Меню Рубрики

Взаимосвязь рельефа геологического строения и полезных ископаемых таблица

Цели и задачи урока:

Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых. Показать практическое применение полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.

Оборудование: Карты: физическая, тектоническая; коллекция полезных ископаемых, картины (добыча нефти, угля), формы для декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и углем, мультимедийный комплекс.

Учитель: Сегодня у нас бинарный урок по географии и технологии.

1) Фронтальное повторение терминов

2) Показать знание расположения крупных форм рельефа по их описанию (работа с картой)

– Горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”. (Уральские.)

– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)

– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)

– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)

– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)

– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)

– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)

– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)

– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)

– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)

– Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии (Русская или Восточно – Европейская равнина)

– Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер (Западно-Сибирская равнина).

– Самые высокие горы России (Кавказ).

– Возвышенная равнина, расположенная между реками Енисей и Леной (Среднесибирское плоскогорье).

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель географии. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Тема: Полезные и красивые ископаемые России (слайд. См. Приложение 1).

Цель: изучить полезные ископаемые России и показать их применение в прикладном искусстве.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве (слайд).

В земной коре залегают полезные ископаемые. Это минералы и горные породы, которые используются в хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию горных пород и минералов в 6 классе, давайте вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также полезные ископаемые различают по составу и особенностям использования Схема (слайд)

Учитель географии. Горючие и неметаллические полезные ископаемые залегают в осадочных породах и наиболее характерны для платформ. Это нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие рудных месторождений на платформах. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Рассмотрев местонахождения полезных ископаемых мы найдем этому подтверждение (примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова, КМА)

В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых, т.е металлические. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель географии. Мы с вами на предыдущих уроках заполняли таблицу, где указывали: форма рельефа – тектоническая структура – полезные ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили, сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на каких территориях залегают. И сделаем вывод. Работа с таблицей, интерактивной картой, презентацией. (слайд)

Таблица
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа Тектонические структуры Полезные ископаемые
Восточно-Европейская равнина
Прикаспийская низменность
Восточно-Европейская платформа Нефть, уголь, фосфориты, гипс
Калийные соли, поваренная соль
Западно — Сибирская равнина Западно-Сибирская плита (молодая платформа) Нефть, газ, уголь
Среднесибирское плоскогорье Сибирская платформа алмазы, уголь
Горы Хибины Балтийский щит железные, алюминиевые и молибденовые руды
Алданское нагорье
Среднерусская возвышенность
Алданский щит
Воронежский массив
молибденовые руды, золото, железная руда
Плато Путорана Анабарский щит Медные и никелевые руды
Горы Урала Область герцинской складчатости железная, медная, алюминиевая, титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор
Горы Кавказа Область кайнозойской складчатости вольфрамовые, молибденовые, медные руды
Срединный хребет Область кайнозойской складчатости Медные и никелевые руды
Восточный Саян Область байкальской складчатости железная руда
Западный Саян Область герцинской и каледонской складчатости молибденовые и железные руда
Алтай Область герцинской и каледонской складчатости Цинковые, свинцовые, вольфрамовые, медные руды

Вывод: Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В складчатых областях находятся месторождения рудных ископаемых, также наличие рудных месторождений приурочены к щитам.

По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых. Учитель показывает на карте полезных ископаемых, в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Месторождение – это скопление полезных ископаемых. (слайд)

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (слайд)

Меры по сбережению полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – важнейшие природные богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование.

Как бы могущественны ни были глубинные силы Земли, но не только они создают рельеф земной поверхности. В природе одновременно действуют многие другие, не менее могучие и активные внешние силы, источниками, энергии которых служат Солнце и космос. Как только вершина гор поднимаются хоть немного над уровнем океана, на них начинают действовать морские волны и ветры, холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год они разрушали и расчленяли поднимающийся свод гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и податливые породы.

Без преувеличения можно сказать, что вся красота горных вершин, утесов, ущелий Кавказа, Урала, Алтая создана разрушительными силами. Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают долину, используя, прежде всего направление трещин. Дикая и величественная картина предстает перед глазами путника.

Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет их разрушение, тем больше рыхлого материала сносится с них и откладывается в предгорных прогибах и морях так образовываются обломочные горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).

В начале урока я сказала, что ископаемые называются полезные – потому что, служат человеку. Они обеспечивают развитие черной и цветной металлургии, топливной, химической, пищевой, легкой промышленности. Используются для строительства мостов, дорог, производства кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не может обойтись без удобрений и топлива.

Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)

Красота без доброты умирает невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН (слайд)

Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров; символов власти, предметов культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных украшений. Изделия с драгоценными и поделочными камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)

На прошлом уроке вам было дано самостоятельное творческое задание по теме: “Изделия, в которых используются горные породы и минералы”. Прошу сейчас представить свою работу.

Ученик 1. В 1719 по указу Петра I был создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации, государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков (слайд)

Экспозиция включает в себя два зала: исторический, в котором представлены предметы, принадлежавшие членам российской императорской семьи, и современный, где экспонируются самые большие слитки золота и платины, найденные в России, алмазы-гиганты и современные ювелирные изделия.

Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона Российской империи, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5 тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в мире корона (слайд)

Вмонтированный в золотой браслет плоский портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв. (алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров, александритов,); (слайд) полудрагоценных и поделочных камней(слайд)

Ученик 2. В искусстве применяются не только драгоценные и поделочные камни, но и глина (слайд)

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.

Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика.

Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз, украшенные искусными цветочными узорами (слайд)

Ученик 3. Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (слайд)

МАЙОЛИКА — это вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова в Москве. (слайд)

В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду, а в конце того же 17 в. освоили изготовление “муравленой” (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: “. во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”.

Ученик 4. Один из русский художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел семейную организацию – игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Для их производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.

