Меню Рубрики

Срок полезного использования автомобилей классификатор 2017

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств». В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):

Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.

Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 — 3,9 м, шириной 1,5 — 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 — 4,4 м, ширина — 1,6-1,75 м.

Средний класс (D) — длина 4,4 — 4,7 м, ширина 1,7 — 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 — 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

Третья амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

источник

Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

С 1 января 2017 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

—>

Сколько времени действительна медицинская справка на водительские права для водителей? Ответ узнайте прямо сейчас.

По российской классификации, которая используется в постановлениях правительства РФ, все легковые автомобили подразделяются на пять классов.

Главным критерием для отнесения легкового транспортного средства к соответствующему классу является объем его двигателя:

  • 1-й класс — автомобили особо малого класса (объем двигателя до 1,2 литра);
  • 2-й класс — автомобили малого класса (объем двигателя 1,2-1,8 литра);
  • 3-й класс — средний класс автомобилей (объем двигателя 1,8-3,5 литров);
  • 4-й класс — легковые автотранспортные средства большого класса (объем двигателя более 3,5 литров);
  • 5-й класс — высший класс автомобиля, используемый в представительских целях, объем двигателя для этого класса автомобилей не имеет значения.

О том, имеется ли срок годности у автомобильного моторного масла, узнайте из нашей статьи.

По установленному классификатору основных средств, подавляющее число автомобилей в зависимости от их класса относятся к двум амортизационным группам, которыми устанавливается срок их полезного использования.

  1. В третью амортизационную группу отнесены автомобили особо малого, малого и среднего класса (1-й, 2-й, 3-й класс). Период полезного использования данных автомашин составляет 3-5 лет.
  2. В пятую амортизационную группу входят легковые автотранспортные средства большого и высшего класса. Период полезного использования — 7-10 лет.

Автомобили малого класса, используемые в качестве транспортных средств для передвижения инвалидов, являются исключением из выше приведенной классификации.

Такие машины относятся к 4-му амортизационному классу, срок их полезного использования составляет 5-7 лет.

К автомобилям высшего класса относятся транспортные средства представительского класса (класса люкс).

Для этого класса автомобилей не устанавливаются четкие критерии объема двигателя, большее значение имеют размеры машины (длина от 5 и ширина от 1,7 метров) и марка авто (премиальные автомобили марок BMW, Mercedes, Lexus и т.п.). Другими важными показателями являются:

  • цена автомашины;
  • форма кузова;
  • быстроходность, наличие бронирования и комфортабельность.

Некоторые автомобили, подходящие по физическим показателям к категории высшего класса автомобилей, но не относящиеся к премиальным маркам, относятся к третьему или четвертому классу легковых транспортных средств.

Для отнесения их к категории высшего класса требуется специальное заключение эксперта.

В отличие от европейской классификации, где для определения класса большую роль имеет размер автомобиля, в отечественной классификации главное значение имеет объем двигателя автомобиля и его сухая масса.

В соответствии с этой классификацией, в полном названии автомобиля указывается номер, в котором отображен класс модели.

Например, в названии автомобиля ВАЗ 2114 цифра 2 отображает класс этой модели (малый или второй класс), так как этот автомобиль имеет объем двигателя в пределах 1,2-1,8 и вес от 900 до 1000 килограммов.

О том, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, читайте здесь.

В качестве примера определения периода полезного использования автотранспортного средства можно взять любой б/у автомобиль и рассчитать срок полезного использования.

При приобретении подержанного автомобиля Ford Mondeo, объем двигателя которого составляет 2 литра, важное значение имеет возраст автомобиля и срок его ввода в эксплуатацию.

Предположим, что автомашина находилась в эксплуатации 2 года.

Так как эта модель автомобиля входит в третью группу амортизации, то для нового автомобиля срок полезного использования определен в промежутке 3-5 лет.

Вычтя возраст автомашины из установленных сроков амортизации для автомобиля такого класса, получим период оставшегося полезного использования данного транспортного средства — от 1 года до 3 лет.

Грузовые автомобили, так же как и легковые, в зависимости от их технических характеристик и типа назначения относятся к различным амортизационным группам, согласно которым определяется время их полезного использования.

Список технически сложных товаров, в том числе бытового назначения, вы найдете на нашем сайте.

В зависимости от типа грузового автомобиля и грузоподъемности, грузовые транспортные средства подразделяются на следующие амортизационные группы:

  • грузовые автомобили, оснащенные бензиновыми и дизельными двигателями, грузоподъемностью до 3,5 тонн входят в третью амортизационную группу;
  • в четвертую амортизационную группу входят грузовые автомобили общего назначения (самосвалы, тягачи, автомобили-фургоны, бортовые автомобили);
  • в пятую амортизационную группу входят автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн, автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн, а также седельные тягачи и специализированные автомобили (автогидроподъемники, мусоровозы).

Состав амортизационных групп также был несколько изменен новым постановлением правительства.

По принятой Классификации основных средств, период полезного использования грузовых автомобилей определяется их принадлежностью к определенной амортизационной группе.

