Меню Рубрики

У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования

Цели:

  • Расширить знания детей о составе почвы, её плодородии.
  • Формировать у учащихся представление о почвообразующих факторах, об образовании почвы в природе, о её значимости для живой природы и человека.
  • Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Расширить кругозор учащихся, пополнить словарный состав.
  • Воспитывать ощущение причастности детей к природе.
  • — Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке.

    Повторение. Актуализация знаний.

    — Какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке?

    — Что такое полезные ископаемые?

    — Почему они называются ископаемыми?

    — Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

    — Перед проверкой д/з проведём небольшую разминку.

    — Решим несколько географических задач.

    1. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она началась в воде у других – в пламени. Как вы это понимаете?

    (На дне водоёмов образовались песчаники, известняк, глина. Они осадочного происхождения. Другие образовались из расплавленной магмы)

    2. Почему после дождя на песке лужи не образуются, а на глинистых дорожках лужи остаются долго?

    (У песка крупные частицы, вода легко проходит между ними, а у глины – маленькие плоские крупинки, и вода просачивается очень медленно)

    3. Является ли минеральная вода полезным ископаемым?

    (Да, т.к. её добывают из-под земли, и она используется человеком)

    4. Почему глину и песок можно образно назвать “детьми гранита”?

    (Они образованы в результате разрушения гранита)

    — Какие виды полезных ископаемых знаете?

    Он чёрный, блестящий,
    Помощник настоящий.
    Он несёт в дома тепло,
    От него кругом светло.

    Покрывают им дороги,
    улицы в селении.
    А ещё он есть в цементе,
    Сам он — удобрение.

    — К какому виду относятся эти полезные ископаемые?

    — Назовите их основные свойства.

    — Чтобы быстро проверить ваши знания полезных ископаемых, я раздам вам таблички, которые вы в течение 5 мин. Заполните. Оценки за домашнее задание получит каждый из вас.

    Использование

    Место добычи
    в Казахстане

    Условные
    обозначения

    Каменный уголь Топливо
    Лекарство Серовато-белого цвета,
    очень твёрдый Каратау

    Газ Топливо
    Каучук-резина
    Краски, лекарства

    Место добычи
    В Казахстане

    Условные
    обозначения

    Железная руда Центральный Казахстан
    Рудный Алтай Маслянистая жидкость
    тёмного цвета Гранит Аркалык
    Жельтау

    Обобщение: Где вам пригодятся знания о полезных ископаемых?

    Более подробно полезные ископаемые мы будем изучать в 4-м классе.

    — А теперь попробуйте отгадать загадку и определить тему нашего урока.

    Чёрная, сыпучая,
    В поле насыпана кучами.
    Если хочешь, можешь брать и сажать.

    — О чём на уроке пойдёт речь?

    — А нам необходимы знания о почве? Если да, то для чего?

    — Вы слышали такое выражение “Земля – кормилица”?

    — Земля и почва – это одно и то же? Всегда ли земля – это почва? (Земля – это земной шар, суша.)

    — Сегодня мы будем работать как учёные. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. Каждая группа учёных будет добывать знания, проводить опыты, анализировать, делать выводы. И каждая группа будет стремиться добыть больше знаний и быстрее, чем другие.

    — У вас на партах лежат оценочные листы. Возьмите их, прочитайте, по каким параметрам вы будете оценивать свои знания, свою работу на уроке.

    1. Вспомнил ли я состав почвы?

    2. Умею ли я находить новую информацию в тексте?

    3. Умею ли я делать выводы?

    4. Справился ли я с кроссвордом?

    5. Активно ли я работал на уроке?

    6. Подведи итог своей работы.

    1. Повторение знаний о почве.

    — Работу начнём с того, что нам уже известно о почве из 2-го класса, из собственного опыта.

    — Что вы уже знаете о почве? (…)

    — Составьте кластер о почве.

    Дети работают в группах, вписывают в кружки слова: песок, глина, вода, воздух, плодородие, перегной. Группа, закончившая составлять кластер, вывешивает его на доску. Сверка с доской.

    — Всё ли вспомнили, записали? Оцените себя.

    — Почему у меня на доске слово ПЛОДОРОДИЕ выделено другим цветом? (Это основное свойство почвы, остальное – её состав.)

    — Откуда в почве песок и глина? (От разрушения гранита и других горных пород.)

    — От чего зависит плодородие почвы? (От перегноя.)

    — Рассмотрите почву под лупой. Что видите в ней? (Остатки корней, волокна растений.)

    — Как можно проверить наличие в почве воздуха, воды? (Опыты, проводимые во 2-м классе, демонстрирую рисунками.)

    Обобщение:

    1. Как вы считаете, всё ли мы знаем о почве?
    2. Давайте проверим себя по учебной литературе.
    3. Прочитаем сведения о почве в учебнике на стр. 67.

    — Прочитайте, отметьте, что нового узнали из статьи.

    — Смогли ли вы найти новую информацию в статье? Поделитесь своими находками в группе. (Мельчайшие организмы перерабатывают остатки пищи, дождевые черви, насекомые и личинки, бактерии удобряют её.)

    — Ответьте на 1, 2, 3 вопросы после текста.

    — Оцените себя, сумели ли вы найти в статье новую информацию…

    — Как вы думаете, теперь вам всё известно о почве?

    — Сейчас я вам докажу, что вы не всё ещё знаете о составе почвы.

    Положим в стакан 2–3 ложки почвы, нальём в него немного дистиллированной или чистой дождевой воды и хорошо размешаем. Вода в стакане станет мутной. Профильтруем мутную воду через бумажный фильтр. Профильтрованная вода станет чистой и прозрачной. Нанесём 2–3 капли воды на кусочек стекла и осторожно нагреем его над пламенем спиртовки. Когда вода испарится, на стекле останется осадок в виде белого пятна. Это соли, которые были в почве.

    — Как вы думаете, что это? Сделайте вывод.

    Вывод: В составе почвы есть ещё какое-то вещество.

    — Какое вещество оставляет белые пятна? (Предположения учащихся.)

    — Об этом веществе вы узнаете из информационного листа, который находится у вас на столе.

    5. Работа по информационному листу.

    — Прочитайте самостоятельно текст, выделите устно новую информацию.

    — Какое вещество ещё входит в состав почвы?

    — Ответьте на вопросы с обратной стороны листа.

    — Как образуются минеральные соли?

    — В какой почве больше минеральных солей?

    — Для чего нужны минеральные соли?

    7. Создание новой проблемной ситуации. Практическая работа.

    — Не хотите ли вы как учёные создать сами почву?

    — Давайте выполним практическую работу.

    — Что нам для этого понадобится?

    — Работать будем по плану в группе.

    1. Поместите в лоток песок, глину. Перемешайте.

    2. Добавьте листья, сорняки, насекомых, червей. Перемешайте.

    3. Добавьте воды. Перемешайте.

    — Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой.

    — Сравните полученную смесь с настоящей почвой. Сделайте вывод.

    Вывод: Искусственно почву получить нельзя, потому что…

    — Оцените себя по 3 пункту: умеете ли вы делать выводы…

    8. Работа по информационному листу 2.

    — Сейчас, прочитав текст, вы узнаете, почему нельзя получить почву в лаборатории, искусственно.

    — Что узнали, прочитав текст? (На доске таблица)

    — О чём говорят эти расчёты учёных? (Нельзя допускать разрушения почвы, уничтожать её, почву нужно беречь.)

    9. Обобщение, выход на следующую тему урока: Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

    — Можете определить следующую тему урока.

    — Что теперь знаете о почве?

