Меню Рубрики

Развитие рельефа полезные ископаемые 7 класс презентация

сформировать у учащихся знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии, объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.

Рельеф и полезные ископаемые Евразии 2013 год

Цифровой диктант: Рельеф и полезные ископаемые Евразии Океаны: Северный Ледовитый_____________________ Атлантический___________________________ Индийский_______________________________ Тихий___________________________________ К каким океанам принадлежат моря: 1) Карское; 2) Берингово; 3) Аравийское; 4) Балтийское; 5) Черное; 6) Желтое; 7) Охотское; 8) Баренцево; 9) Белое; 10) Северное; 11) Средиземное; 12) Лаптевых; 13) Японское; 14) Азовское; 15) Восточно – Китайское.

Строение земной коры Соответствующие формы рельефа Древние платформы Восточно -Европейская Сибирская Индийская Китайско — Корейская Области складчатости Древней Новой Рельеф и полезные ископаемые Евразии Задание. Используя карты атласа , заполните таблицу:

Везувий Японские острова Фудзияма полуостров Камчатка Ключевская Сопка остров Сицилия Этна Апеннинский полуостров Кракатау Зондские острова Рельеф и полезные ископаемые Евразии Задание. В складчатых поясах широко развит вулканизм. Используя карту атласа, установите соответствие:

1.Западно – Сибирская равнин 2. Средне – Сибирское плоскогорье 3. Восточно – Европейская равнина 4. Прикаспийская низменность 5. Уральские горы 6. Нагорье Тибет 7. Иранское нагорье № Высота Задание. Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот. Рельеф и полезные ископаемые Евразии

Рельеф и полезные ископаемые Евразии Задание. Дополните кластер соответствующими формами рельефа. Расположите значки полезных ископаемых в соответствии с местами залегания

Рельеф и полезные ископаемые Евразии

Практическая работа. Задание. Используя карты атласа и текст учебника, дайте характеристику основных форм рельефа по плану учебника (с. 311) I ряд – Западно – Сибирская равнина II ряд — горы Гималаи Рельеф и полезные ископаемые Евразии

Рефлексия Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке? Ты помогал другим или тебе помогали? Что вызвало наибольшие затруднения? Как оцениваешь полученные сегодня знания (осознанные, глубокие, предстоит осознать, неосознанные)? Рельеф и полезные ископаемые Евразии

Ресурсы http://www.holidays-tour.ru/main2/20.jpg — карта Евразии http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/237/3162237/f_18113550.jpg , http://img-2007-06.photosight.ru/18/2150966.jpg , http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/154/38154324_1231947243_CH_20090104_045609_akry_00221.jpg , http://www.poedem.ru/images/catalogs/kirghizia/Pic/Cities/centralnyjtyan-shan/TheViewFromTheSummitOfKhanTengri_PeakPobedaRisesInTheDistance.JPG — http://sch1582.edusite.ru/images/obr55.jpg — полезные ископаемые (слайд «Содержание») http://www.yaplakal.com/uploads/previews/post-1-12998529924230.jpg , http://encyclopaedia.biga.ru/uploads/enc/images/t24/123633006679c4.jpg , http://sakhvesti.ru/p/skr_07102009111336.jpg , http://www.funonthenet.in/images/stories/forwards/Dubai%20Palm%20Jumeirah/dubai-palm-jumeirah-1.jpg

Презентация к уроку географии «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки» для учащихся 7 класса.

Это разработка комбинированного урока по географии для 7 класса. Урок путешествие-исследование.

План-конспект урока с использованием ЭОР. Цель урока: Изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, выявить взаимосвязь тектонического строения и.

Тема: Рельеф и полезные ископаемые ЕвразииЦель: расширить и углубить знания обучающихся о природе Евразии.Задачи: — формировать знания и представления об особенностях основных форм рельефа и сос.

Разнообразие природы Евразии связано не только с ее географическим положением, но и с чрезвычайной сложностью строения земной коры в пределах материка.

Урок по теме «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Модульная карта.

Урок географии «Рельеф и полезные ископаемые Евразии» разарботан в соответствии с требованиями технологии модульного обучения и предназначен для учащихся 7 классов.

источник

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
Узнать больше

  1. 1. Роман Гончаренко 457
  2. 2. Агния Магус 411
  3. 3. Анатолий Антипов 207
  4. 4. Ангелина Иванова 118
  5. 5. Вадим Горшков 115
  6. 6. Анатолий Антипов 110
  7. 7. Джонатан Свифт 109
  8. 8. Сергей Лапицкий 105
  9. 9. Тимофей Рыбкин 99
  10. 10. Виктория Соколова 94
  1. 1. Дарья Барановская 6,933
  2. 2. Ramzan Ramzan 6,424
  3. 3. Елизавета Анчербак 5,070
  4. 4. Денис Христофоров 4,975
  5. 5. Iren Guseva 4,925
  6. 6. Администратор 4,907
  7. 7. Даниил Юраков 4,718
  8. 8. Алексей 4,541
  9. 9. Сергей Ефремов 4,393
  10. 10. Анастасия Гудяева 4,348

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

источник

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемГерман Струняшев

Презентация 7 класса по предмету «География» на тему: «Рельеф и полезные ископаемые. Урок географии в 7 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва 2013.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Рельеф и полезные ископаемые. Урок географии в 7 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва 2013

2 Основные вопросы узнать о своеобразии рельефа Африки; выявить причины этого своеобразия; выявить закономерность размещения форм рельефа и тектоники. определить основные месторождения полезных ископаемых.

3 Проверочный тест. Выбери правильный ответ: А. Африка – …по величине территории материк. 1) первый 2) второй 3) третий 4) четвертый Б. Крайняя южная точка Африки – … 1) мыс Бен-Секка 2) мыс Игольный 3) мыс Рас-Хафун 4) мыс Альмади В. Африка омывается водами… 1) Индийского океана 2) Тихого и Атлантического океанов 3) Атлантического и Индийского океанов 4) Тихого и Индийского океанов Г. Площадь территории Африки (вместе с островами) равна … млн. кв. км. 1) 54,9 2) 30,3 3) 24,2 4) 17,8

4 Рельеф изображают на карте с помощью послойной окраски, то есть цветом (зеленым и коричневым) разной интенсивности. Участники, имеющие высоты от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет, а от 200 до 500 м в светло-коричневый и т.д. Какому цвету соответствует определенная высота или глубина видно на шкале высот и глубин, которая имеется на любой физической карте. Изображение рельефа на карте

5 Типы рельефа Равнина Плоскогорье Горы Возвышенность

6 Низкая Африка имеет преимущественно высоты, не превышающие 1000 м. Преоб- ладающие высоты Высокой Африки – м, а самые высокие горы (Килиманд- жаро, Кения, Рувензори) превышают 5000 м. Несмотря на то, что рельеф значительной части Африки плоский, по преобладающим вы- сотам материк делят на Низкую Африку (Север- ная, Западная, Централь- ная) и Высокую Африку (Восточная, Южная). Особенности рельефа Африки

7 Гористая местность Северо-Западной Африки. Гористая местность Восточной Африки.

