Меню Рубрики

8 класс рельеф геологическое строение и полезные ископаемые

Цели: повторить изученный материал, выявить уровень его усвоения учащимися.

  • Определить уровень знаний учащихся основных понятий, размещения основных форм рельефа, полезных ископаемых
  • Проверить умение работать с различными видами географических карт, а также умение показывать на карте основные формы рельефа
  • Формирование умений использования известных средств для решения поставленных задач методом сравнения, сопоставления и анализа
  • Дальнейшее развитие логического мышления, речи, поиска решений
  • Формирование навыков рефлексивно оценить результаты собственной учебной деятельности.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Мотивация. Постановка задач.

Скалистые районы с бурными реками, озерами и водопадами.

Поражает их красота и суровость.

Бескрайние равнины с лесами, холмами, спокойными реками.

Притягательное безмолвие болот. Величие гор с заснеженными вершинами.

Устрашающее дыхание вулканов.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О рельефе)

– Рельеф России мы изучали несколько уроков. Что же мы сегодня будем делать?

Итак, наша цель – повторить изученный материал и выявит уровень наших знаний.

1) Для того, чтобы настроиться на работу, ответим на несколько вопросов.

  1. Что такое рельеф?
  2. Какие крупнейшие формы рельефа суши мы знаем?
  3. Как различают горы по высоте?
  4. Как различают равнины по высоте?
  5. Какая форма рельефа преобладает в нашей стране?
  6. Где расположены горы?
  7. Самая высокая гора России
  8. Самые длинные горы России
  9. Платформа – это
  10. Щит – это
  11. Месторождение –
  12. Выветривание – это

2) Известный путешественник Н.Н. Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна, потому что можно путешествовать».

Путь всегда начинается с карты. Проверим, как мы умеем работать с картой. Найдите карточку №1. Вам необходимо показать данные географические объекты. Обратите внимание, один из них зашифрован географическими координатами. (Работа в парах, 6 вариантов, учащиеся показывают географические объекты на карте у доски).(Приложение № 1)

У моей России горы величавы
Выросли грядами, гордые, как павы
У моей России бескрайние просторы,
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, пройдись по равнине
Все, что ты увидишь – все – моя Россия
Горы – к небу, вдаль – равнины
Дюны, впадины, барханы –
Все это рельеф России
Е.И. Басалгина

Итак, на ваших партах текст. Прочитайте, пожалуйста, и определите – о каком географическом объекте идет речь. Докажите свою точку зрения. (Приложение № 2)

4) Люди исследуют глубины Земли, проникают в кратеры вулканов, изучают горные породы из космоса.

– Зачем люди исследуют глубины?

– Какие бывают полезные ископаемые?

– Каким тектоническим структурам они соответствуют?

Найдите, пожалуйста, карточку № 3.(Приложение № 3). Найдите соответствие: полезное ископаемое – где размещается на территории России. Для этого поставьте номер с экрана.Презентация № 2 (слайд 2)

Давайте проверим. (Слайд № 3)

5) Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием «Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: «Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые». А как вы думаете?

Три человека работают у магнитной доски. Вам необходимо расположить формы рельефа в соответствии с внешними экзогенными факторами.(Приложение № 4.)

– Какие еще процессы, кроме экзогенных, изменяют рельеф?

– Что остается в результате хозяйственной деятельности?

6) Многие природные явления представляют большую опасность для человека

– Какие вы знаете опасные природные явления?

Человек, порой, бессилен перед стихийными природными явлениями. Но человек может попытаться избежать большого количества разрушений и жертв.

Давайте подумаем вместе. (Проблемный вопрос).

– Каковы последствия землетрясений?

– Как избежать разрушений и жертв? (Учащиеся выдвигают свои гипотезы).

– Каковы последствия оползней?

– Каковы ваши предложения для того, чтобы избежать разрушения почвы? (Гипотезы)

А.П.Чехов сказал: «Россия – громадная равнина, по которой носится лихой человек». Россиястрана великих равнин. Она богата полезными ископаемыми. Равнины давно освоены человеком. Человек все глубже проникает в недра земли, добывая все больше и больше полезных ископаемых. Но он оставляет на «теле» Земли раны. Человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения. Они как бы напоминают человеку, что человек является частью природы, а не ее хозяином. Древняя индийская мудрость гласит: «Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

– Какую цель мы поставили в начале урока?

А теперь каждый проанализируйте нашу работу и скажите:

– Где вам было трудно, на каком этапе?

– Какие задания у вас вызвали затруднения?

Для того, чтобы еще раз проверить себя, мы выполним небольшой тест (Приложение № 5), но прежде я объясню домашнее задание. Оно состоит из трех заданий разной сложности. Постарайтесь выполнить все задания. (Приложение № 6)

Информационные ресурсы:

  1. География России. Учебник для 8 класса под ред. А.И.Алексеева. – М.: Просвещение
  2. Географический атлас. 8 класс
  3. Николина В.В. География. 8 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся
  4. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа
  5. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа
  6. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М.: Дрофа
  7. Ресурсы Интернет

источник

Цели и задачи урока:

-определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;

-проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России;

-определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование:

Атласы, учебники, физическая карта России, компьютеры, проектор, учебное электронное издание (диск): География России. Природа и население.8 класс.

I. Организационный момент.

На фоне музыки ученик читает отрывок из стихотворения Ираиды Мордовиной.
(Все сопровождается слайдами с видами различных форм рельефа России)
(Приложение 1).

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Равнины в бесконечность убегают
И степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим наш путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем,
Как много изучить нам предстоит!

II. Объявление темы урока и целей, знакомство с «Зачетным листом»
(Приложение 2).

Задание 1. Составление общей схемы «Рельеф» (По мере ответов учащихся на интерактивной доске создается схема)

— Вспомните, что такое рельеф?
— Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?
Как различаются горы по высоте?
Как различаются равнины по высоте?
— Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы)
— Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания, землетрясения, вулканизм)
— Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)

Задание 2.
Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа?
(Приложение 3)

(На слайдах появляются разные формы рельефа)

  1. Деятельность ветра
  2. Карстовые процессы – вода
  3. Деятельность человека
  4. Моренный рельеф — ледник
  5. Эоловые процессы – ветер
  6. Землетрясения
  7. Вулканизм
  8. Овраг – деятельность текучих вод

Задание 3. Диктант на проверку знания терминов и понятий.