    Контроль: Проверьте себя, заполнив кроссворд:

    1. Как называется вещество, повышающее плодородие почвы, состоящее из перегнивших растений, животных, насекомых. (Перегной)

    2. Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобится сразу.

    3. Какая рыхлая, сыпучая водопроницаемая горная порода входит в состав почвы? (Песок)

    4. В морях и реках обитает,
    Но часто по небу летает.
    А как наскучит ей летать,
    На землю падает опять.

    5. Почву рыхлят для того, чтобы это вещество помогало корням дышать. (Воздух)

    6. Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми? (Микробы)

    7. Эти вещества получаются в почве из перегноя под действием воды и микробов. (Соли)

    — Если у вас получилось на выделенной полоске слово ПЛОДОРОДИЕ, значит, вы хорошо усвоили состав почвы.

    Итог: — Подведите итоги своей работы: Если у вас все звёздочки, поставьте в последней графе 5, если есть хоть один квадратик – 4, если есть среди звёздочек и квадратов треугольник – 4, если треугольников много, пока не ставьте ничего. Вам нужно эту тему проработать хорошо по учебнику. Оцените работу в группе. Какая группа работала лучше, активнее всех?

    1. Пересказ статьи в учебнике с. 67–68, выписать определения в тетрадь.

    2. Нарисовать почву и всё, что в ней есть.

    3. Написать мини-сочинение “Подземное путешествие червячка”.

    источник

    Задание для 1-й команды. Напиши названия полезных ископаемых.

    1) Чаще всего он бывает серого или розового цвета. Состоит из множества хороших заметных зерен. Очень прочен. Хорошо полируется.

    2) Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают.

    3) Имеет черный цвет, блестит. Твердый, но хрупкий. Горит.

    4) Бесцветный газ. Легче воздуха. хорошо горит.

    Задание для 2-й команды. Напиши названия полезных ископаемых.

    1) Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов.

    2) Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий.

    3) Обычно он темно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, хорошо горит. В нем заметны остатки растений, из которых он состоит.

    4) Густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. Хорошо горит.

    «С севера на юг через всю нашу страну протянулись Кавказские горы. В восточной части страны расположены полуостров Камчатка и остров Сахалин».

    «От западных границ России до Уральских гор раскинулась обширная Западно-Сибирская равнина. По ней протекает великая русская река Лена, которая впадает в Каспийское море».

    Учитель задает вопросы по очереди каждой команде.

    1. На уроке природоведения в третьем классе по теме «Горные породы и минералы» перед школьниками были разложены спички, карандаши, хлопушки, наждачная бумага, поваренная соль, порошок талька. Ребята с недоумением смотрели на учителя.

    «Что общего между всеми этими предметами?» – спросил учитель. Ребята были в затруднении.

    Как бы вы ответили на этот вопрос?

    2. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

    3. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

    4. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?»

    Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.

    Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой.

    5. Многие ценные природные богатства сегодня недоступны человеку. Не могут быть использованы, например, ископаемые залежи нефти, которые находятся на глубине 15 км, ведь мы не умеем бурить скважины такой глубины. Как же извлечь оттуда нефть?

    То же самое можно сказать и об угольных пластах, залегающих на глубине 3–4 км. Добывать уголь из шахт такой глубины пока невыгодно: он будет слишком дорогим.

    Как вы думаете, можно ли считать полезными ископаемыми недоступные человеку месторождения? Бывают ли «бесполезные» ископаемые?

    6. Почему такие полезные ископаемые, как торф, уголь, нефть, природный газ, ученые называют «кладовыми Солнца»?

    7. В связи с чем академик Д. Н. Прянишников назвал торф «азотной рудой»?

    8. По преданию, в 1696 году во время Азовского похода несколько кусков донецкого каменного угля показали Петру I. Один из них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнес историческую фразу: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим… полезен будет». Объясните смысл этих слов.

    9. Почему нефть называют черным золотом?

    10. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

    11. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

    12. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

    13. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

    14. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

    15. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему?

    Почему глинистые почвы долго не просыхают?

    16. Почему песок можно легко пересыпать из одного стакана в другой, а глину нельзя пересыпать?

    17. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?

    18. Почему песок незаменим в стекольном производстве?

    19. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?

    20. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?

    21. Почему гранит оставляет на стекле царапину?

    22. Почему гранит трудно расколоть или разъединить на части?

    23. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

    24. Почему писатель М. Пришвин назвал болота «кладовыми Солнца»?

    25. Почему пожар на торфяном болоте очень трудно погасить?

    26. Разреши спор двух учеников. Один утверждает, что торф легче воды, другой – что он может быть тяжелее воды. Кто прав и почему?

    27. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых?

    Ответы на вопросы

    1. Минералы добывают из земли, из них изготавливают многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно.

    Головки спичек покрывают серой, которая легко загорается. Многие хлопушки содержат барий, который горит зеленым пламенем. Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге. Наждачная бумага покрыта крупинками твердого минерала корунда. Порошок талька представляет собой измельченный минерал тальк. Поваренная соль – это минерал галит (хлористый натрий).

    2. Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.

    3. На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения.

    Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.

    4. Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор».

    5. Многие ученые считают, что бесполезных ископаемых вообще не может быть. По разным причинам те или другие минералы и горные породы не служат нам как полезные ископаемые.

    6. Энергия Солнца «законсервирована», спрятана в недрах земли – остатках растений.

    7. Общеизвестно значение торфа для повышения плодородия почвы благодаря большому содержанию в нем минеральных солей, содержащих азот.

    8. Петр I предвидел необходимость широкого использования этого полезного ископаемого.

    9. Нефть является ценным сырьем для химической промышленности. Из нее получают топливо, смазочные масла, керосин, каучук, мыло, пластмассы, духи.

    За ценные качества, которыми обладает нефть, ее называют черным золотом.

    10. Так как добывается из-под земли.

    11. От минералов, входящих в ее состав.

    12. Так как песок хорошо пропускает воду.

    13. Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.

    14. Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

    15. Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.

    16. Так как глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.

    17. Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.

    18. Благодаря присутствию кварца.

    19. Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый, именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.

    20. Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.

    21. Так как он тверже стекла.

    23. В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина.

    24. Растения, используя для своего развития энергию Солнца, накапливают и сохраняют ее даже после гибели. Болота являются «фабриками» по производству торфа. Отмершие части болотных растений частично сгнивают и превращаются в полезное ископаемое – торф.

    25. Пламя может бушевать глубоко в слое торфа. Угаснув в одном месте, огонь через некоторое время вырывается на поверхность далеко в стороне и разгорается с новой силой.

    27. Так как многие из них не возобновляются.

    4. Кроссворд «Полезные ископаемые».

    1) Если встретишь на дороге,

    В школе не лежит без дела,

    3) Без нее, ребята, повар просто как без рук,

    И становится вся каша несъедобной вдруг!

    А если в ранку попадет – испытываешь боль.

    Вы, конечно, догадались – это…

    4) Росли на болоте растения…

    А теперь это топливо и удобрение.

    6) Что за странный камень это?

    Отгадайте, что же это? (Нефть.)

    Делать краски и эмаль. (Каменный уголь.)

    9) На кухне у мамы помощник отличный,

    Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)

    Читайте также:  Чем полезна треска для мужчин

    Ножницы, ключи. (Железная руда.)

    Домашнее задание:рабочая тетрадь № 1 (задание № 22 на с. 39); учебник (с. 103–104).

    Урок 27
    Природная зона. Суровая арктика

    – ввести понятие «природная зона»;

    – формировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике;

    – рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

    – развивать умения выявлять причинно-следственные связи, умение читать карту;

    – воспитывать понимание красоты и мудрости природы.

