Меню Рубрики

Территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 августа 2014 г. № 362 “Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых” (не вступил в силу)

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 1999, № 7, ст. 879; 2000, № 2, ст. 141; 2001, № 21, ст. 2061; № 33, ст. 3429; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 23, ст. 2174; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2006, № 17, ст. 1778; № 44, ст. 4538; 2007, № 27, ст. 3213; № 49, ст. 6056; 2008, № 18, ст. 1941; № 29, ст. 3418; № 29, ст. 3420; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 29, ст. 3601; № 52, ст. 6450; 2010, № 21, ст. 2527; № 31, ст. 4155; 2011, № 15, ст. 2018; № 15, ст. 2025; № 30, ст. 4567; № 30, ст. 4570; № 30, ст. 4572; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7042; № 50, ст. 7343; № 50, ст. 7359; 2012, № 25, ст. 3264; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7648; 2013, № 19, ст. 2312; № 30, ст. 4060; № 30, ст. 4061; № 52, ст. 6961; № 52, ст. 6973), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2581; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 33, ст. 4088; № 34, ст. 4192; № 49, ст. 5976; 2010, № 5, ст. 538; № 10, ст. 1094; № 14, ст. 1656; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 31, ст. 4268; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 36, ст. 5149; 2012, № 7, ст. 865; № 11, ст. 1294; № 19, ст. 2440; № 28, ст. 3905; № 37, ст. 5001; № 46, ст. 6342; № 51, ст. 7223; 2013, № 16, ст. 1964; № 24, ст. 2999; № 28, ст. 3832; № 30, ст. 4113; № 33, ст. 4386; № 38, ст. 4827; № 44, ст. 5759; № 45, ст. 5822; № 46, ст. 5944; 2014, № 2, ст. 123; № 16, ст. 1898), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 ноября 2014 г.
Регистрационный № 34604

Порядок
составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 августа 2014 г. № 362)

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 1999, № 7, ст. 879; 2000, № 2, ст. 141; 2001, № 21, ст. 2061; № 33, ст. 3429; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 23, ст. 2174; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2006, № 17, ст. 1778; № 44, ст. 4538; 2007, № 27, ст. 3213; № 49, ст. 6056; 2008, № 18, ст. 1941; № 29, ст. 3418; № 29, ст. 3420; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 29, ст. 3601; № 52, ст. 6450; 2010, № 21, ст. 2527; № 31, ст. 4155; 2011, № 15, ст. 2018; № 15, ст. 2025; № 30, ст. 4567; № 30, ст. 4570; № 30, ст. 4572; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7042; № 50, ст. 7343; № 50, ст. 7359; 2012, № 25, ст. 3264; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7648; 2013, № 19, ст. 2312; № 30, ст. 4060; № 30, ст. 4061; № 52, ст. 6961, ст. 6973), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2581; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 33, ст. 4088; № 34, ст. 4192; № 49, ст. 5976; 2010, № 5, ст. 538; № 10, ст. 1094; № 14, ст. 1656; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 31, ст. 4268; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 36, ст. 5149; 2012, № 7, ст. 865; № 11, ст. 1294; № 19, ст. 2440; № 28, ст. 3905; № 37, ст. 5001; № 46, ст. 6342; № 51, ст. 7223; 2013, № 16, ст. 1964; № 24, ст. 2999; № 28, ст. 3832; № 30, ст. 4113; № 33, ст. 4386; № 38, ст. 4827; № 44, ст. 5759; № 45, ст. 5822; № 46, ст. 5944; 2014, № 2, ст. 123; № 16, ст. 1898).

1.2. В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых.

2. Порядок составления и ведения территориальных балансов запасов общераспространенных полезных ископаемых

2.1. Территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых (далее — территориальный баланс) является документом, подготавливаемым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующего субъекта Российской Федерации по всем видам общераспространенных полезных ископаемых, перечисленных в соответствующем региональном перечне общераспространенных полезных ископаемых.

2.2. Территориальный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида общераспространенных полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение и находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами общераспространенных полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

2.3. Составление территориального баланса осуществляется на основе государственной отчетности, представляемой пользователями недр в установленном порядке, а также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в части участков недр местного значения.

2.4. Учет запасов общераспространенных полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

2.5. В территориальном балансе запасы общераспространенных полезных ископаемых учитываются:

за соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за соответствующим субъектом Российской Федерации — по участкам недр, расположенным в пределах территории субъекта Российской Федерации за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

2.6. Основанием для постановки запасов общераспространенных полезных ископаемых на территориальный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в части участков недр местного значения.

2.7. Списание запасов общераспространенных полезных ископаемых с территориального баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в части участков недр местного значения, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

2.8. Учет изменений запасов общераспространенных полезных ископаемых в территориальном балансе осуществляется уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в части участков недр местного значения, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

2.9. Территориальный баланс представляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Российский федеральный геологический фонд» (ФГУНПП «Росгеолфонд») и в соответствующий территориальный фонд геологической информации в бумажном и электронном виде ежегодно в срок до 25 апреля.

2.10. Территориальный баланс должен сопровождаться пояснительной запиской.

— характеризуется состояние минерально-сырьевой базы субъекта Российской Федерации и пользователей недр, технико-экономические показатели организаций по добыче полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья;

— указываются причины изменения запасов в связи с поисками, оценкой, разведкой, переоценкой и разработкой месторождения и списанием, и основные результаты геолого-разведочных работ;

— даются краткие геологические описания вновь открытых месторождений (площадей, участков, залежей), а также месторождений, прошедших государственную экспертизу запасов; приводится распределение запасов по степени их освоения, в том числе, имеющим промышленное значение, по геолого-промышленным типам месторождений.

