Меню Рубрики

Спор полезных ископаемых сказка

Классный час «Спор полезных ископаемых»

Цель: познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых.

— научить отличать полезные ископаемые друг от друга;

— воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края;

— поддерживать интерес к изучаемой теме.

Здравствуйте! Наш открытый классный час посвящен наиболее распространенным полезным ископаемым. Представим на мгновение, что мы погрузились в глубокие недра земли. Что мы там увидим? Многообразие полезных ископаемых: уран, медь, золото, драгоценные камни, уголь, нефть. В недрах нашей планеты их много. Беречь это богатство надо, иначе быстро опустеют подземные кладовые. Наш открытый классный час называется «Спор полезных ископаемых». Ежегодно из недр Земли извлекают более 10 млрд.т.минеральных богатств. В некоторых районах их месторождения залегают на глубине 20-30 м. Стоит ли рыть в этом случае шахты? Оказывается, выгоднее снять верхний слой горных пород, дойти до пласта угля, железной или медной руды и вести добычу открытым способом.

Мы с тобой, как брат с сестрой,

Только хрупок, что возьмешь?

Это каждый школьник знает.

Из этого спора полезных ископаемых нам ясно, какие именно полезные ископаемые имеют наибольшее распространение. Одно и первых мест среди них занимают такие как: песок, глина, известняк, гранит, каменный уголь, железная руда, каменная соль, нефть, газ, торф. А теперь девочки будут загадывать загадки, а мы с вами попробуем их отгадать.

1.Блестящая, тягучая, очень горючая, Очень могучая.(Нефть)

Нефть – жидкое топливное полезное ископаемое, которое широко используется человеком. Из нефти изготавливают различные виды топлива (бензин, керосин). Нефть широко используется в химической промышленности.

2. Камень, вроде бы, простой, Но совсем не рядовой — Применяется на стройке, Вы узнайте его только.(Известняк) это плотная порода которая залегает на некоторой глубине. Цвет известняков разнообразный, от белого до черного, однако, если провести по известняку любого цвета гвоздем или ножом, то черта всегда будет белой. Под действием соляной кислоты или уксуса известняк бурно вскипает и шипит выделяя углекислый газ. В зависимости от примесей известняки бывают глинистые, железистые, кремнистые. Известняки применяться для производства извести используются для кладки фундамента, облицовки и украшений зданий.

3. Сам погибает, но тепло выделяет И людей выручает.(Уголь)

Ископаемый уголь имеет настолько характерные признаки, что не узнать его почти невозможно. По химическому составу, внешним признакам м другим особенностям ископаемый уголь делиться на бурый, каменный, и антрациты.

4. Тоже камень — с виду белый, На доске он пишет смело.( Мел.)

Мел представляет собой затвердевший осадок, состоящий из раковин отмерших древних организмов, населявших моря и океаны.

5. Жили много лет назад Травы и деревья. Вырастали, отмирали Они постепенно. Получилась почва Нужная очень.(Торф)

Торф относится к группе горючих полезных ископаемых. Его можно обнаружить под дерниной сухого болота. При слабой степени разложения в нем заметны стебельки листочки, корешки и даже кусочки древесины. В сильно разложившейся массе торфа растительный остатки различить уже не возможно. Если эту массу крепко зажать в кулак она сперва выделяет капли буроватой жидкости, а затем начинает прожиматься сквозь пальцы. Хорошо высушенный торф очень хорошо горит. Он применяется в сельском хозяйстве в качестве удобрения и подстилки для скота.

6. Плавкая и ковкая В руках рабочих ловких. Превращается в мосты, Детали, ложки и листы.(Железная руда) Встречается много минералов содержащих значительное количество железа. В большинстве случаев это железные руды. На присутствие железной руды обычно указывают такие признаки: желто-бурые и красноватые пятна и полосы, буроватые налеты на камнях по которым протекают ручейки, и характерный железистый привкус воды, иногда со слабым буроватым оттенком.

7. Невидимый волшебник, Наш друг, он сильный очень. Но вы с ним осторожней, Ведь умереть возможно.(Газ)Горючий газ горит бесцветным пламенем в существовании которого можно убедиться опуская в бутылку тлеющую лучину. Делается это так. Бутылку перевертывает горлышком вниз, осторожно открываю пробку и когда вода стечет постепенно вводят в горлышко тлеющую лучину, отсутствие запаха и цвет значительно затрудняет поиски залежей газа.

8. В воде родится, а воды боится.(Соль)

9. Кто же я, кто же я? Отгадайте-ка, друзья. Вот добрались до меня Колотили, били, били. Ну и больно же мне было. Все я смог перетерпеть. Всем приятно так смотреть, Гладким стал, блестящим, Надежным, настоящим.(Гранит) Гранит твердая магматическая порода. В земной коре гранитный слой лежит над базальтовым, под океанами гранитный слой мало мощный или совсем отсутствует. В некоторых местах земного шара граниты выходят на поверхность.

10. Я липкая и вязкая, Бываю белой, красною.(Глина) встречается почти повсеместно. Окраска глины разнообразна. Серая, красная, бурая, желтая, зеленая, черная, и чисто белая. На присутствие глины указывает заболоченность, а также вязкость почвы, особенно заметная после дождя. По температуре плавления глины делятся на каолины, огнеупорные и легкоплавкие глины.

