Меню Рубрики

Срок полезного использования дороги

Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Каков срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете открытой автомобильной стоянки с покрытием из железобетонных плит (плиты могут быть разобраны и перенесены в другое место), огороженной забором?
Какой код ОКОФ следует применить?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
К автомобильной стоянке из железобетонных плит возможно применить код ОКОФ — 220.42.11.10.140 (Стоянки автомобильные с твердым покрытием).
Автомобильную стоянку можно отнести к седьмой амортизационной группе со сроком использования свыше 15 до 20 лет включительно. Однако более разумным будет обратится в Минэкономразвития по поводу применения Классификации или обратиться к рекомендациям изготовителей данных железобетонных плит.

Обоснование позиции:

Срок полезного использования в налоговом учете

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается в том числе имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект ОС служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации.
Нормой п. 6 ст. 258 НК РФ установлено, что если какие-либо виды ОС не указаны в амортизационных группах, срок их полезного использования устанавливается организацией с учетом технических условий или рекомендаций изготовителей.
Таким образом, если на основании имеющихся у организации документов невозможно установить срок полезного использования ОС, то можно обратиться к изготовителю (продавцу) с соответствующим запросом.
Далее, исходя из установленного срока полезного использования, можно определить амортизационную группу в соответствии с п. 3 ст. 258 НК РФ.
Отметим, что специалисты Минфина России, рассматривая вопросы налогоплательщиков, касающиеся определения амортизационных групп, также зачастую обращаются к норме п. 6 ст. 258 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 06.03.2017 N 03-03-06/1/12629, от 30.12.2016 N 03-03-06/1/79707, от 03.11.2016 N 03-03-06/1/64814, от 03.04.2015 N 03-03-06/4/18874).
При этом нередко по вопросу классификации ОС, включаемых в амортизационные группы, Минфин России отсылает налогоплательщиков в Минэкономразвития России (смотрите письма Минфина России от 25.04.2016 N 03-03-06/1/23916, от 03.11.2015 N 03-03-06/1/63570, от 03.04.2015 N 03-03-06/4/18874, от 25.08.2014 N 03-03-06/1/42310).
Пример ответа на такое обращение иллюстрирует, например, письмо Минэкономразвития России от 15.08.2006 N Д19-73.

Срок полезного использования в бухгалтерском учете

Сразу оговоримся, абзацем четвертым п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) предусмотрено, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 и п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания), сроком полезного использования является период, в течение которого использование ОС приносит экономические выгоды (доход) организации.
Указанный срок определяется организацией исходя из (п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний):
— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Таким образом, для целей бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно определять срок полезного использования ОС, руководствуясь принципами, установленными в п. 20 ПБУ 6/01 (смотрите также письма России от 07.05.2013 N 07-01-06/15879, от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77).
Выбранный способ начисления амортизации, как и срок полезного использования ОС, должен быть закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Выбор кода ОКОФ

Общероссийский классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее — новый ОКОФ) принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.
Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды. Классификатор разработан на основе гармонизации с Системой национальных счетов (СНС 2008) Организации Объединенных Наций, Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка, а также с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и предназначен в том числе для перехода на классификацию основных фондов, принятую в международной практике.
До 01.01.2017 применялся Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — старый ОКОФ). Для того чтобы упростить применение нового ОКОФ, приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 утверждены прямой и обратный переходные ключи между редакциями классификаторов (далее — Переходный ключ).
В Классификации ключевым элементом для поиска является «код ОКОФ».
Соответственно, для ОС, принимаемых на учет, с 1 января 2017 года код позиции ОКОФ необходимо определять согласно новому ОКОФ.
Поиск кода ОКОФ может осуществляться по названию ОС или по его назначению.
Таким образом, если перечисленные ОС вводятся в эксплуатацию после 01.01.2017 (как в анализируемой ситуации), то классифицировать их необходимо с указанными кодами по ОКОФ.
В группировку «Сооружения» нового ОКОФ среди прочего включены следующие объекты:
220.42.11.10.140 — Стоянки автомобильные с твердым покрытием.
Такой объект, как «Стоянки автомобильные с твердым покрытием», в Классификации отсутствует.
По мнению представителей финансового ведомства, парковки могут относиться в соответствии с Классификацией к пятой амортизационной группе (имущество со сроком использования свыше 7 до 10 лет включительно) (смотрите письмо от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386). Обращаем Ваше внимание на то, что в письме упомянута Классификация в редакции до 1 января 2017 года. Отметим, что ранее (до 01.01.2017) в Классификации в группировку «Сооружения» входили площадки производственные с покрытиями (код 12 0001121). Однако в новой Классификации стоянки автомобильные с твердым покрытием выделены отдельно от площадок производственных с покрытиями и относятся к автомагистралям (смотрите код 220.42.11.10).
К автомагистралям в соответствии с Классификацией относится код 220.42.11.10.122 Дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (пятая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно)).
Также к автомагистралям относится код 220.42.11.10.110 Автомагистрали, кроме надземных автодорог (эстакад) (с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные).
По нашему мнению, на сегодняшний день автостоянку можно отнести к объектам с кодом 220.42.11.10.110 (седьмая амортизационная группа), несмотря на то, что с данным кодом упоминаются объекты с колейными железобетонными покрытиями, а в нашем случае, полагаем, речь идет о сплошном покрытии.
Повторимся, для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ, письмо Минфина РФ от 22.03.2017 N 03-03-06/1/16322). По нашему мнению, ваша организация также вправе обратиться к рекомендациям изготовителей данных железобетонных плит или обратиться в Минэкономразвития по вопросу применения Классификации.
Обращаем внимание, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений по рассматриваемому вопросу мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

