Меню Рубрики

Вывод о связи тектонического строения с рельефом и полезными ископаемыми

Рельеф Земли очень разнообразен. Основные формы это равнины и горы. На расположение форм рельефа влияют литосферные плиты. В местах стыков литосферных плит на суше образуются горы, в воде хребты и подводные желоба.Расположение полезных ископаемых тесно связаны с геологическим строением рельефа. В областях, где проявлена магматическая деятельность, преобладают магматические породы. Полезные ископаемые платформ связаны с их осадочным чехлом. На дне морей, озер накапливаются органические остатки, которые превращаются в нефть, газ, бурый,каменный уголь и др. Для каждого геологического периода характерны определенные условия, наиболее благоприятные для образования полезных ископаемых.

Южная Америка географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.
Австралия географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.
Антарктида географическое положение, рельеф, климатические пояса, внутренние воды.

способствует бесперебойному снабжению предприятия
металлом.?

Почему на северо-западе Псковской области много болот и заболоченных
земель?

Укажите особенность сельского хозяйства Ярославской области, благодаря
которой будет обеспечено снабжение предприятия сырьём.

2. Расскажите о типичной погоде экваториального климата и тропического климата. Как проявляется связь между температурой воздуха, влажностью, видом и количеством осадков? Как это отражается на природе материка?

3. Литосферные плиты и их движение. Назовите основные положения теории литосферных плит и проиллюстрируйте их примерами.

4. Реки и озера материка Африка. Особенности речных долин и водного режима

. 5. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков у поверхности Земли.

6. Австралия. ГП, рельеф и полезные ископаемые, климат, природа. По каким признакам природа Австралии отличается от природы Африки?

7. Антарктида. ГП, рельеф, климат, природа, воды. Назовите не менее пяти признаков, по которым об Антарктиде можно сказать: «Антарктида самый, самый…».

8. Северная Америка. Внутренние воды, природа. Как на питании и режиме рек отражается их положение в разных климатических поясах? Приведите примеры.

9. Воздушные массы. Пассаты. Западные ветры. Типы воздушных масс.

10. Южная Америка. Расскажите о полезных ископаемых материка. Как связано происхождение полезных ископаемых и строение материка?

11. На примере Южной Америки расскажите о роли рельефа, господствующих ветров и морских течений в формировании климатических условий.

12. Тихий океан, Индийский океан. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан ГП, рельеф дна, климат, течения, природные богатства.

13. Северная Америка. Равнинный Восток. Горный Запад. Полезные ископаемые.

14. Основные климатообразующие факторы. Расскажите об одной из природных зон Северной Америки. Приведите примеры приспособления растений и животных к природным условиям этой зоны.

15. Евразия. Разнообразие рельефа, его причины (внутренние и внешние). Полезные иcкопаемые.

16. Какие климатические факторы формируют климат Евразии? Как проявляется влияние каждого из них?

17. Мировой океан. Свойства вод Мирового океана. Поверхностные течения.

18. Африка. Географическое положение, рельеф, климат, природные зоны.

19. Географическая оболочка. Круговорот веществ и энергии.

20. Природные комплексы. Географическая зональность

21. Природные зоны Евразии. Какие живые организмы приспособились к природным условиям Евразии

22. Какие материки лежат только в северном полушарии, в южном, и в южном и в северном?

23. Какие материки и океаны пересекает экватор, какие начальный меридиан? РЕШИТЕ ПОЖАААЛУСТА, СРОЧНО НАДО.

заполните таблицу тектонические структуры формы рельефа полезные залегающие в основании ископаемые территории

1. Где находится террия
2. К какой тектонической структуре приурочена
3. Какого возраста породы слагают территорию и как они залегают
4. Как это отразилось на рельефе
5. Как изменяются высоты по территории
6. Где находятся и чему равны минимальные и максимальные высоты
7. Чем обусловлено современное высотное положение территории
8. Какие внешние процессы участвовали в формировании рельефа
9. Какие формы созданны каждым процессом и где они размещены, почему
10. Какие полезные ископаемые и почему распространены на равнине, как они размещены

источник

План-конспект урока по географии (8 класс) на тему:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

Урок — обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии( презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презентация)

Вложение Размер
otkrytyy_urok_relef_rossii_16.10.2014.docx 21.58 КБ
kurskaya_magnitnaya_anomaliya.docx 18.27 КБ
forma_relefa_tablitsa.docx 13.23 КБ
shatsk_vystuplenie.docx 25.89 КБ
intelektualnaya_igra_7_kl.doc 57 КБ

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

БЕЗУГЛАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА,

Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .

Данная практическая работа является:

— по ведущей образовательной цели – репродуктивной, обучающей;

— по уровню познавательной активности – частично-поисковой;

— по степени познавательной активности — частично самостоятельной;

— по форме – индивидуальной, коллективной;

— по времени – урочной для всех, кроме учеников готовящих сообщение и презентацию;

— по источнику информации — на основе географических карт, презентация — на основе нескольких источников ( научно-популярная литература, архивные документы ,фотоматериалы и т.д.);

— по месту проведения – классной;

— по форме речи – письменная;

— форма представления результатов – текстовая работа .

  1. Повторить правила работы с тематическими картами (чтение легенды карты).
  2. Повторить термины : рельеф, литосферные плиты, тектоническая структура, типы полезных ископаемых ( осадочные, магматические, метаморфические).
  3. Повторить основные формы рельефа России.
  4. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.
  5. По тектонической карте определить закономерности размещения полезных ископаемых в Западной Сибири, на Урале и Кавказе, на территории Восточно-Европейской равнины и в Тульской области . Запись в тетради в виде таблицы.
  6. Проверить и оценить умение сопоставлять карты :« Тектоника и минеральные ресурсы России», «Рельеф России» , «Административно- территориальное деление России» «Атлас Тульской области», объяснять выявленные закономерности.
  7. Выявить закономерности размещения в Тульской области угольной промышленности.
  8. Сделать выводы взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Запись в тетради.
  9. Ознакомиться с историей образования поселка Шатск. Запись в тетради.
  1. Определить, каким тектоническим структурам соответствует территория Западной Сибири , Кавказа, Уральских гор, Восточно-Европейская равнина. Каково строение?
  2. Определить какой форме рельефа соответствует данная структура.
  3. Сделать вывод о зависимости рельефа от стpoeния земной коры. Выявленную закономерность объяснить .
  4. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы России» и «Физической карте России» определить, какими полезными ископаемыми богата территория. Какие из них встречаются на платформах, какие в складчатых областях? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу, складчатым областям? Выявленную закономерность объяснить.
  5. Запись в тетради в виде таблицы.

источник

Цели и задачи урока:

Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых. Показать практическое применение полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.

Оборудование: Карты: физическая, тектоническая; коллекция полезных ископаемых, картины (добыча нефти, угля), формы для декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и углем, мультимедийный комплекс.

Учитель: Сегодня у нас бинарный урок по географии и технологии.

1) Фронтальное повторение терминов

2) Показать знание расположения крупных форм рельефа по их описанию (работа с картой)

– Горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”. (Уральские.)

– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)

– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)

– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)

– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)

– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)

– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)

– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)

– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)

– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)

– Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии (Русская или Восточно – Европейская равнина)

– Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер (Западно-Сибирская равнина).

– Самые высокие горы России (Кавказ).

– Возвышенная равнина, расположенная между реками Енисей и Леной (Среднесибирское плоскогорье).

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель географии. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Тема: Полезные и красивые ископаемые России (слайд. См. Приложение 1).

Цель: изучить полезные ископаемые России и показать их применение в прикладном искусстве.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве (слайд).

В земной коре залегают полезные ископаемые. Это минералы и горные породы, которые используются в хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию горных пород и минералов в 6 классе, давайте вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также полезные ископаемые различают по составу и особенностям использования Схема (слайд)

Учитель географии. Горючие и неметаллические полезные ископаемые залегают в осадочных породах и наиболее характерны для платформ. Это нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие рудных месторождений на платформах. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Рассмотрев местонахождения полезных ископаемых мы найдем этому подтверждение (примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова, КМА)

В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых, т.е металлические. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель географии. Мы с вами на предыдущих уроках заполняли таблицу, где указывали: форма рельефа – тектоническая структура – полезные ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили, сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на каких территориях залегают. И сделаем вывод. Работа с таблицей, интерактивной картой, презентацией. (слайд)