8 Схема Восточно-Африканских разломов Восточноафриканская рифтовая система – самый протяженный на суше пояс разломов, протянувшийся почти на 6 тыс. км. Вдоль нее воз- вышаются вулканы, узкие глубочай- шие впадины. Эта система состоит из ряда горстов и грабенов. Линия разломов

9 Горст – участок земной коры, занимающий приподнятое по- ложение и ограниченный раз- ломами. Грабен – опущенный участок земной коры, отделенный раз- ломами.

10 АТЛАС (Атласские горы), на северо- западе Африки, в пределах Марокко, Алжира и Туниса. Длина около 2000 км. Состоит из хребтов Тель-Атлас, Высо- кий Атлас, Средний Атлас, Сахарский Атлас, внутренних плато и равнин. Высота до 4165 м (гора Тубкаль). Вулкан КИЛИМАНДЖАРО – высшая точка Африки. На языке африкан- цев «Калиманджара»-«сияющая гора». Это вулканический массив высо- той 5895 м в Восточной Африке, в Танзании.

11 На крайнем юге африкан- ского материка поднимаются КАПСКИЕ ГОРЫ (высотой до 2326 м), сложенные пре- имущественно песчаниками и кварцитами. ДРАКОНОВЫ ГОРЫ распо- ложены на юго-востоке Аф- рики. Высота до 3482 м Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми гора- ми.

12 КАЛАХАРИ – природная, преиму- щественно пустынная область в Южной Африке. Это обширная впадина, обрамленная с востока и запада ступенчатыми плато и горстово-глыбовыми хребтами. Равнины САХАРЫ покрыты барханами формами ветрового происхождения. Ориентировка барханных цепей перпендику- лярна направлению создавших их пассатов, господствующих здесь.

13 Полезные ископаемые В Африке находятся место- рождения почти всех извест- ных видов полезных ископа- емых. По запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, кобальта, фосфоритов Аф- рика занимает 1 место среди материков. По запасам руд меди, ура- на, графита Африка на 2-ом месте По запасам нефти, газа, ртути, железной руды – на 3-ем месте.

14 Цель: сформировать общие представления о рельефе Африки; установить связь между строением земной коры и рельефом. Оборудование: — физическая карта Африки; карта строения земной коры. План выполнения работы: 1. По физической карте Африки определите основные формы рельефа Африки (табл.1), нанесите их на контурную карту. 2. Нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых. Практическая работа 9.

15 Основные формы рельефа Строение земной коры Атлас Область новой складчатости Пустыня Сахара Древняя платформа Эфиопское нагорье Древняя платформа, зона разломов материка Нагорье Аххагар Древняя платформа Нагорье Тибести Древняя платформа Восточно-Африканское плоскогорье Древняя платформа, область древнейшей складчатости, зона разломов материка Драконовы горы Древняя платформа Капские горы Область древнейшей складчатости Пустыня Калахари Древняя платформа Таблица 1. Связь между основными формами рельефа и строением земной коры

16 Домашнее задание § 25, §24 (повторить). Выполнение практической работы 9.

источник

Презентация по географии для 7 класса на тему «Рельеф,геологическое строение и полезные ископаемые Евразии»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии Презентация для 7 класса Учитель географии Жукова Екатерина Васильевна ГБОУ НАО СШ п.Искателей 2019 уч.год

Цель урока: Формирование знаний и представлений о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых Евразии 1.Образовательные задачи А. Формирование специальных знаний. Сформировать умение объяснять зависимость между строением земной коры и формами рельефа . Б. Развитие умений, которые были сформированы ранее. Развить знания о рельефе в целом. В. Формирование общих умений. Формировать умение контролировать ход своей деятельности при работе с текстом, атласом и таблицей 2.Развивающие задачи Обогатить словарный запас учащегося следующими терминами и понятиями: тектоническая структура, сейсмический пояс, литосферная плита, платформа. 3.Воспитательные задачи Продолжить работу над формированием системы нравственных ценностей: Бережного отношения к окружающему миру.

Задание 1 Рельеф-это все неровности земной поверхности, различные по очертаниям, размерам, происхождению и набору слагающих их горных пород.

Тектоническая карта (карта строения земной коры) -карта, показывающая основные структуры земной коры, их происхождение и возраст. На ней изображаются платформы,щиты,плиты,складчатые области.

Физическая карта — общегеографическая карта, передающая внешний облик территории и акватории.

Формы рельефа равнины горы Низменности 0-200 м Возвышенности 200-500 м Плоскогорья Выше 500 м низкие средние высокие Задание 2

Задание 3 Дополните фразу: В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных –складчатые области, следовательно на севере и западе преимущественно равнины , а на юге и востоке горы.

Особенности рельефа материка Внимательно прочитайте текст. Евразия выше других материков. На её территории расположены высочайшие горные системы ( Гималаи — Джомолунгма-8848м.) Равнины отличаются огромными размерами. В Евразии велики колебания высот. Разница между впадиной Мёртвого моря и Гималаями превышает 9км. В основании лежит Евразийская литосферная плита, участки которой так же, как и горные области имеют разный возраст и обозначаются в картах различными цветами. Два сейсмических пояса: Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский.

Горные пояса Евразии Альпийско-Гималайский (Евразийский): Пиренеи; Альпы; Карпаты; Кавказ; Памир; Гималаи. Пиренеи-1755 год Восточно-Азиатский (Тихоокеанский): Протянулся от Камчатки до Больших Зондских островов, вдоль восточного побережья Евразии. Является частью Тихоокеанского Огненного Кольца.(Курильские,Японские и Большие Зондские острова) Вулкан Кракатау-1883 год

Вулкан Кракатау Краката́y — действующий вулкан в Индонезии, расположенный на Малайском архипелаге в Зондском проливе, между островами Ява и Суматра. Площадь островов 10,5 км². Высота нынешнего вулкана 813 м. До извержения 1883 года вулкан был значительно выше и представлял собой один большой остров. Однако мощнейшее извержение 1883 года разрушило остров и вулкан. Кракатау — типичный стратовулкан, поэтому всегда извергался в сопровождении мощнейших взрывов и выбросов огромного количества пепла. Изучение вулкана и прилегающих районов установило следы мощных доисторических извержений. По предположениям вулканологов, одно из мощнейших извержений произошло в 535 году. Это извержение привело к глобальным климатическим последствиям на Земле. По некоторым предположениям, это извержение, сопровождавшееся обрушением крупного участка поверхности, образовало Зондский пролив, разделив острова Яву и Суматру. Стратовулка́н, или слоистый вулкан — тип вулкана, имеющий коническую форму и сложенный из множества затвердевших слоёв лавы и вулканического пепла. Характеризуется высокой, крутой формой и периодическими взрывными извержениями.

Извержение 1883 года. В 1883 году произошло катастрофическое извержение, уничтожившее бо́льшую часть острова. Значительная часть конуса вулкана, достигавшего ранее высоты 2000 м, была разрушена. Горные порода и вулканический пепел пород достигли разреженных слоев атмосферы на высоте до 55 км и разлетелись в радиусе до 500 км на территории площадью около 800 тыс. км2. Сила извержения по шкале извержений составила 6 баллов. В результате извержения и вызванного им цунами высотой до 20 метров на соседних островах погибло 36 тыс. человек. Сила взрыва вулкана оценивается в 100—200 мегатонн тротила, что более чем в 10 тысяч раз превышает силу взрыва, уничтожившего Хиросиму. От острова после взрыва осталось три небольших части — острова Раката, Сергун, Раката-Кечил.

