Меню Рубрики

Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых

Название дисциплины Кафедра РП ПД Л ЛР ПР КР СМ СРС
Безопасность жизнедеятельности Безопасности производств
Бурение скважин Бурения скважин
Бурение скважин на жидкие и газообразные полезные ископаемые Бурения скважин
Буро-взрывные работы Взрывного дела
Буровые машины и механизмы Бурения скважин
Геология Исторической и динамической геологии
Геофизические исследования скважин Геофизических и геохимических методов поисков и разведки МПИ
Гидроаэромеханика и теплообмен в бурении Бурения скважин
Гидрогеология и инженерная геология Гидрогеологии и инженерной геологии
Динамическая теория упругости Механики
Инженерная графика Начертательной геометрии и графики
Инженерная экология при бурении скважин Бурения скважин
Иностранный язык Иностранных языков
Информатика Информатики и компьютерных технологий
Информатика Информатики и компьютерных технологий
История освоения земных недр Бурения скважин
История Росии Истории
Компьютерные технологии Геофизических и геохимических методов поисков и разведки МПИ
Культурология Русского языка и литературы
Математика (1 семестр) Высшей математики
Математика (2 семестр) Высшей математики
Математика (3 семестр) Высшей математики
Математика (4 семестр) Высшей математики
Математическое моделирование Информатики и компьютерных технологий
Материаловедение. Технология конструкционных материалов Машиностроения
Месторождения полезных ископаемых Геологии и разведки МПИ
Методы отбора проб при бурении скважин Бурения скважин
Метрология, стандартизация и сертификация АТПП
Механика Механики
Направленное бурение скважин Бурения скважин

РП — рабочая программа дисциплины
ПД — план дисциплины на семестр
Л — лекции
ЛР — лабораторные работы
ПР — практические работы
КР — курсовые работы
СМ — вопросы для самопроверки перед экзаменом / зачетом
СРС — самостоятельная работа студента

— файл с рабочими материалами
✖ — форма занятий не предусмотрена рабочей программой дисциплины
✔ — материал находится в разработке кафедры

источник

130203 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых. Государственный образовательный стандарт

