Меню Рубрики

Взаимосвязь рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых

Рельеф — это все неровности земной поверхности, формирующийся благодаря взаимодействию внутренних и внешних сил Земли.

Формы рельефа различают по размерам, строению, происхождению и т.д. Выделяют выпуклые (положительные) и вогнутые (отрицательные) формы рельефа.

Рельеф России очень разнообразный: 2/3 территории занимают различные по форме поверхности и высоте равнины, а 1/3 горы. Здесь находятся высокие горы и низкие равнины. Высшая точка России — гора Эльбрус (5642 м), а самая низкая — на Прикаспийской низменности (на 28 м ниже уровня Мирового океана).

Такое разнообразие объясняется, прежде всего, большими размерами территории и сложной геологической историей этой территории. Крупнейшие равнины: Восточно-Европейская (Русская), Среднесибирское плоскогорье. Расположены они на древних платформах и имеют двух ярусное строение. Западно-Сибирская равнина расположена на Западно-Сибирской плите. Её часто называют низменностью, т.к. половина её территории имеет высоты менее 100 метров и лишь по краям её высота достигает 150 — 200 м.

Разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнину, невысокие Уральские горы (самая высокая вершина этих гор – гора Народная 1895 м). Это древние, сильно разрушенные и немного обновленные в неогене складчато-глыбовые горы.

К югу от Русской равнины находятся самые высокие и молодые горы России — Кавказские. Здесь находится самая высокая точка страны – гора Эльбрус (5642 м).

В верховьях рек Оби и Енисея протянулись хребты Алтая (г. Белуха — 4506 м) и Саян. С востока к Саянам примыкают хребты Прибайкалья и Забайкалья, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Северо-Байкальское, Становое, Патомское и Алданское нагорья. В горах находится множество различных по высотному положению и размерам межгорных котловин. Наиболее крупные среди них — Кузнецкая, Минусинская, Тувинская и Байкальская. Сформировалась эта территория ещё в докембрии и палеозое, но в кайнозое испытала новейшие тектонические движения, которые продолжаются и сегодня.

К востоку от Лены расположены горные системы Северо-восточной Сибири – хребты Верхоянский и Черского (г. Победа 3147 м.), которые разделены обширными каменистыми плоскогорьями.

Вдоль Тихоокеанского побережья тянутся средневысотные хребты Сихотэ-Алинь, Бурейнский, Джугджур. Данная территория сформировалась в мезозойскую эру.

Самыми молодыми структурами на территории России являются высокие горные хребты с вулканическими вершинами Камчатки и Курильских островов, а также расположенные к югу от Русской равнины самые высокие и молодые горы России — Кавказские. Здесь находится и самая высокая точка страны – гора Эльбрус (5642 м).

Таким образом, закономерности размещения основных форм рельефа зависят геологической истории формирования территории.

Полезные ископаемые России. Закономерности размещения, обеспеченность, проблемы рационального использования.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Полезные ископаемые (минеральные ресурсы) формируются в ходе геологической истории под влиянием внешних и внутренних процессов.

Россия богата разнообразными полезными ископаемыми, что связанно с разнообразием тектонического строения территории страны.

Месторождения рудных полезных ископаемых (железная, алюминиевая руда, полиметаллические руды, медно-никелевые, апатито-нефелиновые руды и др.) как правило, приурочены к складчатым областям, либо к местам выхода кристаллического фундамента древних платформ. К фундаменту платформ относятся месторождения железной руды Курской магнитной аномалии, железные, медно-никелевые, аппатито-нефелиновые руды Балтийского щита, полиметаллические руды Норильска, золото, редкие металлы, железная руда Алданского щита Сибирской платформы. К складчатым областям относятся железные и медно-никелевые руды Урала и Западного Саяна, полиметаллические руды Алтая и Забайкалья, олово, вольфрам и золото на Дальнем Востоке и в горах Северо-Восточной Сибири, свинец и цинк Приморского края и Северного Кавказа.

В осадочном чехле платформ, чаще всего встречаются осадочные полезные ископаемые, такие как нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы и другие. Крупнейшие месторождения угля — Печорский, Подмосковный, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Канско-Ачинский и Кузнецкий бассейны. Нефть и газ разведаны — в Западной Сибири, между Волгой и Уралом, на равнинах Северного Кавказа и острове Сахалин.

Важное значение имеют месторождения алмазов в западной Якутии, калийных и поваренных солей в Поволжье, слюды в Восточной Сибири, а так же графита на Урале, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В стране значительны запасы торфа, горючих сланцев, строительных песков, известняков, мела и гипса.
По запасам многих полезных ископаемых Российская Федерация занимает ведущие места в мире, так 1 место по запасам природного газа и железной руды, 3 место по разведанным запасам угля и т.д. и развивает свою экономику почти полностью на собственных минерально-сырьевых ресурсах. Несмотря на это необходимо помнить, что полезные ископаемые, накопленные за долгую историю развития Земли — исчерпаемы и невозобновимы. Необходимо их бережное, рациональное использование. Для этого разрабатываются новые технологии, обеспечивающие минимальные потери при добыче и переработке, нужно извлекать из руды максимально все полезные компоненты, находящиеся в ней. Кроме этого — поиск и разработка новых месторождений.

источник

Цели и задачи урока:

Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых. Показать практическое применение полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.

