Меню Рубрики

Технология 4 класс полезные ископаемые буровая вышка презентация

Разработка урока технологии (4 класс, ФГОС, УМК Школа России, тема раздела Человек и Земля) «Полезные ископаемые».

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Урок технологии в 4 классе

(УМК Школа России Н. И. Роговцева и др. Технология 4 класс)

Тема раздела Человек и Земля (21 ч.)

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото.

— ответственность при выполнении учебного задания в рамках группо-

мить суждение о человеческих ценностях;

понимание успешности при освоении темы.

— раскрыть значение понятий буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

— определять материалы для изготовления изделия

— использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

соотносит поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результаты своей деятельности.

— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— согласовывать позицию с партнёрами и находить общее решение;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

адекватно представлять результат собственной деятельности.

-месторождение нефти на карте России и обозна-чать его, исполь

— этапы операции по добыче нефти;

Оформлять суждение о человеческих ценностях.

Организация образовательного пространства

Презентация «Полезные ископаемые».

1 этап Самоопределение к деятельности

Мотивация к изучению темы

Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.

— Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой.

— Подберите синонимы к слову ценность.

2 этап Учебно – познавательная деятельность

— Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

— Где находятся эти богатства?

— Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

Что мы называем полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

— Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.

Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.

Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

— Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

— Кто приходит на смену геологам? (буровики)

— Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?

Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

— Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

— Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Диагностика качества освоения темы

Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

Шахтёр геолог буровик фармацевт

Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

Поиск нефтяных месторождений;

транспортировка нефти по трубопроводам;

подготовка месторождений к разработкам.

источник

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

Читайте также:  Чем полезен исландский мох

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Технология» для 4 класса общеобразовательных учреждений к УМК образовательных систем «Перспектива», «Школа России» и «Гармония», а также тематическое планирование по действующим учебникам системы «Начальная школа XXI века», соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям ИПК.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВА» И «ШКОЛА РОССИИ»
Тематическое планирование 6
Знакомство с учебником 7
Урок 1. Как работать с учебником 8
Человек и земля 13
Уроки 2, 3. Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» 14
Урок 4. Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка» 24
Урок 5. Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» 31
Уроки 6, 7. Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ» 36
Урок 8. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали» 44
Урок 9. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Медаль» 50
Уроки 10, 11. Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», «Ваза» 53
Урок 12. Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» 61
Урок 13. Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка» 68
Уроки 14, 15. Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» 73
Уроки 16, 1 7. Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» 83
Уроки 18, 19. Кондитерская фабрика. Изделия «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» 93
Урок 20. Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа» 101
Урок 21. Бытовая техника. Изделие «Абажур». Сборка настольной лампы 108
Урок 2 2. Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» 114
Человек и вода 119
Урок 23. Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер» 120
Урок 24. Порт. Изделие «Канатная лестница» 125
Урок 25. Узелковое плетение. Изделие «Браслет» 131
Человек и воздух 136
Урок 2 6. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет» 138
Урок 2 7. Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель» 144
Урок 28. Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» 148
Человек и информация 152
Уроки 2 9, 3 0. Издательское дело. Изделия «Титульный лист», «Таблица» 154
Урок 31. Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» 162
Уроки 3 2, 3 3. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника» 166
Урок 34. Подведение итогов года. Презентация выполненных работ 168
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ГАРМОНИЯ»
Тематическое планирование 171
Из глубины веков — до наших дней 172
Урок 1. Введение. Керамика в культуре народов мира 173
Урок 2. Сосуд с магическим орнаментом (отрывная аппликация, роспись) 177
Уроки 3, 4. Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Коллективное панно (лепка, роспись) 181
Уроки 5, 6. Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги. Плетеный короб 185
Уроки 7, 8. Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии 192
Традиции мастеров в изделиях для праздника 198
Урок 9. Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования 199
Урок 10. Бумагопластика. Раскладная открытка 202
Урок 11. Упаковка-футляр для подарка 206
Урок 12. Оформление упаковки новогоднего подарка 210
Урок 13. Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами) 213
Урок 14. Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста) 217
Уроки 15, 16. Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки 223
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие 227
Урок 17. Вязание как один из видов рукоделия. Простейшие приемы вязания крючком 227
Уроки 18, 19. Простейшие приемы вязания крючком. Вязание панно 232
Урок 20. Петельный шов: приемы выполнения 235
Уроки 21, 2 2. Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки 239
Уроки 2 3, 2 4. Окантовка картона 242
Уроки 2 5, 2 6. Жесткий переплет 246
В каждом деле — свои секреты 250
Урок 27. Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки 250
Уроки 2 8, 2 9. Дарим людям свое мастерство. Игрушки из соломки и ниток 254
Уроки 3 0, 31. Металл в руках мастера. Тиснение по фольге 257
Урок 32. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама 261
Урок 33. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Коробочка санбо 265
Урок 34. Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся 269
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тематическое планирование по УМК «Начальная школа XXI века» 271
Правила техники безопасности на уроках технологии 276
Физкультминутки 278
Список литературы 283

