Меню Рубрики

Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных

Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности.

В размещении крупных форм рельефа есть определенные закономерности. Выступы материков соответствуют материковой земной коре, а в областях распространения океанической коры лежат впадины, заполненные водой океанов. Большие равнины соответствуют древним участкам литосферных плит — платформам. Горные складчатые области, глубоководные желоба на дне океана расположены на границах плит литосферы.
Общую закономерность можно считать установленной: чем крупнее форма рельефа, тем больше роль эндогеных процессов в ее формировании. Тот рельеф, который мы видим на физической карте мира, создан в основном эндогенными процессами. Экзогенные создают детали, небольшие формы, которым горы и равнины обязаны своей неповторимостью, своим многообразием.

Формы, созданные преимущественно эндогенными процессами, называют тектоническими, или эндогенными, формами. В расположении крупных форм рельефа, созданных эндогенными процессами, зональность не проявляется; распространение средних и малых форм рельефа, образованных экзогенными процессами, в значительной мере подчинено закону зональности.

Формы рельефа, созданные в основном внешними процессами, называют экзогенными формами.
Все pазнообpазие фоpм pельефа на земной повеpхности — pезультат сложного взаимодействия pазнообpазных эндогенных и экзогенных пpоцессов, неpавномеpно пpоявляющихся во вpемени и в пpостpанстве. Но главная особенность pельефообpазования состоит в том, что эндогенные и экзогенные пpоцессы действуют непрерывно и одновpеменно; в какое-то вpемя могут сильнее пpоявляться одни, в дpугой пеpиод — дpугие, но действие обеих гpупп пpоцессов не пpекpащается.

Нередко недра Земли влияют на рельефообразование не непосредственно, путем движений земной коры, а путем пассивного воздействия на экзогенные процессы: рыхлые, сравнительно мягкие породы легко разрушаются выветриванием и уносятся водой, ветром, ледниками; а прочные, устойчивые породы не только сами меньше разрушаются, но нередко прикрывают, бронируют лежащие под ними менее устойчивые слои. Так образуются структурные формы рельефа, которые непосредственно созданы экзогенными процессами, но во многом обусловлены строением, структурой земной коры.

Размер и размещение крупных и крупнейших форм рельефа зависят от возраста, строения и размещения крупных тектонических структур, то есть участков земной коры. Равнины расположены на платформах, а в подножия гор лежат геосинклинали (складчатые области). Платформа — это большие малоподвижные и слабо расчлененные участки земной коры. Геосинклинали — большие подвижные и сильно расчлененные участки земной коры.
На территории большинства стран встречаются различные по масштабам формы рельефа.
Горы (горные страны, горные системы) — крупные, высоко поднятые и сильно расчлененные участки земной поверхности. Они образуются от взаимодействия внутренних и внешних процессов. По происхождению горы делятся на две группы:

1) вулканические

2) тектонические.
Горные хребты — линейно вытянутые поднятия с четко выраженными склонами и гребнем. Снижение между отдельными частями горного хребта называются седловинами, низкие и широкие из них используются как перевалы. Пересечение двух или нескольких горных хребтов называется горным узлом.
Горные страны состоят из нескольких горных хребтов и между-горных долин и котловин, которые их разделяют.
Нагорье — большое горное поднятие с единственной складчатой основой.
Горы тектонического происхождения делятся на складчатые, складчато-глыбовые и глыбовых-складчатые. В зависимости от времени возникновения (по возрасту) горы разделяют на молодые, средние и старые. Это ярко проявляется в разнице высоты гор: высокие (свыше 2000 м) — молодые и омоложенные; средние по высоте (1000 — 2000 м) — средние и по возрасту, а старые горы — низкие (до 1000 м), сильно разрушены. Однако довольно часто встречаются исключения. Определить примерный возраст гор достаточно легко с тектонической картой. Молодые горы, как правило, — складчатые, средние и старые — складчато-глыбовые и глыбовых-складчатые. Морфоструктур включает состав и характер простирания горных хребтов, их взаиморасположение и высоту.
Морфоскульптуры включает характер вершин (гребнеподибни, остроконечными, округлые, плоские и т.п.), склонов (пологие, крутые, отвесные), межгорных котловин и перевалов (седловин и горных проходов), пещер.
С внутренними (эндогенными) процессами, к которым относятся медленные колебания, землетрясения и вулканизм, связаны не только возникновение значительных форм рельефа, но и постоянные изменения земной поверхности. Медленные колебательные движения происходят везде и постоянно. Землетрясения — резкие, значительные колебания, часто с оползнями земной поверхности. Сила землетрясений измеряется в баллах. Землетрясения часто возникают у молодых складчатых горах.
Вулканизм — извержение магмы (лавы), воды, кипит, или грязи на поверхность. Два последних вида вулканов называются соответственно гейзерами и грязевыми вулканами.
Равнины также различаются высотой и возрастом. В основе большинства равнин лежат платформы. Возраст платформы влияет на высоту и возраст равнины. Молодым платформам (плитам) соответствуют обычно молодые равнины (до 200 м) — низменности; средним по возрасту платформам соответствуют средние по возрасту равнины (до 500 м) — возвышенности; древним платформам соответствуют старшие и высокие равнины (свыше 500 м) — плоскогорье .
Плато — высокие, ровные или слаборасчлененная участки равнин, нагорий и гор, в основе которых лежат выступления кристаллического фундамента. Чаще плато встречаются на плоскогорьях. Происхождение и возраст равнин можно определить по тектонической карте. Молодые равнины сложены преимущественно мягкими, рыхлыми осадочными породами (пески, глины, соли, известняки и др.). На старых равнинах преобладают метаморфические и магматические горные породы (сланцы, конгломераты, песчаники, граниты, гнейсы и др.).. На возвышенностях встречаются метаморфические и осадочные породы, а магматические значительно реже.

Средние и малые формы рельефа формируются под влиянием внешних (экзогенных) процессов, к которым относятся выветривания (эрозия, абразия, денудация, аккумуляцияи др.).