1. Выход на поверхность кристаллического фундамента платформы. (щит)
2. Бурные грязекаменные потоки. (сели)
3. Древние относительно устойчивые участки земной коры. (платформы)
4. Крупные скопления полезных ископаемых. (месторождения)
5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (морена)
6. Группы близкорасположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (бассейн)
7. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли. (эры)
Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и выставляют в «Зачетный лист» количество баллов (правильный ответ-1балл)

Задание 4. Работа по вариантам.

1 вариант выполняет интерактивный тест на ПК. 2 вариант путем сопоставления физической и тектонической карт устанавливают соответствие между формой рельефа и тектонической структурой.
1 вариант. Тест.
1. Высшая точка России расположена в пределах.
а) Алтая
б) Кавказа
в) Саян

2. Самая высокая и расчлененная равнина в России.
а) Восточно-Европейская равнина
б) Западно-Сибирская равнина
в) Среднесибирское плоскогорье

3. В виде какого щита выходит на поверхность фундамент Восточно-Европейской платформы.
а) Алданского
б) Балтийского
в) Анабарского

4. Какие окраины России расположены на границах современных литосферных плит.
а) Восточные
б) Западные
в) Северные

5. Какая складчатость протекала во второй половине палеозоя.
а) Байкальская
б) Герцинская
в) Каледонская

6. Равнины расположены на .
а) границах литосферных плит
б) платформах
в) в складчатых областях

7. Крупнейшими каменно-угольными бассейнами являются.
а) Кузбасс, Канско-Ачинский
б) Тунгусский, Ленский
в) Уренгой, Ямбург

8. Поверхность России понижается к .
а) югу
б) северу
в) западу
г) востоку

9. Если скорость поднятия земной коры равна скорости разрушения, то образуются.
а) впадины
б) горы
в) равнины

10. Геологическая эра, продолжающаяся и сейчас.
а) мезозойская
б) кайнозойская
в) палеозойская

2 вариант. Таблица соответствия.
Установите соответствие.

источник

Омская область расположена в южной части Западно-Сибирской равнины. Формирование рельефа шло на протяжении длительного геологического времени в результате взаимодействия внутренних и внешних сил. Ведущими внутренними рельефообразующими силами являются медленные вертикальные колебательные движения земной коры. Территория нашей области неоднократно погружалась и заливалась морем, в котором накапливались осадки.

Рельеф. Геологическое строение. Полезные ископаемые

  • Какие формы рельефа сформированы на поверхности равнины?
  • Выявить особенности тектонического строения территории;
  • Какие по происхождению горные породы складывают территорию Омской области?
  • Найти на карте максимальную и минимальную абсолютные отметки высоты.
  • Познакомиться с полезными ископаемыми Омской области.

  • Омская область расположена в южной части Западно-Сибирской равнины.

  • Поверхность области представляет собой пологоволнистую равнину с преобладающими абсолютными отметками 100-120 м.

Самая высокая точка области — 149м.

Однообразный рельеф на отдельных участках сменяется понижениями плоских западин, озерными котловинами, ложбинами древнего стока, гривами и увалами.

Самая низкая точка Омской области находится в пределах котловины горько-соленого озера Эбейты.

Ее высота составляет менее 60 м над уровнем моря.

Самая высокая точка Омской области 150,4 м над уровнем моря.

Точка расположена на территории урочища Борисовка Тарского района вблизи границы с Муромцевским, Седельниковским и Большереческим районами.

Когда-то на этом месте стояла деревня Борисовка.

  • Формирование рельефа Омской области шло на протяжении длительного геологического времени в результате взаимодействия внутренних и внешних сил.
  • Ведущими внутренними рельефообразующими силами являются вертикальные колебательные движения земной коры.
  • Территория нашей области неоднократно погружалась и заливалась морем, в котором накапливались осадки. Затем погружение сменялось поднятием, и в условиях суши шло осадконакопление континентальных отложений

  • В основании, на глубинах от нескольких сот метров до четырех километров и более лежит кристаллический фундамент.
  • Он сложен древними магматическими (граниты, диабазы) и метаморфическими (гнейсы, сланцы) толщами, которые смяты в складки и разбиты тектоническими разломами на блоки.

Таким образом, на палеозойском фундаменте сформировался мощный покров из чередующихся пластов морских и континентальных осадочных пород, залегающих горизонтально.

Имеются многочисленные месторождения различных видов глин и суглинков, строительных песков, торфа и мергелей. В ряде озер встречается сапропель.

В недрах области имеются месторождения нефти и газа, железных руд, циркон-ильменитовых россыпей и подземных вод.

Выделяются несколько водоносных горизонтов в осадочной толще мезо-кайнозойских отложений, являющихся источником водоснабжения населенных пунктов.

Подземные воды меловых отложений широко используются в лечебных целях.

Западно-Сибирская низменность. Встречаются гривы, ложбины, западины, овраги, балки

Западно-Сибирская молодая платформа. Осадочные горные породы

источник

План-конспект урока по географии (8 класс) по теме:
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.

Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе.

Это заключительный урок темы «« Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России». Данный урок опирается на имеющиеся у учащихся знания о рельефе, геологическом строении Земли, происхождении полезных ископаемых, внешних и внутренних процессах, составе земной коры. На знания о разнообразии форм рельефа, движения земной коры, такие явления как землетрясения и вулканизм, а также на знания об изменении рельефа под влиянием внешних сил, человек и земная кора. Это курс 6 класса, раздел № 3 « Природа Земли и человек» В 7-м класса в разделе 1 « Земля – уникальная планета. Литосфера и рельеф Земли» учащиеся получают знания о происхождении Земли, литосферных плитах, сейсмических поясах Земли. Знакомятся с тектоническими и геологическими картами.

Тип урока: повторение и обобщение знаний по теме.

Читайте также:  Полезные ископаемые 2 класс презентация

Вид урока: игра – отчётно-докладная конференция.

Формы, методы и приёмы работы: работа с дополнительными источниками информации, групповая работа с использованием мультимедийной презентации.

При изучении данной темы главный акцент ставился на явления, процессы, геологическое и тектоническое строение именно территории нашей страны. И было выделено главное: показать и объяснить все явления, связанные с литосферой на всех этапах геологического времени, показать, что Россия – это часть мира со своими особенностями и выделить их .