Таблица
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа Тектонические структуры Полезные ископаемые
Восточно-Европейская равнина
Прикаспийская низменность
Восточно-Европейская платформа Нефть, уголь, фосфориты, гипс
Калийные соли, поваренная соль
Западно — Сибирская равнина Западно-Сибирская плита (молодая платформа) Нефть, газ, уголь
Среднесибирское плоскогорье Сибирская платформа алмазы, уголь
Горы Хибины Балтийский щит железные, алюминиевые и молибденовые руды
Алданское нагорье
Среднерусская возвышенность
Алданский щит
Воронежский массив
молибденовые руды, золото, железная руда
Плато Путорана Анабарский щит Медные и никелевые руды
Горы Урала Область герцинской складчатости железная, медная, алюминиевая, титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор
Горы Кавказа Область кайнозойской складчатости вольфрамовые, молибденовые, медные руды
Срединный хребет Область кайнозойской складчатости Медные и никелевые руды
Восточный Саян Область байкальской складчатости железная руда
Западный Саян Область герцинской и каледонской складчатости молибденовые и железные руда
Алтай Область герцинской и каледонской складчатости Цинковые, свинцовые, вольфрамовые, медные руды
Читайте также:  Полезны ли для сердца занятия физкультурой правило 1 окружающий мир 4 класс

Вывод: Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В складчатых областях находятся месторождения рудных ископаемых, также наличие рудных месторождений приурочены к щитам.

По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых. Учитель показывает на карте полезных ископаемых, в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Месторождение – это скопление полезных ископаемых. (слайд)

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (слайд)

Меры по сбережению полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – важнейшие природные богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование.

Как бы могущественны ни были глубинные силы Земли, но не только они создают рельеф земной поверхности. В природе одновременно действуют многие другие, не менее могучие и активные внешние силы, источниками, энергии которых служат Солнце и космос. Как только вершина гор поднимаются хоть немного над уровнем океана, на них начинают действовать морские волны и ветры, холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год они разрушали и расчленяли поднимающийся свод гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и податливые породы.

Без преувеличения можно сказать, что вся красота горных вершин, утесов, ущелий Кавказа, Урала, Алтая создана разрушительными силами. Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают долину, используя, прежде всего направление трещин. Дикая и величественная картина предстает перед глазами путника.

Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет их разрушение, тем больше рыхлого материала сносится с них и откладывается в предгорных прогибах и морях так образовываются обломочные горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).

В начале урока я сказала, что ископаемые называются полезные – потому что, служат человеку. Они обеспечивают развитие черной и цветной металлургии, топливной, химической, пищевой, легкой промышленности. Используются для строительства мостов, дорог, производства кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не может обойтись без удобрений и топлива.

Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)

Красота без доброты умирает невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН (слайд)

Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров; символов власти, предметов культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных украшений. Изделия с драгоценными и поделочными камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)

На прошлом уроке вам было дано самостоятельное творческое задание по теме: “Изделия, в которых используются горные породы и минералы”. Прошу сейчас представить свою работу.

Ученик 1. В 1719 по указу Петра I был создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации, государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков (слайд)

Экспозиция включает в себя два зала: исторический, в котором представлены предметы, принадлежавшие членам российской императорской семьи, и современный, где экспонируются самые большие слитки золота и платины, найденные в России, алмазы-гиганты и современные ювелирные изделия.

Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона Российской империи, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5 тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в мире корона (слайд)

Вмонтированный в золотой браслет плоский портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв. (алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров, александритов,); (слайд) полудрагоценных и поделочных камней(слайд)

Ученик 2. В искусстве применяются не только драгоценные и поделочные камни, но и глина (слайд)

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.

Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика.

Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз, украшенные искусными цветочными узорами (слайд)

Ученик 3. Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (слайд)

МАЙОЛИКА — это вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова в Москве. (слайд)

В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду, а в конце того же 17 в. освоили изготовление “муравленой” (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: “. во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”.

Ученик 4. Один из русский художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел семейную организацию – игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Для их производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.

Учитель технологии: В прикладном искусстве современного мира, песок используется в необычной технике под названием “Стенд Арт”, в которой применяются новые технологии. Обратите внимание на экран. (слайд)

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!

Сегодня мы с вами изготовим изделия декорированные песком, солью и углём.

– Для этого необходимо взять любую стеклянную форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)

– Нанести тонкой линией клей. (слайд)

– Посыпать солью, песком или углем. (слайд)

– Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)

Повторение техники безопасности.

