Меню Рубрики

Разобрать слово по составу полезный

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы — «проспал»;
  • два суффикса: «а» — суффикс глагольной основы, «л» — этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» — действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон — проспать — проспала;
  • корень «сп» — в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

источник

Состав слова особенно часто просят разобрать учеников средней школы. Ведь благодаря таким занятиям ребята намного лучше усваивают материал словообразования и правописание различных выражений. Но, несмотря на легкость данной задачи, школьники не всегда выполняют ее правильно. С чем это связано? Об этом мы расскажем далее.

В филологической науке разбор слова по составу называют «морфемным анализом». Считается, что это самая сложная аналитическая работа, которую следует осуществлять с лексическими единицами нашего родного языка. Но если придерживаться определенного алгоритма, данную процедуру можно провести очень легко, быстро и верно.

Как известно, все слова в русском языке состоят из окончания и основы. В последнюю часть входят: суффикс, корень и приставка. Обычно их называют морфемами.

«Морфема» с греческого языка переводится как «форма». То есть это — значимая и минимальная часть слова, которая не может расчленяться на более мелкие единицы.

Морфема обладает грамматическим значением и грамматической формой. Она способна передавать совершенно разные типы значений, а именно:

  • Лексическое. Его носителем выступает корневая морфема.
  • Грамматическое. Его носителем выступают служебные морфемы.
  • Словообразовательное. Такое значение вносится аффиксами.

Следует также отметить, что помимо материально выраженных, в русском языке встречаются и нулевые морфемы, которые также обладают грамматическим значением. Приведем пример: в слове «дом» не выражено материальное окончание, а в слове «нёс» — суффикс и окончание прошедшего времени.

Как было сказано выше, в состав слова входят: приставка, корень, основа, суффикс и окончание. Чтобы понять, как верно найти данные части, следует дать определение каждому из них:

  • Окончанием называют изменяемую часть слова. Как правило, оно образует формы, а также служит связующим звеном в различных словосочетаниях и предложениях. Однако следует отметить, что окончание может быть и нулевым.
  • Основа – это часть того или иного слова без окончания.
  • Корнем называют главную и самую значимую часть слова. Обычно в нем отражается общее лексическое значение всех существующих однокоренных слов.
  • Приставка также является значимой частью слова. Как правило, она стоит перед корнем. Приставка необходима для образования новых слов.
  • Суффиксом называют значимую часть слова. Обычно он стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов.

Состав слова разбирается согласно определенному алгоритму. При этом необходимо использовать специальные графические обозначения. Рассмотрим основные этапы данного анализа более подробно:

  1. Специалисты отмечают, что в русском языке существуют совершенно разные способы разбора слова по составу. Однако все они сходятся в одном: сначала следует найти и выделить окончание. Для того чтобы это сделать, разбираемое слово необходимо изменить по падежам, роду, числам или лицам. Таким образом, однокоренные формы довольно легко помогут вам определить окончание.
  2. После определения окончания путем обведения его в прямоугольную или квадратную рамку требуется выделить основу. Как правило, ее подчеркивают прямой чертой, а по бокам ставят небольшие палочки, словно «закрывая» отрезок.
  3. После основы требуется найти корень. Для того чтобы его определить, необходимо подобрать несколько однокоренных слов. Данный процесс не является трудоемким, особенно если форма хорошо знакомая и не очень длинная. Однако в некоторых случаях у учеников все же возникают сложности на данном этапе. Как правило, это случается тогда, когда разбираемое слово малоизвестное или слишком длинное. В таких ситуациях специалисты предлагают сначала выделить суффиксы и приставки, и только в самом конце обозначить корень. Кстати, данная морфема выделяется при помощи дуги, которая ставится сверху.

Теперь вам известен порядок разбора слова по составу. Попробуем применить представленный алгоритм на практике. Для этого используем три разных слова: «подснежник», «повторение» и «помогать».

  1. Разберем состав слова «подснежник»:
  • Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово по падежам и числам: «подснежника», «подснежнику», «подснежники» и поч. Как видите, данное слово имеет нулевое окончание.
  • Основой является все слово целиком.
  • Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «снег» («г» и «ж» — чередующиеся согласные), «снежный» и проч. Таким образом, корнем выступает следующая часть – «снеж».
  • Определяем приставку. Слово «подснежник» — это имя существительное, которое буквально обозначает «под снегом». То есть приставкой будет «под».
  • Определяем суффикс. Это самое сложное. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов, которые помогут нам понять, как именно оно образовалось: «снег», «подснежный», «подснежника», «подснежник». Из этого примера видно, что данное слово имеет два суффикса «н» и «ик».