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Председателя Госкомвуза России В.Д. Шадриков «14» ноября 1994 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки горного инженера по специальности 080700 — Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых Вводится в действие с даты утверждения Москва, 1994 г. — 2 — 1. Общая характеристика специальности 080700 — Техноло- гия и техника разведки месторождений полезных ископа- емых. 1.1. Специальность утверждена приказом Государственного коми- тета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94г. N 180. 1.2. Квалификация выпускников — горный инженер, нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения — 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности вы- пускника. 1.3.1. Место специальности в области геологии. Специальность включает совокупность приемов, способов и мето- дов разведки месторождений полезных ископаемых бурением и прове- дением горных выработок с обеспечением технического обслуживания применяемого оборудования, а также оценку инженерно-геологических условий строительства различных обьектов (гражданского, промышлен- ного, железнодорожного, гидротехнического и др.). 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности горного инженера по специальности 080700 — Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых являются буровые и горноразведочные работы. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности. Горный инженер по специальности 080700 — Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых в соответствии с фунда- ментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие ви- ды профессиональной деятельности: — организационно-технологическая; — производственно-управленческая; — проектная (конструкторская и технологическая); — производственно-техническая и исследовательская. 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершив- ших обучение по программе горного инженера по специ- альности 080700 -Технология и техника разведки место- рождений полезных ископаемых. — 3 — 2.1. Общие требования к образованности горного инженера. Горный инженер отвечает следующим требованиям: — знаком с теоретическими положениями, учениями и методами в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен на- учно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; — знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение че- ловека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; — имеет целостное представление о процессах и явлениях, про- исходящих в неживой и живой природе, понимает возможности совре- менных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профес- сиональных функций; — способен продолжить обучение и вести профессиональную дея- тельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет); — имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умени- ями и навыками физического самосовершенствования; — владеет культурой мышления, знает его общие законы, спосо- бен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; — умеет организовать свой труд, владеет компьютерными метода- ми сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, приме- няемыми в сфере его профессиональной деятельности; — владеет знаниями основ производственных отношений и принци- пами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; — умеет использовать методы решения задач на определение опти- мальных соотношений параметров различных систем; — способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможнос- тей, умеет приобретать новые знания, используя современные инфор- мационные образовательные технологии; — понимает сущность и социальную значимость своей будущей — 4 — профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; — способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; — способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук; — готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, зна- ком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений; — методически и психологически готов к изменению вида и харак- тера своей профессиональной деятельности, работе над междисципли- нарными проектами. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам. 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-эко- номическим дисциплинам. Требования к знаниям и умениям горного инженера соответствуют Требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму со- держания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу: «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утверж- денным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года. 2.2.2. Требования по математическим и общим естественно- научным дисцплинам. Инженер должен: в области математики и информатики: иметь представление: — о математике как особом способе познания мира, общности ее — 5 — понятий и представлений; — о математическом моделировании; — об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; знать и уметь использовать: — основные понятия и методы математического анализа, аналити- ческой геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики; — математические модели простейших систем и процессов в естес- твознании и технике; — вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели; иметь опыт: — употребления математической символики для выражения коли- чественных и качественных отношений объектов; — исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценкой пределов применимости полученных результатов; — использования основных приемов обработки экспериментальных данных; — аналитического и численного решения алгебраических, обыкно- венных дифференциальных уравнений, а так же основных уравнений ма- тематической физики; — программирования и использования возможностей вычислительной техники и программного обеспечения; — использования средств компьютерной графики; в области физики, теоретической механики, химии и экологии: иметь представление: — о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции; — о фундаментальном единстве естественных наук, незавершен- ности естествознания