Но прежде чем приступить, к ее выполнению необходимо повторить технику безопасности. Я говорю предложение, а вы отвечаете “да” или “нет”

  1. Работу начинать только с разрешения учителя. (Да.)
  2. При порезе промыть рану водой. (Нет.)
  3. Почему?
  4. При необходимости можно самостоятельно менять рабочее место. (Нет.)
  5. От правильной организации рабочего места зависит качество вашей работы. (Да.)
  6. Со стола можно сдуть соль или уголь. (Нет.)
  7. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. (Да.)
  8. Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. (Нет.)
  9. Не разговаривать во время работы. (Да.)
  10. После окончания работы убирать рабочее место. (Да.)

Вывод: вовремя практических работ необходимо соблюдать технику безопасности, следовать строго по инструкции во избежание каких либо травм, слушать объяснения учителя и аккуратно выполнять задание.

Релаксация. А теперь спокойно сядьте, закройте глаза, послушайте музыку и придумайте, рисунок, который вы сделаете с помощью песка, соли или угля (музыкальное сопровождение)

Откройте глаза и приступайте к работе!

У кого готова работа можете представить ее на нашей выставке.

Сегодня на уроке вы хорошо отвечали по географии, отлично работали на уроке технологии, узнали, что Россия богата полезными ископаемыми. Они не только дают свет и тепло, но и уют и красоту вашему дому.

источник

Тектоническая структура Особенности строения Основные полезные ископаемые и причины их формирования
Русская платформа Кристаллический фундамент Русской платформы залегает здесь на глубине около 4—6 тыс. м. Осадочный чехол сложен отложениями девона, карбона и перми. Пермские отложения выходят на поверхность и представлены комплексом по- род артинского яруса. известняки, реже встречаются доломиты, песчаники, алевролиты. Брахиоподы, кораллы, морские лилии, головоногие моллюски.
Уральская склад­чатая система
Предуральский краевой прогиб Ширина прогиба от 70 до 100 км. Он асимметричен: имеет узкое западное крыло и широкое восточное, осложненное на востоке более мелкими складками. Прогиб заполнен осадочными отложениями карбона и нижней перми. Мощные толщи обломочных пород накапливались за счет интенсивного сноса продуктов разрушения Уральских гор. Песчаники, конгломераты, глинистые сланцы, алевролиты. С отложениями артинского яруса связаны месторождения нефти и газа Предуралья.
Центральное поднятие Поднятие сложено метаморфическими и осадочными породами верхнего протерозоя и кембрия. Кварциты, кварцито-песчаники, кварцитовые конгломераты, слюдяно-кварцевые сланцы, глинистые и кристаллические сланцы, известняки, аргиллиты.
Тагильская зона Структура сложена вулканогенными и осадочными породами раннего палеозоя. Породы часто метаморфизованы до стадии зеленых (хлоритовых) сланцев. Это стало причиной того, что Тагильскую зону (прогиб) называют «зеленокаменной полосой Урала». Важным составным элементом прогиба являются глубинные разломы с крупными интрузиями ультраосновных и основных пород Туфы, порфириты, песчаники. С зонами магматизма связаны медно-колчеданные и магнетитовые месторождения. Месторождения платины, титаномагнетита, хромита, асбеста.
Восточно-Уральское поднятие Для поднятия также характерно широкое развитие осадочно-вулканогенной толщи силура-девона, прорванной позднепалеозойскими интрузиями гранитов и гранодиоритов. Месторождения золота, молибдена, редких металлов, самоцветов.
Западно-Сибирская эпипалеозойская плита

Задание 2. На основе анализа текста учебника и тектонической карты заполните таблицу (впишите названия месторождений)

Основные месторождения полезных ископаемых Свердловской области

Рудные (металлические) полезные ископаемые
железные руды медные руды алюминиевые руды марганцевые руды золото, платина
Гороблагодатское Березовское
Высокогорское Ново-Березовское
Евстюнинское Южно-Березовское
Качканарское Екатерининское
Первоуральское Марсятское
Тыньинское
Нерудные (неметаллические) полезные ископаемые
асбест тальк кварциты огнеупорные глины строительные материалы
Драгоценные и цветные камни
Горючие полезные ископаемые

Задание 3. Заполните контурную карту «Полезные ископаемые Свердловской области». Для этого:

1. Утолщенной линией черного цвета покажите границы основных текто­нических структур.

2. Методом качественного (цветного) фона обозначьте основные тектонические структуры в пределах области (раскрасьте выделенные территории общепринятыми обозначениями).

3. Подпишите названия месторождений, показанных на контурной карте.

4. Составьте легенду карты.

5. Укажите свой населенный пункт и месторождения полезных ископаемых, которые разрабатываются в его окрестностях.

