Меню Рубрики

Урок кубановедения 4 класс полезные ископаемые краснодарского края

Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

образовательные — обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока : физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»

I. Организация начала урока

— Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:

Строителям — надёжный друг:

Красивы будут и заметны. (Гранит)

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7. Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Делать краски и эмали. (Уголь).

— Как сказать по-другому? (Полезные ископаемые)

— Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

III . Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)

— Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

— На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.

2. Нефть, природный газ – горючие.

3. Железная руда – рудные (металлические)

2. Работа по карте. (Слайд 5-8)

— Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

— Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

— В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края — на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

Шесть — за стол тихонько сесть.

5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)

— О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

IV . Практическая работа. Песок и глина.

— А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

— Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

— Какое строение имеет песок? Глина?

— Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

— В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

— В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.

Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?

— А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

— Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых час­тиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные по­лезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавли­вать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины — «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржа­веет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

V . Закрепление. Тест на изученную тему.

— Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

— Из чего образуется в природе песок и глина?

— Где применяют глину и песок?

V I. Итог урока. Релаксация.

— Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.

— Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

— Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.

источник

Нечепуренко Любовь Михайловна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №12, с. Белая Глина,

« Полезные ископаемые Краснодарского края»

Цель: создать условия для знакомства с полезными ископаемыми Краснодарского края.

а) образовательные: углублять и расширять знания детей о полезных ископаемых Краснодарского края;

б) развивающие: развивать познавательные интересы детей, творческие способности;

в) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: презентация, видеофильм «Полезные ископаемые», карта Краснодарского края.

^ Подготовка к уроку: дети заранее готовят выступления о полезных ископаемых)

Ι.Повторение пройденного материала.

II. Введение в тему.

  1. Вступительное слово учителя.

( на доске записан вопрос: Какие полезные ископаемые добывают в Краснодарском крае?)

— Ребята, что вы знаете о подземных богатствах?

— Что называется полезными ископаемыми?

Правильно, все природные богатства, которые люди добывают из глубин Земли, называются полезные ископаемые. Скопление полезных ископаемых в земле называется месторождением. Полезные ископаемые бывают горючие, строительные, рудные, химические.

— Какие материалы люди используют для строительства домов? (кирпич, бетон, лес, песок, цемент)

— Для строительства дорог? (щебень, асфальт, бетон)

— Для строительства мостов? (бетон, металл)

— Где люди берут эти материалы?

Нас окружает много машин, на которых мы ездим, возим грузы. Люди с их помощью убирают урожай.

— Что нужно, чтобы работали машины? (горючее)

— Из чего изготавливают горючее? Конечно из нефти.

— Чтобы был хороший урожай, люди вносят в почву удобрения. Где они их берут?

В недрах края открыто более 60 видов полезных ископаемых

Разделим полезные ископаемые на 5 групп:
1. Горючие.
2. Металлические.
3. Неметеллические.
4. Строительные материалы.
5. Подземные воды.

Работа с картой Краснодарского края.
При этом некоторые полезные ископаемые известны с древнейших времен, например до н.э. в крае возникли древнегреческие поселения, жители которыз добывали соль в озерах, таманские руды, асфальты, нефть и битумы.
^ Первая в России скважина была пробурена в 1864 году А.Н.Новосильцевым в районе реки Кубань (Крымский район).
Горючие полезные ископаемые Кубани:
Нефтяные и газовые месторождения Краснодарского края приурочены к Азово-Кубанской впадине. При этом месторождения цепочкой протягиваются в северной и восточной части края, вдоль Каневско-Березанского и Армавиро-Невинномысского валов, а нефтяные и газовые — вдоль северного склона Большого Кавказа.
Известные месторождения: Сердюковская, Березанская, Майкопское, Ленинградское, Староминское, Кущевское, Новомихайловское.
^ Глубокоярское, Холмское, Ахтыро-Бугундырское, Украинское, Калужское и Новодмитриевское месторождения .
Самое крупное месторождение нефти в Краснодарском краеНоводмитриевское (длина 10 км, ширина 2.5 км, этаж нефтеносности 450 метров, глубина залегания нефти в пределах 2400-2800 метров).
В ^ Хадыженском нефтеносном районе все месторождения чисто нефтяные.

Месторождения каменного угля обнаружены в горных районах в бассейнах рек Белой, Малой и Большой Лабы. Уголь встречается в виде пластов мощностью 0.5- 0.9 м. Но в связи с низкой теплотворной способностью добыча кубанского угля не рентабельна.
Месторождения торфа расположены: в нижнем течении Кубани — Гривенское, на реке Уруп, у устьюя Мзымты и Псоу. Все месторождения непромышленные.

Месторождения металлических полезных ископаемых:
На Таманском полуострове широко распространены железномарганцевые руды. Основные из них: Таманское, Карабетовское, Вышестеблиевское, Зеленское, Железный Рог, Голубицкое, Старотитаровское и Шухинское. Мощность горизонта данных месторождений от 5 до 10 м. Длина рудных залежей до 14 км.
К югу от мыса ^ Железный Рог есть подводные выходы железных руд — это перефирическая часть Керченского месторождения.
Железнорудное Малобамбакское месторождение открыто в междуречье Белой и Малой Лабы на высоте 1600-2000 метров, у станиц ^ Переправской, Губской, Хамкетинской . Руды здесь содержат до 70% железа.
Наиболее крупное месторождение марганцаЛабинское (его издревле использовали для изготовления оружия).
Крупнейшее месторождение медиУрупское.
Месторождения ртутиСахалинское, Перевальное и Белокаменное.

Неметаллические месторождения Кубани:
Апатиткарбонатное Маркопидское месторождение возле Псебая («Кнауфф» не на нем работает случайно?).

Месторождения фосфоритов (для химической промышленности и удобрений): Таманское и район бассейна рек ^ Белой и Малой Лабы . Во второй зане выделяются: Кишинское (20 км от пос. Хамышки), Додыгачей (в 18 км от пос. Кировского) и Междуреченское на водоразделах рек Малая Лаба, Ходзь, Губс, Фарс, Мужички и Мешок.