11. Я рассыпчатый, дружок, А зовут меня. (песок). Распространенная и хорошо всем знакомя порода, по минеральному составу песок не всегда однороден. Основную его массу составляют кварцевые зерна. Наличие розоватых зерен говорит о присутствии в песке полевого шпата. Наиболее обычная примесь к песку это глинистые частицы, иначе мелкозем. Встречаются и другие примеси. Вы можете встретить такой песок в котором отчетливо горят золотинки. Их очень много. Если взять щепотку этого золотого песка, бросить ее в стакан с водой, то вы увидите, что настоящий песок быстро осядет на дно. А золото будет плавать. Это «Кошкино золото» — мелкие чешуйки золотистой слюды. Слюда бывает и другого цвета. Светлая, серебристая, белая. Такие пески называют слюдистыми песками.

В ходе нашего классного часа мы ознакомились с основными свойствами полезных ископаемых.

источник

Татьяна Худякова
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Спор полезных ископаемых»

Цель: — Формирование элементарных представлений у детей о полезном ископаемом – угле, песке, глине, извести.

1. Образовательные:

— Содействовать формированию интереса к живой и неживой природе;

— Вызвать желание находить правильное решение в проблемной ситуации;

— Познакомить со свойствами полезных ископаемых: уголь, песок, глина, известь.

— Обеспечить применение на практике навыков исследовательской деятельности.

— Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей и умению составлять рассказ, используя мнемосхемы;

— Воспитывать умение сопереживать другим, выражать готовность помогать тем, кто нуждается в помощи;

— Воспитывать навык взаимопомощи, сотрудничества;

— Воспитывать коммуникативные качества детей.

— Развивать умение анализировать, делать выводы;

— Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;

— Развивать умение работать в малых группах.

Игровой: (появление персонажей: уголек, песок, глина, известь, подвижная игра «Геологи»)

Наглядный: (Показ презентации)

Практический: (Проведение опытов)

Словесный: (художественное слово, рассказ, вопросы)

Педагогические технологии: социо — игровая, личностно-ориентированная, театральная технология.

Здоровье сберегающая технология: физ. минутка, двигательная активность по мизо сценам.

Форма организации детей: социо — игры в кругу, работа фронтальная и в компаниях.

1. Совместная деятельность: Беседы о Красноярском крае и его богатствах, о природных ископаемых и их роли в жизни человека, рассматривание карты мира и нашего края, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, создание мини музея природных ископаемых в группе.

сюжетно – ролевая игра «Научная лаборатория», подвижная игра «Геологи».

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: Проведение ОД – по экспериментированию с песком, глиной, известняком, углем; игры словесные и дидактические: «Что из чего сделано», «Разрезные картинки», «Что было бы, если бы не было…», «Живая – Неживая природа»; использование приемов социо – игровой технологии.

3. Самостоятельная деятельность детей: Рассматривание природных ископаемых в энциклопедиях и мини музее в группе. Просмотр презентаций о полезных ископаемых нашего края.

— презентации о земле, угле, песке, извести, глине;

— шапочки «полезных ископаемых: уголь, глина, песок, известь, мячик (модель земли);

— материал для экспериментов: полезные ископаемые: уголь, песок, глина, мел;

— оборудование для экспериментов: одноразовые тарелочки 8 штук, 4 лупы, 4 одноразовых стакана с водой, 4 ложечки, 4 тканевых салфетки, 4 молотка, влажные салфетки, глина для лепки, набор мелков, простые карандаши, песочные часы.

— Мнемосхемы для рассказа о полезных ископаемых.

«Спор полезных ископаемых»

Придумано кем – то просто и мудро.

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» — солнцу и птицам.

«Доброе утро!» — улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете.

И так красива, на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Скажите, дети. (Земля)

Воспитатель: Показ планеты земля на экране

Правильно, земля. Полюбуйтесь на нее и скажите. Почему наша планета земля не одного цвета?

Дети: Потому что на ней много воды, гор, ледников, есть пустыни.

Воспитатель: — Природа бывает живая и неживая. Я передаю вам маленькую модель нашей планеты земля и называю предметы природы, а вы будете говорить, живая или неживая природа.

А сейчас присядьте на стульчики, и послушать мою историю о нашей земле. Дети садятся на стулья, показ презентации.

Воспитатель: — Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры под землёй в неготовом виде — в виде полезных ископаемых.

Воспитатель: — Как вы думаете? Почему полезных? Почему ископаемых?

Дети: — Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для людей на земле полезно.

Воспитатель: — О пользе полезных ископаемых людям, вам расскажут: Катя, Софья, Богдан, Ева Ч.

Дети рассказывают о глине, песке, угле и извести. Показ презентации.

1. «Миллиарды лет назад уголь был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над другими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром дерево вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества дерево превратилось в твёрдое, холодное, чёрное вещество- уголь и думал он, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел и взял в свой дом. Уголь подружился с человеком. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор уголь обогревает жильё, помогает печь пирожки, приводит в движение машины, помогает делать сталь, дает человеку лекарства, чтобы он был всегда здоров, и даже грифель простого карандаша сделан из угля».

Читайте также:  Полезна или вредна соя

2. Чистый песок на пустынном летнем морском берегу вместе с солнцем, морем, голубым небом — это счастье!

