Меню Рубрики

Данные применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых

Расчет НДПИ на песок осуществляется с учетом норм, закрепленных в НК РФ. Каковы основные составляющие формулы этого расчета?

НДПИ для любого типа ископаемых исчисляется на основе 2 основных показателей:

Также имеют значение специфика добычи конкретного объекта налогообложения и установленный для того или иного типа ископаемых порядок исчисления НДПИ. В зависимости от этого ставку и базу могут дополнять те или иные коэффициенты, а их значения могут применяться в разных формулах.

В общем случае для того, чтобы исчислить НДПИ, нужно умножить величину базы на ставку (п. 1 ст. 343 НК РФ). Т. е. чтобы рассчитать налог, например, на песок, нужно вычислить процент от базы, определенной по этому объекту с учетом установленных для него особенностей.

В ряде случаев при исчислении НДПИ применяются дополнительные коэффициенты. В числе таковых:

  1. Универсальные, установленные по умолчанию для всех полезных ископаемых, включая песок. К ним относится коэффициент, который характеризует территорию добычи ископаемого. Он применяется, если субъект платы НДПИ:
  • участвует в региональных инвестпроектах;
  • принимает участие в региональных инвестпроектах, но не зарегистрирован в реестре участников соответствующих проектов;
  • осуществляет деятельность в регионе, имеющем статус субъекта РФ с опережающим социально-экономическим развитием.
  1. Установленные для конкретного типа полезных ископаемых. К ним относятся коэффициенты, приводимые в ст. 342.5 НК РФ в довольно широком спектре для нефти.

Сумма НДПИ может быть уменьшена:

  • по основаниям, определенным ст. 343.1 и 343.2 НК РФ (однако они не касаются добычи песка);
  • на расходы по доставке ископаемого, которое реализуется на рынке, потребителю — в порядке, установленном ст. 340 НК РФ (эти нормы могут применяться при исчислении НДПИ для песка).

Для начала определим один из двух ключевых показателей для расчета НДПИ — ставку для песка как полезного ископаемого.

Песок, с точки зрения классификации, утвержденной в НК РФ, может быть:

  • горнорудным неметаллическим сырьем, если это стекольный песок (п. 7 ст. 337 НК РФ);
  • неметаллическим сырьем, которое используется главным образом в сфере строительства, если это природный песок или песчано-гравийная смесь (пп. 7, 10 ст. 337 НК РФ).

Для обоих типов сырья установлена ставка в величине 5,5 % (подп. 4 п. 2 ст. 342 НК РФ).

Стоит отметить, что в случае, если ископаемое, относящееся к категории общераспространенных, добывается индивидуальным предпринимателем, и притом для собственного потребления, НДПИ не платится (подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ).

На практике самые часто встречаемые в природе типы песка являются общераспространенными полезными ископаемыми. К ним относятся, в частности (п. 2.2 рекомендаций, утвержденных распоряжением МПР РФ от 07.02.2003 № 47-р):

  • любые виды песка, кроме формовочного, используемого для выпуска стекла, абразивного, используемого в фарфорово-фаянсовой промышленности, при выпуске огнеупорных, цементных материалов, содержащих процент руды в концентрациях, имеющих промышленное значение;
  • пески, представленные песчано-гравийными породами.

Таким образом, если ИП добывает, к примеру, стекольный песок для собственных нужд, не являющийся общераспространенным полезным ископаемым, то он должен будет платить за него НДПИ по ставкам, указанным выше.

Следующий ключевой показатель для расчета НДПИ на песок — налоговая база.

Во всех случаях налоговая база по НДПИ должна исчисляться налогоплательщиком самостоятельно (пп. 1, 2 ст. 338 НК РФ). При этом используется один из 2 методов:

  1. Расчет базы на основании количества (или объема) ископаемых, которые извлечены из недр. Данный метод применяется, если добываются уголь, нефть и газ.
  2. Расчет базы исходя из стоимости ископаемых. Данный метод используется, если из недр извлекается уголь, нефть или газ на новых месторождениях в море или же любое другое ископаемое, в том числе песок.

Что касается стоимости добытого ископаемого (в данном случае песка), то она определяется с применением таких схем (п. 1 ст. 340 НК РФ):

  1. При получении фирмой субсидий из бюджета — исходя из подсчета выручки при продаже полезного ископаемого по ценам, установленным в рамках налогового периода (без учета соответствующих субсидий, а также НДС, акцизов и расходов по доставке продукта покупателю (п. 2 ст. 340 НК РФ)).
  2. При отсутствии бюджетного субсидирования — исходя из подсчета выручки при продаже полезного ископаемого по ценам реализации (без учета НДС, акцизов), но с принятием в ее уменьшение расходов на доставку (п. 3 ст. 340 НК РФ)).
  3. При отсутствии реализации полезного ископаемого — по расчетной стоимости (п. 4 ст. 340 НК РФ).

Формула определения стоимости добытого ископаемого по схеме 1 или 2 (т. е. если продажи песка осуществлялись) предполагает:

  1. Исчисление выручки, учитываемой при расчете стоимости.
  2. Деление выручки на объем реализованного ископаемого (так вычисляется стоимость единицы добытого ископаемого).
  3. Умножение получившегося результата на объем добытого ископаемого.
  • ставки НДПИ для песка;
  • особенности расчета налоговой базы по добытому песку;
  • методология исчисления НДПИ для песка.

Рассмотрим, каким образом сумма соответствующего налога может быть рассчитана на практике.

  1. Наша фирма не участвует в региональных инвестпроектах, не получает субсидий из бюджета и имеет показатели по реализации песка в налоговом периоде.
  2. Наша фирма является плательщиком НДС (в размере 18%).
  3. Мы добыли 30 000 и продали 20 000 тонн песка в рамках одного налогового периода, например, июля 2017 года.
  4. Мы продаем песок по цене 354 руб. за тонну (включая НДС 18%).
  5. Мы понесли расходы по доставке песка покупателям в рамках налогового периода в сумме, составившей 100 000 руб.
  1. Объем выручки, учитываемой при исчислении налоговой базы по НДПИ, составит 5 900 000 руб. (20 000 тонн × (354 / 1,18) — 100 000 руб.).
  2. Стоимость отдельной единицы добытого ископаемого — в данном случае тонны — будет равна 295 руб. (5 900 000 руб. / 20 000 тонн).
  3. Налоговая база для расчета НДПИ на песок составит 8 850 000 руб. (295 руб. × 30 000 тонн).
  4. НДПИ за июль 2017 года будет равен 486 750 руб. (8 850 000 руб. × 5,5%).