  1. Для третьей амортизационной группы период полезного использования ограничен сроком в 3-5 лет.
  2. Для четвертой амортизационной группы размер периода полезного использования ограничен сроком в 5-7 лет с момента ввода автомобиля в эксплуатацию.
  3. У грузовых автомобилей, относящихся к пятой группе, период полезного использования ограничен сроком в 7-10 лет.

Знание классов легковых и грузовых автомобилей, а также новых правил учета сроков полезного использования транспортных средств, пригодятся не только в бухгалтерском деле, но и частным автовладельцам.

Например, при определении размера налогообложения, страховых выплат и определения амортизации частного автомобиля, используемого в работе организаций.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

источник

Как определить срок полезного использования автомобиля – таблица СПИ в бухгалтерском и налоговом учете по видам транспорта

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.

Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.

При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.

Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.

Группа амортизации по Классификатору Срок полезного использования, л. Тип автотранспорта
2 2-3
  • Грузопассажирские подъемники, имеющие платформы
3 3-5
  • Легковые автомобили.
  • Автобусы малого типа длиной в пределах 7.5 м.
  • Грузовые автомобили грузоподъемностью до 3.5 т.
  • Специальные машины, не вошедшие в прочие группы
4 5-7
  • Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью
  • Средние, большие и особо большие городские автобусы до 24 м
  • Междугородние автобусы
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи независимо от массы
  • Специальные машины – катафалки, бензовозы, лесовозы, транспорт, обслуживающий коммунальное хозяйство
  • Спецмашины различных служб (полиция, спасательная, аварийная)
  • Машины, транспортирующие газ и нефтепродукты
5 7-9
  • Легковые автомобили от 3.5 л
  • Прочие автобусы, кроме перечисленных выше, от 16.5 до 24 м
  • Грузовой транспорт от 3.5 до 12 т
  • Специальные машины — тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Прицепы, а также полуприцепы

Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.

Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – грузовики с дизельным и и бензиновым двигателем с массой от 3.5 до 12 т и свыше 12 т;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – грузовые авто общего назначения (сюда входят бортовые грузовики, тягачи, самосвалы, фургоны);
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – небольшие грузовики с максимально возможной массой до 3.5 т.
  • КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
  • Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
  • Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:

Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

источник

Многие бухгалтеры уже задаются вопросом о сроке службы основных средств с 2017 года. С чего вдруг? Дело в том, что грядут большие изменения. Поэтому расскажем о них и как подстроиться под новые условия.

Практически любая уважающая себя компания имеет на балансе пару-тройку основных средств (далее также – ОС). Поэтому новый нормативный срок службы основных средств затронет любой бизнес.

Более того, это коснется и коммерсантов. Так, с одной стороны, они не должны вести бухгалтерский учет. С другой, обязаны устанавливать остаточную стоимость ОС. Ведь это дает право оставаться на «упрощенке».

Для начала, чтобы учесть имущество, выясняют период его полезной эксплуатации. Он имеет значение для обоих видов учета – налогового и бухгалтерского. Основные помощником бухгалтера при определении данного срока:

  1. коды из Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ);
  2. правительственная Классификация ОС для целей отнесения к амортизационным группам (далее – Классификация).

Учтите: изменения затронули оба этих документа. Так, с 2017 года Классификация подверглась корректировкам. Они внесены постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640. Кроме того, со следующего года начнут действовать новые коды ОКОФ: на замену ОК 013-94 придет ОК 013-2014.

Надо сказать, что все эти нормативные документы представляют собой безумно длинные многостраничные таблицы с видами ОС, кодами и сроками. Поэтому легко можно запутаться, а также убить много времени.

Но не забыл о бухгалтерах Ростандарт. Он издал приказ от 21.04.2016 № 458, который помогает понять, какой старый код ОС соответствует новому. И наоборот. Так же – в форме таблиц.

С 2016 года имущество должно стоить больше 100 000 рублей, чтобы считать его ОС и амортизировать.

Выясним, как обновление кодов скажется на работе бухгалтера.

В 2016 году узнавать код конкретного основного средства нужно продолжать по классификатору срока службы основных средств ОК 013-94. А амортизационную группу взятого на учет имущества – по правительственной Классификации от 01.01.2002 № 1.

С 2017-го ситуация кардинально поменяется. Вашими главными документами в вопросе, как определить срок службы основных средств, станут:

  • сборник ОК 013-2014 с новыми кодами;
  • обновленная в середине 2016 года Классификация по амортизации.

Больше всего успокаивает, что сам механизм определения полезного срока службы основных средств остался прежним – как и в текущем году (см. таблицу).

Что делать
1 Сначала отыщите в ОК 013 наиболее подходящее наименование своего имущества и запомните код
2 Бывает, что идентичное наименование в классификаторе отсутствует. Тогда – группу, к которой можно причислить ваш объект. Смотрите код группы.
3 После по коду найдите ваше ОС в Классификации (коды там в левом столбике)
4 Смотрите амортизационную группу, в которую попадает имущество
5 Определите период полезной эксплуатации согласно этой группе

Когда выяснили период полезного использования основного имущества, закрепите это приказом об установлении нормативных сроков службы основных средств от имени глава фирмы.

