Меню Рубрики

В мире есть не только нужное полезное

Цель: углуб ля ть представление о красоте человека.

– раскрытие значения понятия «красота человека»;

– развитие стремления стать красивым человеком в истин­ном смысле этого понятия;

– воспитание эстетического восприятия действительности.

Учитель читает стихотворение Р. Сефа «Чудо».

Идея стихотворения созвучна домашнему заданию преды­дущего урока. Проверка домашнего задания послужит продол­жению разговора об умении видеть и понимать красоту вокруг и раскрывать для себя её значение в жизни человека.

Проверка домашнего задания

Учащиеся по желанию читают свои истории об открытиях в мире прекрасного. Учитель, комментируя работы учащихся, обращает их внимание на то, что красота часто открывается нам в самых привычных вещах и явлениях, важно лишь пристальнее всмотреться и внимательнее вслушаться в окружающий мир. Это помогает по-новому осмыслить новые аспекты понятия «красота».

Углубление представлений детей о красоте продолжается в процессе чтения статьи В. Сухомлинского и осмысления ее содержания. Учитель предлагает прочитать текст нескольким ученикам по очереди.

Через красивое к человеческому

Красота – важное средство воспитания доброты, трудо­любия, сердечности и любви.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.

Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живет в его душе, не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее…

…Красота – один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь. Изумление кустом шиповника, на котором пылают красные ягоды и оранжевые листья, маленьким кленом и стройной яблонькой с несколькими желтыми листочками, кустом помидоров, обожженных первым ночным дыханием заморозка, – все это пробуждает ласковое, доброжелательное, заботливое отношение к живому и красивому…

… Тот, кто творит красоту, творит счастье для людей. Пусть рядом с пшеничным полем цветет хризантема, рядом со стеблем подсолнечника – роза, рядом с кустом картофеля – куст сирени. Украшая землю, вы творите собственную красоту.

Красота облагораживает только тогда, когда человек работает, создавая хлеб для жизни и красоту для того, чтобы не было жизни только ради самого хлеба. Наш воспитательный идеал – чтобы человек трудился не только ради хлеба, но и для радости, чтобы добрые чувства, возникающие при созерцании красивого, вдохновляли на труд во имя счастья людей…

… Красивое возвышает, одухотворяет, облагораживает человека…

…Красота женщины – вершина человеческой красоты. Восторженное отношение к женской красоте воплотили в бессмертных художественных образах великие поэты – Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин, Шевченко, Мицкевич. Целомудренно воспетая ими красота живых женщин, в которых они сами были влюблены, стала мерилом нравственности, чистоты чувства любви для многих поколений.

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства. Человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым – это закономерно. Но осуществимость этого стремления зависит от нравственного облика – от того, в какой мере красота человека сливается с его творческой, деятельной сущностью. Ярче человеческая красота проявляется тогда, когда человек занят любимой деятельностью, — внешний облик как бы озаряется внутренним вдохновением. Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в тот момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоты. В девушке, помыслы которой – о творчестве, красота ярче и глубже, чем в такой же девушке, изнывающей от безделья. Безделье – враг красоты. Красив человек труда – комбайнер, тракторист, летчик за штурвалом своей машины, садовод у любимого дерева. Внутренняя духовная красота озаряет лицо ученого, мыслителя, поэта, художника, рабочего в тот момент, когда разум воодушевлен, озарен светом творчества.

Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества. Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество накладывает отпечаток на черты лица, делает их тоньше, выразительнее.

Красоту создают тревога, забота – то, что обычно называют муками творчества. Как неизгладимые морщины откладывает на лице горе, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. Понятие творчество надо считать многогранным. Внутренняя творческая жизнь, накладывающая тончайший отпечаток на внешнюю красоту, – это не создание новых ценностей. Это также и умение видеть красоту окружающего мира. Тот, кто тонко видит и чувствует красоту, и сам становится красивым. И наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупого равнодушия, невыразительности.

Если внутреннее духовное богатство создает красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. Когда соприкасаешься с многими молодыми людьми в большом коллективе, то среди ярких, запоминаю­щихся лиц видишь лица, которые ничем не обращают на себя внимания – они мелькают, но не запоминаются. Духовная пустота делает внешность человека безликой.

Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать и пустословить постепенно создает блуждающий взгляд: человек избегает прямо смотреть в глаза людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет ее. Подхалимство, угодничество придают выражение подобострастия глазам, всему лицу; зависть, эгоизм, подозрительность огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Гармония всестороннего развития – в единстве физического, нравственного, эстетического совершенства. Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека во всех отношениях. Вершина человеческой красоты в том, что каждый из миллионов членов нашего общества, говоря образно, засверкает своей внутренней красотой.