Вложение Размер
tekst_uroka.doc 100.5 КБ
relef_izmenyonnyy.part1_.rar 1.39 МБ
relef_izmenyonnyy.part2_.rar 1.39 МБ
relef_izmenyonnyy.part3_.rar 1.39 МБ
relef_izmenyonnyy.part4_.rar 1.39 МБ
relef_izmenyonnyy.part5_.rar 1.39 МБ
relef_izmenyonnyy.part6_.rar 751.82 КБ

Систематизировать и обобщить знания , умения , навыки по теме: “Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России”.

— определить уровень знаний учащимися основных понятий, закономерностей размещения крупных форм рельефа: равнин и гор, полезных ископаемых;

— показать особенности некоторых стихийных природных явлений, связанных с литосферой, причины их вызывающие, географию и распространение по территории России;

— обобщить материал о формах рельефа, связанных с деятельностью человека.

— способствовать развитию познавательной активности учащихся и интереса к изучаемому предмету при помощи новых информационных технологий.

-формировать навык групповой работы в классе;

— продолжить формирование творческого отношения к решению учебных задач, самостоятельного выбора оптимального решения при работе в группе;

— воспитание любви и уважения к своей Родине.

  • карты России – физическая, тектоническая; физическая карта Волгоградской области;
  • атласы;
  • учебники;
  • компьютер и мультимедийная установка.

Тип урока : повторение и обобщение полученных знаний по теме.

Формы, методы и приёмы работы: групповая работа, с использованием учащимися презентаций.

Форма проведения : игровая – отчётно-докладная конференция.

1. Организация учащихся на урок

Проверка готовности к уроку.

На предыдущих уроках географии мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России, который я надеюсь, останется в вашей памяти надолго. Ребята, тот багаж знаний, который вы получили при изучении данной темы, понадобится вам и в старших классах. НАПРИМЕР: в 9 классе при составлении экономико-географической характеристики России, а также при изучении отраслей хозяйства страны.

Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их прочность, используя нетрадиционную форму урока – игровую, провести отчетно-докладную конференцию.

Сегодня на уроке присутствуют 3 группы специалистов:

  1. группа: геоморфологи и геологи , они предоставят отчёт о рельефе и тектоническом строении территории России.
  2. группа : сейсмологи , дадут информацию о стихийных явлениях, наиболее часто встречающихся в нашей стране.
  3. группа : экологи и антропологи, составила отчетную информацию об антропогенных проявлениях человека на литосферу в пределах России, нашего города.

Подготовка к уроку .За 10 дней специалисты получают задания и источники литературы по определённому разделу. В течение данного времени дети готовят не только доклад, материалы которого выходят за рамки учебника, но и сопровождают его демонстрацией объектов на карте и презентацией с использованием мультимедийной установки. Во главе каждой группы стоит главный специалист, а остальные учащиеся являются его помощниками ( 4-5 человек ). Во время подготовки доклады и презентации корректируются учителем. Выступают все: специалисты и помощники. После выступления каждой группе задаются вопросы другими специалистами.

3. Выступление специалистов.

УЧИТЕЛЬ: итак, начинает 1 группа – руководитель Пименова Анастасия.

(слайд № 1) Рельеф и тектоническое строение России.

(слайд № 2) Изучив карты тектонического и геологического строения России, мы выяснили, что большая часть нашей страны занята равнинами, в основе земной коры России лежат древние (В – Е и Сибирская) и молодые (З – С, Печорская и Скифская) платформы. Мы знаем, что платформы — относительно устойчивые участки континентальной земной коры и они имеют 2-х ярусное строение: (слайд № 3). Давайте еще раз вспомним: нижний ярус составляет складчатый фундамент, верхний осадочный чехол. Фундамент древних платформ сложен смятыми в складки древнейшими породами докембрийского возраста .Такой фундамент называют кристаллическим (помечен крестиками). Фундамент молодых платформ тоже состоит из смятых в складки, но более молодых пород. Это осадочный чехол. Поверхность фундамента, как мы знаем неровная и в некоторых местах осадочный чехол отсутствует, такие участки называются щитами (перечислить + показать).

Платформы обрамляются горно – складчатыми областями, они отличаются характером залеганием горных пород и высокой подвижностью.В результате горообразования образуются 2 вида складок: простые и сложные. Простые складки называют синклиналями (вогнутая – отрицательная форма рельефа), примером служат небольшие возвышения на Таманском полуострове, и антисинклиналями (выпуклая – положительная форма рельефа.),

А сложные складки называются ( антиклинориями и синклинориями ) , пример тому – Большой хребет Кавказа.

(слайд № 4) Мы хорошо знаем, что земная кора неоднородна, поэтому изучив геохронологическую таблицу, установили – все формы рельефа и слагающие их горные породы имеют различный геологический возраст. Анализируя таблицу и сравнивая геологическую карту легко установить возраст тектонических структур и форм рельефа на территории России. Данные представлены в слайде (слайд № 5), здесь четко видно, что каждая складчатая область образовалась в определенный период и ей соответствует своя форма рельефа. В настоящее время происходит складкообразование отдельных территорий России, кайнозойские (альпийская складчатость) горы формируются в результате взаимодействия литосферных плит, например: на территории полуострова Камчатка, где взаимодействуют несколько литосферных плит: Евразийская и Тихоокеанская.

( СЛАЙД № 6) Еще раз рассмотрим и вспомним, что каждой тектонической структуре соответствует форма рельефа . С развитием геосинклинальных областей также связаны месторождения рудных полезный ископаемых, они размещаются в кристаллических( а также магматических и метаморфических) породах. В осадочных породах платформ в основном нерудные полезные ископаемые, но иногда находятся рудные, пример: Курская магнитная аномалия ( Железо)

В итоге мы выделили основные черты рельефа России. (слайд).

Если говорить о рельефе Волгоградской области, то мы знаем, он равнинный, мы находимся на Ю – В Русской платформы, а раньше примерно 1,5 – 2,5 млрд. лет назад здесь были горные массивы, с вулканической деятельностью , землетрясениями. Постепенно горообразовательные процессы прекратились, а внешние силы – разрушили хребты и поверхность стала ровной с жестким фундаментом. Далее происходило образование осадочного чехла, в результате неоднократного поднимания и опускания территории, а так же многочисленные регрессии( отступление) и трансгрессии( наступление) моря. Некоторые крупные формы рельефа связаны с тектоническими движениями, поэтому заволжская часть нашей области медленно опускается, а правый берег Волги поднимается. Так образовалась Приволжская возвышенность и Прикаспийская низменность (слайд).

