Меню Рубрики

Составление картосхемы размещения крупных месторождений полезных ископаемых

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вспомните: Что такое минеральные ресурсы? Какие виды минеральных ресурсов вы знаете?

Рудные и нерудные полезные ископаемые

Цель: Выяснить как распространены топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые по странам мира..

Задачи Вспомнить классификацию рудных и нерудных полезных ископаемых. Отметить на контурной карте распространение полезных ископаемых. Сделать вывод о ресурсообеспеченности разных стран.

Методы работы: Работа с текстом учебника Работа с атласом и контурными картами Перевод информации из одной знаковой системы в другую

Подумайте: Одинаково ли разные страны обеспечены различными видами минеральных ресурсов?

Практическая работа №5 «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых»

Цель работы: Выявить мировые центры и районы размещения полезных ископаемых

Задачи работы: Изучить текст учебника (параграф 12-13); Нанести на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых; Используя план характеристики полезных ископаемых подготовить устный ответ; Сделать вывод о распространении различных видов полезных ископаемых по странам мира.

Работа в группах: Первая группа: топливные полезные ископаемые Вторая группа: руды черных металлов Третья группа: руды цветных металлов Четвертая группа: нерудные полезные ископаемые

Оценивание практической работы После выполнения всех заданий практической работы поставьте себе отметку с помощью листа оценивания

Топливные ресурсы Нефть Природный газ Уголь Используется в топливной, химической промышленности и ряде других отраслей Используется в топливнойпромышленности Используется в топливной промышленности и металлургии Ресурсообеспеченностьнефтью не превышает 50 лет Ресурсообеспеченностьгазом выше и оценивается приблизительно в 65 лет Ресурсообеспеченностьмировой экономики по некоторым данным составляет около 3 тыс. лет.

Рудные полезные ископаемые Делятся на две группы: Черные металлы Цветные металлы Железо,марганец, хром. Основной черный металл – железо. Алюминий, медь, олово,цинк, никель, свинец. Используются для производства стали, которая является главным видомконструкционных материалов Используются в металлургии, машиностроении и многих других отраслях промышленности

Нерудные полезные ископаемые Строительные материалы Химическое сырье Техническое сырье Камень, глина, песок. Единственный виднеисчерпаемыхминеральных ресурсов Калийные и натриевые соли, фосфориты, апатиты, сера Графит,алмаз, асбест. Используются в строительстве. Используются в химической промышленности Используются в различных отраслях промышленности

Вывод: Минеральные ресурсы распространены крайне неравномерно. Крупнейшими районами добычи нефти являются побережье и акватория Персидского бассейна, Западная Сибирь, крайний север США и Канады, Карибское море и Северная Африка. Крупнейшими запасами угля обладают: Россия, Германия, США, Китай, Индия, Польша, Австралия, ЮАР. Больше половины всех мировых запасов железа сосредоточено в России, Украине, Бразилии, Австралии, США, Канаде, Индии. Основные месторождения бокситов расположены в тропическом поясе стран Латинской Америки (Бразилия, Суринам, Гайана, Ямайка). Месторождения меди образуют два «медных пояса»: первый – «Медный пояс Африки» (ДРК, Замбия); второй – тихоокеанское побережье Америки (Канада, США, Мексика, Перу, Чили). «Оловянный пояс» проходит через территорию Индонезии, Малайзии, Таиланда, Мьянмы и Вьетнама. Страны богатые нерудными полезными ископаемыми: Россия, США, Китай, Канада, Белоруссия, ЮАР, Италия, Чили, Австралия.

Вывод: Назовите страны обеспеченные различными видами минеральных ресурсов

Домашнее задание Параграф 12 -13. Внимательно прочитать, ответить на вопросы после параграфа. Доделайте работу в контурных картах, оцените свою работу. Дополнительное задание: Какими неисчерпаемыми или возобновимыми природными ресурсами можно заменить исчерпаемые минеральные ресурсы?

Лист оценивания ФИ,класс__________________________________ Выполните практическую работу №5. Оцените выполнение своей работы при помощи таблицы №1 Табл. №1. Критерии оценивания Задание Выполнение работы строго в соответствии с заданием Аккуратность выполнения работы 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 0 баллов 1 балл Топливные полезные ископаемые Руды черных металлов Руды цветных металлов Нерудные полезные ископаемые Наличие вывода Общее количество баллов за работу:

0 баллов – критерий полностью не соблюден 1 балл – допущены существенные ошибки при выполнении 2 балла – допущены 1-2 несущественные ошибки при выполнении 3 балла – критерий оценивания полностью выполнен Подсчитайте общее количество набранных за работу баллов. С помощью таблицы №2 поставьте себе отметку за практическую работу Табл. №2 Перевод баллов в отметку Итоговая отметка за практическую работу №5_________________________________ Количество баллов Процент правильности выполнения работы, % Отметка 20 — 18 100 – 91 5 17 — 14 71 – 90 4 13 — 9 45 – 70 3 Менее 9 Менее 45 2