§ Что, по мнению Сухомлинского, делает человека красивым?

Содержание текста перекликается со смыслом изречения Френсиса Бэкона, цитаты прошлого урока. Однако в статье В.Сухомлинского речь идет о бесспорной пользе красоты как средства «воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви». Главной идеей текста является мысль о единстве внутренней и внешней красоты, что является «эстетическим выражением нравственного достоинства». Знакомство с текстом выводит разговор на новый уровень, который коротко можно обозначить следующей выдержкой: «Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека во всех его отношениях».

При выполнении данного задания важно обратить внимание учащихся на своеобразие красоты человека. Так, на портрете Розы Баглановой, выполненном художником О. Кужеленко, мы видим удивительной красоты женщину. Её лицо, изящная поза, национальный казахский костюм, подчёркивающий изящество стана, – всё вызывает восхищение. Почему возникает такое чувство? Думается, ответ кроется в удивительной гармонии внутреннего состояния певицы и окружающей её действитель­ности. Героиня любит мир, в котором живёт, ощущает себя частицей своего народа, во имя которого она творит.

Изображая железнодорожника, художник М. Калимов увидел человека, уверенно идущего по жизни, с оптимизмом воспринимающего будущее. На нем рабочая спецовка, в руках – путевой фонарь, он, скорее всего, привычно спешит на объект. Но в этом человеке играет энергия молодости, рабочий задор и твёрдая уверенность в полезности своего дела.

Столь разные герои композиций похожи в одном: они по-настоящему красивы. Художникам удалось показать людей, которые понимают своё предназначение и этим счастливы. А счастливый человек прекрасен!

Рассмотрите репродукции картин известных казахстанских художников. Это – портреты разных людей. Можно ли сказать, что эти люди красивы? Почему? Как художникам удалось отразить внутренний мир героев своих произведений?

Портрет народной артистки Розы Баглановой

источник

Здравствуйте, уважаемые посетители!

НА ЭТИХ СТРАНИЦАХ ВЫ НАЙДЕТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ

  • ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПОЛУГОТОВЫЕ И ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ И ТЕКСТЫ ПО ТЕМАМ. ТЕКСТЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
  • ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: АРГУМЕНТЫ ПО ТЕМАМ И ТЕКСТЫ ПО ТЕМАМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ ЭССЕ
  • по истории: личности, исторические факты и примеры, которые помогут написать сочинение

Полуготовые сочинения доступны на сервере Plati.ru по чисто символической цене – 30 руб. за одно полуготовое сочинение

Авторские сочинения ЕГЭ и Аргументы к сочинению вы найдете здесь

ТЕКСТ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ЕГЭ

Чтобы развить навыки аргументирования темы сочинения, СОВЕТУЕМ

  • прочитать текст, в котором выделены опорные слова и словосочетания.
  • используя опорные слова и словосочетания, расположенные после текста под знаком ***, пересказать текст.

Такой интерпретированный Вами текст можно использовать в качестве аргумента для сочинения на ЕГЭ.

РАДОСТЬ ЖИЗНИ – В КРАСОТЕ. В.СУХОМЛИНСКИЙ.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.

Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живёт в его душе. Не было бы нашего сознания – не было бы и красоты.

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком, потому что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако, на сиреневом кусте нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника, увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту.

Остановись и ты в изумлении перед красотой, и в твоём сердце расцветёт благородство. Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи. Услышал и, затаив дыханье, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги её.

есть полезное красивое стал человеком лепестки цветка вечернюю зарю в самого себя постиг красоту

независимо от сознания и воли открывается постигается живёт в душе радость жизни стал человеком увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд журавлиную стаю серые нити дождя нежный стебелёк подснежника изумлённый создавая новую красоту

остановись перед красотой расцветёт благородство услышал шёпот листьев песню кузнечика журчанье весеннего ручейка жаворонка шуршанье снежинок стон метели ласковое плесканье волны торжественную тишину ночи слушает чудесную музыку жизни умей и слушать дорожи береги

Василий Александрович Сухомли́нский (1918-1970) – украинский советский педагог. Родился в семье деревенского плотника. Участник Великой Отечественной войны.

  • создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на признании личности ребёнка высшей ценностью;
  • строил процесс обучения как радостный труд;
  • разработал эстетическую программу «воспитания красотой».

Автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни – «Сердце отдаю детям».

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».

Автор-составитель — учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.

Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь

источник

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе. »

Среди многообразных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, легче поддается воспитанию. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств — самое трудное в работе педагога.

