Сегодня на чаше весов польза и вред шахмат. Что перевесит, можно догадаться заранее даже несведущему человеку. Однако хочется быть максимально объективным. Ибо любой, даже самый лучший инструмент, — нуждается в правильном использовании.
Собственно польза от занятий и игры в шахматы мало кем оспаривается, ибо кроме наблюдений за развитием детей, проводились и специальные исследования.
В Бельгии проводили такой эксперимент. В школьную программу включили уроки шахмат. В этой программе участвовали около 3 тыс. детей.
Результаты показали, что у 20 с лишним процентов детей наблюдалось ускорение умственного и даже физического развития. Успеваемость улучшилась по всем предметам.
Преимущества шахмат довольно очевидны . Тем не менее, давайте остановимся конкретнее, какие полезные качества личности развивают шахматы.
Шахматист во время партии, по сути дела, решает одну и ту же повторяющуюся задачу: поиск наилучшего решения. В данном случае хода. По сути это процесс принятия решений, который разбирается в ВУЗовской программе.
Со временем этот механизм оттачивается до автоматизма , становится подсознательным и переносится в повседневную реальность.
Согласитесь, качество принимаемых решений ключевым образом влияет на нашу жизнь.
Доказано, что во время шахматной партии синхронно работают оба полушария мозга. Это оптимальный режим его деятельности.
Мы знаем, что у каждого человека есть творческое начало. Другое дело, что творческий потенциал может дремать до поры до времени. А может и вовсе оказаться нереализованным.
Важно «разбудить» творческое начало. Шахматы помогают творческим способностям выйти на поверхность .
Возможно, вы знаете, что гроссмейстер Марк Тайманов был всемирно известным музыкантом, чемпион мира Василий Смыслов великолепно играл на скрипке и даже давал концерты.
Немало шахматистов можно найти и среди известных в других областях людей. Я уже перечислял примеры, повторяться не будем.
За шахматной партией человек находится наедине с возникающими вызовами и проблемами. Принимать решения нужно самостоятельно , спросить совета не у кого.
Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений.
Кроме того, эти решения принимаются в условиях противодействия партнера.
Самостоятельность формирует ответственность . Решения за доской требуют концентрации внимания, выдержки, просчета последствий.
Во многом шахматная партия моделирует жизненные ситуации. Привычка искать и находить верные, часто нестандартные решения, — станет незаменимым помощником в жизни.
Это способность понимать свои эмоции, управлять ими. А также распознавать эмоции других людей.
Для дальнейшей жизни эмоциональный интеллект имеет чрезвычайно важное значение. Мы знаем, что большинство известных, успешных людей в истории, — обладали развитым эмоциональным интеллектом.
Они научились «считывать» эмоции вначале свои, затем других и затем управлять ими. А значит и самими окружающими людьми , ибо именно эмоции – спусковой механизм при принятии решений.
Шахматист во время партии не может не наблюдать за партнером. Он учится понимать его состояние, предугадывать решения.
Со временем он лучше понимает, что могут означать те или иные реакции партнеров.
Параллельно игрок учиться влиять на партнера с помощью своих эмоций. Способный в этом плане человек научается подавать те сигналы, которые считает нужным. Иногда эти процессы идут непроизвольно. Но они всегда идут и опыт записывается «на корочку».
Я бы выделил две проблемы, которые могут возникнуть при занятиях шахматами.
Вернее, — скорее недостатки, минусы, которые можно и нужно нивелировать.
1. Чувство меры, конечно же, — никто не отменял. Если человек занимается чем-то слишком много, это может иметь «побочные» эффекты.
Шахматы не исключение. Чрезмерные амбиции, стремление отодвинуть все на задний план во имя результатов, увеличивают влияние неудач, поражений, без которых не обойтись.
Это как лекарство, — в оптимальной дозировке лечит, а при «переборе» — сами понимаете. Отсюда и решение: шахматы не должны заслонять собой все остальные аспекты полноценной жизни.
2. Игра малоподвижная в плане физической активности. Однако, это во многом стереотип . Как шахматист с почти полувековым опытом, могу сказать, что энергетические затраты во время турнирной партии таковы, что игрок может запросто сбросить полтора –два кило .