Выделяются главнейшие месторождения с указанием их запасов и объемов добычи. В записках характеризуется обеспеченность учитываемых объектов всеми разведанными запасами, в том числе в контурах отработки.

В пояснительной записке к территориальному балансу могут приводиться также иные сведения о минерально-сырьевых ресурсах, выявленных в результате поисков, разведки и добычи полезных ископаемых.

3. Порядок составления и ведения кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых

3.1. Территориальный кадастр месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых входит в состав государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и включает в себя свод кратких унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых на территории определенного субъекта Российской Федерации.

3.2. Территориальный кадастр месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых составляется на основе геологической информации, предоставляемой пользователями недр (отчеты о геологическом изучении недр, краткие унифицированные описания (паспорта) месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых), заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в части участков недр местного значения, сведений территориального баланса запасов.

3.3. Территориальный кадастр месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих общераспространенных полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям общераспространенных полезных ископаемых.

3.4. Краткие унифицированные описания (паспорта) месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, поступившие за отчетный год, представляются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Российский федеральный геологический фонд» (ФГУНПП «Росгеолфонд») и в соответствующий территориальный фонд геологической информации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.

Утвержден Порядок составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). Этим занимаются регионы.

Территориальный баланс запасов ОПИ готовится с целью учета состояния минерально-сырьевой базы региона по всем видам общераспространенных полезных ископаемых, перечисленных в соответствующем региональном перечне.

Он составляется на основе госотчетности, представляемой пользователями недр, а также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных госэкспертизы запасов полезных ископаемых в части участков недр местного значения.

Баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида ОПИ по месторождениям, имеющим промышленное значение и находящимся на территории региона, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами ОПИ на основе классификации запасов полезных ископаемых.

Территориальный кадастр месторождений и проявлений ОПИ входит в состав госкадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и включает в себя свод кратких унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений ОПИ на территории региона.

Он составляется на основе геологической информации, предоставляемой пользователями недр (отчеты о геологическом изучении недр, краткие унифицированные описания (паспорта) месторождений и проявлений ОПИ), заключений госэкспертизы запасов полезных ископаемых в части участков недр местного значения, сведений территориального баланса запасов.

Кадастр должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих ОПИ, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям ОПИ.

источник

Государственный баланс запасов твердых полезных ископаемых (ГБЗ ТПИ) полно и достоверно отражает количество, качество и движение запасов, их размещение, степень промышленного освоения, добычу, потери, обеспеченность промышленности разведанными запасами.

Читайте также:  Чай с молоком полезно или нет

В издаваемых выпусках и отчетных балансах:

  • отражается состояние и движение разведанных в недрах запасов полезных ископаемых;
  • дается их количественная и качественная характеристика, приводятся основные результаты геологоразведочных работ и технико-экономические показатели добывающих предприятий и обогатительных фабрик, данные о ресурсном потенциале.

Схема-технология составления Государственного баланса полезных ископаемых

Государственный баланс запасов твердых полезных ископаемых является единственным официальным документом, который обеспечивает высокую достоверность отражаемых сведений и оперативность их представления заинтересованным министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям, что позволяет вести мониторинг запасов твердых полезных ископаемых.

  1. Учет и анализ текущего состояния минерально-сырьевой базы РФ твердых полезных ископаемых и изменений запасов полезных ископаемых по месторождениям твердых полезных ископаемых с целью подготовки и издания Государственного баланса запасов твердых полезных ископаемых. Анализ и обработка данных государственной статистической отчетности (формы № 5-гр, 70-тп и 71-тп), которую представляют недропользователи, осуществляющие разведку и добычу твердых полезных ископаемых, за отчетный год. Анализ, обработка и обобщение всей имеющейся информации об изменении запасов твердых полезных ископаемых в недрах и их состоянии на начало каждого года. Анализ и обобщение данных о состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
  2. Подготовка сводных данных о состоянии разведанных запасов и добыче важнейших видов твердых полезных ископаемых, в том числе и общераспространенных полезных ископаемых, для представления их директивным органам в установленные сроки.
  3. Составление и подготовка к изданию ежегодных выпусков Государственного баланса запасов твердых полезных ископаемых РФ в соответствии с графиком подготовки выпусков к изданию, ежегодно утверждаемым генеральным директором ФГБУ «Росгеолфонд».
  4. Сбор, пополнение и актуализация материалов по вопросам состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации, содержащихся в различных служебных источниках: в формах государственной статистической отчетности, геологических отчетах о выполненных работах, протоколах утверждения экспертных заключений по утверждению (изменению) запасов твердых полезных ископаемых, технико-экономических докладах, территориальных балансах запасов полезных ископаемых по субъектам РФ, территориальных балансах запасов общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), поступивших из органов государственной власти субъектов РФ, лицензиях, паспортах ГКМ.
  5. Анализ и обработка информации по всем имеющимся в ФГБУ «Росгеолфонд» базам данных (ИС «Недра»: реестр лицензий, Catalog Fed, ГКМ, система удаленного сбора электронных копий протоколов ГКЗ/ТКЗ, АСЛН и др.).
  6. Разработка проектов инструкций, методических рекомендаций, указаний и предложений по совершенствованию принципов, форм и методов ведения учета запасов месторождений твердых полезных ископаемых по профилю работ отдела.
  7. Консультирование по ведению форм государственной статистической отчетности в области учета запасов месторождений недропользователей, специалистов территориальных фондов геологической информации и уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ.
  8. Участие в разработке и апробации новых программных комплексов по ведению баз данных Государственного баланса запасов месторождений твердых полезных ископаемых в части формирования по ним оптимальных систем запросов.
  9. Выполнение производственных заданий, связанных с направлением работ отдела и составлением аналитических справочно-информационных материалов по запросам МПР России, Роснедр и других организаций и ведомств.

