Урок-викторина по окружающему миру в 4-м классе «Обобщение материала «Горные породы и полезные ископаемые»» (по программе «Гармония»)
Цель:
- Обобщить и систематизировать знания по темам: горные породы и полезные ископаемые.
- Проверить знания понятий: горные породы, полезные ископаемые.
- Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, пользоваться условными знаками распространённых полезных ископаемых.
- Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них.
Форма проведения: урок — викторина
Оборудование: коллекция горных пород, карточки с заданиями, конверты с ключевым словом, название команд.
«Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим:» (А. Новаи)
— Прозвенел звонок, значит, начался урок. Чтоб уютным был наш класс, улыбнитесь мне сейчас.
— Мир камня сказочно интересен. Во многом засекреченный. Вся неживая природа выступает перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями — ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, поражают нас долговечностью, красотой. Наиболее красивые и драгоценные минералы сделались символом знатности и богатства. Но мы с вами должны понимать: (обсуждаются слова, взятые в качестве девиза). Именно, ваш ум и ваши знания помогут на уроке.
— Сегодня урок пройдёт в форме викторины, вы разделены на 4 команды, в каждой есть капитан.
Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.
(Команды: «Алмаз», «Жемчужина», «Малахитовая шкатулка», «Самоцветы». Каждая защищает, представляет своё название).
— Молодцы, ребята. Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, в конце урока, из которых нужно составить слово.
— Я буду задавать вопросы. Вы внимательно слушаете, обсуждаете 1 минуту и отвечаете.
Дайте определение горные породы.
- Самый твёрдый природный минерал? (алмаз)
- Минерал, который называют камнем плодородия? (апатит)
- В каких состояниях встречаются полезные ископаемые? (жидкие, твёрдые, газообразные).
(по одному конверту получает каждая команда)
— Каждой команде даны информационные листы, вы в группах должны обсудить, выбрать самое главное. Один участник должен подготовить сообщение и рассказать его.
(сообщения о поваренной соли, о малахите, торфе, известняке).
— Молодцы, получите первый конверт, положите на середину стола, но не раскрывайте его.
— Каждой команде предлагаются образцы горных пород, вы должны назвать её и если сможете, то скажите несколько слов о ней.
(по одному конверту получает каждая команда)
4. Кроссворд «Полезные ископаемые»
— Каждая команда получает бланк — кроссворд. Вам нужно как можно быстрее разгадать кроссворд, чтобы получить конверт.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.
Это мастep белый белый, —
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадёт — испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались — это:
Росли на болоте растения.
А теперь это топливо и удобрение.
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.
Что за странный камень это?
Непонятного он цвета.
Он из зёрен состоит,
Называется:
Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
На кухне y мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.
Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи.
(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)
(проводится с помощью учащихся)
— Вы получили карточки, где нужно соединить линией условный знак и название полезного ископаемого. Будьте внимательны!
(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)
— Вам нужно подготовить небольшое сообщение по учебнику, обсудить в команде: где и как применяют полезные ископаемые. (песок, глина, известняк, мрамор)
(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)
— Последнее задание — ребусы. Каждая команда получает по одному ребусу.
— Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (графит)
— Ребята, правильно, это графит, что вы знаете о нём? (выслушиваю ответы детей)
— Давайте подведём итог нашего урока.
— Что называют полезными ископаемыми, горными породами?
— Как вы думаете, безграничны ли запасы полезных ископаемых?
— Ребята, тогда нужно ценить и бережно относиться к богатствам земных недр.
— Вы очень хорошо поработали, теперь заполним листы самоконтроля в командах. (заполнили).
источник
Название викторины «Полезные ископаемые».
Викторина для обучающихся 5-11 классов образовательных учреждений.
Автор-составитель: Тихонова Ирина Анатольевна, учитель географии и естествознания (ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ», город Няндома, Архангельская область, tihonov .133@ mail . ru ).
Несмотря на то, что это полезное ископаемое является самым твёрдым минералом, он весьма хрупок. При ударе молотком его можно расколоть на кусочки.
Самый большой камень, который удалось добыть, весил 1,5 тонны. Обнаружив такое сокровище, горняки подарили его императрице Екатерине ll. Позднее камень стал экспонатом петербургского музея Горного института.
