Меню Рубрики

Всякая ли горная порода является полезным ископаемым почему

Существует множество природных месторождений важных для человека веществ. Это ресурсы, которые являются исчерпаемыми и которые следует беречь. Без их разработки и добычи многие стороны жизни людей были бы крайне затруднительными.

Полезные ископаемые и их свойства — это объект и предмет изучения геологии горного дела. Результаты, полученные ей, используются в дальнейшем для переработки и производства многих вещей.

Что вообще называют полезными ископаемыми? Это такие горные породы или минеральные структуры, которые имеют большое народно-хозяйственное значение и широко используются в промышленности.

Разнообразие их велико, поэтому свойства для каждого вида специфичны. Можно выделить несколько основных вариантов скоплений рассматриваемых веществ в природе:

Если же говорить об общем распространении ископаемых, то можно выделить:

Полезные ископаемые и их свойства зависят от конкретного вида сырья. Именно этим определяется и область их использования человеком, а также способ добычи и переработки.

Существует не одна классификация рассматриваемого сырья. Так, если в основу положены признаки агрегатного состояния, то выделяют такие разновидности.

  1. Полезное ископаемое твердое. Примеры: мрамор, соли, гранит, металлические руды, неметаллические.
  2. Жидкое — подземные минеральные воды и нефть.
  3. Газовое — природный газ, гелий.

Если же в основе подразделения на виды применение полезных ископаемых, тогда классификация принимает следующий вид.

  1. Горючие. Примеры: нефть, горючие сланцы, каменный уголь, метан и другие.
  2. Рудные или магматические. Примеры: все металлсодержащее рудное сырье, а также асбест и графит.
  3. Нерудные. Примеры: все сырье, не содержащее металлов (глина, песок, мел, гравий и прочие), а также различные соли.
  4. Камнесамоцветные. Примеры: драгоценные и полудрагоценные, а также поделочные камни (алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, яшма, халцедон, опал, сердолик и прочие).

По представленному разнообразию очевидно, что полезные ископаемые и их свойства — это целый мир, который исследуется огромным количеством специалистов геологов и горняков.

Различные минеральные ресурсы (полезные ископаемые) распространены по планете достаточно равномерно согласно геологическим особенностям. Ведь значительная часть из них образуется за счет платформенных подвижек и тектонических извержений. Можно назвать несколько основных континентов, которые наиболее богаты практически всеми видами сырья. Это:

Все страны, которые расположены на обозначенных территориях, широко используют полезные ископаемые и их свойства. В те же области, где своего сырья нет, проходят экспортные поставки.

Вообще, конечно, сложно определить общий план месторождений минеральных ресурсов. Ведь все зависит от конкретного вида сырья. Одними из самых дорогих являются драгоценные (содержащие благородные металлы) полезные ископаемые. Золото, например, есть везде, кроме Европы (из перечисленных выше континентов плюс Австралия). Оно ценится очень высоко, а его добыча — одно из самых распространенных явлений в горном деле.

Самой богатой на горючие ресурсы является Евразия. Горные полезные ископаемые (тальк, барит, каолин, известняки, кварциты, апатиты, соли) распространены практически повсеместно в большом количестве.

Для того чтобы минеральное сырье извлечь и подготовить для использования, применяются разные методы.

  1. Открытый путь. Необходимое сырье добывается прямо из карьеров. Со временем это приводит к образованию обширных оврагов, поэтому является не щадящим для природы.
  2. Шахтный способ — более правильный, но дорогостоящий.
  3. Фонтанный метод выкачивания нефти.
  4. Насосный способ.
  5. Геотехнологические методы обработки руды.

Разработка месторождений полезных ископаемых — это важный и необходимый процесс, однако приводящий к весьма плачевным последствиям. Ведь ресурсы исчерпаемы. Поэтому в последние годы особый упор делается не на больших объемах добычи минеральных ресурсов, а именно на их более правильном и рациональном использовании человеком.

К данной группе относятся самые важные и большие по объемам добычи полезные ископаемые. Руда — это такое образование минеральной природы, в котором содержится в большом количестве тот или иной нужный металл (другой компонент).

Места добычи и обработки такого сырья называются рудники. Классифицировать магматические породы можно на четыре группы:

Приведем примеры некоторых рудных минеральных ресурсов.

Есть среди рудных и особые полезные ископаемые. Золото, например. Его добыча была актуальна издревле, ведь оно всегда высоко ценилось людьми. Сегодня золото добывают и отмывают практически в каждой стране, на территории которой есть хотя бы небольшие его месторождения.

В природе золото встречается в виде самородных частиц. Самым крупным слитком стал найденный в Австралии весом почти в 70 кг пласт. Часто из-за выветривания месторождений и их размывов образуются россыпи в виде песчаных крупинок из этого драгоценного металла.

Из таких смесей его извлекают отмыванием и просеиванием. В целом, это не слишком распространенные и объемные по содержанию полезные ископаемые. Золото поэтому и называют драгоценным и благородным металлом.

Центрами по добыче данного рудного ископаемого являются:

К данной группе относятся такие минеральные ресурсы, как:

  • бурый уголь;
  • нефть;
  • газ (метан, гелий);
  • каменный уголь.

Применение полезных ископаемых такого рода — это топливо и сырье для получения различных химических соединений и веществ.

Уголь — это такое ископаемое, которое залегает на сравнительно небольшой глубине широкими пластами. Его количество ограничено в одном конкретном месторождении. Поэтому, исчерпав один бассейн, люди переходят на другой. В целом уголь содержит до 97% углерода в чистом виде. Сформировался он исторически, в результате отмирания и утрамбовывания растительных органических остатков. Процессы эти длились миллионы лет, поэтому сейчас запасов угля огромное количество по всей планете.