Как ни странно, такой документ имеет свободную форму. Обязательного бланка или шаблона в законе нет. Наверно, самое главное, что в нем должно быть:

  1. название ОС;
  2. срок полезного использования, который вы взяли на вооружение.

Чтобы облегчить вашу задачу, мы покажем это на примере с образцом приказа об установлении нормативных сроков службы основных средств.

ПРИМЕР
Компания приобрела лифт грузовой обычный. Его код по ОК 013-94 – 14 2915263. Согласно Классификации, он относится к третьей группе амортизации. Нормативный срок службы основного средства – от трех до пяти лет включительно. Значит, можно выбрать любое число месяцев в пределах от трех до пяти лет. Окончательный период использования пропишите в приказе гендиректора.

Не забывайте при введении ОС в эксплуатацию указать код по классификатору нормативных сроков службы основных средств в:

  1. акте приемки;
  2. инвентарной карточке ОС.

Соответствующая графа присутствует в стандартных бланках ОС-1 (см. далее):

Напомним, что использовать в работе данные бланки закон не обязывает. Поэтому если ваша фирма предпочла собственные разработки, не забудьте добавить в них окошко для кода по ОКОФ.

Имейте в виду: нормативный срок службы основных средств един для бухгалтерского и налогового учета.

В 2016 году можно работать на УСН при условии, что остаточная стоимость ОС (она нужна для целей бухучета) составляет не более 100 млн рублей. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Сразу обратим ваше внимание, что с 2017 года эта планка поднята до 150 миллионов. То есть больше фирм и ИП смогут применять УСН.

Таким образом, для упрощенцев изменится не только срок службы основных средств с 2017 года.

Определяют остаточную стоимость по простой формуле:

Перовнач. цена – Амортизация = Остаточная стоимость А чтобы имущество амортизировать (если это можно делать в силу закона), нужно уточнить срок службы (п. 18 и 19 ПБУ 6/01 «Учет ОС»). Фактически, организация определяет его сама. Правда, все же советуем заглянуть в Классификацию для целей амортизации. Она принята постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Это обезопасит вас от споров с налоговиками.

Применение объекта «доходы минус расходы» во многих случаях позволяет в налоговом учете отнести на затраты приобретенные ОС в течение одного года. Нужно лишь проплатить имущество и начать работать с ним.

Но учтите: если быстро избавитесь от списанного ОС, налоговую базу по УСН за прошлые периоды придется пересмотреть. А на механизм пересчета влияет именно срок службы основных средств (см. таблицу).

Период службы ОС Когда пересчитывать
До 15 лет Не прошло и трех лет, как стоимость ОС списали, а оно уже продано
От 15 лет Не прошло 10 лет после списания, а ОС продано

Так, в затраты можно будет включить не стоимость имущества целиком, а только амортизацию по нему. Ее рассчитывают по нормам о налоге на прибыль. А это значит, что вновь придется обратиться к сроку службы основных средств по классификатору.

Теперь о том, надо ли пересматривать срок службы основных средств с 2017 года. Спешим успокоить вас: по имуществу, которое взято на учет до 31.12.2016 включительно, ничего переоформлять и пересматривать закон не требует.

Так, нормативный срок службы основных средств по обновленной Классификации переигрывать не надо. Дело в том, что его определяют единожды – при введении имущества в работу. А продлить его можно, только если компания решит улучшить объект за счет проведения модернизации, реконструкции. Это общий момент для обоих видов учета.

Смело оставляйте в «первичке» по вашим ОС прежние коды. В то же время, ничто не мешает рядом с ними вписать новые. Почему мы об этом заговорили? А потому, что что разработчики бухгалтерского софта могут подсуетиться раньше вас и заменять все старые коды.

Напомним:узнать новый код по старому значению можно из первой таблица приказа Росстандарта от 21.04.2016 № 458. Причем, многие позиции вообще перестали считаться основными фондами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Если транспорт состоит в реестре основных средств предприятия, то на него каждый месяц должна начисляться амортизация.

Чтобы правильно высчитать сумму амортизации, нужно сначала посчитать срок полезного использования автотранспорта (далее по тексту – СПИ) автомобиля.

СПИ машины считается тот временной промежуток, за который автомобиль будет приносить предприятию доход. СПИ в налоговом учете и бухгалтерии высчитывается по-разному.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :

Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации:

  • эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
  • стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.

Читайте также в нашей статье, что должно содержаться в аптечке автомобилиста.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в бухгалтерии в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»:

  1. эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
  2. эксплуатируется более года;

Есть ли срок годности у автомобильного огнетушителя, узнайте здесь.

Если автотранспорт определен на балансе предприятия как ОС, то для него в налоговом учете устанавливается амортизационная группа.

С ее помощью можно вычислить СПИ автотранспорта.

