Меню Рубрики

Чем полезна игра в шашки

Родителям о шашках

В последнее время, что очень радует, игра в шашки стала более популярной, чем раньше. Ребёнок, обучающийся таким играм, становится собраннее, привыкает самостоятельно думать и принимать решения, развивает усидчивость, внимательность, целеустремлённость и мн. др.

Чуть больше усидчивости, и ребёнок или подросток сначала обыграет всех в школе, потом в районе, затем станет чемпионом города, России, и наконец победит на Чемпионате Мира.

Азарт победы, общение с друзьями, поездки в другие города- всё это захватывает, затягивает, увлекает за собой на столько, что у детей уже не остаётся времени на бесполезное, а порой и опасное времяпровождение на улице, которое влечёт за собой неисправимые последствия. Поэтому такое увлеченье — спасительная альтернатива вредному воздействию улицы на ребёнка.

О пользе шашек

Игра шашки разнообразна и не так проста, как может показаться с первого взгляда. У шашек есть свои особенности, и сложность в управлении боем заключается в том, что все шашки — воины-близнецы. Мирное шашечное состязание -это соревнование в самообладании, логике, а также умении просчитывать развитие событий.

Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим — шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Игра шашки — это в одно время и спорт, и досуг, и творчество. Она, как известно, связывает все возрастные категории. Может самые первые шаги маленьких шашистов к творчеству скрываются в шашечной борьбе?

Хотелось бы помочь детям овладеть основами шашечной игры, завлечь красотой комбинационных приёмов, расширить кругозор относительно истории развития шашек, правил игры, а также специальной психологической подготовки. Опыт работы с детьми свидетельствует, что шашки благотворно влияют на их учёбу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.

Залогом успеха в шашках будет целенаправленная подготовка в кружках, клубах и умение работать самостоятельно.

В то же время хочется обратиться к родителям: в кругу семьи помочь детям дошкольного или старшего возраста сделать первые шаги. Самое важное в шашках — это общее умственное развитие школьника, а со временем всесторонне развитого гражданина общества.

В последнее время, что очень радует, игра в шашки стала более популярной, чем раньше. Ребёнок, обучающийся таким играм, становится собраннее, привыкает самостоятельно думать и принимать решения, развивает усидчивость, внимательность, целеустремлённость и мн. др.

Чуть больше усидчивости, и ребёнок или подросток сначала обыграет всех в школе, потом в районе, затем станет чемпионом города, России, и наконец победит на Чемпионате Мира.

Азарт победы, общение с друзьями, поездки в другие города- всё это захватывает, затягивает, увлекает за собой на столько, что у детей уже не остаётся времени на бесполезное, а порой и опасное времяпровождение на улице, которое влечёт за собой неисправимые последствия. Поэтому такое увлеченье — спасительная альтернатива вредному воздействию улицы на ребёнка.

Игра шашки разнообразна и не так проста, как может показаться с первого взгляда. У шашек есть свои особенности, и сложность в управлении боем заключается в том, что все шашки — воины-близнецы. Мирное шашечное состязание -это соревнование в самообладании, логике, а также умении просчитывать развитие событий.

Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим — шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Игра шашки — это в одно время и спорт, и досуг, и творчество. Она, как известно, связывает все возрастные категории. Может самые первые шаги маленьких шашистов к творчеству скрываются в шашечной борьбе?

Хотелось бы помочь детям овладеть основами шашечной игры, завлечь красотой комбинационных приёмов, расширить кругозор относительно истории развития шашек, правил игры, а также специальной психологической подготовки. Опыт работы с детьми свидетельствует, что шашки благотворно влияют на их учёбу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.

Залогом успеха в шашках будет целенаправленная подготовка в кружках, клубах и умение работать самостоятельно.

В то же время хочется обратиться к родителям: в кругу семьи помочь детям дошкольного или старшего возраста сделать первые шаги. Самое важное в шашках — это общее умственное развитие школьника, а со временем всесторонне развитого гражданина общества.

Использование ролевой игры предлагает широкие возможности для активизации учебного процесса и оптимизации воспитания.

В статье рассказывается об образовательных и воспитательных возможностях развивающих настольно-печатных игр. Эти игры могут стать замечательным сплачивающим средством семейного времяпровождения, служа.

​Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию на базе плавательного бассейна общеобразовательной школы.Сейчас стали строить современные общеобразовательные школы, детские сады с пла.

Из опыта работы. О месте игры в режиме дня, времени года и других условий.

Методические рекомендации по обучению игры в шашки Подготовил: Сухарева И.А., педагог дополнительного образования Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахмат.

Тип проекта: исследовательский, краткосрочный (май).

Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной, специальными фишкам — шашками. В отличие от шахмат системы шашечной игры развивались внутри национальных традиций. При .

источник

В ряду интеллектуальных игр шахматы занимают едва ли не первое место. Но и шашки близки к ним. Шашки — увлекательная игра, созданная народом.

Шашечная игра намного древнее шахматной. Некоторые учёные склонялись к мысли, что шахматы и шашки родственны. Известный шахматист, бывший чемпион мира, доктор Эммануил Ласкер говорил, что шашечная игра – мать шахматной. и достойная мать.

Несмотря на то, что шашки и шахматы совершенно разные игры, они давно верно служат людям не только для развлечения, но и для развития умственных и аналитических способностей, часто конкурируя между собой. Игра в шашки только на первый взгляд кажется простой и нетрудной. А простые шашки имеют свои тонкости, недоступные шахматным игрокам . Бывало, думают, что хорошо пошёл, а смотрят. Поставили такую двойную ловушку, что поневоле попадут в одну из них.

Шашки требуют от играющего усиленной деятельности мысли, изобретательности и сообразительности, способствуют развитию памяти и внимания . Играющий должен всё время рассчитывать возникающие варианты, намечать план игры и стремиться осуществлять его, уметь противостоять планам противника и бороться против его воли. От одной опасности предостеречь с самого начала. Увидев, сколь стройна и строга логика шашечной игры, начинающие часто не учатся думать, а просто повторяют варианты. Тогда мысль перестаёт работать. Такой подход пагубен.