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

источник

Урок окружающего мира в 4 классе МОУ Новоюгинская СОШУчитель начальных классов Горохова Ирина Владимировна

Тема урока: «Полезные ископаемые» Цель урока: Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Задачи Обучать установлению взаимосвязи природы с жизнью человека на примере полезных ископаемых.Расширять кругозор учащихся по родному краю.Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней. ОборудованиеФизическая карта России, карта Томской области, коллекции полезных ископаемых, картины»Добыча полезных ископаемых», раздаточный материал.

Ход урока Проверка домашнего задания.Сообщение нового материала.Физкультминутка.Практическая работа.Обсуждение изученного материала.Обобщение.Итог урока.

Проверка домашнего задания Тест «Поверхность и водоёмы нашего края»Углубление в земной поверхности, имеющие крутые осыпающиеся склоны, называется… а) балка; б) холм; в) овраг Возвышенность, имеющую вершину высотой 300м, называют… а) холм; б) гора; в) плоскогорье Хранилища воды называют… а) низменности; б) водоёмы; в) платоК естественным водоёмам относятся… а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, прудГоры, созданные людьми, называют…а) холмы; б)плоскогорье; в)терриконы

Какие океаны омывают Россию? а) Индийский, Тихий, Атлантический; б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический; в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.Водоёмы-это… а)хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды; б)место обитания животных и растений; в)украшение Земли.С водоёмами связана жизнь следующих животных: а)утки, лебеди, цапли; б)трясогузки,совы, кукушки; в)орлы, аисты, кедровки.

Индивидуальная работа по карточкам Карточка №1 Заполните схему реки:Карточка №2 Заполните таблицу:

Карточка №3 Разгадайте кроссворд:По горизонтали:2.Водный поток, имеющий исток и устье.5.Огромное пространство солёной воды на Земле. 6.Постоянный природный водный поток. По вертикали: 1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 3.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 4 Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами.7.Выход подземных вод на поверхность.

Работа над новой темой О водоёмах много знаете вы, Ответы достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны. Любые клады на карте найдёте вы. Работа в группах:1 группа: Знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (стр.160-162 учебника)2 группа: Изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (стр.163-167 учебника.)3группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды (стр.164-165 учебника.)

Карточка – «помогайка»: НазваниеУсловное обозначениеСвойстваСпособы добычиЗначение и применениеМесторождения на территории края

Физкультминутка Поднимает руки класс – это раз,Повернулась голова – это два,Руки вниз, вперёд смотри – это три.Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Обсуждение изученного материала -Где применяются полезные ископаемые, о которых вы нам рассказали?-Найдите на карте России месторождения этих ископаемых.(Условные обозначения записываются в тетради.)-Сегодня вы много узнали о подземных богатствах, об их применении.Сейчас заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые».Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на: рудные и нерудные.Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда.)- А на какие ещё две подгруппы делятся полезные ископаемые, как вы думаете? (На строительные и горючие.)-