Кроме того, во время партии не возбраняется вставать изо стола и ходить. Чем большинство шахматистов с удовольствием пользуются.
Важно правильно организовать занятия ребенка. Да и взрослого тоже.
Так, чтобы преимущества шахмат реализовать в полной мере и избежать ситуаций, когда в занятиях шахматами присутствуют минусы, о которых сказал чуть выше.
Для этого не нужно изобретать велосипед. Все необходимое есть в онлайн школе шахмат «Шахматы с Жориком».
Методики давно существуют. Также как и профессионалы, которые помогут организовать занятия. Мы поможем построить процесс занятия шахматами так, чтобы он приносил как положительные эмоции, так и максимальную пользу .
Занимайтесь шахматами сами и обучайте ребенка. Минусы шахмат легко преодолимы, а преимущества очевидны. Полагаю, мы с вами с этим сегодня определились.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
источник
Шахматы – это игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век расцвета компьютерных технологий. У нее миллионы поклонников по всему миру. Одним из главных достоинств шахмат является развитие интеллектуальных способностей. Процесс игры заставляет работать сразу два полушария мозга, поэтому они развиваются гармонично и слаженно. Шахматы – это элитарная игра, которую обожали многие политические деятели, ученые, писатели, творческие люди из разных эпох. Она по праву называется одной из древнейших игр человечества. Упоминание о шахматах можно найти в источниках полутора тысячелетней давности. Наш мозг получает бесценную интеллектуальную подпитку, совершенствуется и развивается во время игры в шахматы.
Во время партии работают сразу два полушария мозга. Человек одновременно использует и логическое, и абстрактное мышление. Логическое мышление – это левое полушарие. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Правое полушарие – это абстрактное мышление. Оно отвечает за создание потенциальных ситуаций. Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций.
Также в процессе игры активно используется оперативная и долговременная память. Человек стимулирует мнемические процессы. Шахматы основаны на цифровой, визуальной и цветовой стимульной информации, которую человеческий мозг должен обрабатывать единовременно. Естественно, что такая нагрузка положительно сказывается на интеллектуальных способностях.
Хороший шахматист должен уметь составлять правильные прогнозы, ориентироваться в исходах игры, предугадывать ходы противника. Более того, игрок учится принимать решения быстро, учитывать их последствия. Приобретение этих навыков – неоценимая польза шахмат.
Специалисты советуют обучать детей игре в шахматы с самого раннего возраста. Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.
Шахматная партия: умение играть и получать удовольствие
Как у любой игры, у шахмат есть свои правила. Многие думают, что достаточно просто выучить их, понять, как должны двигаться фигуры, тогда играть будет легко. Но это не так. Это не просто передвижение фигур по доске. Именно поэтому по шахматам ежегодно проводятся турниры, где соревнуются талантливые игроки со всего мира. Шахматы – это полноценный вид спорта, для победы необходимы постоянные тренировки. В игре важную роль играет логическое мышление, умение строить комбинации, стратегия и тактика. Хороший игрок должен обладать вниманием, усидчивостью и терпением.
Научиться играть в шахматы можно разными способами. Найдите книгу, прочитайте об игре в Интернете, попросите умелого игрока научить вас. Разные люди предпочитают разные способы, ведь все мы по-разному воспринимаем информацию. Кому-то проще прочитать, кто-то лучше понимает на слух и так далее. Во время обучения не стоит торопиться, чтобы понять особенности игры. Каждый ход, каждое действие необходимо повторять на доске, чтобы лучше его запомнить и осознать.
Когда с теорией будет покончено, начинайте играть. Играть с самим собой не стоит, это не даст вам нужных навыков. Всегда лучше играть с соперником. Стоит найти себе партнера по шахматам, который будет более опытным в этом плане. Так вы сможете научиться у него новым тактическим приемам, будете тянуться к его мастерству и быстрее станете профессионалом. Еще опытный наставник всегда может исправить ошибки, которые часто преследуют новичков.