источник

Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми. Практическая работа:

Название Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми. Практическая работа:
Дата публикации 29.05.2013
Размер 43.34 Kb.
Тип Урок

litcey.ru > География > Урок

Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”

Задачи работы:

  1. углубление умений комплексной работы с картами;
  2. формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”
  3. углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.

Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”).

После ознакомления учащихся с задачами урока, вспоминаем общий блок теоретической части по этой теме из курса VII класса.

Вспоминаем терминологию по этой теме, с которой уже встретились в данной теме в VIII классе. Среди них – “тектоника”. Что это такое?

Сравниваем “тектоническую карту” из атласа VIII класса и “Строение земной коры” из атласа VII класса. Прослеживаем аналогию и новые элементы легенды.

Для выполнения поставленных задач делаем заготовку таблицы.

территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые

Чтобы учащимся было легче сделать вывод, то есть установить закономерности, имеет смысл сначала исследовать несколько равнин (результаты занести в таблицу), а потом – гор.

Для усиления акцентов, необходимых в конце урока, по каждой форме рельефа заполняем весь столбец по тектоническим структурам, а потом – аналогично – по полезным ископаемым.

На последнем этапе эмпирического уровня имеем заполненную таблицу

Территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые
Восточно-европейская равнина Равнина Восточно-Европейская платформа Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
Западно-Сибирская низменность Равнина Плита молодой платформы Нефть, газ, соль
Кавказ Горы складчатость (заполнить самостоятельно)
Урал горы складчатость (заполнить самостоятельно)

^ II уровень – теоретический.

Итак, делаем вывод (который сначала проговаривается, а по мере необходимости в менее подготовленных классах записывается в виде цепочки. Например:

Оформляем его в виде модуля.

На этом этапе поощряются наиболее активные ученики.

^ III. Заключительный (рефлексия).

1) Как по-вашему мнению вы усвоили материал:

А) всё понял, могу объяснить другим,
Б) понял, но объяснить могу с помощью учителя,
В) не понял.

2) Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная Аномалия? (железная руда обнаружена в кристаллическом фундаменте, который близко подходит к поверхности)

3) Почему в предгорьях Урала – крупные месторождения нефти и газа? (краевой прогиб – толща осадочных пород – горючие полезные ископаемые).

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.

Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.

источник

Для ответа на этот вопрос, внимательно рассмотрите карту строения земной коры (тектоническую карту России), физическую карту мира (или России), сравните их и определите какой тектонической структуре соответствует определённая форма ирельефа и характерный набор полезных ископаемых.

Для древних платформ (Русская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская, Африкано-Аравийская, Североамериканская, Южноамериканская, Австралийская, Антарктическаяи др.), покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья) с преобладанием полезных ископаемых осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.

Для щитов древних платформ, т.е. выхода кристаллического фундамента на поверхность (Воронежский массив, Балтийский, Алданский, Анабарский, Лабрадорский и др.), характерны возвышенности или платформенные горы (обычно низкие по высоте) и преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения.

Для молодых платформ (Западно-Сибирская плита, Скифская, Печорская, Северо-Сибирская и др.) характерны равнины (обычно низменности) со значительным преобладанием осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).

Для областей краевых прогибов (например, Предуралье и Предкавказье) характерны предгорные равнины со значительным преобладанием осадочных полезных ископаемых (нефть, природный газ, уголь, соли).

Для областей древней складчатости (байкальской, каледонской, герцинской) типичны низкие сильно разрушенные горы (Уральские, Аппалачи, Большой Водораздельный хребет) с большим разнообразием рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения. В то же время, если на территории древней складчатости мы видим средние или высокие горы, то такие горы относятся к возрождённым глыбовым горам (Алтай, Саяны, Тянь-Шань).

Для областей средней складчатости (мезозойской) характерны обычно средневысотные горы (Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь) или в сочетании с новой складчатостью — высокие горы (Кордильеры). Здесь преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.

Для областей новой, молодой складчатости (кайнозойской, альпийской или тихоокеанской) характерны высокие горы (Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды, Антарктический полуостров) с активнейшим вулканизмом и сейсмичностью, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.

Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 427 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Лекция: Выявите зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых региона России или материка.

Для ответа на этот вопрос, внимательно рассмотрите карту строения земной коры (тектоническую карту России), физическую карту мира (или России), сравните их и определите какой тектонической структуре соответствует определённая форма ирельефа и характерный набор полезных ископаемых.