    2. Разберем состав слова «повторение»:

    • Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово по падежам: «повторения», «повторению», «повторении». Как видите, данное слово имеет окончание «е».
    • Основой является следующая часть слова – «повторени».
    • Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «повторять, «вторить» и пр. Таким образом, корнем выступает следующая часть «втор».
    • Определяем приставку. Слово «повторение» — это имя существительное. Его приставкой будет «по».
    • Определяем суффикс. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов: «повторять», «повторить», «повтор», «повторению». Из этого примера видно, что данное слово имеет один суффикс «ени».

    3. Разберем состав слова «помогать»:

    • Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово, однако «помогать» — это начальная форма глагола. В некоторых учебниках утверждают, что оно имеет нулевое окончание, хотя большинство учителей рекомендуют заключать в рамку следующую часть – «ть».
    • Основой является все слово или «помога».
    • Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «помогла, «помогли», «помог», «может» («г» и «ж» — чередующиеся согласные) и проч. Таким образом, корнем выступает следующая часть – «мог».
    • Определяем приставку. Слово «повторение» — это неопределенный глагол. Его приставкой будет «по».
    • Определяем суффикс. В начальной форме глагола суффиксом обычно выступает гласная перед «ть». В данном случае это буква «а».

    Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы самостоятельно определить составы слова. Ответы на вопросы, которые могут возникнуть в процессе такого разбора, можно легко найти, обратившись в школьный учебник или к своему учителю.

    источник

    Морфемный разбор слова или разбор по составу — это нахождение всех необходимых частей слова (корень, суффикс, окончание и т. д). Данный принцип является одним из основных в русскоязычной грамматике, поэтому морфемный разбор имеет немаловажное значение. Например, для того, чтобы определить, какая буква пишется в том или ином слове, нужно сначала узнать, в какой части слова она находится. И в зависимости от этого, использовать нужное написание. Грамотный разбор слова является основой правописания. Для осуществления разбора нужно иметь общее представление о морфемах, а также знать определённый порядок действий.

    Приставка. Это морфема, при помощи которой образовываются новые слова. Приставка находится перед корнем. При помощи приставочного способа образования слов чаще всего получаются одинаковые части речи. Например: ставить — переставить. На примере видно, что от глагола при помощи приставки пере- образовался новый глагол. В русском языке также присутствуют заимствованные от других языков приставки. Например: анти-, де-, суб- и так далее.

    Корень слова. Корень считается основной частью любого слова. В нем закладывается общее его значение, а также значение однокоренных слов (тех, у которых одинаковый корень). Однокоренных слова не обязательно должны относиться к одной части речи, они могут быть различными (от существительного образовываться в прилагательные и т. д.). Однако встречаются слова, которые имеют созвучные и похожие корни, но в то же время имеют отличные друг от друга значения. В таких случаях слова не считаются однокоренными, а называются омонимами. Для того, чтобы выявить корень слова, необходимо попытаться подобрать к нему однокоренные слова и найти ту общую часть, которая присутствует в каждом слове и остаётся неизменной. Обязательное условие: слова должны иметь похожее лексическое обозначение, а не просто созвучный корень. Например: дом — домик — домашний. Данные слова имеют одинаковую часть слова дом-, а значит она и является корнем.

    Игра — игровой — играть. В этой цепочке слов общей частью является игр-, значит она также является корнем.

    Суффикс. Это также одна из части слов, которая помогает образовывать новые слова. Морфема находит свое расположение после корня слова. Кроме того, суффикс помогает менять саму форму того или иного слова, а также образовывать новые части речи. Чаще всего существительное и прилагательные. Например: лес — лесник. Благодаря суффиксу -ник- образовалось новое существительное. Море — морской. При помощи суффикса -ск- от существительного образовалось новое прилагательное. Стоит заметить, что морфема не считается основной частью слова, суффикса попросту может не быть в составе. Чтобы найти данную морфему, нужно для начала определить корень и окончание слова. То, что останется между ними, и будет суффиксом. Важно знать, что оставшаяся часть слова не всегда является цельным суффиксом. Их может быть и несколько.

    Окончание слова. Окончание является изменяем ой частью слова, которая зависит от рода слова, числа и падежа. Данная морфема обычно идёт после корня либо суффикса. Окончание несёт роль связывание слов в предложениях. Как же его определить? Нужно просто просклонять нужное слово и понять, какой части присуще меняться. Это и будет окончанием слова. Например: трава, травы, траве. Просклоняв слово в разных падежах, можно увидеть, что изменяется только последняя буква, а значит она и является окончанием.

    Окончание также может иметь и нулевую форму. Для того, чтобы его определить, нужно также просклонять нужное слово по падежам. Если в падежных формах появляются новые буквы, значит начальная форма слова имеет нулевое окончание. Например: дом, дома, дому. В падежных формах слово приобрело окончание, значит изначально оно являлось нулевым.

    Соединительные буквы. Это буквы, которые соединяют несколько корней в сложнообразованных словах. Наиболее распространены сединительные гласные -о- и -е-. Например: птицелов, кровожадный, самолёт.

