Меню Рубрики

Сказка про полезные ископаемые

Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф).

Показать их применение в жизни человека.

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;

Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;

Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

— Доброе утро! Солнцу и птицам,

-Доброе утро! улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро, длится до вечера!

Воспитатель: Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.

Как вы думаете в виде чего?

Ответы детей.

Воспитатель: В виде полезных ископаемых.

Воспитатель: Почему полезных?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему ископаемых?

Ответы детей.

Воспитатель: Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?

Строителям – надежный друг:

Гранит — полезное ископаемое. Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.

Наиболее распространена черная разновидность.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют гранит?

Ответы детей.

Воспитатель: Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.

Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу. Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени: даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.

В школе не лежит без дела:

Воспитатель: Конечно же это мел. Его называют – Известняк.

Известняки чаще всего бывают следующих цветов: белый, серый, желтый, розовый, «персиковый», серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют известняк?

Ответы детей.

Воспитатель: Известняк — важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень

Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Воспитатель: Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют песок?

Ответы детей.

Воспитатель: Применение природного песка – широчайшее!

Воспитатель: Глина является очень распространённой горной породой.

Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют глину?

Ответы детей.

Воспитатель: Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.

Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур. Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве: для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют уголь?

Ответы детей.

Воспитатель: Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.

Отдельно – я не так вкусна

И в пище — каждому нужна. (соль)

Воспитатель: Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют соль?

Ответы детей.

Воспитатель: Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.

Воспитатель: Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют железную руду?

Ответы детей.

Воспитатель: Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.

Воспитатель: Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют газ?

Ответы детей.

Воспитатель: Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.

Воспитатель: Нефть — это важное полезное ископаемое. Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют нефть?

Ответы детей.

Воспитатель: Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых, которые человек добывает в горах и недрах земли. А у меня к вам вопрос: а точно ли они полезны?

Ответы детей

-Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.

-Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.

Воспитатель: Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?

Ответы детей.

Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.

Итог занятия:

Ребята, наше занятие подошло к концу. Вот вы придете, сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?

Рассказы детей.

Анализ занятия воспитателем

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что хлеб расскажет о себе?» Конспект занятий по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. «Что хлеб расскажет о себе» Программное содержание:.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Дружный хоровод» Цель занятия : расширять представление детей о национальной культуре народов России, совершенствовать знания о национальных костюмах,их.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звёзды-сёстры Солнца» Тема: «Звёзды – сёстры Солнца». Цель: Расширить кругозор детей, представления о Вселенной, дать понятие, что такое звёзды, вызвать интерес.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство со скульптурой» Воспитатели: Бондаренко А. А. и Попова С. А. Программные задачи: продолжать знакомить детей с различными жанрами скульптуры, с материалами.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с кубанской хатой» «Знакомство с кубанской хатой» Цель: формировать первичные представления о малой Родине и представлений о социокультурных ценностях кубанского.

Конспект НОД по познавательному развитию «Сердце и кровеносная система» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Созвездие» Конспект непосредственно.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Спасаем Василису» Тема: Спасаем Василису Прекрасную Группа старшая Оборудование для детей: формата А4 красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Новые приключения Колобка» Цель: развитие познавательной сферы детей. Задачи: — развитие внимания и наблюдательности; — развитие зрительной памяти; — совершенствование.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Программное содержание:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Для чего нужны витамины» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Для чего нужны витамины» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная.

источник

СКАЗКА ПРО ЯНТАРЬ

Однажды водолаз нырнул под воду очень глубоко и его внимание привлек камушек. Он его взял. Это оказался янтарь. Водолаз Гена много дней пытался из него сделать украшение. Однажды у него это получились бусы. Водолаз был очень горд. Бусы он подарил своей маме. Она никогда их не снимала.

И однажды ночью она услыхала, что камушки разговаривают между собой. Один камушек вспоминал, что когда-то они были простой мягкой смолой на дереве. Но дерево спилили и сплавили в озеро. Смола затвердела и упала на дно. Один камушек говорил:

— Смотрите я яркого желтого цвета.

— А я с красными крапинками.

И тут зазвонил будильник, мама проснулась. Она стала бережнее относится к своим бусам.

