Меню Рубрики

Установление взаимосвязей между геологическим строением полезными ископаемыми и рельефом

Практическая работа № 8. «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми Донецкого края»

Урок 27. Практическая работа № 5. Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми Донецкой области.

Цель работы : — сформировать умения и навыки сопоставлять разные по содержанию карты атласа, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Донецкой области.

Повторить правила работы с тематическими картами (чтение легенды карты).

Повторить термины : рельеф, литосферные плиты, тектоническая структура, типы полезных ископаемых ( осадочные, магматические, метаморфические).

Повторить основные формы рельефа России и Донецкого края.

Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

По тектонической карте определить закономерности размещения полезных ископаемых в на территории Восточно-Европейской равнины и в Донецкой области . Запись в тетради в виде таблицы.

Проверить и оценить умение сопоставлять карты :« Тектоника и минеральные ресурсы Донбасса, России», «Рельеф Донецкого края и России» , объяснять выявленные закономерности.

Выявить закономерности размещения в Донецкой области угольной промышленности.

Сделать выводы взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Запись в тетради.

Определить, каким тектоническим структурам соответствует территория Восточно-Европейская равнина. Каково строение?

Определить какой форме рельефа соответствует данная структура.

Сделать вывод о зависимости рельефа от тектонических структур и геологического стpoeния земной коры. Выявленную закономерность объяснить .

По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы Донецкой области ». и «Физической карте Донецкого края и России» определить, какими полезными ископаемыми богата территория. Какие из них встречаются на платформах, какие в складчатых областях? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу, складчатым областям? Выявленную закономерность объяснить.

Оборудование: атлас, контурная карта (шаблон) Донецкой области, дополнительная информация.

Тип урока : практическая работа.

Актуализация знаний опорных знаний и умений:

Что такое платформа?( Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры). Какие формы рельефа соответствуют платформам? (Равнинные, платообразные).

Что такое складчатость? (Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.) Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам? (Горные страны, нагорья). Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхождения? (В результате разрушения и переноса веществ различного происхождения). Как образовывались полезные ископаемые магматического происхождения? (Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур).

Работа над понятиями (закрепление)

Из различных геологических образований, слагающих земную кору, ученые выделяют три главные формы: щиты, платформы и области складчатости.

Платформы – это жесткие, малоподвижные блоки земной коры, прошедшие длительный этап геологического развития, и имеющие трех ярусное строение. Платформы состоят из кристаллического фундамента (базальтовый и гранитно-гнейсовый слои) и осадочного чехла.

Щит – это выход фундамента платформы, сложенного кристаллическими породами, на поверхность. Щиты имеют округлую и выпуклую форму. Они возникли там, где платформа очень длительное время медленно поднималась.

Щиты являются устойчивыми участками суши, которые за истекшие периоды жизни Земли не опускались ниже уровня моря, почему и отсутствуют на них морские осадки. Из полезных ископаемых здесь распространены главным образом руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты.

К щитам примыкают платформы. Они, обычно, покрыты различными осадочными породами, покоящимися на древних кристаллических породах. Среди полезных ископаемых значительное распространение получают здесь залежи угля, нефти, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Но на платформах цветных и редких металлов, возникающих в связи с остыванием магматических масс, нет.

Горно-складчатые области характеризуются резким возрастанием мощности земной коры, формируются при столкновении литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.

III. Выполнение практической работы

4. Установите соответствие между тектоническими структурами и формами рельефа Донецкой области:

1) Донецкое складчатое сооружение; а) Приазовская низменность;

2) Украинский щит; б) Донецкий кряж;

3) Днепровско-Донецкая впадина; в) Приазовская возвышенность;

4) Склоны Украинского щита.

5.Используя тематические карты атласа, заполните таблицу:

Название тектонической структуры

Геологическое строение, полезные ископаемые

Донецкое складчатое сооружение – часть Восточно-Европейской платформы

Образовалось в эпоху герцинской складчатости, в мезозое и кайнозое проявлялись альпийские тектонические движения

Возвышенность, сильно расчленённая речными долинами – отроги Средне -Русской возвышенности

Сложен мезозойскими и палеозойскими отложениями.

Сланцы, песчаники, известняки

Донецкое складчатое сооружение

Приднепровско-Приазовская область платформы

Образовано осадочными, преимущественно палеозойскими отложениями, которые залегают на кристаллическом фундаменте (песчаники, известняки, гипс)

Состоит из метаморфических пород возрастом 3,5 – 1,6 млрд.лет

-Равнинный, однообразный и разнообразные формы рельефа, связанные с выходом коренных пород – Донецкий кряж

Возвышенность- волнистая поверхность с одинокими холмами-

В породах карбона заключены огромные залежи угля, каменной соли, гипса, ангидрита, красно-бурые глины и лёссовидные суглинки

Состоит из пород палеозойской эры –песчаников, известняков, сланцев, мергелей, мела. Имеются граниты и гнейсы

Склон украинского кристаллического щита

Это часть обширной Причерноморской равнины. В тектоническом отношении – это Азово-Причерноморская синеклиза.

Ровная поверхность, постепенно понижается в сторону Азовского моря-

Мезозойские и кайнозойские отложения: песчано-глинистые, известняки, ракушечник, красно-бурые глины

Вывод. Каковы закономерности во взаимосвязи: «тектоническая структура – рельеф – полезные ископаемые»?

( Области складчатости – горы – руды цветных и редких металлов, возникающие в связи с остыванием магматических масс. Платформы – равнины – уголь, нефть, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Щит – возвышенность – руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты).

