Меню Рубрики

Виды общераспространенных полезных ископаемых

Согласно подпункту 48) статьи 1 Закона о недрах, общераспространенные полезные ископаемые – это песок, глина, гравий и другие полезные ископаемые, используемые в их естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой для удовлетворения в основном местных хозяйственных нужд.

Более полный перечень общераспространённых полезных ископаемых, аналогичный их наименованиям в статье 342 Налогового кодекса 2009 года, приведён в постановлении Правительства РК от 7 апреля 2011 года № 397.

Именно для них применяются положения налогового кодекса по НДПИ, налогу на сверхприбыль и другим налогам.

Перечень общераспространённых полезных ископаемых, утверждённый постановлением Правительства РК от 07.04.2011 года № 397

1. Нерудное сырье для металлургии:

глиноземсодержащие породы (полевой шпат, пегматит);

известняк, доломит, известняково-доломитовые породы, известняк для пищевой промышленности.

3. Местные строительные материалы:

вулканические пористые породы (туфы, шлаки, пемзы);

вулканические водосодержащие стекла и стекловидные породы (перлит, обсидиан);

галька и гравий, гравийно-песчаная смесь;

гипс, гипсовый камень, ангидрит, гажа;

глина и глинистые породы (тугоплавкая и легкоплавкая глина, суглинок, аргиллит, алевролит, глинистые сланцы);

мел, мергель, мергельно-меловые породы;

кремнистые породы (трепел, опоки, диатомит);

осадочные, изверженные и метаморфические породы (гранит, базальт, диабаз, мрамор);

песок (строительный, кварцевый, кварцево-полевошпатовый), кроме формовочного;

Ссылки на НПА.

Подпункту 48) статьи 1 Закона «О недрах»;

Статья 342 Налогового кодекса 2009 года;

Постановлением Правительства РК от 07.04.2011 года № 397.

Владимир Бобров, Старший Менеджер Группы «Минтакс»,

Советник налоговой службы I ранга,

Налоговый консультант Республики Казахстан.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 25 сентября 2003 г. N 437-р ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ 25 сентября 2003 г. N 437-р (Д) В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст.

141; 2001, N 21, ст. 2061, N 33 (часть I), ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174) и Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федераций от 25 сентября 2000 г. N 726 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст. 3971), утвердить прилагаемый перечень общераспространенных полезных ископаемых по Томской области. Министр природных ресурсов Российской Федерации В.Г.АРТЮХОВ Начальник Федерального горного и промышленного надзора России В.М.КУЛЬЕЧЕВ Глава Администрации Томской области В.М.КРЕСС 25 сентября 2003 г. N 437-р Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 8 декабря 2003 г. N 5306 УТВЕРЖДЕН Распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Администрации Томской области от 25 сентября 2003 г. N 437-р ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Алевролит, аргиллит (кроме используемых в цементной промышленности). Битуминозные породы. Глина (кроме огнеупорной, формовочной, бентонитовой, кислотоупорной, используемой для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина). Гипс (кроме декоративно-поделочного и используемого для цементной и медицинской промышленности). Диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности). Доломит (кроме используемого в металлургической, химической и стекольной промышленности). Известняк (кроме используемого в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы). Кварцит (кроме динасового, флюсового и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов). Магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности, для минеральной подкормки животных и птицы, декоративно-поделочных камней). Мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема, минеральной подкормки животных и птицы). Мергель (кроме используемого в цементной промышленности). Облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 — 2 группы). Песок (кроме стекольного, формовочного, абразивного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащий рудные минералы в повышенных концентрациях). Песчаник (кроме динасового, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния, ферросплавов и флюсов). Песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы. Ракуша (кроме используемой для минеральной подкормки животных и птицы). Сапропели. Суглинок (кроме используемого в цементной промышленности). Торф и торфовивианит.

Приказ МПР РФ от 3 марта 2000 г. N 65

1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», приказываю:

Утвердить прилагаемый Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Иркутской области.

Перечень
общераспространенных полезных ископаемых Иркутской области
(утв. приказом МПР РФ от 3 марта 2000 г. N 65, постановлением Госгортехнадзора России от 14 марта 2000 г. N 8, постановлением Губернатора Иркутской области от 11 февраля 2000 г. N 54-п)

Алевролит, аргиллит (кроме используемых в цементной промышленности).

Блочный камень (кроме уникальных месторождений, определяемых МПР России).

Вулканогенные, метаморфические и магматические породы (кроме используемых для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и волокон, в цементной промышленности, декоративно-поделочных камней).

Галька, гравий, песчано-гравийные отложения.

Глина (кроме тугоплавкой, огнеупорной, формовочной, бентонитовой, кислотоупорной, для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной, цементной промышленности и каолина).

Диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности).

Доломит (кроме используемого в металлургической, химической и стекольной промышленности).

Известняк, мел (кроме битуминозных, используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, резиновой, лакокрасочной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птиц).

Мергель (кроме используемого для цементной промышленности).

Кварцит (кроме динасового, флюсового, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов).

Песок (кроме стекольного, формовочного, абразивного, для огнеупорной и цементной промышленности).

Песчаник (кроме битуминозного, динасового, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, ферросплавов и флюсов).

Подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения, для добычи подземных вод собственниками, владельцами земельных участков путем устройства бытовых колодцев и скважин.

Суглинок (кроме используемого в цементной промышленности).

Слюдяной скрап (отвалы слюдодобычи и отходы обработки слюды ГОКа «Мамслюда») Мамско-Чуйского слюдоносного района.

«ПОЗНАНИЕ МИРА 1. Самое распространенное нерудное полезное ископаемое A) глина B) известняк C) соль D) песок 2. Пустыни и полупустыни на террритории Казахстана …»

1. Самое распространенное нерудное полезное ископаемое

2. Пустыни и полупустыни на террритории Казахстана расположены на

A) западеB) востокеC) севереD) юге

3. Среда обитания моллюсков

4. Исчезающие растения и животные занесены вA) Красную книгу

источник

Российский минерально-сырьевой комплекс является основным источником доходов бюджетной системы и гарантом социальной стабильности страны. Минерально- сырьевой сектор российской экономики традиционно обеспечивает более половины доходов федерального бюджета. Фундаментом сырьевых отраслей промышленности России является ее минерально-сырьевая база – совокупность разведанных и оцененных запасов и локализованных ресурсов полезных ископаемых. Отличительными чертами минерально-сырьевой базы России являются ее масштаб и комплексность. В недрах России в том или ином количестве выявлены практически все известные в мире полезные ископаемые. Сегодня Россия является одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту нефти, природного газа, углей, железных руд, никеля, платиноидов, золота, фосфатов, также в недрах Российской Федерации сосредоточены огромные запасы общераспространенных полезных ископаемых[1].

