Меню Рубрики

Срок полезного использования автомобиля

Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Организация приобрела бывшее в употреблении основное средство (автомобиль). Продавец не передал организации документы, в которых указывается срок полезного использования автомобиля. Организация применяет линейный метод начисления амортизации в налоговом учете.
Как определить срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете организация вправе самостоятельно определить срок полезного использования автомобиля, бывшего в употреблении. При этом документального подтверждения срока фактического полезного использования данного имущества предыдущим собственником не требуется.
В целях налогового учета, если организация не имеет возможности получить от предыдущего собственника документы, содержащие информацию о сроке фактической эксплуатации объекта ОС, безопаснее установить срок полезного использования в общем порядке, то есть в соответствии с Классификацией ОС.

Обоснование вывода:

Налоговый учет

На основании п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей*(1).
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств (далее — ОС) служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация ОС).
При этом согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты ОС, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Срок полезного использования данных ОС может быть также определен как установленный предыдущим собственником этих ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Если срок фактического использования ОС у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов.
В п. 12 ст. 258 НК РФ указано, что приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.
Таким образом, исходя из положений налогового законодательства, налогоплательщик имеет право выбрать один из вариантов определения срока полезного использования ОС, бывшего в употреблении:
1) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС (в соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ);
2) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС, уменьшенного на срок фактического использования прежним владельцем (в соответствии с первым предложением п. 7 ст. 258 НК РФ);
3) исходя из срока полезного использования, установленного прежним владельцем, уменьшенного на срок фактического использования прежним владельцем (в соответствии со вторым предложением п. 7 ст. 258 НК РФ). Смотрите дополнительно постановление АС Северо-Кавказского округа от 08.05.2015 N Ф08-2247/15 по делу N А53-27549/2013.
Порядок определения срока полезного использования, применяемый организацией в отношении ОС, бывших в употреблении, закрепляется в учетной политике для целей налогообложения.
При применении второго или третьего вариантов определения срока полезного использования срок эксплуатации ОС предыдущим собственником необходимо подтвердить документально. На это указывают специалисты Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/209, УФНС России по г. Москве от 29.05.2007 N 20-12/050167.2, от 24.03.2006 N 20-12/22859, УМНС России по г. Москве от 22.09.2004 N 26-12/61646).
Если документально подтвердить срок эксплуатации ОС предыдущим собственником организация не может, то она не вправе применять положения п. 7 ст. 258 НК РФ (письма Минфина России от 20.03.2013 N 03-03-06/1/8587, от 14.12.2012 N 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/525). Организация в таком случае должна установить срок полезного использования в общем порядке — как для нового ОС, руководствуясь Классификацией ОС (смотрите также письма Минфина России от 18.03.2011 N 03-03-06/1/144, от 06.10.2010 N 03-03-06/2/172, от 16.07.2009 N 03-03-06/2/141).
В письме Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608 указано, что если организация решит реализовать свое право на уменьшение срока полезного использования имущества на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником, она обязана получить у предыдущего собственника данные о сроке фактической эксплуатации данного объекта ОС, а также при необходимости — и о сроке полезного использования данного объекта ОС, установленном предыдущим владельцем.
Согласно разъяснениям, данным в письмах Минфина России от 05.07.2010 N 03-03-06/1/448, УФНС России по г. Москве от 15.06.2010 N 16-15/062760@, от 07.07.2008 N 20-12/064109, при приобретении ОС организация может подтвердить срок его эксплуатации предыдущим собственником актом о приеме-передаче объекта ОС (форма N ОС-1), оформленным в установленном порядке*(2).
Однако заметим, что НК РФ не установлен конкретный перечень документов, необходимых для подтверждения срока эксплуатации ОС предыдущими собственниками.
По мнению судов, исходя из п. 1 ст. 252 НК РФ срок эксплуатации ОС предыдущими собственниками может быть подтвержден налогоплательщиком любыми первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством, из которых бы следовало подтверждение количества лет (месяцев) эксплуатации имущества у предыдущего собственника. Если срок фактического использования имущества у предыдущего собственника будет подтвержден таким документом, то на основании этого документа налогоплательщик вправе уменьшить срок полезного использования приобретенного ОС (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2010 N А56-48387/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.04.2010 N А32-774/2009-33/44, ФАС Поволжского округа от 24.02.2009 N А12-12162/2008, от 05.12.2008 N А12-3509/08).
Отметим, что в письме от 03.08.2005 N 03-03-04/1/142 чиновники Минфина России пришли к выводу, что документом, подтверждающим период эксплуатации ОС у предыдущих собственников, для целей налогового учета может служить паспорт транспортного средства.
Аналогичная точка зрения представлена в постановлениях ФАС Уральского округа от 02.12.2009 N Ф09-8676/09-С2, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 N 08АП-1452/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008 N 09АП-6698/2008.
В то же время в постановлении АС Московского округа от 14.10.2015 по делу N А40-191195/14 судьи указали на недопустимость использования ПТС в качестве подтверждения срока использования транспортного средства предыдущими собственниками для целей применения положений НК РФ, поскольку такой документ не подтверждает факт эксплуатации основных средств. ПТС никаких сведений о предыдущих собственниках и сроке эксплуатации не содержит.
Таким образом, вопрос о том, можно ли считать паспорт транспортного средства документом, подтверждающим срок эксплуатации ОС предыдущим собственником (при отсутствии иных документов), является спорным.
С учетом позиции судей, содержащейся в материалах приведенного нами выше недавнего судебного постановления АС Московского округа, полагаем, что использование организацией с целью подтверждения факта и времени эксплуатации приобретенного объекта ОС предыдущим собственником только данных паспорта этого объекта может вызвать спор с налоговыми органами.
По нашему мнению, если организация не имеет возможности получить от предыдущего собственника документы, содержащие информацию о сроке фактической эксплуатации объекта ОС, безопаснее установить срок полезного использования в общем порядке, то есть в соответствии с Классификацией ОС.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) в общем случае стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации.
Амортизация по объектам ОС начисляется в течение срока их полезного использования, под которым понимается период, в течение которого использование объекта приносит экономические выгоды (доход) организации (п. 4 ПБУ 6/01).
В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по учету основных средств (утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) срок полезного использования объекта ОС определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта ОС, включая объекты ОС, ранее использованные у другой организации, производится исходя из:
— ожидаемого срока использования объекта ОС в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срока аренды).
Отметим, что Классификацию ОС организация может (но не обязана) использовать для целей бухгалтерского учета, на что специально указано в п. 1 данного документа.
Таким образом, для целей бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно определять срок полезного использования, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77). При этом документального подтверждения срока фактического использования объекта ОС предыдущими собственниками не требуется.
Порядок определения срока полезного использования при принятии объекта ОС к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008).
Начисление амортизации производится в порядке, предусмотренном п.п. 18, 19, 21-25 ПБУ 6/01.