О том, из каких источников можно получить дополнительные данные, применяемые в расчетах (например, коэффициенты), читайте в материале «Размер налога на добычу полезных ископаемых в 2017 году».

Песок, добываемый предприятием, а также используемый в коммерческой деятельности ИП (либо в его личных целях в случае, если ископаемое относится к сортам, которые не являются общераспространенными), облагается НДПИ. Для того чтобы подсчитать налог на этот вид полезного ископаемого, нужно:

  • убедиться в актуальности ставки для песка (как неметаллического сырья), установленной в ст. 342 НК РФ;
  • рассчитать базу в соответствии с критериями, которые определены в ст. 340 НК РФ.
  • умножить первый показатель на второй.

Прочие ключевые показатели для расчета НДПИ по песку, не считая ставки и базы, — это объемы добытого и проданного полезного ископаемого, расходы по доставке продукта потребителю, а также величина НДС. Имеет также значение, является ли налогоплательщик участником регионального инвестпроекта, получает ли он субсидии из бюджета, а также есть ли у него обороты по продажам песка в налоговом периоде.

источник

Инструкция для недропользователя: по какой ставке ведется расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а так же о сроках уплаты и новая форма декларации

Полезные ископаемые не зря так называются. Уголь, нефть, алмазы и другие материалы – все это сырье, крайне необходимое для промышленности и в целом для развития науки и техники.

Российская Федерация располагает огромными запасами природных ресурсов. Но разрабатывать их могут не все желающие.

В этой статье будет описано, кто может заниматься добычей и разработкой полезных ископаемых (ПИ).

Также, какие виды налогов применяются к такому роду деятельности, как он рассчитывается, какими законодательными нормами регулируется и какой у НДПИ срок уплаты.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (495) 212-90-15 . Это быстро и бесплатно !

Чтобы разобраться в налоговом обложении этого рода деятельности, нужно определить, кто ею занимается.

В российском законодательстве лица, занимающиеся добычей ПИ, называются недропользователями. Плательщикоми налога на добычу полезных ископаемых является именно они.

Недропользователями признаются компании или индивидуальные предприниматели как российские, так и иностранные, признанные пользователями недр.

Эти лица должны получить соответствующее разрешение от властей на разработку земель – лицензию.

В течение месяца после получения такого разрешения, эти лица обязаны встать на учет в налоговом органе как налогоплательщики, выплачивающие налог НДПИ – это налог на добычу полезных ископаемых.

Как и любой другой налог, НДПИ регулируется Налоговым кодексом РФ, а именно 2 его частью, главой 26. Статья 336 определяет конкретный список объектов, подлежащих налогообложению.

Налоговый кодекс РФ. Статья 336. Объект налогообложения

  1. Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются:
    • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов;
    • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
    • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
  2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
    • общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
    • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
    • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
    • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
    • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
    • метан угольных пластов.

Туда входят:

  1. Ископаемые, добытые на конкретном участке земель, предоставленном лицу для пользования.
  2. Полезные ископаемые, добытые из отходов добывающей промышленности.
  3. ПИ, добытые на территории, находящейся под юрисдикцией РФ или взятой ею в аренду у других государств на основании международного договора.

Та же статья описывает те объекты, которые не могут относиться к ПИ, подлежащим налогообложению:

  1. Полезные ископаемые, признанные общераспространенными, подземные воды, которые не числятся на государственном балансе. Эти ресурсы вырабатываются и потребляются пользователем в личных целях.
  2. Минералы, палеонтологические образцы и другие геологические находки, которые можно определить как коллекционные.
  3. Находки, которые были добыты при образовании, использовании либо реконструкции объектов, имеющих культурную, санитарно-оздоровительную, эстетическую, научную или другую социально-общественную ценность.
  4. Полезные ископаемые, которые были добыты из отходов горнодобывающей промышленности, в случае если они были обложены налогом в общеустановленном порядке.
  5. Дренажные подземные воды.
  6. Газ метан угольных пластов.

Чтобы рассчитать сумму налога на полезные ископаемые, которую необходимо уплатить в казну государства, необходимо знать, как происходит расчет НДПИ.

При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Устанавливается налоговая база согласно стоимости добытого сырья.
  2. В случае добычи углеводородных смесей на некоторых морских месторождениях, она определяется как стоимость добытых смесей до истечения определенных сроков, установленных законом.
  3. База устанавливается для каждого вида добытых ископаемых.
  4. Если для какого-то вида ископаемых установлены свои определенные ставки или коэффициенты, то налоговая база рассчитывается для каждого вида ископаемых согласно ставкам.

Какие расходы включаются при расчете налога НДПИ? В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию продукции делятся на две группы — НДПИ расходы прямые или косвенные.

Налоговый кодекс РФ. Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию

  1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
    • прямые;
    • косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

    • материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254. настоящего Кодекса;
    • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
    • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
    Читайте также:  Йогурт какой марки самый полезный

    К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265. настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

    Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

    1. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
    2. В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

    Чтобы определить объемы или количества добытых ископаемых, плательщики НДПИ самостоятельно производит измерения.

    Это может быть прямой или косвенный метод определения. Обычно в качестве единицы измерения берут единицы массы или объема.

    Применительно к нефти используют нетто. Причем нетто высчитывают именно самой нефти, за минусом всех примесей и газов.

    Для расчета налога учитываются только те ископаемые, в отношении которых был пройден весь технологический цикл их добычи.

    Стоимость также определяется самим разработчиком месторождения. Она берется из расчета стоимости, по которой происходит реализация полезных ископаемых, расчетной стоимости и цены реализации без субсидий.

    Ставка НДПИ зависит от видов полезных ископаемых как специфические или как адвалорные. В некоторых случаях НК РФ предусматривает ставку НДПИ, равную 0% при расчете суммы.