IV .Домашнее задание : п.13 — разобрать итоговые вопросы .

источник

Формами рельефа и полезными ископаемыми

На территории Донецкого края

Цель работы: сформировать умения и навыки сопоставлять разные по содержаниюкарты атласа, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Донецкого края.

Источники знаний: атлас,контурная карта,дополнительная информация.

ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тектонические структуры –это закономерно повторяющиеся в земной коре формызалегания горных пород.

Платформы–это жесткие,малоподвижные блоки земной коры,прошедшиедлительный этап геологического развития, и имеющие трех ярусное строение. Платформы состоят из кристаллического фундамента (базальтовый и гранитно-гнейсовый слои) и осадочного чехла.

Щит–это выход фундамента платформы,сложенного кристаллическими породами,на поверхность. Щиты имеют округлую и выпуклую форму. Они возникли там, где платформа очень длительное время медленно поднималась.

Горно-складчатые области характеризуются резким возрастанием мощностиземной коры, формируются при столкновении литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.

Из различных геологических образований, слагающих земную кору, ученые выделяют три главные формы: щиты, платформы и области складчатости.

Щиты являются устойчивыми участками суши, которые за истекшие периоды развития Земли не опускались ниже уровня моря, почему и отсутствуют на них морские осадки. Из полезных ископаемых здесь распространены главным образом руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты.

К щитам примыкают платформы. Они, обычно, покрыты различными осадочными породами, покоящимися на древних кристаллических породах. Среди полезных ископаемых значительное распространение получают здесь залежи угля, нефти, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Но на платформах цветных и редких металлов, возникающих в связи с остыванием магматических масс, нет.

1. Установитесоответствие между тектоническими структурами и формами рельефаДонецкого края:

1) Донецкое складчатое сооружение; а) Приазовская низменность;
2) Украинский щит; б) Донецкий кряж;
3) Днепровско-Донецкая впадина; в) Приазовская возвышенность;

4) Склоны Украинского щита.

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края

2. Заполнитепропуски:

Платформам в рельефе соответствуют – ________________ и ________________, складчатым областям – ____________________, плитам – ______________________, щитам – ____________________.

Поверхность нашего региона формировалась на протяжении

Чем глубже от поверхности лежат породы, тем они ______________________, а слои пород на поверхности земли самые ________________________.

На территории нашего края распространены ________________________ горные породы.

3.Пользуясь геохронологической таблицей, определите суммарную толщину (м) горных пород палеозойского возраста.

Порода Геологический период Толщина (м)
Песок Палеогеновый
Известняк Юрский
Уголь Каменноугольный

4. Сравнитетектоническую структуру юго-западной и северной частей области.

5. Нанеситена контурную карту границы тектонических структур Донецкого края,подпишите эти структуры и формы рельефа, которые им соответствуют.

6. Нанеситена карту с помощью условных обозначений места расположенияполезных ископаемых Донецкого края в соответствии с тектоническими структурами и формами рельефа.

7. Определите,на какой тектонической структуре находится ваш населенный пункт,подпишите его на карте.

8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края

8. Закончителогические цепочки:

Подвижные участки земной коры Устойчивые участки земной коры
Границы литосферных плит ___________________________
В образовании рельефа преобладают В образовании рельефа преобладают
процессы: процессы:
______________________________ ______________________________

9.Используя тематические карты атласа, заполните таблицу:

Название Особенности Название Геологическое
тектонической формы рельефа строение, полезные
структуры ископаемые
Донецкое Образовалось в эпоху Донецкий кряж Образовано
складчатое герцинской осадочными,
сооружение складчатости, в преимущественно
мезозое и кайнозое палеозойскими
проявлялись альпийские отложениями,
тектонические которые залегают на
движения кристаллическом
фундаменте
(песчаники, известняки,
гипс)
Приазовская
возвышенность
Приазовская
низменность

8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

10.Как вы считаете, характерны ли для Донецкого края ледниковые формы рельефа? Связанны ли ледниковые формы рельефа с тектоническим строением?

источник

Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми. Практическая работа:

Название Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми. Практическая работа:
Дата публикации 29.05.2013
Размер 43.34 Kb.
Тип Урок

litcey.ru > География > Урок

Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”

Задачи работы:

  1. углубление умений комплексной работы с картами;
  2. формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”
  3. углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.

Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”).

После ознакомления учащихся с задачами урока, вспоминаем общий блок теоретической части по этой теме из курса VII класса.

Вспоминаем терминологию по этой теме, с которой уже встретились в данной теме в VIII классе. Среди них – “тектоника”. Что это такое?

Сравниваем “тектоническую карту” из атласа VIII класса и “Строение земной коры” из атласа VII класса. Прослеживаем аналогию и новые элементы легенды.

Для выполнения поставленных задач делаем заготовку таблицы.

территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые

Чтобы учащимся было легче сделать вывод, то есть установить закономерности, имеет смысл сначала исследовать несколько равнин (результаты занести в таблицу), а потом – гор.

Для усиления акцентов, необходимых в конце урока, по каждой форме рельефа заполняем весь столбец по тектоническим структурам, а потом – аналогично – по полезным ископаемым.

На последнем этапе эмпирического уровня имеем заполненную таблицу

Территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые
Восточно-европейская равнина Равнина Восточно-Европейская платформа Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
Западно-Сибирская низменность Равнина Плита молодой платформы Нефть, газ, соль
Кавказ Горы складчатость (заполнить самостоятельно)
Урал горы складчатость (заполнить самостоятельно)

^ II уровень – теоретический.