Нефть по-другому называют жидкое золото, что подчеркивает, насколько важным минеральным ресурсом она является. Ведь это основной источник высококачественного горючего топлива, а также различные ее составляющие — основа, сырье для химических синтезов. Лидерами по добыче нефти являются такие страны, как:

Природный газ, который представляет собой смесь газообразных углеводородов, это также важное промышленное топливо. Относится к самому дешевому сырью, поэтому особенно масштабно используется. Страны-лидеры по добыче — Россия и Саудовская Аравия.

К данной группе относятся такие минералы и горные породы, как:

Все разновидности можно объединить в несколько групп по области использования.

  1. Горно-химические минералы.
  2. Металлургическое сырье.
  3. Технические кристаллы.
  4. Строительные материалы.

К этой же группе часто относят и камнесамоцветные ископаемые. Области использования полезных ископаемых нерудной природы многогранны и обширны. Это сельское хозяйство (удобрения), строительство (материалы), стекловарение, ювелирное дело, техника, общехимическое производство, производство краски и так далее.

источник

Полезные ископаемые — горные породы и минералы, которые используются или могут быть применены в народном хозяйстве. Подразделяются они по-разному. В одном случае подчеркивается их физическое состояние, и выделяются следующие типы:

  • твердые (различные руды, уголь, мрамор, гранит, соли);
  • жидкие (нефть, минеральные воды);
  • газовые (горючие газы, гелий, метан).

В другом случае за основу берется их использование, вследствие чего выделяются ископаемые:

  • горючие (уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы);
  • рудные (руды горных пород, включающие металлические полезные компоненты и неметаллические (графит, асбест);
  • нерудные (неметаллические и негорючие полезные ископаемые: песок, гравий, глина, мел, известняк, различные соли. Отдельной группой стоят драгоценные и поделочные камни).

По происхождению все полезные ископаемые делятся на магматические, осадочные и метаморфические. В их размещении по территории Земли прослеживаются определенные закономерности. В складчатых областях обычно залегают магматические полезные ископаемые. Это связано с тем, что руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из нее горячих водных растворов. Магма поднимается из недр по разломам и застывает в толще горных пород на различной глубине. Магматические полезные ископаемые могут образовываться и из излившейся магмы — лавы, которая быстро остывает. Обычно внедрение магмы происходит в период активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями. На платформенных равнинах они приурочены к фундаменту — нижнему ярусу платформы. На платформах рудные месторождения могут быть приурочены к щитам (щит — выход фундамента платформы на поверхность) либо к тем частям платформы, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Так расположены железные руды Курской магнитной аномалии (КМА) в России. На щитах добываются руды в Криворожском бассейне (Украина) и др.

Осадочные полезные ископаемые наиболее характерны для платформ, так как там располагается платформенный чехол. Преимущественно это нерудные полезные ископаемые и горючие, ведущую роль среди которых играют газ, нефть, уголь, горючие сланцы. Они образовались из накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и в озерно-болотных условиях суши остатков растений и животных. Эти обильные органические остатки могли накопиться лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для пышного развития растительности. В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей, использующихся как сырье в химической промышленности.

Существует несколько способов добычи полезных ископаемых. Во-первых, это открытый способ, при котором горные породы добываются в карьерах. Он экономически более выгоден, так как способствует получению более дешевого продукта. Однако брошенный карьер может стать причиной образования широкой сети оврагов. Шахтный способ добычи угля требует больших затрат, поэтому является более дорогостоящим. Наиболее дешевый способ добычи нефти — фонтанный, когда нефть поднимается по скважине под давлением нефтяных газов. Распространен также насосный способ добычи. Существуют и особые способы добычи полезных ископаемых. Они называются геотехнологическими. С их помощью из недр Земли добывают руду. Делается это закачиванием горячей воды, растворов в пласты, содержащие необходимое полезное ископаемое. Другие скважины откачивают полученный раствор и отделяют ценный компонент.

Потребность в полезных ископаемых постоянно растет, увеличивается добыча минерального сырья, но полезные ископаемые — это исчерпаемые природные ресурсы, поэтому необходимо более экономно и полно расходовать их.

Для этого есть несколько путей:

  • снижение потерь полезных ископаемых при их добыче;
  • более полное извлечение из породы всех полезных компонентов;
  • комплексное использование полезных ископаемых;
  • поиск новых, более перспективных месторождений.

Таким образом, основным направлением использования полезных ископаемых на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более рациональное использование.

При современных поисках полезных ископаемых необходимо использовать не только новейшую технику и чувствительные приборы, но и научный прогноз поиска месторождений, который помогает целенаправленно, на научной основе вести разведку недр. Именно благодаря подобным методам были сначала научно предсказаны, а затем открыты месторождения алмазов в Якутии. Научный прогноз опирается на знание связей геологического строения и условий образования полезных ископаемых.

Алмаз — самый твердый из всех минералов. По составу он — чистый углерод. Встречается в россыпях и в виде вкраплений в изверженных породах. Алмазы бывают бесцветные, но встречаются и окрашенные в различные цвета. Ограненный алмаз называется бриллиантом. Его вес принято измерять в каратах (1 карат = 0,2 г). Самый крупный алмаз найден в Южной Африке: он весил более 3000 карат. Большинство алмазов добывается в Африке (98% от добычи в капиталистическом мире). В России крупные месторождения алмазов расположены в Якутии. Прозрачные кристаллы используются для изготовления драгоценных камней. До 1430 года бриллианты считались обычными драгоценными камнями. Законодательницей моды на них стала француженка Агнесса Сорель. Непрозрачные алмазы благодаря своей твердости используются в промышленности для резания и гравировки, а также для шлифовки стекла и камня.

Золото — мягкий ковкий металл желтого цвета, тяжелый, на воздухе не окисляется. В природе встречается главным образом в чистом виде (самородки). Самый крупный самородок, весом в 69,7 кг, был найден в Австралии.

Золото встречается и в виде россыпи — это результат выветривания и размыва месторождения, когда крупинки золота освобождаются и уносятся в реки, образуя россыпи. Золото испрльзуют при производстве точных приборов и различных украшений. В России золото залегает на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Канаде, Южной Африке, Австралии. Так как в природе золото встречается в небольших количествах и добыча его связана с большими затратами, то оно и считается драгоценным металлом.