Общераспространенные полезные ископаемые — это вид полезных ископаемых, отнесенный к таковым путем включения в специальные перечни (региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым). Согласно пункту 6.1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах»[2], указанные перечни формируются федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.

В Распоряжении МПР РФ от 7 февраля 2003 № 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным»[3] указывается, что к общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов, и служащие для удовлетворения нужд местного производства (п. 2.1).

В пункте 2.2. указанного Распоряжения содержится рекомендация использовать при формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, следующий перечень полезных ископаемых: алевролиты, аргиллиты (кроме используемых в цементной промышленности, для производства минеральной ваты и волокон); ангидрит (кроме используемого в цементной промышленности); битумы и битуминозные породы; брекчии, конгломераты; магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности); галька, гравий, валуны; гипс (кроме используемого для цементной промышленности и в медицинских целях); глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина); диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности); доломиты (кроме используемых в металлургической, стекольной и химической промышленности); известковый туф, гажа; известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы); кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого, абразивного и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема из нефелина, минеральной подкормки животных и птицы); мергель (кроме используемого в цементной промышленности); облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 — 2 группы); пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы; ракушка (кроме используемой для минеральной подкормки животных и птицы); сапропель (кроме используемого в лечебных целях); сланцы (кроме горючих); суглинки (кроме используемых в цементной промышленности); торф (кроме используемого в лечебных целях).

Например, согласно Распоряжению МПР России № 35-р Правительства Астраханской области № 319-пр от 4 июня 2007 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области»[4], к общераспространенным полезным ископаемым по Астраханской области относятся: гипс (кроме используемого в цементной промышленности и в медицинских целях); глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина); гравий, гравийно-песчаные породы; известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно- бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы); опока (кроме используемой в цементной и стекольной промышленности); пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); суглинки, супеси (кроме используемых в цементной промышленности); сапропель (кроме используемого в лечебных целях).

Участки недр, которые содержат общераспространенные полезные ископаемые относятся к участкам недр местного значения (п. 1 ст. 23 Закона «О недрах»).

Порядок составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых устанавливается федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (п. 7 ст. 3 Закона «О недрах»). Само же составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (п. 6 ст. 4 Закона «О недрах»).

Согласно пункту 2.1 Приказа Минприроды России от 11 августа 2014 № 362 «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых[5]» территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых является документом, подготавливаемым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующего субъекта Российской Федерации по всем видам общераспространенных полезных ископаемых, перечисленных в соответствующем региональном перечне общераспространенных полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 3.1 рассматриваемого Приказа, территориальный кадастр месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых входит в состав государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и включает в себя свод кратких унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых на территории определенного субъекта Российской Федерации.

Контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых осуществляется органами местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования (п. 5 ст. 5 Закона «О недрах»).

Отметим, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование указанными выше субъектами для личных, бытовых и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые названными выше субъектами для личных, бытовых и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому (ст. 19 Закона «О недрах»).

Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с Законом «О недрах» горных отводов и (или) геологических отводов, имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 19.1 Закона «О недрах»).

Нередко общераспространенные полезные ископаемые выступают в качестве предмета правонарушений. Так, Природоохранной прокуратурой была выявлена добыча без лицензии общераспространенных полезных ископаемых в деятельности ООО «Амурдорстрой», ООО «ДВ-Строй», ООО «Бизнес Плюс Консалтинг» и др., которые привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП, каждому ООО назначен штраф в размере 800 тыс. руб.

Выявлялись факты пользования недрами без лицензии юридическими лицами с иностранным капиталом. ООО «Компания строительных материалов «Чжэнь Син» на земельном участке, расположенном в районе села Тамбовка Тамбовского района, осуществляло пользование недрами без лицензии с целью добычи песка, который вывозился и складировался на территории кирпичного завода в с. Тамбовка. Согласно произведенному замеру в результате самовольного пользования недрами ООО «КСМ« Чжэнь Син» добыто 4557 м3 песка.

Правительство РФ приняло Постановление от 4 июля 2013 г. № 564, которым утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ.

По требованию природоохранного прокурора в соответствии с Правилами Министерство природных ресурсов Амурской области произвело расчет размера вреда, причиненного ООО «КСМ «Чжэнь Син» недрам, который составил более 871 тыс. руб.

В связи с этим, Амурский межрайонный природоохранный прокурор направил в Благовещенский городской суд исковое заявление о взыскании с ООО «КСМ «Чжэнь Син» ущерба, причиненного недрам. Требование было удовлетворено, и с ООО «КСМ «Чжэнь Син» был взыскан ущерб, причиненный недрам, в сумме 871890 руб[6].

Обратим внимание, что, по мнению специалистов, существенным недостатком разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, особенно проводимых с нарушением законодательства, является негативное влияние на окружающую среду, выраженное в воздействии на атмосферный воздух, на поверхностные и подземные воды, на земельные ресурсы и др. В связи с принадлежностью к различным географическим ландшафтным зонам, дифференциацией по физико-механическим свойствам и условиям залегания общераспространенных полезных ископаемых, имеют место определенные особенности воздействия открытой разработки на окружающую среду и здоровье занятых в производстве людей[7].

Так, основными видами воздействия на среду при разработке карьеров являются:

— изъятие природных ресурсов (земельных, водных);

— загрязнение воздушного бассейна выбросами газообразных и взвешенных веществ;

— изменение рельефа территории, гидрогеологических условий площадки строительства и прилегающей территории;

— загрязнение территории землеотвода образующимися отходами и сточными водами;

— изменение социальных условий жизни населения[8].

В качестве примера негативного воздействия на окружающую среду добычи общераспространенных полезных ископаемых можно привести ситуацию, сложившуюся при разработке Охотоморского месторождение на юге острова Сахалин. К нему сейчас приковано пристальное внимание ученых. Они считают, что может исчезнуть цепь живописнейших озер на полуострове Пузина, омываемом заливом Мордвинова. Речь идет о семи мелководных водоемах, образовавшихся из древней лагуны.