Землетрясение 1755 года. 1 ноября 1755 года грандиозное землетрясение разрушила большую часть Лиссабона. В то время это была столица Португальской империи с населением около 275000 человек. Хотя и Лиссабон и вся Португалия испытали ранее не одно землетрясение, едва ли кто из их жителей мог представить, что может произойти нечто подобное той катастрофе, которая произошла в День всех святых в 1755 году. Все началось рано утром, когда множество людей уже собралось в центральном городском соборе и многих других церквях на торжественную службу по случаю праздника. Главный толчок сотрясал землю несколько минут, затем последовала короткая пауза, и после нее произошло еще два толчка. Затем все, кто испугавшись начала землетрясения, выскочил из зданий на улицу, увидели, что море отступило и обнажило огромные отмели, а затем далеко в море, куда отступила вода, показалась и стала расти огромная водяная гора. Это была волна подводного землетрясения — цунами высотой в 15 м. Она накрыла собой весь нижний город. Его как бы не стало на несколько минут. Затем она отхлынула.

Читайте также:  Цикорий чем полезен напиток из него

Вольтер в своем «Кандиде» описал эту катастрофу и назвал число погибших: «. они почувствовали как Земля под ними задрожала. Море в гавани закипело и разрушило корабли, стоящие на якоре. Вихри пламени и пепла объяли улицы и площади. Дома стали крушиться. Тридцать тысяч мужчин и женщин были погребены под обломками. В ужасе Кандид стоял, трясясь от страха и растерянности.» В действительности точных цифр количества жертв и магнитуды этого землетрясения не существует. В те времена не существовало ни точных приборов измерения магнитуды землетрясения, ни обычая вести точный статистический учет жертв стихийных бедствий. Но Вольтер считал, хоть и приблизительно, но достаточно верно предполагая гигантские масштабы той катастрофы. Названные им 30 тысяч были непостижимой по тем временам цифрой, такого ранее не случалось.

Тектонические структуры Евразии Тектоническая структура/ название цвет Соответствующая форма рельефа Полезные ископаемые Платформы Розовый Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Каменныйи бурый уголь, нефть и природный газ Байкальская складчатость Каледонская складчатость Герцинская складчатость Сиреневый Фиолетовый Коричневый Аравийское плоскогорье Скандинавскиегоры Уральские горы Поваренная соль Титановые руды Калийная соль, медные руды Мезозойская складчатость зелёный Хребет Черского Верхоянскийхребет золото Кайнозойская складчатость Жёлтый Кавказ Альпы Апеннины Марганцевые руды Алюминиевые руды

Горы Гималаи – молодые и самые высокие горы мира («крыша мира»), расположены на юге материка Евразия. Гималаи расположены между Тибетским нагорьем (на севере) и Индо-Гангской низменностью (на юге). Гималаи раскинулись на территории Индии, Непала, Тибетского автономного района Китая, Пакистана и Бутана. Предгорья Гималаев также занимают крайнюю северную часть Бангладеш. Длина -2900 км, ширина около 350 км. Площадь составляет приблизительно 650 тыс. км². Средняя высота гребней около 6 км. Максимальная 8848 м— гора Джомолунгма (Эверест). Гора Эверест носит имя англичанина, который занимался изучением геодезии этой местности. Второе название – Джомолунгма – происходит от бытующего на Тибете выражения «qomo ma lung», которое означает «Божественная мать жизни». Интересно, что у самой высокой вершины на Земле существует и третье название: Сагарматха. В переводе с непальского языка оно звучит как «Мать Богов». Такие названия являются подтверждением того, что у древних жителей Непала и Тибета высокая гора ассоциировалась с проявлением высшего божества. Здесь находятся 10 восьмитысячников — вершин высотой более 8000 м над уровнем моря. Население в основном занимается земледелием, хотя климат позволяет выращивать лишь несколько видов злаков, картофель и некоторые другие овощи. Поля расположены на наклонных террасах.

А́льпы- самый высокий и протяжённый горный хребет среди систем, целиком лежащих в Европе. Альпы представляют собой сложную систему хребтов и массивов, протянувшуюся выпуклой к северо-западу дугой от Лигурийского моря до Среднедунайской низменности. Альпы располагаются на территории 8 стран: Франции, Монако, Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, Лихтенштейна и Словении. Общая длина альпийской дуги составляет около 1200 км, ширина — до 260 км. Самой высокой вершиной Альп является гора Монблан высотой 4807 метров над уровнем моря, расположенная на границе Франции и Италии. Всего в Альпах сосредоточено около 100 вершин-четырёхтысячников. Альпы являются международным центром альпинизма, горнолыжного спорта и туризма. Несмотря на активное развитие туризма, в альпийском регионе по-прежнему существует самобытная традиционная культура, включая сельское хозяйство, деревообработку и сыроварение. Благодаря расположению в центре Западной Европы, Альпы являются одной из наиболее изученных горных систем. Многие понятия названы по имени Альп, в частности, альпийский климатический пояс, период альпийской складчатости, альпийский тип рельефа, альпийские луга, альпинизм.

Апеннины— горы в Италии и Сан-Марино, простирающиеся более чем на 1000 км с севера на юг страны, в основном вдоль восточного побережья Апеннинского полуострова. Преобладающие высоты 1200—1800 м, максимальная высота горной системы — 2912 м (вершина Корно-Гранде). Растительность гор представлена средиземноморскими кустарниками, буковыми и хвойными лесами, на вершинах встречаются луга. Тянь-Ша́нь — горная система, расположенная в Центральной Азии на территории пяти стран: Киргизии, Казахстана, Китая , Таджикистана и Узбекистана. Название Тянь-Шань по-китайски означает «небесные горы», или «божественные горы» (天 — «небо» либо «бог», 山 — «гора»). Высочайшей точкой является Пик Победы (7439 м). Протяжённость Тянь-Шаня с запада на восток составляет 2500 км. Первым европейским исследователем Тянь-Шаня в 1856 году стал Пётр Петрович Семёнов, получивший за свой труд почетную приставку к фамилии — «Семёнов-Тян-Шанский».

Кавказ— горная система, простирается более чем на 1100 км с северо-запада на юго-восток, от района Анапы и Таманского полуострова Чёрного моря до Апшеронского полуострова на побережье Каспия, рядом с Баку. Разделяется на две горные системы: Большой Кавказ и Малый Кавказ. Кавказ часто делят на Северный Кавказ и Закавказье. Наивысшая точка гора Эльбрус 5642 м. Алтайские горы, или Алтай — горная система в Азии, на юге Сибири и в Центральной Азии, состоящая из высокогорных и среднегорных хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными внутригорными и межгорными котловинами. Простирается с северо-запада на юго-восток более чем на 2000 км. Горная система расположена на границе России, Монголии, Китая и Казахстана. Высочайшая точка-гора Белуха ,4506 м.

