Меню Рубрики

Срок полезного использования прицепа грузового автомобиля

Грузовые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их грузоподъемности и типа. Большая их часть относится к 3 — 5 амортизационным группам.

К Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111)

К Четвертой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Средства автотранспортные грузовые автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 310.29.10.4).

К Пятой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.112)

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.113)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.112)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.113)

Средства автотранспортные специального назначения автомобили-тягачи седельные (код ОКОФ 310.29.10.5)

Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (автогидроподъемники) (код ОКОФ 310.29.10.59.270)

Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (мусоровозы) (код ОКОФ 310.29.10.59.390)

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (Код ОКОФ 15 3410191)

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (Код ОКОФ 15 3410195 — 15 3410197), а именно:

15 3410195 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т;

15 3410196 — Автомобили грузовые общего назначения свыше 8 до 15 т;

15 3410197 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т.

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили-тягачи седельные (Код ОКОФ 15 3410210 — 15 3410216), а именно:

15 3410211 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т;

15 3410212 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т;

15 3410213 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т;

15 3410214 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т;

15 3410215 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т;

15 3410216 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т.

К 4-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 15 3410020) кроме транспортных средств с Код ОКОФ — 15 3410191, 15 3410195 — 15 3410197, 15 3410211 — 15 3410216.

Кроме того, могут быть специализированные автомобили.

Третья амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно

Четвертая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно

Пятая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

источник

В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X – основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в нашей консультации.

Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:

  • III – свыше 3 до 5 лет включительно;
  • IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
  • V — свыше 7 до 10 лет включительно.

Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:

Амортизационная группа Наименование автотранспортного средства
III Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л);
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т
IV Автомобили легковые малого класса для инвалидов;
Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автобусы дальнего следования;
Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно;
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
Автокатафалки;
Автобетоновозы;
Автолесовозы;
Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
V Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса;
Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т;
Автомобили-тягачи седельные;
Автогидроподъемники;
Мусоровозы

Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?

В ОКОФ автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.

источник

Как определить срок полезного использования автомобиля – таблица СПИ в бухгалтерском и налоговом учете по видам транспорта

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.

Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.

При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.

Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.

Группа амортизации по Классификатору Срок полезного использования, л. Тип автотранспорта
2 2-3
  • Грузопассажирские подъемники, имеющие платформы
3 3-5
  • Легковые автомобили.
  • Автобусы малого типа длиной в пределах 7.5 м.
  • Грузовые автомобили грузоподъемностью до 3.5 т.
  • Специальные машины, не вошедшие в прочие группы
4 5-7
  • Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью
  • Средние, большие и особо большие городские автобусы до 24 м
  • Междугородние автобусы
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи независимо от массы
  • Специальные машины – катафалки, бензовозы, лесовозы, транспорт, обслуживающий коммунальное хозяйство
  • Спецмашины различных служб (полиция, спасательная, аварийная)
  • Машины, транспортирующие газ и нефтепродукты
5 7-9
  • Легковые автомобили от 3.5 л
  • Прочие автобусы, кроме перечисленных выше, от 16.5 до 24 м
  • Грузовой транспорт от 3.5 до 12 т
  • Специальные машины — тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Прицепы, а также полуприцепы

Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.

Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – грузовики с дизельным и и бензиновым двигателем с массой от 3.5 до 12 т и свыше 12 т;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – грузовые авто общего назначения (сюда входят бортовые грузовики, тягачи, самосвалы, фургоны);
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – небольшие грузовики с максимально возможной массой до 3.5 т.
  • КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
  • Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
  • Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:

Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

источник

Если транспорт состоит в реестре основных средств предприятия, то на него каждый месяц должна начисляться амортизация.

Чтобы правильно высчитать сумму амортизации, нужно сначала посчитать срок полезного использования автотранспорта (далее по тексту – СПИ) автомобиля.

СПИ машины считается тот временной промежуток, за который автомобиль будет приносить предприятию доход. СПИ в налоговом учете и бухгалтерии высчитывается по-разному.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :

Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации:

  • эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
  • стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.

Читайте также в нашей статье, что должно содержаться в аптечке автомобилиста.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в бухгалтерии в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»:

  1. эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
  2. эксплуатируется более года;

Есть ли срок годности у автомобильного огнетушителя, узнайте здесь.

Если автотранспорт определен на балансе предприятия как ОС, то для него в налоговом учете устанавливается амортизационная группа.