Выветривание — совокупность внешних природных процессов, вызывающих разрушения горных пород. Различают два основных вида выветривания — физическое и химическое, которые являются следствием деятельности наземных вод, ледников, ветра, подземных вод, прибойной волны на морских побережьях и т.д.. Под действием воды образуются такие эрозионные формы рельефа, как овраги, балки, речные долины, дельты рек и аллювиальные равнины. В результате деятельности древних ледников образовались озерные котловины, моренные гряды и холмы, моренные (ледниковые) и водно-ледниковые (зандровые) равнины. Под действием современных горных ледников образуются казни, троги, цирки и т.п.. Под действием ветра образуются барханы, дюны, останцы, пещеры и др.. Под действием прибойной волны образуются абразионные равнины на морских побережьях, часто составлены морским песком или галькой. Под действием подземных вод образуются карстовые формы рельефа: воронки, колодцы, пещеры (со сталактитами и сталагмитами). Средние и малые формы рельефа сформированы преимущественно осадочными горными породами, за исключением останцев.

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 1481 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

План-конспект урока по географии (7 класс) по теме:
Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.

Учитель географии МАОУ СОШ № 7

ст.Полтавской Краснодарского края

Тема урока : ПЛАНЕТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ КРУПНЫХ

ФОРМ РЕЛЬЕФА И МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

Цель урока : познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.

предметные: сформированность представлений о планетарных формах рельефа, тектонических структурах и закономерностях залегания полезных ископаемых;

Коммуникативные: формирование умений работать в группах

Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Познавательные: умение проводить рефлексию своих действий.

Настенные карты «Строение земной коры», «Физическая карта мира»

Презентация, мультимедийный проектор, электронный учебник «география 6-9 кл»

Методическое оснащение: И.В.Душина «География 7 класс», учебник

Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала:

— Назовите типы земной коры

Чем отличаются материковая и океаническая земная кора

Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните этот факт.

Покажите на карте места расхождения литосферных плит.

Приведите примеры столкновения литосферных плит.

«Ученые с пристальным вниманием изучают дно Красного моря. Установлено, что в прибрежных районах здесь очень тонкая материковая земная кора, во многих местах иссеченная трещинами. В расселинах посреди моря – очень молодая земная кора: её возраст не более 5 млн.лет. О чем свидетельствует этот факт?»

«В 1968 г американским ученым удалось взять пробы грунта вдоль СОХ. Они установили, что возраст пород различен: чем дальше от оси хребта, тем…. Вставьте пропущенное слово и объясните.

Изучение нового материала. Познавательная задача:

Заполнить схему: Рельеф Выступы материков

? в падины океанов— . ( слайд3)

Рельеф сформировался под взаимодействием внутренних и внешних сил. Приведите примеры.

А) Работа со схемой «Образование равнин» (слайд ). Записать в тетрадь основные понятия.

ПЛАТФОРМА –древний устойчивый участок Земной коры.

ПЛИТА – молодой устойчивый участок земной коры.

Платформам соответствуют равнины, возвышенные или столовые. Привести пример по карте.

Б) Работа со схемой «Образование старых(средних, молодых гор). Примеры по карте.

СКЛАДЧАТЫЕ ОБЛАСТИ — активный, подвижный участок земной коры.

Работа с атласом: Горы делятся по возрасту, высоте. Привести примеры гор.

Область древнейшей складчатости – байкальской (каледонской)-горы Забайкалья, Бразил.плоск.

Область древней складчатости – герцинской- Аппалачи, Урал, Большой Водораздельный хребет

Область средней складчатости – мезозойской-Кордильеры, Гималаи, горыСеверо-Востока Сибири( Верхоянский хр., хр.Черского, колымское нагорье), Сихотэ-Алинь.

Область новой и новейшей складчатости. – кайнозойской-Анды, Горы и нагорья Альпийско-Гималайского пояса, Срединный хребет на Камчатке…)

Проблемный вопрос : Почему ОЗК превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли). Почему горы превращаются в равнины?

Познавательная задача : Привести примеры внутренних (внешних) сил, формирующих рельеф (слайды)

-Из чего состоит земная кора? В чем отличие понятий- горная порода и полезные ископаемые?

-Вспомните типы происхождений полезных ископаемых. (слайд)

Работа в группах : Каждая группа определяет закономерность размещения полезных ископаемых на платформах, плитах, в складчатых поясах.

Оценивание первичных успехов : Практическая работа . Описать рельеф Южной Америки по плану ( слайд)

Назвать основные формы рельефа материка.

На какой тектонической структуре находится материк?

Возраст и свойства этой структуры.

С какими структурами и как взаимодействует, что при этом происходит?

Какие формы рельефа соответствуют тектоническим структурам Юж.Америки?

Какими полезными ископаемыми богат материк, каковы особенности их залегания.

Домашнее задание – учить параграф, закончить дома практическую работу.

Индивидуальное задание – Что такое «терриконы»?

Сообщение о самой глубокой скважине на Земле.

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.

Методическое обеспечение раздела учебного плана «Как образуются месторождения полезных ископаемых» дополнительной образовательной программы «Юный геолог-эколог».

Данная прктическая работа развивает картографические навыки (умение определять объект по заданным географическим координатам, умение использовать карты различной тематики для получения информации об о.

Цель урока: Формирование знаний учащихся об особенностях рельефа и полезных ископаемых материка Африка.Задачи: — обучающие: обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний об особенностях рельефа А.

Данный тест можно использовать как при закреплении темы так и при проверке домашнего задания.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”Зад.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”Зад.

источник

Подробное решение параграф § 10 по географии для учащихся 7 класса, авторов Душина И.В., Смоктунович Т.Л. 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 7 класс можно найти тут

1. Что такое платформа?

Платформа – малоподвижные обширные участки земной коры с двухъярусным строением.

2. Какие внутренние и внешние процессы изменяют рельеф? Приведите примеры.

На формирование рельефа влияют:

деятельность литосферных плит, то есть расхождение и столкновение; при расхождении литосферных плит образуются такие формы рельефа как хребты, впадины;

при столкновении — горы, нагорья и т.д.

а) деятельность животных (создание, например, плотин бобрами)

в) вымывание (образование оврагов)

г) ледники (и таяние ледников повышает уровень моря ,а те в свою очередь затапливают земли и т.д.)

Читайте также:  Чем полезна дыня торпеда для организма

д) морской прибой (изменение береговой линии)

3. Что называют полезными ископаемыми?

Полезными ископаемыми называют всё, что добывают из недр земли — газ, уголь, нефть, газ и т.д.

4. На какие группы и по каким признакам можно разделить полезные ископаемые?