Ура́льские го́ры (Рифейские горы, Гиперборейские горы, Земной пояс, Камень; традиционные названия Уральских гор: коми Из, манс. Нёр, хант. Кев, нен. Нгарка Пэ)— горная система , расположенная между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Горный массив является частью условной границы между континентами Европы и Азии. Остров Вайгач и острова Новая Земля образуют дальнейшее продолжение горной цепи на север в Северном Ледовитом океане. Длина более 2000 км, ширина от 40 до 150 км. Наивысшая точка гора Народная ,1895 м (от ненецкого «наро» –дремучий лес). Пами́р — горная система на юге Центральной Азии и на севере горной гряды Гималаи, преимущественно на территории Таджикистана , Китая, Афганистана и Пакистана. Наивысшая точка пик Исмоила Сомони,7495 м.

Таблица «Горные системы Евразии и их наивысшие точки» Вершина, вулкан Высота (м) Горная система 1. Джомолунгма 8848 Гималаи 2. Монблан 4807 Альпы 3. Везувий 3323 Апеннины 4. ПикПобеды 7439 Тянь-Шань 5. Белуха 4506 Алтай 6. Эльбрус 5642 Кавказ 7. Народная 1895 Уральские горы 8. пикИсмоилаСомони 7495 Памир

В пределах материка Евразия находится и самая глубокая впадина суши. Эта впадина находится на Аравийском полуострове недалеко от берегов Красного моря. Мёртвое мо́ре («Море соли», также Асфальтовое море, Содомское море — бессточное солёное озеро на Ближнем Востоке, располагающееся между Израилем, Иорданией и Палестинской Автономией. Уровень воды в Мёртвом море на 430 м ниже уровня моря и падает со скоростью примерно 1 метр в год. Побережье озера является самым низким участком суши на Земле. Мёртвое море — это один из самых солёных водоёмов на Земле, солёность составляет 300—310 ‰, в некоторые годы до 350 ‰. Длина моря 67 километров, ширина 18 километров в самом широком месте, максимальная глубина 306 метров.

В пределах платформ, как правило, формируется равнинный рельеф. Равнины имеют разную абсолютную высоту, возраст, облик поверхности и происхождение.

На материке выделяются 2 пояса равнин Северный пояс: Восточно-Европейская; Западно-Сибирская; Среднесибирское плоскогорье; Великая Китайская равнина. Южный пояс: Аравийское плоскогорье; Плоскогорье Декан; Месопотамская низменность; Индо-Гангская низменность.

Бланк ответов № задания А1 А2 А3 А4 А5 Оценка ответ 1 4 3 4 2

источник

Природные особенности материков и океанов во многом определяются их рельефом. Рельеф материков – важный фактор формирования климата, а также расселения человека и его хозяйственной деятельности. От рельефа дна океанов зависит их глубина, а следовательно, объем воды, наличие островов и многое другое.

— о закономерностях размещения крупных форм рельефа;

— о природных катастрофах, происходящих в литосфере.

В размещении крупных форм рельефа на Земле есть определенные закономерности (см. Рис. 1).

Рис. 1. Блок-схема «Рельеф Земли»

Выступы материков соответствуют материковой земной коре, а в областях распространения океанической коры лежат впадины, заполненные водой океанов.

Большие равнины соответствуют древним участкам литосферных плит – платформам.

Горные складчатые области, глубоководные желоба на дне океана расположены на границах литосферных плит.

В начале XX века немецкий ученый Альфред Вегенер выдвинул гипотезу дрейфа материков. Он предположил, что материки, как льдины, движутся (дрейфуют) по поверхности мантии

По гипотезе Вегенера, материки, сложенные сравнительно легким веществом, как бы плавали по поверхности вещества более тяжелого, которым сложено океаническое дно. Гипотеза была очень популярна, но вскоре выяснилось, что физические законы не подтверждают ее.

Лишь после того, как гипотеза Вегенера была полностью отвергнута, ей на смену пришла теория литосферных плит.

По теории литосферных плит, двигаются большие участки литосферы, а в каждой плите может быть и океаническая, и континентальная земная кора.

Движение плит литосферы, как предполагают, происходит под действием потоков вещества в мантии.

Согласно последней теории, литосфера глубинными разломами разделена на 7 крупных и много мелких блоков – плит, находящихся в постоянном медленном движении (см. Рис. 3).

Границы литосферных плит – это самые подвижные, самые активные участки земной коры. Литосферные плиты сталкиваются, раздвигаются или скользят рядом друг с другом.

Границы литосферных плит не совпадают с границами материков, хотя иногда и близки к ним. С движением плит связывают и представление о горообразовании. Там, где сталкиваются две плиты с континентальным типом коры, возникают горные системы планетарного масштаба. Так объясняется возникновение Гималаев – самой высокогорной части Альпийско-Гималайского горного пояса.

Правильность гипотезы расколов, расхождения и соединения материков подтверждает и геологическое строение суши разных материков. Возраст пород по обе стороны Атлантики говорит о том, что некогда эти континенты представляли собой одно целое. Благодаря тектонике плит стало возможно восстановить древние страницы истории Земли и положения материков в прошлом.

Древний материк Пангея (Источник)

В истории развития Земли ученые выделяют 4 крупных этапа. Каждый из них заканчивался образованием суперматерика, омываемого водами одного океана.

Первый такой материк – МОНОГЕЯ – включал всю континентальную кору, возник около 2,5 миллиардов лет назад. Второй – МЕТАГЕЯ – около 1,8 миллиарда лет назад. Третий – МЕЗОГЕЯ – около 1 миллиарда лет назад. Последний – примерно 200 млн лет назад. Ученые назвали его Пангея («всеобщая Земля») (см. Рис. 4). Спустя миллионы лет этот древний материк в древнем Океане раскололся сначала на две части – Лавразию (северный материк) и Гондвану (южный), а затем еще на несколько частей. Так образовались современные материки.

Совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту, называют рельефом (Источник).

Основная причина разнообразия рельефа Земли – взаимодействие внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) сил Земли.

Внутренние силы проявляются в процессах движения литосферы, внедрения вещества мантии в Земную кору и излияния ее на поверхность.

Различают медленные вертикальные перемещения и горизонтальные движения, наиболее значительные из которых – движения литосферных плит. В результате их движения формируются самые крупные формы рельефа Земли — выступы материков и впадины океанов, горные пояса, огромные равнины.

Внешние силы действуют на поверхности Земли. Внешние силы – это выветривание, работа текучих вод, ветра, подземных вод, ледников, морского прибоя и деятельность человека.

Эти силы разрушают горные породы и выносят продукты разрушения с одних участков земной поверхности на другие, где происходит их отложение и накопление.

В разрушении и выравнивании рельефа на суше особенно велика роль выветривания (механического и химического).

Внутренние и внешние силы действуют одновременно. При этом внутренние силы в основном создают крупные формы рельефа, внешние – в основном их разрушают.

Созидательная сила внешних процессов проявляется в образовании небольших по размерам форм рельефа. На равнинах – это холмы, речные долины, овраги, в горах – осыпи, ущелья, скалы причудливых очертаний.

Изменения рельефа на Земле происходят непрерывно. Меняются очертания гор, выравниваются холмы, даже, хотя и очень медленно, меняются очертания материков.

