Меню Рубрики

Урок познания мира в 4 классе полезные ископаемые

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

расширение общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи урока закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

развивать в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Результаты обучения научиться классифицировать полезные ископаемые по группам;

знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Источники заданий Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye. Задания классификация полезных ископаемых на группы;

работа с физической картой Казахстана;

развитие ассоциативного мышления;

обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

закрепление-составление карты горючих полезных ископаемых Казахстана;

Записи по уроку 1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:

рудные ископаемые — алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.

горючие ископаемые — каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.

нерудные ископаемые — соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.

— Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).

Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.

— На какие группы можно разбить полезные ископаемые?

(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).

— Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.

2. Актуализация знаний. Кластер.

— Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

— Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)

Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.

— Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).

— Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).

6. Работа с новым материалом.

— Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева — это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.

1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

— К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).

— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые

(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).

— Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефтью, газом, солью).

— Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.

7. Работа с текстом. Инсерт.

Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.

— Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).

— Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).

8. Работа с тестами. Обобщение.

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) Врачи Б) Строители В) Геологи

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) Песок, глина Б) Гранит, торф В) Каменный уголь, поваренная соль

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) Оловянная и медная руды Б) Каменный уголь, природный газ В) Графит, сера

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

А) Природный газ, нефть Б) Мрамор, гранит В) Золото

5. Зачем люди собирают металлолом?

А) Очищается территория от мусора Б) Так сохраняются запасы руды В) Люди участвуют в соревнованиях

6. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

А) Содержащие руду Б) Нерудные ископаемые В) Горючие ископаемые

Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы. (Слайды).

9. Творческая работа. Синквейн.

— Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом, о котором был текст.

Залучший синквей команды награждают друг друга смайликами.

10. Комментирование оценок.

Выставление оценок за урок.

— О чём сегодня мы говорили на уроке?

Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.

источник

Разработка урока по познанию мира с элементами критического мышления, по теме «Полезные ископаемые».

«ТАРАН АУДАНЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ

116 ТОБЫЛ ОРТА МЕКТЕБІ» КММ

КГУ «ТОБОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 116 ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ТАРАНОВСКОГО РАЙОНА»

Разработка урока по познанию мира с элементами критического мышления.

Тема урока: «Полезные ископаемые».

Учитель начальных классов: первой категории высшего уровня

Обобщить сведения о полезных ископаемых; повторить сведения о свойствах полезных ископаемых

Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках познания мира.

1.Развивать познавательную активность, умение работать с картой

2.Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера

3. Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся

4.Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы; мыслить логически.

Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к её богатствам.

Уважение к труду людей, занятых в добычи полезных ископаемых.

Воспитывать чувство гордости за свою родину.

— Руды чёрных и цветных металлов.

— Виды, свойства, способы образования и основные месторождения угля, нефти, железной руды, известняка в нашей стране.

— Использование полезных ископаемых в быту.

— Различать полезные ископаемые, знать их условные обозначения, уметь работать с картой.

— Давать характеристику полезных ископаемых, основываясь на полученные знания.

— Использовать полезные ископаемые в быту.

Оборудование: Физическая карта Казахстана, модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых, план рассказа о полезном ископаемом, опорный лист с заданиями для повторения темы.

1.Индукция (психологический настрой)

Начинается вот- вот интереснейший урок-

2.Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня урок повторения. А тему урока вы назовете сами. В этом поможет игра «Отгадайте загадки» (чтение загадок)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

(после ответов детей , слайд о теме урока)

Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых, вспомним их свойства.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах.

-Давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми?

— Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

(горные породы, которые добываются из земной коры и используются для нужд человека)

— Почему их называют ископаемые?

(Потому что извлекаются из недр земли.)

— А почему их называем полезные?

(Потому что служат человеку.)

Нашу страну называют кладовой полезных ископаемых. На карте нашей страны можно встретить условные обозначения всех видов полезных ископаемых известных в мире.

-Что такое месторождение полезных ископаемых?

Места, где полезных ископаемых в достаточном количестве для разработки называют месторождением.

-Как называется большая область залегания полезных ископаемых? (бассейн)

— Какими способами добывают полезные ископаемые?

Для добычи полезных ископаемых находящихся глубоко в земле, строят шахты.