В бухучете СПИ можно вычислить и без отнесения к такой группе. Он рассчитывается на основании предположительного времени и условий работы.

Предприятие должно начислять амортизацию все время службы автотранспорта до наступления его предельной степени износа и списания.

В законодательстве по бухучету нет четких временных рамок по ограничению СПИ.

Предприятие может установить СПИ по Классификатору, применяемому для налогового учета, или же установить другое его значение, руководствуясь определенными факторами.

Читайте в этой статье, как получить вычет за обучение в автошколе.

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 факторами, влияющими на СПИ автотранспорта, являются:

  • предполагаемая длительность дальнейшей эксплуатации автомобиля;
  • документальное ограничение СПИ транспорта (окончание договора аренды или лизинга автотранспорта);
  • условия эксплуатации транспорта: погодные условия, частота смен, территориальные особенности местности применения, и т.д.

к содержанию ↑

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

№п/п Амортизационная группа СПИ, лет Вид транспорта
1 2 от двух до трех Грузопассажирские подъемники с платформами
2 3 от трех до пяти
  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
3 4 от пяти до семи
  1. Автомобили, используемые инвалидами;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
  4. Троллейбусы;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
4 5 от семи до девяти
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Являются ли водительские права документом, удостоверяющим личность, читайте тут.

СПИ легковых автомобилей можно определить в зависимости от габаритов и объема двигателя машины:

  • от семи до девяти лет – большие автомобили объемом двигателя от 3,5 литров;
  • от пяти до семи лет – небольшие машины для людей с инвалидностью;
  • от трех до пяти лет – прочие легковые машины.

В качестве примера узнаем СПИ б/у автомобиля Toyota Auris 2008 года выпуска. Объем двигателя данного автомобиля – 1,6 литров.

Значит, его СПИ может составлять от трех до пяти лет.

СПИ автобусов зависит от его габаритов и области использования (городской или междугородний):

  1. от семи до девяти лет – прочие типы автобусов, длина которых от 16,5 до 24 метров;
  2. от пяти до семи лет – большие автобусы длиной до 24 метров, которые следуют в черте города и между городами;
  3. от трех до пяти лет – маленькие автобусы длиной до 7,5 метров.

Для примера возьмем автобус длиной 18 метров, перевозящий пассажиров между городами.

Исходя из длины и места эксплуатации можно определить, что его амортизационная группа – 4, то есть срок его эксплуатации составляет от пяти до семи лет.

Читайте в данной статье, сколько времени действительна мед. справка для получения водительского удостоверения.

СПИ у грузовиков рассчитывается исходя из грузоподъемности и области применения автомобиля:

  • от семи до девяти лет – грузовики, масса груза которых составляет от 3,5 до 12 тонн, прицепы, полуприцепы;
  • от пяти до семи лет – самосвалы, фургоны, спецтехника;
  • от трех до пяти лет – небольшие автомобили с грузоподъемностью до 3,5 тонн.

Например, КамАЗ можно включить в группу к самосвалам.

Соответственно, его амортизационная группа – 4, то есть его СПИ находится в диапазоне от пяти до семи лет.

В зависимости от области использования спецтехника делится на следующие группы:

  1. от семи до девяти лет – мусоровозы, гидроподъемники;
  2. от пяти до семи лет – техника коммунальных служб, катафалки, машины с нефтепродуктами или газом, техника различных служб;
  3. от трех до пяти лет – прочие спец. автомобили.

Читайте в следующей статье об отличиях срока гарантии и эксплуатации.

Например, нужно рассчитать СПИ поливомоечной машины тротуарной.

Данный вид транспорта относится к спецтехнике коммунальных служб, то есть к 4 амортизационной группе.

Его СПИ составит от пяти до семи лет.

Законодательство позволяет установить СПИ в бухгалтерском учете соответствующий сроку, определенному в налоговом учете при использовании Классификации ОС.

Это очень удобно в применении, так как одинаковый СПИ позволяет свести к минимуму расхождения в налоговой и бухгалтерской документации.

Смотрите также в этом видео, как амортизировать купленный автомобиль:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

источник

В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X – основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в нашей консультации.

Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:

  • III – свыше 3 до 5 лет включительно;
  • IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
  • V — свыше 7 до 10 лет включительно.

Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:

Амортизационная группа Наименование автотранспортного средства
III Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л);
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т
IV Автомобили легковые малого класса для инвалидов;
Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автобусы дальнего следования;
Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно;
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
Автокатафалки;
Автобетоновозы;
Автолесовозы;
Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
V Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса;
Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т;
Автомобили-тягачи седельные;
Автогидроподъемники;
Мусоровозы

Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?

В ОКОФ автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.

источник

Многие бухгалтеры уже задаются вопросом о сроке службы основных средств с 2017 года. С чего вдруг? Дело в том, что грядут большие изменения. Поэтому расскажем о них и как подстроиться под новые условия.

Практически любая уважающая себя компания имеет на балансе пару-тройку основных средств (далее также – ОС). Поэтому новый нормативный срок службы основных средств затронет любой бизнес.