СКАЗКА ПРО МЕДЬ

Маленькой девочке Наде подарили кольцо. Оно было сделано из меди. Надя очень гордилась своим кольцом. Но однажды она узнала, что кольцо не золотое, а медное и выкинула его. Кольцо покатилось и упало на дорогу. Его нашел мальчик Коля. Он хотел оставить это кольцо себе, но оно вдруг заговорило: «Отнеси меня, пожалуйста, к девочке Наде. Она меня потеряла»

Коля послушался и отнес кольцо девочке. Она не хотела его брать, но Коля положил ей его в ладошку и ушел. Надя опять хотела выкинуть кольцо. Но кольцо рассердилось и превратило Надю в жабу.

СКАЗКА ПРО НЕФТЬ

Глубоко-глубоко под землей жила госпожа Нефть. Она ходила в темных одеждах и от нее очень резко пахло. Она удивляла подземных жителей тем, что легко могла ходить по воде и не тонуть. А на воде оставались ее масляные следы, что очень раздражало подводных жителей. Ее родители не разрешали ей играть со спичками, так как боялись, что она может сгореть.

Однажды нефть со своими друзьями решила убежать из дома. Она залезла в трубу и оказалась на поверхности Земли. И у госпожи нефти и ее друзей начались различные приключения. Они отправились в цистернах по железной дороге в разные уголки страны. Наша госпожа Нефть попала к волшебникам и они превратили ее в бензин, керосин. Нашу госпожу Нефть можно встретить в вазелине, лаке, пластмассе и даже в различных красках. После превращения началась новая и интересная жизнь у госпожи Нефти, только надо внимательно присмотреться, что бы с ней встретиться. Желаю удачи.

СКАЗКА ПРО ГЛИНУ

Давным — давно на нашей планете росли большие дремучие леса. Было много рек и озер. Люди жили тогда племенами. Они часто переходили с места на место в поисках лучшего места для житья. Одно племя поселилось на берегу красивой речки. Построили себе хижины, ловили рыбу, охотились. Люди были довольны выбранным местом. Но однажды наступила засуха. Речка высохла. Остались только потрескавшиеся коричневые берега. Старики плакали, они не знали как жить дальше. Взрослое население было занято пропитанием и доставкой воды. А маленькие дети нашли новое место для игр. Это высохшее русло реки. Утром, когда капли росы еще не высохли, ребятишки лепили из нее различные фигурки. Взрослые переняли опыт у детей и стали делать из глины посуду: горшки, кринки. Изделия из глины обменивали на нужный товар. Затем они научились делать кирпич. Жить они стали лучше. Прошло много лет, люди научились строить большие заводы, где делают много кирпича и глиняной посуды, но до сих пор берут глину по берегам рек.

Читайте также:  Зверобой чай чем полезен

СКАЗКА «СПОР ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»

Однажды ночью случился в местном краеведческом музее большой переполох, а все потому что сошлись в жестоком споре между собой полезные ископаемые, выставленные в этом музее.

Не могли они никак решить, кто из них полезнее для человека.

Первым начал спор уголь. Он сказал:

-Я, уголь, самое полезное ископаемое из полезных. Без меня человек бы мерз зимой и не мог бы согреться.

Ему возразила нефть, налитая в сосуд:

-Это я, нефть, самая полезная из полезных. Меня человек ценит больше тебя и добывает в больших количествах. Без меня встали бы его машины, не ездили бы поезда, не летали бы самолеты.

-Вы не правы, милейшие, — возразила железная руда. — Зачем бы нужен был человеку уголь и нефть, если бы он не мог ничего построить из металла? Я — основа современной цивилизации.

-Неправда! — горячо возмутилась глина. — Твой век уходит. Новый век — это век алюминия.

Тут из-за стены подало голос золото:

-Основа цивилизации — деньги, а деньги — это я. Золото самое полезное ископаемое.

Спорили и ругались полезные ископаемые и никак не могли решить, кто же из них полезней. Только кусок каменной соли не принимал участие в споре — он-то знал, что самое полезное ископаемое именно каменная соль. Ну не будет у человека угля — обойдется дровами, не будет металла — использует пластик, не будет золота — применит серебро, а вот соль в еде ничем не заменишь.

СКАЗКА «Как поспорили полезные ископаемые, о том, кто из них полезнее?»