источник

Полезные ископаемые 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые Презентацию подготовила Сковородина Елена Павловна, учитель начальных классов Кыштовской средней общеобразовательной школы №1

Полезные ископаемые – это горные породы, которые человек использует в хозяйстве. Твёрдые Жидкое – нефть Газообразное – природный газ

Месторождения – места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые Изучают, отыскивают месторождения ГЕОЛОГИ

Железная руда Железной рудой называются природные минеральные образования, которые содержат железо в больших количествах. Железные руды различаются по минеральному составу, содержанию железа, полезных и вредных примесей, условиям образования и промышленным свойствам. Железные руды разделяют на богатые (более 50% железа), рядовые (50-25%) и бедные (менее 25% железа). Некоторые химические элементы (помимо железа) могут извлекаться из руды и использоваться для других целей.

Бакчарское железорудное месторождение Это месторождение является одним из крупнейших месторождений железной руды в России и мире. Оно находится на территории Томской области в междуречье рек Андорма и Икса. Месторождение было открыто случайно при разведке нефтяных месторождений в 1960-х годах. Бакчаровское железорудное месторождение занимает площадь в 16 тысяч км². Железорудные образования находятся на глубине от 190 до 220 метров. Содержание железа в обогащённой руде достигает 95-97 %. Запасы железной руды на данной территории оцениваются в 28,7 миллиардов тонн. В настоящее время внедряются новые технологии разработки месторождений. Добычу руды предполагается вести не карьерным способом, а с помощью скважинной гидродобычи.

Каменный уголь Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300—350 миллионов лет тому назад.

Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр.

Нефть Нефть— горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах; на сегодня — одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Добыча нефти и природного газа ведется на северо-западе Новосибирской области. Крупнейшее в области месторождение нефти – Верх-Тарское месторождение (60% запасов нефти в общеобластном масштабе). Данное месторождение подготовлено к эксплуатации, наряду с Малоичским. Прочие месторождения региона – Восточно-Тарское, Ракитинское, Тай -Дасское, Восточно-Межовское и Восточное, законсервированы. В области разведаны 7,2 млрд. тонн запасов торфа, но работы по добыче торфа в силу больших затрат в основном не ведутся.

Гранит Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников и на гранитный щебень.

источник

Предмет: Технология
Категория материала: Другие методич. материалы
Класс: 4 класс
Автор: Cлаутина Елена Сергеевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 818.50 Kb

Полезные ископаемые (2 часа)

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

— этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание
темы, термины и понятия

Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Освоение техники «русская мозаика». Выполнение шкатулки из пластилина.

Бронза, буровик, буровая вышка, геолог, золото, малахит, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, поделочный камень, пуд, русская мозаика, серебро, скважина, талисман, чёрное золото.

— бережное отношение к природным богатствам России;

— ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

— желание оформлять суждение о человеческих ценностях;

— понимание успешности при освоении темы.

— раскрывать значение понятий «бронза», «буровик», «буровая вышка», «геолог», «золото», «малахит», «месторождение», «нефть», «нефтепровод», «нефтехранилище», «полезные ископаемые», «поделочный камень», «пуд», «русская мозаика», «серебро», «скважина», «талисман», «чёрное золото» и использовать их в активном словаре;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;

Читайте также:  Полезные самоделки для гаража своими

— определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;

— определять материалы и их размеры для использования в технике «русская мозаика» и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

— формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

— согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно представлять результат собственной деятельности.

— месторождение нефти на карте России и обозначать его, используя условный знак;

— этапы операции по добыче и транспортировке нефти.

— изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина в технике «русская мозаика».

 Оформлять суждение о человеческих ценностях.

Организация образовательного пространства

Тема «Полезные ископаемые и их обозначение на карте».

Тема «П. Бажов. Малахитовая шкатулка».

Учебник, рабочая тетрадь «Технология».

— «Работа с пластичными материалами»;

Презентации «Буровая вышка», «Поделочные камни».

I этап. Самоопределение в учебной деятельности

 Мотивировать к изучению темы.

 Стимулировать желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.