источник

У нас под магазином есть собственная земля, в учете она стоит на 01 как объект ОС. Мы перед магазином силами подрядчика заафальтировали площадку, стоимость 1 млн. руб., я увеличила балансовую стоимость земли на эту сумму, но объект ОС Модернизация земельного участка стоимость 1 млн. руб. подлежит аммортизации и какой срок полезного использавания? Мне нужно узнать то, что на части этой земли сделали асфальтовое покрытие, оно признано в бухучете как отдельный объект ос стоимостью 1 млн. руб., мне нужно его амортизировать и какой срок полезного использования, или он просто увеличивает стоимость земли на балансе

В ответ на Ваш вопрос от 15.09.2016 г. «.

сообщаем следующее: Вы правы, асфальтированная дорога это отдельный объект ОС. Его стоимость не увеличивает стоимость земли. Срок полезного использования можно установить по одним и тем же правилам в бухучете и налоговом учете. Асфальтированная площадка в соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1) относится к пятой амортизационной группе. Это имущество со сроком использования свыше 7 до 10 лет включительно. Ведь именно к этой группе относятся площадки производственные с покрытиями (с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные), а также дороги автомобильные.

Рекомендация 1:Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам, как асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия, которые созданы без привлечения бюджетного (целевого) финансирования

Да, можно, если обустройство таких объектов обусловлено требованиями законодательства.

По общему правилу независимо от источников финансирования асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам внешнего благоустройства, и, следовательно, амортизация по ним не начисляется (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63, от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745, от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487, от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201 и от 13 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/73.

В то же время для отдельных отраслей экономики обустройство производственных площадок с асфальтовым и другими видами покрытий рядом с производственными объектами является обязательным в силу законодательства, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. В таких случаях организация может начислять на них амортизацию. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362.

есть аргументы, позволяющие начислять амортизацию по асфальтовым (бетонным, тротуарным) покрытиям, созданным без привлечения бюджетных средств, независимо от того, обусловлено ли их обустройство нормами законодательства или нет. Они заключаются в следующем.

Асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам дорожного хозяйства. Буквальное прочтение подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что если при строительстве объектов дорожного хозяйства не было использовано бюджетное или другое целевое финансирование, то амортизацию по таким объектам начислять можно. Главное, чтобы обустройство таких объектов было связано с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008, от 14 января 2008 г. № А56-4910/2007, от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04 и от 25 октября 2004 г. № А56-32626/03, Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29, Московского округа от 23 июля 2008 г. № КА-А40/6654-08, Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3, Поволжского округа от 13 июня 2012 г. № А55-19091/2011).

Кроме того, организация может включить такие объекты (стоимостью более 100 000 руб.) в состав амортизируемого имущества:

  • в качестве сооружения;
  • в качестве капитальных вложений в арендованные основные средства.

Учесть твердые декоративные покрытия в качестве сооружений можно по следующим основаниям. Во-первых, они улучшают доступ к организации, способствуют привлечению дополнительных клиентов, а значит, положительно влияют на увеличение продаж. Во-вторых, наличие твердого покрытия позволяет сократить время погрузочно-разгрузочных работ, что также повышает эффективность бизнеса. Из этого следует, что твердое покрытие используется в деятельности, связанной с получением доходов, и соответствует определению амортизируемого имущества, указанному в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Основанием для начисления амортизации в этом случае является абзац 1 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

Если твердое покрытие обустроено на арендованной земле, затраты на его строительство можно классифицировать как капитальные вложения в арендованные основные средства (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 16 марта 2006 г. № 18-11/1/20791). При этом в договоре аренды земли (дополнительном соглашении к нему) должно быть отражено согласие арендодателя (право арендатора) на производство неотделимых улучшений в виде асфальтового (бетонного, тротуарного) покрытия (абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФ, ст. 615 ГК РФ). Кроме того, таким договором (дополнительным соглашением) должно быть предусмотрено, что арендодатель не возмещает арендатору стоимость капитальных вложений (абз. 4 п. 1 ст. 258 НК РФ, ст. 623 ГК РФ). Основанием для начисления амортизации в этом случае является абзац 4 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 14 декабря 2007 г. № 20-12/119684, от 17 марта 2006 г. № 18-11/20791). О применении амортизационной премии при амортизации неотделимых улучшений арендованного имущества см. Как рассчитать амортизацию по арендованным объектам основных средств в налоговом учете.

Не исключено, что при проверке налоговая инспекция не согласится с включением расходов на устройство (укладку) твердых покрытий в расчет налогооблагаемой прибыли. В таком случае свою позицию организации придется отстаивать в суде.

Рекомендация: Подъездные дороги и парковки можно амортизировать

Журнал «Российский налоговый курьер» № 18, Сентябрь 2012

По мнению ведомства, парковки, подъездные дороги могут относиться в соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1) к пятой амортизационной группе (имущество со сроком использования свыше 7 до 10 лет включительно). Так как именно к этой группе относятся площадки производственные с покрытиями (с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные), а также дороги автомобильные.

Читайте также:  Самая полезная рыба морская

Также существуют разъяснения налоговой службы, в которых признается правомерность амортизации асфальтового покрытия, подъездных путей, тротуаров и парковок (письма УФНС России по г. Москве от 14.12.07 № 20-12/119684 и от 14.02.06 № 20-12/11368).