Итак, делаем вывод (который сначала проговаривается, а по мере необходимости в менее подготовленных классах записывается в виде цепочки. Например:

Оформляем его в виде модуля.

На этом этапе поощряются наиболее активные ученики.

^ III. Заключительный (рефлексия).

1) Как по-вашему мнению вы усвоили материал:

А) всё понял, могу объяснить другим,
Б) понял, но объяснить могу с помощью учителя,
В) не понял.

2) Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная Аномалия? (железная руда обнаружена в кристаллическом фундаменте, который близко подходит к поверхности)

3) Почему в предгорьях Урала – крупные месторождения нефти и газа? (краевой прогиб – толща осадочных пород – горючие полезные ископаемые).

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.

Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.

источник

РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ

ТЕМА 4. МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ

УРОК 18. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема. Практическая работа № 3. Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Учебная цель: повторить и систематизировать знания о взаимосвязи тектонического строения, геологического строения, палеогеографических условий развития, форм рельефа и полезных ископаемых; выявить закономерности в распространении горных пород и форм рельефа по территории Украины; усовершенствовать умения и навыки аналитической работы с тематическими картами.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний, совершенствования умений и навыков.

Оборудование: учебник, атлас, физическая, тектоническая, геологическая, полезных ископаемых карты Украины, контурные карты.

Опорные и базовые понятия: тектонические структуры, геологическое строение, палеогеографические условия развития, полезные ископаемые, генетические и местные формы рельефа.

Географическая номенклатура: все объекты изучены в течение темам «Тектонические структуры», «Геологическое строение», «Рельеф. Геоморфологическое строение», «Минерально-сырьевые ресурсы».

I . Организационный момент

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Мы изучали сложный материал о образования поверхности земной коры в пределах территории Украины. Процессы, которые происходят в недрах земной коры и на ее поверхности, вполне логичны и закономерны. Зная эти законы, можно объяснить формирование особенностей любой территории нашей планеты. Это нужно не столько для удовлетворения нашей любознательности, сколько для выполнения вполне практичных задач, например, поиска полезных ископаемых, выявление зон возможных землетрясений, предотвращения вредных для хозяйственной деятельности человека проявлений рельефообразующих процессов, обоснованию мест строительства определенных объектов и тому подобное. Во время выполнения практической работы мы повторим основные положения изученных тем, систематизируем полученные знания и обобщим эти самые закономерности на примерах территории Украины.

III . Воспроизведение и корректировка опорных знаний

• В пределах которых крупных тектонических структур расположена территория Украины? Назовите меньшие части в их составе. Характерные особенности названных структур?

• Назовите и покажите на карте основные (генетические) формы рельефа на территории Украины.

• Породы которых геологических периодов наиболее распространены по территории страны (без учета четвертичных отложений)? Которые палеогеографические условия наблюдались в то время?

• Какие самые распространенные горные породы сформировались в последний четвертичный период? Какое значение для этого имели древние ледники?

• Какие три основных вида деятельности выполняют экзогенные силы на поверхности земной коры? В каких местностях наиболее распространен тот или иной вид?

• Перечислите процессы, которые осложняют поверхность основных форм рельефа Украины, образуя местные формы.

• Назовите группы полезных ископаемых, которые разведаны или перспективные для разведки в пределах Украины. Какие они по происхождению? Покажите на карте основные районы их залегания.

IV . Обобщение и систематизация знаний

• Назовите имеющиеся в классе источники информации, по которым можно получить максимально полную и доступную информацию для обобщения знаний, полученных по изученным темам. Какие методы умственной деятельности (смотри урок 1) вы будете использовать?

• Предложите способ обобщенная вами информация будет иметь систематизированный вид и даст вам возможность выявить и сформулировать закономерности формирования, развития, расположения поверхности земной коры и полезных ископаемых в пределах Украины.

При наличии интересных идей авторам и ученикам, что разделяют их, дать возможность реализовать предложения. Другим учащимся предлагается заполнить систематизуючу таблицу.

источник

Рельеф Земли очень разнообразен. Основные формы это равнины и горы. На расположение форм рельефа влияют литосферные плиты. В местах стыков литосферных плит на суше образуются горы, в воде хребты и подводные желоба.Расположение полезных ископаемых тесно связаны с геологическим строением рельефа. В областях, где проявлена магматическая деятельность, преобладают магматические породы. Полезные ископаемые платформ связаны с их осадочным чехлом. На дне морей, озер накапливаются органические остатки, которые превращаются в нефть, газ, бурый,каменный уголь и др. Для каждого геологического периода характерны определенные условия, наиболее благоприятные для образования полезных ископаемых.

Южная Америка географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.
Австралия географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.
Антарктида географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.

способствует бесперебойному снабжению предприятия
металлом.?

Почему на северо-западе Псковской области много болот и заболоченных
земель?

Укажите особенность сельского хозяйства Ярославской области, благодаря
которой будет обеспечено снабжение предприятия сырьём.

2. Расскажите о типичной погоде экваториального климата и тропического климата. Как проявляется связь между температурой воздуха, влажностью, видом и количеством осадков? Как это отражается на природе материка?

3. Литосферные плиты и их движение. Назовите основные положения теории литосферных плит и проиллюстрируйте их примерами.

4. Реки и озера материка Африка. Особенности речных долин и водного режима

. 5. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков у поверхности Земли.

6. Австралия. ГП, рельеф и полезные ископаемые, климат, природа. По каким признакам природа Австралии отличается от природы Африки?