А полезные ископаемые, расположенные близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.

Нефть и природный газ добывают путем бурения скважин.

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Твердые (гранит), жидкие (нефть, ртуть), газообразные (природный газ).

-По способу применения полезные ископаемые делятся на 3 основные группы. Назовите их. Приведите примеры.

Руды черных металлов: (железная руда, магнитный железняк, красный железняк)

Руды цветных металлов: (медь, алюминий, свинец, цинк, серебро, золото, латунь, бронза)

Нерудные: (соль, фосфориты, асбест, гранит, песок, известняк, мел, мрамор)

Горючие: (нефть, газ, каменный уголь)

Продолжим работу в группах. У каждой группы свое задание. Каждой группе, используя план описания, нужно рассказать о полезном ископаемом, которое у вас будет указано в задании.

1 задание группам (задание на листочках)

5.Месторождения в Казахстане.

1.Должны выбрать условный знак полезного ископаемого.

(на столах каждой группы 12 условных знаков полезных ископаемых: (известняк, природный газ, глина, гранит, каменный уголь, нефть, золото, медная руда, железная руда, алюминий, асбест, бурый уголь)

2. В листочках (опорный лист) записаны свойства. Вы определяете свойства своего полезного ископаемого. (приложение имеется)

3. Должны выбрать способ добычи.

4.Из предложенных вариантов ответов, находите ответ. Где используется ваше полезное ископаемое?

5.Указаны разные месторождения. Вы определяете месторождения вашего полезного ископаемого (прикрепление значка на карту, у доски)

1. Твердая, очень плотная, тяжелая, основное свойство –плавкость, притягивает металлические предметы.

2.Добывают в шахтах или карьерах.

3. Выплавляют сталь, из нее делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин.

4. Более 85 % железной руды в Костанайской области. Самое крупное месторождение – Соколовско – Сарбайское. Добывают в Сарыарке, в северном Приаралье.

1. Жидкая, маслянистая жидкость, горючая, черного цвета иногда красноватого, желтоватого и даже белого, с резким запахом (бензина), легче воды, хорошо горит.

3. Получают машинные масла, бензин, керосин, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи. Из остатков нефти производят парафин, глицерин, гудрон.

4.Месторождения: Прикаспийская низменность, полуостров Мангыстау, территория Каспийского шельфа и Тенгиз.

1. Твёрдый, белого, серого или жёлтого цвета, непрозрачный, плотный камень, тяжелее воды, если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ).

2. Добыча ведется в карьерах.

3. Получают известь, строительные камни, известковые растворы, используется в строительстве, в качестве удобрения.

4.Месторождения: Мангыстауские карьеры, Талдыкорган,в нашем районе – Варваринка.

1. Твёрдый, но хрупкий, черного цвета, блестит, хорошо и ярко горит, в воде не растворяется.

2. Добыча ведется в карьерах и шахтах.

3. Используется как топливо, сырье для получения красителей, взрывчатых веществ, удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов.

4.Месторождения: Караганда, Экибастуз, Кушмурун (бассейн бурого угля).

1. Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и темно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.

Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?

-Каким значком на карте обозначается гранит?

2.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Я — мягкий металл красного (в изломе — розового) цвета. Люди начали использовать меня раньше других металлов. Одним из ценных свойств является то, что я хорошо провожу электрический ток. Из меня изготавливают детали электрических машин и приборов, запасные части. Меня хорошо используют в телефонной и телеграфной связи.

По моим запасам Казахстан занимает третье место в мире.

Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?

-Каким значком на карте обозначается медь?

3.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Ни огня, ни света, а огнём блестит. На этот товар всегда есть спрос.

Используется не только в ювелирном деле, но и в некоторых современных технологиях, особенно в электронике.

Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?

-Каким значком на карте обозначается золото?

4.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Меня формуют и обжигают – получается кирпич.

Я вхожу в состав грифеля карандаша.

Из меня также изготавливают пластилин.

Кто догадался, о каком полезном ископаемо идет речь?

Читайте также:  Полезные продукты при простатите

-Каким значком на карте обозначается глина?

Числа связаны с сегодняшней темой урока.