С ее помощью можно вычислить СПИ автотранспорта.

В бухучете СПИ можно вычислить и без отнесения к такой группе. Он рассчитывается на основании предположительного времени и условий работы.

Предприятие должно начислять амортизацию все время службы автотранспорта до наступления его предельной степени износа и списания.

В законодательстве по бухучету нет четких временных рамок по ограничению СПИ.

Предприятие может установить СПИ по Классификатору, применяемому для налогового учета, или же установить другое его значение, руководствуясь определенными факторами.

Читайте в этой статье, как получить вычет за обучение в автошколе.

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 факторами, влияющими на СПИ автотранспорта, являются:

  • предполагаемая длительность дальнейшей эксплуатации автомобиля;
  • документальное ограничение СПИ транспорта (окончание договора аренды или лизинга автотранспорта);
  • условия эксплуатации транспорта: погодные условия, частота смен, территориальные особенности местности применения, и т.д.

к содержанию ↑

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

№п/п Амортизационная группа СПИ, лет Вид транспорта
1 2 от двух до трех Грузопассажирские подъемники с платформами
2 3 от трех до пяти
  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
3 4 от пяти до семи
  1. Автомобили, используемые инвалидами;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
  4. Троллейбусы;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
4 5 от семи до девяти
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Являются ли водительские права документом, удостоверяющим личность, читайте тут.

СПИ легковых автомобилей можно определить в зависимости от габаритов и объема двигателя машины:

  • от семи до девяти лет – большие автомобили объемом двигателя от 3,5 литров;
  • от пяти до семи лет – небольшие машины для людей с инвалидностью;
  • от трех до пяти лет – прочие легковые машины.

В качестве примера узнаем СПИ б/у автомобиля Toyota Auris 2008 года выпуска. Объем двигателя данного автомобиля – 1,6 литров.

Значит, его СПИ может составлять от трех до пяти лет.

СПИ автобусов зависит от его габаритов и области использования (городской или междугородний):

  1. от семи до девяти лет – прочие типы автобусов, длина которых от 16,5 до 24 метров;
  2. от пяти до семи лет – большие автобусы длиной до 24 метров, которые следуют в черте города и между городами;
  3. от трех до пяти лет – маленькие автобусы длиной до 7,5 метров.

Для примера возьмем автобус длиной 18 метров, перевозящий пассажиров между городами.

Исходя из длины и места эксплуатации можно определить, что его амортизационная группа – 4, то есть срок его эксплуатации составляет от пяти до семи лет.

Читайте в данной статье, сколько времени действительна мед. справка для получения водительского удостоверения.

СПИ у грузовиков рассчитывается исходя из грузоподъемности и области применения автомобиля:

  • от семи до девяти лет – грузовики, масса груза которых составляет от 3,5 до 12 тонн, прицепы, полуприцепы;
  • от пяти до семи лет – самосвалы, фургоны, спецтехника;
  • от трех до пяти лет – небольшие автомобили с грузоподъемностью до 3,5 тонн.

Например, КамАЗ можно включить в группу к самосвалам.

Соответственно, его амортизационная группа – 4, то есть его СПИ находится в диапазоне от пяти до семи лет.

В зависимости от области использования спецтехника делится на следующие группы:

  1. от семи до девяти лет – мусоровозы, гидроподъемники;
  2. от пяти до семи лет – техника коммунальных служб, катафалки, машины с нефтепродуктами или газом, техника различных служб;
  3. от трех до пяти лет – прочие спец. автомобили.

Читайте в следующей статье об отличиях срока гарантии и эксплуатации.

Например, нужно рассчитать СПИ поливомоечной машины тротуарной.

Данный вид транспорта относится к спецтехнике коммунальных служб, то есть к 4 амортизационной группе.

Его СПИ составит от пяти до семи лет.

Законодательство позволяет установить СПИ в бухгалтерском учете соответствующий сроку, определенному в налоговом учете при использовании Классификации ОС.

Это очень удобно в применении, так как одинаковый СПИ позволяет свести к минимуму расхождения в налоговой и бухгалтерской документации.