Есть ещё песок пустыни; барханы, дюны — песок и только песок – куда ни глянь!

Разрушительный, гибельный, страшный во время песчаных бурь…

А есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов. Из песка делают наждачную бумагу и стекло, используют в фильтрах для очистки воды

Нельзя не отметить песок, который сейчас стали использовать как материал для создания живописных шедевров на стекле. Рисуют песком на глазах у зрителей, жаль, рисунки, так же как песчаные скульптуры, недолговечны…

3. Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких минералов, но может содержать и песчаные частицы.

Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего и даже чёрного цветов.

Глина является основой гончарного, кирпичного производства. В смеси с водой глина образует тестообразную пластичную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Глина идет на изготовление огнеупорного кирпича и других жаропрочных изделий.

4. Известняк, состоящий преимущественно из раковин морских животных и их обломков, называется ракушечником

Образовался известняк примерно 300 млн. лет назад в мелководных морских водах. Иногда образования залежей камня находят и в озерах, реках.

Многие разновидности ИЗВЕСТНЯКОВ получили воплощение в коммерческом и индивидуальном строительстве — многоквартирных домов, элитных загородных домов, коттеджей и особняков; реконструкции и реставрации памятников истории и архитектуры.

В наше время, он применен при реставрации стен московского Кремля, и других зданий. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Обжиг известняка даёт негашёную известь — древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

Известняк на первый взгляд кажется довольно слабым камнем: ведь его можно скоблить ножом, вырезать на нем орнаменты. Он легко пилится обычной пилой и колется.

Воспитатель: — Кто находит полезные ископаемые?

Воспитатель: — Вы хотите оказаться на месте геологов и отправиться в путь искать полезные ископаемые.

Воспитатель: — Тогда встаньте на ноги, закройте глаза и представьте, что вы геологи.

Воспитатель: — Вот мы и геологи, в путь, друзья, на поиски полезных ископаемых.

Все идут по кругу и сопровождают действия словами.

Да? – да! (хлопок над головой)

Да? – да! (хлопок над головой)

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами)

Да? – да! (хлопок над головой)

Все остановились полукругом. Выбегают: Уголек, Глина, Известь и песок, хвастаются, спорят.

Уголек: — Я самый чёрный и блестящий,

Известь: Покрываю Я дороги,

Песок: — Я, очень нужен детворе

Я и на стройке, и на пляже

Я и в стекле расплавлен даже.

Глина: — Если встретишь меня на дороге,

А чтоб сделать миску или вазу —

Уголек: — Я, самый полезный людям!

Глина: — А, я самая пластичная.

Песок: — Я, очень нужен детям, и всем, всем.

Известняк: — И без меня людям не обойтись.

Воспитатель: — Почему вы спорите?

Полезные ископаемые: Все вместе. – Я самое полезное и нужное людям полезное ископаемое!

Воспитатель: — Подождите, не шумите. Что у вас случилось, расскажите.

Песок: — Мы, все время спорим, кто из нас полезней людям.

Воспитатель: — Мы можем вам помочь. Мы геологи. Геологи находят полезные ископаемые, и знают о них все. Но чтобы рассказ о полезном ископаемом был полным, нужно исследовать каждое полезное ископаемое. А кто проводит исследования полезных ископаемых и определяет, полезны ли они людям?

Дети: Учёные исследователи.

Воспитатель: — Давайте представим, что мы с вами уже не геологи, а самые настоящие исследователи. А это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать уголь, глину, песок и известняк.

Предлагаю детям взять карточку – символ ископаемого и подойти к тому столу, где ископаемое лежит для исследования.

Воспитатель: — Так получилось, что вы будете работать в компаниях. Послушайте задание. Вы будете проводить исследование по алгоритму, и записывать в нее результаты исследования в виде условного знака. Прежде чем записать, вы должны будете обменяться мнением о свойстве полезного ископаемого, и только потом вписать результат. Я буду руководителем нашего исследования. Приступим к исследованию.

1 задание: — Рассмотрите через лупу полезное ископаемое, определите цвет, поставьте знак напротив соответствующего цвета.

2 задание: — Пощупайте полезное ископаемое руками, определите: твердое, пластичное или рыхлое. Отметьте знаком свойство вашего ископаемого.

3 задание: Пересыпьте полезное ископаемое из одной емкости в другую, определите сыпучесть.

4 задание: Положите ваше полезное ископаемое на салфетку, заверните его, затем постучите по нему молотком. Разверните, определите, хрупкое ли ваше полезное ископаемое.

5 задание: В емкость с водой положите ваше полезное ископаемое. Определите, растворяется ли в воде.

6 задание: Составьте рассказ о вашем полезном ископаемом по плану:

Название полезного ископаемого___

Твёрдое, пластичное, рыхлое ___ ___

Сыпучее, перекатывается ___

Растворяется или не растворяется в воде___ ___

По окончании опытов, каждая компания выходит и рассказывает о своем полезном ископаемом по схеме.

Воспитатель: Приглашает выйти в центр уголек, глину, песок и известь.

— Вот теперь вы знаете многое о себе, дети рассказали о ваших свойствах и где вас применяют.

— Ребята, скажите, а что общего между этими полезными ископаемыми?

Дети: — Они все приносят пользу людям.

