Меню Рубрики

Стихотворение про полезные ископаемые

(Стихотворения-загадки для школьников про химические элементы и полезные ископаемые)

А
Голубой, зеленый, желтый.
Углеродный. Самый твердый.
Есть в Якутии запасы.
Добывают там (алмазы).

Б
Минерал такой знаком.
В нем в составе глинозем.
Алюминиевый оксид.
От французского – (боксит).

В
Сплав такой есть «победит».
Всех в бурении победит.
И резец надежный самый
Изготовлен из (вольфрама).

Г
С итальянского «зерно».
Облицуют им метро.
Скульптор память сохранит.
Для работы взяв (гранит).

Д
Варят с ним металл, стекло.
В печке сохранит тепло.
Он и почву раскислит.
Камень марки (доломит).

Е
В Менделеева таблице.
Всех собрали по крупице.
Есть в таком калейдоскопе.
Редкий элемент – (европий).

Ж
Плуг, подкову, серп, топор.
Корабли, станки, забор.
Много нам вещей полезных.
Производят из (железа).

З
Промывают, сеют, трут
Из песков, камней и руд.
Много перемолото,
Чтоб извлечь в них (золото).

И
Этот камень королевский.
В серьгах, кольцах и подвесках.
Добывается из руд.
Драгоценный (изумруд).

Й
Вял, усталость и озноб.
В сердце боль, на шее зоб.
Нужно Вам из года в год
Принимать почаще (йод).

К
Храм воздвигнут из породы.
Стены, статуи и своды.
Нет здесь крепче монолита,
Если строят из (кварцита).

Л
Из металлов самый легкий.
Он пластинчатый и ковкий.
Ток создаст в электролите.
«Камень» с греческого – (литий).

М
Минерал – краса Урала.
В наше время стало мало.
Быль в шкатулках он хранит.
Самоцветный (малахит).

Н
В суперсплавах и монетах.
В музыкальных инструментах.
Применением многоликий
Серебристо-белый (никель).

О
Вместе с медью выплавляют.
Сплав тот «бронзой» называют.
Кровля дома нового –
Лист луженный (оловом).

П
Драгоценные монеты.
Дорогие амулеты.
Не из медной патины.
А из белой (платины).

Р
Он единственный металл.
В жидком виде побежал.
Меря градус, ищет путь.
Как его название? ( Ртуть).

С
В нем в составе алюминий.
«Синий» камень по латыни.
Ограненный ювелиром
Брошь украшена (сапфиром).

Т
Он космический металл.
На орбиту он летал.
Субмарин для океана.
Отливают из (титана).

У
Он и мирный и военный.
Атом этот современный.
Первый в мире Казахстан.
Добывают здесь (уран).

Ф
«Светоносный» в переводе.
Элемент такой в природе.
Осветить пространство просто.
Нам поможет в этом (фосфор).

Х
Трубы, чтоб ржаветь не стали.
Есть металл такой для стали.
Нам из химии знаком
Элемент с названием (хром).

Ц
От немецкого «зубец»
В недрах вместе с ним свинец.
Ведра, тазики, пластинки
Обработанные (цинком).

Ч
Камень редкий и красивый.
Добывают лишь в России.
Чары, вазы разных видов.
Режут их из (чароитов).

Ш
Состоит из углерода.
Он прекрасно чистит воду.
И от хвори исцелит.
Минерал такой – (шунгит).

Щ
Добывается в карьерах.
Фракций разного размера.
Строя дом, дороги гребень
В них используется (щебень).

Ы
В элементе буква Ы,
Чтоб ребята знали Вы:
Два в нем слова «мышь» и «як».
Слить, получиться – (мышьяк).

Ь
Черный, каменный, блестящий.
Мы кидаем в печку в угол.
Огоньком горит хрустящим.
Мягкий знак сейчас добавим
И получим слово (уголЬ).

Э
Элемент открыли новый.
Очень редкий и тяжелый.
Жил на свете физик-гений.
В честь него металл (эйнштейний).

Я
«Слёзы моря», «солнца дар»
Называют минерал.
Красоту свою даря.
Светят бусы (янтаря).

источник

Саргылана Большакова
Конспект занятия «Полезные ископаемые родного края»

Город Таттинский район село Ытык-Кюель

Страна Российская Федерация Республика Саха (Якутия)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в интеграции образовательных областей «Полезные ископаемые родного края»

Возраст детей Для детей старшего дошкольного возраста

(по ФГОС ДО) — познавательное развитие

-социально – коммуникативное развитие

Цель Обобщение расширенного знания о полезных ископаемых родного края.

Программное содержание (задачи): 1. Развивающие:

— развивать устную связную речь;

— способствовать развитию мелкой моторику рук.

— мотивировать детей к самостоятельной деятельности;

— обучить приему лепки из глины, изготовить из глины поделку.

— обобщить знания о полезных ископаемых.

— приобщить интерес к достопримечательностям родного края;

— воспитывать аккуратность в работе, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование и материалы Интерактивная доска; проектор.

Карта; мешочек; ведерка; знаки полезных ископаемых (глина; песок; уголь); бумажные кепочки.

Материалы для опыта: песок, уголь, глина, вода, банки, воронки.

Маски гномиков по количеству воспитанников.

Материалы для творчества: фартуки, доски, глина, емкость для воды, салфетки. По количеству воспитанников.

Указывается при необходимости Обобщения знания о полезных ископаемых. Выучить наизусть стихотворении о песке, угле, глине.

Организационная часть «Волшебный мешочек». Здравствуйте, дети. Сегодня я к вам пришла с сюрпризом. У меня есть мешочек, это не простой мешочек, а волшебный. Внутри мешочка что-то есть, но чтобы, что это надо не глядя на ощупь угадать что это, тогда мешочек вам даст это. Давайте, начнем. Все станем кругом, и по кругу будем угадывать. С кого начнем? (в мешочке глина, уголь, песок, камушка).

(описание хода работы) Воспитатель: Молодцы! В нашем родном крае есть полезные ископаемые, сегодня мы еще больше узнаем о полезных ископаемых нашего края. Давайте вспомним, и поиграем в игру «Угадай-ка» (игра на электронной доске угадать условные знаки обозначающих уголь, песок, глина).

В: Давайте, вспомним стишки про песок, глину и уголь. (Авторские стишки для детей на родном языке).

Дети: Читают стишки, которые сочинили за год вместе с воспитателям на занятиях об ископаемых.

Игра «Путешествие по карте родного края»

В: (стук в дверь). Дети кто-то к нам пришел, давайте спросим, кто это и откроем дверь. (Почтальон приносит посылку. В посылке бумажные кепки, ведерки и письмо.)

Д: стоят вокруг стола и рассматривают содержимое посылки.

В: Дети, сколько всего нам прислали, Тут есть письмо

давайте посмотрим от кого? Это письмо от геолога. (Открываем конверт и находим флешку). Дети, это не просто письмо, это электронное письмо. Его надо вставить на компьютер и узнаем от кого. Показ на электронной доске геолога. Геолог немного рассказывает о себе, потом дает карту. На карте условные обозначения угля, песка и глины.

В: дети, что сказал нам геолог? Что должны сделать? Что найти? Что для этого нужно сделать?