Месторождения барита (сульфат натрия, минерал имеющий высокий удельный вес. Применяется как утяжелитель при бурении, в резиновой промышленности, для изготовления мелованной бумаги, фотобумаги): Белореченское (в 5 км от Даховской), Уруштенское, Малолабинское (6.5 км от Чернореченской), Андрюковское (в 10 км от Хацавитая), Мзымтинское и Аспидное. Жилы барита достигают в длину 1.2 км, а мощность в раздувах — до 4 м.

Месторождения поваренной соли: Шедокское и Ханское (глубина залегания от 250 до 1100 метров)

Известняки: Медвежьегорское (6 км от Дербентской), Северная гора (4 км от Ильской), Правобережное (4 км от Шедока), Ходжохское (12 км от Каменномосткого). Известняки применяются для нужд сахарного производства.

Минеральные удобрения Краснодарского края разнообразны: известняк, гипс, серпентиниты, фосфориты, апатиты, маргонцовистые руды.

Наибольший интерес представляют ^ Армовское и Даховское месторождения серпентинитов.

Строительные материалы Кубани

Строительные материалы в Краснодарском крае используются в качестве кирпично — черепичного и керамзитного сырья, песчано — гравийных смесей, разнообразных песков (силикатных, стекольных, формовочных, строительных). Краснодарский край исключительно богат карбонатными породами. на всю страну известно цементное сырье Новороссийска. Широко используются известь, доломиты, камни строительные, бутовые, облицовочные, гипс, тальк асбест, слюды, полешпатовое и пьезооптическое сырье. Жаль только, что то, что принадлежит народу, скуплено на корню и используется для получения прибыли узкого слоя населения Кубани.

Основные месторождения строительных материалов Кубани:
^ Кирпично-черепичное и керамзитное сырье эксплуатируется в Приазовском (8 км от Ейска), Старощербиновском, Кущевском, Стародеревянковском, Каневском, Ленинградском, Екатериновском, Брюховецком, Переяславском, Тихорецком, Белоглинском, Красноармейском, Ивановском, Тимашевском, Кореновском, Динском, Усть-Лабинском и др.

^ Песчано-гравийные смеси — основные месторождения приурочены к поймам и надпойменным террасам рек: Кубань (Тбилисское и Гирейское) и Белой (Белое село, Ханское, Майкопское, Абадзехское, Даховское).

Пески строительные, формовочные, стекольные — наиболее крупные месторождения: Кропоткинское — силикатные пески, Сенновское — плиоценовые пески стекольные, Горячеключевское, Каменномостское, Щербаковское, Новоплатнировское, Северное (у г. Кореновска), Славянское и др.

Цементное сырье Краснодарского края

— Эксплуатируются Баканское месторождение опок нижнего палеогена. Опоки используются в качестве добавок при произвдстве портландцемента. Также разрабатываются Верхнебаканское, Новороссийское (верхнемеловые, флишевые мергели). Известны: Абинское, Туапсинское, Дагомысское, Атакайское, Геелнджикское, Абадзехское и другие.

— Также известны месторождения карбонатных пород для производства извести: в Анапском (Гостагаевское), Крымском (Нижнебаканское), Лабинском (Шедокское), Отрадненском (Удобненское), районе Большого Сочи (Хостинское, Ажекское, Алексеевское), Майкопском (Мишокское), Новокубанском, Армавирском и др.

— Месторождения морской ракушки — в основном на лиманах: Ейское, Должанскоме, Ясенское, Казачья гряда (у пос. Ачуево), Ахтанизовское, Кизилташское, Пересыпское (у ст. Голубицкой), Темрюкское.

^ Камни строительные представлены разнообразными магматическими, метаморфическими и сцементированными осадочными породами. Добыча ведется в основном в горных районах и Таманском полуострове.

— Месторождения облицовочного камня: юрские кварцевые порфиры (г. Индюк), граниты Даховского и Сахрайского кристаллических массивов.

— Месторождения гипса и ангидрита: «Алебастровая гора» (пос. Молдовановка), Темнолесское (16 км от Ходжоха), Курджипское, Шедокское, Бесленеевское, Барахаевское, Передовское, Шушукское, Каменномостское.
^

Да-да, подземные воды и минеральная вода тоже полезные ископаемые, причем не менее ценные, чем все остальные. Подземными водами занимается целая наука — гидрология. Есть даже высказываение первого президента АН СССР А.П. Карпинского — «Подземные воды — это самое драгоценное полезное ископаемое». Подземные источники Краснодарского края широко используются для лечения больных на месте: Горячий Ключ, Апшеронск (толком не работают), Мацеста, Краснодарская водолечебница. Также минеральную воду разливают в бутылки на специальных заводах: «Горячеключевская», «Геленджикская».
Из подземных вод добывают различные полезные ископаемые, например йод!

Самый древний источник водоснабжения в нашей стране обнаружил С.В. Альбов в районе города ^ Керчь, который функционировал в период расцвета Пантикапеи . Известны многочисленные копанные колодцы на Таманском полуострове в районе древних городов Горгиппии, Фанагории, Гермонассы.

Подземное питание многих горных рек бассейнов Урупа, Большой и Малой Лабы, Белой в основном определяется трещинными водами горных пород.

Состав воды: сероводородная — ^ Мацеста, Горячий Ключ, Ейск . Йодобромная — Краснодар и Хадыженск. Общая минерализация от 350 до 480 г/л. Возле станицы Ярославской ультракрепкий рассол.

— Обозначьте на контурной карте полезные ископаемые.

^ 3) Работа с контурными картами.

4) Происхождение известняка (сообщение учащегося)

В морях и океанах живет множество растений и животных.. Время от времени живые существа умирают и опускаются на дно. Они накапливаются, слёживаются и превращаются в известняк. Его используют при изготовлении сахара, тканей, зубного порошка, красок. После обжига из него получают известь. На Кубани известь применялась для побелки хат, которые были помазаны глиной. Известь – хороший материал для штукатурки стен. А где еще применяется известняк? В школе мы пишем мелом на доске. Мел – разновидность известняка.

Читайте также:  Часы полезные для сна

^ 5) Нефть в природе (сообщение учащегося)

При нападении на противника монголы использовали нефть. Лучники выходили с привязанными к стрелам паклями, пропитанными жидкостью. Пакля поджигалась, и ливень горящих стрел обрушивался на стены и крыши домов за крепостной стеной. В крепости начинался пожар, который невозможно было потушить. Так было сожжено много поселений.