Этот материал обладает высокой плотностью. Он образуется под воздействием очень высоких температур при извержении магмы. Археологам удалось найти подтверждения того, что первые хирургические инструменты изготавливались из этого материала.
Это полезное ископаемое еще в древности использовалось для отделки помещений и создания различных декоративных элементов . Обусловлено это удивительной твердостью материала и его износостойкостью. На протяжении 150 лет сохраняет первоначальный вид даже при воздействии температуры, влаги или солнечных лучей.
Это полезное ископаемое издавна славится своими бактерицидными свойствами . Еще воины древнего Рима использовали его для лечения. Если в бою человеку наносились серьезные раны, то целители обкладывали места увечий пластинами из него. После таких процедур раны быстро и без всяких осложнений заживали.
Королева металлов. В XVl веке она была обнаружена испанскими путешественниками, прибывшими к берегам Африки. После исследования этого материала была обнаружена его тугоплавкость. По этой причине этот металл был признан непригодным и оценён ниже стоимости серебра.
Это полезное ископаемое издавна используется человеком. Археологам удалось доказать, что изготовление первых предметов из него датируется ll-lll вв. до нашей эры . Первыми использовали это полезное ископаемое жители Месопотамии.
Ученые продолжают преподносить новые интересные факты о металлах. Так, это полезное ископаемое было признано одним из самых гибких металлов . Оно используется даже для изготовления швейных нитей. Из одной унции этого металла можно получить нить длиной около 80 км.
Сегодня каждый человек знает, что это за полезное ископаемое, и как оно происходит. Первая теория происхождения этого полезного ископаемого предполагала, что оно является ничем иным, как мочой китов .
Это полезное ископаемое является единственным металлом, который не выдает искры при трении , поэтому инструменты из него могут использоваться в местах, где есть повышенная опасность возгорания.
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».
Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!
Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
источник
Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»
1) Определи полезное ископаемое по его условному обозначению.
Ф. И. ___________________________
Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»
1) Определи полезное ископаемое по его условному обозначению. Подпиши.
__________________________ ______________________________
2) Соотнеси понятия.
Алюминий Руды цветных Красный железняк
Бурый железняк металлов Золото
Цинк Руды чёрных Свинец
3) Напиши известные тебе относящиеся к следующим группам полезнее ископаемые:
Горючие полезные Рудные полезные Нерудные полезные
ископаемы ископаемые ископаемые
________________ _________________ ____________________
________________ __________________ _____________________
_______________ __________________ _____________________
1) Природные места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются:
2) Отделение руды от пустой породы называется:
А) обогащение руды б) сплав
3) Полезные ископаемые, обладающие магнитным свойством –
А) руды цветных металлов; б) руды чёрных металлов
4) Из руд цветных металлов получают:
А) медь, свинец, алюминий, золото;
А) чугун; б) латунь; в) бронза; г) сталь.
6) Сплав меди с оловом, алюминием и никелем –
А) бронза; б) чугун; в) латунь; г) сталь.
7) Основные месторождения полиметаллических руд в Казахстане находятся:
8) Наиболее качественным каменным углём является:
Б) обыкновенный каменный уголь;
9) Горючая маслянистая жидкость с запахом бензина, называется:
А) Бензин; б) глицерин; в) нефть; г) вода.
10) Апак Байжанов открыл Карагандинское месторождение
Ф. И. ___________________________
Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»
1) Определи полезное ископаемое по его условному обозначению. Подпиши.
__________________________ ______________________________
2) Соотнеси понятия.
Алюминий Руды цветных Красный железняк
Бурый железняк металлов Золото
Цинк Руды чёрных Свинец
3) Напиши известные тебе относящиеся к следующим группам полезнее ископаемые:
Горючие полезные Рудные полезные Нерудные полезные
ископаемы ископаемые ископаемые
________________ _________________ ____________________
________________ __________________ _____________________
_______________ __________________ _____________________
1) Природные места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются:
2) Отделение руды от пустой породы называется:
А) обогащение руды б) сплав
3) Полезные ископаемые, обладающие магнитным свойством –
А) руды цветных металлов; б) руды чёрных металлов
4) Из руд цветных металлов получают:
А) медь, свинец, алюминий, золото;
А) чугун; б) латунь; в) бронза; г) сталь.