Платина (от испанского plata — серебро) — драгоценный металл от белого до серо-стального цвета. Отличается тугоплавкостью, стойкостью к химическим воздействиям и электропроводностью. Добывается главным образом в россыпях. Используется для изготовления химической посуды, в электротехнике, ювелирном и зубоврачебном деле. В России платина добывается на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Южной Африке.

Читайте также:  Кипрей фото полезные свойства и противопоказания

Драгоценные камни (самоцветы) — минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью, прозрачностью. Они подразделяются на две группы: камни, идущие на огранку, и поделочные. К первой группе относятся алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аметист, аквамарин. Ко второй группе — малахит, яшма, горный хрусталь. Все драгоценные камни, как правило, имеют магматическое происхождение. Однако жемчуг, янтарь, коралл — минералы органического происхождения. Драгоценные камни применяются в ювелирном деле и в технических целях.

В России драгоценные камни добываются в основном на Урале, а за рубежом — в Бразилии, Индии, на острове Мадагаскар.

Каменный уголь — это горючая осадочная горная порода растительного происхождения с содержанием углерода до 97%. Залегает пластами, мощность которых достигает иногда нескольких десятков метров. Уголь — один из важнейших видов ископаемого топлива. Он используется в металлургии для производства чугуна, в качестве сырья для химической промышленности, как топливо. Разновидностью каменного угля являются коксующиеся угли, которые легко спекаются и используются в черной металлургии. Каменный уголь с высокой теплотворной способностью (8000 ккал/кг) называется антрацитом. По цвету он черный, имеет металлический блеск. Залегает между слоями осадочных пород. Антрацит используется как высококачественное топливо. Основные месторождения каменного угля в России: Кузбасс, Печорское, Тунгусское, Иркутское, Ленское, Южно-Якутское, Зырянское. За рубежом: Аппалачское (США), Верхнесилезское (Польша), Рурское (Германия). Ведущее место по добыче угля в мире занимает Китай. Добыча каменного угля ведется в Великобритании, во Франции и в других странах.

Нефть — горючая маслянистая жидкость, обычно темного цвета, залегает среди пористых осадочных пород, пропитывая пески и известняки. Она состоит из разнообразных углеводородов. Большинство ученых предполагают, что нефть — продукт изменения органических остатков. Нефть широко используется как высококачественное топливо (теплотворная способность ее 11000 ккал/кг), сырье для получения бензина, керосина, парафина, смазочных масел, также она является сырьем для химической промышленности. В России нефть добывается в Западно-Сибирском бассейне (почти 2/3 всей добычи России), на Северном Кавказе, в Поволжье, на севере острова Сахалин. За рубежом: в странах Персидского залива, Алжире, Ливии, Индонезии, Венесуэле, США, Мексике и других странах.

Природный газ — газы, способные гореть; встречаются в пустотах горных пород, образуя иногда большие газовые скопления. Большинство промышленных газовых месторождений связано с нефтяными, однако встречаются и самостоятельные месторождения. Запасы природных газов достигают иногда сотен миллиардов кубометров. Наиболее богаты залежами природных газов Россия, Украина, Саудовская Аравия. Природный газ — самое дешевое и удобное топливо.

Бурый уголь — ископаемый уголь, содержащий до 78% углерода. Залегает пластами среди осадочных пород, образуется из растительных остатков. В буром угле обычно встречается в виде примеси глинистое вещество, отчего повышается его зольность. Он может самовозгораться. Теплотворная способность его ниже, чем у каменного угля (6000 ккал/кг), но тем не менее его используют как топливо или как сырье для получения горючего топлива и других химических продуктов. Разновидность бурого угля с ясно видимым строением остатков древесины называется лигнитом. Он чаще всего встречается в отложениях молодых геологических систем. Практически весь лигнит поступает на тепловые электростанции. В России бурый уголь добывается в следующих бассейнах: Подмосковном, Челябинском, Канско-Ачинском, Ленском. За рубежом добыча ведется в Германии, Чехии (Остравско-Карвинский бассейн).

Торф — темно-бурая масса, состоящая из полуразложившихся растительных остатков. Образуется в болотах и зарастающих водоемах. Содержание углерода в нем до 60%. Торф применяется как дешевое топливо; из него вырабатывают термоизоляционные плиты, уксусную кислоту. Он также широко используется для удобрения полей. В России торфяники занимают большие пространства, особенно в лесной зоне.

Туфы — горные породы различного происхождения. Известковый туф — пористая горная порода, образующаяся в результате осаждения углекислого кальция из источников. Такой туф используется для получения цемента и извести. Вулканический туф — сцементированный вулканический пепел. Туфы применяются как строительный материал. Имеет разные цвета.

Слюды — горные породы, обладающие способностью расщепляться на тончайшие слои с гладкой поверхностью; в виде примесей встречаются в осадочных породах. Различные слюды применяются как хороший электроизолятор, для изготовления окон в металлургических печах, в электро- и радиопромышленности. В России слюды добываются в Восточной Сибири, в Карелии. Промышленные разработки месторождений слюд ведутся на Украине, в США, Бразилии.

Мрамор — кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате метаморфизма известняков. Он бывает различного цвета. Применяется мрамор как строительный материал для облицовки стен, в архитектуре и скульптуре. В России много его месторождений на Урале и Кавказе. За рубежом наибольшей известностью пользуется мрамор, добываемый в Италии.

Асбест (греч. неугасимый) — группа волокнистых несгораемых горных пород, расщепляющихся на мягкие волокна зеленовато-желтого или почти белого цвета. Он залегает в виде жил (жила — минеральное тело, заполняющее трещину в земной коре, имеет обычно плитообразную форму, уходя по вертикали на большие глубины. Длина жил достигает двух и более километров), среди изверженных и осадочных пород. Применяется для изготовления специальных тканей (противопожарная изоляция), брезентов, огнестойких кровельных материалов, а также теплоизоляционных материалов. В России добыча асбеста ведется на Урале, в Саянах, за рубежом — в Китае и других странах.