    Оборудование: карта «Природные зоны России»; фотографии и рисунки с изображением растений и животных мира Арктики; гербарий; карточки со словами для схемы «Природные связи Земли».

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Задание № 22 (рабочая тетрадь, с. 39).

    Верхний ряд кружков: 10, 12, 4, 7, 2, 5, 1, 8.

    III. Сообщение темы урока.

    – Сегодня на уроке мы отправляемся в большое путешествие на вертолете по природным зонам России. Мы будем знакомиться с климатом, растительным и животным миром каждой природной зоны; узнаем, чем занимается человек.

    Но сначала нам предстоит выяснить, что такое природная зона.

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

    Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

    источник

    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

    2) Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают.

    3) Имеет черный цвет, блестит. Твердый, но хрупкий. Горит.

    4) Бесцветный газ. Легче воздуха. хорошо горит.

    Задание для 2-й команды. Напиши названия полезных ископаемых.

    1) Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов.

    2) Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий.

    3) Обычно он темно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, хорошо горит. В нем заметны остатки растений, из которых он состоит.

    4) Густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. Хорошо горит.

    «С севера на юг через всю нашу страну протянулись Кавказские горы. В восточной части страны расположены полуостров Камчатка и остров Сахалин».

    «От западных границ России до Уральских гор раскинулась обширная Западно-Сибирская равнина. По ней протекает великая русская река Лена, которая впадает в Каспийское море».

    Учитель задает вопросы по очереди каждой команде.

    1. На уроке природоведения в третьем классе по теме «Горные породы и минералы» перед школьниками были разложены спички, карандаши, хлопушки, наждачная бумага, поваренная соль, порошок талька. Ребята с недоумением смотрели на учителя.

    «Что общего между всеми этими предметами?» – спросил учитель. Ребята были в затруднении.

    Как бы вы ответили на этот вопрос?

    2. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

    3. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

    4. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?»

    Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.

    Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой.

    5. Многие ценные природные богатства сегодня недоступны человеку. Не могут быть использованы, например, ископаемые залежи нефти, которые находятся на глубине 15 км, ведь мы не умеем бурить скважины такой глубины. Как же извлечь оттуда нефть?

    То же самое можно сказать и об угольных пластах, залегающих на глубине 3–4 км. Добывать уголь из шахт такой глубины пока невыгодно: он будет слишком дорогим.

    Как вы думаете, можно ли считать полезными ископаемыми недоступные человеку месторождения? Бывают ли «бесполезные» ископаемые?

    6. Почему такие полезные ископаемые, как торф, уголь, нефть, природный газ, ученые называют «кладовыми Солнца»?

    7. В связи с чем академик назвал торф «азотной рудой»?

    8. По преданию, в 1696 году во время Азовского похода несколько кусков донецкого каменного угля показали Петру I. Один из них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнес историческую фразу: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим… полезен будет». Объясните смысл этих слов.

    9. Почему нефть называют черным золотом?

    10. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

    11. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

    12. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

    13. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

    14. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

    15. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему?

    Почему глинистые почвы долго не просыхают?

    16. Почему песок можно легко пересыпать из одного стакана в другой, а глину нельзя пересыпать?

    17. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?

    18. Почему песок незаменим в стекольном производстве?

    19. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?

    20. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?

    21. Почему гранит оставляет на стекле царапину?

    22. Почему гранит трудно расколоть или разъединить на части?

    23. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

    24. Почему писатель М. Пришвин назвал болота «кладовыми Солнца»?

    25. Почему пожар на торфяном болоте очень трудно погасить?

    26. Разреши спор двух учеников. Один утверждает, что торф легче воды, другой – что он может быть тяжелее воды. Кто прав и почему?

    27. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых?

    1. Минералы добывают из земли, из них изготавливают многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно.

    Головки спичек покрывают серой, которая легко загорается. Многие хлопушки содержат барий, который горит зеленым пламенем. Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге. Наждачная бумага покрыта крупинками твердого минерала корунда. Порошок талька представляет собой измельченный минерал тальк. Поваренная соль – это минерал галит (хлористый натрий).

    2. Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.

    3. На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения.

    Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.

    4. Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор».

    5. Многие ученые считают, что бесполезных ископаемых вообще не может быть. По разным причинам те или другие минералы и горные породы не служат нам как полезные ископаемые.

    6. Энергия Солнца «законсервирована», спрятана в недрах земли – остатках растений.

    7. Общеизвестно значение торфа для повышения плодородия почвы благодаря большому содержанию в нем минеральных солей, содержащих азот.

    8. Петр I предвидел необходимость широкого использования этого полезного ископаемого.

    9. Нефть является ценным сырьем для химической промышленности. Из нее получают топливо, смазочные масла, керосин, каучук, мыло, пластмассы, духи.

    За ценные качества, которыми обладает нефть, ее называют черным золотом.

    10. Так как добывается из-под земли.

    11. От минералов, входящих в ее состав.

    12. Так как песок хорошо пропускает воду.

    13. Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.

    14. Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

    15. Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.

    16. Так как глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.

    17. Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.

    18. Благодаря присутствию кварца.

    19. Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый, именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.

    20. Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.

    21. Так как он тверже стекла.

    23. В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина.

    24. Растения, используя для своего развития энергию Солнца, накапливают и сохраняют ее даже после гибели. Болота являются «фабриками» по производству торфа. Отмершие части болотных растений частично сгнивают и превращаются в полезное ископаемое – торф.

    25. Пламя может бушевать глубоко в слое торфа. Угаснув в одном месте, огонь через некоторое время вырывается на поверхность далеко в стороне и разгорается с новой силой.

    27. Так как многие из них не возобновляются.

    4. Кроссворд «Полезные ископаемые».

    1) Если встретишь на дороге,

    В школе не лежит без дела,

    3) Без нее, ребята, повар просто как без рук,

    И становится вся каша несъедобной вдруг!

    А если в ранку попадет – испытываешь боль.

    Вы, конечно, догадались – это…

    4) Росли на болоте растения…

    А теперь это топливо и удобрение.

    6) Что за странный камень это?

    Отгадайте, что же это? (Нефть.)

    Делать краски и эмаль. (Каменный уголь.)

    9) На кухне у мамы помощник отличный,

    Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)

    Ножницы, ключи. (Железная руда.)

    Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задание № 22 на с. 39); учебник (с. 103–104).

    Урок 27
    Природная зона. Суровая арктика

    – ввести понятие «природная зона»;

    – формировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике;

    – рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

    – развивать умения выявлять причинно-следственные связи, умение читать карту;

    – воспитывать понимание красоты и мудрости природы.

    Оборудование: карта «Природные зоны России»; фотографии и рисунки с изображением растений и животных мира Арктики; гербарий; карточки со словами для схемы «Природные связи Земли».

    II. Проверка домашнего задания.

    Задание № 22 (рабочая тетрадь, с. 39).

    Верхний ряд кружков: 10, 12, 4, 7, 2, 5, 1, 8.

    – Сегодня на уроке мы отправляемся в большое путешествие на вертолете по природным зонам России. Мы будем знакомиться с климатом, растительным и животным миром каждой природной зоны; узнаем, чем занимается человек.

    Но сначала нам предстоит выяснить, что такое природная зона.

    IV. Изучение нового материала.

    1. Что такое природная зона.

    – Одинаковые почвы тянутся на сотни и тысячи километров, на них образуется одинаковый растительный покров. В результате на больших территориях Земли с близкими климатическими условиями и почвами вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. Такие территории получили название природные зоны. Природные зоны являются той окружающей средой, в которой мы живем.

