Меню Рубрики

Рельеф и полезные ископаемые россии презентация 8 класс

Цели: повторить изученный материал, выявить уровень его усвоения учащимися.

  • Определить уровень знаний учащихся основных понятий, размещения основных форм рельефа, полезных ископаемых
  • Проверить умение работать с различными видами географических карт, а также умение показывать на карте основные формы рельефа
  • Формирование умений использования известных средств для решения поставленных задач методом сравнения, сопоставления и анализа
  • Дальнейшее развитие логического мышления, речи, поиска решений
  • Формирование навыков рефлексивно оценить результаты собственной учебной деятельности.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Мотивация. Постановка задач.

Скалистые районы с бурными реками, озерами и водопадами.

Поражает их красота и суровость.

Бескрайние равнины с лесами, холмами, спокойными реками.

Притягательное безмолвие болот. Величие гор с заснеженными вершинами.

Устрашающее дыхание вулканов.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О рельефе)

– Рельеф России мы изучали несколько уроков. Что же мы сегодня будем делать?

Итак, наша цель – повторить изученный материал и выявит уровень наших знаний.

1) Для того, чтобы настроиться на работу, ответим на несколько вопросов.

  1. Что такое рельеф?
  2. Какие крупнейшие формы рельефа суши мы знаем?
  3. Как различают горы по высоте?
  4. Как различают равнины по высоте?
  5. Какая форма рельефа преобладает в нашей стране?
  6. Где расположены горы?
  7. Самая высокая гора России
  8. Самые длинные горы России
  9. Платформа – это
  10. Щит – это
  11. Месторождение –
  12. Выветривание – это

2) Известный путешественник Н.Н. Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна, потому что можно путешествовать».

Путь всегда начинается с карты. Проверим, как мы умеем работать с картой. Найдите карточку №1. Вам необходимо показать данные географические объекты. Обратите внимание, один из них зашифрован географическими координатами. (Работа в парах, 6 вариантов, учащиеся показывают географические объекты на карте у доски).(Приложение № 1)

У моей России горы величавы
Выросли грядами, гордые, как павы
У моей России бескрайние просторы,
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, пройдись по равнине
Все, что ты увидишь – все – моя Россия
Горы – к небу, вдаль – равнины
Дюны, впадины, барханы –
Все это рельеф России
Е.И. Басалгина

Итак, на ваших партах текст. Прочитайте, пожалуйста, и определите – о каком географическом объекте идет речь. Докажите свою точку зрения. (Приложение № 2)

4) Люди исследуют глубины Земли, проникают в кратеры вулканов, изучают горные породы из космоса.

– Зачем люди исследуют глубины?

– Какие бывают полезные ископаемые?

– Каким тектоническим структурам они соответствуют?

Найдите, пожалуйста, карточку № 3.(Приложение № 3). Найдите соответствие: полезное ископаемое – где размещается на территории России. Для этого поставьте номер с экрана.Презентация № 2 (слайд 2)

Давайте проверим. (Слайд № 3)

5) Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием «Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: «Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые». А как вы думаете?

Три человека работают у магнитной доски. Вам необходимо расположить формы рельефа в соответствии с внешними экзогенными факторами.(Приложение № 4.)

– Какие еще процессы, кроме экзогенных, изменяют рельеф?

– Что остается в результате хозяйственной деятельности?

6) Многие природные явления представляют большую опасность для человека

– Какие вы знаете опасные природные явления?

Человек, порой, бессилен перед стихийными природными явлениями. Но человек может попытаться избежать большого количества разрушений и жертв.

Давайте подумаем вместе. (Проблемный вопрос).

– Каковы последствия землетрясений?

– Как избежать разрушений и жертв? (Учащиеся выдвигают свои гипотезы).

– Каковы последствия оползней?

– Каковы ваши предложения для того, чтобы избежать разрушения почвы? (Гипотезы)

А.П.Чехов сказал: «Россия – громадная равнина, по которой носится лихой человек». Россиястрана великих равнин. Она богата полезными ископаемыми. Равнины давно освоены человеком. Человек все глубже проникает в недра земли, добывая все больше и больше полезных ископаемых. Но он оставляет на «теле» Земли раны. Человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения. Они как бы напоминают человеку, что человек является частью природы, а не ее хозяином. Древняя индийская мудрость гласит: «Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

– Какую цель мы поставили в начале урока?

А теперь каждый проанализируйте нашу работу и скажите:

– Где вам было трудно, на каком этапе?

– Какие задания у вас вызвали затруднения?

Для того, чтобы еще раз проверить себя, мы выполним небольшой тест (Приложение № 5), но прежде я объясню домашнее задание. Оно состоит из трех заданий разной сложности. Постарайтесь выполнить все задания. (Приложение № 6)

Информационные ресурсы:

  1. География России. Учебник для 8 класса под ред. А.И.Алексеева. – М.: Просвещение
  2. Географический атлас. 8 класс
  3. Николина В.В. География. 8 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся
  4. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа
  5. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа
  6. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М.: Дрофа
  7. Ресурсы Интернет

источник

Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме:
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России. Обощающий урок. 8 класс.

Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России».

Цели и задачи:

1) определить уровень знаний обучающихся основных понятий, закономерности размещения крупных равнин и гор.

2) проверить умения называть и показывать основные формы рельефа.

3) определить понимание взаимосвязей между тектоническими структурами и формами рельефа

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России География 8 класс (обобщающий урок) Колесникова Ирина Васильевна у читель географии и экономики в ысшей квалификационной категории МОБУ СОШ №2 г. Свободный Амурской области

Цели и задачи: 1. Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных форм рельефа. 2. Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа. 3. Проверить знание номенклатуры.

№1. Объяснить понятия: 1. рельеф 2. платформа 3. щит 4. полезные ископаемые 5. месторождения п /и 6. бассейн п /и 7. морена 8. сели 9. оползень 10. терриконы

№ 2. Определи объект : 1. Холмистая равнина, расположена на древней платформе — … 2. Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность, много болот и озёр — … 3. Где в России сошлись «вода и пламень»? 4. Самые высокие горы России — …..