Оборудование: Карты: физическая, тектоническая; коллекция полезных ископаемых, картины (добыча нефти, угля), формы для декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и углем, мультимедийный комплекс.

Учитель: Сегодня у нас бинарный урок по географии и технологии.

1) Фронтальное повторение терминов

2) Показать знание расположения крупных форм рельефа по их описанию (работа с картой)

– Горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”. (Уральские.)

– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)

– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)

– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)

– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)

– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)

– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)

– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)

– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)

– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)

– Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии (Русская или Восточно – Европейская равнина)

– Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер (Западно-Сибирская равнина).

– Самые высокие горы России (Кавказ).

– Возвышенная равнина, расположенная между реками Енисей и Леной (Среднесибирское плоскогорье).

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель географии. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Тема: Полезные и красивые ископаемые России (слайд. См. Приложение 1).

Цель: изучить полезные ископаемые России и показать их применение в прикладном искусстве.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве (слайд).

В земной коре залегают полезные ископаемые. Это минералы и горные породы, которые используются в хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию горных пород и минералов в 6 классе, давайте вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также полезные ископаемые различают по составу и особенностям использования Схема (слайд)

Учитель географии. Горючие и неметаллические полезные ископаемые залегают в осадочных породах и наиболее характерны для платформ. Это нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие рудных месторождений на платформах. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Рассмотрев местонахождения полезных ископаемых мы найдем этому подтверждение (примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова, КМА)

В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых, т.е металлические. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель географии. Мы с вами на предыдущих уроках заполняли таблицу, где указывали: форма рельефа – тектоническая структура – полезные ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили, сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на каких территориях залегают. И сделаем вывод. Работа с таблицей, интерактивной картой, презентацией. (слайд)

Таблица
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа Тектонические структуры Полезные ископаемые
Восточно-Европейская равнина
Прикаспийская низменность
Восточно-Европейская платформа Нефть, уголь, фосфориты, гипс
Калийные соли, поваренная соль
Западно — Сибирская равнина Западно-Сибирская плита (молодая платформа) Нефть, газ, уголь
Среднесибирское плоскогорье Сибирская платформа алмазы, уголь
Горы Хибины Балтийский щит железные, алюминиевые и молибденовые руды
Алданское нагорье
Среднерусская возвышенность
Алданский щит
Воронежский массив
молибденовые руды, золото, железная руда
Плато Путорана Анабарский щит Медные и никелевые руды
Горы Урала Область герцинской складчатости железная, медная, алюминиевая, титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор
Горы Кавказа Область кайнозойской складчатости вольфрамовые, молибденовые, медные руды
Срединный хребет Область кайнозойской складчатости Медные и никелевые руды
Восточный Саян Область байкальской складчатости железная руда
Западный Саян Область герцинской и каледонской складчатости молибденовые и железные руда
Алтай Область герцинской и каледонской складчатости Цинковые, свинцовые, вольфрамовые, медные руды

Вывод: Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В складчатых областях находятся месторождения рудных ископаемых, также наличие рудных месторождений приурочены к щитам.

По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых. Учитель показывает на карте полезных ископаемых, в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Месторождение – это скопление полезных ископаемых. (слайд)

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (слайд)

Меры по сбережению полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – важнейшие природные богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование.

Как бы могущественны ни были глубинные силы Земли, но не только они создают рельеф земной поверхности. В природе одновременно действуют многие другие, не менее могучие и активные внешние силы, источниками, энергии которых служат Солнце и космос. Как только вершина гор поднимаются хоть немного над уровнем океана, на них начинают действовать морские волны и ветры, холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год они разрушали и расчленяли поднимающийся свод гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и податливые породы.

Без преувеличения можно сказать, что вся красота горных вершин, утесов, ущелий Кавказа, Урала, Алтая создана разрушительными силами. Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают долину, используя, прежде всего направление трещин. Дикая и величественная картина предстает перед глазами путника.

Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет их разрушение, тем больше рыхлого материала сносится с них и откладывается в предгорных прогибах и морях так образовываются обломочные горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).

В начале урока я сказала, что ископаемые называются полезные – потому что, служат человеку. Они обеспечивают развитие черной и цветной металлургии, топливной, химической, пищевой, легкой промышленности. Используются для строительства мостов, дорог, производства кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не может обойтись без удобрений и топлива.

Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)

Красота без доброты умирает невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН (слайд)

Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров; символов власти, предметов культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных украшений. Изделия с драгоценными и поделочными камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)

На прошлом уроке вам было дано самостоятельное творческое задание по теме: “Изделия, в которых используются горные породы и минералы”. Прошу сейчас представить свою работу.

Ученик 1. В 1719 по указу Петра I был создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации, государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков (слайд)

Читайте также:  Полезные фразы для собеседования на английском

Экспозиция включает в себя два зала: исторический, в котором представлены предметы, принадлежавшие членам российской императорской семьи, и современный, где экспонируются самые большие слитки золота и платины, найденные в России, алмазы-гиганты и современные ювелирные изделия.

Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона Российской империи, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5 тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в мире корона (слайд)

Вмонтированный в золотой браслет плоский портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв. (алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров, александритов,); (слайд) полудрагоценных и поделочных камней(слайд)

Ученик 2. В искусстве применяются не только драгоценные и поделочные камни, но и глина (слайд)

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.

Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика.

Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз, украшенные искусными цветочными узорами (слайд)

Ученик 3. Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (слайд)

МАЙОЛИКА — это вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова в Москве. (слайд)

В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду, а в конце того же 17 в. освоили изготовление “муравленой” (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: “. во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”.

Ученик 4. Один из русский художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел семейную организацию – игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Для их производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.

Учитель технологии: В прикладном искусстве современного мира, песок используется в необычной технике под названием “Стенд Арт”, в которой применяются новые технологии. Обратите внимание на экран. (слайд)

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!

Сегодня мы с вами изготовим изделия декорированные песком, солью и углём.

– Для этого необходимо взять любую стеклянную форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)

– Нанести тонкой линией клей. (слайд)

– Посыпать солью, песком или углем. (слайд)

– Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)

Повторение техники безопасности.

Но прежде чем приступить, к ее выполнению необходимо повторить технику безопасности. Я говорю предложение, а вы отвечаете “да” или “нет”

  1. Работу начинать только с разрешения учителя. (Да.)
  2. При порезе промыть рану водой. (Нет.)
  3. Почему?
  4. При необходимости можно самостоятельно менять рабочее место. (Нет.)
  5. От правильной организации рабочего места зависит качество вашей работы. (Да.)
  6. Со стола можно сдуть соль или уголь. (Нет.)
  7. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. (Да.)
  8. Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. (Нет.)
  9. Не разговаривать во время работы. (Да.)
  10. После окончания работы убирать рабочее место. (Да.)

Вывод: вовремя практических работ необходимо соблюдать технику безопасности, следовать строго по инструкции во избежание каких либо травм, слушать объяснения учителя и аккуратно выполнять задание.

Релаксация. А теперь спокойно сядьте, закройте глаза, послушайте музыку и придумайте, рисунок, который вы сделаете с помощью песка, соли или угля (музыкальное сопровождение)

Откройте глаза и приступайте к работе!

У кого готова работа можете представить ее на нашей выставке.

Сегодня на уроке вы хорошо отвечали по географии, отлично работали на уроке технологии, узнали, что Россия богата полезными ископаемыми. Они не только дают свет и тепло, но и уют и красоту вашему дому.

источник

Под действием каких сил постоянно изменяется рельеф Земли.

Рельеф Земли постоянно изменяется под действием внутренних и внешних сил.

*Какие территории России испытывают наиболее интенсивные поднятия. Как вы думаете, почему?

Наиболее интенсивные поднятия наблюдаются на Дальнем Востоке, Южной Сибири, Кавказе. Эти территории входят в область кайнозойской складчатости (Альпийско-Гималайский геосинклинальный пояс).

*Определите, какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие – в более южных районах, где происходит таяние льда.

В центрах оледенения преобладают экзарационные формы – ледниковые ложбины, бараньи лбы, фиорды. В местах таяния ледника происходит накопление обломочного материала и формируются камы, озы, гряды конечной морены на озерно-ледниковых равнинах. Еще южнее потоками талых вод образованы зандровые равнины.

1. Какие процессы, происходящие в наше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?

Эндогенные процессы – тектонические движения. Экзогенные процессы – деятельность текучих вод, живых организмов, ветра.

2. Назовите наиболее крупное покровное оледенение четвертичного периода?

3. Какое влияние на современный рельеф оказал ледник?

Из центров оледенения вместе с массой льда увлекалось огромное количество обломочного материала. При этом сглаживались скалы, образовывались рытвины. На юге во время таяния ледника обломочный материал оседал и формировались аккумулятивные формы рельефа.

4. В каких районах нашей страны особое влияние на рельеф оказала деятельность текучих вод, а в каких – деятельность ветра?

Деятельность текучих вод особенно ощутима в районах с наклонными поверхностями и горных районах со значительным количеством осадков. Там, где осадков выпадает мало, преобладает деятельность ветра. На территории страны она выражена в Прикаспийской низменности, на балтийском побережье в районе Калининграда.

5. Какие стихийные явления связаны с литосферой?

Землетрясения, извержения вулкана, обвалы, оползни, лавины, грязекаменные потоки.

1. Какие источники географической информации следует использовать для того, чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории?

Тектоническую и физико-географическую карты, аэрофотоснимки и космоснимки.

2. Объясните закономерности размещения основных форм рельефа на территории России. Какие карты вы при этом использовали и почему?

Крупнейшие формы рельефа в своем размещении соответствуют крупным тектоническим структурам. Равнины и низменности находятся на платформах. Горы соответствуют складчатым областям. Для установления закономерности необходимо использовать тектоническую и физико-географическую карту.

3. Докажите, что и в наше время происходит формирование рельефа.

Рельеф Земли непрерывно изменяется под действием внутренних и внешних сил. Эндогенные процессы – тектонические движения. Экзогенные процессы – деятельность текучих вод, живых организмов, ветра.

4. Практическая работа №3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения Земной коры.

Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план:

5. Составьте характеристику любого из горных массивов России, расположенных на юге Сибири, используя приведенный выше план.

а) где находится территория

Горная система расположена там, где сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана

б) к какой тектонической структуре приурочена

область каледонской складчатости

в) породы какого возраста слагают территорию

породы каледонского возраста

г) средние, минимальные и максимальные высоты территории, причины их размещения

Минимальные высоты – 200 м в области древнего пенеплена. Максимальные высоты в области альпийского высокогорного рельефа – до 4506 м. Средние высоты 800-1800 м – имеет среднегорный рельеф, который занимает большую половину Алтая.

д) какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа

деятельность текучих вод, физическое выветривание, горные ледники.

е) какие формы рельефа созданы этими процессами; их размещение;

Область древней равнины представляет собой высокие горные массивы с широким развитием поверхностей выравнивания и крутыми, ступенчатыми, изменёнными регрессивной эрозией склонами. Над поверхностями выравнивания возвышаются отдельные вершины и небольшие хребты, сложенные более твёрдыми породами с относительными превышениями 200—400 м. Альпийский рельеф менее распространён, чем поверхность древнего пенеплена. Хребты с альпийскими формами рельефа — это наиболее приподнятые их осевые части (до 4000-4500 м), сильно расчлененные эрозией и морозным выветриванием. Основными формами рельефа здесь являются островершинные пики и карлинги, кары, троговые долины с озёрными котловинами, моренные холмы и гряды, обвалы, осыпи, морозно-солифлюкционные образования. Среднегорный рельеф характеризуется сглаженными, округлыми формами невысоких хребтов и их отрогов, разделённых речными долинами.

ж) какие полезные ископаемые есть на данной территории

полиметаллические руды, ртутные месторождения, железные руды, бокситы, медные руды, руды магния.

з) чем объяснить их нахождение именно здесь

размещение полезных ископаемых связано с геологическим строением – они приурочены к складчатым областям.

и) какие стихийные явления связаны с особенностями рельефа, а так же тектоническим и геологическим строением

источник

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Сегодня я составлю сравнительную характеристику основных геопараметров крупнейших российских равнин — Западно-Сибирской и Русской, а также постараюсь выявить закономерности расположения их рельефных форм и залегания полезных ископаемых от строений коры нашей планеты.

Русская равнина раскинулась в северо-восточном регионе Восточной Европы, от побережья Каспия и Азова до холодных северных морей Баренцева и Белого. Её территория очерчена:

  • с запада рекой Вислой;
  • с северо-запада Скандинавским хребтом;
  • с юго-востока и юго-запада, соответственно, Кавказом и европейскими горами.

Равнина находится на одноимённой плите докембрийской эпохи (возраст более 540 млн лет), средняя, максимальная и минимальная высоты составляют 170, 470 и -28 метров соответственно (последний показатель – каспийское побережье).

Практически все формы рельефа — тектонического происхождения. В направлении с севера на юг резкое чередование крупных возвышенностей сменяется преобладающими низменностями. Огромные заболоченные территории богаты торфом, а в горах найдены обширные месторождения каменного угля. Почва весьма плодородна.

За счёт своей протяжённости Русская равнина подвержена ураганам и засухам, особенно в южной части (каждый третий год — аномально низкая влажность).

Эта равнина находится в Азии, в северной её части; её территория очерчена:

  • Казахским мелкосопочником на юге;
  • побережьем Карского моря на севере;
  • Горной Шорией и Алтаем на юго-востоке.

Расположена равнина на складчатой Западно-Сибирской плите, образовавшейся в эпоху палеозоя, то есть сразу после докембрия. Происхождения также тектонического. Средняя высота — около 150 метров, на юге и западе — до 250-300.

Поскольку на Западно-Сибирской равнине наблюдается в основном низинный рельеф, то закономерно образование здесь месторождений газа, нефти и торфа (около 50% запасов России).

Здесь также нередки ураганы, особенно в приморских областях.

Русская равнина расположилась в Восточной Европе, а Западно-Сибирская на севере Азии. Первая раскинулась на Русской плите с докембрийским фундаментом, а вторая — на Западно-Сибирской плите с палеозойским фундаментом. Соответственно возраст пород Русской равнины около 4 млрд.лет, а Западно-Сибирской — 540 млн.лет. У Западно-Сибирской равнины самая низкая высота 50-100 м, средняя высота — 140 — 150 м, а самая высокая высота 250 м. Тогда как самая низкая высота Русской равнины — 200-300 м, средняя высота — 171 м, а самая большая — 479 м.

На формирование рельефа Русской равнины повлияло оледенение, когда возникли многие озера, а Западно-Сибирской — опускание и поднятие части плиты, из-за чего особенно сильно выражена заболоченность территории. Обе равнины особенно богаты водными и растительными ресурсами, рудными, нерудными и топливными полезными ископаемыми.

Месторождения полезных ископаемых на нашей планете зависят от строения Земной коры и от расположения разных форм рельефа.

Так, рудные ископаемые, которые были образованы, в большинстве своем, из магмы, которая попала в земную кору. Поэтому их месторождения располагаются в горах или на древних щитах. Ископаемые образовались, когда было активное излияние магмы также там, где фундамент близко к поверхности.Осадочные ископаемые чаще всего залегают в предгорных прогибах, в осадочном чехле платформ, а так же в краевых и внутренних прогибах древних платформ.

Из-за равнинного рельефа на территории Западной-Сибири осуществляется свободный воздухообмен, что вызывает суровый континентальный климат, а также циклоны на границе территорий с разным давлением. Равнинный рельеф на территории Русской равнины так же благоприятствует переносу воздуху, что приходят циклоны с Атлантики или Арктики, а также антициклоны с континента.

Читайте также:  Бородинский хлеб чем полезен

источник

1.Восточно-Европейская равнина и т.д.

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы.

7. Ребусы

Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы использую для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания.

Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.

Задания, используемые мною во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей обучающихся.