^ 6) Без соли не проживешь (сообщение учащегося)

— Где мы используем соль? Были времена, когда соль ценилась наравне с золотом и , даже играла роль денег. У всех древних восточных народов было принято, заключая союз или мир, съесть несколько крупинок соли, чтобы доказать верность слову. Соль на Кубани сочетается с хлебом. Всегда была символом дружбы, верности, богатства. В Алжире есть селение Фази, где все дома сделаны из соли. Там очень редко выпадают дожди. Очень много пословиц сложено о соли.

— Вспомните пословицы о соли?

« Дурное слово – не за хлебом — солью сказано»

«Сердись, дерись, а за хлебом – солью мирись»

« От хлеба – соли не отказываются»

^ 7) Вода – полезное ископаемое (сообщение учащегося)

Вода – самый нужный минерал. Для чего нужна вода? Может ли человек прожить без воды? Чем минеральная вода отличается от обычной? ( в ней растворены минералы) Она лечит многие болезни.

^ 8) Глина (сообщение учащегося)

— Вы знаете из чего сделано стекло?

Слово – глина образовано от основы «глин», что означает скользкий.

Подумать только! Смешали желтый песок с белым порошком – содой, сплавили их в жарком пламени и так родилось стекло. Изготавливать стекло научились еще в Древнем Египте 5000 лет назад. На раскопках нашли бусы. Они были не прозрачные, темного цвета, так как для плавки нужна температура 15000 градусов. Древние римляне научились делать прозрачное стекло 2500 лет назад.Посуда из стекла была дороже драгоценных камней.

— Представьте, что стекло исчезло. Чем можно закрыть проемы окон?

— Как человек использует глину?

— Представьте, что у нас исчез газ. Что мы будем делать?

^ 10) Загадки о полезных ископаемых: (загадывают учащиеся)

И с друзьями поиграть (песок)

И в стекле расплавлен даже.

4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу (глина)

5.В воде родится, а воды боится (соль)

6. В морях и реках обитает, но часто по небу летает,

На Землю падает опять (вода)

Какие полезные ископаемые добывают у нас в Краснодарском крае?

источник

План-конспект урока (4 класс) по теме:
Урок по кубановедению «Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые — песок и глина).»

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме «Полезные ископаемые». К конспекту прилагается презентация.

План-конспект проведения урока.

Тема урока: « Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».

(Строительные полезные ископаемые – песок и глина.)

урок совершенствования ЗУН (по М.И. Махмутову).

урок практических работ (урок-практикум).

  • обобщить знания детей о строительных полезных ископаемых, добываемых в Краснодарском крае: песке и глине, по материалам жизненных наблюдений;
  • Воспитывать любознательность, активность, интерес к изучаемой теме и природе Краснодарского края.
  • Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, умение делать выводы, устную речь.
  • установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые: песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании;
  • выяснить, как человек использует песок и глину в хозяйстве, в промышленности .

Физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых (песок и глина), вода, воронка с фильтром (вата), кусочек стекла, стеклянная посуда для проведения практической работы (банки или стаканы), ложка, лупа.

  1. Организация начала урока .
  2. Вступительная беседа.

Учитель: Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. Что же это за кладовая? (Почва или земля.)

— Как вы думаете, какие ещё богатства таит в себе земля? (Полезные ископаемые)

— Объясните, почему «полезные» и почему «ископаемые»?

Учитель: Наш край богат полезными ископаемыми. Они залегают в предгорьях, горах и Кубано-Приазовской низменности.

Разделите эти полезные ископаемые на группы (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные), по свойствам).

Песок, нефть, природный газ, глина, железная руда, гранит, мрамор, каменный уголь.

Полезные ископаемые

рудные (металлические)

горючие строительные железная руда

А без неё мало что едят. (Каменная соль)

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Красивы станут и заметны. (Гранит)

5) Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина).

Он и на стройке и на пляже

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

— Сегодня на уроке мы узнаем, почему песок и глину называют «детьми гранита», а стакан и кирпич – «внуками» гранита.

3. Обобщение материала и совершенствование ЗУН.

— Кто из вас видел песок, глину?

— Какую форму имеют песчинки?

(Проводится опыт с лупой, рассматривается форма песчинок)

Вы любите, ребята, Как нитка золотая

Пересыпать песок. У вас из кулака

В руках у вас лопата, Бежит струя густая

Ведёрко и совок. Прохладного песка.

— Мы часто встречаем в жизни песок, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже – где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения.

Слайд № 6. Но почти никогда или совсем не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита — образуются песчинки. Время, ветер, дождь, солнце и ещё раз время разрушили горы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок. Кварц – самая прочная часть гранита, поэтому и кварцевый песок очень прочен.

— Где в хозяйстве применяют песок?

(Рассказывают ученики, а учитель дополняет)

(Из цемента и песка делают строительный раствор, используют песок при изготовлении бетона, посыпают зимой дороги, чистят от грязи и копоти посуду, делают стекло, стеклянную посуду, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номеров домов). Из белого силикатного песка делают силикатный кирпич (белого цвета)).

Учитель: За многие годы вода рек и ручьёв смывает песчинки с гор, переносит их и откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы) морей.

Так образуются скопления песка – месторождения. Слайд № 11. Залегают они обычно неглубоко, поэтому песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки.

(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 13) далее проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).

(Ученики демонстрируют опыты у доски для всех остальных учащихся, самостоятельно делают выводы по проведённым опытам, при необходимости остальные ученики помогают сделать выводы

Слайд № 12 . (Каждое свойство песка выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство песка.)

  1. Определи, что твёрже: стекло или песок. Для этого потри песком по стеклу.
  2. Определи, что легче: песок или вода. Для этого насыпь песок в банку с водой.
  3. Смочи водой песок. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? (определение вязкости).
  4. Растворяется ли песок в воде?
  5. Определи, есть ли у песка запах?
  6. Блестит ли песок?
  7. Обладает ли песок свойством сыпучести?
  8. Определение водопроницаемости песка (с помощью воронки с фильтром).

