Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека
Цели урока: Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.
Задачи: 1. Создать условия для:
а) усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых;
б) осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
3.Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дидактический материал и оборудование: физическая карта России, условные знаки полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых, презентация; компьютер, проектор, экран.
Этапы работы над проектом:
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа – определение темы. Уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач.
Класс делится на 4 группы, которые получают задание:
Группа 1 – собрать теоретический материал о полезных ископаемых, используемых в строительстве.
Группа 2 – собрать теоретический материал о полезных ископаемых, используемых для обогрева жилья и получения энергии разного вида.
Группа 3 – собрать теоретический материал о полезных ископаемых относящихся к группе – руды.
4 группа – собрать материал о способах добычи полезных ископаемых.
Этап 2. Разработка проекта
Задача этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно, с помощью опорных вопросов (Приложение 1), работают с информацией индивидуально, в группах и парах анализируют.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа – анализ выполнения заданий
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке.
Задача этапа – коллективная защита проекта.
Чтоб природе другом стать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
— На доске — карта России. Посмотрите, какая она большая. Физическая карта России
— Чем богата Россия? (Лесами, полями, народом и т. д.).
— Сегодня мы поговорим о подземных богатствах России, их свойствах и применении.
— Давайте разберемся, что же такое богатство? словарь
— Обратимся к толковому словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного.)
— Как по-другому можно назвать подземные богатства? (Полезные ископаемые)
— Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых.
— Почему их назвали ископаемыми? (Добываются из-под земли.)
— Почему полезные? (Служат людям).
— Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Но для добычи важно, что бы этого ресурса было сконцентрировано как можно больше на ограниченном пространстве. Такое скопление полезных ископаемых на ограниченной территории называется месторождением.
— Полезных ископаемых много. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
3. Постановка учебной задачи
— Давайте подумаем, на какие вопросы мы должны ответить в ходе изучения этой темы?
— Составим план. (1. Название. 2. Свойства. 3. Применение. 4. Добыча) Слайд 3
4. Формирование новых знаний Слайд 4
— Все полезные ископаемые можно разделить на несколько больших групп.
Группа строительных ископаемых. Это ресурсы, которые человек использует для строительства зданий, сооружений и возведения различных конструкций.
Топливная группа. Это ресурсы, используемые для обогрева жилья и получения энергии разного вида.
Группа металлов. Это ископаемые, из которых получают различные металлы, которые человек широко использует в своей жизни. Человек научился получать и использовать металлы не только в чистом виде (медь, железо, серебро, алюминий), но и, смешивая различные металлы, получать сплавы.
— Выступление первой группы по плану. Слайд 5
Образец гранита, его части. Слайд 6
Гранит. В нём видны разные по форме и цвету частицы. Частицы – полевой шпат, кварц, слюда – прочно скреплены между собой, поэтому гранит очень прочный камень. Он бывает серого или темно-красного цвета. В переводе с итальянского гранит значит «зернистый».
Из-за большой прочности гранит используется там, где нужен особо прочный материал,- для опор мостов, фундаментов зданий, постаменты памятников. Слайд 7
Но как ни крепок гранит, со временем и он разрушается. Днем солнце нагревает камень, и от этого он расширяется, а ночью холод охлаждает его, и он сжимается. Так повторяется много-много раз, и за сотни и тысячи лет в граните образуются трещины, от него откалываются куски и дробятся еще больше. Проходит время, и гранит разрушается, причем из кварца образуется песок, а из шпата и слюды – глина. Слайд 8
Песок и глина. Мы никогда не задумывались о происхождении песка, а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца образуются песчинки, а из слюды и полевого шпата – глина.
Свойства. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Песок бывает Слайд 9 желтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Глину пересыпать нельзя. Сырая глина не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.
Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Глина – основной Слайд 10 материал для изготовления кирпичей. Кирпич издавна применяют в строительстве. Фарфоровые чашки, тарелки, которыми ты пользуешься каждый день, тоже из глины. Немало красивых, изящных фарфоровых изделий – сервизы, вазы, статуэтки – стали музейными экспонатами. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, свистульки, а потом расписывают яркими красками.
Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают Слайд 11 строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.
Известняк. Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк.