Полезные ископаемые делятся на твердые (уголь, руда, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (природные горючие и инертные газы).

Вопросы и задания после параграфа

1. С какими процессами связано образование магматических, с какими – осадочных полезных ископаемых?

Магматические горные породы — горные породы, сформировавшиеся в результате остывания прорвавшегося в слои земной коры или на земную поверхность вещества мантии.

Осадочные горные породы — горные породы, существующие и образующиеся в результате накапливания на дне древних океанов, рек, озёр, болот, образуя пластовые залежи во вмещающих их осадочных породах. А попадают они туда путём выветривания, разрушения различных горных пород, химического и механического выпадения осадка из воды, жизнедеятельности организмов или всех процессов одновременно.

2. Установите по карте, месторождения каких полезных ископаемых размещаются на равнинах и в складчатых горных поясах.

Титановые руды, железные руды, нефть и природный газ.

3. Приведите примеры территорий, где рядом расположены месторождения полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения.

Недра Азербайджана, Урала содержат ценные полезные ископаемые: нефть и природный газ, медную руду и золото.

4. Приведите примеры месторождений полезных ископаемых, имеющихся в вашей местности. С какими породами связаны эти месторождения?

Урал — целая кладовая разнообразных ископаемых. Удивительное сочетание полезных ископаемых объясняется сложной геологической историей, которую пережил Урал.

При внедрении магматических пород осадочные толщи изменялись под воздействием высоких температур и давлений.

Так возникли разные минералы и многие руды, которые под действием размыва, выветривания гор оказались близко расположенными к поверхности или обнажились.

Основу уральской металлургии составляют руды черных металлов.

Самые ценные из них — магнитные железняки (магнетиты). На Среднем Урале месторождения магнитных железняков имеются в районе Кушвы, Нижнего Тагила, Первоуральска, Качканара.

Богат Средний Урал рудами цветных, благородных и редких металлов. Месторождения медноколчеданной руды расположены в Красноуральске, Кировограде, Дегтярске.

Есть на Урале много месторождений редких металлов: золота (Березовское месторождение, долины рек Тура, Салда, Тагил), платины (долины рек Лобва, Косья, Тагил).

В советское время открыты на Урале алюминиевые руды – бокситы.

5. Люди каких профессий занимаются разведкой и добычей полезных ископаемых?

Разведкой и добычей полезных ископаемых занимаются геологи. Геолог занимается поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры.

6. Предположите, в каких рельефообразующих процессах проявляется закон зональности.

Этот закон проявляется в эндогенных и экзогенных процессах.

Эндогенные (внутренние) процессы представляют собой процессы, которые возникают в недрах Земли. Благодаря этим процессам образуются горные породы. Например: тектоника, землетрясения (сейсмика), метаморфизм.

Экзогенные (внешние) процессы разрушают эндогенные процессы. Примером является: работа подземных и поверхностных вод, рек, морей, озер, ветра. Вследствие этого идет разъедание горных пород.

7. Сопоставьте картосхему (рис.44) и физическую карту атласа и установите, на каких территориях материков расположены месторождения нефти, на каких – угля.

Наибольшие скопления каменного угля наблюдаются на территории Северной Америки и Азии, а бурого угля – Европы. Большое количество месторождений находится в Китае, Индонезии, северных районах России. Из этого следует, что большая часть угольных бассейнов и месторождений находится в северном полушарии. В южном полушарии бассейны каменного угля находятся на территории Австралии, ЮАР, Бразилии, а бурого угля – только в Бразилии и Перу. Угольных месторождений здесь тоже на порядок меньше, в отличие от северного полушария. Все это говорит нам о том, что активное угленакопление во все периоды исторического развития было характерно именно для материков северного полушария.

Крупнейшие месторождения нефти расположены в районе Персидского и Мексиканского заливов, Каспийского и Северного морей, в Западной Сибири, в Северной Африке.

источник

«Строение поверхности, закономерность и размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

«СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Перязева Ирина Александровна,

Урок № 35 по географии в 7 классе.

Тема: «Строение поверхности, закономерность и размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

Цели урока:

  1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.
  2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, сопоставление географических карт, работать с опорными конспектами.
  3. Развивать любознательность, интеллект, интерес к предмету.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

  1. Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку

    1. Проведение географического диктанта с нанесением на контурную карту географических объектов .
  1. м. Париньяз
  1. Огненная Земля
  1. Карибское море
  1. Панамский канал
  1. Малые Антильские о-ва
  1. м. Кабу-Бранку
  1. Магелланов пролив
  1. течение
5. Перуанское течение
  1. пролив Дрейка

Условие игры: на доске написаны высказывания. Каждое высказывание имеет свою букву. Учащиеся выбирают высказывания, тем самым открывая букву.

Берега Южной Америки сильно изрезаны А
Панамский канал – это условная граница между Северной и Южной Америкой Р
Южная Америка расположена в западном полушарии Е
Край южной точки Южной Америки – м. Йорк И
Вместе с Северной Америкой Южная Америка образует единую часть света. Л
По величине она занимает четвертое место среди других материков. Ь
Территория Южной Америки похожа на

огромный треугольник, суживающий к северу.

О
Этот материк пересекается как экватором Е
Честь открытия Южной Америки в 1498 году Принадлежит Америго Веспуччи К
Экспедицию под руководством А. Гумбольта на материк называли «вторым открытием Америки» Ф

Итак, мы открыли ключевое слово «рельеф».

Как вы ребята уже догадались, что на этом уроке будем изучать рельеф.

    1. Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего урока: «Рельеф и полезные ископаемые»

Приступая к изучению нового материала мы должны

Знать:

  1. Особенности рельефа Южной Америки;
  2. Причины, обусловившие эти особенности;
  3. Характеристику отдельных частей материка;
  4. Особенности распространения полезных ископаемых.

Уметь:

  1. Работать с источником знаний;
  2. Устанавливать причинно-следственные связи между тектонической, рельефом и полезными ископаемыми;
  3. Делать выводы и обобщения.

Почему изучение любой территории начинается с рельефа?

(так как рельеф влияет на климат, реки, растительность и т.д.)
Каждому учащемуся, раздаётся карта Южной Америки, ученики вклеивают её в тетрадь.