А Хоперско – Бузулуцкая равнина, на которой живем мы располагается между Калачской возвышенностью и Приволжской, возникла на месте прогиба земной коры.

В заключении мы выделили несколько причин изменения рельефа на территории нашей страны: ( СЛАЙД)

1. На разнообразие рельефа оказывают влияние экзогенные и эндогенные процессы, их действия параллельны друг другу.

2. В целом основные формы рельефа России – равнины и горы, нагорья – обязаны своим происхождением внутренним силам Земли.

3. Неотектонические движения приводят к изменению в залегании горных пород и их деформации, что приводит к перемещению крупных блоков земной коры, не только в складчатых областях, но и на равнинах (Б. Кавказский хребет поднимается со скоростью 8 – 14 мм в год, Среднерусская возвышенность — 6 мм в год).

4. Существенные детали современного рельефа образовались в результате действия внешних сил:

— деятельности моря (трансгрессия и регрессия) – районы Прикаспия, Печорская, Сев. – Сиб. низменность.

— покровных четвертичных оледенений – северная половина европейской части России, Полярный Урал, плато Путорано и г. Таймыра.

— деятельность ветра (дюны, песчаные холмы, гряды) Прикаспийские низменности, Калининградская область, Куршская коса)

— текущих вод (эрозионные процессы) большую долину имеет река Обь в нижнем её течении – 160 км, Амур – 150 км.

— человека (антропогенез) – котлованы, Ж/Д насыпи, каналы.

Вопрос группе № 1: Всем известно, что горы расположены в основном на юге и востоке России. Объясните, почему так произошло?

Предполагаемый ответ: Горы Южной Сибири расположены на древнем докембрийском и палеозойском основании. Территория разбита глубокими тектоническими разломами, т.к. постоянно находится на месте взаимодействия Тихоокеанской, Индийской, Таримской платформ.

Доказательство этому служит тектоническое происхождение озера Байкал.

Горы Кавказ молодые и активные, поскольку находятся в зоне столкновения Евразийской и Аравийской литосферных плит.

Вопрос группе № 1: Какие геосинклинальные области возникли в результате альпийского горообразования?

Предполагаемый ответ : Кавказ, Корякское нагорье, горы Камчатки, Курильские острова, о. Сахалин, а также были активны горы Алтай, Саяны, хребты Забайкалья.

УЧИТЕЛЬ: Спасибо, продолжит отчет 2 группа – руководитель- Юрина Диана.

СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ – сейсмологи.

( СЛАЙД) При изучении темы рельефа и тектонического строения земной коры на территории России мы рассматривали такую важную тему, как стихийные природные явления, процессы не подвластные влиянию человека. Узнали о более часто встречающихся стихийных процессах. Коротко обобщили их в виде схемы. ( СЛАЙД). Поверхность Земли постоянно изменяется под воздействием внешних и внутренних сил и изменения в рельефе которые мы видим – это результат последних геологических отрезков времени.

Вулканическая деятельность ( СЛАЙД) всегда свидетельствует о том, что и в настоящее время продолжаются тектонические движения. Самыми вулканогенными территориями в нашей стране является полуостров Камчатка, Курильские острова, ( СЛАЙД) ,причиной этого, как вы помните служит положение территории на стыке Евразийской литосферной плиты с Тихоокеанской, именно здесь проходит Тихоокеанский сейсмический пояс — «огненное кольцо». Только здесь в нашей стране расположены действующие вулканы и гейзеры. Примером может служить извержение вулкана Шивелуч в июне 2001 г., последнее катастрофическое извержение этого вулкана случилось в ноябре 1964 г. в результате которого образовался 2 километровый кратер глубиной около 500 м, а по силе извержения можно было сопоставить с взрывом водородной бомбы, высота пепла составила 2,5 кг/м 2 , также из действующих наиболее активны Авачинский, Безымянный. К затухающим вулканам относится: Кроноцкая Сопка. Недавно потухшие вулканы находятся на Кавказском Хребте — Эльбрус и Казбек, в Забайкалье, в Восточном Саяне. Даже основной центр исследования вулканизма в России — институт вулканологии находится в Петропавловске – Камчатке.

Землетрясения ( СЛАЙД) также частые явления в России, мы установили — более подвержены значительным землетрясениям Б. Кавказ, ю-в часть Алтая. В последние 16 лет на просторах нашей страны свершилось не менее 15 сильных землетрясений. Сейсмические карты показывают, что около 50 % площади находится в сейсмоактивной зоне. Среди последних землетрясений: Шикотанское (1994 г.), Кроноцкое (1997 г.), Алтайское (2004 г.).

Землетрясение в 2007 г. на ю-з побережья Сахалина спровоцировало цунами, волны которого к счастью были невысокими. По данным РИА «Новости» в октябре 2005 г. на Камчатке и Курильских островах произошло данное стихийное явление силой 4,4 балла по шкале Рихтера в Кроноцком заливе. В Петропавловске – Камчатском, удаленном от эпицентра на 150 км значительных толчков не ощущалось. Последние подземные толчки произошли в Иркутске, интенсивностью 6 – 7 балов, в городе Байкальск 8 баллов, Ангарске — 5 баллов. А в Читинской области совершилось сразу 4 землетрясения, силой около 5,5 баллов, а позже силой 8,2 балла по шкале Рихтера. По данным МЧС сообщении о жертвах и разрушениях не поступало. В 1995 г. в Нефтегорске погибло 2,5 тыс. человек, потому что , в эпицентре было 9 – 10 баллов.

Цунами – ( СЛАЙД) большинство подводных сейсмоактивных участков расположено в Тихом океане, этому доказательством служат частые цунами на побережье Камчатки. Еще в XVIII веке были зафиксированы огромные массы воды из Тихого океана, всего было отмечено 20 цунами. В 1923 году на побережье полуострова обрушилась волна, высотой более 20 м., с земли было стерто несколько заводов и строений. В 1952 году – цунами накрыло несколько поселков, волны высотой 10 м, дошли до берега (200 км) за 20 минут.