    Основа. Это часть слова, не входящая в состав окончания и остающаяся неизменной.

    Определить, с какой частью речи придётся работать. Это можно сделать путем подбора вопроса к слову.

    Теперь нужно определить окончание имеющегося слова. Для этого стоит просклонять его по числам и падежам. Та часть, которая изменилась, обводится в квадрат. Так обозначается окончание. Первоначальный поиск окончания является обязательным правилом для всех школьников. Ведь некоторые из них начинают морфемный разбор именно с выделения корня. Это является одним из самых ошибочных заблуждений, потому что в некоторых словах определить корень довольно сложно, а где-то его и вовсе нет.

    Следующее действие — найти основу. Сделать это несложно. Часть слова, оставшаяся после выделения окончания, и является основой. Подчёркивается она одной горизонтальной линией, которая немного приподнимается перед окончанием.

    Определить корень слова. Чтобы это осуществить, нужно подобрать однокоренные слова к нужному слову. Они должны быть похожи по лексическому значению, то есть быть похожими по смыслу, а не только по звучанию. Та неизменная часть, которая присутствует во всех словах и будет являться корнем. Обозначается он специальной дугой над нужной буквенной частью.

    Выделить суффиксы. Для этого нужно сопоставить конкретное слово с его прочими формами. А затем создать словообразовательную цепочку, чтобы понять, какое слово было первоначальным, и какой суффикс использовался в процессе. Обозначается морфема формой полуромба над нужной частью слова.

    Найти приставку. К конкретному слову нужно попытаться подобрать другие приставки. Также можно использовать другие слова с применением имеющейся приставки. Если смысл слова не коверкается, значит эта часть слова является приставкой. Выделяется она горизонтальной линией над словом, которая загинается перед корнем.

    источник

    Разбирать слова по составу школьники начинают еще в 3 классе, и этот навык помогает им на протяжении всей школьной жизни. В самом деле, как узнать, какое правило применить, если не понимаешь, где находится орфограмма: в приставке, корне или суффиксе. А может, в окончании? Вот почему умение разбирать слово по составу (делать морфемный разбор) так важно.

    Слово состоит из морфем, как дом из комнат. Каждая выполняет свою функцию.

    • Корень содержит в себе общее лексическое значение всех однокоренных слов (например, «домашний», «домик», «домовой» – все это связано с домом).
    • Приставки и суффиксы называют словообразующими морфемами, или аффиксами; они участвуют в создании новых слов ( «домик» – это не то же, что «дом»; тем более «домашний» – это вообще другая часть речи: «ехать» и «приехать» – тоже разные вещи).
    • Окончание изменяется, приспосабливаясь под соседей слова, осуществляя грамматическую связь; оно не создает новых слов, а только меняет форму (например, «кота» – это то же, что «кот», только в винительном или родительном падеже).
    • Основа – все слово без окончания; от нее образуются новые слова, к ней прибавляется нужное окончание при словоизменении (склонении или спряжении).

    Нередко выделяют и другие аффиксы (словообразующие морфемы): постфикс –ся (-сь), соединительную гласную в сложных словах и т.п.

    Как суффикс обозначается формообразующая морфема –л- в глаголах прошедшего времени; хотя с помощью –л- образуется не новое слово, а прошедшее время того же самого глагола, эту морфему называют формообразующим суффиксом, иначе в слове окажется два окончания рядом (про-чит-а-л-а); аналогично формообразующими суффиксами являются –е, –ее, -ейш-, -айш- в прилагательных сравнительной и превосходной степени.

    • Разбор слова начинаем с окончания; так принято, кроме того, это повод лишний раз задуматься, что это за часть речи и какие морфемы мы можем в ней встретить.

    Чтобы выделить окончание, поизменяем слово: дом – дома – дому – домом. То, что изменяется, и есть окончание.

    В слове может быть нулевое окончание: в данном случае оно не представлено, а при изменении слова появляется; нулевое окончание обязательно надо обозначить пустым квадратиком. В нашем примере слово с нулевым окончанием – дом.

    Если трудно, напишите слова одно под другим, тогда будет проще заметить изменяющуюся часть. Вот так:

    Если слово вообще не изменяется (наречие, деепричастие), у него вообще нет окончания – не нулевое, а нет, ведь слово не изменяется, так что окончание не появится – пустой квадратик рисовать не надо, это ошибка!

    В сложных числительных бывает два окончания: пят-и-десят-и, пять-ю-десять-ю.

    • Затем выделяем основу – все слово без окончания; для неизменяемых частей речи – просто все слово.
    • Находим корень. Для этого подбираем однокоренные слова.

    Можно опять писать слова одно под другим, если так удобнее:

    Повторяющаяся часть – это корень.

    Не забываем, что существуют чередования, и обращаем внимание на значение корня: снег и –снеж- (снежок), пень и –пн- (пня) – это одни и те же корни, а –вод- (водичка) и –вод- (водитель) – как раз разные.