Д: дети отвечают, если затрудняются, отвечают по наводящему вопросу. Одевают кепочки, берут ведерки и лопатки и по инструкции карты идут искать глину, песок, уголь.

В: давайте посмотрим на карту, в каком направлении нам надо идти?

В: сколько шагов надо сделать?

Д: смотрят на карте и считают по рисунку следов ног. (5 шагов). Идем к мемориалу памятнику «Старик с быком». Старик Хоро.

В: Где стоит этот памятник?

Д: Ытык –Кюеле (родная деревня где живут дети)

В: Значит, первый полезный ископаемый мы находим в родной деревне. И что это за полезное ископаемое?

Д: Глина. Отгадывают по условному знаку на карте.

(Идут по направлению по карте и видят картинку с памятником «Старик Хоро». Там находят глину и кладут в ведерки).

И так далее находят песок, уголь.

Динамическая пауза. Игра «Белоснежка и семь гномов».

Цель игры: расширить знания о полезных ископаемых.

В: Молодцы! Мы стали геологами, прошли по карте по родной местности нашли и собрали много полезных ископаемых. Шли, шли и встретили кого? (на электронной доске картинка Белоснежки).

Правильно Белоснежку. У нее есть друзья гномики. Они каждый день много работали. Копали и искали полезные ископаемые. Давайте, поиграем в игру «Белоснежка и семь гномиков». (надевают маски гномиков воспитатель маску Белоснежки). Надо помочь гномика рассортировать ископаемые по ведеркам: алмазы, мел, серебро. Для этого ходим, нагибаемся, садимся на корточках.

Опыт. Цель: изучить свойства полезных ископаемых.

В: Берем ведерки с полезными ископаемыми и идем в лаборатории, где проведем опыт. Для того чтобы поработать лаборантами надеваем фартуки и подходим к столу. Будем изучать свойства. Сначала посмотрим, какого они цвета? Запах? Проверить на растворимость. Воспитатель берет 3 прозрачных сосуда и в первый сосуд дети кладут песок, во второй глину, в третий уголь. Воспитатель размешивает, дети смотрят, изменился ли цвет воды, растворился ли полезный ископаемый.

А теперь проверим пропускаемость воды. На столе ставим 3 банки или прозрачный сосуд и воронки). В первую воронку кладем песок, во вторую глину, в третью глину. Все хорошо утрамбовываем и наливаем воду.

Д: Смотрят, наблюдают и рассказывают об изменениях.

В: Глину поставим, пока на сторону она еще не пропустила воду. Посмотрим, может по истечению времени пропустит.

Лепка. Цель: учить лепить глиной кулон.

В: Глина, когда влажная имеет свойство пластичности и его можно мять как пластилин и изготовить различные сосуды, игрушки. Из глины можно слепить посуду и обжигают, тогда глина становится твердым как камень и из него можно есть.

Каждому ребенку раздается доски, глины для лепки. Тазик с водой.

Теперь мы сами попробуем сделать кулон. Перед вами готовая глина для лепки. Берем глину и мнем, раскатываем между ладонями, получается шарик. Можно придать любую форму: овал, треугольник, квадрат, плоскую лепешечку. Можете оставить шариком. Берете палочку и делаете дырку для того чтобы, когда глина высохнет можно будет продеть шнурок и надевать через голову. Теперь, когда сделали отверстие, оставляем сохнуть при комнатной температуре. Когда ваши глины высохнут, можете раскрасить вместе с родителями. Когда она высохнет, станет вот таким твердым. Показывается готовая высохший кулон из глины. Твердую высохшую глину можно раскрашивать гуашью. Я вам дарю высохший, раскрашенный кулон. Всем детям раздается готовый кулон с именами. Вытираем руки влажной салфеткой, потом после занятия будете мыть с мылом в умывальнике. И посмотрим, пропустила ли глина воду?

Д: Смотрят на глину с водой и делают вывод.

Заключительная часть Игра: «Кубик знаний». Цель: закрепить знания о полезных ископаемых.

В: Все складываем фартуки, помогаем друг другу.

У меня для вас есть многосторонний кубик это кубик знаний. Он будет проверять ваши знания. По сторонам у него условные знаки глины, песка и угля. По очереди будете бросать кубик. Надо бросать повертев на руке. Дети по очереди бросают кубик.

Если ребенок затрудняется рассказать, что он знает о полезном ископаемом, нужно задавать наводящие вопросы:

— где мы нашли этот полезный ископаемый?

— что ты узнал об этом полезном ископаемом?

— какие свойства имеет (какой имеет цвет, запах, растворимость)

— можешь сказать стих об этом полезном ископаемом.

— что тебе больше понравилось на этом занятии?

— что больше запомнилось? И т. д.

Надо чтобы дети дали развернутый ответ, полными предложениями.

В: Молодцы! Спасибо вам за активное участие. После занятия все тщательно моем руки с мылом.

Методичсекие рекомендации автора:

1. Занятие проводится как обобщающее занятие о полезных ископаемых. Можно провести как развлечение.

2. В этом конспекте использованы полезные ископаемые как: уголь, песок, глина. Можно заменить полезными ископаемыми своего края.

3. На этом занятии дети читают стихотворении о полезных ископаемых на родном якутском языке, которые сочинили вместе с воспитателем за весь учебный год. Можно самим сочинить стихотворение или взять готовые стихи любых авторов.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие-беседа по водоемам родного края» Цель: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы по теме «Водоемы родного края». Задачи: Образовательные:.

Конспект интегрированного занятия «Съедобные и несъедобные грибы в лесах родного края» для детей средней группы Цель: Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Задачи: Обучающие – учить.

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое родного края» Цель: формирование основ духовно-нравственных и социокультурных ценностей, в процессе целенаправленного воспитания любови и интереса к истории.

Конспект ООД по поисково-исследовательской деятельности на тему «Природные ископаемые Саратовского края. Мел» Конспект ООД по поисково исследовательской деятельности на тему:»Природные ископаемые Саратовского края (мел).» Тема: Что такое мел? Цель:.

Конспект по образовательной деятельности познание «Природа родного края. Башкортостан» Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Задачи: 1. Формировать осознанное действенное отношение к природе.

Конспект занятия по моему краю «Полезные ископаемые» Цель: Развивать интегративные качества в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Задачи: Формирование первоначальных представлений.

Конспект занятия в старшей группе «Природа родного края» Конспект занятия в старшей группе: «Природа родного края» Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края. Стремиться вызвать.

источник

Стихи о камнях и кристаллах
Малые каменные острова

Полезно камни наблюдать,
Над ними можно размышлять,
Ценней же прочего — желанье
Законы жизни их понять.
Прочесть сокрытые в них тайны,
Что им присуще, что — случайно.
И поделиться, рассказать,
О том, что удалось узнать.

Однажды, камни наблюдая,
Мне вдруг подумалось о том
Что быть немалой пользе в том,
Чтоб из того, что мне открылось,
Хотя бы маленькая часть —
В стихах однажды воплотилась.
Так родились в моих сенях
Стихи о милых мне камнях.