и возможности его дальнейшего развития; — о дискретности и непрерывности в природе; — о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядочен- ности строения обьектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот; — о динамических и статистических закономерностях в природе; — о вероятности как объективной характеристике природных сис- тем; — 6 — — об измерениях и их специфичности в различных разделах естес- твознания; — о фундаментальных константах естествознания; — о принципах симметрии и законах сохранения; — о соотношениях эмпирического и теоретического в познании; — о состояниях в природе и их изменениях со временем; — об индивидуальном и коллективном поведении объектов в при- роде; — о времени в естествознании; — об основных химических системах и процессах, реакционной способности веществ; — о методах химической идентификации и определения веществ; — об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем; — о биосфере и направлении ее эволюции; — о целостности и гомеостазе живых систем; — о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистемах; — об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания неразрушающих природу технологий; — о новейших открытиях естествознания, перспективах их исполь- зования для построения технических устройств; — о физическом, химическом и биологическом моделировании; — о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека; знать и уметь использовать: — основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической фи- зики и термодинамики, химических систем, реакционной способности веществ, химической идентификации, экологии; — методы теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии. 2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам. Горный инженер должен: — 7 — иметь представление: — о геологических, топографических картах и планах, методах определения координат точек горно-геологических объектов, методах геодезической съемки; — о способах графического изображения геологических объектов; — об основных свойствах поведения различных материалов, горных пород и жидкостей в условиях статики и динамики; — об электромагнитных, гравитационных и температурных полях, электрических и магнитных цепях, основах термодинамики; — об основах промышленной электроники; — об основах сопротивления материалов; — об основных видах машин и механизмов, используемых в техни- ке, о системе автоматического проектирования деталей и узлов; — о содержании геолого-поисковых, геологоразведочных, гидро- геологических, геофизических исследований и горнодобычных работ; — об основных мерах по ликвидации последствий аварий, катаст- роф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; — об общей геохронологической и стратиграфической шкалах, ис- торическом развитии Земли, тектонических процессах и генезисе мес- торождений полезных ископаемых; — о свойствах и назначении конструкционных материалов; — о методах анализа и синтеза исполнительных механизмов; — о единой системе конструкторской и проектной документации; — о принципах и методах менеджемента и маркетинга; — о типах систем автоматического управления, в т.ч. с исполь- зованием микропроцессорной техники; 2.2.4. Требования по специальным дисциплинам. Горный инженер должен знать и уметь использовать: — методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; — методы и средства разрушения и повышения устойчивости гор- ных пород; — основные технологические схемы и технические средства при бурении и проведении горноразведочных выработок; — методы и средства оптимизации основных технологических про- цессов при бурении и проведении горноразведочных выработок; — 8 — — основные правила и нормы безопасного ведения работ; — экономическую оценку применяемых и проектируемых техничес- ких средств и технологий; — экологически чистые технологии при бурении и горноразведоч- ных работах. владеть: — методами управления действующими технологическими процессами при бурении скважин и проведении горноразведочных работ; — методами осуществления технического контроля и технического обслуживания, разработки технической документации по соблюдению технологической дисциплины в условиях действующего производства; — методами анализа причин возникновения осложнений и аварий при бурении и проведении горноразведочных работ, разработке меро- приятий по их предупреждению; — методами и средствами теоретического и экспериментального исследования технологических процессов при бурении скважин и гор- норазведочных работах; — методами разработки технологических и технических заданий на модернизацию и создание новых эффективных технологий и технических средств при бурении скважин и горноразведочных работах; — методами разработки организационных программ, анализа их вы- полнения; — методами инженерно-геологических исследований для строитель- ства уникальных сооружений, в том числе подземного строительства. 2.3. Минимум содержания образовательной программы для подготовки горного инженера по специальности 080700 — Технология и техника разведки месторожде- ний полезных ископаемых. ——————————————————————— Индекс | Наименование дисциплин и их основные | Всего | разделы | часов ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические — 9 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— дисциплины. 1800 Перечень дисциплин и их основное содержание со- ответствует Требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденным Государственным коми- тетом Российской федерации по высшему образова- нию 18 августа 1993 г. ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные дисциплины. 