7. Антарктида. ГП, рельеф, климат, природа, воды. Назовите не менее пяти признаков, по которым об Антарктиде можно сказать: «Антарктида самый, самый…».

8. Северная Америка. Внутренние воды, природа. Как на питании и режиме рек отражается их положение в разных климатических поясах? Приведите примеры.

9. Воздушные массы. Пассаты. Западные ветры. Типы воздушных масс.

10. Южная Америка. Расскажите о полезных ископаемых материка. Как связано происхождение полезных ископаемых и строение материка?

11. На примере Южной Америки расскажите о роли рельефа, господствующих ветров и морских течений в формировании климатических условий.

12. Тихий океан, Индийский океан. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан ГП, рельеф дна, климат, течения, природные богатства.

13. Северная Америка. Равнинный Восток. Горный Запад. Полезные ископаемые.

14. Основные климатообразующие факторы. Расскажите об одной из природных зон Северной Америки. Приведите примеры приспособления растений и животных к природным условиям этой зоны.

15. Евразия. Разнообразие рельефа, его причины (внутренние и внешние). Полезные иcкопаемые.

16. Какие климатические факторы формируют климат Евразии? Как проявляется влияние каждого из них?

17. Мировой океан. Свойства вод Мирового океана. Поверхностные течения.

18. Африка. Географическое положение, рельеф, климат, природные зоны.

19. Географическая оболочка. Круговорот веществ и энергии.

20. Природные комплексы. Географическая зональность

21. Природные зоны Евразии. Какие живые организмы приспособились к природным условиям Евразии

22. Какие материки лежат только в северном полушарии, в южном, и в южном и в северном?

23. Какие материки и океаны пересекает экватор, какие начальный меридиан? РЕШИТЕ ПОЖАААЛУСТА, СРОЧНО НАДО.

заполните таблицу тектонические структуры формы рельефа полезные залегающие в основании ископаемые территории

1. Где находится террия
2. К какой тектонической структуре приурочена
3. Какого возраста породы слагают территорию и как они залегают
4. Как это отразилось на рельефе
5. Как изменяются высоты по территории
6. Где находятся и чему равны минимальные и максимальные высоты
7. Чем обусловлено современное высотное положение территории
8. Какие внешние процессы участвовали в формировании рельефа
9. Какие формы созданны каждым процессом и где они размещены, почему
10. Какие полезные ископаемые и почему распространены на равнине, как они размещены

источник

Цели и задачи урока:

Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых. Показать практическое применение полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.

Оборудование: Карты: физическая, тектоническая; коллекция полезных ископаемых, картины (добыча нефти, угля), формы для декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и углем, мультимедийный комплекс.

Учитель: Сегодня у нас бинарный урок по географии и технологии.

1) Фронтальное повторение терминов

2) Показать знание расположения крупных форм рельефа по их описанию (работа с картой)

– Горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”. (Уральские.)

– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)

– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)

– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)

– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)

– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)

– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)

– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)

– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)

– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)

– Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии (Русская или Восточно – Европейская равнина)

– Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер (Западно-Сибирская равнина).

– Самые высокие горы России (Кавказ).

– Возвышенная равнина, расположенная между реками Енисей и Леной (Среднесибирское плоскогорье).

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель географии. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Тема: Полезные и красивые ископаемые России (слайд. См. Приложение 1).

Цель: изучить полезные ископаемые России и показать их применение в прикладном искусстве.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве (слайд).

В земной коре залегают полезные ископаемые. Это минералы и горные породы, которые используются в хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию горных пород и минералов в 6 классе, давайте вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также полезные ископаемые различают по составу и особенностям использования Схема (слайд)

Учитель географии. Горючие и неметаллические полезные ископаемые залегают в осадочных породах и наиболее характерны для платформ. Это нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие рудных месторождений на платформах. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Рассмотрев местонахождения полезных ископаемых мы найдем этому подтверждение (примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова, КМА)

В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых, т.е металлические. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель географии. Мы с вами на предыдущих уроках заполняли таблицу, где указывали: форма рельефа – тектоническая структура – полезные ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили, сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на каких территориях залегают. И сделаем вывод. Работа с таблицей, интерактивной картой, презентацией. (слайд)

Таблица
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа Тектонические структуры Полезные ископаемые
Восточно-Европейская равнина
Прикаспийская низменность
Восточно-Европейская платформа Нефть, уголь, фосфориты, гипс
Калийные соли, поваренная соль
Западно — Сибирская равнина Западно-Сибирская плита (молодая платформа) Нефть, газ, уголь
Среднесибирское плоскогорье Сибирская платформа алмазы, уголь
Горы Хибины Балтийский щит железные, алюминиевые и молибденовые руды
Алданское нагорье
Среднерусская возвышенность
Алданский щит
Воронежский массив
молибденовые руды, золото, железная руда
Плато Путорана Анабарский щит Медные и никелевые руды
Горы Урала Область герцинской складчатости железная, медная, алюминиевая, титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор
Горы Кавказа Область кайнозойской складчатости вольфрамовые, молибденовые, медные руды
Срединный хребет Область кайнозойской складчатости Медные и никелевые руды
Восточный Саян Область байкальской складчатости железная руда
Западный Саян Область герцинской и каледонской складчатости молибденовые и железные руда
Алтай Область герцинской и каледонской складчатости Цинковые, свинцовые, вольфрамовые, медные руды

Вывод: Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В складчатых областях находятся месторождения рудных ископаемых, также наличие рудных месторождений приурочены к щитам.