    Здесь возникает цепочка связей, в которой почвы выступают связующим звеном между неживой и живой природой. Если в местности меняется климат, меняются почвы, следом меняется растительность. Например, где-то климат стал теплее и суше – начинают пересыхать болота и превращаться в луга. Но клюква, которая прекрасно растет на болоте, не сможет расти на лугу. Болотные растения исчезнут, появятся луговые. Изменится растительность – изменится и животный мир.

    – Составьте схему «Природные связи Земли», используя карточки:

    – Основные природные зоны: арктические пустыни, тундра, тайга, степи, пустыни. Названия им даны по преобладающей в них растительности. Природные зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам.

    – Рассмотрите карту природных зон России. Назовите природные зоны с севера на юг.

    – Что определяет особенности природной зоны? (Климат, почвы, растительный и животный мир.)

    – Были бы природные зоны на безжизненной Земле? (Нет.)

    – Каждую природную зону будем изучать по плану:

    1. Географическое положение природной зоны.

    2. Положение Солнца над горизонтом и длительность освещения земной поверхности летом и зимой.

    3. Описание климатических условий летом и зимой.

    4. Рельеф, водоемы, особенности почвы.

    5. Растения, животные и их приспособленность к природным условиям, пищевые цепи.

    6. Жилища, занятия и промыслы коренного населения, возделываемые культуры, домашние животные.

    7. Экологические проблемы каждой природной зоны, природоохраняемая деятельность.

    – Итак, в путь. Наша первая остановка – Арктика.

    – К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции строгий маршрут. Наш путь проходит через льдины.

    – Почему данную природную зону называют арктической пустыней? (Бедная растительность и животный мир.)

    – Верно. Оказывается, пустыня – это не только места с жарким засушливым климатом, но и районы, где очень жарко.

    – Покажите Арктику на карте. Что вы можете сказать о географическом положении Арктики? (Арктическая пустыня занимает острова в Северном Ледовитом океане и частично заходит на материк.)

    – Северный Ледовитый океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Зимой часто бушуют метель, свирепствуют морозы. В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звезд да луны, а иногда полярного сияния освещает бескрайние снежные просторы.

    Вот как описывает полярное сияние один путешественник: «Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, четкие складки украшали его. Волны то красного, то зеленого света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели».

    На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лед взламывается и начинает таять.

    Учащиеся читают статью «Чем особенна зона арктических пустынь» на с. 108–110 учебника.

    – Составьте карточки погоды летнего и зимнего дня в Арктике после прочтения текста (задание № 3 в рабочей тетради на с. 43)

    – Каков же животный мир арктических пустынь? (Очень беден.)

    Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные, например тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лед. По ледяным просторам бродят белые медведи. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Медведь – прекрасный пловец, он охотится за рыбой и тюленями. Зимой у белых медведей рождаются детеныши. Через два месяца они выходят из заснеженной берлоги. Медведица приучает их ловить рыбу, а затем и тюленей.

    На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагарки, тупики, чистики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах откладывают яйца и выводят птенцов. Гнезд эти птицы не устраивают. Одни из них откладывают яйца на голых карнизах скал (кайры), другие – в нишах (гагарки), третьи – в щелях между камнями (чистики). Подстилки или нет вовсе, или это просто тонкий слой сухой травы.

    На зиму птицы улетают к незамерзающим морям.

    Заранее подготовленные учащиеся делают сообщения о некоторых животных Арктики. Учитель демонстрирует фотографии животных.

    Тюлень живет в прибрежных водах северной части Атлантического океана, в морях Северного Ледовитого и в морях Тихого океана (Беринговом и Охотском). Почти всю свою жизнь тюлень проводит в воде. Только для отдыха и сна, а также для того чтобы погреться на солнце, он выходит на сушу и располагается на прибрежных скалах, песчаных берегах или на льдинах. В такие моменты можно слышать голос тюленя, похожий на хриплый лай.

    Тюлень, таким образом, не только водное, но отчасти и наземное животное; этой двойственности образа жизни соответствует и строение его тела, длина которого достигает 2 м.

    Самый толстый и плотный мех не был бы в состоянии сохранить тепло в теле тюленя, так как это животное проводит две трети своей жизни в воде. Мало-помалу воздух, застрявший между волосками меха, был бы вытеснен водой, и она проникла бы до самой кожи. Поэтому мы находим у тюленя сравнительно бедный шерстяной покров, не представляющий защиты от холода. Эту функцию выполняет другой покров, состоящий из толстого слоя жира.

    Тюлень чрезвычайно быстро плавает и ловко ныряет, благодаря чему он успешно преследует добычу, состоящую главным образом из рыб и отчасти крупных ракообразных, а также ловко ускользает от прожорливых акул. Способствуют этому особенности строения его тела: голова тюленя соединяется с короткой толстой шеей, которая в свою очередь незаметно сливается с длинным цилиндрическим к хвосту туловищем. Общее очертание тела, таким образом, напоминает веретено, легко рассекающее воду.

    Передние и задние конечности представляют собой как бы руль и весла: пальцы конечностей соединены между собой перепонками, получаются широкие плавники – ласты. Пальцы тюленя раздвигаются, когда ласты идут назад, и складываются, когда он их направляет вперед. Плечевая часть передних конечностей, а также бедро и голень задних очень коротки и почти вовсе скрыты внутри тела. Вследствие этого наружу в воду выступают одни только ластовидные плавники.

    Читайте также:  Сообщение на тему полезные ископаемые 2 класс окружающий мир

    Конечности не обращены вниз, как это бывает у животных, живущих на суше, передние плавники направлены наискось наружу, а задние – назад. С большой силой складываясь друг с другом, задние ласты выгоняют воду, находящуюся между ними, и тем самым подвигают тело вперед. Передние же конечности содействуют этой работе и служат рулем.

    В конце зимы у самки появляются детеныши. Почти месяц они питаются молоком матери.

    К концу зимы у тюленей начинается линька. Смена волосяного покрова требует, чтобы животные находились вне воды. Поэтому тюлени огромными стадами собираются на поверхности ледяных полей.

    Синий кит достигает более тридцати метров в длину – это высота десятиэтажного дома. Вес взрослого кита равен весу 13 груженых товарных вагонов. Молодые киты прибавляют в день до 100 кг. Плавает кит со скоростью 50 км/ч, может нырять на глубину до 1 километра. Дышат киты легкими и поэтому всплывают на поверхность, чтобы запастись следующей порцией воздуха. Фонтаны, которые выбрасывает кит, – это выдыхаемый китом воздух, который становится видимым из-за сконденсировавшихся водяных паров. Фонтаны поднимаются иногда на высоту до 7–8 метров. Живут киты до 30 лет. Питается кит растительным и животным планктоном.

    Глотка у кита совсем узенькая. В нее проходят только мелкие рачки, моллюски и другие мелкие морские животные.

    Раскрыв огромную пасть и ударяя сильным хвостом по воде, плывет кит на такой глубине, где водятся миллионы маленьких животных. Они попадают массами в рот кита, и тогда он закрывает пасть и выпускает обратно воду сквозь роговые пластинки («китовый ус»), находящиеся в верхней челюсти.

    Живут киты небольшими семьями в 3–4 головы, но иногда, переселяясь на зиму в более теплые воды или найдя богатое подводное пастбище, они держатся стадами в несколько сотен голов.

    Родятся детеныши прямо в воде, по одному у матери, и мать заботится о них до тех пор, пока они кормятся ее молоком и не научатся сами добывать пищу. Когда китенок устает, мать поддерживает его плавником. Даже раненная гарпуном, она ни за что не бросит детеныша.