Однажды медь и железо поспорили, кто из них полезнее. Медь уверяла, что благодаря ей человечество вступило в новую фазу своего развития. Благодаря ее уникальным свойствам, а именно — относительной легкости процесса извлечения из руды и легкому плавлению — человек смог сделать первые инструменты и продвинулся далеко вперед в своей эволюции: он научился обрабатывать землю, сшивать шкуры и делать из них одежду, даже украшения для любимых делались из бронзы.

Выслушав эти хвастливые аргументы, железо не сдержалась.

-А знаешь ли, медь, что даже тогда, когда люди научились смешивать тебя с оловом, чтобы получить бронзу, что даже тогда, ты была слишком мягкой. Украшения и статуи — твой удел. А мое предназначение — настоящие мужские инструменты, тяжелые и крепкие. Мой удел — быть первым во время мира и во время войны.

В некоторых древних странах, например, в Древнем Египте железо было ценнее золота: его называли «металлом неба», потому что египтяне получали его главным образом из фрагментов упавших на землю метеоритов.

Только благодаря мне, железу, смогла свершиться Промышленная революция и человечество сделало громадный скачок в своем развитии.

-Молчишь, медь, нечем тебе опровергнуть мои аргументы? Так-то.

источник

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание и краткое содержание «Сказки, добытые из-под земли» читать бесплатно онлайн.

СКАЗКИ, ДОБЫТЫЕ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде — в виде полезных ископаемых.

Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Под землёй, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

— Я — соль земли, — говорит Соль. — Без меня на земле каши не сваришь.

— А без меня сваришь? — спрашивает Алюминий. — Кастрюли-то делают из алюминия.

Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

— А на чём варить будете? — спрашивает Уголь.

И Природный Газ подхватывает:

— Без топлива в этом деле не обойдётесь.

— А чем огонь разожжёте? — спрашивает Сера, без которой ни одна спичка не загорается.

— И надо ещё крупу привезти, — говорит Нефть, без которой не будет бензина для транспорта.

Простую кашу сварить — и вон сколько их набралось! Кого ни возьми — без него каши не сваришь…

— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, — говорит Железо, из которого делают лопаты. — Прежде чем кашу варить, всех вас нужно ещё из земли выкопать.

По виду не скажешь, что Медь такая старая. А ведь знали её ещё в Каменном веке — такую же красную, румяную, как сейчас.

Никаких других металлов не знали. А Медь знали. И в хозяйстве использовали. Кувшины из неё делали. Миски. Ножи. Это в Каменном-то веке!

Потому он и кончился, Каменный век, что слишком много в нём накопилось медного. А когда в Медном веке слишком много накопилось бронзового, кончился Медный и наступил Бронзовый век (хотя Бронза — это была та же Медь, только соединённая с Оловом). А потом, когда в Бронзовом веке слишком много накопилось железного, на смену Бронзовому пришёл Железный век.

Даже не верится, что столько времени миновало, что Медный век давным-давно прошёл…

Потому что Медь сейчас и в машиностроении, которого не было в Медном веке, и в электротехнике, которой не было в Медном веке… И в телевизорах, не известных Медному веку, и в самолётах, и в космических ракетах — всюду Медь, Медь…

Такая старенькая, а везде поспевает.

Было время, когда металлы не умели летать. Слишком они тяжёлые, трудно им от земли оторваться.

Тогда на Земле ещё ничего не знали об Алюминии. Хотя он уже был и на каждом шагу встречался.

Бывают такие незаметные герои, которые никому не заметны, пока на них не посмотрят внимательно. А как посмотрят, увидят — и сразу они прогремят на весь мир.

Так прогремел в прошлом веке металл Алюминий.

Но греметь, конечно, легче, чем летать. Для полётов не только лёгкость, но и твёрдость нужна. Алюминию же не хватало твёрдости.

— Соедините его со мной, — предложила Медь. — Со мной он в два счёта станет твёрдым.

— С тобой? Но ты же сама мягкая!

— Это я мягкая, пока одна. В сплавах я не такая. Вспомните Бронзу, Латунь…

Соединили Медь с Алюминием. Получился Дюраль, твёрдый сплав. И лёгкий, и твёрдый.

Вот из него и построили самолёты. И на этих самолётах нашлась работа для многих металлов, которые прежде, до Алюминия, не умели летать.

Важно, чтоб кто-то первый полетел. А за ним полетят и все остальные.

Жила на свете Твёрдая Глина, и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.