Немало в нашей стране добывается известняка. Это белый или беловато-серый Слайд 12 камень, плотный, тяжелее воды. Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла. Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.
— Выступление второй группы по плану. Слайд 13
Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.
Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.
Наша страна богата торфом. Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.
Учитель: — То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превратилось в торф. Сдавленный пластами земли торф постепенно твердел, превращался в бурый уголь. Бурый уголь сдавливается под землёй очень долго и превращается в чёрный каменный уголь.
Образец каменного угля. Слайд 17
Каменный уголь имеет обычно чёрный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. Главное свойство угля – он хорошо горит, выделяя много тепла. Это свойство и использует человек. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах, применяется при выплавке стали и чугуна.
Условные обозначения каменного угля
Учитель: — По запасам каменного углы наша страна первая в мире. Посмотрим на карту нашей страны – вы видите чёрные квадраты; это обозначены месторождения каменного угля. Их можно найти в разных местах нашей родины.
Знаменитые месторождения каменного угля: Карагандинское угольное месторождение, Печорское месторождение.
Нефть – маслянистая непрозрачная жидкость, цвет от светло-коричневого до чёрного, запах специфический, резкий, легче воды. Главное свойство нефти – горючесть. Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь.
В настоящее время нефть широко используется в хозяйстве. Главным образом она применяется в изготовлении топлива для всех видов машин. Из неё производят:
— керосины для самолётов, вертолётов
— солярку для тракторов, комбайнов;
— мазут для моторных морских кораблей.
Кроме топлива и масел, из нефти на химических заводах делают ещё много разных веществ: пластмассы, полиэтиленовая плёнка, удобрения, взрывчатку, пластилин, моющие средства. Шины и камеры для колёс всех машин делают из каучука, а каучук получают из нефти. Условные обозначения нефти
Учитель: — На физической карте вы увидите условные знаки в виде вышек; это месторождения нефти.
Образец природного газа. Слайд 20
Природный газ. Вместе с нефтью глубоко в земле имеется природный газ. Многие из вас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берётся и какие у него свойства.
Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие, как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества.
Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.
Учитель: Некоторые полезные ископаемые можно добывать в том же виде, как их добывают. Например, каменный уголь. Подняли и можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Но есть и другие полезные ископаемые. Чтобы они стали действительно полезными, их надо сначала переработать. Когда добывают железную руду из земли, она похожа на обыкновенный камень. Чтобы получить железо или сталь, надо переплавить в специальной печи. Об этом нам расскажут ребята 3 группы.
— Выступление третьей группы по плану. Слайд 21
Образец железной руды. Слайд 22
Железная руда – плотное, мелко-зернистое вещество, тёмно-коричневого цвета. Железная руда тяжёлая, она тяжелее гранита; очень прочная.
Важное свойство железной руды – плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун, затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из чугуна варят сталь. У мартенов работают сталевары. Чугун и сталь применяют в быту, в Слайд 23 промышленности, на транспорте. Из чугуна и стали делают посуду. Чугунные сковороды, стальные ножи, вилки, ножницы. Железнодорожные рельсы, вагоны, трактора, комбайны, станки, трубы, отдельные детали машин, оружие — все это изготовлено из стали.
Условные обозначения железной руды
Крупнейшие месторождения железной руды: Курская магнитная аномалия, около города Братска, в Казахстане. Чёрные треугольники обозначают места добычи железной руды.
— Выступление четвёртой группы по плану. Слайд 24
Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. Слайд 25
Изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения геологи. Нередко они помногу месяцев проводят вдали от дома в тайге. В горах или в пустыне. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолёты, вездеходы, радиосвязь и фотографии Земли, сделанные из космоса.
Полезные ископаемые добывают по-разному: первый способ – в открытых котлованах – карьерах, второй способ – в шахтах, третий – бурение скважин. Слайд 26
В карьерах добывают то, что залегает неглубоко. Например, песок. Предварительно сверху снимают почву. Экскаватор набирает песок в ковш и высыпает в кузов самосвала. Машины развозят песок на строительные площадки, стекольные и кирпичные заводы, заводы железобетонных изделий. Слайд 27
А чтобы добыть гранит, машина сверлит в граните углубления, в которые закладывают взрывчатку. Только сильный взрыв разделяет гранит на куски, которые затем и используют для различных целей. Слайд 28
В некоторых местах железная руда залегает неглубоко, в таких месторождениях её добывают открытым способом. Сначала пласт взрывом раскалывают на куски. Затем в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят в машины или железнодорожные вагоны. Слайд 29
Если полезное ископаемое залегает глубоко – строят шахты. Так добывают, например, каменный уголь.