Читайте также:  Полезные ископаемые в западной европе

— КРАСОТА И БЛЕСК КРИСТАЛЛОВ —

Красота и блеск кристаллов
Всем и каждому понятны.
Беглый взгляд они чаруют,
Формы их уму занятны

Много граней у кристаллов,
Блеск, включения, прозрачность.
И волнуют ум пытливый
Цвет, и форм неоднозначность.

Искушённый наблюдатель
Разглядит их жизни тайны,
И по полочкам разложит
Всё, что кажется случайным.

Сколько их, — неповторимых,
Восхитительных кристаллов,
Божьим промыслом рождённых,
Где-то были — и не стало!

Дерзкой мастера рукою
Превращённых в украшенья
Дам капризных. Много-ль толку
От их праздного ношенья?

А любовь и созерцанье,
Силой тёмною гонимы,
Как и праведные души —
Нынче мало кем ценимы.

Когда наскучит суета,
Дела, людские лица,
Я знаю выход — я могу
В кристалле раствориться.
В его прозрачной глубине
— Незыблемая вечность
В нём есть и радость, и покой,
И мира бесконечность.

Откуда, чёрный морион, в тебе такая сила?
— С доисторических времен Земля её копила.
В своих камнях она дала — защиту нам от силы зла,
И помощь от безумья, и повод для раздумья,
И тихие мгновенья души отдохновенья.

— ДРУГИЕ ИЗМЕРЕНИЯ —

Иные камни в те уносят измеренья,
Где Инь и Ян ещё не знали разделенья,
Где в диком хаосе гармония рождалась.
Застыла в нём. И с ним переплеталась.

Таинственных хранитель сил
И древности преданий
— Кристалл холодный, дар Земли
В одежде дивных граней.

Вот он лежит передо мной,
Глубин земных посланец,
И с ним играя, Солнца луч,
Свой исполняет танец.

— СТАВРОЛИТ —

Еще не выросли леса, не волновались воды,
Земля, безвидна и пуста — начало всей Природы.

Земная твердь и твердь небес,
И свет первоначальный.
До времени безлюдных мест
Вид грозный и печальный.

Но всемогущий Божий Дух,
Как первый благовест,
Уже вложил в земную твердь
Предвечный Божий Крест.

Настала полнота времён, и нам из недр творенья,
Как чудо Божье явлен Он, — знак скорби и спасенья.

— И ШАЛЬНОЙ ХОЛОДОК ИЗУМРУДА —

И шальной холодок изумруда,
И тепло золотого топаза,
И простого кальцита премудрость
— Лишь они не обманут ни разу.

В них, в безмолвных осколках вселенной,
Искры вечных гармоний сверкают.
Повседневности образ надменный
В этих искрах бледнеет и тает.

Они дарят покой и защиту,
Они дарят огонь вдохновенья,
Заплетаясь цепочкой единой,
С нашей бренностью — в вечности звенья.

— ТУРМАЛИН —

Однажды с неба радуга упала в огорчении,
Что краток в небе век её, и нету приключений.
А Мать-Земля, приняв её, нашла ей применение —
Мол, хватит дурью маяться, раскрась-ка мне каменья!

И каждый камень взял, что смог. И что ему положено.
Один проказник-турмалин всё мечется встревоженно.
Любой наряд ему к лицу. А то и два, и три к концу
Он всех камней нарядней стал, и все цвета в себя вобрал.

Прозрачные и яркие кристаллы одиночные,
В срастаниях похожие на клумбочки цветочные —
Сверкают, душу радуя. И украшают полочки —
То призмочки пузатые, то тонкие иголочки.

И дома моего уют
Наполнен тем, что в нём живут —
Мои друзья, прекрасные каменья,
Дары Природы и источник вдохновенья.

— ЧЁРНЫЕ КВАДРАТЫ —

В рисовании кристалла смысла нет в серьёзном смысле
Если ты его не любишь, не одушевляешь мыслью
Если ты в него не вложишь — понимание природы
Если есть оно, конечно. Если нет — рисуй восходы
Или, может быть, закаты. Или чёрные квадраты.

— ОТ ГРАНЕЙ ХРУСТАЛЯ —

От граней хрусталя
Блеснёт холодный свет.
И луч его, скользя к границе мира,
Со взглядом перекрестится твоим,
Как золотая тонкая рапира.

Чтоб снять в земной коре напряг,
Где твердь её волнуется —
В ней магматический очаг
Местами образуется.

Текучесть магмы ей дает
Возможность к продвижению
К земной поверхности,
Чтоб там — случиться извержению.
Застывши же на глубине
(отнюдь не по своей вине)
Рождает магма дивные
Массивы интрузивные,
Которых газами и жаром
Для нас, людей, великим даром
— Родятся, крепнут и растут
Скопления различных руд.

Маршрут позади, разбираем трофеи,
Подарок судьбы или сказочной феи —
Средь кварцевой жилы на счастье добыта
Прекрасная друза кристаллов пирита.

Такие находки — всегда, как впервые:
Сверкают вершины кубов золотые,
На гранях штриховка, ступенечки роста,
Порядок и хаос — всё сложно и просто.

И, самую малость, на гранях пирита
Пестрит побежалости радуга. Свита
Его окружает из кварца, кальцита,
Покрытых присыпками халькопирита.

— ТЕЛА из СРОСШИХСЯ КРИСТАЛЛОВ —

Внутри пород, средь руд, отвалов,
Подобны то ежу, то шару,
Встречаются то тут, то там
— Тела из сросшихся кристаллов
Пирита, кварца и иных
Разнообразных минералов.
От центра в стороны растут,
Конкрециями их зовут.

Плотны, зернисты иль лучисты
Но формы, в принципе, любой,
Они — конкреции. А что же
Они являют нам собой?

Как для великого началом
Явиться может всякий вздор,
Так и кристаллов зарожденью
Способствует мельчайший сор.

Конкреции подобны взрыву
В сильно замедленном кино —
Кристаллов группы, зарождаясь,
Растут от точки, расщепляясь.
Природа-ж малой точки той
Бывает сложной иль простой,
Но для пытливого ума
О том написаны тома.

В жеодах всё наоборот:
От стенок каверн и пустот,
Поверхность оных покрывая,
Кристаллов дружная семья,
У основания срастаясь,
Лишь к центру пустоты растёт.
Внутри которой создаёт —
Подобие дворцовых залов,
В которых стенки из кристаллов.

Друза — это полный хаос
Разно сросшихся кристаллов.
Взрыв, обвал, нагроможденье,
Форм и бликов наважденье.
Только в каждой новой друзе
Что-то новое таится.
В друзах кварц непредсказуем,
И со всех сторон искрится.
Этот хаос привлекает,
Граней множеством сверкает.
Если в прочем беспорядок
Огорчает и смущает,
То в срастаниях кристаллов
— Неизменно восхищает.

Дар природы первозданной,
Друза с горным хрусталём
— Чувства добрые рождает,
И приносит радость в дом.

Тихий вечер. Тоска, одиночество.
И усталость, и нет больше сил.
Опостылело всё. И лишь хочется
Взять, и молча глядеть на берилл.

Что ни грань — то картина изографа
И на каждой — особый сюжет,
Не создаст гармоничней которого
Ни художник, ни маг, ни поэт.