-Пользуясь физической картой Южной Америки, подпишите основные формы рельефа и объясните, почему вся территория материка окрашена тремя цветами (каждый цвет соответствует определённой форме рельефа).

-Пользуясь картой «Строения земной коры» и физической картой Южной Америки сравните строение и формы земной поверхности материка.
Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

(в рельефе материка выделяются горный запад и равнинный восток).

Почему на востоке материка преобладают равнинные формы рельефа, а на западе – горы?

(на западе – складчатый пояс, а на востоке – платформа).

«Геологические часы» отражают возраст земной коры Южной Америки.

Земная кора формировалась во все геологические эры за исключением ме­зозойской или средней эры. Древнейшим и древней эрам соответствует древ­няя Южно-Американская платформа и равнинный рельеф. Новой кайно­зойской эре соответствует область кайнозойской складчатости и горы Анды.

«Анды» (5 минут) Во время слайдов рассказ учителя.

Кадры фильма помогут вам хотя бы фрагментарно представить величие горной системы Анд, которая, проходит через всю Южную Америку. Горы формируются по линии схождения литосферных плит. Самая высокая вершина — гора Аконкагуа (6960 м).

Один из исследователей Южной Америки Ж. Дорст писал, что область Анд — «одно из самых чарующих зрелищ на Южно-Американском континенте. Путешественника завораживает театральное великолепие увенчанных снегами гор, вздымающихся над тропическими лесами. Натуралиста обуревает желание разга­дать тайну приспособления флоры и фауны к жизни на такой большой высоте. Археолог может изучать здесь следы великих цивилизаций, некогда процветавших в полной гармонии с суровы­ми условиями окружающей природы».

Пожалуй, немногие горы могут соперничать с Андами: это самая длинная горная система; мно­гие ее вершины значительно превышают 6000 м, а многочислен­ные вулканические кратеры лежат за пределами 5000 м, подоб­ных высот нет на других материках, и лишь Гималаи да еще несколько небольших по площади азиатских горных стран превос­ходят Анды по высоте; нигде, кроме Тибета, нет таких обширных, как здесь, высокогорных плато, лежащих в среднем на высоте 4000 м.

Землетрясения проис­ходят здесь так часто, что почти все города, расположенные в Андах, хотя бы однажды были полностью разрушены этой сти­хией.

После просмотра ролика проходит физкультурная минутка.

-Далее опускаемся с гор и попадаем на обширные просторы Амазонской низменности.

Равнинный рельеф востока Южной Америки представлен Оринокской, Амазонской, Ла-Платской низменностями и Бразильским, Гвианским плоско­горьями. Рельеф удобен для строительства, земледелия и т. п.

  • определить высоту низменности
  • что лежит в основании низменности?
  • какие полезные ископаемые встречаются?

Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.
Продолжаем движение к Атлантическому океану.
Выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья.

Учащиеся заполняют вторую часть опорного конспекта.

В размещении полезных ископаемых прослеживается и подтверждает­ся закономерность, а именно: горному рельефу в основном соответствуют магматические и метаморфические полезные ископаемые. Осадочные полез­ные ископаемые встречаются преимущественно на равнинах.

Горы там зовутся… (Анды)
В переводе эта твердь
Означает слово… (Медь)
Тут в былые времена
Прогибалась земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться
Иль на запад перебраться?

  1. Закрепление знаний.

Для закрепления знаний дополните текст, вставьте пропущенные слова.

2.Горы Анды образовались в зоне взаимодействия _______________________ и ______________________ литосферных плит.

4.Восток занят ___________________, а на западе __________.

5.Наиболее крупные низменные равнины — _____________________, ____________________ и _____________________.

6.Они соответствуют прогибам __________________.

7.Приподнятым участкам платформы – щитам – соответствуют _______________ и _______________ плоскогорья.

8.Западная часть материка – результат взаимодействия двух ___________________ плит.

9.Впадинам платформы соответствуют месторождения — ____________________.

10.Наивысшая точка Южной Америки ___________________.

источник

1. Что такое платформа?

Платформа – малоподвижные обширные участки земной коры с двухъярусным строением.

2. Какие внутренние и внешние процессы изменяют рельеф? Приведите примеры.

На формирование рельефа влияют:

деятельность литосферных плит, то есть расхождение и столкновение; при расхождении литосферных плит образуются такие формы рельефа как хребты, впадины;

при столкновении — горы, нагорья и т.д.

а) деятельность животных (создание, например, плотин бобрами)

в) вымывание (образование оврагов)

г) ледники (и таяние ледников повышает уровень моря ,а те в свою очередь затапливают земли и т.д.)

д) морской прибой (изменение береговой линии)

3. Что называют полезными ископаемыми?

Полезными ископаемыми называют всё, что добывают из недр земли — газ, уголь, нефть, газ и т.д.

4. На какие группы и по каким признакам можно разделить полезные ископаемые?

Полезные ископаемые делятся на твердые (уголь, руда, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (природные горючие и инертные газы).

Вопросы и задания после параграфа

1. С какими процессами связано образование магматических, с какими – осадочных полезных ископаемых?

Магматические горные породы — горные породы, сформировавшиеся в результате остывания прорвавшегося в слои земной коры или на земную поверхность вещества мантии.

Осадочные горные породы — горные породы, существующие и образующиеся в результате накапливания на дне древних океанов, рек, озёр, болот, образуя пластовые залежи во вмещающих их осадочных породах. А попадают они туда путём выветривания, разрушения различных горных пород, химического и механического выпадения осадка из воды, жизнедеятельности организмов или всех процессов одновременно.

2. Установите по карте, месторождения каких полезных ископаемых размещаются на равнинах и в складчатых горных поясах.

Читайте также:  Вкусный и полезный завтрак для школьника

Титановые руды, железные руды, нефть и природный газ.

3. Приведите примеры территорий, где рядом расположены месторождения полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения.

Недра Азербайджана, Урала содержат ценные полезные ископаемые: нефть и природный газ, медную руду и золото.

4. Приведите примеры месторождений полезных ископаемых, имеющихся в вашей местности. С какими породами связаны эти месторождения?

Урал — целая кладовая разнообразных ископаемых. Удивительное сочетание полезных ископаемых объясняется сложной геологической историей, которую пережил Урал.

При внедрении магматических пород осадочные толщи изменялись под воздействием высоких температур и давлений.

