Меню Рубрики

Загадки с ответами о полезных ископаемых

Развитие познавательной активности на уроках познания мира по теме «Полезные ископаемые»

Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, — он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В. А. Сухомлинский

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках познания мира.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать различные методические и дидактические приёмы в своей работе. Всю работу я провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые приёмы, работа со словарями и схемами, включаю в урок загадки, сказки, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших школьников.

Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.

Остановлюсь на некоторых видах учебных игр Кроссворды . Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

В школе не лежит без дела:

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

5. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком, расцветает от спички.

1. Если встретишь на дороге,

А сделаешь миску или вазу – Она понадобится сразу.

7. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

Ответы: по горизонтали – 1– гранит, 3– мел, 4– песок, 5– газ, 6– нефть, 8– руда; по вертикали – 1– глина, 2– известняк, 7– торф, 9– уголь.

2. Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.

Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.

Ребус — это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

Песок известняк газ уголь

Найди полезные ископаемые

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи. (Руда).

Красивы станут и заметны. ( Гранит).

Отгадайте, что же это. (Нефть)

6. Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Сам он — удобрение. (Известняк)

8. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

9. В воде родится, А воды боится. ( соль)

Дидактические игры природоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.

а) Словесная дидактическая игра 1. Игра «Да – нет» ( + или -) Ответь на мои вопросы и ставь “+”, если “Да” и “–” , если “Нет”.

1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (+)

2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (-)

3. Известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (-)

4. Каменный уголь применяют в качестве топлива. (+)

5. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (+)

6. Из нефти получают бензин.( +)

7. Песок и глина плотные горные породы? (-)

8. Гранит – горючее полезное ископаемое? (-)

9. Нефть залегает на поверхности земли? (-)

10. Из песка делают стекло? (+)

11. Наш организм может обходиться без соли? (-)

12. Горючесть- основное свойство природного газа? (+)

13. Гранит и мрамор хорошо полируются? (+)

14. Железо относится к группе черных металлов. (+)

15. Черные металлы выплавляют из железной руды. (+)

16. Цветные металлы притягиваются магнитом. (-)

17. Для получения алюминия добывают боксит. (+)

18. У металлов плохая теплопроводность. (-)

19. Все металлы обладают блеском. (+)

1. Горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата, бывает серого или темно-красного цвета. ( гранит) 2. Полезное ископаемое, хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета. ( нефть) 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.( каменный уголь) 4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. ( железная руда) 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. ( песок) 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. ( глина)

7. Это полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков ( известняк) 8. Это полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? ( природный газ) . 9. Гранит добывают в ( горах)

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, — это…..( полезные ископаемые ) . Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называется …….. ( месторождениями. ) Наша страна богата различными полезными ископаемыми.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Они необходимы в …………( строительстве ), например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: ………………………….. ( каменный уголь, нефть, природный газ.)
Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные …….. ( металлы). Из некоторых солей изготовляют удобрения. А каменную ……. (соль) человек использует для приготовления пищи.

5. Топографический диктант .

2. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого

3. Подпиши полезные ископаемые

1. Железо 2. Песок 3. Мрамор 4. Гранит 5. Нефть 6. Известняк

1.Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 2. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо».

3 . Образуется при разрушении гранита и кварца.

4. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?
5. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор.

6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. ( Нефть.)

Сюжетно-ролевые игры. Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. При изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» — шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как творческую задачу.

Шарады , в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом — слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились слова — названия полезных ископаемых.

ТИГР + НА = полезное ископаемое ( гранит)

СТЕНКИ + ВЯЗ = полезное ископаемое ( известняк)

ТЕНЬ + Ф = полезное ископаемое ( нефть)
ГОЛ + Ь + У = полезное ископаемое ( уголь)

Отгадайте рассказ-загадку, о каком полезном ископаемом говорится.
Каменный уголь
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Что это за полезное ископаемое?
По каким свойствам ты узнал каменный уголь? ( Каменный уголь чёрного цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий. Основное его свойство-горючесть. каменным углём отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства. На карте обозначается чёрным квадратом. )
Гранит
Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
О каком полезном ископаемом идёт речь?
Какими свойствами отличается гранит? ( Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата.)
Нефть “Я образовалась много миллионов лет назад из остатков растений и животных. Скучно и грустно мне жилось глубоко под землей, пока не освободили меня из заточения люди. У меня резкий запах, я густая маслянистая жидкость. Я теперь приношу много пользы”.