Не все люди находят время, чтобы ходить в шахматные клубы. В этом случае превратите эту игру в интересное хобби, которым можно заниматься дома. Сегодня существует множество обучающих программ для компьютеров, планшетов или телефонов. Вы можете начать партию в любое удобное время. Программы легко регулируются под собственный уровень. Также они включают подсказки, облегчающие обучение.
Новички иногда забрасывают шахматы, ведь им эта игра может показаться скучной и неинтересной. Не стоит ориентироваться на первое впечатление. Представьте, что шахматы – это упражнение для мозга, которое необходимо повторять ежедневно. Это поможет вам не бросить игру на начальном этапе. Через какое-то время вы начнете осознавать всю прелесть партии, научитесь логически мыслить. Ваши стратегии будут иметь успех. Радость от победы, от правильно выстроенных ходов бесценна. Тогда вы поймете, почему у шахмат столько поклонников, и сами вступите в их ряды. Даже проигрыш может приносить удовольствие. Тщательно спланированная изящная партия соперника — это не только опыт и новые знания. Красивые партии приносят обоим игрокам эстетическое удовлетворение. Если перетерпеть начальный этап, когда шахматы могут показаться скучными, то можно открыть для себя всю привлекательность этой игры.
Теперь вы понимаете, какая польза от шахмат, насколько положительно эта игра влияет на наш мозг. Но и вред, к сожалению, тоже присутствует. Партия может длиться несколько часов, за это время игрок должен максимально сконцентрироваться на доске, продумывать ходы и каждый последующий шаг. Естественно, что часто шахматисты ведут малоподвижный образ жизни, что негативно сказывается на здоровье. Более того, не все люди способны извлекать пользу от проигрыша. Они могут скрывать свое разочарование, впасть в уныние. Это не всегда заметно, но люди со слабой нервной системой могут даже дойти до апатии и депрессии, особенно, если человек проиграл несколько партий подряд. Если ребенок сильно увлекся шахматами, то он может забыть про остальные увлечения, проводить время только за шахматной доской. Такой образ жизни породил стереотип, что шахматист – это худой молодой человек в очках, который не способен дать отпор в драке, не может защитить себя.
Чтобы минимизировать вредное влияние шахмат, стоит помнить, что всего хорошо в меру. Шахматы не должны заполнять всю вашу жизнь, стоит уделять внимание и физической активности, и другим увлечениям.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
источник
Родители стараются вкладывать в своего ребенка как можно больше, поэтому они выбирают такую игру как – шахматы. Польза шахмат для детей в том, что эта игра развивает интеллект, внимание, память и мышление.
Игра в шахматы пришла из далекой страны – Индии. Только в те времена, эта игра совсем не была похожа на современные шахматы и называлась она — чатуранга. Она представляла собой игру между четырьмя игроками, которые находились каждый на своей стороне и управлял четырьмя видами войск, окрашенными в свой цвет (черные, красные, желтые и зеленые). В состав войска входили: король, кони, слоны, колесницы и пехота.
Даже существует легенда, связанная с игрой в шахматы: Правители, которые жили на Востоке, все время воевали, они не хотели жить дружно. Сражения и битвы были им намного интересней, чем мир и покой. Жены очень страдали и проливали море слез, когда их мужья уходили на очередную войну.
Но однажды, королева велела пригласить к себе мудреца. Она велела ему придумать игру, которая смогла бы удержать короля дома и чтоб она оказалась на столько увлекательной, чтоб желание воевать пропало. Мудрец и придумал игру-поединок – шахматы, где король со своей армией вступают в бой с противоположной стороной. Короля так увлекла эта игра, что он перестал думать про настоящие войны, потому что ему хватало сражения на шахматной доске.
Название игры, состоит из таких слов как «шах» и «мат», что значит «смерть королю». Спустя некоторое время, помимо королей в эту игру начали играть и его подданные. И с тех пор интерес к игре в шахматы сохранился до наших дней. И с каждым годом, число родителей, которые хотят, чтоб их дети играли в шахматы, растет.
