Задания для закрепления. Дайте следующим сообщениям оценки «важная», «полезная», «безразличная», «вредная» информации: Сейчас идет дождь. Занятия факультатива по информатике проводятся каждый вторник. IBM – это первые буквы английских слов, которые звучат как «интернешнел бизнес машина», что по-русски означает «машины для международного бизнеса». Завтра будет контрольная работа по физике. Чтобы родители не узнали про двойку, надо вырвать страницу из дневника. Лед – это твердое состояние воды. Первым человеком, полетевшим в космос, был Юрий Гагарин. Номер телефона скорой помощи 02. Содержание.
Слайд 27 из презентации «Подходы к измерению информации». Размер архива с презентацией 549 КБ.
«Содержательный подход к измерению информации» — Как измерить информацию. Сообщение о выпадении грани с числом 3. Информативность сообщения. Содержательный подход. Одна из клеток закрашена. Измерение информации. Формула вычисления кол-ва информации. Пример. На книжном стеллаже восемь полок. Единица измерения информации. Из колоды карт достали король пик. Сколько информации содержит сообщение.
«Единица количества информации» — Алфавитный подход. Вид уравнения. Определение количества информации. Формула. Информационная емкость знака двоичной знаковой системы. Информационное сообщение. Процесс познания. Количество возможных информационных сообщений. Количество информации. Производные единицы. Информационная емкость знака. Полученное сообщение. Количество знаков. Примеры информационных сообщений. Мера уменьшения неопределенности знания.
«Подходы к измерению информации» — Выбор первого шара. Симметричные события. Вы услышали по телевизору, что завтра будет солнечная погода. Отгадывание чисел. Вытаскивание любого номера из лотерейного барабана. Алфавит. Из колоды в 32 карты достали даму крести. В нашем распоряжении имеются монета и игральный кубик. Если посмотреть таблицу, то можно заметить закономерность. Другой способ измерения количества информации. Количество информации, которое несет в тексте каждый символ (i).
«Количество информации по информатике» — Самостоятельная работа. В школьной библиотеке 16 полок с книгами. Сообщение о результате жребия. Задачи. Контрольные вопросы. Преобразование единиц измерения. Решить задачи в тетради. Каждый символ кодируется одним байтом. Содержательный подход. Информация для человека. Определение количества информации. Алфавитный подход. Шахматная доска состоит из 64 полей.
«Алфавитный подход к измерению информации» — Количество возможных информационных сообщений. Символ текста. N алфавита из русских букв равна 32. Информационная емкость знака. Переведите. Оформление решения задачи №3. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к определению информации. Количество информации в сообщении. Алфавитный подход к измерению количества информации. Единицы измерения. Информационный объем сообщения. Информационный объем текста.
«Формулы Хартли и Шеннона» — Формула Шеннона. Хартли. Формула Хартли: I=log2N где I -количество информации, N -число. Решение. Американский ученый Клод Шеннон. Количество информации. Примеры равновероятных сообщений. Задача. Число. Запись формулы Шеннона. Наступление. Формулы Хартли и Шеннона. Американский инженер Хартли. Формула Хартли. Событие.
Всего в разделе «Количество информации» 6 презентаций
источник
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра информатики и защиты информации
По дисциплине: Компьютерные технологии и информация
1. Привести примеры информации (в быту, технике, науке).
2. Привести различные примеры обработки информации.
3. Определить, какое из сообщений содержит для вас информацию:
а) Площадь Тихого океана составляет 179 млн. кв. м.
в) Противопоказания к применению: генетическое отсутствие глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, тахиаритмия, коллаптоидные состояния.
г) Вчера весь день шел дождь.
д) Завтра ожидается солнечная погода.
е) IBM – это первые буквы английских слов International Business Machines, что по-русски означает «машины для международного бизнеса».
з) Завтра будет экзамен по математике.
4. Дать следующим сообщениям оценки «важная», «полезная», «безразличная», «вредная», «достоверная», «ложная»:
б) Занятия кружка по информатике проводятся каждый вторник.
в) Пушкин А. С. – автор романа «Евгений Онегин».
г) Чтобы родители не узнали про двойку, надо вырвать страницу из дневника.
д) Номер телефона скорой помощи 02.
е) Первым космонавтом на Земле был Юрий Гагарин.
ж) Вода замерзает при температуре ноль градусов.
5. Привести примеры информационных процессов в растительном мире.
6. Привести примеры информационных процессов в животном мире.
7. Привести примеры информационных процессов в технике.
8. Привести примеры информационных процессов в обществе.