Каменный уголь залегает глубоко в земле пластами, часто под слоями песка, глины. Чтобы добыть каменный уголь, строят шахты. В угольном слое роют глубокий большой колодец. Это ствол шахты. От ствола шахты проделывают коридоры – штреки. Штреки и ствол шахты крепят специальными опорами. В шахтах горит электрический свет, туда постоянно подаётся свежий воздух. Работа шахтёров трудна и опасна. Сначала отбивают куски угля, грузят на транспортёр, затем в специальные вагонетки, поднимают вверх уголь. Сейчас труд шахтёров облегчают различные машины. Слайд 30
Иногда каменный уголь залегает близко к поверхности, тогда его добывают открытым способом – в карьерах. Сначала снимают верхний почвенный слой, затем котлован углубляют до слоя угля. Уголь огромными экскаваторами поднимают вверх и грузят в автомашины или железнодорожные вагоны. Слайд 31
Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы до неё добраться, в земле бурят отверстия – скважины — глубиной до 2 -3 км, в которые опускают трубы. По этим трубам специальными насосами-качалками выкачивают нефть в специальные нефтехранилища. Затем по трубам – нефтепроводам – перекачивают на нефтеперерабатывающие комбинаты. Нефть отправляют во все концы страны и за рубеж. Её перевозят в цистернах по железной дороге поезда, по рекам и морям – корабли-танкеры. Корабль-танкер весь состоит из отсеков – танков, поэтому так и называется. Один морской танкер может перевезти нефти столько, сколько перевозят 50 поездов.
5. Задания для закрепления
Первичное закрепление. Викторина «Разложи на свои места»
У каждой группы (по рядам) свой набор полезных ископаемых: кварц, полевой шпат, слюда, гранит, песок, глина, известняк. Полезные ископаемые
— Поставьте полезное ископаемое на карточку с его названием. Карточки с названиями
-Работа в парах. Положите перед собой карточку с кроссвордом. Карточки с кроссвордом
— Отгадайте кроссворд. Слайд 32
— Самопроверка. Свертись с экраном. Слайд 33
— Давайте оценим себя: Слайд 34. Карточки +, ?, —
«+» — если по этой теме я всё уже знаю и хорошо ориентируюсь;
«?» — кое-что знаю, но хотел бы знать больше;
«-« — если очень плохо знаю эту тему, почти ничего раньше не слышал об этом.
7. Самостоятельная работа. Тест
— Положите перед собой тесты. Самостоятельно выполните работу. Тесты
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:
1. Что называется горючими полезными ископаемыми?
2. Какими свойствами обладают горючие полезные ископаемые?
3. Месторождения на территории России
4. Применение горючих полезных ископаемых.
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.
1. Что называется рудными полезными ископаемыми?
2. Какими свойствами обладают рудные полезные ископаемые?
3. Месторождения на территории России
4. Применение рудных полезных ископаемых
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.
1. Что называется строительными полезными ископаемыми?
2. Какими свойствами обладают строительные полезные ископаемые?
3. Месторождения на территории России
4. Применение полезных ископаемых этой группы
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.
Какие способы добычи полезных ископаемых существуют?
источник
ТЕМА 1. ГОРНОЕ ДЕЛО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
«Основная задача горной науки состоит в том,
чтобы, используя достижения математики, физики,
химии, механики, цикла геологических дисциплин,
обеспечить научное понимание сложных явлений и
процессов, происходящих в недрах земли
при разработке месторождений полезных
ископаемых, и создать научно-обоснованную
базу для коренного усовершенствования
современной техники горного дела».
Изучив эту тему, вы будете иметь представление:
— о роли полезных ископаемых в жизни человека;
— о видах и масштабах горных работ, их влиянии на земную поверхность;
— основные группы отраслей горной промышленности;
— особенности состояния и основные направления развития минерально-сырьевой базы России.