— На какие свойства песка опирается человек при его использовании в хозяйстве и в промышленности?

Схема-ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 13.

(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 21) в конце урока проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).

-Как вы думаете, какая судьба ждёт полевой шпат и слюду при разрушении гранита? (Образуется глина)

-Какого цвета бывает глина?

-Как вы думаете, от чего это зависит? (От цвета полевого шпата.)

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что, добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)

Слайд № 15 . (Каждое свойство глины выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство глины.)

1) Что твёрже: глина или стекло? Как это узнать?

2) Что легче: глина или вода? Как это определить?

3) Смочить глину водой. Вылепить из неё любую форму. Можно ли это сделать? Какой вывод вы можете сделать? (Глина пластичная, вязкая.)

4) Определите, есть ли у глины запах? (Запах сырости)

5) Обладает ли глина свойством сыпучести?

6) Растворяется ли глина в воде?

7) Определение водопроницаемости глины (фильтрование воды через протёртую глину).

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах глины?

— Где в хозяйстве и промышленности используют глину?

(Рассказывают ученики, а учитель дополняет.)

(Изготавливают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.)

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

(При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт.)

Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства. Черноморские казаки устраивали гончарные печи – «горно» и обжигали в них посуду.

«Одно гончарное дело остаётся исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями его горн славится курень Пашковский на Кубани. Не только круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает сметану с пашковского муравленого глетчика».

(И.Попко «Черноморские казаки»)

Месторождения песчаников – в поймах рек Кубани и Белой, в окрестностях Гулькевичей и Кропоткина. Около станицы Прочноокопской и хутора Фортштадт Новокубанского района находится месторождение глины, годной для производства кирпича и черепицы. Месторождения глины есть также в Белоглинском, Динском, Брюховецком, Ленинградском, Каневском, Стародеревянковском районах. В Краснодарском крае известно 42 месторождения строительных песков. Из них 18 разрабатываются, 20 месторождений подготавливаются к освоению, 2 – составляют резерв и 1 месторождение разведывается. Наиболее крупные месторождения строительного песка – Азовское (В Северском районе, в 2 км к северу от ст. Азовской. Мощность пластов песка – 4 м 70 см.) и Армавирское (В Новокубанском районе, в 4 км на северо-восток от ж-д. станции Армавир. Мощность пластов — от 2 м 50 см до 5 м.)

А)Игра «Что из чего сделано?»

(Демонстрация изделий, изготовленных из песка, глины и др. полезных ископаемых. Дети должны угадать, что из чего изготовлено.)

Б) Закрепление проводится по схемам — ЛОС (листам опорных сигналов)

Схема – ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 21.

источник

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа 4 ст. Старовеличковской Калининского района Краснодарского края Урок кубановедения в 4 классе по теме «Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование» Разработку подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 Сиенко О.В cт. Старовеличковская, 2014г.

2 План-конспект проведения урока. Предмет: Кубановедение. Класс: 4 класс. Тема урока: «Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование». Тип урока: урок совершенствования ЗУН Цель урока: Обучающая: обобщить знания детей о строительных полезных ископаемых, добываемых в Краснодарском крае: песке и глине, по материалам жизненных наблюдений; Воспитывающая: Воспитывать любознательность, активность, интерес к изучаемой теме и природе Краснодарского края. Развивающая: Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, умение делать выводы, устную речь. Задачи урока: установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые: песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании; выяснить, как человек использует песок и глину в хозяйстве, в промышленности. Прогнозируемые результаты: ученики узнают, что такое полезные ископаемые, каковы их основные свойства. Научатся выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать полезные ископаемые ( песок, глина) с помощью опытов. Оборудование: Физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезные ископаемых (песок и глина), вода, воронка с фильтром (вата), кусочек стекла, стеклянная посуда для проведения практической работы (банки или стаканы), ложка, лупа.

3 Ход урока. I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, скорей за работу, Чтобы времени зря не терять. II. Актуализация знаний. — О чѐм говорили на прошлом уроке? Какое творческое задание вы выполнили? (Идѐт защита творческих заданий «Водоѐмы Краснодарского края.) III.Самоопределение к деятельности. Учитель: 1.Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неѐ горстку зерна получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. Что же это за кладовая? (Почва или земля.) Ученик: Сказала лопата: «земля, чтобы рыть». Ботинки сказали: «Земля, чтоб ходить». А люди сказали: «земля, чтобы жить». (А.Тетивкин) — Отгадайте загадки. (Самотестирование «+ или -) Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел) — Ваше мнение? Сигнал (+,-). Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) — Ваше мнение? Сигнал (+,-). Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги.

Читайте также:  Клюква для почек чем полезна

4 А сделать миску или вазу Она понадобится сразу. (Глина) — Ваше мнение? Сигнал (+,-). Он очень прочен и упруг, Строителям надѐжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (Гранит) — Ваше мнение? Сигнал (+,-). — Предположите, о чѐм мы будем говорить на уроке. — Ответы детей — Прочитайте тему урока в учебнике. (Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование) — Какие вопросы у вас возникают? — Ответы детей Слайд 2. IV. Работа по теме урока. Решение поставленных задач. 1.Беседа. Учитель: — Как вы думаете, какие богатства таит в себе земля? (Полезные ископаемые) — Объясните, почему «полезные» и почему «ископаемые»? (Ответы детей). Обобщение.

5 Учитель: — Мел, песок, глина, гранит и т. д. это полезные ископаемые — Что такое полезные ископаемые? Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите на доске, уголь всѐ это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы. Все горные породы, полезные для человека, так и называются полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землѐй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать» говорили в старину) из-под земли. 2. Беседа «Богатства недр земли Краснодарского края» Учитель: (Работа по карте) Наш край богат полезными ископаемыми. Они залегают в предгорьях, горах Кубано-Приазовской низменности.