Для древних платформ (Русская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская, Африкано-Аравийская, Североамериканская, Южноамериканская, Австралийская, Антарктическаяи др.), покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья) с преобладанием полезных ископаемых осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.

Для щитов древних платформ, т.е.

выхода кристаллического фундамента на поверхность (Воронежский массив, Балтийский, Алданский, Анабарский, Лабрадорский и др.), характерны возвышенности или платформенные горы (обычно низкие по высоте) и преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения.

Для молодых платформ (Западно-Сибирская плита, Скифская, Печорская, Северо-Сибирская и др.) характерны равнины (обычно низменности) со значительным преобладанием осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).

Для областей краевых прогибов (например, Предуралье и Предкавказье) характерны предгорные равнины со значительным преобладанием осадочных полезных ископаемых (нефть, природный газ, уголь, соли).

Для областей древней складчатости (байкальской, каледонской, герцинской) типичны низкие сильно разрушенные горы (Уральские, Аппалачи, Большой Водораздельный хребет) с большим разнообразием рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения.

В то же время, если на территории древней складчатости мы видим средние или высокие горы, то такие горы относятся к возрождённым глыбовым горам (Алтай, Саяны, Тянь-Шань).

Для областей средней складчатости (мезозойской) характерны обычно средневысотные горы (Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь) или в сочетании с новой складчатостью — высокие горы (Кордильеры). Здесь преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.

Для областей новой, молодой складчатости (кайнозойской, альпийской или тихоокеанской) характерны высокие горы (Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды, Антарктический полуостров) с активнейшим вулканизмом и сейсмичностью, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.

1.) Какая зависимость стоит между рельефом Земли и строением литосферы? 2.) Почему ??ельеф земли очень разнообразный?

3.) Каковы закономерности расположения температура воздуха на Земле? 4.) Почему атмосферное осадки на земле распределяются очень неравномерно ?

5.) Какая зависимость существует между осадками ,температурами ,пояса ми атмосферного давления,рельефом и господствующими ветрами? 6.)Какие типы воздушных масс имеются на нашей планете и чем обусловлена их образование?

7.) Назовите главную причину ,от которой зависит распределение температуры воды ,солености, живых организмов в поверхностном слое дна океана? 8.) Какую роль играют океанические течение во взаимодействия дна и суши? 9.)Как вы понимаете утверждение: «Солнце — вот что движет воды океана»? 10.) Что называется географической оболочкой ? Чем она отличается от других оболочек земли? 11.) Каким образом осуществляется взаимосвязь и взаимопроникновение компонентов географической оболочки друг в друга ?

12.) Какова роль живых организмов географической оболочки ? 13.) Что такое природный комплекс ? 14.) Почему важно изучать природные комплексы ? 15.) В чем заключается сущность закона географической зональности? 16.) Чем отличается Широтная зональность от высотный поясности ? 17.) Назовите главные области расселение человека ? 18.) Как происходило освоение земли человеком ? Какое влияние это оказало на природу земли? Очень кратко,пожалуйста:)

1литосфера — твердая оболочка земли — охватывает земную кору и верхнюю часть мантии , а рельеф напрямую зависит от мантии 2 Движение веществ мантии приводят к движению литосфераные плиты и являются причиной внедрения вещества мантии в земную кору и его излияния на земную поверхность 4 из-за давления 6 экваториальные, тропические , умеренные , арктические .

Это зависит от попадание солнечных лучей на землю 10 основными компонентами , свойствами 11с помощи непрерывного круговорота веществ и энергии 12животные и растения после отмирания разлагаются , которых затем поглощает корневая система растений 13 участок земной поверх , который отличается своими особенностями дальше отвечать лень

8 класс. Практическая работа по географии
«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»
Цель: научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и ПИ страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.Задание 1. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.

Тектонические структуры Формы рельефа, соответствующие этим структурам Типичные полезные ископаемые
Восточно-Европейская платформа Сибирская платформа Западно — Сибирская платформа Скифская плита Балтийский щит Алданский щит Области байкальской
складчатости Области герцинской
складчатости Области мезозойской
складчатости Области кайнозойской
складчатости Задание 2.

Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.
Вариант заполнения таблицы для проверки учителем
Тектонические структуры Формы рельефа, соответствующие этим структурам Типичные полезные ископаемые
Восточно-Европейская платформа Восточно-Европейская равнина
Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья) Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.

богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия) .