Пришла к Твёрдой Глине Вода.

— Надо, — говорит, — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.

Прикоснулась к Глине Вода — и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из неё даже кружку вылепили.

— Будем с тобой вместе людей поить, — говорит Вода. — А пока я испаряюсь.

— Будем вместе, а сама испаряешься?

— Пока, — говорит Вода. — Чтобы поить людей, кружка должна быть твёрдой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твёрдой. Поэтому — прощай!

— Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твёрдой…

— Всё правильно, — сказала Вода. — Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твёрдость нужна.

Вода испарилась, а Глина задумалась.

Оказывается, не так это просто — делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда — твёрдым.

Когда выйдешь наверх из глубин земли, приятно похвастать своими земляками.

— Мой земляк врачом стал. Травматологом. Помогает переломам срастаться.

— А мой земляк — скульптор. Его работы на выставках.

— А мой по сельскому хозяйству знаменитый специалист.

— Знаменитый? А зовут его как?

Да, Гипс на все руки мастер. И гипсовую повязку наложить, и скульптуру из гипса вылепить, и заштукатурить что надо, и почву удобрить, и сделать ещё множество дел…

Выходит, все одним земляком хвастались.

С таким земляком не стыдно выйти из-под земли, не стыдно на белый свет показаться.

Асфальт кажется серым, но он чёрный, как смола. Его даже называют горной смолой, потому что он настоящая горная порода. Конечно, настоящий Асфальт, не искусственный.

Настоящий Асфальт вышел из недр земли, не подозревая, что им станут покрывать дороги. Он даже не знал, что на свете существуют дороги. Жизнь в недрах земли — без дорог.

А здесь, на земле, все куда-то спешат, колёса стучат, ноги топают, и не могут они стучать и топать по бездорожью. Земле нужны дороги, чтоб легче было двигаться по земле, потому что если живёшь — надо двигаться.

Правда, Асфальт сам не двигается, он только покрывает дороги, но это значит, что он помогает общему движению, а это бывает важнее, чем двигаться самому.

А то, что он серый, так это просто дорожная пыль. Рабочая пыль. Ведь нельзя же работать так, чтоб не запылиться!

Ох, как много нужно земли ископать, пока добудешь то, что для нас на земле полезно.

Книги похожие на «Сказки, добытые из-под земли» читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

источник


Давно прошли те времена, когда полезными ископаемыми были корешки, которые можно было немедленно съесть. Начиная с эпохи бронзы, полезными стали руды меди, олова, свинца. Затем этот список пополнился: начали добывать железную руду, серебро, золото. Бесполезные ископаемые в виде переработанной породы, а также отходы, возникающие при изготовлении металла, особых беспокойств не вызывали, пока производство оставалось кустарным.

В настоящее время «полезным» стало практически все, что входит в таблицу Менделеева, а также разнообразнейшие соединения химических элементов, применяемые сами по себе и для создания новых материалов и веществ. На каждого американца ежегодно приходится более 20 т. новых материалов. Производство одной тонны материала связано с перемещением или использованием до 15 т. воды, земли или воздуха. Для золота это соотношение равно 1:350 000. Все это изымается у природы и практически немедленно превращается в бесполезные отходы, которые, в свою очередь, становятся вредными: они не только отнимают место у сельскохозяйственных угодий, но и отравляют почву, грунтовые и поверхностные воды, а также воздух.

«Полезные» ископаемые в виде органического топлива настолько ухудшили экологическую ситуацию, что, в соответствии с выводами Межправительственной комиссии по изменению климата, для прекращения увеличения содержимого углерода в атмосфере необходимо уменьшить применение горючего на 60-80%.

Только в США каждый год закапывают 3.5 млн. т. промышленных отходов в дополнение к 160 млн. бытовых и прочих отходов. В Украине общий объем отходов, накопленный со времен начала индустриализации, оценивается в 20 млрд. т. (по 400 т. на человека!). Если судить по результатам, то промышленность создана для производства отходов, а товары являются побочным продуктом.

Читайте также:  Полезный инструмент своими руками

Известно, что тяжелые металлы (простейшие яды) никогда не распадутся, и любой контейнер или цистерна когда-нибудь разрушится, однако нет никаких признаков того, что безумие производства уменьшается. Элементарные яды, урановые руды и другие источники смерти для всего живого, которые были в естественном состоянии рассеяны и не представляли опасности, усилиями «человека мыслящего» сосредоточены в малых объемах и превратились в реальную угрозу жизни.