Читайте также:  Чем полезна хреновина с помидорами

По словам Виктора Афанасьева, заведующего лабораторией береговых геосистем Института морской геологии и геофизики ДВО РАН, компании-недропользователи брали песок, не соблюдая лицензионные требования. Например, оставляли крохотные перемычки между морем и карьером вместо целиков в 40 метров. Доходило даже до того, что добыча велась на рекультивированных участках. Бесконтрольная добыча песка привела к нарушению гидрогеологического режима, что в свою очередь провоцирует понижение уровня грунтовых вод и соответственно озер[9].

В ввиду сказанного выше, серьезную обеспокоенность вызывает Проект Федерального закона № 1003716-6 «О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.06.2016), в котором предлагается разрешить разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в случаях, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр с целью производства строительных материалов в водоохранных зонах морей, устанавливаемых на островах, а также, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах).

Данный законопроект по своей сути сводит на нет саму суть водоохранных зон, которыми согласно ч. 1 ст. 65 ВК РФ являются территории, примыкающие к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Предложенные изменения ВК РФ являются недопустимыми, поскольку они неминуемо приведут к серьезным негативным последствиям как для морских экосистем, так и для окружающей среды в целом.

Особенно остро этот вопрос стоит для Сахалинской области. Почти все залежи песка на ее территории находятся на расстоянии не более 300 метров от берега моря, то есть именно в водоохранной зоне[10].

Подводя итог вышесказанному отметим, что, несмотря на достаточно проработанную в Российском законодательстве систему норм, регулирующих различные аспекты деятельности, связанной с общераспространенными полезными ископаемыми, данный вопрос заслуживает пристального внимания как со стороны науки, так и со стороны контролирующих органов, и в первую очередь с точки зрения охраны окружающей среды.

1См.: Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году». М.: МПР России 2015. С. 7.

3Документ опубликован не был.

4Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 28. 2007. 5РГ. № 263. 2014.

6 См. Подробнее: Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании // Законность. 2016. № 3. С. 12 – 15; Куделькин Н.С. Административная ответственность за экологические правонарушения в сфере недропользования. Аграрное и земельное право. 2014. № 6 (114). С. 79-86.

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237.

2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» // СЗ РФ. 1995.№ 10. Ст. 823.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

4. Приказ Минприроды России от 11 августа 2014 № 362 «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых» // РГ. № 263. 2014.

5. Распоряжение МПР России № 35-р, Правительства Астраханской области № 319-пр от 4 июня 2007 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 28. 2007.

6. Распоряжение МПР РФ от 7 февраля 2003 № 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным» // Документ опубликован не был.

1. Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании // Законность. 2016. № 3. С. 12 – 15.

2. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально- сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году». М.: МПР России 2015.

3. Куделькин Н.С. Административная ответственность за экологические правонарушения в сфере недропользования. Аграрное и земельное право. 2014. № 6 (114). С. 79-86.

источник

Полезные ископаемые – это образования, образованные в результате изменения литосферы, которые широко применяются на различных производствах. Каждая страна может похвастаться их наличием. Из этой статьи вы узнаете, какие общераспространенные полезные ископаемые можно найти почти повсеместно, как они называются и выглядят.

Любой человек со школьной скамьи знаком с такими названиями, как природный газ, уголь, торф, нефть и другими. Все они широко используются для обеспечения стран энергией и являются очень важными ресурсами. Грамотное их использование может помочь в улучшении экономического развития того или иного государства. Общераспространенные полезные ископаемые, перечень которых может занять не одну страницу, как правило, обладают знакомыми многим названиями. Вот некоторые из них:

  • Нефть, именуемая черным золотом – это маслянистая черная жидкость, которая обладает резким запахом. Она используется для производства бензина, керосина, этилового спирта и других веществ, которые человек применяет в быту.
  • Известняк, или же ракушечник, по одной из версий, был образован из окаменелых останков древних животных. Он широко используется в строительстве и применяется для создания бетона.
  • Торф – это горючее ископаемое природы. Служит не только отличным топливом и удобрением, но также выполняет очистительную функцию. Различные тяжелые металлы поглощаются торфом, и природная вода, содержащая их, таким образом, очищается.

Общераспространенные полезные ископаемые были поделены учеными на несколько групп, в зависимости от того, в какой области производства используются и каков их качественный состав, в каком агрегатном состоянии они находятся. Кроме того, их классификация зависит и от степени изученности. Вот некоторые из них:

  • По агрегатному состоянию. Они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Уголь и различные руды – твердые общераспространенные полезные ископаемые, нефть – жидкое, а природный газ, соответственно, газообразное.
  • По способу использования. Они могут применяться в производстве в качестве топлива, сырья для химической промышленности, благородных, черных или цветных металлов. Для каждого из них необходима своя технология переработки.
  • По металлическим и неметаллическим свойствам. Некоторые ископаемые, скрытые в недрах земли, пригодны для извлечения из них металлов, а другие – нет.

Несмотря на то что существует великое множество различных классификаций, люди, как правило, используют самую простую. Итак, вот она:

  • Горючие. Название этого вида богатств природы говорит само за себя: те ископаемые, которые входят в этот список, ценятся за хорошую горючесть. Чаще всего они используются в качестве топливных ресурсов. К ним относятся торф, каменный уголь, нефть, сланец и природный газ. С другой стороны, такие общераспространенные полезные ископаемые могут быть опасны: процессы их горения бывают нерегулируемыми.
  • Руды. В них содержится один металл или несколько в таком процентном соотношении, что их удобно извлекать из образования. К ним относятся железные, медные, никелевые, оловянные и другие руды.
  • Некоторые люди задаются вопросом: что такое нерудное общераспространенное полезное ископаемое? Понятие, примеры которого вы найдете в этой статье, означает, что из данного образования невозможно извлечь металл. К этому пункту классификации относится фосфорит, сера, мрамор, известняк, гранит и даже различные камни, такие как изумруды, малахиты, бирюза и агаты.

Это те виды полезных ископаемых, которые чаще всего используются в производстве.

Некоторые их виды образуются по-разному в различных местах нашей планеты.

  • Метаморфогенные месторождения. Это словосочетание означает, что ископаемое было образовано путем изменения уже существующих горных пород. В результате переработки были получены различные металлы, например золото, марганец, а также некоторые неметаллы вроде графита, апатита и мрамора.
  • Экзогенные месторождения. Сера, фосфориты и другие полезные ископаемые были образованы в результате геологических изменений, деформирующих верхний слой земной коры, например, эрозий и выветриваний.
  • Эндогенные месторождения. Ископаемые были образованы в результате деформации внутреннего слоя литосферы, например, движения магмы.