1690 ЕН.01 Высшая математика: 600 алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, булевы алгебры; геометрия: аналитическая геометрия, многомер- ная евклидова геометрия, дифференциальная гео- метрия кривых и поверхностей, элементы тополо- гий; дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки грамматики, ав- томаты, комбинаторика; анализ: дифференциальное и интегральное исчис- ления, элементы теории функции и функционально- го анализа, теория функций комплексного пере- менного, дифференциальные уравнения; вероятность и статистика: элементарная теория вероятностей, математические основы теории ве- роятностей, модели случайных процессов, провер- ка гипотез, принцип максимального подобия, ста- тистические методы обработки экспериментальных данных. ЕН.02 Информатика: 200 понятие информации; общая характеристика про- — 10 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— цессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели ре- шения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки прог- раммирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технология программи- рования; компьютерная графика. ЕН.03 Физика: 350 физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, за- коны сохранения, основы релятивисткой механики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов; электричество и магнетизм: электростатика и магнетостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения, квазистационар- ные токи, принцип относительности в электроди- намике; физика колебаний и волн: гармонический и ангар- монический осциллятор, физический смысл спект- рального разложения, кинематика волновых про- цессов, нормальные моды, интерференция и диф- ракция волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой дуа- лизм, принцип неопределенности, квантовые сос- тояния, принцип суперпозиции, квантовые уравне- ния движения, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, природа химической связи; статистическая физика и термодинамика: три на- чала термодинамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые превра- — 11 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— щения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовая статистики, кинетичес- кие явления, системы заряженных частиц, конден- сированное состояние. ЕН.04 Физика Земли: 60 предмет физики Земли, ее место в системе науки о Земле, сейсмология и внутреннее строение Зем- ли; землетрясения, энергия, механизм очага, распределение землетрясений; экология, механизм очага, распределение на земном шаре; сейсмичес- кое районирование, прогноз; сейсмические волны, закономерности их распределения; строение обо- лочки Земли; гравитационное поле Земли; методы наблюдений; редукции; нормальное поле и анома- лии силы тяжести; гипотеза изостазии; магнит- ное поле Земли; палеомагнетизм; магнетизм по- род и минералов; электромагнитное поле Земли; тепловое поле; тепловой поток, его измерения; теплофизические параметры пород; источники те- пла; вещество Земли в условиях высоких темпе- ратур и давлений; развитие Земли, современные теории. ЕН.05 Химия: 150 классы органических и неорганических соедине- ний; основные понятия и законы неорганической, органической химии; строение веществ; концент- рация растворов и жесткость воды; энергетика, равновесие, кинетика химических процессов; ион- ные процессы в растворах (диссоциация, гидро- лиз, ПР, РН); комплексные соединения; окисли- тельно-восстановительные реакции; синтез моно- меров и полимеров. ЕН.06 Экология: 70 биосфера и человек: структура биосферы; экосис- — 12 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— темы; взаимоотношения организма и среды; эколо- гия и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рацио- нального использования природных ресурсов и ох- раны природы; основы экономики природопользова- ния; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответст- венность; международное сотрудничество в облас- ти окружающей среды. ЕН.07 Теоретическая механика: 150 аксиомы статики; приведение систем сил к прос- тейшему виду; условия равновесия; кинематика точки; кинематика твердого тела; сложное движе- ние точки; динамика материальной точки; общие теоремы динамики; динамика твердого тела. ЕН.08 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанав- ливаемые вузом (факультетом) 110 ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 1920 ОПД.01 Геодезия: 100 топографические карты и планы; составление то- пографического плана местности; привязка и вы- нос на местность горногеологических объектов; геометрическое нивелирование; аэрофотосъемка; барометрическое нивелирование; основы маркшей- дерии. ОПД.02 Инженерная графика: 120 методы проектирования; поступательное прямое линейное смещение; изображение геометрических тел и поверхностей; пересечение поверхности с плоскостью и прямой линией; взаимное пересече- ние поверхности; аксонометрические проекции; стереографические проекции. — 13 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— ОПД.03 Теория механизмов и машин: 100 машиноведение; основные виды машин и механиз- мов; кинематические характеристики механизмов; проектирование кинематических схем рычажных ме- ханизмов; виды передаточных механизмов (валы, оси, муфты) и их характеристика; статистическая характеристика машинного агрегата и устойчи- вость его движения; силовой расчет механизмов; виды зубчатых передач; определение основных размеров зубчатой передачи; планетарные зубча- тые механизмы и методы их кинематического ана- лиза; кулачковые механизмы; статистическое и динамическое уравновешивание механизмов и рото- ров; основы виброзащиты машин; промышленные ро- боты и манипуляторы; основы конструирования ма- шин и механизмов. ОПД.04 Сопротивление материалов: 140 прочность и деформации при растяжении и сжатии, изгибе и кручении; прочность при сложном напря- женном состоянии; тонкостенные оболочки; уста- лостная прочность материалов; выносливость при совместном действии изгиба и кручении; устойчи- вость сжатых стержней; устойчивость труб и обо- лочек при наружном давлении. ОПД.05 Детали машин: 140 соединения деталей машин и аппаратов; валы и оси, их опоры и соединения; подшипники; муфты; передачи вращательного движения; приводы. ОПД.06 Электротехника и электроника: 90 основные законы и методы расчета линейных эле- ктрических цепей постоянного тока; электричес- кие цепи синусоидального тока; тепловое дейст- вие электрического тока; электромагнетизм и магнитные цепи; элементы теории электромагнит- — 