К сведению:
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 этого ПБУ, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет основных средств, бывших в эксплуатации. Установление срока полезного использования;
— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств, бывших в эксплуатации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Это положение применяется к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ). Учет объектов, введенных в эксплуатацию до этой даты, не меняется.
*(2) С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению и могут разрабатываться организациями самостоятельно. При разработке собственных форм можно использовать в качестве образца унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

источник

Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

С 1 января 2017 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

—>

Сколько времени действительна медицинская справка на водительские права для водителей? Ответ узнайте прямо сейчас.

По российской классификации, которая используется в постановлениях правительства РФ, все легковые автомобили подразделяются на пять классов.

Главным критерием для отнесения легкового транспортного средства к соответствующему классу является объем его двигателя:

  • 1-й класс — автомобили особо малого класса (объем двигателя до 1,2 литра);
  • 2-й класс — автомобили малого класса (объем двигателя 1,2-1,8 литра);
  • 3-й класс — средний класс автомобилей (объем двигателя 1,8-3,5 литров);
  • 4-й класс — легковые автотранспортные средства большого класса (объем двигателя более 3,5 литров);
  • 5-й класс — высший класс автомобиля, используемый в представительских целях, объем двигателя для этого класса автомобилей не имеет значения.

О том, имеется ли срок годности у автомобильного моторного масла, узнайте из нашей статьи.

По установленному классификатору основных средств, подавляющее число автомобилей в зависимости от их класса относятся к двум амортизационным группам, которыми устанавливается срок их полезного использования.

Читайте также:  Е полезные и вредные

  1. В третью амортизационную группу отнесены автомобили особо малого, малого и среднего класса (1-й, 2-й, 3-й класс). Период полезного использования данных автомашин составляет 3-5 лет.
  2. В пятую амортизационную группу входят легковые автотранспортные средства большого и высшего класса. Период полезного использования — 7-10 лет.