    Огромные размеры кита не спасают его от врагов. Самый опасный среди них – человек. Он охотится на китов из-за огромного количества жира, которым пропитано все тело и даже кости кита, из-за крепкой кожи и китового уса (роговые пластинки во рту). Мясо кита отчасти идет в пищу, отчасти – на удобрение.

    – Прочитайте статью «Какие растения и животные обитают в Арктике на с. 110–113 учебника.

    – Составьте пищевые цепи, используя текст учебника:

    · водоросли ® рачки ® рыбы ® тюлени ® белый медведь;

    · водоросли ® рачки ® рыбы ® гагарка.

    – Как животные приспособились к суровым условиям Арктики? (Толстый слой жира, теплый мех, пух.)

    – Чем же занимаются люди в Арктике?

    На берегах островов в суровых условиях живут и работают люди. Они ловят рыбу, охотятся на морского зверя. На многих островах, даже на льду океана созданы научные полярные станции, на которых ученые изучают суровую природу Севера: погоду, воды океана, животный мир, движение льдов.

    Арктика имеет очень большое влияние на погоду всей страны, и поэтому ее необходимо изучать. С 1937 г. началось регулярное изучение этого района путем организации станций «Северный полюс», которые располагаются на льдах океана и движутся вместе с ними. Кроме того, на островах и берегах морей живут зимовщики, ведущие постоянные наблюдения за погодой Арктики. Вдоль берегов Северного Ледовитого океана проложен морской путь, который называют Северным морским путем. Суда проходят его с помощью мощных ледоколов.

    Далее учащиеся читают статью «Жизнь людей в Арктике» на с. 111–116 учебника.

    – Чем занимаются коренные жители Арктики? (Рыболовством, охотой.)

    – Что изучают полярники? (Погоду, воды океана, животный мир, движение льдов.)

    – Какой вред наносит Арктике хозяйственная деятельность людей? (Истребление животных.)

    – Какие животные Арктики занесены в Красную книгу? (Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка.)

    1. – О каких природных явлениях говорится в стихотворениях?

    2. – Восстановите цепи питания:

    2. Работа с картой (рабочая тетрадь, задание № 4, с. 43).

    – Какие острова и полуострова России входят в зону арктических пустынь? (о. Врангеля, Новосибирские о-ва, о. Северная Земля, о. Новая Земля, о. Земля Франца-Иосифа.)

    – Именами каких российских путешественников названы географические объекты в Арктике? (Берингов пролив, море Лаптевых, Баренцево море.)

    – Какие заповедники есть в Арктике? (Остров Врангеля.)

    – Устья каких крупных рек находятся за Северным полярным кругом? (Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.)

    – В каких городах России бывает полярная ночь? (Мурманск.)

    – Какие территории на Земле географы называют природными зонами?

    – Почему на территории России разные природные зоны?

    – Каковы климатические условия в Арктике?

    Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задание № 5, с. 44); учебник (с. 107–116).

    – сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре;

    – рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

    – продолжить развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;

    – воспитывать любовь к родной природе, познавательный интерес.

    Оборудование: карта «Природные зоны России»; фотографии растительного и животного мира тундры; гербарий.

    II. Проверка домашнего задания.

    – Каково географическое положение Арктики? Покажите на карте.

    – Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь? (Движение льдов, северное сияние.)

    – Каковы климатические особенности в данной природной зоне?

    – Что такое полярный день? Полярная ночь?

    – Какие животные обитают в Арктике?

    – Как они приспособились к суровым условиям?

    – Какие животные занесены в Красную книгу?

    – Чем занимается коренное население Арктики?

    2. Рабочая тетрадь (задание № 4, с. 44).

    Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «–».

    1) Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

    2) Территория Арктики не имеет коренного населения.

    3) В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

    4) В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.

    5) В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.

    6) Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

    7) Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».

    Учащиеся сдают графический диктант на проверку.

    – Решите кроссворд, прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

    1. Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика.)

    2. Птица с необычным клювом. (Тупик.)

    3. Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля.)

    4. Арктика – царство снега и … (льда).

    5. Растение, живущее в толще воды. (Водоросли.)

    6. Вид рыбы, обитающей в северных морях. (Палтус.)

    IV. Изучение нового материала.

    1. Природные условия зоны тундры.

    – Найдите и покажите на карте географическое положение тундры.

    – Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры.

    Уже в сентябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю.

    К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля.

    Наконец выплывает тусклое солнце, лучи которого даже к июлю не способны растопить снег. Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Стая за стаей прилетают сюда гуси, утки, лебеди. Начинается короткое и прохладное лето. Круглые сутки солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остается многолетняя мерзлота.

    Природные условия суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега.

    – Прочитайте статью «Каковы природные условия зоны тундры» на с. 117 учебника.

    – Составьте карточки погодных условий зимнего и летнего дня.

    Учащиеся составляют таблицу сравнения климатических условий в Арктике и тундре.

    источник

    Расширить знания детей о составе почвы, её плодородии.

    Формировать у учащихся представление о почвообразующих факторах, об образовании почвы в природе, о её значимости для живой природы и человека.

    Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Расширить кругозор учащихся, пополнить словарный состав.

    Воспитывать ощущение причастности детей к природе.

    — Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке.

    Повторение. Актуализация знаний.

    — Какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке?

    — Что такое полезные ископаемые?

    — Почему они называются ископаемыми?

    — Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

    — Перед проверкой д/з проведём небольшую разминку.

    — Решим несколько географических задач.

    1. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она началась в воде у других – в пламени. Как вы это понимаете?

    (На дне водоёмов образовались песчаники, известняк, глина. Они осадочного происхождения. Другие образовались из расплавленной магмы)

    2. Почему после дождя на песке лужи не образуются, а на глинистых дорожках лужи остаются долго?

    (У песка крупные частицы, вода легко проходит между ними, а у глины – маленькие плоские крупинки, и вода просачивается очень медленно)

    3. Является ли минеральная вода полезным ископаемым?

    (Да, т.к. её добывают из-под земли, и она используется человеком)

    4. Почему глину и песок можно образно назвать “детьми гранита”?

    (Они образованы в результате разрушения гранита)

    — Какие виды полезных ископаемых знаете?

    Он чёрный, блестящий,
    Помощник настоящий.
    Он несёт в дома тепло,
    От него кругом светло.

    Покрывают им дороги,
    улицы в селении.
    А ещё он есть в цементе,
    Сам он — удобрение.

    — К какому виду относятся эти полезные ископаемые?

    — Назовите их основные свойства.

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    — Чтобы быстро проверить ваши знания полезных ископаемых, я раздам вам таблички, которые вы в течение 5 мин. Заполните. Оценки за домашнее задание получит каждый из вас.

    Серовато-белого цвета,
    очень твёрдый

    Топливо
    Каучук-резина
    Краски, лекарства

    Центральный Казахстан
    Рудный Алтай

    Маслянистая жидкость
    тёмного цвета

    Обобщение: Где вам пригодятся знания о полезных ископаемых?

    Более подробно полезные ископаемые мы будем изучать в 4-м классе.

    — А теперь попробуйте отгадать загадку и определить тему нашего урока.

    Чёрная, сыпучая,
    В поле насыпана кучами.
    Если хочешь, можешь брать и сажать.

    — О чём на уроке пойдёт речь?

    — А нам необходимы знания о почве? Если да, то для чего?

    — Вы слышали такое выражение “Земля – кормилица”?

    — Земля и почва – это одно и то же? Всегда ли земля – это почва? (Земля – это земной шар, суша.)