    В словах бывает два корня: пар-о-воз.

    • Перед корнем находится приставка. Чаще она одна, но бывает и две, и даже три (по-на-вы-думывали)
    • После корня – суффикс. Суффиксов часто бывает более одного. Чтобы понять, один это суффикс или несколько, надо попытаться подобрать «папу» слова – ближайшего предшественника в словообразовательной цепочке.

    слезинка – слеза (нет слова слезина); один суффикс –инк-

    Приведем примеры разбора слова по составу.

    Окончание –ть (вычита-ю, вычита-ешь).

    Окончание нулевое (подоконник-а, подоконник-и)

    Разбор слова надо начинать с окончания, затем выделить основу, корень, приставку (приставки) и суффикс (суффиксы). Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова. Найти корень поможет подбор однокоренных слов. При поиске аффиксов (суффиксов и приставок) действенным считается словообразовательный метод (поиск ближайшего предшественники в словообразовательной цепочке).

    источник

    Существует чёткое правило, которое надо выполнять, чтобы сделать разбор слова по составу без ошибок. Для этого надо строго следовать порядку разбора, не пропуская ни одного шага, и помнить об указанных ниже особых и трудных случаях.

    Алгоритм разбора слова по составу — пошаговая последовательность. Она помогает правильно выполнить работу. Используемый приём сравнения развивает логическое мышление.

    Обязательная поэтапность разбора любого слова по составу:

    1. Выделение окончания
    2. Определение основы
    3. Подбор однокоренных слов, выделение корня.
    4. В последнюю очередь выделение приставок и суффиксов

    Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.

    Образовывать форму слова необходимо, чтобы не ошибиться в трудных случаях: сравним слова «коров» и «столов». В первом слове окончание нулевое, а –ов — часть корня («корова»), во втором — -ов окончание.

    Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания. Всё слово — основа.

    Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.

    Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы

    Общая часть — корень — польз- . Приставка бес- стоит перед корнем, после него — суффикс –н.

    Парашютист — человек, спускающийся с парашютом

    Состав слова: корень, суффикс -ист и нулевое окончание.

    Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.

    «Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.

    1. Изменяем форму слова: настенная. Окончание –ый.
    2. Основа настенн-.
    3. Подбираем однокоренные слова: стена, пристенок. Находим корень: -стен-
    4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставку на-, суффикс –н-.
    5. Доказываем наличие этих морфем в других словах: на-поль-н-ый, на-столь-н-ый.
    1. Изменяем форму слова: сползают. Окончание –ет.
    2. Основа сполза-.
    3. Подбираем однокоренные слова: ползёт, заползал, ползание. Находим корень: -полз-
    4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку с-, суффикс –а-.
    5. Доказываем наличие этих морфем в других словах: с-бивают, с-пис-а-ть, прочит-а-ть.
    1. Изменяем форму слова: запеваю. Окончание –ет.
    2. Основа запева-.
    3. Подбираем однокоренные слова: петь, пение, запевала. Находим корень: -пе-
    4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставку за-, суффикс –ва-.
    1. Изменяем форму слова: повторяли. Окончание –а.
    2. Основа повторя-.
    3. Подбираем однокоренные слова: вторить, второй. Находим корень: -втор-
    4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку по-, суффикс –я-.

    Разбор слова Преподаватель

    1. Изменяем форму слова: преподавателю. Окончание нулевое.
    2. Основа преподаватель.
    3. Подбираем однокоренные слова: преподавать, подавать, давать (знания), дать. Находим корень: -да-.
    4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставки пре-, по-, суффикс –ва-.
    1. Это наречие. Неизменяемое слово. У неизменяемых слов вообще нет окончания.
    2. Основа всё слово вверху.
    3. Подбираем однокоренные слова: наверху, верховный, верх. Находим корень: -верх-.
    4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку в-, суффикс –у.

    Разбор слова Разноцветный

    1. Изменяем форму слова: разноцветное. Окончание -ый.
    2. Основа разноцветн-.
    3. Подбираем однокоренные слова: разный, разница, различие, цветной, цвет. Находим два корня: разн-, -цвет-. Это сложное прилагательное.
    4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим соединительную гласную –о-, суффикс –н-.

    Изучение состава слова играет значительную роль при формировании орфографической зоркости.
    Дети начинают понимать и запоминают: все части слова неизменны в написании и не зависят от произношения.

    Проводя анализ слов, школьники не всегда обращают внимание на лексическое значение разбираемого слова. Это часто приводит к ошибкам, особенно при выделении суффиксов.

    • слова оканчиваются на -чик-, –щик-, -ист, -ушк.

    В словах с такими суффиксами подбор однокоренных слов обязателен. (Мяч-ик — мяч, ключ-ик— ключ, рез-чик — резать, ящик, хрящ-ик — хрящ, камен-щик — камень; аист, лист; ушко, нес-ушк-а).