Автомобили малого класса, используемые в качестве транспортных средств для передвижения инвалидов, являются исключением из выше приведенной классификации.

Такие машины относятся к 4-му амортизационному классу, срок их полезного использования составляет 5-7 лет.

К автомобилям высшего класса относятся транспортные средства представительского класса (класса люкс).

Для этого класса автомобилей не устанавливаются четкие критерии объема двигателя, большее значение имеют размеры машины (длина от 5 и ширина от 1,7 метров) и марка авто (премиальные автомобили марок BMW, Mercedes, Lexus и т.п.). Другими важными показателями являются:

  • цена автомашины;
  • форма кузова;
  • быстроходность, наличие бронирования и комфортабельность.

Некоторые автомобили, подходящие по физическим показателям к категории высшего класса автомобилей, но не относящиеся к премиальным маркам, относятся к третьему или четвертому классу легковых транспортных средств.

Для отнесения их к категории высшего класса требуется специальное заключение эксперта.

В отличие от европейской классификации, где для определения класса большую роль имеет размер автомобиля, в отечественной классификации главное значение имеет объем двигателя автомобиля и его сухая масса.

В соответствии с этой классификацией, в полном названии автомобиля указывается номер, в котором отображен класс модели.

Например, в названии автомобиля ВАЗ 2114 цифра 2 отображает класс этой модели (малый или второй класс), так как этот автомобиль имеет объем двигателя в пределах 1,2-1,8 и вес от 900 до 1000 килограммов.

О том, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, читайте здесь.

В качестве примера определения периода полезного использования автотранспортного средства можно взять любой б/у автомобиль и рассчитать срок полезного использования.

При приобретении подержанного автомобиля Ford Mondeo, объем двигателя которого составляет 2 литра, важное значение имеет возраст автомобиля и срок его ввода в эксплуатацию.

Предположим, что автомашина находилась в эксплуатации 2 года.

Так как эта модель автомобиля входит в третью группу амортизации, то для нового автомобиля срок полезного использования определен в промежутке 3-5 лет.

Вычтя возраст автомашины из установленных сроков амортизации для автомобиля такого класса, получим период оставшегося полезного использования данного транспортного средства — от 1 года до 3 лет.

Грузовые автомобили, так же как и легковые, в зависимости от их технических характеристик и типа назначения относятся к различным амортизационным группам, согласно которым определяется время их полезного использования.

Список технически сложных товаров, в том числе бытового назначения, вы найдете на нашем сайте.

В зависимости от типа грузового автомобиля и грузоподъемности, грузовые транспортные средства подразделяются на следующие амортизационные группы:

  • грузовые автомобили, оснащенные бензиновыми и дизельными двигателями, грузоподъемностью до 3,5 тонн входят в третью амортизационную группу;
  • в четвертую амортизационную группу входят грузовые автомобили общего назначения (самосвалы, тягачи, автомобили-фургоны, бортовые автомобили);
  • в пятую амортизационную группу входят автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн, автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн, а также седельные тягачи и специализированные автомобили (автогидроподъемники, мусоровозы).

Состав амортизационных групп также был несколько изменен новым постановлением правительства.

По принятой Классификации основных средств, период полезного использования грузовых автомобилей определяется их принадлежностью к определенной амортизационной группе.

  1. Для третьей амортизационной группы период полезного использования ограничен сроком в 3-5 лет.
  2. Для четвертой амортизационной группы размер периода полезного использования ограничен сроком в 5-7 лет с момента ввода автомобиля в эксплуатацию.
  3. У грузовых автомобилей, относящихся к пятой группе, период полезного использования ограничен сроком в 7-10 лет.

Знание классов легковых и грузовых автомобилей, а также новых правил учета сроков полезного использования транспортных средств, пригодятся не только в бухгалтерском деле, но и частным автовладельцам.

Например, при определении размера налогообложения, страховых выплат и определения амортизации частного автомобиля, используемого в работе организаций.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

источник

Если транспорт состоит в реестре основных средств предприятия, то на него каждый месяц должна начисляться амортизация.

Чтобы правильно высчитать сумму амортизации, нужно сначала посчитать срок полезного использования автотранспорта (далее по тексту – СПИ) автомобиля.

СПИ машины считается тот временной промежуток, за который автомобиль будет приносить предприятию доход. СПИ в налоговом учете и бухгалтерии высчитывается по-разному.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :

Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации:

  • эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
  • стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.