Воспитатель: Обращается к полезным ископаемым. – Живите дружно, помните о своих свойствах и пользе людям.

Полезные ископаемые: — Спасибо вам, друзья! Теперь каждый из нас знает о своих свойствах. И мы точно знаем, что мы все нужны людям. Спорить мы больше не будем. За то, что вы нас помирили, примите от нас подарки: мел, глину для лепки, простые карандаши и песочные часы. Нам пора возвращаться в кладовую Хранительницы полезных ископаемых.

До новых встреч! Полезные ископаемые уходят.

Все благодарят за подарки.

Воспитатель: — Нам пора возвращаться в детский сад.

1, 2, 3 в круг беги. На пяточке покрутись и в детский сад вернись.

Воспитатель: — Вот мы и вернулись в детский сад.

Воспитатель: — Вы узнали сегодня о свойствах и пользе полезных ископаемых. Ребята, представьте, что кладовая Хранительницы полезных ископаемых пуста!

В недрах земли не осталось ни одного полезного ископаемого! Что было бы тогда?

Дети: — Без угля не было бы тепла в домах, электричества…

— Без песка не изготовили: песочные часы, стекло, дети не лепили бы песочные замки…

— Без глины не слепили бы игрушки, посуду…

— Без извести не белили бы дома, не удобряли бы землю для растений…

Воспитатель: — Вам понравилось быть геологами, научными исследователями.

Воспитатель: — Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения?

А что вы чувствовали, когда проводили опыты?

Воспитатель: — У нас с вами все получилось. Потому, что мы с вами какие ребята?

Самоанализ образовательной деятельности.

«Познание» Природное окружение

Тема: «Спор полезных ископаемых».

При планировании образовательной деятельности я поставила перед собой цель: — Формирование элементарных представлений у детей о полезном ископаемом – угле, песке, глине, извести.

Для достижения цели решала следующие задачи:

1. Образовательные:

— Содействовать формированию интереса к живой и неживой природе (полезным ископаемым);

— Вызвать желание находить правильное решение в проблемной ситуации;

— Познакомить со свойствами полезных ископаемых: уголь, песок, глина, известь.

— Обеспечить применение на практике навыков исследовательской деятельностью.

— Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей и умению составлять рассказ, используя мнемосхемы;

— Воспитывать умение сопереживать другим, выражать готовность помогать тем, кто нуждается в помощи;

— Воспитывать навык взаимопомощи, сотрудничества;

— Воспитывать коммуникативные качества детей.

— Развивать умение анализировать, делать выводы;

— Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;

— Развивать умение работать в малых группах.

Игровой: (появление персонажей: уголек, песок, глина, известь, подвижная игра «Геологи», словесные игры: «Живая – не живая», «Что было бы, если бы…»)

Наглядный: (Показ презентации)

Практический: (Проведение опытов)

Словесный: (художественное слово, рассказ, вопросы)

Педагогические технологии: социо — игровая, личностно-ориентированная модель воспитания и обучения детей, театральная технология.

Здоровье сберегающая технология: физ. минутка, двигательная активность по мизосценам.

Форма организации детей: социо — игры в кругу, работа фронтальная и в компаниях.

1. Совместная деятельность: Беседы о Красноярском крае и его богатствах, о природных ископаемых и их роли в жизни человека, рассматривание карты мира и нашего края, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, создание мини музея природных ископаемых в группе.

сюжетно – ролевая игра «Научная лаборатория», подвижная игра «Геологи».

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: Проведение ОД – по экспериментированию с песком, глиной, известняком, углем; игры словесные и дидактические: «Что из чего сделано», «Разрезные картинки», «Что было бы, если бы не было…», игры словесные и дидактические на развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве; использование приемов социо – игровой технологии.

3. Самостоятельная деятельность детей: Рассматривание природных ископаемых в энциклопедиях и мини музее в группе. Просмотр презентаций о полезных ископаемых нашего края.

— презентации о земле, угле, песке, извести, глине;

— шапочки «полезных ископаемых: уголь, глина, песок, известь;

— материал для экспериментов: полезные ископаемые: уголь, песок, глина, мел;

— оборудование для экспериментов: одноразовые тарелочки 8 штук, 4 лупы, 4 одноразовых стакана с водой, 4 ложечки, 4 тканевых салфетки, 4 молотка, влажные салфетки.

— Мнемосхемы для рассказа о полезном ископаемом.

Формы организации ОД: социо игры, фронтальная работа и в малых группах.

Средства обучения: Оборудование для ОД, дидактические игры, использование ИКТ.

При планировании ОД был учтён принцип интеграции образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. Материал был актуален. Объём предоставляемого материала оптимален для детей, где каждый этап лаконично менялся другим. Отведённое время было использовано рационально. Наблюдалась смена деятельности детей. Обучение происходило в игровой форме, с использованием игр, которые развивают внимание, познавательные процессы, формируют коммуникативные умения и навыки, активизируют физические силы и умственную деятельность детей.

Познавательная активная деятельность у детей проявлялась во время беседы, отгадывания загадок, прослушивания сказки, просмотра слайдов, экспериментальной деятельности.

Уровень развития, умений, навыков и воспитательный эффект прослеживался во время всей образовательной деятельности.

Образовательная деятельность состояла из трёх частей, которые были связаны между собой одной тематикой.