Домашнее задание

Прочесть §. Выполнить практическую работу: «литосфера Земли».

Экспериментальная работа: «Моделирование положения материков в древности, в настоящее время, в будущем»

В своей книге «Происхождение материков и океанов» немецкий геофизик А. Вегенер писал: «В 1910 году мне впервые пришла в голову мысль о перемещении материков (…), когда, изучая карту мира, я поразился сходствам очертаний берегов по обе стороны Атлантического океана».

Убедиться в правильности предположений немецкого геофизика А. Вегенера о происхождении материков и океанов, то есть подтвердить гипотезу дрейфа материков.

ножницы, клей (клей-карандаш или клей ПВА), чистый лист бумаги (формат А4), старая географическая карта мира (можно использовать контурную карту мира)

Необходимо вырезать контуры материков, используя старую географическую карту мира. На чистом листе бумаги (формат А4) соедините (но пока не склеивайте) контуры материков так, чтобы получились: древние материки: Лавразия и Гондвана (модель А); затем соедините полученные древние материки таким образом, чтобы получился древний единый материк Пангея (модель Б). Проследите «ход» дрейфа материков:
Читайте также:  Полезное питание на неделю

· в древности: раскол Пангеи на Лавразию и Гондвану (то есть из модели Б получите модель А);

· в настоящее время (модель В),

Результат эксперимента (вывод):

— Древний гигантский материк называется…

— Древний огромный океан называется…

— В результате разлома Лавразии возникли…

— В результате разлома Гондваны возникли…

— Название Пангея происходит от…

— Гипотеза дрейфа материков была изложена А. Вегенером в 1915 году в книге…

Список литературы

Основная

1. География. Земля и люди. 7 класс: Учебник для общеобраз. уч. / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов, серия «Сферы». – М.: Просвещение, 2011.

2. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас. Серия «Сферы».

Дополнительная

1. Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. – 284 с.

2. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.

3. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.

4. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. – М.: Баласс, изд. дом РАО, 2005. – 160 с.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Русское географическое общество (Источник).

3. Учебное пособие по географии (Источник).

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок по данной теме содержит большой теоретический материал, требует наглядности, с целью облегчения усвоения темы, было создано электронное приложение к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Поскольку это урок изучения и первичного закрепления знаний, электронное приложение в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал, повышает мотивацию к обучению, активизирует познавательные процессы, повышает эффективность урока. В данное приложение собран из различных источников весь необходимый материал по теме, что делает его удобным в использовании. Оно включает в себя презентацию, видеофрагмент, флэш-анимации, подробную разработку урока, рабочую тетрадь. В изложении материала использовался творческий подход, присутствуют схемы, с помощью которых лучше усваивается материал.

В ходе урока, для проверки домашнего задания и закрепления нового материала, используется интерактивная доска «Smart Board» (в приложении есть файл Notebook «Крайние точки Евразии» для интерактивной доски), а также при работе на контурной карте учащиеся отмечают крайние точки и формы рельефы маркерами на интерактивной доске.

Цель и задачи урока: создать условия для формирования знаний о современном рельефе материка Евразия; создать условия для формирования образного представления о формах рельефа материка; формирования эмоционально – ценностного отношения к миру; совершенствовать умение называть и показывать крупные формы рельефа на карте; устанавливать причинно- следственные связи, закономерности размещения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых .

Оборудование: физическая карта Евразии, атласы, карта строения земной коры, презентация «Рельеф Евразии», рабочая тетрадь, видеофрагмент «Гималаи», интерактивная доска «Smart Board», анимации «Образование складчатых гор», «Равнины мира» «Вулканы Камчатки».

  1. Задание на интерактивной доске: установить соответствие между крайними точками Евразии и их географическими координатами (файл notebook «Крайние точки»).
  2. Фронтальный опрос по вопросам об особенностях ГП Евразии, работа с физической картой Евразии.
  3. Задание на интерактивной доске: отметить и подписать название крайних точек Евразии на контуре материка.

— Какой компонент природы мы всегда изучаем после ГП материка? (Слайд №1)

— Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

2. Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности. (Слайд №2)

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

— Разнообразен ли рельеф Евразии?

— Что вы можете сказать высоте Евразии?

— Назовите величайшую горную систему земного шара.

— Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

— Посчитайте колебания высот на материке. (Слайд № 3)

Чем объясняется разнообразие поверхности материка? В чем причины такого расположения гор и равнин? (Слайд №4)

География опять!
Рельеф Евразии мы будем изучать.
Его разнообразие по карте замечается
От других материков он очень отличается.
Почему так? Не поймете, коль причин не разберете.
Мы до сути докопаемся,
И узнать все постараемся.

4. Строение земной коры в пределах Евразии.

-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?

Какой тип земной коры залегает в основании материков? Какие участки на нем выделяются? Какие формы рельефа им соответствуют? (работа по схеме) (Слайд № 5)

5. Анализ карты строения земной коры. (Слайд № 6)

— Что лежит в основании материка Евразии?

— Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты?

— Выделите по карте самые древние участки Евразийской литосферной плиты, определите их возраст.

— Где в основании находятся области складчатости? Назовите их возраст.

— Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка?

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

6. Землетрясения и вулканизм.

— С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

— Чем отличаются эти части материка?

— Что происходит в таких зонах и как они называются? (Слайд № 7)

— Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

— Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне? (Слайд №8)

— Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой, Слайды № 9-10)

— Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

— Что еще повлияло на рельеф Евразии?

Сообщение учащегося (индивидуальное задание) «Древнее оледенение на материке Евразия».

Работа по схеме (Слайд № 11), заполнение таблицы в рабочей тетради с помощью карты (смотри рабочую тетрадь), проверка по слайду (Слайд № 12).

10. Виртуальное путешествие по Евразии.

Горы Евразии. (Слайды №13-23)

Гималаи (просмотр видеофрагмента «Гималаи» (Слайд № 14), просмотр анимации «Образование складчатых гор» (Слайд № 15), работа с картой, беседа)

Памир, Альпы, Тянь– Шань, Кунь– Лунь, Тибет, Кавказ.

Равнины Евразии. (Слайд № 24-26)

— Вспомнить закономерности распределения полезных ископаемых и тектонических структур (Слайд № 27).

— Богата ли Евразия полезными ископаемыми? (работа с картой, слайд № 28)

Заполнить таблицу в рабочей тетради, проверка по слайду (Слайд № 29)

1. Задание на интерактивной доске: на контурной карте Евразии подписать три крупные равнины и три горные системы, по выбору учащегося.

2. Задание (рабочая тетрадь, проверка по слайду №30)

С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры,
Трудно это, или просто,
Нам расставить их по росту?

Определить и расставить по мере увеличения высоты горные вершины: Монблан, Эльбрус, Белуха, Джомолунгма, Чогори.

3. Работа по тренажерам на интерактивной доске.