Шашечное творчество содержит элементы науки. В шашках применяются научные методы исследования. Прежде всего – анализ. Он пронизывает шашки снизу доверху. Без кропотливого, всестороннего анализа нельзя серьёзно говорить о творчестве, но исчерпывающий анализ очень труден и не всегда возможен. Нередко возникают такие позиции, которые вообще плохо поддаются анализу. Тут приходит на помощь оценка позиций. Научиться правильно оценивать позиции нелегко. Здесь нужны, и богатая практика, и знания, и интуиция.

Трудность понимания процесса шашечного мышления заключаются в том, что в шашках выступает единственное по своей специфике сочетания элементов игры, искусства, научного познания. Каждый из этих элементов разнороден и требует своего аналитического подхода, а стало быть – и педагогического наблюдения и исследования. Предметный и объективный характер мышления – специфика творчества шашиста. А сила воображения, способность установления единства мыслительного процесса, анализ и синтез частей объекта – всё это обогащает личность ученика, его разум и стремление к трудовой деятельности. Шашки безжалостны к ошибкам человека, также как математика. Неправильно решенная задача, снижает оценку.

Для рассеянного и невнимательного ученика, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания развивающая за шашечной доской – драгоценное приобретение. На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать. Что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом их серьезного увлечения шашками и несомненно являются следствием указанной особенности воздействия шашек на психику.

Наиболее важными для ученика в шашках являются такие свойства, как сосредоточенность и устойчивость внимания. Сосредоточенность в равной степени необходима, как при восприятии, так и в запоминании, воспроизведении, деятельности мышления и воображения. Внимание шашиста проявляется особенно в тесной связи с мышлением и поэтому можно с полным правом говорить о преимущественно интеллектуальном характере внимания шашиста, которое носит ярко выраженный произвольный характер.

Я в школьные годы научилась играть в шахматы и играла неплохо. Участвовала в республиканских и российских соревнованиях. И решила попробовать вовлечь своих учащихся в прекрасный мир шахмат. С 1991 года начала вести кружок для всего класса. За три года научились хорошо играть и проявили интерес всего 6 учащихся из 17. Из них трое продолжили учёбу в улусной гимназии. Не получив удовлетворительных результатов по шахматам, решила попробовать игру в русские шашки. С 1993 года для своих первоклашек начала проводить кружок “шашки” в неделю один раз. А затем последующие годы учащиеся сами увлеклись игрой. Занятия стала проводить ежедневно по 20-30 минут и играли сами во время перемены. Повысилась заинтересованность детей к занятиям. Стали усидчивыми и внимательными на уроках, повысились навыки по вычислению, быстро стали решать не только задачи и примеры, но и задачи на развитие логических мышлений. Ученики, решая задачи, не просто отвечают на вопрос. Поставленной в задаче, но и подходят к ней как к проблеме, которую надо рассмотреть со всех сторон: нет ли в задаче противоречивых данных и данных не соответствующих жизни, соответствует ли полученный ответ действительности. Нельзя ли решать эту задачу по другому. А сам процесс решения задачи приносит ученику радость преодоления трудностей, осознанию своих умственных возможностей.

Шашки научить играть не сложно, но мастерски играть — это другой вопрос. Это во многом зависит от них самих. Но главной моей целью было и есть: научить моих учащихся думать, размышлять, делать выводы .

Автор: Сивцева В.В., учитель начальных классов

источник

Красивую игру может оценить победитель. Поистине блестящей игрой будут восхищаться и победитель, и побеждённый. — Том Уисуэлл

О пользе спорта знают все, но в чем польза занятий спортом для тех, кто играет в шашечных соревнованиях?

Шашки – древняя и увлекательная игра, завоевавшая симпатии миллионов людей. В других материалах сайта можно подробнее узнать о том, что же такое шашки и в чем особенности этой популярной игры. А всех дочитавших данную статью до конца ждет забавное видео о совсем необычном шашечном турнире.

История шашек уходит вглубь веков, и на протяжении всей истории развития этой замечательной игры подтверждается полезность шашек для тех, кто увлечен ими и пытается понять премудрости этой игры. Шашки были по достоинству оценены и являлись увлечением всемирно известных и выдающихся личностей, среди которых были философы, полководцы, ученые, писатели.

То, что занятия шашками развивают мышление и память, помогают улучшить интеллектуальные способности, не вызывает сомнений. Помимо этого, серьезные занятия шашками способствуют развитию и совершенствованию других полезных для человека качеств. Словом, в пользе шашек вряд ли стоит сомневаться, а о том, в чем конкретно заключается эта польза для детей и взрослых – это отдельная большая тема.

Партия в шашки может быть долгой

Однако, при тщательном рассмотрении, наряду со всеми достоинствами шашек, можно обнаружить и недостатки увлечения этой игрой. Продолжительные занятия шашками и участие в многочисленных соревнованиях делают образ жизни шашиста малоподвижным. При этом человек не просто много времени проводит сидя за шашечной доской, но все это время еще и напряженно размышляет и концентрирует свое внимание.

Указанное имеет особую важность для детей, начинающихся заниматься шашками. Для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, параллельно с игрой ребенка в шашки, очень важно уделять внимание также занятиям и подвижными видами спорта.

Это могут быть и индивидуальные занятия с родителями или тренерами или же участие ребенка в какой-либо спортивной секции, например, здесь узнай о футбольной школе для детей. О пользе спорта (приводящего к правильному физическому развитию детей) родителям забывать не следует.

В современных шашках турнирная встреча соперников представляет собой, как правило, матч, состоящий из нескольких партий, играющихся одна за другой без существенного перерыва. Общее время сражения в каждой партии зависит от регламента конкретных соревнований, один матч между двумя соперниками может продолжаться приблизительно от 3 до 6 часов. Большинство этого времени шашист проводит за шашечной доской, напряженно сражаясь со своим соперником в логике и интеллекте.

К тому же, по финансовым соображениям, соревнования часто проходят в очень сжатые сроки, и в один день могут играться два полноценных матча или даже весь турнир (например, для случая игры в “быстрые шашки” – с укороченным контролем времени).