Читайте также в нашей статье, что должно содержаться в аптечке автомобилиста.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в бухгалтерии в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»:

  1. эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
  2. эксплуатируется более года;

Есть ли срок годности у автомобильного огнетушителя, узнайте здесь.

Если автотранспорт определен на балансе предприятия как ОС, то для него в налоговом учете устанавливается амортизационная группа.

С ее помощью можно вычислить СПИ автотранспорта.

В бухучете СПИ можно вычислить и без отнесения к такой группе. Он рассчитывается на основании предположительного времени и условий работы.

Предприятие должно начислять амортизацию все время службы автотранспорта до наступления его предельной степени износа и списания.

В законодательстве по бухучету нет четких временных рамок по ограничению СПИ.

Предприятие может установить СПИ по Классификатору, применяемому для налогового учета, или же установить другое его значение, руководствуясь определенными факторами.

Читайте в этой статье, как получить вычет за обучение в автошколе.

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 факторами, влияющими на СПИ автотранспорта, являются:

  • предполагаемая длительность дальнейшей эксплуатации автомобиля;
  • документальное ограничение СПИ транспорта (окончание договора аренды или лизинга автотранспорта);
  • условия эксплуатации транспорта: погодные условия, частота смен, территориальные особенности местности применения, и т.д.

к содержанию ↑

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

№п/п Амортизационная группа СПИ, лет Вид транспорта
1 2 от двух до трех Грузопассажирские подъемники с платформами
2 3 от трех до пяти
  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
3 4 от пяти до семи
  1. Автомобили, используемые инвалидами;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
  4. Троллейбусы;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
4 5 от семи до девяти
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Являются ли водительские права документом, удостоверяющим личность, читайте тут.

СПИ легковых автомобилей можно определить в зависимости от габаритов и объема двигателя машины:

  • от семи до девяти лет – большие автомобили объемом двигателя от 3,5 литров;
  • от пяти до семи лет – небольшие машины для людей с инвалидностью;
  • от трех до пяти лет – прочие легковые машины.

В качестве примера узнаем СПИ б/у автомобиля Toyota Auris 2008 года выпуска. Объем двигателя данного автомобиля – 1,6 литров.

Значит, его СПИ может составлять от трех до пяти лет.

СПИ автобусов зависит от его габаритов и области использования (городской или междугородний):

  1. от семи до девяти лет – прочие типы автобусов, длина которых от 16,5 до 24 метров;
  2. от пяти до семи лет – большие автобусы длиной до 24 метров, которые следуют в черте города и между городами;
  3. от трех до пяти лет – маленькие автобусы длиной до 7,5 метров.

Для примера возьмем автобус длиной 18 метров, перевозящий пассажиров между городами.

Исходя из длины и места эксплуатации можно определить, что его амортизационная группа – 4, то есть срок его эксплуатации составляет от пяти до семи лет.

Читайте в данной статье, сколько времени действительна мед. справка для получения водительского удостоверения.

СПИ у грузовиков рассчитывается исходя из грузоподъемности и области применения автомобиля:

  • от семи до девяти лет – грузовики, масса груза которых составляет от 3,5 до 12 тонн, прицепы, полуприцепы;
  • от пяти до семи лет – самосвалы, фургоны, спецтехника;
  • от трех до пяти лет – небольшие автомобили с грузоподъемностью до 3,5 тонн.

Например, КамАЗ можно включить в группу к самосвалам.

Соответственно, его амортизационная группа – 4, то есть его СПИ находится в диапазоне от пяти до семи лет.

В зависимости от области использования спецтехника делится на следующие группы:

  1. от семи до девяти лет – мусоровозы, гидроподъемники;
  2. от пяти до семи лет – техника коммунальных служб, катафалки, машины с нефтепродуктами или газом, техника различных служб;
  3. от трех до пяти лет – прочие спец. автомобили.

Читайте в следующей статье об отличиях срока гарантии и эксплуатации.

Например, нужно рассчитать СПИ поливомоечной машины тротуарной.

Данный вид транспорта относится к спецтехнике коммунальных служб, то есть к 4 амортизационной группе.

Его СПИ составит от пяти до семи лет.

Законодательство позволяет установить СПИ в бухгалтерском учете соответствующий сроку, определенному в налоговом учете при использовании Классификации ОС.

Это очень удобно в применении, так как одинаковый СПИ позволяет свести к минимуму расхождения в налоговой и бухгалтерской документации.