    — Сегодня мы будем работать как учёные. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. Каждая группа учёных будет добывать знания, проводить опыты, анализировать, делать выводы. И каждая группа будет стремиться добыть больше знаний и быстрее, чем другие.

    — У вас на партах лежат оценочные листы. Возьмите их, прочитайте, по каким параметрам вы будете оценивать свои знания, свою работу на уроке.

    1. Вспомнил ли я состав почвы?

    2. Умею ли я находить новую информацию в тексте?

    3. Умею ли я делать выводы?

    4. Справился ли я с кроссвордом?

    5. Активно ли я работал на уроке?

    6. Подведи итог своей работы.

    1. Повторение знаний о почве.

    — Работу начнём с того, что нам уже известно о почве из 2-го класса, из собственного опыта.

    — Что вы уже знаете о почве? (…)

    — Составьте кластер о почве.

    Дети работают в группах, вписывают в кружки слова: песок, глина, вода, воздух, плодородие, перегной. Группа, закончившая составлять кластер, вывешивает его на доску. Сверка с доской.

    — Всё ли вспомнили, записали? Оцените себя.

    — Почему у меня на доске слово ПЛОДОРОДИЕ выделено другим цветом? (Это основное свойство почвы, остальное – её состав.)

    — Откуда в почве песок и глина? (От разрушения гранита и других горных пород.)

    — От чего зависит плодородие почвы? (От перегноя.)

    — Рассмотрите почву под лупой. Что видите в ней? (Остатки корней, волокна растений.)

    — Как можно проверить наличие в почве воздуха, воды? (Опыты, проводимые во 2-м классе, демонстрирую рисунками.)

    Как вы считаете, всё ли мы знаем о почве?

    Давайте проверим себя по учебной литературе.

    Прочитаем сведения о почве в учебнике на стр. 67.

    — Прочитайте, отметьте, что нового узнали из статьи.

    — Смогли ли вы найти новую информацию в статье? Поделитесь своими находками в группе. (Мельчайшие организмы перерабатывают остатки пищи, дождевые черви, насекомые и личинки, бактерии удобряют её.)

    — Ответьте на 1, 2, 3 вопросы после текста.

    — Оцените себя, сумели ли вы найти в статье новую информацию…

    — Как вы думаете, теперь вам всё известно о почве?

    — Сейчас я вам докажу, что вы не всё ещё знаете о составе почвы.

    Положим в стакан 2–3 ложки почвы, нальём в него немного дистиллированной или чистой дождевой воды и хорошо размешаем. Вода в стакане станет мутной. Профильтруем мутную воду через бумажный фильтр. Профильтрованная вода станет чистой и прозрачной. Нанесём 2–3 капли воды на кусочек стекла и осторожно нагреем его над пламенем спиртовки. Когда вода испарится, на стекле останется осадок в виде белого пятна. Это соли, которые были в почве.

    — Как вы думаете, что это? Сделайте вывод.

    Вывод: В составе почвы есть ещё какое-то вещество.

    — Какое вещество оставляет белые пятна? (Предположения учащихся.)

    — Об этом веществе вы узнаете из информационного листа, который находится у вас на столе.

    5. Работа по информационному листу.

    — Прочитайте самостоятельно текст, выделите устно новую информацию.

    — Какое вещество ещё входит в состав почвы?

    — Ответьте на вопросы с обратной стороны листа.

    Как образуются минеральные соли?

    — В какой почве больше минеральных солей?

    — Для чего нужны минеральные соли?

    7. Создание новой проблемной ситуации. Практическая работа.

    — Не хотите ли вы как учёные создать сами почву?

    — Давайте выполним практическую работу.

    — Что нам для этого понадобится?

    — Работать будем по плану в группе.

    1. Поместите в лоток песок, глину. Перемешайте.

    2. Добавьте листья, сорняки, насекомых, червей. Перемешайте.

    3. Добавьте воды. Перемешайте.

    — Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой.

    — Сравните полученную смесь с настоящей почвой. Сделайте вывод.

    Вывод : Искусственно почву получить нельзя, потому что…

    — Оцените себя по 3 пункту: умеете ли вы делать выводы…

    8. Работа по информационному листу 2.

    — Сейчас, прочитав текст, вы узнаете, почему нельзя получить почву в лаборатории, искусственно.

    — Что узнали, прочитав текст? (На доске таблица)

    О чём говорят эти расчёты учёных? (Нельзя допускать разрушения почвы, уничтожать её, почву нужно беречь.)

    9. Обобщение, выход на следующую тему урока: Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

    — Можете определить следующую тему урока.

    — Что теперь знаете о почве?

    Контроль: Проверьте себя, заполнив кроссворд:

    1. Как называется вещество, повышающее плодородие почвы, состоящее из перегнивших растений, животных, насекомых. (Перегной)

    2. Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобится сразу. (Глина)

    3. Какая рыхлая, сыпучая водопроницаемая горная порода входит в состав почвы? (Песок)

    4. В морях и реках обитает,
    Но часто по небу летает.
    А как наскучит ей летать,
    На землю падает опять. (Вода)

    5. Почву рыхлят для того, чтобы это вещество помогало корням дышать. (Воздух)

    6. Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми? (Микробы)

    7. Эти вещества получаются в почве из перегноя под действием воды и микробов. (Соли)

    — Если у вас получилось на выделенной полоске слово ПЛОДОРОДИЕ, значит, вы хорошо усвоили состав почвы.

    Итог: — Подведите итоги своей работы: Если у вас все звёздочки, поставьте в последней графе 5, если есть хоть один квадратик – 4, если есть среди звёздочек и квадратов треугольник – 4, если треугольников много, пока не ставьте ничего. Вам нужно эту тему проработать хорошо по учебнику. Оцените работу в группе. Какая группа работала лучше, активнее всех?

    1. Пересказ статьи в учебнике с. 67–68, выписать определения в тетрадь.

    2. Нарисовать почву и всё, что в ней есть.

    3. Написать мини-сочинение “Подземное путешествие червячка”.

    источник

    158. Откуда берется вода, которая капает в бане с потолка?

    Ответ: капли воды на потолке в бане или в ванной комнате образуются из охлажденного пара. Скопившись на потолке в большом количестве, они тяжелеют и падают вниз.

    159. Почему зимой на оконных стеклах появляются ледяные узоры?

    Ответ: в теплом помещении пар, выделяемый при дыхании, невидим. При соприкосновении с холодной поверхностью оконных стекол он пре-вращается в лед. Узоры на стеклах образуются из маленьких кристалликов льда.

    160. В холодную погоду на улице при дыхании образуется туман. Почему этого явления мы не наблюдаем летом или в теплом помещении?

    Читайте также:  Горные породы и минералы и полезные ископаемые

    Ответ: пар, который выделяется при выдохе, в теплом воздухе не охлаждается и остается паром, а пар невидим. В холодную погоду он превращается в мельчайшие капельки воды, образуя туман.

    161. Почему летом на растениях ночью и рано утром появляется роса?

    Ответ: ночью становится прохладнее, и воздух охлаждается. Пар, содержащийся в воздухе, превращается в воду и оседает у поверхности земли на траве и листьях кустарников в виде капель. Это и есть роса.

    162. Шел урок по окружающему миру в четвертом классе по теме «Горные породы и минералы». На партах у ребят были разложены спички, карандаши, хлопушки, наждачная бумага, поваренная соль, порошок талька. Ребята с недоумением смотрели на учителя. «Что общего между всеми этими предметами?», – спросил учитель. Ребята были в затруднении. Как бы вы ответили на этот вопрос?