Так возникли разные минералы и многие руды, которые под действием размыва, выветривания гор оказались близко расположенными к поверхности или обнажились.

Основу уральской металлургии составляют руды черных металлов.

Самые ценные из них — магнитные железняки (магнетиты). На Среднем Урале месторождения магнитных железняков имеются в районе Кушвы, Нижнего Тагила, Первоуральска, Качканара.

Богат Средний Урал рудами цветных, благородных и редких металлов. Месторождения медноколчеданной руды расположены в Красноуральске, Кировограде, Дегтярске.

Есть на Урале много месторождений редких металлов: золота (Березовское месторождение, долины рек Тура, Салда, Тагил), платины (долины рек Лобва, Косья, Тагил).

В советское время открыты на Урале алюминиевые руды – бокситы.

5. Люди каких профессий занимаются разведкой и добычей полезных ископаемых?

Разведкой и добычей полезных ископаемых занимаются геологи. Геолог занимается поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры.

6. Предположите, в каких рельефообразующих процессах проявляется закон зональности.

Этот закон проявляется в эндогенных и экзогенных процессах.

Эндогенные (внутренние) процессы представляют собой процессы, которые возникают в недрах Земли. Благодаря этим процессам образуются горные породы. Например: тектоника, землетрясения (сейсмика), метаморфизм.

Экзогенные (внешние) процессы разрушают эндогенные процессы. Примером является: работа подземных и поверхностных вод, рек, морей, озер, ветра. Вследствие этого идет разъедание горных пород.

7. Сопоставьте картосхему (рис.44) и физическую карту атласа и установите, на каких территориях материков расположены месторождения нефти, на каких – угля.

Наибольшие скопления каменного угля наблюдаются на территории Северной Америки и Азии, а бурого угля – Европы. Большое количество месторождений находится в Китае, Индонезии, северных районах России. Из этого следует, что большая часть угольных бассейнов и месторождений находится в северном полушарии. В южном полушарии бассейны каменного угля находятся на территории Австралии, ЮАР, Бразилии, а бурого угля – только в Бразилии и Перу. Угольных месторождений здесь тоже на порядок меньше, в отличие от северного полушария. Все это говорит нам о том, что активное угленакопление во все периоды исторического развития было характерно именно для материков северного полушария.

Крупнейшие месторождения нефти расположены в районе Персидского и Мексиканского заливов, Каспийского и Северного морей, в Западной Сибири, в Северной Африке.

источник

«Строение поверхности, закономерность и размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

«СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Перязева Ирина Александровна,

Урок № 35 по географии в 7 классе.

Тема: «Строение поверхности, закономерность и размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

Цели урока:

  1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.
  2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, сопоставление географических карт, работать с опорными конспектами.
  3. Развивать любознательность, интеллект, интерес к предмету.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

  1. Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку

    1. Проведение географического диктанта с нанесением на контурную карту географических объектов .
  1. м. Париньяз
  1. Огненная Земля
  1. Карибское море
  1. Панамский канал
  1. Малые Антильские о-ва
  1. м. Кабу-Бранку
  1. Магелланов пролив
  1. течение
5. Перуанское течение
  1. пролив Дрейка

Условие игры: на доске написаны высказывания. Каждое высказывание имеет свою букву. Учащиеся выбирают высказывания, тем самым открывая букву.

Берега Южной Америки сильно изрезаны А
Панамский канал – это условная граница между Северной и Южной Америкой Р
Южная Америка расположена в западном полушарии Е
Край южной точки Южной Америки – м. Йорк И
Вместе с Северной Америкой Южная Америка образует единую часть света. Л
По величине она занимает четвертое место среди других материков. Ь
Территория Южной Америки похожа на

огромный треугольник, суживающий к северу.

О
Этот материк пересекается как экватором Е
Честь открытия Южной Америки в 1498 году Принадлежит Америго Веспуччи К
Экспедицию под руководством А. Гумбольта на материк называли «вторым открытием Америки» Ф

Итак, мы открыли ключевое слово «рельеф».

Как вы ребята уже догадались, что на этом уроке будем изучать рельеф.

    1. Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего урока: «Рельеф и полезные ископаемые»

Приступая к изучению нового материала мы должны

Знать:

  1. Особенности рельефа Южной Америки;
  2. Причины, обусловившие эти особенности;
  3. Характеристику отдельных частей материка;
  4. Особенности распространения полезных ископаемых.

Уметь:

  1. Работать с источником знаний;
  2. Устанавливать причинно-следственные связи между тектонической, рельефом и полезными ископаемыми;
  3. Делать выводы и обобщения.

Почему изучение любой территории начинается с рельефа?

(так как рельеф влияет на климат, реки, растительность и т.д.)
Каждому учащемуся, раздаётся карта Южной Америки, ученики вклеивают её в тетрадь.

-Пользуясь физической картой Южной Америки, подпишите основные формы рельефа и объясните, почему вся территория материка окрашена тремя цветами (каждый цвет соответствует определённой форме рельефа).

-Пользуясь картой «Строения земной коры» и физической картой Южной Америки сравните строение и формы земной поверхности материка.
Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

(в рельефе материка выделяются горный запад и равнинный восток).

Почему на востоке материка преобладают равнинные формы рельефа, а на западе – горы?

(на западе – складчатый пояс, а на востоке – платформа).

«Геологические часы» отражают возраст земной коры Южной Америки.

Земная кора формировалась во все геологические эры за исключением ме­зозойской или средней эры. Древнейшим и древней эрам соответствует древ­няя Южно-Американская платформа и равнинный рельеф. Новой кайно­зойской эре соответствует область кайнозойской складчатости и горы Анды.

«Анды» (5 минут) Во время слайдов рассказ учителя.

Кадры фильма помогут вам хотя бы фрагментарно представить величие горной системы Анд, которая, проходит через всю Южную Америку. Горы формируются по линии схождения литосферных плит. Самая высокая вершина — гора Аконкагуа (6960 м).

Один из исследователей Южной Америки Ж. Дорст писал, что область Анд — «одно из самых чарующих зрелищ на Южно-Американском континенте. Путешественника завораживает театральное великолепие увенчанных снегами гор, вздымающихся над тропическими лесами. Натуралиста обуревает желание разга­дать тайну приспособления флоры и фауны к жизни на такой большой высоте. Археолог может изучать здесь следы великих цивилизаций, некогда процветавших в полной гармонии с суровы­ми условиями окружающей природы».