Вводная часть решала воспитательные задачи: Психологический настрой детей.

Обучающий эффект проходил в основной части, он заключался в закреплении ранее пройденных и приобретении новых знаний о полезных ископаемых их добыче и предназначении.

Самостоятельная деятельность детей – заключалась в экспериментировании, где воспитанники делились на компании по карточкам. При этом решалась воспитательная задача – умение проводить опыты, совместно делать умозаключения, составлять рассказ. Дети делали выводы, осуществляли контроль и самоконтроль.

Читайте также:  Чем полезна груша дичка

Образовательной задачей было — определение свойства с использованием схем, которые позволяли более точно определять его качества.

В заключительной части решалась воспитательная задача о дружеских отношениях. Полезные ископаемые больше не спорят, так как дети помогли им понять, что все они одинаково полезны и нужны людям. В благодарность персонажи дарят детям подарки: глину для лепки, простые карандаши, мелки, песочные часы.

Длительность ОД выдержана в соответствии с санитарными нормами, соответствует возрастным особенностям детей. Поставленные задачи решены в полном объёме.

Открытая организованная образовательная деятельность в старшей и подготовительной группе «Жалобная книга природы» Открытая организованная образовательная деятельность в старшей и подготовительной группе «Жалобная книга природы» Цель: Формировать желание.

Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Весны солнечный привет» Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Весны солнечный.

Организованная образовательная деятельность «Физическая культура» на тему: «Цветок здоровья» в подготовительной к школе группе Цель: сохранять и укреплять здоровье детей, формировать привычку к здоровому образу жизни. Программные задачи: Оздоровительные: • Заботиться.

Организованная образовательная деятельность по рисованию в подготовительной группе «Глубоковская роспись» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ГЛУБОКОВСКАЯ РОСПИСЬ» Задачи: 1. Продолжать учить рисовать изящные.

Организованная образовательная деятельность по экологическому развитию детей подготовительной группы «Путешествие капельки» Организованная образовательная деятельность по экологическому развитию детей подготовительной группы «Путешествие капельки». Цели: 1.

Организованная образовательная деятельность «Под грибом» в старшей группе Образовательная область «Познание». Цель: Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи: Обучающие:.

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группе по технологии проблемного обучения развитие речи Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группе по технологии проблемного обучения развитие речи Цель приоритетной.

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе общеразвивающей направленности «Зимушка-зима» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, средствами интеграции. Задачи: 1. Закрепить знания о зиме. 2. Обогащать словарный.

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Спешим на помощь Фее Математики» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК.

Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Встречаем весну» В конце учебного года педагогу важно понимать, насколько хорошо дети усвоили программный материал. Для этого проводится итоговое занятие.

источник

СКАЗКА ПРО ЯНТАРЬ

Однажды водолаз нырнул под воду очень глубоко и его внимание привлек камушек. Он его взял. Это оказался янтарь. Водолаз Гена много дней пытался из него сделать украшение. Однажды у него это получились бусы. Водолаз был очень горд. Бусы он подарил своей маме. Она никогда их не снимала.

И однажды ночью она услыхала, что камушки разговаривают между собой. Один камушек вспоминал, что когда-то они были простой мягкой смолой на дереве. Но дерево спилили и сплавили в озеро. Смола затвердела и упала на дно. Один камушек говорил:

— Смотрите я яркого желтого цвета.

— А я с красными крапинками.

И тут зазвонил будильник, мама проснулась. Она стала бережнее относится к своим бусам.

СКАЗКА ПРО МЕДЬ

Маленькой девочке Наде подарили кольцо. Оно было сделано из меди. Надя очень гордилась своим кольцом. Но однажды она узнала, что кольцо не золотое, а медное и выкинула его. Кольцо покатилось и упало на дорогу. Его нашел мальчик Коля. Он хотел оставить это кольцо себе, но оно вдруг заговорило: «Отнеси меня, пожалуйста, к девочке Наде. Она меня потеряла»

Коля послушался и отнес кольцо девочке. Она не хотела его брать, но Коля положил ей его в ладошку и ушел. Надя опять хотела выкинуть кольцо. Но кольцо рассердилось и превратило Надю в жабу.

СКАЗКА ПРО НЕФТЬ

Глубоко-глубоко под землей жила госпожа Нефть. Она ходила в темных одеждах и от нее очень резко пахло. Она удивляла подземных жителей тем, что легко могла ходить по воде и не тонуть. А на воде оставались ее масляные следы, что очень раздражало подводных жителей. Ее родители не разрешали ей играть со спичками, так как боялись, что она может сгореть.

Однажды нефть со своими друзьями решила убежать из дома. Она залезла в трубу и оказалась на поверхности Земли. И у госпожи нефти и ее друзей начались различные приключения. Они отправились в цистернах по железной дороге в разные уголки страны. Наша госпожа Нефть попала к волшебникам и они превратили ее в бензин, керосин. Нашу госпожу Нефть можно встретить в вазелине, лаке, пластмассе и даже в различных красках. После превращения началась новая и интересная жизнь у госпожи Нефти, только надо внимательно присмотреться, что бы с ней встретиться. Желаю удачи.

