УТЬ.

«Складываем» РТ + УТЬ = РТУТЬ.

Загадано слово ГОЛОВА, убираем первую букву Г и меняем А на О, получается ОЛОВО.

В ребусе загадано слово СВИНЬЯ, убираем две последние буквы, получаем СВИН и прибавляем ЕЦ, получается СВИНЕЦ.

Первое слово загаданное слово в ребусе МАГ.

Второе слово НИТКИ, убираем три последние буквы ТКИ, получается НИ.

«Складываем» все, что получилось МАГ + НИ + Й = МАГНИЙ.

Первое слово ЖЕЛЕ.

Второе слово ЗОНТ, отнимаем две последние буквы, получается ЗО.

«Складываем» ЖЕЛЕ + ЗО = ЖЕЛЕЗО.

Первое слово ФЕН, меняем Ф на Б, получается БЕН.

Второе слово ГОЛ, меняем Г на З, получается ЗОЛ.

Получается БЕН + ЗОЛ = БЕНЗОЛ.

Первое слово ЧУМ, убираем последнюю букву, получается ЧУ.

Второе слово ГУСЬ, убираем две последние буквы и прибавляем Н.

Получается ЧУМ + ГУН = ЧУГУН.

Дробь из слогов решается: на Т РИЙ, получается НАТРИЙ.

Ребус № 3/1

Первое слово В букве О слог ДО, т.е. получается В О ДО.

Второе слово РОТ, заменяем Р на Д.

Поучается ВОДО + РОД = ВОДОРОД.

На картинке загадано слово ФРАНЦИЯ, Я меняем на Й.

Получается ФРАНЦИЙ.

Первое слово К букве И С, получается КИС.

Второе слово ГОРОД, меняем Г на Л.

Получается КИС + ЛОРОД = КИСЛОРОД.

Загадано слово ХОР, меняем порядок букв как указано: 1=Х, прибавляем букву Л, далее 2=О, 3=Р.

Получается слово ХЛОР.

Загадано: ПО слогу ЛО НИЙ, получается ПОЛОНИЙ.

Первое слово загадано: УГОЛ, отнимаем первую букву получается ГОЛ, меняем О на А, получилось ГАЛ.

Второе слово ЛИСТ, убираем две последние буквы, получилось ЛИ и прибавляем Й.

«Складываем» ГАЛ + ЛИЙ = ГАЛИЙ.

Загаданное слово ЙОГ, меняем Г на Д.

Получается ЙОД.

Загадано: Слог ВА НА слогом ДИЙ, получается ВАНАДИЙ.

Ребус № 3/2

Загадано слово УГОЛ, убираем букву О, получается УГЛ.

Второе слово ПЕРО, убираем первую букву, т.к. стоит запятая, получается ЕРО.

Третье слово ДОМ, убираем две последние буквы, получается Д.

«Складываем» УГЛ + ЕРО + Д = УГЛЕРОД.

Первое слово ГОРА, меняем О на Е, и убираем последнюю букву А, получается ГЕР.

Второе слово КАРМАН, убираем три первые буквы К, А, Р, получается МАН, прибавляем ИЙ.

«Складываем» ГЕР + МАН + ИЙ = ГЕРМАНИЙ.

Первое слово ГРАММ, которое необходимо перевернуть, получается ММАРГ, убираем первую букву в перевернутом слово, получается МАРГ.

Второй слово РАНЕЦ, убираем первую букву, получается АНЕЦ.

«Складываем» МАРГ + АНЕЦ = МАРГАНЕЦ.

Первое слово ЗАБОР, убираем две первые буквы, получается БОР, прибавляем ИЙ.

Получается БОР + ИЙ = БОРИЙ.

Первое слово ПАР, убираем первую букву, получается АР.

Второе слово ОБГОН, убираем первые две буквы О и Б, получается ГОН.

«Складываем» АР + ГОН = АРГОН.

Первое слово СКРИПКА, убираем первую букву С и две последние буквы К и А, получается КРИП.

Второе слово НОТЫ, убираем последнюю букву Ы, и переставляем буквы как указано ТОН.

«Складываем» КРИП + ТОН = КРИПТОН.

Загадано: НА слоге ТИ буква Т, получается НА ТИ Т, необходимо перевернуть слово ТИТАН.

Загадано слово ХРАМ, меняем А на О, получается ХРОМ.