Автоматизированный учет полезных ископаемых, составление и подготовка к изданию Государственного баланса запасов твердых полезных ископаемых.

  1. Формирование и ведение баз данных запасов твердых полезных ископаемых России.
  2. Технологическое обеспечение основных процессов выпуска Государственного баланса запасов твердых полезных ископаемых.
  3. Оперативное обеспечение информацией всех органов государственной и исполнительной власти о состоянии и движении разведанных запасов полезных ископаемых, о результатах геологоразведочных работ и технико-экономических показателях добывающих предприятий, мониторинг запасов твердых полезных ископаемых.
  4. Подготовка аналитических и статистических данных для принятия управленческих решений.
  5. Организация и ведение единых словарей.
  6. Обеспечение взаимосвязей с данными паспортов ГКМ, лицензий, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Входная информация: на основе данных государственной отчетности предприятий о состоянии и ежегодном изменении запасов полезных ископаемых, территориальных балансов запасов полезных ископаемых по субъекту РФ, территориальных балансов запасов общераспространенных полезных ископаемых, подготавливаемых уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ, и результатов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых осуществляется составление и издание Государственного баланса запасов твердых полезных ископаемых РФ.

Государственная отчетность о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых и их использовании представляется пользователями недр по формам государственного федерального статистического наблюдения № 5-гр, 70-тп, 71-тп.
Выходная информация: Государственный баланс запасов твердых полезных ископаемых, нерегламентированная отчетность в виде справок по запросам.
Система разрабатывается и ведется с 1990 года
Ежегодно Росгеолфондом совместно с ТГФ подготавливаются 82 выпуска баланса запасов твердых полезных ископаемых.

источник

О Порядке составления территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых, территориального кадастра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, а также учета участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ

от __________________№ ______

О Порядке составления территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых, территориального кадастра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, а также учета участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

В соответствии с Законом Российской Федерации от 01.01.01 года № 000-1 «О недрах», Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.01.01 года «О недропользовании» Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры п о с т а н о в л я е т:

Утвердить прилагаемый Порядок составления территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых, территориального кадастра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, а также учета участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

к постановлению Правительства

составления территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых, территориального кадастра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, а также учета участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее – Порядок)

1.1. Составление территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых (далее – территориальный баланс запасов), территориального кадастра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых (далее – территориальный кадастр месторождений и проявлений), а также учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее – учет участков недр для строительства подземных сооружений), осуществляется Департаментом по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депнедра Югры).

1.2. Территориальный баланс запасов является документом, отражающим состояние минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ).

1.3. Территориальный кадастр месторождений и проявлений составляется в целях обеспечения разработки территориальных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений общераспространенных полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче.

1.4. Учет участков недр для строительства подземных сооружений осуществляется в целях накопления и систематизации информации о предоставленных для строительства подземных сооружений участках недр, условиях их разработки.

1.5. Депнедра Югры обеспечивает предоставление сведений, содержащихся в территориальном балансе запасов, кадастре месторождений и проявлений, реестре участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Территориальную информационную систему Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Раздел II. Составление территориального баланса запасов

2.1. Территориальный баланс запасов содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида общераспространенных полезных ископаемых (далее – ОПИ), включенного в перечень ОПИ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, по месторождениям, имеющим промышленное значение, – об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами ОПИ на основе классификации запасов полезных ископаемых.

2.2. Территориальный баланс запасов составляется в электронном виде и на бумажных носителях, форма территориального баланса запасов утверждается актом Депнедра Югры.

2.3. Постановка запасов ОПИ на территориальный баланс запасов, их изменение и списание с территориального баланса запасов осуществляются по данным геологического изучения, разведки и добычи ОПИ, а также по данным государственной экспертизы запасов ОПИ, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее – государственная экспертиза запасов ОПИ) и результатам переоценки в связи с изменением параметров подсчета запасов ОПИ.

2.4. При ведении территориального баланса запасов учитываются запасы ОПИ:

за соответствующим пользователем недр – по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой – по участкам недр, расположенным в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за исключением участков недр, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

2.5. Учету на территориальном балансе запасов подлежат:

раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых;

подсчитанные запасы ОПИ по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям;

прирост или уменьшение запасов ОПИ, полученных в результате геологического изучения, разведки и добычи на месторождениях, запасы которых числятся на территориальном балансе запасов;

переоцененные запасы ОПИ в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также изменением направления использования полезного ископаемого;

запасы ОПИ, складированные в спецотвалах и добытые из них.

2.6. Основанием для постановки запасов ОПИ на территориальный баланс запасов являются заключения государственной экспертизы запасов ОПИ.

2.7. Списание запасов ОПИ с территориального баланса запасов осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов ОПИ в следующих случаях:

запасы ОПИ не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ;

запасы ОПИ утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

2.8. Предложения о списании запасов ОПИ, учтенных территориальным балансом запасов, в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:

соответствующим пользователем недр – по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи ОПИ или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

Депнедра Югры – по участкам недр, расположенным в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

2.9. Добытые из недр ОПИ, а также потери при их добыче списываются с территориального баланса запасов без проведения государственной экспертизы запасов ОПИ на основании данных ежегодной государственной отчетности пользователей недр, осуществляющих добычу ОПИ.