Смотрите также в этом видео, как амортизировать купленный автомобиль:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

источник

Амортизационную группу автомобиля для целей налогообложения не всегда легко определить однозначно. Меж тем допущенная при этом оплошность грозит неправильной амортизацией. Как следствие — ошибки в расчете налога на прибыль. К тому же неправильное определение типа транспортного средства может привести к ошибке в расчете транспортного налога. Поэтому уделим этому вопросу особое внимание. О машинах для инвалидов и спецтехнике говорить в статье не будем.

Амортизационная группа легкового автомобиля зависит не только от рабочего объема его двигателя, но и от его класса.


Как видим, если объем двигателя вашей новой машины превышает 3,5 л, то его амортизационная группа — однозначно 5-я. Также не возникнет сложностей в определении группы для недорогих малолитражных автомобилей: бюджетные легковушки никак не могут попасть в высший класс. Скорее всего, они попадут в 3-ю амортизационную группу.
Сложнее всего определиться с амортизационной группой респектабельных автомобилей с объемом двигателя до 3,5 л. Так, сомнения могут появиться, в частности, при покупке Audi A8 или Nissan Teana. К какому классу их отнести: к высшему или иному? В Классификации ОС никаких четких ориентиров нет.

Внимание! Класс автомобиля важен и при отнесении его к энергоэффективному ОС для возможности использования ускоренной амортизации и льгот по налогу на имущество (Подпункт 4 п. 1 ст. 259.3, п. 21 ст. 381 НК РФ).

Есть довольно старое Письмо Таможенного комитета, в котором к высшему классу рекомендовано относить автомобили представительского класса (Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515). К этому Письму ГТК отсылают и налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@). А что считать представительскими машинами — решается индивидуально, при этом учитываются престижность марки, цена, комфортабельность салона и так далее.
К примеру, у гибридного Lexus CT 200h бензиновый двигатель — 1,8 л, а цена автомобиля может доходить до 1,7 млн руб. Отнести такую машину к малому классу, конечно, можно, но у проверяющих это наверняка вызовет вопросы.
В качестве экспертов они могут привлечь специалистов компании-производителя. И наверняка те подтвердят налоговикам (как уже подтвердили нам в телефонном разговоре), что все машины марки Lexus — представительского класса, а значит, высшего.
Есть и другой подход: к высшему классу относить только легковушки длиной свыше 4,9 м. Он предложен Министерством экономики в 1998 г. (Методическое руководство РД 37.009.015-98, утв. Минэкономики России 04.06.1998). И в одном судебном споре организации удалось отстоять свою позицию — ссылаясь на небольшую длину своей машины, она утверждала, что автомобиль не относится к высшему классу (а следовательно, его не надо включать в 5-ю амортизационную группу (Постановление 17 ААС от 08.12.2008 N 17АП-8900/2008-АК)). Правда, есть и противоположные судебные решения (Постановление 11 ААС от 24.02.2011 по делу N А72-6500/2010).
Вместе с тем если ваша машина длиннее 4,9 м, но на высший класс никак не тянет (это может быть недорогой универсал), то можете смело игнорировать рекомендации Минэкономики.
Дело в том, что само Методическое руководство не было нигде ни зарегистрировано, ни опубликовано. А следовательно, не может устанавливать какие-то правила игры.

Для автобусов и грузовиков все зависит исключительно от их технических характеристик.

Вид транспортного средства

Срок полезного
использования

Свыше 3 лет до 5
лет включительно

Длиной свыше 7,5 м до 16,5 м
включительно

Свыше 5 лет до 7
лет включительно

Особо большие — длиной свыше
16,5 м до 24 м включительно

Свыше 7 лет до 10
лет включительно

Грузовик грузоподъемностью
до 0,5 т

Свыше 3 лет до 5
лет включительно

Грузовики общего назначения
грузоподъемностью свыше 5 т

Свыше 7 лет до 10
лет включительно

Иные автомобили: грузовые,
дорожные тягачи для
полуприцепов (автомобили
общего назначения: бортовые,
фургоны, автомобили-тягачи;
автомобили-самосвалы)

Свыше 5 лет до 7
лет включительно

При выборе группы амортизации важно правильно определить вид транспортного средства. Эту информацию прежде всего надо искать в строках 2 — 4 паспорта транспортного средства (ПТС) (Письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1).