Практическая работа №5 «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых» Группа №1 ТОПЛИВНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ Цель работы: выявить мировые центры и районы размещения полезных ископаемых. Задачи работы: Изучить текст учебника (параграф 12-13); Нанести на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых; Используя план характеристики полезных ископаемых подготовить устный ответ; Сделать вывод о распространении различных видов полезных ископаемых по странам мира. Оборудование: учебник, атлас, контурная карта. Ход работы: Внимательно изучите текст параграфа 12 (стр. 88-91) Используя карты атласа (карта минеральные ресурсы мира) и текст учебника отметьте на контурной карте районы распространения топливных полезных ископаемых: нефть, газ, каменный уголь. Используя план характеристики полезных ископаемых, подготовьте устный ответ. План характеристики топливных полезных ископаемых Перечислите полезные ископаемые, относящиеся к группе топливных минеральных ресурсов. В каких отраслях промышленности используются данные виды полезных ископаемых? Какова ресурсообеспеченность мировой экономики данными видами минеральных ресурсов? Приведите примеры стран богатых топливными полезными ископаемыми.

Практическая работа №5 «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых» Группа №2 РУДЫ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ Цель работы: выявить мировые центры и районы размещения полезных ископаемых. Задачи работы: Изучить текст учебника (параграф 12-13); Нанести на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых; Используя план характеристики полезных ископаемых подготовить устный ответ; Сделать вывод о распространении различных видов полезных ископаемых по странам мира. Оборудование: учебник, атлас, контурная карта. Ход работы: Внимательно изучите текст параграфа 13 (стр. 92) Используя карты атласа (карта минеральные ресурсы мира) и текст учебника отметьте на контурной карте районы распространения руд черных металлов: железо, марганец, хром. Используя план характеристики полезных ископаемых, подготовьте устный ответ. План характеристики топливных полезных ископаемых Перечислите полезные ископаемые, относящиеся к группе руд черных металлов В каких отраслях промышленности используются данные виды полезных ископаемых? Приведите примеры стран богатых рудами черных металлов.

Практическая работа №5 «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых» Группа №3 РУДЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ Цель работы: выявить мировые центры и районы размещения полезных ископаемых. Задачи работы: Изучить текст учебника (параграф 12-13); Нанести на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых; Используя план характеристики полезных ископаемых подготовить устный ответ; Сделать вывод о распространении различных видов полезных ископаемых по странам мира. Оборудование: учебник, атлас, контурная карта. Ход работы: Внимательно изучите текст параграфа 13 (стр. 92- 93) Используя карты атласа (карта минеральные ресурсы мира) и текст учебника отметьте на контурной карте районы распространения руд цветных металлов: алюминий, медь, олово. Используя план характеристики полезных ископаемых, подготовьте устный ответ. План характеристики топливных полезных ископаемых Перечислите полезные ископаемые, относящиеся к группе руд цветных металлов В каких отраслях промышленности используются данные виды полезных ископаемых? Объясните, что такое рудные пояса. Приведите примеры стран богатых рудами цветных металлов.

Практическая работа №5 «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых» Группа №4 НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ Цель работы: выявить мировые центры и районы размещения полезных ископаемых. Задачи работы: Изучить текст учебника (параграф 12-13); Нанести на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых; Используя план характеристики полезных ископаемых подготовить устный ответ; Сделать вывод о распространении различных видов полезных ископаемых по странам мира. Оборудование: учебник, атлас, контурная карта. Ход работы: Внимательно изучите текст параграфа 13 (стр. 93- 94) Используя карты атласа (карта минеральные ресурсы мира) и текст учебника отметьте на контурной карте районы распространения нерудных полезных ископаемых: Калийные и натриевые соли, фосфориты, апатиты, сера, графит, алмаз, асбест. Используя план характеристики полезных ископаемых, подготовьте устный ответ. План характеристики топливных полезных ископаемых Перечислите полезные ископаемые, относящиеся к группе нерудных полезных ископаемых В каких отраслях промышленности используются данные виды полезных ископаемых? Приведите примеры стран богатых рудами цветных металлов.

источник

Каждый учащийся выбирает страну и характеризует ее, выполняя под руководством учителя ряд практических работ. При этом используются карты и любые справочные материалы.Ниже приводятся перечень тем практических работ по всему курсу и планы их выполнения по первым двум разделам.

1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», выделение группы стран, к которой относится выбранная страна по форме правления и форме административно-государственного устройства.
2. Характеристика политико-географического положения страны.

3. Оценка ресурсообеспеченности страны.
4. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов выгодных территориальных сочетаний; земельных, агроклиматических, водных, лесных ресурсов и ресурсов Мирового океана выбранной страны.
5. Обсуждение экологических проблем регионов, возникающих при использовании природных ресурсов. Пути решения проблем.

6. Изучение и объяснение процессов воспроизводства населения.
7. Изучение и объяснение состава населения выбранной страны.
8. Изучение и объяснение размещения населения на территории выбранной страны.
9. Составление характеристики трудовых ресурсов и экономически активного населения выбранной страны.
10. Изучение и объяснение миграционных процессов на территории выбранной страны.
11. Изучение и объяснение особенностей урбанизации страны.
12. Общие выводы о демографическом потенциале выбранной страны.
Экономико-географическое положение страны.
Влияние научно-технической революции на развитие хозяйства
13. Составление характеристики основных (ближайших к выбранной стране) центров современного мирового хозяйства, влияние на экономику и политику выбранной страны.
14. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства выбранной страны.
15. Влияние НТР на темпы роста, отраслевую, территориальную структуру хозяйства: факторы размещения хозяйства выбранной страны.