В этой игре надо много двигаться

Справедливости ради следует отметить, что организаторы детских соревнований, а также тренеры, занимающиеся с детьми шашками, хорошо знают о пользе занятия спортом для детей. Поэтому обычно на детских соревнованиях, параллельно с основным шашечным турниром, устраиваются неофициальные соревнования среди детей по различным спортивным дисциплинам, например, футбол, настольный теннис, различные легкоатлетические конкурсы и т.п.

Взрослые шашисты, особенно те, которые имеют большой опыт турнирной борьбы и участвуют в соревнованиях самого высокого уровня, вряд ли будут отрицать пользу спорта. Многие прославленные шашечные чемпионы в своих интервью подчеркивают пользу занятий активными видами спорта и важность поддержания хорошей физической формы для достижения высоких результатов в шашечных состязаниях.

Читайте также:  Чем полезна ходьба по лестнице

Ни для кого не секрет, что в обществе даже существует стереотип: “шахматистом” называют умного, но физически неразвитого человека. То же самое можно сказать о человеке долго и упорно занимающемся исключительно шашками, который не уделяет должного внимания своему физическому развитию.

И в заключение несколько советов начинающим шашистам: для того, чтобы занятия шашками приносили пользу и желанные победы, правильно организуйте свои занятия, не забывайте, в чем польза спорта, стремитесь к всестороннему развитию и совершенствованию.

Ну а теперь, обещанное видео с шашечного турнира, в котором Вы убедитесь, что играть в шашки можно не только сидя за столом.

Как Вам такой вид игры в шашки? Поделитесь своими впечатлениями.

источник

Дата 22.02.2016
Размер 318,98 Kb.

Многие родители стремятся найти для своих детей интересное и полезное занятие, способствующее их развитию. Прекрасным способом развития ребёнка является его увлечение интеллектуальными играми, такими как шахматы и шашки.

Игра в шашки — это древнейшая игра, не потерявшая своей популярности. Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная.

П очему полезно учить детей играть в шашки

Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Эта игра рекомендуется, если Ваш ребёнок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия. Очень часто именно игра в шашки вырабатывает у ребёнка необходимые качества и помогает быть успешным в жизни.

Эта игра способствует развитию самокритичности, ведь, проигрывая партию в шашки, ребёнок учится адекватно реагировать на поражение. Анализируя свои ошибки в игре, он будет в дальнейшем стремиться принимать правильные решения, не поддаваться унынию. Именно это понадобится ребёнку, когда он пойдёт в школу, что ещё раз доказывает пользу шашек в дошкольном возрасте.

На первых порах в шашечной игре детей необходимо участие взрослого. Не только с целью обучения технике и правилам игры, но и для воспитания необходимой дисциплины за шашечной партией. Взрослые всегда могут помочь правильно разрешить возможный конфликт. Они обучат ребёнка быть сдержанным, не паниковать и не лить слёзы при проигрыше. Взрослый объяснит, почему следует играть по правилам. А это немаловажно для дальнейшего воспитания порядочного человека. Начинать играть с ребёнком в шашки можно уже с 5 лет.

К ак научить ребёнка играть в шашки

Правила игры в шашки настолько просты, что понять их и следовать им сможет даже маленький ребенок. Научиться правилам игры мало. Чтобы шашки стали приносить пользу, нужны занятия шашками. При этом необходимо, чтобы ребёнок сам хотел и стремился к этим занятиям, иначе ничего не получится. Другими словами, наиболее важным является вопрос: как увлечь ребёнка шашками. Достичь этого не просто, принуждение здесь не поможет, а только навредит.

Есть важные моменты, без которых не добиться успеха в приобщении детей к шашкам.

  • Самый важный и действенный способ увлечь ребёнка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребёнку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребёнком.
  • Демонстрируйте ребёнку простые, но показательные и увлекательные фрагменты игры в шашки.
  • Хвалите ребёнка за успехи в игре и за занятия шашками.
  • Не ругайте за неудачи.
  • Выражайте в присутствии ребёнка свою гордость тем, что он занимается шашками, хвастайтесь его успехами.
  • Не принуждайте, а заинтересовывайте ребёнка!
  • Не форсируйте события! Главное, чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво.

Можно выбрать эту игру как домашний досуг или как хобби для всей семьи. Во-первых, это несложная игра. Во-вторых, финансово не обременяет семью. В-третьих, польза для всех домочадцев. В-четвёртых, эта игра интересна всем.

Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

источник

Шашки – игра, которая тренирует внимательность, прививает усидчивость и нацеленность на победу. Хорошим возрастом для обучения считается старшая группа детского сада. Именно в возрасте 4 — 5 лет стоит тренировать детей, развивать у них наглядно образную и прогностическую функцию ума, приучать к логическому мышлению. Давайте поговорим в этой статье о том, как научить ребенка играть в шашки с нуля.

Из этой статьи вы узнаете

Психологами установлен факт, что дети, начиная с 5 лет, осваивают и активно используют ассоциативную последовательность «мысль – слово» или «мысль – действие». Именно детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки.

Эта интеллектуальная игра стимулирует умственное развитие, внимательность, целеустремленность. Уже через год тренировок полученные сосредоточенность и усидчивость помогут достигать больших успехов в школе. А умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся во взрослой жизни.

Если ваш ребенок еще дошкольник, то обучить его игре можно самостоятельно, для этого необходимо иметь первоначальные навыки или просмотреть обучающие видеоуроки в интернете. Если ребенок младшего школьного возраста, а вы сами новичок в этом деле, то можно отдать его в школьный кружок, где преподавание идет по разным методикам, в зависимости от уровня подготовки юного шашиста.

Совет родителям: семейные вечерние посиделки перед телевизором поменяйте на игру в шашки, это окажет хорошее влияние на сплоченность семьи, доверие друг к другу. Возможно, это станет хорошей домашней традицией.

В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно количеством фигур. Мы с вами разберем классические русские шашки. Для того чтобы ребенку проще было запомнить правила, можно выучить с ним короткие веселые стишки.

Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток, окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.

Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне:

Шагают лишь по черным клеткам!»

  • Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам:

«Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!»

  • Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку. Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
  • Ходы между соперниками чередуются. Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно убить, делая ход и вперед, и назад:

Шашкой бьем вперед – назад!»

  • Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар:

  • За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно убить сразу несколько шашек:

«Шашка соперника сразу погибнет,

  • Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку:

«Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка дамкой станет!»