    Анализируя состав слова «каменщик», находим существительное, от которого оно образовано: камень; «плащик» — это небольшой плащ. Соответственно видим в словах суффиксы –щик, -ик.

    Необходимо обучить детей разграничению понятий «оканчивается на…» и «окончание». Слово «автобус» оканчивается на –бус (-ус, -с), но окончание нулевое.

    Непонимание разницы в значениях приводит к частым ошибкам при морфемном анализе глаголов в неопределённой форме.

    в учебных пособиях разных авторов рассматриваются или как суффикс, или как окончание. В любом случае предшествующий гласный в эту часть слова не входит.

    Рассмотрим –ть как окончание неопределённой формы. Слово «ускорять» оканчивается на –ять (это важно при определении спряжения глагола), здесь –я- — суффикс и окончание –ть. «Побороть» оканчивается на –оть: -о- — суффикс, окончание –ть.

    Умение разбирать последовательно слово по составу приобретается при постоянной работе по алгоритму. Нарушение последовательности или игнорирование приводит к ошибкам. Внимание к слову — основа успеха.

    источник

    На этом уроке вы познакомитесь со способом действия при разборе слова по составу. Узнаете, что нужно учитывать, чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу. Потренируетесь в разборе слов по составу.

    1. Измени слово по числам или по команде одного-двух вопросов, выдели изменяемую часть – окончание. Отметь основу слова (это часть слова без окончания).

    2. Объясни значение слова с помощью слова-родственника, подбери ещё одно-два однокоренных, выдели их общую часть – корень.

    3. Определи и укажи часть слова перед корнем – приставку, постарайся объяснить её работу.

    4. Определи и укажи часть слова после корня перед окончанием – суффикс, подумай о его работе.

    5. Проверь, все ли части слова выделены.

    Укажем состав имени существительного подставка.

    1. Изменю слово по числам: подставки – подставка (изменилось -а, это окончание). Основа подставк-

    2. Объясню значение слова: подставка – подставляют, ставят под что-то; подставить. Корень –став.

    4. -к- – суффикс (называет существительное со значением действия) (см. Рис. 1).

    Разберём по составу имя прилагательное радостный.

    1. радостныйрадостная, радостные (изменилось -ый, это окончание)

    2. радостный – полный радости, радуюсь, рад

    3. суффиксы -ост-, -н- (см. Рис. 2)

    Укажем состав глагола подумаем.

    1. подумаем – подумаю (изменилось -ем, это окончание)

    2. однокоренные слова – дума, раздумье, думать

    Составьте и запишите слова по схемам с корнем -мор-.

    Вам помогут приставка при-, суффикс -ск-.

    Море, морской, приморский, приморье.

    1. Основа может состоять только из корня: мор-е.
    2. В основу может входить, кроме корня, суффикс: мор-ск-ой.
    3. В основу могут входить, кроме корня, приставка и суффикс: при-мор-ск-ий.
    4. В основу может входить, кроме корня, приставка: при-морь-е.

    Разберём слово по составу. Затем среди пар слов найдём слово с таким же строением.

    1. сахарок – листок, мешок

    Разберём слова по составу.

    Окончание нулевое, изменим слова: нет сахарка, листка, мешка, появилось окончание -а.

    Основа сахарок-, листок-, мешок-.

    Сахарок – маленький сахар, корень -сахар-, листок – маленький лист, корень -лист-, мешок – корень -мешок-.

    Суффикс -ок- у слов сахарок, листок (см. Рис. 4).

    2. местный – красный, лимонный

    Разберём слова по составу.

    Окончание -ый, изменим слова: местная, красная, лимонная, изменилось -ый.

    Основа местн-, красн-, лимонн-.

    Местный – относящийся к определённому месту, корень -мест-, красный – краснота, краснеть, корень -красн-, лимонная – имеющая отношение к лимону, корень -лимон-.

    Суффикс -н- у слов местный, лимонный (см. Рис. 5).

    3. пододеяльник – подорожник, подстаканник

    Разберём слова по составу.

    Окончание нулевое, изменим слова: пододеяльники, подорожники, подстаканники, появилось окончание -и.

    Основапододеяльник-, подорожник-, подстаканник-.

    Пододеяльник – специальный чехол, надеваемый на одеяло, корень -одеял-. Подорожник – луговая трава, обычно растущая у дороги, корень -дорог-. Подстаканник – подставка с ручкой, в которую вставляется стакан, корень -стакан-.

    Приставка под- у слов пододеяльник и подстаканник, приставка по- у слова подорожник.

    Суффикс -ник- у всех слов (см. Рис. 6).

    4. берёзоньки – огоньки, глазоньки

    Разберём слова по составу.

    Окончание -и, изменим слова: берёзонькам, огонькам, глазонькам, изменилось -и.

    Основа берёзоньк-, огоньк-, глазоньк-.