16. Составление характеристики ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, видов транспорта.
17. Составление картосхемы размещения основных промышленных, сельскохозяйственных районов и центров, районов туризма выбранной страны.
18. Составление диаграммы «Международные торгово-экономические связи» выбранной страны.

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй мира», выделение группы стран, к которой относится выбранная страна по форме правления и форме административно-территориального устройства.
1. На основе «визитной карточки» стран на форзаце учебника В.П. Максаковского составьте систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира» по следующей форме.

Форма правления Форма административно-территориального устройства
Республики Монархии Унитарные государства Федеративные государства
конституционные абсолютные

2. В каждую графу впишите названия стран:
1) выбранную страну (например, если бы выбранной страной была Россия, то ее следовало бы внести в две графы: «Республики» и «Федеративные государства»);
2) 4 страны, одинаковые по государственному строю с выбранной страной (в дальнейшем — страна Х), но расположенные в разных регионах;
3) страну, отличающуюся от страны Х по одной графе;
4) страну, отличающуюся от страны Х по двум графам;
5) пограничную страну 1-го порядка со страной Х;
6) пограничную страну 2-го порядка со страной Х;
7) страну — экономического и политического лидера в Европе;
8) страну-лидера в Азии;
9) страну-лидера в Северной Америке;
10) страну-лидера в Латинской Америке;
11) страну-лидера в Африке.
3. Сделайте вывод о разнообразии стран по государственному строю и причинах различия.

Читайте также:  Полезна ли езда на велосипеде для позвоночника

Характеристика политико-географического положения (ПГП) страны.

Используя карты, справочную литературу, материалы периодической печати, радио- и телепередач, дайте описание ПГП страны Х по плану:
1) общие сведения о политической ориентации страны на современном этапе: участие страны в политических, военно-политических и экономических организациях;
2) экономическая и политическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран;
б) принадлежность соседних стран к политическим
блокам;
3) положение относительно основных линий коммуникаций (международных транспортных путей различного вида);
4) положение относительно ближайших очагов международных и внутренних конфликтов — «горячих точек» планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;
б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;
в) позиция правительства страны в вопросах международной разрядки, разоружения;
5) общая оценка ПГП страны.

Оценка ресурсообеспеченности страны.

1. Определите ресурсообеспеченность страны Х с помощью карт учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны Х с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны Х с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны Х и прогноз развития страны.

Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов выгодных территориальных сочетаний; земельных, агроклиматических, водных, лесных ресурсов и ресурсов Мирового океана выбранной страны.

1. Обозначить на контурной карте страны Х основные месторождения, бассейны, рудные пояса полезных ископаемых, обозначить районы выгодных территориальных сочетаний минеральных ресурсов.
2. Обозначить обрабатываемые земли и другие виды земельных ресурсов.
3. Обозначить агроклиматические ресурсы.
4. Обозначить водные ресурсы и ресурсы Мирового океана. Природные ресурсы наносятся на контурные карты по картам атласа условными знаками, которые должны совпадать со знаками карт атласа.

Обсуждение экологических проблем регионов, возникающих при использовании природных ресурсов. Пути решения проблем.
1. Изучив текст учебника, материалы печати, заполните таблицу для страны Х:

источник

№ 1.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», выделение группы стран, к которой относится выбранная страна по форме правления и форме административно государственного устройства.

№ 2. Характеристика политико — географического положения страны.

№ 3. Оценка ресурсообеспеченности страны.

№ 4. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов выгодных территориальных сочетаний; земельных, агроклиматических, водных, лесных ресурсов и ресурсов Мирового океана выбранной страны.

№ 5. Обсуждение экологических проблем регионов, возникающих при использовании природных ресурсов. Пути решения проблем.

№ 6 – 12. Оценка демографического потенциала выбранной страны.

№ 6. Изучение и объяснение процессов воспроизводства населения.

№ 7. Изучение и объяснение состава населения выбранной страны.

№ 8. Изучение и объяснение размещения населения на территории

№ 9. Составление характеристики трудовых ресурсов и экономически активного населения выбранной страны.

№ 10. Изучение и объяснение миграционных процессов на территории выбранной страны.

№ 11.Изучение и объяснение особенностей урбанизации страны.

№ 12. Общие выводы о демографическом потенциале выбранной

№ 13.Составление характеристики основных (ближайших к выбранной стране ) центров современного мирового хозяйства, влияние на экономику и политику выбранной страны.

№ 14. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства выбранной страны.

№ 15. Влияние НТР на темпы роста, отраслевую, территориальную структуру хозяйства: факторы размещения хозяйства выбранной страны.

№ 16 – 18. Характеристика хозяйства выбранной страны.

№ 16.Составление характеристики ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, видов транспорта.

№ 17. Составление картосхемы размещения основных промышленных, сельскохозяйственных районов и центров, районов туризма выбранной страны.

№ 18.Составление диаграммы «Международные торгово-

экономические связи» выбранной страны.

Составление систематизирующей таблицы « Государственный строй мира», выделение группы стран, к которой относится выбранная страна по форме правления и форме административно – территориального устройства.