Более того, это коснется и коммерсантов. Так, с одной стороны, они не должны вести бухгалтерский учет. С другой, обязаны устанавливать остаточную стоимость ОС. Ведь это дает право оставаться на «упрощенке».

Для начала, чтобы учесть имущество, выясняют период его полезной эксплуатации. Он имеет значение для обоих видов учета – налогового и бухгалтерского. Основные помощником бухгалтера при определении данного срока:

  1. коды из Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ);
  2. правительственная Классификация ОС для целей отнесения к амортизационным группам (далее – Классификация).

Учтите: изменения затронули оба этих документа. Так, с 2017 года Классификация подверглась корректировкам. Они внесены постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640. Кроме того, со следующего года начнут действовать новые коды ОКОФ: на замену ОК 013-94 придет ОК 013-2014.

Надо сказать, что все эти нормативные документы представляют собой безумно длинные многостраничные таблицы с видами ОС, кодами и сроками. Поэтому легко можно запутаться, а также убить много времени.

Но не забыл о бухгалтерах Ростандарт. Он издал приказ от 21.04.2016 № 458, который помогает понять, какой старый код ОС соответствует новому. И наоборот. Так же – в форме таблиц.

С 2016 года имущество должно стоить больше 100 000 рублей, чтобы считать его ОС и амортизировать.

Выясним, как обновление кодов скажется на работе бухгалтера.

В 2016 году узнавать код конкретного основного средства нужно продолжать по классификатору срока службы основных средств ОК 013-94. А амортизационную группу взятого на учет имущества – по правительственной Классификации от 01.01.2002 № 1.

С 2017-го ситуация кардинально поменяется. Вашими главными документами в вопросе, как определить срок службы основных средств, станут:

  • сборник ОК 013-2014 с новыми кодами;
  • обновленная в середине 2016 года Классификация по амортизации.

Больше всего успокаивает, что сам механизм определения полезного срока службы основных средств остался прежним – как и в текущем году (см. таблицу).

Что делать
1 Сначала отыщите в ОК 013 наиболее подходящее наименование своего имущества и запомните код
2 Бывает, что идентичное наименование в классификаторе отсутствует. Тогда – группу, к которой можно причислить ваш объект. Смотрите код группы.
3 После по коду найдите ваше ОС в Классификации (коды там в левом столбике)
4 Смотрите амортизационную группу, в которую попадает имущество
5 Определите период полезной эксплуатации согласно этой группе

Когда выяснили период полезного использования основного имущества, закрепите это приказом об установлении нормативных сроков службы основных средств от имени глава фирмы.

Как ни странно, такой документ имеет свободную форму. Обязательного бланка или шаблона в законе нет. Наверно, самое главное, что в нем должно быть:

  1. название ОС;
  2. срок полезного использования, который вы взяли на вооружение.

Чтобы облегчить вашу задачу, мы покажем это на примере с образцом приказа об установлении нормативных сроков службы основных средств.

ПРИМЕР
Компания приобрела лифт грузовой обычный. Его код по ОК 013-94 – 14 2915263. Согласно Классификации, он относится к третьей группе амортизации. Нормативный срок службы основного средства – от трех до пяти лет включительно. Значит, можно выбрать любое число месяцев в пределах от трех до пяти лет. Окончательный период использования пропишите в приказе гендиректора.

Не забывайте при введении ОС в эксплуатацию указать код по классификатору нормативных сроков службы основных средств в:

  1. акте приемки;
  2. инвентарной карточке ОС.

Соответствующая графа присутствует в стандартных бланках ОС-1 (см. далее):

Напомним, что использовать в работе данные бланки закон не обязывает. Поэтому если ваша фирма предпочла собственные разработки, не забудьте добавить в них окошко для кода по ОКОФ.

Имейте в виду: нормативный срок службы основных средств един для бухгалтерского и налогового учета.

В 2016 году можно работать на УСН при условии, что остаточная стоимость ОС (она нужна для целей бухучета) составляет не более 100 млн рублей. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Сразу обратим ваше внимание, что с 2017 года эта планка поднята до 150 миллионов. То есть больше фирм и ИП смогут применять УСН.

Таким образом, для упрощенцев изменится не только срок службы основных средств с 2017 года.

Определяют остаточную стоимость по простой формуле:

Перовнач. цена – Амортизация = Остаточная стоимость А чтобы имущество амортизировать (если это можно делать в силу закона), нужно уточнить срок службы (п. 18 и 19 ПБУ 6/01 «Учет ОС»). Фактически, организация определяет его сама. Правда, все же советуем заглянуть в Классификацию для целей амортизации. Она принята постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Это обезопасит вас от споров с налоговиками.

Применение объекта «доходы минус расходы» во многих случаях позволяет в налоговом учете отнести на затраты приобретенные ОС в течение одного года. Нужно лишь проплатить имущество и начать работать с ним.

Но учтите: если быстро избавитесь от списанного ОС, налоговую базу по УСН за прошлые периоды придется пересмотреть. А на механизм пересчета влияет именно срок службы основных средств (см. таблицу).