источник

Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В организации в качестве объекта основных средств с января 2007 года числится объект «внутренние дороги» — асфальтированная автостоянка для покупателей и для сотрудников и асфальтовые дороги для автомобилей и для пешеходов на территории фирмы. В бухгалтерском учете этот объект основных средств амортизируется, а в налоговом учете — нет. Организацией за все периоды (с 2007 года) была получена облагаемая налогом прибыль и уплачен налог на прибыль.
Можно ли амортизировать в налоговом учете данное основное средство?
Если объект признается амортизируемым имуществом в целях налогового учета, можно ли учесть в расходах в целях налогового учета амортизацию за предыдущие годы (с января 2007 года)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Объект основного средства «Внутренние дороги» подлежит амортизации в целях налогообложения прибыли при условии документального подтверждения экономической обоснованности строительства рассматриваемого объекта.
Однако не исключаем, что правомерность учета амортизации в составе расходов придется отстаивать в суде.
2. Расходы, не учтенные в целях налогообложения прибыли в предыдущие налоговые периоды, налогоплательщик вправе учесть в составе внереализационных расходов как убытки прошлых лет при условии, что в предыдущих периодах была получена облагаемая налогом прибыль и уплачен налог в бюджет на основании п. 1 ст. 54 НК РФ. При этом нормами п. 1 ст. 54 НК РФ не установлено ограничение на признание таких расходов за периоды, превышающие три года.
Вместе с тем представители финансового ведомства придерживаются иного мнения, поэтому признание расходов за периоды, превышающие три года, может привести к налоговым спорам.