В 1960 г. – волна, начавшаяся у побережья Чили дошла и до Камчатки, высота волн – 10 м.

Наиболее благоприятное место на полуострове – Авачинский залив, он не позволяет волне высоко подняться, мешают тесные проходы и большие водные пространства.

Экзогенные геологические процессы (оползни, обвалы, сели) имеют не территории России широкое распространение. ( СЛАЙД) В районах с сильно расчлененным рельефом большую роль играет действие силы тяжести, что вызывает перемещение обломков горных пород вниз по склонам. Такие процессы проявляются на Северном Кавказе, Камчатке, о. Сахалин, в Забайкалье, Поволжье, здесь пораженность территории оползнями достигает 10 – 30 %, а в некоторых местах до 70 – 90 %. Крупные оползни находятся в районе г. Волгограда и Камышинского района (с. Щербаковка Даниловский овраг). Действиям оползней подвержены 725 городов России.

Читайте также:  Стоимость патент на полезную модель

Опасность лавин ( СЛАЙД) существует на 9 % территории страны. Наиболее лавинными считаются Алтай, Сахалин, Забайкалье, Северный Кавказ (именно здесь в Кармадонском ущелье погиб актер Сергей Бодров).

Губительными для человека являются сходы селевых потоков. ( СЛАЙД) Селевой поток собирается в горах, идет несколько километров, набирает скорость и разрушает, примером служит город Тырнау на Кавказе, районы Пятигорска, Ессентуков. Так в 2002 году здесь произошел разрушительный сход селя , жилые дома были разрушены, погибло много людей.

Вопрос группе № 2: Какие меры предосторожности должен предпринимать человек в хозяйственной деятельностью ?

Предполагаемый ответ: Причинами большой активности этих процессов становится человек, не соблюдающий меры безопасности при строительстве дорог, нефтегазопроводов, зданий, прокладке водопроводов, канализации, необходимо соблюдать определенные правила ведения хозяйства в районах подверженных действию тех или иных процессов и проводить специальные работы противоэрозионного, противооползневого характера. В России создана карта экзогенных геологических процессов, и показаны наиболее опасные территории, где строительство ведение хозяйственной деятельности запрещено.

УЧИТЕЛЬ: молодцы, и в заключении свой отчёт предоставляет 3 группа – руководитель Митина Марина.

АНТРОПОГЕННЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА

Мы знаем, что наиболее активно человек преобразует литосферу. Изменения рельефа очень активно протекает и на территории нашей страны.

Процесс технической деятельности человека (техногенез) изменяет поверхность Земли, создавая антропогенные формы рельефа: рельефоиды – инженерные сооружения (города, гидротехнические сооружения, карьеры) и рельефиды – механические устройства, самоходные установки.

Человек ежегодно извлекает миллиарды тонн полезных ископаемых, разработка их открытым способом приводит к возникновению крупных отрицательных антропогенных форм, одна из распространённых форм – карьеры, в России они охватывают площадь 20 тыс. км 2 , ежегодно она увеличивается на 350 км 2 , средняя глубина карьеров к 2000 г. составляла 250 – 300 м. (слайд).

Нам удалось найти космические снимки, на которых изображены карьеры в Оренбургской и Мурманской области (слайд). На первом слайде хорошо видны эти искусственные формы рельефа, они имеют округлую форму, белый и темно – голубой цвет, отвалы нанесены пятнистым цветом (фиолетового и белых оттенков, озера имеют темно синий и черный цвет т. к. являются отстойником жидких отходов).

На слайде Мурманской области карьеры имеют неправильную форму и также темно – голубой цвет с четкими белыми полосками – дорогами в карьер, отвалы имеют синий цвет, пятнистый рисунок. Все это приводит к просадке грунта, активизированию процессов выветривания и эрозии.

Перемещение материала при горных выработках вызывает техногенные землетрясения. Так в 1971 г. в 16 км от Грозного в районе нефтедобычи было зафиксировано землетрясение силой 7 баллов. Причиной послужила откачка нефти, которая не была компенсирована притоками подземных вод. По прогнозам такие землетрясения могут быть и в Волгоградской области в местах откачки нефти.

Все перечисленные техногенные формы рельефа требуют либо рекультивации земель, либо предупредительных мер против их возникновения. В настоящее время активно используется рекультивация – мероприятия по восстановлению природных ландшафтов, утраченных в процессе производства или стихийных бедствий. Примером является силикатное озеро в Липецке. Происхождение озера искусственное, это бывший карьер по добыче силикатного песка для кирпичного завода, его видно на заднем плане. По исчерпанию песка — эти территории были заброшены, но потом заполнены водой, предназначенной для хозяйственных нужд. Со временем озеро приобрело естественные очертания, поросло деревьями и кустарниками. Вписалось в ландшафт как природный водоем. На следующих снимках изображен наш Песчаный карьер в районе трикотажной фабрики, который также был рекультивирован под гаражи, жилые постройки.

Изменяя природную среду человек обязан думать о последствиях, ведь от изменения рельефа или горной породы изменяется весь природный комплекс , который находится на данной территории.

Вопрос группе № 3: Мы знаем, существует определение « культурный ландшафт».

Что вы понимаете под этим термином?

Предполагаемый ответ: «Культурный ландшафт» — это искусственно созданные устойчивые территории.

Данный ландшафт должен включать следующие компоненты:

— он не однообразен, в нем лучше чередовать небольшие участки, например: пашни и леса, чем укрупнять пашни и развивать эрозию

— здесь не должно быть свалок, пустошей, карьеров. Все должно быть рекультивировано.

— по возможности расширять площади лесных массивов

— сохранять естественные ландшафты ( заповедники, заказники, резерваты и нац.парки)

В заключение выступлений, учитель задаёт несколько вопросов, которые учащиеся обсуждают в группе и дают ответы. Если дается не полный ответ или неправильный, то другие команды дополняют и дают верный ответ. Учитель помогает наводящими вопросами.

  1. Маленький мальчик, увидев книгу с названием « Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: « Горы не деревья! Они не могут расти и стареть, они не живые». А вы как думаете?
  2. Приведите примеры неблагоприятного воздействия человека на рельеф в результате его хозяйственной деятельности?
  3. Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная Аномалия?
  4. Почему в предгорьях Урала – крупные месторождения нефти и газа?
  5. Может ли деятельность человека спровоцировать движения земной коры?