Цели работы: 1.Закрепить знания о государственном строе стран мира: формах

правления и её административно-территориальном устройстве.

2. Учиться составлять систематизирующие таблицы.

Форма административно-территориального устройства

1.На основе «визитной карточки» стран на форзаце учебника составьте систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира» по следующей форме.

2. В каждую графу впишите названия стран под цифрами:

1) выбранную страну (например, если бы выбранной страной была Россия, то в две графы

«Республики» и «Федеративные государства» надо было сделать следующие записи — 1-

2) 4 страны, одинаковые по государственному строю с выбранной страной, но расположенных в разных регионах;

3) страну, отличающуюся от выбранной страны по одной графе;

4) страну, отличающуюся от выбранной страны (в последующем страна Х), по двум графам;

5) пограничную страну 1 порядка со страной Х;

6) пограничную страну 2 порядка со страной Х;

7) страну — экономического и политического лидера в Европе;

9) страну-лидера в Северной Америке;

10) страну-лидера в Латинской Америке;

3.Сделайте вывод о разнообразии стран по государственному строю и причинах различия.

Характеристика политико-географического положения (ПГП) страны.

Цели: 1.Оценить изменения политической карты мира под влиянием международных отношений.

2. Дать анализ конкретных событий текущей международной политической жизни,

3. Научиться оценивать политико-географическое положение страны, выявлять его

положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП страны во времени.

Последовательность выполнения работы:

1.Используя карты, справочную литературу, материалы периодической печати, радио — и

телепередач, дайте описание ПГП страны Х по плану:

1) общие сведения о политической ориентации страны на современном этапе: участие страны в политических, военно-политических и экономических организациях;

2) экономическая и политическая оценка государственных границ:

а) уровень экономического развития соседних стран;

б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;

3) положение относительно основных линий коммуникаций (международных

транспортных путей различного вида);

4) положение относительно ближайших очагов международных и внутренних конфликтов —

а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;

б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;

в) позиция правительства страны в вопросах международной разрядки, разоружения;

5) общая оценка ПГП страны.

2. Сделайте вывод о возможности изменения ПГП страны.

Оценка ресурсообеспеченности страны.

Цели работы: 1.Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран и

регионов мира различными видами ресурсов.

3. Проверить и оценить знание основных закономерностей размещения

Последовательность выполнения работы:

1.Определите ресурсообеспеченность (Р.) страны Х с помощью карт учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;

2.Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны Х с помощью карт атласа.

3. Сравните Р. страны Х с Р. других стран мира и регионов:

а) назовите более обеспеченные страны;

б) назовите менее обеспеченные страны.

4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.

5. Сделайте общий вывод о Р. страны Х, сделайте прогноз.

Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и

районов выгодных территориальных сочетаний; земельных, агроклиматических, водных,

лесных ресурсов и ресурсов Мирового океана выбранной страны.

1. Выделить основные центры и районы размещения полезных ископаемых, районов

выгодных территориальных сочетаний; земельных, агроклиматических, водных, лесных ресурсов и ресурсов Мирового океана.

2. Учиться отражать результаты работы картографическими средствами.

1. Обозначить на контурной карте (к. к.) страны Х основные месторождения, бассейны, рудные пояса полезных ископаемых, обозначить районы выгодных территориальных сочетаний условными знаками с помощью карт атласа.

2. Обозначить на к. к. обрабатываемые земли и другие виды земельных ресурсов

3. Обозначить на к. к. условными знаками агроклиматические ресурсы.

4. Обозначить на к. к условными знаками водные ресурсы и ресурсы Мирового океана.

5. Условные знаки к. к. должны совпадать со знаками карт атласа.

Обсуждение экологических проблем регионов, возникающих при использовании природных ресурсов. Пути решения проблем.

Цели:1. На примере исследованных проблем страны Х оценить и спрогнозировать последствия

2.Проверить и оценить умения работать с различными источниками информации

индивидуально, в группе, заполнять таблицу, делать обобщения, выводы, вести дискуссию.

Последовательность выполнения работы:

1. Изучив текст учебника, материалы печати, заполните таблицу для страны Х:

2. Сгруппируйте страны с одинаковыми проблемами по регионам или уровню развития,

обсудите пути решения, сделайте выводы, обобщения по теме.

Изучение и объяснение процессов воспроизводства населения.

Цели: 1. Закрепить понятие «воспроизводство населения», установить главные признаки и

особенности первого и второго типов воспроизводства населения.

2.Научиться объяснять по результатам сравнения процессы воспроизводства населения на примере конкретной страны.

3.Оценить умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Последовательность выполнения работы:

1. Изучив текст учебника, определите основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения.

2. По картам атласа определите показатели рождаемости, смертности, прироста населения

3. Запишите формулу естественного прироста (убыли) населения страны Х.

4. Сравните показатели В. страны Х с другими странами региона, крупнейшими странами мира, объясните причины сходства и различия, определите их демографический тип,

Изучение и объяснение состава населения выбранной страны.

Цели: 1.Выявить и объяснить особенности состава населения (Н.) страны Х.

2. Проверить и оценить умения читать и рисовать полово-возрастные пирамиды.

3. Оценить умения сравнивать и делать выводы.