Обучение игрой в шахматы начинать можно в возрасте 4-5 лет. Но бывают случаи, когда ребенок и в 3 года, готов к обучению шахматной премудрости. Самый лучший вариант обучения – занятия дома. Можно отдать ребенка и в специализированные кружки или студию. В крупных городах, очень много спортивных школ готовят юных шахматистов. В первое время, малыша может не заинтересовать игра в шахматы, потому что задания, которые будут проводиться в школе, будут очень простыми. Но со временем, когда он уже познакомится со всеми фигурами и начнет свой первый бой, его очень увлечет эта игра.
Дети более старшего возраста, уже сразу приступают к обучению того, как ходят фигуры, основные правила игры, находят решения простых задач, а чуть позже получают свой первый спортивный разряд. В возрасте 6 лет, ребенка уже могут принять в спортивную школу. Которая обучает игре в шахматы, там он сможет уже участвовать в турнирах и соревнованиях.
В домашних условиях, обучение может проходить в то время, когда ребенок наиболее расположен к игре. В отличие от школы и кружков, дома у него родная обстановка, которая его не напугает и не отвлечет от основной цели – обучится игре. Если же у родителей недостаточно знаний, то лучше всего обучатся у профессионалов.
В любом случае, родители должны как следует обдумать решение, где ребенку будет лучше обучатся шахматам. Но в самую первую очередь необходимо приобрести доску и фигуры для игры. Доска для игры в шахматы должна быть классическая деревянная, размером 40 на 40 сантиметров. Такая доска достаточно удобна для ребенка, она находится в поле зрения и ребенку будет легко рассмотреть все фигуры и детали. Маленькие доски с маленькими фигурками, не подходят малышу, они не удобные и их тяжело рассмотреть. Также не подходят для игры пластиковые, магнитные и доски огромных размеров.
Также имеет значение дизайн и размер фигур, фигуры должны отличатся друг от друга, чтоб ребенок понял ценность каждой фигуры, а если они ещё и красочно оформлены, то это поможет ещё больше заинтересовать малыша.
Если ребенок посещает специальные школы или кружки, то в будущем ему также понадобится часы с двумя циферблатами.
Первые знакомства с шахматами лучше всего провести в домашних условиях и если родители все же захотели отдать ребенка в школу или кружок, то им не стоит волноваться, что он не справится с этой наукой. Неуверенные, замкнутые в себе детки, уже через год становится целеустремленным и активным. В этом ему помогает не только тренер, а также успехи, которые он делает, выигрывая своего соперника, стремясь к победе.
Шахматы очень необычный спорт. Он доступен абсолютно каждому ребенку, но при этом она настолько увлекательная, она развивает те качества, без которых не обойтись в современном мире:
— у детей более расширен кругозор, чем у своих сверстников
— ребенок развивает свою память и внимание
— нестандартное, логическое и аналитическое мышление, поможет решить много сложно выполнимых задач
— для неусидчивых деток, шахматы помогают выработать усидчивость и сосредоточенность на конкретной задаче
Шахматы хорошо подходят как мальчикам, так и девочкам. Те качества что дают шахматы, очень нужно девочкам в современном мире. И к тому же в шахматном клубе она сможет легко себе найти друзей, таких же умных, как и она сама.
Да, не все дети будут занимать призовые места в соревнованиях, но то что дают шахматы ребенку, это огромный вклад в его развитие.
Детям до 7 лет, не рекомендуется часто и много участвовать в соревнованиях, так как поражение может плохо повлиять на не до конца сформированную психику малыша.
Детки, которые увлекаются шахматами, получают хорошие отметки в школе, они упорны и рассудительны. Маленькие игроки в шахматы обладают хорошей самооценкой, они не боятся трудностей и всегда могут найти решение любой проблемы.
Детки, которые увлекаются шахматами в будущем начинают тянуться к программированию. Но даже если ребенок в будущем выберет себе совсем другую профессию, те качества что дали ему шахматы останутся с ним навсегда, как и сама игра.
источник
То, как в последнее время усиливается внимание к шахматам, подтверждает: роль интеллекта в экономической гонке возросла.
Это мог бы быть очередной текст во славу шахмат – выдающейся интеллектуальной игры. Ведь несмотря на то, что прошло почти 20 лет, как компьютер Deep Blue обыграл Гарри Каспарова и установил вычислительное превосходство над человеком, шахматные турниры сохраняют свою аудиторию – как среди зрителей, так и среди игроков.