По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых. Учитель показывает на карте полезных ископаемых, в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Месторождение – это скопление полезных ископаемых. (слайд)

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (слайд)

Меры по сбережению полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – важнейшие природные богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование.

Как бы могущественны ни были глубинные силы Земли, но не только они создают рельеф земной поверхности. В природе одновременно действуют многие другие, не менее могучие и активные внешние силы, источниками, энергии которых служат Солнце и космос. Как только вершина гор поднимаются хоть немного над уровнем океана, на них начинают действовать морские волны и ветры, холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год они разрушали и расчленяли поднимающийся свод гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и податливые породы.

Без преувеличения можно сказать, что вся красота горных вершин, утесов, ущелий Кавказа, Урала, Алтая создана разрушительными силами. Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают долину, используя, прежде всего направление трещин. Дикая и величественная картина предстает перед глазами путника.

Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет их разрушение, тем больше рыхлого материала сносится с них и откладывается в предгорных прогибах и морях так образовываются обломочные горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).

В начале урока я сказала, что ископаемые называются полезные – потому что, служат человеку. Они обеспечивают развитие черной и цветной металлургии, топливной, химической, пищевой, легкой промышленности. Используются для строительства мостов, дорог, производства кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не может обойтись без удобрений и топлива.

Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)

Красота без доброты умирает невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН (слайд)

Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров; символов власти, предметов культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных украшений. Изделия с драгоценными и поделочными камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)

Читайте также:  Вкусные полезные и простые рецепты

На прошлом уроке вам было дано самостоятельное творческое задание по теме: “Изделия, в которых используются горные породы и минералы”. Прошу сейчас представить свою работу.

Ученик 1. В 1719 по указу Петра I был создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации, государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков (слайд)

Экспозиция включает в себя два зала: исторический, в котором представлены предметы, принадлежавшие членам российской императорской семьи, и современный, где экспонируются самые большие слитки золота и платины, найденные в России, алмазы-гиганты и современные ювелирные изделия.

Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона Российской империи, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5 тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в мире корона (слайд)

Вмонтированный в золотой браслет плоский портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв. (алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров, александритов,); (слайд) полудрагоценных и поделочных камней(слайд)

Ученик 2. В искусстве применяются не только драгоценные и поделочные камни, но и глина (слайд)

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.

Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика.

Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз, украшенные искусными цветочными узорами (слайд)

Читайте также:  Чем полезен хрен и как его заготовить на зиму

Ученик 3. Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (слайд)

МАЙОЛИКА — это вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова в Москве. (слайд)

В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду, а в конце того же 17 в. освоили изготовление “муравленой” (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: “. во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”.

Ученик 4. Один из русский художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел семейную организацию – игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Для их производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.

Учитель технологии: В прикладном искусстве современного мира, песок используется в необычной технике под названием “Стенд Арт”, в которой применяются новые технологии. Обратите внимание на экран. (слайд)

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!

Сегодня мы с вами изготовим изделия декорированные песком, солью и углём.

– Для этого необходимо взять любую стеклянную форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)

– Нанести тонкой линией клей. (слайд)

– Посыпать солью, песком или углем. (слайд)

– Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)

Повторение техники безопасности.

Но прежде чем приступить, к ее выполнению необходимо повторить технику безопасности. Я говорю предложение, а вы отвечаете “да” или “нет”

  1. Работу начинать только с разрешения учителя. (Да.)
  2. При порезе промыть рану водой. (Нет.)
  3. Почему?
  4. При необходимости можно самостоятельно менять рабочее место. (Нет.)
  5. От правильной организации рабочего места зависит качество вашей работы. (Да.)
  6. Со стола можно сдуть соль или уголь. (Нет.)
  7. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. (Да.)
  8. Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. (Нет.)
  9. Не разговаривать во время работы. (Да.)
  10. После окончания работы убирать рабочее место. (Да.)

Вывод: вовремя практических работ необходимо соблюдать технику безопасности, следовать строго по инструкции во избежание каких либо травм, слушать объяснения учителя и аккуратно выполнять задание.

Релаксация. А теперь спокойно сядьте, закройте глаза, послушайте музыку и придумайте, рисунок, который вы сделаете с помощью песка, соли или угля (музыкальное сопровождение)

Откройте глаза и приступайте к работе!

У кого готова работа можете представить ее на нашей выставке.

Сегодня на уроке вы хорошо отвечали по географии, отлично работали на уроке технологии, узнали, что Россия богата полезными ископаемыми. Они не только дают свет и тепло, но и уют и красоту вашему дому.

источник

Помогите
Установите взаимосвязь между рельефом геологическим строением и полезными ископаемыми северной Америки

Геологическая структура имеет первостепенное значение для формирования тех или иных минеральных ресурсов. Благодаря особому строению, полезные ископаемые Северной Америки находятся практически на всей территории материка. В районе Канадского щита расположены значительные месторождения урановых и железных руд, молибдена, никеля, меди. В прибрежных низменностях, а также в Кордильерах и на Аляске находятся запасы горючих ископаемых. Здесь добывают такие полезные ископаемые Северной Америки как нефть и природный газ. В центральных районах и впадинах Аппалачей находятся месторождения каменного угля. В Кордильерах расположены различные осадочные и магматические полезные ископаемые, например, золото, руды цветных металлов, ртуть. Крупные месторождения фосфоритов находятся на полуострове под названием Флорида.