Использование общераспространенных полезных ископаемых зависит от того, где было найдено то или иное месторождение, к какому типу относится найденная порода или минерал и от многих других факторов. Однако же существует несколько способов их использования, которые распространены во всем мире.

В первую очередь, это использование в качестве топлива в чистом виде или создание топлива. Его производят из нефти и торфа, горючих сланцев и природного газа и прочих ископаемых, которые быстро возгораются. Кроме того, сырье для технической и химической промышленности также получается из различных пород и минералов. Гранит, известняк используются в качестве материалов для строительства. Из руд выплавляют металлы, которые впоследствии используются на различных производствах, а всем известная поваренная соль перерабатывается и употребляется людьми в пищу.

Одним из них является уголь. Некоторые страны, на территории которых содержится наибольшее количество его разведанных месторождений, соревнуются за право назваться самой богатой углем страной. Среди них – Россия, Соединенные Штаты Америки, Китай, Австралия, Украина, Великобритания и даже Казахстан.

Черное золото, или же, если называть его менее метафорично, нефть, также является одним из наиболее распространенных ископаемых. Лучше всего его запасы были разведаны такими государствами, как Саудовская Аравия, Россия, Иран, Мексика, Соединенные Штаты Америки, Китай и Норвегия.

Природный газ широко используется в качестве топливного ресурса. В большей мере его запасы были разведаны в России, Иране, Саудовской Аравии, США, Венесуэле, Нигерии, Ираке, Китае и Нидерландах.

Будучи одной из богатейших по площади страной, Российская Федерация обладает огромным количеством природных ресурсов, месторождения которых находятся на ее территории. Общераспространенные полезные ископаемые РФ, которые находятся в пределах ее границ, – это нефть, газ, уголь, алюминий, калийные соли и другие.

На территории нашей страны находятся крупнейшие месторождения угля, например Кузнецкий и Печорский бассейны. Нефть и газ добываются в Балтийской и Анадырской нефтегазоносных областях. Сланцы получают в Сибирском бассейне неподалеку от городского поселения Оленек, торф – в Васюганье, которое по совместительству является самым заболоченным местом на территории России, а железные руды – в Курской Магнитной Аномалии.

Многие запасы полезных ископаемых, которые находятся в Российской Федерации, разведаны лишь поверхностно, а это значит, что у нашей страны есть огромная ресурсная база, богатства которой только предстоит раскрыть!

источник

Глава XI. Правовое регулирование добычи общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод, а так же пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых.

общераспространённых полезных ископаемых

К общераспространенным полезным ископаемым относятся неметаллические и горючие полезные ископаемые, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих стандартов и служащие для удовлетворения нужд местного производства. В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О недрах», определение региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, осуществляется совместно исполнительными органами власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации 178 . Региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, определяются отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, и оформляются совместным Распоряжением МПР РФ и Администрации субъекта Российской Федерации.

Действующее российское законодательство допускает как предпринимательское, так и непредпринимательское пользование общераспространёнными полезными ископаемыми. Закон РФ «О недрах» (ст. 19) устанавливает, что «собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.» Аналогичные нормы содержит и Земельный кодекс РФ (ст.ст. 40), закрепляющий, что собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые и пресные подземные воды. Кроме того, лица, относящиеся к малочисленным народам, и общины малочисленных народов вправе безвозмездно пользоваться общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися на территориях традиционного природопользования, для личных нужд 179 . Непредпринимательское использование общераспространённых полезных ископаемых осуществляется свободно и не требует оформления горного отвода и лицензии.

Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (Закон РФ «О недрах», ст. 18). Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья. Так, Закон Томской области от 12 сентября 2003 г. № 116-ОЗ «О недропользовании на территории Томской области» 180 установил следующий порядок предоставления и пользования участками недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Предоставление права пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется как посредством проведения конкурсов или аукционов, так и на бесконкурсной основе. Предоставление права пользования участками недр, содержащими грунты, с целью их добычи для инженерно-строительной деятельности осуществляется без конкурса в порядке, определяемом Администрацией Томской области 181 .

Лицо, заинтересованное в получении прав на пользование недрами, подаёт заявку в Администрацию Томской области. К заявке прилагаются: топографический план испрашиваемого участка, решение органа местного самоуправления о предварительном согласии на предоставление земельного участка для целей недропользования и справка, содержащая следующие сведения о заявителе:

1) данные о субъекте предпринимательской деятельности (наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, органы юридического лица, фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица);

2) данные о специализированных организациях, привлекаемых в качестве подрядчиков, в случае выполнения работ этими организациями;

3) данные о финансовых возможностях, источниках финансирования планируемых работ;

4) сведения о технических и технологических возможностях (техническая база, кадровое обеспечение);

5) сведения об основном виде деятельности организации и деятельности, связанной с недропользованием;

6) предложения по условиям пользования недрами (вид пользования, целевое назначение, объект, территория, сроки, продукция, плата за пользование недрами и природными ресурсами, договоры с органами власти и органами местного самоуправления, сроки отдельных этапов недропользования, охрана окружающей природной среды, безопасное ведение работ, объемы и виды сбрасываемых в недра отходов, право на геологическую информацию и др.);

7) программу воспроизводства минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых на испрашиваемом участке недр, финансируемую за счет собственных средств;

8) иные сведения, важные с точки зрения заявителя.

Заявка считается принятой и регистрируется после предоставления полного пакета документов.

Администрация Томской области обеспечивает публикацию информации о предоставлении в пользование участка (участков) недр в областных и издаваемых на территории соответствующих муниципальных образований области средствах массовой информации. В случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования информации о предоставлении в пользование участка (участков) недр одной заявки Администрация Томской области принимает решение о предоставлении права пользования участком недр на бесконкурсной основе, при поступлении двух и более заявок – принимается решение об объявлении торгов в форме конкурса или аукциона. Извещение об объявлении торгов публикуется в областных и муниципальных средствах массовой информации. Торги проводятся в порядке, установленном действующим законодательством, не ранее, чем через 30 дней после публикации. Решение об утверждении результатов торгов принимается Администрацией Томской области в течение 30 дней с момента их проведения, информация о результатах проведения торгов публикуется не позднее 30 дней со дня принятия решения в областных и муниципальных средствах массовой информации. Если объектом заявки является месторождение общераспространенных полезных ископаемых, предоставляется лицензия на добычу полезных ископаемых, если объектом заявки является проявление общераспространенных полезных ископаемых, участок недр предоставляется в пользование для геологического изучения с одновременной и (или) последующей добычей полезных ископаемых. Лицензия, включающая лицензионное соглашение, подписывается Администрацией Томской области и после ее регистрации в территориальном фонде геологической информации направляется владельцу. Сбор за выдачу лицензии вносится пользователем недр при выдаче лицензии. Сумма сбора определяется Администрацией Томской области исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию лицензии.