Заполни схему

Отрывок из рассказа «В Чёрном городе». Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала, твердела, а немного погодя, по ней можно уже было ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы уменьшить трение её частей. Внутри машины горел керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару. И керосин тоже получили из нефти. Высоко над нашими головами пролетел самолёт. По улице прошёл автобус. Моторы самолёта и автобуса работали на бензине. Мимо нас пробежал мальчик, играя в мяч. В магазине открылась дверь, и оттуда запахло духами. И бензин, и резиновый мяч, и духи, и шины автобусов, и мыло, и ещё много других нужных вещей изготавливают из нефти.

Читайте также:  Чем полезна тыква при сахарном диабете

1. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

( Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.)

2. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

( На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.)

3. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?» Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.

Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?

( Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор.)

4. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

(Так как добывается из-под земли.)

5. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

(От минералов, входящих в ее состав)

6. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

(Так как песок хорошо пропускает воду.)

7. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

(Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.)

8. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

(Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

9. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему? Почему глинистые почвы долго не просыхают?

(Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.)

10. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?

(Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.)

11. Почему песок незаменим в стекольном производстве? (Благодаря присутствию кварца.)

12. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?

( Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.)

13. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?

(Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.)

14. Почему гранит оставляет на стекле царапину? (Так как он тверже стекла.)

15. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

(В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина)

16. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых? ( Так как многие из них не возобновляются.)

Мультимедийные презентации. Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является создание мультимедийной презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными. Изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в тоже время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

источник

География для самых маленьких. Полезные ископаемые
Занимались по Доману с первого месяца жизни дочки и до четырех лет

источник

Урок-викторина по окружающему миру в 4-м классе «Обобщение материала «Горные породы и полезные ископаемые»» (по программе «Гармония»)

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания по темам: горные породы и полезные ископаемые.
  • Проверить знания понятий: горные породы, полезные ископаемые.
  • Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, пользоваться условными знаками распространённых полезных ископаемых.
  • Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них.

Форма проведения: урок — викторина

Оборудование: коллекция горных пород, карточки с заданиями, конверты с ключевым словом, название команд.

«Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим:» (А. Новаи)

— Прозвенел звонок, значит, начался урок. Чтоб уютным был наш класс, улыбнитесь мне сейчас.

— Мир камня сказочно интересен. Во многом засекреченный. Вся неживая природа выступает перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями — ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, поражают нас долговечностью, красотой. Наиболее красивые и драгоценные минералы сделались символом знатности и богатства. Но мы с вами должны понимать: (обсуждаются слова, взятые в качестве девиза). Именно, ваш ум и ваши знания помогут на уроке.

— Сегодня урок пройдёт в форме викторины, вы разделены на 4 команды, в каждой есть капитан.

Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.

(Команды: «Алмаз», «Жемчужина», «Малахитовая шкатулка», «Самоцветы». Каждая защищает, представляет своё название).

— Молодцы, ребята. Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, в конце урока, из которых нужно составить слово.

— Я буду задавать вопросы. Вы внимательно слушаете, обсуждаете 1 минуту и отвечаете.

Дайте определение горные породы.

  • Самый твёрдый природный минерал? (алмаз)
  • Минерал, который называют камнем плодородия? (апатит)
  • В каких состояниях встречаются полезные ископаемые? (жидкие, твёрдые, газообразные).

(по одному конверту получает каждая команда)

— Каждой команде даны информационные листы, вы в группах должны обсудить, выбрать самое главное. Один участник должен подготовить сообщение и рассказать его.

(сообщения о поваренной соли, о малахите, торфе, известняке).

— Молодцы, получите первый конверт, положите на середину стола, но не раскрывайте его.

— Каждой команде предлагаются образцы горных пород, вы должны назвать её и если сможете, то скажите несколько слов о ней.

(по одному конверту получает каждая команда)

4. Кроссворд «Полезные ископаемые»

— Каждая команда получает бланк — кроссворд. Вам нужно как можно быстрее разгадать кроссворд, чтобы получить конверт.

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.

Это мастep белый белый, —
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.

Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадёт — испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались — это:

Росли на болоте растения.
А теперь это топливо и удобрение.

Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета.
Он из зёрен состоит,
Называется:

Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.

На кухне y мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.

Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи.

(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)

(проводится с помощью учащихся)

— Вы получили карточки, где нужно соединить линией условный знак и название полезного ископаемого. Будьте внимательны!

(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)

— Вам нужно подготовить небольшое сообщение по учебнику, обсудить в команде: где и как применяют полезные ископаемые. (песок, глина, известняк, мрамор)

(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)

— Последнее задание — ребусы. Каждая команда получает по одному ребусу.

— Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (графит)

— Ребята, правильно, это графит, что вы знаете о нём? (выслушиваю ответы детей)

— Давайте подведём итог нашего урока.

— Что называют полезными ископаемыми, горными породами?

— Как вы думаете, безграничны ли запасы полезных ископаемых?

— Ребята, тогда нужно ценить и бережно относиться к богатствам земных недр.

— Вы очень хорошо поработали, теперь заполним листы самоконтроля в командах. (заполнили).

источник

1. В переводе с греческого название этого полезного ископаемого означает – непобедимый, непреодолимый. Это полезное ископаемое – самый драгоценный, самый твердый и один из самых редких камней на Земле. Он разрезает все на свете: стекло, любой камень, крепчайшую сталь, поэтому это полезное ископаемое широко используется в технике. (Алмаз.)

2. Название этой горной породы произошло от слова «гранум», что означает «зерно». В этой горной породе, действительно, хорошо заметны зерна трех минералов: кварца, полевого шпата, слюды.

Еще в древности эту горную породу использовали как строительный материал, из нее высекали скульптуры, облицовывали здания.

Именно из нее в Санкт-Петербурге сделаны колонны Казанского собора, портики Исаакиевского собора. Огромный гром-камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы. (Гранит.)

3. Это полезное ископаемое матовое, серовато-черного цвета. Оно пачкает руки, оставляет следы на бумаге. Но у него есть удивительные свойства. Оно выдерживает температуру в тысячи градусов, и в то же время изделия, изготовленные из него, не портятся от сильного охлаждения. Подобно металлу, оно проводит электричество. Используют его и в литейном деле. Из него изготавливают тигли, в которых плавится металл. Название этого полезного ископаемого произошло от слова «графо», что значит «пишу». Оно знакомо каждому. Из него делают стержни для карандашей. (Графит.)

4. Это полезное ископаемое – разновидность известняка. Оно широко применяется в строительстве. Издавна оно привлекало людей своей красотой и необыкновенными свойствами. Оно достаточно твердое, но его можно пилить, обрабатывать резцом, шлифовать и полировать. Древние греки высекали из него статуи, строили храмы. Многие станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета. (Мрамор.)

Если есть возможность, в ближайшее время можно посетить с учениками краеведческий музей. Рассказы экскурсоводов расширят знания школьников о добыче полезных ископаемых в родном крае, их использовании.

Урок 30. Растения твоего края

Задачи урока: познакомить учащихся с основными отраслями растениеводства родного края.

Читайте также:  Полезные свойства молока коровьего

Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта природных зон России, Красная книга России, Красная книга Края, гербарий растений родного края, выставка книг (материалы по краеведению).

Начиная урок, можно предложить школьникам определить положение своего края на карте природных зон и рассказать об особенностях неживой природы этой природной зоны.

Далее ученики, объединенные в группы по 4–5 человек, получают задание составить список растений (деревьев, кустарников, трав), которые встречаются в природе родного края. При коллективных (индивидуальных, групповых) формах работы учащиеся могут использовать любые дополнительные источники знаний: гербарий растений, справочники, Красную книгу России, Красную книгу края (если она есть), краеведческую литературу.

Закончив работу, ученики зачитывают и дополняют свои списки.

Следующая часть урока посвящается культурным растениям края. Ученики вслух по цепочке читают текст учебника на с. 137.

Особое внимание учеников советуем обратить на названия отраслей растениеводства:

· Полеводство – выращивание полевых культур. Главными полевыми культурами являются зерновые. Это пшеница, рожь, овес,

ячмень, кукуруза, гречиха, просо. К полевым культурам относят также технические культуры – картофель, лен, подсолнечник.