Обоснование позиции:
1. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы по созданию амортизируемого имущества. Стоимость амортизируемого имущества погашается посредством начисления амортизации, признаваемой в расходах ежемесячно согласно п. 3 ст. 272 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено данной главой), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (на 01.01.2007 — 10 000 рублей).
В данной ситуации в составе основных средств числится объект «Внутренние дороги», который представляет собой асфальтированную автостоянку для покупателей и для сотрудников, а также дороги для автомобилей и для пешеходов на территории фирмы.
Существует мнение, что стоянки для автотранспорта и асфальтовые покрытия считаются объектом внешнего благоустройства территорий. В связи с этим налоговые органы в некоторых случаях пытаются возразить против учета в составе расходов амортизационных отчислений по таким объектам.
Так, согласно пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства (в том числе объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования) и другие аналогичные объекты не подлежат амортизации.
Из буквального прочтения указанной нормы следует, что не подлежат амортизации только объекты внешнего благоустройства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования.
Соответственно, иные объекты внешнего благоустройства, удовлетворяющие критериям их признания в составе основных средств, могут амортизироваться в общеустановленном порядке в течение установленного срока их полезного использования.
Именно такой вывод содержится в материалах судебной практики (смотрите постановления ФАС Московского округа от 05.12.2012 N Ф05-13776/12, от 31.05.2011 N КА-А40/4466-11-2, ФАС Поволжского округа от 28.08.2008 N А65-20868/07, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 N А56-33207/2008).
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 12.10.2010 N КА-А40/12233-10 было отмечено, что исходя из логического толкования нормы пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что не подлежат амортизации только те объекты внешнего благоустройства, которые сооружались с привлечением источников бюджетного или иного целевого финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки. Между тем спорные расходы осуществлялись обществом за свой счет; вызваны необходимостью, так как территория имущественного комплекса, принадлежащего заявителю, отдалена от автодороги на расстояние 150 метров, и другие подъездные пути отсутствуют, прилегающая к участку дорога не позволяет производить остановку и стоянку вдоль проезжей части; обусловлены экономической целью — обеспечение доступа к складским площадям, сдаваемым обществом в аренду для получения дохода. Критериями учета расходов в налоговой базе по налогу на прибыль являются их экономическая обоснованность и документальное подтверждение. Также к числу критериев учета расходов относится их обусловленность достижением экономического эффекта — направленностью на получение прибыли от предпринимательской деятельности. Смотрите также постановление Девятого арбитражного апелляционного суда в от 11.03.2013 N 09АП-3488/2013.
При этом понятие «благоустройство территории» действующим законодательством не определено. На это обращают внимание и специалисты финансового ведомства и предлагают для целей налогообложения руководствоваться его общепринятым значением, согласно которому под благоустройством понимается деятельность по созданию удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации и напрямую не связанная с коммерческой деятельностью организации (письма Минфина России от 10.08.2012 N 03-03-06/4/83, от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386, от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35, от 18.10.2011 N 03-07-11/278, от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745, от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203).
Учитывая вышеизложенное, специалисты финансового ведомства считают, что объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации (смотрите письма Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575, от 04.12.2008 N 03-03-06/4/94, от 12.08.2008 N 03-03-06/1/461, от 30.01.2008 N 03-03-06/1/63, от 07.11.2007 N 03-03-06/1/777, от 15.11.2006 N 03-03-04/2/241, от 30.05.2006 N 03-03-04/1/487).
Вместе с тем в письме Минфина России от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386 со ссылкой на Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, было высказано мнение, что такие объекты, используемые для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, как автомобильные подъезды, площадки для проведения выставок, а также организации парковки, могут быть признаны амортизируемым имуществом при условии соответствия требованиям п. 1 ст. 256 НК РФ. Что касается объектов внешнего благоустройства, то такое имущество в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизации не подлежит. Следовательно, в целях налогообложения прибыли капитальные расходы на их создание (приобретение) не учитываются.
То есть мы видим, что финансовое ведомство разграничило объекты внешнего благоустройства от асфальтированных площадок. И действительно, на наш взгляд, такие основания имеются. Так, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Как мы полагаем, устройство асфальтированных дорог, которые служат для доступа, прохода и проезда покупателей и сотрудников, имеет вполне конкретные цели, служащие прежде всего интересам хозяйственной деятельности организации, а не повышению эстетики используемой территории.
В этой же связи приведем пояснения из письма Управления ФНС по Хабаровскому краю от 16.05.2007 N 16-15/10507@. В качестве примера расходов на благоустройство были приведены устройство дорожек, скамеек, посадка деревьев и кустарников, устройство газонов и т.д. Далее сообщено, что если арендодателю принадлежит все здание, то у него возникает право пользования земельным участком, который относится к зданию. Это может быть или право собственности на земельный участок или право арендатора земельного участка. В этом случае на пользователя участка возлагается бремя его содержания, поддержания в нормальном состоянии, чистоте и т.п. Работы же по благоустройству связаны не с содержанием участка, а направлены на улучшение его потребительских свойств. Поэтому такие затраты не могут быть включены в расходы по налогу на прибыль. Далее идет пояснение различий между примерами расходов на содержание объекта и его благоустройство (рекомендуем ознакомиться).
Примером использования асфальтированной площадки в производственной деятельности организации в письме Минфина России от 25.06.2009 N 03-11-06/2/108 названы расходы арендатора по строительству производственной площадки с асфальтовым покрытием для хранения автотранспортных средств на полученном в аренду земельном участке. Они относятся к расходам на сооружение основных средств, которые могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 14.12.2007 N 20-12/119684).
В арбитражной практике по вопросу правомерности учета затрат в подобных ситуациях уделяется внимание проверке необходимости и обоснованности произведенных затрат и их связи с деятельностью, направленной на получение дохода, при этом суды, как правило, поддерживают налогоплательщиков (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 25.05.2011 N КА-А41/4670-11, ФАС Уральского округа от 25.11.2010 N Ф09-8966/10-С3, от 26.06.2008 N Ф09-4500/08-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.02.2009 N Ф04-3301/2008(589-А27-40)).
В определении ВС РФ от 25.01.2016 N 302-КГ15-18051 суды, напротив, поддержали налоговые органы. Однако в этом случае наоборот налогоплательщик учел затраты по возведению автостоянки единовременно, тогда как налоговые органы рассмотрели такие расходы как затраты на возведение объекта основного средства, и суды их поддержали.
Вместе с тем при иных обстоятельствах судьи признавали квалификацию объектов благоустройства (устройство асфальтовых проездов, стоянок, тротуаров) в качестве основных средств ошибочной, поскольку в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации. Вывод сделан в ситуации, когда объект «Устройство тротуаров и дорожного покрытия по ул. Землеустроителей — пер. Рождественский» передан Обществом безвозмездно в муниципальную собственность; затраты на создание подлежащих безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов благоустройства правомерно включены Обществом в расходы по строительству объекта «Комплексная жилая застройка 3,5 га в г. Ханты-Мансийске, ул. Землеустроителей — пер. Рождественский» в том налоговом периоде, в котором они осуществлены (2013 год) (постановление АС Западно-Сибирского округа от 05.05.2017 N Ф04-1291/17 по делу N А75-8320/2016). Суд указал, что построенные в ходе застройки земельного участка объекты внешнего благоустройства не использовались и не могли использоваться Обществом в качестве основного средства и амортизируемого имущества, поскольку не предназначены для производства и реализации товаров, а также для обеспечения экономической деятельности, и не могут быть использованы для извлечения Обществом дохода в силу невозможности осуществления их возмездной реализации как в качестве самостоятельных объектов, так и в составе строящихся объектов (малоэтажная жилая застройка, жилые дома, квартиры в них).
Таким образом, вопрос признания объекта «Внутренние дороги» в составе амортизируемого имущества на сегодняшний день является спорным. При этом суды, принимая решение, изучают конкретные обстоятельства дела и представленные налогоплательщиками документы.
Также, поскольку в ряде случаев контролирующие органы признавали список объектов, упомянутых в пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, открытым, ничто не мешает налоговым органам признать при отсутствии должного обоснования строительство автостоянки в числе объектов, затраты на создание которых не могут учитываться при налогообложении, причислив их к числу объектов внешнего благоустройства.