По особенностям строения поверхности Северную Америку можно разделить на три региона. Равнинами занята северная и центральные части материка, на юго-востоке расположены горы Аппалачи, на западе протянулись горные сооружения Кордильер.
Равнины материка сформировались на древней Северо-Американской платформе. Северная часть равнин расположена в пределах Канадского щита. Западная и южная границы щита хорошо выражены в рельефе: они окаймлены цепочкой озер на территории Канады и по границе Канады и США. Эта часть равнин, несколько раз подвергалась оледенению, последнее из них закончилось 10-11 тыс. лет назад. Здесь сохранились формы рельефа, образованные древним покровным ледником: сглаженные холмы и гряды, котловины выпахивания, большая часть которых заполнена озерами.
В северной части Центральных равнин, также подвергшейся оледенению, сохранились моренные холмы и гряды; юг равнин сильно расчленен речными долинами, оврагами и балками.
К западу от Центральных равнин, перед Кордильерами располагаются обширные Великие равнины. Они образовались на западном краю платформы, которая вовлекалась в поднятия при образовании Скалистых гор.
Недра Северной Америки содержат большие запасы разнообразных полезных ископаемых. Их распределение по территории материка тесно связано с геологическим строением. На Канадском щите и в местах близкого залегания кристаллических пород фундамента платформы сосредоточены руды черных и цветных металлов, урана, никеля, золота. Крупнейший железорудный район расположен к северу и западу от озера Верхнего. Значительные месторождения урановых руд сосредоточены в Канаде, в районе Большого Медвежьего озера. Важнейшие месторождения никеля приурочены к западной окраине Канадского щита
. Во впадинах платформы, заполненных осадочными породами, накопились значительные запасы топливно-энергетического минерального сырья. Наиболее богатые нефтеносные районы находятся на побережье и шельфе Мексиканского залива, на Великих равнинах, а также на Аляске — в межгорных прогибах Кордильер, и на шельфе Северного Ледовитого океана. Значительные запасы каменного угля сосредоточены в предгорном прогибе и межгорных долинах Аппалачей, а также у подножия Скалистых гор в Канаде. На полуострове Флорида богатые залежи фосфоритов. В Кордильерах сосредоточены преимущественно месторождения цветных металлов: меди, свинца и цинка, серебра. На плато Колорадо, на территории США, найдены комплексные руды, где наряду с большим содержанием урана отмечается добыча ванадия. Северная Америка особенно богата запасами нефти и природного газа, каменного угля, железных, никелевых и урановых руд, фосфоритов. Страны Северной Америки хорошо обеспечены собственным минеральным сырьем для развития основных отраслей промышленного производства.

источник

Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми. Практическая работа:

Название Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми. Практическая работа:
Дата публикации 29.05.2013
Размер 43.34 Kb.
Тип Урок

litcey.ru > География > Урок

Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”

Задачи работы:

  1. углубление умений комплексной работы с картами;
  2. формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”
  3. углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.

Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”).

После ознакомления учащихся с задачами урока, вспоминаем общий блок теоретической части по этой теме из курса VII класса.

Вспоминаем терминологию по этой теме, с которой уже встретились в данной теме в VIII классе. Среди них – “тектоника”. Что это такое?

Сравниваем “тектоническую карту” из атласа VIII класса и “Строение земной коры” из атласа VII класса. Прослеживаем аналогию и новые элементы легенды.

Для выполнения поставленных задач делаем заготовку таблицы.

территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые

Чтобы учащимся было легче сделать вывод, то есть установить закономерности, имеет смысл сначала исследовать несколько равнин (результаты занести в таблицу), а потом – гор.

Для усиления акцентов, необходимых в конце урока, по каждой форме рельефа заполняем весь столбец по тектоническим структурам, а потом – аналогично – по полезным ископаемым.

На последнем этапе эмпирического уровня имеем заполненную таблицу

Территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые
Восточно-европейская равнина Равнина Восточно-Европейская платформа Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
Западно-Сибирская низменность Равнина Плита молодой платформы Нефть, газ, соль
Кавказ Горы складчатость (заполнить самостоятельно)
Урал горы складчатость (заполнить самостоятельно)

^ II уровень – теоретический.

Итак, делаем вывод (который сначала проговаривается, а по мере необходимости в менее подготовленных классах записывается в виде цепочки. Например:

Оформляем его в виде модуля.

На этом этапе поощряются наиболее активные ученики.

^ III. Заключительный (рефлексия).

1) Как по-вашему мнению вы усвоили материал:

А) всё понял, могу объяснить другим,
Б) понял, но объяснить могу с помощью учителя,
В) не понял.

2) Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная Аномалия? (железная руда обнаружена в кристаллическом фундаменте, который близко подходит к поверхности)

3) Почему в предгорьях Урала – крупные месторождения нефти и газа? (краевой прогиб – толща осадочных пород – горючие полезные ископаемые).

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.

Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.

источник

Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины»

Название Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины»
Дата публикации 11.02.2014
Размер 110.3 Kb.
Тип Урок

uchebilka.ru > География > Урок

Читайте также:  Каштан мед полезные свойства и противопоказания

Макеевская общеобразовательная школа I – III ступеней № 18

Макеевского городского совета

Методическая разработка урока географии по теме

«Практическая работа № 3. Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины»

Предмет. Физическая география Украины.

Раздел ІІ. Общая характеристика природных условий и природных ресурсов Украины.

Тема урока. Практическая работа № 3 «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины».