2.10. Депнедра Югры в срок не позднее 15 дней с даты утверждения заключения государственной экспертизы запасов ОПИ осуществляет учет изменений запасов ОПИ в территориальном балансе запасов.

2.11. Территориальный баланс запасов, содержащий сведения о запасах и добыче ОПИ на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 1 января текущего года, составляется в срок до 20 апреля текущего года и утверждается актом Депнедра Югры.

Раздел III. Составление территориального кадастра

месторождений и проявлений

3.1. Территориальный кадастр месторождений и проявлений представляет собой свод данных, содержащий описание месторождений и проявлений ОПИ.

3.2. Учету в территориальном кадастре месторождений и проявлений подлежат:

месторождения ОПИ с запасами, учтенными в территориальном балансе запасов;

месторождения ОПИ с запасами, не учтенными в территориальном балансе запасов, но на которых завершены оценочные работы (при положительной геолого-экономической оценке);

месторождения ОПИ, запасы которых сняты с учета в территориальном балансе запасов;

проявления ОПИ, удовлетворяющие минимальным требованиям промышленности к качеству материала, но количество запасов которых либо не установлено, либо им не дана промышленная оценка.

3.3. Территориальный кадастр месторождений и проявлений составляется в электронном виде и на бумажных носителях отдельно по каждому виду полезных ископаемых, включенных в перечень ОПИ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Форма территориального кадастра месторождений и проявлений устанавливается актом Депнедра Югры.

3.4. Описания месторождений и проявлений ОПИ должны содержать сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество ОПИ, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождения, его геолого-экономическую оценку, выявленные проявления ОПИ.

3.5. Депнедра Югры составляет кадастр месторождений и проявлений на основе геологической информации, предоставляемой пользователями недр, заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных в установленном порядке, сведений территориального баланса запасов.

Раздел IV. Учет участков недр для строительства

4.1. Учету подлежат участки недр местного значения, представленные в соответствии с лицензией на пользование недрами для целей строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

4.2. Учет участков недр для строительства подземных сооружений осуществляется путем внесения сведений в реестр участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее – Реестр).

4.3. Реестр должен содержать следующие сведения:

наименование участка недр, его месторасположение, координаты;

данные о пользователе недр;

данные о подземном сооружении и его целевом назначении, объемы, сроки и способы планируемых работ;

наименование органа, выдавшего лицензию на пользование недрами и срок ее действия;

сведения о переоформлении лицензии на пользование недрами, внесении изменений, приостановлении, ограничении, прекращении права пользования недрами для строительства подземных сооружений.

4.4. Реестр ведется Депнедра Югры на бумажном носителе и в виде электронного документа по форме, установленной актом Депнедра Югры.

4.5. Сведения вносятся в Реестр не позднее 10 дней с даты их поступления в Депнедра Югры.

источник

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 11 августа 2014 г. N 362 г. Москва «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 ноября 2014 г.

Читайте также:  Величина запасов и размещение полезных ископаемых франция

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418; N 29, ст. 3420; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527; N 31, ст. 4155; 2011, N 15, ст. 2018; N 15, ст. 2025; N 30, ст. 4567; N 30, ст. 4570; N 30, ст. 4572; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7042; N 50, ст. 7343; N 50, ст. 7359; 2012, N 25, ст. 3264; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7648; 2013, N 19, ст. 2312; N 30, ст. 4060; N 30, ст. 4061; N 52, ст. 6961; N 52, ст. 6973), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 31, ст. 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5149; 2012, N 7, ст. 865; N 11, ст. 1294; N 19, ст. 2440; N 28, ст. 3905; N 37, ст. 5001; N 46, ст. 6342; N 51, ст. 7223; 2013, N 16, ст. 1964; N 24, ст. 2999; N 28, ст. 3832; N 30, ст. 4113; N 33, ст. 4386; N 38, ст. 4827; N 44, ст. 5759; N 45, ст. 5822; N 46, ст. 5944; 2014, N 2, ст. 123; N 16, ст. 1898), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых.

Порядок составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418; N 29, ст. 3420; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527; N 31, ст. 4155; 2011, N 15, ст. 2018; N 15, ст. 2025; N 30, ст. 4567; N 30, ст. 4570; N 30, ст. 4572; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7042; N 50, ст. 7343; N 50, ст. 7359; 2012, N 25, ст. 3264; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7648; 2013, N 19, ст. 2312; N 30, ст. 4060; N 30, ст. 4061; N 52, ст. 6961, ст. 6973), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 31, ст. 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5149; 2012, N 7, ст. 865; N 11, ст. 1294; N 19, ст. 2440; N 28, ст. 3905; N 37, ст. 5001; N 46, ст. 6342; N 51, ст. 7223; 2013, N 16, ст. 1964; N 24, ст. 2999; N 28, ст. 3832; N 30, ст. 4113; N 33, ст. 4386; N 38, ст. 4827; N 44, ст. 5759; N 45, ст. 5822; N 46, ст. 5944; 2014, N 2, ст. 123; N 16, ст. 1898).

1.2. В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых.

2. Порядок составления и ведения территориальных балансов запасов общераспространенных полезных ископаемых

2.1. Территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых (далее — территориальный баланс) является документом, подготавливаемым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующего субъекта Российской Федерации по всем видам общераспространенных полезных ископаемых, перечисленных в соответствующем региональном перечне общераспространенных полезных ископаемых.