Учитель технологии: В прикладном искусстве современного мира, песок используется в необычной технике под названием “Стенд Арт”, в которой применяются новые технологии. Обратите внимание на экран. (слайд)

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!

Сегодня мы с вами изготовим изделия декорированные песком, солью и углём.

– Для этого необходимо взять любую стеклянную форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)

– Нанести тонкой линией клей. (слайд)

– Посыпать солью, песком или углем. (слайд)

– Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)

Повторение техники безопасности.

Но прежде чем приступить, к ее выполнению необходимо повторить технику безопасности. Я говорю предложение, а вы отвечаете “да” или “нет”

  1. Работу начинать только с разрешения учителя. (Да.)
  2. При порезе промыть рану водой. (Нет.)
  3. Почему?
  4. При необходимости можно самостоятельно менять рабочее место. (Нет.)
  5. От правильной организации рабочего места зависит качество вашей работы. (Да.)
  6. Со стола можно сдуть соль или уголь. (Нет.)
  7. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. (Да.)
  8. Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. (Нет.)
  9. Не разговаривать во время работы. (Да.)
  10. После окончания работы убирать рабочее место. (Да.)
Читайте также:  Полезные каши на завтрак для похудения

Вывод: вовремя практических работ необходимо соблюдать технику безопасности, следовать строго по инструкции во избежание каких либо травм, слушать объяснения учителя и аккуратно выполнять задание.

Релаксация. А теперь спокойно сядьте, закройте глаза, послушайте музыку и придумайте, рисунок, который вы сделаете с помощью песка, соли или угля (музыкальное сопровождение)

Откройте глаза и приступайте к работе!

У кого готова работа можете представить ее на нашей выставке.

Сегодня на уроке вы хорошо отвечали по географии, отлично работали на уроке технологии, узнали, что Россия богата полезными ископаемыми. Они не только дают свет и тепло, но и уют и красоту вашему дому.

источник

1.Восточно-Европейская равнина и т.д.

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы.

7. Ребусы

Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы использую для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания.

Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.

Задания, используемые мною во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей обучающихся.

Литературная география

1. Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии?

(Извозчики. «География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка». Сынок, конечно, её послушался.)

2.Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы.

(Онега — Онегин, Лена — Ленский, Печора — Печорин.)

3. Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России? (Илья Муромец, на Курильских островах.)

4.Вспомните А.С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта?(Лукоморье)

Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Например, организованная экскурсия на озеро подготовила учащихся к выполнению интегрированного отчета в форме презентации, фотомонтажа, репортажа.

Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:

· познавательные навыки и способность к самообразованию;

· способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

· целеустремленность и настойчивость;

· способность взять на себя инициативу и ответственность;

· критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии.

Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.

Учащиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

· уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

· отношение учащихся к изучению географии;

· уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников с 2009 по 2012 год. Анализ результатов мониторинга учащихся свидетельствует в целом о положительной динамике качества знаний и умений обучающихся. Так при стопроцентной успеваемости качество знаний в классах выглядит следующим образом:

Таблица 1.Мониторинг качества знаний по географии

Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование положительной мотивации учения, воспитание социально адаптированной личности, обеспечение успешного обучения школьников географии на основе применения активных форм обучения, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

– мотивация учения обучающихся на уроках географии в течение трех лет изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения активных форм обучения в процессе изучения географии;

— формирование мотивации обучения способствует повышению качества образования.

Об эффективности работы по реализации опыта свидетельствуют результаты внеурочной деятельности учащихся.

4. Заключение.

Формирование мотивации – это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации, может достичь более высоких результатов в учебе, так как стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже несмотря на его способности. Мотивация учения может выступить, к тому же, хорошим показателем уровня психического благополучия учащегося, а также показателем уровня его развития.

Огромная роль в формировании мотивации учения у школьников отводится учителю. Ему предоставляется право самостоятельного выбора технологий и приёмов обучения. Учителю необходимо реализовать соединение традиционных и новых методов обучения. Критерием успешной работы должен служить ученик, обладающий ключевыми компетенциями.

4. Литература

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении?- М.: Просвещение, 1997.-204с.

Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.

География в кроссвордах/ авт-сост. С.Н. Труднева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2006. – 79с.

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.

Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя/О.В. Крылова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 95с.

Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.

Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.

Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997

Учителям и подросткам о психологии подростка Под. ред. Аракелова Г.Г.– М.: Высшая школа, 1990

Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.

Приложение 1

«Исследование мотивации к изучению предмета»

Анкета для учащихся

Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе. Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

источник

Почти вся Африка — часть древне­го материка Гондваны, сформировав­шегося в докембрии и распавшегося в конце палеозоя и в мезозое. Африкан­ский материк в основном представляет собой древнюю, докембрийскую, Афри­канскую платформу, сложенную кри­сталлическими, магматическими и ме­таморфическими породами, покрытыми в основном осадочным чехлом, зани­мающим 2/3 материка. На северо-за­паде и юге к платформе примыкают герцинские и альпийские складчатые образования — Атласские и Капские горы.

Африканская платформа осложнена синеклизами и антеклизами, разбита тектоническими трещинами. Крупней­шие синеклизы — Карру, Калахари, Конго (Заир), Чад (Мали-Нигерий­ская), Араван-Таудени (Эль-Джуф) и Ливийско-Египетская. Синеклизы вы­ражены в рельефе обширными котлови­нами. Антеклизы разделяют котловины и окружают их пологими поднятиями. Крупнейшими щитами и поднятиями архейско-протерозойского фундамента являются массивы Ахаггарский, Реги-батский, Леоно-Либерийский, Нубий-ско-Аравийский, Танганьикский, Цен­трально-Африканский, Мадагаскар-ский. Наиболее значительные высту­пы древнего фундамента распола­гаются вдоль восточной окраины ма-терика. Здесь же находится и величай­шая в мире система Восточно-Африкан­ских разломов, протянувшаяся на 6500 км от залива Акаба через Крас-

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые 133

ное море, Эфиопское нагорье, Восточ­но-Африканское плоскогорье и нижнее течение реки Замбези.