Однажды Оля принесла в школу шкатулку, выполненную из жёлтого металла в форме черепахи. На спине черепахи располагался зелёный камень, её глаза блестели и переливались солнечным светом.

Эта шкатулка досталась девочке от бабушки, в ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым, тогда всё можно купить. Оксана утверждала, что самое ценное — это дорогая машина, которая позволяет человеку быть свободным и независимым. Ирина настаивала, что только здоровый человек может долго наслаждаться жизнью.

Ребята, кто из девочек прав?

Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить своё суждение.

Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?

— проявлять интерес к изученной теме;

— проявлять желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

— интерес к добыче полезных ископаемых;

— бережное отношение к природе.

 Актуализировать умение работать по плану.

 Ввести понятия «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «чёрное золото», «нефтепровод», «буровая вышка», «полезные ископаемые».

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;

— рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;

— определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;

— определять этапы операции по добыче и транспортировке нефти;

— выполнять модель буровой вышки;

— выполнять учебное действие, используя план;

— выполнять самооценку учебного задания;

— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. В зависимости от площади месторождения, его называют «район месторождения», «провинция месторождения» или «бассейн месторождения».

Область науки и технологии, посвящённая добыче полезных ископаемых, называется горным делом, благодаря которому изучают месторождение, например, нефти.

Месторождение нефти находится в осадочных породах — слоистых, пористых пластах земли.

Богаты нефтью Западная Сибирь, остров Сахалин, полуостров Ямал. Её месторождения встречаются на суше и в море. Существуют специальные значки для обозначения месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, например:

Сначала геологи ищут нефтяные месторождения и подготавливают их к разработке. Затем буровики бурят скважину и строят буровую вышку — сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. Специальными насосами из скважины нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающий завод.

Нефть — природная маслянистая горючая жидкость, имеющая в основном красно-коричневый цвет, но иногда бывает и чёрного цвета. Нефтяная жидкость имеет специфический запах.

Сегодня нефть является одним из важнейших для человечества полезных ископаемых, которое используется для производства бензина, керосина, пластмасс, краски, ткани, лекарств. Её считают «чёрным золотом», по цене она не уступает жёлтому металлу. Нефть — это богатство России. Нефтяная промышленность тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики.

Объясните значение слов «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «нефтепровод», «буровик», «геолог».

Объясните значение выражений «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы», «чёрное золото».

Назовите профессии, связанные с добычей нефти.

Расскажите о добыче нефти в древности.

Расскажите о добыче нефти в XXI веке.

Расскажите об использовании нефти древними и современными людьми.

Верно ли, что для добычи нефти достаточно пробурить скважину? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что месторождения нефти встречаются только на территории России? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 4—5, с взаимооценкой.

Определите на карте России месторождения нефти и отметьте их общепринятым условным обозначением.

Оцените работу по пятибалльной системе.

Задание 4 (У) Учебник, с. 18—19, с самооценкой.

Определите по фотографиям учебника технологическую операцию по добыче и транспортировке нефти. (Выкачивание нефти на буровой вышке, доставка нефти по нефтепроводу, доставка нефти в вагоне-цистерне.)

Задание 5 (У) Учебник, с. 21—23, с взаимооценкой.

Выполните модель буровой вышки, используя план учебника.

Оцените работу по пятибалльной системе.

Буровая вышка — это сооружение над . , предназначенное для . . По форме буровая вышка похожа на . .

2. Отметьте условный знак, которым обозначают на картах нефть:

3. Определите и подчеркните названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

— проявлять интерес к изучению природных богатств России;

— проявлять бережное отношение к природе.

— раскрывать значение понятий «нефть», «чёрное золото», «месторождение», «нефтепровод», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы» и использовать их в активном словаре;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение.

— выполнять учебное действие, используя план;

— выполнять самооценку учебного задания.

— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

— рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI в.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 24 Скачиваний: 30

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2019
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

источник

Технологическая карта № 3
Тема раздела
Человек и Земля (21 час)

Темы изучения
Полезные ископаемые (2 часа)

Цели
Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.
Ввести:
этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;
технику «русская мозаика».
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия
Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Освоение техники «русская мозаика». Выполнение шкатулки из пластилина.
Бронза, буровик, буровая вышка, геолог, золото, малахит, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, поделочный камень, пуд, русская мозаика, серебро, скважина, талисман, чёрное золото.

Личностные умения
Метапредметные умения
Предметные умения

( Проявлять:
интерес к изучению темы;
бережное отношение к природным богатствам России;
ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;
желание оформлять суждение о человеческих ценностях;
понимание успешности при освоении темы.
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «бронза», «буровик», «буровая вышка», «геолог», «золото», «малахит», «месторождение», «нефть», «нефтепровод», «нефтехранилище», «полезные ископаемые», «поделочный камень», «пуд», «русская мозаика», «серебро», «скважина», «талисман», «чёрное золото» и использовать их в активном словаре;
определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;
определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;
определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;
определять материалы и их размеры для использования в технике «русская мозаика» и обосновывать своё мнение;
использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
распределять обязанности для выполнения учебного задания;
выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
оценивать результат собственной деятельности.
Коммуникативные умения:
формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;
согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
адекватно представлять результат собственной деятельности.
( Определять:
месторождение нефти на карте России и обозначать его, используя условный знак;
этапы операции по добыче и транспортировке нефти.
( Выполнять:
модель буровой вышки;
изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина в технике «русская мозаика».
( Оформлять суждение о человеческих ценностях.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы

Окружающий мир
Тема «Полезные ископаемые и их обозначение на карте».
Литературное чтение
Тема «П. Бажов. Малахитовая шкатулка».
Русский язык
Тема «Синонимы».
Информационный материал
Учебник, рабочая тетрадь «Технология».
Демонстрационный материал
Образцы:
малахитовая шкатулка;
изделия из камня;
образцы изделий из нефти.
Плакаты:
карта РФ;
«Работа с пластичными материалами»;
«Критерии оценки работы».
Интерактивный материал
Презентации «Буровая вышка», «Поделочные камни».
Фронтальная;
индивидуальная ;
парная ;
групповая .

I этап. Самоопределение в учебной деятельности

Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат

( Мотивировать к изучению темы.
( Стимулировать желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.
Однажды Оля принесла в школу шкатулку, выполненную из жёлтого металла в форме черепахи. На спине черепахи располагался зелёный камень, её глаза блестели и переливались солнечным светом.

Эта шкатулка досталась девочке от бабушки, в ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».
Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым, тогда всё можно купить. Оксана утверждала, что самое ценное это дорогая машина, которая позволяет человеку быть свободным и независимым. Ирина настаивала, что только здоровый человек может долго наслаждаться жизнью.
Ребята, кто из девочек прав?
Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить своё суждение.
Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?
Личностные умения:
проявлять интерес к изученной теме;
проявлять желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности
Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Планируемый результат

Цели:
( Стимулировать:
интерес к добыче полезных ископаемых;
бережное отношение к природе.
( Актуализировать умение работать по плану.
( Ввести понятия «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «чёрное золото», «нефтепровод», «буровая вышка», «полезные ископаемые».
( Научить:
определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;
рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;
рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;
определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;
определять этапы операции по добыче и транспортировке нефти;
выполнять модель буровой вышки;
выполнять учебное действие, используя план;
выполнять самооценку учебного задания;
формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
Сообщение учителя
Полезные ископаемые минеральные образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. В зависимости от площади месторождения, его называют «район месторождения», «провинция месторождения» или «бассейн месторождения».
Область науки и технологии, посвящённая добыче полезных ископаемых, называется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], благодаря которому изучают месторождение, например, нефти.
Месторождение нефти находится в осадочных породах слоистых, пористых пластах земли.
Богаты нефтью Западная Сибирь, остров Сахалин, полуостров Ямал. Её месторождения встречаются на суше и в море. Существуют специальные значки для обозначения месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, например:

Сначала геологи ищут нефтяные месторождения и подготавливают их к разработке. Затем буровики бурят скважину и строят буровую вышку сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. Специальными насосами из скважины нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающий завод.
Нефть природная маслянистая горючая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], имеющая в основном красно-коричневый цвет, но иногда бывает и чёрного цвета. Нефтяная жидкость имеет специфический запах.
Сегодня нефть является одним из важнейших для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которое используется для производства бензина, керосина, пластмасс, краски, ткани, лекарств. Её считают «чёрным золотом», по цене она не уступает жёлтому металлу. Нефть это богатство России. Нефтяная промышленность тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики.
Задание 1 (З) Учебник, с. 18.
Объясните значение слов «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «нефтепровод», «буровик», «геолог».
Объясните значение выражений «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы», «чёрное золото».
Назовите профессии, связанные с добычей нефти.
Расскажите о добыче нефти в древности.
Расскажите о добыче нефти в XXI веке.
Расскажите об использовании нефти древними и современными людьми.
Задание 2 (П)
Верно ли, что для добычи нефти достаточно пробурить скважину? Обоснуйте своё мнение.
Можно ли утверждать, что месторождения нефти встречаются только на территории России? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 45, с взаимооценкой.

Читайте также:  Вреден или полезен майонез

Определите на карте России месторождения нефти и отметьте их общепринятым условным обозначением.
Оцените работу по пятибалльной системе.
Представьте свою работу.
Задание 4 (У) Учебник, с. 1819, с самооценкой.
Определите по фотографиям учебника технологическую операцию по добыче и транспортировке нефти. (Выкачивание нефти на буровой вышке, доставка нефти по нефтепроводу, доставка нефти в вагоне-цистерне.)
Задание 5 (У) Учебник, с. 2123, с взаимооценкой.
Выполните модель буровой вышки, используя план учебника.
Оцените работу по пятибалльной системе.
Представьте свою работу.
Диагностические задания:
1. Допишите предложения:
Чёрное золото это
Буровая вышка это сооружение над . , предназначенное для . . По форме буровая вышка похожа на . .
2. Отметьте условный знак, которым обозначают на картах нефть:
;
;
;
.
3. Определите и подчеркните названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:
камнеобработчик;
геолог;
бурильщик;
буровик;
фармацевт.

Личностные умения:
проявлять интерес к изучению природных богатств России;
проявлять бережное отношение к природе.
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «нефть», «чёрное золото», «месторождение», «нефтепровод», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы» и использовать их в активном словаре;
определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;
определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
выполнять учебное действие, используя план;
выполнять самооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
Предметные умения:
рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;
рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;
определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;
определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;
выполнять модель буровой вышки.