УЧИТЕЛЬ : Ребята, всем большое спасибо за представленные работы, они были очень содержательные и интересные. Мы многое узнали о нашей стране нового и совершили необычное путешествие в страну Знаний по России. Любить, значит знать свою Родину.

Вы все поработали хорошо, но оценить вы можете себя сами, и не только себя, но и свою команду, а также своих соперников. Предлагаю вам оценочную шкалу, вы знаете как с ней работать.

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ( личная рефлексия)

  1. Каждой группе составить кроссворд по своей теме.
  2. Ответить письменно на вопросы. ( вопросы раздаются каждому ученику).

Вопросы для домашнего задания:

  1. Назвать минерал, из которого изготавливали самые древние очки (хрусталь).
  2. Он бывает ландшафтный, перистый, цветочный, моховой, глазковый, морозный. Что за камень? (агат).
  3. Этот камень переходил из рук в руки, начиная с 1000 года. Наконец в 1829 году он был преподнесен русскому царю как искупление крови русского посла Грибоедова, автора комедии “Горе от ума”, растерзанного толпой фанатиков. Сейчас он хранится в нашей стране, на нем выгравированы имена всех прежних хозяев. Носит имя Шах. Что за камень? (алмаз).
  4. Назвать минерал, стоящий на втором месте после алмаза, но встречающийся реже алмаза (рубин).
  5. Перечислить ювелирные камни ( алмаз, рубин, опал, топаз, )
  6. «Черное золото» — вряд ли стоит объяснять, что это такое. Правда. в глубокой древности это полезное ископаемое называли иначе. Славяне — ропанкой; греки — петролеум. Но смысл был один — горное масло. С тех древних времен ещё сохранилось название «петролеум», а к нам пришло новое слово. Считают. что оно родилось от арабского слова «нафта» – вытекать ( нефть)
  7. «Солнечный камень» — так долгое время называли этот минерал. Почему его называют солнечным? Потому, что рождался он под лучами небесного светила из остатков растений. О нём давно узнали наши предки, а добывать его начали около 3 тысяч лет назад. Древним итальянцам и грекам он помогал выплавлять медь, выпаривать соль из растворов. В 1696 году «Солнечный камень» впервые показали русскому царю Петру I. Когда он увидел как горит этот «камень», то воскликнул: «сей минерал. если не нам. то потомкам нашим полезен будет»( каменный уголь)
  8. Этот минерал не только важнейший пищевой продукт , но и очень ценное промышленное сырьё, применяемое в различных отраслях народного хозяйства. Его применяют при выделке кож, в красильном деле, стекольном и керамическом производстве. В большом количестве расходуется для соления рыбы, мяса, овощей ( поваренная соль)
  9. Этот металл называют «благородным «. В ряде стран он выполняет функцию денег. или же из него делают монеты. Он входит в состав некоторых лекарств, т.к. убивает микробы. В большом количестве этот металл используется для производства электрических приборов, столовой посуды. Он не боится сильных кислот, поэтому его можно применять для изготовления специальной химической посуды.( серебро) .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

городского округа город Урюпинск

« Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»

источник

План-конспект урока по географии (8 класс) на тему:
Методическая разработка урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» 8 класс

Тип урока- квест. По разделу » Геологическое строение и рельеф»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 103

Советского района г. Волгограда

Методическая разработка урока:

рельеф и полезные ископаемые России»

Азатян Татьяна Срапионовна

Тема урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»

Планируемые образовательные результаты (в результате урока обучающиеся смогут):

  • Наносить на контурную карту формы рельефа;
  • Соотносить формы рельефа и геологические структуры;
  • Определять по описанию крупные горные вершины;
  • Находить в атласе ответы на поставленные вопросы;
  • Называть горные породы, используя их признаки;
  • Отвечать на блиц-опрос по данной теме.
  • Находить в атласе достоверную информацию;
  • Анализировать и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Определять цель и проблему на уроке;
  • Выбирать средства достижения цели в группе;
  • Работать по маршруту, постепенно достигая цели
  • Организовывать работу в группе;
  • Преодолевать конфликты;
  • Понимать позицию другого;
  • вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу;
  • осваивать новые социальные роли и правила;
  • осознавать свои эмоции и контролировать их.
  • осознавать себя патриотом своей малой родины;
  • аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

Вид используемых на уроках средств ИКТ

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УРОКА

ЭТАП 1. Актуализация знаний. Целепологание.

Учитель: « Мы с вами живем в красивой и уникальной стране. Природа России восхищала своей красотой многих поэтов и писателей. Невозможно быть грамотным человеком, не зная особенностей природы нашей страны, причин формирования и изменения природного мира»

Вопрос : Ребята, какую мы с вами изучали тему на протяжении нескольких уроков?

Ответы учеников « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые»

Учитель: Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в составе геологических отрядов. Геологическим отрядам, чтобы решить стоящие перед ней задачи, вооружена:

маршрутным листом, атласом.

Сегодня на нашем уроке стоят следующие задачи:

— выполнить задания по теме: « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые».

Вопрос : Как вы думаете, чем я предложу вам вооружиться, чтобы решить поставленные задачи?

Ответы учеников: знаниями, полученными на предыдущих уроках.

ЭТАП 2. Создание проблемной ситуации.

Профессия геолога, путешественника полна приключений. А знаете ли вы ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий . Так вот сегодня нас ждет географический квест! Сегодня вам предстоит открыть новую горную породу : к расный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры, он является украшением музеев по всей планете.

Ответ «крокос» — «шафран»- крокоит

Вопрос : Кто готов дать ответ?

Возникает проблемная ситуация.

Учитель: Перед вами маршрут путешествия по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России». На нем указаны ваши привалы. Нужно на каждом привале выполнить определённое задание, за правильное выполнение которого вы получаете баллы и подсказку, которая вас приблизит к разгадке квеста. Действия ваши должны быть слажены, распределите между собой роли, кто из вас за что отвечает. Только полученные знания, грамотное взаимодействие и поддержка друг друга гарантируют вашей команде успешную разгадку тайны!

Подсказки – это буквы, составляющие слово «крокоит »

ЭТАП 4. «Открытие» новых знаний – решение географического квеста.

Учитель: В добрый путь друзья! Успехов вам!