Литературная география

1. Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии?

(Извозчики. «География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка». Сынок, конечно, её послушался.)

2.Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы.

(Онега — Онегин, Лена — Ленский, Печора — Печорин.)

3. Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России? (Илья Муромец, на Курильских островах.)

4.Вспомните А.С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта?(Лукоморье)

Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Например, организованная экскурсия на озеро подготовила учащихся к выполнению интегрированного отчета в форме презентации, фотомонтажа, репортажа.

Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:

· познавательные навыки и способность к самообразованию;

· способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

· целеустремленность и настойчивость;

· способность взять на себя инициативу и ответственность;

· критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии.

Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.

Учащиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

· уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

· отношение учащихся к изучению географии;

· уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников с 2009 по 2012 год. Анализ результатов мониторинга учащихся свидетельствует в целом о положительной динамике качества знаний и умений обучающихся. Так при стопроцентной успеваемости качество знаний в классах выглядит следующим образом:

Таблица 1.Мониторинг качества знаний по географии

Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование положительной мотивации учения, воспитание социально адаптированной личности, обеспечение успешного обучения школьников географии на основе применения активных форм обучения, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

– мотивация учения обучающихся на уроках географии в течение трех лет изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения активных форм обучения в процессе изучения географии;

— формирование мотивации обучения способствует повышению качества образования.

Об эффективности работы по реализации опыта свидетельствуют результаты внеурочной деятельности учащихся.

4. Заключение.

Формирование мотивации – это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации, может достичь более высоких результатов в учебе, так как стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже несмотря на его способности. Мотивация учения может выступить, к тому же, хорошим показателем уровня психического благополучия учащегося, а также показателем уровня его развития.

Огромная роль в формировании мотивации учения у школьников отводится учителю. Ему предоставляется право самостоятельного выбора технологий и приёмов обучения. Учителю необходимо реализовать соединение традиционных и новых методов обучения. Критерием успешной работы должен служить ученик, обладающий ключевыми компетенциями.

4. Литература

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении?- М.: Просвещение, 1997.-204с.

Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.

География в кроссвордах/ авт-сост. С.Н. Труднева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2006. – 79с.

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.

Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя/О.В. Крылова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 95с.

Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.

Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.

Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997

Учителям и подросткам о психологии подростка Под. ред. Аракелова Г.Г.– М.: Высшая школа, 1990

Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.

Приложение 1

«Исследование мотивации к изучению предмета»

Анкета для учащихся

Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе. Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

источник

Основные вопросы. Каковы отличительные черты рельефа Южной Америки? Какую роль играют полезные ископаемые в развитии хозяйства Южной Америки?

Рельеф Южной Америки разнообразен. Здесь в отличие от Африки и Австралии можно увидеть обширные равнины на востоке и очень высокие горы на западе. (рис.1) Изучите рельеф по физической карте Южной Америки. Восточная территория материка, представляющая часть Гондваны, сформировалась на древней Южно-Американской платформе. Ее приподнятым участкам соответствуют Бразильское и Гвианское плоскогорья – выход кристаллического фундамента платформы на поверхность. Богатейшие месторождения железных и марганцевых руд приурочены к древним щитам платформы: центр и окраины Бразильского плоскогорья, а также север Гвианского. Крупнейшим районом добычи железных руд является Каражас. Еще один крупнейший бассейн находится на севере Гвианского плоскогорья. В северной части на окраинах плоскогорий расположены очень крупные месторождения бокситов, сырья для алюминиевой промышленности.(рис 4) Они залегают на небольших глубинах, и их добывают открытым способом. (Изучите по карте «Хозяйство» расположение полезных ископаемых на материке.)

В отдельных местах плоскогорья разбиты разломами на отдельные массивы. Гвианское плоскогорье имеет волнистый рельеф с преобладающими высотами 300—400 м над уровнем моря. Громадное Бразильское плоскогорье сильно приподнято на востоке и юго-востоке (2890 м).

В месте прогибов платформы лежат крупные низменные равнины: Амазонская, Оринокская, Лаплатская. Амазонская низменность обозрима только из космоса. Высота ее поверхности в среднем 150 м над уровнем моря. Редкие поселения расположены вдоль многочисленных рек, которые служат путями сообщения. В андских странах обитает большинство коренных индейских народов.

Огромные равнины и значительные участки плоскогорий Южной Америки удобны для жизни и хозяйственной деятельности населения. (Покажите крупные низменности, плоскогорья, горы на карте. Определите по карте максимальные высоты плоскогорий)

На западе материка в результате взаимодействия континентальной Южно-Американской и океанической литосферных плит произошло сжатие и смятие осадочных толщ. Образовалась мощная складчатая система Анд. Анды — самая длинная горная цепь на суше, длиной в 9000 км. Высшая точка Анд – гора Аконкагуа (6960 м). (рис) Анды — одна из активнейших тектонических зон Земли. В Андах много действующих вулканов. (рис) Примером тому является высочайший вулкан Котопахи (5897 м) Западное побережье, занятое Андами, относится к Тихоокеанскому огненному кольцу. Самое сильное в мире зарегистрированное землетрясение произошло в 1960 г. в Чили.