14 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— ного поля; типовое электрооборудование техноло- гических машин; основы электроники. ОПД.07 Автоматика: 90 элементы промышленной автоматики и их примене- ние в системах управления технологическими про- цессами; статистические и динамические характе- ристики объектов управления; передаточные функ- ции; законы регулирования; линейные и релейные регуляторы; замкнутые и разомкнутые системы ре- гулирования; переходные процессы и качество ре- гулирования; устойчивость систем регулирования; типовые системы автоматического управления тех- нологическими процессами. ОПД.08 Теплотехника: 80 механическая термодинамика; первый закон термо- динамики; процессы измерения состояния идеаль- ных газов; уравнение движения потока; второй закон термодинамики; теоретические циклы дви- гателей и их сравнение; поршневые двигатели внутреннего сгорания. ОПД.09 Электротехника, электрооборудование и электро- снабжение: 200 устройство электрической части геологоразведоч- ных машин и механизмов, трансформаторных под- станций, дизельных электростанций, электричес- ких сетей; способы расчета систем электроснаб- жения и их элементов; правила безопасной экс- плуатации электроустановок; схемы электроуста- новок; расчеты электропривода и электроснабже- ния с обоснованием оптимального варианта; эко- номичная и безопасная эксплуатация электротех- нического оборудования. ОПД.10 Безопасность жизнедеятельности: 100 безопасность труда как составная часть антропо- — 15 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— генной экологии; источники антропогенных факто- ров; параметры микроклимата производственной среды; источники загрязнений воздуха; механиче- ские и акустические колебания; электромагнитные поля; ионизирующее излучение; видимый диапазон электромагнитных излучений; действие электриче- ского тока на организм человека; защита от по- ражения электрическим током; пожарная безопас- ность; принципы возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций; размеры и структура зон поражения; особенности аварий на объектах атом- ной энергетики; организация и проведение защит- ных мер при внезапном возникновении чрезвычай- ных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедея- тельности. ОПД.11 Материаловедение: 90 свойства конструкционных материалов; техника и технология обработки металла, пластмасс, дере- ва; обработка материалов давлением, сварка, ли- тье; основные виды механической обработки дета- лей; специальные методы обработки; литейное производство. ОПД.12 Геология: 240 геологические процессы на поверхности и в нед- рах Земли; главнейшие минералы; основные типы осадочных, магматических и метаморфических по- род; основные виды полезных ископаемых; геоло- гическая история Земли; геологическое время; общая и местные стратиграфические шкалы и мето- дика их составления; формы залегания горных по- род; складчатые и разрывные структуры земной коры; процессы преобразования земной коры; осо- бенности геологического строения регионов Рос- — 16 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— сии; геологические карты, разрезы, колонки, блок-диаграммы; методы исследования и оценки минерального сырья. ОПД.13 Полезные ископаемые: 100 генетические и промышленные типы месторождений полезных ископаемых; закономерности распределе- ния полезных ископаемых на территории России; условия и факторы формирования полезных ископа- емых; методы изучения вещественного состава по- лезных ископаемых; методы поисков и разведки; обогащение и технология добычи и переработки полезных ископаемых. ОПД.14 Основы гидрогеологических, инженерно-геологиче- ских и геофизических исследований: 70 вода в природе; водные свойства горных пород; виды воды в горных породах; классификация под- земных вод, их характеристики; термальные, про- мышленные и минеральные воды; основные законы движения подземных вод; расчеты водопритоков к горным выработкам и скважинам; физические свой- ства и химический состав подземных вод; методы гидрогеологических исследований; грунтоведение; инженерная геодинамика; инженерно-геологические изыскания и исследования. ОПД.15 Геофизические исследования: 60 полевая геофизика; гравитационная разведка; магниторазведка; электроразведка; сейсморазвед- ка; геофизические исследования скважин; элект- рические и неэлектрические методы исследования; геологическая интерпретация результатов геофи- зических исследований; геофизические методы изучения технического состояния горных вырабо- ток (в т.ч. и скважин); комплексы геофизичес- ких исследований горных выработок (в т.ч. и — 17 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— скважин); особенности техники и технологии про- ведения геофизических исследований; опробование стенок горных выработок и отбитой горной массы; основные методы морской геофизики; применение геофизических исследований при сооружении тех- нологических скважин и контроль за разработкой. ОПД.16 Гидравлика: 50 понятие о жидкости; свойства жидкостей; силы, действующие в жидкости, гидростатическое давле- ние; основное уравнение гидростатики; силы дав- ления жидкости на поверхности; уравнение Бер- нулли для потока вязкой жидкости; режимы тече- ния; гидравлические сопротивления; истечение из насадок; гидравлический удар; понятие о гидро- приводе. ОПД.17 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанав- ливаемые вузом (факультетом). 150 СД.00 Специальные дисциплины. 