Если в строке 4, к примеру, указан тип «С», в строке 3 написано «Грузовой», а вторая цифра номера марки машины в строке 2 — это «3», то сомнений нет: перед нами грузовая машина (Отраслевая нормаль ОН 025 270-66; Приложение N 3 к Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р). Если организация купила импортную машину, то цифрового обозначения ее марки в строке 2 может и не быть. К примеру, просто написано «Mercedes-Benz Actros». Тогда надо смотреть на строки 3 и 4.

Примечание
Кстати, иногда в строке 3 ПТС сотрудники автоинспекции пишут разные наименования для одного и того же транспортного средства. К примеру, в ПТС на «Соболь-Баргузин» встречаются такие варианты: «грузо-пассажирская», «специализированное пассажирское ТС 6 мест», «универсал» и т.д. Что окончательно может запутать бухгалтера. В этом случае единственно верный ориентир — вторая цифра в модели ТС.

Иногда из строк 2 или 3 следует, что автомобиль не легковой (грузовой, автобус, специальный и т.п.), а в строке 4 ПТС стоит категория «В». Некоторые бухгалтеры считают, что такая категория означает, что автомобиль легковой. Ведь для его управления требуются обычные права! Некоторым организациям удавалось в суде отстоять такую позицию. К примеру, однажды суд счел автомобили легковыми лишь потому, что в их ПТС была указана категория «В» (Постановление ФАС МО от 14.01.2011 N КА-А40/17115-10). Но это редкость. Категория «В» у транспортного средства вовсе не означает, что перед нами легковой автомобиль. На что прямо указывают другие суды (Постановления ФАС СКО от 09.12.2010 по делу N А32-10605/2008-12/122; ФАС УО от 24.11.2011 N Ф09-7735/11). Кстати, Минфин, ссылаясь на одно из Определений ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 14.10.2009 N ВАС-11908/09), прямо указывает, что ГАЗ-2705 («Газель-Бизнес») относится к категории грузовых автомобилей (несмотря на то, что в строке 4 ПТС таких машин указана именно категория «В») (Письмо Минфина России от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251).
И все эти споры далеко не праздные. Как вы, наверное, знаете, тип транспортного средства очень важен и при расчете транспортного налога. Так, при одинаковой мощности двигателя, к примеру от 100 до 150 лошадиных сил, базовая ставка для легковушки — 3,5 руб. на 1 лошадиную силу, для автобуса — 5 руб/л. с., для грузовика — 4 руб/л. с.

Примечание
Базовые ставки транспортного налога могут быть увеличены или уменьшены законом субъекта РФ (но не более чем в 10 раз) (Пункт 2 ст. 361 НК РФ).

В категорию «В», помимо легковых автомобилей, входят также небольшие автобусы и грузовички. Так что если ваши «Газель», «Соболь-Баргузин» или другое похожее авто предназначены для перевозки грузов и это указано в ПТС, а вторая цифра марки ТС не «1» и не «2», то безопаснее признать автомобиль грузовым. И место ему в 4-й амортизационной группе, а не в 3-й. Если же вторая цифра — «2», то перед нами автобус (3-я амортизационная группа). А вторая цифра «7» в марке автомобиля означает, что это грузовой фургон и его надо относить к 4-й амортизационной группе.

Внимание! Тип транспортного средства напрямую влияет не только на срок его полезного использования, но и на величину транспортного налога.

Кстати, специалисты налоговых органов не прочь поиграть с законом, разворачивая его то в одну, то в другую сторону, в зависимости от того, что им выгодно в конкретной ситуации. Так, требуя транспортный налог с владельцев спорных «Газелей» и «Соболей», они будут настаивать на том, что эти машины не имеют никакого отношения к легковым. Однако, когда инспекторы проверяли производителя тех же машин, они стали доказывать обратное. И не случайно — только при продаже легковых автомобилей нужно платить акциз. Инспекция доначислила ООО «Автозавод «ГАЗ» акцизы и НДС, сочтя легковыми проданные автомобили марок ГАЗ-2217, 22171, 22177, 221717, 3221, 32217. Однако суды не поддержали налоговую службу (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2010 по делу N А56-7511/2010). Они рекомендовали смотреть на тип автомобиля (на вторую цифру модели). А раз она «2», то перед нами не легковой автомобиль, а автобус.
Если в ПТС вы по каким-то причинам не можете найти четкой информации о том, какой же тип у вашего ТС, это можно рассматривать как неустранимую неясность, которая должна трактоваться в вашу пользу (Пункт 7 ст. 3 НК РФ). Но бывает гораздо проще все же прояснить обстановку, направив запрос производителю (его представителю) или в ГИБДД.
Этот запрос можно составить в произвольной форме. К примеру, можете воспользоваться приведенным ниже шаблоном.