В глубине его — воды текучие,
Он струится, как вешний ручей,
Этот камень поможет при случае
Лучше тысячи лучших врачей.

Изумруд зеленоокий,
Цветом сочный и глубокий,
Восхитительный и скромный
— Не бывает он огромный,
Но, не мал и не велик,
Он отбрасывает блик.

Сохраняя в себе тайны
Жизни каменной событий,
Наблюдательному взору
Дарит радости открытий.
А умело обработан,
Обрамлён в златой каркас,
Сочной зеленью своею
Он бодрит, и тешит глаз.

Холодочек изумруда
Не возникнет ниоткуда.
Много лет трудиться надо,
Чтоб он стал вам как награда.
Камень мудрости и силы,
Страж душевного покоя.
С суетой соприкоснётся —
Треснет, может расколоться.

Хризолит подарит мягкость,
Гнев ненужный устранит.
Он к уму притянет ясность,
И любовь воспламенит.

Только хризолит, носимый,
На груди подруги милой —
Обладает благотворной,
Исключительною силой.

Если радостно сияют
Хризолиты на груди,
Впереди — любовь и счастье,
А все беды — позади!

Для тех, кто носит самоцветы,
Жизнь и прекрасна, и проста —
Открыты вечности врата,
Подвластны тайна и мечта.

В подземном царстве для жеод
Был проведён водопровод:
Они проточные с тех пор,
Струится через них раствор.

И в направлении той струи
Кристаллов тонкие слои
Растут быстрее. И они
Вдоль по течению реки
Дают ростки и гребешки,
Подобно водорослям рек.
Меж тем — проснулся человек
И фантастический свой сон
В научный труд оформил он.

Мораль сей басни такова.
Нет, не помогут тут слова.
.
(В тему псевдонаучной схоластической концепции «протекания растворов» через агатовые и иные жеоды)

Сегодня, по статистике,
Пол-мира тонет в мистике,
Сплошь псевдо-эзотерики
В коммерческой истерике.

Меж тем в умах брожение
О «правильном ношении»,
И о бредовых практиках
С камнями обращения.

И пишется любая чушь
Без всякого смущения,
Поскольку нет любви к камням,
И к людям уважения.

Камней же душам молчаливым —
Быть высоко над этим сором.
Они лишь молча наблюдают,
Смеясь над ним своим узором.

— Много граней у кристаллов —

Много граней у кристаллов,
Блеск, включения, прозрачность!
И волнуют ум пытливый
Цвет, и форм неоднозначность.

В одном из них — бездонность моря,
В другом журчание реки.
Вобрал топаз всю синь небес,
А кварц включений буйный лес.

Когда же камень достаётся
Тому, кем верховодит бес,
Его пытаются представить
Как кладезь всяческих чудес.

Уж тут Лукавый не скучает,
И всех наивных научает
Простое усложнять пытаться,
И в глупостях соревноваться.

Коктейль корысти с лицемерьем
Хмельным, но очень мутным зельем
Питает праздные умы
В плену маркетинговой тьмы.

Брелками, бусами, шарами,
Прикрыв себя со всех сторон
Иные мнят себя богами
Эзотерических икон.

Но только всё это пустое,
В кристаллах — Божья благодать.
И если камни созерцать,
То можно многое понять.

Прежде чем кристалл разрушить,
Создавая украшение —
Помолись перед Творцом,
Попроси прощения.

— ТВОРЦА НИКТО НЕ ПРЕВЗОШЁЛ! —

Попытки Божью красоту
Своим умом разнообразить —
Наверно, тщетны.
Исказить — возможно. Иль обезобразить.
Творца никто не превзошёл,
Велик лишь тот, кто путь нашёл.

— МОЯ ТИХАЯ ГАВАНЬ —

Возможно, я жив до сих пор потому,
Что Бог посылает в прощение
За грешно-сумбурную бытность мою
— Способность с камнями общения.

Какое общение? — спросите Вы.
Сказать на словах не сумею, увы.
Но если по жизни запутался я,
В них — тихая, добрая гавань моя.

источник

Подвижная, вода всегда творит.
Ей всё подвластно: мрамор и гранит.
Течение буравит берега,
И ниже опускается РЕКА:
Стена из камня встанет с двух сторон.
И это называется каньон
Или УЩЕЛЬЕ. Нет преград воде,
Не уцелеть и каменной плите!

Скользящая, грызущая среда –
Текущая вдоль берега вода.
Всё точит, подмывает, теребит,
Струится, плещет, пенится, бурлит.
От стенок отрываются комки –
Отсюда цвет землистый у реки.
С собою тащит гальку и песок,
Дотащит и валун – лишь дай ей срок.
Так вырастает дельта – островки,
Где в море замирает бег реки.
Наносов треугольники. Века
Их приносила мощная река
И в устье отдавала, словно плод
Своих упорных, медленных забот.

Где берег вогнут, бег реки быстрей
И воды глубже. Здесь река полней,
Уклон у русла больше, шире шаг.
Здесь место для медлительных атак,
Растянутых на многие века,
Пока вода таранит берега.

А выпуклый – здесь медленнее ход
Несущих ношу и усталых вод.
Теченье ослабляет свой напор
И оставляет гальку, ил и сор,
И берег превращается в изгиб,
Потом – в петлю. Последний хлюп и всхлип –
И вот уже МЕАНДР, как будто бант
Иль галстук, зажимает русла скат
За горло, отрывая от реки
Заливы, небольшие островки
В теченье намывая. А когда
Весною прорывается вода,
Разлившись бурным таяньем снегов,
Рубеж не признавая берегов, –
Захлопнется безжалостно петля,
Обозначая озера края.

У ОЗЕРА не долог жизни цикл,
Коль из петли меандровой возник
И нет – как основания – глубин
Естественных, природных котловин.
Оно мелеет, ведь не замер ход
Откладывавших ил рубежных вод,
Растут наплывы сора, камыши
Захватывают место у межи,
Всё больше грязи, топче берега.
Так старицей становится река
И постепенно, приложив заботу,
Перерастает в зыбкое БОЛОТО.

Но хуже нет, когда пласты земли
Подтачивают медленно ручьи
И в мягкой почве пролагают ход
Для дождевых иль талых снежных вод.
Ложбины – глубже, рытвины растут
И сеть свою невидимую ткут,
Просачиваются, точат, словно червь,
Откосы, вырывая зев пещер,
Глубоких нор – и, наконец, как знак
Тревоги, появляется ОВРАГ.

Он пустит разветвления свои –
И к пашням устремятся все ручьи,
Их превращая в БАЛКИ. И селу
Не миновать их щупалец! Нору
Не так упорно роет зверь, как вод
Жестокий и неумолимый ход.
Ворвётся в лес траншеями ручьёв,
Пойдёт крушить деревья – будь здоров!
Подмоет корни – и летят стволы
Без всякого вмешательства пилы.
Здесь главное – не пропустить момент
ЭРОЗИИ, когда пророет след
Оврага говорливая вода.
Сажай скорее дерево туда!
Пускай трава вцепляется в откос,
Не позволяя, чтоб овраг тот рос.
Пусть куст корнями держится за край,
И дерево раскинется пускай,
Сшивая крепко трещины земли,
Чтоб щупальцами вширь не поползли.

