Меню Рубрики

Запрет на захоронение отходов в состав которых входят полезные компоненты

Коллеги, добро пожаловать в наше сообщество экологов! Мы будем рады экологам производства, проектировщикам, экспертам, работодателям и свободным фрилансерам! Мы постараемся собрать в одном месте основные изменения законодательства, актуальные вопросы, ответы на наболевшие темы, консультации экспертов. Не забудьте вступить в нашу группу ВКонтакте и быть членом нашей команды!

01 января 2018 г. сферу отношений по обращению с отходами ждут очередные изменения.
С указанной даты вступит в силу запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.

Напомним, что соответствующий общий законодательный запрет действует с 01 января 2017 г.
Однако сам по себе запрет применять было невозможно, учитывая, что для его полноценного применения требовалось издание Правительством РФ перечня отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

Итак, обо всем по порядку.

Согласно п. 8 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что общий запрет на захоронение отдельных видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, не конкретизирован в рамках ФЗ «Об отходах производства и потребления» посредством прямого указания на виды отходов, захоронение которых запрещается.

При этом цели установления перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, отвечает Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р, которым утвержден «Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» (далее – Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р).

Следует обратить внимание, что Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р, вступает в силу 01.01.2018 г.
При этом до 01.01.2018 г. Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р, не применяется.

Данный Перечень включает 182 вида отходов (наименования видов отходов производства и потребления указаны в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 (далее также – ФККО)).
В Перечне представлены:
— 177 видов отходов, включенных в Блок 4 «Отходы потребления производственные и непроизводственные; материалы, изделия, утратившие потребительские свойства, не вошедшие в блоки 1-3, 6-9» ФККО;
— 5 видов отходов, включенных в Блок 9 «Отходы при выполнении прочих видов деятельности, не вошедшие в блоки 1-3, 6-8» ФККО.

В том числе в связи с появлением данного Перечня природопользователи озадачились рядом вопросов:
1) может ли применяться запрет на захоронение отдельных видов отходов, не включенных в данный Перечень?
2) какие виды обращения с отходами, включенными в данный Перечень, допустимы с 01 января 2018 г.?
3) влечет ли наличие запрета на захоронение отдельных видов отходов возникновения необходимости обязательной безальтернативной утилизации данных видов отходов?

Настоящий материал посвящен ответам на указанные вопросы.

I. Нет отхода в перечне – нет запрета на захоронение такого отхода!

Важно понимать, что ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержит положений, устанавливающих:
1) перечень полезных компонентов, подлежащих утилизации, наличие которых в составе отходов исключает возможность захоронения таких отходов;
2) прямой запрет на захоронение конкретных видов отходов.

Фактически условием применения запрета на захоронение отдельных видов отходов является наличие соответствующих видов отходов перечне, устанавливаемом Правительством РФ.
При этом это должен быть не любой перечень отходов, который когда-либо утвержден Правительством РФ, а именно «Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».

Данное уточнение является важным, так как на практике встречаются попытки применения к запрету на захоронение отходов Перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 г. № 1886-р.
Разумеется, указанный Перечень никакого отношения к запрету на захоронение видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, не имеет. Его утверждение отвечает совсем иным целям.

Резюмируя, отметим, что в отношении видов отходов, не вошедших в Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р, ни до 01.01.2018 г., ни после указанной даты запрет на захоронение отходов не применяется.

II. Запрет на захоронение и только!

Устанавливаемый с 01 января 2018 г. запрет нередко толкуется субъектами правоприменения необоснованно широко.
Одним из основных заблуждений в данной области является заблуждение о том, что с 01 января 2018 г. запрещено размещение видов отходов, вошедших в Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р.

В действительности, законодательство об отходах производства и потребление не устанавливает запрет на размещение каких-либо отходов в целом.
При этом стоит учитывать, что размещение отходов – двусоставный вид обращения с отходами.
Разновидностями размещения отходов являются захоронения отходов и хранение отходов.

Таким образом, запрет на захоронение видов отходов, включенных в Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р, не исключает возможность осуществления в отношении них иных видов обращения с отходами, в частности размещения отходов в форме хранения отходов.

Также в отношении видов отходов, включенных в Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р, могут осуществлять такие виды обращения, как сбор, транспортирование, обезвреживание, обработка, утилизация.
При этом при осуществлении утилизации каких-либо видов отходов следует учитывать законодательно установленный запрет на применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (п. 10 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

III. Утилизация по желанию.

Еще одним распространенным подходом является следующее мнение:
Запрещено захоронение отдельных видов отходов, значит, данные виды отходов необходимо утилизировать.

При этом дополнительно благодатной почвой для существования данного подхода является наличие все того же Перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 г. № 1886-р.

И здесь необходимо учитывать, что предусмотренная законодательством обязанность производителей (импортеров) готовых товаров (включая упаковку) обеспечивать утилизацию отходов от использования данных товаров:
во-первых, распространяет лишь на производителей (импортеров) таких товаров (включая упаковку) (т.е. не применяется к лицам, в процессе деятельности которых отходы образуются);
во-вторых, не является безальтернативной – производители (импортеры) товаров вправе выполнять соответствующую обязанность посредством уплаты экологического сбора, не осуществляя при этом непосредственно утилизацию отходов;
в-третьих, пока речь не идет о 100-процентных нормативах утилизации;
в-четвертых, наличие отдельных видов готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в Перечне, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 г. № 1886-р:
1) не является установлением обязанности хозяйствующих субъектов осуществлять безальтернативную утилизацию отходов от использования соответствующих готовых товаров, включая упаковку;
2) не исключает возможность осуществления захоронения отходов от использования соответствующих готовых товаров, включая упаковку, равно как и осуществления иных видов обращения с данными видами отходов.