  • Теперь она может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке становятся доступны ходы назад:

«Чтоб твою дамку не поймали,

  1. Убить дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
  2. Выигрывает тот игрок, кто первый убьет все шашки противника:

Совет родителям: если вы испытываете трудности при объяснении правил своему чаду, то воспользуйтесь онлайн-курсами по обучению, где специалисты дают не только инструкцию к игре, но еще проводят онлайн-консультации для родителей.

Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь. Объясните, что середина должна оставаться свободной для ведения боя, после переходите непосредственно к игре.

На заметку! Попробуйте поиграть с меньшего количества шашек. В первую тренировочную игру их количество можно сократить до 8. Это позволит лучше ознакомиться с правилами и использовать большее количество упражнений.

Добравшись до момента, когда фигуры соперников будут находиться рядом, а клетки сзади будут пустыми, объясните, что, как и в любом бою, пришло время убить противника. Делает первым это тот, чья очередь ходить.

Можно сделать ход назад в том случае, когда можно съесть чужую шашку. Когда кто-то из вас доберется до противоположного края доски, переверните фигуру – теперь это дамка. Для большей наглядности на дамку можно наклеить цветной кружок или картинку, показывая ее значимость и возможность ходить, как ей вздумается: на любое количество клеток как вперед, так и назад.

Обычно ребенок бывает настолько увлечен и сосредоточен, что не видит всей сложившейся ситуации, не замечает опасностей, которые готовит ему противник, не осознает динамики всей игры. Важный навык, которому вы должны научить юного игрока, – просчитывать свои и чужие ходы, прогнозировать возможные ситуации.

Посмотрите полезные советы от педагога по дополнительному образованию Матвеевой Ирины Владимировны.

  • Как бы парадоксально это не звучало, но обучение должно проходить в форме игры. Обычное зачитывание правил ни к какому результату не приведет. Превратите все фигуры в воинов и упражняйтесь в стратегии захвата в плен чужаков или коронуйте на царствование самых достойных рыцарей. Придумывайте каждый день новые истории, участниками которых станут ваши знакомые, друзья, любимые герои мультфильмов или сказок.
  • Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку, перекус или небольшую прогулку обязательно. Это не только сохранит здоровье, но и не даст игре стать скучной и неинтересной.
  • Хвалите, подбадривайте своего ребенка, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения. Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее. Покажите своему чаду интересный и понятный видеоматериал с великими гроссмейстерами.
  • Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет. Достаточно лишь изредка дать ему фору, чтобы прибавить уверенности в своих силах. Конечно, проигрыш расстроит малыша, могут даже появиться слезы, но это послужит стимулом для следующих побед. Просто объясните, что проиграть не стыдно и не страшно, стыдно ничего не пробовать, а страшно не стараться сделать лучше в следующий раз.
  • Когда игра в русские шашки будет понятна и доступна, можно сыграть в «Поддавки», «Чапаева», «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны. Когда осилите эти забавы – значит пришло время обучать ребенка играть в шахматы.

Наличие джентльменских правил – это особенность турецких шашек. Однако использование их в русском варианте игры не только уместно, но еще и вполне оправданно.

  • В знак уважения друг к другу в начале и в конце партии соперники пожимают руки. Таким образом, в начале игры это способствует дружелюбному настрою, а в конце, несмотря на то, что есть победитель и проигравший, снимается напряжение.
  • Отвлекать внимание партнера по игре, подсказывать – строго запрещено. Шулерство, как и всякого рода махинации не в почете в приличном обществе.
  • Играть тихо, размеренно, не швыряя фигурки, переставляя их без лишнего шума – признаки воспитанного человека.
  • Смеяться над проигрышем соперника – неприемлемо. Уважение к человеку в любой ситуации – признак благородства.
  • Простая – обычная, не являющаяся дамкой шашка.
  • Бортовая шашка – фигура, находящаяся на краю игрового поля.
  • Дамочное поле – последний, 8-й ряд игрового поля.
  • Дамка – фигура, дошедшая до дамочного поля.
  • Ход, или тихий ход – передвижение шашечной фигуры из одной клетки в другую.
  • Ударный ход – ход, при котором происходит захват шашки противника.
  • Поддача – постановка обычной шашки таким образом, чтобы соперник мог ее убить.
  • Размен – ход, при котором оба игрока теряют одинаковое количество фигур.
  • Проходная шашка – шашка, которая при следующем ходе займет место дамки.
  • Прорыв – комбинация приемов, обеспечивающая проход в дамки.
  • Столбняк – поражение дамки определяет очередность хода.
  • Решето – такое расположение фигур, при котором свободные поля чередуются с занятыми через одно.
  • Запирание – шашка находится в таком положении, что закрыта фигурами противника и не имеет хода.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/pravila_igir_v_shashki_dlya_nachinaushih_detei.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

источник

Шашки как средство развития логического мышления.

Уже в 60 -70-е г.г. были попытки ввести шахматы в школе, так как было замечено снижение уровня логического мышления. Это было одной из причин, по которой некоторые учителя пробовали вести уроки шахмат, чтобы с их помощью восполнить пробел. Использование шахмат вносило, новизну в учебный процесс и исподволь ненавязчиво приучало учащихся к построению цепочки логических рассуждений.

Много лет, преподавая шахматы, я стала замечать, что через некоторое время интерес учащихся к шахматам снижался. Это объяснялось тем, что многие ребята не выдерживали психологического груза поражений, а первоклассники и второклассники тяжело усваивали функции и связь различных шахматных фигур.

Всё это побудило меня в тех же целях начать использовать шашки. В них меньшее количество правил и меньшее количество фигур: простые шашки и дамки. Кроме того, почти все учащиеся и их родители считают, что они умеют играть в шашки, а те, кто не умеет, — легко могут научиться.

Рассматривая некоторые шашечные задачи в упрощённом виде, ученик хорошо видит логику рассуждения, единственность решения (или различные варианты его), построение логических цепочек, осваивает метод аналогий. Кроме того, ребята учатся воспроизводить усвоенный материал в чистом виде и применять в нестандартных ситуациях. Игра в шашки длиться недолго (дети не успевают устать) — проходит азартно и динамично. Теперь даже если ученик терпит поражение в практической игре, у него не пропадает интерес к ней. Таким образом, развитие логического мышления продолжается, ребята рано обретают независимость мышления, способность отстаивать свою точку зрения.