Почти все материалы, из которых сделаны окружающие нас предметы, современная техника – от канцелярской кнопки и пластикового пакета до высотного здания, компьютера и космического корабля, в своем первоначальном виде находились под Землей. Так не похожие друг на друга мрамор и нефть, железная руда и природный газ, алмаз и каменный уголь на самом деле очень близкие между собой и называются, как и очень многие другие, – полезными ископаемыми.
Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются от ее каменной оболочки. Полезные – потому что служат человеку и по его воле превращаются в разнообразные и необходимые вещи, которые создают уют, обогревают, кормят, перевозят, обеспечивают безопасность.
Все, чем богат и силен человек: дома, плотины, автомобили и самолеты, электрические и электронные машины, все из чего он создает энергию и орудия производства, добывается из недр земли. Полезные ископаемые составляют материальную основу, сырье промышленного производства (подробнее).
Невозможно переоценить роль полезных ископаемых в становлении цивилизации. Американский этнолог Генри Льюис Морган писал, что именно с того момента, когда варвары научились получать и применять металл, 9/10 борьбы за цивилизацию было выиграно. Использование металла стимулировало развитие земледелия, строительства, ремесел, военного дела и культуры, способствовало бурному социальному прогрессу.
Благодаря сокровищам недр развивались все области человеческой цивилизации: политика, экономика, техника, сельское хозяйство, искусство, философия, религия, язык, литература и др. С древнейших времен служат человеку неметаллические и металлические полезные ископаемые, значительно позже стали использоваться горючие полезные ископаемые. За долгую историю человечества было открыто громадное число месторождений самых различных полезных ископаемых. Но и в наше время люди обнаруживают все новые и новые богатства в недрах Земли. К тому же, давно известные минералы и руды, добываемые человеком, находят новые области применения.
Рисунок 1.1. Соотношение содержания полезных компонентов и общей массы руды. |
В течение всей своей истории человечество стремилось обладать полезными ископаемыми. Сначала люди находили их на поверхности, затем стали искать и добывать под землей. Долог и труден был путь человека к богатствам земных недр, он сопровождался немалыми опасностями. Недаром существует множество легенд, сказаний и мифов о грозных и таинственных подземных духах, стерегущих земные сокровища.
На рисунке 1.1 показано, что по мере развития цивилизации и перехода от ручного труда к использованию современных механизмов в производство вовлекаются месторождения с все более низкими концентрациями полезных компонентов. При этом масса руд непременно должна увеличиваться.
Поиск и добыча полезных ископаемых требовали от человека мужества и силы воли, смелости и отваги, сопровождались радостью находок и скорбью о потерях родных и товарищей. Работа горняка всегда считалась наиболее трудной и опасной, труд рудокопа являлся почетным, к нему с давних пор относились с уважением. Желание преодолеть трудности в достижении богатства и преуспевания на протяжении столетий было тем, что принесло мировую славу горным мастерам разных стран. Горные школы и объединения шахтеров и в наше время являются носителями горняцких традиций и хранителями их культурного наследия.
Студенты горных специальностей должны изучать не только горную науку, разведку, добычу и переработку руды, работу машин и механизмов, а опираясь на исторический опыт, расширять свои представления об основах государственной, политической и хозяйственной жизни страны и со временем научиться управлять горной промышленностью «ко благу человечества и государств».
1.2. Горное производство – определяющий фактор материальных ресурсов общества и сфера реализации технических достижений
«Для России (как, впрочем, для любой страны) ее
природные ресурсы, особенно невозобновляемые –
это Богом данное богатство, которое принадлежит
всем, а не только нынешним поколениям. И расходовать
его нужно максимально эффективно, с наибольшей
пользой для собственных граждан».
Горное дело(англ. – mining, mining engineering; нем. – Bergbau; франц. – Industrie miniere, genie minier; исп. – Ingenieria minera) – область деятельности человека по освоению недр Земли. Горное дело включает все виды техногенного воздействия на земную кору, главным образом извлечение полезных ископаемых, их первичную переработку и научные исследования, связанные с горными технологиями.