Источник: ООО «Центр правовой экологии»

Мы ВКонтакте

источник

Захоронение отходов – изоляция отработанных материальных ресурсов, которые не могут использоваться вторично, не подлежат утилизации, а должны храниться в специально отведенных для этих целей хранилищах.

Такие сооружения предотвращают попадание вредных и опасных компонентов мусора в окружающую среду.

Захоронение мусора и отбросов осуществляется, согласно установленным правилам, на полигонах. Они предназначены:

  • для сбора утилизированного сырья;
  • для промышленного мусора;
  • для обезвреживания отходов;
  • для хранения отработанных материалов, которые не подлежат вторичной переработке.

При строительстве хранилищ рассчитывается их годовая мощность и срок эксплуатации. Соблюдаются строительные нормы при захоронении мусора.

  • полигоны, на которых хранят опасные отходы;
  • площадки, где размещают бытовые отбросы;
  • места для инертных вторичных ресурсов.

Земля, на которой размещают полигон, должна обладать слабой фильтрацией и состоять из суглинка, глины или сланцев. Их не строят на местности с близким расположением подземных грунтовых вод. Для исключения попадания фильтрата в почву площадку укрепляют бетоном, закрывают полиэтиленовым или минеральным покрытием. На территории прокладывают дренажную систему, устанавливают отводы для газов.

Комплекс для захоронения состоит из:

  1. Сооружения, где производят обезвреживание отходов и прессование отработанного материала.
  2. Площадки, где хранится мусор.
  3. Гаража для специализированного транспорта.

Отработанные шахты, колодцы, буровые отверстия, пустоты, выработки горных пород используют для подземного складирования опасных промышленных ртутьсодержащих отходов и радиоактивных отбросов.

Захоронение на свалках подобного типа предотвращает попадание опасных компонентов отработанных материалов во внешнюю среду.

Для захоронения строительных отходов и хозяйственно-бытового мусора используют сооружения наземного типа. Полигоны для захоронения таких отходов бывают различного вида. Используют склоны, котлованы, подземные бункера.

Размещают отходы, в составе которых низкое содержание токсичных элементов. Складирование на склонах требует дополнительной защиты от ветра, атмосферных осадков, смыва талых вод.

В котлованах необходимо устанавливать насосы для откачки воды, укреплять склоны, контролировать дренажную систему. Это наиболее затратный способ, но самый безопасный для экологии – захоронение в подземном бункере.

Отвалы проходят три этапа существования:

  1. Первый период продолжается 20 лет.
    Территория заполняется мусором. Когда мощности свалки исчерпаны, ее закрывают.
  2. Второй период называют «биологическим реактором».
    Он продолжается после полного наполнения площадки до времени снижения тепловых и химических реакций внутри свалки. Они могут происходить естественным образом и с использованием современных технологических способов переработки отходов.
  3. Последний третий этап – это период адаптации.
    Он может длиться десятки и сотни лет, пока полигон перестанет оказывать негативное влияние на окружающую природу.

Территория комплекса должна хорошо проветриваться. Она должна соответствовать всем инженерным требованиям: не подтопляться, быть ровной, иметь хорошие подъездные трассы, ограждения. Полигон строят вдали от санитарной зоны, источников водоснабжения, аэропортов, населенных пунктов.

Их нельзя возводить на болотистых участках, местах геологических разломов, вблизи курортов и ценных лесных массивов. Запрещается захоронение отходов вблизи нахождения полезных ископаемых; в местах, где ведутся горные разработки. Природоохранительные организации осуществляют мониторинг почвы и водных ресурсов, наблюдают за состоянием экологической обстановки вблизи отвалов.

Запрещается складирование мусора в черте города. Все действия, связанные с отходами, законодательно регулируются. Особую опасность представляют отработки, которые имеют в своем составе вредные, пожароопасные, ядовитые и взрывоопасные вещества.

Они могут провоцировать развитие инфекционных заболеваний и вызывать эпидемии. Они представляют риск не только для животного и растительного мира, но и для человека.

Захоронение мусора проводят не только на земле. Твердые отработки неопасного характера утилизируют в море. Дампинг (утилизация отходов в море) – один из распространенных методов захоронения мусорных отработок. Инертные отходы не приносят вред окружающей среде. Их захоронение менее затратно, чем утилизация на мусоросжигательных заводах. Сброс мусора в воду осуществляют:

  • непосредственно из барж;
  • через трубопроводные сети;
  • сбрасывая отходы в герметично закрытых емкостях.

Благодаря окислительной способности морской воды и течениям, происходит переработка и рассеивание органики и минералов. Опасность дампинга в том, что утильсырье может влиять на жизнедеятельность морских обитателей и накапливаться у них в организме. Менее опасным считают сброс отходов в морские впадины. Захоронение отработок в море вызывает помутнение воды на значительном расстоянии.

В мировой практике запрещают сбрасывать в океанические и морские воды:

  • элемент кадмий и его соединения;
  • ртуть и соединения со ртутью;
  • канаты;
  • тросы;
  • рыболовецкие сети;
  • пластмассовые изделия;
  • нефть и нефтепродукты;
  • вещества, в которых присутствуют токсичные ингредиенты;
  • патогенные жидкости и вещества;
  • мусор.

Они вызывают мор морских животных и рыб. Разрушают сложившуюся экологическую цепочку океанов и морей. Наносят непоправимый вред, который тяжело восстановить.

В Российской Федерации ежегодно скапливается огромное количество отходов. Из 70 млн. тонн ТКО в оборот возвращается 7,5 процента, остальная часть подвергается захоронению. В СССР предприятия перерабатывали свыше 60 процентов макулатуры, 50 текстильной продукции, до 30 процентов резиновых шин.

Сейчас доля переработки снизилась в два раза и продолжает ежегодно падать. Каждый год образуется до 15 млн. тонн макулатуры, 12 млн. тонн из которых можно перерабатывать. Вторично используется только 3,5 млн.