Асфальт (смола) — хрупкая смолистая горная порода бурого или черного цвета, представляющая собой смесь углеводородов. Асфальт легко плавится, горит коптящим пламенем, является продуктом изменения некоторых видов нефти, из которых улетучилась часть веществ. Асфальт часто пронизывает песчаники, известняки, мергель. Применяется как строительный материал для покрытия дорог, в электротехнике и резиновой промышленности, для приготовления лаков и смесей для гидроизоляции. Основные месторождения асфальта в России — район г. Ухта, за рубежом — в Венесуэле, во Франции, Иордании, Израиле.

Калийные соли — осадочные горные породы, состоящие из минералов, содержащих калий, — сильвина, каинита и другие. Самые распространенные калийные соли — карналитовая, каинитовая. Наиболее крупное месторождение в России — Соликамское (Урал). Калийные соли используются для производства калийных удобрений. Добыча этих солей ведется на западе Украины, в Казахстане, Беларуси, Германии, Польше, Франции, США, Канаде и во многих других странах мира.

Апатиты — минералы, богатые фосфорными солями, зеленого, серого и других цветов; встречаются среди различных изверженных пород, местами образуя большие скопления. Апатиты в основном используются для производства фосфорных удобрений, их используют также в керамической промышленности. В России крупнейшие залежи апатитов расположены в Хибинах, на Кольском полуострове. За рубежом их добывают в Швеции, Испании, Южно-Африканской Республике.

Фосфориты — осадочные горные породы, богатые соединениями фосфора, которые образуют в породе зерна или скрепляют различные минералы в плотную породу. Окраска фосфоритов темно-серая. Применяются они, как и апатиты, для получения фосфорных удобрений. В России месторождения фосфоритов распространены в Московской и Кировской областях. За рубежом их добывают в США (п-ов Флорида) и Северной Африке.

Алюминиевые руды — минералы и горные породы, используемые для получения алюминия. Главные алюминиевые руды — это бокситы, нефелины и алуниты.

Бокситы (название пошло от местности Бо на юге Франции) — осадочные горные породы красного или коричневого цвета. На севере Австралии залегает 1/3 их мировых запасов, и по их добыче страна входит в число ведущих государств. В России бокситы добываются в Уральских горах. Главным компонентом бокситов является окись алюминия.

Алуниты (название происходит от слова алун — квасцы (фр.) — минералы, в состав которых входят алюминий, калий и другие включения. Алунитовая руда может быть сырьем для получения не только алюминия, но и калийных удобрений и серной кислоты. Месторождения алунитов есть в США, Китае, на Украине, в Азербайджане и других странах.

Нефелины (название происходит от греческого «нефеле», что означает облако) — минералы сложного состава, серого или зеленого цветов, содержащие значительное количество алюминия. Входят в состав изверженных пород. В России нефелины добывают на Кольском полуострове и в Восточной Сибири. Алюминий, получаемый из этих руд, — мягкий металл, дает прочные сплавы, широко применяется в машиностроении, а также в производстве товаров домашнего обихода.

Железные руды — природные минеральные скопления, содержащие железо. Они разнообразны по минералогическому составу, количеству в них железа и различным примесям. Примеси могут быть ценными (марганцевый хром, кобальт, никель) и вредными (сера, фосфор, мышьяк). Главными железными рудами являются бурый железняк, красный железняк, магнитный железняк.

Бурый железняк, или лимонит, — смесь нескольких минералов, содержащих железо с примесью глинистых веществ. Имеет бурый, желто-бурый или черный цвет. Встречается чаще всего в осадочных породах. Если руды бурого железняка — одной из наиболее распространенных железных руд — имеют содержание железа не менее 30%, то они считаются промышленными. Основные месторождения — в России (Урал, Липецкое), на Украине (Керченское), Франции (Лотарингское), на Кубе.

Красный железняк, или гематит, — минерал от красно-бурого до черного цвета, содержащий железа до 65%.

Встречается в различных горных породах в виде кристаллов и тонких пластин. Иногда образует скопления в виде твердых или землистых масс ярко-красного цвета. Основные месторождения красного железняка — в России (КМА), на Украине (Кривой Рог), США, Бразилии, Казахстане, Канаде, Швеции.

Магнитный железняк, или магнетит, — минерал черного цвета, содержащий 50-60% железа. Это высококачественная железная руда. Состоит из железа и кислорода, сильно магнитен. Встречается в виде кристаллов, вкраплений и сплошных масс. Основные месторождения — в России (Урал, КМА, Сибирь), на Украине (Кривой Рог), в Швеции и США.

Медные руды — минеральные скопления, содержащие медь в количестве, пригодном для промышленного использования. Обычно перерабатываются руды, содержащие медь от 1% и выше. Большинство медных руд требуют обогащения — отделения пустой породы от ценного компонента. Около 90% мировых запасов меди сосредоточено в месторождениях, руды которых кроме меди включают в себя еще какой-либо металл. Чаще всего это бывает никель. Медь широко применяется в промышленности, особенно в электропромышленности и в машиностроении. Медь идет на производство сплавов, имеющих широкое применение как в быту, так и в промышленности: сплава меди с оловом (бронза), сплава меди с никелем (мельхиор), сплава меди с цинком (латунь), сплава меди с алюминием (дюралюминий). В России медные руды залегают на Урале, в Восточной Сибири, на Кольском полуострове. Богатые месторождения руд имеются в Казахстане, Узбекистане, Армении. Среди зарубежных стран добычу медной руды ведут Чили, Перу, Заир, Замбия, Конго, Канада, США, Польша.