Период службы ОС Когда пересчитывать
До 15 лет Не прошло и трех лет, как стоимость ОС списали, а оно уже продано
От 15 лет Не прошло 10 лет после списания, а ОС продано

Так, в затраты можно будет включить не стоимость имущества целиком, а только амортизацию по нему. Ее рассчитывают по нормам о налоге на прибыль. А это значит, что вновь придется обратиться к сроку службы основных средств по классификатору.

Теперь о том, надо ли пересматривать срок службы основных средств с 2017 года. Спешим успокоить вас: по имуществу, которое взято на учет до 31.12.2016 включительно, ничего переоформлять и пересматривать закон не требует.

Так, нормативный срок службы основных средств по обновленной Классификации переигрывать не надо. Дело в том, что его определяют единожды – при введении имущества в работу. А продлить его можно, только если компания решит улучшить объект за счет проведения модернизации, реконструкции. Это общий момент для обоих видов учета.

Смело оставляйте в «первичке» по вашим ОС прежние коды. В то же время, ничто не мешает рядом с ними вписать новые. Почему мы об этом заговорили? А потому, что что разработчики бухгалтерского софта могут подсуетиться раньше вас и заменять все старые коды.

Напомним:узнать новый код по старому значению можно из первой таблица приказа Росстандарта от 21.04.2016 № 458. Причем, многие позиции вообще перестали считаться основными фондами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Посмотрите готовую таблицу, чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль. В 2019 году для определения группы по автомобилю используйте обновленный справочник кодов ОКОФ.

Активировать пробный доступ к журналу «РНК» или подписаться со скидкой

Бухгалтеры пользуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1 (далее — Классификация), чтобы определить, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль. В 2018 году действует новая редакция этого документа, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 07.07.16 № 640. В новой редакции указаны новые коды ОКОФ, которые применяются с 2017 года и продолжают действовать в 2019 году. (Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008).)

Ошибка при выборе амортизационной группы для основного средства опасна доначислением сразу двух налогов — на прибыль и на имущество. Инспекторы очень часто находят такие ошибки: это недавно подтвердила ФНС в обзоре типовых нарушений. Скачайте шпаргалку, которая поможет всегда безошибочно определять амортизационную группу.

Чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, заглянем в Классификацию. Легковые автомобили относятся к трем амортизационным группам. К какой группе причислить машину, зависит от ее типа. Для удобства мы составили таблицу — выберите вид автомобиля и сразу определите, к какой группе отнести автомобиль. А затем посмотрите, какой установить срок полезного использования.

Большинство легковых автомобилей относятся к третьей группе. Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно.

Вид автомобиля

ОКОФ ОК 013-2014

Амортизационная группа

Срок полезного использования

Легковой с бензиновым двигателем объемом до 3,5 л включительно

Свыше 3 лет до 5 лет включительно

Легковой с бензиновым двигателем объемом свыше 3,5 л

Свыше 7 лет до 10 лет включительно

Легковой с дизельным двигателем

Мы выяснили, к какой амортизационной группе относится легковые машины. Переходим к грузовым фургонам. Грузовые автомобили отнесены в Классификации к следующим амортизационным группам.

Вид автомобиля

Грузовой с максимальной массой не более 3,5 т

Свыше 3 лет до 5 лет включительно

Грузовой с максимальной массой свыше 3,5 т

Свыше 7 лет до 10 лет включительно

Самосвалы и некоторые другие грузовики независимо от максимальной массы

Свыше 5 лет до 7 лет включительно

Теперь разберемся, как рассчитывается амортизация автомобиля. Чтобы сделать расчет, первым делом определите срок полезного использования основного средства. Для этого используйте таблицы с амортизационными группами.

Срок амортизации — это и есть срок полезного использования, т.е. отрезок времени, когда машина приносит пользу компании. Именно в этот период вы будете начислять амортизацию. Срок определите на дату ввода в эксплуатацию.

Для подтверждения даты ввода в эксплуатацию основного средства, составьте такой акт. В частности, это необходимо для своевременного начисления налога на имущество, вычета НДС со стоимости приобретения объекта, начала амортизации. А также для подтверждения первоначальной стоимости, срока полезного использования, амортизационной группы и т. д., которые установлены для объекта.

Налогоплательщики имеют право применять к основной норме амортизации специальные коэффициенты — повышающие или понижающие (ст. 259.3 НК РФ).

источник

Авторы: Нина Голышева, доцент департамента «Учета, анализа и аудита» ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ

Анна Горохова, ведущий эксперт-методолог компании BDO UniconOutsourcing

Изменения в учете основных средств в 2017 году связаны с введением нового Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008). В постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, которым утверждена Классификация основных средств для целей налогового учета, также внесены изменения (пост. Правительства РФ от 07.07.2016 № 640). В некоторых случаях поправки коснутся определения срока полезного использования вновь приобретенного имущества.

Напомним, что в целях налогового учета с 1 января 2016 года амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Новый лимит действует для имущества, введенного в эксплуатацию с 2016 года. В бухгалтерском же учете остался прежний лимит — 40 000 рублей.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (СПИ) (п. 1 ст. 258 НК РФ).