С 01.01. 2018г. в официальных источниках был опубликован перечень отходов, запрещенных к захоронению. Распоряжение № 1589-р подписал 25.07.2017г. Председатель Правительства России Дмитрий Медведев. Ранее был принят закон №89 «Об отходах производства и потребления» (от 24.06.1998г.).

Он ввел запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты. Его вступление в законодательную силу было отложено до 2017г. до разработки перечня. Так как документ к этому сроку не был доработан, предприятиям был дан дополнительный срок адаптироваться к новым условиям по работе с отработками.

Перечень состоит из 182 позиций и касается утилизации промышленных отходов. Запрет носит поэтапный характер.

С 01.010.2018г. запрещено проводить захоронение:

  • лома и отходов черных металлов;
  • чугуна;
  • меди;
  • ртутьсодержащих соединений.
  • компьютеров;
  • оргтехники;
  • картриджей;
  • бытовой техники;
  • источников электрического тока.
Читайте также:  Полезна ли сода для желудка

Компании, где образуются такие отходы, обязаны отделять их от другого мусора и не допускать попадания на мусорные свалки. Они должны иметь паспорта на указанные отходы с указанием класса опасности. Отсутствие документов на отходы 1-4 класса повлечет наложение штрафных санкций в размере от 30 до 250 тыс. рублей. Штрафы суммируются при повторных нарушениях.

Все меры направлены на предотвращение выброса отработок, которые имеют в своем составе ценные ингредиенты и могут использоваться повторно в производственных циклах.

источник

Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАХОРОНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ ОТХОДОВ:

— 69. Использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги 4 05 122 01 60 5

— 70. Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 4 05 122 02 60 5

— 71. Отходы газет 4 05 122 03 60 5

— 72. Отходы бумажных этикеток 4 05 122 11 60 5

— 73. Печатная продукция с черно-белой печатью, утратившая потребительские свойства 4 05 123 11 60 5

— 74. Бумажные втулки (без покрытия и пропитки), утратившие потребительские свойства 4 05 130 01 20 5

— 75. Бумажные шпули (без покрытия и пропитки), утратившие потребительские свойства 4 05 131 11 20 5

— 76. Бумажные шпули с остатками пленки поливинилхлоридной 4 05 131 12 20 4

— 77. Бумажные шпули, загрязненные полимерами на основе поливинилацетата 4 05 131 15 20 4

— 78. Мешки бумажные невлагопрочные (без битумной пропитки, прослойки и армированных слоев), утратившие потребительские свойства, незагрязненные 4 05 181 01 60 5

— 79. Отходы упаковочной бумаги незагрязненные 4 05 182 01 60 5

— 80. Отходы упаковочного картона незагрязненные 4 05 183 01 60 5

— 81. Отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные 4 05 184 01 60 5

— 82. Упаковка из бумаги и (или) картона в смеси незагрязненная 4 05 189 11 60 5

— 83. Отходы потребления различных видов картона, кроме черного и коричневого цветов 4 05 401 01 20 5

— 84. Отходы потребления различных видов белой и цветной бумаги, кроме черного и коричневого цветов 4 05 402 01 20 5

— 85. Отходы потребления обойной, пачечной, шпульной и других видов бумаги 4 05 403 01 20 5

— 86. Шины пневматические автомобильные отработанные 9 21 110 01 50 4

— 87. Шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом 9 21 112 11 52 4

— 88. Камеры пневматических шин автомобильных отработанные 9 21 120 01 50 4

— 89. Покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные 9 21 130 01 50 4

— 90. Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные 9 21 130 02 50 4

— 91. Отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные 4 34 110 02 29 5

— 92. Отходы полиэтиленовой тары незагрязненной 4 34 110 04 51 5

— 93. Шпули полиэтиленовые отработанные, утратившие потребительские свойства 4 34 111 11 51 4

— 94. Отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные 4 34 120 02 29 5

— 95. Отходы полипропиленовой тары незагрязненной 4 34 120 04 51 5

— 96. Упаковка полипропиленовая отработанная незагрязненная 4 34 123 11 51 4

— 97. Отходы пленки полистирола и изделий из нее незагрязненные 4 34 141 02 51 5

— 98. Отходы пленки полиакрилатов и изделий из нее незагрязненные 4 34 151 01 51 5

— 99. Отходы пленки из полиэтилентерефталата незагрязненные 4 34 181 02 29 5

— 100. Тара из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненная 4 34 199 71 52 4

— 101. Тара стеклянная незагрязненная 4 51 102 00 20 5

— 102. Тара стеклянная от химических реактивов незагрязненная 4 51 102 02 20 4

— 103. Тара стеклянная, загрязненная соляной кислотой и ее солями (содержание кислоты не более 1,5%) 4 51 811 01 51 4

— 104. Тара стеклянная, загрязненная негалогенированными органическими веществами, не содержащими гетероатомы 4 51 812 11 51 4

— 105. Тара стеклянная, загрязненная органическими растворителями, включая галогенсодержащие (содержание не более 2%) 4 51 813 5151 4

— 106. Тара стеклянная от химических реактивов в смеси, загрязненная органическими веществами, в том числе галогенсодержащими (содержание растворителей не более 10%) 4 51 819 11 51 3

— 107. Тара стеклянная от химических реактивов в смеси, загрязненная преимущественно неорганическими солями 4 51 819 12 51 4

— 108. Тара стеклянная от химических реактивов в смеси, загрязненная неорганическими кислотами и органическими растворителями 4 51 819 13 51 4

— 109. Тара стеклянная, загрязненная негалогенированными органическими растворителями (содержание растворителей менее 15%) 4 51 819 25 51 4

источник

Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (далее — Перечень отходов).