2260 СД.01 Разрушение горных пород при проведении геолого- разведочных работ: 70 способы разрушения горных пород при бурении скважин; горные породы и их свойства; разруше- ние пород при бурении механическими инструмен- тами, взрывным, термическим, физическим и хими- ческим способами; удаление продуктов разрушения из скважин; оценка эффективности разрушения по- род при бурении скважин; методы повышения ус- тойчивости горных пород. СД.02 Бурение разведочных скважин: 380 основы проектирования геологоразведочных сква- жин; бурение неглубоких скважин; буровое обору- дование и инструмент для бурения; общие принци- — 18 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— пы технологии геологоразведочного бурения, в т. ч. глубокого; очистные агенты и тампонажные смеси;бурение различными породоразрушающими ин- струментами; технология бурения специальными снарядами; направленное (наклонное, горизон- тальное, разветвленно-горизонтальное, кустовое) бурение; методы и технические средства опробо- вания полезного ископаемого; методы кернового опробования; методы и технические средства кре- пления скважин; меры профилактики и ликвидации осложнений при бурении геологоразведочных сква- жин; безопасность работ при бурении; экономи- ческая оценка процессов; экологические аспекты. СД.03 Буровые машины и механизмы: 170 роль современной буровой техники в развитии ми- нерально-сырьевой базы страны; колонна буриль- ных труб; условия работы колонны, конструкция и виды нагрузок, действующих на колонну; характер работы колонны труб в скважинах; расчет буриль- ных труб на прочность; обсадные трубы; принципы расчета труб на прочность и устойчивость; схемы и конструкции буровых машин и механизмов; вра- щатели, механизмы подачи, буровые насосы и дру- гие технические средства для промывки скважин и очистки промывочных жидкостей; грузоподъемные механизмы — талевые системы, лебедки, мачты и вышки; требования к приводу установок, разнови- дности и характеристики применяемых приводов; методы оценки эффективности и надежности работы механизмов; расчет на прочность, устойчивость, долговечность; техническое обслуживание и демо- нтаж оборудования; проектирование бурового обо- рудования; факторы, определяющие конструктивную схему буровой установки; основные направления — 19 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— конструирования буровых установок; стандартиза- ция бурового оборудования; этапы проектирования и порядок разработки конструкторской документа- ции; проектирование параметров подъемных меха- низмов, вращателей, механизмов подачи. СД.04 Технология проведения горноразведочных вырабо- ток: 300 свойства, закономерности и особенности строения массива горных пород как физической среды; ме- тоды исследования и моделирования в механике горных выработок; расчет горной крепи горизон- тальных, наклонных и вертикальных подземных разведочных выработок; технология возведения крепи; технология открытых горноразведочных ра- бот; выбор формы и размеров поперечных сечений открытых горноразведочных выработок; способы отдельных производственных операций; выбор про- изводительности экскаваторов, канавокопателей, канатных скреперов и бульдозеров в различных горно-геологических условиях; устройство отва- лов; технология проходки открытых разведочных выработок со взрывным рыхлением пород; ликвида- ция выработок с восстановлением почвенного слоя; технологические процессы горнопроходчес- ких работ при проведении горизонтальных вырабо- ток — отбойка, погрузка и транспортировка поро- ды, поддержание выработок, проветривание; про- ходка горизонтальных выработок большой протя- женности; проходка рассечек, коротких штолен и выработок околоствольных дворов; снабжение за- боев сжатым воздухом, технической водой и элек- троэнергией; проходка выработок комбайнами; специальные способы проходки горноразведочных выработок; сооружение вертикальных и наклонных — 20 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— выработок; технология и организация проведения разведочных шахт, шурфов, наклонных и восстаю- щих выработок; специальные методы разрушения горных пород не взрывными способами с помощью гидроксов, расширяющих смесей, гидроклиньев, электроимпульсным и ультразвуковым методами. СД.05 Горнопроходческие машины и комплексы: 210 основные теоретические положения работы горно- проходческих машин и комплексов; компоновочные схемы и основные конструктивные узлы: расчет эксплутационных характеристик машин и комплек- сов при работе в различных горно-геологических условиях; основные тенденции совершенствования горнопроходческого оборудования; компоновочные схемы и основные конструктивные узлы; техниче- ское обслуживание и ремонт; расчет основных па- раметров турбомашин и методы их регулирования; проходческие насосные установки и методы расче- та для различных горно-геологических условий; вентиляторные установки для проветривания гор- но-проходческих выработок и методы выбора при центральном и местном проветривании; проходчес- кие пневматические установки машин для произво- дства сжатого воздуха, пневматические сети, приемники пневматической энергии и методы рас- чета проходческих пневматических установок; подъемные проходческие установки; клетьевые, бадъевые и скиповые подъемные установки, методы их выбора и расчета основных параметров; строи- тельно-дорожные машины; транспортные машины; гидравлика и пневмо-гидросистемы геологоразве- дочного оборудования; параметры и характеристи- ка гидропривода; расчет пневмо-гидропривода. СД.06 Взрывные работы: 110 — 21 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— взрывчатые вещества; методы ведения взрывных работ; способы взрывания и технология производ- ства взрывных работ при проходке горноразведоч- ных выработок; термодинамические параметры взрыва и методы управления его энергией; корот- козамедленное и направленное взрывание; меро- приятия по уменьшению опасных воздействий взры- ва на окружающую среду и охраняемые объекты; персонал для ведения взрывных работ; разреши- тельная документация, хранение, испытания, пе- ревозка ВВ; основные тенденции в разработке но- вых взрывчатых материалов в России и за рубе- жом. СД.07 Эксплуатация и ремонт геологоразведочного обо- рудования: 130 эксплутационные характеристики геологоразведоч- ного оборудования; требования и эксплуатация геологоразведочного оборудования; основные по- ложения и задачи ремонтой службы, структура ре- монтных предприятий, техническая вооруженность; показатели надежности и долговечности машин; износ деталей, виды, методы измерения; методы повышения износостойкости; организация ремонта геологоразведочного оборудования, системы ТО и ремонтов; ремонтный