Д/З. п. 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Интернет – ресурсы, использованные при подготовке презентации:

  1. http://geograph/ucoz/kz/load/videokollekcija/7klass.
  2. http://images/yandex.ru
  3. http://ru.wikipedia/org/wiki/
  4. http://lotoskaj/ucoz/ru
  5. http://narod/ru
  6. http://school-collection/edu/ru
  7. http://img12.nnm.ru
  8. http://img15.nnm/ru
  9. http://0222.bu/upload/world
  10. http://novost.ge/wp-content
  11. http://graphics8/nutimes.com/images
  12. http://upload:wikimedia/org/wikipedia
  13. http://wwwalt-guide.ru
  14. http://wwwtrekkingsclub.ru

Приложение 1 (Рабочая тетрадь)

источник

I. Организация класса
Учитель – Здравствуйте ребята, садитесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, атласы, контурные карты, тетради.
И так, сегодня мы с вами продолжим изучение Северной Америки. Что вы уже знаете об этом материке?
Ученики выходят к карте и перечисляют то, что уже узнали о Северной Америке.
Учитель – на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие по Северной Америке и узнали географическое положение материка, как проходило исследование материка и сколько раз этот континент открывали. Перед тем, как отправиться в новое путешествие, давайте проверим, как хорошо вы усвоили предыдущий материал.
1. Контроль знаний учащихся
Задание №1
Учитель – Для того чтобы вспомнить , какие географические объекты располагаются на материке Северная Америка, выполним задание №1, которое у вас на партах на листочках . Перед вами кроссворд. Кроссворд будет дублироваться и в презентации на экране. В нем шесть вопросов. Пользуемся атласами. Читаем первый вопрос.
Ученики последовательно зачитывают вопросы, отвечают на них и заполняют кроссворд . Также последовательно кроссворд, с правильными ответами, заполняется в презентации.
Вопросы кроссворда:
1) Канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны (Панамский)
2) Море, между Северной и Южной Америкой (Карибское)
3) Полуостров на северо-западе континента (Аляска)
4) Полуостров на юго-востоке материка (Флорида)
5) Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии (Берингов)
6) Остров из группы Больших Антильских островов (Куба) Учитель – Молодцы! Кроссворд разгадан. Мы повторили с вами некоторые географические объекты Северной Америки. А сейчас вам предстоит выполнить второе задание, так как не все географические объекты были затронуты, выполняя первое задание, разгадывая кроссворд.
Задание №2
Учитель – Приступаем ко второму заданию. Перед вами контурная карта Северной Америки, на которой цифрами обозначены объекты береговой линии материка . Ваша задача – написать названия этих географических объектов. Время работы – три минуты. Для оценки «отлично» вам необходимо определить правильно все пять объектов. Приступайте к выполнению работы. Время пошло.
Ученики заполняют карточки.
?Учитель – время вышло. А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. (учитель спрашивает несколько учеников: что написал под номером 1 ты…., а что ты…, а что ты…и т.д.). Молодцы ребята! Сдаем работы. Подпишите свою фамилию на карточке.
III. Изучение нового материала
Учитель: и так, ребята, мы с вами закрепили пройденный материал, а теперь переходим к изучению новой темы . Вспомните план изучения каждого материка. Вы видите его на слайде. Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
Ученики отвечают на заданный вопрос и пробуют сформулировать тему урока.(Рельеф Северной Америки и полезные ископаемые).
Учитель – Совершенно верно. Итак, сегодня на уроке мы изучаем «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки».
IV. Цель нашего урока : познакомиться с тектоническом строением, разнообразием рельефа и полезными ископаемыми Северной Америки.
Учитель – Сегодня мы познакомимся с особенностями рельефа, выясним причины разнообразия рельефа и полезных ископаемых, узнаем основные формы и объекты рельефа материка.
V. Работа над темой.Учитель – Откроем карту атласа «Строение земной коры» на странице 4 и посмотрим на тектоническую карту. Итак, весь материк можно условно разделить на две части: Какие? (Западную и Восточную). Какова особенность строения земной коры материка?
Ученики отвечают.
Учитель – Правильно, западная часть материка относится к средней и новой складчатости. Кроме того, эта область находится на границе двух литосферных плит, а значит, она подвижна. Посмотрите на слайд и на карту на 2 форзаце учебника.
Учитель – Теперь обратите внимание на восточную часть материка. Центральная часть находится на древней платформе. Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение, как вы думаете ,ребята?(отвечают ученики) Не может (Почему не может?), значит, платформа – устойчивый участок земной коры. А восточная окраина Северной Америки к чему относится?
Ученики отвечают. Учитель – Верно, к области древней складчатости.
Учитель – А теперь сопоставим карту «Строение земной коры» с «Физической картой Северной Америки». Не закрывая страницу 4, откройте страницу 22 атласа. Какие формы рельефа соответствуют средней и новой складчатости ?Ученики отвечают.
Учитель: правильно, это горная цепь Кордильер.
А теперь, давайте определим формы рельефа, пользуясь схемой на экране. Для этого у вас на партах лежат листочки со схемой, которую вы самостоятельно заполняете до конца, приводя свои примеры. Запишите названия форм рельефа в листочках. Какие формы рельефа соответствуют древней платформе? Запишите названия форм рельефа в тетрадь.
Ученики заполняют схему в тетради, и такая же схема находится на слайде как образец.
Учитель : Итак ,теперь давайте проверим , что относится древней, новой и средней складчатости, а что относится к платформе.
Молодцы ! А теперь, ребята, скажите мне, согласны ли вы с утверждением, что – рельеф Северной Америки уникален и разнообразен. Если да, то почему? Ученики отвечают на вопрос.
Учитель : конечно уникален и разнообразен, но не только формами рельефа, но и полезными ископаемыми. Посмотрите на экран!
(показ слайдов и их комментарий): Кордильеры необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называют каньонами. Некоторые ледники в северной части Кордильер сползают с гор прямо в море. Кордильеры богаты как осадочными (нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды)