· Овощеводство – выращивание овощных культур. Например, капусты, лука, огурцов, томатов, моркови и др.

· Плодоводство – выращивание плодово–ягодных культур. В зависимости от природной зоны в крае могут расти яблони, груши, абрикосы, персики, смородина, малина, крыжовник и др.

· Цветоводство – выращивание цветочных культур: роз, гвоздик, георгинов, тюльпанов.

· Учитель акцентирует внимание детей на том, что отрасли растениеводства их края, как и любого другого, зависят от природных условий.

· Школьники составляют список культурных растений, которые выращиваются в их крае, называют отрасль растениеводства.

Урок 31.Отрасли животноводства твоего края и домашние животные

Задачи урока: познакомить учащихся с основными отраслями животноводства родного края. Выявить признаки, отличающие домашних животных от животных природной зоны.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта природных зон России, Красная книга России, Красная книга Края, гербарий растений родного края, выставка книг (материалы по краеведению).

Урок начинается с выполнения задания по цепочке. Школьникам предлагается по очереди перечислить домашних животных, которые живут рядом с ними. Ответы детей учитель записывает на классной доске. Затем он обращает внимание детей на список перечисленных животных. Учитель спрашивает, можно ли сказать, что все это животные относятся к животным нашей природной зоны.

В ходе дальнейшей беседы важно предупредить или исправить ошибки, которые нередко допускают школьники в письмах в клуб «Мы и окружающий мир». Часто дети к животным своей природной зоны относят волнистых попугайчиков, морских свинок, черепах, аквариумных рыбок и других животных, которые живут у них дома или в уголке живой природы в школе. Учитель подчеркивает, что эти животные никогда не обитали и не обитают в природных условиях в данной местности. Они завезены к нам из теплых стран, а сейчас живут

рядом с нами, не испытывая трудностей, которые выпадают на долю диких животных родного края. Люди обеспечивают своих питомцев пищей и жилищем в любое время года.

Далее учитель говорит, что в клуб « Мы и окружающий мир» приходят письма, в которых ученики рассказывают о породистых собаках, кошках, голубях, называют их породу, качества, отличающие от других пород. Эти животные выведены ради красоты, выносливости или других качеств. В дикой природе таких животных нет. Породистые животные, выведенные людьми, могут жить рядом с нами в любой природной зоне.

Учитель напоминает ученикам также, что люди до сих пор выводят много пород домашних животных, которых затем вы разводят в хозяйственных целях: для получения молока, мяса, шерсти, яиц, меда, перевозки грузов. В каждом крае нашей страны свои природные условия, а следовательно, и свои отрасли животноводства. Педагог предлагает ученикам перечислить известные им отрасли животноводства (птицеводство, свиноводство, пчеловодство, кролиководство, шелководство, оленеводство, коневодство, разведение рогатого скота и другие), и те, которые развиты в их родном крае.

Для расширения знаний учащихся по теме урока можно пригласить на урок специалистов сельского хозяйства.

Если есть возможность обеспечить детей дополнительной литературой о домашних животных, то можно попросить детей выступить с заранее подготовленными докладами.

Урок 32.Народные промыслы твоего края

Задачи урока: обобщить знания учащихся о народных промыслах своего края, познакомить их с историей возникновения и развития промысла в крае, с биографией известных в крае людей.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, выставка изделий народных промыслов своего края; выставка сувениров, изготовленных в разных регионах страны мастерами народных промыслов.

На урок можно пригласить родителей, которые помогали в организации выставки народных промыслов.

В начале урока учитель обращает внимание всех присутствующих на выставку, фотографии хохломской росписи и гжели (с. 140–141) и объявляет тему урока.

Затем все знакомятся с легендой карты народных промыслов (с. 142–143), которая помогает ученикам ознакомиться с названиями основных народных промыслов, которыми славятся разные регионы страны.

Затем учитель приглашает учащихся на выставку, подготовленную с помощью учащихся и их родителей. Несколько заранее подготовленных учащихся-экскурсоводов могут выступить с сообщениями для одноклассников о народных промыслах своего края.

Приводим некоторые из возможных сообщений.