СКАЗКА ПРО ГЛИНУ

Давным — давно на нашей планете росли большие дремучие леса. Было много рек и озер. Люди жили тогда племенами. Они часто переходили с места на место в поисках лучшего места для житья. Одно племя поселилось на берегу красивой речки. Построили себе хижины, ловили рыбу, охотились. Люди были довольны выбранным местом. Но однажды наступила засуха. Речка высохла. Остались только потрескавшиеся коричневые берега. Старики плакали, они не знали как жить дальше. Взрослое население было занято пропитанием и доставкой воды. А маленькие дети нашли новое место для игр. Это высохшее русло реки. Утром, когда капли росы еще не высохли, ребятишки лепили из нее различные фигурки. Взрослые переняли опыт у детей и стали делать из глины посуду: горшки, кринки. Изделия из глины обменивали на нужный товар. Затем они научились делать кирпич. Жить они стали лучше. Прошло много лет, люди научились строить большие заводы, где делают много кирпича и глиняной посуды, но до сих пор берут глину по берегам рек.

СКАЗКА «СПОР ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»

Однажды ночью случился в местном краеведческом музее большой переполох, а все потому что сошлись в жестоком споре между собой полезные ископаемые, выставленные в этом музее.

Не могли они никак решить, кто из них полезнее для человека.

Первым начал спор уголь. Он сказал:

-Я, уголь, самое полезное ископаемое из полезных. Без меня человек бы мерз зимой и не мог бы согреться.

Ему возразила нефть, налитая в сосуд:

-Это я, нефть, самая полезная из полезных. Меня человек ценит больше тебя и добывает в больших количествах. Без меня встали бы его машины, не ездили бы поезда, не летали бы самолеты.

-Вы не правы, милейшие, — возразила железная руда. — Зачем бы нужен был человеку уголь и нефть, если бы он не мог ничего построить из металла? Я — основа современной цивилизации.

-Неправда! — горячо возмутилась глина. — Твой век уходит. Новый век — это век алюминия.

Тут из-за стены подало голос золото:

-Основа цивилизации — деньги, а деньги — это я. Золото самое полезное ископаемое.

Спорили и ругались полезные ископаемые и никак не могли решить, кто же из них полезней. Только кусок каменной соли не принимал участие в споре — он-то знал, что самое полезное ископаемое именно каменная соль. Ну не будет у человека угля — обойдется дровами, не будет металла — использует пластик, не будет золота — применит серебро, а вот соль в еде ничем не заменишь.

СКАЗКА «Как поспорили полезные ископаемые, о том, кто из них полезнее?»

Однажды медь и железо поспорили, кто из них полезнее. Медь уверяла, что благодаря ей человечество вступило в новую фазу своего развития. Благодаря ее уникальным свойствам, а именно — относительной легкости процесса извлечения из руды и легкому плавлению — человек смог сделать первые инструменты и продвинулся далеко вперед в своей эволюции: он научился обрабатывать землю, сшивать шкуры и делать из них одежду, даже украшения для любимых делались из бронзы.

Выслушав эти хвастливые аргументы, железо не сдержалась.

-А знаешь ли, медь, что даже тогда, когда люди научились смешивать тебя с оловом, чтобы получить бронзу, что даже тогда, ты была слишком мягкой. Украшения и статуи — твой удел. А мое предназначение — настоящие мужские инструменты, тяжелые и крепкие. Мой удел — быть первым во время мира и во время войны.

В некоторых древних странах, например, в Древнем Египте железо было ценнее золота: его называли «металлом неба», потому что египтяне получали его главным образом из фрагментов упавших на землю метеоритов.

Только благодаря мне, железу, смогла свершиться Промышленная революция и человечество сделало громадный скачок в своем развитии.

-Молчишь, медь, нечем тебе опровергнуть мои аргументы? Так-то.

источник

Автор: Сологубова Полина Сергеевна

Организация: МБДОУ ДС/КВ №134

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

Цель: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

  • Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами (каменный уголь, нефть, соль)
  • Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
  • Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели;
  • Развивать любознательность, логическое мышление, речь, интерес к природным ресурсам.
  • Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Материал: Глобус, карта, коллекция полезных ископаемых, модели использования полезных ископаемых (нефть, уголь), материалы для проведения опытов (сухое горючее, уголь, нефть, соль, лупы, пипетки, колбы)

  • чтение сказок: «Полезные ископаемые», «Сказка об угольке», «Данило-мастер».
  • игры «Путешествие по глобусу», «Геологи».
  • моделирование, экспериментирование, сбор коллекции минералов.

Воспитатель приглашает детей пройти в группу и сесть на ковер (на середине ковра находится глобус),

-Что он изображает?(модель Земли)

-Какого он цвета?(разноцветный)

-Что отмечено на глобусе коричневым цветом?(горы)

-Коричневый цвет везде одинаков?(нет). Почему?(где темнее, там горы высокие и т.д.)

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с полезными ископаемыми, которые человек добывает в горах и недрах земли. Горы образовались за многие миллионы лет, они образовались из остатков животных и растений, поэтому в горах и недрах земли встречаются полезные ископаемые. (Воспитатель убирает глобус, показывает карту). Что это?(карта). Да, верно. Карта тоже модель нашей земли. Вот тоже горы (показ). Посмотрите, на этой карте есть еще и разные черные значки. Эти значки показывают где, какие полезные ископаемые находятся.