^ Цель урока : закрепить знания о закономерностях распространения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Украины; усовершенствовать умения и навыки сопоставлять различные по содержанию карты, выявлять взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми, делать выводы; углубить понимание путей практического применения полученных знаний; пробудить интерес к творческой деятельности в условиях практической работы.

^ Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

Оборудование: физическая карта Украины, тематична карта «Геологическое строение и полезные ископаемые», картина «Геологическое строение платформенного и геосинклинального участков земной коры», учебники географии для 8 класса (В.Ю. Пестушко, А.Ш.Уварова. – К.: Генеза, 2008), географические атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийный проектор, экран, контрольные листы, поощрительные карточки.

І. Организационный момент 3 мин

ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности 3 мин

ІІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 17 мин

ІV. Этап применения знаний, умений и навыков учащихся 15 мин

V. Подведение итогов. Рефлексия 5 мин

VІ. Домашнее задание 2 мин
Ход урока

Сообщение темы урока. Постановка цели, задач урока совместно с учащимися. Определение ожидаемого результата.
ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Учитель. Мы изучали материал об образовании поверхности земной коры в пределах территории Украины. Процессы, которые происходят в недрах земной коры и на ее поверхности, вполне логичны и закономерны. Зная эти законы, можно объяснить формирование особенностей любой территории нашей планеты. Это нужно не столько для удовлетворения нашего любопытства, сколько для выполнения практических задач.

^ Интерактивный прием «Микрофон».

Учитель. Приведите примеры практического применения полученных знаний в ходе изучения тем: «Тектонические структуры», «Геологическое строение», «Рельеф. Геоморфологическое строение», «Минерально-сырьевые ресурсы».

^ Предполагаемые ответы учащихся: поиск полезных ископаемых, выявление зон возможных землетрясений, предотвращение неблагоприятных для сельского хозяйства проявлений рельефообразующих процессов, обоснование мест строительства определенных объектов, прокладка путей сообщения и т.д.

Учитель. Во время выполнения практической работы мы повторим основные положения изученных тем, систематизируем и обобщим полученные знания, выявим взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины.

^ Интерактивный прием «Удивляй».

Учитель сообщает интересные факты, касающиеся землетрясений на платформах, в Крыму:

— по количеству и разнообразию основных тектонических структур, которые сталкиваются на территории Украины, наша страна является лидером среди европейских государств.

— с ІV в. до н.э. и до наших дней в Крыму зафиксировано около 80 сильных землетрясений.

^ Землетрясения на платформах.

Несмотря на стабильность фундамента платформы, иногда в его глубинных разломах происходит смещение пластов. Это вызывает местные землетрясения силой до 5 баллов в эпицентре. В частности, в 2002 г. эпицентр такого землетрясения находился в поселке Микулинцы на Тернопольщине, а в 2007 г. — в г. Кривом Роге.

В 1927 г. в Крыму произошли два землетрясения, повлекшие разрушения на побережье от Севастополя до Феодосии. В частности разрушилась часть скалы под известным дворцом «Ласточкино гнездо». С тех пор разрушительных землетрясений не было. Однако чувствительные сейсмические приборы ежегодно фиксируют десятки слабых толчков. Большинство их эпицентров находится в Черном море между Ялтой и Гурфузом на глубине от 10 до 40 км под дном — там, где плита Черноморской впадины погружается под континентальную земную кору.
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

  1. ^ Проверка знаний опорных понятий изученных тем.

Определите понятия и запишите на контрольных листах ответы:

1) одна из геологических наук, изучающая строение и движение литосферы …

2) равнинная территория земной поверхности с абсолютными высотами от 200 до 500 м …

3) относительно устойчивый участок земной коры, который образован кристаллическим фундаментом и осадочным чехлом …

4) часть платформы, в пределах которой кристаллический фундамент выходит на поверхность …

5) часть платформы, которая перекрыта мощным (более 500 м) чехлом осадочных пород

6) это большие участки земной поверхности, высоко поднятые над прилегающей равнинной территорией, со значительными перепадами высот и расчлененным рельефом …

Проведение самопроверки знаний учащихся.

  1. Игра «Верю – не верю».

В ходе фронтального опроса учащимся необходимо не только ответить на вопрос: «Верю или не верю», но и обосновать свой ответ. За полный правильный ответ учащийся получает поощрительную карточку.

    Верите ли вы, что в пределах платформы происходят интенсивные тектонические движения?

    Верите ли вы, что часть территории Украины принадлежит к Альпийскому складчатому поясу?

    Верите ли вы, что фундамент Украинского щита перекрыт мощным чехлом осадочных пород?

    Верите ли вы, что территория Украины расположена в пределах одной платформы?

    Верите ли вы, что в Крымских горах могут возникать землетрясения?

    Верите ли вы, что расположение основных форм рельефа в значительной мере зависят от тектонического строения территории?

  1. ^ Интерактивный прием «Картографический практикум».

Учитель. Большая часть территории Украины расположена в пределах древней Восточно-Европейской платформы, но в ее составе выделяют более мелкие образования, знание размещения которых мы проверим в ходе картографического практикума.

Расположите названия тектонических структур в направлении с запада на восток:

1. Волыно – Подольская плита

  1. Донецкое складчатое сооружение
  2. Украинский щит
  3. Днепровско – Донецкая впадина

Ответ: Волыно — Подольская плита, Украинский щит, Днепровско — Донецкая впадина, Донецкое складчатое сооружение. Ответ учащегося сопровождается показом тектонических структур на карте.

  1. ^ Интерактивный прием «Географический практикум».