В пределах Африканской платфор­мы различают Сахарскую плиту (часть более обширной Сахаро-Аравийской плиты) и Южно-Африканский щит. Границу между ними проводят от вул­кана Камерун к северной части Крас­ного моря.

Сахарская плита включает Сахару, Судан и Северную Гвинею. Плита бы­ла в основном областью морского, а в мезозое — континентального осадкона-копления. В результате нижнепалео­зойской трансгрессии в западной части Сахары и Судана образовались толщи песчаников и глинистых сланцев. В конце палеозоя и до мелового перио­да господствовали аридные условия и происходило накопление во впадинах и понижениях рельефа красноцветных континентальных осадков, главным об­разом песчаников и конгломератов. В меловом периоде Сахарская плита вновь была охвачена трансгрессией. В третичном периоде море ушло из Западной Сахары и Судана, но доволь­но долго сохранялось в Ливийско-Еги­петской синеклизе. Отложения этого времени представлены главным обра­зом известняками, песчаниками и мощ­ными пластами глин.

Южно-Африканский щит (Восточ­ная и Южная Африка) в течение всего послепротерозоя испытывал преиму­щественно поднятие. В прогибах щита накапливались континентальные отло­жения большой мощности (до 10 км). В Южной Африке эти отложения обра­зуют геологические системы — капскую (нижнепалеозойскую), карру (верхне-палеозойско-мезозойскую) и калахари (третичную). Капская формация сла­гает Капские горы, формация карру — предгорный прогиб вдоль северных

склонов Капских гор, формация кала­хари заполняет одноименную впадину. Широко распространены данные фор­мации и их аналоги также в Восточной Африке.

Впадина Конго по особенностям геологического строения и истории раз­вития представляет собой переходную область к Сахарской плите. С конца палеозоя она отличалась значительной подвижностью, в результате чего в ме­зозое по крайней мере дважды затоп­лялась мелководными морями.

Африка — материк огромных сту­пенчатых равнин, плато, плоскогорий и нагорий, увенчанных плоскими остан-цовыми вершинами. Равнины и плато лежат преимущественно внутри мате­рика, занимая обширные тектонические впадины. В рельефе Южной Африки отчетливо выделяется впадина Кала­хари, в Центральной Африке — впади­на Конго, в Судане — впадины Ниге­рийская, Чадская, Белого Нила, в Са­харе — Эль-Джуф, Ливийско-Египет­ская и др. Плоскогорья и нагорья совпадают с районами неглубокого за­легания или выхода на поверхность древнего фундамента платформы. Че­редование внутриматериковых равнин на месте тектонических впадин с пло­скогорьями на месте поднятий — ха­рактерная особенность рельефа Афри­ки. Горные области занимают несколь­ко более 20 % ее площади, низменно­сти — менее 10 %.

Африка — высокий материк. По средней высоте (750 м над уровнем моря) она уступает лишь Антарктиде и Евразии. Наибольшие высоты сосре­доточены на востоке, где поднимаются Эфиопское нагорье, Восточно-Африкан­ское плоскогорье и Драконовы горы. Здесь располагается высшая точка ма­терика — вулканический массив Кили­манджаро высотой 5895 м. Африка —

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые

единственный материк, где главные вершины находятся не в зонах склад­чатых сооружений. Самое низкое место на материке — впадина Ассаль (-150 м) в Эфиопии и Каттара ( — 133 м) в Ливийской пустыне.

По преобладающим высотам Афри­ка подразделяется на два подконти-нента: Низкую и Высокую Африку. Граница между ними проходит с юго-запада на северо-восток от города Бен-гела (Ангола) до города Массауа (Эфиопия). Низкая Африка занимает около 2/3 материка, охватывая его се­верную и западную части: здесь высо­ты преимущественно ниже 1000 м. Вы­сокая Африка занимает южную и вос­точную части континента, где преобла­дают высоты более 1000 м.

Основными типами морфоструктур материка являются равнинно-платфор­менные, среди которых выделяются цо­кольные равнины и плоскогорья, пла­стовые равнины и возвышенности, аккумулятивные равнины.

Цокольные равнины и плоскогорья развиты на слабо активизированных поднятиях и выходах архейско-проте-розойского фундамента платформы, разделяющих древние синеклизы. Они имеют пологоволнистую поверхность, осложнены останцовыми горами и кря­жами, сложенными наиболее устойчи-

Тектоническое строение Африки: докембрийские платформы, выступы фундамента: / — архейского возраста, 2 — нижне- и среднепротерозой-ского, 3 — верхнепротерозойского; плиты: 4 — с про­терозойским чехлом, 5 — с палеозойским, 6 — с мезо­зойским и кайнозойским, 7 — с фанерозойским (ме­стами включает и верхний протерозой); 8 — области герцинской складчатости; 9 — области альпийской складчатости; 10 — альпийские передовые и межгор­ные прогибы; 11 — зоны новейших вулканических из­лияний- 12 — разломы; IS — грабены; 14 — контуры платформенных впадин; 15 — контуры платформенных поднятий

Читайте также:  Сухофрукты инжир полезные свойства

выми к разрушению породами. Особен­но характерны цокольные равнины для Высокой Африки.

Пластовые равнины и возвышенно­сти, которые относятся к районам плат­формы с осадочным чехлом, приуроче­ны в основном к периферии древних синеклиз (например, Конго, Калахари) и окраинам материка, испытавшим опускания в мезозое и первой полови­не кайнозоя; встречаются также на подземных выступах фундамента плат­формы. Они имеют горизонтальную, наклонную или ступенчатую поверх­ность со слабым или сильным, глубо­ким и разнообразным эрозионным расчленением.