Последовательность выполнения работы:

1.Используя карты атласа, текст учебника определите для страны Х:

б) национальный состав, национальные проблемы, определите тип страны (одно-,дву-, или

2. Используя диаграммы учебника, определите для страны Х:

б) общий вид полово — возрастной пирамиды для стран типа страны Х.

Читайте также:  Какую воду полезнее пить холодную или теплую

3. Зарисуйте общий вид полово — возрастной пирамиды для страны Х.

4. Сравните страны мира по составу, объясните причины сходства и различия.

Изучение и объяснение размещения населения на территории выбранной страны.

Цели: 1. Выявить и объяснить особенности размещения населения страны Х.

2.Проверить и оценить умения сравнивать, делать выводы.

1. Используя визитную карточку (площадь страны и численность населения), определите среднюю плотность населения страны Х, сравните полученный показатель с показателями других стран мира.

2. Используя карты атласа, определите районы с повышенной плотностью, с пониженной плотностью населения.

3.Объясните причины различного размещения населения.

Составление характеристики трудовых ресурсов и ЭАН выбранной страны.

Цели: 1. Проверить и оценить знания о трудовых ресурсах, ЭАН страны Х.

2.Научиться сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами различных стран мира, делать выводы.

Последовательность выполнения работы:

1. Дайте определение понятиям « трудовые ресурсы», «экономически активное население» (ЭАН).

2.Дайте сравнительную оценку трудовых ресурсов двух (развитой и развивающейся) стран мира (одна из стран – страна Х) по предложенному плану с помощью текста учебника и других источников информации:

а) обеспеченность трудовыми ресурсами;

в) распределение ЭАН между отраслями и сферами хозяйства;

д) вывод о существующих различиях в трудовых ресурсах и ЭАН стран, факторах, их определяющих.

Изучение и объяснение миграционных процессов на территории выбранной страны.

Цели: 1. Установить главные направления миграций в пределах страны Х и региона, в котором

2. Научиться объяснять причины миграционных процессов на примере страны Х и региона.

3. Учиться отражать результаты работы картографическими средствами.

Последовательность выполнения работы:

1.Дайте определение понятиям «миграция», «иммиграция», «эмиграция».

2.Пользуясь текстом учебника и картами атласа, на к. к. условными знаками, совпадающими со знаками атласа, укажите районы повышенной и пониженной плотности Н., народы, проживающие на территории страны Х.

3. Разноцветными стрелками покажите направления и виды миграции.

4.Над стрелками подпишите причины миграций.

Изучение и объяснение особенностей урбанизации выбранной страны.

Цели: 1. Выявить и объяснить особенности урбанизации страны Х.

2.Учиться в процессе самостоятельной работы с различными источниками информации,

выявлять и объяснять особенности процессов и явлений.

Последовательность выполнения работы:

1.Дайте определение понятиям «урбанизация», «агломерация»,«мегалополис»,«городской

взрыв», «трущобная урбанизация», «субурбанизация».

2. Используя текст учебника, карту атласа, обьясните особенности урбанизации страны Х. В работе должны быть раскрыты следующие вопросы:

а) какие общие черты современной урбанизации как всемирного процесса характерны для

б) Каковы особенности урбанизации страны? Объясните их причины.

Общие выводы о демографическом потенциале выбранной страны.

Цели: Проверить и оценить умения объяснять, делать выводы, обобщать, прогнозировать.

Последовательность выполнения работы:

1. Определите понятие «демографический потенциал».

2. Используя учебник, тексты предыдущих работ, дайте общую оценку демографического

потенциала, дайте прогноз на демографическую ситуацию выбранной страны Х.

Составление характеристики основных (ближайших к выбранной стране) центров

современного мирового хозяйства, влияние на экономику и политику выбранной страны.

Цели: 1. Проверить и оценить умения пользоваться различными источниками информации.

2. Проверить и оценить умения делать выводы.

3.Научиться анализировать конкретные события международной политической и

4.Научиться выделять основные центры современного мирового хозяйства.

5.Научиться составлять характеристику основных центров современного хозяйства.

6.Переводить текст в картографическую информацию.

Последовательность выполнения работы:

1. Используя текст учебника, выделите на к. к. основные центры современного мирового

хозяйства (ближайшие к стране Х).

2. На отдельном листе, прикрепленном к к. к., используя текст учебника и материалы

периодической печати, составьте краткую характеристику этих основных центров

современного мирового хозяйства.

3. Сделайте вывод: что прежде всего отличает географическую модель современного мирового хозяйства?

4. Сделайте вывод: какой из мировых центров оказывает наибольшее влияние на страну Х,

Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства выбранной страны

Ц. ели: 1.Установить особенности территориальной структуры хозяйства в экономически

развитой или развивающейся странах.

2.Научиться отражать результаты работы в виде типологической схемы.

3.Проверить и оценить умение работать с текстом учебника, делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы:

1. Изучив текст учебника, составьте типологическую схему территориальной структуры

хозяйства страны Х, на которой отразите особенности размещения хозяйства (крупные

промышленные узлы, промышленные пояса, сельскохозяйственные районы, транспортные

магистрали). На схеме постарайтесь выделить систему экономических районов трех основных типов. Сделайте необходимые пояснения.