Теоретический фундамент горного дела создает горная наука, которая вбирает в себя достижения фундаментальных наук – математики, физики, химии и смежных технических наук для использования их в горном деле и горной технике.
Совокупность отраслей производства, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых, а также их первичной обработкой и получением полуфабриката, называется горной промышленностью (таблица 1.1).
Таблица 1.1. Основные группы отраслей горной промышленности
Группа | Отрасли горной промышленности и основные виды сырья |
Минерально-энергетического сырья | Нефтяная, газовая, угольная, торфяная, сланцевая, урановая, геотермия |
Руд черных и легирующих металлов | Железорудная, марганцоворудная, хромитовая, вольфрамовая, молибденовая, ванадиевая |
Руд цветных металлов | Алюминиевая, медная, никелевая, оловянная, свинцово-цинковая, сурьмяная |
Руд благородных металлов | Золото, серебро, платина |
Горно-химическая | Апатит, калийные соли, серный колчедан, нефелин, селитры, борные руды и фосфатное сырье |
Нерудного индустриального сырья | Асбест, графит, гипс, глины |
Строительных материалов | Гранит, известняк, доломит, кварц, мел, мергель, полевой шпат, щебень |
Драгоценных и поделочных камней | Алмаз, яшмы, берилл, малахит |
Минеральных подземных вод | Гидроминеральная |
Развитие горной промышленности и размещение ее отраслей обусловлены как природными (наличие в недрах достаточных ресурсов полезных ископаемых), так и социально-экономическими факторами.
Неравномерное размещение месторождений по отдельным континентам и регионам привело к развитию активной международной торговли. Минеральное сырье занимает I место по тоннажу в мировой торговле. Объемы перевозок сырья и топлива потребовали создания и развития морского и трубопроводного транспорта.
Непрерывно возрастающая потребность в минеральном сырье требует усовершенствования оборудования и горной техники. Горное производство занимает ведущее место в экономике России: на его долю приходится более 33 % валового внутреннего продукта (ВВП). Крупнейшие горно-обогатительные комбинаты, такие как Норильский, Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс, становятся центрами экономики и промышленности целых областей.
Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 6678 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
источник
Название | Полезные ископаемые и их значение в жизни человека |
Анкор | Урок «Полезные ископаемые " |
Дата | 17.09.2017 |
Размер | 69.5 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | Урок «Полезные ископаемые «.doc |
Тип | Урок #30582 |
Категория | Начальные классы |
« Полезные ископаемые» Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека. Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека. Задачи:
Формы организации учебно-познавательной деятельности: технология критического мышления, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. Дидактический материал и оборудование: географическая карта Казахстана, презентации; компьютер, мультимедийный проектор, экран; карточки для индивидуального опроса.
-Три клада у Природы есть:
— Составление кластера.
(Проводится в ходе проверки домашнего задания.) 1. Запиши названия горных пород, встречающихся в нашей местности. 2.Перечисли возможные способы применения гранита и песчаника. 3.Приведи примеры использования песка и глины, с которыми ты сталкивался в своей жизни.
1. Составление плана изучения: — Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы? (В ходе обсуждения составляется кластер.) 2. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова: 1 группа — Что называют полезными ископаемыми? 2 группа – Что такое месторождения? 3 группа — Что называют шахтой, карьером? 3.В учебнике на с.62-64 прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.
Полезные ископаемые Шахта Строительство Месторождение Карьер Машиностроение Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно. Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного леса, садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как y тряпичной куклы. (Учитель сам делает один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру.) Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь прекрасное пение птиц. (Пауза 30 секунд.) Ты чувствуешь, как расслабляются твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 секунд.) Теперь поблагодари этот лес за то, что он тебя так чудесно расслабил. Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза. 5. Материал самостоятельно изучается учащимся с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.
Карточка для третьей группы учащихся:
|
- http://studopedia.su/14_81263_rol-poleznih-iskopaemih-v-zhizni-cheloveka.html
- http://referativno.ru/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5_%D0%B8_%D0%B8%D1%85_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.referat
- http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/znachieniie-polieznykh-iskopaiemykh-v-zhizni-liudiei
- http://studwood.ru/1219505/ekologiya/znachenie_prirodnyh_resursov_zhizni_cheloveka
- http://megalektsii.ru/s5493t7.html