-Скажите, кто занимается поиском полезных ископаемых и расставляет эти значки? (геологи). Вот геологи подари ли нам коробочки с полезными ископаемыми. Давайте пройдем и рассмотрим их. (Дети подходят к столам и рассматривают, трогают полезные ископаемые. Воспитатель обращает внимание на каменный уголь. Берет в руки и предлагает детям рассмотреть его).

-Какого цвета каменный уголь? (черный)

-Какой он на ощупь?(твердый, шершавый)

Знаете, ребята, уголь хотя и твердый, но он легко может раскрошиться при ударе (воспитатель показывает как уголь крошится).

-Скажите, а кто добывает каменный уголь?(шахтеры).

-А зачем нужен каменный уголь человеку?(ответы детей)

Давайте проверим, хорошо ли горит и выделяет тепло каменный уголь? (опыт: поджигаем уголь, дети наблюдают за его горением, затем воспитатель предлагает подержать руки над огнем).

Читайте также:  Все полезная информация о тунисе для туристов

Мы знаем, как человек использует уголь. Давайте выложим модель, как и где человек использует каменный уголь. (дети подбирают картинки где используется каменный уголь и выкладывают модель)

-Посмотрите, вот еще одно полезное ископаемое (показ нефти). Дети подходят к столу.

-Как вы думаете, что это? (нефть). Да, верно это нефть. Ученые считают, что нефть образовалась глубоко в земле из остатков животных и растений, которые жили многие миллионы лет назад.

Давайте понюхаем ее. Есть ли запах? (есть). Нефть-это масляная жидкость черного цвета с резким запахом.

-Скажите, где добывают нефть? (в недрах земли).

-Как называют тех людей, что добывают нефть?(нефтяники).

-Нефтяники строят буровые вышки(показ иллюстраций) и добывают нефть.

Как вы думаете, для чего человеку нужна нефть?(ответы детей).

Да, верно, нефть как и уголь хорошо горит, в воде она не растворяется. Давайте попробуем.(воспитатель наливает в воду нефть, дети наблюдают, что происходит с нефтью).

-Если нефть попадает в море, океан, то она загрязняет воду и все живое при этом погибает. (Воспитатель наливает немного нефти в блюдце и поджигает. Дети наблюдают, что происходит. Ставят ладони над огнем.

-Нефть хорошо горит и выделяет энергию. Ребята скажите зачем человеку нужна нефть? (делать из нее бензин, керосин, солярку, смазочные вещества и т.д.).

-А как человек должен обращаться с нефтью?(аккуратно, чтобы не загрязнять атмосферу). Вот сейчас я посмотрю, что вы знаете о том, как человек использует нефть. Вот у меня схема — модель, попробуйте дополнить ее теми картинками, где изображено как человек использует нефть (дети выкладывают и дают пояснения, почему выбрали именно эту картинку).

-У нас есть еще один минерал. (в колбе соль).

-Как вы думаете, что это? (соль). Почему она оказалась среди полезных ископаемых (ее добывают из недр земли). Каким цветом соль? (белая). Как вы думаете, она твердая как уголь? (ответы детей). Давайте проверим. (воспитатель берет комок соли, слегка нажимает на него и он рассыпается).

-Что произошло? (соль рассыпалась)

Возьмите свою чашечку с солью. Понюхайте соль. Запах есть? (да, но не сильный). Возьмите лупу и рассмотрите соль через нее. (дети рассматривают).

-Из чего состоит соль? (из крупинок, кристалликов).

-Как вы думаете, соль растворяется в воде? (да).

Воспитатель берет стакан с водой и добавляет в нее соль. Дети наблюдают, что происходит.

-Что произошло с солью? (растворилась). Как вы думаете, вода какой стала? (соленой). Давайте попробуем. (воспитатель пипеткой капает по капельки на язык).

Вывод: соль белого цвета, с несильным запахом, сыпучая, состоит из кристалликов, хорошо растворяется в воде.

-А человеку зачем соль? (ответы детей). Ребята я вас приглашаю пройти на ковер. (дети усаживаются). Сегодня мы с вами познакомились с полезными ископаемыми, назовите их? (ответы детей). Скажите, важны ли для человека полезные ископаемые? Я хочу прочитать вам сказку о том, как вели спор полезные ископаемые, а вы послушайте и определите, кто из них самый важный.( Воспитатель читает сказку из книги «Мир вокруг нас». Вопросы после чтения).

-О чем спорили полезные ископаемые? (кто из них самый важный)

-А как вы думаете, кто из них главный? (они каждый по своему главный).

Верно, все полезные ископаемые по своему важны для человека. Ведь без них невозможна деятельность человека. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались за многие миллионы лет, и поэтому люди должны бережно использовать подземные богатства.

источник

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание и краткое содержание «Сказки, добытые из-под земли» читать бесплатно онлайн.

СКАЗКИ, ДОБЫТЫЕ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде — в виде полезных ископаемых.

Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Под землёй, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

— Я — соль земли, — говорит Соль. — Без меня на земле каши не сваришь.

— А без меня сваришь? — спрашивает Алюминий. — Кастрюли-то делают из алюминия.

Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

— А на чём варить будете? — спрашивает Уголь.

И Природный Газ подхватывает:

— Без топлива в этом деле не обойдётесь.

— А чем огонь разожжёте? — спрашивает Сера, без которой ни одна спичка не загорается.