Учитель. Поверхность Украины формировалась в течение многих геологических эпох. На ее развитие повлияли эндогенные и экзогенные процессы, хозяйственная деятельность человека. Поэтому рельеф Украины достаточно разнообразен. Давайте вспомним из каких основных форм он состоит.

Задание: необходимо заполнить общую схему рельефа.
Рельеф Украины

? 95% ? 5%
? (?%) ? (?%) ? (?%) ? (?%)
Ответ: 95% — равнины: 70% — низменности, 25% — возвышенности;

5% — гори: 4% — Карпаты, 1% — Крымские горы.

  1. ^ Интерактивный прием«Отгадай меня».

Учитель по краткому описанию определенной низменности или возвышенности предлагает установить их названия и показать на карте.
1. Я нахожусь на севере Украины, а называют меня … (Полесская низменность)

2. А мы расположены между Днестром и Днепром, а зовут нас …
(Подольская и Приднепровская возвышенности)

3. Найди меня в Черновицкой области, здесь находится высшая точка равнинной части Украины — гора Берда, а зовут меня … (Хотинская возвышенность)

4. Я простираюсь на Левобережье, в среднем и нижнем течении Днепра, а зовут меня … (Приднепровская низменность)
5. А я расположена на юге, мои берега омывает Черное море, а имя мое . (Причерноморская низменность)

6. Южный берег Крыма отделяет нас от моря, а зовут нас …
(Крымские горы)

  1. Интерактивный прием «Ошибка картографа».

Учащимся предлагаются индивидуальные картосхемы, выполненные на контурних картах, на которых правильно и неправильно обозначены бассейны и основные районы распространения полезных ископаемых.

Задание заключается в том, чтобы исправить ошибки. После чего учащиеся в парах обмениваются контурными картами, подписывают названия месторождений полезных ископаемых, отмеченных правильно. Затем опять обмениваются контурными картами и проводять взаимопроверку работ.

  1. ^ Географическая физкультминутка.

Учитель просит учащихся встать, занять исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

  1. Проверка знаний размещения тектонических структур на территории Украины.

Учитель называет тектоническую структуру, учащиеся выполняют повороты вправо или влево в зависимости от того, где расположена данная тектоническая структура по отношению к реке Днепр: к востоку или к западу от нее.

— Воронежский кристаллический массив;

2. Проверка знаний форм рельефа.

Учитель говорит название формы рельефа, учащиеся поднимают руки вверх, если это возвышенность или приседают, если названа низменность.

3. Проверка знаний условных знаков полезных ископаемых.

Учитель предлагает выполнить зарядку для глаз, «рисуя глазами» условные знаки полезных ископаемых:

Учитель также предлагает «нарисовать носом» условные знаки полезных ископаемых:

— ртутные руды.
IV. Этап применения знаний, умений и навыков учащихся

  1. ^ Интерактивный приём «Три предложения».

Учащиеся работают по группам рядами, используя карты атласа, материал учебника, составляют выводы. Представитель каждой группы тремя предложениями характеризует особенности:

учащийся І ряда — тектонического строения территории Украины;

учащийся II ряда — рельефа Украины;

учащийся IIІ ряда — размещения основных районов полезных ископаемых.

  1. ^ Интерактивный прием «Подбери пару».

Учитель. Установите соответствие между названиями тектонических структур и формами рельефа.

1. Среднерусская возвышенность

3. Северокрымская низменность

Г. Воронежский кристаллический массив

4. Приднепровская возвышенность

Д. Донецкое складчатое сооружение

Е. Причерноморская впадина

Ж. Альпийская складчатая область

7. Причерноморская низменность

Проведение самопроверки знаний учащихся.
Ответ: а-4, б-3, в-2, г-1, д-6, е-7, ж-5

  1. Прием «Географическая лаборатория».

Учитель. Сопоставьте тектоническую карту с физической и картой полезных ископаемых. Заполните таблицу. Определите:

а) какие формы рельефа преобладают в пределах основных тектонических структур;

б) к каким тектоническим структурам приурочены месторождения основных полезных ископаемых.

^ Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые
Приднепровская и Приазовская возвышенность
Днепровско-Донецкая впадина Донецкий каменноугольный бассейн

^ Закончите цепочки причинно-следственных связей:

Устойчивые участки земной коры > платформы > преобладание в формировании рельефа внешних процессов > ……………………..

Подвижные участки земной коры > складчатые области > преобладание в формировании рельефа внутренних процессов > ………………………….

Топливные полезные ископаемые > чаще осадочного происхождения > ………………………………………..

Рудные полезные ископаемые > чаще метаморфического и магматического происхождения > ……………………………

Нерудные полезные ископаемые > осадочного и магматического происхождения > ……………………………

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель обращает внимание учащихся на достижение цели урока, дает оценку работы класса и отдельных учащихся. Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке, посчитав количество поощрительных карточек и ответив на вопросы:

— мое настроение на уроке:
(учащиеся выбирают вариант смайлика)
— я понял (а):
— я научился:

источник

Источники:
  • http://cyberpedia.su/9x3d57.html
  • http://litcey.ru/geografiya/50172/index.html
  • http://schooled.ru/lesson/geographic/8klas/18.html
  • http://geografia.neznaka.ru/answer/3693177_sdelajte-vyvod-o-svazi-tektoniceskogo-stroenia-s-relefom-i-poleznymi-iskopaemymi/
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571057/
  • http://zadachki.net/geografiya/page5206296.html
  • http://litcey.ru/geografiya/50172/index.html
  • http://uchebilka.ru/geografiya/190395/index.html