3 – три разновидности каменного угля: антрацит, бурый уголь, обыкновенный каменный уголь.

Полезное ископаемое в природе находится в 3 состояних: жидкие, газообразные, твердые.

По способу применения делятся на 3 группы: рудные, нерудные, горючие.

По запас меди Казахстан занимает 3 место в мире.

Существует 3 вида известняка: мел, мрамор, ракушечник.

117 – всего в РК 117 видов полезных ископаемых.

400 – в РК всего 400 месторождений каменного и бурого угля.

Учитель называет полезное ископаемое, учащиеся должны выбрать модель-знак полезного ископаемого.

Каждая группа показывает условный знак полезного ископаемого (12 знаков, которые лежат на столах).

5. Индукция (психологический настрой)

(Ребята, сели удобно, закрыли глазки и повторяем вместе со мной)

Тест. (2 варианта, приложение 1)

— Время тестирования 5 минут.

Ребята, вы обратили внимание на то, что в каждом вопросе варианты ответов идут под определенной буквой. Если вы решили тест правильно, тогда у вас должно получиться слово. Сложите все буквы по очередности и прочитайте его. Назовите слово, которое у вас получилось? (Ископаемое, недра земли)

У кого получилось слово ископаемое?

У кого получилось словосочетание – недра земли ?

Полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. С каждым годом народному хозяйству требуется все больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны.

Нужно ли беречь полезные ископаемые?

Ученица нашего класса Гаухар вела исследовательскую работу над этим вопросом. Сегодня она расскажет нам о своей работе.

Сегодняшний урок мы хоти закончить стихотворением.

Путешествуя по подземному царству,

Ищем клады мы в недрах земли.

Нам подарит земля богатства:

Раз — летят самолеты в небе.

Два — мы строим большие дома.

Не забудь охранять богатства,

К чему призывает нас это стихотворение?

Давайте поступать правильно, и тем самым мы внесём свой вклад в охрану природы.

Придумайте со словом ископаемое синквейн.

Добывают, перерабатывают, используют.

Ищем клады мы в недрах земли.

-Что больше всего понравилось?

— Какие чувства вы испытывали в течение урока?

-Описать любое полезное ископаемое нашей местности, о котором мы не говорили на уроке, по тому же плану в тетради

источник

Краткосрочный план урока познания мира 4 класс

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

-дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Казахстана.

-развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой полезных ископаемых

-воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Тип урока: комбинированный

Форма организации: индивидуально-групповая.

Методы: иллюстративный, проблемный.

Ресурсы: учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица, стикеры,

Дети стоят в кругу, закрывают глаза. По команде должны с закрытыми глазами перестроиться в «квадрат».

Дети выполняют задание закрыв глаза

Новые подходы в преподавании и

Деление на группы по цветным жетонам

Определение критериев оценивания

Крепится таблица с критериями оценок

У каждого лист оценивания

Опрос – тест д\з разноуровневые задания

Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)

Без неё не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?( нефть)

Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)

Из него медали льют И за подвиг, и за труд.И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)

О чем сегодня мы на уроке будем говорить?

6. Определение уровня знаний

-У вас на столах лежат карточки , вы должны заполнить то, что вы знаете на данный момент

Учащиеся самостоятельно выбирают карточки с тестами

Учащиеся формулируют цель урока

Учащиеся заполняют карточки

Новые подходы в преподавании и

Обучение критическому мышлению(2)

-Какие материалы люди используют для строительства?

-Какие виды топлива ты знаешь?

-Как получают металлы? Где их используют?

-Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых?

— Ещё больше узнать о полезных ископаемых вы сможете изучив раздел «Полезные ископаемые»

Учащиеся отвечают на вопросы

Обучение критическому мышлению(2)

Выступление групп, оценивание «5 пальцами»

Лучшая работа записывается в тетрадях всеми учащимися

Соединить стрелками определения на доске

Полезные ископаемые- Природные богатства, которые люди добывают из-под земли или на ее поверхности, используют в хозяйстве

Месторождения – скопление полезных ископаемых в земле

Руда – Горные породы, содержащие металлы и их соединения

Металлы — Получают на металлургических заводах путем выплавки из руд

Каждая группа читает текст и составляют кластер –схему, или опорный конспект

Новые подходы в преподавании и

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями(6)

Обучение критическому мышлению(2)

К названию полезного ископаемого нарисовать условный знак в тетраде

Обучение критическому мышлению(2)

— Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

— Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

— А как отвечает нам природа?

— Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

13. Сообщение учащихся о природных богатствах нашей страны

14. Подведение итогов урока.

Вывешивается таблица, по которой дети подводят итог:

15 Заполнение таблицы и листов самооценивания

16. Рефлексия по лестнице успеха

— Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?

— На стикерах напишите, что вы узнали на уроке, что постараетесь запомнить.

Учащиеся заполняют листы самооценивания, и таблицы.

Обучение критическому мышлению(2)

Работа с одарёнными детьми

17. Дома: Прочитать текст «Что такое полезные ископаемые». Ответить на вопросы, поработать по карте.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Перед проведением урока я расставила парты в группы, чтобы сэкономить время для организации самой работы. Часто роль ведущего приходилось брать на себя, чтобы избегать конфликтных ситуаций в группах. У детей в виду возрастных особенностей ещё слабо развита саморегуляция, умение контролировать время.

Для достижения целей я поставила ряд задач: учить самостоятельно добывать знания, развивать внимание, критическое мышление, учить отстаивать свою точку зрения; развивать элементы саморегулируемого обучения ,научиться оценивать результаты работы у себя и в других группах; воспитывать умение общаться в группах, способствовать воспитанию правовой культуры, развивать чувство справедливости.

Ключевыми идеями урока были: использование новых подходов (диалогическое обучение) в обучении для развития умения распределять, сравнивать, анализировать, делать выводы; применять полученные знания на практике; развивать навык общения в группе, умение анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников; вовлечение в собственное обучение через оценивание своих результатов.

В начале урока дети разделились на группы по геометрическим фигуркам. Получилось четыре группы по четыре человека. Работа в группе позволяет детям взаимообучаться через диалог. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уро­ке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

Данный урок проводится с использованием элементов Кембриджской программы идеи семи модулей. Работа проводится в группах, где учащиеся самостоятельно получают знания по теме, составляя при этом опорный конспект.Каждая группа проводит защиту свего постера.

На уроке имеет место формативное оценивание, рефлексия на стикерах.

Считаю, что поставленных целей на уроке я достигла.

источник

Презентация содержит богатый литературный, исторический, иллюстративный материал к уроку по теме «Полезные ископаемые».

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела. Пробегает по доске — Оставляет белый след. Потолок наш тоже белый, Ведь и он побелен .

В серых скалах её вырубали, Из морей и озёр добывали, Чтоб потом положить по щепотке В миски, плошки, горшки, сковородки. Рис и рыба, фасоль и салат Сразу стали вкусней во сто крат!

Становлюсь собой в плену огня. Не было бы в мире без меня Ни велосипедов, ни коньков, Ни автомобилей, ни станков.

Подготовила: учитель биологии

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Цель для учащихся:осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых.

Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знают: обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека

1- Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

2- Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

3- Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

4- Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

5- Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

6- Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

7- Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

8- Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

9- Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?

классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.

2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.

3. Работать по контурной карте.

4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота.

Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики.

По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»

1 — Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

2 — Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

3 — А как отвечает нам природа?

4 — Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

Название и местонахождение

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

5. Нефть: глубоко под землей

Название и местонахождение

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Твердый, белого или серого цвета

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

5. Нефть: глубоко под землей

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Читайте также:  Чем полезна сушеная мята

Металлы, основное сырье для машин

Гранит – горная порода, состоящая из зерен

нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум.

От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из-под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их.

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения Это горючее полезное ископаемое

3 задание: 1.Назовите горючие полезные ископаемые:

4 задание: Укажите рудное полезное

5.Какое полезное ископаемое используют

при производстве кирпичей?

Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?

7. задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

8.Укажите общее свойство для каменного

угля, нефти, природного газа:

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда

В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб.

-Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?

-Чем опасна нефтяная пленка?

Нефть используют и в тяжелой и в легкой промышленности, и в качестве топлива, и в качестве элемента того или иного продукта. Даже если вы узнаете, что самый привычный для вас продукт содержит в себе нефть, это не значит, что он чем-то опасен или что он будет пахнуть бензином.