Читайте также:  Примеры полезных ископаемых рудных

Эксплуатация месторождения общераспространённых полезных ископаемых допускается после оформления горного отвода 182 . Для получения горного отвода субъект предпринимательской деятельности должен представить заявку в администрацию муниципального района или городского округа, на территории которого находится месторождение (проявление) полезных ископаемых. В заявке указываются полное наименование и адрес заявителя, сущность просьбы, наименование месторождения (части месторождения) или проявления полезного ископаемого, местонахождение горного отвода и его размеры, планируемая добыча полезного ископаемого. К заявке прилагаются:

копия лицензии на право пользования недрами;

топографический план поверхности, с контурами испрашиваемого горного отвода в масштабе не менее 1:5000, и копии геологических разрезов, составленных в соответствии с установленными требованиями. Для горных отводов, имеющих значительную площадь, разрешается предоставление копии топографического плана в масштабах от 1:5000 до 1:25000. В свободной части топографического плана помещается ведомость координат (X, Y, Z) угловых точек испрашиваемого горного отвода, указывается площадь (в гектарах) проекции горного отвода на горизонтальную плоскость, дата составления плана;

краткая пояснительная записка, в которой освещаются геологическое строение месторождения или проявления полезного ископаемого; способы и сроки отработки;

справка о разведанности месторождения с указанием количества балансовых запасов полезного ископаемого в пределах горного отвода (только для месторождений).

Администрация муниципального района или городского округа рассматривает представленные материалы по оформлению горноотводного акта в течение 30 дней. Предоставление горного отвода оформляется следующими документами:

постановлением главы муниципального района или городского округа;

графическими приложениями, включающими копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы;

надписью на копии топографического плана.

Горноотводный акт, удостоверяющий границы горного отвода, подписывается и выдается главой муниципального района или городского округа в соответствии с законодательством о недропользовании на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода. Проект горного отвода может включаться в состав технического проекта разработки месторождения. Копия топографического плана подписывается главой муниципального района или городского округа, в случаях, когда месторождение или проявление общераспространенного полезного ископаемого находится на территории двух или более муниципальных районов, документы, удостоверяющие границы горного отвода, подписываются и выдаются главой каждого муниципального района. Регистрация горноотводных актов, предоставляемых пользователям недр, производится в территориальном органе горного надзора.

Порядок пользования недрами, рациональное использование и охрана недр, прекращение права пользования участками недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. Аналогичные правила предоставления участков недр для добычи общераспространённых полезных ископаемых установлены и в иных субъектах Российской Федерации.

источник

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже поверхностного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой режим пользования недрами в настоящее время регулируется Законом РФ «О недрах» в редакции ФЗ от 3 марта 1995 г.

В состав земель для пользования недрами входят земли:

а) используемые для геологического изучения недр;
б) используемые для добычи полезных ископаемых;
в) предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
г) предоставленные для образования особо охраняемых геологических объектов.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Владение, пользование и распоряжение недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться’в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы на условиях лицензии могут находиться в различных формах собственности.

Отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получить статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов субъектов Федерации. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Недра предоставляются в пользование для:

  1. регионального геологического изучения и иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр;
  2. геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
  3. разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитар- но-оздоровительное и иное значение;
  6. сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством (федеральным и субъектов Федерации) они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

Пользование недрами бывает срочным или бессрочным. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых либо образования особо охраняемых объектов.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Между уполномоченным на то органом государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с использованием недр.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Участок недр пользователю предоставляется в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей среды, документы, определяющие указанные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользование недрами является платным, за исключениями, указанными в законе. Установлены следующие виды платежей:

  1. сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;
  2. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  3. регулярные платежи за пользование недрами;
  4. плата за геологическую информацию.

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, — сборы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона); оплату труда привлекаемых экспертов.

Сбор за выдачу лицензии на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр. Правительство РФ устанавливает минимальный и максимальный размеры ставки регулярного платежа за пользование недрами. Конкретный размер ставки устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации. Регулярные платежи уплачиваются пользователями недр ежеквартально.

За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата. Размер платы и порядок ее взимания определяются Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 25 января 20021 г. № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах» установлено, что минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, для пользователей недр составляет 10 000 рублей. Размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом объема предоставленной информации, ее вида, потребительских свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная информация. Конкретный размер платы за геологическую информацию о недрах для потребителя данной информации определяется федеральным органом управления государственным фондом недр. Плата за геологическую информацию, взимаемая с пользователей недр, вносится в доходы федерального бюджета.

Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр Российской Федерации:

  1. собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
  2. пользователи недр, ведущие региональные геолого-географические работы и иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр;
  3. пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов;
  4. пользователи недр в целях сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
  5. ведущие разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи таких полезных ископаемых.

Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в границах их участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

источник

Целевая аудитория нашего портала:

  • недропользователи, специализирующиеся на добыче общераспространенных (нерудных) полезных ископаемых,
  • предприятия-производители строительных материалов (песок, щебень, цемент, гравий, известь, камень, гипс, кирпич, торф, отделочные материалы и строительные конструкции),
  • строительные организации различного профиля (ПГС, спецстрой и др.),
  • руководители региональных органов управления природными ресурсами, строительством и благоустройством на территориях и муниципальных образований.

Нерудные, общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ), — это самый востребованный и распространенный вид полезных ископаемых (ПИ) на территории РФ. Сотни тысяч предприятий занимаются добычей, переработкой, транспортировкой и реализацией ОПИ, это существенный сектор российской экономики по числу занятых и по объему налоговых отчислений, причем именно в регионах, областях и муниципальных образованиях. Это один из самых важных секторов социально-экономического развития субъектов РФ, т. к. именно в компетенции региональных органов управления находятся вопросы управления местными природными ресурсами и экономического развития территорий в целом.