Положения Перечня отходов предусматривают реализацию запрета захоронения отдельных видов отходов в три этапа:

1) с 01.01.2018 запрещается захоранивать лом, ртутные, люминесцентные и светодиодные лампы, а также отходы ртутных термометров и вентилей;

2) с 01.01.2019 — стеклянную, полиэтиленовую и полипропиленовую упаковку и тару, пневматические и резиновые шины, камеры и покрышки от них, а также бумажные отходы;

3) с 01.01.2021 — банкоматы, мобильные телефоны, рации, модемы, профессиональные диктофоны, барометры, микроволновые печи, принтеры, сканеры, компьютерные системные блоки и калькуляторы.

Всего в списке 182 наименования отходов с соответствующими им кодами из федерального классификационного каталога отходов[1], предусмотренного ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ вступила в силу 01.01.2017).

Таким образом, во втором предложении ч. 8 указанной выше статьи пропущены слова «подлежащие утилизации», что существенно влияет на цель формирования и содержание подобного перечня.

Исключение из наименования перечня указанных слов позволяет осуществлять не только утилизацию перечисленных в нем видов отходов (согласно логике Федерального закона № 89-ФЗ), но и обезвреживание, хранение указанных отходов, поскольку запрещено только их захоронение.

Кроме того, в ст. 5 Федерального закона № 89-ФЗ указано, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление перечня видов отходов, захоронение которых запрещается. При этом в указанной формулировке отсутствуют слова «подлежащие утилизации» и «полезные компоненты», что формально означает полномочие Правительства Российской Федерации на издание какого-то другого перечня отходов, захоронение которых запрещается.

Более того, анализ взаимосвязи членов предложения в ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ наводит на мысль о том, что в первом случае запрещается захоронение отходов, а во втором — полезных компонентов, входящих в состав отходов. Прочтите и вы убедитесь сами: на уровне Федерального закона № 89-ФЗ отсутствует однозначное представление о том, что именно следует запретить захоранивать — отходы или полезные компоненты.

Ошибки Федерального закона № 89-ФЗ замысловато были подправлены на подзаконном уровне. Перечень отходов включает не просто «виды отходов», а «виды отходов производства и потребления» и, скорее всего, запрещает захоронение именно «полезных компонентов» (судя по названию). Требование об обязательной утилизации полезных компонентов отходов в наименовании Перечня отходов отсутствует.

Советский и российский переводчик и лингвист Д.Э. Розенталь в книге «Говорите и пишите по-русски правильно» обращает внимание на следующее: «Взятые сами по себе, слова не выражают мысли. Они лишь являются строительным материалом для предложения. И только включенные в предложение, приобретя нужную форму и выстроившись в надлежащем порядке, они могут выполнить свое назначение — выразить мысли, чувства, волю»[2]. И далее: «Независимо от своего вида и характера (описание, повествование, рассуждение) текст должен представлять собой стройное целое, сцементированное содержанием и формой, а не случайное соседство плохо пригнанных друг к другу деталей»[3].

Думается, эти простые правила в равной степени справедливы и для школьных сочинений, и для художественных произведений, и для текстов нормативных правовых актов.

Ранее Минприроды России в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ разработало проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»[4] (далее — проект акта).

15.09.2016 на официальном сайте ведомства был размещен первый пресс-релиз о проекте акта, согласно которому цель предлагаемого регулирования — «стимулирование отрасли утилизации отходов»[5].

По заявлению главы Минприроды России С.Е. Донского, вступление в силу проекта акта должно повлечь «увеличение объемов переработки видов отходов, которые, составляя в общем объеме твердых коммунальных отходов основную долю, перерабатываются уже сегодня. В число товаров, обязательных для утилизации после утраты ими потребительских свойств в первую очередь включены именно они — черные и цветные металлы, бумага, картон, полимеры, стекло, текстиль, резина, элементы питания»[6].

Таким образом, еще на этапе подготовки проекта акта основной целью его принятия была утилизация отдельных видов отходов, входящих в состав ТКО (как смеси отходов). А это означает, что с момента вступления в силу Перечня отходов ТКО необходимо сортировать (во всяком случае, разработчик это видит именно так).

Как мы помним, первоначально дата вступления в силу проекта акта была намечена на 01.01.2017, однако указанный срок был перенесен на 01.01.2018. Вслед за этим изменением сроки вступления в силу отдельных положений были перенесены с 2018 и 2020 на 2019 и 2021 гг. соответственно.

Группа несортированных отходов, запрет на захоронение которых в проекте акта планировалось установить с 01.01.2024, в утвержденном Перечне отходов отсутствует.

Далее в информационном сообщении указано, что Федеральным законом № 89-ФЗ «предусмотрены механизмы по созданию инфраструктуры по утилизации отходов. К ним, в частности, относится механизм расширенной ответственности производителя, согласно которому производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации».

При этом «установление перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, обеспечит создание объектов инфраструктуры по утилизации отходов на территории субъектов РФ. Кроме того, данная мера будет способствовать принятию регионами порядка сбора (в том числе раздельного) ТКО, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещенные к захоронению»[7].

Если утверждение порядка сбора ТКО (в т.ч. их раздельного сбора) действительно относится к полномочиям субъектов Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ), то создание объектов утилизации отходов является одним из способов обеспечения выполнения нормативов утилизации производителями и импортерами товаров (ч. 4 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).

Минприроды России, проведя реформу в отрасли обращения с отходами, рассчитывает на привлечение инвестиций в целях строительства объектов утилизации отходов. Это подтверждают слова главы ведомства С.Е. Донского: «Запрет вводится поэтапно, чтобы сформировалось предложение на рынке переработки»[8]. Полагаем, что установление подобного запрета искусственно создает спрос на услуги компаний-утилизаторов, которые могут заняться не строительством новых объектов инфраструктуры, а вполне обоснованно вслед за повышением спроса повысить цены на свои услуги. Производители и импортеры товаров в очередной раз окажутся в наиболее уязвимом положении.