Любое путешествие начинается с карты. Вам нужно будет воспользоваться своими знаниями, что бы выполнить это задание.

Первопроходцем быть нелегко,

Пред ним стояло много задач,

Тебе же в готовом все виде дано,

На контурной карте ты обозначь:

  1. Плато Путорана
  2. г. Народная
  3. Среднерусская возвышенность
  4. Хр. Черского
  5. г. Белуха
  6. Западно- Сибирская равнина
  7. Восточный Саян
  8. Приволжская возвышенность

За каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов)

Ученики выполняют задание. Наносят на контурную карту географические объекты.

2. Привал « Рельеф и геология»

Без знания прошлого нам не понять,

Как могут нынче так горы стоять?

Почему в это море той речке впадать?

И где нужно уголь и нефть добывать?

Вчера и сегодня вы сопоставьте,

Рельф и структуру на место поставьте!

За каждый правильный ответ 1 балл. (всего 8 баллов)

1. Герцинская складчатость

2. Кайназойская складчатость

3. Мезозойская складчатость

6. Байкальская складчатость

8. Платформа Восточно-Европейская

Ученики сопоставляют данные таблицы. Дают отет.

Читайте также:  Какое яйцо полезнее всмятку или вкрутую

К тем местам, где не бывал.

Продолжай свой путь отважный!

Учитель: Зачитывает описание географического объекта.

Гора представлена двувершинным седловидным конусом вулкана . Последнее извержение датируется 50 г. н. э. В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы гора стала ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны , в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс» . Высота 5642 метра. Первым высоту измерил академик Вишневский. Относится к списку «Семи вершин».

Ученики: пользуясь атласом, дают ответ: г. Эльбрус.

Учитель: После того, как слово угадано, его нужно собрать из букв, расположенных у доски в коробках цвета, соответствующих цвету карточек, на которых написано название географического объекта.

Ученики: выходят к доске по одному представителя от отряда и выкладывает по буквам на скорость угаданное слово- Эльбрус.

(За отгаданное слово 1-балл, и команда первая собравшая слово получает ещё 1 балл.)

Представьте, друзья, что открыли вы край,

Где вы не бывали, и никто не бывал!

Как рассказать об открытии этом,

Если рожден ты, увы, не поэтом?

Как подобрать к описанью слова,

Чтоб достоверность и краткость была?

Вот тренируйтесь: дана вам опора,

Есть правда лишних в списке два слова.

Их ты не трогай, а из остальных

Составь описание лучше других,

В одно предложение все умести,

За каждое слово получишь очки!

  1. По-ов Таймыр
  2. Срединный хребет
  3. Кайнозойская складчатость
  4. Землятресение
  5. г. Эльбрус
  6. Лава
  7. Туф
  8. Ключевская Сопка

Ученики составляют описание местности

Лишние слова: По-ов Таймыр, г. Эльбрус

В нем лежит предмет искрящий,

Вместе с ним предмет тяжелый,

Вам прочту сейчас же стих.

Учитель: раздает черные ящики с заданиями.

Есть в нем блеск, есть в нем металл,

С кристаллами кварца, прочный, тяжелый.

Для нашей планеты он служит основой.

Воздвигнуть с него монумент вековой,

В строительстве дома и мостовой.

Цветов он бывает разных в природе.

Богата Карелия этой породой.

Белый и мягкий, кладезь кальцита,

Сделан из раковин древних улиток.

Дом побелить или сделать бетон,

Повсюду полезным окажется он,

С древности люди его применяют.

В центральной России сейчас добывают.

Ученики определяют, какие горные породы находятся в черных ящиках.

Учитель: Когда наступает самый сложный момент в путешествии, то за начальником экспедиции или отряда остается последние решение. И сейчас начальники отрядов должны помочь своей команде приблизиться к победе.

Очень трудно, очень сложно

Закончить верно предложенья!

  1. Совокупность всех неровностей земной поверхности называется ( рельеф)
  2. Низменность, на которой мы живем, называется… ( Прикаспийская)
  3. К мелким формам рельефа относятся ( Кочки, бугры, дюны.)
  4. Самые длинные горы России …..( Уральские)
  5. Под действием внутренних процессов земли формируются … и . (крупнейшие и крупные) формы рельефа.
  6. Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это. ( море, ледники, реки, ветер..)
  7. Форма оледенения из смеси льда, песка, глины, щебня — это… ( морена)
  8. В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые…..( уголь, нефть, газ, мел)
  9. Потоки камня и грязи в горных районных называются… ( сели)
  10. Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….( полезные ископаемые)
  11. Линия пересечения склонов горочного хребта называется…( гребень)
  12. Самые высокие горы России…….(Кавказ)
  13. Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются….( антропогенные)
  14. Устойчивые участки земной коры называются….(платформами)
  15. Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется….( выветривание).
  16. Скопление полезных ископаемых называется….( месторождение)
  17. Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы. ( Восточно-Европейская и Сибирская)
  18. К древним складчатым областям приурочены месторождения….. (рудных пол.
  1. Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время: ….(кайнозойская)
  2. Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются…( землетрясение

Ученики: начальники отрядов отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ получает 1 балл.

ЭТАП 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Все возможные подсказки получены. Теперь попытайтесь составить из них слово, и мы узнаем что это за красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры и музеи по всей планете. В шурфе Березовского рудоуправления его добывают по настоящее время.

Ученики называют ответ: крокоит

Демонстрация ролика о крокоите.

Учитель: Описание минерала и его характеристики

Название «крокоит» произошло от греческого слова crocos — шафран.

Крокоит — исконно российский минерал. Впервые он был обнаружен на Среднем Урале, в Березовском месторождении. Первое упоминание о крокоите встречается в труде М.В. Ломоносова «Первые основания металлургии» в 1763 году. Правда, тогда этот минерал был известен, как красная свинцовая руда. Первое научное описание крокоита три года спустя сделал академик И.Г Леман. Свое нынешнее название минерал получил в 1832 году.

Крокоит — минерал очень хрупкий и неровный на изломе. Его твердость составляет всего 2,5-3 единицы по шкале Мооса. По своему химическому составу является хроматом свинца. В природе встречается в виде таблитчатых кристаллов и зернистых агрегатов. Размер полупрозрачных кристаллов крокоита редко превышает 2-3 см. Как правило, они представляют собой вытянутые призмы с глубокими бороздкамии вдоль оси кристалла. Запоминающийся внешний вид крокоита создают характерные сростки. Составляющие их, пронизывающие друг друга, кристаллы заполняют трещины и пустоты, образуя угловатые и колючие гроздья.