№ 2. Определи объект: 5 . Самые длинные горы России — 6 . Самая низкая равнина России, лежащая ниже уровня океана -… 7. Самая высокая равнина России -.. 8 . Самые высокие горы азиатской части России — …

№ 2. Определи объект: 9. Горы на полуострове Таймыр -… 10. Самый высокий действующий вулкан России — … 11.Самое крупное месторождение железных руд — … 12. Самый крупный каменноугольный бассейн — … …..

№ 3. Третий лишний… 1. сели, оползни, землетрясения 2. Эльбрус, Эверест, Белуха 3. Байкал, Эльтон, Баскунчак 4. барханы, терриконы, карьеры 5. Кузбасс, Подмосковный. Печорский 6. Подмосковный, Ленский, Канско-Ачинский 7. уголь, бензин, газ 8. алмазы, янтарь, золото 9. Кавказ, Урал, Алтай 10. плита, щит, платформа

№ 4. Что это? 1. лакколит 2. Ильменский 3. кимберлитовая трубка 4. рекультивация 5. эрозия 6. тектоника 7. палеонтология 8. геология 9. гейзер 10. траппы

№ 5 Ответить на вопросы: 1.Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? 2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? 3. «Чёрное золото», «солнечный камень»… О чём речь? 4. Географы называют его «каркасом природы»… О чём речь?

№ 5 Ответить на вопросы: 5. Что общего у карьеров и терриконов? 6. Морены, троги , озы , камы …..Что общего в образовании этих форм рельефа? 7. Равнины – на древних платформах, а горы -…. 8. Что общего у следующих п /и – фосфориты, уголь, нефть, соли…?

№ 6. Установите соответствие: горы вершина 1. Кавказ а) Народная 2. Урал б) Белуха 3. Алтай в) Мунку- Сардык 4. Саяны г) Победа 5. хр. Черского д ) Эльбрус

№ 7. Установите соответствие: Рельефообразующие процессы Формы рельефа 1. Антропогенные (человек) а) барханы, дюны 2. Флювиальные (текучие воды) б) морены, бараньи лбы, кары 3. Гляциальные (ледниковые) в) оползни, лавины, обвалы 4. Эоловые ( деятельность ветра) г) овраги, каньоны 5. Сила тяжести д ) дамбы, терриконы, курганы

№ 8. Что их объединяет? 1. Ключевская, Корякская, Кроноцкая …………. 2.Бырранга, Саяны, Алтай………………………. 3 Эльбрус, Белуха, Народная……………………? 4. фосфориты, аппатиты , алмазы……………….? 5. уголь, нефть, торф……………………. 6. Русская, Прикаспийская, Западно — Сибирская……………………………………………? 7. Ладожское, Онежское, Чудское………. 8. Срединный, Верхоянский , Сихоте — Алинь …………………………………………. 9. Среднерусская, Приволжская, Валдайская. 10. землетрясения, оползни, сели……………….

Домашнее задание: 1. Работа с контурной картой (формы рельефа и п / и ) 2. Составить кроссворд или тест по теме «Рельеф и п / и России» 3. Составить туристический буклет или проект «Уникальные уголки России»

Тестовая работа потеме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России».

Коспект урока по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки.» 7 класс.

Материал для обобщения знаний по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России».

Прект выполняется в течение одного учебного часа. Учащиеся выполняют проект на заранее заготовленном изображении Африки ( контуры материка). Класс делится на 3 группы 1 группв изучает Геологическое ст.

тип урока: изучение нового материала с элементами модуля.С помощью инструктивной карты определяют географическое положение Урала; особенности геологического строения. Сравнивают и объясняют: почему Ка.

Полезные ископаемые России. Меры по улучшению их использования.

Разноуровневые задания в виде тестов. Тесты разнообразны.

источник

Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Курс «География:природа России» 8 кл. Богданова Елена Николаевна – учитель географии КОУВО. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЕкатерина Кондратович

Презентация по предмету «География» на тему: «Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Курс «География:природа России» 8 кл. Богданова Елена Николаевна – учитель географии КОУВО.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Курс «География:природа России» 8 кл. Богданова Елена Николаевна – учитель географии КОУВО «Калачеевская школа-интернат для детей-сирот»

3 План изучения темы 2. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФА РОССИИ И СТРОЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ ГОРЫ СКЛАДЧАТЫХ ОБЛАСТЕЙ. ПЛАТФОРМЕННЫЕ РАВНИНЫ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ РОССИИ РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА. ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ВНЕШНИЕ ПРОЦЕССЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ РЕЛЬЕФ, И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ закрепление изученного материала

4 Главные особенности рельефа России и строение земной коры В рельефе России преобладают равнины. Территория России имеет общий уклон к северу. Высшая точка России – г.Эльбрус (5642 м). Самая низшая точка расположена в Прикаспийской низменности (-28 м). Самые протяженные горы – Уральские (2100 км). Самая большая равнина России – Западно-Сибирская(3 млн.км.кв.) Территория России сформировалась за счет сближения и столкновения крупных литосферных плит. Платформы – относительно устойчивые участки литосферных плит, на которых расположены равнины Подвижные складчатые пояса возникли в краевых частях литосферных плит при их столкновении друг с другом. В рельефе им соответствуют горные сооружения.

5 Геологическое летоисчисление Геологическое летоисчисление, или геохронология, — термин, принятый в геологии для обозначения времени и последовательности образования горных пород. Время, в течение которого накапливалась каждая группа горных пород называется эрой. Все эры разделены на менее длительные отрезки времени – периоды.

6 Геохронологическая таблица Эра ПериодСкладчатость кайнозойская Четвертичный период Неоген Палеоген кайнозойская (альпийская и тихоокеанская) мезозойская Мел Юра Триас мезозойская палеозойская Пермь Карбон Девон Силур Ордовик Кембрий герцинская каледонская протерозойская архейская байкальская докембрийская

7 Горы складчатых областей Все современные горные хребты нашей страны имеют один возраст – неоген-четвертичный. В области кайнозойской складчатости возникли молодые складчатые горы. Всем другим складчатым областям соответствуют возрожденные горы.Лишь возраст молодых гор совпадает с возрастом складчатости. У возрожденных гор с возрастом складчатости совпадает только возраст фундамента.