Играя в шашки, я заметила, что у меня улучшились успеваемость по математике, ведь игра в шашки развивает не только логическое мышление, но и память, внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве, воспитывает настойчивость и терпение.

А эти наблюдения дают мне право сделать вывод: шашки учат думать.

Придя в первый класс, я предложила ребятам провести шашечный турнир в классе. Все поддержали мою идею. Это было увлекательно, были призы и награды. Я планирую провести шашечный турнир в группе продленного дня, в своем классе, выявить лучших игроков. Затем провести школьный турнир для учеников начальных классов.

Как вы могли убедиться, шашки — это игра, которая может увлечь. Это игра, придуманная не просто для забавы. Шашки заставляют думать, и искать новые идеи в «ведении боя». И по своей кажущейся на первый взгляд простоте, являются не такими простыми. Ведь не зря было сказано, что всё гениальное просто. Вот и шашки, не только простая, но ещё и гениальная игра, раз столько веков уже заставляет в себя играть.

Ученик начинает чувствовать себя уверенней в среде более старших по возрасту. Он учится принимать, и осуществлять собственные решения и нести за них ответственность, у него развивается здоровое самолюбие.

Важное значение приобретает эмоциональный фактор при выигрыше или проигрыше, чего трудно достичь на уроках. Преподавание шашек (шахмат) изменяет сам стиль общения учителя с учеником; учитель должен дать аргументированный совет или доказать ученику неправильность его решения.

Опыт показывает, что чем больше учащихся проявляют интерес к шашкам, тем лучше, так как помимо своего воспитательного значения шашки имеют важное образовательное значение.

Желательно, чтобы на преподавание шашек было выделено не менее двух часов в неделю. Здесь и пригождаются клубные часы в группе продлённого дня. Одновременно в школе должна существовать секция шашек для наиболее интересующихся. Многолетний опыт работы позволяет мне утверждать: ученики, прошедшие подобную школу в младшем школьном возрасте, успешно обучаются в среднем и старшем звеньях школы.

Список использованной литературы, Интернет – ресурсов:

Куперман И. Тактика в стоклеточных шашках. М., 1967
Миротин Б.А., Козлов И.С. Тактика в русских шашках. М., 1974
Барский Ю.П. На ста клетках. М., 1977
Соминский С.С. Комбинационные идеи в русских шашках. М., 1979
Шаус Я.Л. Школа игры в международные шашки. М., 1981
Колодиев Ю.В. Сто клеток и тысячи тайн. Киев, 1982
Куличихин А.И. История развития русских шашек. М., 1982
Миротин Б.А., Либерман Л.А., Сальников А.А. 64 и 100. М., 1982
Виндерман А.И., Герцензон Б.М. Шашки для всех: пособие для начинающих. М., 1983
Агафонов В.П. Комбинация. Международные шашки. М., 1984
Решетников В.В., Троцких Г.Н. Василий Соков. М., 1985
Русские шашисты: Д.Саргин, П.Бодянский, А.Шошин. М., 1987
Агафонов В.П. Курс дебютов. Международные шашки. М., 1988
Звирбулис В.А., Здоровяк Р.З. Типичные шашечные приемы. М., 1988
Голосуев В.М. Мастера шашечных турниров. Ленинград, 1989
Исаев Г. Творческая лаборатория шашечного этюдиста. Киев, 1989
Городецкий В.Б. Книга о шашках: русские и международные шашки. М., 1990
Герцензон Б.М., Гершт С.С. Волшебник русских шашек. (О В.А.Сокове) Лен-д, 1991
Герцензон Б., Напреенков А., Филиппов К. О шашках – с шуткой и всерьез. Ростов-на-Дону, 1991
Абациев Н., Болотовский М. Этюды о шашках. Чехов, 1995
Кадников Е.А. Шашечные арабески. Симферополь, 1997
Песоцкий В.А. Стратегия победы. Омск, 2000
Мамонтов А.В., Оерс И.Э. Шашечная литература. Библиографический указатель изданий, вышедших в России-СССР в 1827–1991 гг. М., 2001
Иванов Б.В. Шашечная композиция: Современный взгляд. Минск, 2003
Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу. М., 2004
Волчек А.А. Шашечный практикум: 2000 позиций для самостоятельного решения. М., 2004
Популярный шашечный практикум. Авт.-сост. В.Н.Пак. Москва-Донецк, 2004

источник

Ознакомившись с правилами игры в шашки что детально расписаны на этой страницы, вы сможете спокойно играть в классические русские шашки и поддавки. Правила игры в шашки очень просты, прочитав их один раз, вы научитесь играть в них на всю жизнь.

В шашки играют на той же доске что и в шахматы, купить ее не составит труда она продается в сувенирных или спортивных магазинах. Кстати, доску и шашки можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Доску можно расчертить на бумаге, картоне или тонкой фанере, а фигурки (шашки) вырезать с толстого картона, резины, фанеры, или использовать монетки. Просто включите фантазию 🙂

В Русские и Английские шашки играют на доске с 64 клетками (8х8 рядов), ровно как черных, так и белых клеток. С левой стороны доски напротив клеток есть цифровая разметка от 1 до 8, а снизу под клетками алфавитная разметка A, B, C, D, E, F, G, H, все эти цифры и буквы нужны для записывания ходов в шашках и шахматах.

Для игры в русские шашки в наборе должно быть ровно 24 шашки, 12 белых и 12 тёмных.

Перед началом игры нужно правильно разместить доску на столе. Она должна лежать так, чтобы внизу слева со стороны игрока угловое поле было тёмным. Шашки расставляются на трёх ближайших рядах с тёмными полями.

Первыми ходят белые фигуры. Чтобы определить кто играет какими шашками, один с игроков берет в каждую руку по одной шашке, белую и тёмную, за спиной их перемешивает и вытягивает руки с зажатыми в кулаках шашками второму игроку, который должен выбрать руку с шашкой. Какой цвет шашек попадется теми и играет.