Влияние НТР на темпы роста, отраслевую, территориальную структуру хозяйства: факторы размещения хозяйства выбранной страны.

Цели: Познакомиться с влиянием НТР на темпы роста, отраслевую, территориальную

структуру хозяйства: факторы размещения хозяйства страны Х Закрепить умение заполнять таблицу.

Последовательность выполнения работы:

1. Изучите текст учебника о влиянии НТР на хозяйство.

Влияние научно-технической революции на:

Территориальную структуру хозяйства:

Где 1- фактор территории, 5- фактор трудовых ресурсов,

2- фактор ЭГП, 6- фактор территориальной концентрации,

3- природно-ресурсный фактор. 7- фактор наукоемкости,

4- транспортный фактор, 8- экологический фактор.

Составление характеристики ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, видов транспорта

Цели: 1. Составить краткую характеристику ведущих отраслей промышленности, сельского

хозяйства, видов транспорта.

2.Проверить умение составлять схему, выделять главное, классифицировать.

Последовательность выполнения работы:

На основе текста, таблиц, рисунков учебника, карт атласа дайте краткую характеристику ведущим отраслям промышленности, сельского хозяйства, видов транспорта в виде схемы по плану:

1) название отрасли; ее отраслевой состав, продукция;

2) сырьевые и топливные ресурсы отрасли, их размещение;

3) районы производства продукции, центры производства;

4) факторы, обусловившие размещение отраслей именно в этих районах.

Машиностроение России

Транспортное тяжелое сельскохозяйственное приборостроение

Центральная для добычи юг России Центральная

Транспортный Металлобаза Потребитель Наукоёмкость,

Составления картосхемы размещения основных промышленных, сельскохозяйственных

районов и центров, районов туризма выбранной страны.

Цели :1Выявить основные промышленные, и сельскохозяйственные районы, центры, районы туризма страны Х.

2.Учиться комплексно использовать карты, учебник, справочные материалы с целью отбора информации, отражать результаты работы в картографической форме.

Последовательность выполнения работы:

1. Используя тематические карты атласа, определите и нанесите на контурную карту основные районы производства электроэнергии, чёрной и цветной металлургии, машиностроении и металлообработки, химической, текстильной промышленности, а также крупных центров данных отраслей; сельскохозяйственные районы. Знаки легенды на к. к. должны соответствовать знакам легенды атласа.

2. Основные районы туризма показать своими знаками (как вариант работы – составьте проект по использованию рекреационных ресурсов страны Х).

Составление диаграммы «Международные торгово-экономические связи» выбранной страны.

Цели: 1.Установить объем внешней торговли страны Х.

2.Установить объем экспорта и импорта.

3.Установить важнейшие товарные группы экспорта и импорта.

4.Научиться показывать международные торгово-финансовые связи диаграммой.

5.Проверить и оценить умения делать выводы, сравнивать.

Последовательность выполнения работы

1. Используя карту атласа определите объём внешней торговли страны Х, объём экспорта и

импорта, важнейшие товарные группы.

2. Зарисуйте диаграмму « Международные торгово-финансовые связи» страны Х в масштабе.

3. Условные знаки диаграммы должны соответствовать знакам легенды карты атласа.

4. Привести примеры различных экспортных и импортных товаров в различных товарных

группах в условных знаках.

5. Зарисовать условные знаки.

5. Сравнить международно-финансовые связи страны Х с другими странами мира.

6. Сделайте вывод о месте страны в Мировом Хозяйстве.

источник

Название Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница 5/5
Дата публикации 02.05.2014
Размер 0.61 Mb.
Тип Рабочая программа

100-bal.ru > География > Рабочая программа

10 класс Практическая работа № 2 «Характеристика политико-географического положения страны»

План характеристики ПГП страны.

  1. Название страны.
  2. Положение страны по отношению к другим странам.
  3. Экономико-географическое положение страны.
  4. Оценка ресурсной базы экономики страны:

а) минеральные ресурсы;

5. Дайте характеристику отраслей специализации страны.

6. Сделайте анализ политической ситуации в данной стране.

«Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний»

Обозначьте на контурной карте:

  • основные угольные бассейны;
  • нефтегазоносные бассейны;
  • рудные пояса;
  • районы размещения химического сырья;
  • районы добычи алмазов.

Выделите районы выгодных территориальных сочетаний полезных ископаемых.

Практическая работа № 5
«Объяснение процессов воспроизводства населения в разных регионах мира»

Изучив текст учебника, определите признаки и показатели первого и второго типа воспроизводства населения.

Заполните таблицу:

«Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»».
1. На контурной карте обозначить 10 стран – лидеров по добыче угля.
2. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.
3. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.
4. Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.
10 класс

«Составление картосхемы «Металлургия мира»»
1. На контурной карте обозначить 10 стран-лидеров по добыче железной руды.
2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.
3. Обозначить 10 стран-лидеров по производству стали.
4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом круговой диаграммы).

  1. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной

руды и производству стали.

«Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»».

1. На контурной карте обозначить 10 стран – лидеров по добыче угля.

2. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.

3. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.

4. Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.

«Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»».

1. На контурной карте обозначить 10 стран – лидеров по добыче угля.

2. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.

3. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.

4. Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.

«Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»».