Читайте также:  Полезен ли куриный навоз

9 Платформенные равнины Платформенные равнины с докембрийским фундаментом называют древними, а с палеозойским – молодыми. Участки, где смятые в складки породы фундамента выходят на поверхность называются щитами. Всю остальную территорию платформ, имеющую осадочный чехол различной мощности, называют плитами.

11 Полезные ископаемые России Полезные ископаемые платформ Нерудные полезные ископаемые, сосредоточенные в породах платформенного чехла: уголь, нефть, газ, горючие сланцы. Рудные полезные ископаемые приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Например: Курская магнитная аномалия – месторождение железной руды. Полезные ископаемые складчатых областей Со складчатыми областями гор связаны рудные полезные ископаемые: железная руда, полиметаллические руды, ртуть, золото и др.; драгоценные и полудрагоценные камни. Крупные скопления руд, имеющие промышленное значение называют месторождениями. Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.

12 Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления. Внутренние процессы медленные вертикальные складчатые и разрывные колебательные движения тектонические движения неотектонические магматизм землетрясения движения лавовые плато вулканы отступление и наступление морей

13 Районы распространения землетрясений

14 Внешние процессы, формирующие рельеф и, связанные с ними стихийные явления. Внешние процессы деятельность текучих вод ледников ветра овраги бараньи лбы барханы балки морена дюны речные долины троги дельты рек котловины конусы выноса выпахивания

15 Рельеф, созданный преимущественно внешними процессами

16 Закрепление изученного материала Выберите правильный ответ. 1. В рельефе России преобладают: а)равнины; б)горы; 2. Территория России имеет общий уклон к: а)югу; б)северу; в)западу; г)востоку 3. Относительно устойчивые участки литосферных плит называются: а)платформами; б)складчатыми поясами; в)щитами; г)равнинами; 4. При столкновении литосферных плит возникают: а)щиты; б)платформы; в)подвижные складчатые пояса; г)возвышенности; 5. Какое из перечисленных горных сооружений является молодым: а)Сихотэ-Алинь; б)Кавказ; в)Урал; г)Алтай; д)Саяны; 6. Какая тектоническая структура лежит в основании Среденесибирского плоскогорья: а)Скифская плита; б)Сибирская платформа; в)Русская платформа; г)Западно-Сибирская плита; 7. Крупные скопления руд, имеющие промышленное значение называются: а)месторождениями; б)бассейнами; 8. Установите соответствие: А.Внутренние процессы, а)действие ледников, Б.Внешние процессы; б)неотектонические движения, в)течение рек, г)ветер;

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторительно-обобщающий урок географии по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Цель урока: Определить уровень знаний основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор; проверить умение показывать по карте основные формы рельефа России; определить уровень понимания взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

I Проверка домашнего задания: Какие источники географической информации следует использовать для того, чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории? Объясните закономерности размещения основных форм рельефа на территории России. Какие карты вы при этом используете и почему? Докажите, что и в наше время продолжается процесс формирования рельефа. 4. На какие группы делятся полезные ископаемые, покажите на карте их крупнейшие месторождения.

Установите соответствия Восточно-Европейская равнина Урал Среднесибирское плоскогорье Кольский полуостров о.Сахалин А) уголь; Б) газ; В) алмазы; Г) нефть; Д) железная руда; Е) апатиты; Ж) поваренная соль

Геоморфология-отрасль географии, изучающая формирование различных форм рельефа. Какие стихийные природные явления способствуют формированию новых форм рельефа?

Осыпь это перемещение по склону щебня и мелких обломков горных пород.

Причинами образования оползней могут быть: 1) быстрое возникновение крутых склонов (например, при подмыве их рекой, морем); 2) присутствие водоносных и водоупорных (глинистых) слоев, обусловливающих повышение влажности пород и тем самым уменьшающих внутреннее трение с возникновением поверхностей облегченного скольжения, по которым и происходит срыв вышележащего блока; 3) геологическое строение — расположение слоев, крупных тектонических трещин и в особенности наличие глинистых пород, пластичность которых резко возрастает при увлажнении; 4) большая высота склона, обеспечивающая минимальный вес горных пород, необходимый для отрыва блока. Оползанию способствует и переувлажнение пород склона водами атмосферных осадков и т.д

Сель временный поток смеси воды и большого количества обломков горных пород от глинистых частиц до крупных камней и глыб, внезапно возникающий в руслах горных рек и лощинах.

II Разминка: «Цифровой географический диктант» Кавказ Восточно-Европейская равнина Уральские горы Саяны Хребет Джугджур Алтай Среднесибирское плоскогорье Верхоянский хребет Чукотское нагорье Ответ: 1,4,8 — 9,2,5 – 3,6,7

III Блиц- опрос 1 Географы называют его «каркасом природы». О чем идет речь Рельеф 2 Самая древняя эра называется: а) протерозойская; б) палеозойская; в) архейская в) 3 Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? Разная скорость движения земной коры 4 К древним складчатым областям приурочены месторождения: а) угля, нефти, газа; б) железных руд, золота; в) и тех, и других б) 5 Горы расположены: а) на платформах; б) на плитах; в) в складчатых областях в)

6 Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? Озеро Байкал. Между хребтом Черского и Момским хребтом 7 Равнины расположены: а) на границах литосферных плит; б) на платформах; в) в складчатых областях б) 8 Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. О какой территории идет речь? Русская равнина

9 К формам ледникового происхождения относятся: а) морены, троги, бараньи лбы; б) овраги, балки; в) барханы, дюны а) 10 Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину. Кавказ 11 Крупнейшими угольными бассейнами являются: а) Самотлор, Канско-Ачинский; б)Тунгусский, Ленский; в) Уренгой, Ямбург б) 12 Кавказ – Эльбрус, Алтай – …, Урал — … Назовите недостающую пару. г.Белуха, г.Народная

IV Работа с картой (сравнить и сопоставить карты) 1 Сихотэ-Алинь а) Балтийский щит 2 Среднесибирское плоскогорье б) Область герцинской складчатости 3 Урал в) Область каледонской складчатости 4 Кавказ г) Область мезозойской складчатости 5 Алданское нагорье д) Область кайнозойской складчатости 6 Восточные Саяны е) Сибирская платформа 7 хребет Черского ж) Западно-Сибирская плита 8 Хибины з) Алданский щит 9 Западно-Сибирская низменность 10 Западные Саяны

Интересное рядом: Который год глядят рассветы В железный курский океан. Здесь на века, по всем приметам, Старт рудной эстафете дан… Угадайте, о каком природном объекте идет речь?