Шашки ходят на одну клетку з ход и только по черным клеткам что находятся рядом по диагонали и ходят шашки только вперед, назад шашки не ходят. На изображении внизу показано что у белой шашки есть два варианта куда походить.

В русских шашках, шашки могут бить как вперед, так и назад.


Шашка может бить вперед и назад

За один ход шашка может побить сколько вражеских фигур сколько это возможно. Например, на нижнем изображении показано как шашка бьёт зразу две вражеские фигуры за один ход.

Да, бить вражескую шашку обязательно, если есть несколько вариантов взятия вражеских шашек, игрок сам определяет какую именно бить ему шашку. Бывает так, что игрок не увидел что ему нужно бить, тогда противник должен обязательно ему показать где он должен бить.

Дамка самая сильная фигура в шашках, чтобы ее получить простая шашка должна дойти до последней черной клетки на стороне противника, тогда шашку переворачивают чтобы обозначить ее как дамка. Когда простая шашка стает дамкой она продолжает ход по правилам дамки. Дамок у игрока может быть 12 штук. Их количество зависит от того сколько простых шашек игроку получится довести до последнего ряда противника.

Дамка ходит и бьет на любое расстояние по диагонали. Внизу пример как дамка бьет зразу две фигуры соперника.

Игрок, который не может походить, проиграл. Часто бывают ситуации когда на доске есть еще шашки, но походить или бить они не могут, так как заблокированы шашками соперника, в таких ситуациях проигрывает тот, кто не может сделать свой ход.

Поддавки — это русские шашки только наоборот, это значит что правила в поддавках как в русских шашках, только побеждает здесь тот, кто первым сдаст свои шашки противнику или заблокирует их. В поддавки интересно играть и за их простоты и быстрых партий, они очень популярны на территории России, Украины и Белоруссии.

источник

Шашки представляют собой известнейшую во всем мире игру, этой игрой увлекаются практически на каждом континенте. Поэтому актуально узнать подробнее про правила шашек, историю игры и некоторые другие особенности.

Настольные игры представляют собой интереснейшую и увлекательную тему. Многое возможно узнать, если установить связи и появление той или иной настольной игры в определенной культуре. Развитие настольных игр во многом созвучно с развитием человеческой мысли.

В данном материале рассмотрим эту игру более подробно, постараемся консолидировать сведения об истории, о тактике и многое другое, для того, чтобы каждый читатель смог составить в собственном уме вполне целостное представление о том, чем являются шашки.

Отсюда возникает и особенность шашек как игры, отследить исторические корни которой довольно-таки трудно. Такая вполне простая и понятная игра могла возникнуть на заре цивилизаций. Хотя тут явно прослеживается символизм и определенная структура сознания, которые могли быть доступны только при соответствующем развитии символически-религиозного мышления.

Если говорить в целом, то когда появились шашки точно – непонятно. Когда появились гипотетические – более-менее ясно, так как первые свидетельства о шашках дошли из египетской цивилизации.

В период раскопок пирамид ученые видели множество различных настольных игр, количество которых явно свидетельствовало о высоком развитии древнего Египта, тут видели и шашки, в которые играли в Египте.

Если взять периоды античности и средневековья, то повсюду есть упоминания шашек под разными названиями и иногда с некоторыми вариациями правил.

На протяжении относительно недавней истории шашки являлись одной из наиболее распространенных интеллектуальных игр, они являлись частью военного образования, регулярного досуга и простолюдинов, и людей высоких классов.

При этом в каждой стране создавался свой собственный подвид шашек. Сейчас в мире существует множество разновидностей древней игры, об этом и расскажем далее.

Тем не менее, до описания разновидностей шашек следует рассказать об одной более чем значимой вехе — об изобретении международных или стоклеточных шашек. Игру придумали в 1723 году в Париже. Некий поляк, который увлекался шашками, предложил играть на более крупной доске, и именно такое изобретение подарило шашкам дополнительную популярность.

По сути, именно благодаря такому нововведению безвестного теперь автора шашки остаются популярными и являются тем, чем они теперь являются. Без изобретения стоклеточного поля, вероятнее всего, шашки остались бы отдельно в каждой стране, не появилось бы ни международной федерации, ни турниров.

Положительное свойство стоклеточных шашек заключается в уравнивании всех спортсменов. Ведь игрокам из разных стран не требуется признавать главенство какой-либо локальной разновидности, всем нужно изучить общие правила игры в стоклеточные шашки.

Отдельно, в завершении, отметим роль России в шашечной истории.

Вероятнее всего, читателям данного материала более всего известны так называемые русские шашки, которые вы собственно шашками и называете. В этой игре есть так называемые дамки (подробнее о правилах скажем далее), которые могут ходить по всему полю.

  • английские шашки – иногда называются чекерсами, тут дамка ходит только на одну клетку, а простые шашки не могут есть назад, помимо этого тут ходы сначала делают черные;
  • турецкие шашки – простые шашки ходят по вертикалям, не по диагоналям;
  • шашки Италии – простые шашки не могут «съесть» дамку;
  • ямайские – или пул чекерс, тут не требуется «есть» всегда наибольшее количество шашек противника, играют по белым полям,
  • испанские – простые шашки не «едят» назад;
  • бразильские – нужно есть всегда наибольшее количество шашек соперника;
  • португальские – немного по-другому располагается доска и есть другие незначительные отличия;
  • международные – играются на стоклеточной доске, есть некоторые отличия по превращению в дамки;
  • канадские – 144 клеточные, правила идентичным международным, но доска больше;
  • фризские – распространены в Голландии, играют на маленькой десятиклеточной доске.

На этом завершим описание разновидностей шашек, хотя скажем сразу, тут не указаны некоторые варианты правил, в частности, авторские правила и различные гибриды.

К примеру, алтайскими шашками называется смесь шахмат и шашек, а шашки Вигмана придуманы Владимиром Вигманом и являются своеобразной интерпретацией русских шашек.

Игра весьма простая, поэтому не составит труда разъяснить правила данной игры и начинающему игроку и ребенку.