Как только вы введете в эксплуатацию свой автомобиль, вы можете списать амортизационную премию на косвенные расходы в налоговом учете. Радует то, что ограничение для такой премии по всем автомобилям одинаковое: она не может быть более 30% (Пункт 9 ст. 258 НК РФ). Хотя бы в этом вопросе у вас не будет сомнений.

Грузовые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их грузоподъемности и типа.

Большая их часть относится к 3 — 5 амортизационным группам.

К Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111)

К Четвертой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Средства автотранспортные грузовые автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 310.29.10.4).

К Пятой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.112)

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.113)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.112)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.113)

Средства автотранспортные специального назначения автомобили-тягачи седельные (код ОКОФ 310.29.10.5)

Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (автогидроподъемники) (код ОКОФ 310.29.10.59.270)

Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (мусоровозы) (код ОКОФ 310.29.10.59.390)

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (Код ОКОФ 15 3410191)

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (Код ОКОФ 15 3410195 — 15 3410197), а именно:

15 3410195 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т;

15 3410196 — Автомобили грузовые общего назначения свыше 8 до 15 т;

15 3410197 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т.

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили-тягачи седельные (Код ОКОФ 15 3410210 — 15 3410216), а именно:

15 3410211 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т;

15 3410212 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т;

15 3410213 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т;

15 3410214 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т;

15 3410215 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т;

15 3410216 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т.

К 4-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 15 3410020) кроме транспортных средств с Код ОКОФ — 15 3410191, 15 3410195 — 15 3410197, 15 3410211 — 15 3410216.

Кроме того, могут быть специализированные автомобили.

К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?

Третья амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно

Четвертая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно

Пятая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно

Материалы по теме «Амортизационная группа»

К какой амортизационной группе относится основное средство?

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

  • ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
  • 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 310.00.00.00.000 — Транспортные средства
  • 310.29 — Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы
  • 310.29.10 — Средства автотранспортные
  • 310.29.10.5 — Средства автотранспортные специального назначения
  • 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие

Группировка 310.29.20.23 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.

  1. 310.29.20.23.110 — Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам
  2. 310.29.20.23.120 — Прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей
  3. 310.29.20.23.130 — Прицепы и полуприцепы тракторные
  4. 310.29.20.23.190 — Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.20.23 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Пятая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
142921771 Прицепы 310.29.20.23 Прицепы и полуприцепы прочие
142921772 Полуприцепы
153420000 Прицепы и полуприцепы
153420020 Прицепы и полуприцепы для автомобилей и тракторов
153420141 Прицепы одноосные с бортовой платформой
153420142 Прицепы одноосные роспуски
153420143 Прицепы одноосные самосвальные
153420144 Прицепы одноосные фургоны
153420145 Прицепы одноосные специальные
153420146 Прицепы одноосные шасси
153420149 Прицепы одноосные прочие
153420150 Прицепы двухосные к грузовым автомобилям
153420151 Прицепы двухосные с бортовой платформой
153420152 Прицепы двухосные роспуски
153420153 Прицепы двухосные самосвальные
153420154 Прицепы двухосные шасси
153420159 Прицепы двухосные прочие
153420180 Прицепы со специализированными кузовами, трейлеры
153420181 Прицепы со специализированными кузовами
153420182 Прицепы для ветеринарной службы
153420183 Трейлеры и специальные тяжеловозные прицепы и полуприцепы
153420184 Опоровозы на полуприцепах
153420197 Цистерны для воды на прицепах
153420198 Цистерны для воды на полуприцепах
153420199 Прицепы — цистерны прочие
153420200 Полуприцепы автомобильные общего назначения
153420201 Полуприцепы автомобильные общего назначения с бортовой платформой
153420202 Полуприцепы автомобильные общего назначения самосвальные
153420203 Полуприцепы автомобильные общего назначения со специализированными кузовами
153420204 Полуприцепы автомобильные общего назначения. Шасси
153420209 Полуприцепы автомобильные общего назначения прочие

310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 310.29.20.23
Наименование: Прицепы и полуприцепы прочие
Дочерних элементов: 4
Амортизационных групп: 1
Прямых переходных ключей: 31

© 2018 okof2.ru — Общероссийский классификатор основных фондов с расшифровкой и поиском

  • ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
  • 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 310.00.00.00.000 — Транспортные средства
  • 310.29 — Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы
  • 310.29.10 — Средства автотранспортные
  • 310.29.10.5 — Средства автотранспортные специального назначения

Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.