9. Приведите примеры ситуаций, в которых информация:
10. Дать свое представление термина «информационная культура». 11. Заполнить таблицу:
Первая информационная
революция
Вторая информационная
революция (середина XVI века)
Третья информационная
революция (конец XIX века)
Четвертая информационная
революция (70-е годы XX века)
- В быту: горячий чай, в технике: сигнал автомобиля; в науке: 5*5=25.
- Примеры обработки информации:
а) математические действия: цифры преобразуются в решение;
б) рецепт: информация об ингредиентах преобразуется в кулинарное блюдо;
в) при болезни: жалобы и анализы пациента преобразуются в диагноз.
3. а, б, е, ж – содержит информацию
г, д, з – необъективно/неактуально/ недостоверно/неполно
5. Цветы, деревья распускаются и цветут в определенное время, когда получают информацию об изменении температуры.
6. Медведь впадает в спячку, птицы улетают на юг, т.е. медведи и птицы получают информацию с наступлением холодов.
7. Принтер начинает печатать курсовую работу только после получения информации с компьютера задания распечатать.
8. Люди придерживаются законов и правил, прописанных в кодексах, уставах – носителях информации. Разговор собеседников.
9. а) информация создается: печать объявления;
б) информация обрабатывается: работа с техподдержкой при неисправности или ошибки какой-нибудь программы (описание ошибки — выполнение рекомендаций техподдержки)
в) информация запоминается: подготовка к сессии
г) информация делится на части: телепередача в нескольких сериях
д) копируется: копирование файлов с флэшки на компьютер
е) воспринимается: чтение книг
ж) измеряется: когда человек количество прочтенных книг
з) принимается: доклад или отчет о проведенной работе
к) разрушается: когда журналист пишет статью, не проверив данные, в редакцию пишут письма с жалобами и журналист печатает опровержение статьи
л) ищется: написание рефератов, курсовых и т.д.
м) упрощается: когда на «Войну и мир» пишут краткое содержание.
10. Информационная культура – это умение работать с информацией и для ее получения, обработки и хранения использовать современные технические средства и методы.
11. Первая информационная революция связана с изобретением письменности.
Вторая информационная революция (середина XVI века) связана с изобретением книгопечатания.
Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества.
Четвертая информационная революция (70-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера.
Вопросы и задания к Теме 2
1. Перечислить формы представления информации.
3. Что такое «кодирование информации»?
4. Выделить основные способы кодирования текста.
6. Какое кодирование называется двоичным?
7. Что такое «машинный язык»?
8. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 4 6 15 1. Как зовут мальчика?
9. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, закодировать:
в) фразу: «Я умею кодировать информацию».
10. Дана кодировочная таблица (рис. 2.2). Буквы кодируются с помощью двух цифр: первая цифра кода – номер строки, вторая – номер столбца. Например, буква У имеет код 21.
а) Используя эту кодировочную таблицу, расшифруйте текст: 252015383503040538351115030400 38.
б) С помощью данной кодировочной таблицы зашифруйте (закодируйте) фразу: «Я умею работать с информацией! А ты?»
в) С помощью данной кодировочной таблицы зашифруйте (закодируйте) свои фамилию, имя, отчество.
11. Дана кодировочная таблица (рис. 2.3). Закодировать с помощью этой таблицы слова
- Знаковая письменная (символьная в виде текста, чисел, графическая в виде графиков, географических карт, табличная), в виде жестов или сигналов, устная словесная.
- Язык – это определенная знаковая система представления информации.
- Кодирование информации — это процесс формирования определенного представления информации. Переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.
- Существуют три основных способа кодирования текста:
1. графический – с помощью специальных рисунков или значков;
2. числовой – с помощью чисел;
3. символьный – с помощью символов того алфавита, что и исходный текст.
- Знак – это элемент конечного множества отличных друг от друга элементов. Знак вместе с его смыслом называют символом.
- Все эти виды информации кодируются в последовательности электрических импульсов: есть импульс (1), нет импульса (0), то есть в последовательности нулей и единиц. Такое кодирование информации в компьютере называется двоичным кодированием.
- Логические последовательности нулей и единиц называются машинным языком.
- 4 6 15 1 Гена
- а) 15 1 20 1 13 30 33;
б) 10 15 22 16 18 14 1 20 10 12 1;
в) 33 21 14 6 32 12 16 5 10 18 16 3 1 20 30 10 15 22 16 18 14 1 24 10 32
- а) 252015383503040538351115030400 38 Что?_Где?_Когда?
б)3435211305333517000115200020 313518351014221517130024100510 43350035203038
в) 1002002705141115 14002000123134 13102300101215021400
11. а) 1255542352714322121743
е) 55432243257534 1274433353551723
Вопросы и задания к Теме 3
1. Что такое «система счисления»?