Марганцевые руды — минеральные соединения, содержащие марганец, главное свойство которого — придавать стали и чугуну ковкость и твердость. Современная металлургия немыслима без марганца: выплавляется специальный сплав — ферромарганец, содержащий до 80% марганца, который применяется для выплавки высококачественной стали. Кроме этого, марганец необходим для роста и развития животных, является микроудобрением. Основные месторождения руды располагаются на Украине (Никольское), в Индии, Бразилии и Южно-Африканской Республике.

Оловянные руды — многочисленные минералы, содержащие олово. Разрабатываются оловянные руды с содержанием олова 1-2% и более. Эти руды требуют обогащения — увеличения ценного компонента и отделения пустой породы, поэтому в плавку идут руды, содержание олова в которых увеличено до 55%. Олово не окисляется, что вызвало его широкое применение в консервной промышленности. В России оловянные руды залегают в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а за рубежом их добывают в Индонезии, на полуострове Малакка.

Вольфрамовые руды — минералы, содержащие вольфрам. В природе они встречаются в соединении с железом, марганцем и калием. Вольфрам — очень важный в промышленном отношении металл. 90% его используют при производстве высококачественной стали, так как добавка вольфрама резко повышает ее твердость, увеличивает ее прочность и упругость. Вольфрам используется также в производстве нитей для электроламп, для изготовления высококачественных красок. Вольфрамовые руды в России добываются в Восточной Сибири и на Северном Кавказе. За рубежом — в Китае, США, Боливии, Португалии, Мьянме.

Никелевые руды — минеральные соединения, содержащие никель. Он не окисляется на воздухе. Добавка никеля к сталям сильно повышает их упругость. Чистый никель применяется в машиностроении. В России его добывают на Кольском полуострове, на Урале, в Восточной Сибири; за рубежом — в Канаде, на Кубе, в Бразилии.

Читайте также:  Кофе чем полезен и чем вреден

Урано-радиевые руды — минеральные скопления, содержащие уран. Радий — продукт радиоактивного распада урана. Содержание радия в рудах урана ничтожно мало — до 300 мг на 1 тонну руды. Урановые руды имеют большое значение, так как деление ядер каждого грамма урана может дать в 2 миллиона раз больше энергии, чем сжигание 1 грамма топлива, поэтому они используются в качестве топлива на АЭС для получения дешевой электроэнергии. Урано-радиевые руды добывают в России, США, Китае, Канаде, Конго, ЮАР и в других странах мира.

источник

§ Сформировать представления учащихся о разнообразии полезных ископаемых.

§ Познакомить учащихся с полезными ископаемыми Эстонии; их основными свойствами.

§ Познакомить c профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

§ Познакомить со способами добычи и переработки; использованием в производстве и в быту; показать их важную роль в экономике государства.

§ Прививать навыки работы с коллекционным материалом.

§ Воспитывать бережное отношение к природе, и учить экономному использованию богатств нашей планеты.

§ Научить детей способам поисковой деятельности и формировать интерес к обучению.

§ Формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности.

§ Развивать творческое воображение, фантазию, логическое мышление, память.

§ Научить использовать полученные знания при составлении своих творческих работ.

§ Использовать инфотехнологии в своей учебно-поисковой деятельности для работы над проектом.

§ Развивать умение выделять главное, т. е. отделять существенное от несущественного; умение обобщать, классифицировать.

§ Формировать навыки работы в группах, самостоятельной работы, а также умению работать в коллективе.

§ Приобщить родителей к совместной исследовательской

Проблемное задание для учеников:

Вокруг так много интересного, загадочного. На этот раз мы заглянем в недра нашей планеты и узнаем, какие сокровища она хранит. Почему полезные ископаемые называют бесценным богатством Земли? Мы организуем экспедиции, и для этого разделимся на пять команд. Каждая экспедиция выберет себе объекты исследований, создаст «Дневник экспедиции», где будет отражать самые интересные данные своих исследований. Каждая группа предоставляет отчёт о проделанной работе и размещает все свои материалы на блоге «Сокровища Земли». Собранный материал всех экспедиций объединяем в общую презентацию «Богатства Эстонии» в MS PowerPoint.

Презентация должна содержать:

§ Информацию об исследуемом полезном ископаемом (слайды, описание и краткая характеристика объекта исследования, происхождение, состав, месторождения, как используется).

§ Фотографии творческих работ.

§ Список используемой литературы или ссылки в Интернете.

§ В начале проекта через кластер рассуждаем на тему «Сокровища Земли?» и «Что такое полезные ископаемые?»

§ Проводим мозговой штурм на тему «Многообразие видов полезных ископаемых Земли». Дети записывают на листах с таблицей Донны Огл (листы ЗУХ), что они знают по теме, что бы они хотели узнать. Дети обмениваются информацией. Последнюю графу таблицы заполняют постепенно.

§ Для успешности и продуктивности работы, чтобы она была посильна и интересна детям, предлагаем разделиться на пять групп и выбрать для своей группы определённую задачу для исследовательской и творческой работы.

§ Каждая группа оформляет «Дневник экспедиции» (он может быть в виде блога), в котором фиксирует все этапы своей деятельности, виды творческих и учебных заданий, размещает фотоматериал своей группы.

§ Детям предлагается прочитать подборку материалов, созданных на основе журнала «Наука и жизнь». Раздел «Что у нас под ногами?», который даст детям знания о видах полезных ископаемых, их свойствах, о местах залегания и их значении для человека.

§ Проводим беседу по прочитанному материалу. Размышляем над вопросами «Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?», «Как бы проходило развитие человечества, если бы люди так и не узнали о сокровищах Земли».

§ Продолжаем знакомство с творчеством писателя А. Волкова и его произведениями: «Волшебник Изумрудного города» и «Семь подземных королей».

§ Предлагаем детям написать сочинения, рассказы, истории, сказки, синквейны на обсуждаемые темы.

§ Группы собирают свои работы и создают общую книгу рассказов, сказок, историй.

§ Предлагаем каждой группе называться экспедицией и создать условную карту своего маршрута.