Однако все не так просто. Пунктом 10 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.

В отсутствие указанных документов невозможно провести конкурсный отбор региональных операторов. По состоянию на 01.08.2017 региональные операторы определены только в 10 субъектах Российской Федерации: в Камчатском, Краснодарском, Ставропольском крае, Ивановской, Астраханской, Челябинской, Воронежской области, Республике Калмыкия, Республике Мордовия, г. Севастополе.

Министерством природных ресурсов Амурской области разработан проект Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области на период 2018–2028 годов[9] (далее — проект программы). Проект программы включает описание, систему основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей, ресурсное обеспечение и прогнозную (справочную) оценку расходов на реализацию мероприятий, а также порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба.
В проекте программы недостаточно точно сформулировано приоритетное направление государственной политики (государственной политики вообще или государственной политики в сфере обращения с отходами? — прим. автора): разработчики проекта программы видят его в «кардинальном изменении сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами». Аналогичное замечание можно высказать и в отношении сформулированной цели программы — «предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья».
Источники образования ТКО на территории Амурской области разделены на две группы: жилой фонд и прочие (объекты здравоохранения, производственного, торгового назначения, административные, социально значимые объекты и др.). Согласно статистическим данным ежегодно в Амурской области образуется до 500 видов отходов общим объемом более 2300 тыс. т, из них 75 % составляют ТКО. На территории области насчитывается 700 несанкционированных свалок.
К мероприятиям в сфере обращения с отходами проект программы относит строительство полигонов размещения и захоронения отходов производства и потребления, строительство мусороперерабатывающих комплексов и мусоросортировочных линий.
Несмотря на то что проектом программы предусматривается ресурсное обеспечение, возможны случаи, при которых указанные ресурсы будут отсутствовать или окажутся минимальными. Согласно проекту программы «данный риск может быть частично минимизирован за счет более активного использования мер экологического стимулирования хозяйствующих субъектов к реализации мероприятий в сфере обращения с отходами». В этом случае неясно, о каких мерах экологического стимулирования в проекте программы идет речь.

Читайте также:  Полезные ископаемые в алтае

Тем не менее Перечень отходов даже с учетом действующего регулирования представляет серьезный административный барьер для субъектов предпринимательской деятельности. Если Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров на период 2015–2017 гг. в размере от 0 до 20 %, то Перечень отходов, в дополнение к утвержденным нормативам утилизации отходов от использования товаров, фактически устанавливает норматив утилизации по отдельным группам отходов в размере 100 %.

Положения Перечня отходов распространяются на отдельные виды отходов, выделенные из общей массы ТКО (во втором столбце Перечня отходов указаны коды по ФККО). Однако после вступления Перечня отходов в силу возможна ситуация, при которой объекты размещения отходов будут отказывать в приеме отходов для захоронения независимо от того, в каком виде они будут транспортироваться — в чистом или смешанном.

Кроме того, невозможно определить момент исполнения обязанности и степень ее исполнения отдельным хозяйствующим субъектом, поскольку неясно, каким образом хозяйствующие субъекты будут подтверждать исполнение обязанности по вовлечению отходов, перечисленных в Перечне отходов, в процесс утилизации. Следовательно, контроль исполнения вводимого требования представляется малоэффективным.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие территориальные схемы, вынуждены их переработать с учетом положений Перечня отходов. В свою очередь, изменение территориальных схем и региональных программ будет означать необходимость пересмотра обязательств по государственным (муниципальным) и коммерческим контрактам на строительство объектов инфраструктуры по утилизации отходов.

Полагаем, что утилизация отходов целесообразна только в том случае, если она является экономически эффективной. При этом экономически эффективный вид деятельности не нуждается в административном регулировании, поскольку он выгоден для участников рынка. Установление нормативов утилизации товаров и упаковки представляет собой достаточно жесткий механизм, направленный на постепенное снижение числа размещаемых в специализированных хранилищах отходов, а значит — на снижение или полное нивелирование процесса захоронения отходов.

Поскольку рассмотренный в настоящей статье Перечень отходов не дублирует положения Перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р (в ред. от 04.05.2017; далее — Перечень товаров), то складывается следующая ситуация:

1) запрет на захоронение отдельных видов отходов представляет собой норматив утилизации отходов в размере 100 % в дополнение к уже утвержденным нормативам утилизации отходов от использования товаров (расширение первоначального Перечня товаров);

2) обязанность по обеспечению норматива утилизации отдельных видов отходов в размере 100 % ни на кого не возложена (обеспечение норматива утилизации отходов от использования товаров возложена на производителей и импортеров товаров);

3) контроль обеспечения норматива утилизации отдельных видов отходов в размере 100 % действующим законодательством не предусмотрен (отчетность, декларирование и пр.);

4) производители и импортеры товаров уплачивают экологический сбор согласно Перечню товаров, однако собранные от уплаты экологического сбора средства идут на финансирование строительства объектов инфраструктуры утилизации совершенно других видов отходов, перечисленных не в Перечне товаров, а в Перечне отходов.

[1] Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО) утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

источник

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» (подготовлен Минприроды России 23.09.2016)

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

2. Настоящее постановление вступает с 1 января 2017 г.

Председатель
Правительства Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации
от 2016 г. N

N п/п Наименование группы видов отходов, включающих виды отходов, захоронение которых запрещается Сроки и условия применения запрета на захоронение
1. Лом и отходы черных металлов с 01.01.2017
2. Лом и отходы, содержащие цветные металлы с 01.01.2017
3. Отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть с 01.01.2017
4. Отходы бумаги и картона с 01.01.2018
5. Отходы шин, покрышек, камер автомобильных с 01.01.2018
6. Отходы продукции из термопластов (в части упаковки) с 01.01.2018
7. Отходы стекла и изделий из стекла (в части упаковки) с 01.01.2018
8. Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства с 01.01.2020
9. Оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства с 01.01.2020
10. Отходы несортированные, включающие виды, указанные в пунктах 1 — 9 настоящего перечня с 01.01.2024

Подготовлен перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. Определяются сроки введения запрета на захоронение.