Крокоит — редкий минерал. Помимо Урала, есть ещё только один регион на планете, где он обнаружен в больших количествах — Австралия.

Ребята, геологические отряды иногда годами ищут новый минерал, а мы с вами решили эту задачу в течение одного урока.

С какими трудностями вы встретились в пути?

Что помогло вам в нашем приключении?

Учитель: Предлагаю каждому геологическому отряду подсчитать свои результаты и написать его в своем маршруте на финишной прямой. А теперь оцените свою работу на уроке и отразите ее на вашем маршруте, прикрепив смайлик и свою отметку.

Я был активен на уроке, все успел, мне было интересно и комфортно

Я не всегда был активен на уроке, не совсем разобрался, но мне было интересно.

Я был пассивен на уроке, не справился с заданиями, мне было неинтересно, некомфортно.

Учитель: Предлагаю вам, использовать свои знания по данные теме и написать отчет: «Особенности геологического строения, рельефа и полезных ископаемых Волгоградской области»

А кто, если желает еще получить дополнительную отметку, то подготовьте информацию о путешественниках возглавлявших экспедиции по нашему краю .

источник

Разработка обобщающего урока по географии в 8 классе по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

Место урока в системе уроков: урок обобщения знаний.

Цели урока ( по очереди появляются на слайдах ):

— повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

— развить географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решений проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

— развивать навыки и умения работы с картами (настенными, атласа).

— воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе;

-самостоятельно и ответственно готовиться к уроку;

— повысить интерес к изучению географии.

Оборудование: 1. Оформление доски:

— дата, тема, эпиграф к уроку.

2. Настенные карты: «Физическая карта России»,

«Тектоническая карта России».

4.Проектор, компьютер, доска.

1. Организационный момент. (1 минута)

Учащиеся рассаживаются по местам, учитель приветствует класс.

2. Повторение изученного материала. (30 минут)

Слово учителя : На сегодняшнем уроке мы с вами повторим, обобщим и систематизируем знания и умения, полученные в ходе изучения темы: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»; будем развивать географическое мышление, устную речь, развивать навыки работы с картами, умение работать в группах, в коллективе.

В ходе сегодняшнего урока мне будут помогать двое ребят: первый – учитывает ваши ответы, фиксирует их в таблице; второй – ведет компьютерное сопровождение урока. В конце урока будут подведены итоги: количество заработанных вами баллов за устные ответы. Оценки за урок будут выставляться по общему количеству заработанных баллов за устные ответы и географический диктант.

Задание 1 . Дайте определение следующим понятиям ( задание и названия понятий по очереди появляются на слайдах).

Правила игры: учащиеся по очереди выходят к доске и показывают на физической карте географические объекты ( задание появляется на слайде ).

II вариант – равнины России.

Задание 3. Заполните схемы, приведите примеры ( на слайдах задание и по очереди появляются схемы; после ответов учащихся появляются слайды с правильными вариантами ответов).

Задание 4 . Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов: болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.

Учащиеся работают в группах по 3 -4 человека, каждая группа определяет формы рельефа, сформированные под действием различных сил, затем один ученик из каждой группы называет ответ ( на слайдах задание и представлены названия форм рельефа; после того, как учащиеся называют формы рельефа, появляется слайд с правильными вариантами ответа ).

1группа — деятельность текучих вод (овраги, каньоны, балки, долины рек, дурные земли);

2 группа — деятельность ледников (кары, цирки, морены, бараньи лбы, курчавые скалы);

3 группа — деятельность ветра (барханы, дюны);

4 группа — деятельность человека (курганы, дамбы, терриконы, отвалы, котлованы);

5 группа — деятельность подземных вод (пещеры, воронки);

6 группа — непосредственное действие силы тяжести (осыпь, обвал, оползень);

7 группа — деятельность живых организмов (коралловые рифы, болотные кочки, термитники);

Задание 5 . Игра «Кто такой? Что такое?».

Правила игры: назовите стихийное природное явление ( на слайдах задание и по очереди появляются определения).

— Толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности

вследствие тектонических движений (землетрясение).

— Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в связи с перемещением магмы (вулканизм).

— Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).

— Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).

— Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове

— Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).

Задание 6. Сопоставив физическую и тектоническую карты России, установите соответствие форм рельефа и тектонических структур

( на слайде появляется задание и данная таблица ).

б) Область герцинской складчатости

в) Область каледонской складчатости

г) Область мезозойской складчатости

д) Область кайнозойской складчатости

Задание 8 . Географический диктант ( на слайдах задание и по очереди появляются вопросы ).

Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)

2. Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)

3.Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)

Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это… (Эры)

Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни. (Геохронологическая)

6. Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол)

Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)

8. Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)

Внедрение магмы в слои осадочных пород (Интрузия)

11. Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)

Карта с информацией о возрасте пород. (Геологическая)

Горы расположены в … областях. (Складчатых)

Им соответствуют равнины. (Платформы, плиты)

3. Подведение итогов. (8 минут).

Для проверки географического диктанта организована взаимопроверка: учащиеся (соседи по парте) обмениваются тетрадями ( на слайдах на доске по очереди появляются вопросы и правильные ответы ). Затем подсчитываются баллы за географический диктант, заносятся в сводную таблицу. Оценки за урок выставляются по общему количеству набранных за урок баллов:

Оценки выставляются в дневники и журнал.

Слова учителя: Подошел к концу наш урок. На сегодняшнем уроке мы еще раз повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны, навыки работы с картами, умение работать в группах, в коллективе.

4. Домашнее задание. (1 минута)

Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России»: подготовить сообщения об особенностях климата России.

источник

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645003/
  • http://multiurok.ru/files/riel-ief-gieologhichieskoie-stroieniie-polieznyie-iskopaiemyie-8-klass.html
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/10/07/geologicheskoe-stroenie-relef-i-poleznye-iskopaemye-rossii-urok
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/08/21/metodicheskaya-razrabotka-uroka-geologicheskoe-stroenie-relef-i
  • http://infourok.ru/urrok-geologicheskoe-stroenie-relef-i-poleznie-iskopaemie-klass-1860087.html