  1. 310.29.10.51 — Автокраны
  2. 310.29.10.52 — Средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями
  3. 310.29.10.59 — Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки
  4. 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.5 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Четвертая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно автокатафалки
Пятая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно автомобили-тягачи седельные

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
153410198 Автомобили грузовые общего назначения. Шасси 310.29.10.5 Средства автотранспортные специального назначения
153410200 Автомобили грузовые прочие
153410201 Автомобили грузовые электромобили
153410210 Автомобили-тягачи седельные
153410211 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т
153410212 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т
153410213 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т
153410214 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т
153410215 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т
153410216 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т
153410040 Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040
153410340 Автомобили-фургоны со специализированными кузовами
153410341 Автомобили-фургоны для перевозки промтоваров
153410342 Автомобили-фургоны для перевозки скоропортящихся продуктов (авторефрижераторы, изотермические)
153410344 Автомобили-фургоны для перевозки хлебобулочных изделий
153410345 Автомобили-фургоны для перевозки почты
153410346 Автомобили-фургоны медицинской службы и для перевозки медикаментов
153410349 Автомобили-фургоны для перевозки прочих грузов
153410351 Автомобили-фургоны ветеринарной службы
153410359 Автомобили-фургоны специализированные прочие
153410360 Автоцистерны
153410364 Автоцистерны для воды
153410366 Автоцистерны-муковозы (в том числе на полуприцепах)
153410367 Автоцистерны-сахаровозы
153410379 Автоцистерны прочие
153410443 Автокатафалки
153410449 Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040, прочие

310.29.10.5 — Средства автотранспортные специального назначения

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 310.29.10.5
Наименование: Средства автотранспортные специального назначения
Дочерних элементов: 4
Амортизационных групп: 2
Прямых переходных ключей: 27

© 2018 okof2.ru — Общероссийский классификатор основных фондов с расшифровкой и поиском

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

К Третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)

К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств». В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):

Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.

Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 — 3,9 м, шириной 1,5 — 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 — 4,4 м, ширина — 1,6-1,75 м.

Средний класс (D) — длина 4,4 — 4,7 м, ширина 1,7 — 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 — 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

К какой амортизационной группе относится Грузовой автомобиль?

Третья амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно

Материалы по теме «Амортизационная группа»

К какой амортизационной группе относится основное средство?

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

источник

ООО по договору купли-продажи приобрело прицеп стоимостью 90 000 рублей, который находится в лизинге. Каков бухгалтерский и налоговый учет, а также амортизация прицепа?

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 05.05.2017 года

ООО (общая система налогообложения) по договору купли-продажи приобрело прицеп стоимостью 90 000 рублей к грузовому фургону ГАЗ-27527, который находится в лизинге. Предполагается его использование в деятельности в течение длительного времени. Каков бухгалтерский и налоговый учет, а также амортизация прицепа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Поскольку прицеп приобретен по стоимости, не превышающей 100 тыс. руб., для целей налогообложения прибыли данное имущество не является амортизируемым.

Приобретенное имущество в бухгалтерском учете подлежит учету в составе ОС, а его первоначальная стоимость будет погашаться посредством начисления амортизации в течение срока полезного использования.

Записи на счетах бухгалтерского учета, связанные с его приобретением, отражены ниже.

В силу п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.*(1).

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Учитывая изложенное, в целях налогового учета имущество, введенное в эксплуатацию после 01.01.2016 и имеющее первоначальную стоимость менее 100 000 руб., не является амортизируемым имуществом, и его стоимость не может погашаться посредством начисления амортизации.

Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации прицеп не подпадает под стоимостной критерий отнесения имущества к амортизируемому, его стоимость на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ включается в состав материальных расходов. Так, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.

При этом стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию.

В то же время в данной норме также указано, что в целях списания стоимости имущества, указанного в настоящем подпункте, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей (данная норма была введена Федеральным законом от 20.04.2014 N 81-ФЗ и применяется с 01.01.2015).