6) Сплав меди с оловом, алюминием и никелем –
А) бронза; б) чугун; в) латунь; г) сталь.
7) Основные месторождения полиметаллических руд в Казахстане находятся:
8) Наиболее качественным каменным углём является:
Б) обыкновенный каменный уголь;
9) Горючая маслянистая жидкость с запахом бензина, называется:
А) Бензин; б) глицерин; в) нефть; г) вода.
10) Апак Байжанов открыл Карагандинское месторождение
источник
Презентация для 4 класса по окружающему миру. тема: «Полезные ископаемые». Автор учебника -Плешаков, программа «Школа России»
Что называют полезными ископаемыми?
Это горные породы, добываемые из недр или с поверхности Земли и используемые человеком
Происхождение горных пород
Из остатков древних растений и животных, осевшего на дно водоёмов ила
Из магмы после извержений вулканов, под действием высокой температуры и давления
Горючие полезные ископаемые
- Используют для отопления жилищ
- Для получения электроэнергии на теплоэлектростанциях
- В изготовлении красок, смол, пластмасс
- Горючий
- Чёрного цвета
- Тонет в воде
- Твёрдый
- Хрупкий
- Горючий
- Тёмно-бурый
- Рыхлый
- Хорошо впитывает воду
- Горючее для работы небольших электростанций
- Удобрение
- Подстилки для скота
- Бензин, керосин, дизельное топливо
- Пластмассы и синтетические волокна
- Горючая маслянистая жидкость
- Чёрный цвет
- Легче воды
Часто сопутствует добыче нефти
резину, искусственные волокна
- Руды чёрных металлов: красный и бурый железняк
- Руды цветных металлов:Медь
- Быстро нагреваются и хорошо проводят тепло
- Обладают электропроводностью
- Некоторые обладают магнитными свойствами
- Прочные, пластичные
- Долговечные
- Строительство
- Провода
- Рельсы
- Компасы и магниты
- Машиностроение, самолётостроение, кораблестроение
Топливо для атомных электростанций
- Мягкий пластичный металл желтоватого цвета
- Блеск, который сохраняется долгое время, не тускнея
Полезные ископаемые, применяемые в строительстве
- Гранит
- Мрамор
- Песок
- Глина
- Гипс
- Известняк
фундаменты больших зданий, станции метро, набережные, памятники
- Серого цвета, иногда с красноватым оттенком
- Очень твёрдый и прочный материал
Санкт-Петербург. Набережная Невы
- Прочный
- Хорошо полируется
- Разнообразные оттенки цветов и узоры прожилок
- Украшение стен, полов зданий, станций метро
- Рыхлый
- Сыпучий
- Не растворим в воде
- Строительство дорог
- Приготовление цемента и бетона
- Белый кварцевый песок используют для изготовления стекла
Песчаный карьер в Подмосковье
- Красного, белого, серо-голубого цвета
- Мокрая глина – вязкая и пластичная
- После прокаливания – твёрдая и хрупкая
- Производство кирпичей, строительство
- Гончарное дело
- Мягкий минерал белого или желтоватого цвета
- Кристаллы гипса напоминают пластинки, иголочки или лепестки
- Строительство и архитектура
- Скульптура
- Медицина
- Чёрный
- Мягкий
- Легко оставляет след на бумаге
- Грифели карандашей
- В деталях приборов и машин
- Цвет зелёный, синий, красный
- Кристаллы апатита – шестигранники
- После специальной обработки похож на драгоценный камень
- Из него изготавливают ценные удобрения
- Используют в ювелирном деле
отрасль науки и техники, занимающаяся добычей полезных ископаемых
скопления полезных ископаемых
Способы добычи полезных ископаемых:
Открытым способом в карьерах
Разработка месторождения известняка
Ружеальский каменный каньон – добыча мрамора
Солёное озеро Баскунчак в Астраханской области
Добыча каменного угля. Урал
Добыча руды открытым способом в карьере
Строительство нефтепроводов и газопроводов
Полезные ископаемые Нижегородской области
- Торф
- Фосфориты
- Железные руды
- Кварцевые пески
- Глины
- Титан-циркониевые руды «чёрные пески»
Исчерпаемы ли запасы полезных ископаемых?