Ежегодно американская промышленность выбрасывает в воздух 160 т. ртути — элементарного яда. Все соединения ртути ядовиты и повреждают органические ткани, сворачивая протеины и дезактивируя энзимы; последствия: врожденные дефекты, заболевания мозга, слепота. В воде ртуть активно превращается в растворимые соединения метила, которые усваиваются водорослями и планктоном, а те в свою очередь, поедаются мелкой рыбой, которую съедает крупная рыба, попадающая на стол человеку, снабжая его биологически концентрированным ртутным ядом. Если рыба умирает в воде, продукты ее распада снова и снова поступают в обычный биологический цикл.

Недавние исследования биологов показали, что ртуть обнаруживается в водоемах, удаленных от мест сброса на тысячи километров. Ртутное отравление стало всеобщей проблемой: ртутное предупреждение получили рыбаки 40 штатов Америки, тысяч озер в Канаде, вся Скандинавия и многие страны Европы и Азии. От элементарного яда невозможно избавиться простым разрывом пищевой цепочки.

Еще одна форма организованного безумия проявляется в том, что федеральные инструкции позволяют заводам избегать больших расходов на захоронение промышленных отходов простым переименованием в «добавки к почве». Удобрения, содержащие промышленные попутные продукты такие как свинец, кадмий, мышьяк и ртуть, а также соединения диоксида и даже радиоактивные компоненты, широко распространяются в сельскохозяйственных районах на протяжении последних 20 лет. Например, завод по переработке урана в Оклахоме ежегодно «дополняет» 9000 акров пастбищ десятью миллионами галлонов слабо радиоактивных отходов, лицензированных как жидкое удобрение. Такое же «удобрение» выливается на 75 акров пастбища на Бермудах, где пасутся 400 голов крупного рогатого скота. В семьях, живущих вблизи пастбища, отмечено 124 случая раковых заболеваний и врожденных пороков.

Еще пример: министерство энергетики США пришло к заключению, что количество плутония и других радиоактивных элементов, попавших в почву в процессе производства ядерного оружия, в 10 раз превышает то, о котором шла речь до самого последнего времени. Соответственно оказалось значительно большим и количество радиоактивных элементов, попавших в воду и продукты питания. Необходимость проверить имеющиеся данные была вызвана настойчивостью частной инициативной группы под названием «Институт энергетических и природоохранных исследований», участники которой еще в 1997 году заявили, что правительственные сообщения об объемах захоронений плутония и остальных радиоактивных элементов «неубедительны и противоречивы». В то время как по официальным сообщениям утечка радиоактивных материалов не превышала трех процентов от их общего количества, в действительности этот показатель превысил 30-процентную отметку.

Предварительные расчеты показывают, что период востановления питьевой воды составляет 200 лет, земной экосистемы — 500 лет, атмосферы — 1 миллион лет, океана — 20 миллионов лет.

источник

Задачи занятия: формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей; воспитывать гордость за свою страну интерес к природе.

Ход занятия

На столе находятся следующие объекты: цветы, камень, кукла.

В. Сегодня мы снова поговорим о живой и неживой природе. Скажите, что из этих предметов живое, а что нет. (Ответы детей.) Почему вы считаете, что цветок – это живая природа. А камень относится к природе? Какая это природа? А почему кукла – это не природа? Ребята, возьмите по одной картинке, посмотрите, что на ней нарисовано, и если это живой объект, положите картинку возле цветка, если это неживая природа – возле камня, а если это не природа, то положите возле куклы. (Дети разглядывают карточки, воспитатель проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания.) Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.

В. Давайте вспомним, что же такое природа? Замечательный писатель и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыба – вода, птицы – воздух, звери – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А как называется наша Родина? Посмотрите на карту, какая страна на ней изображена?

Наша страна не такая уже и большая, но богатств у неё много. Видите сколько на карте зелёного цвета, значит много зелёных лесов. Синий цвет показывает реки и озёра. В лесу много зверей, ягод, грибов, в реках и озёрах много рыбы. Но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Ищут и находят эти полезные ископаемые люди, профессия которых – геологи.