2.2. Территориальный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида общераспространенных полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение и находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами общераспространенных полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

2.3. Составление территориального баланса осуществляется на основе государственной отчетности, представляемой пользователями недр в установленном порядке, а также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в части участков недр местного значения.

2.4. Учет запасов общераспространенных полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

2.5. В территориальном балансе запасы общераспространенных полезных ископаемых учитываются:

за соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за соответствующим субъектом Российской Федерации — по участкам недр, расположенным в пределах территории субъекта Российской Федерации за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

2.6. Основанием для постановки запасов общераспространенных полезных ископаемых на территориальный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в части участков недр местного значения.

2.7. Списание запасов общераспространенных полезных ископаемых с территориального баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в части участков недр местного значения, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

2.8. Учет изменений запасов общераспространенных полезных ископаемых в территориальном балансе осуществляется уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в части участков недр местного значения, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

2.9. Территориальный баланс представляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Российский федеральный геологический фонд» (ФГУНПП «Росгеолфонд») и в соответствующий территориальный фонд геологической информации в бумажном и электронном виде ежегодно в срок до 25 апреля.

2.10. Территориальный баланс должен сопровождаться пояснительной запиской.

— характеризуется состояние минерально-сырьевой базы субъекта Российской Федерации и пользователей недр, технико-экономические показатели организаций по добыче полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья;

— указываются причины изменения запасов в связи с поисками, оценкой, разведкой, переоценкой и разработкой месторождения и списанием, и основные результаты геолого-разведочных работ;

— даются краткие геологические описания вновь открытых месторождений (площадей, участков, залежей), а также месторождений, прошедших государственную экспертизу запасов; приводится распределение запасов по степени их освоения, в том числе, имеющим промышленное значение, по геолого-промышленным типам месторождений.

Выделяются главнейшие месторождения с указанием их запасов и объемов добычи. В записках характеризуется обеспеченность учитываемых объектов всеми разведанными запасами, в том числе в контурах отработки.

В пояснительной записке к территориальному балансу могут приводиться также иные сведения о минерально- сырьевых ресурсах, выявленных в результате поисков, разведки и добычи полезных ископаемых.

3. Порядок составления и ведения кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых

3.1. Территориальный кадастр месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых входит в состав государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и включает в себя свод кратких унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых на территории определенного субъекта Российской Федерации.

3.2. Территориальный кадастр месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых составляется на основе геологической информации, предоставляемой пользователями недр (отчеты о геологическом изучении недр, краткие унифицированные описания (паспорта) месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых), заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в части участков недр местного значения, сведений территориального баланса запасов.

3.3. Территориальный кадастр месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих общераспространенных полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям общераспространенных полезных ископаемых.

3.4. Краткие унифицированные описания (паспорта) месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, поступившие за отчетный год, представляются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Российский федеральный геологический фонд» (ФГУНПП «Росгеолфонд») и в соответствующий территориальный фонд геологической информации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.

источник

ЧАСТЬ I. КАЧЕСТВО ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ОХРАНА НЕДР

5.3. Минерально-сырьевая база общераспространенных полезных ископаемых Удмуртской Республики

Минерально-сырьевая база (МСБ) нерудных ископаемых УР представлена глинистыми породами для производства керамзита, кирпича и керамических блоков, карбонатными породами для производства известняковой муки, строительного щебня и извести, песками для производства строительных растворов, бетонов и силикатных изделий, песчано-гравийными материалами для всех видов строительных работ и бетонов, торфом и сапропелем для удобрений. Данное сырье относятся к группе общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). Большинство месторождений и проявлений ОПИ имеют местное, наиболее крупные – республиканское значение.

Геолого-съемочные и поисково-разведочные работы, выполненные различными организациями за последние 60 лет, позволили создать в республике надежную минерально-сырьевую базу для строительства и производства некоторых видов строительных материалов и удобрений.

Известные месторождения ОПИ распределены по территории УР крайне неравномерно, что объясняется особенностями геологического строения и потребностью в местных строительных материалах (концентрация в «городских» районах).
Наиболее исследованными в отношении ОПИ являются Балезинский, Кезский, Завьяловский, Якшур-Бодьинский, Воткинский, Шарканский, Селтинский, Увинский, Можгинский, Алнашский, Сарапульский и Каракулинский районы. В средней степени изучены Дебесский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Глазовский, Вавожский, Кизнерский и Камбарский районы. В наименьшей степени изучены Ярский, Сюмсинский, Мало-Пургинский, Киясовский и Граховский районы.
Общая геологическая изученность территории УР в отношении ОПИ достаточно высока, но достоверность данных о запасах и ресурсах, местоположении участков не превышает 75%. В целом МСБ УР характеризуется большими объемами торфа, в меньшей степени глинистого и карбонатного сырья, еще меньше обеспеченность песками и ПГС.

На территории Удмуртской Республики насчитывается 917 месторождении и 329 проявлений общераспространенных полезных ископаемых, всего – 1246. Они включают 492 месторождения и 260 проявлений торфа (всего 752) и 425 месторождений и 69 проявлений строительных материалов (всего 494).

Территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых Удмуртской Республики на 01.01.2016 г. включает 526 участков недр: 439 месторождений и 87 проявлений. Это одно месторождения формовочных песков, одно месторождение флюсовых известняков и 494 месторождений и проявлений строительных материалов, а также 4 разрабатываемых месторождения торфа, 26 месторождений и проявлений сапропеля.