— И надо ещё крупу привезти, — говорит Нефть, без которой не будет бензина для транспорта.

Простую кашу сварить — и вон сколько их набралось! Кого ни возьми — без него каши не сваришь…

— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, — говорит Железо, из которого делают лопаты. — Прежде чем кашу варить, всех вас нужно ещё из земли выкопать.

По виду не скажешь, что Медь такая старая. А ведь знали её ещё в Каменном веке — такую же красную, румяную, как сейчас.

Никаких других металлов не знали. А Медь знали. И в хозяйстве использовали. Кувшины из неё делали. Миски. Ножи. Это в Каменном-то веке!

Потому он и кончился, Каменный век, что слишком много в нём накопилось медного. А когда в Медном веке слишком много накопилось бронзового, кончился Медный и наступил Бронзовый век (хотя Бронза — это была та же Медь, только соединённая с Оловом). А потом, когда в Бронзовом веке слишком много накопилось железного, на смену Бронзовому пришёл Железный век.

Даже не верится, что столько времени миновало, что Медный век давным-давно прошёл…

Потому что Медь сейчас и в машиностроении, которого не было в Медном веке, и в электротехнике, которой не было в Медном веке… И в телевизорах, не известных Медному веку, и в самолётах, и в космических ракетах — всюду Медь, Медь…

Такая старенькая, а везде поспевает.

Было время, когда металлы не умели летать. Слишком они тяжёлые, трудно им от земли оторваться.

Тогда на Земле ещё ничего не знали об Алюминии. Хотя он уже был и на каждом шагу встречался.

Бывают такие незаметные герои, которые никому не заметны, пока на них не посмотрят внимательно. А как посмотрят, увидят — и сразу они прогремят на весь мир.

Так прогремел в прошлом веке металл Алюминий.

Но греметь, конечно, легче, чем летать. Для полётов не только лёгкость, но и твёрдость нужна. Алюминию же не хватало твёрдости.

— Соедините его со мной, — предложила Медь. — Со мной он в два счёта станет твёрдым.

— С тобой? Но ты же сама мягкая!

— Это я мягкая, пока одна. В сплавах я не такая. Вспомните Бронзу, Латунь…

Соединили Медь с Алюминием. Получился Дюраль, твёрдый сплав. И лёгкий, и твёрдый.

Вот из него и построили самолёты. И на этих самолётах нашлась работа для многих металлов, которые прежде, до Алюминия, не умели летать.

Важно, чтоб кто-то первый полетел. А за ним полетят и все остальные.

Жила на свете Твёрдая Глина, и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.

Пришла к Твёрдой Глине Вода.

— Надо, — говорит, — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.

Прикоснулась к Глине Вода — и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из неё даже кружку вылепили.

— Будем с тобой вместе людей поить, — говорит Вода. — А пока я испаряюсь.

— Будем вместе, а сама испаряешься?

— Пока, — говорит Вода. — Чтобы поить людей, кружка должна быть твёрдой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твёрдой. Поэтому — прощай!

— Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твёрдой…

— Всё правильно, — сказала Вода. — Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твёрдость нужна.

Вода испарилась, а Глина задумалась.

Оказывается, не так это просто — делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда — твёрдым.

Когда выйдешь наверх из глубин земли, приятно похвастать своими земляками.

— Мой земляк врачом стал. Травматологом. Помогает переломам срастаться.

— А мой земляк — скульптор. Его работы на выставках.

— А мой по сельскому хозяйству знаменитый специалист.

— Знаменитый? А зовут его как?

Да, Гипс на все руки мастер. И гипсовую повязку наложить, и скульптуру из гипса вылепить, и заштукатурить что надо, и почву удобрить, и сделать ещё множество дел…

Выходит, все одним земляком хвастались.

С таким земляком не стыдно выйти из-под земли, не стыдно на белый свет показаться.

Асфальт кажется серым, но он чёрный, как смола. Его даже называют горной смолой, потому что он настоящая горная порода. Конечно, настоящий Асфальт, не искусственный.

Настоящий Асфальт вышел из недр земли, не подозревая, что им станут покрывать дороги. Он даже не знал, что на свете существуют дороги. Жизнь в недрах земли — без дорог.

А здесь, на земле, все куда-то спешат, колёса стучат, ноги топают, и не могут они стучать и топать по бездорожью. Земле нужны дороги, чтоб легче было двигаться по земле, потому что если живёшь — надо двигаться.

Правда, Асфальт сам не двигается, он только покрывает дороги, но это значит, что он помогает общему движению, а это бывает важнее, чем двигаться самому.

А то, что он серый, так это просто дорожная пыль. Рабочая пыль. Ведь нельзя же работать так, чтоб не запылиться!

Ох, как много нужно земли ископать, пока добудешь то, что для нас на земле полезно.

Книги похожие на «Сказки, добытые из-под земли» читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

источник

Источники:
  • http://www.maam.ru/detskijsad/organizovanaja-obrazovatelnaja-dejatelnost-v-podgotovitelnoi-grupe-tema-spor-poleznyh-iskopaemyh.html
  • http://xn----8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai/index.php/skazki-pro-poleznye-iskopaemye
  • http://www.pdou.ru/categories/1/articles/2154
  • http://www.libfox.ru/288333-feliks-krivin-skazki-dobytye-iz-pod-zemli.html