    Налог на добычу полезных ископаемых по такой ставке распространяется на:

    1. Добычу ПИ, относящуюся к нормативным потерям. То есть, при разработке метода добычи ресурса, высчитываются предельно допустимые потери при этом методе.
    2. Попутный газ.
    3. Подземные (промышленные) воды, извлекаемые при добыче основного вида ресурсов или строительстве подземных сооружений.
    4. Добычу некондиционных ПИ (некондиция в результате выработки месторождения сюда не относится).
    5. Добычу ископаемых, находящихся во вскрышных, разубоживающих породах, в связи с тем, что в России нет технологий для извлечения ископаемых из таких пород.
    6. Минеральные воды, используемые в качестве лечебно-оздоровительных.
    7. Подземные воды, используемые для сельского хозяйства и его нужд.
    8. Добычу сверхвязкой нефти.
    9. Природный горючий газ (не попутный!), который был закачан с тем, чтобы поддерживать давление в пластах при извлечении газового конденсата.
    10. И другие случаи, описанные в статье 342 (всего 21 пункт).

    В других случаях налоговые ставки НДПИ, прописанные в 342-й статье, равны:

    1. 3,8%на добычу калийных солей.
    2. 4% при добыче горючих сланцев, торфа и определенных руд (апатитовых, апатит-нефелиновых и фосфоритовых).
    3. 4,8% при добыче руд черных металлов.
    4. 5,5% при добыче горнорудных ископаемых, радиоактивных металлов, неметаллических ископаемых для строительных работ, соли и хлористого натрия, подземных термальных и промышленных вод, нефелинов и бокситов.
    5. 6% при добыче горнорудных неметаллов, битуминозных пород, золотосодержащих пород.
    6. 6,5% при добыче пород, содержащих драгметаллы (кроме золота), драгметаллов в составе многокомпонентной руды, особо чистого кварца и самоцветных камней.
    7. 7,5% при добыче лечебных грязей и минеральной воды.
    8. 8% при добыче руды цветных металлов,редких металлов.
    9. При добыче нефти используются ставки в рублях на тонну добытого вещества. 766 рублей – на 2015 год, 857 рублей – на 2016 год и 919 рублей – на 2017 год. Кроме того существует коэффициент, отображающий динамику изменений мировых цен на это сырье.
    10. На тонну добытого газа устанавливает ставка в размере 42 рублей.
    11. На тонну природного горючего газа – 35 рублей на 1000 кубических метров.
    12. На тонну антрацита – 47 руб.
    13. 57 руб. на тонну кокса.
    14. 11 руб. на тонну бурого угля.
    15. На другие виды угля – 24 рубля.

    Для некоторых видов полезных ископаемых, находящихся на определенных территориях и добытых до некоторых сроков устанавливаются свои процентные ставки налога на добычу: от 1 до 30%.

    По НДПИ налоговым периодом признается календарный месяц.

    Исходя из способов определения налоговой базы и типов применяемых ставок, выделяют четыре модели, по которым определяют размер налога.

    1. Модель №1. Эта модель применяется для большинства полезных ископаемых. База для расчета налога здесь определяется как стоимость добытых ПИ, а ставки берутся из НК РФ.
    2. Модель №2. Здесь рассматривается случай, в котором облагается НДПИ на газ. При этом учитывается физический объем добытого сырья и особы ставки, указанные в предыдущей части статьи.
    3. Модель №3. Применяется для расчетов размера налогов при добыче драгоценных металлов. Налоговая база определяется как стоимость реализации либо химически чистого сырья, либо самородков, добываемых на месторождении.
    4. Модель №4. Эта модель касается НДПИ на нефть и на ее добычу. База для определения налога определяется в тоннах. Ставка при этом корректируется на определенные коэффициенты.

    Основная формула для расчета размера НДПИ имеет вид:

    НБ – налоговая база, а НС – налоговая ставка.

    Для примера расчета НДПИ возьмем условную фирму «ФЕЛИКС», занимающуюся добычей такого полезного ископаемого как серебро.

    За отчетный период было добыто 10 тысяч тонн серебряной руды. Цена за одну тонну на рынке составила 650 рублей. В том числе НДС – 118 рублей (в каких случаях НДС могут возместить?).

    Получается, что размер налоговой базы будет равен: 10 000*(650 – 118) = 5 320 000 рублей. Налоговая ставка на добычу серебряной руды равна 6,5%. Размер налога составит: 5 320 000*6,5% = 345 800 руб.

    Как рассчитать НДПИ? Об этом говорится в видеоролике.

    Для того чтобы уплатить НДПИ в казну, нужно сначала заполнить определенный документ, который называется налоговая декларация.

    Заполнять и оплачивать ее необходимо по месту нахождения разрабатываемого месторождения или по адресу физического лица, если месторождение находится, например, не на территории РФ.

    Бланк документа включает в себя три раздела и титульный лист, на котором указываются реквизиты налогоплательщика, сотрудник налоговой службы, принявший декларацию и количество приложений.

    В разделах декларации необходимо прописать все издержки по добыче ископаемых, код того ископаемого, которое добывается, сумму налога, рассчитанную налогоплательщиком и сами расчеты.

    Заполненная декларация НДПИ должна быть подана не позднее последнего дня месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом. То есть отчитываться необходимо каждый месяц.

    В случае если организация в отчетном месяце не занималась добычей ПИ, то допустимо отослать нулевую декларацию в электронном виде в ФНС.

    Вопрос добычи полезных ископаемых достаточно сложен. Не менее трудоемким делом является расчет сумм НДПИ, которые необходимо уплатить в срок.

    Много нюансов возникает в связи с определениями типов ресурсов, коэффициентами на налогообложение и даже получением лицензии на разработку.

    Поэтому пробовать заниматься такого рода деятельностью лучше, окружив себя штатом из квалифицированных юристов.

    Либо можно самому стать таким юристом и самостоятельно решать все возникающие вопросы и споры.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (495) 212-90-15 (Москва)
    Это быстро и бесплатно !