… двуглавый, величавый, Средь гор Кавказа – Исполин. Спокон веков овеян славой И многих дум он властелин.

Подумай и ответь: О, наша русская равнина, Что на полсвета расплескалась, Ты для меня родней долины, Что где-то там другим досталась. Знавал и я края иные, Что так пленяют красотой, Но наши пажити родные Всегда останутся со мной… Плоскогорье в пределах … платформы в восточной части России на территории … Сибири в Якутии, … крае и … области. Занимает всю западную часть Сибири от … гор на западе до … плоскогорья на востоке

В какой период произошло образование Алтая и Саян? В каком периоде наблюдается горообразование Хр.Черского, Сихотэ-Алинь? Какой период характеризуется образованием Урала? Когда происходило образование гор Кавказа, Камчатки? В какую эру и какой период мы живем? Какой эре соответствует период байкальской складчатости?

источник

Презентация по географии 8 класс «Рельеф и полезные ископаемые Ростовской области».Региональный компонент.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Региональный компонент Автор: учитель географии Фисенко Марина Владимировна г.Шахты, Ростовская область Презентация по географии 8 класс Рельеф и полезные ископаемые Ростовской области

Полезные ископаемые 1. Особенно богата донская земля запасами каменного угля (Донбасс). Промышленные запасы углей до глубины 1500 м — более 10 млрд. т. — , а общегеологические — 60 млрд. т. 2. Природный газ, приуроченный к осадочным породам карбона, имеется в Каменском, Тарасовском и Мясниковском районах.

Полезные ископаемые 3. Формовочные пески — в районе г. Миллерово. 4. Кварциты (для ферросплавов и огнеупорной керамики) — в Тарасовском районе. 5. Флюсовые известняки (применяют в пирометаллургии, при доменной плавке железной руды) — Жирновское месторождение в Тацинском районе, в Белокалитвенском районе. 6. Огнеупорные глины — Федоровское месторождение в 23 км от Красного Сулина.

Полезные ископаемые 7. Керамзитовое сырье — 8 месторождений, но разрабатывается 2: Южно-Черевковское и Замчаловское в районе Красного Сулина (сырьем для керамзита являются глинистые сланцы). 8. Строительные пески — Арпачинское, Донское, Придонское месторождения по нижнему течению Дона; Карпово-Ярское — в Миллеровском районе. 9. Силикатные пески — Белокалитвенское, Новочеркасское, Тацинское месторождения. 10. Мел — Миллеровский район, Матвеево-Курганский район (Лысогорское местрождение). 11. Мергели (цементное сырье) — Куйбышевский и Миллеровский районы. 12. Известняки — ракушечники — Новочеркасское месторождение по нижнему течению Дона.

Полезные ископаемые 13. Песчаники (строительные камни) — Восточное крыло Донбасса. Известно 86 месторождений, особенно крупные: Жирновское, Федоровское, Репнинское, Замчаловсоке, Садкинское, Владимировское. 14. Целебные грязи — Манычские озера, оз. Пеленкино около г. Азова, г. Новочеркасска. 15. Минеральные источники — Верхнедонской и Вешенский районы, г. Ростов -на -Дону и др.

Флюсовый известняк и кварциты

Угольные бассейны области

Добыча угля ведется закрытым (шахтным способом)

Мергели Мергель — сырьё для производства портландцемента.

Тектоническое строение Северная часть Ростовской области лежит в пределах Русской платформы, а южная, азиатская — на Скифской плите. Поверхность расчленена долина рек и густой овражно — балочной сетью. Геологическое строение Территорию слагают породы архейского, протерозойского, палеозойского, мезозойского и кайнозойского возрастов. Кристаллические породы докембрийского возраста на территории области нигде не выходят на поверхность. Они скрыты под толщами более молодых отложений. Породы палеозоя представлены в основном отложениями каменноугольного периода (в районе Донецкого кряжа). Они состоят из сланцево-известняковых отложений, песчаников с прослоями углей.

Геологическая история В каменноугольном периоде на месте Донецкого кряжа было мелководное море. Климат был теплым, влажным, росла пышная растительность — хвощи, плауны, папоротники. Вследствие опускания территории море затапливало прибрежные районы, растительный покров отмирал, покрывался толщей ракушечных осадков. Во время поднятия море уходило, вновь появлялись растения на прибрежных территории. Такое движение за миллионы лет не было неоднократным. Упавшие деревья, засыпанные песчано-глинистыми образованиями, подвергались слабому тлению, превращались в уголь. Отложения мезозоя прослеживаются в основном на севере области по долинам рек (мел, мергель, песок, песчаник). Большей частью территория Ростовской области выполненеа отложениями кайнозоя — песчаниками, ракушечниками, глинами, песками.

Геологическая история Холодное дыхание древнего ледника привело к исчезновению теплолюбивых растений и появлению елей, пихты, кедра. Появились такие животные как мамонты, овцебык, волосатый носорог. После ледникового периода сформировалась природа степной зоны и современный овражно-балочный рельеф. Если сложить все овраги и балки Донского края в одну линию, то она составить почти 40 000 км. Рельеф По характеру поверхности территория области представляет холмисто-волнистую равнину с высотами от 0 до 300 м над уровнем моря. высшая точка — 253 м над уровнем моря (в Донецком кряже) — около г. Зверево.