Дело в том, что сырая нефть подвергается сначала первичной, затем вторичной обработке.

Первичная обработка нефти

В результате первичной обработки нефти получают различные виды топлива и мазут.

Для удобства расположим все эти элементы на картинке.

резина и каучуки (синтетические)

полиэтиллен (пакеты и прочее)

ткани (синтетика, например, полиэстер)

Помимо всего перечисленного из нефти делают различные смазочные материалы:

гидравлическое и электроизоляционное масла

И это еще не все. В процессе переработки нефти образуются еще несколько полезных материалов и веществ, которые активно используют в промышленности. Среди таких веществ, например:

гудрон (он используется при строительстве дорог)

кокс (находит применение в металлургии)

сера (идет для производства серной кислоты)

Взять, к примеру, досуг любого человека и с какими продуктами он сталкивается во время своего досуга. На производство CD и DVD-дисков уходит более 40 млрд литров нефти в год. В каждом диске и его коробке содержится до 1 литра нефти.

Важно знать, что около 625 миллионов дисков ежегодно выбрасываются. И снова производится до 40 млрд новых.

Диван, на котором вы спите или смотрите телевизор, содержит в себе до 60 литров нефти. Материал, который содержится в любом диване, полиуретан, делают из сырой нефти. Этот материал позволяет изолировать детали софы от влаги.

Перейдем к рабочим часам. В каждом компьютере содержится до 11 литров нефти: 9 литров в корпусе и клавиатуре, 2 литра в мониторе.

В мире моды тоже не обходятся без “черного золота”. При производстве 40 % всего текстиля, нефть активно используется в составе материалов. Особенно это касается функциональной немнущейся одежды.

Функциональная одежда — одежда для занятий какими-либо видами спорта либо специальная одежда для людей различных профессий. Она делается из синтетических материалов. Нефть в этой одежде присутствует в огромных количествах.

Вы все носите такую одежду: это горнолыжные костюмы, термобелье, флисовые кофты, все пуховики с синтетическим наполнителем, искусственные шубы, искусственные ткани, например, полиэстер.

Для производства нейлоновых колготок также активно применяются продукты нефтехимии.

Даже производство косметики не обходится без использования нефти. В мыло, например, добавляют продукты вторичной нефтепереработки, получаемые путем переработки сырой нефти. К таким же продуктам относятся помада, парфюм, вазелин и парафин. Из парафина, помимо свечей, делают и цветные парафиновые карандаши.

Сотовые телефоны изготовлены из материалов, 40 % которых получаются из продуктов нефтехимии.

Даже медицина не обошла нефтяную промышленность стороной. Одно из самых популярных лекарств — аспирин тоже имеет в своем составе нефть.

Жевательная резинка. Имея в своем составе полиэтиленовые и парафиновые смолы, лакомство также частично состоит из нефти.

Как мы видим, нефть — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. С помощью нее мы получаем тепло, водим машины, запускаем самолеты и подводные лодки, почти все синтетические продукты в наше время имеют компоненты нефти в своем составе (возьмите, к примеру, пластик, все моющие средства, краски и даже некоторые лекарства).

Наша жизнь без нефти? Пока это кажется невозможным. Ежегодно, например, Германия тратит 18 миллионов тонн нефти на производство синтетических тканей.

источник

Тема урока: «Полезные ископаемые» 1 урок

Школа: КГУ » Гимназия № 2″акимата города Рудного

ФИО учителя: Жила Ирина Васильевна

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Все учащиеся могут: осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых.

Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знают: обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Могут о босновать применение полезных ископаемых в жизни человека

Учащиеся могут: объяснять прочитанное, классифицировать.

Ключевые слова и фразы: месторождение, бассейн, горючие, рудные, нерудные.

Стиль языка, подходящий для диалога: групповая работа

учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица у каждого, стикеры, листы оценивания, дидактический материал, тетрадь ученика, рефлексия на доске, презентация к уроку.

Определение цели и задач урока.

Определение уровня знаний.