Синие цветы гжели

Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называют «гжель», по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только по нашей стране, но и далеко за ее пределами. За что же гжель всем нравится? Чем она отличается? Прежде всего – своим необыкновенным цветом неба. Сами умельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее- синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. По белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает ее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись! Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще художники украшают фарфор диковинными птицами и картинками из народной жизни. Не только росписью, но и формой гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, сколько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Какая красивая блестящая шкатулка – загляденье! Никогда не скажешь, что эта шкатулка сделана из …бумаги. Эта бумага папье–маше называется, что в переводе с французского означает «жеваная, мятая бумага». Жеваную бумагу особо обрабатывают: прессуют, опускают в горячее льняное масло – и делается она твердой, как дерево. Шкатулку сделали – раскрасить надо. Покрыть черной краской снаружи, а внутри красной. Теперь главное: нанести на черную поверхность разноцветный узор, от которого засветится, засияет вся шкатулка. Такие шкатулки делают в Палехе. Палех – это старинное селение неподалеку от города Владимира. Палехские мастера знамениты на весь мир.

Холмогоры – маленький городок на берегу реке Северная Двина. Вырезают холмогорцы изделия из моржовой кости, которую в старину именовали «дорогим рыбьим зубом». Моржовая кость на Севере шла издавна на изготовление костяных пластин с мастерски вырезанным рисунком, ваз, шкатулок, ножей, книжных закладок. Из среды резчиков выделился и стал всемирно известным ваятель Федот Шубин, его скульптурные портреты и поныне украшают дворцы и музеи. Теперь моржовая кость считается редким и дорогим материалом.

Дымковская игрушка

«Свистунья» – так именовался старинный народный праздник в городе Вятке. Собирался народ на большой площади. У всех веселые, смеющиеся лица. Каждый бережно держит небольшую глиняную игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. Но игрушки эти особые: они одновременно и свистульки. Поэтому свист стоит на площади – летучий пронзительный свист с нежным горловым оттенком. Вот так праздник! А игрушки эти делали в Дымковской слободе, что неподалеку от города Вятки, на низком берегу реки Вятки. В Дымкове жили, да и сейчас живут замечательные мастера. Благодаря их трудам слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных расписных игрушек. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают. Смотри, какая красота!

Богородская игрушка

Всегда были на свете добрые игрушечники, придумывали для детей разнообразные потехи. Славятся исстари мастерами-игрушечниками и подмосковные земли.

Сохранилась от времени Петра I запись, в которой перечисляются деревянные резные игрушки, купленные в Москве: «Два коня два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, утка…»

Особенно известно село Богородское, где и поныне живут мастера – золотые руки. Умельцы гордятся своим мастерством и говорят: «Москва – столица страны, а мы, Богородск, – стольный град игрушек».

Возьмет умелец кусок дерева – глядишь, через несколько часов он превратится в быстроногого зайца, который удирает от охотника, или в лихого коня–скакуна. Но чаще всего вырезают богородские мастера косолапого Михаила Потапыча.

Роспись по дереву

Окрестности славного города Городца, что стоит на берегу Волги, – родина расписных прялок. Долгие часы проводили в старину женщины за прялкой. Донце прялки – нижняя доска – было разрисовано. Воет за стеной пурга, потрескивают дрова в печи, на окнах морозные узоры, а на прялке – летние цветы, солнце, красный возок мчат по дороге кони–птицы…

Прялку в деревне любили особенно. Прялка в доме – все равно что лошадь в поле. Лошадь – добытчица хлеба, прялка – одежды.

Славились едва ли не по всей Волге расписные прялки из славного города Городца. Что только не рисовали на прялках городецкие мастера! Диковинных зверей, чаепития, катанья на санях… А есть ли теперь умельцы в Городце? Есть, городецкие мастера делают и сегодня игрушки, тарелки-подарки, детские столы и стулья. А как же прялки? Неужели о них забыли? Нет, не забыли в Городце о старых прялках. И теперь прялочные донца расписывают, чтобы помнили люди о былой их красоте.

(По В.И. Осетрову «Краса ненаглядная»)

Примечание. Урок можно провести в местном краеведческом музее.

Урок 33.Заповедные места твоего края

Задачи урока: обобщить знания учащихся о заповедных местах своего края.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта природных зон России, литература о заповедных местах родного края, список заповедников, список национальных парков России.