Блок Б. Малахитовая шкатулка

Цели:
( Стимулировать интерес к работе с полудрагоценными камнями на примере малахита.
( Актуализировать знания о работе с пластичными материалами.
( Ввести понятия «малахит», «пуд», «поделочный камень», «русская мозаика», «серебро», «золото», «бронза», «талисман».
( Научить:
определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;
определять размеры материалов, используемых в технике «русская мозаика», и обосновывать своё мнение;
рассказывать об использовании малахита в России;
рассказывать о процессе создания изделий из малахита способом «русская мозаика»;
рассказывать правила работы с пластичными материалами;
выполнять изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина;
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
выполнять взаимооценку учебного задания;
адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
Сообщение учителя
В природе существуют такие полезные ископаемые, которые человек использует для изготовления предметов искусства, например ваз, шкатулок, панно, украшений. Это поделочные камни: агат, яшма, малахит, оникс и др.
Изделия из полудрагоценных камней это хороший подарок как женщинам, так и мужчинам. Выбор полудрагоценных и поделочных камней очень большой. Их стоимость вполне доступна.
Название «малахит» произошло от древнегреческого слова malakos мягкий. Очень важно знать значение камня для его обладателя. Как амулет, приносящий здоровье, и красивый камень для украшений, малахит использовался ещё древними греками и египтянами. Узор на камне часто напоминает глаз, поэтому малахит применяли как амулет для защиты от сглаза. В Средние века малахит использовался для защиты детей от всяческих неприятностей, а также ведьм. На Руси малахит считался камнем исполнения желаний. Древние русичи вырезали из малахита «солнце» для защиты от ядовитых животных и злых духов.
Благодаря большому содержанию меди малахит помогает очищать тело от токсинов и загрязнений. Он поглощает отрицательную энергию, помогает укрепить нервную систему и устранить эмоциональный дисбаланс, освобождает сознание от обид и неурядиц прошлого. В старину носили перстень с малахитом как оберег от холеры и чумы.
Считается, что малахит приносит удачу и исполнение желаний, он популярен как детский амулет. Украшения из малахита оправляют серебром, золотом, бронзой. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий. Талисманом может являться любой предмет от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева.)15
Задание 1 (З) Учебник, с. 2426.
Объясните значение слов «малахит», «пуд», «серебро», «золото», «бронза», «талисман».
Объясните значение выражений «поделочный камень», «русская мозаика».
Назовите синонимы слова «талисман». (Амулет, оберег.)
Расскажите о значении малахита для его обладателя.
Расскажите об использовании малахита в России.
Представьте процесс создания изделия из малахита способом «русская мозаика».
Расскажите о правилах работы с пластичными материалами.
Задание 2 (П)
Могут ли в составе одного изделия использоваться поделочные камни и драгоценные металлы? Обоснуйте своё мнение.
Верно ли, что для выполнения изделия в технике «русская мозаика» используются поделочные камни только больших размеров? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3(У) Учебник, с. 2627, с взаимооценкой.
Выполните изделие «Малахитовая шкатулка», используя план из учебника.
Оцените работу партнёра, используя пятибалльную систему и критерии:
Критерии
Баллы

Диагностические задания:
1. Допишите предложения:
Мозаика это
Поделочный камень это
Малахит это
2. Рабочая тетрадь, с. 18.
Восстановите последовательность изготовления малахитовой шкатулки из пластилина:
( Свернуть сложенные пласты в трубочку и сформировать брусок.
( Раскатать небольшие кусочки каждого цвета.
( Выбрать пластилин нужных цветов.
( Прикрепить пластинки к стенкам и крышке коробки.
( Сложить раскатанные пласты друг на друга.
( Разрезать полученный брусок на тонкие пластинки.

Личностные умения:
проявлять интерес к работе с полудрагоценными камнями на примере малахита.
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «малахит», «пуд», «серебро», «золото», «бронза», «талисман», «амулет», «оберег», «поделочный камень», «русская мозаика», и использовать их в активном словаре;
определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;
определять размеры материалов, используемых в технике «русская мозаика», и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
рассказывать об использовании малахита в России;
рассказывать о значении малахита для его обладателя;
представлять процесс создания изделий из малахита способом «русская мозаика»;
применять правила работы с пластичными материалами;
выполнять изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели:
( Установить степень освоения данной темы, а именно:
выполнять задание в соответствии с целью;
формулировать фразу-конструкт о создании изделий в технике «русская мозаика»;
определять последовательность операций по добыче и транспортировке нефти.
Контрольные задания
1. Определите последовательность операций по добыче и транспортировке нефти:
( бурение скважин;
( поиск нефтяных месторождений;
( транспортировка нефти по трубопроводам или в цистернах;
( строительство буровых вышек;
( подготовка месторождений к разработке.
2. Допишите фразу-конструкт:
Для того чтобы создать изделие в технике «русская мозаика», надо (Для того чтобы создать изделие в технике «русская мозаика», надо выбрать поделочный камень, распилить его на тонкие плитки, подобрать из них единый рисунок и приклеить на металл, мрамор или другой материал.)
Регулятивные умения:
выполнять задание в соответствии с целью.
Предметные умения:
формулировать фразу-конструкт о создании изделий в технике «русская мозаика»;
определять последовательность операций по добыче и транспортировке нефти.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности
Варианты заданий
Планируемый результат

( Стимулировать интерес к оформлению приглашения на праздник.
( Научить:
составлять и оформлять суждение о человеческих ценностях;
раскрывать смысл записки о тайне шкатулки;
ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания;
планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;
адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
( выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
( выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
( самоорганизацию по выполнению задания:
планирование деятельности;
выполнение задания;
представление результатов деятельности.
Однажды Оля принесла в школу шкатулку, выполненную из жёлтого металла в форме черепахи. На спине черепахи располагался зелёный камень, её глаза блестели и переливались солнечным светом.