Начнем с основ русских шашек:

  • поле представляет собой 8 на 8 клеток;
  • каждый игрок имеет в начале игры 12 шашек;
  • шашки устанавливаются на черные поля, на три ряда с каждой стороны;
  • шашки ходят по диагонали;
  • шашки «едят» шашки соперника по диагонали в любую сторону;
  • если такая возможность имеется нужно брать чужую шашку;
  • если есть некоторое количество последовательных взятий, нужно брать наибольшее количество шашек соперника;
  • если шашка оказывается на первом ряду со стороны соперника, то становится дамкой, которая может ходить по диагонали на любое количество клеток;
  • доску устанавливают так чтобы самая левая нижняя клетка доски со стороны каждого игрока была черной;

  • если после превращения дамка может «есть» шашки, то ход продолжается после превращения и завершается после выполнения всех возможных взятий;
  • цель игры заключается в том чтобы взять все фигуры соперника;
  • может быть и патовая ситуация, когда ходы отсутствуют, а фигуры остались.

Процесс игры является весьма понятным, начинают ходить белые, далее ходы меняются поочередно. Нужно более подробно рассказать, как бьет дамка на поле.

При этом не имеет значения на какой дистанции располагаются шашки соперника друг от друга, если ходами дамки рисуются диагонали над шашками соперника, может быть выполнено взятие.

Учитывая особенности дамки как фигуры, которая может делать такие длинные ходы и брать фигуры на любой дистанции, в тактическом смысле наиболее целесообразным всегда выглядит занятие дамкой центральной и самой длинной диагонали.

Если дамка располагается на этой диагонали, то в существенном количестве вариантов соперник, в итоге, проигрывает.

  • взятие наибольшего количества материала соперника и проведение минимум одной шашки в дамки;
  • расположение дамки на центральной диагонали;
  • доведение игры до итога при помощи выгодного расположения фигур.

Как видите, и правила и тактика шашек выглядят довольно-таки простыми. Тем не менее игра имеет множество увлекательных и интересных особенностей.

Вариантов партий тут огромное количество и хотя вариативность может в чем-то уступать шахматам, данная игра тоже имеет в себе компонент творчества и интеллектуальной работы.

Есть много разновидностей шашек, которые мы указали ранее. В зависимости от разновидности правила могут немного меняться, в частности правила ходов дамки.

Далее потребуется только привыкнуть к большему количеству фигур (и как следствие тактических схем) и размеру поля.

В завершение предлагаем вам узнать нечто интересное про шашки, то чего вы, возможно, не знали ранее.

  1. Шашки никогда не запрещались церковью, которая на протяжении истории просто обожала запрещать многое, в том числе и различные настольные игры.
  2. Раньше в шашки играли европейские рыцари, обучение этой игре считалось частью достойного образования.
  3. В столбовых шашках играют не снимая с поля шашки, а устанавливая шашки друг на друга, и создавая своеобразные столбы-башни, которые и перемещаются по полю.
  4. Согласно одной из версий, шашки придумали на территории Скандинавии и Киевской Руси, кстати, в былинах действительно русские богатыри обожают играть в шашки.
  5. В профессиональных турнирах есть разновидности игры с учетом времени: блиц, рапид и подобные.

Казалось бы за такую длительную историю могли бы изучить шашки подробно, тем более есть компьютеры. Однако полностью беспроигрышный алгоритм для шашек был придуман только в 2007 году. И то этот алгоритм действует только для английских чекерс и позволяет с уверенностью рассчитывать не на выигрыш, но только на стабильную ничью.

Поэтому если вы считайте шашки не интересной игрой или игрой для простаков, попробуйте выиграть у компьютера или хотя бы у более-менее опытного соперника, вы удивитесь трудности и вариативности этой игры.

источник

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста

Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы — чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку стремление к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки!

По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки.

Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.

Как научить ребёнка играть в шашечную игру?

Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, специальными фишкам – шашками. Используется по 12 фишек. Шашки есть почти в каждой семье, но лишь единицы современных дошкольников умеют и любят в них играть. А у взрослых на это и вовсе не хватает времени.

Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно:

-Внимательно рассмотрите фишки (цвет, форму), доску, выделяя белые и черные поля. Дайте возможность ребенку обследовать руками фишки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой шашки (будущей дамки).

-Дайте ребенку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по черным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребенку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью их расстановки на черные поля.

-Предложите ребенку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на черные клетки

— Переходим к обучению ходам по диагонали вперед на свободное соседнее черное . Объясните ребенку смысл игры — уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперед. Простая фишка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек.

— Проведите тренировочную игру с ограниченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребенок рано или поздно столкнется с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать ее с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.

— Расскажите ребенку, что в любом бою, в том числе в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками-дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку.

— Взрослый спрашивает у ребенка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьевку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках.

Игра требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации.

Задача взрослого — научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.

Умные, талантливые и сильные духом дети это залог будущего процветания нашей страны!

источник

Когда-то целые поколения росли под стук костяшек домино во дворе. А коробки с шахматами, шашками и лото занимали почетное место практически в каждой квартире. Сегодня компьютер и телевизор вытеснили настольные игры на задворки. Но эксперты утверждают: вычеркнув из своей жизни увлечение интеллектуальными играми, мы лишаем себя огромных возможностей. Ведь настольные забавы – это и терапия, и развитие навыков, необходимых для грамотного управления своей жизнью.

Шахматы. Гимнастика ума
ЛОГИЧЕСКАЯ игра, сочетающая в себе элементы искусства, науки спорта. Одна из древнейших игр на Земле. Шахматы способствуют развитию умственных способностей, памяти, творческого мышления. Учат разрабатывать в уме многоходовые комбинации.

Го. Тяга к философии
В ГО играют более 50 миллионов человек. Эта игра развивает системность мышления, умение стратегически мыслить и разрабатывать тактику. Также игра склоняет человека к философствованию. Дело в том, что люди, играющие в го, имеют дело с образами. Размытый образ сложившегося на доске узора из камней вертится в голове человека и таинственным образом влияет на нечеткую логику принятия решения. Говорят, именно поэтому пока компьютер не способен обыграть человека в эту игру.

Шашки. Образы мышления
ПОДОБНО шахматам, шашки воспроизводят действия сражающихся по определенным правилам сил. Игра развивает комбинаторику мышления (способность мыслить совокупностями образов).