Это могла бы быть статья о том, что важнее шахмат для ребенка вообще ничего нет. Тогда я рассказал бы вам о нескольких исследованиях.
К примеру, в 2008 году в четырех немецких начальных школах провели эксперимент. Дети с проблемами в обучении (их IQ был на уровне 70-85) были случайным образом распределены в две группы. Одной – экспериментальной – предстояло в течение года 1 час в неделю заниматься шахматами, другая – сравнительная – этот час дополнительно занималась математикой. По итогам выяснилось, что первая группа значительно обогнала сравнительную по вычислительным способностям.
В 2013 году в Италии взяли 568 обычных школьников и тоже поделили их на группы. Экспериментальная, помимо основных занятий, занималась шахматами. Результаты показали, что уровень результатов экспериментальной группы в математических тестах оказался выше и возрастал тем больше, чем больше они занимались шахматами.
И таких исследований только за последние годы существует десятки. Но я хотел бы сказать о другом.
Главный миф звучит так: «шахматы – это панацея для интеллектуального развития». Многие критики этой игры не понимают инициативы ввести школьный шахматный всеобуч (как, например, в Армении) – и небезосновательно.
Шахматы не заменяют традиционные общеобразовательные предметы, они – не вещь в себе, а всего лишь еще один инструмент, который столетиями доказывает свою эффективность. Выдающийся шахматист Михаил Ботвинник говорил: «Никогда не сможет стать чемпионом мира тот, кто не имеет высшего образования». Замкнутый только на шахматах игрок, скорее, наоборот деградирует в социальной жизни. Ведь единственное, что он улучшает – это навык играть в шахматы. Всего лишь заточка инструмента, который так и не применяется в реальной жизни.
Шахматы – не модель жизни, хоть именно так утверждает Гарри Каспаров в одной из своих книг. Попытки экстраполировать шахматы на все сферы подряд выглядят искусственно и нежизнеспособно. С таким же успехом можно говорить о го, нардах или картах, как о таких моделях. Тем более, что в двух последних вариантах присутствует элемент случайности, которого шахматы лишены, но которым полна реальная жизнь.
Однако посмотрим на другой аспект.
Интеллектуальные игры, незначительно видоизменяясь, пришли в современность через столетия. Шахматы в первом своем исполнении появились еще в начале эры в Индии, а пятьсот лет назад правила и положения игры более-менее устоялись. Многие исторические оценки указывают на то, что шахматы с момента своего появления были игрой для элит: правителей, знати, военачальников, религиозных деятелей (которые, кстати, мирянам долго их запрещали).
Задумывались ли наши предки о том, что шахматы развивают интеллект и разные полушария мозга? Была ли у них достаточная практическая и теоретическая база, чтобы оценить полезность этой игры? Едва ли – они даже не владели таким дискурсом. Значит, основания были другими. Подсказка лежит в самой первой версии шахмат – индийской чатуранге. Она представляла собой модель битвы с участием четырех родов войск – пешки, слоны, кони, колесницы-туры – и велась до полного уничтожения соперников. А тогда на одной доске сражались целых четыре «войска».
Поэтому есть у шахмат очень полезная функция, применимая к сегодняшнему дню.
Несмотря на многовековые преобразования, шахматная игра представляет из себя всё то же – великолепную модель конфликта, в которой, казалось бы, используется ограниченное число ресурсов со своими возможностями и жесткие стартовые условия, но присутствует огромное многообразие вариантов развития. В главной степени это площадка для тренировки умения конкурировать с практически равным соперником (учитываем право первого хода за белыми).
Как и любой конфликт, шахматы тренируют психологическую устойчивость. Вряд ли тот, кто не способен мыслить ясно и длительное время выдерживать нервное напряжение, может одержать победу, особенно в вариантах с ограничением времени. Умение обуздать эмоции и включить холодный стратегический расчет – побочный эффект от игры.
Почему же сейчас, в 21-м веке, нашим детям нужны интеллектуальные игры и шахматы в частности?
Потому что конкурентность среды растет.