    источник

    Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) > Часть вторая > Раздел VIII. Федеральные налоги > Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых
    http://base.garant.ru/10900200/36/

    16.09.2013

    Сейчас экспортеры нефти платят пошлину по ставке 60% (от разницы между средней ценой нефти за месяц и $182,5), за большинство нефтепродуктов — 66% от нефтяной, а за бензин — 90%. «Мы снижаем экспортные пошлины на нефть и немного повышаем НДПИ, при этом поскольку добывается вдвое больше, чем экспортируется, то это позволяет не настолько повысить НДПИ», — описал идею Минфина замминистра финансов Сергей Шаталов.

    Обсуждается снижение пошлины (коэффициента при ее расчете) на 1-2%, знает федеральный чиновник. На 2% в год, рассказывает об инициативе Минфина высокопоставленный чиновник правительства, НДПИ предложено повысить на 8% в 2014 г., на 5% — в 2015 г. и на 6,5% — в 2016 г. Должны вырасти и льготные ставки НДПИ, уточняет другой чиновник. Но решение пока не принято, подчеркивают собеседники «Ведомостей».

    Против маневра выступило Минэнерго, потери отрасли могут составить порядка 75 млрд руб. в год, предупреждает представитель министерства. По его словам, Минэнерго прорабатывает различные варианты наполнения бюджета, в том числе за счет более плавного изменения НДПИ при одновременном пересмотре с 2015 г. пошлин на экспорт мазута и дизельного топлива. Также Минэнерго беспокоит влияние маневра на нефтепереработку и рентабельность НПЗ. Ведь при снижении пошлины начинает расти внутренняя цена нефти — она считается как разница между экспортной ценой и расходами на пошлину и транспортировку.

    Представители крупнейших нефтяных компаний отказались комментировать инициативу Минфина. Это перекладывание из одной корзины в другую, жалуется сотрудник нефтяной компании, налог нужно собирать не с добычи, а с финансового результата. Нагрузка на отрасль и без того слишком велика, сетует другой нефтяник, к тому же могут снизиться маржа переработки и эффективность инвестиций в модернизацию НПЗ, не исключен дефицит нефтепродуктов в отдельных регионах.

    Опасения нефтяников небеспочвенны, вырастет себестоимость и добычи, и переработки нефти, часть сырья может быть отправлена не на НПЗ, а на экспорт. Нагрузка на экспортеров снизится, подсчитал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: при $100 за баррель платежи в бюджет (пошлина и НДПИ) составляют 70% от цены нефти, после маневра нагрузка вырастет в 2014 г. до 70,15%, но в 2015 г. снизится до 69,8%, а в 2016 г. — до 69,6%.

    Снизив пошлину на экспорт нефти, правительство продолжит реформу налогообложения отрасли, начатую в 2011 г., — тогда оно и внедрило систему 60-66-90. Пересмотрев ставки (повышение для экспорта дешевого мазута и снижение для нефти), правительство рассчитывало стимулировать выпуск светлых нефтепродуктов и сократить нагрузку на добычу. Эффект был, констатировали эксперты EY: за 2012 г. компании нарастили вложения в разведку и добычу на 19%, а в переработку — на 30%.

    Сейчас маржа российских НПЗ составляет около $8 на баррель, в Европе норма — $3-4, говорит директор по аналитике московского нефтегазового центра компании EY Денис Борисов. При цене нефти марки Urals в $785 за тонну мазут продается за $600, отмечает Борисов, но из-за низкой пошлины и при дорогой нефти компаниям по-прежнему выгодно производить и экспортировать мазут. В США при переработке нефти получают примерно 5% мазута, в Европе — 15%, приводит он пример, в России — 27-28%, а на некоторых заводах — свыше 40%. Ставку пошлины на экспорт нефти в среднесрочной перспективе можно снизить до 45%, а нефтепродуктов — поднять до 90% от нефтяной, отмечали эксперты EY.

    Снижение рентабельности НПЗ придется компенсировать ростом цен на бензин, уверен сотрудник нефтяной компании. Рост цен на топливо может ускориться — примерно на 3 руб. за литр в течение трех лет, предупреждает представитель Минэнерго. Шаталов тоже допускает подорожание литра топлива «примерно на 60-70 коп.», но лишь при сохранении текущих цен на нефть. Если же цены на нефть будут меняться в соответствии с прогнозом Минэкономразвития (см. врез), то бензин не подорожает, отмечает он. Литр бензина может подорожать к 2016 г. примерно на 80 коп.

    При снижении пошлины нужно не автоматически повышать на столько же НДПИ, а внедрять налогообложение финансового результата, призывает Кондрашов. Компенсировать выпадающие доходы бюджета можно за счет увеличения НДПИ для газа, предлагает научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: в нефтяной отрасли изымается до 90% природной ренты, у газовиков — лишь 35%.


    Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/finance/news/16375151/neftyanoj-manevr-v-byudzhete
    http://www.vedomosti.ru/politics/news/16531301/byudzhet-vazhnee

    19.09.2013
    В «Основных направлениях налоговой политики на 2014-2016 годы», «в рамках реализации долгосрочной стратегии налоговой реформы в нефтяном секторе возможно начало процесса по постепенному снижению ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть».
    Поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты отнимет у бюджета РФ в 2014-2016 годах 444,2 млрд рублей, одновременное повышение НДПИ на нефть принесет 618 млрд рублей дополнительных доходов.

    Читайте также:  Что подарить девочке на 3 года полезное

    Правительство считает озвученный налоговый маневр вполне справедливым. «Вы понимаете, что больше всех выигрывают нефтяники от того, что мы не индексируем железнодорожные перевозки. Мы считаем, что несправедливо, что такой сектор, как нефтяной, от этой меры выиграет больше всего. Мы бы хотели перераспределить их доходы для других целей бюджетной системы», – передает агентство «Прайм» слова Игоря Шувалова.

    Ожидания правительства вполне понятны – рост доходов. НДПИ берется со всей добытой нефти, экспортная пошлина – только с той, что идет на экспорт, объясняет независимый аналитик Дмитрий Адамидов. И основных последствий принятого решения для нефтяной отрасли два. Первое – налоговая нагрузка несколько возрастет, и нефтяники непременно постараются переложить ее на потребителя, подняв цены на нефтепродукты. Второе – начнется дополнительная «движуха» вокруг ставок НДПИ. Дело в том, что с середины 2000-х годов введена практика установления дифференцированных ставок НДПИ. Теоретически понижающие коэффициенты устанавливаются в зависимости от качества нефти на том или ином месторождении и трудностей его разработки. Практически же это в большинстве случаев выливается в чистой воды лоббизм. Поэтому дополнительные средства, уплаченные государству (в лице ФНС) за счет роста НДПИ нефтяники постараются «отыграть» получением льгот и преференций по линии Минэнерго.