цикл, структура, длитель- ность, трудоемкость ремонтных работ, проектиро- вание ремонтно-механической мастерской; техно- логия ремонта геологоразведочного оборудования; способы восстановления работоспособности машин и ремонта типовых деталей; ремонт узлов и агре- гатов геологоразведочного оборудования, сборка оборудования, испытание; смазка машин; типы и свойства смазочных материалов; типовые карты и схемы смазки оборудования. — 22 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— СД.08 Технологические измерения в геологоразведочном производстве: 80 технологические измерения в бурении и при про- ведении горных выработок; основы метрологии; средства измерений; основные системы электроиз- мерительных приборов; контролируемые технологи- ческие параметры процесса; измерения усилия по- дачи, частоты вращения, расхода жидкости (или газа), давления жидкости (или газа); измерения уровня жидкости; измерение проходки и скорости бурения; измерение мощности и крутящего момен- та; аппаратура комплексного контроля технологи- ческих параметров геологоразведочного производ- ства; основные принципы построения информацион- но-измерительных систем для контроля и управле- ния бурением; расчет надежности контрольно-из- мерительной аппаратуры; телеметрический конт- роль. СД.09 Автоматизация производстводственных процессов: 100 автоматизация буровых установок; контрольно-из- мерительные приборы и датчики применяемые при бурении; регулируемый электропривод буровых ус- тановок; основные принципы построения систем автоматизированного управления бурением; авто- матизация подъемных установок; основные требо- вания, предъявляемые к автоматизации подъемных установок; регулируемый электропривод, применя- емый при автоматизации подъемных установок; датчики, используемые при автоматизации подъем- ных установок; системы автоматического управле- ния подъемными установками; автоматизация про- ходческих водоотливных установок; основы систе- мы автоматического управления установками для проветривания проходческих выработок; контроль- — 23 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— но-измерительная аппаратура и основы автомати- зации компрессорных установок. СД.11 Оптимизация буровых и горноразведочных работ и планирование эксперимента: 60 понятие о методах и средствах оптимизации; кри- терии оптимизации; методы принятия решений; создание моделей, их оценка, использование ЭВМ; регуляторы, автоматизированные системы оптими- зации технологических процессов; методы и сред- ства исследований в бурении и горноразведочных работах; общие вопросы методологии исследований, планирования и проведения эксперимента; обрабо- тка материалов эксперимента и оценка результа- тов; средства проведения эксперимента; выработ- ка вариантов решения на основе прогнозирования ситуации. СД.11 Экономика предприятия, организация производства и управление предприятием: 100 виды собственности предприятия; основные оборо- тные фонды; инвестиции в предприятия; ограниза- ционно — правовые формы предприятия (общество, товарищество); объединение предприятий (ассоци- ация, Холдинг и т.д.); цена и себестоимость продукции; финансы предприятия; экономика мине- рального сырья и экономическая оценка месторож- дений; производственная структура, основы орга- низации и управления производством; техническое нормирование, оплата труда; организация труда; проектирование и сметная стоимость работ; осно- вы управления производственным коллективом; бизнес-план; структура геологической службы; специфика организации геологического оборудова- ния; учет и анализ производственно-хозяйствен- ной деятельности предприятия. — 24 — ——————————————————————— 1 | 2 | 3 ——————————————————————— СД.12 Дисциплины специализаций 450 СД.13 Дисциплины и курсы по выбору студента, установ- ленные вузом (факультетом) 150 Ф.00 Факультативы. 450 Ф.01 Военная подготовка 450 Всего часов теоретического обучения: 8120 П.00 Практика 32 недели Срок реализации образовательной программы горного инженера при очной форме обучения составляет 256 недель, из которых 150 не- дель теоретического обучения, 14 недели подготовки квалификацион- ной работы, не менее 35 недель каникул, включая 4 недели последип- ломного отпуска. Примечания: 1. При разработке образовательно — профессиональной программы подготовки инженера вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного ма- териала для циклов дисциплин — в пределах 5%, для дисциплин, вхо- дящих в цикл — в пределах 10%, без превышения максимального не- дельного объема нагрузки студентов и при сохранении содержания, указанного в настоящем документе. 1.2. Устанавливать объем часов по общим гуманитарным и социа- льно-экономическим дисциплинам (кроме иностранного языка и физиче- ской культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально- экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и раз- нообразных видов коллективных и индивидуальных практических заня- тий, заданий и семинаров по программам, (разработанным в самом ву- зе и учитывающим региональную, национально — этническую, професси- — 25 — ональную специфику, также и научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тема- тики дисциплин цикла. 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов общих гуманитарных и социально-экономических, математи- ческих и общих естественнонаучных дисциплин (графа 2) в соответс- твии с профилем специальных дисциплин. 2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практи- ческие занятия по физической культуре и факультативным дисциплинам. 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. 5. Наименование специализаций утверждается учебно-методичес- ким объединением по геологическому образованию, в инженерно-техни- ческих вузах, наименование дисциплин специализаций и их объем ус- танавливаются высшим учебным заведением. Составители: Учебно-методическое объединение по геологическому образо- ванию в инженерно-технических вузах. Л.Г. ГРАБЧАК Главное управление образовательно-профессиональных программ и технологий Ю.Г. ТАТУР В.Е. САМОДАЕВ Н.С. ГУДИЛИН