6 Слайд 3. Разделите эти полезные ископаемые на группы (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твѐрдые, жидкие, газообразные), по свойствам). Песок, нефть, природный газ, глина, железная руда, гранит, мрамор, каменный уголь. Полезные ископаемые рудные (металлические) горючие строительные нефть песок железная руда природный газ глина гранит мрамор 3. Игра «Угадай, кто я» 1)Одну еѐ не едят, А без неѐ мало что едят. (Каменная соль) 2)Он чѐрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несѐт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Каменный уголь) 3)Без неѐ не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть) 4)Он очень прочен и упруг, Строителям надѐжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)

7 5) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу Она понадобится сразу. (Глина). 6) Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже И он в стекле расплавлен даже. (Песок) Учитель: — Сегодня на уроке мы узнаем, почему песок и глину называют «детьми гранита», а стакан и кирпич «внуками» гранита. V. Обобщение материала и совершенствование ЗУН. 1.Наблюдение. — Кто из вас видел песок, глину? — Какую форму имеют песчинки? (Проводится опыт с лупой, рассматривается форма песчинок) — Какого цвета песок? Слайд 4. Учитель: Вы любите, ребята, Как нитка золотая Пересыпать песок. У вас из кулака В руках у вас лопата, Бежит струя густая Ведѐрко и совок. Прохладного песка.

8 Слайд Рассказ учителя с элементами беседы. — Мы часто встречаем в жизни песок, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения. Слайд 6 Но почти никогда или совсем не задумываемся о его происхождении а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца как составной части гранита — образуются песчинки. Время, ветер, дождь, солнце и ещѐ раз время разрушили горы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок. Кварц самая прочная часть гранита, поэтому и кварцевый песок очень прочен. — Где в хозяйстве применяют песок? (Рассказывают ученики, а учитель дополняет) (Из цемента и песка делают строительный раствор, используют песок при изготовлении бетона, посыпают зимой дороги, чистят от грязи и копоти посуду, делают стекло, стеклянную посуду, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номеров домов). Из белого силикатного песка делают силикатный кирпич (белого цвета)). Слайды: 7, 8, 9. Учитель: За многие годы вода рек и ручьѐв смывает песчинки с гор, переносит их откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы) морей. Слайд 10. Так образуются скопления песка месторождения. Слайд 11. Залегают они обычно неглубоко, поэтому песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки. (По ходу объяснения учитель на доске составляет схему ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде 13) далее проводится закрепление обобщѐнного материала и на следующем уроке повторение). Физ-пауза

9 3. Рубрика «Это интересно» Почему песок и глину называют «детьми» гранита. (Материал рассказывают подготовленные ученики) Ученик 1. При выветривании гранит распадается на зѐрна полевого шпата и зѐрна кварца. Дальнейшее выветривание приводит к распаду зѐрен полевого шпата в прах — в глину, а из зѐрен кварца получается кварцевый песок. Вода для гранита — то же самое что для нас — время — убийца. Гранит мог бы жить вечно, если бы не вода, которая, как известно, камень точит. Именно вода причина того, что на Земле появилась глина: почти вся глина на Земле — продукт распада полевого шпата под воздействием воды. Глина — прах полевого шпата. Вода — не только убийца гранита, но и посмертный визажист: именно вода своими потоками разделяет глину и песок — остатки гранита: сначала выносит лѐгкие частицы глины, а уж потом бурные потоки переносят песок с галькой. Ученик 2. (Приложение 1) 4.Практическая работа. Опыты. (Ученики демонстрируют опыты у доски) Слайд 12. (Каждое свойство песка выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведѐнному опыту и назовѐт свойство песка.) 1) Определи, что твѐрже: стекло или песок. Для этого потри песком по стеклу.

10 2) Определи, что легче: песок или вода. Для этого насыпь песок в банку с водой. 3) Смочи водой песок. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? (определение вязкости). 4) Растворяется ли песок в воде? 5) Определи, есть ли у песка запах? 6) Блестит ли песок? 7) Обладает ли песок свойством сыпучести? 8) Определение водопроницаемости песка (с помощью воронки с фильтром). — На какие свойства песка опирается человек при его использовании в хозяйстве и в промышленности? Схема -ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд 13.

11 (По ходу объяснения учитель на доске составляет схему ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде 21) в конце урока проводится закрепление обобщѐнного материала и на следующем уроке повторение). Физ-пауза VI. Продолжение работы по теме урока. 1. Беседа. -Как вы думаете, какая судьба ждѐт полевой шпат и слюду при разрушении гранита? (Образуется глина) -Какого цвета бывает глина? -Как вы думаете, от чего это зависит? (От цвета полевого шпата.) 2.Рассказ учителя: Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

12 Слайд На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что, добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.) 3. Практическая работа. Опыты. Прошу выдвинуть гипотезы об основных свойствах глины ( Ученики выдвигают свои гипотезы, начиная со слов: «Могу предположить» Слайд 15. (Каждое свойство глины выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведѐнному опыту и назовѐт свойство глины.) 1) Что твѐрже: глина или стекло? Как это узнать? 2) Что легче: глина или вода? Как это определить? 3) Смочить глину водой. Вылепить из неѐ любую форму. Можно ли это сделать? Какой вывод вы можете сделать? (Глина пластичная, вязкая.) 4) Определите, есть ли у глины запах? (Запах сырости) 5) Обладает ли глина свойством сыпучести? 6) Растворяется ли глина в воде?

13 7) Определение водопроницаемости глины (фильтрование воды через протѐртую глину). — Какие выводы вы можете сделать о свойствах глины? Подведѐм итог. -Какие гипотезы выдвигались? К каким выводам пришли? — Где в хозяйстве и промышленности используют глину? (Рассказывают ученики, а учитель дополняет.) (Изготавливают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.) Слайд: 16, 17, 18, 19.

14 — Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре? (При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжѐнное глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниѐт.) 4. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства. Черноморские казаки устраивали гончарные печи «горно» и обжигали в них посуду. «Одно гончарное дело остаѐтся исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями его горн славится курень Пашковский на Кубани. Не только круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает сметану с пашковского муравленого глетчика». (И.Попко «Черноморские казаки») Слайд 20.