2. Как классифицируются системы счисления?
3. Какова особенность позиционных систем счисления?
4. Какова особенность непозиционных систем счисления?
5. Сформулировать правило перевода числа из любой системы счисления в десятичную систему счисления.
6. Сформулировать правило перевода целых десятичных чисел в любую другую позиционную систему счисления.
7. Сформулировать правило перевода правильной десятичной дроби в другую позиционную систему счисления.
8. Как перевести неправильную десятичную дробь в систему с любым позиционным основанием?
9. Каковы особенности перевода чисел из восьмеричной или шестнадцатеричной системы счисления в двоичную?
10. Каковы особенности перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную систему?
11. По каким правилам выполняются арифметические действия в двоичной системе счисления?
- Система счисления – способ записи чисел с помощью набора специальных знаков, называемых цифрами.
- Различают позиционные и непозиционные системы счисления.
- В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от номера ее разряда.
- В непозиционных системах счисления вес цифры (то есть тот вклад, который она вносит в значение числа) не зависит от номера ее разряда.
- Перевод чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную осуществляется путем составления степенного ряда с основанием той системы, из которой число переводится. Затем подсчитывается значение суммы.
- Перевод целых десятичных чисел в любую другую позиционную систему счисления осуществляется последовательным делением десятичного числа на основание той системы, в которую оно переводится, до тех пор, пока не получится частное меньшее этого основания. Число в новой системе записывается в виде остатков деления, начиная с последнего.
- Для перевода правильной десятичной дроби в другую систему эту дробь надо последовательно умножать на основание той системы, в которую она переводится. При этом умножаются только дробные части. Дробь в новой системе записывается в виде целых частей произведений, начиная с первого.
- Для перевода неправильной десятичной дроби в систему счисления с любым позиционным основанием необходимо отдельно перевести целую часть и отдельно дробную.
- Для перевода восьмеричного или шестнадцатеричного числа в двоичную систему счисления достаточно заменить каждую цифру этого числа соответствующим трехразрядным двоичным числом (триадой) или четырехразрядным двоичным числом (тетрадой), при этом отбрасывают ненужные нули в старших и младших разрядах. Значения триад и тетрад показаны в таблице.
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова С.А. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цель: обобщить знания о понятии «информация»; развивать мышление, самостоятельность и навыки работы в паре; умение принимать чужое мнение, уважение к чужому труду.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПОЭВМ, медиапроектор, наглядный материал (презентация).
— Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня урок информатики проведу у вас я, зовут меня Татьяна Александровна.
Проверка готовности учащихся к уроку.
— Проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе должны лежать тетради, дневники, ручки.
3. Психологический настрой.
— Давайте начнем наш урок с улыбки, улыбнитесь друг другу!
Повторительно — обучающая работа.
— Что такое информация для человека? (это знания, которые он получает из различных источников)
— Алфавит — это… (вся совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации)
— Мощность алфавита — это… (число символов в нем)
— Перечислите единицы измерения информации? (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт)
— 1 кбайт = 1024 байт = 2 10 байт
— 1 мбайт = 1024 кбайт = 2 10 кбайт
Работа по выработке практических умений и навыков
№1. Определите, какое из сообщений содержит для нас информацию:
— Площадь тихого океана — 179 мл.кв.км
— Вчера весь день шел дождь
— Завтра весь день ожидается солнечная погода
№2. Дайте следующим сообщениям оценки, «важная», «полезная», «безразличная», «вредная»:
Занятия факультатива по информатике проводятся каждый вторник
— Завтра будет контрольная работа по химии
— Чтобы родители не узнали про двойку, нужно вырвать страницу из дневника
— Лед — это твердое состояние воды
— Первым человеком, полетевшим в космос, был Юрий Гагарин
— Номер телефона скорой помощи 02
2.Решение у доски с комментированием
№3. Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в 4 раза?
2 2 =4, поэтому сообщение содержит 2 бита информации
№4. «Вы выходите на следующей остановке?» — спросили человека в автобусе. «Нет», — ответил он. Сколько информации содержит ответ?
2 1 =2, поэтому ответ содержит 1 бит информации
№5. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
2 0 = 1, поэтому мы получили 0 бит информации
№6. Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке № 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?
2 2 =4, поэтому ответ содержит 2 бит информации
№7. В корзине 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?
2 3 =8, поэтому сообщение несёт 3 бита информации.
№8. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 4 бита информации. Чему равно N?
№9. Сообщение о том, что ваш друг живёт на 10 этаже, несёт 4 бита информации. Сколько этажей в доме?