Пожалуй, немногие горы могут соперничать с Андами: это самая длинная горная система; мно­гие ее вершины значительно превышают 6000 м, а многочислен­ные вулканические кратеры лежат за пределами 5000 м, подоб­ных высот нет на других материках, и лишь Гималаи да еще несколько небольших по площади азиатских горных стран превос­ходят Анды по высоте; нигде, кроме Тибета, нет таких обширных, как здесь, высокогорных плато, лежащих в среднем на высоте 4000 м.

Землетрясения проис­ходят здесь так часто, что почти все города, расположенные в Андах, хотя бы однажды были полностью разрушены этой сти­хией.

После просмотра ролика проходит физкультурная минутка.

-Далее опускаемся с гор и попадаем на обширные просторы Амазонской низменности.

Равнинный рельеф востока Южной Америки представлен Оринокской, Амазонской, Ла-Платской низменностями и Бразильским, Гвианским плоско­горьями. Рельеф удобен для строительства, земледелия и т. п.

  • определить высоту низменности
  • что лежит в основании низменности?
  • какие полезные ископаемые встречаются?

Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.
Продолжаем движение к Атлантическому океану.
Выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья.

Учащиеся заполняют вторую часть опорного конспекта.

В размещении полезных ископаемых прослеживается и подтверждает­ся закономерность, а именно: горному рельефу в основном соответствуют магматические и метаморфические полезные ископаемые. Осадочные полез­ные ископаемые встречаются преимущественно на равнинах.

Горы там зовутся… (Анды)
В переводе эта твердь
Означает слово… (Медь)
Тут в былые времена
Прогибалась земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться
Иль на запад перебраться?

  1. Закрепление знаний.

Для закрепления знаний дополните текст, вставьте пропущенные слова.

2.Горы Анды образовались в зоне взаимодействия _______________________ и ______________________ литосферных плит.

4.Восток занят ___________________, а на западе __________.

5.Наиболее крупные низменные равнины — _____________________, ____________________ и _____________________.

6.Они соответствуют прогибам __________________.

7.Приподнятым участкам платформы – щитам – соответствуют _______________ и _______________ плоскогорья.

8.Западная часть материка – результат взаимодействия двух ___________________ плит.

9.Впадинам платформы соответствуют месторождения — ____________________.

10.Наивысшая точка Южной Америки ___________________.

источник

Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли. В размещении крупных форм рельефа есть определенные закономерности. Выступы материков соответствуют материковой земной коре, а в областях распространения океанической коры лежат впадины, заполненные водой океанов. Большие равнины соответствуют древним участкам литосферных плит — платформам. Горные складчатые области, глубоководные желоба на дне океана расположены на границах плит литосферы.

Механизм обpазования кpупных фоpм pельефа, в пеpвую очеpедь гоp, изучен еще недостаточно. Тектоника литосфеpных плит, о которой мы уже не раз писали и изложение которой есть в школьных учебниках, объясняет многие закономеpности стpоения земной коpы и pельефа, но все же еще вызывает у специалистов много вопpосов.
Однако общую закономерность можно считать установленной: чем крупнее форма рельефа, тем больше роль эндогеных процессов в ее формировании. Тот рельеф, который мы видим на физической карте мира, создан в основном эндогенными процессами. Экзогенные создают детали, небольшие формы, которым горы и равнины обязаны своей неповторимостью, своим многообразием.

Формы, созданные преимущественно эндогенными процессами, называют тектоническими, или эндогенными, формами. В расположении крупных форм рельефа, созданных эндогенными процессами, зональность не проявляется; распространение средних и малых форм рельефа, образованных экзогенными процессами, в значительной мере подчинено закону зональности.

Формы рельефа, созданные в основном внешними процессами, называют экзогенными формами.
Все pазнообpазие фоpм pельефа на земной повеpхности — pезультат сложного взаимодействия pазнообpазных эндогенных и экзогенных пpоцессов, неpавномеpно пpоявляющихся во вpемени и в пpостpанстве. Но главная особенность pельефообpазования состоит в том, что эндогенные и экзогенные пpоцессы действуют непрерывно и одновpеменно; в какое-то вpемя могут сильнее пpоявляться одни, в дpугой пеpиод — дpугие, но действие обеих гpупп пpоцессов не пpекpащается.

Нередко недра Земли влияют на рельефообразование не непосредственно, путем движений земной коры, а путем пассивного воздействия на экзогенные процессы: рыхлые, сравнительно мягкие породы легко разрушаются выветриванием и уносятся водой, ветром, ледниками; а прочные, устойчивые породы не только сами меньше разрушаются, но нередко прикрывают, бронируют лежащие под ними менее устойчивые слои. Так образуются структурные формы рельефа, которые непосредственно созданы экзогенными процессами, но во многом обусловлены строением, структурой земной коры.


Фото: fawke

Горные хребты — линейно вытянутые поднятия с четко выраженными склонами и гребнем. Снижение между отдельными частями горного хребта называются седловинами, низкие и широкие из них используются как перевалы. Пересечение двух или нескольких горных хребтов называется горным узлом.

Горные страны состоят из нескольких горных хребтов и между-горных долин и котловин, которые их разделяют.

Нагорье — большое горное поднятие с единственной складчатой основой.

Горы тектонического происхождения делятся на складчатые, складчато-глыбовые и глыбовых-складчатые. В зависимости от времени возникновения (по возрасту) горы разделяют на молодые, средние и старые. Это ярко проявляется в разнице высоты гор: высокие (свыше 2000 м) — молодые и омоложенные; средние по высоте (1000 — 2000 м) — средние и по возрасту, а старые горы — низкие (до 1000 м), сильно разрушены. Однако довольно часто встречаются исключения. Определить примерный возраст гор достаточно легко с тектонической картой. Молодые горы, как правило, — складчатые, средние и старые — складчато-глыбовые и глыбовых-складчатые. Морфоструктур включает состав и характер простирания горных хребтов, их взаиморасположение и высоту.

Читайте также:  Салаты из моркови полезные

Морфоскульптуры включает характер вершин (гребнеподибни, остроконечными, округлые, плоские и т.п.), склонов (пологие, крутые, отвесные), межгорных котловин и перевалов (седловин и горных проходов), пещер.