В современном динамичном мире, наполненном высокими технологиями, умение думать на далекую перспективу и грамотно использовать ресурсы при движении к ней – чуть ли не самое главное качество человека будущего.
Есть и еще один, менее заметный фактор. Шахматный спорт тренирует главную «мышцу» – мозг, поэтому ребенок раньше других приобретает умение преобразовывать первобытные физические конфликты в интеллектуальные. Шахматы сегодня – это одна из моделей бизнес-борьбы, где возможны либо победа, либо поражение, либо временный компромисс. Навык выигрывать и проигрывать правильно, обязательно учась и делая выводы, воспитывает в ребенке здоровое отношение к поражению и дух целеполагания.
Я вовсе не говорю о том, что физический спорт не развивает. Он обязателен в любом случае, и большинство шахматистов занимается плаванием, гимнастикой, игровыми видами. Без крепкого тела нечего и говорить о выносливости, физические усилия тренируют навык преодолевать, держаться до последнего. Однако в развитых странах, в число которых стремится попасть Украина, главный запрос сформирован на интеллектуальную молодежь. Именно она – двигатель прогресса, именно на нее делают акцент. И именно это пока не до конца понимают в нашем государстве.
Но это временно. Перенасыщенный некомпетентными руководителями социум давно и остро нуждается в людях, которые могут стать локомотивами инноваций и являются экспертами в своей сфере. Поэтому умный и разносторонне развитый человек, умеющий грамотно «сражаться» за ценности, расширяет диапазон своих возможностей. Помочь своему ребенку стать таким – серьезная миссия каждого родителя.
Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!
Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги
Следите за обновлениями раздела!
источник
А ну-ка папы ! |
Мастер класс (20) |
Здоровье |
Прививки (3) |
Питание (22) |
Нетрадиц. медицина (6) |
Привычки полезные и вредные (18) |
Экология пространства (9) |
Развивалки |
Мелкая моторика (4) |
Развитие памяти и внимания (2) |
Ритм и координация (3) |
Точные науки (2) |
Игровая |
Игры на свежем воздухе (4) |
Игры для детских праздников (5) |
Сценарии праздников (17) |
Игры дома (4) |
Студия |
ДневничОК (3) |
Наши занятия (2) |
Всякая всячина (7) |
Образование |
Альтернативное образование (7) |
Полезности |
Очумелые ручки (28) |
В копилку маме (23) |
Советы для жизни (37) |
Почемучка |
Природа (5) |
Дом (1) |
Психология |
Тесты (3) |
Детская психология (29) |
Популярная психология (8) |
Умные родители, стремясь воспитать из ребёнка самостоятельного и успешного человека, стараются ограничивать время, проводимое чадом за компьютером. А для этого стараются заполнить свободное время занятиями в спортивных секциях, возят в музыкальную или художественную школу. Ещё один отличный способ избежать интернет-зависимости — это научить ребёнка играть в шахматы. Эта игра доставляет детям много радости, в то же время оказывает огромное влияние на их умственное и психическое развитие.
Прежде всего шахматы — это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.
Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать.
Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.
Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.
Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы).
Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба.
Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой — и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития — как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость.
Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Edwin,
Смотри также:
Тест-рисунок Моя семья
Особенности воспитания малыша 1 года
Все помню
Пальчиковые игры
Игры и конкурсы для детских праздников и больших компаний
Как не вырастить лентяя?
Письмо от Билла Гейтса
Мост над бурными водами
Школа Шупер Шпионов
Группы Смышленыши для детей от года до 3х.
- http://constructorus.ru/samorazvitie/pochemu-polezno-igrat-v-shaxmaty.html
- http://kids-health.ru/polza-shahmat-dlya-detej/
- http://ru.tsn.ua/blogi/themes/zhittya/mif-ili-polza-zachem-na-samom-dele-nuzhny-shahmaty-678695.html
- http://www.kalyakimalyaki.ru/paper388.html
- http://obsheedelo.com/Shahmati_vred_i_polza
- http://fb.ru/post/mental-health/2016/3/18/4580
- http://hottabich.com.ua/blog/polza-shakhmat-dlya-vzroslykh