Формы рельефа Возвышенности 1. Калачская возвышенность 2. Донская гряда 3. Ергени — продолжение Приволжской возв. 4. Доно-Сальская гряда 5. Сало-Манычская гряда 6.Донецкий кряж — складчатое сооружение герцинского периода, разрушенное почти до основания, имеет вид всхолмленной равнины. Равнины — низменности 1. Нижнедонская низменность 2. Манычская впадина 3. Северо-Приазовская равнина 4. Азово-Егорлыкская равнина 5. Доно-Донецкая возвышенная ранина

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также:  Для чего полезно клюква

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
Узнать больше

  1. 1. Роман Гончаренко 471
  2. 2. Агния Магус 411
  3. 3. Анатолий Антипов 207
  4. 4. Ангелина Иванова 118
  5. 5. Вадим Горшков 115
  6. 6. Анатолий Антипов 110
  7. 7. Джонатан Свифт 109
  8. 8. Сергей Лапицкий 105
  9. 9. Тимофей Рыбкин 99
  10. 10. Виктория Соколова 94
  1. 1. Дарья Барановская 6,933
  2. 2. Ramzan Ramzan 6,424
  3. 3. Елизавета Анчербак 5,070
  4. 4. Денис Христофоров 4,975
  5. 5. Iren Guseva 4,925
  6. 6. Администратор 4,907
  7. 7. Даниил Юраков 4,718
  8. 8. Алексей 4,541
  9. 9. Сергей Ефремов 4,393
  10. 10. Анастасия Гудяева 4,348

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

источник

Презентация содержит 26 слайдов.

Определите формы рельефа по координатам

Западно – Сибирская равнина.

Геологическое строение и тектоника

Определите формы рельефа по координатам

Западно – Сибирская равнина.

На интерактивную карту нанести формы рельефа и тектонические структуры

  • Русская платформа
  • Область герцинской складчатости
  • Область кайнозойской складчатости
  • Западно-сибирская плита
  • Область каледонской складчатости
  • Область байкальской складчатости
  • Алданский щит
  • Область мезозойской складчатости
  • Сибирская платформа
  • Балтийский щит

  • Среднерусская возвышенность
  • Урал
  • Кавказ
  • Западно-Сибирская равнина
  • Западный Саян
  • Восточный Саян
  • Становой Хребет
  • Сихотэ-Алинь
  • Среднесибирское плоскогорье
  • Хибины

Под влиянием каких факторов формировались данные формы рельефа?

  • Восточно-Европейская равнина
  • Урал
  • Среднесибирское плоскогорье
  • Кольский полуостров
  • о.Сахалин

  • Западный Саян, Кузнецкий Алатау,

Абаканская впадина, Сыдо-Ербинская

  • Абаканский хребет,
  • Минусинская котловина, Чулымо-Енисейская котловина

источник

Тема урока: «Минеральные ресурсы России». Сегодня мы вспомним, что такое минеральные ресурсы и полезные ископаемые, узнаем, как они располагаются по территории России и какая существует закономерность между геологическим (тектоническим) строением рельефа и местом положения полезных ископаемых. Также узнаем о способах добычи полезных ископаемых и о связанных с этим некоторых экологических проблемах.

Хозяйство России тесно связано с минеральными ресурсами, оцененными, по геологическим данным, запасом полезных ископаемых. Наличие минеральных ресурсов, которые зависят от строения земной коры, во многом формируют картину хозяйства территории. Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми (рис. 1).

Рис. 1. Карта минеральных ресурсов России (Источник)

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые используются или могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Скопление полезных ископаемых образуют месторождения, а скопления большого количества месторождений образуют бассейны или районы. По происхождению полезные ископаемые, так же, как и горные породы, бывают: метаморфические, магматические и осадочные. Полезные ископаемые формируются в ходе геологической истории под воздействием внутренних сил (эндогенных) и внешних (экзогенных). Все полезные ископаемые можно классифицировать по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Большая часть минеральных ресурсов представляет собой твердые неорганические образования, а горючее – полезное ископаемое органического происхождения – лишь условно относится к минеральным ресурсам. За последние годы все большее значение приобретают минерализованные источники, в которых растворено огромное количество полезных веществ. Можно классифицировать полезные ископаемые и по использованию: рудные, нерудные, горючие.

Рудные полезные ископаемые сформировались в результате излияния магмы и в местах её контакта с другими горными породами. Магматическими и метаморфическими горными породами слагаются складчатые области и фундаменты древних пород. Поэтому рудные полезные ископаемые встречаются в горах и на щитах. Наиболее богат рудами Урал. Здесь залегают железные, медно-цинковые, никелевые, марганцевые, хромитовые руды, золото, платина (рис. 2).

Рис. 2. Карта полезных ископаемых Урала (Источник)

Кроме этого, на Урале встречаются драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. На Алтае открыты месторождения полиметаллических, свинцовых, цинковых руд, серебра, ртути и др. (рис. 3). В горной Шории – железных руд, в Кузнецком Алатау – марганцевых. Вольфраммолибденовые руды имеются в Прибайкалье, а в Забайкалье – урановые руды и золото.

Рис. 3. Карта минеральных ресурсов Алтайского края (Источник)

Основными полезными ископаемыми мезозойской складчатой структуры востока России являются оловянные руды. На Кавказе представлены полиметаллические и вольфраммолибденовые руды. Следует обратить внимание на то, что большая часть рудных полезных ископаемых сосредоточена не в молодых складчатых горах, а в возрожденных складчато-глыбовых. Это связано с тем, что рудные тела залегают в осевых частях гор и перекрыты мощными складками осадочных пород. В результате разрушения эти складки исчезают, поэтому там легко находить и добывать полезные ископаемые. Поэтому Урал и богат рудными полезными ископаемыеми.