Так, с 1 января 2017 г. планируется запретить захоронение лома и отходов черных металлов; лома и отходов, содержащих цветные металлы; отходов, содержащих ртуть.

С 1 января 2018 г. будет запрещено захоронение отходов бумаги и картона, шин, покрышек, автомобильных камер, упаковки из стекла и термопластов.

источник

Сообщение olga_eko » 26 сен 2016, 08:36

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
2. Настоящее постановление вступает с 1 января 2017 г.
Сроки и условия применения запрета на захоронение
1. Лом и отходы черных металлов с 01.01.2017
2. Лом и отходы, содержащие цветные металлы с 01.01.2017
3. Отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть с 01.01.2017

Сообщение А_А_Ц » 26 сен 2016, 09:08

Сообщение olga_eko » 26 сен 2016, 09:24

Сообщение Mystique » 26 сен 2016, 10:06

Сообщение masel » 06 фев 2018, 18:44

Сообщение Raccoon » 07 фев 2018, 15:55

Сообщение kentavrik » 09 фев 2018, 12:07

Сообщение Raccoon » 09 фев 2018, 12:11

Сообщение dobraya0 » 02 мар 2018, 16:09

Сообщение alex27 » 02 мар 2018, 21:39

Форум «Форум для экологов» является общедоступным для всех зарегистрированных пользователей и осуществляет свою деятельность с соблюдением действующего законодательства РФ.
Администрация форума не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на форуме «Форум для экологов» информацию.
Вместе с тем, Администрация форума резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории «Форум для экологов».
Поэтому, если Вы являетесь обладателем исключительных имущественных прав, включая:

— исключительное право на воспроизведение;
— исключительное право на распространение;
— исключительное право на публичный показ;
— исключительное право на доведение до всеобщего сведения

и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.

ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.

источник

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

от 2 февраля 2018 г. N 12-44/3070

Минприроды России в соответствии с протоколом от 22.01.2018 N 01-15/7-пр по вопросу статуса действующих проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) в связи с вступлением с 01.01.2018 запрета на захоронение отдельных видов отходов сообщает.

В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закона N 89-ФЗ) устанавливает запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (далее — Перечень), устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень подготовлен Минприроды России в установленном законодательством порядке и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее — Распоряжение N 1589).

Распоряжением N 1589 установлено поэтапное вступление в силу запрета на захоронение отдельных видов отхода из Перечня.

В соответствии с требованиями действующего законодательства установлена система разрешительных документов, на основании которых может осуществляться деятельность по обращению с отходами, в том числе — размещению (в части захоронения): документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, лицензия на размещение отходов I — IV классов опасности.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами, которые осуществляет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, необходимо при наличии лицензии на соответствующие виды деятельности. Недопустимо осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии.

Вместе с тем законодательством не предусмотрен запрет на наличие лицензии на размещение (в части захоронения) отходов, захоронение которых запрещено, также законодательством не предусмотрена обязанность по переоформлению лицензии в случае прекращения размещения (захоронения) видов отходов, включенных в Перечень.

В соответствии со статьей 18 Закона N 89-ФЗ необходимо оформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в отношении которых планируется осуществлять размещение, но не установлено требование по переоформлению проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов и переоформлению документа об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов в случае прекращения размещения (захоронения) видов отходов, включенных в Перечень.

Запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, предполагает прекращение приема отходов для захоронения, что не предполагает необходимости внесения изменений в разрешительные документы.

Помимо документирования способов обращения с отходами в разрешительных документах их осуществление отражается в отчетной документации субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих обращение с отходами. К отчетным документом относятся:

1) технический отчет по обращению с отходами (далее — технический отчет), подготовленный в соответствии с приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;

2) журналы учета отходов, подготовленные в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;

3) отчетность об отходах для предпринимателей малого и среднего бизнеса, подготовленная в соответствии с приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

Согласно пункту 8 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 технический отчет составляется с целью:

подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;

подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.

Согласно пункту 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Читайте также:  Чем полезны и вредны семечки подсолнуха

Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, в отчетной документации отражаются операции по обращению с отходами, которые осуществил хозяйствующий субъект, в результате деятельности которого образовались отходы либо который принял отходы от сторонних организаций в отчетном периоде. Отражение в отчетной документации сведений о захоронении отходов из Перечня свидетельствует о несоблюдении соответствующим хозяйствующим субъектом требований пункта 8 статья 12 Закона N 89-ФЗ.

На основании изложенного Минприроды России отмечает, что статус действующих проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с вступлением с 01.01.2018 запрета на захоронение отдельных видов отходов остается без изменения до окончания срока действия.

источник

ООО «ЭКОГАРАНТ» e-mail:Ekogarant96@mail.ru ТЕЛ: 8 (343) 312 — 14 — 68

Перечень отходов запрещенный к захоранению

Уважаемые экологи, обращаем Ваше внимание что с 1 января 2018 года вступает в силу распоряжение Правительства РФ №1589-р от 25.07.2017г. Согласно данному распоряжению, появляется определенный перечень отходов производства и потребления, согласно которому в данные отходы входят полезные компоненты, захоронение которых запрещено. Данный перечень состоит из 182 видов отходов, из которых 41 отход нельзя будет захоранивать с 1 января 2019 года (пункты 68-109 в распоряжении Правительства РФ №1589-р от 25.07.2017г.) и 72 вида отхода нельзя будет захоранивать с 1 января 2021 года (пункты 110-182 в распоряжении Правительства РФ №1589-р от 25.07.2017г.), остальные отходы не захораниваются с 1 января 2018г.