    Берёзоньки – ласково называют берёзы, корень -берёз-. Огоньки – маленькие огни, корень -огонь -, -огн-, в корне есть беглый гласный. Глазоньки – ласково называют глаза, корень -глаз-.

    Суффикс -оньк- у слов берёзоньки, глазоньки, у слова огоньки суффикс -к (см. Рис. 7).

    Под каждой схемой подпишем подходящее слово.

    Рука, ручка, ручной, поручни, безрукий.

    Это однокоренные слова, одинаковая часть -рук-, -руч-, в корне есть чередование согласных к-ч.

    Рука – окончание -а, изменим слово по числам: рука – руки, изменилось -а. 2 схема.

    Ручка – окончание -а, изменим слово по числам: ручка – ручки, суффикс -к. 1 схема.

    Ручной – окончание -ой, изменим слово: ручная, ручные, суффикс -н-. 1 схема.

    Поручни – окончание -и, изменим слово: поручням, приставка -по, суффикс -н-. 4 схема.

    Безрукий – окончание -ий, изменим слово: безрукая, приставка -без. 3 схема (см. Рис. 8).

    На первый взгляд в них есть одинаковые части.

    Чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу, нужно учитывать значение слова и значение части слова.

    Окончание нулевое, основа лётчик-, мячик-.

    В существительном мячик выделяем суффикс -ик-, который придаёт слову значение «маленький» (мячик – это маленький мяч).

    А существительное лётчик не имеет значения «маленький». В этом слове другой суффикс -чик-. Существительное обозначает профессию человека. Такое значение придаёт суффикс -чик- (см. Рис. 9).

    Окончание нулевое, основа дружок-, урок-.

    В существительном дружок выделяем суффикс -ок-, который имеет уменьшительно-ласкательное значение (друг – дружок).

    А существительное урок не имеет такого значения, потому что в нём нет такого суффикса. Корень -урок- (родственное слово урочный) (см. Рис. 10).

    Побегу – окончание -у, изменим слово: побегут. Основа побег-.

    Победа – окончание -а, изменим слово: победы. Основа побед-.

    В глаголе побегу приставка по- указывает на начало движения. Корень -бег-.

    В существительном победа нет такой приставки, корень -побед- (однокоренные слова: победить, победитель) (см. Рис. 11).

    Сделаю – сделаем, окончание -ю. Основа сдела-.

    Однокоренные слова: дело, поделка. Корень -дел-, приставка с-, суффикс -а-.

    Смешу – смешим, окончание -у. Основа смеш-.

    Смешу – вызываю смех, корень -смеш-, -смех-, в корне есть чередование согласных х//ш (см. Рис. 12).

    Листики – листика, окончание -и. Основа листик-.

    Листики – это маленькие листы. Корень -лист-, суффикс -ик-.

    Ластики – ластикам, окончание -и. Основа ластик-.

    В этом существительном нет суффикса -ик-, корень -ластик- (однокоренное слово ластиковый) (см. Рис. 13).

    Ухожу – уходим, окончание -у. Основа ухож-.

    Ухо – уха, окончание -о, основа ух-.

    В глаголе ухожу выделяем приставку у-, которая имеет значение «удаляться». Корень -хож- (родственные слова: ход, ходьба, чередование д//ж в корне).

    В существительном ухо нет приставки у-. Однокоренные слова: ушастый, ушки, корень -ух-, -уш-, чередование х//ш (см. Рис. 14).

    Попробуйте самостоятельно разобрать слова по составу: касса, рассада, рассольник, рассказ.

    Чем одно слово отличается от других?

    В словах рассказ, рассада и рассольник последняя буква приставки и первая буква корня одинаковые.

    Удвоенные согласные на стыке приставки и корня

    В слове кассаудвоенные согласные в корне (см. Рис. 15).

    На уроке вы познакомились со способом действия при разборе слова по составу.

    Список литературы

    1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
    2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
    3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
    4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
    5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
    6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Домашнее задание

    1. Выбирайте из справочного бюро подходящие по смыслу слова и вписывайте. Покажите строение однокоренных слов.
      …девочка
      …торт
      …платки
      …коты
      …болезнь
      …пляж
      …обезьяны
      …перья
      Справочное бюро: глазная, глазастая; песочный, песчаный; носатые, носовые; пуховые, пушистые.
    2. Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

      источник

      Прохождение трудной темы «Состав слова» в начальных классах. Рекомендации по обучению разбору слова по составу

      Для усвоения материала о частях речи и для выработки твердых навыков орфографии большое значение имеет изучение раздела «Состав слова». Изучение морфемного состава слова имеет большое значение еще и потому, что осознание структуры слова позволяет учащимся глубже понять его лексическое значение и точно употреблять слова в речи.

      Известно, что каждая значимая часть слова (каждая морфема) выполняет в слове определенную роль. С корнем связано общее лексическое значение слова, свойственное целой группе родственных слов. Приставки и суффиксы уточняют смысловое значение слова. Окончания являются средством передачи грамматического значения слова.