    Ответ: минералы добывают из земли, из них изготавливают многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно.

    Головки спичек покрывают серой, которая легко загорается. Многие хлопушки содержат барий, который горит зеленым пламенем. Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге. Наждачная бумага покрыта крупинками твердого минерала – корунда. Порошок талька представляет собой измельченный минерал тальк. Поваренная соль – это минерал галит (хлористый натрий).

    163. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

    Ответ: нет, полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.

    164. У полезных ископаемых сложная и загадочная история обра-зования. У одних она начинается в воде, a у других – в пламени. Как вы это понимаете?

    Ответ: на дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.

    165. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?». Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка. Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?

    Ответ: растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор.

    166. Многие ценные природные богатства сегодня недоступны человеку, не могут быть использованы, например, ископаемые залежи нефти, которые находятся на глубине 15 км, ведь мы не умеем бурить скважины такой глубины. Как же извлечь оттуда нефть? То же самое можно сказать и об угольных пластах, залегающих на глубине 3–4 км. Добывать уголь из шахт такой глубины пока невыгодно: он будет слишком дорогим. Как вы думаете, можно ли считать полезными ископаемыми недоступные человеку месторождения? Бывают ли «бесполезные» ископаемые?

    Ответ: многие ученые считают, что бесполезных ископаемых вообще не может быть. По разным причинам те или другие минералы и горные породы не служат нам как полезные ископаемые.

    167. Почему такие полезные ископаемые, как торф, уголь, нефть, природный газ, ученые называют «кладовыми Солнца»?

    Ответ: энергия Солнца «законсервирована», спрятана в недрах земли – остатках растений

    168. В связи с чем академик Д. Н. Прянишников назвал торф «азотной рудой»?

    Ответ: общеизвестно значение торфа для повышения плодородия почвы благодаря большому содержанию в нем минеральных солей, содержащих азот.

    169. Какое свойство каменного угля мы можем ощутить зимой в помещении?

    Ответ: каменный уголь горит и при этом выделяет большое количес-тво тепла.

    170. Какие лекарства изготавливают из каменного угля?

    Ответ: салол (от боли в желудке), пирамидон (от головной боли), аспирин (от гриппа), нашатырный спирт.

    171. Как каменный уголь помогает беречь вещи от моли?

    Ответ: нафталин добывают из каменного угля.

    172. Какой пищевой продукт получают из каменного угля?

    Ответ: при сухой переработке каменного угля как отход получают каменноугольный деготь (смолу), из которого добывают сахарин, ванилин.

    173. Как каменный уголь используется в сельском хозяйстве?

    Ответ: из каменного угля, вернее, из каменноугольного дегтя, получают прекрасное азотное удобрение, называемое сульфатом аммония. Из угля добывают ускорители роста гетероауксин.

    174. Какие краски получают из каменного угля?

    Ответ: анилиновые и ализариновые краски.

    175. По преданию, в 1696 году во время Азовского похода несколько кусков донецкого каменного угля показали Петру I. Один из них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнес историческую фразу: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим. полезен будет». Объясните смысл этих слов.

    Ответ: Петр I предвидел необходимость широкого использования этого полезного ископаемого.

    176. Почему нефть называют черным золотом?

    Ответ: нефть является ценным сырьем для химической промышлен-ности. Из нее получают топливо, смазочные масла, керосин, каучук, мыло, пластмассы, духи. За ценные качества, которыми обладает нефть, ее называют черным золотом.

    177. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

    Ответ: так как добывается из-под земли.

    178. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

    Ответ: от минералов, входящих в ее состав.

    179. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

    Ответ: так как песок хорошо пропускает воду.

    180. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

    Ответ: вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.

    181. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

    Ответ: песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

    182. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему? Почему глинистые почвы долго не просыхают?

    Ответ: песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.

    183. Почему песок можно легко пересыпать из одного стакана в другой, а глину нельзя пересыпать?

    Ответ: так как глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.

    184. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?

    Ответ: это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.

    185. Почему песок незаменим в стекольном производстве?

    Ответ: благодаря присутствию кварца.

    186. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?

    Ответ: гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.

    187. Какое свойство воды использует человек для получения соли из воды?

    188. О каком свойстве соли говорится в загадках: «В воде родится, а воды боится», «В земле родилась, а в воду попала и пропала»?

    Ответ: соль хорошо растворяется в воде.

    189. На привале туристы нечаянно рассыпали всю соль. Она смешалась с песком. Как быть?

    Ответ: соль хорошо растворяется в воде. Рассыпавшуюся соль надо собрать вместе с песком в котелок, налить в него воды и размешать. Соль растворится, песок осядет на дно, мусор будет плавать сверху. Раствор процедить через тряпочку и выпарить. Вода испарится, а соль останется.

    190. Охотники насыпают в лесу кучи соли. Для чего они это делают?

    Ответ: животные, долго не получавшие соль, начинают искать ее повсюду. Охотники пользуются этим. Они приманивают так многих животных.

    191. Всегда ли соль дешево стоила?

    Ответ: М. В. Ломоносов рассказывал, что в его время в Абиссинии были в ходу деньги из соли в виде кирпичей. За три-пять кусков соли покупали раба. Соль стоила так дорого, потому что добывать ее еще не умели.

    192. Для чего солят мясо, рыбу, капусту, огурцы, грибы?

    Ответ: бактерии гниения не могут жить в соленой воде, поэтому продукты не портятся.

    193. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?

    Ответ: цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.

    194. Почему гранит оставляет на стекле царапину?

    Ответ: так как он тверже стекла.

    195. Почему гранит трудно расколоть или разъединить на части?

    196. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

    Ответ: в результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина.

    197. Почему писатель М. Пришвин назвал болота «кладовыми Солнца»?

    Ответ: растения, используя для своего развития энергию Солнца, на-капливают и сохраняют ее даже после гибели. Болота являются «фабриками» по производству торфа. Отмершие части болотных растений частично сгнивают и превращаются в полезное ископаемое – торф.

    198. Почему пожар на торфяном болоте очень трудно погасить?

    Ответ: пламя может бушевать глубоко в слое торфа. Угаснув в одном месте, огонь через некоторое время вырывается на поверхность далеко в стороне и разгорается с новой силой.

    199. Разреши спор двух учеников. Один утверждает, что торф легче воды, другой – что он может быть тяжелее воды. Кто прав и почему?

    Ответ: намокший торф тяжелее.

    200. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых?

    Ответ: так как многие из них не возобновляются.

    Антоновка – Антоново – название села.

    Апельсин – двойное слово: апель – это яблоко по-голландски, син – Сина – это Китай, то есть китайское яблоко.

    Бархатцы – погладьте цветок рукой: как бархатный.

    Белокрыльник – цветок белый и формой напоминает крыло.

    Бессмертник – и зимой не умирает, и в сухом виде красив.

    Бобовник – семена напоминают бобы.

    Борщевик – это растение кладут в борщ.

    Брусника – «брус» – это красный, древнее слово.

    Венерин башмачок. Редкое красивое растение с цветком, напомина-ющим башмачок на стебельке. Венера потеряла его, гуляя по лугу, – есть такая легенда об этом растении.

    Ветреница (лютичная). Название сразу ветер напоминает. Ранней весной от теплого весеннего ветра появляется этот маленький, тонконогий, желтенький, нежный цветочек. Он похож цветом на лютик, поэтому не просто ветреница, а лютичная.

    Водокрас – расцветает большим цветком, воду украшает.

    Волчье лыко – эти ягоды называют волчьими. Они красивые, красные, к ветке лепятся. Ядовиты не только ягоды, но и листья, кора, цветы этого растения.