С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн) , нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн) , горючих сланцев (близ Сызрани) . Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки) . С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка) , бокситы (у Тихвина) , фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).
Сибирская платформа Среднесибирское плоскогорье
(древняя платформа) Крупные угольные бассейны: Ленский угольный бассейн, Тунгусский угольный бассейн, Иркутский угольный бассейн.

Нефть, газ.
Западно — Сибирская платформа Западно-Сибирская равнина (молодая платформа) Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Скифская плита Равнинный Крым (молодая платформа) Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).

Балтийский щит Возвышенности и платформенные горы Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Алданский щит Алданское нагорье Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Области байкальской , каледонской
складчатости Древняя складчатость, низкие сильно разрушенные горы.

Енисейский кряж, Восточный Саян, Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Патомское нагорье, Тиманский кряж
Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд железа, титана, золота и отчасти молибдена, асбеста, талька, магнезита и хрома, платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди
Области герцинской
складчатости Урал, Аппалачи, Алтай медь, свинец, цинк, олово, HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BC» \o «Вольфрам» вольфрам,золото, серебро, уранОбласти мезозойской
складчатости Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,) Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.

Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.
Области кайнозойской
складчатости Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды, Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.
Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам.уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

1.Восточно-Европейская равнина и т.д.

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении.

Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы.

Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы использую для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания.

Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.

Задания, используемые мною во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей обучающихся.

Литературная география

1. Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии?

«География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка». Сынок, конечно, её послушался.)

2.Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы.

(Онега — Онегин, Лена — Ленский, Печора — Печорин.)

3. Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России?

(Илья Муромец, на Курильских островах.)

4.Вспомните А.С.

Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта?(Лукоморье)

Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Например, организованная экскурсия на озеро подготовила учащихся к выполнению интегрированного отчета в форме презентации, фотомонтажа, репортажа.

Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:

  • познавательные навыки и способность к самообразованию;
  • способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
  • целеустремленность и настойчивость;
  • способность взять на себя инициативу и ответственность;
  • критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
  • коммуникабельность.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии.

Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.

Учащиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия.

Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

  • уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);
  • отношение учащихся к изучению географии;
  • уровень мотивации учения;
  • уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников с 2009 по 2012 год. Анализ результатов мониторинга учащихся свидетельствует в целом о положительной динамике качества знаний и умений обучающихся.

Так при стопроцентной успеваемости качество знаний в классах выглядит следующим образом:

Таблица 1.Мониторинг качества знаний по географии

Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование положительной мотивации учения, воспитание социально адаптированной личности, обеспечение успешного обучения школьников географии на основе применения активных форм обучения, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

– мотивация учения обучающихся на уроках географии в течение трех лет изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения активных форм обучения в процессе изучения географии;

— формирование мотивации обучения способствует повышению качества образования.

Об эффективности работы по реализации опыта свидетельствуют результаты внеурочной деятельности учащихся.

Формирование мотивации – это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика.

Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации, может достичь более высоких результатов в учебе, так как стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже несмотря на его способности. Мотивация учения может выступить, к тому же, хорошим показателем уровня психического благополучия учащегося, а также показателем уровня его развития.

Огромная роль в формировании мотивации учения у школьников отводится учителю.

Ему предоставляется право самостоятельного выбора технологий и приёмов обучения. Учителю необходимо реализовать соединение традиционных и новых методов обучения. Критерием успешной работы должен служить ученик, обладающий ключевыми компетенциями.

4. Литература

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении?- М.: Просвещение, 1997.-204с.

Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.

География в кроссвордах/ авт-сост. С.Н. Труднева. – 2-е изд., стереотип.

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.

Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя/О.В. Крылова. – 3-е изд.

Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.

Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.

Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

Мухина В.С. Возрастная психология.

Учителям и подросткам о психологии подростка Под. ред. Аракелова Г.Г.– М.: Высшая школа, 1990

Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.

Приложение 1

«Исследование мотивации к изучению предмета»

Анкета для учащихся

Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе.

Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

источник

Рельеф России, связь его с тектоническим строением и движениями земной коры — раздел География, Предмет изучения географии В Основе Территории России Лежат Крупные Тектонические Структуры (Платформы, .