Примером истинной красоты, могут служить произведения выдающегося русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Можно без преувеличения сказать, что все его творчество – это гимн России, гимн ее историческим традициям, гимн русскому православию. «Любите все русское,- говорил он,- как иностранцы любят свое.»(47с. Аронов)

Сухомлинский считал, что повести детей на луг, сказать им: «Посмотрите, как красиво!» — вовсе не означает, что их сразу же тронет эта красота. Педагог рассказывал, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при определенном стечении обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем. Значит, надо ждать, верить в ребенка — и тогда он полюбит прекрасное.

От красоты природы — к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга — главные средства эстетического воспитания в школе. Сухомлинский не агитировал за эстетическое воспитание — но показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет. Свой идеал педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни.

По рассказам Сухомлинского В.А.: « С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, чтобы проникнуть в богатейший доступный мир — мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу.» […]

Читайте также:  Облепиха полезные свойства для лица

Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, во многом определяют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.

Красота слова, по убеждению педагога, ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного языка. Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. « Язык- духовное богатство народа»,- пишет он. « Сколько я знаю языков, столько я – человек»,-гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. По его мнению, речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания»,- утверждает педагог,- « являются красота и величие, сила и выразительность родного слова». Через посредство слова ребенок становится сыном народа»..

Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.

Дать ребенку радость вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества — такое же важное дело, как научить его читать и решать задачи.

Музыке в школе Сухомлинского уделялось особое внимание. Учитель ставил перед собой задачу вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и убедить детей, что источник красоты музыки — красота окружающего мира. Музыка словно призывала: остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.

Как тут не вспомнить выдающегося русского композитора, пианиста, дирижера Рахманинова С.В.Его произведения являются украшением русской духовной музыки. В числе таких произведений монументальная вокально-симфоническая поэма «Колокола», возникшая под влиянием интереса к пластам национальной духовной русской культуры. лучшие духовные произведения Рахманинова были созданы в России, в окружении близких ему людей, среди знакомых с детства неповторимых уголков родной, русской природы, музыкой которой он был очарован.(179)

Искусство открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира». Но мелодия, по мнению Сухомлинского, доносит до детской души не только красоту мира — она открывает перед людьми человеческое достоинство и величие.

При этом Сухомлинский рекомендовал придерживаться четких педагогических заповедей. Прежде всего воспитание прекрасным должно основываться на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный или расстроенный чем-то ребенок не воспринимает уже ничего, даже самого прекрасного. Оно только тогда может быть воспринято, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому и с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущений человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье.

http://ped-kopilka.ru/pedagogika/sistema-vospitanija-suhomlinskogo.htmlНо не только в семье ребенок усваивает и познает мир, но и огромное влияние на него оказывает личность учителя.

Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны.Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни: «А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях». В основе воспитания и образования — «толстовская» религия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям, всепрощение: «Религия есть единственное законное и разумное основание воспитания». Учение должно основываться на интересе: «Всякое учение должно быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью». Детей надо учить так, чтобы они самостоятельно формулировали выводы, вытекающие из наблюдений, опытов. Изучать предметы и явления надо преимущественно в естественной обстановке.
Толстой призывает к творческому поиску, эксперименту. Школа может стать орудием образования только тогда, «когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией. . . »

История являет нам примеры того, что именно православная вера формирует и сохраняет в обществе подлинный патриотизм и трезвое, без перегибов, национальное самосознание. Сегодня нельзя это не учитывать, как нельзя не учитывать и то, что Русская Православная Церковь открыта для власти и общества к сотрудничеству на благо нашей любимой Родины.

Говоря о сегодняшней обстановке в стране, можно смело сказать, что власти решительно настроены на поднятие патриотического духа у граждан. Это представлено в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Впервые федеральный закон (Часть 1 статьи 87) закрепляет возможность реализации в общеобразовательных организациях комплексного курса основ духовно-нравственной культуры народов России, в рамках основных образовательных программ. Причем эта возможность предоставлена образовательным организациям любых организационно-правовых форм и форм собственности, включая муниципальные и государственные школы. (https://pravobraz.ru/kommentarij-k-fz-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii-273-fz/)

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдался генезис представлений о патриотизме; трактовка термина «патриотизм» характеризуется многовариантностью и неоднозначностью; содержательная направленность этого понятия определялась господствующей идеологией, военной опасностью и состоянием международной обстановки; в основе всех определений патриотизма лежит одна из высших духовных ценностей человека — любовь к Родине и Отечеству, хотя содержание этих смыслообразующих понятий менялось в соответствии с конкретными историческими условиями и сменой общественных формаций; независимо от государственного строя в качестве первоочередного субъекта патриотизма выступает личность, задачей которой является осознание своей исторической, духовной, национальной принадлежности.

Исследование показывает, что в современных условиях многие положения патриотического воспитания прошлого могут оказать неоценимую помощь в формировании истинного патриотизма в современной школе.