    В данном случае фискальные цели правительства противоречат целям развития страны: поощряется экспорт сырой нефти и простых нефтепродуктов, вместо того чтобы стимулировать инвестиции в более глубокую переработку и геологоразведку. Это решение текущих проблем за счет будущих доходов.
    http://expert.ru/2013/09/19/dobyivaesh-platii/

    25.09.2013
    Согласно поправкам, в 2014 году базовая ставка НДПИ на нефть повышается на 4,9% — до 493 рублей с 470 рублей за тонну. В 2015 году ставка налога будет увеличена еще на 7,5% — до 530 рублей. В 2016 году ставка окажется на уровне 559 рублей за тонну, то есть вырастет на 5,5%. Поэтапно снижается предельная ставка экспортной пошлины на нефть — с 60% до 59% от стоимости в 2014 году, до 57% — в 2015 году и до 55% — в 2016 году. Данные положения закона вступают в силу с 1 января 2014 года.
    Поправки являются частью налогового маневра, за счет которого правительство РФ намеревается дополнительно пополнить бюджет примерно на 170 миллиардов рублей суммарно за трехлетку. Помимо снижения экспортной пошлины на нефть и повышения НДПИ, запланировано и постепенное уменьшение пошлины на светлые нефтепродукты.

    Новая формула НДПИ на газ учитывает многокомпонентный состав газа, макроэкономические показатели, ценовую конъюнктуру на целевых рынках сбыта, а также показатели экономической эффективности проектов по добыче газа горючего природного.
    Согласно закону, базовая ставка НДПИ составляет 35 рублей за 1 тысячу кубических метров горючего природного газа и 42 рубля за 1 тонну газового конденсата. При этом налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа или газового конденсата.
    Согласно действующему законодательству, ставка НДПИ на газовый конденсат составляет 590 рублей за тонну на период с 1 января по 31 декабря 2013 года, 647 рублей — с 1 января по 31 декабря 2014 года, 679 рублей — с 1 января 2015 года за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Ставка НДПИ на газ составляет 582 рубля за тысячу кубометров с 1 января по 31 декабря 2013 года, 622 рубля — с 1 января 2014 года.

    Документ содержит поправки в НК РФ, согласно которым с 1 июля 2014 года будут предоставляться льготы по НДПИ на газ при добыче в Красноярском крае и в туронских залежах. Льгота по НДПИ для Красноярского края вводится до 31 декабря 2033 года, льгота по туронским залежам вводится на 180 налоговых периодов (15 лет).

    Документ содержит поправки в НК РФ, согласно которым с 1 июля 2014 года будут предоставляться льготы по НДПИ на газ при добыче в Красноярском крае и в туронских залежах. Льгота по НДПИ для Красноярского края вводится до 31 декабря 2033 года, льгота по туронским залежам вводится на 180 налоговых периодов (15 лет).

    Поправки предусматривают, что ОАО «Газпром нефть» будет платить налоги как независимый производитель природного газа, что может снизить фискальное бремя для компании. «Газпром нефть» будет платить налоги как независимая компания, несмотря на то, что независимой не является формально, при добыче газа, например, пояснял ранее замминистра финансов Сергей Шаталов.
    http://ria.ru/economy/20130925/965745707.html

    27.09.2013
    Рост цен на бензин в России может составить порядка 10-15% в 2014г. в результате налогового маневра, заявил президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в интервью телеканалу «Россия-24». По его словам, рост будет обусловлен снижением экспортной пошлины и увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

    «В подобных условиях нефтяникам необходимо компенсировать инвестиционную составляющую, что, безусловно, скажется на конечном потребителе», — объяснил В.Алекперов.

    В свою очередь министр энергетики РФ Александр Новак в рамках инвестиционного форума в Сочи заявил, что рост цен на топливо в результате «налогового маневра» в нефтяной отрасли в 2014г. составит 5-6%. Он усомнился в том, что рост может быть больше, и отметил, что Минфин, который прогнозирует более существенное увеличение цен, учитывал в своих расчетах еще и рост акцизов в 2014г., а не только результаты налогового маневра.

    Накануне заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Анатолий Голомолзин отметил, что рост цен на бензин в РФ в 2014г. ожидается на уровне инфляции.

    Отвечая на вопрос о том, как «налоговый маневр» в нефтяной отрасли может повлиять на цены на топливо, А.Голомолзин отметил, что «прогнозировать возможное изменение цен на рынке в связи с принятыми решениями сложно, потому что это не единственный фактор, который влияет на динамику цен».

    «К примеру, когда повышались акцизы в последние два года, так совпадало, что повышение акцизов приходилось на период, благоприятный для потребителей экономической ситуации. В этом смысле повышение акцизов не приводило к скачкообразному изменению цен. Только впоследствии, исходя из общих условий обращения нефтепродуктов на внутреннем рынке, цены следовали этой тенденции», — напомнил замглавы ФАС.

    Он отметил, что в настоящее время нет серьезных оснований для того, чтобы прогнозировать резкие изменения цен на топливо. А.Голомолзин подчеркнул, что «общая тенденция, которая складывается в многолетнем разрезе» — изменение цен, близкое к темпам инфляции.

    «Цены меняются, когда-то опережая, когда-то отставая от темпов инфляции, но в целом все-таки следуя рыночному тренду. Я полагаю, что такая ситуация и должна прогнозироваться в будущий период», — сказал замглавы ведомства.

    25 сентября 2013г. Совет Федерации одобрил «налоговый маневр» для нефтяной отрасли, предусматривающий поэтапное повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть и снижение экспортной пошлины.
    http://top.rbc.ru/economics/27/09/2013/879308.shtml

    В результате «налогового маневра», предусматривающего рост ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и снижение экспортной пошлины, 64 проекта ОАО «Газпром нефть» с общим объемом добычи 1,5-2 млн т могут стать нерентабельными. Об этом сообщил журналистам генеральный директор ОАО «Газпром нефть» Александр Дюков.