С внутренними (эндогенными) процессами, к которым относятся медленные колебания, землетрясения и вулканизм, связаны не только возникновение значительных форм рельефа, но и постоянные изменения земной поверхности. Медленные колебательные движения происходят везде и постоянно. Землетрясения — резкие, значительные колебания, часто с оползнями земной поверхности. Сила землетрясений измеряется в баллах. Землетрясения часто возникают у молодых складчатых горах.

Вулканизм — извержение магмы (лавы), воды, кипит, или грязи на поверхность. Два последних вида вулканов называются соответственно гейзерами и грязевыми вулканами.

Равнины также различаются высотой и возрастом. В основе большинства равнин лежат платформы. Возраст платформы влияет на высоту и возраст равнины. Молодым платформам (плитам) соответствуют обычно молодые равнины (до 200 м) — низменности; средним по возрасту платформам соответствуют средние по возрасту равнины (до 500 м) — возвышенности; древним платформам соответствуют старшие и высокие равнины (свыше 500 м) — плоскогорье .

Плато — высокие, ровные или слаборасчлененная участки равнин, нагорий и гор, в основе которых лежат выступления кристаллического фундамента. Чаще плато встречаются на плоскогорьях. Происхождение и возраст равнин можно определить по тектонической карте. Молодые равнины сложены преимущественно мягкими, рыхлыми осадочными породами (пески, глины, соли, известняки и др.). На старых равнинах преобладают метаморфические и магматические горные породы (сланцы, конгломераты, песчаники, граниты, гнейсы и др.).. На возвышенностях встречаются метаморфические и осадочные породы, а магматические значительно реже.

Средние и малые формы рельефа формируются под влиянием внешних (экзогенных) процессов, к которым относятся выветривания (эрозия, абразия, денудация, аккумуляцияи др.).

Выветривание — совокупность внешних природных процессов, вызывающих разрушения горных пород. Различают два основных вида выветривания — физическое и химическое, которые являются следствием деятельности наземных вод, ледников, ветра, подземных вод, прибойной волны на морских побережьях и т.д.. Под действием воды образуются такие эрозионные формы рельефа, как овраги, балки, речные долины, дельты рек и аллювиальные равнины. В результате деятельности древних ледников образовались озерные котловины, моренные гряды и холмы, моренные (ледниковые) и водно-ледниковые (зандровые) равнины. Под действием современных горных ледников образуются казни, троги, цирки и т.п.. Под действием ветра образуются барханы, дюны, останцы, пещеры и др.. Под действием прибойной волны образуются абразионные равнины на морских побережьях, часто составлены морским песком или галькой. Под действием подземных вод образуются карстовые формы рельефа: воронки, колодцы, пещеры (со сталактитами и сталагмитами). Средние и малые формы рельефа сформированы преимущественно осадочными горными породами, за исключением останцев.

источник

Урок № Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере

Дата 30.10.2012
Размер 36.36 Kb.
Тип Урок
Учитель Севалкина А.Б.

Урок № 7. Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.

Цели и задачи: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о разнообразии рельефа Земли и закономерностях размещения крупных форм рельефа, способствовать развитию речи учащихся, навыков работы с текстом и картами атласа; содействовать поликультурному воспитанию.

Оборудование: физическая карта мира, карта «Строение земной коры» атласы.

Ход урока: I этап организационный. Создание положительного настроя на работу и определение задач урока.

II этап проверки домашнего задания.

  1. Проверка выполнения задания на к/картах.
  2. Что такое литосфера? Чем отличается материковая и океаническая земная кора?
  3. Что такое литосферная плита? Назовите и покажите крупнейшие литосферные плиты.
  4. В чём смысл теории о движении литосферных плит? Кто её автор?
  5. Какие участки можно выделить на литосферных плитах?
  6. Изменятся ли очертания материков и океанов в будущем? Почему?
  7. Что такое платформа? Назовите несколько платформ.
  8. Что такое горные области? Где их можно найти на карте?
  9. Как называют пограничные области между литосферными плитами?

III этап актуализации субъектного опыта учащихся.

  • Как вы считаете, изучив строение земной коры к изучению чего мы должны приступить?
  • Что такое рельеф?
  • Какие формы рельефа считаются основными?
  • Как они различаются по высоте?
  • Как изменяются во времени?
  • Что такое рельеф?
  • Что вы можете сказать о рельефе Земли? Рельеф РАЗНООБРАЗЕН.

IV этап изучения нового материала.

Почему рельеф столь разнообразен? — вот главный вопрос, на который мы сегодня должны ответить?

  1. Работа в парах сменного состава.

Учащиеся получают задания:

  1. Прочитайте текст на с. 29-30. Ответьте на вопросы:
  • Какое влияние на формирования рельефа оказывают внутренние силы?
  • Какие явления происходят в литосфере под их воздействием?
  • Какие стихийные явления природы наблюдаются в этих областях Земли? Как они влияют на природу и жизнь людей?
  1. Прочитайте текст на с. 30. Ответьте на вопросы:
  • Какое влияние на формирования рельефа оказывают внешние силы?
  • Какие явления происходят в литосфере под их воздействием?
  • Как образуются овраги? Почему они постоянно разрастаются?
  1. Прочитайте текст на с. 30-31.

    Ответьте на вопросы:

  • Почему изменение рельефа происходит непрерывно?
  • Какие процессы больше влияют на равнинах? Какие в горах?
  • Как человек может бороться с оврагами, селями, осыпями и другими явлениями природы, связанными с литосферой?
  1. Прочитайте текст на с.31. ответьте на вопросы:
  • В чём особенность рельефа дна океана?
  • Какие формы рельефа характерны для дна океана, какие части можно выделить?
  • Почему в сейсмических районах часто появляются новые острова?
  1. Учащиеся обмениваются результатами работы. Идет работа в 4-х.
  2. Подведение итога работы: рельеф Земли разнообразен, потому что формируется под воздействием внутренних и внешних сил, которые воздействуют на поверхность Земли постоянно и одновременно.
  3. Работа на картах атласа. Соотнесите тектонические структуры и формы рельефа. Сделайте вывод о взаимосвязи форм рельефа и тектонических структур.

V этап закрепления изученного.

Выполнение практической работы. Связь тектонического строения территории с рельефом и месторождениями полезных ископаемых.