Проблемы разведки и разработки ОПИ практически нигде не обсуждаются и не анализируются, а их немало, как следствие, имеет место низкая эффективность этого сектора региональной экономики, который тесно связан практически со всеми отраслями — дорожным, промышленным и жилищным строительством, сельским и лесным хозяйством, ЖКХ (все виды ремонтных работ и благоустройства), индивидуальным строительством и др.

Современные технологии добычи и переработки ОПИ позволяют существенно снизить издержки недропользования, повысить производительность труда в этой сфере деятельности. Кроме того, огромные разведанные запасы ОПИ являются хорошей основой для увеличения объемов производства строительного сырья — песка, щебня, извести, цементного сырья, гравия, природного камня, что является базой для экономического роста и социального развития регионов – дорожного, жилищного и промышленного строительства, роста занятости, повышения уровня конкуренции, что, в свою очередь, позволит развиваться ускоренными темпами всем смежным отраслям. Это также дает существенную прибавку в региональные и муниципальные бюджеты на основе роста налоговых отчислений.

Издательский Дом «Геоинформ» предлагает региональным органам управления строительством, местными фондами недр сотрудничество в области информационного обеспечения процессов экономического роста в субъектах РФ, а также повышения эффективности работы предприятий, занимающихся добычей и переработкой общераспространенных полезных ископаемых, производством и использованием строительного сырья.

Мы более 25 лет издаем Бюллетень «Недропользование в России», учредителем которого является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Сегодня мы создали не имеющий аналогов портал нового информационного издания — «ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ», в котором освещаются следующие вопросы по данной тематике: новости, отраслевые мероприятия (природопользование, строительство, экология, экономика), выставки, совещания, новые нормативные правовые документы, аналитика, инвестиции (продажа компаний), продажа оборудования, запчастей, кадровые назначения, вакансии и резюме, услуги, консультации, обучение и повышение квалификации, объявления, реклама, справочная информация и многое другое.

Бюллетень «Недропользование в России. Общераспространенные полезные ископаемые» выходит 2 раза в месяц, как в электронном, так и в печатном виде. В нем размещается актуальная, полная и достоверная официальная информация о конкурсах и аукционах на право недропользования с целью геологического изучения, разведки и добычи ОПИ, объявляемых региональными органами управления фондом недр, перечни участков, планируемые к распределению, итоги прошедших конкурсов и аукционов.

Почтовый адрес для писем: 119049 Москва, а/я 36, ИД «ГЕОИНФОРМ»

Фактический адрес: 119049 Москва, Ленинский проспект, 6, стр. 7

По вопросам подписки: +7 (499) 230-25-61

Телефон для рекламодателей: +7 (499) 230-24-81

источник

Правовое регулирование добычи общераспространенных полезных ископаемых по законодательству субъектов Российской Федерации

Законодательство субъектов Российской Федерации развивает весьма общие положения федерального законодательства о недрах. Гак, Закон Московской области от 2 февраля 1999 г. № 2/99-03 “О недрах и недропользовании в Московской области” признает общераспространенными полезными ископаемыми широко распространенные в данном регионе полезные ископаемые, используемые для производства строительных материалов, строительства дорог и других целей (кирпичные глины, строительный песок, бутовый камень и др.).

В соответствии со ст. 18 этого Закона собственники и владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению осуществлять в границах своих земельных участков без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до 5 м. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым администрацией Московской области с учетом согласования с администрациями муниципальных образований.

Согласно ст. 19 Закона Московской области собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в границах этих участков осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Во всех других случаях, в том числе при использовании подземных вод для получения первой товарной продукции, технических и технологических целей, а также при использовании подземных вод сверх установленных норм, собственник, владелец земельного участка должен получить лицензию на право добычи подземных вод в установленном порядке.

Строительство бытовых колодцев и скважин может осуществляться только после согласования местоположения этих сооружений с администрацией муниципального образования и районным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Строительство собственниками, владельцами земельных участков подземных сооружений, в том числе для захоронения бытовых и производственных отходов, эксплуатация которых может привести к загрязнению подземных вод, запрещается. Правила устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин, а также строительства подземных сооружений для собственных нужд устанавливаются администрацией Московской области с учетом согласования с администрациями муниципальных образований.

Районы распространения и глубины залегания первого от поверхности водоносного горизонта, не являющегося централизованным источником водоснабжения, определяются территориальным органом управления государственным фондом недр, и сведения о них предоставляются администрациям муниципальных образований.

Статья 26 Закона “О недропользовании на территории Калужской области” регулирует вопросы пользования участками недр без лицензии. Так, не требуется получения лицензии на пользование участками недр при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, расположенных на глубине не более 5 м от поверхности земли или дна водоема, для сооружения и эксплуатации следующих объектов:

линий коммуникаций водоснабжения, канализации, энергоснабжения, нефтегазопроводов, связи (кабелей телефонной связи и электросвязи, силовых кабелей и др.), предназначенных для жизнеобеспечения населения и нормального функционирования предприятий, а также транспортных сооружений (путепроводов, подземных переходов и др.) в городах и поселках, автозаправочных станций с заложением емкостей до глубины 5 м;

Читайте также:  Полезные ископаемые в центральной россии

траншей и котлованов, используемых под фундаменты при строительстве жилых и производственных зданий и сооружений;

подземных сооружений — погребов, подвалов, небольших хранилищ глубиной до 5 м, используемых для своих нужд в коллективных и индивидуальных хозяйствах для хранения продуктов питания, личного имущества и продукции сельского хозяйства;

в иных случаях, установленных действующим законодательством

Статья 27 Закона Калужской области содержит определение общераспространенных полезных ископаемых. Это широко распространенные полезные ископаемые, залегающие неглубоко от поверхности земли и используемые для производства различных видов строительных материалов, строительства дорог и других целей. На территории области к общераспространенным полезным ископаемым относятся: аргиллиты и алевролиты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности); галька; глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, для фарфоро-фаянсовой и цементной промышленности, флоридиновой, бентонитовой, палыгорскитовой, кислотоупорной и каолина); гипс (кроме декоративно-поделочного, для цементной и медицинской промышленности); гравий; диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности); доломит (кроме пильного, облицовочного, для металлургической, химической и стекольной промышленности); известняк (кроме битуминозного, облицовочного, пильного, для цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема); мел (кроме мела для цементной, химической, стекольной, резиновой промышленности и для получения глинозема из нефелина); мергель (кроме используемого в цементной промышленности); песок (кроме формовочного, стекольного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности); песчаник (кроме битуминозного, облицовочного, динасового и для стекольной промышленности); сапропели; сланец (кроме горючего, кровельного); суглинок (кроме используемого в цементной промышленности), торф.