Запасы Земли не бесконечны !
-Бережного и экономного использования полезных ископаемых
-Полной выработки месторождений
-Контроля за полной и эфективной переработкой добытого
-Создания искусственных материалов, которые могли бы заменить естественные
Тысячи лет вода растворяет в горных породах минералы и уносит их прочь
Столбики из натёков капель воды с крупицами минералов, «растущие» снизу вверх
Каменные сосульки, «растущие» со сводов пещеры вниз
От чего зависит цвет сталактитов и сталагмитов?
От минералов, из которых они состоят
- Насекомые, черви, пауки
- Протеи – хвостатые земноводные
- Летучие мыши
источник
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Чурилковская средняя общеобразовательная школа
Учитель: Колобаева Ольга Викторовна
Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые»
Цели урока: обобщить и систематизировать знания по данной теме;
продолжить работу по географической карте;
воспитание любви к Родине, бережного отношения к её богатствам.
(Объявление учителем темы урока, его цели.
Деление класса на две команды)
— Что такое полезные ископаемые?
— Какие полезные ископаемые знаете?
(Учитель заранее готовит карточки с вопросами и раскладывает их на игровом столе. По одному ученику из каждой команды подходят к игровому столу, крутят юлу со стрелкой, которая и покажет номер вопроса. Ответ на полученный вопрос обсуждается сов сей командой, отвечает один из членов команды.)
Место, где добывают песок и гину? Расшифруй!
Где используют эти полезные ископаемые?
Назови физические состояния полезных ископаемых. Приведи примеры.
Как добывают нефть и природный газ? Где используют природный газ?
Как образуется песок и глина?
Какое полезное ископаемое необходимо организму человека? Расскажите всё, что вы знаете об этом полезном ископаемом?
Перечислить полезные ископаемые, которые залегают на поверхности земли.
Как называют людей, которые изучают и отыскивают полезные ископаемые?
Железная руда – полезное ископаемое? Докажи!
Перечислить полезные ископаемые, которые находятся в недрах (в глубине) земли?
Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
Что такое месторождение полезных ископаемых?
Игра Условные обозначения»
(Каждой команде дают наборы условных обозначений полезных ископаемых. По заданию учителя каждая команда находит в своём наборе данное полезное ископаемое (условные обозначения) и показывает его. Затем на географической карте показывает места (регионы), где это полезное ископаемое добывают.
( Количество условных обозначений полезных ископаемых соответствует количеству учащихся в классе, чтобы каждый ученик поработал с ними)
Продолжение викторины “Что? Где? Когда?
Игра «Расшифруй название полезного ископаемого»
(Каждой команде даётся карточка, на которой зашифровано название полезного ископаемого) (гранит, известняк)
Расшифровать название полезного ископаемого?
Расшифруй полезное ископаемое.
( На столе разложены образцы полезных ископаемых. Приглашаются по одному ученику из каждой команды. Учитель называет полезное ископаемое, а ученик находит его среди образцов и рассказывает о нём) (каменный уголь, торф)
Продолжение викторины «Что? Как? Где?»
(Каждая команда рисует рисунок, связанный с данной темой. Меняются рисунками. Команды должны догадаться о каком полезном ископаемом идёт речь)
(Каждая команда получает наборы красных и зелёных кружков. Красный кружок обозначает «нет», зелёный – «да». Учитель называет слова, обозначающие полезные ископаемые и продукты, получаемые из них. Если – полезное ископаемое – дети поднимают зелёный кружок, если – нет, то дети поднимают красный кружок.
(бензин, железная руда, сталь, соль, песок и т.д.)
(В течение всего урока очки фиксировались на специальном табло)
Е. М. Тихомирова. М.: «Экзамен», 2007 Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 1 класс
М.В. Соловейчик. Москва. «Первое сентября» 2001 г. Я иду на урок в начальной школе. Природоведение.
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Воронеж: «Учитель», 2002 г. Нетрадиционные уроки в начальной школе. ( Часть 1: математика, природоведение).