Магматические и метаморфические полезные ископаемые, кроме складчатых областей, встречаются и на щитах – выступах древних кристаллических фундаментных пород. Так, на севере Восточноевропейской равнины, в районе Кольского полуострова, где имеется выход Балтийского щита, встречаются медные, никелевые металлы, найдены апатиты (сырье для фосфорных удобрений). На Тиманском кряже обнаружены алюминиевые руды, а в районе Воронежской антиклизы находится самое крупное месторождение железных руд – Курская магнитная аномалия (рис. 4).

Рис. 4. Тектоническая карта России (Источник)

Тем не менее для платформ наиболее характерны полезные ископаемые осадочного происхождения, в том числе горючее. Так, в осадочном чехле Восточноевропейской равнины сосредоточено огромное количество угля, нефти и газа. Но наиболее крупные запасы нефти, угля и газа России находятся в мощном осадочном чехле молодой Западносибирской платформы. Также на Древнесибирской платформе располагается крупнейший Тунгусский угольный бассейн. Помимо топлива с осадочными породами связаны месторождения солей, которые приурочены к югу Западной Сибири, Предуралью и Прикаспийской низменности.

Первые алмазы в мире были обнаружены на юге Африки. Коренные месторождения алмазов были найдены в местечке Кимберли (ЮАР), после чего коренные месторождения алмазов были названы кимберлитовыми трубками (рис. 9).

Рис. 9. Кимберлитовая трубка в Якутии (Источник)

Считается, что первооткрывателем алмазов в России стал 14-летний мальчик, сын крепостного крестьянина Крестовоздвиженского прииска на Урале. Именно он обнаружил твердые камни, а оказавшийся рядом минеролог определил, что эти камни – алмазы.

Поиск алмазов на территории России начался после Великой Отечественной войны.

В результате кропотливой работы ученого В.С. Соболева (рис. 10) было выдвинуто предположение, что алмазы следует искать в таких же по условиям местах, как и в Южной Африке, а это Западная Якутия. В 1947 г. на реку Вилюй в Якутию была отправлена первая экспедиция в поисках алмазов. Одна кимберлитовая трубка может снабжать алмазами реки и их притоки на многие десятки и сотни километров. Чтобы определить, есть ли в ключе золото, достаточно промыть несколько небольших ковшей галечника, но чтобы найти алмазы, приходится промывать несколько кубических метров. Геологам пришлось прошагать много сотен километров, преодолевая болота, буреломы, спасаясь от туч комаров и мошкары. Радостную весть после долгих поисков принес коллектор вместе с пиропами и кристаллом алмазов в 4 карата. Пиропы, или «слезы алмазов», – это минералы красного цвета, которые являются спутниками алмазов. Нашел пиропы – нашел алмазы, но главное – найти кимберлит – зеленоватую породу, в которой встречаются алмазы. Найти кимберлит – значит, найти коренное месторождение алмазов.

Первая кимберлитовая трубка в Якутии была найдена экспедицией Л.А. Попугаевой (рис. 11) в 1954 г. Найти вторую кимберлитовую трубку помогла лиса. Члены экспедиции наткнулись на лисью нору, возле которой лежала небольшая кучка зеленоватой земли. Это и был кимберлит. На высокой лиственнице, стоявшей почти в самом центре трубки, геологи сделали топором большую зарубку и вывели надпись: «Трубка мира». В Москву полетела зашифрованная телеграмма: «Закурили трубку мира. Табак отличный». Потом были найдены другие кимберлитовые трубки, а вскоре был заложен поселок алмазодобытчиков Мирный. Через несколько десятков лет месторождения алмазов были обнаружены на другой древней платформе – Русской, в Архангельской области.

Добыча полезных ископаемых осуществляется по-разному. В зависимости от глубины и мощности залегания полезного ископаемого добыча осуществляется либо открытым (карьерным) (рис. 5),

Рис. 5. Добыча полезных ископаемых в карьере (Источник)

либо закрытым (шахтным) способом (рис. 6).

Рис. 6. Добыча полезных ископаемых в шахте (Источник)

Жидкие полезные ископаемые добываются методом бурения скважин (рис. 7). Открытый способ добычи полезных ископаемых наиболее простой и дешевый, однако именно он наносит самый большой урон природе.

Из-за лишения территории растительного покрова, на ней образуются индустриальные пустыни, от которых поднимаются пыльные бури, а из-за осушения земли понижается уровень грунтовых вод. Открытым способом в России добывается более 90 % руд, более 50 % углей и практически все строительные материалы. Самый большой в России карьер находится на Урале – это Качканарский карьер (рис. 8), глубина которого свыше 700 м. Глубина шахт в России достигает примерно 1 км.

Рис. 8. Качканарский карьер (Источник)

Россия – самая богатая минеральными ресурсами страна мира.

Институт нефти и газа носит имя И.М. Губкина (рис. 12).

Рис. 12. Памятная доска И.М. Губкину (Источник)

Именно при его непосредственном участии началось исследование и исследование Западно-Сибирской равнины. В 1953 г. было открыто и начало действовать первое месторождение газа, а через 7 лет забил первый нефтяной фонтан Шаима. Но этому предшествовали длительная работа, научные споры и подвиг первопроходцев. Западно-Сибирская равнина – огромная низменность площадью 3 млн км 2 (рис. 13).

Рис. 13. Западно-Сибирская равнина (Источник)

Лежит равнина на плите. Толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти. На поверхности сотни километров топких болот и темнохвойной неосвоенной тайги. Как определить точку для буровой? Это сродни поиску иголки в стоге сена. И.М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 г. в Среднее Приобье была послана поисковая партия, которая открыла невиданные запасы нефти: Усть-Балыкское и нефтяную жемчужину, месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре. В Заполярье открыли газовое месторождение Ямбург, Медвежье, Заполярное, а у Северного полярного круга Уренгойское – газовую жемчужину России (рис. 14).

Рис. 14. Уренгойское месторождение газа (Источник)

Сегодня Россия занимает первое место по добыче природного газа. В Северной Сибири в европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ – экологически чистое и калорийное топливо – идет не только в европейскую часть России, но и в Западную Европу. Открытие месторождения нефти и газа дали мощный толчок в освоении Западной Сибири. Здесь построены новые города.