Сеги (японские шахматы). Игра чувств
ГОВОРЯТ, для того чтобы в сеги сделать правильный, приносящий победу ход, его нужно почувствовать. Еще в древности сеги в Японии были признаны игрой, развивающей стратегическое и тактическое военное мышление. В Японии эта игра возведена в ранг святынь, во многих школах она входит в обязательную программу обучения. И хотя в Украине о сеги мало кто даже слышал, чемпионом Европы и открытого Первенства мира в 2008 году стал именно украинец.

Домино. Познаем устройство мироздания
ГОВОРЯТ, что первоначально костяшки домино предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. Предполагают даже, что в домино зашифрована господствующая система устройства мироздания – Универсальный Закон Гармонии макро- и микрокосмоса. И даже новообретенное название игры – «забивание козла» не умаляет ее достоинств. Домино развивает сосредоточенность, концентрацию, логическое мышление, способность к анализу ситуации, внимательность, наблюдательность и память.

«Денежный поток» (CashFlow). Бизнес-игра
«ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК» – современный взрослый вариант всем известной «Монополии». Научить играть в Cash-Flow может специально обученный тренер. Сторонники игры утверждают: потраченные на тренинг деньги (около 100 грн.) очень скоро окупятся. Ведь игра позволяет игроку проанализировать свои жизненные и финансовые ошибки, осознать их, а затем в реальном мире исправить.

Нарды
ЭТА древняя восточная игра имела для персов особенное значение: она символизировала движение звезд и служила предметом для гаданий. Кроме того, по результатам игры партнеры часто решали коммерческие споры: победитель диктовал свои условия побежденному. Происходило это потому что по мнению персов выиграть в нарды мог только человек, которого любит судьба (посылает «хороший камень» – подходящие цифры на кубиках), который умеет логически мыслить и насквозь видеть противника, предвидя его возможные ходы и наперед блокируя их негативные последствия.

Карты
КАЖДАЯ карточная игра – отдельный мир. И практически каждая для чего-нибудь да полезна: преферанс и «дурак» тренируют ум, умение просчитывать ситуацию наперед и память, а такие «детские игры», как «ведьма» и «привет, валет» могут превратить игроков в настоящих психологов, умеющих максимально концентрироваться в нужный момент.

Сегодня вернуть былую славу настольным играм пытается Федерация настольных игр Украины. И даже засилье компьютерных игр не пугает активистов федерации. «В связи с интенсивным развитием компьютерных игр, у настольных игр сейчас – период упадка, – отмечает Денис Краснокуцкий, руководитель департамента массовых мероприятий Федерации настольных игр Украины. – Но фантазия человека не позволит этому случиться, они смогут возродиться. Мы стремимся расширить представления людей о настольных играх с помощью специальных проектов, планируем открыть в каждой школе интеллектуальные клубы. А в скором будущем, зайдя в кафе или бар, за чашкой чая каждый посетитель сможет хорошо провести время с друзьями, играя в любимую «настолку». Можно сказать, что мы зарождаем новую культуру, где вновь будет приветствоваться общительность, интеллект и другие человеческие качества, которые можно проявлять и совершенствовать за игрой».

Валерий Аристов, президент Фонда развития интеллектуальных способностей, «Галактика» президент Ассоциации интеллектуальных игр, научный сотрудник Института педагогики Академии педагогических наук Украины, директор авторской школы, академик Европейской академии естественных наук и Международной академии оригинальных идей:

«Ошибается тот, кто на шахматы или шашки смотрит, только как на отдых и развлечение. Напротив, игры надо воспринимать как психологическую модель развития интеллектуальных способностей человека. И прежде всего, как развитие внимания, которое всегда находится в эпицентре мыслительной деятельности. Интеллектуальная игра создает когнитивную терапию – управление эмоциями, развивает воображение – главный компонент творческого мышления. На модели игрового процесса, в условиях скрытого восторга или паники, игрок поневоле учится управлять своими эмоциями. Особенно важно, что за столом воспитываются волевые качества игрока, формируется его толерантность, происходит обдумывание процессов, которые впоследствии пригодятся и для жизненных ситуаций. Это плановое формирование опыта, или как его теперь его называют – тренинг.

В процессе игры формируется личность, которая учится рисковать и всегда, в постоянно меняющихся ситуациях, стремится играть свою игру, не уступая противнику. Каждый раз, преодолевая психологический дискомфорт от деструктивного воздействия внутренних «тормозов» – неуверенности, сомнения, чувства опасности и страха, – игрок воспитывает в себе самоуважение и гордость. При этом воспитываются способность сомневаться в очевидном и, пренебрегая авторитетами в конкретной сфере деятельности, искать альтернативные пути решения задачи. И что особенно важно, происходит воспитание культуры поведения игрока.

Интеллектуальная игра хороша тем, что большинство игроков, даже не задумываясь над последствиями, развивают в себе не только память, устойчивое внимание, внимательность, наблюдательность, образное, логическое, творческое и философское мышление, скорость мышления, мышление на несколько ходов вперед , умение думать и за партнера, а также терпение, уверенность, выдержку ( вовремя психологического давления, проигрыша или выигрыша) настойчивость, толерантность и другие волевые и личностные качества. Они помогают общаться! Интеллектуальные виды спорта нужны не меньше, а может и больше, чем физические. От этого зависит развитие интеллекта нации и благосостояние страны».

источник

Источники:
  • http://www.gambiter.ru/checkers/item/196-shashki-matematika.html
  • http://www.shashkivsem.ru/uncategorized/polza-sporta-dlya-igrayushhix-v-shashki.html
  • http://www.psihdocs.ru/pochemu-polezno-uchite-detej-igrate-v-shashki.html
  • http://razvitie-vospitanie.ru/intellect/pravila_igir_v_shashki_dlya_nachinaushih_detei.html
  • http://infourok.ru/statya-shashki-kak-sredstvo-razvitiya-logicheskogo-mishleniya-582237.html
  • http://shashkiplay.ru/pravila-igry-v-shashki.html
  • http://igraikin.ru/nastolnye-igry/shashki-pravila-igry-dlya-nachinayushih.html
  • http://sad2smolevichi.schools.by/pages/rol-igry-v-shashki-v-razvitii-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta
  • http://www.sposobnostiuma.com/article/iz-podpol-ya-na-stol-2/