§ Каждая группа, распределив обязанности между членами, приступает к сбору информации и учебных заданий для других групп, например, создание синквейнов, кроссвордов, ребусов, загадок. (Приложение 1).

§ На уроках эстонского и английского языков проводим игры с использованием названий полезных ископаемых «Crustallographu» и «Кasulikke maavarad».

§ Предлагаем детям создать словарики, где названия полезных ископаемых даны на трёх языках: русском, эстонском, английском (Приложение 1).

§ На уроках ИЗО и трудового обучения изготавливаем макеты карьеров, шахт, вагонеток и пр.

§ Проводим поисковую работу на тему «Как учёные узнают о местах залегания полезных ископаемых, и какую роль здесь играют растения?», задачей которой является найти материал о необычных способах определения местонахождении полезных ископаемых.

§ Каждая группа организовывает выставку в классе своих материалов, творческих работ, с тем, чтобы дети других «экспедиций» могли хорошо познакомиться с материалом, оценить его, высказать свои пожелания и мнения в «Книге отзывов».

§ Проводим интеллектуально-экологическую игру «Кладовые Земли», с целью привести в систему знания ребят о полезных ископаемых Земли и богатствах своего государства и уезда.

§ Ребята учатся создавать блог.

§ Создаём совместную презентацию на тему «Богатства Эстонии».

Презентация должна иметь соответствующее оформление:

§ Титульный слайд содержит название и имена авторов.

§ Краткая историческая и географическая справка об Эстонии.

§ Фотоматериал с краткой информацией о полезных ископаемых и других богатствах Эстонии.

§ Последний слайд содержит перечень использованных материалов.

§ На основании «Дневников экспедиций» создаём единый блог «Сокровища Земли» (http://prirodakjkg. /)

§ В конце проекта проводим защиту презентаций, творческих работ, обсуждаем преимущества и недостатки работ.

§ Каждый участник пишет отзыв о проекте.

§ Экскурсия на шахту «Эстония», на карьер «Айду».

§ Посещение музея-шахты «Кохтла-Нымме».

§ Посещение музея сланца в городе, беседа с работниками музея.

§ Изучение дополнительного материала «Драгоценные камни», «Камни-обереги».

§ Проведение поисковой работы на тему «Окаменелости. В гости к динозаврам».

§ Индивидуальные карточки с учебными заданиями, ребусами, кроссвордами, загадкам.

§ Проведение викторин «Полезные ископаемые» и «Узнай меня».

§ Коллективное прочтение журналов «Наука и жизнь», книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и «Семь подземных королей».

§ Работа в творческих группах по составлению кроссвордов, ребусов, синквейнов, творческих рассказов и сочинений.

§ Привлечение родителей для оказания помощи при подготовке и оформлении работ детьми.

§ Совместное изучение собранного материала.

§ Составление коллективной презентации в PowerPoint «Богатства Эстонии». Создание блога «Сокровища Земли».

Оценивание учебного проекта:

§ Текущее оценивание. Оценивается: работа учеников на уроке, умение следовать указаниям, использовать выразительные средства языка, умение составления фраз на английском и эстонском языках, тщательность и аккуратность в работе, умение безошибочно списывать текст, умение использовать методы критического мышления для постановки и решения проблемных заданий, творческий подход и оригинальность в творческих работах.

§ Оценивание домашней работы. Оценивается: правильность и своевременность выполнения заданий, умение находить необходимую информацию из различных источников.

§ Самооценка. Учениками оценивается: желание, старание, выполнение и итог своей работы.

§ Оценивание итоговой работы. Оценивается: умение задавать вопросы из области естествознания и анализировать, способность к сотрудничеству, творческий подход и оригинальность, умение оформлять свою творческую работу в MS PowerPoint. Для оценивания презентации используется модель оценивания.

Предварительные знания и умения, которые должны иметь ученики:

§ Имеют понятия о классификации природы на живую и неживую.

§ Характеризуют понятие «богатства природы».

§ Имеют первоначальные знания о полезных ископаемых, в том числе и в нашей стране.

§ Умеют работать с географической картой.

§ Умеют находить необходимую информацию из различных источников.

§ Умеют составлять и пользоваться таблицами, схемами.

§ Умеют создавать презентации в MS PowerPoint.

§ Умеют наблюдать и анализировать.

§ Умеют безошибочно списывать рукописный и печатный текст.

§ Умеют пользоваться словарями, энциклопедиями.

§ Умеют сотрудничать, общаться и считаться с другими.

§ Умеют давать оценку своей деятельности.

§ Знают, что люди, их мнения и оценки могут быть разными.

Достигаемые компетенции и учебные результаты из государственной программы:

§ Умеют анализировать тексты: определять тему, основную мысль, различают изученные стили речи, дают собственную оценку.

§ Создают устные и письменные высказывания на репродуктивном уровне (пересказ) и на продуктивном уровне (собственный текст с учётом речевой ситуации).

§ Проверяют и исправляют собственные высказывания с помощью учителя и словаря.

§ Проверяют и исправляют собственные высказывания с помощью учителя и словаря.

§ Умеют ориентироваться в определениях «горные породы», «минералы», «полезные ископаемые».

§ Знают названия химических элементов, входящих в состав минералов.

§ Умеют разделять и классифицировать горные породы, полезные ископаемые по агрегатному состоянию.

§ Умеют давать правильное описание минералов по внешнему виду и признакам.

§ Знают основные месторождения полезных ископаемых, умеют их показывать на географической карте.

§ Знают полезные ископаемые, добываемые в нашей стране и способы их использования.

§ Умеют проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать события и свои наблюдения.

§ Различают живое и неживое.

§ Умеют называть, классифицировать и описывать объекты живой и неживой природы.

§ Умеют задавать вопросы из области естествознания, а также добывать естественнонаучную информацию.

Эстонский и английский языки

§ Знают название изученных полезных ископаемых.

§ Умеют пользоваться словарями.

§ Списывают и составляют тексты на эстонском языке.

§ Умеют запускать и использовать простейшие компьютерные программы.