Аккумулятивные равнины слагают­ся третичными и четвертичными осад­ками, занимают центральные части древних синеклиз или окраины матери­ка, подвергавшиеся молодым транс­грессиям. Пластовые и аккумулятив­ные равнины преобладают в Низкой Африке.

Цокольные, пластовые и аккумуля­тивные равнины —это отражение в современном рельефе Африки денуда-ционно-аккумулятивных циклов вырав­нивания.

Равнинно-платформенные области занимают почти всю Африканскую платформу, за исключением Восточной Африки. Это самая обширная из струк­турно-морфологических зон материка. В ее пределах неоднократно чередуют­ся антеклизы и синеклизы древнего фундамента с соответствующими фор­мами рельефа. Выделяют область Са-харо-Суданских равнин и плато, Се-веро-Гвинейскую возвышенность, кот­ловину Конго и ее краевые поднятия, Южно-Африканское плоскогорье и остров Мадагаскар.

Область Сахаро-Суданских равнин и плато — самая обширная из областей

равнинной платформенной Африки. В центральной части Сахары в преде­лах поднятий фундамента платформы располагаются высокие нагорья Ахаг-гар и Тибести, кристаллическое плато Аир. Они окружены низкими равнина­ми и плато (кристаллическое плато Каррет-Йетти, пластовые равнины Эль-Джуф, ступенчатые плато Танезруфт, базальтовое плато Джебель-эс-Асвад).

На западе Судана расположено За­падно-Суданское песчаниковое плато. Оно на востоке эрозионными уступами обрывается к обширным равнинам кот­ловины среднего Нигера. Между кри­сталлическим плато Аир и песчанико­выми плато Эрди и Эннеди простира­ются равнины Чадской синеклизы. Вос­точнее располагаются плато Дарфур и Кордофан с островными горами и рав­нины котловины Белого Нила.

Низменности в пределах Сахаро-Суданских равнин развиты на побе­режье Средиземного моря (Ливия и Египет) и Атлантики (Сенегамбия), в Сахаре (котловина Боделе).

Северо-Гвинейская возвышенность окаймляет берег Гвинейского залива, представляя собой выступ древнего кристаллического основания, местами перекрытого палеозойскими песчаника­ми. Разломами и речными долинами она расчленена на отдельные массивы. К береговой аккумулятивной низмен­ности возвышенность снижается усту­пами высотой до 500 м.

Котловина Конго занимает огром­ную одноименную синеклизу Африкан­ской платформы, сложенную главным образом континентальными отложения­ми. Со всех сторон она окружена вы­ступами кристаллического фундамен­та (на севере — возвышенность Азанде, на юге — плато Лунда-Катанга, на за­паде — Южно-Гвинейская возвышен­ность, на востоке — высоко приподня-

тая западная окраина Восточно-Афри­канского плоскогорья).

Южно-Африканское плоскогорье за­нимает синеклизы Калахари и Карру. Оно приподнято на значительную вы­соту. Над песчаными равнинами впа­дины Калахари ступенчато поднима­ются краевые плато и горы (плато Матабеле, Велд, Драконовы горы и др.). Они слагаются древними кристал­лическими породами и палеозойскими песчаниками, глинистыми сланцами и известняками. В Драконовых горах осадочные толщи местами перекрыты защитными базальтовыми покровами.

Остров Мадагаскар — часть Афри­канской платформы, отделившаяся от материка в мезозое Мозамбикским про­ливом. На востоке острова расположе­ны сбросово-глыбовые кристаллические горы и плато, местами перекрытые ба­зальтами. Западная часть занята от­носительно невысокими структурно-ступенчатыми плато, понижающимися к аккумулятивной береговой низменно­сти.

В пределах Африканской платфор­мы распространены также вторичные горы и нагорья. Они образовались в результате мезо-кайнозойских и неотек­тонических поднятий, разломов и вул­канизма, характерны преимущественно для Восточной Африки. В пределах возрожденных гор встречаются цо­кольные глыбовые горы и нагорья (в областях выхода фундамента), столо­вые горы (в районах распространения осадочных пород и вулканических по­кровов), вулканические горы и плато (в зонах разломов и грабенов), акку­мулятивные равнины (в прогибах и на дне рифтовых зон).

Восточная Африка простирается от юго-восточного побережья Красного моря до нижнего течения Замбези. Это высоко приподнятая часть Африкан-

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые 137

ской платформы, испытавшая особен­но сильную тектоническую активиза­цию в кайнозое, характеризуется широ­ким развитием величайших в мире раз­ломов земной коры, раздробленностью рельефа, древним и современным вул­канизмом. Здесь располагаются глу­бочайшие тектонические впадины и наибольшие высоты материка. В ее пределах выделяются Эфиопское на­горье, плато Сомали и Восточно-Афри­канское плоскогорье.

Эфиопское нагорье — часть Сахаро-Аравийской плиты, вовлеченная в под­нятие и разломы Нубийско-Аравийской антеклизы. Нагорье с запада, юга и востока ограничено сбросами; повыша­ется с юго-запада на северо-восток; большая его часть перекрыта базальта­ми. К крутому восточному склону на­горья примыкает тектоническая впади­на Афар, отделенная от Красного мо­ря хребтом Данакиль. Полуостров Сомали занят структурно-ступенчаты­ми плато, постепенно понижающимися на юго-восток к аккумулятивной бере­говой низменности Индийского океана; от нагорья отделен Эфиопским грабе­ном.

горье — это высоко приподнятый блок Африканской платформы, наиболее раздробленный и самый подвижный, со сложной системой разломов, с яркими вулканическими формами рельефа, глу­бочайшими впадинами и рифтами, вы­сочайшими вершинами материка.