Эмоционально психологический настрой

Тренинг «Волшебный цветок»
Учитель держит в руках цветок с разноцветными лепестками( для деления на группы)
— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем друг другу всего хорошего на уроке.
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
Дети, передают друг другу «волшебный цветок» и говорят пожелания на урок, отрывают один лепесток.

-Оценочный лист с указанием всех заданий, которые нужно выполнить на уроке.

В парах проверить выполнение домашнего задания по критериям оценивания.

Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки:

— Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)

Без неё не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?

Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)

Из него медали льют и за подвиг, и за труд. И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)

— О чем сегодня мы на уроке будем говорить?

— Сформулируйте тему урока ( Полезные ископаемые)

— Давай те попробуем сформулировать задачи урока:

— Чтобы на уроке у нас всё получилось и все получили отличные оценки нам нужно прочитать с вами критерии успешности.

— Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю » (верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)

— Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

— Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

— Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

— Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

— Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

— Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

— Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

— Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

— Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?

— Вы уже много знаете о полезных ископаемых , а что ещё хотели бы узнать? — работа на листочках

(ответы детей вывешиваются на доску)

Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность.

С помощью цветных лепестков цветка происходит деление на 4 группы по 6 человек.

Учащиеся знакомятся, как будут оценивать свои знания.

Ученики отгадывают загадки.

Ученики сами формулируют задачи урока, что мы должны знать, уметь, чему научиться.

классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

Дети читают с доски критерии успешности.

1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.

2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.

3. Работать по контурной карте.

4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.

Учащиеся пишут свои ответы на вопросы и вывешивают на доску

Новые подходы в преподавании и обучении.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

(заполнение листа оценивания)

Формативное оцениванием- похвала.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей

Побуждение к осмыслению новой темы.

Закрепление. «Мозговой штурм»

Контроль и оценка успешности на уроке

» Полезные ископаемые» — работают в группе. презентуют свой Кластер.

Повторить правила работы в группе.

Презентация по теме » Полезные ископаемые Казахстана»

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Работа со статьёй учебника стр. 27 -29

Метод » ЗХУ» — чтение с пометками

Заполняют таблицу ( у каждого), презентуют классу, 1 человек от группы.

1. Полезные ископаемые . 1б

2. Три группы: рудные, нерудные, горючие. 1б

3. Способы добычи: шахта, карьер. 1б

Работа по карте Казахстана по плану группой.

Читайте также:  Полезно ли для волос хозяйственное мыло

1. Обвести контур Казахстана на контурной карте в рабочей тетради.(стр. 24-25)

2. Нанести условные знаки и подписать города- месторождения.

3. Рассказать всему классу.( 1 ученик от группы)

Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»

— Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

— Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

— А как отвечает нам природа?

— Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

Творческая работа составление » Синквейна» — по теме полезные ископаемые.

Заполнение Листов оценивания, подсчёт баллов.

Умею: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знаю обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научился отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

Учащиеся работают в группе, составляют кластер, презентуют его своим одноклассникам.

Учащиеся смотрят презентацию, задают вопросы по ходу.

Подготовленные ученики презентуют свой рассказ.

источник

урок в 4 классе Тема Нерудные полезные ископаемые.docx — Урок познание мира в 4 классе на тему: Нерудные полезные ископаемые

Тема: Нерудные полезные ископаемые
Цель обучения: Уметь объяснять свойства и признаки нерудных
полезных ископаемых.
Ожидаемый результат:
А. Ученик знает свойства, признаки, назначение, месторождение нерудных полезных
ископаемых.
В. Ученик умеет объяснить свойства, признаки, назначение, месторождение нерудных
полезных ископаемых;
С. Ученик умеет определять сходства и различия нерудных полезных ископаемых;
Ход урока
1.Орг.момент.
Психологический настрой
В школу мы пришли учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно
Слушаем внимательно
Какие правила работы в группе вы знаете?
2.проверка домашнего задания.
Мозговой штурм .
Просмотр презентации « Полезные ископаемые»
­ Что называется полезными ископаемыми?
­Как их добывают?
­Какие полезные ископаемые относятся к горючим?
­Какое самое главное их свойство?
Работа в группах
Дети подготавливают и дают характеристику горючему полезному ископаемому по
плану:
Название
Внешний вид
Основное свойство