рекомендую статьи Аронова А.А. в журнале «Мир образования — образование в мире» за 2014, 2015 о Макаренко. И там есть то, что нам надо. Используйте с анализом и оценкой самих статей Аронова..

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

источник

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), всемирно известный советский педагог-новатор, директор сельской школы, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

. Он строил многие свои педагогические произведения как диалог с ребенком и/или взрослым. Книга «Как воспитать настоящего человека» состоит из 59 этических поучений (нравоучений, заповедей, законов, бесед), каждое из которых сначала адресуется воспитаннику, а вторая часть — размышления. Как пример, хочу привести часть обращения к детям из ч.52 «Красота — важное средство воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви»:

Думаю, такую форму обращения к читателям Василий Александрович использовал не случайно: так он как будто доходил до сердца, души и разума каждого. Каждый читатель ощущает его персональное обращение.
И сейчас диалог, а скорее, полилог по поводу его наследия, трудов и системы воспитания продолжается. Покажу на примере названной выше книги «Как воспитать настоящего человека». Ее подзаголовок — Этика коммунистического воспитания.
По поводу коммунистического воспитания Сухомлинского есть 3 точки зрения — чем не полилог?

А.Замостьянов в своей статье «Педагог Сухомлинский. Воспитание коммуниста» утверждает, что педагог сделал огромный вклад именно в коммунистическое воспитание, при том, что у него были серьезные оппоненты в свое время (см. описанную в статье дискуссию в редакции «Учительской газеты») после опубликования «Этюдов о коммунистическом воспитании» (см.отрывок).
С.Соловейчик же в своей статье «Все более глубокое понимание ребенка и есть воспитание его» убеждает читателей в следующем:
«Английский писатель Джордж Оруэлл в антиутопии «1984» ввел термин «новояз» – новый язык. Нет, не новый язык, а именно новояз, потому что в тоталитарном государстве создается специальный язык, на котором только и возможно всякое общение с партийно-государственной машиной. Вся официальная теория воспитания была написана на новоязе. Сухомлинский тоже пользовался им, иначе ни одна из его работ не увидела бы свет: в гуманитарных науках новояз был единственных языком научного общения. Для выражения самых заветных мыслей Сухомлинский вынужден был пользоваться «испорченными словами». Там, где надо было бы написать «воспитание», он часто писал «коммунистическое воспитание» – и я так делал. Это не эзопов язык, он не содержал тайного смысла, это была советская научная латынь».
И есть третий подход к коммунистическому воспитанию Сухомлинского, с которым я столкнулась в ходе работы над статьей — простое исключение абзацев текста, где есть терминология коммунистического толка. Рассудило время, я думаю, уже давно никто не вспоминает кодекс строителя коммунизма и подогнанное под него воспитание, а имя Сухомлинского не забыто, его авторитет только крепнет.

Попробуем и мы поговорить с Сухомлинским на темы воспитания и обучения. Послушаем его мнение.

О роли природы в обучении

«Я тысячу раз убеждался, что без взаимодействия человека с природой немыслимо умственное развитие, как без мелодии невозможна музыка, без слова — речь, без книги — наука. Единство труда и мысли, деятельности и слова в системе изучения таких предметов, как биология, физика, химия, математика, — это один из краеугольных камней, на которых держится школа как очаг мысли. Готовясь к преподаванию этих предметов, опытные учителя продумывают, каким образом, в каком труде будут раскрываться те отношения и взаимосвязи, на которых построено мышление в системе изучения предмета».

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». Он отмечает, что «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке — дело значительно более сложное, чем провести уроки», так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания, как на организацию урока, а то и больше.

О начальной школе:

Что же это за инструменты? Это пять умений, как их называл Сухомлинский. На первое место он поставил умение наблюдать явления окружающего мира. На втором месте умение думать. На третьем — умение выражать свои мысли о том, что я вижу, делаю, наблюдаю. И только на четвертом и пятом месте умения читать и писать. Но согласимся, что мыслящий, думающий ребенок будет с большой радость и читать и писать.