По видам полезных ископаемых объекты строительных материалов включают:

  • 16 объектов известняков на строительные камни;
  • 46 объектов известняков для химической мелиорации почв;
  • 113 объектов кирпичных глинистых пород;
  • 21 объект керамзитовых глинистых пород;
  • 1 объект глин для добавки к силикатной массе;
  • 86 объектов строительных песков;
  • 1 объект песков-отощителей;
  • 200 объектов песчано-гравийной смеси;
  • 10 объектов грунтовых песчано-глинистых материалов;

По степени изученности участки недр группируются следующим образом: прошедших экспертизу ТКЗ насчитывается 174 месторождения (без сапропеля), разведанных — 122, оцененных — 130, проявлений — 72.
В 2016 г. были доразведаны, разведаны и утверждены государственной экспертизой запасы по 21 участку недр, содержащих ОПИ. Работы были проведены по заказу и за счет пользователей недр.

На 01.01.2016 г. на балансе горнодобывающих предприятий (100) числится 132 участка недр, в т.ч. 127 месторождений и 5 проявлений (на некоторых месторождениях разрабатывается по 2 участка одним или разными недропользователями). Это 10 участков кирпичных глин, 10 – известняков на щебень и для химической мелиорации почв, 57 – песчано-гравийной смеси, 3 месторождения грунта, 48 — песков, а также 4 участка торфа. Общее количество действующих лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу – 160.

Читайте также:  Чай полезный для потенции

Суммарные запасы и ресурсы всех месторождений и проявлений ОПИ на 1 января 2016 г. составляют 1462269,6 тыс. м3: из них категории А+В+С1 составляют 458212,9 тыс. м3, С2 – 378980 тыс. м3, Р – 226138,0 тыс. м3, забалансовые – 398934,7 тыс. м3. Суммарные запасы и ресурсы месторождений и проявлений торфа и сапропеля на 1 января 2016 г. составляют 1335,6 тыс. т, из них по категории А+В+С1 – 1062,6 тыс. т, забалансовые – 273 тыс. т.

Известняки . Залежи карбонатного сырья приурочены к коренным отложениям пермской системы: морским глинисто-карбонатным и озерным карбонатным фациям казанского яруса (белебеевская свита), уржумского яруса (ильинская свита) и северодвинского яруса (путятинская свита). Достаточно мощные и выдержанные пласты довольно хорошо проявляются в виде структурных террас в районах развития перечисленных отложений.

Известняк может применяться для производства бутового камня, в качестве заполнителя для изготовления бетона, для изготовления воздушной извести (известняковой муки) и слабо гидравлической извести. Довольно часто известняк одного месторождения может использоваться на щебень и выборочно на муку (в зависимости от содержания карбонатов). Бутовый камень и щебень используются в дорожном строительстве, известняковая мука – в сельском хозяйстве для химической мелиорации кислых почв, в виде флюса в металлургии и для получения строительной извести.

В сводный баланс запасов строительного камня (щебня) на 01.01.2016 внесено 16 объектов. 7 месторождений карбонатных пород (известняков) с суммарными запасами, прошедшими государственную экспертизу, по категориям А+В+С1 – 6460,0 тыс. м3. Всего в распределенном фонде находятся 7 участков. Добыча с потерями в 2015 году составила 135,7 тыс. м3.

По состоянию на 01.01.2016 г. сводным балансом запасов учтено 3 месторождения известняков для химической мелиорации с суммарными запасами, прошедшими государственную экспертизу, по категориям А+В+С1 – 1480,0 тыс. м3, а также 22 разведанных месторождения, 21 оцененное месторождение, одно проявление с ресурсами 1470,3 тыс. м3. Из них суммарные запасы распределенного фонда (3 участка недр) составляют 699,7 тыс.м3. Добыча в 2015 году составила 19,22 тыс. м3.

Пески . Основные залежи песков приурочены к гляциофлювиальным массивам донского времени (нижний антропоген), верхнечетвертичным и современным аккумулятивным формам речных долин – террасам и прирусловым отмелям. На суше пески образуют холмы различной формы, протягиваясь целыми грядами и массивами. Именно эти пески привлекают пристальное внимание недропользователей. Велики ресурсы песков в руслах крупных рек, в первую очередь, Камы. Однако русловой песок используется очень слабо.

Коренные песчаники – сцементированные известью пески – могут применяться в качестве бутового камня. Это камень неправильной формы размером более 140 мм. Он используется для кладки фундаментов, стен нежилых зданий и других сооружений в качестве заполнителя бутобетона при возведении массивных сооружений (плотины, дамбы и др.), а также для отмосток при дорожном строительстве и других работах.

По состоянию на 01.01.2016 г. сводным балансом запасов учтено 51 месторождение строительных песков с балансовыми запасами, прошедшими государственную экспертизу, по категориям А+В+С1 – 80703,5 тыс.м3, С2 -38791,4 тыс.м3 и забалансовыми 39771 тыс. м3; одно месторождение песков-отощителей с запасами по категориям А+В+С1 — 311 тыс. м3; а также 9 разведанных и 14 оцененных месторождений, 12 проявлений.

На 01.01.2016 г. распределенный фонд включает 48 месторождений. Добыча песка с потерями в 2015 году составила 2123,49 тыс.м3.

Песчано-гравийная смесь . ПГС приурочена к аккумулятивным (террасы), эрозионным (русловые перекаты) и денудационным (пуги) формам рельефа, выполненным четвертичными и пермскими аллювиальными отложениями. Наиболее велики запасы ПГС в русле р. Кама, где материал к тому же отличается высоким качеством. ПГС суши (пуги), как правило, не отвечает требованиям ГОСТов ввиду повышенной глинистости. В большинстве своем пуги занимают локальные участки, площадью не более 400 м2. Этот материал используется лишь на отсыпку дорог и разного рода грунтовых сооружений.