С 1 января 2017 года организации будут определять амортизационные группы и сроки амортизации для ОС по новому Классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (утв. приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

Старый Классификатор основных фондов ОК 013-94, по которому определялась одна из десяти групп амортизируемого имущества, будет отменен.

В новом Классификаторе основных фондов коды объектов основных фондов полностью поменялись: их нумерация стала другой. Отчасти изменились и наименования объектов. В связи с этим в постановление Правительства РФ (пост. Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее — Постановление № 1)), которым утверждена Классификация основных средств для целей налогового учета, были внесены изменения (пост. Правительства РФ от 07.07.2016 № 640). Данные изменения также вступают в силу с 1 января 2017 года.

Для того чтобы упростить переход на новый Классификатор основных фондов, Росстандарт выпустил приказ «Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов» (приказ Росстандарта от 21.04.2016 № 458), в котором даны таблицы соответствия старых и новых кодов ОКОФ (прямой переходный ключ устанавливает переход с ОК 013-94 на ОК 013-2014 (СНС 2008), а обратный переходный ключ, наоборот, переход от ОК 013-2014 (СНС 2008) к ОК 013-94).

У большинства объектов название осталось прежним, изменился только номер кода и название подгруппы.

Например, по новой Классификации во 2-ю амортизационную группу (со сроком полезного использования свыше двух лет и до трех лет включительно) будут входить компьютеры (в подгруппу «Машины офисные прочие» с кодом 330.28.23.23 входят: персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных; модемы для локальных сетей; модемы для магистральных сетей).

По ныне действующему (старому) Классификатору эта подгруппа (в которую входят персональные компьютеры и печатающие устройства к ним, серверы различной производительности, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, системы хранения данных, модемы для локальных сетей, модемы для магистральных сетей) также относится к 2-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше двух лет и до трех лет включительно. Но называется она «Техника электронно-вычислительная» и имеет код 14 3020000.

В некоторых случаях конкретные виды основных фондов отсутствуют в Классификаторе основных фондов ОК 013-2014, и тогда соответствие должно устанавливаться исходя из характеристик аналогичных или подобных объектов.

В Классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) дается определение основных фондов. Это произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, для производства товаров и оказания услуг. Часть позиций действующего ОК 013-94 не соответствует новому определению основных фондов. Для них в графе «Наименование позиции» таблицы соответствия сделана запись: «Не являются основными фондами».

Например, микрофоны, громкоговорители, наушники, шлемофоны с кодом 14 3230200, микрофоны с кодом 14 3230201, громкоговорители с кодом 14 3230202, перфораторы сверлящие, щелевые с кодом 14 3315443, оборудование линейно-аппаратных залов, усилители и стойки низкочастотные с кодом 14 3222400 теперь не являются основными фондами.

Коды Классификатора основных фондов бухгалтер использует при заполнении формы федерального статистического наблюдения № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов». Также в некоторых случаях от кода ОКОФ может зависеть определение права на применение системы ЕНВД.

Но прежде всего Общероссийский классификатор основных фондов используется для определения нормы амортизации основного средства в налоговом учете, так как в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщики при определении амортизационной группы, в которую следует включать амортизируемое имущество, обязаны использовать Классификацию основных средств, утвержденную Постановлением № 1. А эта Классификация, в свою очередь, основана на классификаторе ОКОФ.

Срок полезного использования — это период (количество месяцев), в течение которого компания предполагает использовать основное средство и получать от него экономические выгоды. В зависимости от этого срока основные средства в налоговом учете относятся к той или иной амортизационной группе.

Принимая объект к учету, каждая организация самостоятельно устанавливает СПИ на дату ввода его в эксплуатацию. Но прежде чем установить СПИ для приобретенного основного средства, нужно определить, к какой из десяти амортизационных групп относится объект.

Для каждой группы установлен минимальный и максимальный срок полезного использования. Организация может выбрать СПИ в пределах конкретной амортизационной группы, в которую включено основное средство.

Если основное средство относится к тому виду, который не поименован в утвержденной Правительством РФ Классификации, то по такому объекту СПИ должен устанавливаться на основании технической документации или рекомендаций изготовителей. Если же и в технической документации СПИ отсутствует, организация может воспользоваться данными из Классификатора основных фондов. Код основного средства нужно найти в ОКОФ и определить амортизационную группу согласно этому коду (диапазоны кодов в Классификаторе приведены дополнительно к наименованиям основных средств в графе пояснений).

В Постановлении № 1, утверждающем Классификацию основных средств для целей налогового учета с 2017 года, указано, что Классификация должна применяться для целей налогового учета. Из текста данного постановления исключено положение о том, что Классификация может использоваться и для целей бухгалтерского учета. Это вполне закономерно, поскольку налоговое законодательство не должно регулировать вопросы бухгалтерского учета. Но означает ли это, что налоговая Классификация не может больше применяться в бухгалтерском учете?