«Школа под голубым небом»
«Первый год обучения в школе — это огромный шаг в умственном развитии ребенка; путь, который проходит ребенок в этот год, не идет ни в какое сравнение с любимым школьным годом и с любимым десятилетием послешкольного периода. Этому году я придаю исключительное значение. Параллельно и одновременно с приобретением знаний в классе мальчики и девочки проходят школу мышления под открытым небом. Эта школа состоит из шестидесяти уроков, объединенных несколькими темами: «Как природа готовится к зиме и весеннему пробуждению», «Жизнь животных и растений в зимнем саду», «Природа просыпается от зимнего сна», «Живое и неживое в природе», «Как природа творит красоту», «Жизнь муравьев и пчел», «Жизнь луга и степи от утренней до вечерней зари», «Природа, человек и труд». Каждый урок мышления — это наблюдение, видение, изумление перед загадкой природы, думание, открытие истины, переживание радости познания и гордости мыслителя. Двенадцать уроков мышления посвящаются наблюдениям за маленькой вишневой почкой. Дети наблюдают, как образуется почка, как ее закаляют жгучие морозы, как она спит и чутко прислушивается к тому, что делается в природе, как весенний теплый ветерок и солнечный луч открывают ее, и почка «распрямляет плечи и сбрасывает с себя сладкие пеленочки» (это слова детей), как появляются маленькие зеленые листочки, впервые в вишневом саду рождается жизнь листвы и закладываются новые почки, которые превратятся в листву в будущем году. Перед детьми — изумительная картина жизни, они открывают в мире десятки все новых и новых тайн. Их духовная жизнь в этот период определяется тем, что они живут в мире мысли. Чувствование ни с чем несравнимой роскоши, прелести мысли — это и есть тонкий и крепкий корень творческого труда, который, закладываясь в детстве, дает могучую поросль на всю жизнь. Многие годы воспитания твердо убедили меня в том, что, если в первый период школьного воспитания все дети проходят школу мышления, в определенной мере независимую от того, что делается на уроках, не будет ни одного неуспевающего ребенка».

На фото Сухомлинский с детьми

Обратили ли вы внимание как он сам, взрослый человек, удивляется какому-то явлению природы? Не могу не привести его слова: «Каждой выучиваемой букве, каждому арифметическому действию должны предшествовать уроки мышления у первоисточника мысли — среди природы».

О развитии ребенка

Этот международный интернет-проект проводился по инициативе австралийского учителя русского языка, который хотел проиллюстрировать некоторые рассказы Сухомлинского, подробности в его видео по результатам проекта.
Детям были предложены рассказы В.Сухомлинского для иллюстрирования.
Проект и голосование проводились в группе Фейсбук. Что бы на это сказал Василий Александрович? Фото всех рисунков доступны здесь. Финалисты конкурса здесь. Этот опыт показывает насколько актуальны, близки и востребованы идеи Сухомлинского детьми и учителями до сих пор, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, актуальном в настоящее время.

В личностно-ориентированной педагогике можно выделить два аспекта, определяющих функционирование друг друга:

  1. Ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися;
  2. Построение процесса обучения и воспитания с максимальным задействованием, механизмов функционирования личности учащегося (мотиваций, ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.).

. Свободное время учителя — это. корень, питающий ветви педагогического творчества. Подробнее о заботливом отношении к учителям и их времени можно прочитать здесь.

О школьном коллективе
«Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Для душевного равновесия характерны атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармония умственных способностей каждого ученика и спокойной обстановки целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Каким путём создать и, что особенно важно, поддерживать душевное равновесие? Опыт лучших педагогов убеждал меня, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания — постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил».

Читайте также:  Какой инжир полезнее темный или светлый

О школьной оценке
«Оценка лишь тогда становится стимулом, побуждающим к активному умственному труду, когда отношения между учителем и ребенком построены на взаимном доверии и доброжелательности. Если хотите, оценка — это один из наиболее тонких инструментов воспитания. По тому, как относится ученик к оценке, поставленной учителем, можно сделать безошибочный вывод о том, как он относится к учителю, насколько верит ему и уважает его. По поводу оценивания знаний хотелось бы дать несколько советов.
Во-первых, пусть оценок будет меньше, но каждая из них пусть будет весомее, значительнее.
Оценка всегда охватывала труд ученика за какой-то период и включала оценивание нескольких видов труда — и ответ (может быть, несколько ответов), и дополнение к ответу товарища, и письменную работу (небольшую), и внеклассное чтение, и работу практического характера.
Во-вторых, я никогда не ставил неудовлетворительной оценки, если ученик не мог в силу тех или иных условий, обстоятельств овладеть знаниями.
Никогда не спешите выставлять неудовлетворительную оценку. Помните, что радость успеха — это могучая эмоциональная сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим.
В-третьих, вообще не ставьте никаких оценок, если вы видите, что знания учеников туманные, что в их представлении о вещах и явлениях, которые изучаются, есть какие-то неясности.
В-четвертых, надо избегать вопросов, которые требовали бы ответа совершенно точно повторяющего то, что излагалось учителем или заучено из книги». (Из книги «Сто советов учителю»)