По капиллярам вглубь, в пласты земли
Вода проникнет – верхние слои
Той почвы её бег определят:
Куда бежать, уверенно велят.
Песок и гипс пройдёт она насквозь:
Для них вода – всегда желанный гость.
А глина отторгает, как врага, –
И ручейки опять идут в бега,
Выискивая выход и уклон
С доступных и податливых сторон.
Где выйдут на поверхность – будет КЛЮЧ,
ИСТОЧНИК, полноводен и гремуч.
Порой – едва лишь тёплый, а порой –
Горячий, пузырящийся. Построй
Лечебницу у минеральных вод,
Чтоб пить или купаться в них весь год.
Для ванн пойдёт сернистая вода.
Столовая – прозрачна и чиста,
Приятный вкус, целительный состав
(Ручей попутно газы все впитал
И соли бывшей впадины морской –
Их сохраняет водоносный слой).
Соль солям – рознь. Ведь сероводород,
Железо, щёлочь – всё в составе вод
Бывает. И поваренную соль
Даёт такой же водоносный слой,
Но – соляных источников.

Читайте также:  Полезные ископаемые в ростовской области

В пути
Не раз случится известняк пройти
Грунтовым водам. У таких пород
Есть всё, на чём явить природу вод,
Их мощь и силу. Посмотри на скал
Известняковых профиль. – Как оскал,
Поверхность эта выглядит, когда
Её разъест бегущая вода.
Волнистых рытвин, гребней здесь не счесть.
Поля тех рытвин – КАРРЫ – это весть,
Условный знак Природы: не спешить!
В таких местах дорог – не проводить,
Тут может быть воронка и провал:
Пустотам в почве ключ дорогу дал!

Не менее опасен гипс. Пород
Подобных – ненадёжных – стоки вод
И держатся как раз. Как результат –
Провальные озёра там лежат,
На плоскогорьях – КАРСТ. Подземных рек
Струят провалы прихотливый бег.
А где в известняках есть глины слой,
Слепой долиной он грозит порой,
А в будущем – болот, стоячих вод
Не избежать. Вода сосуд найдёт!

Тем более когда она близка
К поверхности. Скольженье для броска
Даёт ей глина. – И бассейн готов.
Отверстья в скалах долбит водный сток,
Они ж – причина гротов и ПЕЩЕР.
И что, скажи, причудливее, чем
Проходы в лабиринте, залов сеть?
Ведь капельников в сводах их не счесть,
А известь в каплях – взвешенный раствор
Для роста СТАЛАКТИТОВ в недрах гор –
Сосулек длинных – там, на потолке.
Под ними – СТАЛАГМИТЫ налегке
Уже стоят, широки и малы,
Как наросты, горбатые стволы.
Когда ж тех и других объединит
КапЕль в один единый монолит,
Получится колонна. И колонн
В пещерном зале – целый батальон.

А есть ещё ПЕЩЕРЫ-ЛЕДНИКИ,
Где холод с ветром – вечно игроки
Воображенья. Влажный воздух там
Осаживает воду как кристалл,
На стенах всюду иней ледяной
Слепит своих поверхностей игрой,
И грани призм – сосулек и колонн –
Сияют – что подземный Авалон:
Огня мерцанье! Блёсток волшебство!
(Свеча иль факел сотворят его.)

Подземных вод священная игра –
Для ОТЛОЖЕНИЙ лучшая пора.
Опал, агат, барит и флюорит –
Нередко гости известковых плит,
В их трещинах находят кварц и шпат,
Серебряные жилы тешат взгляд,
И золота, железа, хрусталя
Встречаются прожилки и поля,
Ещё – кремнистый. известковый туф
Они враги водопроводных труб,
Но, впрочем, где же худо без добра?
У выхода кремнистая кора
Террасой до бассейна пролегла:
Резных ступеней мокрые тела.

Всё это – отложенья во плоти,
Осадок, растворённый по пути.
Горячего источника купель –
Как раз сторонник туфовых «земель».
Погрузишь в воду палочку иль лист –
Он станет известков или кремнист.

Водо-НЕ-проницаем слой? – увы,
Грозит откосам медленный подмыв.
Смещения те ОПОЛЗНЕМ зовут.
И люди их порою создают
Неумным подрезанием пластов.
А при землетрясении готов
И быстрый сокрушительный ОБВАЛ,
Когда порода рушится, как вал
Огромных глыб, сшибающихся лбом. –
Одни обломки сеются кругом.
Пологий и наклонный глины пласт
Всегда скольженье плавное создаст
Для тех слоёв, что выше. Потому
Не доверяй коварному, ему –
Лишь на руку беспечность. При дожде
И ливне осторожно: быть беде!

Скала – порода твёрдая. Но всё ж
ВЫВЕТРИВАНИЕ не обминёшь.
Названье говорит о ветре, да,
Но здесь причастна также и вода.
Утёсы мокнут. сохнут. Вновь. опять.
Приходится частицам расцеплять
Объятия – за много-много лет
Здесь трещинки оставят чёткий след.
Особенно когда вода зайдёт,
А после превратится влага в лёд,
Нажмёт на камень, вновь растает – ей
Не жалко подождать. Всего верней
Мороза с солнцем двойственный союз,
Он скоро разорвёт надёжность уз
Меж зёрнами породы. Ведь в дожде
И в снеге – углекислый газ в воде.
И кислород. А им не привыкать
Известняка породу – растворять
И, в глину превратив шпат полевой,
А в охру – железняк, за слоем слой
Творить метаморфозы из пород
Упорно, не спеша, за годом год.

Вот так земля творит себя сама,
Свои слои и почвы. Ей зима,
Осенние дожди, ветра, жара –
Помощники. И – старится гора!
Ведь и гранит из зёрен состоит,
И мрамора не однороден вид,
В них смесь цветов, кристаллы разных форм.
Прожилок и вкраплений – миллион,
Для каждого пределом будет свой
Режим температурный годовой,
И кто тех колебаний не снесёт,
Из камня выпадает. – Вот и ГРОТ.

Лишайники из камня соль сосут,
А к трещинкам песчинки пристают,
И пыль от почвы с ветром занесёт,
И малая травинка прорастёт.
Расширит корень трещинку, как клин.
А отомрёт – так он же не один,
Их много! Отмирая, сотворят
Слой перегноя. То-то будет рад
Ему крылатый выводок семян!
Теперь ему плацдарм для действий дан.

А дерево для камня – первый враг,
Он не упустит своего за так.
Подтёки, щели, выбоины в рост
Пойдут. И все осколки – под откос,
Рассыпавшись на щебень и дресву,
Приготовляют ОСЫПИ канву.
Изъеденный покатый горный склон
Щебёнкою и галькой занесён,
Нога скользит, ссыпается земля,
Сдвигаются пласты, слои, края,
Всё шелушится, катится, ползёт,
ЛАВИНА ускоряется, растёт.
В горах будь осторожен: громкий крик
Ударит звуковой волною вмиг
По осыпи – и вызовет обвал.
(А ты всего лишь друга так позвал.)