Поэтому не исключено, что право на учёт амортизации (или расходов прошлых лет, выявленных в отчетном периоде) рассматриваемого объекта в составе затрат в целях налогообложения организации придётся отстаивать в суде.
Для этих целей, на наш взгляд, необходимо подготовить документы, на основании которых можно было бы доказать, что рассматриваемый объект построен не для создания удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации, а для использования в качестве отдельного объекта основных средств, предназначенного для извлечения прибыли совместно с другими основными средствами, т.е. чтобы было понятно, что понесенные при этом затраты носят характер расходов капитального характера и не имеют ничего общего с внешним благоустройством территории организации.
Также хотим обратить внимание на ряд судебных решений, в которых рассматриваются не налоговые споры, а вопросы признания асфальтовых покрытий объектом недвижимого имущества.
Так, в постановлении АС Уральского округа от 19.05.2015 N Ф09-2981/15 суды пришли к выводу, что спорное асфальтовое покрытие на является объектом недвижимого имущества, поскольку не обладает самостоятельными полезными свойствами, а улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится, не имеет конструктивных элементов, которые обеспечивают его неразрывную связь с землей, в силу чего при его перемещении не теряет полезных свойств; сам по себе факт технического учета объекта не свидетельствует об отнесении его к недвижимости. Спорное имущество не является недвижимым имуществом, а является элементом благоустройства земельного участка (определением ВС РФ от 28.09.2015 N 309-ЭС15-11370 обществу было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ).
В постановлении АС Московского округа от 05.07.2016 N Ф05-7464/16 (оставлено без изменения определением ВС РФ от 29.09.2016 N 305-ЭС16-11733) отмечено, что «вопрос о принадлежности имущества к категории недвижимого имущества может быть разрешен с учетом его технических параметров, исходя из наличия или отсутствия у него самостоятельного функционального назначения, позволяющего рассматривать его в качестве объекта гражданского права. ВС РФ в определении от 30.09.2015 N 303-ЭС15-5520 по делу N А51-12453/14 произведена оценка конструктивных элементов площадки (щебень, асфальтовое покрытие) и сделан вывод, что спорный объект, ввиду отсутствия неразрывной связи с землей, следует признать замощением земельного участка, которое является его частью и согласно п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью только в случае его создания как объекта недвижимости в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке: с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости». Аналогичные выводы представлены в определениях ВС РФ от 10.11.2014 N 305-ЭС14-3803, ВАС РФ от 23.06.2014 N ВАС-7168/14, постановлениях АС Центрального округа от 03.09.2015 N Ф10-2919/15, АС Поволжского округа от 03.04.2015 N Ф06-21046/13, Апелляционном определении СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 06.04.2016 по делу N 33-881/2016.
При этом существуют судебные решения, в которых судами приведен другой подход, согласно которому в зависимости от технических характеристик объекта покрытие земельного участка может рассматриваться в качестве объекта недвижимости.
Например, в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.07.2016 N Ф08-4570/16 определено, что критерием отнесения к объектам недвижимости тех объектов, которые представляют собой покрытие земельного участка, является возможность их самостоятельного хозяйственного использования либо при отсутствии такового — вхождение в состав комплекса имущества, для обслуживания которого данные площадки предназначены. Однако в рассматриваемом случае объекты признаны судами элементами благоустройства (улучшением) земельного участка, а не недвижимого имущества в смысле, придаваемом соответствующему понятию ст. 130 ГК РФ.
В постановлении АС Северо-Западного округа от 20.10.2016 N Ф07-8882/16 судами также отмечено, что критерием отнесения к объектам недвижимости тех объектов, которые представляют собой покрытие земельного участка, является возможность их самостоятельного хозяйственного использования либо при отсутствии такового — вхождение в состав комплекса имущества, для обслуживания которого данные площадки предназначены. При этом возможность самостоятельного использования части земельного участка, содержащего искусственное покрытие, должна обеспечиваться именно за счет создания такого покрытия.
В постановлении АС Волго-Вятского округа от 21.03.2016 N Ф01-723/16 помимо изложенных выше критериев отмечено, что для отнесения объекта к недвижимым вещам должны быть представлены доказательства того, что спорные объекты создавались именно как объекты недвижимости в установленном законом порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. При этом факт государственной регистрации права собственности на эти объекты сам по себе не является бесспорным доказательством отнесения названного имущества к недвижимым объектам.
Причем в названных постановлениях суды не признали рассматриваемые объекты недвижимым имуществом. Смотрите также постановление АС Уральского округа от 09.09.2015 N Ф09-5309/15, апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 06.04.2016 по делу N 33-881/2016 и др.
2. По вопросу отражения в составе затрат расходов предыдущих периодов сообщаем следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Вместе с тем налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (третий абзац п. 1 ст. 54 НК РФ, письма Минфина России от 18.02.2016 N 03-05-05-01/9022, от 08.02.2016 N 03-03-06/1/6383, от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29540, от 23.04.2014 N 03-02-07/1/18777, от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299, от 13.08.2012 N 03-03-06/1/408, от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40, от 18.01.2012 N 03-03-06/4/1).
В данной ситуации организацией за периоды, в которых допущена ошибка (если организация признает рассматриваемое имущество амортизируемым), была получена облагаемая налогом прибыль, налог был уплачен в бюджет.
Следовательно, по нашему мнению, в сложившейся ситуации организация вправе отразить выявленные ошибки, которые привели к излишней уплате налога на прибыль, в текущем налоговом периоде в составе внереализационных расходов как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, на основании пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ.
Однако в рассматриваемом случае организация не учитывала расходы в виде амортизационных отчислений с января 2007 года.
Отметим, что НК РФ не ограничивает срок перерасчета налоговой базы в случае выявления ошибок (искажений), приведших к увеличению налоговой базы и суммы налога. На это обращают внимание и представители финансового ведомства, но при этом разъясняют, что ошибки прошлых периодов могут быть учтены в налоговом периоде их обнаружения при соблюдении условий, установленных ст. 54 НК РФ, с учётом положений ст. 78 НК РФ. Такое мнение высказано в письмах Минфина России от 04.04.2017 N 03-03-06/1/19798, от 13.04.2016 N 03-03-06/2/21034, от 07.12.2012 N 03-03-06/2/127 и прослеживается в письмах Минфина России от 18.07.2011 N 03-03-06/1/424, от 05.10.2010 N 03-03-06/1/627, от 04.08.2010 N 03-03-06/2/139.
Напомним, что согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, следовательно, учесть в расходах можно только затраты за последние три года.
Суды по данному вопросу придерживаются различных точек зрения.
Например, определением ВС РФ от 17.11.2015 N 304-КГ15-14256 доводы инспекции о невозможности корректировки налоговой базы в том периоде, в котором обнаружены ошибки, без учета установленного ст. 78 НК РФ трехлетнего срока, отклонены судами как не основанные на положениях п. 1 ст. 54 НК РФ.
В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 N 13АП-28973/15 указано, что для уменьшения налоговой базы текущего периода на ошибочно не учтенные расходы предыдущих периодов заявление о зачете (возврате) подавать не нужно. Суд также указал, что абзацем третьим п. 1 ст. 54 НК РФ не установлено ограничений учета в текущем периоде налоговой выгоды, в зависимости от периода ее возникновения, не содержится указания на то, что положения ст. 54 НК РФ применяются в совокупности с положениями ст. 78 НК РФ, и трехлетний срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ, должен применяться и к периодам обнаружения ошибки (искажения). Смотрите также постановления АС Западно-Сибирского округа от 30.11.2016 N Ф04-4774/16, ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.02.2014 N Ф02-6244/13, ФАС Московского округа от 28.11.2013 N Ф05-13700/13.
При этом имеется судебное решение, в котором суды со ссылкой в том числе на письмо Минфина России от 07.12.2012 N 03-03-06/2/127 считают, что нормы ст. 54 НК РФ применяются с учетом положений ст. 78 НК РФ. Смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 N 13АП-1382/16.
Также отметим, что Минфином России был разработан законопроект (размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/projects#npa=48320), согласно которому нельзя будет пересчитать налоговую базу (убытки) и сумму налога, если прошло более трех лет со дня уплаты (срока для уплаты) налога за налоговый (отчетный) период, в котором были совершены ошибки. Предполагалось внести соответствующие изменения в п. 1 ст. 54 и ст. 278 НК РФ. Однако законопроект не был одобрен, и на сегодняшний день изменения в НК РФ в этой части внесены.
Таким образом, на сегодняшний день прямых норм, ограничивающих признание в составе убытков прошлых лет ошибки за периоды, превышающие три года на день их обнаружения, нет. Однако, учитывая мнения специалистов финансового ведомства и различные мнения судов, в случае если организация решит признать такие расходы, вероятны претензии со стороны налоговых органов.