Предоставление лицензий на пользование участками недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется путем проведения конкурсов или аукционов, а также на бесконкурсной основе. Участки недр предоставляются в пользование на бесконкурсной основе, в частности, в случаях разработки подземных вод для индивидуального водоснабжения.

Статья 28 данного Закона определяет порядок пользования участками недр собственниками, владельцами земельных участков. Собственники, владельцы земельных участков в границах участков по своему усмотрению вправе без оформления лицензий:

осуществлять без применения взрывных работ добычу следующих видов общераспространенных полезных ископаемых (строительных песков, песчано-гравийных смесей, торфа), не числящихся на государственном балансе, для собственных нужд, в некоммерческих целях на глубину до 5 м от поверхности земли;

обустраивать и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины дебитом до 10 м 5 в сутки на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, которые могут использоваться для удовлетворения индивидуальных нужд в воде хозяйственно-питьевого водоснабжения;

осуществлять строительство и эксплуатацию подземных сооружений для своих нужд при глубине заложения фундамента до 5 м от поверхности земли.

Условия безлицензионного пользования участками недр при добыче твердых полезных ископаемых устанавливаются органами местного самоуправления, на территории которых расположены эти земельные участки, с регистрацией работ в местных органах охраны окружающей среды и санэпиднадзора. Основанием для безлицензионного пользования участками недр является разрешение, выдаваемое пользователю недр органами местного самоуправления, в административных границах которых производится добыча общераспространенных полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей.

Расположение объектов безлицензионного пользования на местности предварительно согласовывается пользователем недр с территориальным органом управления государственным фондом недр. Контроль за соблюдением пользователями участков недр условий безлицензионного пользования возлагается на органы, выдавшие на него разрешение.

В соответствии со ст. 29 Закона Республики Татарстан “О недрах” собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для личных нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Положением “О плате за пользование недрами в Республике Татарстан”, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа 1992 г. № 495 ( с доп. от 28 марта 1995 г. и 13 ноября 1996 г.) определен Перечень общераспространенных полезных ископаемых республики. К ним относятся: песок (кроме формовочного, стекольного, фарфоро- фаянсового, огнеупорного и цементного); глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, фарфоро-фаянсовой, цементной, флоридиновой, красочной, бентонитовой, кислотоупорной, каолина); суглинки (кроме суглинка для цементной промышленности); камень бутовый, песчаник (кроме битуминозного, облицовочного, динасового, для стекольной промышленности); мергель (кроме битуминозного и для цементной промышленности); мел (кроме мела для цементной, химической, стекольной, резиновой промышленности); доломит (кроме пильного, облицовочного, для металлургической, химической и стекольной промышленности); известняки (кроме битуминозного, облицовочного, пильного, для цементной, химической, стекольной, металлургической, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема); аргиллиты и алевролиты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности).

Статья 23 Кодекса Республики Башкортостан о недрах устанавливает следующее правило: юридические лица и граждане в границах предоставленных им земельных участков имеют право без лицензии по своему усмотрению непосредственно для своих нужд осуществлять без применения взрывных работ: добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до 5 м;

строительство подземных сооружений на глубину до 5 м;

устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, использование которого не окажет отрицательного влияния на существующие источники водоснабжения.

Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 5 июля 1999 г. № 203 утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых Республики Башкортостан 1 , а Порядок предоставления недр в пользование для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Башкортостан утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 21 марта 1994 г. № 90 . Согласно этому постановлению владельцы земельных участков имеют право пользоваться недрами в пределах своих владений, за исключением площадей залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, в том числе общераспространенных, с целью добычи для своих хозяйственных и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых и строительных грунтов без предоставления горного отвода и лицензии. Добыча разрешается открытым способом на глубину до 2 м без применения взрывных работ и при условии обеспечения охраны недр и окружающей природной среды. В данном случае владельцы земельных участков освобождаются от платежей при пользовании недрами (п. 5).

Вопросы использования недр владельцами земельных участков урегулированы также в Законе Республики Марий Эл “О недрах” (в ред. от 13 октября 1996 г.) [1] [2] [3] . Статья 24 этого Закона предусматривает, что наличие права на пользование землей нс дает права на промышленную разработку залегающих в недрах землепользователей полезных ископаемых. Владельцы земельных участков имеют право в их границах по своему усмотрению осуществлять для собственных нужд без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, открытым способом на глубину до 2 м с годовой производительностью до 10 тыс. м 3 и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м. Они вправе устраивать и эксплуатировать бытовые колодцы и одиночные малодебитные скважины, оборудованные простейшими водозаборными сооружениями для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является источником централизованного водоснабжения, а используется только для удовлетворения собственных хозяйственно-питьевых нужд землевладельцев без получения лицензии. Условия недропользования в этом случае согласовываются с районным или городским органом местного самоуправления. В остальных случаях владельцы земельных участков обязаны получить лицензию на право пользования недрами.

Условия добычи общераспространенных полезных ископаемых владельцами земельных участков определены в ст. 21 Закона Свердловской области “О недрах Свердловской области”. Так, владельцы земельных участков имеют право в границах участка осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, с учетом требований законодательства и интересов соседних землепользователей в порядке, устанавливаемом правительством Свердловской области. Постановлением правительства Свердловской области от 4 марта 1994 г. № 45-П “Об утверждении Положения о порядке лицензирования пользования недрами на территории Свердловской области” определен Перечень общераспространенных полезных ископаемых Свердловской области.

Согласно ст. 101 Закона Ханты-Мансийского автономного округа “О недропользовании” собственники земельных участков и их владельцы имеют право, по своему усмотрению, в границах занимаемых земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом нормативными актами автономного округа.

В Законе Тюменской области “О недрах” рассматриваемый вопрос решен следующим образом. Закон не требует оформления лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого или технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших размеров). Это требование относится к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, фермерских участков с величиной предельного водозабора, не превышающей 30 м 3 /сут., садовых участков. На все иные пользования недрами для добычи подземных пресных или минеральных вод необходимо получение лицензии.