Выветриванья медленный продукт –
Его ещё ДЕЛЮВИЕМ зовут
(Отрогов осыпь) – полнится водой,
Сползая вниз обвальною грядой.
СЕЛЬ – страшный грязекаменный поток.
Он, правда, кратковремен, но жесток.
По руслам в половодье он ползёт,
Снимая глыбы каменных пород,
Пласты земли и глины по пути.
И дерева ему не обойти,
Потащит вместе с дёрном за собой,
Являя грязи первобытный слой.
Не жидок и не твёрд, он как таран.
Долине нанесёт он много ран,
Круша и потопляя всё подряд,
Живому объявив и шах, и мат.
Захлёбываясь грязью, тонет бык.
Вот изнутри в жилище сель проник,
И крышу снёс, и стены разломал
На щепки, с хрустом, глыбами из скал
Снёс дерево и пашни чернозём.
И с муками погибли люди в нём.

Вода – геологический агент,
Первотворец. За нею – ветер вслед
В игру вступает и РЕЛЬЕФ творит
Из вроде однородных твёрдых плит.
Просверлит он сот и ячеек ряд –
В песчанике. А башнями стоят,
Отдельными столбами здесь, в горах,
Кварцитовые сланцы. – «Кигилях»
Столбы те называют («человек
Окаменевший»). Как цепочка вех,
Шагают по пустыням. Были здесь
Когда-то горы, нынче – пыль и взвесь,
Всего лишь останцы. Как скорлупа,
Отслаивались плиты от столба.
А иногда – как щётка те слои
Иль веером расходятся они.

Песчаники курьёзнее куда!
Под твёрдым слоем в них текла вода
По рыхлому – и выточила шар
На ножках. Или странный экземпляр –
Огромный гриб, иглу или седло.
Кому-то и «лягушку» повезло
Увидеть с «черепахой», – там ГРАНИТ
Матрацевидной формою стоит,
Вот и похож на зверя он порой,
Что замер под разрушенной горой.
Бывает, остаётся лишь перо,
Обточено до блеска и остро.
Есть трещина отдельности – прощай,
Единый монолит! Морщин печаль
Тебя избороздит вдоль, поперёк, –
И ляжешь скорбным зверем под порог.
А выпадет удачная судьба –
Качающимся камнем на века
Останешься на краешке горы,
У пропасти, – до срока, до поры.

Не только в формах чудо красоты.
Порой бываешь очарован ты,
Когда загар пустыни или лак
На камне оставляет тайный знак.
Как зеркало, блестят его бока.
Сверкающая линия мазка
Горит под солнцем синим огоньком, –
И ты уже пленён им и влеком.
А ближе подойдёшь – видна кора
Поверхности. Природы мастера –
Роса и пыль – осели на неё
И, соль впитав, оставили вдвоём
Цветные пятна: это кремнезём
И марганец. Из каменистых зёрен
Породы извлекли их, нам явив
Как волшебства неповторимый миг.

ЭЛЮВИЙ – это всё, что от гряды
Останется – потугами воды,
Мороза, солнца, ветра, – что тайком
Рассыпалось и стало лишь песком
(Коль это был песчаник иль кварцит).
Теперь оно пустынею лежит,
И сверху кое-где осколков слой
Да щебня. А звалось оно – горой.

Но сланец, и гранит, и известняк
Ведут себя, рассыпавшись, не так.
В суглинок превращается гранит,
Песчаной глиной вязкою лежит.
А известняк и сланец – прямиком
В обычной глины обернутся ком.

Любой ОБРЫВ – как летопись земли
И как палеология. Смотри:
Внизу – порода скальная, за ней –
Потресканная, с глыбами камней,
Разбитая на щебень и куски
Движеньем родника или реки.
Чуть выше – перемешан с глиной слой,
С песком, суглинком, а вверху – с землёй
Растительной. То почвы слой живой,
Пронизанный и скрепленный травой.

Зависит ПОЧВЫ тип от двух вещей,
Прежде всего – характера камней:
Породы материнской, а потом –
От климата со снегом и дождём,
Сухого или влажного.
Их шесть:
Тип латеритный – в нём железо есть.
Отсюда красно-жёлтый почвы цвет.
То – КРАСНОЗЁМ. Он солнышком согрет,
Полит обильно (форменный курорт!), –
А всё ж не он для флоры есть оплот,
А тип степной, что в климате сухом
И тёплом. Он зовётся ЧЕРНОЗЁМ.
Он может чёрным, может бурым быть,
Каштановым. Воде не выносить
Солей полезных из него, он весь –
Как благодать растениям окрест!
Подзолистый тип очень небогат,
Неплодороден. Земли те лежат
В прохладном, влажном поясе. Тот слой
Почти не образует перегной,
И коль вода все соли унесёт,
Земля там серо-пепельной стаёт.
Болотный тип – грунтовая вода
Разлита у поверхности; а там,
Где натрия накапливалась соль
В подзолистых слоях, – край СОЛОНЦОВ
(СОЛОНЧАКИ – в степях). А где пород
Лишь механический распад идёт
И нет червей, бактерий и травы, –
Скелетных почв всевластие, увы.

Кто роет почву – разрыхляет ей
Состав, что очень важно для корней,
Туда заходит воздух и расти
Легко, ведь слой неплотный на пути.
Возможность есть бактериям дышать,
Растительный остаток разлагать
На перегной с азотом, что как раз
Полезным удобрением у нас
Считается. Вот потому и крот,
Как землеройка, почву создаёт.
Он далеко не лишний в мире, где
Быть должен доступ воздуху везде.
В пустынях и на полюсе – скелет,
А не земля, поскольку места нет
Химическим агентам. Очень прост
Там механизм: лишь ветер иль мороз.
Не образует перегной земля.
Бесплодны те суровые края.

Свобода и для почв всегда нужна:
Как чистый пар лежит земля. Она
Так отдыхает, дышит – и азот
Накапливает в теле круглый год.
А те растенья, что её сосут,
Тем на себя берут полезный труд –
Всё после смерти ей отдать (лишь ей –
Не человеку в виде овощей
И злаков!) и добавить кислород
И углекислый газ. Такой завод
Природный – плодородия – куда
Полезней бестолкового труда
По производству химии (веществ
Полезных – злакам, насекомым – нет).
Погибнут пчёлы, черви, муравьи,
Всё это очень вредно для земли!
Подумай, что творим мы, рай иль ад,
И кто в бесплодных почвах виноват.

И ветер не чужой на том пиру,
Ему дано дробить земли кору
И превращать её песчинок рать
В мельчайший порох – пыль, САМУМ поднять
(песчаной бури пляску). Солнца диск
Чуть виден, красный. Ветра вой и визг.
И небо чёрно. Надувает в дом –
Сквозь окна-двери. Дышится с трудом.
Пыль на зубах, в глазах. А если столб
Внезапной пыли завихрился, чтоб,
Крутясь до неба, всё поднять с пути
И далеко вперёд перенести,
То это СМЕРЧ. И воздух чист лишь там,
Где дождь идёт и свежесть дарит нам.