Столица нефтяников – Сургут (рис. 15), столица газовиков – Новый Уренгой (рис. 16).

Рис. 16. Город Новый Уренгой (Источник)

Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.

Домашнее задание

  1. Дайте определение и классификацию полезных ископаемых.
  2. Подготовьте доклад о рудных полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.
  3. Подготовьте доклад о магматических и метаморфических полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.

Список литературы

  1. География России. Природа. 8 кл.: уч. для общеобразоват. учрежд. / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 303 с.: ил., карт.
  2. География России. Природа. Население: 8 кл. / В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 320 с.
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012.
Читайте также:  Свиная печень полезные свойства

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Сырая нефть и нефтепродукты составляют примерно 40% суммарного экспорта России, нефть – существенный источник доходов бюджета. Российская Федерация выступает как один из ведущих операторов в международном нефтяном бизнесе, являясь крупнейшим чистым экспортером нефти после Саудовской Аравии.

Второе место по производству мировой нефти занимает

Россия 9,5 млн. баррелей в день. На территории России

нефть добывается на 2000 нефтяных и нефтегазовых месторождений, крупнейшие из которых находятся на шельфе Сахалина, Баренцева, Карского и Каспийского морей. Большая часть разведанных запасов нефти страны сосредоточена в Западной Сибири и на территории Уральского федерального округа. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке добыча нефти практически не ведется. Наиболее старыми и истощенными районами добычи нефти в России являются Урало-Поволжье, Северный Кавказ и остров Сахалин. Месторождения Западной Сибири и Тимано-Печорского региона открыты сравнительно недавно и находятся на самом пике своего развития. Месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока (за исключением о-ва Сахалин), а также шельфы российских морей находятся в начальной стадии

Нефтяная промышленность. В сыром виде нефть

почти не используют, но при переработке

получают высококачественное топливо (бензин,

керосин, солярку, мазут) и разнообразные

соединения, служащие сырьём для химической

промышленности. По запасам нефти Россия

занимает II место в мире.
Основная база страны — Западная Сибирь

(70% добычи нефти). Крупнейшие месторождения

база – Волго-Уральская. Разрабатывается уже почти 50 лет, поэтому запасы сильно истощены. Из крупнейших месторождений следует назвать — Ромашкинское, Туймазинское, Ишимбаевское.
В перспективе возможна разработка новых месторождений на шельфе Каспийского, а так же Баренцево, Карского и Охотского морей.
Часть нефти перерабатывается, однако большинство нефтеперерабатывающих заводов находится в европейской части России. Сюда нефть передаётся по нефтепроводам, часть нефти по нефтепроводу «Дружба» передаётся в Европу.

Природный газ — смесь газов, образовавшаяся

в недрах земли при анаэробном разложении

Природный газ относится к полезным ископаемым.

Часто является попутным газом при добыче нефти.

Природный газ в пластовых условиях (условиях залегания в земных недрах) находится в газообразном состоянии — в виде отдельных скоплений (газовые залежи) или в виде газовой шапки нефтегазовых месторождений, либо в растворённом состоянии в нефти или воде.

Газ самый дешёвый вид топлива и ценное химическое сырьё. По запасам газа Россия занимает I место в мире. В нашей стране разведано 700 месторождений. Основная база добычи газа — Западная Сибирь, а крупнейшие месторождения — Уренгойское и Ямбургское. Вторая по величине база по добыче газа это — Оренбургско — Астраханская. Газ этого района имеет очень сложный состав, для его переработки построены крупные газоперерабатывающие комплексы.

Природный газ добывается так же в

Тимано-Печорском бассейне (менее 1%

от всей добычи), открыто месторождение

на шельфе Балтийского моря. В перспективе возможно создание ещё одной базы -Иркутская область, Якутия, Сахалин.

Для транспортировки газа создана единая газопроводная система. 1/3 добываемого газа экспортируется в Беларусь, Украину, страны Балтии, Западную Европу и Турцию.

Железные руды— природные минеральные образования, содержащие железо и его соединения в таком объеме, когда промышленное извлечение железа целесообразно.

Из разведанных запасов железных руд

на европейскую часть России

приходится 88%, а на долю восточной –

12%. Крупным железорудным бассейном

является Курская магнитная аномалия

(КМА), где сосредоточено 60% общих

балансовых руд страны. КМА

охватывает в основном территорию

Курской и Белгородской областей.

Мощность пластов достигает 40-60 м., а в отдельных районах – 350 м. Руды залегающие на значительной глубине, содержат 55-62% железа. Балансовые запасы железных руд КМА оцениваются в 43 млрд. т., в том числе 26 млрд. т. с содержанием железа до 60%, железистых кварцев с содержанием железа до 40% — в 17 млрд. т.

источник

—> 23.07.2011 1 18910 5079

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Многие пользователи активно используют программу PowerPoint для создания презентаций. Но мало кто знает, какие требования при этом должны выполняться, каких ошибок нужно избегать. Рассмотрим основные ошибки, которые совершает пользователь при создании презентации.

Если вы — учитель, то конечно задавались вопросом: какие книги необходимо прочитать, чтобы работа приносила радость и удовлетворение? Несомненно, что сейчас можно найти море информации по этому вопросу в Интернете. Но в таком многообразии очень трудно разобраться. А выяснить, какие книги действительно станут вашими помощниками, потребует много времени. В этой статье вы узнаете о том, какие книги должен прочитать каждый учитель.

Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

источник

Автор: Выдрина Л.Г. 12.05.2015 00:00

Конспект урока по теме

«Рельеф России»

(обобщающее повторение, 8 класс)

Тема «Рельеф России»

— повторить и обобщить знания по теме «Рельеф России»

— развивать познавательный интерес к предмету географии

  1. 1.Цели и задачи урока:

Образовательные цели:

1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Рельеф и полезные ископаемые России».

  1. Закрепление основных понятий и терминов.

3. Углубить знания, полученные в процессе обучения.

Развивающие цели:

1. Развивать пространственное воображение, память, мышление.