Поскольку пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ предлагает два способа признания расходов на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым, организация вправе самостоятельно определить порядок отнесения стоимости такого имущества на расходы и закрепить его в учетной политике (письма Минфина России от 26.05.2016 N 03-03-06/1/30414, от 20.05.2016 N 03-03-06/1/29124).

Таким образом, организация в рассматриваемой ситуации может принять решение о том, что стоимость прицепа будет списываться в расходы постепенно, например, в той же величине и сроки, как она производит в бухгалтерском учете начисление амортизации по объекту основных средств. При этом необходимо учитывать, что в письме Минфина России от 20.05.2016 N 03-03-06/1/29124 было указано, что глава 25 НК РФ не предусматривает положений о возможности списания материальных расходов разными способами в зависимости от стоимости соответствующего имущества. Приведенная позиция означает, что, по мнению финансового ведомства, налогоплательщик для всего имущества, не признаваемого амортизируемым, должен применять один вариант его списания*(2).

Однако из буквального прочтения нормы пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ следует, что если порядок признания материальных расходов в учетной политике организации не определен, то стоимость приобретаемого неамортизируемого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

В дальнейшем будем исходить из того предположения, что организация намерена включить стоимость прицепа в состав материальных расходов в полной сумме в момент ввода его в эксплуатацию с учетом п. 2 ст. 272 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 28.06.2012 N 03-03-06/1/327, от 04.10.2010 N 03-03-06/1/624, от 12.05.2010 N 03-03-06/2/89, УФНС России по г. Москве от 13.01.2012 N 16-15/001566@).

Стоимость МПЗ, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Таким образом, затраты на приобретение прицепа могут быть учтены в составе материальных расходов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию при соблюдении требований, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации, в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ (информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств (далее — ОС) регулируется ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания по ОС).

ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется в соответствии с ПБУ 6/01.

В п. 4 ПБУ 6/01 приведен перечень критериев, при единовременном выполнении которых актив принимается к учету в составе основных средств.

При этом абзацем четвертым п. 5 ПБУ 6/01 предусмотрено, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (МПЗ).

Таким образом, имущество, отвечающее всем критериям основного средства (п. 4 ПБУ 6/01), может отражаться в составе МПЗ, при условии, что его стоимость не превышает 40 000 руб. и такое положение закреплено в учетной политике организации.

В рассматриваемом случае приобретенное имущество одновременно отвечает критериям, установленным в п. 4 ПБУ 6/01 и приобретено по стоимости более 40 000 руб.

Поэтому такое имущество не может быть учтено в составе МПЗ, а его фактическая себестоимость единовременно на момент вовлечения в производство не может быть списана в состав расходов (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Данное имущество подлежит учету в составе ОС, а его первоначальная стоимость должна погашаться посредством начисления амортизации в течение срока полезного использования (п. 17 ПБУ 6/01).

Следует отметить, что согласно Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997) при формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках таким образом, чтобы активы не были завышены.

На основании п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они связаны с приобретением, сооружением или изготовлением ОС.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов и Инструкция) фактические затраты, связанные с приобретением за плату основных средств, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами учета расчетов. При принятии основных средств к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов фактические затраты, связанные с приобретением ОС, списываются с кредита счета 08 в корреспонденции с дебетом счета 01 «Основные средства».

Напомним, что для оформления операций по вводу в эксплуатацию объектов ОС в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия (п.п. 77, 78 Методических указаний, постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету основных средств»).

В соответствии с Методическими указаниями и ПБУ 6/01 величина амортизационных отчислений включается в себестоимость и, соответственно, влияет на величину прибыли, цен на произведенную продукцию, на ее основе также рассчитывается остаточная стоимость объекта, отражаемая в балансе.

Таким образом, амортизация объекта ОС должна быть правильно определена.

Величина амортизационных отчислений напрямую зависит от срока полезного использования объекта основных средств (п. 19 ПБУ 6/01).

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта ОС приносит доход организации. Для отдельных групп ОС срок полезного использования определяется исходя из количества продукции, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

В соответствии с ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии этого объекта к бухгалтерскому учету. На основании п. 20 ПБУ 6/01 определение срока полезного использования производится исходя из:

— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

— нормативно-правовых и других ограничений (например, срока аренды).