На берегу морском – зелёный свет
Для ветра. Никакой ему запрет
Не помешает гнать песчинок рой,
Насеивая ДЮН прибрежный слой.
Морские дюны – гряды из песка,
Волнистая бегущая строка.
Холмы, что нарастают под кустом
И камнем, погребая их притом.
По полю, лугу, пашне, по жилью
Пройдут шутя, оставив развалюх
Останки под песчаной бороздой
И кос сыпучей мантией густой.
И борозды и косы те текут,
Перемещаясь. Долог их маршрут.
Сосновым лесом не засадим их –
Накроют с головой и нас самих.

Читайте также:  Как приготовить кабачки полезно

В пустынях ветер – не случайный гость.
Весь день он дует, всё пройдёт насквозь
И только ночью ляжет отдохнуть,
Чтоб утром снова отправляться в путь.
Бархан курится, змейкой – ручейки:
То пескопад. Скользящие пески.
Жар пышет. Ноги вязнут. Слепнет взгляд.
Остановиться путник будет рад,
Тем более при смерче, поступь чья
Здесь смертоносна, как клинок меча.

БАРХАНЫ – бархат и паренье сна,
Сияющего неба пелена,
Пейзаж однообразный, как вода,
Бежит из ниоткуда в никуда,
Чуть шелестит, ссыпается, скользит
Змеёй, ужом, течёт, метёт, шипит,
На старый пласт наслаивает слой,
Захвачен вечно новою игрой.
Пески перемещаются, как дым,
Движением обманным и простым.
Иллюзия, мираж, безумный бред:
Вот здесь бархан. он был? его уж нет!
Он перешёл на несколько шагов,
Перескочил на несколько бросков,
Переместился чуточку правей
И дальше: так
переползает змей,
Бочком. По ветру. Тихо. Не спеша.
Так ходит шелест в шапках камыша.
Так ветер строит башни облаков –
Попутно, без усилия, легко.
Борозд и гребней призрачный узор.
Пески, пески, куда ни бросишь взор.
Хруст на зубах. Соль на губах. И жар.
И солнце в состояньи мятежа.
Барханы – те же косы над кустом
Иль щебнем, необычной формы «дом»:
Подветрен склон – он более крутой,
Надветренный – пологий. Запятой –
Точнее, рогом – с внутренних сторон
Он загнут, осыпаясь под уклон.
Не гладка и поверхность у гряды:
Как будто волн бегущие следы
И борозды. То гребешки, то рвы.
И тут законы те же, не новы:
Крупны песчинки – в желобках. Песок,
Что мелок, – вверх на валики залёг. –
В миниатюре дюны. Что за рябь!
Как будто не барханы, а моря.

Но в седловинах, в чашах котловин
Бывает кустик, даже не один.
Колючка то верблюжья, саксаул
В тени горбов укромно так уснул. –
Вот кто способен на бегу бархан
Остановить! Зачем нам разум дан? –
Мы сами вырубаем их подчас –
И вот пески быстрей ползут на нас.
А если засадить бархан травой,
Ветра в неё заносят пыли слой,
Подобие земли. Собой устлав
Ту землю, отмирая, шапка трав
Её удобрит. Не бархан – бугор
Уже заметит любопытный взор.
Бугристые пески – названьем им.
Дай Бог и впредь бархану быть живым!

В местах, где мало вольного песка,
Готового для быстрого броска,
Он скапливается грядой холмов
Уже под видом кучевых песков.
Где тамариск и чий растут, туда
Песков струится тихая орда,
Их засыпая медленно. И вот
Корням уж не достать грунтовых вод.
Куст сохнет. Ветер ветки оборвёт,
Поднимет и с собою унесёт.
И кучка, лишена защиты той,
Развеется и станет кочевой.

ПУСТЫНИ – словно фабрики песка
И пыли. Золотого порошка.
Но порошок тот больше по краям,
А в центре – горы, щебень и земля.
Идёт процесс выветриванья от
Пород тех – к краю. Нарастает свод
Барханов – вдалеке: несут ветра
Шлифованных осколков мелкий град,
Гранёных кварцев мелкое зерно,
В барханы превращается оно.

А коренных пород остов лежит
По центру. И неоднороден вид
Обычно у пустынь. Виновны в том
Ветра, чей центробежен лёт. Ведь до
Пустынь песчаных – ряд пустынь иных.
Гористые пустыни – ветер тих,
Распад легонек, в руслах есть вода,
И от животных местность не пуста.

Пустыня каменистая до дна
Ветрам открыта и обнажена.
Где грубый щебень, кучки из камней,
Там будет «гамада» названье ей,
А где «серир» зовут её, она
Лишь мелкой, ровной галькою полна.

По плоским берегам больших озёр
И внутренних морей, где мало гор
Иль нет совсем; у впадины на дне
Среди пустыни каменной есть не-
большая площадь глинистых пустынь,
Где лишь хармыка жёсткие кусты,
Растут солянки в трещинах. «Такыр»
Названье почвам треснутым таким
С шестиугольниками, ровными почти.
И нет следов копытных по пути, –
Так там земля спрессована, тверда!
Не оставляет на себе следа.

А пыль пустынь полегче, чем песок,
Её умчать подальше ветер смог.
Так возникает за пустыней ЛЁСС,
Иль желтозём. И то ещё вопрос,
Кто плодородней: он ли? чернозём?
Ведь лёсс не просто лёгок, невесом, –
Но плотен, хоть с обилием пустот.
Растительность прекрасно там растёт.
Ей пористый такой материал
Легко дышать корням возможность дал,
Солями минеральными снабдил
И урожаю этим угодил.

У почвы чаще серо-жёлтый цвет,
Порой оттенком бурым он одет,
Слагает отложений мощный слой
Просторы пашни вязкой и густой.
Там зёрна кварца и известняка,
Слюды чешуйки светятся слегка,
Частички глины, шпатов полевых.
И коль не положили мостовых
На лёссовых дорогах, будет грязь –
Роскошная и жирная, как мазь.

Лёсс – не слоистый, массы толстый пласт
Возвышенности цельные создаст.
Лишь мелкие скопления камней –
Журавчиков – встречают в почве сей:
Стяжения из извести, чей вид
Напоминает буквы – алфавит –
Иль птенчиков из теста, «журавлей»
(Что делают весной деревней всей,
На праздник). И подобная черта
Для почвы положительней куда,
Чем свойства глины, хоть и из неё
Нередко в сёлах строили жильё.
Прохладней летним полднем в доме том,
Зимой – теплей. Из лёсса прочен дом,
Легко террасы возводить в полях,
И урожаем славится земля.

На севере у гор другой расклад.
Высокие вершины там стоят,
И нарастает шапок снеговых
Обилие и летом в крае их,
Ведь в каждое ненастье – нет, не дождь,
А снегопад – на всей вершины площадь.
Слой верхний давит, нижний – вниз ползёт,
Он под давленьем превратился в ЛЁД.
Слепляются снежинки в дробь, зерно.
Обледенелой массою оно
Все склоны покрывает. И зовут
Ту массу – ФИРН. Идёт её маршрут –
В ущелья и долины. В полосе
Маршрута будет фирновый бассейн.

Лёд хрупок, хоть и твёрд. Как тут ползти?
Скользящим обернётся – по пути.
Когда давленьем маленьким его
Прижать надолго, – станет вещество
Пластичным. Зёрна льда вперёд ползут,
Как тесто. Как густой, упругий жгут.
Края цепляют скалы или дно,
Перетирают глыбы и зерно,
И трещины ползут от края в центр.
И коли крут уклон – вот тут момент
Рассыпаться на вертикали плит,
Разрушив льда единый монолит.
А целый хаос глыб – то ледопад.
Они сплошными пиками стоят.