1. На контурной карте обозначить 10 стран – лидеров по добыче угля.

2. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.

3. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.

4. Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.

Вариант 2
«Составление картосхемы «Металлургия мира»»

1. На контурной карте обозначить 10 стран-лидеров по добыче железной руды.

2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.

3. Обозначить 10 стран-лидеров по производству стали.

4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом круговой диаграммы).

5.Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной

руды и производству стали.
10 класс

«Составление картосхемы «Металлургия мира»»

1. На контурной карте обозначить 10 стран-лидеров по добыче железной руды.

2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.

3. Обозначить 10 стран-лидеров по производству стали.

4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом круговой диаграммы).

5.Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной

руды и производству стали.
10 класс

«Составление картосхемы «Металлургия мира»»

1. На контурной карте обозначить 10 стран-лидеров по добыче железной руды.

2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.

3. Обозначить 10 стран-лидеров по производству стали.

4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом круговой диаграммы).

5.Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной

руды и производству стали.
10 класс

«Составление картосхемы «Металлургия мира»»

1. На контурной карте обозначить 10 стран-лидеров по добыче железной руды.

2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.

3. Обозначить 10 стран-лидеров по производству стали.

4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом круговой диаграммы).

5.Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной

руды и производству стали.

«Составление картосхемы «Металлургия мира»»

1. На контурной карте обозначить 10 стран-лидеров по добыче железной руды.

2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.

3. Обозначить 10 стран-лидеров по производству стали.

4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом круговой диаграммы).

5.Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной

руды и производству стали.

«Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства

и природными условиями разных территорий»

Задание: используя разнообразные источники географической информации объяснить взаимосвязи между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий.

Ответы на тест № 1 по теме «Многообразие стран на политической карте мира»

1. политически независимое, свободное, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

2. форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.

3. наряду с едиными законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Ответы на тестовые задания
Вариант 1

Вариант 2
1. форма правления, при которой главой государства считается император, король, герцог, князь, султан и т. д.

2. форма административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть.

3. реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, (монарх «царствует, но не правит»).

Ответы на тестовые задания

«Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран»

Используя различные источники информации (текст учебника, карты атласа и др.), дайте сравнительную оценку трудовых ресурсов двух стран. Заполните таблицу:

Показатели I тип воспроизводства II тип воспроизводства
1.Рождаемость
4. Регионы распространения
6. Основные направления демографической политики в этих регионах
План сравнения Сравниваемые регионы
1.Численность населения, млн чел.
5. Обеспеченность трудовыми ресурсами
6. Доля экономически активного населения
7. Занятость населения по отраслям хозяйства

Примеры стран для сравнения:

I в. Франция и Алжир; II в. Канада и Бразилия; III в. Корея и Монголия

«Оценка обеспеченности разных регионов и стран

основными видами природных ресурсов»

Задание: используя разнообразные источники географической информации оценить обеспеченность разных регионов и стран основными видами природных ресурсов по плану:

1.Обеспеченность минеральными ресурсами.

2. Обеспеченность земельными ресурсами

3. Обеспеченность водными ресурсами

4. Обеспеченность лесными ресурсами

5. Вывод об обеспеченности природными ресурсами.

«Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и с/х продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха»

Задание: используя разнообразные источники географической информации, определить страны – экспортеры основных видов промышленной и с/х продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, результаты оформить в виде таблицы:

источник

Как уже отмечалось в разделе 1, курсовая работа должна быть оформлена иллюстративно, т.е. помимо текстовой части, содержать картосхемы, схемы, графики и диаграммы. Этот материал является важной органической частью работы, наглядно отображающей ее основные положения (географию размещения производства и ее закономерности, динамику развития, структуру промышленности и т.д.).

Иллюстративный материал в курсовой работе несет различную нагрузку и информацию.

Общее требование к нему — наглядность, соответствие источника составления, аккуратность выполнения.

Картосхемы являются обязательной частью работы.

На них, прежде всего, должно быть отображено то, что сказано в тексте о размещении тех или иных отраслей народного хозяйства или о природных ресурсах, географии населения и различных важнейших отраслей рассматриваемого района.

Картосхемы завершают экономико-географический анализ размещения, данный в курсовой работе. Конкретное их содержание и нагрузка определяются темой работы.

СХЕМЫ должны раскрывать суть структуры отрасли (взаимосвязи), размещения сырьевой базы и отраслей промышленности в том или ином районе ( ТПК и промышленном узле) (см. приложение И ).

ГРАФИКИ И ДИАГРАММЫ в курсовой работе имеют большое значение, т.к. содержат статические данные, характеризующие развитие отраслей народного хозяйства или отдельных районов страны. Они являются важнейшим средством отображения динамики роста.

Кроме того, их применение позволяет разгрузить текстовую часть от излишне большого количества цифровых данных. В отдельных случаях они заменяют таблицы.

На одном листе можно выполнять несколько графиков (диаграмм), но при этом они не должны быть мелкими и терять наглядность.

Диаграммы позволяют отобразить структуру промышленности и сельского хозяйства. Это касается и показа места того или иного района в производстве видов продукции по стране.

Графики и диаграммы должны быть выполнены не произвольно, а в определенном (избранном) масштабе, который указывается. Они должны иметь ссылку на источники данного составления и полностью соответствовать им.