Цепь Анд включает в себя сверкающие ледники и широкие холодные плато. Горные узлы поражают своей красотой и мощностью. С высшей точки Анд Аконкагуа (6960 м) спускается семь ледников длиной до 6 км. Анды тянутся несколькими параллельными цепями. Местами они расходятся и замыкают собой плоскогорья. Величие Анд трудно представить…Только в Эквадоре в насчитывается 22 вершины высотой более 4200 метров и около 30 вулканов. Анды занимают 30% территории Перу и включают более 170 (!) вершин, поднимающихся на высоту свыше 4850 метров.

В Андах найдены руды меди, олова, свинца, цинка. Предгорные прогибы Анд, особенно Венесуэлы и Колумбии, богаты нефтью и природным газом. Месторождения каменного угля менее значительны. Они связаны с осадочными отложениями. Многие Андские страны известны добычей драгоценных камней. В первую очередь это относится к добыче изумрудов в Колумбии. Из благородных металлов в Южной Америке наиболее распространено серебро (Перу). Пояс Анд славится также некоторыми нерудными полезными ископаемыми. Среди них первое место занимает селитра. Знаменитую чилийскую селитру и йод добывают в высохших водоемах Атакамы.

Низшая точка Южной Америки на 40 м ниже уровня моря расположена у самого океана. Это небольшой (аргентинский) полуостров Вальдес с впадиной ниже уровня моря на 40 м.

Рельеф Южной Америки более разнообразен, ярко выражен в сравнении с Африкой и Австралией. Южную Америку называют «кладовой мира». Материк богат сырьем и топливом, необходимым для развития многих отраслей промышленности.

1. Назовите основные черты рельефа Южной Америки. *2. Охарактеризуйте особенности тектонического строения Южной Америки. **3. Объясните закономерности размещения полезных ископаемых на материке.**4. Заполните таблицу «Основные формы рельефа и полезные ископаемые» (2—3 страны), используя карты, текст учебного пособия, по схеме: государство, основные формы рельефа, полезные ископаемые. Сделайте вывод о влиянии рельефа и наличия полезных ископаемых на развитие хозяйства в странах Южной Америки.

источник

Методическая разработка урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс

Конспект урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс. На уроке используются ИКТ, ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс»

Тема урока: «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий».

сформировать знания о многообразии и главных особенностях размещения минеральных ресурсов России.

сформировать понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление о многообразии полезных ископаемых России; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми;

развивать умения работать с различными источниками географической информации, с тематическими географическими картами, развивать память, внимание, быстроту логического мышления.

развивать познавательный интерес к предмету, к познанию окружающего мира, осуществлять экологическое воспитание.

Планируемые результаты:

личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с географическими картами для исследования;

знать новые понятия, виды минеральных ресурсов, особенности размещение полезных ископаемых по территории России;

уметь сопоставлять карты, выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением, работать с различными источниками географической информации.

Универсальные учебные действия:

личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

регулятивные: совершенствовать умение чётко осознавать цели учебной деятельности, совершенствовать умение планировать пути достижения поставленных целей, осуществлять учебные действия, самоконтроль.

познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия природных явлений.

коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Читайте также:  Вкусные и полезные быстрые завтраки

Тип урока: открытие новых знаний.

Образовательные технологии: ИКТ, проблемного изложения материала.

Методы и методические приемы: словесные: беседа, диалог (на актуализацию знаний), объяснительно-иллюстративные (работа с географическими картами и цифровыми ресурсами), практические (заполнение таблицы), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Методы стимулирования интереса к учению – учебная дискуссия, использование ЭОР.

Методы контроля – устный, тестовый, практический.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

Оборудование:

электронная физическая карта России: http://maps-of-world.ru/russia/russia-fizmap.jpg .

ЭОР «Коллекция полезных ископаемых»:

Презентация «Минеральные ресурсы России».

ЭОР «Природно-ресурсный потенциал России»:

1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

2. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Особенности рельефа и геологическое строение территории России»

2. Общий уклон территории России на:

3. Устойчивый, относительно выровненный участок Земли, которому в рельефе соответствуют равнины, называют:

4. Низшая точка поверхности России (- 28 м) расположена:

б) в Минусинской котловине

в) на берегу Каспийского моря

6. Крупнейший действующий вулкан России:

7. Самые высокие горы России:

8. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения?

9. Крупнейшее плоскогорье России:

10. Горы, расположенные в Южной Сибири:

3. Постановка темы и целей урока.

Сегодня на уроке изучим многообразие полезных ископаемых России, их виды, особенности образования и размещения. Определим экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

4. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

(Подготовка к восприятию новой темы)

Вопрос учителя: «Знакомо вам понятие «полезные ископаемые»? (ответы обучающихся)

Вводная беседа о многообразии полезных ископаемых. Постановка проблемного вопроса: «Как Вы думаете, сколько существует видов полезных ископаемых»?

Используется цифровой ресурс «Коллекция полезных ископаемых».

Цель этапа: изучить новые понятия, виды минеральных ресурсов и особенности их размещения, способы добычи полезных ископаемых; работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умение строить логическую цепочку рассуждений, развивать умения владеть приемами диалогической речи, определять причинно-следственные связи, совершенствовать умение использовать изученную географическую лексику в ходе устных ответов.

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых.

Введение в тему. (беседа). Используется презентация «Минеральные ресурсы России».

Вопрос: Полезные ископаемые, что это такое?

Формулировка определения. (Обучающиеся самостоятельно дают определение понятию).

«Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве».

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Как распределяются полезные ископаемые по территории России? (работа с тектонической картой России).