Аппалачи сильно разрушены, пересечены долинами многочисленных рек, склоны гор пологие, вершины округлые, высота немногих более 2000м. В Аппалачах и в их предгорьях залегают железные руды и каменный уголь.
В осадочных породах Центральных и Великих равнин, Миссисипской низменности много нефти, природного газа, каменного угля.
На севере, где выход кристаллического фундамента платформы, выделяются месторождения руд металлов: железа, меди, никеля и др.
По гиперссылкам учитель показывает ребятам, как выглядят горы Кордильеры, Аппалачи, Великие равнины, Центральные равнины и т. д. и преобладающие полезные ископаемые на этих территориях). Учитель – но мы с вами еще не со всеми уникальными объектами Северной Америки познакомились. Давайте посмотрим на экран и познакомимся еще с некоторыми уникальностями материка.
На юго-западе США находится огромная долина, названная Долиной Смерти. Такое название закрепилось за долиной после того, как здесь погибли несколько золотоискателей. Они плохо ориентировались, не знали местности и не смогли отыскать выход из Долины.
В Северной Америке находится Мамонтова пещера – самая длинная пещера в мире. Здесь были найдены скелеты вымершей расы, когда-то населявшей эти пещеры.
На материке находится и Большой каньон – огромное ущелье глубиной до 1800 метров, прорытое рекой Колорадо. По разным оценкам, на прокладку этого гигантского ущелья реке понадобилось от 2 до 9 миллионов лет.
Между хребтами скалистых гор расположено Йеллоустонское вулканическое плато — одно из природных чудес Северной Америки, где действуют более 3000 гейзеров и горячих источников
Спасибо ребята за интересную информацию об уникальных объектах материка! Не правда ли, как это интересно! Но есть еще одна уникальность Северной Америки. А теперь вопрос :какая высшая точка материка находится в северной части Кордильер и как она называется? Какова ее высота?
Молодцы! А сейчас мы посмотрим небольшой сюжет об этой вершине (видео).
Учитель – Вам понравился сюжет? Может быть, он напомнил вам что-то уже виденное? Кто-нибудь из вас был в Домбае или Приэльбрусье? Похожа ли гора Мак-Кинли на вершины Кавказа? Чем?
VI. Закрепление.
И так , мы с вами познакомились с рельефом Северной Америки и полезными ископаемыми на территории этого материка. А сейчас проверим, на сколько вы усвоили эту тему!
(учитель задает вопросы):
1. какая часть материка относится к средней и новой складчатости, а какая к древней?
2. может ли в пределах древней платформы быть землетрясение? Почему?(не может, платформа – устойчивый участок земной коры)
3. какие полезные ископаемые преобладают на территории материка?
Молодцы! А теперь для закрепления знаний пройдем тест.
(Сначала ребята решают тест самостоятельно, а потом зачитывают вопросы и ответы и тест проверяется на экране).
1. К горам древней складчатости относятся:
а) Скалистые горы б) Береговые хребты в) Каскадные горы г) Аппалачи
2. В какой части материка находится его высшая точка?
а) северо-запад б) северо-восток в) юго-запад г) юго-восток
3. Стык двух литосферных плит находится на . материка
а) востоке б) юге в) западе г) севере
4. Высота высшей точки материка превышает:
а) 5000 м б) 4000 м в) 3000 м г) 6000 м
5. Какая из этих форм рельефа находится в пределах древней платформы?
а) Кордильеры б) Аппалачи в) Центральные равнины г) Скалистые горы
(проверка теста)
Молодцы ребята! Сегодня мы с вами проделали большую работу, а для того, чтобы вы усвоили данную тему «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки», вы должны дома прочитать параграф учебника 52 на с. 208-210 и
Домашнее задание —
прочитать §52, с.208-210;
нанести на контурную карту Северной Америки формы и объекты рельефа, и полезные ископаемые.
Учитель – Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали сегодня на уроке.
Рефлексия (2 минуты)
Учитель – Мне очень понравился наш сегодняшний урок, потому что вы активно работали и поэтому у меня хорошее настроение, такое же ясное, как это солнышко на слайде. А теперь давайте проверим, какое же у вас сложилось впечатление от нашего урока сегодня! У вас на партах лежат карточки со смайликами! Пожалуйста, поднимите ту карточку, к сюжету которой подходит ваше настроение больше!
А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке от 1 до 5 в ваших тетрадях, оцените работу класса на уроке от 1 до 5 и назовите фамилии тех учеников, кто лучше всех работал на уроке. (Можно потом, то что написали ребята озвучить). Как здорово, что вы поставили сегодня высокие оценки. А теперь давайте проверим, совпадают ли ваши и мои оценки за работу на уроке! (озвучивание и комментарии оценки).

Читайте также:  Чем полезны книги для человека

  • 0007bdea-66c92c63
    Размер файла: 29 kB Загрузок: 0

источник

Презентация «Изменение рельефа». Размер 4151 КБ. Автор: Admin.

«Развитие форм рельефа. Внутренние и внешние процессы». – презентация. МОУ «Песочнодубровская СОШ» Учитель: Гаврилова Ирина Александровна. 1.

Повторение домашнего материала. Вопросы классу: 1. Какими полезными ископаемыми богата наша страна? 2.Назовите закономерности в размещении полезных ископаемых 3.На примере Томской области покажите, какая существует зависимость размещения полезных ископаемых от форм рельефа и строения территории. 4. Вспомните, какие полезные ископаемые связаны с магматическими, осадочными породами? 2.

Закономерности в размещении полезных ископаемых. К горным районам приурочены: магматические полезные ископаемые. К равнинным территориям приурочены: Осадочные полезные ископаемые. 3.

Магматического происхождения: Гранит, Базальт Железная руда, Медная руда, Золото, алмазы. Осадочного происхождения: Каменный уголь, Нефть, Природный газ, Фосфориты, Поваренная соль. Полезные ископаемые. 4.

Изучение нового материала. Приведите примеры изменения форм рельефа в настоящее время- для Томской области; Для других районов нашей страны; Для других материков. 5.

Рельеф. Поверхность Земли постоянно изменяется. И на это влияют два вида процессов: эндогенных(внутренних), экзогенных(внешних). Внешние. Внутренние; 6.

Эндогенные (внутренние процессы). События четвертичного периода: Новейшие тектонические движения Землетрясения Вулканизм. 7.

Новейшие тектонические движения. Почти вся территория России испытывала поднятие в неоген-четвертичное время. Но северная окраина азиатской части опустилась и была затоплена водами морей Северного Ледовитого океана. Опускались и центральные районы Западно — Сибирской равнины, Прикаспийская низменность. 8.

Землетрясения. Свидетельством продолжающихся в настоящее время тектонических движений служат землетрясения. Наиболее частые и сильные землетрясения происходят на Камчатке, Курильских островах, в горах Прибайкалья, Большого Кавказа, юго-восточной части Алтая, Тыве и низовьях Лены. 9.

Вулканизм. Действующие вулканы в нашей стране есть лишь на Камчатке и Курильских островах. Здесь насчитывается около 60 действующих и в три раза больше потухших вулканов. Следы недавнего вулканизма встречаются и на Кавказе(Эльбрус, Казбек),и в Восточном Саяне, в Забайкалье, на Дальнем Востоке. Самым красивым и высоким вулканом Камчатки является Ключевская Сопка. (верхнее фото) Вулкан Горелый (нижнее фото). 10.

Экзогенные (внешние процессы). Древние оледенения, Деятельность моря, Деятельность текучих вод. 11.

Древние оледенения. Общее поднятие суши, изменение очертаний материка Евразии и похолодание климата на земном шаре привели к возникновению в четвертичное время покровного оледенения. Всего было 3-4 эпохи оледенения. Центры: Скандинавия, Полярный Урал, плато Путорана, горы Бырранга на полуострове Таймыр. 12.

Ледниковые Формы рельефа. Ледник двигался на юг, изменяя рельеф Земли, перемещал вмерзшие в него камни(валуны), песок,щебень, глину Ледник сглаживал скалы и царапал склоны гор(округлые скалы- «бараньи лбы») На южной границе ледник таял, отлагал принесенный рыхлый материал (валуны, щебень, гравий)холмы- морены. На севере под тяжестью ледника продавилась северная оконечность Евразии и стала дном морей Северного Ледовитого океана. Ледник углубил и тектонические прогибы, образовав тысячи озер Карелии и Кольского полуострова. 13.