№10. В коробке лежат 7 разноцветных карандашей. Какое количество информации содержит сообщение, что из коробки достали красный карандаш?
2 2,8 =7, поэтому сообщение содержит 2,8 бит
№11. Какое количество информации несет сообщение: «Встреча назначена на сентябрь»?
№12. Алфавит племени Мульти состоит из 8 букв. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?
— Какую формулу использовали при решении задач? (N=2 i )
— Что такое N? (N — неопределенность информации)
-Что такое I? (i — количество информации)
На железнодорожном вокзале 8 путей отправления поездов. Вам сообщили, что ваш поезд прибывает на четвертый путь. Сколько информации вы получили?
Из 8 путей нужно выбрать один. Поэтому N=8,а I=3.
источник
План-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему:
Содержательный подход к измерению информации, ФГОС, 7 класс
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения.
- учатся решать задачи на нахождение количества информации в сообщении
- выполняют анализ и синтез
- организовывают учебное взаимодействие в группе
Тема урока : Содержательный подход к измерению информации
Цель: познакомить учащихся с содержательным методом измерения информации;
ввести единицу измерения информации – бит и формулу для нахождения количества информации 2х=N;
научить решать задачи на нахождение количества информации в сообщении, используя введенную формулу;
развивать мышление и познавательную активность учащихся;
воспитывать аккуратность при вычислениях.
Образовательные : научить измерять количество информации в сообщении, ввести понятие «бит», познакомить с единицами измерения информации.
Развивающие : развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.
Воспитательные : воспитывать умение работать в команде.
перерабатывать информацию для получения необходимого результата;
выполнять анализ и синтез;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений.
желание выполнять учебные действия;
способность к личностной саморефлексии;
выработка в противоречивых конфликтных ситуациях правил поведения, способствующих ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
доносить свою позицию до других;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться подтверждать аргументы фактами;
критично относиться к собственному мнению;
организовывать учебное взаимодействие в группе.
определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя;
соотнести результат с целью и оценить его;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Тип урока: комбинированный
Метод литература, сайты интернета:
Учебник «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакин и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015
Технологическая карта урока
Содержание и деятельность учителя
УУД( универсальные учебные действия)
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку ;
- настрой учащихся на работу.
-визуально контролируют свою готовность к уроку
-рассаживаются на рабочие места.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
II. Повторение пройденного материала.
Что является объектом изучения информатики?
Какие виды и свойства информации вы знаете?
Ученики отвечают на вопросы.
умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод.
Коммуникативные: взаимодействовать с учителем.
умение анализировать, выделять и формулировать задачу;
умение осознанно строить речевое высказывание.
III.Изучение нового материала
— А теперь, я прошу вас разбиться на команды, по 5 человек.
Каждой команде выдаются карточки с ребусами.
Какие ответы у вас получились?
Каким одним словом можно назвать все ваши ответы?
Как можно измерить информацию? В каких единицах ее следует измерять?
Существует 2 метода измерения информации.
I Содержательный (субъективный) метод:
Количество информации зависит от содержания сообщения, которое для разных людей будет иметь разное значение.
Пример: Сообщение: «В 7 классе на следующей неделе будет контрольная по информатике». Какое значение это сообщение несет Вам, директору школы, уборщице и пр.?
II алфавитный (объективный) метод:
Определяется количество информации, заключенное в тексте. Количество информации не будет зависеть от человека, воспринимающего текст.
Сегодня на уроке мы рассмотрим возможность находить информацию, используя содержательный подход.
Количество информации, заключенное в сообщении, определяется объемом знаний, который несет это сообщение получающему его человеку.
Давайте вспомним, какое сообщение несет для человека информацию?
В следующих примерах №1 определите (устно), несет ли для вас сообщение информацию или нет. Объясните почему?
В)2*2=4 для первоклассника; для семиклассника.
Г)∫хdx=x 2 /2+C для семиклассника; для 11-классника.
При содержательном подходе возможна качественная оценка информации: полезная, важная, безразличная, вредная . Причем, одну и ту же информацию разные люди могут оценивать по-разному.
Дайте качественную оценку (устно) следующим сообщениям № 2:
Б)завтра контрольная работа по математике;
В)чтобы родители не узнали про двойку, надо вырвать страницу из дневника;
Г)номер телефона скорой помощи 03;
Д)вчера был вечер «Осенний бал».
А как определить, в каком сообщении информации содержится больше, а в каком меньше?
Для этого надо количественно измерить информацию.
Бит — единица измерения количества информации.
Ее определение звучит так:
Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний человека в 2 раза, несет 1 бит информации.