источник

Сегодня я придумал для вас интересные ребусы, в которых зашифрованы слова, связанные с предметом «русский язык».

Конечно к каждому ребусу имеется подсказка в которой написано, что изображено на картинках в ребусе, но разгадать ребусы вам придётся самим. Вы лишь можете проверить правильно ли вы разгадали ребус или нет.

Ну как справились с ребусами по русскому языку?

I know this website gives quality based content and additional stuff, is there any other website which offers these kinds of information in quality?

Also visit my web site londonpoker77.com: https://londonpoker77.com

ДИКА КАК РЕШАТЬ РЕБУС 5

РЕБУСЫ СУПЕР КЛАСС . но где то было сложно.

РЕБУСЫ СУПЕР КЛАСС . но где то было сложно.

источник

ЗАГАДКИ И РЕБУСЫ О РАСТЕНИЯХ

Ребусы, в которых зашифрованы названия растений

Сможете ли Вы угадать ребус, в котором зашифровано название растения? Под ребусом есть подсказка. Краткое описание растения, если Вы не смогли отгадать сам ребус.

Часто бывая в магазинах, где продают разные комнатные и дачные растения, всегда любуюсь этим растением -эпифитом из семейства бромелиевых. Соцветия растения выглядят нарядными, эффектно. В природе оно произрастает в тропических лесах. Но в наших квартирах себя тоже хорошо чувствует. Размножается и отростками, и семенами.

Итак, как же называется это растение?

Ответ: гусмания

Ребус «Хвойные растения»

Какое значение имеют хвойные растения в природе?

Хвойные — основные лесообразующие породы.

Ответ: орешник

Ответ: осина

Ответ: тысячелистник

Ответ: ромашка

Ответ: крапива

Ответ: лопух

Ответ: картофель

Ответ: помидор

Ответ: капуста

Ответ: тыква

Ответ: кувшинка

Ответ: рогоз

Ответ: осока

Ответ: стрелолист

Ответ: ландыш

Ответ: нивея

Ответ: василёк

Неказисты и мелки,
Зато ночью аромат
Наполняет целый сад!
(ночная фиалка )

источник

МОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа»

Найдите путь, который приведет вас к финишу. Начните про­хождение лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжаете путь по стрел­ке с обозначением «да». Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением «нет». Для полного усвоения сведений, приведенных в лабиринте, выбирай­те в качестве исходных разные клетки лабиринта.

Ребусом принято называть изображение какого-либо сло­ва или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д. Следовательно, ребус — голо­воломка, требующая для разгадки сообразительности, фанта­зии и работы мысли.

Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать некоторые правила и приемы, которые употребляются при их составлении.

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, чи­таются только в именительном падеже.

2. Изображенный предмет может иметь не одно, а два или больше названий, например: «глаз» и «око».

3. Если в названии предмета необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы, употребляется 6. БУДУЩЕЕ ВЕЛИКОГО ОТКРЫТИЯ.

В этом ребусе зашифровано высказывание Д.И. Менделее­ва о будущей судьбе его великого открытия — периодическо­го закона и периодической системы химических элементов, которое обессмертило имя выдающегося русского ученого. Разгадайте ребус и подумайте, какие научные открытия и факты подтверждают эту мысль. Сколько химических эле­ментов открыто после 1869 года? Сколько элементов «потре­буется», чтобы завершить 7-й период?

Ответ: «Периодическому закону будущее грозит не разру­шением, а только надстройки и развитие быть обещаются». № 7. КТО АВТОР? —

Расшифруйте ребус и назовите автора высказывания о зна­чении периодического закона.

Ответ: «Система Д.И. Менделеева является путеводной нитью в разработке теории электронного строения атома» (Нильс Бор).

Здесь зашифрованы две строчки из стихотворения С. Щипачева «Читая Менделеева». Разгадайте этот ребус; поста­райтесь найти полный текст стихотворения и прочитать его. Подумайте также: прав ли поэт с научной точки зрения в приведенном здесь отрывке? Попробуйте сочинить стихи, в которых нашли бы отражение законы химии или ее основ­ные положения и теории.

Ответ: «Все — от песчинок малых до планет — из эле­ментов состоит единых. »

Ответ: 1. Олово. 2. Астат. 3. Ванадий. 4. Висмут. 5. На­трий. 6. Титан.