Срок полезного использования в бухгалтерском учете — это период, в течение которого объект основных средств должен приносить организации экономические выгоды, то есть доход. В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) СПИ объекта основных средств определяют исходя из:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).

Таким образом, в бухгалтерском учете организация может самостоятельно определять СПИ, не опираясь на какие-либо нормы или классификаторы.

Запрета на применение Классификатора основных средств, установленного для целей налогообложения, в бухгалтерском учете нет. Большинство компаний используют эту Классификацию и для целей бухгалтерского учета, закрепив такой порядок в учетной политике организации. Этот вариант выбирается для оптимизации учетной работы, сближения бухгалтерского и налогового учета (в том числе и с целью уйти от необходимости применения временных разниц).

Новые коды и новая Классификация будут действовать в отношении основных средств, приобретенных после 1 января 2017 года. А как определить СПИ в случае, если у организации в 2017 году в учете появились основные средства, бывшие в эксплуатации?

Напомним, что компания вправе самостоятельно установить в налоговом учете порядок определения СПИ по таким объектам основных средств, при этом можно исходить из срока, который (п. 7 ст. 258 НК РФ):

1) определен по Классификации (то есть как по новому объекту);

2) определен по Классификации, но уменьшен на срок фактического использования прежним собственником (срок эксплуатации основного средства предыдущим владельцем нужно подтвердить документально, например, актом по форме ОС-1);

3) установлен прежним собственником и уменьшен на срок его фактического использования этим собственником (эти сроки также должны быть документально подтверждены).

Такие варианты предусмотрены для компаний, использующих линейный метод начисления амортизации. При использовании нелинейного метода расчет амортизации не зависит от срока полезного использования основного средства.

В первых двух случаях в 2017 году организации должны будут применять уже новую Классификацию (конечно, это имеет значение только в том случае, если СПИ у объекта в соответствии с новой Классификацией изменился).

Если срок фактического использования основного средства у предыдущего собственника окажется равным сроку, определяемому в соответствии с Классификацией, или превышающим этот срок, компания вправе самостоятельно установить СПИ с учетом требований техники безопасности и других факторов.

По общему правилу СПИ пересматривается, когда произошло улучшение первоначально установленных нормативных показателей функционирования объекта в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации.

Напомним, что в налоговом учете увеличение СПИ может производиться только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую основное средство было ранее включено. В случае если срок полезного использования после проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения был увеличен, организация вправе начислять амортизацию по новой норме, рассчитанной исходя из нового срока полезного использования основного средства (письмо Минфина России от 04.08.2016 № 03-03-06/1/45862). Но такой пересчет нормы амортизации приведет к тому, что объект будет амортизироваться дольше, поэтому для организации в данном случае выгоднее начислять амортизацию по прежним нормам.

Если же после модернизации (реконструкции) первоначальная стоимость объекта изменилась, а СПИ остался прежним, то норму амортизации при использовании линейного метода в налоговом учете пересмотреть нельзя, и на момент окончания СПИ основное средство будет самортизировано не полностью. Однако согласно разъяснениям Минфина России организациям в таком случае разрешено продолжать начислять амортизацию линейным методом до полного погашения стоимости основного средства и после окончания СПИ, если он не пересматривался после модернизации (реконструкции) основного средства (письма Минфина России от 05.07.2011 № 03-03-06/1/402, от 10.09.2009 № 03-03-06/2/167, от 12.02.2009 № 03-03-06/1/57).

Когда после модернизации (реконструкции) технические характеристики объекта изменились настолько, что он стал соответствовать новому коду ОКОФ (в 2017 г. проанализировать придется старые и новые коды), объект должен рассматриваться как новое основное средство. В этом случае определять его первоначальную стоимость и СПИ нужно будет заново, используя уже новый Классификатор.

А в бухгалтерском учете СПИ является оценочным значением. Поэтому у организации есть возможность без учета каких-либо норм изменить (уточнить) СПИ в таких случаях, как, например, модернизация или реконструкция, с отражением такой корректировки в учете и отчетности. При этом возможность пересмотра СПИ как оценочного значения необходимо закрепить в учетной политике организации.

источник

ОКОФ ОК 013-2014 Амортизационная группа Срок полезного использования
Источники:
  • http://pravapot.ru/obschee/ekspertiza/srok-poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya-legkovogo.html
  • http://praktibuh.ru/buhuchet/vneoborotnye/os/amortizatsiya/srok-poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya.html
  • http://buhguru.com/uchet-os-i-nma/srok-sluzhby-osnovnyh-sredstv.html
  • http://zakonpotr.ru/srok-godnosti/poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya.html
  • http://glavkniga.ru/situations/k504522
  • http://buhguru.com/uchet-os-i-nma/srok-sluzhby-osnovnyh-sredstv.html
  • http://www.rnk.ru/article/209301-amortizacionnaya-gruppa-legkovogo-avtomobilya-2018
  • http://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/891555.html
Читайте также:  Какое масло полезнее рафинированное или нерафинированное оливковое