Представьте себе, что мы с вами геологи, и мы в лаборатории, и будем изучать полезные ископаемые. Лаборатория – это там, где рассматривают, изучают, исследуют разные предметы, делают опыты. Давайте пройдём за столы, там будет наша лаборатория. (Дети садятся за столы.)

В. Ребята ископаемые привёз паровозик, хоть он и игрушечный, но полезные ископаемые самые настоящие. В первом вагоне находятся белые камушки. Возьмите их в руки, и скажите, что это? (Мел.) Для чего нужен мел? Откуда же он взялся? Оказывается давно там, где мы живём, было море, в котором было много улиток в раковинах, время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их заносило песком и илом, их раковина превращалась в мел. Люди научились добывать мел и использовать его. Очищенный мел врачи приписывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости. Называют этот мел — глюканат кальция. Попробуйте таблетку на вкус.

Давайте, мы попробуем, что во втором вагончике. (Соль.) Соль – это тоже полезное ископаемое, её добывают в нашем государстве. Сначала она называется каменной. Как вы думаете, почему? А потом её размалывают, очищают, и она становится пищевой. Почему её называют пищевой? Добывают соль возле таких городов, как… (показывает эти города на карте). но вспомните, что мы с вами геологи, а они ищут полезные ископаемые по горам, болотам, лесам, преодолевая любые препятствия.

Дети садятся перед доской, воспитатель показывает города и обращает внимание на обозначение на карте нефти.

В. Посмотрите, сколько здесь чёрных треугольников, они показывают, что в этих местах, глубоко под землёй течёт река, вода в которой может гореть. Геологи нашли эту реку, загнали в землю стальную трубу. (Показ картинки.) Из трубы забил фонтан чёрной воды, которую называют нефтью. (Показ нефти в пробирке.) Она густая и горит. На специальных заводах из нефти делают бензин, керосин, смолу для асфальта, пластмассу и ещё много вещей. А для чего нужен бензин, керосин, а что делают из пластмассы?

Ребятам предлагается взять чашку с подноса, и отпить немного воды. Что это? (Минеральная вода.) Минеральная вода очень полезна для человека, и она тоже находится в глубине нашей земли. У нас еще много полезных ископаемых, таких как…, но о них мы поговорим на следующем занятии.

источник

География для самых маленьких. Полезные ископаемые
Занимались по Доману с первого месяца жизни дочки и до четырех лет

источник

Сборник » А знаете ли вы? Статьи для детей».

Для младшего школьного возраста.