Ответ: 1. Никель. 2. Йод. 3. Азот. 4. Бор. 5. Марганец. 6. Кремний. 7. Мышьяк. 8. Углерод. 9. Цирконий. 10. Ар­гон. 11. Медь. 12. Криптон.

1) Кроссворды по названиям химических элементов.

№1. Заполните пустые клетки русскими названиями сле­дующих химических элементов: Ag, Br, Fe, Н, I, О, Sn.

№ 2. Ключевым словом является профессия, связанная с химией: 1) С1, 2) Zn, 3) Вг, 4) К, 5) Ni. (Химик.)

2) Кроссворд по повторению первоначальных химичес­ких понятий (№ 3).

Ключевым словом является один из способов разделения смеси. (Выпаривание.)

1. Физическое свойство веществ. (Цвет.)

2. Химический элемент As. (Мышьяк.)

3. Предмет, который в руках детей может оказаться «опас­ной игрушкой». (Спички.)

4. Предмет, который прикрепляется к штативу. (Лапка.)

5. Стеклянная посуда для проведения химических реак­ций. (Пробирка.)

6. Химический элемент Zn. (Цинк.)

7. Физическое свойство веществ. (Твердость.)

8. 2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3H 2 O — тип реакции. (Разложение.)

9. Химический элемент In. (Индий.)

10. Предмет, который используют при фильтровании.

11. Химический элемент ? + Сера = сульфид этого хими­ческого элемента. (Железо.)

3) Кроссворд по свойствам кислорода (№ 4).

Ключевым словом является название самого распростра­ненного химического элемента в земной коре. (Кислород.)

Вещества, которые получаются при горении разных ве­ществ в кислороде. (Оксиды.)

4) Кроссворды по свойствам водорода и кислот.

№ 5. Ключевым словом является название ближайшей к Земле звезде, на которой преобладает химический элемент водород. (Солнце.)

1. Сложные вещества, при взаимодействии которых с во­дородом получают металлы. (Оксиды.)

2. Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде. (Вода.)

3. Кислоты, состоящие из атомов водорода и другого хи­мического элемента. (Бескислородные.)

4. Кислота, которая легко разлагается на оксид углерода (IV) и воду. (Угольная.)

5. Металл, непосредственно взаимодействующий с водоро­дом. (Кальций.)

6. Кислота, по уровню производства которой можно су­дить о мощности химической промышленности страны. (Сер­ная.)

№ 6. Ключевым словом является название веще­ства, изменяющего свою окраску в зависимости от реакции среды (кислотная или щелочная). (Индикатор.)

1. Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную. (Кислоты.)

2. Соли угольной кислоты. (Карбонаты.)

3. Самый легкий газ. (Водород.)

4. Фамилия ученого, открывшего водород. (Кавендиш.)

5. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, од­ним из которых является кислород. (Оксиды.)

6. Английский ученый, по предложению которого атом­ные массы химических элементов выражали в водородных единицах. (Дальтон.)

7. Кислота, входящая в состав «царской водки». (Азот­ная.)

8. Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде. (Вода.)

9. Название соединения химического элемента с водоро­дом, которым богаты источники курорта Мацеста. (Сероводо­род.)

5) Кроссворд по свойствам воды и растворам (№ 7).

Ключевым словом является название химического элемен­та, впервые полученного в результате ядерного синтеза. (Тех­неций.)

Процесс, в результате которого получается вода, прояв­ляющая все характерные для нее свойства. (Очистка.)

2. Внешнее условие, от которого зависит растворение га­зов в воде. (Давление.)

3. Область деятельности человека, требующая большого количества чистой воды. (Техника.)

4. Вещество, дезинфицирующее воду, не оставляющее при­вкуса. (Озон.)

5. Способ подготовки твердых веществ к растворению, за­метно ускоряющий этот процесс. (Измельчение.)

6. Метод очистки воды. (Дистилляция.)

7. Приборы, применяемые при очистке воды от нераство­римых в воде примесей. (Фильтры.)

8. Металл, плотность которого меньше плотности воды. (Натрий.)

6) Кроссворд по периодической системе химических эле­ментов Д.И. Менделеева и строению вещества.

№ 8. Ключевые слова — вид атомов с одинаковым заря­дом ядра. (Химический элемент.)

1. Химический элемент с порядковым номером 17 в таб­лице периодической системы. (Хлор.)

2. Процесс, сопровождающийся отдачей электронов. (Отшс- ление.)