§ Умеют работать в программах MS Word и PowerPoint.

§ Используют SMART программу.

§ Умеют планировать свою деятельность.

§ Умеют выдвигать гипотезы и проверять их на основе экспериментальных данных.

§ Умеют давать оценку своей деятельности.

§ Умеют учиться самостоятельно и вместе с другими в паре и в группе, умеют выслушать товарища и выразить ему признание.

§ Умеют считаться с другими, быть способным к сотрудничеству, отвечают за свои поступки, проявляют готовность к общению.

Необходимые источники и ссылки:

Сирье Кальюла и Айво Саар «Природоведение» 4 класс. «Koolibri»,2003г. A. Raukas «Eesti: loodus (Эстония: природа). Tallinn: Valgus, 1995, «Я познаю мир. Полезные ископаемые» Детская энциклопедия. АСТ». Астрель» 2003г. . «Сокровища Земли» Детская энциклопедия. «Издательство АСТ.» Астрель»2000г. «Мир и человек» Географический атлас. «Картография» ГУГК 1985Г. Белла Дижур «От подножья до вершины» Издательство «Детская литература» Москва,1967г. Филипп Стил « Атлас мира». Москва « ОЛМА-ПРЕСС» 1999г. Джим Майлс «Большая энциклопедия для школьника». Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 1999г Учебник – тетрадь «Окружающий мир» 4 классы часть 4. , -РЕС» 1998 г. Виктор Калашников « Чудеса природы. Самоцветы». «Белый город» Москва 2003г. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия обо всем Селищев Е. Н. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия и К, 1998.

Тараторина , разгадай, реши, запомни. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Усачев А. Мои географические открытия. М.: Самовар, 1994 А. Волков «Семь подземных королей» АСТ, Астрель 2006 , «Англо-русский словарь геологических терминов» Издательство ГИФМЛ 1958г.

http://www. *****/srch? utf8=1&umon=icq6def&words=www/geo. *****/druza/index. html

Отзывы учащихся о проекте.

§ Литвиненко Родион. «Наша команда «Кладоискатели» упорно трудилась над проектом. Это было как в настоящей экспедиции. Мы узнали много интересного, а главное, что узнали через поиск. Мы были в шахте два раза. Сами создали макет шахты. Всё было так интересно! А ещё, моя мама нам очень помогала. Ей тоже было интересно этим заниматься».

§ Помазная Ольга. «Очень интересная работа. Мы сдружились ещё больше. Даже вечером собирались, чтобы работать над проектом. Здорово! Собирали материал. Оказалось, что в нашей маленькой Эстонии так много ценных полезных ископаемых, а мы раньше знали только про сланец!»

§ Денисов Кирилл. «Работать над этим проектом мне было интересно. Мне моя группа поручила создать блог. Мы все трудились над проектом. Здорово то, что каждый делал интересную для него работу. Блог не бросим, будем туда новые работы свои размещать».

§ Ксения Чернова. «Мне очень понравилось работать над проектом. Я узнала много интересного о полезных ископаемых. Особенно запомнились экскурсии в музей и нахождение в настоящей шахте Многие ребята после проекта захотели стать геологами. Или работать шахтёрами. Главное, что нам было интересно!».

Читайте также:  Определение полезной площади жилого дома

§ Пилицин Антон. «Мне очень понравилось работать над проектом. Я составил кроссворд, написал экологическую сказку. Ещё наша группа составила задания для интерактивной доски, которые можно учителям использовать на уроках. Было здорово».

Поисковая деятельность. Поиск информации.

Групповая работа.

Работа со SMART доской.

Защита проекта.

Изготовление макетов.

Тема. «Горные породы и минералы».

1.Составь таблицу «Как используют полезные ископаемые».

Использование полезных ископаемых

2. Найди «лишнюю» пару.

    глина — кирпич; апатит — удобрение; сталь — ножницы; вода — стакан; алюминий — самолёт.

апатит
железная руда
нефть
песок
глина
гранит
кианит

памятники
кирпич
удобрение
алюминий
бензин
сталь
строительство

3. Соедини стрелочками.

Викторина о полезных ископаемых.

1. Шел урок природоведения в третьем классе по теме «Горные породы и минералы». На партах у ребят были разложены спички, карандаши, хлопушки, наждачная бумага, поваренная соль, порошок талька. Ребята с недоумением смотрели на учителя.
«Что общего между всеми этими предметами?» – спросил учитель. Ребята были в затруднении.
Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

3. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

4. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?»
Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.
Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?

5. Многие ценные природные богатства сегодня недоступны человеку, не могут быть использованы, например ископаемые залежи нефти, которые находятся на глубине 15 км, ведь мы не умеем бурить скважины такой глубины. Как же извлечь оттуда нефть?
То же самое можно сказать и об угольных пластах, залегающих на глубине 3–4 км. Добывать уголь из шахт такой глубины пока невыгодно: он будет слишком дорогим.
Как вы думаете, можно ли считать полезными ископаемыми недоступные человеку месторождения? Бывают ли «бесполезные» ископаемые?

6. Почему такие полезные ископаемые, как торф, уголь, нефть, природный газ, ученые называют «кладовыми Солнца»?

7. В связи с чем академик назвал торф «азотной рудой»?

8. По преданию, в 1696 году во время Азовского похода несколько кусков донецкого каменного угля показали Петру I. Один из них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнес историческую фразу: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим. полезен будет».
Объясните смысл этих слов.

9. Почему нефть называют черным золотом?

10. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

11. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

12. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

13. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

14. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

15. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему?
Почему глинистые почвы долго не просыхают?

16. Почему песок можно легко пересыпать из одного стакана в другой, а глину нельзя пересыпать?

17. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?

18. Почему песок незаменим в стекольном производстве?

19. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?

20. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?

21. Почему гранит оставляет на стекле царапину?

22. Почему гранит трудно расколоть или разъединить на части?

23. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

24. Почему писатель М. Пришвин назвал болота «кладовыми Солнца»?