Где и как добывают?
Что из него изготавливают?
Актуализация знаний.
Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки
Загадки
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать и играть.
(Песок)
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
(Соль)
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Этот мастер белый­белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (мел)
Я ­ твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень.
Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог(известняк)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
­Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные
ископаемые)
Ребята посмотрите на доску
презентации «Полезные ископаемые» ( нерудных полезных ископаемых)

что увидели в данном видео?
Перечислите…
Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим
разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на
некоторых нерудных полезных ископаемых.
­ Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).
­ Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое
самое важное для человека?
3.Работа над темой урока.
­ Работать мы будем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская
лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это
ископаемое самое важное.
Задание: прочитайте на листочках информацию про нерудных полезных ископаемых
гзаполните таблицу­ подсказку. Она пригодится вам для ответа.
название
использование
свойства
состав
№1. «Песок».
Я состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе,
можно встретить на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до
пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый,
красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой
продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я
образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и
другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я

незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в
литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок
широко применяем в строительстве.
№2. «Глина»
Я ­ твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета.
Используюсь в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают
кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, и из меня лепят
посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я ­
осадочная порода. Как и песок, образуюсь в результате выветривания различных
горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.
№3. «Известняк»
Я ­ твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень.
Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая
нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления
строительных растворов.
Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо
знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный
камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для
украшений зданий.
Образовался известняк из остатков крошечных и более крупных морских организмов.
Чаще всего это камень белого или светло­серого цвета, состоящий из мелких частичек,
скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его
поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
№4 «Гранит»
Я ­ очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное
свойство. Меня можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из
гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно­красного
цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек
любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц,
памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из­за того
что хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро;
делают памятники. Я состаю из кварца, слюды и полевого шпата.
Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит
состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые
являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти

составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных
регионах, в глубинах земли.
­ Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное
полезное ископаемое самое важное? (они все важны)
­ Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать
еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю
пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.
Прием «Чтение с пометками»
Что узнали нового?
Что вы считаете нужным узнать?
Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести
разметку текста
­ это я знал
+это новое для меня
! этим я удивлен
4.Работа в группах
Ребята сейчас узнаем кто слушал внимательно про другие нерудные полезные
ископаемые
Вам нужно будет составить три вопроса по своему полезному ископаемому
Метод « Ты­мне, я­ тебе»
1группа­«Песок».
2группа­«Глина»
3группа­«Известняк»
4группа­ Гранит
5.Рефлексия
Лесенка успеха
Верхняя все понимаю
Средняя понимаю но нужно ещё по работать
Нижняя­плохо понимаю новый материал
6.Д.З
Напишите рассказ, почему человек должен бережно охранять природные богатства.

источник

Краткосрочное планирование 4 класс

Познание мира. 2 четверть. 9.11

Нерудные полезные ископаемые.

Закрепить знания учащихся о полезных ископаемых, их применении, свойствах, способах добычи.

Развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

Развивать чувство патриотизма и гордости за свою страну;

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!

Доброму делу – доброе начало.

Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

Актуализация опорных знаний

В находке геолога много железа,

И тем она людям, конечно, полезна.

Среди ископаемых ценной всегда

Считалась добытая в шахте…

Чтоб сделать миску или вазу —

А теперь это топливо и удобрение.

Одну меня — не съешь никогда,

А без меня — не вкусна еда.

По какой теме будем работать?

1. Что называется полезным ископаемым?

2 На какие группы делятся полезные ископаемые?

3. Что такое месторождение? Бассейн?

5. На к группы делится руда?

6. Что такое обогащение руды?

3. Проверка домашнего задания

Б) Терминологический диктант

1 . густая масялнистая жидкость ,которая хорошо горит(нефть)

2. Как называется место добычи угля в шахте (забоем)

3. как называются коридоры, которые прорубают от ствола шахты?(штреки)

4. Какой вид угля не имеет блеска, легко крошится и выделяет меньше тепла?

5. какой уголь самый качественны выделяет много тепла. Чёрный, металлического блеска. Для выплавки металлов (антрацит)

6. Основные месторождения каменного угля в Казахстане? (близ Экибастуза и караганды)

7. Где был найден бурый уголь? Южный Каз. Около города Ленгер

8. Где расположены месторождения газа и нефти? Как называется это месторождение? (в Прикаспийской низменности и на полуострове Мангыстау.