Обогащенную песчано-гравийную смесь получают при первичной обработке природных смесей путем обогащения (отмывания). ОПГС или гравий применяют в качестве балластных дорожных отсыпок, балластировки железнодорожных путей, фильтрационных экранов и т.п. Гравий фракционированный используют преимущественно в качестве крупного заполнителя в бетонах и асфальтобетонах.

Сводным балансом запасов на 01.01.2016 г. учтено 54 месторождения с утвержденными запасами А+В+С1 – 133294,5 тыс. м3, С2 – 19961,4 тыс. м3 и забалансовыми ресурсами 72951,3 тыс. м3. Каталоги включают 61 разведанное и 52 оцененных месторождения, 33 проявления. На 01.01.2016 г. в распределенном фонде числятся 52 объекта: 47 месторождений и 5 проявлений. В 2015 году общая добыча ПГС с потерями составила 3313,3 тыс. м3.

Глины . Наиболее продуктивными площадями на качественные глины являются склоны речных долин «холодных» румбов – северной и восточной экспозиции, особенно отличающиеся большой длиной и вогнутой формой продольного профиля. Такие склоны сложены делювиально-солифлюкционными средне- и верхнечетвертичными суглинками и глинами. В отдельных случаях продуктивными могут быть элювиально-делювиальные и делювиальные осадки «теплых» склонов и приводораздельных пространств.

Керамзитовые глины разведаны в средней полосе Удмуртии. Керамзитовый гравий (пористый материал, получаемый вспучиванием при обжиге) применяется в качестве заполнителя для легких бетонов.

Сводным балансом запасов на 01.01.2016 г. учтено 3 месторождения глинистого сырья для производства керамзита с суммарными запасами, прошедшими государственную экспертизу, 7395,4 тыс.м3. Каталоги включают 5 разведанных и 13 оцененных месторождений. Все участки находятся в нераспределенном фонде.

Суглинки и глины делювиально-солифлюкционного и элювиально-делювиального происхождения могут служить для производства обыкновенного глиняного кирпича, пустотелого кирпича, керамического камня, дренажных труб и других изделий строительной и грубой керамики.

Сводным балансом запасов по состоянию на 01.01.2016 г. учтено 51 месторождение кирпичного глинистого сырья с суммарными запасами А+В+С1, прошедшими государственную экспертизу, в количестве 63785,5 тыс. м3, одно месторождение глин Чуровское в качестве глинистой добавки к силикатным изделиям с запасами по категориям А+В+С1 – 1619 тыс. м3; а также 18 разведанных, 28 оцененных месторождений и 16 проявлений.

На 01.01.2016 г. распределенный фонд включает 10 участков недр. Суммарная добыча кирпично-черепичного сырья в 2015 году с потерями составила 274,44 тыс. м3.

Грунты . К грунтовым строительным материалам отнесены некондиционные гравийно-песчано-глинистые породы. Сырье используется при обустройстве нефтепромыслов, для земляного полотна автомобильных дорог, строительства земляных сооружений.

По состоянию на 01.01.2016 г. числится 3 участка недр с запасами по категории С1 2790,1 тыс. м3 и категории С2 3147,5 тыс. м3 , а также 7 проявлений с ресурсами 394,8 тыс. м3.

Торф . На территории республики насчитывается 483 месторождения и 242 проявления торфа, который может использоваться как удобрение и как местное топливо.

Основные торфяные болота сосредоточены в бассейнах Кильмези, Чепцы, Вожойки, Ижа и Лозы, из них 98,8% — низинные. Низинный торф имеет высокую зольность и низкую калорийность, степень разложения 50-90%, поэтому используется в качестве удобрения. Ботанический состав торфяников низинного типа древесно-осоковый или осоково-древесный. Осоковые (топяные) залежи встречаются реже и, как правило, приурочены к наиболее глубоким участкам торфяного месторождения. Чисто древесные торфяники встречаются довольно редко, иногда с включениями гипнума, сфагнума и хвоща.

Верховые болота развиты на правобережье Кильмези, Чепцы и некоторых других рек. Верховой торф имеет зольность 5-20%, степень разложения от 40 до 50%, высокую калорийность; применяется как топливо, удобрение, подстилка для скота. В его строении преобладают сосново-пушицевые и пушицевые виды лесо-топяного подтипа.

Переходные месторождения обычно приурочены к областям распространения песчаных отложений. Торфяники переходного типа преимущественно осоково-сфагновые, редко – древесно-сфагновые. Торф характеризуется высокой степенью разложения (30-70%), зольность 10-70%.

В южных районах республики чаще всего встречаются торфяные залежи лесо-топяного и топяного подтипов, с преобладанием тростникового и осокового видов.

По состоянию на 01.01.2016 г. в распределенном фонде числится 4 месторождения торфа (5 участков), в т.ч. «Чистое-Костоватовское» в породах вскрыши Волковского» месторождения ПГС. В 2015 году добыча производилась на 2 месторождениях (4 участка) и составила 24,84 тыс.т.

Сапропель — органо-минеральные донные отложения пресноводных озер. В ходе сложных физико-химических и биологических процессов сапропели оказываются обогащенными Ca, фосфором, железом, микроэлементами и физиологически активными веществами. Его особенностью по сравнению с торфом является повышенное содержание Н (до8%) и N (до 7%). В погребенных сапропелях накапливаются соединения Fe (оксиды, карбонаты), P (вивианит, апатит), SiO2 (диатомит).