  1. По карте «Строение земной коры в атласе» определите какие тектонические структуры (платформы и горные области) встречаются на разных материках?
  2. Сравните с физической картой. Определите, какие формы рельефа соответствуют этим тектоническим структурам? Месторождения каких полезных ископаемых встречаются в этих районах?
  3. Заполните таблицу и сделайте вывод.
Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые
Индийская платформа Плоскогорье Декан (равнина) Каменный уголь, фосфориты
Горная область на границе Тихоокеанской и Южно-Американской плиты Горы Анды Медные руды, полиметаллические руды

Вывод: Каким тектоническим структурам соответствуют какие формы рельефа? Какие полезные ископаемые (по происхождению) образуются на платформах, какие в горных областях? Почему?

VI этап информации о домашнем задании. Прочитать § 5, составить 2 вопроса по изученному материалу, подобрать материал о стихийных явлениях природы и их влиянии на жизнь людей.

источник

1. Что такое платформа?

Платформа – малоподвижные обширные участки земной коры с двухъярусным строением.

2. Какие внутренние и внешние процессы изменяют рельеф? Приведите примеры.

На формирование рельефа влияют:

деятельность литосферных плит, то есть расхождение и столкновение; при расхождении литосферных плит образуются такие формы рельефа как хребты, впадины;

при столкновении — горы, нагорья и т.д.

а) деятельность животных (создание, например, плотин бобрами)

в) вымывание (образование оврагов)

г) ледники (и таяние ледников повышает уровень моря ,а те в свою очередь затапливают земли и т.д.)

д) морской прибой (изменение береговой линии)

3. Что называют полезными ископаемыми?

Полезными ископаемыми называют всё, что добывают из недр земли — газ, уголь, нефть, газ и т.д.

4. На какие группы и по каким признакам можно разделить полезные ископаемые?

Полезные ископаемые делятся на твердые (уголь, руда, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (природные горючие и инертные газы).

Вопросы и задания после параграфа

1. С какими процессами связано образование магматических, с какими – осадочных полезных ископаемых?

Магматические горные породы — горные породы, сформировавшиеся в результате остывания прорвавшегося в слои земной коры или на земную поверхность вещества мантии.

Осадочные горные породы — горные породы, существующие и образующиеся в результате накапливания на дне древних океанов, рек, озёр, болот, образуя пластовые залежи во вмещающих их осадочных породах. А попадают они туда путём выветривания, разрушения различных горных пород, химического и механического выпадения осадка из воды, жизнедеятельности организмов или всех процессов одновременно.

2. Установите по карте, месторождения каких полезных ископаемых размещаются на равнинах и в складчатых горных поясах.

Титановые руды, железные руды, нефть и природный газ.

3. Приведите примеры территорий, где рядом расположены месторождения полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения.

Недра Азербайджана, Урала содержат ценные полезные ископаемые: нефть и природный газ, медную руду и золото.

4. Приведите примеры месторождений полезных ископаемых, имеющихся в вашей местности. С какими породами связаны эти месторождения?

Урал — целая кладовая разнообразных ископаемых. Удивительное сочетание полезных ископаемых объясняется сложной геологической историей, которую пережил Урал.

При внедрении магматических пород осадочные толщи изменялись под воздействием высоких температур и давлений.

Так возникли разные минералы и многие руды, которые под действием размыва, выветривания гор оказались близко расположенными к поверхности или обнажились.

Основу уральской металлургии составляют руды черных металлов.

Самые ценные из них — магнитные железняки (магнетиты). На Среднем Урале месторождения магнитных железняков имеются в районе Кушвы, Нижнего Тагила, Первоуральска, Качканара.

Богат Средний Урал рудами цветных, благородных и редких металлов. Месторождения медноколчеданной руды расположены в Красноуральске, Кировограде, Дегтярске.

Есть на Урале много месторождений редких металлов: золота (Березовское месторождение, долины рек Тура, Салда, Тагил), платины (долины рек Лобва, Косья, Тагил).

В советское время открыты на Урале алюминиевые руды – бокситы.

5. Люди каких профессий занимаются разведкой и добычей полезных ископаемых?

Разведкой и добычей полезных ископаемых занимаются геологи. Геолог занимается поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры.

6. Предположите, в каких рельефообразующих процессах проявляется закон зональности.

Этот закон проявляется в эндогенных и экзогенных процессах.

Эндогенные (внутренние) процессы представляют собой процессы, которые возникают в недрах Земли. Благодаря этим процессам образуются горные породы. Например: тектоника, землетрясения (сейсмика), метаморфизм.

Экзогенные (внешние) процессы разрушают эндогенные процессы. Примером является: работа подземных и поверхностных вод, рек, морей, озер, ветра. Вследствие этого идет разъедание горных пород.

7. Сопоставьте картосхему (рис.44) и физическую карту атласа и установите, на каких территориях материков расположены месторождения нефти, на каких – угля.

Наибольшие скопления каменного угля наблюдаются на территории Северной Америки и Азии, а бурого угля – Европы. Большое количество месторождений находится в Китае, Индонезии, северных районах России. Из этого следует, что большая часть угольных бассейнов и месторождений находится в северном полушарии. В южном полушарии бассейны каменного угля находятся на территории Австралии, ЮАР, Бразилии, а бурого угля – только в Бразилии и Перу. Угольных месторождений здесь тоже на порядок меньше, в отличие от северного полушария. Все это говорит нам о том, что активное угленакопление во все периоды исторического развития было характерно именно для материков северного полушария.

Крупнейшие месторождения нефти расположены в районе Персидского и Мексиканского заливов, Каспийского и Северного морей, в Западной Сибири, в Северной Африке.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/10/28/planetarnye-formy-relefa-zakonomernosti-razmeshcheniya-krupnykh
  • http://resheba.me/gdz/geografija/7-klass/dushina-smoktunovich/10
  • http://www.zubstom.ru/docs/index-21249.html
  • http://travelel.ru/zakonomernosti-razmeshhenija-krupnyh-form-relefa-i-mestorozhdenij-poleznyh
  • http://www.zubstom.ru/docs/index-21249.html
  • http://biofile.ru/geo/3739.html
  • http://ru.convdocs.org/docs/index-29366.html
  • http://travelel.ru/zakonomernosti-razmeshhenija-krupnyh-form-relefa-i-mestorozhdenij-poleznyh