О значимости знаний

Свои размышления о значимости приобщения к знаниям Сухомлинский продолжает, говоря об уроке и о роли учителя, пришедшего на него: «Урок — первый очаг, согревшись у которого человек стремится стать мыслителем. Я вижу важнейшую воспитательную цель урока в том, чтобы зажечь у маленького человека огонек жажды познания. Если после моего урока подросток не испытывает желания узнать больше, чем я ему рассказал, если это желание не превращается в стремление, в стимул, побуждающий многие часы сидеть над книгой, — значит, воспитательная цель урока не достигнута. Прийти в класс с мыслью — это значит, образно говоря, принести изумление. Питомец мой должен пережить чувство изумления при виде безграничного океана знаний, почувствовать себя не бессильной пылинкой, а смелым мореплавателем. Мой урок должен одухотворить его смелостью, необходимой для того, чтобы плыть в океане знаний. Лишь книга может претворить изумление в пытливость, любознательность».
Далее Сухомлинский поясняет: «Ежедневно, на каждом уроке ученик должен что-то добывать своими усилиями — это не только правило дидактики, но и важная закономерность воспитания». Организовать учебный процесс так, чтобы ученикам был виден пусть не итоговый, хотя бы промежуточный результат их умственного труда, именно это хотел сказать Сухомлинский, на мой взгляд.

Основными средствами развивающего обучения в педагогической системе В. А. Сухомлинского являются природа, работа с книгой, сказка, труд.
Сухомлинский все общедидактические методы обучения разделял на две группы:

  1. Методы, обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений учащихся: рассказ, объяснение, лекция, описание; толкование понятий, инструктаж, беседа; самостоятельное чтение книги с целью первичного восприятия знаний; демонстрация и иллюстрация; показ трудового процесса, умения; самостоятельное наблюдение; экскурсия, практическая и лабораторная работа в процессе самостоятельного овладения знаниями; показ физических упражнений.
  2. Методы осмысливания, развития и углубления знаний: упражнения, объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; дискуссии, творческие письменные работы; изготовление учебных пособий и приборов, графические работы, лабораторные работы, эксперимент; управление машинами, механизмами, аппаратами с целью углубления, развития, применения знаний и умений; продолжительная трудовая деятельность, сочетающая цели практического труда и цели совершенствования умений и углубления знаний.

При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Под влиянием идей В. А. Сухомлинского в методике творческих учителей утвердились:
1) постановка перспективных целей развития детей в процессе обучения с учетом их индивидуальных особенностей;
2) необходимость интеллектуализации трудовой деятельности;
3) взаимосвязь чувственного и логического элементов познания;
4) проведение уроков мышления в природе;
5) педагогическая система развития литературного творчества детей разного возраста;
6) стимулирование интеллектуальных чувств и познавательных интересов учащихся.
Подробнее в ст. Савченко А. Я. «Грани дидактической системы В. А. Сухомлинского» в сборнике В.А.Сухомлинский в размышлениях современных украинских педагогов

.
Понять почему так, можно прочитав строки из биографии Сухомлинского:
В июле 1941 года Василий Александрович добровольцем идёт на фронт. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
Очень часто свои воспитательные темы Сухомлинский выстраивал на примерах, связанных с Великой Отечественной войной и поведением людей на ней. (см. «Рассказы и притчи В.А. Сухомлинского») Познакомившись с его рассказами, думаю, и вы коллеги, не останетесь равнодушными, возможно будете использовать в педагогической практике!

Какие идеи В.А. Сухомлинского близки и понятны вам, уважаемые коллеги? Что из его педагогики вами применяется? Продолжим диалог с классиком? Тем более, что тем для обсуждения осталось немало (см. схему Лухмановой Х.Х. Педагогическое наследие Сухомлинского)

источник

поэтому тексту нужно написать сочинение І. В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал

человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.

ІI. Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, ‹…› она открывается человеком или постигается, живёт в его душе; не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её.

IІІ. 1. Красота – это радость нашей жизни. 2. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. 3. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство.

4. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. 5. Умей и ты слушать эту музыку. 6. Дорожи красотой, береги её.

Напишите небольшое сочинение – рассуждение (объём 50 – 70 слов) на тему: «Зачем человеку нужно беречь красоту?».

Что же такое красота? В словаре Ожегова дано такое определение: » Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение». Следовательно, мы должны сберечь то, что доставляет каждому из нас «эктетическое и нравственное наслаждение». Для каждого человека красота своя. Для кого-то это разноцветная радуга, летний дождик, шум листвы, для кого-то зимние деревья в серебре, для кого-то прекрасная музыка.