3. Химический элемент, названный в честь великого рус­ского ученого. (Менделевий.)

4. Химический элемент, электронная структура которого 2)8)8)1). (Калий.)

5. Растворимые в воде основания. (Щелочи.)

6. Химический элемент, атомы которого имеют ЗлёкФрон-ную формулу Is 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 4 . (Сера.) . ‘,’..

7. Свойство атомов, которое Д.И. Менделеев принял за ос­новное при систематизации химических элементов. (Масса.)

8. Свойство атомов химического элемента, имеющее наи­большее значение у фтора. (Электроотрицателъностъ.)

9. Заряженные частицы. (Ионы.)

10. Элементарные частицы, по числу которых могут отли­чаться атомы одного и того же химического элемента. (Ней­троны.)

11. Как назывался химический элемент с порядковым но­мером 32 до его открытия? (Экасилиций.)

12. Свойство атомов химического элемента образовывать два или несколько простых веществ. (Аллотропия.)

13. Элементарные частицы, движением которых обуслав­ливаются многие физические свойства металлов. (Электро­ны.)

14. Тип кристаллической решетки в алмазе. (Атомная.)

15. Химический элемент, название которого произошло от названия планеты. (Нептуний.)

16. Химическая связь между ионами. (Ионная.)

17. Атомы, отличающиеся по атомной массе, но имеющие один и тот же заряд атома. (Изотопы.)

№ 9. Ключевое слово — название химических элементов 7-й группы главной подгруппы. (Галогены.)

1. Химический элемент, свойства которого были предска­заны Д.И. Менделеевым. (Германий.)

2. Химически неделимая частица. (Атом.)

3. Одно из агрегатных состояний вещества, широко рас­пространенного в природе. (Лед.)

4. Химический элемент из платиновых металлов. (Осмий.)

5. Химический элемент, электронная формула которого Is 2 . (Гелий.)

6. Химический элемент с порядковым номером 63. (Евро­пий.)

7. Разновидность ковалентной связи. (Неполярная.)

8. Химический элемент 5-й группы главной подгруппы. (Мышьяк.)

7) Кроссворд по повторению галогенов (№10.)

Ключевым словом является название химического элемента в честь известного советского физика. (Курчатовий.)

1. Металл, соединения которого с хлором входят в состав хлорной извести. (Кальций.)

2. Явление, наблюдавшееся при нагревании кристалличес­кого йода. (Сублимация.) .

3. Наиболее активный неметалл. (Фтор.)

4. Фамилия известного физика, ученика Э. Резерфорда, открывшего нейтрон в 1932 году. (Чедвиг.)

5. Материал, стойкий к действию кислот, щелочей и окис-; лителей. (Фторопласт.)

6. Наименее активный галоген. (Астат.)

7. Галоген, соединение которого оказывает успокаиваю­щее действие на нервную систему. (Бром.)

8. Широко распространенное в природе вещество, разлага­ющееся под действием фтора. (Вода.)

9. Металл, который входит в состав поваренной соли. (На­трий.)

10. Металл, бурно реагирующий с йодом под действием воды. (Алюминий.)

Рассказы-загадки — это задачи и, если хотите, беллетри­стика. В сюжет рассказа вплетены определенные вопросы, проблемы, ситуации или задания, которые должен выполнить или решить герой, а вместе с ним и ученик. Разгадывая рассказ-загадку, следует внимательно читать текст, так как в нем обычно имеются подсказки, облегчающие выполнение задания.

Дом, в котором живет дядюшка Одор, построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов М., живше­го в XIX веке. Собственно, это не дом, а большой семиэтаж­ный дворец, в котором проживают друзья, коллеги и просто знакомые.

Нельзя сказать, что у всех жильцов добрый, ровный и по­кладистый характер. Кто-то с кем-то дружит, а иной стре­мится избежать этой дружбы; некоторых водой не разоль­ешь, а других никогда вместе не увидишь. Тем не менее все прекрасно уживаются в этом замечательном доме.

На первом этаже — большой холл и всего три жилые ком­наты. В одной из них живет сэр Лий, а две другие занимает дядюшка Одор.

Всего по восемь квартир на втором и третьем этажах, по­этому их, вместе с первым, называют малыми этажами. На верхних, больших этажах комнат гораздо больше. На четвер­том и пятом — по восемнадцать, на шестом — тридцать две.