9.Как называется самое крупное месторождение по добыче нефти и газаТенгизское мест.)

10. Как обозначается на карте нефть, газ, каменный уголь, бурый уголь?

Мотивация учебной деят. Сообщение темы и цели урока.

На флипчарте картинки с названиями полезных ископаемых

Ракушечник, каменная соль, известняк, асбест, фосфориты, мрамор, антрацит

-Определите тему и цель урока.

— Что вы уже знаете о нерудных полезных ископаемых?

Работа в группах по изучению нового материала

Каждая группа готовит выступление в виде таблицы, кластера и т.д. о полезном ископаемом нерудного происхождения, которые остались на доске. Используют учебник Алматыкитап и Атамура и информационные листы

Выступление группы готовят по плану:

Закрепление пройденного материала

Что нового узнали на уроке?

— Что было самым трудным на уроке?

Рефлексивно – оценочный этап

Каждый ученик на карточках пишет: Х – что было хорошего:

И – что было интересно; М – что мешало в работе; С – что взял с собой. Прикрепляют в таблицу.

Асбест. Освоение асбестовых месторождений связано с магматическими породами. Самые крупные месторождения находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Карагандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы асбеста залегают в рудных месторождениях Богетсай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Фосфориты. Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место в мире после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов (Чулактау, Аксай, Жанатас). По качеству и мощности эти месторождения не имеют себе равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.

Соль. На территории Казахстана сосредоточены огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов (соляных куполов) превышает 2 км. В некоторых пластах наряду с поваренной солью находятся калийные и другие соли. Кроме того, во многих соленых озерах Прикаспийской низменности, Западно-Сибирской равнины и других районов республики образуется самосадочная соль.

Мрамор в Казахстане можно встретить в юго-восточной и восточной части этой среднеазиатской страны. Наиболее крупные месторождения мрамора в Казахстане — Таскольское, Каратауское, Насынкольское, Акбастау-Кызылсайское, Тешиктасское.

Мини тест «Нерудные полезные ископаемые»

1.Нерудные полезные ископаемые:

А) Поваренная соль, гранит, газ. Б) Нефть, алмазы, песчаник С) Глина, песок, асбест.

2. О каком нерудном полезном ископаемом говорится в загадке:

«В воде родится, а воды боится»:

А) Известняк Б) Соль С) Глина.

А) Фосфорит Б) Асбест С) Гранит

4. Месторождение асбеста открыты в:

А) Карашыганах. Б) Жетыбай С) Жетыкара

А) Фосфорит Б) Асбест С) Гранит

6. Месторождение асбеста открыты в:

А) Карашыганах. Б) Жетыбай С) Жетыкара

7. Удивительное волокно, которое не горит, не пропускает ток. Из него изготавливают спецодежду для пожарных:

А) Каменное волокно Б) Горное волокно С) Асбестовое волокно

8. Горы, состоящие из этого вещества, кажутся особенно белыми:

А) Ракушечник Б) Мел С) Известняк

9. Какое свойство глины используют при изготовлении посуды:

А) Твердость Б) Водонепроницаемость С) Лёгкость

10. Самая твёрдая разновидность известняка:

А) Мел Б) Мрамор С) Ракушечник

11. Залежи (месторождение ) мрамора в Казахстане:

А) Центральные и Южные области Б) Северная часть Казахстана

источник

Источники:
  • http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-4-klass-3.html
  • http://www.metod-kopilka.ru/urok_po_poznaniyu_mira_dlya_4_klassa_poleznye_iskopaemye-2144.htm
  • http://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-poznaniie-mira-v-4-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaie.html
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-poznaniyu-mira-klass-poleznie-iskopaemie-urok-463789.html
  • http://znanio.ru/media/urok_poznanie_mira_v_4_klasse_na_temu_nerudnye_poleznye_iskopaemye-319824/355089
  • http://urokinachalki.ru/konspekt-uroka-po-poznaniyu-mira-v-klasse-nerudnie-poleznie-iskopaemie-3542.html