«Человек подобен дроби, где числитель есть то, что он действительно собой представляет , знаменатель — то, что он о себе воображает. Чем больше знаменатель , тем меньше дробь. Если знаменатель — бесконечность, дробь равна нулю.
Помогите пожалуйста срочноооо нужно

Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой.Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читателя интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.Чтение, для того, чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различному виду скоростным методам чтения.«Скоростное чтение» создаёт видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь созданию в себе привычки к скоростному чтению, — оно ведёт к заболеванию внимания.Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например, на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но всё это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное иногда кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте ещё раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-то другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-то фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринуждённо садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что0нибудь почитать. Мы уже знали, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – всё, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

(3)Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и что она направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, по¬стоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.

(6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность — мудрый педагог — воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9)По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.

(11)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Наукой заниматься приятно. (13)Во-первых, потому, что преодоленная трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.

(16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» — спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», — ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли. Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования.

Читайте также:  Почему читать книги полезно

(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда, сразу же — радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.

(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание — любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. (30)В этом плане наука целебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.

ОЧЕНЬ СРОЧНО НУЖНО ЗАВТРА СДАТЬ. Только можно не с интернета.

«Зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погруженным в глубокую патриархальность улочкам Свияжска. Здесь каждый домишко отличен от других, каждый -себе на уме; много кирпичных, очень старых, купеческих и мещанских, кое-как приспособленных под современное жилье. Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки помнят иные Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого бескрайне распахивается волжский простор с рядами голубых островов. Где-то там, в закатной дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку. Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, обсажена окультуренными деревцами. Падаю в ковыли вблизи двух деревьев, причудливо сплетенных стволами. Под голову кладу рюкзачок. Почувствую голод — пожую сухарей. Почувствую жажду — сделаю пару глотков из фляги. Пригревшись на солнышке, даже задремал. За это время никто меня не потревожил, ни один человек не прошел по тропе, на обочине которой я расположился. Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. Я плыл сюда долго и трудно, попадал в шторма, рисковал, доверившись хрупкому сооружению из дюралевых палок и дышащей на ладан резины, страдал от палящего солнца и дождя, ел с ножа, боролся с комарьем — и все для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час под белыми стенами старого монастыря… Прожив здесь всего несколько дней, я не мог не почувствовать зачарованность этого места, лежащего в стороне от всех фарватеров современной жизни. Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. Он прежде всего экономен — ведь каждую мелочь надо завозить с материка. На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а откладываются в сторону, чтоб потом опять быть пущенными в ход. Если ко всему относиться экономно, то есть не спеша, вдумчиво и серьезно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности, всякая минута полнится, как тесто в кадке, набухая смыслами и символами, открывая метафизику повседневного…»

слова является не только требованием стиля,требованием вкуса,но,прежде всего,требованием смысла.по тексту Владислава Петровича Крапивина текст указан ниже.

источник

«Высказывания из книг Василия Александровича Сухомлинского»

В. А. Сухомлинский – педагог-новатор советского времени. Он разработал своеобразную педагогическую систему с гуманистическими принципами воспитания детей. Его называли «солнечным учителем», а методы воспитания – спасительными.

Книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» по сей день является настольной книгой многих педагогов.

Н. А. Некрасов в свое время сказал: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя». Эти слова полностью отражают суть педагогической деятельности В. А. Сухомлинского.

В данной работе приведены высказывания-цитаты из книг Василия Александровича Сухомлинского.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе. »

« Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание – это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

«Жизнь — лучший критерий не только истинности знаний, но и стойкости убеждений, единства мысли и чувств».

«Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства ».

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека».

«Любовь – это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня – нет и благодарной любви ».

«Бесстрашие – это глаза человеческого благородства. Бесстрашный человек видит добро и зло не только глазами, но и сердцем».

«Научись пользоваться оружием смеха – одна из тончайших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов ».

«Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога», – так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям».

«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».

«Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания».

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

«Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений».

«…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы. пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» .

«Школа является подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ родного слова, культ книги», – считал Сухомлинский.

«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».

«Живая, пытливая, творческая мысль формируется у воспитанника тогда, когда по отношению к знаниям он занимает свою личную жизненную позицию».

«Каждый должен быть в определенной мере и математиком, и физиком, и химиком, и биологом, и историком, и литературоведом — в той мере, в какой это необходимо для всестороннего развития».

«Знания по каждому предмету несут в себе воспитательный потенциал для становления, формирования живого, творческого ума. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что, мол, для тех, у кого нет, например, математических способностей, допустимы и поверхностные знания по этому предмету. Культура мышления, которой овладевают все дети в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на их умственный труд в процессе учения вообще, на характер изучения биологии, физики, химии, астрономии, географии».

«Воспитательную роль физики, химии, биологии, географии, астрономии мы усматриваем в том, чтобы знания по этим предметам наложили отпечаток на духовный мир каждого человека буквально на всю его жизнь. Школьное изучение каждого из указанных предметов является своеобразным интеллектуальным огоньком, который должен гореть всегда».