Читайте также:  Как определить срок полезного использования

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Имущество, не подлежащее амортизации, в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Учет убытков прошлых лет, выявленных в текущем периоде;
— Энциклопедия решений. Убытки прошлых лет, выявленные в текущем периоде (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

источник

У сельхозорганизаций могут возникнуть расходы по содержанию как собственных дорог общего пользования, так и государственных. От того, в чьей собственности находятся подобные активы, зависит и порядок налогообложения, отмечают чиновники. Разобраться во всех тонкостях поможет статья.

Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, который предназначен для движения транспортных средств. Он включают в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы, к которым относятся:

– дорожное покрытие и подобные элементы;

– сооружения, являющиеся технологической частью дороги;

– защитные дорожные сооружения;

– искусственные дорожные сооружения;

– производственные объекты, связанные с дорогой;

– элементы обустройства автомобильных дорог.

Это установлено пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257ФЗ «Об автомобильных дорогах…». Пункт 1 статьи 5 данного закона выделяет дороги федерального, регионального, межмуниципального, местного и частного назначения. Следовательно, в частной собственности у сельхозорганизации может находиться автомобильная дорога общего пользования.

Дорога общего пользования по большому счету такое же основное средство, как и прочие внеоборотные активы сельхозорганизации. В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

– объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации или для передачи в аренду;

– объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев;

– организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

– объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Ограничений по начислению амортизации автодороги в бухгалтерском учете не установлено. Ведь такой объект не относится к имуществу, потребительские свойства которого с течением времени не будут изменяться. В отношении налогового учета амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у хозяйства на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации, – пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. При этом срок полезного использования такого объекта должен составлять более 12 месяцев, а его первоначальная стоимость должна превышать 40 000 руб.

В письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/546 чиновники указали, что автомобильные дороги с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (код 12 4526372) включаются в пятую амортизационную группу. Скоростные дороги же с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные (12 4527311) – в седьмую.

Перед тем как начать амортизацию автодороги в налоговом учете следует прояснить один важный момент. Известно, что некоторые объекты внешнего благоустройства нельзя амортизировать, – статья 256 Налогового кодекса РФ.
К таковым относятся объекты лесного, дорожного хозяйства, сооружения, которые строились с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки. Это означает, что амортизировать можно только те активы, которые были созданы без привлечения внешнего целевого финансирования (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04).

Расходы на ремонт автодороги, которая принадлежит хозяйству, можно учесть при расчете налога на прибыль. Порядок здесь такой же, как в случае ремонта любого другого актива. А как быть в ситуациях, если хозяйство отремонтировало дорогу, которая ей не принадлежит? Например, в письме Минфина России от 12 января 2010 г. № 03-03-06/1/3 рассмотрен следующий случай.