      Добавляя к одному и тому же корню разные приставки и суффиксы, мы изменяем смысл слова, т.е. образуем новые слова. Важно нацелить младших школьников на установление связи между лексическим значением слова и его морфемным составом.

      Целесообразно развивать у учащихся умение пользоваться морфемным анализом слова в целях раскрытия его смысла, т.е. подвести учащихся к осознанию связи, существующей в нашем языке, между лексическим значением слова с его структурой, вооружить способом действия, который позволяет детям понять смысл слова.

      Решению этой задачи способствует систематическая словообразовательная работа, проводимая в течение всего учебного года.

      Изучение морфемного состава слова важно и для формирования орфографических навыков. Известно, что осознание учащимися морфемного состава слова составляет основу формирования у школьников навыка правописания безударных гласных, глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

      Второклассники подводятся к осознанию морфологического принципа русского правописания, сущность которого состоит в том, что значимые части слова (корни, приставки, суффиксы) сохраняют одинаковое написание в разных фонетических условиях, т.е. независимо от произношения.

      Для формирования у школьников правописания гласных и согласных в корнях слов большое значение имеет осознание детьми единообразного написания корней в родственных словах. Поэтому при изучении темы «Корень» необходимо систематически работать над развитием у учащихся умения сопоставлять написание корней родственных слов в целях установления их сходства.

      Понимание учащимися того, что корни в родственных словах пишутся одинаково, позволяет им сознательно проводить проверку при написании слов с безударной гласной, глухой и звонкой согласной, непроизносимой согласной в корне.

      Намечая последовательность изучения темы «Состав слова», целесообразно руководствоваться следующим положением: в слове все его значимые части взаимосвязаны, поэтому в отдельности каждую часть слова можно изучать только после того, как учащиеся познакомятся в целом со структурой слова и всеми его частями.

      Первые уроки по теме отводятся на то, чтобы расширить и уточнить знания учащихся о корне и однокоренных словах. У школьников формируется умение осознанно подбирать однокоренные слова, учитывая их два признака: смысловое родство и наличие общей части.

      Одновременно учащиеся подготавливаются к правописанию корня, в частности, с этой целью проводятся наблюдения над единообразным написанием корня в родственных словах.

      Затем следуют уроки, цель которых — раскрыть для учащихся роль окончаний, а также приставок и суффиксов.

      При разборе слов по составу у детей возникают трудности. Основная причина ошибок в морфемном разборе слова — формальный подход к анализу структуры слова, когда полностью игнорируются смысловые характеристика слова. В этом случае у школьников наблюдается отношение к слову как к набору морфем, точнее — веренице морфем. Поэтому, разбирая слово по составу, ученик озабочен тем, как разбить эту череду морфем на отдельные части. Уже знакомые ему по другим словам. При этом ребенок больше полагается на внешнее сходство каких-то частей разных слов, на ассоциативные связи, порой неожиданно возникающие в голове ученика. Оттого и появляются суффикс -чик- в словах мячик, ключик, кончик, зайчик, морфема -щик- в существительных ящик, хрящик, лещик: суффикс -ист- в словах аист, чистота, лист; -ушк- в существительных пушка, ушко, подушка; приставка –у- в словах утро, урюк и подобные ошибки. Деформирующие структурный и смысловой облик слова.

      Так школьник приучается руководствоваться при анализе отношениями на уровне «морфема — морфема», отыскивая в слове знакомые значимые части.

      Между тем слово — это не набор морфем. Строение слова является результатом слово- и формообразовательных процессов. Вот почему при морфемном анализе нужно учитывать не только отношение «морфема — морфема», но и отношение «слово — слово», точнее «производное слово — производящее слово».

      Так, выделяя служебные морфемы в слове «каменщик», мы должны сопоставить это слово с тем, от которого это существительное образовалось. Суффикс -щик- выделяется в результате такого анализа: каменщик — «тот, кто производит кладку из камня» ← камень + -щик- («тот, кто …»). В слове «плащик» нет и не может быть суффикса -щик-, так как значение этого слова не содержит элемента «тот, кто…» (значение лица, профессии), который передается этим суффиксом. Плащик — это «маленький плащ», значение маленький вносит в существительные морфема -ик-, она-то и выделяется в слове.

      Данные примеры иллюстрируют мысль, хорошо известную в современной лингвистике и методике русского языка: морфемный разбор есть результат словообразовательного анализа.

      Как же научить детей уже в начальной школе опираться на словообразовательный анализ при проведении разбора слова по составу?

      Прежде всего необходимо, чтобы ученики овладели умением разбираться в структурно-семантической связи слов одной словообразовательной пары, то есть устанавливать зависимость производного слова от производящего. Это умение предполагает способность правильно использовать в своей учебной практике графический символ → (словообразовательную стрелочку), что является показателем понимания словообразовательных отношений между словами таких пар (дом → домашний, часовой → часовщик…).