    Вороний глаз – одна единственная крупная, почти черная ягода, глаз на плодоножке торчит. Какая-то злая волшебница его посадила. Глаз ядовит, даже не трогайте!

    Вьюн – так как вьется около ствола, веревки.

    Гвоздика (если полевая гвоздика) – не цветы, а шляпки гвоздиков, только малиновые.

    Голубика – голубоватая ягода.

    Горицвет – словно горит. Цветок похож на звезду с лучами.

    Гранат – от латинского «грануле» – зерно, гранула. В гранате внутри много мелких ягод, гранул.

    Девясил – раньше называли «девять сил». Если найдешь это большое растение с цветами и приготовишь из него настойку – девять сил даст.

    Ежевика – в лесу раздолье любит. Колючая! Не кустарник,
    а колючка ежика. Ежевика от ежики, еж.

    Живучка – очень живучие растение.

    Зеленчук – круглый год зеленеет.

    Земляника – от слова земля, эта ягода к земле склоняется.

    Иглица – листья длинные, колючие, твердые, словно иглы.

    Калина – ягоды на дереве красные, будто раскаленные.

    Калужница болотная. Цветок желтый, непременно в воде по колено. Цветет, когда луга пойменные заливает, словно купаясь только, живет. Ведь высохнут эти лужи, и цветов этих не будет.

    Камнеломка – растет на камнях, корнями их разламывая.

    Кислица – прямо какие-то кукольные, игрушечные листочки и цветоч-ки – такие маленькие, трогательные. Листочек на клевер похож, а на вкус кисленький.

    Клюква – клюкве название, наверное, птицы дали. Клюют ее, от слова клюв.

    Колокольчик – как маленький колокол, но не звенит.

    Копытень – присядь пониже, посмотри: под старыми листочками маленькие цветочки, совсем невзрачные, и стебель по земле стелется. Листья один против другого располагается. Листья словно повторяют формой своей следы копыт.

    Костяника – съешь и выплюнешь косточку. Ягода мелкая. А косточка крупная.

    Кубышка желтая. На длинном-предлинном стебле прикреплены плавающие листья и яркий желтый цветок. В цветке пять лепестков и один кувшинчик. За такую форму пестика и получил цветок название.

    Лапчатка – листья лапы напоминают.

    Львиный зев – не похоже, но попробуйте сдавить цветок. Видите, словно пасть-зев открывается у льва.

    Лютик, или куриная слепота – за что его так назвали? За жгучий сок. Жгучий – по-народному – лютый. А куриной слепотой в некоторых местах этот цветок называют потому, что, по поверьям, то ли куры от него слепнут, то ли люди неосторожные, натерев случайно глаза соком лютика, слепнут на некоторое время.

    Манжетка – листок манжетку напоминает.

    Мать-и-мачеха – лист с одной стороны теплый, нежный, как мать, а с другой – холодный, как мачеха.

    Медуница – разноцветный цветок! Вот здорово: на одном кустике розовые и голубые цветочки. А запах! Все пчелы слетаются мед собирать. И назвали его медуницей.

    Молодило – по преданию, есть способ такой: выкопать, высушить и приготовить это растение, и станет оно лекарством от старости, молодить будет всех, исцелять.

    Мышиный горошек – попробуй эти малюсенькие горошки из словно игрушечного стручка. Только для мышки такой размер. Вот и назвали. Хотя скашивают травы вместе с горошком мышиным на сено, и едят его коровы.

    Наперстянка – цветочки с маленькими наперсточками.

    Незабудка – незабудки дарят на память, засушивают и посылают в письмах, чтоб не забыли, вспоминали родные места.

    Облепиха – облепили ягоды веточку плотно.

    Огурец – обозначает неспелый, недозревший (зеленый). Собирают огурцы всегда зеленые, а пожелтеет – уже семенник.

    Одуванчик – помнишь, когда ты был маленьким, ты называл это растение одуванчиком и объяснял: «Я же его обдуваю».

    Пастушья сумка – семена, словно в сумке простой спрятаны.

    Первоцвет – когда мы идем ранней весной в лес, когда листочки на деревьях не полностью распустились, видим, кроме подснежника, ни одного цветка нет. Раз первым цветет – значит, первоцвет.

    Персик – из Персии к нам попал.

    Плакун-трава – нет, она не заставляет плакать. Просто маленькие листочки напоминают по форме слезы.

    Подорожник вдоль дороги растет. Если по дороге, то подорожником и назвали.

    Подсолнух – под солнцем растет и за солнцем голову свою желтую поворачивает.

    Помидор – двойное слово: поми + дор, 1) золотые яблоки, 2) яблоки любви. Помидор = фаме (любовь) + дор (яблоко).

    Пустырник – на пустырях растет.

    Росянка – соком клейким покрыта, а кажется, что росой.

    Рябина – от нее в глазах даже рябит. Гроздья среди резных листьев ярко, пестро рябят.

    Сердечник – сердца у него нет, и лекарств из него сердечных вроде не готовят, но листья выкроены по форме сердца.

    Смородина – от слова смрад, значит запах.

    Стрелолист – его лист со стеблем очень напоминает стрелу. Стрела и лист – так и получается стрелолист.

    Тысячелистник – видишь, сколько малюсеньких листочков и цветоч-ков беленьких: 10, 20, 100, 1000. Может быть, и не 1000, да считать некогда. Назвали тысячелистник.

    Хохлатка – некоторые хохлатку называют подснежником. Чуть снег сойдет, – вся в цвету. Но отцветает быстро. Надо успеть вовремя в лес собраться. День–два помедлить – и уже не увидишь. Только стручки останутся, из которых малюсенькие семечки на землю посыплются муравьям на корм. А название это растение за хохолки получило.

    Чистотел – отвар из цветов и стеблей этого растения заживлял боляч-ки, коросты, сыпи на коже. Тело становилось чистым, поэтому и зовется растение чистотелом.

    Чистяк весенний – блестит на солнце. Листья и цветок покрыты словно лаком, ощущение свежевыкрашенности, чистоты, отсюда и чистяк.

    Шиповник – попробуй сорвать цветок и сразу шип вопьется. За шипы и назван.

    Зеленушка – шляпка зеленая.

    Волнушка – из-за рисунков этих, волн, волнушкой и зовут.

    Лисички – эти грибы растут всегда россыпью, семейкой. Издали семейка рыжая может лисенком показаться. За что назвали? Да за цвет лисий, наверное, и за повадки хитрые, гибкие, искать надо, прячутся.

    Масленок – шляпка, словно маслом помазана, блестит и из рук выскальзывает.

    Боровики – за любовь к борам, сосновым лесам.

    Мухомор – мух морить. Красив, но ядовит. Для людей отрава, для мух погибель, если настойку из этого гриба приготовить.

    Опенок – округ, вокруг пня растет.

    Подберезовик – под березами растет.

    Подосиновик – за привычку под осинами расти.

    Серушка – серенькая шляпка (иногда полностью серая, иногда чуть пестрая, с белыми мазочками).

    Сатанинский гриб – сатана, черт, леший, нечистая сила его пусть ест, а людям нельзя. А люди его часто с лучшими грибами – белым, или боровиком – путают.

    Сморчок – сморщенный весь, шляпка смятая, сплющенная.

    источник

    Источники:
    • http://cyberpedia.su/10x4a35.html
    • http://pandia.ru/text/78/580/27556-9.php
    • http://infourok.ru/pochva-i-ee-sostav-667312.html
    • http://vcvetu.ru/derevya/5701/index.html?page=4