В начале урока учитель рассказывает о значении охраняемых территорий для жизни человека. Напоминает, что к охраняемым территориям относят национальные парки, заповедники, заказники, отдельные памятники природы (например, столетние дубы), центры разведения исчезающих животных и растений (зоопарки, ботанические сады).

Затем учитель предлагает вспомнить заповедные места своего края, рассмотреть карту охраняемых территорий России (с. 146–147), легенду карты, и назвать те заповедники и национальные парки России, которые есть на этой карте. Учебная карта называет лишь 9 заповедников из 51 и 3 национальных парка из 7. Поэтому, если охраняемая территория вашего края не указана на этой карте, необходимо назвать ее ученикам и показать ее местоположение. Целесообразно объяснить ученикам, что заповедника (национального парка) нет на карте не потому, что он менее значим, чем указанные территории. Причина в другом. Если указать на карте все охраняемые в России территории, то легенда карты займет не менее пяти страниц учебника.

Читайте также:  Полезные ископаемые мира на карте

Однако можно к этому уроку подготовить список заповедников и национальных парков России, выделив цветом заповедные места края.

Заповедники: Алтайский, Астраханский, Байкальский, Баргузинский, Башкирский, Большехехецирский, Большой арктический, Буреинский, Волжско-Камский, Воронежский, Галичья Гора, Гыданский, Дальневосточный морской,Дарвинский, Даурский, Жигулевский, Зейский, Ильменский, Кавказский, Кандалакшский, Кедровая падь, Кивач, Командорский, Комсомольский, Костомукшский, Кроноцкий, Курильский, Лазовский, Лапландский, Малая Сосьва, Мордовский, Окский, Остров Врангеля, Печоро–Илычский, Приокско-Террасный, Путоранский, Сихотэ–Алинский, «Столбы», Таймырский, Тебердинский, Тунгусский, Уссурийский, Усть–Ленский, Ханкайский, Ханганский, Хоперский, Центрально-лесной, Центрально-черноземный, Южно-Уральский.

Национальные парки: Валдайский, Забайкальский, Куршская коса, Мещерский, Прибайкальский, Приэльбрусский, Сочинский.

Только после того, как учащиеся познакомятся с заповедными местами своего края, целесообразно организовать работу с текстом учебника.

Школьники читают статью о Дарвинском заповеднике и составляют план, по которому они смогут рассказать об этом удивительном заповеднике принадлежащим к трем областям: Тверской, Ярославской и Вологодской.

После самостоятельной работы один из учеников может зачитать план пересказа.

Последняя часть урока – самостоятельная работа. Дети пишут письма в клуб «Мы и окружающий мир», в которых рассказывают все, что им удалось узнать о заповедных местах своего края.

Примечание. В один из резервных уроков учитель может запланировать экскурсию в заповедник, заказник родного края. Экскурсию проводят работники заповедника. Перед ней педагог напоминает учащимся правила поведения, предлагает задание: записать в блокноты названия охраняемых растений и животных, которые дети увидят в ходе экскурсии.

источник

Сайт «Мама может все!» собрал самые интересные загадки про природу с ответами. Некоторые из них совсем легкие и с ними справятся ученики 1-4 классов, над другими придется поломать голову детям из 5-9 классов. Загадки про такие явления природы как: ветер, дождь, снег, затмение, молния и другие.

Крыльев нет, но я летаю.
Я незрим, неосязаем.
Но, как только осерчаю,
Берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)

Листья осенью летят,
Наступает… (листопад)

Не вода и не суша —
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото)

Если Луна Солнца свет закрывает,
То на Земле темнота наступает.
И это вот явление
Зовем мы все… (затмение)

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.(Вода)

Друг за другом ходят гномы:
На одном — кафтан зеленый,
В белый плащ другой одет,
Третий листья взял в букет,
А четвертый с солнцем дружит,
Ходит с зонтиком по лужам.
Водят за собой погоду,
Каждый гном тот — … (время года)

Висит в небе высоко,
Светит ярко, далеко.
Всех увидит, обогреет,
Темноту везде рассеет,
Прыгнет зайчиком в оконце.
Догадались? Это … (солнце).

Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется… (трава)

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (Молния)

Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями. (Дерево)

Им мы дышим, газы в нем.
Как его мы назовем? (Воздух)

Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того. (Кустарник)

Рукавичкой их ловлю
И смотрю на них, смотрю…
Как узорчатые льдинки,
С неба падают… (снежинки)

Пришла весна, мы ждем грачей,
А вдоль двора потек… (ручей)

Снежный тулуп на нем, валенки, иней,
Он ледяной, ну а сам он не стынет.
С него начинается год, календарь.
Скажите, какой это месяц? (Январь)

Несется вьюга вдоль дорог,
Ветра любого сдуют с ног.
Метель помчалась с вьюгой вдаль,
Уж ветреный пришел… (февраль)

Снег не тает, но чернеет,
Стало чуточку теплее.
Дан весенний славный старт.
Что за месяц это? (Март)

Бегут ручьи, сосульки тают,
Весна в свои права вступает.
А птиц заливистая трель
Нас извещает: вот… (апрель)

Солнце с неба не уходит,
Этот месяц к нам приходит.
Куртки поскорей снимай,
Наступает месяц… (май)

Ну, вот и лето прилетело.
Зазеленело все, запело.
На одуванчик белый дунь…
Сейчас цветет он. Ведь… (июнь)

На термометре жара,
Всюду зелена трава.
Загораем на песке,
Видно катер вдалеке.
Небо — словно синий тюль.
Ну а месяц тот — … (июль)

Лето близится к концу,
Уж грибов полно в лесу,
Под ногами веток хруст.
Что за месяц? Это… (август)

Спеют ягоды в лесах,
Зреют яблоки в садах.
Лето где-то позади,
Ты тепла уже не жди.
Небо сыплется дождем,
Месяц кличем… (сентябрем)

Пасмурно, серо, тоскливо,
Низкое небо уныло,
Птицы на юг улетают,
С дерева лист облетает,
Лужи у нас во дворе…
В месяце всё в… (октябре)

Последний месяц пред зимой,
Он очень нам знаком с тобой.
И первый снег, и холода,
На лужах корочка из льда.
Я месяц все равно люблю.
За снег спасибо… (ноябрю)

Этот месяц к нам идет,
С ним шагает Новый год,
И каникулы шагают.
Кто же месяц угадает?
Последний он в календаре.
Я говорю о… (декабре)

С неба льет поток воды,
Мокнут люди и сады,
Мокнут все дома и двор,
Мокнет пес цепной Дозор.
Что такое? Что случилось?
Небо, может, прогневилось?
Вывод делать подожди,
Просто третий день… (дожди)

Грохочет в небе голубом
Раскатистый июньский… (гром)

Им мы дышим, газы в нем.
Как его мы назовем? (Воздух)

Каждый цвет друг перед другом встал
И ее одну разрисовали.
Только-только дождик перестал,
В небе мы красавицу узнали.
Разноцветная она дуга.
Называется дуга та… (радуга)

Дождь все утро моросил,
Только стих, я поспешил
На прогулку поскорей,
Чтоб увидеть всех друзей.
Ничего, что по дороге
Сразу промочил я ноги.
Во дворе с друзьями дружно
Вместе мерили мы… (лужи)

Дождь моросил,
Ночь настала, и вот —
Лужи замерзли,
Везде… (гололед)

Сами гнезда они вьют
И заливисто поют.
Могут быстро в небо взвиться.
Кто же это? Это… (птицы)

Он и летом, и зимой —
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему идти —
Он все будет впереди. (Горизонт)

Бежит по равнине река,
Красива она, глубока.
Откуда бежит этот шумный поток?
Начало реки называют… (исток)

Там, где реку море впустит,
Называют, дети,… (устье)

Он летит с обрыва вниз,
О камни разбивается.
Громче зверя он ревёт,
И в пену превращается.(Водопад)

Белая крупа усыпала весь двор.
Может быть, ее всю собрать ведром?
Нет, того не выйдет — лишь ее возьмешь,
Сразу исчезает так, что не найдешь.
Той крупе волшебной я был очень рад.
Рассказал ребятам, что такое… (град)

На улице метет листву
И в воздух мусор поднимает.
Опять по нашему двору
Никто сегодня не гуляет.
Все говорят, что непогода,
Что вновь бушует мать-природа.
Сдует с ног, ты не пройдешь и метра.
Что за силища такая? Сила… (ветра)

Летом долго шли дожди,
Льды и снег в горах сошли,
Вышла речка с берегов,
Огородов и садов.
Не найти — кругом вода.
Людям горе да беда.
Все в воде и, без сомненья,
Наступило… (наводненье)

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.(дерево)

Ночь спустилась на землю,
Темноту привела.
Светят звёзды на небе,
Да мерцает … (луна).