15 5. Работа по карте. Рассказ подготовленного ученика с опорой на карту. Месторождения песчаников в поймах рек Кубани и Белой, в окрестностях Гулькевичей и Кропоткина. Около станицы Прочноокопской и хутора Фортштадт Новокубанского района находится месторождение глины, годной для производства кирпича и черепицы. Месторождения глины есть также в Белоглинском, Динском, Брюховецком, Ленинградском, Каневском, Стародеревянковском районах. В Краснодарском крае известно 42 месторождения строительных песков. Из них 18 разрабатываются, 20 месторождений подготавливаются к освоению, 2 составляют резерв и 1 месторождение разведывается. Наиболее крупные месторождения строительного песка Азовское (В Северском районе, в 2 км к северу от ст. Азовской. Мощность пластов песка 4 м 70 см.) и Армавирское (В Новокубанском районе, в 4 км на северо-восток от ж-д. станции Армавир. Мощность пластов — от 2 м 50 см до 5 м.) VII. Закрепление. 1.Игра «Что из чего сделано?» (Демонстрация изделий, изготовленных из песка, глины и др. полезных ископаемых. Дети должны угадать, что из чего изготовлено.) 2. Закрепление проводится по схемам — ЛОС (листам опорных сигналов)

16 Схема ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд 21. VIII. Рефлексия учебной деятельности. — Что мы увидели, заглянув в недра Краснодарской кладовой земли? — Что вы можете рассказать о полезных ископаемых? -Что нового узнали о песке и глине? — Какие выводы можно сделать? — В чем были трудности? — О чем можете легко рассказать одноклассникам? — Почему песок и глина являются «детьми гранита»? — Какую роль играет вода и ветер в природе для песка и глины? — Оцените свою работы на уроке. Слайд 22. Домашнее задание: Найти среди предметов, которые вас окружают дома, как можно больше изделий, изготовленных из песка и глины.

17 Приложение 1. Как же образуются песчинки? Геологи установили, что их возникновение имеет длинную и сложную историю. Прародителями песка являются массивные породы: гранит, гнейс, песчаник. Мастерской, в которой происходит процесс превращения этих пород в песчаные скопления, является сама природа. Изо дня в день, из года в год горные породы подвергаются выветриванию. В результате даже такая прочная порода, как гранит, распадается на обломки, которые все более и более дробятся. Часть продуктов выветривания растворяется и уносится. Остаются самые стойкие по отношению к действию атмосферных агентов минералы, главным образом кварц окисел кремния, одно из самых устойчивых соединений на поверхности Земли. В значительно меньшем количестве в песках могут содержаться полевые шпаты, слюды и некоторые другие минералы. На этом не заканчивается история песчинок. Для образования крупных скоплений необходимо, чтобы зерна превратились в путешественников.

источник

Тема: “Полезные ископаемые Краснодарского края»

1. Личностно-ориентированного обучения

2. Объяснительно-иллюстративного обучения

3. Педагогика сотрудничества

4. Информационно-коммуникативная технология

Познакомить с разнообразием полезных ископаемых Краснодарского края и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности.

физическая карта Краснодарского края;

коллекция полезных ископаемых;

Коллекция полезных ископаемых;

карта Краснодарского края;

план описания полезного ископаемого;

Проверка домашнего задания.

Казачья ярмарка знаний по теме: “Почвы Краснодарского края”.

Класс делится на две команды — на два куреня. В каждом свой атаман. Он читает задание, принимает окончательное решение после обсуждения вопроса.

Задания находятся в конвертах.

Первый курень. Верхний _________ слой земли называется почвой.

Второй курень. Какие почвы преобладают на Азово-Кубанской равнине?

Первый курень. Какое утверждение верно?

а) большое количество удобрений вредно для почвы;

б) большое количество удобрений полезно для почвы;

в) большое количество удобрений необходимо для почвы;

Второй курень. Науку о почвах создал?

а) Василий Василевич Докучаев

б) Михаил Михайлович Пришвин

в) Василий Степанович Пустовойт

Изучение нового материала.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

— Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока.

Читайте также:  Чай каркаде чем полезен и чем

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету —

Металл такой же, как в ракетах.

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

— Кто догадался , какова тема урока? (Слайд 1)

Нам посчастливилось жить в удивительном крае. (Слайд 2)

Велики и разнообразны природные богатства Краснодарского края. Это плодородные черноземные почвы, густые леса, моря, озера и реки, благоприятный климат.

В недрах Кубани таятся несметные богатства — полезные ископаемые. На территории Краснодарского края их открыто более 60 видов.

4 Составление кластера урока.

Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем отвечать в ходе изучения этой темы?

Постараемся ответить на первое задание кластера.

Что называют полезными ископаемыми? ( Слайд 3)

— Итак, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.

А какую пользу приносят нам полезные ископаемые, их свойства мы постараемся с вами выяснить.

Чтобы ответить на все интересующие нас вопросы , нам предстоит провести настоящее исследование?.

Кстати, кто такие исследователи? (учёные, которые занимаются открытием чего-то нового)

А можем ли мы себя назвать исследователями?

А что будет предметом нашего исследования? (полезные ископаемые).

Как вы думаете где находятся полезные ископаемые? (под землёй , в море, на дне рек)

Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.

Кто знает, люди, какой профессии занимаются изучением и поиском природных богатств?

(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их). (Слайд 4)

Как вы думаете на какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные),по свойствам )(Слайд 5)

Для более успешной работы мы с вами будем работать в группах.

Вспомните, правила работы в группах (работаем вместе, дружно, сообща).

5.Практическая работа учащихся.

Вы готовили сообщения по теме «Полезные ископаемые», используя этот материал и материал учебника, карту Краснодарского края вам необходимо заполнить таблицу и коллективно создать газету по теме.

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания:

1.Напиши название полезного ископаемого.

2.Условные обозначения на карте

4.Где используется это полезное ископаемое?

Отопление жилья, приготовление пищи

Каневской, Ленинградский, Кущёвский район

горючая темного цвета с резким запахом

топливо, получают бензин, керосин, машинное масло

Абинском. Апшеронском, Славянском районах

Сыпуч, легко пропускает воду, не растворяется

В строительстве, в стекольной промышленности

Отрадненском и Гулькевичском районах

Отрадненский район, Черноморское побережье

6. Выступления учащихся и составление газеты «Полезные ископаемые»

Г).Минеральные источники ( Слайд 11-13)

Кроме этих полезных ископаемых на территории нашего края имеются залежи и других природных богатств.