Обратите внимание, что при разработке проекта ПНООЛР учитываются объемы передаваемых отходов сторонним хозяйствующим субъектам в течении 5 лет, поэтому обязательно проверяйте попадают ли Ваши отходы под запрет на захоронение. Если у Вас образуется такой отход, то прописывайте согласно распоряжению, что с определенного года Вы планируете исключить передачу данного отхода на захоронение и в дальнейшем будете передавать данный отход для использования* сторонней организации.

* либо для обработки/утилизации с момента вступления в силу проекта Приказа по изменению методики разработки проекта ПНООЛР.

Полный перечень отходов,запрещенных к захоронению — Скачать

Наша организация готова выполнить Анализы КХА, Биотестирование и Паспорт опасного отхода

Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные

Скрап черных металлов незагрязненный

Лом и отходы чугунных изделий незагрязненные

Лом и отходы чугунные в кусковой форме незагрязненные

Скрап чугунный незагрязненный

Лом и отходы чугунные несортированные

Лом и отходы стальных изделий незагрязненные

Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные

Скрап стальной незагрязненный

Лом и отходы стальные несортированные

Лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, в виде изделий, кусков, с преимущественным содержанием меди и свинца

Лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, в виде изделий, кусков, с преимущественным содержанием меди и цинка

Лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, в виде изделий, кусков, с преимущественным содержанием меди, ее сплавов и алюминия

Лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, в виде изделий, кусков, с преимущественным содержанием алюминия и меди

Лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, в виде изделий, кусков, с преимущественным содержанием алюминия, цинка и меди

Лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, в виде изделий, с преимущественным содержанием олова, алюминия и цинка

Лом и отходы незагрязненные, содержащие медные сплавы, в виде изделий, кусков, несортированные

Лом и отходы медных изделий без покрытий незагрязненные

Лом и отходы медные в кусковой форме незагрязненные

Лом и отходы меди несортированные незагрязненные

Лом и отходы изделий из бронзы незагрязненные

Лом и отходы бронзы в кусковой форме незагрязненные

Лом и отходы бронзы несортированные

Лом и отходы изделий из латуни незагрязненные

Лом и отходы латуни в кусковой форме незагрязненные

Лом и отходы латуни несортированные

Лом и отходы заготовок и изделий из алюминия незагрязненные (кроме лома электротехнических изделий)

Лом и отходы алюминия в кусковой форме незагрязненные

Лом и отходы фольги из алюминия

Лом алюминиевых банок из-под напитков

Лом и отходы алюминия несортированные

Отходы фольги алюминиевой кашированной незагрязненные

Отходы фольги алюминиевой отделанной

Лом и отходы изделий из титана незагрязненные

Лом и отходы титана в кусковой форме незагрязненные

Лом и отходы изделий из твердых сплавов, содержащих титан, кобальт и вольфрам

Лом и отходы изделий из свинца незагрязненные

Лом и отходы свинца в кусковой форме незагрязненные

Лом свинца несортированный

Лом и отходы изделий из цинка незагрязненные

Лом и отходы цинка в кусковой форме незагрязненные

Лом и отходы цинка незагрязненные несортированные

Лом и отходы изделий из никеля и никелевых сплавов незагрязненные

Лом и отходы никеля и никелевых сплавов в кусковой форме незагрязненные

Лом и отходы никеля и никелевых сплавов несортированные

Лом и отходы изделий из олова незагрязненные

Лом и отходы олова в кусковой форме незагрязненные

Лом и отходы олова несортированные

Отходы изделий из сплавов на основе олова, содержащих сурьму, свинец, медь

Отходы баббита на основе олова

Лом и отходы изделий из хрома и сплавов на его основе незагрязненные

Лом и отходы хрома и сплавов на его основе в кусковой форме незагрязненные

Лом и отходы, содержащие хром, несортированные

Лом и отходы изделий из вольфрама и сплавов на его основе незагрязненные

Отходы изделий из твердых сплавов на основе вольфрама в смеси

Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства

Реле импульсные ртутьсодержащие, утратившие потребительские свойства

Элементы гальванические нормальные, содержащие сульфат кадмия, ртуть и ее соединения, утратившие потребительские свойства

Отходы элементов и батарей ртутно-цинковых

Бой стеклянный ртутных ламп и термометров с остатками ртути

Упаковка из полимерных материалов, загрязненная ртутью

Ртуть, утратившая потребительские свойства в качестве рабочей жидкости

Отходы термометров ртутных

Детали приборов лабораторных, содержащие ртуть, утратившие потребительские свойства

Отходы вентилей, термометров, ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных в смеси, утратившие потребительские свойства

Отходы которые нельзя захоранивать с 2019 года — Перейти далее

источник

Сергей Ефимович, мировая статистика говорит о миллионах тонн пластикового мусора — пакетов, стаканчиков, пленок. Насколько остро стоит проблема незаконного размещения пластиковых отходов в России?

Сергей Донской: Покупая пластиковый пакет, многие думают, что «пластиковая проблема» к ним не относится, пусть сортировкой занимается кто-то еще. Но полигоны уже переполнены. Города расширяют свою территорию, приближаясь к некогда отдаленным полигонам. И переносом полигонов эту проблему не решить. В России сейчас реализуется реформа системы управления отходами. Внесены масштабные изменения в законодательство. Заложена правовая и организационная основа для повсеместного перехода от захоронения отходов преимущественно к их переработке.

Законодательную базу мы начали готовить еще с 2014 года. В 2019 году реформа управления системой сбора и утилизации отходов должна начаться повсеместно. Но уже многие регионы, многие компании начали работать и внедрять эту систему. Завершено строительство двух мусоросортировочных комплексов мощностью 250 тысяч тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) в год и восьми современных полигонов для захоронения отходов. Ввели в эксплуатацию новые мусоросортировочные линии на полигонах ТКО. Ликвидируются 25 объектов накопленного экологического ущерба в рамках программы «Чистая страна». 10 таких объектов закрыто в 2017 году. Проводятся — пока в пилотном режиме — мероприятия по введению раздельного сбора отходов в целом ряде регионов. Сокращение объема захороненных ТКО уже составило 300 тысяч тонн в год.