Раскаленный шар из газа,
В небе он заметен сразу,
Дарит нам тепло и свет,
Без него и жизни нет. (Солнце)

Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь? (Дождь)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.(Радуга)

Что такое, не пойму?
То во сне иль наяву?
Дом не виден, дуб в реке,
Все как будто в молоке.
Сказка это? Сон? Обман?
Это утренний… (туман)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки. (Облака)

От воды он шире станет
И расти не перестанет.
Яма выросла большая,
Будто постарался маг.
Он полям, садам мешает,
А зовут его… (овраг)

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

Мне подружка рассказала,
Что равнин везде немало.
Больше нету ничего,
Лишь трава, кустов полно.
Разговоры эти — вздор,
Есть в ландшафтах много… (гор)

Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

Горы идут подряд,
Получается горный ряд.
Знаешь, наверное, ты,
Что эти ряды — … (хребты)

Стоит старик над водой,
Качает бородой. (Камыш )

Есть опасная гора,
Может вдруг ожить она.
Дымом, пламенем дышать,
Магму может извергать.
Люди в мире разных стран
Знают, что она — … (вулкан)

Стоит Антошка
На одной ножке,
Сам маленький,
А шляпа большая. (Гриб)

Запомните, дети:
Терпенье и труд
Помогут создать
Искусственный… (пруд)

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)

Здесь кикимора живет,
Кто наступит — пропадет.
Нет тут суши, только тина,
Ноги вязнут по трясине.
В книжках — дом для бегемота.
Догадались? То… (болото)

Никто ее не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

Весна пришла, не топят уж печей,
И вдоль полей бежит, журча,… (ручей)

Стоят столбики белены,
На них шапочки зелены. (Березы)

Самый верхний слой земельный.
В ней растут трава, деревья,
Плодородием обладает,
Как ее все называют? (Почва)

Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья )

Осенью идут дожди,
Осенью тепла не жди.
Летом жуткая жара,
Душ спасет тебя едва.
В декабре снега идут,
А весною ливни льют.
У любого время года
Характерная… (погода)

Это облако темного цвета,
Зимой может быть и летом.
Когда оно в небе явится,
Что-нибудь да случается.
Может снег вдруг пойти, град.
Отчего? Кто же в том виноват?
Погода без облака лучше,
Ведь темное облако — … (туча)

В огне не горит,
В воде не тонет. (Лед)

Он пушистый, белый-белый.
То не зверь, не человек.
Он зимою то и дело
Сыплется на землю. (Снег)

Белая морковка
Зимой растет. (Сосулька )

Ноги промочил с утра —
Мокрая была трава.
Дождь не шел, а сыро всюду.
Что такое? И откуда?
Эта в капельках вода
Называется… (роса)

По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна)

Вода испаряется из водоема,
Потом выпадает на землю дождем.
Она попадает в моря и озера
И вновь испаряется солнечным днем.
Это явленье — движение вод —
В природе зовется… (круговорот)

Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)

Пять царств, в которых организмов много,
Мы называем матушкой-… (природой)

Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся. (Река и берега)

Птицы спят в нем и живут,
Яйца здесь свои несут.
Из веток сделано жилье
И называется… (гнездо)

Красные, черные глазки видны,
Значит, уже подоспели они.
Спрятались в травке, притихли и ждут,
Когда на варенье их всех соберут. (Ягоды)

По какой дороге
Полгода ездят
И полгода ходят? (Река)

Водная большая гладь,
Берегов не отыскать.
То не речка и не море,
В нем в сотни раз воды поболе. (Океан)

источник

Источники:
  • http://club.umnitsa.ru/forum/geografiya-dlya-samykh-malenkikh-poleznye-iskopaemye
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580616/
  • http://megaobuchalka.ru/11/20103.html
  • http://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-prirodu-s-otvetami-80-luchshix.html