Седьмой этаж еще не достроен, но по проекту там тоже планируется тридцать две квартиры.

Так что ожидаются впереди радостные и интереснейшие новоселья. Ведь каждый жилец этого дома — яркая индиви­дуальность. Правда, члены двух фамилий с первого взгляда удивительно похожи, есть даже близнецы, однако следует присмотреться повнимательней, и станет видно, какие они разные.

Нужно сказать об особенностях этого дома. Во-первых, переходы от одного этажа к другому устроены в виде спира­ли. Чтобы подняться на верхние этажи, надо пройти по лес­тнице, а затем по длинному коридору следующего этажа. Из каждого такого коридора отдельные двери ведут в комнаты жильцов.

Глубоко продумано в доме расположение квартир по эта­жам, и распределены они (квартиры) с учетом родственных связей между жильцами. Родичи по прямой и боковой лини­ями могут ходить друг к другу в гости, минуя коридоры на этажах, потому что комнаты по всей высоте дома находятся строго одна над другой, а между ними имеются переходные лесенки.

Только две большие фамилии живут вместе. Учитывая семейные традиции, для них сделали исключение и выдели­ли этим семьям отдельные флигеля, одной — на шестом, дру­гой — на седьмом этаже.

Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора. Ведь на первом этапе планирования дворца по­ступило всего шестьдесят три заявки на место жительства в нем. Однако архитектор М. учел возможные демографичес­кие изменения и заложил дополнительно в проекте около тридцати квартир в расчете на перспективу. И он не ошибся: сейчас в этом доме прописано сто десять жильцов.

Кто автор проекта необыкновенного дома и что это за дом? Что вы знаете о семи этажах дома и жильцах на каждом этаже? О каких двух фамилиях говорится в рассказе и како­вы их семейные традиции? Сколько квартир предстоит засе­лить еще на седьмом этаже? Для каких жильцов архитектор М. предусмотрел пустые или запасные квартиры в своем про­екте? Кто такие родичи по прямой и боковой линиям?

Ответ: Дом, о котором говорится в рассказе, — это пери­одическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Она состоит из семи периодов (этажей), в каждом из которых строго определенное число элементов (жильцы).

Для всех элементов положение в системе определено одно­значно, за исключением водорода. В связи со строением атома и свойствами, сходными со свойствами щелочных металлов и галогенов, водород одновременно помещают в 1-ю и 7-ю груп­пы периодической системы.

Первые три периода называют малыми, а следующие — большими. 7-й период называют еще незавершенным. Если продолжить его по аналогии с закономерностью заполнения элементами 6-го периода, то 7-й период завершится благо­родным газом с порядковым номером 118.

Два семейства химических элементов — лантаноиды и актиноиды в обычном варианте изображения периодической системы вынесены за пределы таблицы (в отдельные флиге­ля). Строение внешних электронных уровней этих элементов сходно, поэтому они обладают сходными свойствами.

В истории химии было много «открытий» мнимых эле­ментов, которые на самом деле были смесями нескольких очень похожих по свойствам лантаноидов. Так появились хи­мические элементы с названиями — ПРАЗЕОДИМ (светло-зеленый близнец) и НЕОДИМ (новый близнец).

Со времени открытия периодического закона науке было известно всего 63 химических элемента. Однако Д.И.Менде­леев гениально предсказал существование еще многих неоткры­тых элементов, оставив для них в таблице пустые клетки (сво­бодные квартиры). Прогнозы ученого блестяще подтвердились.

Родичи по прямой и боковой линиям — это химические элементы в пределах определенной группы).

В комнате стоит металлический несгораемый сейф. На его ручке висит записка: «Решите задачу, и сейф откроется».

Задача. Получите три гидроксида, чтобы первый из них об­ладал кислотными, второй — основными, а третий — амфотерными свойствами. Все необходимое находится в этом сейфе. На верхней полке в один ряд стоят реактивы. Известно, что:

Читайте также:  Чем полезна быстрая ходьба для фигуры

1. Соль находится в пакете, а цинк — в баночке.

2. Масса жидкости равна 500 г.

3. Масса вещества в кристаллическом состоянии 200 г, оно рядом с колбой.

4. Справа от цинка — неметалл, еще правее — медный купорос.

5. Масса вещества в склянке 300 г, а в банке в 2 раза меньше, чем в пакете.

6. Справа от раствора находится металл.