Сегодняшний наш рассказ будет на такую интересную тему, как необычные и очень ценные сокровища, которые, казалось бы на первый взгляд, совершенно не представляют из себя ничего ценного. Но, это только на первый взгляд. А если вы узнаете об этом подробней, то сможете понять, насколько богата наша земля. И иногда несметные богатства находятся чуть ли не прямо у нас под ногами. И речь сегодня пойдет о полезных ископаемых, другими словами, о богатствах, что находятся в недрах нашей земли.
Само понятие «полезные ископаемые», означает различные минеральные и органические образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в сфере какого-либо производства. Например, в качестве разного сырья для заводов и фабрик, или просто, как топлива. А называются они ископаемые, потому что их извлекают из земли. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Самые основные — это горючие. Такие, как нефть, природный газ, торф и уголь. Без них человечество просто не знало бы, что такое тепло, уют, горячая еда. Так же не знало бы, что такое машины и многое другое, без чего современному человеку просто невозможно обойтись. А чтобы привести в движение самолеты, машины, поезда и корабли необходимо горючее — бензин и керосин. И тут приходят на помощь богатства земли, ведь различное топливо делают из нефти, которую добывают из недр земли. А природный газ, который выкачивают из глубинных недр земли, пройдя по газопроводам, попадает в наши квартиры и обогревает и «кормит» людей. Огромную пользу приносит и добыча каменного угля, который широко используют в металлургии, химии и энергетике. А возник каменный уголь из очень древних лесов и растений, которые еще миллионы лет назад погибали под натиском бурь и падали на дно рек и болот. И так они прессовались миллионы лет, и залежи каменного угля находятся очень глубоко под землей.
Так же к очень важным ископаемым относятся руды чёрных, цветных и благородных металлов. Они просто незаменимы в современной науке и технике. Разве можно себе представить, например, современную медицину, в которой у врача-хирурга нет никаких инструментов? А те же автомобили, самолеты, корабли, железные дороги, различные станки изготавливают из разных металлов: железа, свинца, титана, никеля, меди. А драгоценные металлы, такие как золото, серебро и платина, используются человеком не только для изготовления ювелирных украшений, но и широко применяются в современной науке и медицине.
Следующий вид полезных ископаемых — гидроминеральные. К ним относятся различные подземные минеральные и пресные воды. О пользе минеральных вод известно с древних времен. А важность воды для жизни человека просто невозможно оценить.
А разве можно представить себе современное общество без таких полезных ископаемых, как строительные материалы? Они называются нерудные. Это известняк, песок, глина, различные строительные камни, гранит и многое другое. Полезные ископаемые оказывают огромное влияние на нашу жизнь. Например, из специально песка делают стекло, которое просто незаменимо в современном обществе, и для изготовления посуды, различных приборов, оконных стекол и многого, очень необходимого для науки и техники. Так же широко используется горнохимическое сырьё: апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты.
Следующий вид незаменимых полезных ископаемых, это камнесамоцветное сырьё. К ним относятся такие красивые самоцветы, как: яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит, аметист и многие другие. И на сегодняшний день очень широко используются для изготовления различных ювелирных украшений, красивых предметов, статуэток, посуды, элементов мебели. А так же и драгоценные камни: алмаз, изумруд, рубин, сапфир, топаз. А знаете ли вы, что бриллианты — очень красивые и дорогие камни, используемые в качестве украшений, это специально обработанные кристаллы углерода, — алмазы. Сами по себе, алмазы — очень невзрачные, мутные камни. Сверкающим чудом их делает мастер-ювелир, который сначала этот камень разрезает, потом шлифует и придает огранке. Обычно, каждый бриллиант имеет по 58 и более граней, благодаря чему камни сверкают всеми цветами радуги. Но используются кристаллы алмазов не только, как украшения. Ведь, алмаз — это самое твердое вещество, созданное природой. Появились алмазы давным-давно, еще миллионы лет назад, когда в недрах земли бушевали расплавленные вещества. Под воздействием высоких температур и огромного давления, молекулы углерода спрессовались и превратились в прозрачные кристаллы алмазов. И на сегодняшний день это незаменимый материал в современной науке, в самых современных технологиях и в космической технике. И обработать алмаз можно только при помощи другого алмаза, так как ни один другой материал не способен противостоять твердости этого камня.
О пользе и ценности полезных ископаемых человечеству известно очень давно. Конечно, сегодняшняя техника позволяет без особого труда добывать из глубин земли ее несметные сокровища — полезные ископаемые. А ведь, раньше людям приходилось вручную копать и шахты, и рудники, и глубокие колодцы. О полезных ископаемых существует множество старинных сказок и легенд. Все мы в детстве слышали знаменитую сказку о хозяйке медной горы. В этой сказке писатель Павел Петрович Бажов очень живописно описал край месторождений Уральских самоцветов, в частности, красивого зеленого малахита. Помните, как трудился по сюжету этой сказки Данила-мастер, создавая необычной красоты каменный цветок в пещере глубоко под землей, в заточении у хозяйки медной горы, которая умела превращаться в ящерку? Если кому-то из вас еще не известна такая сказка, — обязательно прочитайте. Это очень познавательная история о силе любви и силе настоящего мастерства рук человека. А так же, обязательно прочитайте чешскую сказку о Соленом принце, в которой рассказывается, как на самом деле, оказывается, незаменима для человека самая обычная соль. А сказка про Питера-угольщика повествует о том, что нужно обязательно ценить то, что имеешь, особенно, если это настоящая любовь и верность. Впрочем, об этом повествуют многие сказки. Только о янтаре существует множество легенд и сказок. Самая известная про морскую богиню Юрате, полюбившую простого рыбака, за что Зевсом был разрушен ее подводный янтарный замок. Но самом деле, янтарь — это окаменевшая смола очень древних деревьев, возраст которой насчитывает десятки миллионов лет, а по своей красоте украшения и поделки из янтаря не уступают дорогим драгоценным камням.
Не возможно себе представить жизнь современного человека, не обладай он такими богатствами, как полезные ископаемые. Но самое большое богатство, это наша земля. Если люди будут ценить и оберегать природу, бережно относится к своей земле, то и она в ответ всегда одарит людей своими несметными сокровищами, которые она щедро создала в своих недрах.