А какие именно , узнаете разгадав загадки.

А).Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина) (Слай 14)

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Охрана полезных ископаемых . (Слайд 15)

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

(Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.)

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам. . Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя быстро восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды. Собирайте маталлолом!

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу. 1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали!

Подводя итог урока, ко всему сказанному я бы хотела добавить слова М. М. Пришвина « Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни» (Слайд 16)

10. Тестирование «Проверь себя!» (Работа в парах).

1.Какие вещества называются полезными ископаемыми?

в) залегающие под землей природные вещества.

2.Выдели НЕ относящиеся к данной группе полезное ископаемое:

Напиши названия полезных ископаемых, которые добывают в нашем крае?

На все ли вопросы мы ответили?

Оцените себя. Поставьте себя на лестницу успеха.

источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 СЕЛА НОВОЕ СЕЛО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН.

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

учитель начальных классов

Цель: познакомить с историей создания Красной книги Краснодарского края, с причинами её создания,

обобщить и систематизировать знания о редких растениях и животных, занесённых в Красную книгу,

воспитывать бережное отношение к природе, любовь к ней; приучать соблюдать правила поведения в природе.

Оборудование: «Красная книга Краснодарского края», мультимедийный проектор

Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1)

Узнать тему урока вы сможете, разгадав кроссворд:

1.Самая большая река в Краснодарском крае.

2.Административный центр Краснодарского края.

3.Полезное ископаемое бесцветное, легче воздуха.

4, 6, 11. Города — курорты Краснодарского края.

7. Твёрдое полезное ископаемое, белое по цвету, используется при строительстве.

8. Первые, кто высадились на берегу Тамани.

9. Море, омывающее берега края на юго — западе.

II. Проверка домашнего задания по теме «Заповедники и заказники Краснодарского края».

— Каков животный и растительный мир Краснодарского края?

— Как вы думаете, почему в нашем крае растительный и животный мир разнообразны?

— О чём мы говорили на прошлом уроке?

— Что обозначает слово «заповедники»?

— Для чего создают заповедники?

— Какой заповедник есть в Краснодарском крае? (Слайд 2)

— Показать на карте Кавказский биосферный заповедник?

— Рассказать о Кавказском биосферном заповеднике.

Кавказский биосферный заповедник расположен между городами Сочи и Майкопом, в основном на северных и южных склонах Главного Кавказского Хребта. Вершины гор покрыты облаками, в просветах между ними виден снег.

Природа этих мест дика и сурова, по горным тропам можно идти 2-3 дня и не встретить ни одного человека, здесь ничего не строят, чтобы сохранить первозданную природу. (Слайд 3)

Площадь Кавказского биосферного заповедника составляет 262,5 га. Создан заповедник в 1924 году для охраны растительного и животного мира. На северных склонах растут пихтовые и грабовые леса. В труднодоступных местах отдельные пихты достигают возраста 400-500лет, высота — 50м, обхват ствола — 2м.

Южные склоны покрыты дубовыми и грабовыми лесами. Там растут груши, яблони, алыча, клён, ясень, берёза, рябина. Здесь обитают кабаны, куница -смелый, ловкий хищник, а также туры, серны, олени, зубры. Леса сменяются субальпийскими лугами, некоторые травы здесь бывают выше человеческого роста. Например, борщевик, один из видов которого, ядовит, вызывает ожоги. Далее расположены злаковые луга, на них растут незабудки, герань, примулы. А ещё выше находятся горные хребты, покрытые вечными снегами и ледниками.

Учитель: Кроме заповедника, важную роль для охраны растительного и животного мира играют заказники. Что означает слово «заказник»?

Ученик: «Заказник»- старинное русское слово- не трогай, делай разумно. Заказники охраняются законом. В Краснодарском крае есть зоологические заказники. (Слайд 4)

В Большом Утрише находится дельфинарий. Есть лесные заказники: (Слайд 5) Апшеронский, Горячеключевской, Лабинский, Головинский. Головинский заказник находится в районе п. Головинка на р. Шахе. С 1968 года имеет федеральное значение. В заказнике сохраняют и выращивают вековые каштаны, тис, самшит, а также заботятся о благородных оленях, диких кабанах, куницах и т.д.

2 ученик: Есть степные и лесостепные заказники: ( Слайд 6) Усть-Лабинский, Тбилисский, Крыловской. Здесь охраняют дикого кабана, нутрию, ондатру, зайца, дрофу, куропатку, фазана, лебедя и других животных.

3 ученик: ( Слайд 7)В северо-западной части Славянского района расположен «Приазовский» заказник федерального значения. Его площадь-45га. Климат — умеренный, средняя температура-+11 градусов. Прекрасные условия для обитания птиц. Гуси избрали этот заказник местом отдыха, а то и зимовки. Растительный мир разнообразен и корма здесь много. Также есть где укрыться выводкам лис, енотовидной собаки, ондатры. Глубина лиманов позволяет нереститься рыбам, размножаться птицам, а также ондатре, норке, выдре. В заказнике ведётся работа по сохранению промысловых зверей и птиц. Для этого ведётся подкормка птиц и животных, особенно в зимнее время. Общая площадь заказников Краснодарского края составляет 700 тыс. га.

Учитель: Люди каких профессий занимаются охраной и изучением растений и животных? ( Слайд 8) Эти люди помогают сохранять для нас первозданный мир природы.

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги Краснодарского края. Развитие промышленности и сельского хозяйства во многом изменило облик природы края. Исчезла первозданная степь, сократились площади, занятые лесами, неузнаваема природа Черноморского побережья, исчезают малые реки. Вырубка лесов отрицательно сказывается на полноводности рек, усилилась эрозия почв. Во многих населённых пунктах ощущается нехватка воды. Исчезают многие виды растений и животных. Исчезновение тех или иных видов животных не происходит бесследно. В экосистемах нарушаются пищевые связи. Необдуманное воздействие человека на природу привело к тому, что список редких и исчезающих растений составляет 157 видов, животных- 102 вида. В системе мер по охране важное место занимает составление списков редких видов растений и животных. Выявлению таких растений и животных, мест их обитания и произрастания способствуют экспедиции, проводимые студентами Кубанского государственного университета.