В основе территории России лежат крупные тектонические структуры (платформы, щиты, складчатые пояса), которые выражены разнообразными формами в современном рельефе — горами, низменностями, возвышенностями и др.О событиях геологического прошлого в их хронологической последовательности дает представление единая международная геохронологическая шкала. Ее основными подразделениями являются эры: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская. Древнейший интервал геологического времени (архей и протерозой) называют также докембрием. Он охватывает большой период — почти 90% всей геологической истории Земли (абсолютный возраст планеты, по современным представлениям, принимается равным 4,6 млрд. лет).Внутри эр выделяются меньшие временные отрезки — периоды (например, палеогеновый, неогеновый и четвертичный в кайнозойскую эру). При этом в геологической истории последнего миллиарда лет выделяют несколько тектонических циклов (эпох): байкальский (конец протерозоя), каледонский (ранний палеозой), герцинский (поздний палеозой), мезозойский (мезозой), кайнозойский или альпийский цикл (от 100 млн лет и до настоящего времени).Современный рельеф любой страны — совокупность неровностей земной поверхности разного масштаба. Он формируется в результате взаимодействия внутренних и внешних сил, в основе которых лежат разные источники энергии (внутренние силы Земли, энергия Солнца, ветра, воды).Большая часть территории нашей страны занята равнинами. Это обусловлено тем, что в пределах России находится несколько крупных платформ, различных по возрасту. Имеются две крупные древние докембрийские платформы (фундамент их сформировался в основном в архее и протерозое) — это Русская и Сибирская. (Представление о геологическом строении и условиях залегания пород отражены на тектонической карте России).Участки платформ, где фундамент погружен на глубину под осадочный чехол, называют плитами (Западно-Сибирская плита). Места выхода кристаллического фундамента на поверхность платформ называются щитами (Балтийский щит на Русской или Восточно-Европейской платформе, Анабарский и Алданский щиты Сибирской платформы).

Три четверти территории России занимают равнины. Выделяются три обширных равнинных пространства: Восточно-Европейская (или Русская) равнина, Средне-Сибирское плоскогорье и Западно-Сибирская равнина.

Высоты большей части Русской равнины — менее 200 м, однако в ее пределах есть и возвышенности (Средне-Русская, Смоленско-Московская, Приволжская, Северные Увалы, Тиманский кряж). На юге Русская равнина граничит с горами Большого Кавказа, сформировавшимися в современный, альпийский цикл горообразования.

Высоты преобладающей части Западно-Сибирской равнины не превышают 200 м. Русскую равнину отделяют от Западносибирской древние Уральские горы, протянувшиеся с севера на юг на 2,5 тыс. км. С юго-востока Западно-Сибирскую равнину окаймляют Алтайские горы.

Средне-Сибирское плоскогорье имеет высоты 500-800 м над уровнем моря, высшая точка — на плато Путорана (1701 м). Сибирскую платформу с юга обрамляют области древнейшей (байкальской) складчатости. В современном рельефе это Байкальская горная страна, Саяны, Енисейский кряж. Становой хребет и Алданское нагорье расположены на Алданском щите — части Сибирской платформы.

К востоку от реки Лены, вплоть до Чукотки, а также в Приморье располагаются горные массивы мезозойской складчатости (хребты:Черского, Верхоянский, Колымское нагорье).

На крайнем северо-востоке и востоке страны проходит Тихоокеанский пояс складчатости, включающий Камчатку, остров Сахалин и гряду Курильских островов. Далее на юг эта область молодых гор продолжается на Японских островах. Курильские острова являются вершинами высочайших (около 7 тыс. м) гор, поднимающихся со дна моря. Их большая часть находится под водой.

Мощные горообразовательные процессы и подвижки литосферных плит (Тихоокеанской и Евразийской) в этом районе продолжаются. Свидетельством этому являются интенсивные землетрясения и моретрясения. Для мест вулканической деятельности характерны горячие источники, в том числе периодически фонтанирующие — гейзеры, а также выбросы газов из кратеров и трещин, которые свидетельствуют об активных процессах в глубине недр. Действующие вулканы и гейзеры наиболее широко представлены на полуострове Камчатка.

При таком обилии и разнообразии форм рельефа, обширности территории, различий геологического строения и природно-климатических условий естественным представляется наличие большого спектра полезных ископаемых, представленных в недрах нашего государства.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/10/02/prakticheskaya-rabota-ustanovlenie-vzaimosvyazey-tektonicheskih
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571057/
  • http://sdamzavas.net/4-21641.html
  • http://litcey.ru/geografiya/50172/index.html
  • http://statc.ru/ustanovite-vzaimosvjaz-mezhdu-tektonicheskimi/
  • http://allrefs.net/c29/3ymte/p38/