Горный рельеф характерен не толь­ко для активизированных участков Африканской платформы, но и для бо­лее молодых складчатых зон крайних северо-запада (Атласские горы) и юга (Капские горы) материка. В пределах Атласской горной области выделяются складчатые и складчато-глыбовые го­ры, вулканические горы, глыбовые

массивы причленившихся участков платформы, межгорные плато на сни­велированных и перекрытых осадочны­ми толщами палеозойских структурах, аккумулятивные равнины предгорных и межгорных прогибов. В состав Атлас­ских гор входят герцинские (средняя и южная части Атласа) и альпийские (северные хребты) структуры. Герцин­ские структуры переработаны мезо-кайнозойскими движениями в такой степени, что иногда весь Атлас отно­сят к альпийской складчатой зоне. Го­ры состоят главным образом из сред-невысотных хребтов, наибольшей вы­соты они достигают в Высоком Атласе. Капские горы принадлежат к редка встречающемуся типу возрожденных гор с унаследованной складчатой структурой, четко выраженной в совре­менном рельефе. Горы низкие, плоско­вершинные, образовались в эпоху гер-цинского орогенеза. Они подверглись длительному выравниванию, а в конце неогена были приподняты.

Рельеф материка в современный пе­риод изменяется под воздействием экзогенных процессов, различных в разных климатических поясах. В тро­пических широтах (пустыни) господст­вует физическое выветривание, обра­зуется химически не измененный гру-бообломочный щебнистый материал, происходят снос обломков под воздей­ствием силы тяжести, перенос песка ветром и эоловая аккумуляция. Кора выветривания незначительной мощно­сти, в ее составе сохраняется много слабо измененных первичных минера­лов, даже таких малоустойчивых, как слюда и полевые шпаты.

Для субэкваториальных широт ха­рактерно чередование процессов эро­зии (во влажные сезоны) и физическо­го выветривания (в сухие сезоны). Во влажные сезоны большая часть карбо-

натов и сульфатов выносится из почвы, образуя известковые и гипсовые кон­креции; происходит массовый гидролиз силикатов и алюмосиликатов с обра­зованием глинистых минералов и гид-роксидов железа. Последние в сухие сезоны теряют воду и превращаются в бедные водой гидрогематиты или гема­титы. Возникают глубоко разложив­шиеся латеритные коры выветривания, или латериты.

В экваториальных широтах кора выветривания интенсивно промывается атмосферными осадками и все раство­римые продукты выветривания выно­сятся водой. Первичные силикаты и алюмосиликаты преобразуются в мине­ралы группы каолинита, не содержа­щие щелочных и щелочноземельных металлов. Образуется мощная (до 50—100 м) каолиновая кора выветри­вания. Во многих районах Африки, где обнажаются или неглубоко залегают защитные железистые или солевые ко­ры, поверхность стойко противостоит разрушению.

Африка богата разнообразными по­лезными ископаемыми — рудами чер­ных и особенно цветных, благородных и редких металлов, месторождениями алмазов, фосфоритов и графита, нефти и газа. На долю материка приходится 97 % запасов платиноидов капитали­стического мира (ЮАР), 95 — хроми­тов (крупнейшие месторождения в ЮАР, Зимбабве), 92 — алмазов (ЮАР, Заир, Гвинея, Ангола, ЦАР, Сьерра-Леоне, Гана, Лесото), 81 — марганце­вой руды (ЮАР, Габон), 68 — фосфо­ритов (Марокко), 62 — золота (ЮАР, Зимбабве, Гана), 40 % бокситов (Гви­нея) и многих других минеральных ре­сурсов.

Процессы оруднения на материке протекали главным образом в эпоху докембрийского орогенеза. С ними свя-

зано образование крупных месторож­дений золота, урана и меди в ЮАР, хромитов, платины и магнетитов — в ЮАР. и в Зимбабве, графита — на Ма­дагаскаре; олова и вольфрама — в Ни­герии; марганца и золота — в Гане; железных и медных руд — в Маврита­нии и Алжирской Сахаре; золота, ура­на, кобальта, никеля и вольфрама — в горах Ахаггар в Алжире и других по­лезных ископаемых. Наиболее важные рудные месторождения докембрийско­го возраста сосредоточены главным образом в Южной Африке.

Крупные месторождения полезных ископаемых образовались в кембрий­ский период. Процессы оруднения в этот период привели к накоплению по­лиметаллических руд, а также руд чер­ных, цветных и редких металлов. Осо­бо следует отметить образование так называемого Медного пояса — района уникальной концентрации высококаче­ственных медных руд, простирающего­ся почти на 500 км из Заира (область Шаба) в Замбию. Кроме меди, здесь сосредоточены месторождения кобаль­та, свинца, олова, вольфрама и урана. В Южной Африке возникли значитель­ные месторождения платиновых руд, золота, хромитов, титаномагнетитов.

С процессами оруднения в герцин-скую складчатость связаны месторож­дения железных и полиметаллических руд, содержащих цинк, серебро и сви­нец (Алжирский Атлас); в Марокко возникли осадочные месторождения марганцевых руд.

К концу палеозоя и началу мезозоя относится возникновение весьма круп­ных месторождений нефти и природ­ного газа, а также осадочных железных и марганцевых руд в песчаниковых толщах Сахары и образование камен­ноугольных отложений в ЮАР и Зим­бабве. Алжиро-Ливийский нефтегазо-

носный район протягивается более чем на 400 км в длину при средней ширине 500—700 км. С кимберлитовыми труб­ками мезозойского возраста связаны крупнейшие в Африке коренные место­рождения алмазов в ЮАР и россып­ные— в Заире. В конце мезозойской эры в морском бассейне вдоль север­ного побережья Африки образовались фосфориты (Южноатласско-Сахарский фосфоритоносный пояс). В меловом периоде и палеогене в краевых бас­сейнах материка и зонах шельфа происходит дальнейшее накопление нефти (месторождения Ливии, Габона, Нигерии, Анголы и других стран).