В 1974 году была учреждена Красная книга СССР, а уже в 1978 году создана Красная книга Краснодарского края. Её цель- разработка мер по охране некоторых видов растений и животных. Красная книга привлекает многих читателей и способствует усилению движения по охране природы. И так мы начинаем путешествие. Красная книга Кубани состоит из 2 частей:

1 часть- растения-157 видов;

2 часть- животные 102 вида.

Учитель: Почему эту книгу назвали Красной?

Для подготовки к данному уроку класс был разбит на 2 группы: ботаники и зоологи. А сейчас ботаники расскажут о некоторых видах растений, занесённых в Красную книгу.

Подснежник кавказский — (слайд 10)травянистое растение до 20 см высотой, имеет небольшой белый цветок в виде колокольчика. Корень-луковица. Растёт в нижнем и среднем горных поясах, на опушках. Число подснежника заметно сокращается, т.к. люди собирают их в букеты, для продажи.

2 ученик: Цикламен кавказский — (слайд 11)травянистое растение, корень-клубень. Цветки красно-фиолетового цвета. Цветёт в феврале-марте. Относится к лекарственным травам. Растёт практически по всей территории Краснодарского края, любит влагу. Число цикламена быстро сокращается. Люди массово собирают цветы для букетов, выкапывают клубни для лекарственных клубней.

3 ученик: Кубышка жёлтая — (слайд 12) многолетнее водное корневищное растение, с плавающими листьями. Цветёт в июне-сентябре. Растение лекарственное и декоративное. Обитает

в Приазовье, на Тамани в мелководных озёрах, затонах со стоячей водой.

Встречается очень редко. Численность сокращается из-за осушительных работ, загрязнения водоёмов, сбора цветов.

4 ученик: Касатик- (слайд 13) растение с яркими жёлтыми и синими цветами. Произрастает по берегам реки Уруп, на Ясенской косе, на скалах Черноморского побережья. Листья узкие. Цветёт в апреле-мае. Встречается редко. Исчезает в результате распашки земель и чрезмерного выпаса скота, выкопки корневищ.

Учитель: О каких растениях, занесённых в Красную книгу, вы узнали?

Откроем 2 часть Красной книги и познакомимся с некоторыми редкими видами животных, которые находятся под охраной.

Зоологи: 1 ученик. Выдра кавказская- (слайд 14)крупное животное до 70см, хвост-45 см, ноги короткие с плавательными перепонками между пальцами. У выдры низкая ровная шерсть. Это животное питается рыбой, лягушками, нападает на птиц и грызунов, обитает по притокам реки Кубани, а также в реках, впадающих в Чёрное море. Численность резко снижается из-за загрязнения водоёмов, браконьерства, т.к. выдру ценят за красивый мех.

2 ученик: Черноморская афалина- (слайд 15) дельфин, длина тела до 230 см. Афалина легко поддаётся дрессировке. Несколько особей содержатся в дельфинарии Утришского заказника. Как редкий вид, занесён в Красную книгу . В 1977году насчитывали 35 тыс. особей, сейчас-15 тыс. Афалина питается донными рыбами, ныряет на глубину-150м, под водой может находиться до 15 мин. Самка рождает 1 детёныша, кормит 6 месяцев.

3 ученик: Рысь кавказская — (слайд 16) зверь средних размеров с коротким телом и высокими ногами. Длина тела рыси 80-95 см, вес — 12,2-24,15 кг .Мех плотный, густой и высокий. Его окрас рыжий или каштаново-рыжий с яркими пятнами. Конечности хорошо развитые, ступня широкая, след круглый, без когтей. Когти крупные и круто изогнутые. Зверь активен в сумеречно-ночное время. Численность снижается из-за вырубки лесов.

4 ученик: Беркут- (слайд 17) птица весом около 2кг, окрас серо-бурый, гнёзда устраивают на высоком дереве. В кладке- 1 яйцо. Беркут питается змеями, лягушками. Эти птицы зимуют в Африке, Индии. Обитает в пойменных лесах реки Кубань. Быстро исчезает из-за вырубки пойменных лесов.

5 ученик: Стерлядь- (слайд 18) самая мелкая рыба из осетровых. Стерлядь была распространена в реках Чёрного моря и Азовского. Это пресноводная рыба, длина её тела от 40 до 60 см, масса от 500г до 2 кг. Стерлядь зимует в реках, в ямах, где скапливает- в большом количестве. Питается личинками, мошками, моллюсками, с охотой поедает икру других рыб. Из-за загрязнения водоёмов число стерляди резко сокращается. Поэтому в крае проводится работа по искусственному разведению стерляди.

Учитель: А сейчас мы закрепим то, что узнали о Красной книге.

— Когда была создана Красная книга Краснодарского края?

— О каких растениях, занесённых в Красную книгу мы сегодня узнали?

— О каких ещё редких животных узнали?

В заключении урока мы прослушаем песню А.Н. Пахмутовой «Просьба».

Посмотрим видеоклип. (слайд 19)

— Как вы думаете, почему авторы так назвали песню?

— К чему призывает эта песня?

— О чём мы узнали на сегодняшнем уроке

— Можем ли мы помочь природе?

1. Красная книга Краснодарского края. Кубанское книжное издательство, 1994 г.

2.Плотников Г. К. «Чёрное море», Кубанское книжное издательство, 2007 г.

3.Плотников Г.К. «Птицы Кубани», Кубанское книжное издательство, 2008 г.

4. Е.Н. Ерёменко. Кубановедение: Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. 4 класс. — Краснодар, 2006г.

источник

Источники:
  • http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1777311.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/01/urok-po-kubanovedeniyu-poleznye-iskopaemye-krasnodarskogo-kraya
  • http://docplayer.ru/29355079-Poleznye-iskopaemye-krasnodarskogo-kraya-ih-ispolzovanie.html
  • http://infourok.ru/konspekt_uroka_kubanovedeniya_poleznye_iskopaemye_krasnodarskogo_kraya-340477.htm
  • http://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/opjtrmh7.html