Предприятие заключило договор на ремонт государственной дороги, поскольку покрытие было в плохом состоянии, что мешало производственной деятельности. Соответственно возник вопрос – можно ли признать данные расходы? Финансисты уклонились от прямого ответа, отметив лишь, что организации занимаются предпринимательской деятельностью самостоятельно на свой страх и риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

По мнению автора, в данном случае все зависит от того, есть договоренность с государством насчет ремонта дороги или нет. Если разрешение имеется, то учесть расходы можно. Поскольку они в данном случае являются экономически обоснованными. Если же его нет, то признать затраты будет нелегко. Ведь просто брать и каким-то образом изменять (даже в лучшую сторону) имущество государства без его на то согласия нельзя. Так решил и ФАС Центрального округа в постановлении от 22 августа 2008 г. по делу № А64-6817/07-13.

В то же время большинство судов в данной ситуации на стороне налогоплательщика (постановления ФАС Уральского округа от 27 июля 2011 г. № Ф09-4144/11, ФАС Дальневосточного округа от 6 февраля 2009 г. № Ф03-6187/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 26 августа 2008 г. № Ф08-5027/2008). Аргументы арбитров были следующие: ремонт чужой дороги был вынужденным, поскольку ее состояние не давало возможности вести экономическую деятельность. А значит, расходы экономически оправданы и направлены на получение дохода.

Читайте также:  Полезная для зубов пища

Напомним, что налог на имущество необходимо уплачивать в отношении активов, которые числятся на балансе хозяйства в качестве объектов основных средств (по данным бухгалтерского учета). Это следует из пункта 2 статьи 374 Налогового кодекса РФ. В то же время организации освобождаются от налогообложения в отношении:

– федеральных автомобильных дорог общего пользования;

Также это относится к сооружениям, которые являются неотъемлемой технологической частью перечисленных выше объектов. Их перечень указан в постановлении Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504. Данные льготы установлены пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения относятся, в частности, те, что соединяют Москву со столицами сопредельных государств, административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации. К таковым также могут быть отнесены дороги:

– соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов РФ;

– являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские, речные, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

– являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов РФ, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта РФ со столицей Российской Федерации – г. Москвой, и ближайшие морские, речные узлы, аэропорты, железнодорожные станции.

Следовательно, если автомобильная дорога является собственностью предприятия, то она не может быть отнесена к федеральной автомобильной дороге общего пользования и не подпадает под действие льготы.

В то же время если на балансе хозяйства числится сооружение, которое является неотъемлемой технологической частью федеральной дороги общего пользования, то льготой можно воспользоваться. Например постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504 к имуществу, относящемуся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, отнесены ограды (заборы) металлические – код ОКОФ 12 3697050 (сооружения шумозащитные (экраны), снегозащитные (заборы), ограждения и направляющие устройства). И если такие объекты имеются на балансе хозяйства, то по ним налог на имущество не уплачивается.

Такой подход недавно подтвердили финансисты (письмо от 22 августа 2011 г. № 03-05-05-01/64).

Земельный налог имеет отношение не к самой дороге, а к участку, на котором она располагается. При этом существует льгота, по которой освобождаются от налогообложения организации в отношении участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования. Данное послабление установлено пунктом 2 статьи 395 Налогового кодекса РФ. Что в данном случае подразумевается под государственной автомобильной дорогой?

Отметим, что из статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах…» следует, что автодороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, а также частной. Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ или ее субъектам, – статья 214 Гражданского кодекса РФ. Поэтому к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, которые находятся в федеральной собственности или собственности субъектов РФ.

Если через участок хозяйства проходит такая дорога, то можно считать, что ему повезло: основание для освобождения от уплаты налога на землю есть.

Если же дорога находится в муниципальной собственности или частной, то прямой льготы для данного случая Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Аналогичные выводы сделаны в письме Минфина и ФНС России от 20 августа 2008 г. № ШС-6-3/591@.

В то же время представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы по земельному налогу – пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ.

И если они сочтут нужным экономически поддержать владельца частной автодороги, то имеют право освободить его от уплаты земельного налога.

Статья напечатана в журнале «Учет в сельском хозяйстве» №11, ноябрь 2011 г.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

источник

Мы ООО, применяем общую систему налогообложения, лесозаготовительная организация, для подъезда к лесосекам строим лесовозные дороги и мосты через реки, которые потом эксплуатируем 3-5 лет. Как учитываются такие расходы, нужно ли включать в состав основных средств и как определять срок полезного использования?

В бухучете нужно, если стоимость более 40.000, так как выполняются все критерии пункта 4 ПБУ 6/01. Срок установите, исходя из предполагаемого срока использования, например, 5 лет.

В налоговом учете включаются, если стоимость более 100.000, что следует из письма Минфина ниже.

Срок устанавливается на основании классификатора и зависит от покрытия.

Ниже приведено старое письмо, со старым ОКОФ. Соответственно, при выборе срока нужно определить на основании покрытия новый ОКОФ и по нему определить срок эксплуатации на основании классификатора.

Обоснование данной позиции в материалах «Системы Главбух».

Письмо Минфина России от 20.10.2009 № 03-03-06/1/676
[О порядке учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов арендатора по сооружению лесовозных дорог на арендованном участке земли.

ООО производит заготовку древесины на арендованных участках лесного фонда. В целях осуществления указанной деятельности общество строит лесовозные дороги.
Просим разъяснить порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на строительство лесовозных дорог, а именно:

1. Являются ли данные расходы капитальными вложениями или признаются расходами текущего периода?