Особое место среди полезных иско­паемых занимают месторождения бок­ситовых и железных руд, образовав­шихся в латеритной коре выветрива­ния. Крупные их запасы имеются в странах, расположенных вдоль север­ного побережья Гвинейского залива (Гвинея, Камерун и др.).

Современные климатические усло­вия Африки сложились в основном после плейстоцена, когда на материке установились характерные для настоя­щего времени атмосферная циркуля­ция, термический режим и соотношения тепла и влаги. В плейстоцене в связи с развитием материкового оледенения в Северном полушарии происходило неоднократное чередование эпох влаж­ного и прохладного климата с жарки­ми и сухими эпохами. Однако в це­лом Африка была увлажнена значи­тельно лучше. В послеледниковое вре­мя на севере и юге континента установился более сухой климат, чем в предыдущие эпохи. Климатические условия экваториальных районов не

претерпели существенных изменений.

Африка —самый жаркий материк, причина этого заключается в том, что Африканский материк расположен пре­имущественно в тропических и эквато­риальных широтах. Почти вся Африка получает в год в среднем более 669 кДж/см 2 , в северной части сум­марная радиация превышает 836 кДж/ см 2 . Это обусловливает преобладание высоких температур; на значительной части материка средняя годовая тем­пература превышает +20 °С.

Для большей части Африки типич­на пассатная циркуляция. В субэква­ториальных широтах пассаты летом соответствующего полушария сменяют­ся экваториальными муссонами. Край­ний север и юг материка зимой каж­дого полушария оказываются в усло­виях западной циркуляции умеренных широт.

Климатические условия Африки
формируются под воздействием сезон­
ных различий в нагревании северной и
южной частей материка и перемещений
субтропических зон высокого и эквато­
риальной зоны низкого атмосферного
давления. В зимние месяцы Северного
полушария (январь) северная часть
материка получает меньше солнечного
тепла, чем южная. Вдоль северного по­
бережья проходит изотерма +12° С,
южного—- +20°С. В котловине Кала­
хари средние январские температуры
достигают +25° и выше. Северный суб­
тропический пояс высокого давления
пересекает север Сахары. Над запад­
ной частью Средиземного моря уста­
навливается пониженное давление,
здесь формируется морской полярный
воздух. Над Калахари возникает мест­
ная барическая депрессия, сюда
устремляется воздух из Северного по­
лушария. Над северным побережьем
Африки господствует морской умерен-

ный воздух и западные ветры. Навет­ренные склоны Атласских гор и в меньшей степени низменное ливийско-египетское побережье получают осад­ки. В Сахаре благодаря высокому дав­лению и господству пассатов осадки не выпадают. Континентальный тропи­ческий воздух, сухой и жаркий, с пас­сатами приходит в Судан и на Сомали. Зима в этих областях — сухой сезон. Северный пассат не достигает побе­режья Гвинейского залива; там господ­ствуют слабые юго-западные ветры. На больших высотах пассат проникает дальше к югу, препятствуя восхожде­нию воздуха и выпадению осадков. По­этому январь и на Гвинейском побе­режье — самый сухой месяц.

Континентальный тропический воз­дух, приносимый северным пассатом к экватору, в зону низкого атмосферного давления, трансформируется в эквато­риальный. Экваториальный воздух в виде муссонов устремляется в область низкого давления над котловиной Ка­лахари и проникает до устья Замбези. С экваториальным муссоном связаны осадки. Особенно много влаги выпада­ет на побережье Восточной Африки, орошаемом индийским муссоном.

Читайте также:  Сухари или хлеб что полезнее

Западное побережье южной части Африки почти до самого экватора (до 5° ю. ш.) находится под воздействием восточной периферии Южно-Атланти­ческого антициклона. Господствуют ветры южных направлений. Они несут на прогретый материк относительно холодный воздух из более высоких ши­рот. Охлаждающее влияние Бенгель-ского течения вызывает резкое увели­чение относительной влажности, но осадки почти не выпадают. Ветры при­носят лишь густые туманы. Восточнее, на западных краевых плато котловины Калахари, проходит фронт между мор­ским (атлантическим) и континенталь-

ным тропическим воздухом и количест­во осадков возрастает.

Восточное побережье Южной Афри­ки находится под воздействием юго-во­сточного пассата, теплого и влажного, приходящего из западной периферии Южно-Индийского антициклона и про­гревающегося над теплым Мозамбик-ским течением. Эти воздушные массы приносят обильные осадки на побе­режье и на восточные склоны Драко­новых гор. Западнее морской тропиче­ский воздух быстро трансформируется в континентальный и количество осад­ков убывает при движении в глубь ма­терика, достигая минимума на юго-за­паде Калахари.

На крайнем юге Африки смыкают­ся Южно-Атлантический и Южно-Индийский антициклоны. Юго-запад материка оказывается под непосредст­венным влиянием нисходящих потоков воздуха Южно-Атлантического макси­мума и ветров, дующих параллельно побережью, поэтому осадков не полу­чает. Юго-восток встречает насыщен­ные влагой ветры юго-западной пери­ферии Южно-Индийского максимума, и на наветренных склонах гор выпада­ют осадки.

В летние месяцы Северного полуша­рия (июль) картина меняется на про­тивоположную. Сильнее нагревается северная часть Африки. Вдоль север­ного побережья проходит изотерма

сильно прогревается Сахара (до + 35— +40°С).

Все барические зоны и системы сме­щаются к северу. Северный субтропи­ческий пояс высокого давления распо­лагается над Средиземным морем. В Сахаре и Судане устанавливается пониженное атмосферное давление. Над Южной Африкой возникает мест­ный максимум. Основным становится

перенос воздуха из Южного полуша­рия в Северное.