25. Почему пожар на торфяном болоте очень трудно погасить?

26. Разреши спор двух учеников. Один утверждает, что торф легче воды, другой – что он может быть тяжелее воды. Кто прав и почему?

27. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых?

Викторина о полезных ископаемых.

1. Минералы добывают из земли, из них изготавливают многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно.

Головки спичек покрывают серой, которая легко загорается. Многие хлопушки содержат барий, который горит зеленым пламенем. Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге. Наждачная бумага покрыта крупинками твердого минерала корунда. Порошок талька представляет собой измельченный минерал тальк. Поваренная соль – это минерал галит (хлористый натрий).

2. Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.

3. На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения.

Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.

4. Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под

землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор.

5. Многие ученые считают, что бесполезных ископаемых вообще не может быть. По разным причинам те или другие минералы и горные породы не служат нам как полезные ископаемые.

6. Энергия Солнца «законсервирована», спрятана в недрах земли – остатках растений.

7. Общеизвестно значение торфа для повышения плодородия почвы благодаря большому содержанию в нем минеральных солей, содержащих азот.

8. Петр I предвидел необходимость широкого использования этого полезного ископаемого.

9. Нефть является ценным сырьем для химической промышленности. Из неё получают: топливо, смазочные масла, керосин, каучук, мыло, пластмассы, духи. За ценные качества, которыми обладает нефть, ее называют черным золотом.

10. Так как добывается из-под земли.

11. От минералов, входящих в ее состав.

12. Так как песок хорошо пропускает воду.

13. Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.

14. Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

15. Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.

16. Так как глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.

17. Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.

18. Благодаря присутствию кварца.

19. Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.

20. Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.

21. Так как он тверже стекла.

23. В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина.

24. Растения, используя для своего развития энергию Солнца, накапливают и сохраняют ее даже после гибели. Болота являются «фабриками» по производству торфа. Отмершие части болотных растений частично сгнивают и превращаются в полезное ископаемое – торф.

25. Пламя может бушевать глубоко в слое торфа. Угаснув в одном месте, огонь через некоторое время вырывается на поверхность далеко в стороне и разгорается с новой силой.

27. Так как многие из них не возобновляются.

Материал взят из журнала «Первое сентября» ссылка http://*****/articlef. php? >

1. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

3)каменный уголь, известняк

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) каменный уголь, природный газ

4. Из каких полезных ископаемых получают металлы?

5. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

6. Какие полезные ископаемые добывают в шахтах?

2) каменный уголь, железную руду

7. Какие полезные ископаемые добывают в карьерах?

2) природный газ, золото, мрамор

8. Укажи полезные ископаемые нашего края.

1) нефть, торф, каменный уголь

3) природный газ, гранит, глина

9. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных

Тема. «Горные породы и минералы».

1.Составь таблицу «Как используют полезные ископаемые».

Использование полезных ископаемых

2. Найди «лишнюю» пару.

    глина — кирпич; апатит — удобрение; сталь — ножницы; вода — стакан; алюминий — самолёт.

3. Соедини стрелочками.

апатит
железная руда
нефть
песок
глина
гранит
кианит

памятники
кирпич
удобрение
алюминий
бензин
сталь
строительство

Тема. «Горные породы и минералы».

1. Какое название «лишнее»?

Апатит железная руда нефть песок

каменный уголь гранит медно-никелевые руды глина

2. Какое название «лишнее»?

Торф песок кирпич

вермикулит глина апатит

мусковит гранит

3. Напиши название полезных ископаемых, которые добываются в нашем уезде. Укажи их главные свойства.

4. Раздели на группы полезные ископаемые, найди «лишнее».

Нефть, вода, песок, природный газ, апатит, глина, гранит, вермикулит.

Газообразные

Урок природоведения в 4 классе.

1) Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи.

2) Показать их важную роль в экономике страны.

3) Развивать умение выделять главное, т. е. отделять существенное от несущественного; умение обобщать, классифицировать; владеть монологической речью; развитие мыслительных операций.

4) Прививать навыки работы с коллекционным материалом.

ОБОРУДОВАНИЕ: коллекция полезных ископаемых, раздаточные материал для практической работы, карта полезных ископаемых, презентация о полезных ископаемых, творческие работы учеников (рефераты, макеты, синквейны и т. д.)

Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самоё себя…

-Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?

Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать – отваливая землю, делать углубления, извлекать.

Для человека в мире существует множество полезных предметов. А вот, например, дерево.

-Можно ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

-Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

Идёт работа с кластером (записывается всё, что называют дети)

Полезные ископаемые

ГАЗ медная руда

СЛАНЕЦ ТОРФ ГЛИНА МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА

ГРАНИТ ЛЕЧЕБНАЯ ГРЯЗЬ ЗОЛОТО АЛМАЗЫ НЕФТЬ

ИЗВЕСТНЯК ПЕСОК ФОСФОРИТ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМИ

Сформулируйте понятие «Полезные ископаемые».

Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли или на её поверхности и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

— Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли?

-Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами.

-Добывать полезные ископаемые люди научились еще в древности. Вначале они просто собирали с поверхности земли камни и после самой простой обработки использовали их как топоры и наконечники для стрел. Из песка и глины лепили горшки и другую посуду. Позже люди научились добывать медную руду и делать из неё различные орудия труда и украшения. А камень и глину начали применять в строительстве.

-Назовите известные вам полезные ископаемые.

-Рассмотрите коллекцию полезных ископаемых и назовите те, которые узнали.

-Расскажите, как можно использовать знакомые вам полезные ископаемые в экономике страны.

Работая с учебником, мы с вами познакомимся со свойствами некоторых полезных ископаемых. Изученные свойства занесем самостоятельно в таблицу.

Предлагается посмотреть презентацию ученика.

Таблица даётся на отдельных рабочих листах.

источник

Источники:
  • http://geographyofrussia.com/poleznye-iskopaemye/
  • http://pandia.ru/text/77/362/83465.php