—> 12.06.2011 6 6305 1096
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Идея создания японского кроссворда пришла ученице 9 класса Пестовой Софии на уроке информатики, когда мы учились создавать обычные кроссворды в программе MS Office Excel. Её заинтересовал вопрос, можно ли создать японский кроссворд в программе, т.к. такие кроссворды увлекают ее больше всего. После наших совместных рассуждений у нас получилось реализовать эту идею. Результат вызвал нескрываемый восторг, что побудило меня написать данную статью.
Если вы — учитель, то конечно задавались вопросом: какие книги необходимо прочитать, чтобы работа приносила радость и удовлетворение? Несомненно, что сейчас можно найти море информации по этому вопросу в Интернете. Но в таком многообразии очень трудно разобраться. А выяснить, какие книги действительно станут вашими помощниками, потребует много времени. В этой статье вы узнаете о том, какие книги должен прочитать каждый учитель.
Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.
Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android
2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
источник
- Уральские горы.
- Уральские горы – это граница, разделяющая две части света (два континента). Как называются эти стороны света?
- Европа и Америка;
- Азия и Австралия;
- Европа и Азия;
- Уральские горы не разделяют никакие стороны света.
- Достопримечательности Уралаинтересны своим многообразием, распространенностью и количеством. Некоторые даже говорят, что здесь их больше, чем в Париже. Одна из любимых туристами природных достопримечательностей Урала находится на территории Пермского края. Зимой и весной здесь можно полюбоваться сталактитами, сталагмитами и сталагнатами, а весной и летом – послушать звуки из «органных труб пещеры». Как называется это место?
- Невьянская наклонная башня;
- Медвежья пещера;
- Кунгурская ледяная пещера;
- Дивья пещера.
- Урал является родиной этого удивительного камня. Здесь его добывали в горных рудниках, из него уральские мастера (камнерезы и гранильщики) делали украшения, шкатулки, вазы. Сам камень зеленый с разводами. А поработает над ним мастер и вспыхнут разводы зелёным огнём, появятся красивые узоры и рисунки диковинные. Как называется этот камень?
- змеевик;
- малахит;
- мрамор;
- яшма.
- Сказки Бажова.
- В своих сказах Бажов рассказывает об уральской природе, о богатствах Уральских гор. Горы эти невысокие, но слава не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Более 800 различных минералов хранятся здесь. Это месторождение железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Что означает это слово?
- самые красивые цветы;
- драгоценные и полудрагоценные камни;
- минералы, которые добывают самостоятельно;
- то же самое, что и «первоцветы».
- В сказах Бажова рассказывается, как уральские рабочие добывали в горах драгоценные камни, а искусные мастера делали из них украшения, шкатулки, другие предметы удивительной красоты. Какой мастер выточил из камня чашу в виде каменного цветка?
- Митюха – сын Данилы;
- Степан;
- Данила;
- в сказах Бажова не написано, кто сделал эту чашу.
- Многие из волшебных персонажей сказов Бажова дарили человеку золото и драгоценные камни или показывали место, где надо их искать. Какой из перечисленных героев не был связан с золотом и самоцветами?
- Огневушка-Поскакушка;
- Хозяйка Медной горы;
- Голубая змейка;
- все перечисленные герои связаны с золотом или драгоценными камнями.
- Минералы.
- Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.
- кислород;
- песок;
- нефть.
- Про это ископаемое ПётрIсказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».
- нефть;
- каменный уголь;
- мел.
- Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту.
- железная руда;
- известняк;
- кварц.
- Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек.
- песок;
- торф;
- уголь.
- Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д.
- пластилин;
- глина;
- песок.
- Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений?
- каменный уголь;
- нефть;
- торф.
- Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом?
- природный газ;
- нефть;
- уголь.
- Из какого полезного ископаемого состоят чугун и сталь?
- из алюминия;
- из железной руды;
- из гранита.
источник
Цель: формирование у учащихся представлений о полезных ископаемых.
а) образовательные: закрепить знания детей о полезных ископаемых, о добыче
и использовании их в хозяйственной деятельности человека.
б) развивающие: развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
в) воспитательные: воспитывать познавательную активность, чувство долга и ответственности перед природными богатствами, прививать любовь к природе и всему живому на земле.