2. В случае, если данные расходы являются капитальными вложениями:
— являются ли лесовозные дороги неотделимыми улучшениями арендованных объектов основных средств?
— вправе ли общество начислять по ним амортизацию и учитывать ее в составе расходов?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов арендатора по сооружению лесовозных дорог на арендованном участке земли и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20000 рублей.
Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее — Классификация), предусмотрено включение в соответствующие амортизационные группы дорог автомобильных с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (код 12 4526372) и дорог скоростных с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейных железобетонных (код 12 4527311).
Принимая во внимание, что лесовозные дороги непосредственно используются в деятельности налогоплательщика, по нашему мнению, данные объекты относятся к основным средствам, подлежащим амортизации, и включаются налогоплательщиком — арендатором земельного участка в амортизационную группу в соответствии с Классификацией.
При этом налогоплательщик — арендатор земельного участка вправе начислять амортизацию по указанному объекту основных средств лишь в том периоде, в котором использует построенную лесовозную дорогу для извлечения дохода, т.е. не дольше срока договора аренды земельного участка.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России № 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»

источник

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С учетом действующих положений законодательства по ведению бюджетного учета и последних разъяснений Минфина, изложенных в Письме от 03.07.2017 № 02-08-10/41776, приведем порядок принятия на баланс и установления срока полезного использования автомобильных дорог, переданных казенному учреждению в оперативное управление.

В силу п. 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарный объект основных средств – объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

Автомобильная дорога обладает признаками недвижимого имущества и представляет собой сложный инвентарный объект, состоящий из земельных участков в границах полосы отвода дороги и расположенных на них или под ними конструктивных элементов (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), а также дорожных сооружений, являющихся его технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (ст. 130 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

С 1 января 2017 года автомобильная дорога принимается к учету согласно требованиям ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов», определенным Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст (далее – ОК 013-2014), к группировке объектов основных фондов по подразделам.

Обратите внимание: Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее – ОК 013-94), с указанной даты утратил силу.

Согласно ОК 013-2014 автомобильная дорога в установленных границах включает земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги, другие относящиеся к дороге сооружения – ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м. При этом в п. 45 Инструкции № 157н имеется уточнение о том, что обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Прямые и обратные переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 приведены в Приказе Росстандарта от 21.04.2016 № 458. В этом документе различным видам автомобильных дорог соответствуют следующие коды:

Наименование позиции

Наименование позиции

Дорога автомобильная с усовершенствованным капитальным типом дорожного покрытия

Дорога автомобильная с усовершенствованным капитальным типом дорожного покрытия

Дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия

Дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия

Дорога автомобильная магистральная

Автомагистрали, кроме надземных автодорог (эстакад)

Применяемая в настоящее время методология бюджетного учета предусматривает возможность учета недвижимого имущества в составе основных средств при наличии первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

К сведению: отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н не предусмотрено.

Напомним, что с 2017 года государственная регистрация недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ). Согласно ст. 28 названного закона регистрация возникновения права оперативного управления удостоверяется выпиской из ЕГРН. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ.

Таким образом, государственная регистрация является обязательным условием постановки автомобильных дорог на баланс казенного учреждения и учета их в составе основных средств на счете 0 101 13 000 «Сооружения – недвижимое имущество учреждения» (п. 5 Инструкции № 162н).

Обратите внимание: при отсутствии зарегистрированного права оперативного управления за учреждением автомобильные дороги должны отражаться в учете уполномоченного органа госвласти, местного самоуправления в составе недвижимого имущества казны на счете 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

Отметим, что до регистрации соответствующего права на указанное имущество на балансовых счетах (а именно на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы») отражается сумма произведенных капитальных вложений в объеме фактических затрат учреждения в объект нефинансовых активов.

В то же время до возникновения права оперативного управления автомобильная дорога подлежит учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником) (п. 332, 333 Инструкции № 157н). При этом эксплуатационные расходы, связанные с содержанием данного имущества в период прохождения госрегистрации, будут признаваться расходами учреждения текущего финансового года. Данный вывод подтверждается Минфином в письмах от 11.11.2016 № 02-06-10/66367, от 14.10.2015 № 02-07-10/58921, от 17.07.2015 № 02-07-10/41190.

После завершения регистрации права оперативного управления и принятия автомобильной дороги к бюджетному учету ее стоимость списывается с забалансового счета 01.

По распоряжению местной администрации казенному учреждению безвозмездно передана автомобильная дорога первоначальной стоимостью 900 000 руб. До момента возникновения права оперативного управления на дорогу учреждение произвело расходы на дооборудование ее новыми элементами – приобрело дорожные знаки на сумму 80 000 руб. Оплата осуществлена в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных учреждению на указанные цели.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы по оплате договоров на дооборудование основных средств следует относить на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с увязкой в целях бюджетного учета со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

В учете казенного учреждения данные операции отразятся следующими корреспонденциями счетов:

Содержание операции

Получена автомобильная дорога в пользование до госрегистрации права оперативного управления

Отражены капвложения в объект основного средства – автомобильную дорогу

источник

Источники:
  • http://www.26-2.ru/qa/247220-mojno-li-v-nalogovom-uchete-nachislyat-amortizatsiyu-po-takim-obektam-kak-asfaltovye
  • http://www.garant.ru/consult/nalog/1131002/
  • http://www.klerk.ru/buh/articles/249059/
  • http://www.law.ru/question/80226
  • http://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/922300.html