Эта шкатулка досталась девочке от бабушки, в ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».
Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым, тогда всё можно купить. Оксана утверждала, что самое ценное это дорогая машина, которая позволяет человеку быть свободным и независимым. Ирина настаивала, что только здоровый человек может долго наслаждаться жизнью.
Ребята, кто из девочек прав?
Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?
Информативный вариант
1. Определите ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой, используя приобретённые знания и умения.
2. Составьте и напишите суждение о человеческих ценностях и камне как талисмане, используя слова для выбора:
Ценностями человека могут быть . , . , . , . , . . Есть камни, которые помогают людям . человека и его . . Поэтому близкие люди дарят друг другу . , который может стать . , защищающим его обладателя.
Слова для выбора: деньги, здоровье, семья, магические, отношения, богатство, мудрость, предмет, долголетие, талисман, амулет, оберег, сохранить, оберегать, ценности.
Импровизационный вариант
1. Определите ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой, используя приобретённые знания и умения.
2. Составьте и напишите суждение о человеческих ценностях и камне как талисмане, используя план и приобретённые знания и умения:
ценности в жизни человека;
камень-символ;
взаимосвязь камня и ценностей человека.
Эвристический вариант
1. Определите ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой, используя приобретённые знания и умения.
2. Составьте и напишите суждение о человеческих ценностях и камне как талисмане, аргументируйте своё мнение.

* Ценностями человека могут быть здоровье, мудрость, долголетие, отношения, семья. Есть камни, которые помогают людям оберегать человека и его ценности. Поэтому близкие люди дарят друг другу предмет, который может стать талисманом, защищающим его обладателя.
Личностные умения:
проявлять интерес к оформлению приглашения на праздник.
Познавательные умения:
выбирать вариант выполнения задания;
использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания.
Регулятивные умения:
выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения:
составлять и оформлять суждение о человеческих ценностях;
раскрывать смысл записки о тайне шкатулки.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности

( Научить:
соотносить полученный результат с поставленной целью;
оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ
I. Самоанализ.
Закончите предложения:
1. Мне важно уметь определять ценности в жизни человека, для того чтобы
2. Мне важно уметь выполнять изделия в технике «русская мозаика», для того чтобы
Самооценка
II. Задание на самооценку.
а)
!
+
V

«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»;
«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали»;
«Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться»

б) Самооценка собственной деятельности
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие.
Если вы довольны, поднимите две руки.
Если не очень довольны, то поднимите одну руку.
Личностные умения:
оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Цели деятельности
Самоанализ и самооценка учителя
Результат деятельности

( Соотнести полученный результат с поставленной целью.
( Оценить результат своей деятельности.
Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.
Ввести:
этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;
технику «русская мозаика».
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Ключевые умения
Личностные умения:
проявлять желание оформлять суждение о человеческих ценностях.
Познавательные умения:
использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.
Регулятивные умения:
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
адекватно представлять результат собственной деятельности.
Предметные умения:
оформлять суждение о человеческих ценностях.
* Заполняется учителем по окончании изучения темы.

источник

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/529485/
  • http://alleng.org/d/add/teh061.htm
  • http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/poleznye-iskopaemye6.html
  • http://uslide.ru/nachalnaya-shkola/22472-poleznie-iskopaemie-klass.html
  • http://www.infouroki.net/urok-s-tehnologicheskoy-kartoy-malahitovaya-shkatulka-4-klass-tehnologiya.html
  • http://weburok.com/577365