Какие экологические риски возникают, если нет правильной утилизации пластика?

Сергей Донской: По данным ООН, сейчас в мире производится в 20 раз больше пластика, чем 60 лет назад, когда он только начал массово использоваться. Если в 50-х годах производители пластиковых материалов выдавали около пяти миллионов тонн различных товаров в год, то с начала нового столетия ежегодно выпускается почти 100 миллионов. В России в последние годы объем производства первичной пластиковой тары составляет приблизительно 600 тысяч тонн. Пластик является продуктом переработки нефти и при разложении или сжигании выделяет опасные вещества. Пластиковые отходы, по данным ООН, ежегодно становятся причиной гибели более миллиона морских птиц и более 100 тысяч млекопитающих. Вредоносные частицы поглощают даже медузы и зоопланктон.

Ученые говорят, что летальный исход зачастую обусловлен именно токсическим воздействием пластика на организм, но большинство животных все-таки приспосабливаются к такому меню. И в результате они накапливают в себе ядовитые вещества, передавая их по пищевой цепочке вверх, в том числе к человеку. Пластик, в частности, полиэтилентерефталат (ПЭТФ, чаще называемый ПЭТ), из которого делают большую часть одноразовой тары, долго не разлагается. Специалисты называют разные сроки, за которые может разрушаться пластик, — от 50 до 500 лет.

На ваш взгляд, в эпоху бурного развития технологий, промышленности, в эпоху роста потребления во многих сферах жизни, о чем нельзя забывать каждому из нас?

Сергей Донской: Наши дети и внуки не должны жить на мусорке. Сегодня мы требуем от бизнеса перехода на экологичные технологии.

Но и каждый россиянин может многое сделать. Например, любой может отказаться от индивидуальной упаковки для каждого вида товара — не множить пластиковые отходы. Сейчас эта тема активно обсуждается в профессиональной среде.

Мы подготовили изменения в закон об отходах для внедрения сортировки отходов в системе ЖКХ, для производителей эта система ответственности уже работает. Для внедрения системы раздельного сбора и вовлечения отходов во вторичный оборот в 2017 году мы ввели запрет на захоронение отдельных видов отходов. Он позволит существенно увеличить объем переработки. В число отходов, утилизация которых обязательна, вошли и полимеры. А с 2019 года будет запрещено захоронение полиэтилена и полиэтиленовой упаковки. В целом переход на сортировку — задача не на один год, формирование практики потребует времени, но мы сделали большой шаг.

Раздельный сбор пока не стал для нас привычным. Как научить народ не загрязнять природу?

Сергей Донской: Европейским странам, Японии потребовалось на внедрение системы раздельного сбора более 30 лет. Мы должны пройти этот путь быстрее.

Какая из стран могла бы стать примером правильного обращения с мусором?

Сергей Донской: Массовый рост отходов начался с появлением пластика, с модой на него в середине ХХ века. Первыми с огромным количеством отходов начали сталкиваться развитые страны, в том числе Япония — там стало негде их захоранивать, свалки появлялись на дорогах, на полях. И если начиная с 60-х годов, Япония пришла к разделению мусора, пережив «мусорные войны», то сейчас мусор в этой стране — ценный ресурс. Кстати, некоторые коллеги сейчас предлагают помимо экспорта японских технологий по мусоропереработке наладить импорт отходов в Страну восходящего солнца, причем эти предложения звучат со стороны японских компаний. Мы считаем, что на Дальнем Востоке ТБО — это ресурс, который нам самим пригодится, но как отдельный проект, в том числе с участием наших компаний, этот шаг может быть полезен и России, и Японии.

Будет ли усиливаться ответственность производственных компаний за наносимый ими экологический ущерб?

Сергей Донской: Мы ввели эту ответственность и постепенно ужесточаем ее. Второй год работает институт расширенной ответственности производителя (РОП). Утилизация товара, который потерял потребительские свойства, в том числе упаковки, лежит на плечах производителя. Там, где источник образования отходов, — там их и должны использовать в дальнейшем. Производишь продукцию из пластмассы — значит занимаешься и ее переработкой. Не хочешь заниматься — плати экосбор, и этим займется государство.

Сейчас перерабатывается не более трети отходов полимеров. Это очень мало, и, тем не менее, бизнес заинтересован именно в переработке. Многие модернизировали предприятия, некоторые заменили целиком отдельные производственные линии, например, перешли на производство биоразлагаемых пластиковых пакетов.

Как можно использовать полимеры вторично?

Сергей Донской: Одним из традиционных направлений переработки полимеров, насколько я знаю, является производство из них стройматериалов. Например, с использованием отходов полимеров и текстиля производятся материалы для внутренней отделки помещений, теплозвукоизоляционные или кровельные материалы.

источник

Источники:
  • http://bezotxodov.ru/othody/zahoronenie-othodov
  • http://82.rpn.gov.ru/newsto/vidy-othodovzapreshchennyh-k-zahoroneniyu-s-1-yanvarya-2019-goda
  • http://www.profiz.ru/eco/9_2017/pere4en_1589-r/
  • http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56585145/
  • http://forum.integral.ru/viewtopic.php?t=21762
  • http://legalacts.ru/doc/pismo-minprirody-rossii-ot-02022018-n-12-443070-o-zakhoronenii/
  • http://ekogarant96.ru/home/othody-kotorye-nelzya-zahoranivat/
  • http://rg.ru/2018/01/22/zapret-na-zahoronenie-othodov-uvelichit-obemy-ih-pererabotki.html