Что такое неопределенность? Какие синонимы можно подобрать к слову неопределенность — непонятность, неизвестность, незнание.
Неопределенность знаний человека о каком-либо событии – это количество возможных результатов этого события.
Допустим, вы бросаете монету, загадывая, что выпадет: орел или решка? Есть два варианта возможного результата бросания монеты. Причем, ни один из этих вариантом не имеет преимущества перед другим. В таком случае говорят, что они равновероятны . Так вот, перед подбрасыванием монеты неопределенность знаний о результате равна двум.
Когда монета упала, мы получили зрительное сообщение о том, что выпал один вариант, например, орел. Произошло одно из двух равновероятных событий. Наша неопределенность уменьшилась в 2 раза (было 2 варианта, остался только один). Значит, узнав результат подбрасывания монеты, мы получили 1 бит информации .
Сообщение о том, что произошло одно событие из двух равновероятных, несет 1 бит информации.
А теперь такая задача: студент на экзамене может получить одну из четырех оценок: 5-«отлично», 4-«хорошо», 3-«удовлетворительно», 2 –«неудовлетворительно». Представьте, что ваш товарищ пошел сдавать экзамен. Причем учится он очень неровно и может с одинаковой вероятностью получить любую оценку от 2 до 5. Вы волнуетесь за него, ждете результата экзамена. Наконец, он пришел и на ваш вопрос: «Ну, что получил?» ответил: «Четверку!».
Вопрос: сколько битов информации содержится в его ответе?
Если сразу сложно ответить на этот вопрос, то давайте подойдем к ответу постепенно. Будем отгадывать оценку, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Почему, как вы думаете?
Действительно, вопросы мы ставим так, чтобы каждый ответ уменьшал количество вариантов в два раза и, следовательно, приносил 1 бит информации.
После этого ответа число вариантов уменьшилось в два раза. Остались только 4 и 5. Получен 1 бит информации.
Выбран один вариант из двух оставшихся: оценка – четверка. Получен еще один бит информации. В сумме имеем 2 бита.
Сообщение о том, что произошло одно из четырех равновероятных событий, несет 2 бита информации.
Разберем еще одну частную задачу, а потом получим общее правило.
На книжном стеллаже 8 полок. Книга может стоять на любой из них. Сколько информации содержит сообщение о том, где находится книга?
Будем действовать таким же способом, как в предыдущей задаче. Метод поиска, на каждом шаге которого отбрасывается половина вариантов, называется методом половинного деления. Применим метод половинного деления к задаче со стеллажом.
— Книга лежит выше четвертой полки?
— Книга лежит ниже третьей полки?
-Ну теперь все ясно! Книга лежит на первой полке!
Каждый ответ уменьшал неопределенность знания в два раза. Всего было задано три вопроса. Значит, набрано 3 бита информации. И если бы сразу было сказано, что книга лежит на первой полке, то этим сообщением были бы переданы те же 3 бита информации.
В общем случае, количество информации, заключенное в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, находится по формуле:
2 i =N
где N – количество возможных равновероятных событий
i – количество информации в сообщении (измеряется в битах).
Т.к. вам неизвестна эта функция, то решение будем находить не вычислением, а использованием таблицы «Степени числа 2».
Если значение N равно целой степени двойки (4,8,16), то такое уравнение решается просто: i будет целым числом. А чему, например, равно количество информации в сообщении о результате бросания игральной кости, у которой имеется шесть граней, и, следовательно, N=6? Решение уравнения будет дробным числом между 2 и 3. Ответ будем записывать следующим образом: 2
Ученики отвечают: метр, килограмм, минута.
Ученики отвечают: единицы измерения длины, веса, времени.
Учение отвечают: единицы измерения информации.
Ученики затруднены. Предполагают, что чем больше знаний в сообщении, тем больше содержится в нем информации.
Ученики отвечают, что это сообщение информативно для учеников 7 класса
источник
- http://turboreferat.ru/information/kontrolnaya-rabota-po-informatike/269060-1593614-page1.html
- http://infourok.ru/reshenie-zadach-po-informatike-klass-563980.html
- http://www.myshared.ru/slide/1050637/
- http://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%93%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B5%D0%B0/83826505.html
- http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-genadievna-gurkina/konspekt-uroka-informatiki-dlja-5-6-klasa-kakaja-byvaet-informacija.html
- http://yaneuch.ru/cat_16/kontrol-znanij-na-urokah-informatiki/50104.1303994.page7.html
- http://for-teacher.ru/edu/informatika/doc-istnkhf.html
- http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2015/10/15/soderzhatelnyy-podhod-k-izmereniyu-informatsii-fgos-7