    Глава компании отметил, что в результате маневра негативными окажутся и последствия для экономики в целом.
    «Помимо того, что все компании получат допнагрузку, что, скорее всего, скажется на ухудшении финансовых показателей, первоначальная задача по наполнению бюджета может привести к тому, что части доходов, на которые рассчитывает Минфин РФ, недосчитаются, поскольку ряд проектов станет убыточным», — считает глава «Газпром нефти».

    При этом А.Дюков отметил, что изменение налогообложения возможно «без ухудшения условий хозяйствования для нефтяных компаний» и он надеется на дальнейшее обсуждение принятых поправок.

    Глава «Газпром нефти» подчеркнул, что при реализации мер «налогового маневра» следует обратить внимание на стимулирование производства бензина для внутреннего рынка.

    «Необходимо стимулировать выпуск бензина. Для этого система налогообложения экспортной пошлины должна быть такой, чтобы нефтяникам было интересно строить мощности для увеличения выпуска бензина, а не дизтоплива», — считает глава «Газпром нефти». Сейчас, по его словам, складывается благоприятная ситуация для стимулирования выпуска дизтоплива, которое в РФ производится сверх необходимых потребностей внутреннего рынка.

    Принятые поправки, вступающие в силу с 1 января 2014г., вносят изменения в Налоговый кодекс в части ставок НДПИ для нефти. Поправками устанавливается, что в 2014г. ставка составит 493 руб., в 2015г. — 530 руб., в 2016г. — 559 руб. за тонну нефти.

    источник

    При расчете НДПИ воспользуйтесь следующим алгоритмом:

    По общему правилу количество добытого полезного ископаемого признается налоговой базой по НДПИ только при добыче:

    • нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной);
    • природного горючего газа, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья;
    • попутного газа;
    • газового конденсата;
    • угля.

    При добыче остальных полезных ископаемых налоговой базой по НДПИ признается их стоимость .

    Кроме того, стоимость полезных ископаемых является налоговой базой в отношении нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья .

    Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса РФ.

    Независимо от того, как определяется налоговая база по НДПИ, для расчета налога количество добытых полезных ископаемых должно быть известно (абз. 7 п. 2 ст. 340 НК РФ).

    Количество добытого полезного ископаемого определяйте в натуральном выражении (подп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ). Рассчитать этот показатель можно либо прямым , либо косвенным методом (п. 2 ст. 339 НК РФ).

    Выбранный метод расчета для каждого добываемого полезного ископаемого (или разрабатываемого месторождения) закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Менять этот метод в течение всего срока добычи полезного ископаемого нельзя. Исключением является случай, когда организация меняет технологию добычи и технологический проект разработки месторождения. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

    Прямой метод применяйте, если количество добытого полезного ископаемого можно определить с помощью измерительных приборов (п. 2 ст. 339 НК РФ).

    При этом в расчет налоговой базы (кроме налоговой базы по нефти) включите фактические потери полезных ископаемых:

    Фактические потери при прямом методе рассчитываются по следующей формуле:

    При расчете НДПИ фактические потери полезных ископаемых учтите в том месяце, в котором проводилось измерение этих потерь.

    Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 339 и статьей 341 Налогового кодекса РФ.

    В отношении добытой нефти налоговую базу и объем фактических потерь определяйте в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 г. № 451 (п. 10 ст. 339 НК РФ). Эти правила содержат порядок количественного учета нефти для расчета НДПИ при:

    • добыче нефти;
    • передаче ее третьим лицам для подготовки и транспортировки, переработки и потребления;
    • использовании нефти на технологические нужды;
    • определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки;
    • установлении фактических потерь добытого полезного ископаемого.

    Размер фактических потерь тоже нужно сравнить с нормативными потерями.

    Если организация только начинает разрабатывать месторождение и норматив потерь еще не утвержден, воспользуйтесь нормативом, установленным техническим проектом. Если организация разрабатывает месторождение не первый год, но на момент уплаты налога за январь (не позднее 25 февраля) утвержденный норматив отсутствует, для расчета НДПИ применяйте прошлогодний норматив. В этом случае прежние нормативы можно применять до утверждения новых. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

    После того как появятся новые нормативы потерь, организация имеет право пересчитать НДПИ с начала года, на который эти нормативы установлены. Однако сделать это можно только в том случае, если нормативы были установлены с опозданием по не зависящим от организации причинам (например, Минэнерго России своевременно их не утвердило). Такой вывод следует из писем Минфина России от 25 июля 2013 г. № 03-06-05-01/29519, от 22 ноября 2013 г. № 03-06-06-01/50342, ФНС России от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. № 12232/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2012 г. № А19-16360/2011).

    Следует отметить, что ранее ФНС России настаивала на том, что пересчет НДПИ с учетом новых нормативов потерь является не правом, а обязанностью организации. Независимо от того, увеличились или уменьшились значения нормативов. Об этом говорилось в письме ФНС России от 21 августа 2013 г. № АС-4-3/15165. Однако после выхода определений ВАС РФ от 10 апреля 2014 г. № ВАС-898/14 и от 30 мая 2014 г. № ВАС-6969/14 налоговая служба отказалась от своей позиции. Письмом от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 прежние разъяснения были отозваны, а новый документ доведен до сведения налоговых инспекций.

    Если фактические потери полезного ископаемого не превышают нормативные потери, то НДПИ по ним рассчитайте по ставке 0 процентов. Если фактические потери превышают нормативы, то в части превышения примените обычную ставку налога по данному виду полезного ископаемого. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

    Следует отметить, что потери углеводородного сырья, произошедшие на неразрабатываемых месторождениях в результате аварийных выбросов, нормативными потерями не признаются, в качестве объекта обложения НДПИ не рассматриваются и в расчет налоговой базы не включаются. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 апреля 2011 г. № 03-06-06-01/5.

    Читайте также:  Каши полезные при беременности

    Кроме того, при добыче угля в состав фактических потерь и в расчет налоговой базы не нужно включать общешахтные потери и потери у геологических нарушений. То есть потери в виде неизвлекаемых (недоступных) пластов угольных месторождений. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. № 6909/12, а также в письмах Минфина России от 21 ноября 2013 г. № 03-06-05-01/50290 и ФНС России от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5370.

    Косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого в целях расчета НДПИ используйте, когда прямой метод применять невозможно. Метод заключается в определении количества добытого полезного ископаемого расчетным путем исходя из доли его содержания в добытом минеральном сырье. При этом саму величину добытого сырья определяют измерительными приборами. Такие требования установлены в пункте 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

    Ситуация: можно ли применить ставку 0 процентов при расчете НДПИ по нормативным потерям полезного ископаемого? Организация использует косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого.

    НДПИ по нормативным потерям полезного ископаемого рассчитывается по ставке 0 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). При этом статья 342 Налогового кодекса РФ не ограничивает право на применение нулевой налоговой ставки в зависимости от метода определения количества добытого полезного ископаемого (прямой или косвенный). Следовательно, организация, применяющая косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого, может рассчитывать НДПИ по ставке 0 процентов в отношении фактических потерь, которые не превышают нормативной величины.

    Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 22 мая 2007 г. № 03-06-06-01/21 и от 19 февраля 2007 г. № 03-06-06-01/7, а также арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 декабря 2008 г. № ВАС-16551/08 и от 10 апреля 2009 г. № ВАС-3275/09, постановления ФАС Московского округа от 28 августа 2008 г. № КА-А40/7979-08, Уральского округа от 27 ноября 2008 г. № Ф09-6261/08-С3, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2009 г. № Ф04-5633/2009(19823-А75-43)).

    Количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида определяется в единицах массы или объема.

    При определении налоговой базы по нефти используйте единицы массы нетто. Для этого из массы сырой нефти нужно вычесть массу:

    • воды и ее взвеси;
    • попутного газа и примесей;
    • хлористых солей;
    • механических примесей.

    Такие правила установлены пунктом 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

    На последний день месяца у организации может быть объем ископаемых, по которым полный технологический цикл не завершен. Количество таких ископаемых при расчете НДПИ не учитывайте. Их нужно включать в расчет налоговой базы в том периоде, в котором технологический цикл добычи будет полностью завершен. Исключение составляют только случаи, когда ископаемые, полученные до завершения технологического цикла, реализованы или использованы организацией для собственных нужд. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

    При определении продолжительности технологического цикла добычи учитывается не весь комплекс технологических операций (процессов) по получению конечной продукции разработки месторождения, а только те операции, которые относятся к добыче (извлечению) полезного ископаемого (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64).

    Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (ст. 342 НК РФ). Для полезных ископаемых, налог по которым рассчитывается исходя из их количества, ставка установлена в рублях за единицу добытого ископаемого. Действующие ставки НДПИ представлены в таблице .

    Некоторые особенности имеет порядок применения налоговых ставок при добыче нефти, угля, газа и газового конденсата.

    При добыче нефти налоговую ставку (кроме случаев, когда применяется нулевая ставка ) нужно умножить на коэффициент Кц, который характеризует динамику мировых цен на нефть, и полученное произведение уменьшить на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

    При добыче угля нужно принимать во внимание ежеквартальную индексацию налоговых ставок с учетом коэффициентов-дефляторов , отражающих изменение цен на уголь (п. 2 ст. 342 НК РФ). Величину этих коэффициентов определяет Минэкономразвития России. Коэффициенты-дефляторы должны публиковаться в «Российской газете» не позднее первого числа второго месяца квартала, на который они установлены (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902). Методика расчета коэффициентов-дефляторов утверждена приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. № 763. При расчете НДПИ ставку налога нужно последовательно перемножить на коэффициент-дефлятор текущего налогового периода и на все коэффициенты-дефляторы предыдущих налоговых периодов. Об этом сказано в подпункте 15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 сентября 2012 г. № 03-06-05-01/95 и ФНС России от 21 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15835.

    Ставку НДПИ по углю после перемножения на коэффициенты-дефляторы округлите до третьего знака после запятой. В учетной политике порядок округления закреплять не нужно. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7977. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

    Если организация является участником регионального инвестиционного проекта , направленного на добычу угля, или организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, то ставку НДПИ дополнительно нужно умножить на коэффициент Ктд , характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (п. 2.2 ст. 342 НК РФ).

    При расчете НДПИ по природному горючему газу налоговую ставку (35 руб. за 1000 куб. м) сначала нужно умножить на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа (Кс). А затем полученное произведение сложить со значением показателя, который характеризует расходы на транспортировку газа (Тг). Если результат оказался меньше нуля, налоговая ставка считается равной 0.

    При расчете НДПИ по газовому конденсату ставку (42 руб. за 1 т) умножают на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газового конденсата (Кс) и на корректирующий коэффициент Ккм.

    Такой порядок установлен подпунктами 10 и 11 пункта 2 статьи 342 и статьей 342.4 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не применяется в отношении газа, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья , для которого налоговой базой по НДПИ является стоимость добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 338 НК РФ).

    Кроме того, если организация добывает полезные ископаемые на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, то при выполнении определенных условий она вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ).

    НДПИ рассчитывайте ежемесячно отдельно по каждому виду полезного ископаемого (п. 2 ст. 343 НК РФ).

    Сумму НДПИ, подлежащую уплате в бюджет, рассчитайте по формуле:

    источник

    НК РФ установлено, что налогоплательщик может определять налоговую базу НДПИ либо в объеме извлеченного сырья, либо в размере его стоимости. Количественное определение налоговой базы исчисляется для таких полезных ископаемых, как уголь, нефть, природный и попутный газ, газовый конденсат, при условии освоения месторождения на территории РФ. Для определения налоговой базы принимается стоимостное значение по всем остальным видам добываемых ресурсов (п. 2 ст. 338 НК РФ).

    ВАЖНО! Рассчитывая налоговую базу, обязательно учитывайте фактические потери ресурсов (исключение составляет определение налоговой базы по нефти).

    Несмотря на определение налоговой базы в стоимостном выражении, для расчета НДПИ каждый плательщик обязан произвести расчет добытого сырья по количеству (подп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ). Существующие способы расчета добытого сырья указаны в п. 2 ст. 339 НК РФ:

    • прямой метод (при наличии возможности определить количество добываемого ископаемого с помощью приборов для измерения веса или объема);
    • косвенный метод (количественный размер вычисляется путем расчета доли полезного ископаемого в добытом сырье, применим во всех остальных случаях).