Он пригоден для использования в качестве удобрений, минерально-витаминной подкормки животных и птиц, лечебных грязей и препаратов. Буровые растворы на основе сапропелей обладают ценными свойствами – пониженной плотностью и низкой концентрацией твердой фазы. На основе сапропелей легко приготавливаются как пресные, так и минерализованные буровые растворы.

Территориальный баланс содержит информацию о 26 объектах, содержащих сапропель – 8 месторождений (1643,4 тыс. т запасов) и 18 проявлений (420,6 тыс. т. прогнозные ресурсы). По 9 проявлениям объемы сапропелей не подсчитывались.
Сведения о добываемых запасах (движение запасов) поступают ежегодно.

Суммарная добыча строительных полезных ископаемых (ОПИ, без торфа) в 2015 году на территории республики составила 5495,34 тыс. м3 с потерями 370,81 тыс. м3, итого 5866,15 тыс. м3.

При условии добычи ОПИ на максимальном уровне и отсутствии геологоразведочных работ обеспеченность УР разведанными запасами кирпичных глин составляет 150 лет, керамзитовых глин – 300 лет, известняков на щебень – 580 лет, известняков на муку – 220 лет, строительных песков – 110 лет, ПГС – 125 лет.

источник

Приказ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 05.10.2005 N 25-ос

«О ведении территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых на территории Санкт-Петербурга»

Документ по состоянию на август 2014 г.

В целях реализации полномочий Санкт-Петербурга по участкам недр, распоряжение которыми относится к полномочиям Санкт-Петербурга, и на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2005 N 1508 «О мерах по реализации на территории Санкт-Петербурга Закона Российской Федерации «О недрах» приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке ведения территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых на территории Санкт-Петербурга.

2. Информационно-аналитическому отделу (Серебрицкий И.А.) осуществлять ведение территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых на территории Санкт-Петербурга.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Комитета Н.Д.Сорокина.

И.о. председателя Комитета
по природопользованию, охране
окружающей среды и обеспечению
экологической безопасности
А.Л.Мелков

УТВЕРЖДЕНО
приказом Комитета
по природопользованию, охране
окружающей среды и обеспечению
экологической безопасности
от 05.10.2005 N 25-ос

1. Положение о порядке ведения территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых на территории Санкт-Петербурга (далее — Положение) разработано на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга «О мерах по реализации на территории Санкт-Петербурга закона «О недрах» от 04.10.2005 и определяет порядок ведения территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых.

В целях сохранения единой системы ведения балансов полезных ископаемых на территории Российской Федерации Положение разработано с учетом основных требований Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденного приказом МПР России от 09.07.1997 N 122.

2. Территориальные балансы запасов общераспространенных полезных ископаемых составляются ежегодно по состоянию на 1 января каждого следующего за отчетным года.

3. Учет запасов ведется отдельно по видам общераспространенных полезных ископаемых.

Учет запасов осуществляется раздельно по месторождениям и участкам месторождений, на которые недропользователями получены лицензии, а также без наличия таковых, т.е. по распределенному и нераспределенному фондам недр.

4. Постановка запасов на территориальный баланс, списание с баланса, перевод в забаланс возможны только по заключению государственной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр на территории Санкт-Петербурга.

5. Составление территориального баланса полезных ископаемых осуществляется на основе государственной отчетности, представляемой пользователями недр в соответствии с Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215.

Государственная отчетность о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых и их использовании ежегодно представляется предприятиями, осуществляющими оценку, разведку и разработку общераспространенных полезных ископаемых, по форме государственного статистического наблюдения N 5-гр «Отчетный баланс полезных ископаемых», к которой прилагаются пояснительные записки и копии актов на списание запасов либо сведения о них.

6. Отчетный баланс добывающей организации подписывается руководителем предприятия и заверяется печатью.

К отчетному балансу прилагается краткая пояснительная записка, содержащая характеристику запасов, причин их изменения за отчетный год, результатов геологоразведочных и эксплуатационных работ и другие показатели.

7. Территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых составляется по форме согласно приложению к настоящему Положению. Территориальные балансы подписываются председателем Комитета и заверяются печатью.

8. Один экземпляр территориального баланса общераспространенных полезных ископаемых на территории Санкт-Петербурга, заключения государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, а также материалы, обосновывающие постановку запасов на баланс и списание их с баланса, хранятся в фондах геологической информации Комитета.

8.1. Второй и третий экземпляры территориального баланса общераспространенных полезных ископаемых, копии заключений государственной экспертизы их запасов и материалы, обосновывающие постановку на баланс и списание с баланса, представляются в ФГУ «Территориальные фонды геологической информации по Северо-Западному федеральному округу».

8.2. Третий экземпляр территориального баланса общераспространенных полезных ископаемых представляется в Российский Федеральный геологический фонд не позднее 25 апреля следующего за отчетным года.

Приложение
к Положению о порядке ведения
территориального баланса запасов
общераспространенных полезных ископаемых
на территории Санкт-Петербурга,
утвержденному приказом Комитета
от 05.10.2005 N 25-ос

источник

Источники:
  • http://rfgf.ru/about/divisions/otdel-podgotovki-gos-balansov-poleznyh-iskopaemyh
  • http://pandia.ru/text/80/528/6689.php
  • http://rg.ru/2014/11/19/iskopaemie-dok.html
  • http://umpr18.ru/gosdoklad/gl_1_5_3.html
  • http://www.lawru.info/dok/2005/10/05/n1070478.htm