  1. Продолжить развитие логического мышления учащихся, для чего создавать проблемные ситуации и формировать умение выхода из них.
  2. Способствовать развитию самостоятельности, умению работать в группе.
  3. Развитие речи, умение доказывать свою точку зрения.

Воспитательные цели:

1. Формировать гражданские и патриотические чувства учащихся.

  1. Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, чувства коллективизма.

3. Формирование интереса к географии.

3. Оборудование:

  1. Большой рисунок горы (на доске).
  2. 4 фигурки человека (разного цвета, по количеству команд).
  3. Выставка минералов, книг, картин, рисунков.
  4. Карты России.
  1. 1.Организационный момент

Обобщение темы «Рельеф России». Ученики записывают тему урока в тетрадях.

Цели: — повторить и обобщить знания по теме «Рельеф России»

— развивать познавательный интерес к предмету географии

  1. 2.Проверка знаний
  2. Письменная проверка знаний.

А.Географический диктант

1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется …(геология)

2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это …(эры)

3. Самая древняя эра — …(архейская)

4. Мы живем в эру новой жизни … (кайнозойскую)

5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется … (геохронологическая)

6. Самые молодые горы образовались в … (альпийскую складчатость)

7. Карта, на которой показано строение земной коры, называется … (тектоническая)

8. Выход на поверхность фундамента платформы … (щит)

9. Древние устойчивые участки земной коры называются … (платформы)

10. Молодая платформа . (плита)

Б. Распределите компоненты природы в два столбика:

Платформа, щит, горы, возвышенности, кряж, низменности, плита, Урал, Карпаты, Приволжская возвышенность, Евроазиатская плита, Балтийский щит, Алтай, складчатый фундамент, осадочный чехол.

Горы, возвышенности, кряж, низменности, Урал, Карпаты, Приволжская возвышенность, Алтай

Платформа, щит, Евроазиатская плита, Балтийский щит, складчатый фундамент, осадочный чехол

Установите соответствие между вершинами и названиями гор:

г. Мунку-Сардык Уральские горы

Что лишнее? Объясните почему?

г. Мунку-Сардык Уральские горы

Лишнее: г. Монблан (Альпы, за пределами России)

А) Заочное путешествие по карте (проверка номенклатуры). Один учащийся работает у карты. Читаю рассказ, учащийся показывает маршрут путешествия по карте и называет пропущенные в рассказе объекты номенклатуры:

«Наш самолет взлетел с аэродрома и взял курс на город Норильск. Через несколько часов полета самолет приземлился на аэродроме этого города. Мы совершим путешествие по Сибири.

Рано утром мы отправились в путь. Справа виднелись на горизонте хребты (плато Путорано), слева и впереди расстилались заснеженные просторы (Северо-Сибирской) низменности. Через несколько дней пути мы увидели впереди на правом берегу реки (Лены) горный хребет (Верхоянский). Перевалив по удобному перевалу, мы вступили на просторы (Яно-Индигирской) низменности, которые за долиной реки (Индигирка) переходят в (Колымскую) низменность.

Повернув на юг, мы подошли к хребту (Черского), где находится самая высокая вершина Восточной Сибири – гора (Победа).

Перевалив через хребет, мы сделали остановку в городе (Оймяконе), который считается полюсом холода северного полушария. Отдохнув, мы отправились в путь к великой сибирской реке Лене, на берегу которой расположен город Якутск. От Якутска мы отправились к станции Усть-Кут. Проезжая на поезде, мы любовались пейзажами (Среднесибирского) плоскогорья».

Б) Определите, какие формы рельефа находятся на территории России:

Альпы, Уральские горы , Кавказ , Гималаи, Алтай , Хибины , Саяны, Карпаты, Анды, плато Путорана , Сихотэ-Алинь , горы Бырранга , Кордильеры, Северные Увалы , Аппалачи, хребет Джугджур , Атлас , Среднерусская возвышенность.

Альпы – Европа, Гималаи – Азия, Карпаты – Европа, Анды – Южная Америка, Кордильеры – Северная Америка, Аппалачи – Северная Америка, Атлас — Африка

В) Найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

► Землетрясение, вулкан, оползень (землетрясение, вулкан -тектонические движения)

Сибирская платформа, Урал, Кавказ (Сибирская платформа – тектоническая структура, Урал и Кавказ – формы рельефа)

Кайнозой, ордовик, триас (кайнозой – эра, ордовик и триас периоды)

► Медные руды, каменный уголь, никелевые руды (каменный уголь – осадочная горная порода, остальные – магматические)

► г. Белуха, г. Народная, г. Мак-Кинли (г. Мак-Кинли находится в Северной Америке, остальные – в России)

► щит, гора, платформа (гора – форма рельефа, щит и платформа – тектонические структуры)

овраг, бархан, дюна (овраг – образован деятельностью текучих вод, бархан и дюны – эоловые формы рельефа)

Г) Установите соответствие:

Мезозойская складчатость, кайнозойская складчатость, Сибирская платформа, Западно-Сибирская плита, Восточно-Европейская платформа, каледонская складчатость, герцинская складчатость.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/02/18/relef-geologicheskoe-stroenie-i-poleznye-iskopaemye-rossii
  • http://www.myshared.ru/slide/1069094/
  • http://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_geografii_na_temu_quotrelyef_geologicheskoe_stroenie_i_poleznye_iskopaemye-34072.htm
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-klass-relef-i-poleznie-iskopaemie-rostovskoy-oblastiregionalniy-komponent-2008744.html
  • http://obrazovaka.ru/prezentaciya/8-klass-mineralnye-resursy-rossii
  • http://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-geografii-geologicheskoe-stroenie-relef-i-poleznye-iskopaemye-rossii.html
  • http://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/geologicheskoe-stroenie-relief-i-poleznye-iskopaemye/poleznye-iskopaemye-na-territorii-rossii
  • http://mygeograph.ru/poleznye-iskopaemye-rossii-prezentaciya/
  • http://pedsovet.su/load/106-1-0-14244
  • http://sud-rusp.ru/obychenie/metodicheskaya-kopilka/geografiya/131-urok-po-geografii.html