    Налоговая ставка НДПИ может быть адвалорной (процентной) и специфической.

    Выражаются в процентном соотношении от налоговой базы

    Определяются как стоимостное выражение за единицу добытого ресурса

    Устанавливаются в отношении каждого вида полезного ископаемого

    Устанавливаются в рублях за тонну ископаемого ресурса

    Расчет налога на добычу полезных ископаемых проводится по правилам, регламентированным ст. 340 НК РФ:

    1. Расчет необходимо производить по каждому месторождению и всем видам ископаемых отдельно.
    2. Используемый метод расчета необходимо закрепить в учетной политике плательщика на год. Возможность замены метода предусмотрена только по окончании календарного года.
    3. При определении суммы НДПИ к налоговому учету принимается сырье, прошедшее полный технологический цикл. Объем сырья, реализованного или использованного для нужд плательщика до окончания технологического цикла, включается в расчет НДПИ (п.8 ст. 339 НК РФ).
    4. При расчетах НДПИ в отношении некоторых видов ископаемых установлено применение повышающих и понижающих коэффициентов.

    Ниже представлены использующиеся для расчетов НДПИ формулы:

    НДПИ = Налоговая база × Налоговая ставка.

    Стоимость добытого ПИ = Количество добытого ПИ × Стоимость единицы добытого ПИ.

    Стоимость единицы добытого ПИ = Выручка от реализации / Количество реализованного ресурса.

    Стоимость единицы добытого ПИ = Расчетная стоимость / Количество реализованного ресурса.

    Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов плательщика по доставке ПИ, где ПИ — полезное ископаемое.

    Законодательство предусматривает применение специальных коэффициентов для ряда полезных ископаемых, являющихся наиболее значимыми для экономики страны. Таким образом, расчетная формула налога в конечном счете зависит от вида добываемого сырья, условий и места добычи.

    Ресурсодобывающие организации и предприниматели при расчете налога на добычу ископаемых активно используют льготы, которые в том или ином виде предоставляются им как плательщикам НДПИ.

    В ряде случаев они не просто получают льготу, но и вовсе освобождаются от уплаты:

    • Налог не взимается, если добываемое сырье относится к перечню, приведенному в п.2 ст. 336 НК РФ, добывается ИП в собственных нуждах и относится к общераспространенным полезным ресурсам, а также извлекается из земли на глубине менее 5 м.
    • Добытый полезный ресурс относится к видам, указанным в п.1 ст. 342 НК РФ и облагаемым по льготной ставке в размере 0%. Общим случаем применения нулевой налоговой ставки является добыча некондиционного либо попутного ископаемого.

    Условия применения вычетов зависят от особых факторов, например от несения расходов на повышение уровня безопасности труда (ст. 343.1, 343.2 НК РФ). Плательщик имеет право применять льготы по НДПИ в форме вычета одним из следующих способов (при условии его закрепления в учетной политике):

    • включать потраченные суммы в состав прочих расходов на производство и реализацию (подп.7 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    • уменьшать начисленный налог на ископаемые на сумму понесенных расходов (в порядке ст.1 НК РФ).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых предоставляют плательщикам право законно уменьшить сумму НДПИ. Заявляя вычеты по НДПИ, плательщик обязан не только обосновать их документально, но и доказать их экономическую целесообразность.

    Налог на добытые полезные ископаемые вследствие запутанности формул, неопределенности положений и, как следствие, различного толкования норм НК РФ порождает огромное количество споров между плательщиками и налоговой службой.

    Большинство исков в арбитражные суды подаются с целью оспаривания принятых решений ФНС о доначислении сумм НДПИ при проверках:

    1. Объем ископаемого, в отношении которого уплачивается НДПИ, рассчитывается исходя из общего количества добытого ресурса. Расчет исходя из объема чистого вещества в добытом ископаемом недопустим. Такое решение вынесли 3 арбитражные инстанции, рассмотрев материалы дела № А27-8159/2013. Решение ИФНС о доначислении налога организации, добывающей уголь и учитывающей для целей расчета налога только добытое чистое сырье без примесей, было признано законным.
    2. Частота отражения фактических потерь не зависит от воли налогоплательщика, а предопределяется особенностями технологического процесса добычи ресурса. Подобной позицией по делу № А40-91054/15 суд обязывает плательщиков НДПИ отражать реальные потери ресурса ежемесячно, а не тогда, когда это применяется в целях оптимизации налога.
    3. При отсутствии или несвоевременном утверждении нормативов потерь при добыче полезных ископаемых все потери полезных ресурсов относятся к сверхнормативным до момента официального утверждения размера потерь. Право плательщика применять нулевую налоговую ставку не исчезает, а может быть реализовано в виде перерасчета после утверждения нормативов. Аналогичный вывод содержится в судебных актах по делу № А19-16360/2011 и А27-13282/2013.

    Как видно из приведенных примеров, НДПИ — довольно специфичный налог, а с учетом сложившейся экономической обстановки в стране перечень судебных споров по нему только увеличивается.

    Как рассчитать НДПИ — актуальный вопрос для многих организаций и предпринимателей. Специальные формулы расчета НДПИ помогают верно определить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

    Поскольку этот вид деятельности достаточно ресурсоемок и трудозатратен, действующее законодательство предоставляет плательщикам налога на полезные ископаемые право уменьшить расчетную сумму отчислений на вычеты и льготы, использовать нулевую ставку. При расчетах и определении ставки налога на добычу полезных ископаемых необходимо соблюдать точность, поскольку большое количество споров по НДПИ связано именно с неверным учетом добычи полезных ископаемых.

    источник

    Источники:
    • http://101million.com/buhuchet/nalogi/ndpi.html
    • http://iv-g.livejournal.com/962595.html
    • http://nalogobzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/ndpi/kak_rasschitat_ndpi_ishodja_iz_kolichestva_dobytogo_poleznogo_iskopaemogo/12-1-0-268
    • http://nsovetnik.ru/ndpi/formula-rascheta-ndpi-nalogovye-stavki-i-lgoty/