      Учеников начальных классов нужно познакомить с последовательностью разбора слова по составу.

      Рассмотрим семантико-структурный анализ, отраженный в таких словообразовательных схемах:

      1) школа + -ниц- (а) → школьница

      «школа» + «та, что…» → «та, что учится в школе»

      2) пере + писать → переписать

      «заново» + «писать» → «писать заново»

      «малина» + «там, где…» → «там, где растет малина»

      «лимон» + «сделанный из…» → «сделанный из лимона»

      «начать» + «петь» → «начать петь»

      Эти схемы наглядно показывают, что образование слова — это не механическое присоединение морфем друг к другу, но это рождение нового лексического значения.

      Итак, что значит разобрать слово по составу?

      • часть речи → выделить основу и окончание;
      • буквальное (словообразовательное) значение слова;
      • как образовано слово (от какого слова и при помощи каких морфем).

      Это и есть последовательность разбора слова по составу, направляющая школьника на словообразовательный анализ, мотивирующий выделение каждой значимой части слова.

      С таким планом разбора целесообразно познакомить учеников примерно со второго класса и практически отрабатывать его использование. Практика показывает, что такой путь морфемно-словообразовательного анализа проясняет в голове ученика суть языковой задачи, лексическое значение слова.

      Семантическая ориентация процесса обучения морфемике и словообразованию оказывает благотворное влияние и на формирование языковых умений и навыков других областей школьного курса, поскольку морфемика и словообразование выполняет базовую функцию в процессе обучения на уроках родного языка.

      Об авторе: Деревянченко Раиса Иосифовна, учитель начальных классов, ГОУ СОШ № 1266.

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

      Есть мнение?
      Оставьте комментарий

      Понравился материал?
      Хотите прочитать позже?
      Сохраните на своей стене и
      поделитесь с друзьями

      Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

      источник

      Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

      Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт, типа дощатый – брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква кв производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то – ч (после согласного корня).

      Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса, т. е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт, прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.

      Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

      Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

      Окончание– это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Значение окончания чисто грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

      В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:

      1. наречия,
      2. деепричастия,
      3. сравнительная степень прилагательного,
      4. некоторые существительные (пальто, шоссе),
      5. некоторые прилагательные (беж, мини),
      6. некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их).

      Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в дом. Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.

      Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:

      1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. – сад, снег;
      2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. – радость, мышь; им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен, обижен, снят;
      3. им.п. некоторых числительных: двенадцать, шесть, один;
      4. род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок (чулк-и), семей, (се[м ‘ й ]);
      5. им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов (ср. Зевсов), сестрин (сестрин), рыбий (ры[б’ й ]).
      6. ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел, разговаривал, находился, приходил бы, заблудился бы.

      Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож и рожь).

      Основа- часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль, бол[и]), а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь), основа прерывается окончанием: захотелсь.

      Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания). Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.

      Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов.

      Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:

      1. форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а ), занес^бы (ср. занес-л-а бы);
      2. ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий => синь, синий => син- ев-а);
      3. им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать=> бег^, бегать => бег-отн-я).

      Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности. У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например, -тель- суффикс лица (читатель), -к- суффикс предмета (терка), -ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность), -ний- суффикс действия (горение), -ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка).

      Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка) и действия (пилка дров).

      Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных. Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).

      Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:

      1. суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) – шел, пила; -й- (настоящее время) – чита[йу]т, летай;
      2. суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и-: гнать, темнеть, служить;
      3. видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва-: украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;
      4. суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им-: тонущий, купивший, забытый;
      5. суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши-: спеша, летя, прочитав, пригнувшись.

      Приставка – значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать – указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение).

      Корень– главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср. омонимичный корень в двух группах слов: вода – подводник – водяной и водитель – подвода – водить). В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования. Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать).

      Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес) и более корней (водовоз, лесоруб).

      По материалам книги: Коньков В.И., Старовойтова О.А. Устный экзамен по русскому языку: Учебное пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- СПб.: СПбГУ.-2001.

      Порядок разбора

      1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
      2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
      3. Выделить основу.
      4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

      Образец разбора

      Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

      Словообразовательный суффикс –ск-.

      источник

Источники:
  • http://fb.ru/article/148744/chto-takoe-sostav-slova-primeryi-sostava-slov-povtorenie-pomogat-podsnejnik
  • http://progaonline.com/morphem
  • http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/razbor-slova-po-sostavu-primery-3-klass.html
  • http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/kak-razobrat-slovo-po-sostavu.html
  • http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/razbor-slova-po-sostavu
  • http://pedsovet.su/ns/6158_razbor_slova_po_sostavu
  • http://www.sinykova.ru/faqs/razbor-slova-po-sostavu-morfemnyj-analiz/