Отметим, что сроки службы тех объектов ОС, которые были приобретены после 01.01.2002, для целей бухгалтерского учёта могли устанавливаться исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация) на основании п. 1 данного постановления (смотрите также письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77).

С 1 января 2017 года в новой редакции Классификации исключено положение о том, что данная классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета (п. 1 Изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640).

Таким образом, организация должна самостоятельно определить срок полезного использования объекта ОС для целей начисления амортизации в бухгалтерском учёте.

В связи с приобретением имущества, которое в бухгалтерском учете будет выступать в качестве объекта ОС, производятся следующие записи:

В момент принятия имущества по Акту приема-передачи ОС:

Дебет 08, субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств» Кредит 60

— 76 271 руб. — отражена стоимость имущества в качестве вложений во внеоборотные активы и задолженность перед поставщиком.

— 13 729 руб. — отражен НДС, предъявленный по приобретенному имуществу.

Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19

— 13 729 руб. — НДС принят к вычету.

На дату ввода в эксплуатацию:

Дебет 01 Кредит 08, субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств»

— 76 271 руб. — имущество учтено в качестве объекта (объектов) ОС.

На дату производства расчетов:

— произведена оплата поставщику.

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02

Ввиду того, что стоимость приобретенного прицепа формирует налоговую прибыль (убыток) в месяце передачи для использования в эксплуатацию, а в бухгалтерском учете его стоимость будет погашаться по мере начисления амортизации, то в месяце передачи прицепа в эксплуатацию организация признает в бухгалтерском учете налогооблагаемую временную разницу, которая приводит к образованию отложенного налога на прибыль (п.п. 8, 10 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»). В отчетном периоде, в котором возникают налогооблагаемые временные разницы, в бухгалтерском учете следует отразить налоговые обязательства (далее — ОНО) (п. 15 ПБУ 18/02).

Информация о наличии и движении ОНО отражается в бухгалтерском учёте на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — Инструкция):

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77

— отражено ОНО (в сумме, равной стоимости прицепа, которая включается в материальные расходы, умноженной на ставку налога на прибыль).

Далее, ежемесячно (по мере начисления амортизации в бухгалтерском учете) отражается уменьшение отложенных налоговых обязательств до полного их погашения (План счетов и Инструкция):

Дебет 77 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— отражено уменьшение ОНО (в сумме начисленной в бухгалтерском учете амортизации, умноженной на ставку налога на прибыль).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

*(1) Указанный стоимостный критерий действует с 01.01.2016 и применяется к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 (п.п. 7, 8 ст. 2, ч.ч. 4, 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).

*(2) Однако такая позиция Минфина России, на наш взгляд, не является бесспорной. Во-первых, как уже было указано нами выше, пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ не уточняет порядок применения поименованных в нем способов признания расходов (в отношении всего имущества или в отношении какого-либо). Во-вторых, глава 25 НК РФ не содержит положений, прямо запрещающих списывать имущество, перечисленное в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, разными способами в зависимости от его стоимости. Как известно, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Поэтому организация вправе закрепить в учетной политике для целей налогообложения следующий порядок списания в расходы инструментов, приспособлений, инвентаря, средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другого имущества, не являющегося амортизируемым:

— имущество стоимостью менее 40 000 руб. включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

— имущество стоимостью от 40 001 руб. до 100 000 руб. включается в состав материальных расходов равномерно с учетом срока его полезного использования.

Однако в этом случае мы не исключаем, что правомерность такой позиции организации придется доказывать в суде.

*(3) Согласно п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении имущества, если иное не установлено главой 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Предъявленные суммы НДС подлежат вычету при условии, что ОС предназначено для операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).

источник

Источники:
  • http://glavkniga.ru/situations/k504522
  • http://praktibuh.ru/buhuchet/vneoborotnye/os/amortizatsiya/srok-poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya.html
  • http://zakonpotr.ru/srok-godnosti/poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya.html
  • http://3zprint-msk.ru/amortizacionnaja-gruppa-avtomobil-legkovoj/
  • http://garant-victori.ru/ooo-po-dogovoru-kupli-prodazhi-priobrelo-pritsep-stoimostyu-90-000-rubley-kotoryy-nakhoditsya-v-lizinge-kakov-bukhgalterskiy-i-nalogovyy-uchet-a-takzhe-amortizatsiya-pritsepa
Читайте также:  Быстро и полезно завтрак