МБОУ СОШ № 63, с углубленным изучением английского языка
Кришкевич О.А., учитель начальных классов
Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата? Она бывает серого или темно-красного цвета.
Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины?
Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.
Про это ископаемое Пётр I сказал:
Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.
«Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».
Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются
Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого
и белого цвета, состоит из очень мелких частичек.
Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д.
Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений?
Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков?
Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом?
Для чего используют гранит?
Из какого полезного ископаемого состоят чугун и сталь?
источник
1. Кто основал Московский университет
2. Из чего состоят горные породы
а) тела, сделанные руками человека
б) природные тела, состоящие из кристаллов
в) природные однородные тела, состоящие из мельчайших частиц
4. Какие минералы имеют кристаллическое строение
5. Горные породы могут быть:
6. Полезные ископаемые – это
б) горные породы и минералы, которые использует человек
8. Какие вещества называются «полезными ископаемыми»?
г) залегающие под землей природные вещества
9. Выдели НЕотносящееся к данной группе полезное ископаемое
11. Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью?
12. Отметь из перечисленных свойств каменного угля то, которое позволяет человеку его использовать
13. Какое полезное ископаемое используется при производстве чугуна и стали?
Полную информацию смотрите в файле.
Тест 1 «Полезные ископаемые»
1. Кто основал Московский университет
а) Пушкин б) Ломоносов в) Кутузов
2. Из чего состоят горные породы
а) из минералов б) из камней в) из воды и песка
а) тела, сделанные руками человека
б) природные тела, состоящие из кристаллов
в) природные однородные тела, состоящие из мельчайших частиц
4. Какие минералы имеют кристаллическое строение
а) алмаз б) соль в) золото г) кварц д) гранит
5. Горные породы могут быть:
а) твёрдые б) воздушные в) жидкие г) хрупкие д) газообразные
6. Полезные ископаемые – это
а) осадочные породы в) органические вещества
б) горные породы и минералы, которые использует человек
7. Месторождения полезных ископаемых – .
8. Какие вещества называются «полезными ископаемыми»?
а) все полезные вещества б) витамины в) древние вещества
г) залегающие под землей природные вещества
9. Выдели НЕотносящееся к данной группе полезное ископаемое
а) каменный уголь б) нефть в) гранит г) природный газ
а) кирпич б) песок в) железная руда г)глина
11. Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью?
а) песок б) гранит в) известняк г) нефть
12. Отметь из перечисленных свойств каменного угля то, которое позволяет человеку его использовать
а) черный цвет б) твердый в) горючий г) блестящий
13.Какое полезное ископаемое используется при производстве чугуна и стали?
а) каменная соль б) железная руда в) торф г) гранит
1. Кто основал Московский университет
а) Пушкин б) Ломоносов в) Кутузов
2. Из чего состоят горные породы
а) из минералов б) из камней в) из воды и песка
а) тела, сделанные руками человека
б) природные тела, состоящие из кристаллов
в) природные однородные тела, состоящие из мельчайших частиц
4. Какие минералы имеют кристаллическое строение
а) алмаз б) соль в) золото г) кварц д) гранит
5. Горные породы могут быть:
а) твёрдые б) воздушные в) жидкие г) хрупкие д) газообразные
6. Полезные ископаемые – это
а) осадочные породы в) органические вещества
б) горные породы и минералы, которые использует человек
7. Месторождения полезных ископаемых – это места, где находятся их большие скопления.
8. Какие вещества называются «полезными ископаемыми»?
а) все полезные вещества б) витамины в) древние вещества
г) залегающие под землей природные вещества
9. Выдели НЕотносящееся к данной группе полезное ископаемое
а) каменный уголь б) нефть в) гранит г) природный газ
а) кирпич б) песок в) железная руда г)глина
11. Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью?
а) песок б) гранит в) известняк г) нефть
Тест 2 Наши подземные богатства.