Прилагаемые картосхемы и схемы (графики и диаграммы) выполняются тушью (чернилам, пастой). Для наглядности отдельные их элементы могут быть выделены другим цветом (растушовкой).

Картосхемы должны быть географически правильно составлены и оформлены (см. раздел 1, приложение З).

Картографические объекты на картосхему должны наноситься в точном соответствии с их географическим положением. Искажение географических названий недопустимо. С этих точек зрения исполненную картосхему следует сверить с картой географического атласа.

На картосхему должны быть нанесены государственные границы Украины (по необходимости — границы экономических районов и областей). Пограничные государства, как правило (за исключением генеральных схем), должны быть обозначены. Следует показать и береговую линию с указанием морей. Надписи названий республик, краев, областей размещаются по всей территории района в широтном направлении от западной к восточной границе.

Надписи названий соседних с данным районом республик, краев, областей или пограничных государств, размещаются вдоль границ, с их внешней стороны сверху вниз.

Необходимо нанести столицу нашего государства — г. Киев. Названия центров размещения промышленности, электростанций, населенных пунктов ставятся у точки соответствующего пункта (объекта), слева или справа. Надпись должна быть поставлена так, чтобы было видно, к какому пункту (объекту) она относится.

Название бассейнов полезных ископаемых ставится внутри ареала, если бассейн полезного ископаемого оконтурен, или рядом с условным знаком, если месторождение полезного ископаемого показано знаком.

Название рек располагают вдоль по течению рек. Площади крупных водохранилищ, озер, морей и океанов следует заштриховать или слегка закрасить. Надписи соответствующих названий размещаются по всей площади водоема.

Наименование городов и служебные надписи на картосхему наносятся горизонтально, название рек и других линейных объектов — вдоль них, снизу вверх. При этом они не должны прикрывать друг друга, закрывать основное содержание картосхемы. С этой точки зрения в отдельных случаях города целесообразно обозначить цифрами с соответствующей сноской в легенде.

Картосхемы по географии внешнеэкономических связей выполняются на контурных картах мира и материков. На них наносятся границы и столицы государств, с которыми Украина имеет экономические связи (они соединяются линиями со столицей Украины — Киевом).

На территорию государств наносятся основные объекты, которые построены (строятся) с участием Украины, с указанием цифрой общего их количества.

В отдельных случаях целесообразно нанести и объекты, строящиеся с участием других стран на территории Украины.

Легенда — обязательный элемент картосхемы, в которой сосредоточены условные знаки, принятые в географической литературе, а также другой разъяснительный материал, шкалы и тона размеренности, расшифровка цифровых обозначений на картосхеме и т.д. Легенда наносится внизу в пределах картосхемы, но так, чтобы она не закрывала ее общую картину ( приложение З).

На картосхемах экономические и природные явления принято изображать различными способами: значковым, точечным, ареалов, качественного фона (картограмм), картодиаграмм и т.д.

При составлении картосхем рекомендуется соблюдать следующую очередность:

— определить ее содержание (что она должна отражать);

— систематизировать материал, составить перечень объекта (явлений);

— выбрать способ изображения.

Небрежно оформленные картосхемы, тем более те, на которых не отображено размещение необходимых элементов, возвращаются для доработки.

СХЕМЫ, как правило, выполняются в размере стандартного листа, но во всех случаях не должны быть менее его половины. Контуры для районов копируются из карт, атласов, пособий.

Составляются они, как правило, в произвольном масштабе. Тем не менее взаимное расположение объектов на схеме должно быть выдержано.

Методика оформления схем аналогична оформлению картосхем. Применяются те же способы отображения информации.

ГРАФИКИ следует выполнять в прямоугольных координатах, вертикально и в масштабе с указанием размерности по осям. Надписи при этом наносятся параллельно им. Перед составлением графиков следует отобрать те явления, которые целесообразно отобразить при их помощи. После этого составляются соответствующие промежуточные таблицы. При этом в качестве базисных берутся статистические данные за 1913, 1917, 1922, 1928, 1940, 1950, 1960 (1965 г. — для сельского хозяйства), 1975, 1980, 1985, 1990, 1995, 2000, 2005 а также перспективные до 2025 года.

ДИАГРАММЫ по своему виду могут быть столбиковыми и круговыми.

Методика их выполнения — аналогична, что и для графиков.

Столбиковая диаграмма выполняется в масштабе, избранном студентом. Цифровые данные можно поместить как внутри столбиков, так и над ними. Год указывается под основанием.

Круговая диаграмма выполняется в произвольном размере. В ней роль масштаба играет величина сектора, отведенного для того или иного значения. Так как максимальная структурная величина составляет 100 % , то значение 1 % составляет 3,6 центрального круга. Сектора можно раскрасить. Внутри секторов проставляются соответствующие цифровые значения.

Диаграммы для наглядности могут быть заштрихованы или раскрашены.

источник

Источники:
  • http://geo.1sep.ru/article.php?ID=200302306
  • http://pandia.ru/text/78/418/27466.php
  • http://100-bal.ru/geografiya/90461/index.html?page=5
  • http://studbooks.net/1804325/pedagogika/metodika_sostavleniya_oformleniya