Ледниковые озера. Ладожское озеро крупнейшее пресноводное озеро в Европе. Относится к бассейну Балтийского моря Атлантического океана. Площадь озера без островов составляет от 17,6 тысяч км? (с островами 18,1 тысяч км?)[2]; объём водной массы — 908 км?; длина с юга на север — 219 км, наибольшая ширина — 138 км. Глубина изменяется неравномерно: в северной части она колеблется от 70 до 230 м, в южной — от 20 до 70 м[3 Онежское озеро — один из крупнейших пресноводных водоёмов Европы. Площадь его около 10000 кв.км (9682 кв.км без островов, 9930 кв.км с островами>, длина до 248 км, ширина до 80 км. Средняя глубина озера 30 м, наибольшая — 120 м. Онежское озеро входит в бассейн Ладожского озера и реки Невы. 14.

Деятельность моря. В четвертичное время на территории современной России неоднократно происходило наступление моря. 15.

Деятельность моря. По берегам морей Северного Ледовитого океана на территории России встречаются неширокие полосы морских отложений. Ими сложены плоские приморские равнины, возникшие при наступлении морей в послеледниковое время. В юго-восточной части Русской равнины морскими отложениями сложена обширная Прикаспийская низменность. В четвертичное время здесь неоднократно происходило наступление моря. В эти периоды Каспий через Кумо-Манычскую впадину соединялся с Черным морем. 16.

Деятельность текучих вод. Текучие воды постоянно изменяют поверхность суши. Продолжается их рельефообразующая деятельность и в настоящее время. Процессы разрушения горных пород и почв текучими водами (эрозионные процессы) особенно энергичны в районах с большим количеством осадков и значительными уклонами поверхности. 17.

Эрозионный рельеф. Эрозионный рельеф в особенности характерен для гор и возвышенностей. Густая сеть горных ущелий и глубоких речных долин расчленяет склоны хребтов. На равнинах, в областях, не подвергавшихся древнему оледенению, эрозионное расчленение поверхности продолжалось в течение всего четвертичного периода. Здесь образовалась разветвленная система речных долин, балок и глубоких оврагов, расчленяющих водораздельные поверхности (Среднерусская, Приволжская возвышенности). На территориях, покрывавшихся ледником, развитие эрозионных форм началось лишь после его таяния. Здесь распространены более молодые формы рельефа: овраги, промоины. 18.

Эрозионные формы. Эрозионные формы приурочены к склонам речных долин и почти не выходят на междуречные равнины. Долины рек врезаны менее глубоко и имеют меньшее количество террас (Валдайская возвышенность) –(верхнее фото). Северные Увалы. Сибирские Увалы). Текучие воды не только расчленяют поверхность, создавая эрозионный рельеф, но и отлагают продукты разрушения в долинах рек и на пологих склонах. Особенно много материала переносят реки. Плоские равнины, созданные речной аккумуляцией (накоплением наносов рек), тянутся полосами вдоль русел .рек. Особенно характерны они для низких равнин и межгорных котловин. Большие площади эти формы рельефа занимают на Западно — Сибирской равнине(нижнее фото). 19.

Процессы, вызванные действием силы тяжести. В районах с сильно расчлененным рельефом большую роль в преобразовании рельефа играет действие силы тяжести. Оно вызывает перемещение обломков горных пород вниз по склонам и накопление их на пологих и вогнутых склонах и в предгорьях. В горах при большой крутизне склонов часто происходит перемещение больших масс крупного обломочного материала: каменных глыб и щебня. Возникают обвалы, и осыпи. 20.

Оползни. Иногда эти процессы происходят и на равнинах, на крутых склонах речных долин и оврагов. При неглубоком залегании водоупорных пород и особенно при чередовании водоносных и водоупорных слоев происходит соскальзывание переувлажненных верхних пластов по водоупору. Возникают оползни. Оползнем называют смещение (сползание) масс горной породы вниз по склону под действием силы тяжести. Оползневый рельеф характеризуется бугристой поверхностью. 21.

Ущерб наносимый оползнями. Оползневые процессы усиливаются при землетрясениях, подмывании оползневых склонов водотоками, выпадении обильных осадков и т. д. Оползни могут разрушить дома и транспортные магистрали, снести сады и посевы сельскохозяйственных культур. 22.

Сели. Изменение рельефа особенно быстро происходит в районах, сложенных рыхлыми породами. Твердые горные породы более устойчивы, но и они постепенно разрушаются. Большую роль в этом играют процессы выветривания. Подготовленный выветриванием материал затем перемещается под действием силы тяжести, воды и ветра, а освобожденная от него поверхность горных пород вновь подвергается выветриванию. При накоплении большого количества продуктов выветривания в понижениях на склонах гор, а иногда и возвышенностей и выпадении обильных осадков возникают водокаменные и грязекаменные потоки — сели, движущиеся с большой скоростью и разрушающие все на своем пути. 23.

Деятельность человека. Человек в процессе своей хозяйственной деятельности также изменяет рельеф. При открытой разработке полезных ископаемых, достигающие глубины десятков, а иногда и первых сотен метров, железнодорожные насыпи, каналы и т. п. Для уменьшения скорости современных рельефообразующих процессов, для их предупреждения необходимо соблюдать определенные правила ведения хозяйства в районах, подверженных их действию. В эрозионно — опасных районах необходимо заплужать приовражные склоны, закреплять вершины растущих оврагов, пахать поперек склона. В районах развития оползневых процессов рекомендуется устраивать водостоки, уменьшающие просачивание осадков, ограничивать нагрузки на грунт при строительных работах. 24.

Домашнее задание. Нанести на контурную карту опустившиеся участки суши (зеленым цветом); Поднявшиеся участки суши (красным цветом). 1.Какие причины способствовали опусканию и поднятию территории России? 2.Как долго находились моря на пониженных территориях? 25.

Проверка знаний терминов и понятий. Географический диктант. 1 вариант: Древние устойчиивые участки земной коры. Наука о вымерших организмах Карта, содержащая информацию о горных породах. Скопление полезных ископаемых. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. Внутренние процессы, связанные с движением земной коры. Смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. 2 вариант: Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность. Учение о строении земной коры. Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур. Работы по восстановлению почвы. Внешние рельефообразующие процессы. Формы рельефа, образованные деятельностью ветра. Бурные грязекаменные потоки. 26.

Ответы. 1 вариант: Платформа Палеонтология Геологическая Месторождение Морена Эндогенные Оползень. 2 вариант: Щит Геотектоника Тектоническая Рекультивация Экзогенные Эоловые Сели. 27.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов: Жижина Е.А.Поурочные разработки по географии.М.: «ВАКО», 2004; Раковская Э.М. География: природа России.М.: «Просвещение»,2003; Раковская Э.М,Неклюкова Н.П, Душина И.В. Физическая география: Справочные материалы: Кн.для учащихся сред. И ст. Возраста. 28.

источник

Источники:
  • http://obrazovaka.ru/prezentaciya/relef-i-poleznye-iskopaemye-afriki-7-klass
  • http://www.myshared.ru/slide/960324/
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-dlya-klassa-na-temu-relefgeologicheskoe-stroenie-i-poleznie-iskopaemie-evrazii-3708250.html
  • http://interneturok.ru/lesson/geografy/7-klass/blitosferab/osobennosti-reliefa-zemli
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631130/
  • http://schoolfiles.net/2044993
  • http://5geografiya.net/relef/Izmenenie-relefa.html