Смотрите также в этом видео, как амортизировать купленный автомобиль:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

источник

Как определить срок полезного использования автомобиля – таблица СПИ в бухгалтерском и налоговом учете по видам транспорта

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.

Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.

При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.

Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.

Группа амортизации по Классификатору Срок полезного использования, л. Тип автотранспорта
2 2-3
  • Грузопассажирские подъемники, имеющие платформы
3 3-5
  • Легковые автомобили.
  • Автобусы малого типа длиной в пределах 7.5 м.
  • Грузовые автомобили грузоподъемностью до 3.5 т.
  • Специальные машины, не вошедшие в прочие группы
4 5-7
  • Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью
  • Средние, большие и особо большие городские автобусы до 24 м
  • Междугородние автобусы
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи независимо от массы
  • Специальные машины – катафалки, бензовозы, лесовозы, транспорт, обслуживающий коммунальное хозяйство
  • Спецмашины различных служб (полиция, спасательная, аварийная)
  • Машины, транспортирующие газ и нефтепродукты
5 7-9
  • Легковые автомобили от 3.5 л
  • Прочие автобусы, кроме перечисленных выше, от 16.5 до 24 м
  • Грузовой транспорт от 3.5 до 12 т
  • Специальные машины — тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Прицепы, а также полуприцепы

Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.

Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – грузовики с дизельным и и бензиновым двигателем с массой от 3.5 до 12 т и свыше 12 т;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – грузовые авто общего назначения (сюда входят бортовые грузовики, тягачи, самосвалы, фургоны);
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – небольшие грузовики с максимально возможной массой до 3.5 т.
  • КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
  • Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
  • Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:

Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

источник

Как определяется амортизационная группа транспортных средств при эксплуатации предприятием автомобилей? Постепенный перенос первоначальной стоимости объекта выполняется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Поскольку суммы начисленной амортизации включаются в расходы компании, важно грамотно рассчитывать износ в течение всего срока полезного использования (СПИ) имущества. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Установление СПИ любого автомобиля зависит от его технических характеристик. В большинстве случаев это назначение транспорта, грузоподъемность, тип двигателя. Требуемые данные указаны в ПТС модели (строки 2-4) или руководстве по эксплуатации. Чтобы в учете организации амортизация транспортных средств начислялась правильно, необходимо, прежде всего, установить группу по Классификатору ОС, утвержденному в Постановлении № 1 от 01.01.02 г. Этот справочник был обновлен с 01.01.17 г. с введением в силу Постановления № 640 от 07.07.16 г.

Применять новые требования необходимо по тем транспортным средствам, которые были введены в эксплуатацию уже в 2017 г. Если же имущество начали использовать ранее указанной даты, следует рассчитывать износ в прежнем порядке. Согласно Классификации, почти все легковые автомобили (1-3 класса) относятся к 3 группе с СПИ от 3 до 5 лет. (код 310.29.10.2). Точнее установить группу можно по классу транспорта – малому, особо малому, среднему или большому в зависимости от объема двигателя.

Но если легковой автомобиль отнесен к 4 классу, то есть предназначен для управления инвалидом (код 310.29.10.24), устанавливается 4 группа с СПИ от 5 до 7 лет. А дорогостоящие легковые средства 5 класса амортизируются еще дольше – от 7 до 10 лет и для них утверждена 5 группа. Высший класс – это, по разъяснениям чиновников, представительские модели, к примеру, Mercedes-Benz CLS, Lexus, Jaguar, SAAB и пр.

Исходя из норм ст. 258 НК, срок полезного использования транспортных средств – это предполагаемый период эксплуатации объекта. Для того, чтобы ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо в пределах сроков по Классификатору установить СПИ и указать его в акте по форме ОС-1. При это имейте в виду, что:

  • 1 особо малый класс легкового автотранспорта – это машины с объемом двигателя не более 1,2 л.
  • 2 малый класс – не более 1,8 л.
  • 3 средний класс – не более 3,5 л.
  • 4 большой класс – более 3,5 л.
  • 5 высший класс – представительский (в соответствии с разъяснениями Таможенного Комитета в Письме № 04-30/3515 от 26.02.97 г.).

К примеру, автомобиль ВАЗ 2114 относится ко 2 классу, о чем говорит первая цифра 2 в наименовании модели. Следовательно, для начисления амортизации выбирается 3 группа: СПИ установлен в 37 мес. (в пределах от 37 мес. до 60 мес.). Утверждение одинакового срока в НУ и БУ позволит избежать возникновения разниц при последующем расчете.