На крайнем севере Африки благо­даря высокому давлению и нисходя­щим потокам воздуха осадков не вы­падает. В Сахаре господствует сухой северо-восточный пассат. Влага может выпадать здесь лишь в зимний сезон изредка, когда обычные пути среди­земноморских циклонов проходят не­сколько южнее. На побережье Гвиней­ского залива летом Северного полуша­рия усиливается юго-западный муссон. Он несет осадки в Северную Гвинею и Судан. Экваториальным муссоном оро­шаются также Эфиопия, Сомали и во­сток Африки к северу от экватора.

Почти во всей южной части Афри­ки, охваченной поясом высокого давле­ния и ослабленной пассатной циркуля­цией, устанавливается сухой период, особенно во внутренних районах. Нис­ходящие токи воздуха обусловливают бездождный период в котловине Кала­хари, на поднятиях Лунда-Катанга и в южной части котловины Конго. Лишь восточное побережье Африки по скло­нам гор орошается южным пассатом. Крайний юг материка благодаря сме­щению к северу зоны высокого давле­ния и океанических южных антицикло­нов оказывается в условиях западного переноса умеренных широт Южного по­лушария. Циклоны на полярном фрон­те приносят осадки на наветренные склоны Капских гор.

Осадки в Африке распределяются зонально. Их количество симметрично уменьшается в обе стороны от эквато­ра к тропикам, где достигает мини­мальных величин, несколько увеличи­ваясь в субтропиках. Районы недоста­точного увлажнения занимают 2/5 ма­терика.

В экваториальных широтах, при­мерно между 5° с. ш. и 5° ю. ш., осад-

ки регулярны и обильны, они в 1,5— 2 раза превышают испаряемость. Здесь увлажнение избыточное и оптимальное. Наибольшее количество влаги выпада­ет на наветренных гористых склонах Северной Гвинеи (2000—3000 мм) и вулкана Камерун (более 10 000 мм в год). В котловине Конго благодаря ее замкнутости и приподнятости осадков меньше (1500—2000 мм в год).

В субэкваториальных широтах, примерно до 17—19° с. и ю. ш., и в Восточной Африке количество осадков уменьшается до 250 мм на границе с тропическими пустынями. Увлажнение в основном умеренно недостаточное, а местами недостаточное. Осадки прино­сят экваториальные муссоны летом соответствующего полушария. Лишь наветренные склоны Эфиопского на­горья получают много влаги (до 3000 мм в год).

В тропиках (до 30° с. ш. и 30° ю. ш.) расположены сухие области материка с крайне недостаточным увлажнением. Особой сухостью отличается обширная Сахара (50 мм и менее осадков в год). Здесь испаряемость в 20—-25 раз пре­вышает фактическое испарение.

На крайнем севере и юге, в субтро­пиках Африки, количество осадков воз­растает до 300—500 мм во внутренних частях гор и на ливийско-египетском побережье и до 1500 мм в год на навет­ренных склонах гор. Максимум осад­ков на крайнем северо- и юго-западе приходится на зиму, на юго-востоке — на лето соответствующего полуша­рия.

Вследствие различий в распределе­нии температур, циркуляции атмосфе­ры, осадков и их режима Африка отли­чается разнообразием климата, причем на одних и тех же широтах в обоих полушариях благодаря симметричному положению по отношению к экватору

Климат 143

формируются одинаковые типы клима­тов. Почти все климатические пояса в Африке повторяются дважды.

Африка располагается в эквато­риальном, субэкваториальных, тропи­ческих и субтропических климатичес­ких поясах.

Экваториальный пояс охватывает побережье Гвинейского залива (до 7— 8° с. ш.) и значительную часть бассей­на Конго (между 5° с. ш. и 5° ю. ш.), не доходя до Индийского океана ввиду значительной высоты Восточной Афри­ки. Границы пояса определяются зим­ним положением тропического фронта каждого полушария. Весь год здесь господствует экваториальный воздух. Средние месячные температуры высоки (25—28° С), ход их равномерен. Годо­вые амплитуды меньше суточных. Пре­обладают восходящие токи воздуха, штили и слабые ветры. Влажность вы­сокая, облачность значительная. Осад­ков выпадает много (до 2000 мм в год и более), распределяются они по ме­сяцам равномерно. Однако выделяются два особо дождливых периода, весен­ний и осенний, разделенные менее дождливыми. Максимумы осадков свя­заны с сильным испарением при зени-тальном положении Солнца. Осадки в основном конвективные, в горных райо­нах и орографические.

Субэкваториальные пояса (север­ный и южный) опоясывают эквато­риальный климатический пояс, смы­каясь на востоке материка, и прости­раются от 17° с. ш. до 20° ю. ш. Они охватывают Судан, Восточную Афри­ку и часть Южной Африки до Замбези, занимая около 1/3 материка. Южный

Среднегодовое количество осадков

Годовой ход температуры, осадков и относительной влажности во впа­дине Конго

субэкваториальный пояс не доходит до Атлантического океана.

Африка — материк классически выраженных экваториальных

Границы поясов определяются зим­ним и летним положением тропическо­го фронта в каждом полушарии. Ха­рактерна смена воздушных масс по сезонам. Летом господствует эквато­риальный воздух, переносимый муссо­нами,— лето влажное; зимой преобла­дает сухой тропический воздух, пере­носимый пассатами,— зима сухая, с очень низкой относительной влаж­ностью воздуха. Следовательно, в те­чение года чередуются влажный летний и сухой зимний сезоны. Годовые ампли­туды температур по сравнению с эква­ториальным поясом увеличиваются. Наиболее жаркое время бывает в на-

Годовой ход температуры, осад­ков и относительной влажности в пустыне Намиб

чале дождливого сезона. Однако даже в самые прохладные месяцы темпера­тура не снижается ниже +20° С. Го­довое количество осадков на равнинах составляет от 1500 до 250 мм на гра­нице с тропическими пустынями, а на наветренных склонах гор значительно больше; почти все они выпадают летом. Продолжительность влажного периода сокращается в направлении тропиков от 10 до 2—3 месяцев, соответственно уменьшаются годовые суммы осадков и увлажнение. Наиболее засушливые районы — полуостров Сомали, который загражден от экваториального муссо­на Эфиопским нагорьем, и северная часть Судана, на границе с тропиче­ским поясом. Горы Восточной Африки (Эфиопское нагорье, Килиманджаро, Кения, Рувензори и др.) имеют четко выраженную высотную климатическую поясность (вплоть до нивального поя­са). Кроме того, Эфиопское нагорье

отличается резким экспозиционным различием климата западных и восточ­ных склонов.