«Умей не только читать, но и перечитывать. Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли. Никогда не откладывай работу на завтра. Заставь себя сделать часть того, что надо сделать завтра».

1. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. — Киев.: Радянска школа, 1980

2. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… — М., 1986

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Школьная пресса, 2003

4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — М., 1969

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — М.: Педагогика, 1983

6. Сухомлинский В.А. Учитель — методист — наставник. — М.: Просвещение, 1988

источник

Итоговая КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа состоит из частей А и В. На её выполнение отводится 90 минут.

Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов.

А1. Однокоренными являются все слова в ряду

1)лесопилка, копилка, опилки

3)горе, горевать, пригорюнился

А2. Суффиксальным способом образовано слово

А3. Слова глядеть и смотреть – это

3)разные значения многозначного слова

А6. Буква, обозначающая звонкий согласный на письме, пишется

А9. – И – пишется 4)жемчуж…нка

1)пр…забавный случай 5)вермешел…вый суп

А11. Речевая ошибка допущена в словосочетании

А12.Речевая ошибка допущена в предложении

1)Дети, интересующиеся биологией, заинтересовались ею ещё больше

после того, как пришёл новый учитель.

2)Трёхсот пятидесяти шести рублей, оставленных на подоконнике, он так

3)Говоря о вечном, мной были неправильно расставлены акценты.

А13.Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении

1)Чтец декларировал и декламировал новые стихотворения известного

2)Ареал божественности точно исходил от него.

3)Позитивные изменения чувствовались во всём.

4)Пётр дал ему деньги взаймы на длинный срок.

5)Он обладал недюжинными способностями и удивительным даром

А14. Неправильно поставлено ударение в слове

А15.Укажите (цифрами) количество звуков в словах (Цифры записывайте в том же порядке, в котором написаны слова).

Юла, тень, селение, праздник.

А16. Укажите, каким членом предложения является подчёркнутое слово?

Белая ночь простиралась вокруг.

А17. Укажите(цифрой) количество грамматических основ в следующем

Ветер дул всё порывистее, сыпля брызги с ярко – зелёных деревьев, за

садом, где-то низко, гремел тугой гром, бледно – голубые сполохи озаряли аллею, и повсюду пели соловьи.

А18. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1)Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

2)И закипела работа по этому мосту, как по коре.

3)Нижняя часть окна была, как будто подёрнута ровным морозом.

А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1)Меня должно было радовать то обстоятельство, что редактор появился у меня хотя бы даже в виде Мефистофеля.

2)Меня вероятно, принимая за кого – то другого, она расцеловала трижды.

А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1)Темнея как туча, я глядел на заламывавшую руки Людмилу Сильвестровну.

2)Меня пригласили на совет директоров, как юриста.

3)Художник, посланный газетой, поднимая и опуская лицо, как китайский болванчик, быстро рисовал этот профиль с сигарой.

А21. Чужая речь оформлена неправильно в предложении

1) «Что я пугаюсь?- подумала она,- Ему просто весело, он проснулся в хорошем настроении».

2)Пушкин писал, что «Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит».

3)По словам Салтыкова – Щедрина, «литература изъята из законов тления».

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5

І. В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.

ІI. Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, ‹…› она открывается человеком или постигается, живёт в его душе; не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её.

IІІ. 1. Красота – это радость нашей жизни. 2. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. 3. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство.

4. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. 5. Умей и ты слушать эту музыку. 6. Дорожи красотой, береги её.

В1. Наиболее полно основную мысль текста выражает следующая фраза

1)Красота существует независимо от нашего сознания и воли.

2)Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать

3)Благородство может расцвести в каждом сердце.

4)В мире существует много нужного и полезного.

В2. Какое слово можно поставить на месте многоточия в угловых скобках во II

В3. Какое средство выразительности использовано в 4 предложении ІІІ абзаца?

В4. Определите стиль приведённого выше текста

В5. Напишите небольшое сочинение – рассуждение (объём 50 – 70 слов) на тему: «Зачем человеку нужно беречь красоту?».

источник

Источники:
  • http://www.egeteka.ru/learning/course/composition/62/1327/
  • http://infopedia.su/2x8878.html
  • http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2015/12/14/velikiy-pedagog
  • http://biologia.neznaka.ru/answer/2910463_poetomu-tekstu-nuzno-napisat-socinenie-i-v-mire-est-ne-tolko-nuznoe-poleznoe-no-i-krasivoe-s-togo-vremeni-kak-celovek-stal/
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tvorcheskaya_rabota_viskazivaniya_iz_knig_vasiliya_al_214005.html
  • http://infourok.ru/kontrolnaya_rabota_po_russkomu_yazyku-295404.htm