Опаснее всего, когда ЛЕДНИК
Под свежим снегом. В трещины проник
Не всюду он, – но чаще лишь прикрыл
Те трещины покровом белых крыл.
Ты смотришь – ровно всё, хоть в глубину
На сотни метров трещину одну
Уводит. Шириною метра в два.
И не спастись, коль кругом голова.

Чуть ниже, где уклон опять полог,
Смыкаются края. Лёд снова смог
Соединить все трещины плиты,
Чтоб не наделать путнику беды,
И далее ползёт. А на него
Делювия ложится вещество,
Упав с вершины. Длинная гряда
Обломков, щебня падает сюда.
Растёт МОРЕНА каменных пород,
И лёд её несёт из года в год.
Ушёл один слой льда, а с ним камней –
Другой уж на подходе. Всё длинней
И выше боковой морены холм,
Всё тяжелей к подножию влеком.

Когда сольются вместе ледники
Из фирновых бассейнов, как реки
Упорный бег впадает в океан, –
Двух боковых морен на фоне – дан
Нам будет ряд центральных: имя им
«Срединные морены». Вглубь долин
Они текут, сомкнувшись. Оттого
Морены сложной путь мощней всего.

Когда морена лёд покроет весь,
Поверхностной морена будет здесь,
И, тяжестью своей пробивши лёд,
В ущелья трещин галька попадёт,
Потащит её в даль на глубине.
У внутренней морены на спине –
Слой льда и щебня, оттого она
Царапинами вся испещрена.
Но ледниковых шрамов сглажен слой
Обкатыванья смелою игрой,
И округлён, отполирован он,
И в донную морену превращён,
Коль вниз сошёл ледник. Все ямки дна,
Вся впадина в том месте – как одна
Поверхность полированная. В ней
Не счесть таких обкатанных камней.

Ледник ползёт – пока невысока
Температура – плавно, как река,
Но там где столбик ртути скажет: «Стоп!
Здесь горячо», – замрёт на месте лёд,
Растает и стечёт водой. Лишь пласт
Камней и щебня по пути создаст:
Конечную морену.

Коль на лёд
Со склона камня плитка упадёт,
От солнца защитит всё, что под ней.
А рядом будет таять массой всей
Ледник, и потому в конце концов
Окажется под плиткой – останцом –
Лишь ледяная ножка. Вот и стол.

А маленькие камни ледника
На солнце прогреваются слегка,
Растапливая слой на глубине,
Вытачивают трубку и на дне
Той пустоты лежат. И слой пустот –
Как трубочки во льду. Народ зовёт
Стаканчиками выемки во льду.

Где остановит таянье орду
Морен и фирна, там язык лежит
От ледника. Он щебнем весь забит
И грязью. И бежит из-под камней
В долину, вниз, стремительный ручей.
А в речку превратившись по пути,
С собой он может глыбы унести.
И те места вдоль русла, где лежит
Слой щебня, гальки, останцы от плит,
И глубина воды над ним мала,
Вода прозрачна, видно всё до дна, –
То ПЕРЕКАТЫ.

Будут ледники
Давать начало рукавам реки,
Но выше в гору – там жилище их:
Бассейны фирна, горных пиков риф.
Гора невысока – недалеко
Сползёт ледник, не становясь рекой:
В бассейн упрётся – каровым зовут,
Висячим – если с гребня льды ползут,
И полуцирки КАРОВ (склон – спина,
Бассейн – сиденье, ручек крутизна) –
Как кресло исполина среди гор,
С опорою на ветер и простор.

Ледник долинный может вниз ползти,
С другими побратавшись по пути,
И на равнине, в основаньи гор, –
Ледник подножья соберёт весь сор.
А море рядом – он сползёт туда,
Его оближет нежная вода,
Обнимет, поцелует, унесёт
Гор ледяных освобождённый лёд,
Что АЙСБЕРГОМ зовут. А щебень – тот
На дно залива медленно уйдёт.

Прохладно лето, коротко – и вот
Остаткам снега лечь на целый год
В ложбины и на склоны. Кличут их
За это перелетками. Утих
Мороз, да и ветрам не вечно дуть, –
И с белок (белогорья) – снова в путь
Сорвётся ручеёк. Но если вновь
Начнёт буянить ветер ледяной
И зА лето покров не оплывёт, –
Начнёт копиться, превратится в лёд,
И поползёт, и будет наступать,
Рельеф и климат видоизменять,
И сократится таяния срок,
И не возникнет больше ручеёк.

ОЛЕДЕНЕНЬЕ в мире есть всегда,
Хоть не везде царить стихии льда.
Когда Европа станет как Сибирь,
Тогда и будет ледниковый пир.
Ну а пока умеренна зима,
Не полнятся снегами закрома
Белков альпийских, равномерен бег
Сезонов и повадка тихих рек, –
«МЕЖЛЕДНИКОВЬЕМ» времечко зовут, –
И в этом наше благо и уют.

Почти повсюду ледника края,
Растаяв, отступили, и земля
Лишь отложеньем каменным полна.
На Севере те глыбы – как стена,
Века стояли прочно средь полей,
И пахарю там было тяжелей.
Подледниковой речки перекат
Откладывал немерено песка
С поверхностью неровной, – это ЗАНДР,
Свидетель, что ледник уполз назад.
А где-то есть высокий узкий вал,
Как насыпь: то морен материал
Уложен горкой. Называют ОЗ
Бугристые холмы валунных кос.
А где ледник задерживался, там
В озёра собиралась вся вода,
Что в почву не впиталась. Край озёр,
Болотец малых меж холмов и гор
Усыпан валунами там и сям:
Блуждали камни, ледником скользя,
И эрратическими глыбы те зовут,
Камней случайных неподъёмный спуд.
А где ледник прошёлся по горам,
Обтёсана поверхности кора:
Курчавых скал облизанный гранит
Зализан, сглажен. Впадина лежит
Меж выступами. Если край один
Шероховат и крут, другой полог,
Отполирован, как бараний лоб, –
Так и зовут его. И где такой ландшафт, –
О ледниках приметы говорят.

Ледник дал камень нам для мостовой
И зандровых песков хороший слой,
Что в лёссы перешёл, и пышность трав
В нём перегноя накопила сплав.
Стал чернозёмом плодородный лёсс,
И злом ли был ледник, – ещё вопрос!

Не прекратится ледников страда,
Пока на белом свете есть вода.
Оледененьям быть ещё не раз –
Очередное ожидает нас.

источник

География для самых маленьких. Полезные ископаемые
Занимались по Доману с первого месяца жизни дочки и до четырех лет

источник

Источники:
  • http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-poleznye-iskopaemye-rodnogo-kraja.html
  • http://geo.web.ru/mindraw/stih1.htm
  • http://stihi.pro/3193-voda-i-kamen.html
  • http://club.umnitsa.ru/forum/geografiya-dlya-samykh-malenkikh-poleznye-iskopaemye