источник

Добыча полезных ископаемых является одной из наиболее востребованных и перспективных в настоящее время областей промышленности. Но любой добыче полезных ископаемых предшествует объемная работа по поиску и разведке месторождения. Поиск полезных ископаемых направлен на обнаружение полезного компонента на потенциально перспективных территориях. В задачи разведки входит определение объемов, качества и геометрических форм рудных тел и залежей минерального сырья.

Читайте также:  Самая полезная красная икра

Разведка месторожденийкомплекс мероприятий и исследовательских работ, направленный на оценку промышленного значения полезных ископаемых на конкретном месторождении. Разведка является одним из основных направлений геологических работ в горнодобывающей и нефтегазовой промышленности. В ходе разведки для выполнения всесторонней оценки месторождения проводится ряд следующих мероприятий:

    Работы, направленные на определение геологического строения территории.

Определение пространственного размещения, особенностей рельефа, условий залегания пород, вмещающих полезный компонент.

Количественная и качественная оценка залежей полезных ископаемых.

  • Выявление особенностей и свойств залежи, влияющих на разработку и эксплуатацию месторождения.
  • Для качественного проведения всех необходимых мероприятий и всестороннего анализа особенностей месторождения при разведке используются специальные приборы, технические средства и особенные методики работ.

    При разведке месторождений используется широчайший спектр методов и работ, применяются теоретические знания в области геологии, геофизики, геохимии, палеомагнетизма и других направлений географического и геологического знания. Можно выделить несколько основных прикладных методов, используемы в данной области:

      Геологический метод, направленный на геологическую оценку территории, составление геологических карт и разрезов, проведение шурфовочных работ, бурения, отбор образцов горных пород и их анализ в лабораторных условиях.

    Геофизический метод – использование сейсморазведки, гравиразведки, электроразведки и магнитного зондирования.

    Гидрогеохимический – метод качественной и количественной оценки залежи основанный на анализе химического состава подземных вод, горных пород, определении газового состава и радиоактивности.

    Бурение и исследование разведочных скважин.

    Кроме того, для анализа полученных полевыми методами данных широко применяются современные компьютерные технологии и программное обеспечение – различные геоинформационные системы, программы геологического 3D моделирования, базы данных, аналитические, статистические и математические программы.

    Для проведения горных и шурфовочных работ активно применяется горнопроходческая и строительная техника – экскаваторы, моторизированные шнековые буровые установки, самоходные системы ударно-канатного бурения, ручные буры.

    Читайте также:  Полезно или вредно мороженое

    Для последующего анализа образцов грунта и твердых горных пород используется различные сита, лазерные гранулометры, микроскопы, приборы для изучения физических свойств пород и др.

    Для проведения геофизического зондирования широко используются маломощные взрывы и механические вибраторы (для сейсморазведки), широкий список электронной аппаратуры – генераторы, измерительные и регистрирующие приборы, электроды заземлители, рамки, петли (для элетроразведки). Спектрометрическое и инфракрасное оборудование, оптико-механическое, феррозондовое и квантовое геомагнитное оборудование, авиа- и автомобильная техника.

    Для гидрогеохимических методов характерно использование сложного и высокотехнологичного лабораторного оборудования для проведения химического, газового, изотопного и радиационного анализа образцов.

    Межрегиональная академия дополнительного профильного образования (МАДПО) приглашает на учебные курсы по направлению «Техника и технология разведки месторождений полезных ископаемых». Программа обучения позволит слушателям овладеть всеми необходимыми теоретическими и методическими знаниями, практическими навыками и умениями для высококвалифицированного выполнения всего спектра мероприятий при проведении полевых и камеральных исследований, направленных на разведку месторождения. Обучение проводится на базе полного высшего или специального среднего образования. На выбор слушателя доступны две программы обучения – курсы профессиональной переподготовки (переквалификация) и курсы повышения квалификации. Для всех учебных программ существует возможность прохождения обучения как очно, так и дистанционно, находясь в любой токе страны и без отрыва от основной деятельности.

    Курсы профессиональной переподготовки позволят получить дополнительное образование в области разведки месторождений полезных ископаемых специалистам и бакалаврам, имеющим образование в смежных и близких областях (география, геология, геохимия, физика, горное дело и др.). Прохождение программы обучения позволит освоить новейший инструментарий современных приборов и технических средств, овладеть методикой проведения работ и научиться использовать компьютерные технологии в области геологии. Длительность учебного курса варьируется от 252 до 520 академических часов и зависит от изначального уровня знаний слушателя. На выбор доступны аудиторные занятия и дистанционное обучение. После прохождения программы и сдачи экзамена выдается диплом установленного образца.

    Читайте также:  Чем полезна турецкая сауна

    Для специалистов уже занятых в области разведки месторождений полезных ископаемых доступны курсы повышения квалификации. Прохождение обучения по этому направлению позволит повысить профессиональный уровень, приобрести новые теоретические знания и практические навыки, обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке труда. Продолжительность обучения составляет 72 – 140 академических часов. По окончании учебного курса и прохождении финальной экзаменации выдается удостоверение установленного образца.

    источник

    Источники:
    • http://eduscan.net/standart/130203
    • http://geo.madpo.ru/tekhnika-i-tekhnologiya-razvedki-mestorozhdeniy-poleznykh-iskopaemykh/