7. Среди реактивов имеются сера, гидроксид калия и вода.

8. Слева от раствора стоит вещество в бутылке, а второе справа — порошок.

9. Масса одного из веществ 400 г.

10. Оксид находится не в виде гранул.

Определите, в чем хранятся и в какой последовательнос­ти стоят на полке вещества?

Ответ. Исходя из условия задания, можно определить, что веществ было пять и в середине ряда на полке находился цинк.

Начертите таблицу и заполните ее.

Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы, подожгите на спиртовке и горящую серу внесите в колбу с небольшим количеством воды на дне. В результате гидрата­ции оксида серы (4) в колбе образовалась сернистая кислота (кислотный гидроксид). Основание (гидроксид меди) можно получить реакцией обмена между раствором сульфата меди, приготовленным из медного купороса, и раствором щелочи.

Амфотерный гидроксид (гидроксид цинка) получают в две стадии. Приготовив раствор сульфата меди, часть его расхо­дуют на получение гидроксида меди, а ко второй части при­бавляют гранулы цинка. Таким образом, получили раствор сульфата цинка и металлическую медь в осадке. Теперь ра­створ соли осторожно сливаем в чистую пробирку и добавля­ем несколько капель раствора щелочи. Выпавший осадок гидроксида цинка отделите фильтрованием.

В одном из залов выставки Черного Мага экспозиция начи­налась образцами довольно невзрачных известняков. Дальше были отдельные глыбы и отполированные плиты белоснежно­го, черного, красного, серого и разноцветного мрамора.

Особое место отводилось ракушечнику. Спрессованный за миллионы лет из мельчайших и более крупных раковинок монолит служил основой интерьера зала. В его нишах, на выступах, перегородках и подставках размещались сотни минералов и раковин моллюсков самых различных видов и размеров. Перламутр, жемчуг, скелеты коралловых полипов также состоят в основном из этого соединения.

Даже мел, мягкая осадочная порода, состоящая из скеле­тов микроорганизмов, имеет тот же состав.

Черный Маг взял с подставки кусочек мела и большими буквами написал на плите черного мрамора химическое со­единение (назовите его).

Ответ: Экспозиция коллекции была представлена минера­лами и образцами неорганического и животного происхожде­ния, состоящими в основном из карбоната кальция, формулу которого и написал Черный Маг мелом на плите из черного мрамора).

Шарады — это загадки, ответы на которые разгадываются по частям. Например, два слова МЫШЬ и ЯК, соединяясь между собой, образуют в целом слово МЫШЬЯК

Ответ следующей шарады состоит из двух слогов СОР и БИТ, зашифрованных в первой половине загадке. В целом оба слова, соединяясь вместе, образуют слово СОРБИТ — шестиатомный спирт, заменитель сахара для больных сахар­ным диабетом.

Слог мой первый метлой выметают.

Слогом вторым информатор считает.

В целом скажу, дорогие друзья,

Для многих больных вместо сахара я.

Первый слог — предлог известный.

Слог второй трудней найти:

А слог мой первый — божество,

Первый мой слог означает крушение.

Рождаюсь лишь только в зеленых растениях.

2) АНАГРАММЫ — это загадки, ответы на которые из одних и тех же букв. Слова БОКАЛ и КОЛБА, например, могут составлять анаграмму. Отгадав одно слово в загадке, нужно переставить буквы так, чтобы получилось новое.

3) МЕТАГРАММЫ — это загадки, в которых зашифрова­ны различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки. Например, слова ОЛОВО и СЛОВО могут составить метаграмму.

В первой загадке задумано сло­во УРАЛ; заменив в нем Л на Н, получим слово УРАН, в соответствии со смыслом второй части метаграммы.

4) ЛОГОГРИФЫ — это загадки, которые решают путем удаления или добавления букв или слогов к зашифрованно­му слову так, чтобы получилось новое слово. К примеру, сло­ва ЛОТО и ЗОЛОТО могут составить логогриф.

В свободном виде он всех убивает.

Если «связать», то в еду добавляют.

Но ежели в слове мы Л зачеркнем,

То дружно со всеми песню споем.

Ответ: в этой загадке задумано слово ХЛОР; зачеркнув в нем букву Л, получим слово ХОР, соответствующее смыслу второй части логогрифа.

Небо скрою в снежной мгле.