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…
а) археологи б) геологи в) строители
2. К полезным ископаемым относятся …
а) кирпич, бетон, бензин б) станки, вазы, ножницы
3. В строительстве используются …
а) торф, железная руда, самоцветы б) песок, глина, гранит
в) мрамор, каменный уголь, малахит
а) каменного угля, янтаря, мела б) жемчуга, известняка, торфа
в) железной руды, медной руды
5. При помощи буровых установок добывают…
а) нефть, природный газ б) калийную соль, алмазы;
а) известняк, ракушечник, гранит
б) каменный уголь, железную руду
а) известняк, песок, глину б) золото, малахит, мрамор
8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это …
б) железная руда, поваренная соль, мел
в) каменный уголь, антрацит, торф
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…
а) археологи б) геологи в) строители
2. К полезным ископаемым относятся …
а) кирпич, бетон, бензин б) станки, вазы, ножницы
3. В строительстве используются …
а) торф, железная руда, самоцветы б) песок, глина, гранит
в) мрамор, каменный уголь, малахит
а) каменного угля, янтаря, мела
б) жемчуга, известняка, торфа
в) железной руды, медной руды
5. При помощи буровых установок добывают…
а) нефть, природный газ б) калийную соль, алмазы;
а) известняк, ракушечник, гранит
б) каменный уголь, железную руду
8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это …
источник
Название | Презентация должна содержать |
страница | 1/3 |
Дата публикации | 01.07.2013 |
Размер | 317.53 Kb. |
Тип | Презентация |
lit-yaz.ru > География > Презентация
Projekti kirjeldus
деятельности. ^ Проблемное задание для учеников: Вокруг так много интересного, загадочного. На этот раз мы заглянем в недра нашей планеты и узнаем, какие сокровища она хранит. Почему полезные ископаемые называют бесценным богатством Земли? Мы организуем экспедиции, и для этого разделимся на пять команд. Каждая экспедиция выберет себе объекты исследований, создаст «Дневник экспедиции», где будет отражать самые интересные данные своих исследований. Каждая группа предоставляет отчёт о проделанной работе и размещает все свои материалы на блоге «Сокровища Земли». Собранный материал всех экспедиций объединяем в общую презентацию «Богатства Эстонии» в MS PowerPoint. Презентация должна содержать:
Описание проекта.
Lisa 1 Projekti kirjeldus
Lisa 1 Projekti kirjeldus
Презентация должна иметь соответствующее оформление:
Оценивание учебного проекта:
Предварительные знания и умения, которые должны иметь ученики:
Достигаемые компетенции и учебные результаты из государственной программы: Русский язык
Lisa 1 Природоведение
Эстонский и английский языки
Информатика
Общие компетенции
Lisa 1 Projekti kirjeldus
Необходимые технологии и программное обеспечение:
Необходимые источники и ссылки:
Lisa 1 Projekti kirjeldus
Интернет: http://nsc.1september.ru/articlef.php? > ^ Отзывы учащихся о проекте.
Поисковая деятельность. Поиск информации. Projekti kirjeldus Карточка №1
^ 3. Соедини стрелочками. Викторина о полезных ископаемых. 1. Шел урок природоведения в третьем классе по теме «Горные породы и минералы». На партах у ребят были разложены спички, карандаши, хлопушки, наждачная бумага, поваренная соль, порошок талька. Ребята с недоумением смотрели на учителя. 2. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым? 3. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете? 4. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?» 5. Многие ценные природные богатства сегодня недоступны человеку, не могут быть использованы, например ископаемые залежи нефти, которые находятся на глубине 15 км, ведь мы не умеем бурить скважины такой глубины. Как же извлечь оттуда нефть? 6. Почему такие полезные ископаемые, как торф, уголь, нефть, природный газ, ученые называют «кладовыми Солнца»? 7. В связи с чем академик Д.Н. Прянишников назвал торф «азотной рудой»? 8. По преданию, в 1696 году во время Азовского похода несколько кусков донецкого каменного угля показали Петру I. Один из них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнес историческую фразу: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим. полезен будет». 9. Почему нефть называют черным золотом? 10. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым? 11. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит? 12. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя? 13. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо? 14. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки? 15. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему? 16. Почему песок можно легко пересыпать из одного стакана в другой, а глину нельзя пересыпать? 17. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему? 18. Почему песок незаменим в стекольном производстве? 19. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников? 20. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета? 21. Почему гранит оставляет на стекле царапину? 