Расчет амортизационных отчислений ведется в зависимости от выбранного способа. В налоговом учете разрешается использовать линейный или нелинейный метод (ст. 259 НК). В бухгалтерском – линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально СПИ или пропорционально объему товаров/работ. Чтобы упростить ведение учета, рекомендуется выбрать в НУ и БУ линейный метод.

К примеру, предприятие купило в апреле легковой автомобиль стоимостью в 700 000 руб. Регистрация прошла в этом же месяце, а уже в мае объект был введен в эксплуатацию. По имеющимся рабочим характеристикам бухгалтер назначил 3 амортизационную группу, СПИ установлен в 40 мес. Способ начисления – линейный и в НУ, и в БУ. Первый износ начисляется в июне, ежемесячная сумма = 17 500 руб.

источник

Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н [1] сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) — 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

источник

Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Организация приобрела бывшее в употреблении основное средство (автомобиль). Продавец не передал организации документы, в которых указывается срок полезного использования автомобиля. Организация применяет линейный метод начисления амортизации в налоговом учете.
Как определить срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете организация вправе самостоятельно определить срок полезного использования автомобиля, бывшего в употреблении. При этом документального подтверждения срока фактического полезного использования данного имущества предыдущим собственником не требуется.
В целях налогового учета, если организация не имеет возможности получить от предыдущего собственника документы, содержащие информацию о сроке фактической эксплуатации объекта ОС, безопаснее установить срок полезного использования в общем порядке, то есть в соответствии с Классификацией ОС.

Обоснование вывода:

Налоговый учет

На основании п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей*(1).
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств (далее — ОС) служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация ОС).
При этом согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты ОС, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Срок полезного использования данных ОС может быть также определен как установленный предыдущим собственником этих ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Если срок фактического использования ОС у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов.
В п. 12 ст. 258 НК РФ указано, что приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.
Таким образом, исходя из положений налогового законодательства, налогоплательщик имеет право выбрать один из вариантов определения срока полезного использования ОС, бывшего в употреблении:
1) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС (в соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ);
2) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС, уменьшенного на срок фактического использования прежним владельцем (в соответствии с первым предложением п. 7 ст. 258 НК РФ);
3) исходя из срока полезного использования, установленного прежним владельцем, уменьшенного на срок фактического использования прежним владельцем (в соответствии со вторым предложением п. 7 ст. 258 НК РФ). Смотрите дополнительно постановление АС Северо-Кавказского округа от 08.05.2015 N Ф08-2247/15 по делу N А53-27549/2013.
Порядок определения срока полезного использования, применяемый организацией в отношении ОС, бывших в употреблении, закрепляется в учетной политике для целей налогообложения.
При применении второго или третьего вариантов определения срока полезного использования срок эксплуатации ОС предыдущим собственником необходимо подтвердить документально. На это указывают специалисты Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/209, УФНС России по г. Москве от 29.05.2007 N 20-12/050167.2, от 24.03.2006 N 20-12/22859, УМНС России по г. Москве от 22.09.2004 N 26-12/61646).
Если документально подтвердить срок эксплуатации ОС предыдущим собственником организация не может, то она не вправе применять положения п. 7 ст. 258 НК РФ (письма Минфина России от 20.03.2013 N 03-03-06/1/8587, от 14.12.2012 N 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/525). Организация в таком случае должна установить срок полезного использования в общем порядке — как для нового ОС, руководствуясь Классификацией ОС (смотрите также письма Минфина России от 18.03.2011 N 03-03-06/1/144, от 06.10.2010 N 03-03-06/2/172, от 16.07.2009 N 03-03-06/2/141).
В письме Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608 указано, что если организация решит реализовать свое право на уменьшение срока полезного использования имущества на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником, она обязана получить у предыдущего собственника данные о сроке фактической эксплуатации данного объекта ОС, а также при необходимости — и о сроке полезного использования данного объекта ОС, установленном предыдущим владельцем.
Согласно разъяснениям, данным в письмах Минфина России от 05.07.2010 N 03-03-06/1/448, УФНС России по г. Москве от 15.06.2010 N 16-15/062760@, от 07.07.2008 N 20-12/064109, при приобретении ОС организация может подтвердить срок его эксплуатации предыдущим собственником актом о приеме-передаче объекта ОС (форма N ОС-1), оформленным в установленном порядке*(2).
Однако заметим, что НК РФ не установлен конкретный перечень документов, необходимых для подтверждения срока эксплуатации ОС предыдущими собственниками.
По мнению судов, исходя из п. 1 ст. 252 НК РФ срок эксплуатации ОС предыдущими собственниками может быть подтвержден налогоплательщиком любыми первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством, из которых бы следовало подтверждение количества лет (месяцев) эксплуатации имущества у предыдущего собственника. Если срок фактического использования имущества у предыдущего собственника будет подтвержден таким документом, то на основании этого документа налогоплательщик вправе уменьшить срок полезного использования приобретенного ОС (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2010 N А56-48387/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.04.2010 N А32-774/2009-33/44, ФАС Поволжского округа от 24.02.2009 N А12-12162/2008, от 05.12.2008 N А12-3509/08).
Отметим, что в письме от 03.08.2005 N 03-03-04/1/142 чиновники Минфина России пришли к выводу, что документом, подтверждающим период эксплуатации ОС у предыдущих собственников, для целей налогового учета может служить паспорт транспортного средства.
Аналогичная точка зрения представлена в постановлениях ФАС Уральского округа от 02.12.2009 N Ф09-8676/09-С2, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 N 08АП-1452/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008 N 09АП-6698/2008.
В то же время в постановлении АС Московского округа от 14.10.2015 по делу N А40-191195/14 судьи указали на недопустимость использования ПТС в качестве подтверждения срока использования транспортного средства предыдущими собственниками для целей применения положений НК РФ, поскольку такой документ не подтверждает факт эксплуатации основных средств. ПТС никаких сведений о предыдущих собственниках и сроке эксплуатации не содержит.
Таким образом, вопрос о том, можно ли считать паспорт транспортного средства документом, подтверждающим срок эксплуатации ОС предыдущим собственником (при отсутствии иных документов), является спорным.
С учетом позиции судей, содержащейся в материалах приведенного нами выше недавнего судебного постановления АС Московского округа, полагаем, что использование организацией с целью подтверждения факта и времени эксплуатации приобретенного объекта ОС предыдущим собственником только данных паспорта этого объекта может вызвать спор с налоговыми органами.
По нашему мнению, если организация не имеет возможности получить от предыдущего собственника документы, содержащие информацию о сроке фактической эксплуатации объекта ОС, безопаснее установить срок полезного использования в общем порядке, то есть в соответствии с Классификацией ОС.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) в общем случае стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации.
Амортизация по объектам ОС начисляется в течение срока их полезного использования, под которым понимается период, в течение которого использование объекта приносит экономические выгоды (доход) организации (п. 4 ПБУ 6/01).
В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по учету основных средств (утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) срок полезного использования объекта ОС определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта ОС, включая объекты ОС, ранее использованные у другой организации, производится исходя из:
— ожидаемого срока использования объекта ОС в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срока аренды).
Отметим, что Классификацию ОС организация может (но не обязана) использовать для целей бухгалтерского учета, на что специально указано в п. 1 данного документа.
Таким образом, для целей бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно определять срок полезного использования, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77). При этом документального подтверждения срока фактического использования объекта ОС предыдущими собственниками не требуется.
Порядок определения срока полезного использования при принятии объекта ОС к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008).
Начисление амортизации производится в порядке, предусмотренном п.п. 18, 19, 21-25 ПБУ 6/01.

К сведению:
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 этого ПБУ, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет основных средств, бывших в эксплуатации. Установление срока полезного использования;
— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств, бывших в эксплуатации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Это положение применяется к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ). Учет объектов, введенных в эксплуатацию до этой даты, не меняется.
*(2) С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению и могут разрабатываться организациями самостоятельно. При разработке собственных форм можно использовать в качестве образца унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

источник

Источники:
  • http://pravapot.ru/obschee/ekspertiza/srok-poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya-legkovogo.html
  • http://zakonpotr.ru/srok-godnosti/poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya.html
  • http://praktibuh.ru/buhuchet/vneoborotnye/os/amortizatsiya/srok-poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya.html
  • http://spmag.ru/articles/srok-poleznogo-ispolzovaniya-transportnyh-sredstv
  • http://www.klerk.ru/buh/articles/452438/
  • http://www.garant.ru/consult/account/758696/