Использование нетрадиционных
методов обучения на уроках химии

В наш экологически трудный век изучение химии в школе имеет два аспекта: изучение самого предмета и влияние химических производств на весь комплекс живой природы. Но как научить детей быть не только слушателями и созерцателями, как помочь им еще за школьной партой понять красоту окружающего мира, увидеть чудо в капле воды, взглянуть на мир глазами рачительного хозяина Земли?
Мне видится этот путь в пробуждении детского творчества. Творческая атмосфера положительно сказывается на самой учебной деятельности, интересах учащихся, раскрывает их индивидуальность, подсказывает новые подходы к учению, повышает престиж знаний по предмету. Поэтому необходимо научить ребят взглянуть на изучаемый объект глазами творца. Детское воображение можно разбудить, если поставить перед школьником определенную цель, познакомить его с одной из форм работы.
Мои сегодняшние восьмиклассники с первых уроков химии окунаются в атмосферу творчества, т. к. материал у учителя накоплен и отработаны формы творческих работ. Сотворчество учителя и учащихся начинается уже на первом уроке – «Соблюдение техники безопасности на уроке химии». Традиционный подход, когда учитель объясняет, а ученики слушают и отвечают на поставленные вопросы, здесь не всегда эффективен. Педагогический опыт подсказывает, что наилучшего взаимопонимания можно достичь, когда перед учениками ставятся задачи из другой, известной им области.

Например, школьникам предлагается разгадать ребус. Показывая ребус детям (рис. 1), поясняю, что он придуман девочкой нашей школы, когда она была в их возрасте.

Рис. 1. Ребус «Техника безопасности»

Ученики заинтересованно начинают его рассматривать, разгадывать, и вот. некоторые уже бегут ко мне, чтобы шепотом произнести на ушко свои ответы. Через несколько мгновений хором: «Содержи рабочий стол в чистоте».
Вопрос классу. Какое отношение имеет зашифрованная фраза к теме урока «Соблюдение техники безопасности на уроке химии»?

Далее знакомим ребят с «Инструкцией по технике безопасности», расположенной в кабинете и подписанной директором гимназии. После беседы открывается доска-книжка с набором букв, которые необходимо прочитать (рис. 2):

Рис. 2. Задание-лабиринт
«Инструкция по технике безопасности»

Для прочтения этого «лабиринта» существует правило: начав движение с левой верхней клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности. Каждая клетка может быть использована один раз.
«Химические реактивы нельзя пробовать на вкус» – такой ответ находят дети.

Затем ученики получают следующее задание-лабиринт на дом, которое они, записывая, тут же начинают разгадывать (рис. 3):

Рис. 3. Задание-лабиринт на дом

Ответ. «Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей».

В этот же день дети получают творческое домашнее задание: изобразить правило по технике безопасности на листе бумаги или в тетради.

Приведу один из примеров, который принес на следующий урок один из учеников (рис. 4). Он закодировал правило на шахматной доске. Прочесть его можно, если умеешь играть в шахматы. Итак, ходом ладьи, начиная с а8 на b8, обойдите всю доску (конечный пункт е3) так, чтобы расшифровать правило по технике безопасности. Должна получиться фраза: «На уроке химии проделывать посторонние опыты можно, только спросив учителя».