Полезные ископаемые делятся по особенностям образования на рудные (магматические), метаморфические, осадочные, последняя группа, в свою очередь, делится еще на три группы- горючие, строительные и химическое сырье.

Рудные полезные ископаемые по происхождению, в основном, магматические, нерудные — осадочные, также встречаются полезные ископаемые метаморфического происхождения (железистые кварциты, мрамор). Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах.

Закономерности размещения полезных ископаемых.

На схеме (в презентации) рассмотрим особенности образования магматических и осадочных полезных ископаемых.

Какие полезные ископаемые размещены в горах, а какие на равнинах? (ответы обучающихся с использованием схемы).

Экологические проблемы при добыче полезных ископаемых.

Разведка и добыча минерального сырья создает экологические проблемы, карьеры, терриконы (отвалы пустой породы) изымают из с/х пользования плодородные земли; пустоты в земной коре приводят к проседанию грунта, что создает угрозу населению.

Цель этапа: уметь сопоставлять карты, выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением, работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умение рационально оформлять записи в тетради.

Выполнение практической работы «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий».

Учитель объясняет цель работы и ход работы.

Эта работа позволяет закрепить полученные ранее выводы о зависимости набора полезных ископаемых от тектонического строения земной коры.

Используется цифровой ресурс «Природно-ресурсный потенциал России», тектоническая карта России.

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых”

источник

План-конспект урока по географии (8 класс) на тему:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

Урок — обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии( презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презентация)

Вложение Размер
otkrytyy_urok_relef_rossii_16.10.2014.docx 21.58 КБ
kurskaya_magnitnaya_anomaliya.docx 18.27 КБ
forma_relefa_tablitsa.docx 13.23 КБ
shatsk_vystuplenie.docx 25.89 КБ
intelektualnaya_igra_7_kl.doc 57 КБ

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

БЕЗУГЛАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА,

Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .

Данная практическая работа является:

— по ведущей образовательной цели – репродуктивной, обучающей;

— по уровню познавательной активности – частично-поисковой;

— по степени познавательной активности — частично самостоятельной;

— по форме – индивидуальной, коллективной;

— по времени – урочной для всех, кроме учеников готовящих сообщение и презентацию;

— по источнику информации — на основе географических карт, презентация — на основе нескольких источников ( научно-популярная литература, архивные документы ,фотоматериалы и т.д.);

— по месту проведения – классной;

— по форме речи – письменная;

— форма представления результатов – текстовая работа .

  1. Повторить правила работы с тематическими картами (чтение легенды карты).
  2. Повторить термины : рельеф, литосферные плиты, тектоническая структура, типы полезных ископаемых ( осадочные, магматические, метаморфические).
  3. Повторить основные формы рельефа России.
  4. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.
  5. По тектонической карте определить закономерности размещения полезных ископаемых в Западной Сибири, на Урале и Кавказе, на территории Восточно-Европейской равнины и в Тульской области . Запись в тетради в виде таблицы.
  6. Проверить и оценить умение сопоставлять карты :« Тектоника и минеральные ресурсы России», «Рельеф России» , «Административно- территориальное деление России» «Атлас Тульской области», объяснять выявленные закономерности.
  7. Выявить закономерности размещения в Тульской области угольной промышленности.
  8. Сделать выводы взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Запись в тетради.
  9. Ознакомиться с историей образования поселка Шатск. Запись в тетради.
  1. Определить, каким тектоническим структурам соответствует территория Западной Сибири , Кавказа, Уральских гор, Восточно-Европейская равнина. Каково строение?
  2. Определить какой форме рельефа соответствует данная структура.
  3. Сделать вывод о зависимости рельефа от стpoeния земной коры. Выявленную закономерность объяснить .
  4. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы России» и «Физической карте России» определить, какими полезными ископаемыми богата территория. Какие из них встречаются на платформах, какие в складчатых областях? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу, складчатым областям? Выявленную закономерность объяснить.
  5. Запись в тетради в виде таблицы.

источник

«Строение поверхности, закономерность и размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

«СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Перязева Ирина Александровна,

Урок № 35 по географии в 7 классе.

Тема: «Строение поверхности, закономерность и размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

Цели урока:

  1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.
  2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, сопоставление географических карт, работать с опорными конспектами.
  3. Развивать любознательность, интеллект, интерес к предмету.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

  1. Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку

    1. Проведение географического диктанта с нанесением на контурную карту географических объектов .
  1. м. Париньяз
  1. Огненная Земля
  1. Карибское море
  1. Панамский канал
  1. Малые Антильские о-ва
  1. м. Кабу-Бранку
  1. Магелланов пролив
  1. течение
5. Перуанское течение
  1. пролив Дрейка

Условие игры: на доске написаны высказывания. Каждое высказывание имеет свою букву. Учащиеся выбирают высказывания, тем самым открывая букву.

Берега Южной Америки сильно изрезаны А
Панамский канал – это условная граница между Северной и Южной Америкой Р
Южная Америка расположена в западном полушарии Е
Край южной точки Южной Америки – м. Йорк И
Вместе с Северной Америкой Южная Америка образует единую часть света. Л
По величине она занимает четвертое место среди других материков. Ь
Территория Южной Америки похожа на

огромный треугольник, суживающий к северу.

О
Этот материк пересекается как экватором Е
Честь открытия Южной Америки в 1498 году Принадлежит Америго Веспуччи К
Экспедицию под руководством А. Гумбольта на материк называли «вторым открытием Америки» Ф

Итак, мы открыли ключевое слово «рельеф».