Лицензия на пользование недрами для геологического изучения и добычи подземных вод выдается Министерством природных ресурсов РФ или по его поручению территориальным органом этого Министерства и органами исполнительной власти области. Платежи за право пользования недрами для добычи подземных вод определяются в лицензии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

По общему правилу собственники и владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению без получения лицензии осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе для обеспечения технологического цикла горного производства (строительство технологических дорог, зданий и сооружений, ведения закладочных работ, обустройство промплощадок и т. д.).

При добыче полезных ископаемых при нарушении целостности поверхностного слоя площадью более 0,3 га пользователь недр обязан перед началом работ уведомить органы государственной власти района по месту ведения работ. Не требуется получение лицензии при использовании грунта и песка из полосы отчуждения для строительства в ней любых коммуникаций глубиной не более 3 м.

Пользователи недр, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых, по общему правилу освобождаются от платежей за право пользования недрами. В некоторых иных случаях пользователи недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых обязаны получить лицензию и осуществлять все виды платежей за право пользования недрами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области. Размер платежей за право пользования недрами устанавливается при выдаче лицензии.

Отсутствие лицензии дает право специально уполномоченным государственным органам по охране природных ресурсов налагать штраф на пользователя недр в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда с возмещением ущерба, нанесенного природным ресурсам, и выдавать предписание о прекращении работ. В случае неисполнения требований предписания или хищения ресурсов в особо крупных размерах пользователь привлекается к уголовной ответственности с конфискацией средств и имущества, приобретенных за счет незаконной эксплуатации недр, в установленном порядке (ст. 3).

Положением о порядке и условиях предоставления, приостановления, ограничения и прекращения права пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых Челябинской области, утвержденным постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 29 апреля 1999 г. № 545, предусматривается, что права пользования недрами собственникам и владельцам земельных участков предоставляются без проведения конкурса (аукциона). Этим же постановлением утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых Челябинской области.

Статья 45 Закона Иркутской области “О недропользовании” определяет виды пользования недрами, на осуществление которых не требуется получения лицензии. Так, не требуется получения лицензии на недропользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, для сооружения и эксплуатации объектов, расположенных на глубине до 5 м от поверхности земли или дна водоема:

линий коммуникаций водоснабжения, канализации, энергоснабжения, нефтегазопроводов, связи (кабелей телефонной связи и электросвязи, силовых кабелей и др.), предназначенных для жизнеобеспечения населения и нормального функционирования предприятий, а также транспортных сооружений (путепроводов, подземных переходов и др.) в городах и поселках, автозаправочных станций с заложением емкостей до глубины 5 м;

траншей и котлованов, используемых под фундаменты при строительстве жилых и производственных зданий и сооружений;

подземных сооружений (погребов, подвалов, небольших хранилищ, используемых в коллективных и индивидуальных хозяйствах для хранения продуктов питания, личного имущества и продукции сельского хозяйства);

подземных сооружений для собственных нужд собственников и владельцев земельных участков;

забивки свай длиной до 12 м;

В Иркутской области действует Закон от 20 июля 1994 г. № 4/6 “О порядке пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения в Иркутской области”, в котором урегулированы вопросы добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками и владельцами 1

Закон Калининградской области от 10 июля 1996 Г. № 57 “О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений на территории Калининградской области” (с изм. от 21 июня 1999 г.) устанавливает порядок предоставления участков недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых владельцами земельных участков (ст. 12). Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков имеют право в границах участка осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, которые планируются в зоне залегания общераспространенных полезных ископаемых. Использование общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд предполагает недопустимость их реализации юридическим и физическим лицам.

Для получения права на добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для собственных нужд юридические и физические лица подают заявление в органы местного самоуправления муниципальных образований области, предоставивших им земельные участки, с просьбой о выдаче разрешений на разработку того или иного вида общераспространенных полезных ископаемых и указанием объема и целей их добычи. Орган местного самоуправления муниципального обра- [4] [5]

зования рассматривает заявление и выносит решение, в котором наряду с разрешением на добычу указываются следующие особые условия производства работ:

площадь отводимых земель, размер которой не должен вызывать препятствий для целевого использования всего участка;

местоположение разработок с учетом соблюдения санитарных экологических требований;

условия, обеспечивающие возможность предупреждения отрицательных воздействий на прилегающие землепользования;

требования по рациональному использованию плодородного слоя почвы, а также сохранению природного слоя торфа не менее 0,5 — 0,3 м;

условия, обеспечивающие предупреждение разрушения мелиоративной системы;

указания по предельной глубине добычи общераспространенных полезных ископаемых (не более 5 м) и без применения взрывных работ;

требований по рекультивации нарушенных земель, которая производится за счет средств пользователя, и обеспечению вовлечения их в хозяйственный оборот.

Орган местного самоуправления муниципального образования области вправе отказать землепользователям в добыче общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд в следующих случаях: при просьбе о разработке полезных ископаемых на землях с кадастровой оценкой выше среднего районного уровня; в защитных зонах рек, озер и других участков с особым режимом охраны и использования, на землях природоохранного, природнозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; в зонах отвода инженерных сооружений (ЛЭГI, газопроводов и т. д.).

К компетенции органа местного самоуправления муниципального образования области относится принятие решения о разрешении или отказе в разрешении на добычу общераспространенных полезных ископаемых с учетом мнений местных органов по земельным ресурсам и землеустройству, Минприроды России, сан- эпиднадзора в месячный срок с момента подачи заявления. Разрешение или отказ оформляются постановлением органа местного самоуправления муниципального образования области, по одному экземпляру которого выдается заявителю и местному комитету по земельным ресурсам и землеустройству.

источник

Источники:
  • http://izron.ru/articles/osnovnye-problemy-i-tendentsii-razvitiya-v-sovremennoy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-i/sektsiya-5-prirodoresursnoe-pravo-agrarnoe-pravo-ekologicheskoe-pravo-spetsialnost-12-00-06/obshcherasprostranennye-poleznye-iskopaemye-voprosy-pravovogo-regulirovaniya/
  • http://businessman.ru/obscherasprostranennyie-poleznyie-iskopaemyie-perechen-ponyatie-primeryi-mestorojdeniya-ispolzovanie.html
  • http://studfiles.net/preview/4244312/page:52/
  • http://be5.biz/pravo/z007/19.html
  • http://regionopi.ru/o-portale/
  • http://studref.com/380857/ekologiya/pravovoe_regulirovanie_dobychi_obscherasprostranennyh_poleznyh_iskopaemyh_zakonodatelstvu_subektov_ro