Дети с удовольствием решают химические кроссворды, ребусы, загадки, которые придумали сами. На уроках химии и во внеклассной работе я использую следующие элементы с химическим содержанием: буриме, химические песни, басни, связанные с экологией, спектакли. В итоге ребенок находится все время на уроке в атмосфере творческой игры, насыщенной научными понятиями, и незаметно для себя их усваивает.
Казалось бы, химия как предмет изучения далека от литературного творчества, но каким удивительным образом преломляются чисто химические понятия в сознании детей, когда перед ними ставится задача представить их в художественных образах или в роли литературных героев. Химические элементы при этом становятся добрыми или жадными, благородными или коварными, обретают человеческие характеры. Их взаимоотношения друг с другом и поступки утверждают лучшие качества человека, т. е. способствуют гуманизации обучения.
К примеру, изучается тип реакции разложения, и вдруг эта реакция «оживает»: малахит превращается в купца – рассматривается ожившая сказка «Как разложился купец Малахит».
Большие возможности для развития творческих способностей детей дает изучение одной из основных и труднейших тем – периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева. Наглядность, образность изложения трудной темы в занимательной форме позволяют детям легче понять и усвоить поставленные учителем задачи. Трудности восприятия сложного теоретического материала, его абстрагирование, невозможность заглянуть внутрь, понять периодическую систему и строение атома создают для многих проблемы и нелюбовь к предмету.
Смещение акцента при изучении темы от «надо запомнить, заучить» в плоскость «придумай, сотвори, ты это можешь» меняет подход к проблеме. Прогнозируемая неуспешность в учебе преобразуется в творческое решение. Результатом становится радость познания и удовлетворенность достигнутым.
Нашим творческим коллективом создана иллюстрированная учебная сказка по химии «Невероятное путешествие Водорода по таблице Д.И.Менделеева», которую мы считаем своего рода педагогической находкой. Такой подход поможет учителям химии при обучении предмету, а ребятам – без принуждения усвоить трудный теоретический раздел программы.
В сказке Водород – Ашка – в поисках друга встречается с такими химическими элементами, как гелий, азот, кислород, фосфор, знакомится со свойствами других химических элементов и их соединений. Сюжет сказки фантастичен, но в основе своей содержит вполне научные факты. В сказке в занимательной форме «оживают» химические элементы и образованные ими вещества. Химические элементы выступают в роли сказочных героев, им присущи как специфические свойства, так и человеческие черты. Легкий юмористический стиль повествования, образные рисунки хорошо отражают свойства химических элементов.
Хочется отметить, что эта учебная сказка получила признание детей, учителей, родителей, общественности. Первая ее часть награждена Серебряной медалью ВДНХ СССР. В составе других творческих работ первая и вторая части были представлены мной в докладе на Советско-американской конференции учителей естественно-научных дисциплин в Москве. Создана третья часть учебной сказки (21 кадр), в ближайшее время будет завершена работа художника над третьей частью «Невероятного путешествия Водорода по таблице Д.И.Менделеева».
Большой интерес представляет «говорящая» периодическая система химических элементов, которая создана учениками гимназии № 91 г. Уфы. Особенность новой системы заключается в том, что по каждому элементу собран научный материал об использовании в различных областях. Придуманы и применяются условные обозначения специфических свойств элементов в составе простых и сложных веществ. Таблица зацепляет детский взгляд. Рассматривая ее, ребята вдруг открывают, что эту таблицу не надо запоминать, а наоборот, следует обращаться к ней за подсказкой.
На уроках и различных конкурсах мы используем разработанную в нашей гимназии интеллектуальную игру по периодической системе «Угадай элемент». Ученики отгадывают задуманный химический элемент с помощью вопросов о свойствах и нахождении его в природе и ответов «да» или «нет». Во время игры дети узнают много нового и стремятся к дальнейшему постижению неизвестного.
На один из уроков девочка принесла ребус (рис. 5), в котором она зашифровала значение химии среди других наук. Разгадать его нетрудно. Но как трогательно и прекрасно его содержание: «Химия — наука мира!»
Творческий ученик сидит за школьной партой и постигает азы химии, еще не зная, какую профессию он выберет в жизни: врача или юриста, педагога или экономиста, летчика или артиста. Но с уверенностью можно сказать, что в любой области он будет неравнодушным человеком с активной жизненной позицией, человеком-созидателем.

Рис. 5. Ребус «Значение химии»

Однажды я прочитала замечательные стихи и подумала, что они адресованы нам, учителям, любящим поучать и морализировать на уроках, независимо от того, какой предмет мы преподаем. Вот эти стихи:

Мы с вами книги детские видали,
Пробитые насквозь гвоздем морали.
От этих дидактических гвоздей
Нередко сохнут книжки для детей.
Мораль нужна, но прибивать не надо
Ее гвоздем к живым деревьям сада.
К живым страницам детских новостей.
Мораль нужна. Но никаких гвоздей!

Так и мы, без «гвоздей», стараемся заинтересовать, а не заставить. Почти половина курса химии изучается с помощью нетрадиционных методов, с привлечением игровых форм, что значительно повышает интерес к предмету. Некоторые из представленных материалов опубликованы в журналах «Учитель Башкортостана», «Учительской газете», доложены на российских конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Уфе

источник

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/597390/
  • http://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/rebusy-po-himii/
  • http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/79-rebusi-po-russkomu-yaziku.html
  • http://floraenc.ru/zagadki-i-rebusy-pro-rasteniya/
  • http://gigabaza.ru/doc/126542-pall.html