Как вы ребята уже догадались, что на этом уроке будем изучать рельеф.

    1. Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего урока: «Рельеф и полезные ископаемые»

Приступая к изучению нового материала мы должны

Знать:

  1. Особенности рельефа Южной Америки;
  2. Причины, обусловившие эти особенности;
  3. Характеристику отдельных частей материка;
  4. Особенности распространения полезных ископаемых.

Уметь:

  1. Работать с источником знаний;
  2. Устанавливать причинно-следственные связи между тектонической, рельефом и полезными ископаемыми;
  3. Делать выводы и обобщения.

Почему изучение любой территории начинается с рельефа?

(так как рельеф влияет на климат, реки, растительность и т.д.)
Каждому учащемуся, раздаётся карта Южной Америки, ученики вклеивают её в тетрадь.

-Пользуясь физической картой Южной Америки, подпишите основные формы рельефа и объясните, почему вся территория материка окрашена тремя цветами (каждый цвет соответствует определённой форме рельефа).

-Пользуясь картой «Строения земной коры» и физической картой Южной Америки сравните строение и формы земной поверхности материка.
Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

(в рельефе материка выделяются горный запад и равнинный восток).

Почему на востоке материка преобладают равнинные формы рельефа, а на западе – горы?

(на западе – складчатый пояс, а на востоке – платформа).

«Геологические часы» отражают возраст земной коры Южной Америки.

Земная кора формировалась во все геологические эры за исключением ме­зозойской или средней эры. Древнейшим и древней эрам соответствует древ­няя Южно-Американская платформа и равнинный рельеф. Новой кайно­зойской эре соответствует область кайнозойской складчатости и горы Анды.

«Анды» (5 минут) Во время слайдов рассказ учителя.

Кадры фильма помогут вам хотя бы фрагментарно представить величие горной системы Анд, которая, проходит через всю Южную Америку. Горы формируются по линии схождения литосферных плит. Самая высокая вершина — гора Аконкагуа (6960 м).

Один из исследователей Южной Америки Ж. Дорст писал, что область Анд — «одно из самых чарующих зрелищ на Южно-Американском континенте. Путешественника завораживает театральное великолепие увенчанных снегами гор, вздымающихся над тропическими лесами. Натуралиста обуревает желание разга­дать тайну приспособления флоры и фауны к жизни на такой большой высоте. Археолог может изучать здесь следы великих цивилизаций, некогда процветавших в полной гармонии с суровы­ми условиями окружающей природы».

Пожалуй, немногие горы могут соперничать с Андами: это самая длинная горная система; мно­гие ее вершины значительно превышают 6000 м, а многочислен­ные вулканические кратеры лежат за пределами 5000 м, подоб­ных высот нет на других материках, и лишь Гималаи да еще несколько небольших по площади азиатских горных стран превос­ходят Анды по высоте; нигде, кроме Тибета, нет таких обширных, как здесь, высокогорных плато, лежащих в среднем на высоте 4000 м.

Землетрясения проис­ходят здесь так часто, что почти все города, расположенные в Андах, хотя бы однажды были полностью разрушены этой сти­хией.

После просмотра ролика проходит физкультурная минутка.

-Далее опускаемся с гор и попадаем на обширные просторы Амазонской низменности.

Равнинный рельеф востока Южной Америки представлен Оринокской, Амазонской, Ла-Платской низменностями и Бразильским, Гвианским плоско­горьями. Рельеф удобен для строительства, земледелия и т. п.

  • определить высоту низменности
  • что лежит в основании низменности?
  • какие полезные ископаемые встречаются?

Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.
Продолжаем движение к Атлантическому океану.
Выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья.

Учащиеся заполняют вторую часть опорного конспекта.

В размещении полезных ископаемых прослеживается и подтверждает­ся закономерность, а именно: горному рельефу в основном соответствуют магматические и метаморфические полезные ископаемые. Осадочные полез­ные ископаемые встречаются преимущественно на равнинах.

Горы там зовутся… (Анды)
В переводе эта твердь
Означает слово… (Медь)
Тут в былые времена
Прогибалась земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться
Иль на запад перебраться?

  1. Закрепление знаний.

Для закрепления знаний дополните текст, вставьте пропущенные слова.

2.Горы Анды образовались в зоне взаимодействия _______________________ и ______________________ литосферных плит.

4.Восток занят ___________________, а на западе __________.

5.Наиболее крупные низменные равнины — _____________________, ____________________ и _____________________.

6.Они соответствуют прогибам __________________.

7.Приподнятым участкам платформы – щитам – соответствуют _______________ и _______________ плоскогорья.

8.Западная часть материка – результат взаимодействия двух ___________________ плит.

9.Впадинам платформы соответствуют месторождения — ____________________.

10.Наивысшая точка Южной Америки ___________________.

источник

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571057/
  • http://resheba.me/gdz/geografija/8-klass/barinova/9
  • http://travelask.ru/questions/110547-ob-yasnenie-zavisimosti-raspolozheniya-krupnyh-form-reliefa
  • http://zdamsam.ru/b47135.html
  • http://studfiles.net/preview/6456806/page:47/
  • http://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po.html
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/10/02/prakticheskaya-rabota-ustanovlenie-vzaimosvyazey-tektonicheskih
  • http://zubstom.ru/docs/index-21249.html