Тропические пояса (северный и юж­ный) простираются до 30° с. ш. и ю. ш., охватывают почти всю Сахару и котло­вину Калахари с ее краевыми подня­тиями. Расположены между зимним положением полярного и летним по­ложением тропического фронтов в каж­дом полушарии. Занимают самую большую территорию по сравнению с остальными климатическими пояса­ми. Африка — материк классического развития тропического климата. Осо­бенно хорошо развит северный тропи­ческий пояс.

На территориях, относящихся к тро­пическим поясам, круглый год держит­ся континентальный тропический воз­дух и господствуют пассаты. Погода преимущественно ясная, воздух сухой. Зима теплая, но заметно холоднее лета. Средние температуры самого теплого месяца +30— +35°, самого холодно­го—не ниже +10°С. Очень велики амплитуды температур (годовые около 20°, суточные — до 40—50 °С). Осадков мало (не более 50—150 мм в год); вы­падают они нерегулярно, эпизодически, в виде коротких ливней. Испаряемость примерно в 20—25 раз превышает фак­тическое испарение. Такие черты свой­ственны сухому, пустынному тропиче­скому климату (величайшая в мире пустыня Сахара, юго-запад Калахари и пустыня Намиб).

На западе материка (приатланти-ческая Сахара и пустыня Намиб) пу­стыни не такие жаркие, с более влаж­ным морским воздухом, туманами и росами. Здесь проходят холодные те­чения и сказывается воздействие вос­точной периферии атлантических ан-

тициклонов. Относительная влажность воздуха велика, но осадков выпадает очень мало. Дожди в Намибии выпа­дают даже реже, чем в Сахаре, но за­то чаще бывают обильные росы и ту­маны. Температуры низкие для этих широт (среднемесячная, как правило, ниже +21 °С) и суточные амплитуды значительно меньше, чем в континен­тальных пустынях. Крайне засушлив климат также у побережья Красного моря и Аденского залива; это одно из самых жарких и сухих мест земного шара.

В южном тропическом поясе, кроме тропического пустынного климата, от­мечается тропический засушливый и тропический влажный (морской). Пер­вый характерен для котловины Кала­хари, где выпадает значительно боль­ше осадков, чем в пустынях; второй — для восточного побережья Южной Аф­рики, где на пути влажных пассатов стоят Драконовы горы.

Субтропические пояса (северный и южный) охватывают крайние север и юг Африки. Здесь летом господствует тропический воздух, зимой — умерен­ный. Характерны влажный и сухой пе­риоды. Отчетливо выражен сезонный ход температуры, осадков и ветров. Количество осадков составляет от 300—500 мм на равнинах до 1500 мм и более на наветренных склонах гор. Атласские горы, ливийско-египетское побережье и крайний юго-запад мате­рика имеют климат субтропический средиземноморский. Летом преоблада­ет сухая погода, зимой развивается циклоническая деятельность на поляр­ном фронте, зима влажная. Для севе­ро-запада и севера Африки характер­ны более значительные температурные различия по сезонам, чем для юго-за­пада. На побережье Средиземного мо­ря средние температуры июля дости-

+ 12 °С. На Капском побережье сред­няя температура самого теплого меся­ца не превышает +21 0 С, самого холод­ного +13—+14°С.

На крайнем юго-востоке Африки климат субтропический муссонный,. с жарким дождливым летом и относи­тельно холодной и сухой зимой. Зимой на юго-восточное побережье почти не проникают западные ветры, этому пре­пятствуют горы. В зимний период осад­ков выпадает сравнительно немного. Летом на всем юго-восточном побе­режье дуют ветры с Индийского оке­ана, оставляющие большое количество влаги на восточных склонах Драконо­вых гор.

Африка обладает огромными тер­мическими ресурсами. В большинстве ее районов суммы активных темпера­тур достигают 8000—10 000 °С, что бла­гоприятствует выращиванию таких тропических культур, как кофе, какао, чай, финиковая пальма, маниок, батат и др Суммы активных температур по­нижаются до 4000—6000 ° С лишь на субтропических окраинах и в горах Восточной Африки. В этих районах возможно выращивание субтропичес­ких культур и культур умеренного пояса (пшеница, овощи и др.). Одна­ко климатические ресурсы материка благоприятны для земледелия толь­ко при условии достаточного увлаж­нения. Без искусственного орошения устойчивые урожаи можно получить в районах с годовой суммой осад­ков свыше 800 мм, особенно в жаркой Низкой Африке. При сумме осадков 800—600 мм в год урожаи без приме­нения орошения становятся неустойчи­выми, а при 300—600 мм — почти не­возможны. В полупустынях и пустынях земледелием можно заниматься толь­ко в оазисах. В районах, где выпадает

достаточно осадков и где для ороше­ния используются воды рек, получают два и три урожая в год.

Широкому использованию запасов тепла в Африке препятствует не толь­ко недостаток годовых осадков, но и их большие отклонения от многолетних норм. Многие районы страдают от за­сух, часто сильных и продолжитель­ных.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8107 — | 7784 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Источники:
  • http://zdamsam.ru/b47135.html
  • http://studopedia.ru/11_72612_geologicheskoe-stroenie-relef-poleznie-iskopaemie.html