Читайте также:  Полезная длина пути это расстояние между

источник

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»

Автор: Штыкова Ирина Николаевна, воспитатель МБОУ лицей «МОК №2», г. Воронеж.

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Посылка, образцы полезных ископаемых, емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магниты, лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками), заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), кусочек пенопласта, партновская игла, цветная бумага, презентация «Полезные ископаемые» (в приложении).

Познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Дети, поздоровайтесь с гостями.

Дети здороваются. В зал вносят посылку. Воспитатель вскрывает посылку. Внутри записка и небольшая коробочка.

«Здравствуйте, дорогие ребята группы «Капельки». Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка».
На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста.

Что же находиться в коробке? (открывает её)

Почему они так называются?

Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.

Какие три вида полезных ископаемых вы знаете?

Твердые, жидкие и газообразные.

Какими способами их добывают?

Открытым (карьер) и закрытым (шахта).

Давайте разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке.

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

Какую пользу приносит гранит?

Он используется в строительстве.

Раз огромнейший насос
Ухватил меня за нос.
Посадил меня в трубу
По трубе теперь бегу.
Прибегу я на завод —
Там меня нагреют. Вот
Такие вот продукты:
(Не конфеты и не фрукты)
Керосин, бензин, мазут.
Из меня произведут.
Без меня не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это?

Что изготавливают из нефти?

Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.

Какую пользу он приносит людям?

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.

Для чего она используется?

Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение.

Где используется известняк?

Используется в строительстве. Из него делают мел.

На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.

Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи.

Что делают из железной руды?

Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.

Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете?

Он притягивает железные предметы.

Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.

Вместо рук — большие крылья.
Ну-ка, в небо, эскадрилья!

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу?

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).

Покачаемся слегка,
А под нами облака.

Исходное положение – ноги на ширине плеч.
1 – наклон вправо – «кач» (вдох)
2 – наклон влево – «кач» (выдох)

Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит мой друг?

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – повернуться вправо (вдох)
2 – исходное положение (выдох)
3 – повернуться влево (вдох)
4 — исходное положение (выдох)

Мы хлопком встречаем Солнце,
Светит людям пусть в оконца.

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки вверх (вдох)
2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох)
3 – развести руки в стороны (вдох)
4 – исходное положение (выдох)

Мы представим, что мы пчёлы,
Пчёлы в небе – новосёлы.

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох)
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох)

Приземляемся, ура!
В страну магнитов, детвора!

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.
1 – руки поднять вверх (вдох)
2 – наклон вперед с одновременным опусканием.

Вот мы и в волшебной стране магнитов.

Емкость с водой,
5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
Магнит.

В емкость с водой опустить рыбок.
Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),
Заготовки для машинок (дно, крыша),
Металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка),
Ножницы и скотч (можно клей и кисти),
Магниты.

Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши.
Установить автомобили на старте.
Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

Поле магнита действует через картон и бумагу.

Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

Кусочек пенопласта в виде лодочки,
Портновская игла для мачты,
Цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте);
Магнит,
Миска или таз с водой.

Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).
Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Сила магнита действует даже на расстоянии.

Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

Два маленьких мебельных магнита.

Поднести два магнита друг к другу.
Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

Мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых и о магнитах. Что вы узнали? Что вам больше всего понравилось? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит спокойная расслабляющая музыка).

«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями приближаетесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

Я предлагаю вам на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, разукрасить фигурки из глины, которые потом вы заберете домой.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

источник

Источники:
  • http://xn----8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai/index.php/skazki-pro-poleznye-iskopaemye/271-okruzhayushchij-mir/skazki-pro-poleznye-iskopaemye
  • http://www.libfox.ru/288333-feliks-krivin-skazki-dobytye-iz-pod-zemli.html
  • http://rudocs.exdat.com/docs/index-157549.html?page=6
  • http://vscolu.ru/konspekty-zanyatij/konspekt-zanyatiya-po-teme-poleznye-iskopaemye-v-starshej-gruppe.html
  • http://club.umnitsa.ru/forum/geografiya-dlya-samykh-malenkikh-poleznye-iskopaemye
  • http://www.proza.ru/2017/03/15/851
  • http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/poleznye-iskopaemye.html