22. Почему гранит трудно расколоть или разъединить на части? 23. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»? 24. Почему писатель М.Пришвин назвал болота «кладовыми Солнца»? 25. Почему пожар на торфяном болоте очень трудно погасить? 26. Разреши спор двух учеников. Один утверждает, что торф легче воды, другой – что он может быть тяжелее воды. Кто прав и почему? 27. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых? ^ Викторина о полезных ископаемых. 1. Минералы добывают из земли, из них изготавливают многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно. Головки спичек покрывают серой, которая легко загорается. Многие хлопушки содержат барий, который горит зеленым пламенем. Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге. Наждачная бумага покрыта крупинками твердого минерала корунда. Порошок талька представляет собой измельченный минерал тальк. Поваренная соль – это минерал галит (хлористый натрий). 2. Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве. 3. На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты. 4. Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор. 5. Многие ученые считают, что бесполезных ископаемых вообще не может быть. По разным причинам те или другие минералы и горные породы не служат нам как полезные ископаемые. 6. Энергия Солнца «законсервирована», спрятана в недрах земли – остатках растений. 7. Общеизвестно значение торфа для повышения плодородия почвы благодаря большому содержанию в нем минеральных солей, содержащих азот. 8. Петр I предвидел необходимость широкого использования этого полезного ископаемого. 9. Нефть является ценным сырьем для химической промышленности. Из неё получают: топливо, смазочные масла, керосин, каучук, мыло, пластмассы, духи. За ценные качества, которыми обладает нефть, ее называют черным золотом. 10. Так как добывается из-под земли. 11. От минералов, входящих в ее состав. 12. Так как песок хорошо пропускает воду. 13. Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость. 14. Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью). 15. Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду. 16. Так как глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. 17. Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра. 18. Благодаря присутствию кварца. 19. Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников. 20. Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата. 21. Так как он тверже стекла. 23. В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина. 24. Растения, используя для своего развития энергию Солнца, накапливают и сохраняют ее даже после гибели. Болота являются «фабриками» по производству торфа. Отмершие части болотных растений частично сгнивают и превращаются в полезное ископаемое – торф. 25. Пламя может бушевать глубоко в слое торфа. Угаснув в одном месте, огонь через некоторое время вырывается на поверхность далеко в стороне и разгорается с новой силой. 27. Так как многие из них не возобновляются. Материал взят из журнала «Первое сентября» ссылка http://nsc.1september.ru/articlef.php? >Lisa 4 О подземных богатствах 2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? 3)каменный уголь, известняк ^ 3. Какие из полезных ископаемых служат топливом? 1) каменный уголь, природный газ 4. Из каких полезных ископаемых получают металлы? ^ 5. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? 6. Какие полезные ископаемые добывают в шахтах? 2) каменный уголь, железную руду ^ 7. Какие полезные ископаемые добывают в карьерах? 2) природный газ, золото, мрамор 8. Укажи полезные ископаемые нашего края. 1) нефть, торф, каменный уголь 3) природный газ, гранит, глина ^ 9. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных Методические разработки Карточка №1
Методические разработки Апатит железная руда нефть песок каменный уголь гранит медно-никелевые руды глина Торф песок кирпич вермикулит глина апатит мусковит гранит ^ 3. Напиши название полезных ископаемых, которые добываются в нашем уезде. Укажи их главные свойства.
4. Раздели на группы полезные ископаемые, найди «лишнее». Нефть, вода, песок, природный газ, апатит, глина, гранит, вермикулит.
|
- http://infourok.ru/viktorina-na-temu-poleznie-iskopaemie-1211094.html
- http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/provierochnaia_rabota_polieznyie_iskopaiemyie_4_klass
- http://multiurok.ru/files/polieznyie-iskopaiemyie-2.html
- http://pedsovet.su/load/241-1-0-12932
- http://grandov.ru/nuda/viktorina-minerali-i-poleznie-iskopaemie/main.html
- http://intolimp.org/publication/priezientatsiia-tiest-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-4-klass-po-tiemie-polieznyie-i.html
- http://videouroki.net/razrabotki/test-dlya-nachalnykh-klassov-po-teme-poleznye-iskopaemye.html
- http://lit-yaz.ru/geografiya/10159/index.html